Что такое традиции в литературе. Традиции русской литературы

, Конкурс по экологии «Земля - наш общий дом»

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип проекта: групповой, долгосрочный, исследовательско-творческий.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Исполнители: коллектив детей подготовительной логопедической группы.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников, педагог дополнительного образования Потапова Е.В., сотрудник ООО «Энергоаудитэксперт» руководитель проекта Касмынин И.А.

Актуальность проекта

Проблема разумного использования энергии является одной из главных проблем современного человечества. С одной стороны, электроэнергия - высочайшее достижение современной цивилизации. Она заменила свет керосиновых ламп и свечей на свет электрических лампочек, принесла в наш дом электронагреватели, кондиционеры, телевизор и радио, компьютер и Интернет. Однако люди должны не просто ценить результаты деятельности человечества, но и стараться более экономично тратить энергоресурсы и по возможности ограничивать свои потребности. Ведь ограниченность энергетических ресурсов , негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством - все эти факторы приводят к выводу, что разумнее снижать потребление энергии , нежели постоянно увеличивать ее производство.

Главенствующую роль в этом процессе занимает экологическое воспитание , привитие навыков бережного отношения кэнергоресурсам. Перед педагогами стоит важная задача воспитать новое поколение , которое будет понимать важность экономии энергоресурсов , ведь бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.

Описание проблемы: Дети предшкольного возраста недостаточно ориентированы в эволюции современных предметов рукотворного мира, не имеют четких представлений, почему человек изменяет предметы, которыми пользовался в прошлом и не владеют знаниями о необходимости уважительного отношения к достижениям человека и как следствие, эффективном расходовании всех ресурсов и электроэнергии в частности. А также не умеют устанавливать причинно-следственную связь между влиянием человека и продуктов его деятельности на природу, не знают, что ресурсы Земли не бесконечны и трудно восстановимы.

Идея решения проблемы исследования: Чтобы помочь раскрыть перед детьми эволюцию источников света, показать необходимость уважительного отношения к изобретениям современного человечества и, как результат, экономии электроэнергии, было решено создать вместе с детьми макет. На нем наглядно можно будет продемонстрировать историю совершенствования осветительных приборов от факела и лучины до современной светодиодной лампы, а также нарисованные и разработанные детьми энергосберегающие плакаты.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста первоначальных сведений о рациональном использовании электроэнергии и воспитание элементарной культуры энергосбережения, развитие ретроспективного и перспективного взгляда на предметы рукотворного мира.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Развивать у детей интерес к проблеме экономии энергоресурсов, формировать первоначальные навыки рационального их использования.
  • Формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком.
  • Познакомить детей с прошлым и настоящим осветительных приборов, с процессом их преобразования человеком.
  • Активизировать поисково-познавательную деятельность, интеллектуальные способности, умения сопоставлять факты, явления, объекты, сравнивать и анализировать их, мыслительную активность, творческие способности.
  • Вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энергосбережению.

Для педагогов:

  • Повышать уровень профессиональной компетентности, обогащать знания по актуальным вопросам энергосбережения.
  • Закреплять навыки организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста.
  • Создавать условия для ознакомления воспитанников с энергоресурсами через обогащение предметно-развивающей среды и систему мероприятий с воспитанниками, их родителями и общественными организациями (ООО «Энергоаудитэксперт»).

Для социальных партнеров:

  • Способствовать проявлению интереса к содержанию энергосберегающей работы с детьми , к участию в совместных мероприятиях .
  • Повышать педагогическую компетентность родителей, обогащать их воспитательный опыт, способствовать гармонизации детско-родительских отношений.
  • Пополнять знания по энергосбережению, более ответственно относиться к расходованию энергоресурсов.

Краткое содержание проекта

Организационно-подготовительная часть: постановка проблемы, поиск информации.

Для педагогов и родителей:

  • Подбор методической и художественной литературы.
  • Обогащение предметно-развивающей среды (дооснащение уголка экспериментирования, подбор дидактических и настольно-печатных игр, подбор литературы в книжном уголке, экспонатов для организации выставки «От лучины до лампочки»).
  • Проведение консультации для педагогов и родителей «Энергосбережение – забота каждого!»

Для детей:

  • Тематические беседы «Для чего нам нужно электричество», «Как появилась лампочка», «Экономим электроэнергию - бережем планету», «Счетчик в гостях у ребят».
  • Просмотр мультимедийных презентаций «Путешествие в прошлое лампочки», «Откуда к нам приходит электричество»
  • Беседа по безопасности «Осторожно - электроприборы!»
  • Чтение художественной литературы, беседы по содержанию: Мифы Древней Греции «Прометей», Р.Г. Подольный «Как человек огонь приручил», цикл стихов о лампочке и электричестве.
  • Экспериментально-исследовательская деятельность, опыты, естественнонаучные наблюдения «Почему лампочка светит?», «Ожившие волосы», «Упрямые шарики», «Помогите золушке», «Такие разные источники счета».
  • Дидактические игры, игры-путешествия, игровые задания по теме проекта.
  • Встреча с интересными людьми: ситуативный разговор «Электричество живет повсюду» с родителем одного из воспитанников Касмыниным И.А. (руководителем проекта ООО «Энергоаудитэкспер»).

Основная часть, создание продуктов проекта

  • Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, моделирование) по теме, изготовление макета.
  • Выставки рисунков «Весёлая лампочка»
  • Выставка энергосберегающих плакатов «Экономим разумно!»
  • Сочинение и презентация сказок «Приключение лампочки»
  • Организация выставки «От лучины до лампочки»
  • Посещение музея «Огни Москвы»

Защита проекта, подведение итогов

  • Создание и презентация энергосберегающего макета «Приключение лампочки».
  • Составление методических рекомендаций для педагогов и родителей (информационные буклеты по энергосбережению).
  • Защита проекта на научной конференции для дошкольников «Первые шаги в науку».

Полученные результаты по проекту

  • Систематизация у дошкольников знаний о свойствах и действиях различных предметов-предшественников современных источников света и осветительных приборов, знакомство с историей электрической лампочки, дети научились ценить результаты деятельности человека и достижения современной цивилизации.
  • Расширение кругозора об энергоресурсах и культуре энергосбережения, сформированность у воспитанников и их родителей навыков энергосберегающего поведения.
  • Развитие у воспитанников любознательности, творческих способностей, познавательной активности и способности использовать полученные знания в различных видах деятельности и поведении.
  • Повышения уровня педагогической компетентности педагогов, разработка дидактический комплекса (конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии развлечений, дидактические игры, опыты, эксперименты, наглядно-методическое пособия - макет).

Сегодня перед обществом стоит очень важная задача – изменить в сознании каждого гражданина стереотип, что природные энергоресурсы неисчерпаемы. Мышление взрослых изменить сложно. Но ребёнку дошкольного возраста можно помочь усвоить азы экологической культуры, бережного и заботливого отношения к богатствам земли, ко всему, что его окружает.

В поисках наиболее эффективных методов решения этой задачи мы остановились на методе проектов. Он способствует поддержке детской познавательной инициативы, развитию творческих и коммуникативных способностей дошкольников, обеспечивает интеграцию образовательных областей и сочетание интересов всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей. Именно метод проектов даёт возможность в увлечённой активной совместной деятельности познакомить каждого дошкольника с такими сложными понятия, как «экономить», «беречь», «электроэнергия», «природные ресурсы» и приобщить детей к ценностям экологической культуры.
Наш опыт показал, что в силу наглядности мышления детей дошкольного возраста, результаты познания окружающего мира лучше всего реализуются в продуктивной деятельности и воплощаются в реальные продукты. Поэтому мы решили итоговым продуктом поисково-исследовательской деятельности детей по проблеме энергосбережения сделать макет практико-ориентированной направленности. Макет многофункционален и его применение в работе может носить разноплановый характер. Он может служить как объектом, так и средством деятельности детей, дает возможность обобщить и систематизировать знания детей и одновременно выступает, как способ формирования познавательный интереса, эстетических чувств и творческих способностей.

И конечно важно понимать, что только целенаправленная работа по воспитанию у дошкольников культуры энергосбережения принесёт свои плоды во взрослой жизни сегодняшних малышей, они смогут стать более активными помощниками общественных инициатив, направленных на сохранение и преумножение ресурсов нашей страны.

Экономный СВЕТ – без БЕД! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ОВ 50» Проект, представленный на муниципальный дистанционный конкурс на лучшую агитационную работу о необходимости утилизации энергосберегающих ламп «Свет – без опасности!» ЗАТО Северск


Актуальность Сохранение энергоресурсов стало проблемой 1 во многих странах мира. В России эта проблема обозначена законодательно в 2009 году, с момента выхода Федерального закона от ФЗ (ред. от) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…» Энергосбережение важная задача по сохранению природных ресурсов. В нашей стране наиболее насущным является энергосбережение в быту, в повседневной жизни – дома, на работе, в местах массового пребывания людей (школы, детские сады, поликлиники и др.). Чтобы энергосбережение стало осознанной необходимостью у граждан нашей страны, мы должны с ранних лет говорить детям о том, что нужно беречь природные ресурсы.


ПРОБЛЕМА 1 ПРОБЛЕМА 2 КАК и КУДА сдать ртутные лампы? Мы знаем, что люминесцентные (ртутьсодержащие) лампы являются энергосберегающими, но НЕ знаем, почему их нельзя просто выбросить в мусоропровод Мы знаем, что нужно беречь энергоресурсы (слышали об этом, читали), но НЕ знаем методов и способов энергосбережения


Цель проекта: формирование у участников проекта потребности в энергосбережении, как в единственной форме сохранения природных ресурсов и собственного (семейного) бюджета Задачи: повысить информированность участников проекта (детей, сотрудников, родителей воспитанников) в вопросах энерго-и- ресурсосбережения формировать у участников проекта культуру энергопотребления привлечь внимание к проблеме утилизации энергосберегающих ламп учить безопасному обращению с люминесцентными лампами учить детей практически применять знания, полученные в детском саду, в повседневной жизни


Вид проекта информационно-познавательный, творческий Продолжительность проекта долгосрочный Сроки реализации май 2014 – октябрь 2014 Форма проведения проекта дневная (в рамках организации педагогического процесса) Направленностьсоциально-педагогическая, экологическая Этапы проекта 1 этап: подготовительный 2 этап: основной 3 этап: заключительный Ожидаемые результаты: Мы уверены, что участники проекта научатся сами и поделятся своими знаниями с близкими: -о том, как сберечь электроэнергию и семейный бюджет с помощью люминесцентных ламп -почему люминесцентные (ртутные) лампы опасны для здоровья людей и наносят вред окружающей среде - как утилизировать люминесцентные лампы


1 направление работы в рамках реализации проекта: - работа с сотрудниками детского сада: создание на рабочих местах экологически комфортной, энергосберегающей безопасной среды (100% замена ламп накаливания на люминесцентные лампы, оборудование места для хранения использованных люминесцентных ламп, заключение договора на утилизацию использованных люминесцентных ламп с ООО «Славяне») повышение уровня информированности сотрудников ДОУ, привлечение внимания к проблемам утилизации люминесцентных ламп (через консультации, слайдовые презентации, индивидуальные беседы – охвачено 58 сотрудников) привлечение педагогов и младших воспитателей к участию в природоохранных акциях (городская акция «Памятник небезразличию», посвященная теме «Безопасный свет», расклеивание листовок для жителей микрорайона – принимали активное участие 8 педагогов, 3 младших воспитателя)







2 направление работы в рамках реализации проекта: -работа с родителями воспитанников: выявление проблемы энергосбережения в семьях воспитанников (через анкетирование, устный опрос – приняло участие 168 семей воспитанников) повышение уровня информированности родителей воспитанников, привлечение внимания к проблемам утилизации люминесцентных ламп (через родительские собрания, консультации, слайдовые презентации, индивидуальные беседы, наглядно-текстовую информацию – охвачено 185 семей воспитанников) вовлечение в образовательно-воспитательный процесс (помощь в подготовке материала и участие в акции «Памятник небезразличию», посвященной теме «Безопасный свет», совместные творческие проекты детей и родителей, посвященные проблеме энергосбережения – принимали активное участие 12 семей воспитанников)


Сравнительный анализ использования ламп в осветительных приборах семьями воспитанников (май 2014 г., 100% семей воспитанников) ЛН – лампа накаливания КЛЛ – компактная люминесцентная лампа Вывод: Подавляющее большинство родителей в быту используют лампы накаливания, объясняя это тем, что люминесцентные лампы значительно дороже ламп накаливания. О вопросах утилизации ртутных ламп родители не задумываются, о том, что в ЖЭУ бесплатно принимают эти лампы на утилизацию не знают. Примечание: В конце нашего проекта (в октябре 2014 г.) мы провели повторное анкетирование родителей, вопросы не меняли. Результаты по использованию ламп в быту получили идентичные тем, что были на начало проекта. Думаем, это связано с тем, что за короткий период у большинства родителей доходы остались прежними, уровень жизни, в целом, не улучшился, следовательно, и расходы остались прежними, и в число необходимых трат не входят энергосберегающие лампы. Положительным результатом проекта можно считать тот факт, что 100 % опрошенных родителей узнали о том, чем опасны ртутные лампы, как с ними нужно обращаться и где принимают люминесцентные лампы от населения на утилизацию.








3 направление работы в рамках реализации проекта: -работа с детьми: создание информационно-насыщенной среды по проблеме энергопотребления, энергосбережения, утилизации ламп накаливания и люминесцентных ламп (вниманию детей предлагались журнальные статьи, слайдовые презентации, брошюры и раскраски «Детям с уважением об энергосбережении») экскурсия в ООО «ЖЭУ-8», которое принимает ртутные лампы на утилизацию от населения в нашем микрорайоне (охвачено 56 детей старшего дошкольного возраста) творческая деятельность (дети рисовали плакаты на заданную тему утилизации ртутных ламп, разрабатывали дизайн памяток по энергосбережению для родителей и жителей микрорайона) природоохранные акции (наши педагоги и воспитанники активно участвовали в городской акции «Памятник небезразличию», посвященной теме «Безопасный свет» - приняли участие 3 педагога и 28 детей старшего дошкольного возраста, расклеивали листовки на подъездах домов в микрорайоне - всего было расклеено 290 листовок)



В дошкольный период у детей формируются первые представления об окружающем мире: различных предметах дома, в детском саду и на улице, природе, профессиях людей и т. д. На занятиях по познанию окружающего мира в дошкольном учреждении необходимо расширять эти представления у ребёнка, формировать гармонично развитую личность, способную ориентироваться в привычных жизненных ситуациях.

Формирование представлений об окружающем мире в разных возрастных группах ДОУ

Занятия по познанию окружающего мира включают в себя изучение мира природы, явлений общественной жизни (жизнь и труд взрослых), предметного окружения. Общей целью курса таких мероприятий в ДОУ является формирование у ребёнка целостной картины мира, критического мышления, умения самостоятельно определять и эмоционально реагировать на происходящее в окружающем мире, развитие воображения, творческой и познавательной активности.

Занятия по изучению окружающей среды помогают детям лучше ориентироваться в различных житейских ситуациях

  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира;
  • формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях);
  • формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, о традициях и праздниках;
  • формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблю­дать.

В. А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Проводить занятия по знакомству с окружающим миром педагогу следует, учитывая возрастные особенности детей, используя адекватные подходящие приёмы, средства и методы.

Первая младшая группа

В первой младшей группе ставятся следующие задачи:


Так, игра «Мамы - дома повара» (по О. В. Дыбиной) направлена на демонстрацию важности домашнего труда мамы, знакомство с различными блюдами и их названиями. Предварительным материалом к игре выступает совместная подготовка родителей и детей фотографий мам, на которых они заняты процессом приготовления еды.

Ход игры:

  1. Воспитатель достаёт и показывает ребятам игрушечного персонажа Сороку-белобоку и начинает разговаривать с ней: «Сорока, сорока, ты к нам прилетела, чтобы сварить кашу?», а сорока-игрушка отвечает: «Нет, я пришла узнать у ребят, что же готовят их мамы дома».
  2. Дети по очереди выходят и рассказывают, показывая фотографию со своей мамой, о том, какое блюдо она готовит. Например: «Моя мама готовит суп. Она добавляет туда картошку, морковь, лук, перец». Воспитатель дополняет рассказ ребёнка: «Так, значит, это овощной суп. Ребята, а вы любите супы? У кого ещё мама готовит суп? А какие ещё есть: гороховый, борщ, свекольник? Кто что больше любит?» и т. д. Происходит беседа. Следующий ребёнок, например, рассказывает о том, что его мама печёт пирожки. Вспоминаются блюда, которые ещё можно выпекать (пирог, плюшки). Другой малыш показывает фото, как мама жарит картошку. Воспитатель поддерживает и направляет разговор о том, какие блюда тоже можно готовить на сковородке (котлеты, блинчики), интересуется мнением ребят.
  3. После того как все малыши рассказали о трудах своих мам, Сорока-белобока говорит: «Ребята, у вас замечательные мамы! Как они трудятся дома и какую вкусную еду готовят для всей семьи! Спасибо за интересный рассказ! А я полетела рассказывать своим детишкам-сорочатам о том, как можно приготовить вкусную еду. Пока».
  4. Фотографии мам выставляются на мольберте. Каждый ребёнок может ещё раз рассказать о своей маме воспитателю или другим ребятам.

Вторая младшая группа

Во второй младшей группе дети:

  • продолжают знакомиться с предметами и их свойствами - учатся определять размер, форму, вес, расположение (далеко - близко, высоко - низко), различать цвета;
  • иизучают свойства материалов (твёрдость, пластичность), структуру поверхности (гладкая, скользкая, шершавая) в играх «Из чего это сделано?», «Послушная глина» и др.;
  • начинают простейшие исследования предметов (тонет - не тонет, рвётся - не рвётся);
  • принимают участие в беседах о семье и её важности, учатся рассказывать о своих родственниках;
  • знакомятся с профессиями (медсестра, воспитатель).

Изучая разные профессии, дети приобщаются к общественной жизни

Важно подчёркивать в занятиях различие предметов, сделанных людьми (табуретка, ложка, диван) и созданных природой (шишка, камень, ветка). Например, в игре «Помоги Незнайке» дети складывают предметы в различные мешочки в зависимости от того, сделаны они человеком или нет. Усложнить игру можно, попросив ребят обосновывать свой выбор («Я положил мяч в этот мешок, потому что его сделал человек»).

Средняя группа

В средней группе воспитанники:

  • учатся различать предметы по их использованию (для рисования, игры, труда);
  • продолжают знакомиться со свойствами и качествами предметов;
  • расширяют знания об общественном транспорте;
  • продолжают знакомиться с детским садом и его сотрудниками;
  • продолжают изучать родной край, знакомятся с названиями улиц, достопримечательностями города, праздниками, получают начальные представления об армии страны;
  • продолжают знакомиться с профессиями (шофёр, продавец, врач), вводится само понятие «профессия».

Следует объяснять ребятам, почему тот или иной предмет сделан из определённого материала (мебель - из дерева, зонт - из водонепроницаемой ткани, чашка - из фарфора). Также детям интересно знакомиться с историей появления предметов и материалов.

Игры с пуговицами учат дошкольников различать цвет и размер, а также тренируют мелкую моторику

Например, можно провести игру «Какая бумага была в прошлом», целью которой является знакомство детей с видами бумаги в прошлом и с её современным использованием. Воспитатель рассказывает про каждый материал, который в прошлом использовали для написания на нём текстов. При рассмотрении самого древнего вида - камня, подчёркивается неудобство его применения в письме и необходимость поиска других материалов. Затем дети изучают глиняную табличку. В совместном разговоре с педагогом они приходят к выводу, что глина мягкая, на ней удобнее писать, чем на камне, но табличка хрупкая и может разбиться. Преподаватель рассказывает группе о бересте, что этот материал использовался в Древней Руси и сделан он из берёзовой коры. Писать на бересте удобно, но вот книгу сделать из неё не получится. Детям предлагается сложить бересту, чтобы они убедились, как трудно это сделать - она сразу ломается.
Затем воспитатель рассказывает, что из далёкого Китая когда-то был привезён новый материал для письма - бумага. Сначала она была тёмная, поверхность была у неё шероховатая. В итоге беседа подводится к рассмотрению листа бумаги, используемого в настоящее время, - гладкого, тонкого и белого. Ребятам задаётся вопрос, что можно сделать из бумаги (книги, газеты, журналы, тетради и т. д.). В заключающей части занятия удачным будет прочитать стихотворение, например, С. Маршака «Чистый лист».

Видео: открытый урок по познанию окружающего мира в средней группе

Старшая группа

  • учатся различать и называть виды транспорта, бытовые приборы для удобства и комфорта (чайник, кофемолка, комбайн, тостер, утюг, пылесос, ковёр), можно организовать дидактические игры «Предметы, создающие комфорт в доме», «Что облегчает домашний труд»;
  • учатся сами описывать предметы (их свойства и качества), например, проводятся игры «Упрямый предмет», «Из какого материала сделано»;
  • продолжают знакомиться с родным краем;
  • расширяют знания о профессиях (врач, шофёр);
  • учатся различать некоторые виды войск;
  • обучаются некоторым правилам дорожного движения.

На занятиях по окружающему миру ребята могут попробовать себя в роли садоводов

При ознакомлении детей старшей группы с новыми видами профессий, следует акцентировать внимание на важности любого труда, его ценности. Например, занятие «В гостях у художника» учит детей ценить творческую деятельность живописцев, показывает её значимость и необходимость.

Ход занятия:


Занятия по познанию окружающего мира для детей старшего дошкольного возраста должны побуждать их проводить собственные исследования, учиться анализировать происходящее, устанавливать причинно-следственные связи.

Подготовительная группа

В подготовительной группе занятия по познанию окружающего мира направлены на:

  • обогащение знаний об окружающих предметах, истории их создания, видах транспорта;
  • проведение бесед о семье (говорить о датах рождения родственников, называть их имена);
  • формирование представлений детей о школе, библиотеке, музее, используя экскурсии, рассматривание альбомов, беседы;
  • расширение знаний о родном крае, знакомство с флагом, гербом и гимном страны;
  • проведение бесед о нашей планете, формирование навыка пользоваться картой (старшие дошкольники с интересом воспринимают темы о космосе, полёте Ю. Гагарина, В. Терешковой, космических экипажах и станциях);
  • углублять знания об армии;
  • формировать интерес к новым профессиям.

В подготовительной группе следует активно использовать преобразовательную деятельность, тем самым развивая творческую активность ребят и их воображение. Например, игры-преобразования «Укрась ёлочку», «Дом из ткани», «Ватрушка» побуждают дошкольников выступать в роли творцов, преобразователей.

Таблица: примерный план занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Автор Дыбина О.
Месяц Тема Программное содержание
Сентябрь Предметы-помощники Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека.
Дружная семья
  • Расширять представления детей о семье;
  • разивать чувство гордости за свою семью.
Октябрь Удивительные предметы Учить сравнивать предметы, придуманные людьми и созданные природой, находить между ними общее.
Как хорошо у нас в саду
  • Расширять представления о работе детского саду, его сотрудниках;
  • воспитывать любовь к своей группе.
Ноябрь Путешествие в прошлое книги Показать историю создания книги, какие материалы раньше использовались и как менялся вид книги во времени.
Школа
  • Познакомить детей с профессией учителя;
  • воспитывать интерес к школе.
Декабрь На выставке кожаных изделий
  • Дать понятие о коже как о материале, познакомить с её свойствами;
  • изучить предметы и вещи, создаваемые из кожи.
Путешествие в типографию
  • Познакомить детей с трудом работников типографии;
  • познакомить с процессом создания книги.
Январь Две вазы Закреплять представления о стекле и предметах из него.
Библиотека
  • Дать детям представление о библиотеке;
  • ознакомить с правилами посещения библиотеки.
Февраль В мире материалов (викторина) Закреплять представления детей о различных материалах.
Защитники Родины
  • Расширять представления детей об армии;
  • воспитывать любовь к Родине.
Март Знатоки Расширять знания о предметах окружающего мира.
Моё Отечество - Россия Воспитывать уважение и любовь к родному краю.
Апрель Путешествие в прошлое счётных устройств
  • Познакомить с прошлым счётных устройств;
  • развивать познавательную активность.
Космос
  • Расширять представления детей о космосе;
  • рассказать об известных космонавтах.
Май Путешествие в прошлое светофора
  • Познакомить с прошлым светофора;
  • расширять знания о правилах дорожного движения.
К дедушке на ферму
  • Познакомить детей с профессией фермера;
  • воспитывать чувство уважения к работникам сельского хозяйства.

Демонстрационный материал на занятиях по познанию окружающей среды в детском саду

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром используются различные приёмы оформления наглядных материалов. Это могут быть:

  • схемы;
  • слайды;
  • картинки-карточки
  • поделки;
  • плакаты;
  • стенгазеты и т. п.

Воспитатель, готовясь к занятию, заранее продумывает, какой вид демонстрационного материала лучше подойдёт для данной темы, ищет информацию в сети или книгах, распечатывает и оформляет. Например, на занятии по изучению леса можно показать ребятам фотографии различных деревьев, а также изготовить поделку или нарисовать дерево.

Материал на занятии должен быть наглядным и понятным ребятам

Интерес у дошкольников вызовет игра по самостоятельному сбору частей в целое. Например, разрезать картинку ромашки и предложить сложить её в правильном порядке. Для изучения темы «Семья» удачным будет использование карточек с изображениями членов семьи. При изучении правил дорожного движения пригодятся схемы, демонстрирующие переход дороги в положенном месте, работу светофора и т. д.

Фотогалерея: демонстрационный материал к занятиям в ДОУ по познанию окружающей среды

Безопасность на дороге зависит от соблюдения правил дорожного движения Знание знаков дорожного движения поможет ребятам ориентироваться на улице Младшие дошкольники с удовольствием воспроизводят голоса домашних животных Плакат с народными костюмами познакомит ребят с особенностями разных культур Дошкольникам нужно определить, какое животное чем питается Работа с карточками по изучению видов транспорта развивает у дошкольников навыки анализа и синтеза С помощью такого изображения педагог знакомит малышей со строением дерева Набор карточек поможет дошкольникам при изучении темы «Семья»

Разработка проекта по познанию окружающего мира в детском саду

Участие в проектной деятельности формирует у детей реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования происходит обогащение памяти ребёнка, активизируются мыслительные процессы. При разработке проекта воспитатель учитывает возрастные особенности дошкольников, выбирает интересную ребятам тему и обосновывает её актуальность. Затем педагог формулирует цели и задачи, подбирает методы реализации поставленных целей, прогнозирует ожидаемые результаты работы по проекту.

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму.

Китайская народная мудрость

Оформление проекта включает следующие основные моменты:

  1. Краткая аннотация с обоснованием актуальности проекта.
  2. Характеристика участников проекта.
  3. Цель и задачи проекта.
  4. Предполагаемые результаты.
  5. Сроки реализации проекта.
  6. Необходимые материалы и оборудование.
  7. Этапы реализации проекта (в том числе изучение литературы, работа с родителями, мониторинг и т. д.).
  8. Список использованной литературы.

Проект по энергосбережению

Недостаток бережного обращения с ресурсами - одна из важных экологических проблем в настоящее время. Забота о нашей планете и разумное использование энергии ложатся в основу проводимых проектов по энергосбережению в детском саду. Цель проекта по энергосбережению - показать необходимость экономичного использования энергии, напомнить элементарные приёмы, помогающие сократить потребление электроэнергии, водных и тепловых ресурсов, изучить правила безопасности. Оптимальным считается начинать вводить вопросы по сохранению энергии в старшей группе. В этом возрасте быстро прививаются привычки, формируется умение отвечать за свои поступки.

Проект по энергосбережению может быть краткосрочным (1–3 недели), среднесрочным (4–6 недель) или долгосрочным (более полугода). В проекте обычно участвуют воспитатель, дети и их родители. Реализация подразумевает 3 этапа:

  1. Вводная часть. Подготовка, сбор материала.
  2. Практическая часть. Проведение исследований, мероприятий.
  3. Завершение, подведение итогов.

В качестве подготовки и мотивации к основной части проекта можно использовать:

  • беседы об электричестве, воде, свете с опорой на жизненный опыт;
  • опыты со светом , водой, воздухом;
  • изучение детских энциклопедий по экологии;
  • дидактические игры (например, «Мой дом», «Безопасное поведение»);
  • регулярное наблюдение за явлениями окружающего мира;
  • анкеты для родителей.

От бесед и рассказов об электричестве дошкольники переходят к творческой деятельности в рамках проекта

При проведении опытов важно провести вводный инструктаж и рассказать о правилах безопасности. Ребята должны понимать, что проведение экспериментов - серьёзное дело. Но не стоит преподносить это в строгой форме, чтобы не испугать воспитанников. Лучше, например, сказать, что все знаменитые физики и химики обязательно надевают перчатки перед началом опыта, а также аккуратно относятся к жидкостям, не разливают их и не пробуют ничего на вкус.

Например, опыт «Как увидеть молнию», цель которого будет являться выяснение того, что гроза - проявление электричества в природе, может быть проведён с помощью:

  • воздушного шара;
  • шерстяных кусочков ткани;
  • рупора.

Этапы проведения:

  1. Сложенные друг на друга кусочки шерстяной ткани натирают воздушным шаром или пластмассовым предметом.
  2. Подносят к ним рупор (для усиления звука).
  3. Медленно разъединяют ткань. В результате происходит электризация, сопровождающаяся характерным треском, появилось электричество.

Для проведения дидактической игры «Где живёт Лампочка?» понадобятся:

  • картинки с изображением различных бытовых приборов (холодильник, стол, телевизор, книжный шкаф, пылесос, шуба, телефон, ваза и т. п.);
  • красный картонный или бумажный кружочек.

Этапы проведения:

  1. Воспитатель показывает ребятам картинки с различными приборами и предлагает им назвать только те, в которых есть лампочка, и выделить их красным кружочком.
  2. Далее проводит беседу с ребятами о важности использования электричества в быту. Спрашивает, чем обычно занимается мама дома, какую бытовую технику использует (утюг, стиральную машину, плиту, фен). Лампочка может держать обиду на маму Наташи и Кати (использование многих приборов одновременно).
  3. Лампочка спрашивает ребят: «Как вы думаете, всегда ли нужно использовать электрические приборы? Или можно заменить их механическими? В каких случаях?». Ребята высказывают своё мнение.

Основной целью подготовительного этапа является дать вводные знания по электричеству, заинтересовать детей в проведении практических занятий.

Практическая часть проекта состоит из активной работы её участников. Она может включать:

  • изготовление демонстрационного материала, карточек и схем для проведения опытов;
  • подготовку к выставке;
  • наблюдения (например, за дождём, росой, паром);
  • дидактические игры;
  • опыты;
  • чтение экологических сказок;
  • беседы;
  • сочинение совместных с ребёнком рассказов, загадок по теме;
  • оформление декораций для эпизодов сказки;
  • театрализованные сценки;
  • изготовление плакатов, стенгазет;
  • изготовление памяток;
  • проведение консультаций и т. п.

В рамках проекта можно провести акцию с призывом беречь электроэнергию

На завершающем этапе организуются:

  • выставки;
  • тематические уголки;
  • чтение стихов;
  • загадывание загадок;
  • составление кроссворда;
  • игры;
  • развлечения;
  • фотоальбом и др.

На завершающем этапе реализации проекта можно предложить воспитанникам сделать тематический коллаж

Таблица: паспорт педагогического проекта «Энергоша»

Автор Матюшёнок Г. Е., заместитель заведующего ГУО «Ясли-сад № 432 г. Минска».
Цель проекта Создание условий для формирования у детей старшей группы основ бережного отношения к использованию электроэнергии.
Задачи проекта
  • Познакомить детей с различными видами энергии;
  • изучить с детьми правила безопасного обращения с электрическими приборами;
  • учить дошкольников бережному отношению к энергоресурсам страны, углубив их представления об электроэнергии через организацию исследовательской деятельности.
1-й этап (выделение проблемы)
  1. Что такое электричество (познавательные занятия «Что такое электричество», «Откуда к нам приходит электричество», «Обогревательные приборы»).
  2. Почему лампочка светится (игра-занятие «Королева Лампочка»).
  3. Для чего нужно беречь электричество (беседа «Экономим тепло»).
2-й этап (исследовательский, сбор информации)
  1. Общение:
    • беседы «Что такое электрический ток и откуда он берётся», «Чем освещалось жильё до…»;
    • чтение «Электричество в природе», «Как солнышко электрическую лампочку зажгло» (Жилинский И. М.), «Научимся электросбережению», «Мудрые советы»;
    • загадки об электроприборах.
  2. Игры:
    • «Что было, что будет»;
    • «Хорошо - плохо»;
    • «Свет, звук»;
    • «Магазин» (сюжетно-ролевая);
    • «Разрезные картинки»;
    • «Выбери лишнюю картинку»;
    • «Ремонтная мастерская» (сюжетно-ролевая);
    • «Самый тихий, самый лёгкий, самый быстрый» (классификация бытовых предметов);
    • «Новоселье» (сюжетно-ролевая).
  3. Художественно-речевая деятельность:
    • лепка «Наши помощники электроприборы»;
    • сочинение загадок о бытовой технике;
    • рисование «Волшебная лампочка», «Где живёт электричество».
  4. Познавательно-практическая деятельность:
    • опыты (с расчёской, шариками, «Загорится ли лампочка в фонарике»);
    • наблюдения «Где в нашей группе живёт электричество», «Как мы видим электричество», «Чтобы зря не горели лампочки»;
    • рассматривание иллюстраций (предметы бытовой техники).
  5. Взаимодействие с семьёй:
    • наблюдение с родителями за работой электросчётчика;
    • подбор загадок об электроприборах и электричестве;
    • подсчёт количества лампочек в квартире;
    • подбор информации об экономном расходовании энергии;
    • изготовление плакатов «Берегите электроэнергию».
3-й этап (заключительный, презентация)
  • Фотоальбом «Полезные помощники»;
  • рекомендации «Безопасное поведение с электричеством»;
  • сообщение «Как устроена электрическая лампочка»;
  • кроссворд «Наши друзья - электрические приборы».
Результаты
  • Дети становятся более внимательными к природе, пытаются бережно к ней относиться, экономнее потребляют электроэнергию.
  • Родители более ответственно относятся к расходу электричества в доме и в совместной работе с ребёнком укрепляют взаимоотношения.
  • Воспитатель повышает свои знания по поводу сохранения природных ресурсов, делится своим опытом с коллегами и родителями, бережёт энергию на рабочем месте, показывая детям пример.

Проект «Звуки вокруг нас»

Проекты в детском саду по исследованию звука создаются педагогами для привлечения внимания ребят к музыке, побуждения к игре на музыкальных инструментах, в частности, в детском оркестре. Проект «Звуки вокруг нас» направлен на то, чтобы учить дошкольников отличать шумовые звуки от музыкальных. Так как у детей младших групп очень слабо развит слух, чувство ритма, подобные проекты будут актуальны для ребят старших и подготовительных групп.

В процессе проекта «Звуки вокруг нас» дети учатся различать природные и искусственные источники звука

Приведём пример одного из проектов «Звуки вокруг нас», разработанного воспитателем старшей группы Юдиной Г. А. Цель проекта - расширять представления детей о различных звуках окружающего мира. Проект среднесрочный, рассчитан на 1 месяц.

Таблица: содержание проектной деятельности «Звуки вокруг нас»

Этап Мероприятие Задачи Ответственные Сроки
Подготовительный. Беседа с детьми «Шумовые и музыкальные звуки».
  • Познакомить детей с тем, что все звуки делятся на шумовые и музыкальные;
  • показать чем отличается шумовой звук от музыкального.
Музыкальный руководитель 1-я неделя
Создание проблемной ситуации для детей. Выяснить, что дети знают о звукообразовании и звукоизвлечении, что хотели бы ещё узнать. Воспитатели 1-я неделя
Информирование родителей и детей.
  • Ознакомить родителей с проблемой проекта;
  • вместе обсудить цели и задачи проекта;
  • сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
Воспитатели, родители 1-я неделя
  • Оформление родительского уголка «Для вас, родители».
  • Размещение рекомендаций по теме проекта.
Просвещение родителей. Воспитатели Постоянно
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  • Оснащение театрального уголка группы новыми музыкальными инструментами.
  • Оснащение природного уголка новыми атрибутами для экспериментирования.
Организовать совместную деятельность детей и родителей. Воспитатели, родители 1–2-я недели
Деятельностный.
Формирование знаний, умений, навыков при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно.
Беседа «Польза и вред звуков».
  • Обогащать знания детей о здоровом образе жизни на основе работы органов слуха;
  • расширять представления детей об особенностях слухового восприятия людей и животных.
Воспитатели 2-я неделя
  • Дидактическая игра «Слушаем шум».
  • Прослушивание фонограммы различных шумов (А. Буренина «Театральные шумы»).
Развивать слуховое внимание, словарный запас. Воспитатели 2-я неделя
Совместная работа детей и родителей: послушать и нарисовать мальчикам - шумы, которые услышали на улице; девочкам - шумы, которые услышали дома. Развивать слуховое внимание, воображение, память. Дети, родители 2-я неделя
Дидактическая игра «Что звучит?». Определять предмет, не глядя, по издаваемому звуку, развивая слуховое внимание, воображение. Воспитатели 3-я неделя
Дидактическая игра «Музыка или шум?». Определять происхождение звука, различать музыкальные и немузыкальные звуки. Музыкальный руководитель 3-я неделя
Исследовательская деятельность детей.
  • Развивать слуховое внимание;
  • подбирать предметы, издающие звук, по свойству предмета (деревянный, металлический, стеклянный, шуршащий).
Воспитатели 3-я неделя
Творческая мастерская: изготовление шумовых музыкальных инструментов.
  • Способствовать развитию сотрудничества педагогов с родителями и детьми;
  • продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в мини-группах.
Воспитатели, дети, родители 4-я неделя
Результативный. Викторина «Музыкальные и немузыкальные звуки». Закрепить понятия музыкальных и немузыкальных звуков. Музыкальный руководитель, воспитатели 4-я неделя

Пример конспекта занятия «Природные зоны России» в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей о природе родной страны, сформировать представления о различных природных зонах, воспитывать любовь к родному краю, учить пользоваться географической картой.

Методы и приёмы:

  • беседы;
  • словесная инструкция;
  • наглядный показ;
  • игры;
  • чтение литературы по теме;
  • дискуссии.

Рассматривание атласов и энциклопедий расширяет представления детей о мире

Предварительная работа:

  • работа по карте России и карте мира;
  • заучивание стихов о России;
  • чтение энциклопедии;
  • рассматривание картинок.

Ход занятия:

  1. Воспитатель рассматривает вместе с детьми атлас России, просит дошкольников очертить границы страны на карте. Рассказывает о важности изучения особенностей родной страны, любви к ней. Просит ребёнка прочитать стихотворение о России (подготовленное заранее).
  2. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие по России. Сначала рассказывает о Крайнем Севере (показывает ребятам плакат с изображением тундры): спрашивает детей, что они думают о климате в этой местности, как там проходят времена года. Изучаются растения и ягоды, которые растут в тундре, рассматриваются их фото или картинки. Затем ребята знакомятся с животными-жителями Севера. Игра «Бывает ли это на Севере?».
  3. Воспитатель показывает дошкольникам плакат с изображением степи. Спрашивает, что они думают о её климате. Говорят о растительном (душица, ковыль) и животном (суслики, хомяки, антилопы) мире в этой местности. Проводят исследование: в ёмкость с землёй наливают немного воды, затем феном высушивают землю, имитируя горячий ветер. Формулируют вывод, что в степи дуют горячие ветра, которые высушивают почву.
  4. Подводят итоги. Вывод о том, что территория нашей страны - огромная. На ней встречается разнообразная растительность и климатические условия. Нужно гордиться, что мы живём в такой большой и красивой стране.

Занятия по познанию окружающей среды проводятся во всех возрастных группах ДОУ и включают обширный материал, который помогает ребятам ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с особенностями природы и быта людей. Проведение различных опытов, экскурсии, интересные проекты помогают лучше усваивать знания и научиться бережно относиться к природе и её ресурсам.

В соответствии с письмом первого заместителя Министра образования и науки Российской Федерации Н.В. Третьяк от 05. 07.2016г. №НТ – 943/08 «О календаре образовательных событий на 2016/17 учебный год, на основании приказа министерства образования и науки Калужской области от 15.08.2016г №1586 «О календаре образовательных событий на 2016/17учебный год» в МДОУ детский сад «Солнышко» проведена Неделя энергосбережения.

Организованы с детьми, родителями и сотрудниками следующие мероприятия по экономии энергетических ресурсов:

С детьми:

  1. «Откуда приходит к нам электричество?»
  2. «Потреблять, а не распылять энергию»
  3. «Энергию сохрани – планету сбереги!»
  4. «Для чего нам нужно электричество»
  5. «Как бережно относится к электричеству»

Проведены тематические ООД по теме: «Сбережем электричество», «Путешествие капельки» - старшие группы; «Светит лампочка в окошке», «Как мы можем сберечь тепло в наших группах»- младшие группы;

Наблюдения: за работой электрической лампочки, за солнцем. - Чтение произведения К.Чуковского «Краденое солнце».

Было организовано дежурство в подготовительной к школе группе на предмет экономии энергии.

Организован для детей просмотр видеоматериалов по пропаганде энергосбережения и света.

С воспитанниками ДОУ : во время недели энергосбережения воспитатели дошкольных групп реализовали следующие задачи: - активизировали знания воспитанников в области энергосбережения; - пропагандировали идею энергосбережения среди дошкольников и их родителей; - воспитывали у дошкольников культу­ру энергосбережения. Задания в течение недели, которые выполняли ребята, научили их делать первые шаги к сбережению ресурсов.

В рамках мероприятий Недели энергосбережения была также организована работа с родителями:

  • в родительских уголках выставлены папки передвижки «Способы экономии электроэнергии «Экономим разумно!»,
  • в родительских уголках вывешены рекомендация «Выключи свет – экономь энергию!». В уголке для родителей оформлена статья «Энергосбережение в доме»

Вывод: Для себя участники недели энергосбережения сделали вывод о том, что они - частичка большого общества всех людей на Земле, и многое зависит от них самих. Некоторые родители, после убедительных доводов детей, заменили в доме лампы накаливания на энергосберегающие. Ребята собираются и дальше применять на практике меры энергосбережения в своём доме. Родители поддерживают стремления детей учиться экономить. Родители поддержали девиз ««Энергию сохрани – планету сбереги!»

В рамках недели были проведены мероприятия с коллективом сотрудников с целью активизации работы по пропаганде и информированию в сфере энергосбережения, а также развитию умений грамотного общения с энергетическими и топливными ресурсами, обучение простым приемам энергосбережения в быту. Проведена консультации «Экономия энергетических ресурсов» в осенне-зимний период. На информационных стендах развешаны плакаты «Берегите тепло и свет!».

Энергосбережение - это образ жизни, что реально может содействовать решениям природоохранных проблем всего Земного шара.

Состав участников:

Детей – 78; родителей 64; сотрудников – 21;

исследовательского проекта «Энергосбережение»

Авторы проекта

ОУ

Дети, родители и педагоги

МОУ УВК №130 г.Донецка

Город, область

Донецк,ДНР

Название проекта

«Энергосбережение»

Вид проекта

Исследовательский

Длительность

Средней продолжительности (месяц)

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (дети 6-7 лет)

Образовательная область

Познание. Формирование целостной картины мира. Безопасность.

Цели и задачи проекта

Цель: формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, элементарных правилах безопасности и энергосбережения.

Задачи:

    формировать у дошкольников представления об электричестве, где оно «живёт», как попадает в дома и используется человеком;

    развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;

    воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к электроэнергии и теплу;

    развивать коммуникативные навыки;

    вовлекать дошкольников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению

Планируемые результаты

После завершения проекта дошкольники смогут:

    проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми)

    осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми) из разных источников, в т. числе в Интернет

    осуществлять подбор, совместное хранение различных материалов в т.ч., совместное создание различных продуктов деятельности (самостоятельно и совместно с взрослыми)

    собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми)

    проявлять элементарные навыки рационального природопользования

Краткое содержание проекта

Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа «Истоки», разделы «Социальное развитие», «Познавательное развитие. Мир, в котором мы живём». Может быть реализован с детьми 5-7 лет.

В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение электричества, его значения в жизни человека, у детей формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.

В ходе работы над проектом дети также ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»

В ходе проектной деятельности дети совместно с взрослыми создадут различные продукты деятельности (индивидуальные и совместные): макеты, плакаты, рисунки, «Азбуку безопасности» и т.д.

Этапы реализации проекта

1 этап «Проблемная ситуация»

Что такое электричество? Как оно попадает к нам в дома?

Цель: выявить уровень сформированности представлений об электричестве у детей старшего дошкольного возраста и круг их интересов.

Используется стартовая презентация педагога и модель двух вопросов, заполняются Деревья познаний

Что я знаю

Что я хочу узнать

    Лампочка работает от электричества

    Раньше вместо лампочек были свечи

    Ток находится в проводах

    Троллейбус работает от тока

    Ток опасен, он кусается

    Фонарик светит, потому что в нём батарейка

    Что такое ток и откуда он берётся?

    Как ток попадает к нам в дома?

    Для чего дома нужно электричество?

    Что будет, если исчезнет электричество?

    Как появилась электрическая лампочка?

    Почему опасен ток?

    Как обращаться с током, чтобы он не навредил?

    Может ли закончиться электричество?

    Как нужно беречь электричество?

2 этап «Планирование» (на основе использования модели двух вопросов)

    Выбор тем детско-родительских проектов

    Обсуждение вариантов поиска информации

    Планирование этапов исследовательской деятельности

    Выбор принадлежностей, материала и оборудования который может понадобиться для исследований и продуктивной деятельности

    Обсуждение продуктов деятельности, которые

дети планируют получить в конце проекта

3 этап «Поиск информации» - исследовательский этап

Исследовательский этап включал в себя интеграцию образовательных областей: «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «труд», «чтение художественной литературы», «художественное творчество».

Образовательная деятельность

в рамках проекта осуществлялась

    в ходе режимных моментов;

    в процессе организации педагогом различных видов детской деятельности

4 этап «Продукты детской деятельности»

Макеты, плакаты, книга «Азбука безопасности», фотоальбомы, детские иллюстрированные книги, буклеты и т.д.

5 этап «Презентация проекта»

Представление результатов проекта в виде детско-родительских проектов, детские иллюстрированные книги, буклетов, фотоальбомов, продуктов творчества и др.

Краткое описание проекта

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного возраста об электричестве (формирующее оценивание). Во время стартовой презентации педагога уточняются представления дошкольников, строится карта знаний или заполняется дерево познаний, обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ, составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие взрослых (педагогов и детей)
Работа над темой исследования заканчивается представлением результатов в презентации и др.

После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой каждый дошкольник демонстрирует результаты своих исследований по определенной теме.

Оценивание результативности данного метода работы с детьми старшего дошкольного возраста. Оценивается уровень сформированности представлений детей об электричестве, логичность представления материала, творческий подход к реализации проекта, а также уровень сформированности коммуникативных навыков дошкольников.

Описание форм образовательной деятельности

Вводная беседа 1 неделя
Проект начинается с обсуждения с дошкольниками вопросов по теме проекта (для этого используется стартовая презентация педагога). Воспитатель предлагает буклет для родителей, объясняющий использование проектного метода при изучении данной темы, и содержащий вопросы, на которые дети совместно с взрослыми будут искать ответы. Взрослые (педагоги и родители) совместно с детьми составляют карту познаний (можно использовать «Дерево познания», на котором размещается информация о том, что знают дети и что они хотят узнать об электричестве).

Дети выбирают тему индивидуального исследовательского проекта. Обдумывают совместно с взрослыми план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Обсуждается план работы по проекту. Педагог рекомендует родителям список ресурсов по теме проекта. Обсуждаются вопросы необходимости соблюдения авторских прав. В конце недели с каждым ребенком и его родителями проходит обсуждение планов проведения исследований по выбранной теме. Чтение художественной и научно-познавательной литературы, просмотр мультипликационных и познавательных фильмов, наблюдения, проведение элементарных опытов и экспериментов.

2 неделя

Работа ребенка совместно с взрослыми над проектом (проводят исследования, наблюдения, экскурсии, проводится корректировка плана работы над проектом). С дошкольниками проводятся различные формы образовательной деятельности. Также осуществляется активная работа по сотрудничеству с семьями воспитанников в ходе проектной деятельности (совместные встречи, анкетирование и др.).

3 неделя

Дошкольники совместно с взрослыми готовят результаты исследований, готовятся к презентации исследовательских проектов. Дошкольники защищают свои проекты, пытаются ответить на основополагающий вопрос. В конце недели осуществляется рефлексия работы над проектом через размышление детей и взрослых о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.

4 неделя

Обобщаются результаты исследований, проходит презентация детско-родительских и групповых проектов. Оформляется выставка.