Примеры возвеличивания правителей в различных видах искусства. Современное искусство как инструмент влияния на политику российской федерации

Основные принципы, служившие опорой верховной власти в Древнем Египте - незыблемость и непостижимость. С самого возникновения египетской державы они определили обожествление ее полновластных правителей - фараонов. Их неограниченная власть основывалась на земельных богатствах и эксплуатации огромных масс рабов. Уже в 5 тысячелетии до н.э. появляются зачаточные формы государственной власти, аппарата угнетения, созданного в интересах нарождавшегося класса рабовладельцев. Уже тогда жилища вождей племен стали выделяться среди других своими размерами, а могилы обкладываться кирпичом по мере освоения этого материала. Кроме того, могила вождя была прямоугольной, в то время как рядовые общинники погребались в обычных овальных ямах. Особое внимание оформлению могилы вождя уделялось потому, что считалось, что “вечное” существование его духа обеспечивало благоденствие всего племени. В Иероконполе была найдена такая гробница вождя, глиняные стены которой были уже покрыты росписью. В процессе становления классового общества и образования единого

рабовладельческого государства роль фараона постепенно увеличивалась. Таким образом, египетское общество прошло путь от традиции почитания вождя племени в додинастический период до полного обожествления своего правителя в Древнем Царстве. Фараон в древнеегипетском обществе мыслился наместником бога во плоти, а поэтому получил официальный титул “бог благой”. В более поздние времена обычным наименованием фараона стало такое его обозначение, как “телец сильный”, в честь одного из самых почитаемых в Египте животных - быка. Служители религии учили: “Бойся согрешить против бога и не спрашивай о его образе”. Во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, на которых они основывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Оно мыслилось не как источник эстетического наслаждения, а прежде всего как утверждение в поражающих воображение формах и образах самих этих идей и той власти, которой был наделен фараон. Искусство стало на службу интересам верхушки рабовладельческого государства и его главе, оно было призвано в первую очередь создавать памятники, прославляющие царей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своему назначению должны были выполняться по определенным правилам, что и способствовало образованию канонов, которые стали тормозом в дальнейшем развитии египетского искусства.

Слайд 2

  • Искусство, как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти.Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей.
  • Август из Прима Порто. Римская статуя
  • Палетка Нармера. Древний Египет
  • Слайд 3

    • Триумфальная арка на Кутузовском проспекте в Москве
    • Доблесть воинов и полководцев увековечиваютпроизведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные аркии колонны в ознаменование одержанных побед.
  • Слайд 4

    • Триумфальная арка на Елисейских полях в Париже Луи Дэвид
    • Наполеон верхом в С-Bernard Pass
    • По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии,построены Триумфальные ворота вПариже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихсявместе с императором.
  • Слайд 5

    В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы.

    Слайд 6

    В XV в. центром православнойкультуры становится Москва

    • Московский застенок. Конец XVI века. Васнецов Аполлинарий Михайлович
    • Московский Кремль при Дмитрии Донском (Вероятный вид на Кремль Дмитрия Донского перед нашествием Тохтамыша в 1382 году). Васнецов Аполлинарий Михайлович (1856-1933)
  • Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    • Д. Левицкий. Екатерина II
    • Двор московских царей становится местом проживания многих культурно образованных православных людей.
    • В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.
    • Екатерина считала себя «философом на троне» и благосклонно относилась к эпохе Просвещения.
    • При ней в Санкт-Петербурге появились Эрмитаж и Публичная библиотека.
    • Она покровительствовала различным областям искусства - архитектуре, музыке, живописи.
  • Слайд 10

    • В «Слове о погибели Русской земли» сказано: «О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, - князьями грозными... всем ты преисполнена, земля Русская!» Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества.
    • Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах:
    • «Москва - Третий Рим, а четвертому не бывати».
    • Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль.
  • Слайд 11

    • Московский Кремль: символ Москвы и России. Это бывшая резиденция Русских царей и патриархов. Кремль содержит уникальную коллекцию исторических архитектурных и культурных предметов.
    • Московский Кремль при Иване КалитеАкварель.А.М.Васнецов.
  • Слайд 12

    Успенский Собор - один из основных соборов России, где короновали царей и хоронили патриархов

    Слайд 13

    Собор Архангела Михаила, место захоронения Русских царей и принцесс

    Слайд 14

    • Благовещенский Собор - королевская часовня.
    • Оружейная Палата, основанная в 1720 году по приказу Петра I, старейший российский музей и сокровищница Российского искусства с древних времен до наших дней
  • Слайд 15

    В XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I пометкому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» - основан Санкт-Петербург.

  • Слайд 16

    • Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I).
    • Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.
    • Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки - это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир.
    • Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.
  • Слайд 17

    Список используемой литературы:

    • Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова Е. Д. Критская Искусство 8-9 классы Учебник для общеобразовательных учреждений Москва «Просвещение» 2009
    • Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская. программы образовательных учреждений Музыка 1-7 классы, Искусство 8-9 классы 3-е издание, доработанное Москва, Просвещение, 2010.
  • Посмотреть все слайды

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.Allbest.ru/

    Введение

    1. Древность

    1.1 Искусство и власть Древнего Египта

    1.2 Искусство и власть Античности. Древняя Греция и Древний Рим

    1.3 Искусство и власть Византии

    2. Средневековье

    2.1 Искусство и власть Франции (XI-XIV вв.)

    3. Период Ренессанса

    3.1 Искусство и власть Италии (XIV-XVI вв.)

    3.2 Искусство и власть Испании (XV-XVII вв.)

    4. Новое время

    4.1 Искусство и власть Франции (XVIII вв.)

    4.2 Искусство и власть России (XIX вв.)

    5. Власть и искусство советского периода России (XX вв.)

    6. Власть и искусство в наше время

    Заключение

    Список используемой литературы

    Введение

    В развитии человеческого искусства существует определённая закономерность. Искусство часто использовалось для усиления власти. За счёт искусства власть укрепляет свой авторитет, а государства и города поддерживают свой престиж.

    Произведения искусства воплощают в себе идеи религии, увековечение и прославление героев. Музыканты, художники, скульпторы и архитекторы в свои времена делали величественные образы своих правителей. Они придавали им необыкновенные качества, такие как: мудрость, героизм, бесстрашие, - что вызывало восхищение и почтение в сердцах простых людей. Всё это проявление традиций древних времён, - поклонение божествам и идолам.

    В монументальном искусстве увековечиваются полководцы и воины. В честь одержанных побед устанавливаются триумфальные арки и колонны. Новые идеи находят отражение во всех видах искусства и власть не исключение.

    В соответствии с этим в своей работе я поставила следующие цели и задачи:

    Целью исследования является изменение искусства под влиянием власти на протяжении столетий в разных странах мира

    Задачи :

    * проанализировать зависимость влияния власти на искусство;

    * исследовать зависимость изменения художественного творчества под влиянием власти в разных странах мира;

    * выявить основные черты власти в изобразительном искусстве;

    * проанализировать этапы изменения творческого наследия под влиянием.

    Объектом исследования является власть в искусстве.

    Предмет исследования -искусство стран в разные периоды времени.

    Методическую базу составили: картины художников, скульптуры, фрески, храмы, триумфальные арки, монастыри.

    Информационная база - книги по истории искусств (Т.В. Ильина История, А.Н. Бенуа, Ф.И. Успенский), статьи из интернет ресурсов.

    1. Древность

    1.1 Искусство и власть Древнего Египта

    В III тыс. до н. э. в результате объединения двух государств Нижнего и Верхнего Египта, образовалось одно из древнейших государств, которое сыграло важную роль в формировании античной культуры.

    Египетское искусство очень интересно тем, что многие произведения, созданные египетским народом в истории человечества, были сделаны впервые. Египет впервые дал монументальную каменную архитектуру, реалистичный скульптурный портрет, высокого качества изделия художественного ремесла. Они великолепно обрабатывали разных пород камни, делали тончайшие ювелирные работы, прекрасно вырезали по дереву и кости, изготавливали цветное стекло и прозрачные лёгкие ткани.

    Конечно, нельзя не сказать о Великих египетских пирамидах, которые могут многое рассказать о себе. Они повествуют нам об обществе настолько чётко организованном, что стало возможным построить эти искусственные гигантские холмы, всего лишь за время жизни правителя.

    Главная отличительная особенность египетского искусства заключается в том, что она направлена на воплощение потребностей религии, в частности государственного и заупокойного культа божественного фараона. Религия имела неотъемлемую часть, которая оказывала влияние на египетскую культуру, в течение всего времени её существования.

    Египетское искусство создавалось во славу царей, во славу незыблемых и непостижимых идей, которые основывались на деспотическом правлении. А это в свою очередь прослеживалось в образах и формах самих этих идей и той власти, которой был наделён фараон. Искусство стало служить верхушкам власти, что в свою очередь было призвано создавать памятники, которые прославляют царей и знать деспотии. Эти произведения должны были делаться по определённым правилам, которые впоследствии образовали каноны.

    Примером памятника, возвеличивающего фараона, является шиферная плита Намерна, с обеих сторон которой находится рельефное изображение, повествующие об историческом событии: победе царя Верхнего Египта Намерна над Нижним Египтом и объединение долины Нила в единое государство. Здесь хорошо прослеживается характерное для этого раннеклассового общества подчёркивание величие и неравенства правителя за счёт соразмерности. Этот принцип прослеживается в Древнеегипетском искусстве на протяжении десятков лет. В разных фресках, рельефах скульптурах, фараон изображается в несколько раз крупнее, чем все остальные персонажи. Поражает своей грандиозностью Сфинкс Хефрена III тыс. до н.э., который стоит перед заупокойным храмом фараона. Этот Сфинкс самый большой в Египте. Несмотря на огромные размеры, лицо Сфинкса имеет черты лица фараона Хефрена. В древности Сфинкс должен был вместе с пирамидами внушать представление о сверхчеловеческой мощи правителя.

    Чтобы подчеркнуть божественное происхождение, величие и могущество фараонов, скульпторы делали своих правителей идеализированно. Они показывали физическую мощь, отбрасывая второстепенные детали, но при этом сохраняли портретное сходство. Примером таких произведений является статуя Хефрена - властелина IV династии. Здесь образ правителя полон величественного спокойствия, он гордо восседает на своём троне. Эта статуя несёт культовый характер, который по представлению египтян является вместилищем духовной сущности правителя. Портрет Хефрена очень реален, но здесь скульптор показал больше не портретное сходство, а характер самого фараона.

    Помимо рельефов, фресок и скульптур в честь божественного правителя воздвигались так же и храмы. Один из самых лучших примеров является гробница царицы Хатшепсут, которая была построена в конце XVI в. до н.э. в долине Дрей-эль-Бахри. Этот храм посвящён богу солнца Амону-Ра, Хатору и Анубису, но главное божество это сама царица. Есть и другие памятники, воздвигнутые в её честь, например два обелиска, которые находятся в святилище храма в Карнаке, надпись в часовне Стаб-эль-Антара. Несмотря на то, что эта царица правила всего 12 лет, после себя она оставила многочисленные памятники, но в официальных списках царей она, к сожалению не числилась.

    Таким образом, культ фараона, который достиг своего апогея в эпоху Древнего Царства, стал государственной религией и нашёл своё воплощение в искусстве, оказав влияние на круг художественных произведений: скульптурные портреты фараонов, живописные и рельефные изображения сцен из жизни их семей и, конечно, пирамиды и храмы, воздвигавшиеся в честь правителя, имели преобладающие значение в Древнем Египте.

    1.2 Искусство и власть Античности. Древняя Греция и Древний Рим

    Понятие «античное искусство» появилось в эпоху Возрождения, когда прекрасные произведения Древнего Рима и Древней Греции было принято считать образцовыми. Это греко-римская древность охватывающая период с VIII в до н.э. - VI в. н.э. В это время преобладает эстетический идеал. В живописи, в скульптуре и прикладном искусстве доминирует образ идеально прекрасного и гармонически развитого человека-гражданина, доблестного воина и преданного патриота, в котором красота атлетически тренированного тела сочетается с нравственной чистотой и духовным богатством.

    Греческие мастера изучали пластику движений, пропорции и строение человеческого тела во время Олимпийских игр. Художники добивались реалистичности в вазописи и скульптуре, например статуи Мирона «Дискобол», Поликлета «Дорифор» и статуя для афинского Акрополя, Фидия.

    Огромный вклад в искусство сделали древнегреческие архитекторы. Правители высоко почитали своих богов и в их честь греки возвели многочисленные храмы. Они создали величественный стиль храма, сочетая архитектуру со скульптурой.

    На смену классического периода с конца IV в. до н.э. приходит более глубокое миропонимание, увеличивается интерес к внутреннему миру человека, передачи могучей энергии, динамики и справедливости образа, например в скульптурах Скопаса, Праксителя, Леохара, Лисиппа. В искусстве этого времени так же прослеживается увлечение многофигурными композициями и огромными размерами статуй.

    Три последних столетия в греческой цивилизации называют эпохой эллинизма. Наследником художественного искусства эллинской цивилизации стал Рим.

    Римляне высоко оценили наследие Древней Греции и внесли свой вклад в дальнейшее развитие древнего мира. Они построили дороги, водопроводы и мосты, создали особую систему строительства общественных зданий благодаря применению сводов, арок и бетона.

    Большого внимания заслуживает скульптурный римский портрет, которые отличаются точностью и реалистичностью.

    Императоры приказывали строить триумфальные арки , которые были посвящены их победам. Император проезжал под аркой во время триумфа. Правители стремились укрепить свою власть за счёт искусства. На форумах, площадях и улицах городов стояли статуи правителей. Скульпторы изображали своих вождей торжествующими победу над врагами, а иногда император мог выглядеть и в виде бога. Например, император Траян приказал соорудить в честь своих побед колонну, высота которой была с семиэтажный дом.

    Римляне прекрасно спланировали города, построили императорские бани - термы, амфитеатр - Колизей, возвели храм всех богов Римской империи - Пантеон, всё это великое наследие мира.

    Античное искусство оказало сильнейшее развитие искусства последующих эпох. Трудно переоценить его значение для развития западной цивилизации.

    1.3 Искусство и власть Византии

    Византийская художественная культура связана в большей мере с религией. Церковь в Византии служила светской власти. Император считался служителем бога на земле и опирался на церковь, как на чиновничий аппарат. В такой обстановке искусство находилось под строгим контролем церкви и правивших классов.

    Так как Византия была под напором всяких войн, то её художественное творчество было направлено на сплочение народа. Религиозно-государственный патриотизм создал форму византийского искусства. При этом жизненные вопросы разрешались как духовные. Их трактовка заключалась в создании эстетических идеалов, включающие в себя государственные, религиозные и личные начала.

    Важную идейно-воспитательную роль играли храмы, поэтому в церковном зодчестве работали самые лучшие мастера, которые разрешали наиболее существенные строительные и художественные проблемы. В архитектуре создавались сложные интерьеры, которые как бы вовлекали человека.

    Развитие скульптуры в Византии как таковой не было, потому что скульптуру считали идолом. Но существовал рельеф, в частности по слоновой кости.

    Живопись была под строгой церковно-государственной опекой. Её развитие шло по трём руслам: церковная мозаика и фреска, иконопись и книжная миниатюра. Здесь были в преимуществе строгие правила в изображении святых и событий из «священных историй». Художник теряет возможность работать с натуры. Только высокая степень мастерства, позволяли наполнять канонические изображения богатством человеческих чувств и идей.

    Надо подчеркнуть ещё то, что в художественной культуре Византии большое место занимало светское искусство. Строились крепостные сооружения, жилые здания, дворцы. Большую роль, играла светская скульптура. Никогда не исчезали из византийской живописи миниатюры, которые были исторического и естественнонаучного содержания. Большинство этих памятников искусства не сохранилось, но их значение художественной культуры Византии надо учитывать.

    Сложность стилистического развития византийского искусства усложнялась еще тем, что с течением времени изменялись и пределы распространения византийской культуры. В результате войн и вторжений соседних народов, менялись границы государства. Отдельные области отпадали от Византии, в них формировались новые художественные школы.

    2. Средневековье

    2.1 Искусство и власть Франции (XI - XIV вв.)

    Искусство в это время находилось под влиянием церквей и монастырей, которые в сою очередь были союзниками королевской власти. Многие политики, укреплявшие авторитет и могущество королей, были одновременно и служителями церквей. Например, аббат Сугерий - строитель многих церквей и советник Людвига VI и Людвига VII. Поэтому искусство, в частности архитектура, живопись и скульптура находилась под влиянием монастырей. Строительство монастырей чаще всего возглавлялось не горожанами, а каким-нибудь монашеским орденом или епископом, являвшимся одновременно и феодальным властителем этого города.

    Романская архитектура была неотъемлемой монументальной скульптуры и резьбы по камню. Она украшала капители, порталы, которые заполняли весь фасад, например, Нотр-Дам-ла-Гран в Пуатье. Пластический декор прослеживается церквях Бургундии (тимпаны соборов в Везле и Отене) и Лангедока (Сен-Сернен в Тулузе, XI-XIII вв.),

    Живопись и скульптура приобрели монументальный характер. Внешний фасад украшался капителями, скульптурами или рельефами. Стены внутри храма расписывались большими фресками и, как правило, скульптурой не украшались. Одним из самых ранних памятников скульптуры, который находится на фасаде храма это рельеф архитрава церкви Сен Жен де Фонтен в юго-западной Франции. Монументальные росписи были широко распространены в церквах Франции. Сейчас мы имеем примерно 95 фресковых циклов, дошедших до нас. Основным памятником являются фрески церкви Сен Савен сюр Гартан в области Пуату (начало 12 в.), редчайший пример, который сохранил живописное убранство Франции.

    В городах соперничали светские фарсы и религиозная мистерия. Везде шла борьба фантастического и реального и мистического и рационального. Но почти всегда в художественном творчестве жизнь воспринималась в ее противоречивости и изменчивом равновесии.

    Образом искусства второй половины 13 в., является портал св. Стефана на южной стороне собора Парижской Богоматери (около 1260-1270 гг.). К шедеврам высокой готики относятся и многие бесчисленные статуи Реймсского собора, созданные в течение в 13в. 30-70 гг. К середине 13 в. оформилась миниатюра, по принципу украшения.

    Мастера готической скульптуры во второй половине 14 в., в период, все же сумели проявить новые силы, когда трудности Столетней войны резко снизили строительные работы и количество художественных заказов. В 13-14 вв. были распространены книжная миниатюра и витражная живопись. Основными центрами витражного искусства были в 13 в. Шартр и Париж. Относительно много витражей сохранилось в Шартрском соборе. Очень хорошим примером перехода от романского к готическому стилю является изображение Богоматери, сидящей с младенцем на коленях, которая на данный момент находится в уцелевшей при пожаре 1194 г. части собора.

    Миниатюры конца 13-14 вв. теперь не только украшают, но дополняют и комментируют текст, приобретая иллюстративный характер. Типичные работы второй половины 14 в. это работы миниатюриста Жана Пюселя, к произведениям которого принадлежат Библия Роберта Билшнга (1327 г.) и знаменитый Бельвильский бревиарий (до 1343 г.).

    Средневековое искусство Франции сыграло огромную роль в истории искусства своего народа и народов всей Западной Европы. Отзвуки его (особенно в архитектуре) жили очень долго, отойдя в прошлое лишь к середине 16 в.

    художественный творческий искусство власть

    3. Период Ренессанса

    3.1 Италия (XIV - XVI )

    Итальянское Возрождение это период великих достижений и перемен, который начался в Италии с XIV века и длился до XVI века, обозначив переход от средневековья к современной Европе.

    Самые известные достижения являются в области живописи и архитектуры. Помимо этого так же были достижения в науке, философии, в музыке и в литературе. В XV веке Италия становится лидером во всех этих областях. Итальянское Возрождение сопровождалось крахом политики. Поэтому вся Италия была разделена на отдельные небольшие государства. Ренессанс оказал большое влияние на Рим. В XVI веке Итальянское Возрождение достигла своего пика, когда были иностранные вторжение, которые вовлекли Италию в войны. Несмотря на это Италия сохранила идеи и идеалы эпохи Возрождения и распространилась по всей Европе, затмив Северное Возрождение.

    В искусстве в это время распространено изображения святых и сцен из священного писания. Художники отходят от каких-либо канонов, святые могли изображаться в современной одежде по тем временам. Было популярным изображать Святого Себастьяна, так как считали, что он защищает от чумы. Живопись становится более реалистичной, например произведения Джотто, Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли.

    Художники изобретают новые краски, делают над ними эксперименты. В это время профессия художника очень востребована, и заказы стоили больших денег. Идёт развитие портретного жанра. Человек изображался спокойным, мудрым и мужественным.

    В архитектуре большое влияние оказал архитектор Филиппо Брунеллески, по проектам которого были построены церковь Сан Лоренцо, Паллацо Руселлаи, Сантиссима-Аннунциата, фасады церквей Санто-Мария-Навелла, Сан-Франческо, Сан-Себастьяно и Сант-Анреа.

    Таким образом, восприятие мира становится более сложным, сильнее осознаётся зависимость жизни человека и природы, развиваются представления изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания.

    3.2 Испания XV - XVII вв.

    Испанский Ренессанс тесно связан с Итальянским, но он наступил намного позднее. «Золотым веком» Испанского Возрождения считается конец XVI до второй половины XVII столетия.

    Развитию расцвета испанской культуры является объединение ранее раздробленной страны, под властью Фердинанда Арагонского и Изабеллы Кастильской. Остановилась многовековая война с арабами, после чего во владениях Испании находились новые земли, ранее им не принадлежавшие.

    Иностранные архитекторы, художники, скульпторы привлекались к королевскому двору. На недолгое время Испания стала могущественнейшим европейским государством.

    После того как Филипп II основал Мадрид, там сосредоточилось художественная жизнь страны, где строились дворцы. Эти дворцы украшались картинами испанских художников и великих живописцев - Тициана, Тинторентто, Бассано, Босха, Брейгеля. Двор стал главным центром развития искусства.

    В архитектуре под властью католических королей создаются церкви, в которые пропагандировали могущество и величие королевской власти. Так же создавались здания, посвящённые испанским победам: например, церковь монастыря Сан-Хуан де-лос-Рейес в Толедо -- как памятник победам над португальцами в битве при Торо, Эскориал -- как памятник победе над французами при Сан-Кантене.

    Самые знаменитые скульпторы того времени это Алонсо Берругете, Хуан де Хуни, Хуан Мартинес Монтаньес, Алонсо Кано, Педро де Мена.

    Таким образом, Испания внесла значительный вклад в мировую историю искусства, который повлиял на дальнейшее мироощущение людей.

    4. Новое время

    4.1 Искусство и власть Франции (XVIII в. )

    В XVIII веке во Франции происходит борьба с абсолютизмом, церковью, аристократией, вольнодумием, эта борьба подготавливает страну к буржуазной революции.

    Французская художественная культура идёт на подъем. Она отходит от ранее применяемых канонов, уходит в прошлое религиозная живопись, ведущими становятся светские реалистические и «галантные» жанры. Художники обращаются к интимным сферам жизни человека и малым формам. Реализм воплощается в раскрытии образа человека.

    В XVIII веке происходили периодические выставки Королевской Академии -- Салоны, которые проходили в Лувре, а также выставки Академии святого Луки, которые устраивались непосредственно на площадях. Новой, характерной чертой было зарождение эстетики и развитие художественной критики, которая отражала борьбу течений в искусстве.

    Люди в это время путешествовали по странам и заимствовали знания друг у друга. Появляются множество Энциклопедий. Люди анализируют произведения искусства. Например, работы Дидро «Салоны», «Опыт о живописи», произведения Руссо «Искусство и мораль», «Рассуждения о науках и искусствах» и «Эмиль, или о воспитании».

    Таким образом, XVIII век стал называться эпохой Просвещения. Просветительские идеи не только повлияли на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. Просвещения стало мощнейшим движением, которое преломило предшествующие мировосприятие.

    4.2 Искусство и власть России (XIX в. )

    В XIX в. первые десятилетия в России происходил всенародный подъём после Отечественной войны 1812 года. Художники становятся, более востребованы, по сравнению с XVIII веком. Они могут выражать в своих произведениях значимость своей личности, свободу, где поднимаются социальные и нравственные проблемы.

    Россия теперь в большей мере интересуется художественным творчеством. Выпускаются художественные журналы: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума...» П. Свиньина (1810-е годы) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825).

    Идеалы русского общества отражаются в архитектуре, монументально-декоративной скульптуре. После пожара в 1812 году, восстанавливается Москва по новому, здесь строители опираются на архитектуру античности. Скульпторы возводят памятники военачальникам, например, памятник Кутузову у Казанского собора в Санкт-Петербурге. Крупнейший архитектор этого времени Андрей Никифорович Воронихин. он спроектировал ряд фонтанов для Пулковской дороги, отделывал кабинет «Фонарик» и Египетский вестибюль в Павловском дворце, Висконтьев мост и Розовый павильон в парке Павловска. Главное детище Воронихина - Казанский собор (1801-1811). Полуциркульная колоннада храма, которую он возвел не со стороны главного - западного, а с бокового - северного фасада, образовала площадь в центре Невской перспективы, превратив собор и Здания вокруг в важнейший градостроительный узел.

    Художники изображают исторические события, которые происходили в древнее времена, например, К.П. Брюллов «Последний день Помпеи», А.А. Иванов «Явление Христа народу». Изображаются портреты правителей, например, портрет Елизаветы II, Петра I. Воздвигаются в честь правителей памятники, памятник Екатерине II. В этот период времени появляются большое множество художников это Крамской, Ге, Мясоедов, Маковский, Шишкин, Васильев, Левитан, Репин, Суриков и т.д.

    Сложные жизненные процессы обусловили многообразие форм художественной жизни этих лет. Все виды искусства - живопись, театр, музыка, архитектура выступили за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.

    5. Власть и искусство советского периода России (XX в. )

    Во время советского периода России происходят революционные катаклизмы, эти революционные преобразования призывают художников к новым творческим экспериментам. Художественная жизнь страны требует остросоциального и понятного искусства для не подготовленной эстетической массы. Октябрьские события, которые повлекли за собой революции, художники стали прославлять в своём творчестве. Победа искусства на фронте, становится прочным элементом большевистской победы.

    Художники в это время занимают очень активную и очень востребованную позицию. Они занимаются оформление городов к демонстрациям, скульпторы осуществляли «ленинский план монументальной пропаганды», графики активно работают над оформлением классических изданий русской и зарубежной литературы. Развиваются масса новых ранее не осуществляемых художественных направлений. Появляются новые имена и новые направления: «русский импрессионизм» - А. Рылов и К. Юон; «голуборозовцы» П. Кузнецов и М. Сарьян; представители «Бубнового валета» П. Кончаловский и И. Машков с карнавальной праздничностью их декоративных по колориту и композиции полотен, А. Лентулов, заставивший образ русской средневековой архитектуры жить напряженными ритмами современного города. В 20-е годы работал Павел Филонов. Опираясь на метод, названный им «аналитическим», он создавал в эти годы свои знаменитые «формулы» («Формула петроградского пролетариата», «Формула весны» и др.) - символические образы, воплощающие его идеал вечного и постоянного. Свой путь в беспредметничестве продолжал К. Малевич, и супрематизм развиваемый его учениками И. Пуни, Л. Поповой, Н. Удальцовой, О. Розановой, стал распространяться в прикладном искусстве, архитектуре, дизайне, графике.

    В скульптуре произведения, овеянные «революционной романтикой», создал в 20-е годы Иван Дмитриевич Шадр (наст. фамилия Иванов). Это сделанные по заказу Гознака (для изображения на новых советских денежных купюрах, марках и облигациях) «Сеятель», «Рабочий», «Крестьянин», «Красноармеец» (все 1921-1922 гг.). Одной из самых знаменитых его работ, является работа «Булыжник - оружие пролетариата, 1905 год». Эта работа посвящена 10-летию советской власти. Шадр стремился использовать традиции мирового искусства и создать произведение, овеянное духом современности, как он ее понимал.

    Таким образом, художники, скульпторы, писатели и многие другие, должны были искать общественные решения. Средства для создания монументальны образов стали: советская геральдика, образная символика, ставшие популярным обозначением атома, космических пространств. Символы дружбы, труда, мира… только большие идеи могли дать великие решения.

    6. Соотношение власти и искусства в наше время

    За последние время всё изменилось, но взаимодействие власти и искусства остаётся очень важной и актуальной проблемой. Взаимосвязь этих двух отраслей особенно прослеживается в периоды политических и социальных перемен. Сейчас отсутствует цензура, а значит каждый человек, который хочет выразить свои мысли и идеи с помощью искусства, может это сделать, не опасаясь быть наказанным. Это колоссальный прорыв в области свободы творчества и духа.

    На данный момент в разных городах проходит многочисленное множество выставок на разные темы. Периодически проходят выставки, которые освещают проблему искусства и власти. Эти выставки интересны для людей изучающих историю и политологию. Недавно подобная выставка прошла в шведском музее, которая называлась «Искусство для властителей». На этой выставке было более 100 экспозиций и с участием 400 экспонатов различных эпох.

    Искусство не стоит на месте, оно быстротечно развивается с разных сторон. В наше время существует многочисленное множество разных направлений. Мировое культурное наследие пополняется и пополняется, а это очень хорошо для нашего времени.

    Заключение

    В ходе работы мы выяснили, что искусство изменяется под влиянием власти на протяжении столетий в разных странах мира.

    Проанализировав ситуацию, мы выяснили, что искусство зависит от политического строя и правителя в страны. Искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

    Я думаю, что правительство имела больше возможностей контролировать общество и усиливать свою власть через искусство, нежели сейчас. Спусти десятилетия мы, наконец, освободились от строгих канонов и всяческих запретов. Человек может выразить свою индивидуальность, так как только выдумает и захочет. Художники, скульпторы и музыканты имею безграничную свободу, а вот хорошо это или нет, пока трудно ответить. Но спустя многие годы и нашем веков будут восхищаться и гордиться наши потомки.

    Список используемой литературы:

    1. Т.В. Ильина. История искусств. Отечественное искусство. Москва. 2000 год

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Оценка роли античного наследия в формировании европейского Возрождения в различных исследованиях. Проявление элементов античности в архитектуре, скульптуре, живописи, изобразительном искусстве в эпоху Ренессанса. Примеры творчества известных мастеров.

      реферат , добавлен 19.05.2011

      Сюрреализм как направление в изобразительном искусстве: история становления и развития, основные мотивы и идеи, яркие представители и оценка их творческого наследия. Начало и этапы творческого пути Макса Эрнста, анализ его известных произведений.

      курсовая работа , добавлен 11.05.2014

      Святая инквизиция - учреждение Римско-католической церкви для борьбы с еретиками. Состав инквизиции, хронология ее деятельности. Сочетание художественного наследия Римской империи и иконографических традиций христианской церкви в искусстве Средневековья.

      реферат , добавлен 08.10.2014

      Характерные черты романского искусства как общеевропейского стиля и отличительные черты искусства данного направления в разных странах Западной Европы, обусловленные влиянием других культур. Общие и отличные черты между школами, своеобразие архитектуры.

      курсовая работа , добавлен 13.06.2012

      Изучение влияния Великой революции на развитие культуры и искусства Европы. Основные черты творчества известных писателей и художников XIX века: Франсиско Гойи, Оноре Домье. Реалистические традиции в изобразительном искусстве, связанные с именем Г. Курбе.

      доклад , добавлен 03.04.2012

      Анализ особенностей импрессионизма - художественного направления в искусстве, возникшего во Франции во второй половине XIX века. Основные инновационные черты импрессионизма и творчества представителей этого направления. Культурная ценность импрессионизма.

      курсовая работа , добавлен 09.11.2010

      Выявление функций, эстетического своеобразия и роли постмодернизма в художественно-эстетических процессах современной культуры. Постмодернизм в изобразительном искусстве Соединенных Штатов Америки и Европы. Мультимедийное искусство и концептуализм.

      курсовая работа , добавлен 10.04.2014

      Место православия в изобразительном искусстве. Образы спаса нерукотворного и богоматери, их воплощение в изобразительном искусстве. Особенности праздничных образов. Изображения ангелов, архангелов, серафимов, херувимов. Святые, пророки, праотцы, мученики.

      реферат , добавлен 27.08.2011

      История появления и развития феномена жанра. Особенности связи жанра с содержанием художественного произведения в области литературы. Жанр как совокупность произведений, объединяемых общим кругом тем и предметов изображения в изобразительном искусстве.

      реферат , добавлен 17.07.2013

      Зарождение композиции, ее роль в искусстве Древнего мира, в наше время. Анализ литературных источников и работ художников. Композиция во времена Средневековья, Ренессанса. Ее оценка в монументальной живописи на примере работы Л. да Винчи "Тайная вечеря".

    В 2015 году в Саратове проходила международная научно-практическаяконференция на тему "Искусство и власть", сборник докладов вышел в прошлом году.
    На фоне статей а-ля Райкин: как страдали от тоталитаризма художники тогда, и как они страдают от "цензуры" и "некрофильского государства" сейчас, неожиданно приятно прозвучал доклад одного художника-коммуниста (от КПРФ). Коротко и точно, как выстрел среди нытья.
    Привожу его здесь полностью, разбавив иллюстрациями.

    Животов Генадий Васильевич
    профессор, заслуженный художник РФ
    Российский государственный гуманитарный университет

    Художник и власть: историческая ретроспектива

    Я утверждаю, что нет истории искусств, а есть история заказчика.
    Мы все восхищаемся великими ваятелями Древней Греции, и нам кажется, что именно они породили греческое чудо. Но мы как-то забываем, что тогда статую обсуждали всем городом, а имя Фидия неразрывно связано с именем Перикла. Как только греческие полисы пришли в упадок, сошло на нет и греческое искусство, и уже никакие новые фидии, будь они хоть в тысячу раз одарённее своих именитых предков, не могли создать ничего подобного. Связь искусства и власти, искусства и государства гораздо прочнее, чем мы подчас думаем.

    Мы не будем рассматривать административно-пенитенциарные проявления власти: тюрьмы, полицию, суды и прочее. Для нас в государстве главное — его идеология, его высшие смыслы, и мне хотелось бы остановиться на самом важном: взаимосвязи идеологии и искусства.

    В Средние века важнейшим выразителем государственной идеологии была церковь. Церковь была побудителем создания величайших шедевров, это невозможно отрицать. В эпоху Возрождения и церковные, и светские власти были заказчиками для многих великих художников. Достаточно вспомнить род Медичи, к которому принадлежал и Лоренцо Великолепный — правитель Флоренции, и несколько римских пап. А рядом — имена Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля.

    Ещё один яркий пример — Наполеоновская империя. Великое искусство, великие имена. Потом всё это рухнуло, и к власти пришла буржуазия, которая всё опошлила. Биржа перемолола Ван Гога, Сезанна, Моне, создала из них мифы, повесила на них лейблы и ценники.

    В России буржуазии, в полном смысле этого слова, никогда не было. На протяжении веков русское искусство было неразрывно связано с Православной церковью. Но с эпохи Петра I в светском искусстве началось засилье Запада. Ведь что такое Эрмитаж? Это собранные Екатериной II работы голландских, французских, итальянских и прочих европейских художников. Даже знаменитая галерея портретов полководцев 1812 года — заказ государства! — была создана английским художником Доу.

    Но в XIX веке в России появился Третьяков. И этому человеку — частному заказчику — мы обязаны расцветом русского искусства. Государство, в лице царя и великих князей, спохватилось, и спустя несколько лет после открытия Третьяковской галереи основало Русский музей. Помимо Семирадского, государство стало поощрять и Сурикова, его государственно-имперскую идею. "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы" — эти картины Сурикова были куплены императором. Главным попечителем Русского музея был великий князь.

    В XX веке началась новая эпоха. Западническая верхушка либералов и генералитета в Феврале 1917 года свергла монархию и, продолжая Первую мировую войну на радость своим покровителям из Антанты, за полгода развалила государство. Старые устои были разрушены, но после Октября 1917 года Советская власть сразу начала проектировать новые. Казалось бы, государства ещё нет, оно только-только начинает возникать, но уже чётко сформулировало свои задачи: план монументальной пропаганды, культурная революция. Административных ячеек нет, а идеология уже создана. Результатом стал небывалый подъём народных энергий, на пике которого — величайшие имена и величайшие шедевры. Это была эпоха не школ, а откровений. Символом той эпохи можно считать скульптора Дмитрия Филипповича Цаплина — русского крестьянина из Саратовской губернии.

    Но постепенно революционная стихия вошла в гранитные берега "Большого стиля" сталинской эпохи. Была создана мощная, отлаженная вертикаль взаимоотношений художников и власти. Не все художники революции вписались в эту систему, но многие из них "причесались", стали реалистами. Огромную роль стали играть академические школы. В них прекрасно учили, и к началу Великой Отечественной войны в Советском Союзе были подготовлены прекрасные художники. Недавно, делая рисунок ко Дню Победы, я перелистывал альбомы и увидел картину Петра Кривоногова: салют в честь взятия Рейхстага. Это потрясающе! Но сегодня мало кто помнит этого художника студии Грекова, прошедшего всю войну в действующей армии.

    Хорошо, что не забыто имя Аркадия Пластова. Его картину "Фашист пролетел" Сталин брал с собой на Тегеранскую конференцию. Пластов был академиком, признанным мастером и при этом был глубоко укоренён в народе, воспевал деревню в её трудах и праздниках.

    Герасимовы Александр и Сергей, Борис Иогансон, Александр Лактионов — великие имена социалистического реализма. Идеология была ясна, государство чётко выражало свою волю.


    Иогансон Борис Владимирович, Строительство ЗАГЭС


    Лактионов Александр Иванович - Курсанты выпускают стенную газету

    Так было во всех видах искусства — назовём только триаду великих имён советского кинематографа: Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Иван Пырьев. Советское искусство создавало образы-мечты: и "Будущие лётчики" Дейнеки, и "Кубанские казаки" Пырьева — о том, что сказка станет былью…

    Но со смертью Сталина, а особенно после выступления Хрущева на XX партсъезде с его "разоблачением культа личности" наступил шок, крушение святынь. Началась "оттепель". Появился "суровый стиль" — Никонов изобразил несчастных геологов, умирающих в горах, Попков стал много говорить о деревне, о её страданиях и т.д.

    К тому же ещё в сталинскую эпоху в искусстве появился бригадный метод. Съезды рисовали бригадами, и все получали премии. А в дальнейшем, во время "оттепели" и позже, в брежневские времена, началась эпоха больших государственных заказов, а значит, больших денег. Художники создавали добротные произведения искусства, ведь их хорошо учили. Но большие деньги порождали клановость: к заказу получали доступ не всегда те, кто талантливее.

    Вышесказанное не значит, что Советское государство не поддерживало остальных художников. Вспомним, как была устроена жизнь в Союзе художников: создавались комиссии — морская, спортивная, военная и т.д. Художников посылали по всем точкам Советского Союза как своеобразный десант: на великие стройки, на погранзаставы, в рыбацкие артели, в сельскую глубинку. И они на местах писали картины. Так всю жизнь работал мой друг Геннадий Ефимочкин — ровесник МОСХа. На большом холсте где-нибудь на скале над Ангарой неудобно писать, и он писал небольшие этюды. На основании этих акварелей он двадцать последних лет пишет картины, воссоздавая образ Советской Атлантиды… И это замечательное искусство. Ефимочкин будет писать свои картины до последнего вздоха, ведь он на войне — непрекращающейся войне образов. Когда-то мы проиграли в решающей битве этой войны и потеряли свою Родину — Советский Союз.

    Но война не закончилась, хотя многие даже не задумываются об этом. А раньше, в советское время, художники об этом задумывались? Когда искали заказчика среди иностранных дипломатов и бегали по посольствам, задумывались? А когда друзей приглашали на "бульдозерные выставки", о чём думали? Смотрели на Запад — оттуда через Польшу, Венгрию просачивались журналы, там проскакивало так называемое "современное искусство" в лице Уорхола, Поллока, Бойса и прочих. Мечтали о Монмартре, забывая, что Монмартр — это пристанище нищих художников. В Советском Союзе художники мечтали о нём, имея и пищу, и мастерские, и заказы, и прочее.

    Почему так происходило? Дело в том, что есть борьба смыслов, а есть борьба образов. В борьбе смыслов мы были гораздо сильнее Запада, о смыслах прежде всего думала наша власть. А образы нам в то время создавал… Голливуд. При этом советская цезура пускала в прокат самые лучшие американские, французские и итальянские фильмы. И у человека создавалось ощущение: "Нам ведь не всё показывают, а самое лучшее, наверное, и не показывают. А уж там-то, на Западе, какое искусство, какой кинематограф! Вот нам бы туда, посмотреть хоть одним глазком!"

    Голливуд создавал и продолжает создавать образы американской цивилизации, запускает их по всему миру. И они оказываются сильнее и американской армии, и американских санкций. И сейчас по нашему телевидению после самых патриотических передач регулярно показывают американские фильмы. Возникает вопрос: а есть ли у нашего государства сегодня идеология?

    От ответа на этот вопрос зависит будущее нашего искусства, ведь, как я уже говорил, нет истории искусств, а есть история заказчика.

    Простая и очевидная мысль. Даже добавить нечего. И как многим бы не хотелось, но без идеологии никуда. С неё всё начинается и без неё всё заканчивается.
    А пока её установление на государственном уровне, напоминаю, запрещено Конституцией РФ...

    Контрольная

    Культурология и искусствоведение

    1. Искусство и власть. В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность того как искусство часто использовалось для укрепления власти светской и религиозной. Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой...

    1. Искусство и власть.

    В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность того, как искусство часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.

    Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.

    Искусство:

    1. воплощало в зримых образах идеи религии;
    2. прославляло и увековечивало героев, правителей-вождей.

    Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей. Им придавали необыкновенные качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей. В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божествам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали.

    Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства.

    Примеры:

    1. Устанавливаются конные статуи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержанных побед.

    По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже. На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

    2. 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

    XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва . В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже . Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.

    Московские цари считали себя наследниками римских традиций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высокому статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы — Успенского собора стало поводом к основанию Хора государевых певчих дьяков. Масштаб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

    Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построен Ново-Иерусалимский монастырь . Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме . Это детище патриарха Никона — вершина развития древних традиций Русской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).

    XVIII в. открылась новая глава российской истории. Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург.

    Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.

    Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

    3.ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

    Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917);

    плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет;

    авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.

    2.Назовите архитектурные сооружения

    Эйфелева башня,

    Собор Василия Блаженного,

    Кремль – Казань,

    Свято-Вознесенский собор – Набережные Челны


    А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

    66278. Учись бути здоровим 457.5 KB
    Харчування дітей має бути різноманітним з достатньою кількістю вітамінів. Вітаміни корисні для людини. Слово вітаміни походить від латинського слова віта життя. Якщо вітамінів не вистачає людина важко хворіє.
    66279. Англійська народна казка «Сорочаче гніздо» 46 KB
    Наша держава має добрих сусідів: росіян, білорусів, поляків, руминів. У новому розділі «Казки народів Європи» ми познайомимося з казками, які читають діти інших народів. Казки – це вигадані оповідання, котрі передаються протягом століть із роду в рід...
    66280. Твоя країна – Україна. Символи держави. Розробка проекту «Славетні українці» 397.5 KB
    Мета: Дати уявлення про Україну як незалежну державу, про державну символіку; розширити і уточнити відомості про період козаччини; розвивати мовленнєву діяльність, уміння слухати своїх товаришів, робити аналіз сказаного...
    66285. Органічні сполуки. Вуглеводи. Ліпіди 68.5 KB
    Вуглеводи. Вуглеводи їх будова і властивості. Майже всю суху речовину клітини складають білки вуглеводи ліпіди нуклеїнові кислоти. Складні вуглеводи моносахариди.
    66286. Органы пищеварения. Зубы и уход за ними. Гигиена питания 74 KB
    Каким же горючим человек заправляет свой организм Чем вы питаетесь На какие две группы можно разделить всю пишу У меня в руках что морковь Это растительная или животная пища Что такое растительная пища Дайте определение.