Ipb романская и готическая архитектура. Средневековая архитектура: романский и готический стили

Задание:

Сравните работы «Дорифора» и «Апоксиомена». Постарайтесь выявить разницу в воплощении образа атлета в произведениях Поликлета и Лисиппа.

Учитель (после обсуждения)

Знаменитый «Апоксиомен» Лисиппа отличается от «Дорифора» Поликлета более динамичной позой (кажется, что он сейчас изменит позу), удлиненными пропорциями. Это два канона разных эпох. Лисипп нарушает старый, поликлетовский канон человеческой фигуры, чтобы создать свой, новый, значительно облегченный. В этом новом каноне голова составляет уже не 1/7, а лишь 1/8 всего роста.

Дорифор безличен, это не портрет конкретного человека, а изображение некоего человеческого типа, идеализированный образ человека. Герои Лисиппа становятся очень похожими на обыкновенных людей. Даже образ атлета, всегда овеянный в Греции ореолом славы, теряет былой героизм. «Апоксиомен» Лисиппа - не борец, которого чтит и которому поклоняется город. Да и жест его будничный - после занятий на палестре он счищает скребком прилипший к телу песок. В чертах атлета проглядывает усталость от крайнего напряжения. Наконец, Апоксиомен - индивидуальность (непокорный хохолок на макушке, скребок не в правой, а в левой руке).

Созданный Лисиппом портрет царя («Голова Александра Македонского ») несет черты героя, «второго Ахилла», и в то же время - реального, ни на кого другого не похожего человека, которому не чужды тревоги и сомнения, озабоченность, усталость. Лисипп стремился к психологической точности портрета.

Величайшие греческие скульпторы изображали людей такими, какими они должны быть. Лисипп говорил, что до него скульпторы изображали людей такими, каковы они есть, а он такими, какими они кажутся. И в самом деле, фигуры его не воспринимаются нами как созданные «напоказ», они не позируют нам, а существуют сами по себе, как их схватил глаз художника во всей сложности самых разнообразных движений. Новаторство Лисиппа заключается в том, что он открыл в искусстве ваяния огромные, до него еще не использованные реалистические возможности.

От условных (однообразных по чертам и выражению лиц) куросов и кор в период архаики через классическую красоту идеальных бесстрастных героев в классический период (Фидий, Мирон, Поликлет) к интересу к передаче внутреннего мира человека в поздней классике (Скопас, Лисипп).


Архитектура была ведущим видом искусства в средние века. Ее формирование связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования государств и оживления хозяйственной деятельности. В области архитектуры западноевропейское средневековье выработало два значительных стиля - романский и готический. Именно в них наиболее полно выразилось мировоззрение эпохи.

Романский стиль европейского средневековья начинается в X веке, когда после многочисленных междоусобных войн и "великого переселения народов" наступил период некоторого затишья. К этому времени из обширной империи Карла Великого уже складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие, и культура каждого их них была лишь вариацией на общеевропейскую тему.

Однако раздробленность земель еще оставалась значительной. И потому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем. Стены строений старались теперь делать как можно более толстыми, дверные и оконные проемы как можно более узкими. Тем более, что стекла в них не ставили, и потому, чтобы сохранить тепло, старались расположить как можно выше. Толстые стены, во-первых, способствовали обороне, а во-вторых, помогали сдерживать распор каменного перекрытия, которое заменило в замках и базиликах деревянное.

На смену романскому стилю в период развитого средневековья приходит готический. Немецкая готика дала миру замечательные, необычайно красивые сооружения, многие из которых внесены ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия человечества.

Возрожение оказало влияние на все виды искусства и культурной деятельности. В этот период в Германии наряду с фахверком развивается стиль Ренессанс , прекрасные образцы которого украшают многие большие и маленькие города, а лучшие из низ также провозглашены ЮНЕСКО культурным наследием человечества. Как разновидность этого стиля с присущими национальными особенностями интересен Везерский Ренессанс.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Романская архитектура опиралась на достижения предшествующего периода, в частности Каролингского Возрождения, и формировалась под сильным влиянием традиций античного, византийского или арабского искусства, отличаясь большим разнообразием форм.

Это исторический стиль зрелого Средневековья, характеризующийся общностью типов построек, их конструктивных приемов и выразительных средств.

Многие замки, монастыри и городские сооружения этого стиля более походили на крепости. Легко горящее дерево довольно быстро заменилось в них камнем. Сам тип феодального замка окончательно сложился именно в эту эпоху.

Форма романского храма, его планировка отвечали потребностям культа. Храм вмещал массу людей, различных по социальному положению: мирян и духовенство, простых людей и знать. Он был рассчитан также на многочисленных паломников. Паломничество к местам, где хранились мощи и реликвии святых, было характерно для этой эпохи. Все это вызвало необходимость увеличения размеров храма, создания дополнительных помещений и разграничение внутреннего пространства на зоны.

Особенности романской архитектуры обусловлены применением сводчатых перекрытий, которые с развитием строительной техники заменяют плоские. Воздвигались и простейшие полуциркульные, а позже крестовые своды, известные еще римлянам. Тяжесть каменного свода (толщина его в отдельных случаях доходила до двух метров), его давление вниз на опоры и боковой распор потребовали утолщения стен, замены колонн тяжелыми массивными столбами. Стремление зодчих с самого начала было направлено к тому, чтобы облегчить давление свода, поднять центральный неф над боковыми и осветить его окнами.

Внутреннее пространство в романском соборе строго замкнуто и окружено со всех сторон инертной каменной массой. Интерьер воздействует грандиозностью пространства, удлиненным и высоким средним нефом, обилием гладких поверхностей стен с щелевидными окнами, тяжелых арок, массивных колонн, которые рождают впечатление спокойного величия и неподвижности.

В романской архитектуре применяются традиционные римские формы: полуциркульные арки, столбы, колонны. Но романские колонны не имеют устойчивых типов ордеров. Пропорции и формы капителей разнообразны, их декор не имеет аналогии в истории архитектуры. В ранний период капители, по форме близкие к усеченной пирамиде, обычно покрывались орнаментом со стилизованными мотивами растений и фантастических животных. В эпоху зрелости стиля часто применяется скульптурная капитель.

Самыми важными точками на символическом пути верующего в храме становились начало пути - портал и цель этого пути - престол. Форма средневекового портала уже сама по себе символична. Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом. Недаром латинское слово "arcus" переводится как "арка, дуга, лук, свод, изгиб, радуга". Особенно по душе было средневековым авторам значение арки как радуги. Ведь по средневековым понятиям радуга - мост между землей и небом.

Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священную. Символизировал он и Христа , ведь сам Христос говорил: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет".

Имел символическое значение и размер двери. Их делали уже за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их".

Роза - круглое окно на фасаде над порталом появилось уже в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву Марию, про которую говорилось, что она - "роза без шипов".

Своеобразным и типичным украшением романского храма становятся скульптуры. Очень рано проявилась основная особенность романской скульптуры - она не приставлена к стене, не прилаживается к ней извне, но составляет одно целое со стеной, как бы извлекается из нее. Страной, где искусство средневековой скульптуры расцвело в полной мере, стала Германия. Немецкие средневековые соборы буквально наполнены скульптурными изображениями. Именно в немецких землях в XIII-XVI веках над самым алтарем подвешивали свободно парящее огромное распятие. Однако чаще между алтарем и храмом устраивали невысокую алтарную стенку - леттнер, украшая ее многофигурными скульптурными композициями распятие с предстоящими - Богоматерь, Иоанн Креститель , архангелы.

Большое место в романском, а потом и в готическом соборе занимают статуи реальных исторических лиц. Это либо донаторы - дарители, содержатели храма, либо короли и князья, захороненные в соборе.

В Германии символом XII века стал "Бамбергский всадник" - конная статуя рыцаря, помещенная в соборе св. Петра в городе Бамберг. Даже в алтарной части собора ставятся статуи земных правителей. Так за леттнером собора св. Петра и Павла в Наумбурге расположена целая галерея с 12 статуями маркграфов - наумбургских правителей. На многих скульптурах уцелела интересная раскраска.

Здесь особенно ярко выявилось своеобразие западно-христианской скульптуры по сравнению с восточно-христианской иконописью. Скульптура намного натуралистичнее иконы. Здесь правильнее пропорции, естественнее позы, детальнее разработаны одеяния. В скульптуре чаще передается не отрешенность и погруженность в духовный мир, а вполне земные переживания. Особенно большую роль при этом играют жесты, которых почти лишена икона. В немецкой же скульптуре жесты передают практически все эмоциональные оттенки. Да и сюжеты часто выбираются вполне земные. Например, в декоре собора св. Петра в Бамберге изображены спорящие апостолы - они обсуждают трудные для понимания места из Ветхого завета. Все они очень разные, со своими индивидуальными чертами, и движения их активны, действенны.

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены. На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн). Особенно прихотливо и разнообразно расписывались капители колонн. Здесь изображали сцены из Священного писания , Жития святых, персонажей светских литературных произведений.

Наружный вид романского собора суров, прост и ясен. Он воздействует конструктивной логикой и предельно четко передает внутреннюю структуру здания. Это единый, замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода — над капеллами, над ними — главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают нерушимую устойчивость всему сооружению. Стены с массивным цоколем сближают внешний облик собора с крепостью.

Городской собор XIII века - это не только место богослужения. И на площади перед собором, и в самом соборе происходят диспуты, читаются лекции, разыгрываются театральные представления. Поэтому собор теперь должен был вмещать почти все, сильно возросшее население города.

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

К концу XII в. на смену романскому искусству приходит готика. Термин был впервые применен ренессансными историками для характеристики всего средневекового искусства.

Эпоха готики (конец XII - XV вв.) - это период, когда в средневековой культуре все большую роль начинает играть городская культура. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере.

Одной из особенностей развития архитектуры в Германии является сознательное сохранение романских традиций в готике. В дальнейшем отличительными чертами германской готики, особенно на юго-западе, было применение каркасной системы в строительстве дальних церквей и центрических в плане сооружений, а также создание однобашенного фасада.

В готический период большого развития достигла гражданская архитектура. Немецкие города впервые выступили на историческую арену в XI в. В течение двух следующих столетий они добились независимости и культурного подъема, который продолжался вплоть до XVI столетия.

Так же как и в других странах. Запада феодальной эпохи, средневековый город Германии был городом укрепленным. На крепостных стенах возвышалось множество башен. Городские стены с башнями и подъемными мостами сохранились во многих городах, например в Нюрнберге, Динкельсбюле. А в Ротенбурге-на-Таубере можно подняться на крепостную стену, пройти по ней и спуститься в подземелья и казематы.

Гражданская городская архитектура Германии наиболее совершенно выражена в общественных зданиях - в ратушах и гостиных дворах.

Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Главная особенность готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, во многом определяющие внутренний и внешний вид собора. Вся тяжесть громады собора ложилась на его каркас. Это позволило делать тонкие стены, в которых вырезались огромные окна. Самым характерным мотивом готической архитектуры стала стрельчатая арка, которая как бы тянула здание к небесам.

Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами. Причем самые крупные сооружения, и прежде всего соборы, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было не только культовым, он служил и центром общественной жизни в городе. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Разного рода светские и церковные церемонии устраивались и на соборной площади, собирая толпы горожан. Соборы строились "всем миром", часто сооружение их длилось десятки лет, а иногда и несколько веков.

С готическим зодчеством неразрывно связано развитие скульптуры, которой принадлежала ведущая роль в изобразительном искусстве этого периода. Готическая скульптура более подчинена архитектуре и имеет более самостоятельное значение, чем романская. В многочисленных нишах на фасадах соборов помещались фигуры, олицетворяющие догматы христианской веры . Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, в отличие от романских. Сами образы святых стали более разнообразными, конкретными, индивидуальными. Наиболее значимые фигуры были прикреплены к колоннам в проемах по сторонам от входа в собор.

Характерные черты готической скульптуры могут быть сведены к следующему: интерес к явлениям реального мира; фигуры, олицетворяющие догматы и верования католической церкви, становятся более реалистичными; усиливается роль светских сюжетов; появляется и начинает играть главенствующую роль круглая пластика. Прекрасный пример - скульптура Кёльнского собора.

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями.

Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода.

Готический собор в Кёльне объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Высота 157 метров, был самым высоким зданием мира с 1880 по 1884 год.

Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской империи, считал нужным, следуя примеру Франции, иметь свой кафедральный собор — и его масштабы должны были затмить все остальные храмы. За образец был взят Амьенский собор во Франции.

В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Хор с обходом, расположенный целиком по типу, принятому во Франции, но в Германии мало распространенному, был закончен в 1332 году.

Для Кельнского собора характерна необычайная вышина среднего корабля, однимающегося над боковыми с отношением 5:2, прорезанные окнами трифории и часто расположенные большие верхние окна, Заполняющие всю стену. Строительство продолжалось в течение XIV и XV в.в., но медленно, а позднее совсем прекратилось.

Оно было возобновлено лишь в XIX в., после того как в 1814 г. были найдены подлинные чертежи. С 1841 по 1880 г. строительство было закончено. Фасад собора с двумя башнями, достигающими 160 м высоты, является, таким образом, произведением 19 в. и несет на себе отпечаток сухости и схематизма.

Кельнскому собору в высокой мере присуще типичное для поздней готики исключительное обилие изощренного архитектурного декора, покрывающего все детали конструкции беспокойно колеблющимся, бегущим, сплетающимся в великолепные каменные кружева узором. Стены, своды и пол Кёльнского собора выложены серым рейнским камнем, добытым в каменоломнях под Бонном.

Стройные 44-метровые колонны, словно стволы древнего леса, поддерживают высокие своды, уложенные в форме звезд. Ощущение огромности пространства создается еще и перепадом высот: центральный неф более чем вдвое выше боковых, на разных уровнях расположены неф и хор.

За высоким алтарем возвышается золотой саркофаг, украшенный драгоценными камнями. Это рака Трех королей, Трех волхвов, которые первыми увидели свет Вифлеемской звезды и поспешили принести дары младенцу Христу . Эта сцена запечатлена на знаменитом престольном образе «Поклонение волхвов» работы Стефана Лохнера (1440 г.), размещенном в капелле Девы Марии.

Огромный основной зал собора окружен множеством часовен-капелл, в одной из которых погребен основатель Кёльнского собора епископ Конрад фон Хохштаден. В соборе находится множество значительных произведений средневекового искусства. Это и резные готические скамьи в хоре, и фрески над скамьями, и главный алтарь.

Высоко в верхних рядах окон сияют великолепные витражи — окна Трех королей, — а в галерее хора, в боковой капелле, находятся так называемые Библейские окна. Витраж открыл новые возможности для средневекового художника. Христианство придавало свету божественное и мистическое значение. Свет, льющийся с неба, символизировал идущий от Бога свет. Игра света, проникающего через витраж, уводила мирян от всего конкретного, земного, вела к неосязаемому, светозарному.

Витраж как бы приглушал телесность, выразительность, конкретность образов готической пластики. Светоносность внутреннего пространства собора как бы лишала материю непроницаемости, одухотворяла ее. Две крутые винтовые лестницы - в 509 ступенек каждая - ведут на колокольни, устроенные в средних ярусах обрамляющих фасад башен. Отсюда, с высоты около 100 метров, открывается великолепная панорама Кельна и окрестностей.

Самым большим колоколом Кельнского собора и самым большим "действующим" колоколом в мире является "Петер" - его вес 24 тонны. Он отлит сравнительно недавно - в 1923 году, из металла пушек, захваченных у французов в 1871 году. За ним следует старинный колокол "Претиоза" ("Изысканная"), получивший свое название из-за изумительного по чистоте тона. Отлитый в 1448 году он весит 11 тонн, и в свое время был самым большим в Европе. Своим знаменитым собратьям вторят еще два колокола. Огромные башни Кельнского собора видны практически из любой точки города, но особо потрясающее впечатление - благодаря зеленоватым отблескам подсветки на темном камне - собор производит в вечернее время.

Введение

Средние века (Средневековье) - это исторический период, который отделял античность (т.е. греко-римскую древность) от её «возрождения» в XV-XVI вв. Политическая карта Средневековья представляла собой государства вестготов, лангобардов, франков, остготов и др.

Долгое время отношение к Средневековью носило исключительно негативный характер: его искусство считалось грубым за своё несоответствие нормам идеальной классической формы, культура - примитивной. Доминирование в это время религиозного мировоззрения воспринималось как «реакционное» засилье Церкви.

Западноевропейская культура - это тесная связь с религией; это близость к народному творчеству; символика; живопись и скульптуры, украшающие средневековые храмы, а также архитектура.

Искусство западноевропейского средневековья подразделяется на три этапа: дороманский (VI-Х вв.), романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). В данной контрольной работе речь пойдёт о романском и готическом стилях, а именно об архитектуре.

В эпоху готики было сооружено множество соборов - высоких, с вытянутыми окнами, украшенными витражами. Таков был и собор Notre Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери) во Франции. И не только был, он и сейчас действующий и он является духовным сердцем Парижа. Более подробно об этом замечательном соборе речь пойдёт в четвёртом пункте.

«Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре» - писал В. Гюго в предисловии к одноимённому роману «Notre Dame de Paris». Кого ещё из литераторов вдохновил этот прекрасный Парижский собор, мы узнаем в пятом пункте.

Романский и готический стили в архитектуре

Как было сказано выше, романский и готический стили относятся к эпохе Средневековья. Романский стиль относится к искусству Западной и Центральной Европы X-XII вв. (в ряде стран до XIII в.), когда господство феодально-религиозной идеологии было наиболее полным. Название стиля происходит от латинского названия города Рима (Roma), поскольку стиль возникает в областях, в прошлом входивших в состав Римской империи. Романская архитектура является развитием предшествующей, истоки которой лежат в христианской античности, а, следовательно, и римской архитектуре.

В начале XI в. прежде всего в областях, примыкающих к Средиземному морю, появляются первые романские постройки. Эти наиболее древние памятники имеют характерную кладку из наибольших грубо отёсанных камней. Фасады сооружений часто украшались плоскими рельефами и «фальшивыми» глухими аркадами. Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного типа архитектуре, массивные каменные сооружения воздвигались обычно на возвышенных местах и доминировали над местностью. Облик романских построек отличался монолитной цельностью и торжественной силой, здание состояло из простых, чётко выявленных объёмов, подчёркнутых равномерными членениями; мощь, толщина стен усиливались узкими проёмами окон, ступенчато углублёнными порталами и внушительными башнями. Те же черты массивности характерны для храмовых сооружений, которые изнутри покрывали настенные росписи - фрески, а снаружи - ярко раскрашенные рельефы. Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное двухмерное изображение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутствие портретного сходства с оригиналом, напряженная духовная выразительность. Изображения исполнены строгостью, зачастую крайне наивны.

Рыцарский замок, монастырский ансамбль, церковь - основные виды романских сооружений, дошедшие до нашего времени. Характерными образцами романской архитектуры являются: собор Notre Dame в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Велезе, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Станагере (Норвегия), в Луиде (Швеция), церковь монастыря Мария Лах (Германия). Памятники романского стиля есть в Австрии, в Скандинавских странах, Польше, Венгрии и др. странах.

К концу XII в. романский стиль сменяется готическим (от итальянского слова gotico - готский, по названию германского племени готов).

Готический стиль отличается от предшествовавшего; это стиль, создавший совершенно другую систему форм, организацию пространства и объёмную композицию. Эпоха готики совпала со временем становления и развития городских центров в период Классического Средневековья. Первые храмовые постройки готического стиля, ставшие образцом для более поздних сооружений, характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста (Рис. 1). Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью, подчёркивавшими наиболее характерную черту готики - устремлённость ввысь. Таковы были готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Амьене, Реймсе (Франция).

Несколько отличались соборы Англии, для которых были характерны большая протяжённость и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Наиболее яркими образцами готического стиля Англии являются Вестминстерское аббатство в Лондоне, соборы в Солсбери, Йорке, Кентербери и др.

Переход от романского стиля к готике в Германии был более медленным, чем во Франции и Англии. Этим объясняется наличие большого количества сооружений эклектического стиля. Недостаток строительного камня, особенно в северных районах Германии, вызвал к жизни кирпичную готику, распространившуюся достаточно быстро по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.).

В XIV в. возникает новая техника - пламенеющая готика, для которой было характерно украшение здания каменным кружевом, т. е. тончайшей резьбой по камню. К шедеврам пламенеющей готики можно отнести соборы в городах Амбере, Амьене, Аласоне, Конше, Корби (Франция).

Цель: познакомить одногруппников с особенностями средневековой культуры на примере романского и готического стилей в искусстве.

В средние века очень активно стали появляться и развиваться новые стили и направления в архитектуре.

Романский стиль (от лат. romanus - римский) - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI-XII веках (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам.

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

В основе плана - раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

Увеличение хора или восточной алтарной части храма

Увеличение высоты храма

Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны

Основной мотив интерьера - полуциркульные арки

Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек - травей.

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. В фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах - удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпанс рельефом, изображающим сцену Страшного Суда, кроме тимпана рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Го́тика - период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV-XVI века. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный». Но готика охватывает практически все произведения изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, витраж, фреску и многие другие.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

В начале XIX века термин «готический роман» стал обозначать литературный жанр эпохи романтизма - литературу тайн и ужасов (действие таких произведений часто разворачивалось в «готических» замках или монастырях). В 1980-е годы термин «готика» начал применяться для обозначения возникшего в это время музыкального жанра («готический рок»), а затем и сформировавшейся вокруг него субкультуры («готическая субкультура»).

Слово происходит от итал. gotico - непривычный, варварский - (Goten - варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Выделяются ранняя, зрелая и поздняя готика.

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

Церковь монастыря Сен-Дени, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями Бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу - в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу; а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» - немецкий стиль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний (пламенеющая готика, вариантами которой были также стили мануэлино (в Португалии) и исабелино (в Кастилии).

С приходом в начале XVI века Ренессанса севернее и западнее Альп, готический стиль утратил своё значение.

Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени - новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.

Характерные черты романского и готического стилей:

Романский период
Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый;
Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные;
Форма: прямоугольная, цилиндрическая;
Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом;
Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные;
Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом

Готика
Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;
Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;
Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;
Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;
Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые

Исходя из этого, стоит отметить, что при всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству Средневековья присущи общие характерные черты:

Религиозный характер (христианская церковь - единственное, что объединило разрозненные королевства Западной Европы на всем протяжении средневековой истории);

Синтез различных видов искусства, где ведущее место отводилось архитектуре;

Ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;

Эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;

Народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;

Иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).

Таким образом, средние века в Западной Европе – время напряженной духовной жизни, сложных и трудных поисков мировоззренческих конструкций, которые могли бы синтезировать исторический опыт и знания предшествовавших тысячелетий. В эту эпоху люди смогли выйти на новую дорогу культурного развития, иную, чем знали прежние времена. Пытаясь примирить веру и разум, строя картину мира на основе доступных им знаний и с помощью христианского догматизма, культура средних веков создала новые художественные стили, новый городской образ жизни, новую экономику, подготовила сознание людей к применению механических приспособлений и техники.

Возникновение романского стиля в архитектуре обусловлено феодальной раздробленностью в Западной Европе, которая приводила к частым междоусобным войнам между князьями-феодалами, стремящимися отнять друг у друга драгоценные клочки земли. Поэтому было важно создавать такие сооружения, которые смогли бы выдержать напор захватчиков и выполнить свою главную функцию — оборонную. Так романский стиль в архитектуре и стал основным общеевропейским стилем монументального строительства.

Основные черты романского стиля в архитектуре

Поскольку главной целью того периода стало строительство крепких замков, функциональных и способных противостоять военному нападению, то художественно-эстетической ценности архитектуры не придавалось особого значения. Романские замки строились как настоящие крепости, поэтому архитектура была тяжелая, монументальная. Особенности романского стиля в архитектуре заключаются также в крупных размерах, строгости, простоте форм и линий, прямоте углов, доминировании горизонталей над вертикалями.

Романский стиль иногда называют «стиль полукруглой арки», поскольку одной из главных отличительных черт сооружений в этом стиле являлись потолки, оформленные в виде арочных сводов, которые подпирались одинаковыми рядами столбов.

Стены зданий в раннем романском стиле были толстые, с маленькими окнами, которые почти никак не украшали. Однако чем больше развивался романский стиль, тем чаще стены в умеренных количествах могла покрывать мозаика, каменная резьба или скульптурная пластика. Характерным для романских замков было наличие круглых башен с вершинами в виде шатра. Вход в здание - особенно это касается храмов - часто оформлялся как портал.

Практически невозможно встретить другие здания общественного назначения, построенные в романском стиле, кроме соборов и монастырей. А основным типом жилого сооружения в романскую эпоху стал феодальный замок под названием донжон, который представлял собой дом-башню, находящуюся в центре крепости. Первый этаж подобной башни отводился под помещения, предназначенные для хозяйственных целей, второй - для парадных помещений, третий — для хозяйских спален. На четвертом и, как правило, последнем этаже размещались комнаты для прислуги и охраны замка.

Идеальным местом для такой крепости была какая-нибудь труднодоступная местность, например, горный склон. Крепость окружалась рядом высоких, зубчатых стен из камня и глубоким рвом с водой. Доступ внутрь самим жителям обеспечивал подъемный мост.

Романский стиль в архитектуре Европы

Само название стиля появилось в начале XIX века, когда искусствоведы задумались о том, что романский стиль напоминает по виду архитектуру Древнего Рима («Roma» в переводе с итал. «Рим»).

Лучше всего до наших времен романский стиль дошел в виде храмов и соборов. Замки и дворцы стали приходить в упадок еще с началом эпохи Возрождения. Некоторые из них приводили в порядок, отстраивали и снова превращали в замки, многие из которых дожили до наших дней как страшные замки , окутанные разными легендами, остальные же превращались в руины.

Франция

В архитектуре Франции романский стиль стал проявляться ближе к концу X века. Наиболее популярным типом зданий в этом стиле стали трехнефные базилики — храмы вытянутой, прямоугольной формы с тремя продольными проходами-нефами, которые в изображении на плане часто напоминали крест. Распространенным стал и тип паломнического собора с обходной галереей и радиальными капеллами - например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза на юге Франции.

Бургундская архитектурная школа за основу романского стиля принимала принцип монументальности, а школа Пуату - скульптурное декорирование. Храм аббатства Клюни III и Нотр-Дам в Пуатье и являются, соответственно, главными представителями этих школ среди французских памятников архитектуры.

Германия

Ранний романский стиль в архитектуре Германии характеризуется саксонской школой. Характерный для нее тип церкви - собор с парой симметричных хор с западной и восточной стороны. Примером может служить церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме.

Поздний романский стиль характеризуется возведением императорских дворцов - например, императорский дворец в Госларе. Распространяется и аналогичный донжонам во Франции дом-башня - бергфрид.

Италия

Регионами в Италии, где больше всего прижился романский архитектурный стиль, стали Ломбардия и Тоскана - они стали основными центрами этой архитектуры. Церковь Сан-Микеле в Павии, кампанила в Парме, кафедральный собор в Модене до сих пор считаются одним из самых интересных архитектурных ансамблей итальянского Средневековья.

Романскую архитектуру этого периода в Италии можно назвать проторенессансной - от французской и немецкой романики ее отличало использование античных элементов и цветного мрамора.

В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии - Пизанская башня.

Англия

Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно, и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции.

Английская соборная архитектура имела более вытянутые, протяженные формы, поэтому и башни были больше и выше. В тот период и был воздвигнут знаменитый замок - Лондонский Тауэр.

Романский и готический стили в архитектуре: в чем разница?

Вслед за романским пост господствующего стиля в европейской средневековой архитектуре заняла готика . В то время как романский стиль в разных регионах возник к концу X - началу XI века и царил до XII века, а где-то и дольше, то готический стиль появился в XII веке и сохранял свое влияние до XIV века. В Англии многие соборы в романском стиле в связи с ранним приходом готики переделывали под новый стиль, поэтому их первозданный вид искусствоведам неизвестен.

Хотя основой готическому стилю послужил именно романский стиль , в особенности, бургундская школа, они все же имеют ряд существенных различий, которые совершенно не позволяет их спутать. Наиболее ярко эти главные отличия можно проследить на примере соборной архитектуры.

  • Арки и вершины в готическом стиле заостренные, в отличие от круглых романских верхушек.
  • Главная черта романского стиля - массивность, монументальность, в то время как готике присуща утонченность.
  • Окошки в романском стиле маленькие, в виде бойниц, готический стиль предполагает внушительные размеры окон и большое количество света.

  • Горизонтальные линии в романском стиле преобладают над вертикальными, такие здания выглядят приземисто. В готическом стиле все наоборот - вертикали доминируют над горизонталями, отчего сооружения имеют очень высокие потолки, кажутся устремленными вверх, вытянутыми к небу.
  • Для бургундской школы характерен минимум элементов декора в архитектуре. Готический стиль характеризуется богато оформленными фасадами, яркими витражами, резьбой и узорами.

Узнать о романском и готическом стилях еще больше вам поможет это видео:

Для Западной Европы 5 в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер.

По своей архитектуре здания напоминали византийские постройки. Непрерывно строились феодальные замки и церковные соборы.

Церковное строительство особенно увеличилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся, согласно учению церкви концом света. С того времени широко используется камень.

Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского . Пример:

Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Арле, Велезе (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Лунде (Швеция).

Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела.

Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. Живопись отражала сословно-иера-рхические представления о мире: святые изображались более крупные по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги.

К 12 в. во Франции появляется готика . Готический собор - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте, огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерн. черта - устремление зданий ввысь . Пр: Вестминстерское аббатство в Лондоне.

В 14 в . - «пламенеющая готика» - здания украшались тончайшей резьбой по камню - каменным кружевом. Тогда же в Англии намечается переход к «перпендикулярному стилю» в готике - каменные стены превращаются в это время в узкие простенки между окнами.

Романский стиль

Романский стиль (от _la. romanus - римский) развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре.

Термин «романский стиль» появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI-XII вв. с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля - архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Характеристика стиля

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

В противовес восточному центрическому типу, на Западе развился тип храма, называемый базиликой. Важнейшим признаком романской архитектуры является наличие каменного свода. Из других характерных признаков можно отметить толстые стены, прорезанные маленькими окнами, призванные воспринимать распор от купола, если таковой имеется, преобладание горизонтальных членений над вертикальными, в основном, циркульные и полуциркульные арки.

Известные постройки в романском стиле

* Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии

* Либмургский собор в Германии

* Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии

* Аббатство Мария Лаах в Германии

См. также

* Генри Гобсон Ричардсон - возродил романский стиль в XIX веке

Специфика русской архитектуры.

Начинается с принятием христиан­ства.

Киевский архитектурный стиль - монументальность, многоглавие. Мозаика и фрески (собор Киевской Софии).

Новгородский стиль - строже киев­ского по украшению, мощнее и суро­вее по постройке. В интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, но не такие динамичные, как в Киеве, и избыток украшений языческой древ­ности с ясно проглядывающимся рисунком язелкового письма (Софийский собор).

В ее основе - византийская архи­тектура: крестокупольная постройка, на которую накладывается шатро­вость, ступенчатая ярусность, ба­шенность верха, высотность, верти­кальная устремленность и ассимет­ричность.

В древности храмы строились в ви-де корабля и креста, а позже - в фор-ме звезды или круга. Рядом колоко-льня.

До 17 в. храм был белым с золо­тыми куполами. После проникновения в Россию барокко - цветным. («Нарыжкинское барокко»).

Структура храма : делится на нэфы (продольности), пристройки-полу-кру­жия (абсиды) делится на 3 части: притвор, средняя часть и алтарь (на востоке). Вход в алтарь закрыт и отделяется от средней части иконо­стасом (перегородкой, украшенной иконами в несколько ярусов), посе­редине которого Царские врата, по краям - северные и южные врата.

Внутри: колонны, мозаика, биб­лейские сюжеты на стенах и потолке, лики святых, ангелы, кресты, иконы, резные подсвечники.

Наружная отделка : купола (нечетн. колич. -1,3,5,7,9,13..-кажд имеет свое значение), на них кресты. Украше­ния: пояски, бровки, двухэтажные ниши, арочные пояса, ложные пиля­стры, нечетное количество куполов.

Русский классицизм

Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры-настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

Классицизм, как система международной художественной культуры

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять - семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х - еще время расцвета первого, середина 1760-х - уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.

Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.

Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества. Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни. Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален. Его можно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для «обывательских» жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.

Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при «размере-1 и основания» и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным чертежом. Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую «артельность». Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).

Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему. Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани. Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.

Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.

Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).

Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян

Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной «государственной» культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной «вне стилевой» культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы. Прием пространственной организации целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл. Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.

Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, - зодчий уже не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях). Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича. «Четырежды восемнадцать» колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) - один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию. Державин написал о здании Таврического дворца: «древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, но величественно». Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража «Лучшие королевские дворцы мира».

Основные этапы развития классицизма

Так Зимний дворец, не смотря на весь растреллиевский блесксвоих форм и на бесспорно доминирующее значение этого здание в центре столицы, оказался в архитектурном отношении подчиненным зданию Главного Штаба. Не потому, что классические (или «ампирные») формы этого последнего «сильнее» барочных форм дворца, а потому что Росси построил против Зимнего дворца не только какое-то новое большое сооружение, но и создал новое архитектурное целое, новый ансамбль, новое архитектурное единство. В этом новом единстве, организованном по законам Росси, а не Растрелли, произведение последнего казалось включенным в новую композицию и в итоге подчиненным зданию Росси, а не наоборот, хотя не приходиться говорить о каком-либо формальном «превосходстве» Росси над Растрелли, Главного штаба над Зимним дворцом. Так захаровское Адмиралтейство стало «держать» в своих монументальных руках весь пространственный организм центральных петербургских площадей. Так сравнительно невысокое здание Биржи притянуло к себе узловую точку этого центра, ранее находившуюся в высотном объеме Петропавловской крепости. Так, далее, монументальные постройки Кваренги оказались включенными в новые ансамбли и подчиненными им: Государственный банк-в орбите архитектурного воздействия Казанского собора, Конногвардейский манеж-в ансамбле Сенатской площади, созданной Захаровым, Росси и Монферраном; Академия наук, Екатерининский институт, Мальтийская капелла также целиком подчинены новому архитектурному окружению. Произошло это не потому, что все эти здания, сооруженные выдающимися мастерами большой классической формы, менее значительны, чем-то, что раньше или позднее создавалось по соседству с ними, а потому, что по своей архитектурной природе они не были рассчитаны на организующую роль в ансамбле и на ансамбль вообще. Сопоставление Биржи, сооружавшейся по проекту Кваренги, с Биржей, построенной Томоном, наглядно демонстрирует различие этих двух архитектурных подходов к проблеме города: в одном случае-самодовлеющая архитектурная композиция здания, почти не считающаяся со своим будущие окружением, в другом-здание, компонующее городской ансамбль.

В период завершения пространственных композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, как бы синтезируются архитектурные искания всего XVIII века, синтезируются и подчиняются новым формам, новому стилю, властно накладывающему свою печать на весь облик города. К этому времени Петербург приобретает свой «строгий, стройный вид», по слову Пушкина. И как бы мы ни оценивали в качественно-формальном отношении достижения позднего петербургского классицизма по сравнению с достижениями Растрелли, или Кваренги, или Ринальди, мы должны признать именно за этим, завершающим, периодом значение важнейшего градостроительного этапа в развитии Петербурга.

Русское барокко

проявилось в избыточности чисто русских архитектурных украшений: ряды закомар и кокошников, колончатые украшения, например оконных проемов, сочетание штукатурки с кирпичной кладкой, золочение и др. украшение куполов. Затем возникла архитектура т.н. "нарышкинского барокко" - явно западной ориентации, с использованием кружевной лепнины, граненых куполов, колончатых барабанов. Исчезает былое разительное отличие церковной архитектуры от светской. Разумеется на этом этапе (к. 17 в.) прямых аналогов между элементами русского и западного барокко нет: если суть западного барокко в свободном перетекании объемов, плавности волютных обводов, то "нарышкинское барокко" - нагромождение многогранных клетей на квадрифолии (четырехлепестковом в плане здании).

Западное барокко было завезено уже при Петре итальянскими и французскими мастерами.

В первые годы царствования Петра ориентация на протестантские страны отразилась в архитектуре Доменико Трезини, скупо использовавшем барочные формы, что придало особое обаяние облику северной столицы. Сухой практицизм изменил характер русской живописи: созданное в 1724 г. художественное отделение при Академии наук призвано было подчинить искусство задачам научного изучения природы.

Дальнейшее следование по пути сакрализации абсолютизма отразилось в привлечении в Россию мастеров барокко и классицизма. Откровенное стремление превзойти роскошью Версаль отразилось в творении французского архитектора Леблона - Петергофе, загородной резиденции Петра. Вполне получило признание в России творчество уже не востребованных на Западе мастеров барокко - особенно отца и сына Растрелли. Но духу дворцового волюнтаризма больше соответствовал стиль рококо, к которому и тяготело искусство 18 в.

В течение смутного времени Русь находилась в состоянии разорения. Монументальная архитектура и живопись не развивались, не строили новых палат, храмов, не писали фресок. Строители и живописцы покидали Москву и другие крупные города. Отдельные станковые иконы(произведения строгановских мастеров) отражали тревоги и муки своего времени. Икона "Боголюбская Богоматерь"(н. 17в.), изображение царевича Дмитрия, русских святых, монахов, юродивых, взывающих о спасении Руси. Строгановская школа иконописи(Прокопий Чирин и др.): горький пессимизм, ущербность образов. Иконы представлены в Успенском соборе в Москве, в Новодевичьем монастыре. Кроме этого в русском искусстве н.17в. проявляются героические, боевые мотивы. Ростов: шитое знамя с изображением архангела Михаила и Иисуса Навина в Борисоглебском монастыре. Икона "Архангел Михаил-воевода" (н.17в.). В 17 столетии, после изгнания иноземцев древнерусская архитектура переживает новый подъем. Московский Кремль становится символом величия Руси. Сооружения и стены восстанавливаются и получают дополнительное декоративное убранство. Спасская, Арсенальная угловая, Москворецкая угловая, Троицкая, Боровицкая, Водовзводная угловая и др. башни увенчаны каменными шатрами с государственным гербом. Декоративный каменный верх Спасской башни надстроен в 1625г. английским архитектором Христофором Галофеем и русским архитектором Баженом Огурцовым. Удачно сочетается шатровая русская форма с готическими мотивами. Шатровые верхи других кремлевских башен возведены в 17в. русскими строителями. Московский Кремль становится одним из наиболее оригинальных творений архитектуры. Верхние части органично сливаются со своими основаниями. В 17в. в Кремле возведено множество построек: приказных палат, церквей, монастырских подворий, боярских домов и дворов. Переизбыток больших и малых зданий сделал Кремль тесноватым. Утеряв стройность и четкость архитектурной застройки, Московский Кремль приобрел в 17в. сказочную красоту древнерусского барокко. В 1636г. возводится Теремной дворец (арх. Бажен Огурцов и Трофим Шарутин). 3-х этажное каменное здание на подклете имело ярусный характер. Белокаменные расписные наличники, золоченые крыши с репьями, карнизы составляли богатое убранство зданий.

Башни Троице-Сергиевой обители также получили новый облик в стиле древнерусского барокко. Прототипами русских храмов 17в. являлись московские кремлевские сооружения (Успенский собор1479г. ит. зодчего Аристотеля Фиорованти). На основе московского зодчества создается общерусская архитектура, прививавшая понятие о территориальной и политической целостности Руси. Неистощимой выдумки и творческого изобретения полны лучшие образцы церковного зодчества 1 пол. 17в.: Казанский собор на Кремлевской площади, построенная князем Дмитрием Пожарским церковь Троицы в Никитниках в Москве. Обширное здание Патриаршего двора в Кремле(1655) с церковью Двенадцати апостолов, поставленной на сводах выездных ворот, положило начало строительству архиерейских домов и трапезных палат. Большая Крестовая палата этого сооружения была перекрыта сомкнутым сводом и не имела опорных столбов. Во 2пол. 17в. каменное зодчество на Руси принимает монументальный размах и исключительную декоративность. Шатровые храмы уже не строятся. Зодчие развивают мотивы 5-главых и 9-главых храмов: пышность и великолепие храма Троицы в Останкине, церковь Николы в Хамовниках(1679), Покровский собор в Измайлове. В сер. и 2 пол. 17в. строительство идет в Ярославле, Угличе, Костроме, Ростове Великом.

Храм Иоанна Златоуста, Иоанна Предтечи, Воскресенский собор в Новом Иерусалиме под Москвой(2пол. 17в.). Столпы-звонницы, сооруженные по образцу Ивана Великого - в Саввино-Сторожевском, Новоиерусалимском, Новодевичьем и в др. монастырях. Древнерусская архитектура в причудливых формах, в вычурных декорациях зданий переходит к стилю барокко. Церковные главы в форме воинского шлема приобретают формы, близкие к луковице или груше. Терракотовые пояса, изразцы, круглые и килевидные кокошники, пилястры, полихромная майолика. Древнерусское барокко было родственно западно-европейскому. Новоиерусалимский монастырь, дворец в Коломенском(1681), Крутицкий теремок в Москве(1680).

Русские деревни были застроены бревенчатыми избами, крытыми тесом и соломой, с очагами без труб. В 17в. происходит влияние каменной архитектуры на деревянную, а ранее было наоборот. Церковь в Кижах (двадцатидвуглав), церковь в Вытегорском поюсте (семнадцатиглав). Мотив традиционного пятиглава идет от архитектуры Успенского и Архангельского соборов.

Воссоединение в 17в. Украины с Россией вызвало оживленные культурные связи между обоими народами. Новое течение в каменной архитектуре, "нарышкинское барокко", удачно сочетает русские и украинские строительные приемы, а также черты западноевропейской ордерной системы. Храмовые главы в сооружениях "нарышкинского барокко" принимают вид царских ворот или короны. Колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях.

Во 2пол. 17в. строятся надвратные каменные храмы - верхние этажи святых ворот монастырей и кремлей. Врата Киево-Печерской Лавры, увенчанные храмом, стали известны в Москве в результате воссоединения Украины с Россией. В сер.17в. кремли теряют свое оборонительное назначение и становятся декоративными.

Симеон Полоцкий - (в миру Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович) (1629-1680) белорусский и русский общественный и церковный деятель, писатель. Полемизировал с деятелями раскола. Наставник царских детей. Преподавал в школе Заиконоспасского монастыря. Соавтор проекта славяно-греко-латинской академии. Один из зачинателей русского силлабического стихосложения и драматургии.

Епифаний Славинецкий - (? - 1675) русский и украинский деятель и ученый. Писал проповеди, духовные песни, книжные эпические песни философского содержания, первые научные сочинения. Составитель греко-славяно-латинских и филологических словарей.

Скульптура перилда классики

Архаический период, во время которого была создана система архитектурных ордеров, положил начало греческой пластике и живописи, определил пути дальнейшей эволюции эллинской культуры. Следующий, классический, период в истории Древней Гре­ции явился периодом расцвета ее цивилизации, а V-IV вв. до н.э. - временем наивысших достижений. В это время на первый план выдвигаются Афины, что во многим было обусловлено становлением там демократии. Рядовые граждане города получают возможность решать важные вопросы политической жизни на народном собрании. Идея осознания себя гражданами полиса, а не просто его жителями отразилась в первую очередь в творчестве Софокла, Еврипида, Эсхила, трагедии которых способствовали успешному развитию греческого театра. Во многом именно последний, будучи общедоступным, воспитывал патриотизм и гражданственность. В искусстве в полной мере воплотился идеал человека-героя, совершенного физически и нравственно. Большинство скульптур дошли до нас в поздних римских копиях. Из сохранившихся греческих оригиналов есть знаменитая статуя "Дельфийского возничего", созданная около 470 г. до н.э. Молодой человек изображен в рост в длинном хитоне, перехваченном поясом на талии, с вожжами в руках. Струящиеся складки его одежды напоминают каннелюры дорической колонны, но его лицо с глазами из цветного камня обретает необычайную живость, одухотворенность. Этот образ, полный гармонии, олицетворяет идеал совершенного человека, равного героям эпоса.

В период ранней классики мастера V в. до н.э. успешно решают проблему синтеза архитектуры и скульптуры. И та, и другая выступают как совершенно равные, дополняющие друг друга искусства. Скульптурный декор фронтонов храма Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.) - лучший тому пример.