Медиапроект «ПроЯвление. Картина "явление христа народу" в третьяковке удостоена особого внимания ─ Размер имеет значение, Павел

16 июня в Третьяковской галерее в отдельном павильоне откроется проект Павла Каплевича «ПроЯвление». Проект будет доступен зрителям до конца июля.

Александр Иванов стоит обособленной фигурой в мире живописи. Он сумел перерасти академические нормы и выработал свой взгляд на искусство. Достаточно редкий для живописи сюжет «Явление Мессии» Иванов подал в эпохальном ключе, видя в нем смысловую кульминацию Евангелия. Художник надеялся, что его картина призвана возвысить нравственные порывы общества, и верил в возрождающую миссию искусства. «Явление Христа народу» стало для Иванова картиной всей жизни.

«Я хотел моих любезных соотечественников Русских помирить между собою сюжетом своим, первым сюжетом в свете! Который мне ниспослан самим Богом - по крайней мере, я так верю»

Осознав сложность и величие собственного замысла - раскрыть «сущность всего Евангелия» - и не желая быть просто «иллюстратором» Священной истории, он встал на путь глубокого погружения в тему, разрабатывая ее в эскизах и бесчисленном множестве этюдов, чего не делал никто из его предшественников. Это был своего рода эксперимент по сотворению художественного послания человечеству.

Объединив наследие Джотто с колористикой венецианцев и внутренним драматизмом евангельских сюжетов да Винчи, художник согласовывает сюжет с натурой. Особое внимание он уделял фактурным особенностям живописи и работе с линией, варьируя приемы моделировки. Особенностью картины стал прием нон-финито, когда в живописи совмещают тщательно проработанные и незавершенные детали.

Основываясь на экспериментах и открытиях в области художественных технологий и традиционных ремесел, изучив великое полотно, подготовительные эскизы и этюды к нему, Павел Каплевич предложил собственную интерпретацию картины и процесса работы художника.

Картина А. Иванова «Явление Христа народу»

Популярный театральный художник поиграл с живописно-пластической составляющей картины и перенес художественное полотно на ткань. Медиапроект «ПроЯвление» - это эксперимент с методом высокомолекулярной обработки материалов. На картине Каплевича хлопок переплетается с бархатом или шерстью, а фактура старинного венецианского полотна сменяется эффектом гобелена. Опробованный ранее в театральных декорациях, материал «вобрал в себя» картину Александра Иванова вместе с эскизами к ней.

С помощью современных технологий «Явление Христа народу» оживает, пульсирует, изменяется и даже распадается на 25 вариаций.

Полотно превращается в скульптурный рельеф, полуосыпавшуюся фреску или черно-белую гравюру, а фигуры картины то исчезают в отдалении, то вновь появляются перед зрителем. Дополнительный акцент сосредоточен на музыке.

Композитор Александр Маноцков окутывает зрителя шелестом листьев, пением птиц или журчанием воды.

За «ПроЯвлением» скрытых мотивов картины Иванова можно понаблюдать с 16 июня по 31 июля в павильоне перед входом в главное здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке .

Медиапроект Государственной Третьяковской галереи «ПроЯвление» демонстрирует диалог художника Павла Каплевича с главной картиной русского искусства XIX века — «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837-1857) Александра Иванова. Основываясь на экспериментах и открытиях в области художественных технологий и традиционных ремесел, изучив великое полотно, подготовительные эскизы и этюды к нему, Павел Каплевич предложил собственную интерпретацию картины и процесса работы художника.
Произведение Павла Каплевича, выполненное в размер картины Александра Иванова (540 × 750 см), с помощью современных технологий «оживает» и вовлекает зрителя в мир, созданный сто пятьдесят лет назад художником-классиком. Заново увиденный современным художником, этот мир преобразован в иную цвето-фактурно-пространственную форму. Изменяя материальные свойства оригинала, автор медиапроекта предлагает свое понимание шедевра, раскрывает таинство его сотворения.

Художественное высказывание Павла Каплевича обращено к тем структурным и смысловым особенностям картины Александра Иванова, в которых заключается его оригинальность, уникальность замысла и живописно-пластических открытий. Заявленные в концепции медиапроекта категории «эксперимент», «чудо», «фактура», «палимпсест» проецируются на творческий поиск русского художника XIX столетия.
Иванов считал зарождение идеи картины в его сознании откровением, ниспосланным свыше: «Я хотел моих любезных соотечественников Русских помирить между собою сюжетом своим, первым сюжетом в свете! Который мне ниспослан самим Богом — по крайней мере, я так верю». Осознав сложность и величие собственного замысла — раскрыть «сущность всего Евангелия» — и не желая быть просто «иллюстратором» Священной истории, он встал на путь глубокого погружения в тему, разрабатывая ее в эскизах и бесчисленном множестве этюдов, чего не делал никто из его предшественников. Это был своего рода эксперимент по сотворению художественного послания человечеству.
Огромное полотно Александра Иванова призывает каждого, стоящего перед ним, ощутить себя среди персонажей картины, испытать чувства, которыми они исполнены — искреннюю веру или сомнения, приятие или неприятие проповеди Иоанна Крестителя, пережить страх вместе с «дрожащими» или поддаться безоглядному порыву навстречу грядущему Мессии, подобно Иоанну Богослову и юноше с белым покрывалом.
Творческий диалог, в который решился вступить Павел Каплевич, позволяет по-новому взглянуть на богатейшие фактурные возможности живописи Иванова, осознать широту его художественных предпочтений и свободу в их выборе. Ученик Императорской Академии художеств, он чуждался академизма, одним из первых оценив сакральное, глубоко символическое искусство Джотто, Мазаччо, Гирландайо, выразительность и разнообразие найденных ими пластических решений. У великих венецианцев — Тициана, Веронезе, Тинторетто — он учился колориту и осознанию его роли в создании художественного образа, в искусстве Рафаэля увидел пример художественной гармонии, у Леонардо да Винчи — понимание внутреннего драматизма евангельских сюжетов.
В поисках пластических средств для передачи материи, оживотворенной Духом, Иванов обращался к разным источникам — копировал произведения старых мастеров, писал этюды с тщательно отбираемой натуры, стремился прочувствовать в конкретном человеке вневременной этический прототип. Совмещая в своем сознании многочисленные этюды, выполненные для каждого персонажа, он пытался выявить самое существенное и ценное в натурном материале.
Никто из современных Иванову художников не уделял столько внимания фактурным особенностям живописи, работе с линией и пятном, жидкими и пастозными мазками, использованию как сложных замесов краски, так и чистых, локальных цветов. Традиционную многослойную технику он обогащал, варьируя приемы моделировки, экспериментируя с основой, грунтами и подмалевком, используя прием нон-финито (совмещая тщательно проработанные и незавершенные детали). Задолго до появления акварельных «Библейских эскизов» в натурных этюдах, большей частью написанных маслом на бумаге, проявилось тяготение Иванова к фресковой матовости и подвижному, вибрирующему мазку. Найденная им технология с использованием летучих растворителей давала возможность работать быстро. Варьируя удары кисти, накладывая полупрозрачные слои красок, Иванов добивался ощущения пульсации жизни, наполняющей природные формы.
В конце жизни художник осознал, что эта работа была лишь «станцией» на пути обретения искусством новых форм для решения новых масштабных задач. Обращенная в будущее, картина Иванова открыта для диалога со следующими поколениями художников и вдохновляет их на создание множества интерпретаций.
На полотне Павла Каплевича почти неуловимо для зрителя сменяются образы «Явления Христа народу», один сквозь другой проступают эскизы картины. Творение Иванова предстает то в виде гобелена, то полуосыпавшейся фрески, то превращается в скульптурный рельеф или в черно-белую гравюру. Фигура Христа то исчезает в отдалении, то появляется вновь вслед за мистическим голубем, парящим в одном из вариантов композиции. Мир звуков, созданный композитором Александром Маноцковым, заполняет пространство: шелест листьев, пение птиц, журчанье воды окутывают зрителя, усиливая эффект погружения в тонкое вещество возникающего на полотне преображенного мира картины Иванова, мира явления — проЯвления чуда.
«ПроЯвление» — это реализация более чем пятнадцатилетнего опыта работы Каплевича над созданием уникальных тканей. Художник открыл огромные возможности метода высокомолекулярной обработки тканей, позволяющего преобразовывать один материал в другой: воспроизвести фактуру старинного венецианского полотна или создать эффект гобелена. По воле мастера хлопок «соединяется» с бархатом или шерстью, в ткани «проращиваются» золотые нити, возникает эффект парчи и т. д. Опробованный ранее в театральных декорациях, теперь уникальный материал «вобрал в себя» картину Александра Иванова вместе с эскизами к ней и представил «Явление Христа народу» в новом качестве.
Спроектированный архитектором Сергеем Чобаном павильон, в котором демонстрируется медиапроект, расположен перед главным зданием Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, где экспонируется картина Иванова. Зайдя в павильон перед осмотром постоянной экспозиции, посетитель музея сможет ознакомиться с эскизами к великой картине и взглядом современного художника на образы и смыслы изображенного на ней.

Картина Александра Иванова «Явление Христа народу» удостоена на этой неделе подчеркнутого внимания. Нет, никакого юбилея, так случилось, как видно по причине плотности событий, что в Третьяковской галерее, где грандиозное полотно хранится, ему сделано сразу два приношения. Картина ведь действительно особенная и отражает, как было сказано о ней еще в XIX веке, явление Христа не народу, а народам, появление его в истории, значение христианства для всей истории.

Одно событие недели - это получение Третьяковской галереей в дар полотна художника Эрика Булатова «Картина и зрители». Современного художника беспокоило то, что у картины, которую он считает основополагающей для русского искусства XIX века, потерян прямой контакт с современным зрителем. Несколько лет ушло у художника на замысел, на подготовку изобразительного материала, на окончательное исполнение живописного полотна. Шесть лет назад работа была завершена. И вот она - в Третьяковской галерее, подарена музею Благотворительным фондом Владимира Потанина. И это событие поддерживает программу пополнения коллекции музея произведениями современников, программу прямо продолжающую дело Третьякова. Он ведь приобретал именно работы своих современников.

Эрик Булатов считает любую картину универсальной художественной моделью, а именно демонстрацией того, как противостоят друг другу плоскость и бесконечное пространство. Картину Иванова «Явление Христа народу» и в этом смысле можно считать образцовой, она именно отвоевывает огромное пространство, с которым так любят работать современные художники. Павел Каплевич, один из них, еще и театральный художник к тому же, чувствующий пространство, буквально проник внутрь ивановского полотна.

Он создал медиапроект под названием «ПроЯвление», в котором завел разговор с полотном Иванова. Да так, чтобы зрители могли, как он сам сказал, сравнить ощущения от предложенного мною диалога. Каплевич говорит, что в данном случае размер имеет значение, и его полотно выполнено в размер работы Иванова: 540×750 сантиметров. И это именно полотно, ткань, хрупкая материя минимальной плотности и максимальной чувствительности материя. Художник использовал свой опыт высокомолекулярной обработки тканей, которой занимается 15 лет. Этот способ позволяет преобразовывать один материал в другой, поэтому Ивановские образы перетекают из одного состояния в другое, предстают то гобеленом, то фреской, то гипсовым рельефом. Композитор Александр Маноцков добавил проекту загадочности, он заполнил пространство мистическим звучанием.