Экскурсия по выставке петров водкин. Разочарованный певец революции

Тема Музейных палат в эту субботу «Выставка к 140-летию со дня рождения художника Кузьмы Петрова-Водкина в Русском музее», гость – ведущий научный сотрудник Русского музея, сокуратор выставки Ольга Мусакова.

Без преувеличения, это самая крупная выставка Петрова-Водкина, дополненная частными собраниями и коллекциями других музеев. Некоторые работы показываются впервые.

Последняя персональная выставка Петрова-Водкина в Русском музее прошла в 1978 году, выставлялась графика. До этого, с купюрами, работы художника демонстрировали в 1966, тогда не была представлена его религиозная живопись. Последняя прижизненная состоялась в 1936 году. Понятно, что и тогда не все сюжеты допускали до публики. Так, в последний момент всё же убрали «от греха подальше» картину «Новоселье» (Рабочий Петроград). Казалось бы, тема идеологически выверенная. А всё же есть что-то в лицах этих новых жильцов, в грязной чужой посуде в отражении зеркала, заставляющее засомневаться в торжестве справедливости.

На выставке много хрестоматийных работ, таких как «Купание красного коня», «Мать», «Скрипка», но представлены они в контексте картин ранее не выставлявшихся, а также в рядом с графическими эскизами. Которые часто смотрятся как вполне самостоятельные произведения.

Вот «Мадонна с ребёнком. Пробуждающая», 1922 год. Написана к рождению долгожданной дочери.

Образ будто бы потёртый. Не исключено, что использовался в семье как подголовная икона… Петров-Водкин был человеком глубоко религиозным, из верующей старообрядческой семьи.

И при этом принял революцию, занимал высокие посты. Мог эмигрировать, но принципиально вернулся в советскую Россию.

«Голова Христа», 1921, частное собрание, Петербург.

Распятие, 1920-е годы. Частное собрание, Москва.

И примерно в эти же годы находит образ нового хозяина страны – рабочего. Вот такой он, человек того времени, 1926 год

Редкость на выставках, картина из собрания Центрального музея вооружённых сил. «После боя».

Пронзительные «Скрипка» и «Натюрморт с чернильницей», между ними. 1918 и 1934 гг.

Написанная в 1934 году картина «Тревога.1919». Неподдельный страх.

Кто же он, Петров-Водкин? Авангардист, представитель реализма? Адепт религиозного искусства? Каждый раз узнаваем. И в натюрморте, и в программном полотне.

Любимый пёс.

А вот он же, присмотритесь.

Всегда требовательный к себе.

И в 1890-х, ещё студентом, в прошлом мастер вывесок.

1907, в поисках метода.

Обретение сферической, наклонной перспективы. 1921 год.

Автопортрет 1926-1927.

Отдельный зал посвящён творчеству Петрова-Водкина – театрального художника. Эскизы грима и декораций. Часть из них так и остались в замыслах, на сцене не были воплощены. Интересно, что художник преподавал на курсах сценического мастерства Всеволода Мейерхольда.

Эскиз к постановке «Братья Карамазовы», 1927 г.

«Интерьер квартиры художника», 1920, тушь, перо, акварель. Частное петербургское собрание.

Текст: Ксения Басилашвили.


В истории искусства немного избранных, о ком бы современники сказали: он создал символ своей эпохи. О русском художнике Кузьме Петрове-Водкине говорили именно, так.


Автопортрет. 1918
Холст, масло. 71 x 58 см

"Этот художник тем и интересен,- считает искусствовед Наталья Адаскина, -что соединил традиции русского искусства Запада и Востока, был в сердцевине этих отношений. Сам он - выходец из провинциальной России. В маленьком городке на Волге, близ Саратова под влиянием патриархальной среды складывалось его мировоззрение. Потом он оказался в Петербурге, учился в художественном училище барона Штиглица, ему открылись богатства искусства этого самого европейского из русских городов. Затем была учеба в Москве, в Училище живописи ваяния и зодчества, приобщение к московским художественным традициям. В 28 лет Петров-Водкин приехал в Париж, 2 года работал рядом с такими мастерами как Матисс, Сезанн. Может быть, он в полной мере и не оценил их тогда, но глубоко впитал впечатления от выставок".


Кафе. 1907
Холст, масло. 130 x 98 см
, Санкт-Петербург



Вид музея Клюни в Париже. 1908
Холст, масло. 65 x 49 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Париж. Нотр-Дам. 1924
Холст, масло. 60 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Из Парижа художник на несколько месяцев съездил в Северную Африку - в Тунис, Алжир. Эти поездки, особенно африканская, помогли ему более остро почувствовать собственную страну. Он писал в письме, что "вошел в чужую жизнь и увидел лучше достоинства и недостатки своей".


Бириби. Африка. 1907
Холст, масло. 38 x 48 см
Частное собрание



Негритянская деревня. 1907
Холст, масло. 37 x 49 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Африканский мальчик. 1907
Холст, масло. 48 x 36 см
Частное собрание


Негритянка. 1907
Холст, масло. 48 x 37 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Город Константина. Алжир. 1907
Холст, масло. 37 x 48 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

O путешествиях Петрова-Водкина, о его стремлении увидеть мир собственными глазами и понять его можно много рассказать. Однажды он поехал Германию, в Мюнхен... на велосипеде. Скудны были средства 23-летнего студента, а Мюнхен манил, казался "окопом, который задерживал просачивающееся в Восточную Европу влияние французской живописи", - так вспоминал впоследствии Петров-Водкин этот город.

А четыре года спустя в Италии он пробыл вдвое дольше. И не удивительно. Ведь здесь когда-то жили и творили его художественные кумиры - Леонардо да Винчи, Джованни Беллини. Здесь, на земле Италии, он воочию увидел и объект своего жгучего любопытства - вулкан Везувий. Он совершил даже восхождение к кратеру Везувия как раз в период его вулканической активности, и потом Петров-Водкин всю жизнь утверждал, что это событие разбудило его художественное сознание.

Петров-Водкин вообще был склонен к планетарному размаху. Так он воспринимал пространство - волжские просторы, песчаные пустыни Африки и Средней Азии он изображал их не плоскими, а сферически выпуклыми, будто это взгляд на Землю из космоса.


Вид Самарканда. 1921
Холст, масло. 39 x 54 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Самарканд. Рухабад. 1921
Холст, масло. 40 x 55 см
Художественный музей Эстонии, Таллин

Он ощущал цвет - как мощное излучение ярких тонов: красного, желтого, синего. Рождение и смерть, любовь, материнство, - вот немногочисленные, но вечные темы, к которым художник обращался. И собственная теория живописи сложилась у него именно на основе этого видения. "Форма и цвет, объемлющий эту форму, - и есть живопись" - так просто сформулировал Петров-Водкин свой принцип.


Юность (Поцелуй). 1913
Холст, масло. 120 x 154 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Мать. 1915
Вариант одноименной картины 1913 года, находящейся в ГТГ
Холст, масло. 107 x 98 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Материнство. 1925
Холст, масло. 64 x 80 см
Частное собрание



Первые шаги. 1925
Холст, масло. 82 x 65 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



В детской. 1925
Холст, масло. 45 x 65 см
Частное собрание

Лучшие картины Петрова-Водкина разделены сейчас между Петербургом и Москвой. В Петербурге, где художник начинал свое образование, в Русском музее хранится полотно, с которого началась его известность - "Сон", 1910 год. Пустынный, почти сюрреалистический пейзаж. Аллегорическое полотно, но как созвучно оно было своей эпохе!
После революции 1905 года в России наступило "состояние сна, паралич политический и моральный", - писал Петров-Водкин.


Сон. 1910
Холст, масло. 161 x 187 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



Мальчики (Играющие мальчики). 1911
Холст, масло. 123 x 157 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Третьяковской галерее в Москве принадлежит главный шедевр Петрова-Водкина - "Купание красного коня", 1912 год. Во все полотно мощная фигура коня. Он заслоняет собою почти все пространство холста.


«Купание красного коня»
Фрагмент
1912 г.
Холст, масло 160 х 186
Государственная Третьяковская галерея
Москва

"Для меня "Красный конь" - яркий образец символистской живописи, - говорит Наталья Адаскина, - это очень емкий образ, представляющий эпоху, говорящий от ее лица. Главное в картине - это предчувствие: что-то произошло и чего-то ждут. Предстоит что-то грандиозное, коренным образом меняющее судьбы. Оцепенение перед началом чего-то нового настолько ярко выражено в картине, что она стала символом эпохи - начала 20 века.

Это понимали уже тогда, в 1912 году, когда картина впервые была показана на выставке. Ее вывесили как эпиграф над входной дверью в зал. Символика "Красного коня" удивительным образом перекликалась с символикой русской иконописи. В 1914 году "Красный конь" отправился на международную выставку в шведский город Мальмё. Началась первая мировая война. Картина исчезла. Её судьба оставалась неизвестной до 1950 года, когда шедевр Петрова-Водкина разыскала его вдова и ценой больших усилий вернула на родину.


«Землетрясение в Крыму»
1927
Холст, масло 95,5 х 10
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


Весна в деревне. 1929
Эскиз обложки журнала "Красная панорама"
Бумага, акварель, графитный карандаш. 31 x 28 см
Национальная галерея Армении, Ереван

Картины художника вывозились за рубеж еще при жизни художника, с конца 20-х годов. Они экспонировались в Европе, Америке и некоторые работы мастера были куплены за границей. Петров-Водкин - художник очень интересующий коллекционеров.


«В Шувалове»
1926
Холст, масло 44,5 х 60
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«1919 год. Тревога»
1934г.
Холст, масло 138 x 169
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Весна»
1935
Холст, масло 186 х 159
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Петров-Водкин любил не только живопись, но и театр и литературу. Он играл на скрипке, писал пьесы, автобиографические повести, оформлял интерьеры и улицы к праздникам, преподавал. Он был щедрый, масштабный, универсальный талант.

Эскиз грима Сатаны к инсценировке "Дневник Сатаны" (по Л.Андрееву). 1922
Эскиз
Бумага, акварель, пастель. 31 x 32 см
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва


Автопортрет. 1929
Холст, масло. 47 x 37 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Ольга Боброва
К 120-летию со дня рождения художника Кузьмы Петрова-Водкина

Предаукционная выставка Sotheby’s «Русский авангард и советское современное искусство» в Совинцентре, Москва. 2-7 июля 1988 г. Фото: Александр Лаврентьев

Ставки на гласность. Аукцион «Сотбис» в Москве, 1988

Музей современного искусства «Гараж»

Первый в Москве аукцион Sotheby’s 1988 года иначе как легендарным не называют, и этот титул вполне заслужен. Благодаря торгам, которые прошли в Центре международной торговли, советские неофициальные художники были представлены зарубежному покупателю вместе с русским авангардом. «Гараж» намерен реконструировать события 30-летней давности. Зрители смогут заглянуть на аукцион, правда виртуально: на выставке будет работать VR-инсталляция. Помимо современных форматов, будут и вполне традиционные исследовательские материалы (проект позиционируется именно как исследование): интервью с участниками и организаторами и архивные документы. Топ-лот того аукциона «Фундаментальный лексикон» (1986) Гриши Брускина, проданный в 1988 году неназванному коллекционеру из Мюнхена за £242 тыс. ($500 тыс.), также выставят в «Гараже» наряду с работой «Все о нем» (1971) Ильи Кабакова, которую тогдашний председатель совета директоров Sotheby’s Альфред Таубман купил в подарок советскому Министерству культуры для создания музея современного искусства СССР. Сопровождать их будет русский авангард, среди которого рисунок Варвары Степановой (около 1924) и «Клоун. Сцена в цирке» (1935) Александра Родченко.

Шпилька-«фэньсинь». Династия Мин (1368-1644), Китай. Золото, штамп. Шанхайский художественный музей. Фото: Музеи Московского Кремля

Династия Мин: сияние учености

Музеи Московского Кремля, выставочный зал Патриаршего дворца, выставочный зал Успенской звонницы

Эпоха правления династии Мин (1368-1644) стала в Китаевременем подъема образования и одновременно ностальгии по старине — мыслители того периода старались наполнить свой быт древними предметами, художники нередко подражали лучшим образцам произведений предшествующих Танской и Сунской династий, а в литературе появилось даже целое направление «приверженцев древней литературы». На выставке в Музеях Кремля покажут около 150 памятников эпохи: фарфор, живопись, резьбу по камню и мебель. Богатой коллекцией последней особенно славится Шанхайский художественный музей, который предоставит все экспонаты. В выставочных залах появится воображаемый «кабинет интеллектуала» эпохи Мин вместе со своими «сокровищами» — так в Китае называли предметы для каллиграфии: тушечницы, сосуды для разведения туши, резные подставки под кисти. В Музеях Кремля также выставят живописные свитки, в том числе работу «Пион, листья банана и камни» одного из самых известных художников эпохи — Сюй Вэя, и драгоценный фарфор, другой обязательный атрибут жизни интеллектуала. Специальный раздел выставки будет посвящен археологическим находкам: там можно будет увидеть ювелирные изделия и набор фарфоровых статуэток почетного эскорта из гробницы родственников императорской династии.

Илья Кабаков. «Футболист». 1964. Фото: ILYA AND EMILIA KABAKOV archive

Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех

Государственный Эрмитаж, Главный штаб

Ретроспектива самой знаменитой четы концептуалистов этой весной из Тейт Модерн переедет в Россию. Расширенную и дополненную версию выставки покажут в Санкт-Петербурге, а в сентябре ее примет Третьяковская галерея. В интервью TANR Эмилия Кабакова , что для экспозиции отобрали картины, рисунки, инсталляции и модели с конца 1960-х годов, с первой концептуальной картины Ильи Кабакова «Футболист» (1964), долгое время считавшейся утраченной, до совсем недавних вещей. По мнению Кабаковых, это самый полный показ их творчества. Название выставки позаимствовано из открытого письма Ильи Кабакова, вышедшего в № 5 журнала «А — Я», и одноименной инсталляции, показанной на Венецианской биеннале в 2001 году и впервые реконструированной в Тейт Модерн.

Экспозиция «Наследие будущего / Futures Histories» Арсения Жиляева и Марка Диона в Casa dei Tre Oci. Венеция, 2015 г. Фото: Алекс Магуайр / Фонд V-A-C

Генеральная репетиция

Московский музей современного искусства, Петровка, 25

Для создания большого театрализованного проекта усилия и коллекции объединили сразу три институции: Московский музей современного искусства, фонд V-A-C и некоммерческая художественная организация KADIST, базирующаяся в Сан-Франциско и Париже. Куратором выставки выступил новый художественный директор фонда V-A-C и бывший арт-директор Тейт в Ливерпуле Франческо Манакорда. С российской стороны в выставке участвуют работы Арсения Жиляева, Михаила Толмачева и Владислава Мамышева-Монро, среди зарубежных участников — британский художник и режиссер Фил Коллинз, его соотечественница Люси Маккензи, итальянская перформансистка Кьяра Фумай и другие. Проект покажет, как произведения искусства живут в хранилищах и выставочных пространствах и что роднит их с посетителям музеев. «Верхний этаж здания выступит в качестве хранилища, где собранные в группы работы будут ждать своего часа, — рассказывают в музее. — Каждой из них предстоит исполнить множество разных ролей во времени и пространстве парадных залов старинного московского особняка».

Кузьма Петров-Водкин. «Рабочие». 1926. Фото: Государственный Русский музей

Кузьма Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения

Государственный Русский музей, Корпус Бенуа

Весна

Год назад Русский музей уже Кузьму Петрова-Водкина вместе с учениками и последователями, но тогда акцент был сделан на преподавательскую деятельность и круг художника — теперь же дату отметят полноценной ретроспективой одного из самых важных русских и советских мастеров XX века. С помощью эскизов и рисунков кураторы восстановят процесс создания известнейших полотен художника, украшающих собой собрания Русского музея и Третьяковской галереи (вещи из ее коллекции тоже примут участие в выставке). Кроме прославленных шедевров наподобие «Купания красного коня» (1912), без которого не может обойтись ни одна ретроспектива, зрителям откроют малоизвестные и почти забытые вещи из региональных музеев: произведения дадут Саратовский художественный музей им. А.Н.Радищева, Художественный музей Хвалынска в родном городе художника и другие. Работы Петрова-Водкина для театра предоставят Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства, Музей Большого драматического театра и Театральный музей им. А.А.Бахрушина в Москве.

ГМИИ им. А.С.Пушкина. Выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо». Карта эпохи Эдо. 1840-е. Фото: University of Texas Libraries

Изобразительное искусство эпохи Эдо

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

«Такие выставки из Японии у нас случаются раз в 10-20 лет», — об экспозиции ее куратор Айнура Юсупова, ведущий научный сотрудник отдела графики ГМИИ. Центральное событие перекрестного Года России и Японии, выставка «Изобразительное искусство эпохи Эдо» обещает быть беспрецедентной по размаху и наполнению. Большая часть из 120 работ, охватывающих период с 1603 по 1868 год, приедет в Москву из Японии, что само по себе редкость: на родине некоторые из экспонатов имеют статус «национального сокровища». Это также уникальная возможность увидеть практически отсутствующую в российских собраниях японскую живопись.


Михаил Ларионов. «Весна». Из цикла «Времена года». 1912. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Михаил Ларионов

Государственная Третьяковская галерея, Новая Третьяковка

О планах объединиться с Центром Помпиду, чтобы хоть на время собрать в одном месте наследие Михаила Ларионова, Третьяковка еще в 2015 году. Тогда исполнилось ровно 100 лет с тех пор, как Ларионов вместе со своей единомышленницей и женой Наталией Гончаровой покинул Россию — на родину они больше не возвращались. Собрание Гончаровой и Ларионова оказалось разделено после смерти второй супруги художника, Александры Томилиной: большая часть по завещанию была передана советскому правительству, но какая-то доля осталась во Франции, причем разделение, по словам директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой, касалось и отдельных серий. Помимо Центра Помпиду, произведения на выставку — всего около 250 вещей — предоставят отечественные и зарубежные институции, среди которых Русский музей, Музей Людвига, Тейт Модерн, Музей Виктории и Альберта и другие. На Крымском Валу будут выставлены работы, связанные с дягилевскими «Русскими сезонами», живопись и графика, созданная в России и Франции. Зрители увидят и другую ипостась Ларионова — коллекционера. Широко известно, что художник интересовался народным и наивным искусством, и гораздо меньше, что он собирал русский и восточный лубок и детский рисунок. У Ларионова также был обширный архив, связанный с историей русского балета — его тоже можно будет увидеть осенью.

Георгий Нисский. «В пути». 1958-1964. Фото: Институт русского реалистического искусства

Ретроспектива Георгия Нисского

Институт русского реалистического искусства

Сентябрь

Большую ретроспективу певца индустриализации и социалистической стройки Георгия Нисского планирует показать Институт русского реалистического искусства. Любовь к индустриальному пейзажу художник пронес через всю жизнь — сын станционного фельдшера, Нисский не раз рассказывал, какое глубокое впечатление в детском сердце оставили пересеченные рельсами белорусские поля и леса. Именно железной дороге посвящено одно из самых примечательных произведений Нисского в собрании ИРРИ, большое «В пути» (конец 1950-х), которое он писал целых пять лет, постоянно исправляя композицию. Несмотря на то что в частном музее есть немало достойных вещей Нисского, ими дело не ограничится: экспонаты собирают по самым разным коллекциям, от Третьяковской галереи до Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Аккомпанировать работам Нисского будут произведения его друзей, в число которых входил Александр Дейнека, и вдохновителей, включая постимпрессиониста Альбера Марке. Во время поездки в Москву в 1934 году он высоко оценил картину молодого тогда Нисского «Осень. Семафоры» (1932) — так родился каламбур о том, что у французского художника «вкус нисский».

Исаак Левитан. «Осенний пейзаж с церковью». Фото: Государственный Русский музей

Пейзажи Исаака Левитана и кино

Еврейский музей и центр толерантности

Осень

Провести параллель между «пейзажем настроения» Исаака Левитана (1860-1900) и кино решили в Еврейском музее и центре толерантности. Лиричные и обычно безлюдные картины Левитана куратор Екатерина Крылова сопоставит с кадрами хрестоматийных образцов киноавангарда. На выставке появятся фантастические перспективы на разумный океан планеты Солярис из одноименного фильма Андрея Тарковского, привычные глазу виды средней полосы из кинокартины Станислава Ростоцкого «Белый Бим Черное ухо» и «Ста дней после детства» Сергея Соловьева и другие образцы отечественного артхауса.

Сегодня как никогда ясно, что Кузьма Петров-Водкин - гений ХХ века и степень его влияния на культуру своей эпохи соизмерима со значением таких личностей в искусстве, как Казимир Малевич, Павел Филонов, Василий Кандинский. В залах корпуса Бенуа показаны этапные работы художника, освещающие все периоды его творческой биографии, произведения как известные, так и забытые, находящиеся в собраниях различных музеев и частных коллекциях. Впервые рядом с произведениями из постоянных экспозиций Русского музея и Третьяковской галереи представлены этюды и эскизы к ним, позволяющие увидеть воочию процесс работы художника.

На выставке представлено 236 произведений живописи и графики (160 произведений из коллекции нашего музея) из собраний ГТГ, Саратовского художественного музея им. А. Н. Радищева, Художественного музея г. Хвалынска, Петербургского театрального музея, Музея театрального искусства им. А. А. Бахрушина в Москве, Государственного Эрмитажа, региональных художественных музеев, частных коллекций Петербурга и Москвы. Среди произведений из разных коллекций, показаны шедевры художника, такие как «Купание красного коня», «Богоматерь Умиление злых сердец», «Петроградская мадонна», «Смерть комиссара», «Тревога» и другие.

Смотреть виртуальный тур по выставке


С.-ПЕТЕРБУРГ, 21 мая — РИА Новости. Выставка "Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения" откроется 24 мая в корпусе Бенуа Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, на ней будут представлены около 250 работ живописца.

Как сообщает Русский музей, это будут произведения живописи и графики из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева, Петербургского театрального музея, Музея театрального искусства имени А. А. Бахрушина в Москве, Государственного Эрмитажа, частных коллекций Петербурга и Москвы.

Среди произведений будут показаны такие шедевры художника, как "Купание красного коня", "Сон", "Богоматерь Умиление злых сердец", "Петроградская мадонна", "Смерть комиссара", "Тревога" и другие. Также в состав выставки войдут малоизвестные и редко экспонирующиеся произведения. Впервые рядом с картинами из постоянных экспозиций будут представлены этюды и эскизы к ним, позволяющие увидеть процесс работы художника.

"Сегодня как никогда ясно, что Кузьма Петров-Водкин — гений ХХ века и степень его влияния на культуру своей эпохи соизмерима со значением таких личностей в искусстве, как Казимир Малевич, Павел Филонов, Василий Кандинский. В залах корпуса Бенуа будут показаны этапные работы художника, освещающие все периоды его творческой биографии, произведения как известные, так и забытые, находящиеся в собраниях различных музеев и частных коллекциях", — отмечают организаторы.

Генеральным спонсором выставки стал Банк ВТБ . Выставка будет открыта для посетителей до 20 августа.

Русский музей - крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898 года. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.

Коллекция музея насчитывает около 400 тысяч экспонатов и охватывает все исторические периоды и тенденции развития русского искусства, основные виды и жанры, направления и школы с Х по ХХI век. Основная ретроспективная экспозиция музея расположена в Михайловском дворце, построенном для сына императора Павла I Великого князя Михаила Павловича, и в корпусе Бенуа, первоначально построенном как выставочный павильон Академии художеств.