Описание презентации Архитектурные стили Нового и Новейшего времени К по слайдам
К концу 16 – нач. 17 в. На смену строгой симметрии и гармонии Возрождения пришел новый архитектурный стиль — барокко (от итал. barocco- вычурный, причудливый). Л. Лево. Версальский дворец. Западный фасад. 1687 -1688 гг. Франция.
Характерные черты барокко Существовавшие каноны архитектуры пересматривались и разрушались. Создавались сооружения с обилием сложных, криволинейных форм, пышных декоративных украшений, искажающих классические пропорции. Движение зданиям барокко придавал эффект оптического обмана, а также беспрерывная причудливая игра света и тени.
Самые значительные перемены произошли в оформлении фасадов зданий. Диссонанс и ассиметрия Обильно декорированная стена Порталы, двери и окна достигли немыслимых размеров. Причудливые завитки, картуши, гирлянды из листьев и трав, человеческие фигуры сплошь покрывали поверхности стен, фронтонов и наличников.
В разных странах Европы становление с расцвет барокко имел свои характерные особенности. Крайне противоречивые суждения об этом стиле (от восторженных до резко негативных) все же не мешают по достоинству оценить произведения архитектуры барокко.
В России барокко представлено архитектурными творениями В. В. Растрелли: Зимний дворец, ансамбль Смольного монастыря, Аничков, Воронцовский, Строгановский дворцы (все в Санкт-Петербурге), Екатерининский дворец в Царском селе.
В конце 17 -нач. 18 вв. Вычурный стиль барокко уступил место классицизму. Взяв за образец античное искусство и традиции эпохи Возрождения, представители нового художественного стиля создали непревзойденные памятники архитектуры. Ясность и сдержанность, спокойствие и достоинство, соблюдение правильности и порядка — так можно определить сущность архитектуры классицизма.
Характерные особенности классицизма. Торжественная ясность геометрии и пространства. Простые и строгие формы Спокойная гармония пропорций Ненавязчивый, подчеркивающий форму декор, повторяющий очертания предмета Практичность и целесообразность Четкость объемов Благородство, сдержанность и лаконизм отделки Уравновешенность композиции Регулярность планировки. Регулярность, ритм Ордер, «золотое сечение»
В странах Европы классицизм просуществовал до нач. 19 в, затем, видоизменяясь, он возродился в новых, неоклассических течениях 19 -20 вв. Одним из этапов развития классического стиля стал ампир, сложившийся на рубеже 18 -19 вв и достигший своего расцвета в годы Наполеоновской империи (1804 -1814).
Ампир Парадные дворцы и мавзолеи Триумфальные арки, колонны Рельефы на фризе Подражание древнеримской скульптуре Атрибуты воинской славы Греческий ордер
Русский классицизм В России классицизм прошел несколько этапов в своем развитии и достиг небывалого размаха в правление Екатерины II. Баженов – Пашков дом в Москве, Андрей Воронихин-Казанский собор Адриан Захаров — Адмиралтейство
В архитектуре 2 -ой пол. 19 в. Наблюдался стилевой кризис. Но все же рождались новые стили и направления: эклектика и модерн. Экл ктикаее - направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 -е — 1890 -е гг. В эклектике используются элементы «исторических» архитектурных стилей: неоренессанса, необарокко, неорококо, неоготики, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль) Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV - XVIII веков, а с другой - в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках. Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.
Шарль Гарнье. Гранд-опера. 1861 -1875 гг. Париж В облике Гранд-опера соединились черты итальянского Возрождения, барокко и ампира. Джон Нэш. Королевский павильон. 1815 -1823 гг. Брайтон. Великобритания Был построен в первой половине XIX века как резиденция принца Уэльского, будущего короля Георга IV. Фасад здания — смешение индийских, мавританских и китайских.
Модерн. Это было подлинное возрождение архитектуры, новая качественная ступень в ее развитии. Ассиметричные пространственные композиции, соединявшие в одно целое разные по масштабам и формам объемы, были выполнены в едином стилистическом ключе.
Особое значение в архитектуре модерна придавалось выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов, декоративному оформлению фасадов и интерьеров. В убранстве домов и общественных зданий использовались витражи, панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо, узорная керамическая плитка, ткани.
Большое значение приобрела идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Растения, раковины, чешуя рыб, игра потоков воды стали излюбленными мотивами архитектурных сооружений. Модерн в архитектуре проявился во всех странах Европы и Америки. Франц Шехтель особняк Рябушинского
Модерн стал отправной точкой для развития современной архитектуры. Идеи рационализма и конструктивизма вылились в новое направление – функционализм. Функциональные (полезные) задачи вызвали сооружения нового типа: вокзалы, фабрики, заводы, мосты и др. К 60 -70 гг ХХ в. Он уступает место постмодернизму, одним из направлений которого стал хай-тек.
Cлайд 1
Cлайд 2
Родиной барокко считается Рим, а наиболее яркие образцы архитектуры этого стиля были созданы в Италии, Испании, Португалии, Южной Германии, Чехии, Польше, Литве, испанских и португальских колониях в Латинской Америке. Во всех этих странах католическая церковь имела очень большое влияние и, таким образом, барокко стал стилем, который она взяла на вооружение.Cлайд 3
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церкви ордена иезуитов - Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проекту Джакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать на выходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. По проекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг к другу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхность фасада перегружается сильными ритмическими элементами.Cлайд 4
Самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Лоренцо Бернини, создавший грандиозный ансамбль Площади Святого Петра в Риме и другие постройки, включая многочисленные скульптуры и фонтаны,Cлайд 5
И Франческо Борромини, по проектам которого были построены церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане, церковь Сант- Иво алла Сапиенца в Риме и др.Cлайд 6
В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.Cлайд 7
Во Франции, создан один из самых замечательных Барочных дворцовых ансамблей - Версаль (1668- 1689), ставший образцом для роскошных загородных резиденций европейских монархов, включая и русских.Cлайд 8
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево и Ардуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов с барочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи, рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты, скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемом архитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода с ангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить, где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.Cлайд 9
Cлайд 10
Самым выдающимся архитектором русского барокко был Франческо Бартоломео Растрелли. Только он смог построить для Елизаветы такой дворец в Царском Селе, который соответствовал бы ее запросам и вкусу. Сам фасад дворца настолько сильно ритмически расчленен мощными «ударами» белых колонн, выделяющихся на голубом фоне, что ни о какой монотонности не может быть и речи. Только присмотревшись, можно увидеть за хором колонн и пилястров традиционное трехризалитное построение здания дворца.Cлайд 11
Cлайд 12
и знаменитая Янтарная комната - чудо света, подаренное Петру I в 1716 г. прусским королем.Cлайд 13
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитый Зимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитектор использовал те же эффекты фальшивых окон - зеркал для зрительного расширения пространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно не узнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, он сумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света и цвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.Cлайд 14
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых - в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.Cлайд 15
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством - всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность - это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature) - это состояние, которое характеризуется анархией и войной всех против всех. Человек эпохи барокко Мадам де Монтеспан, женщина эпохи бароккоCлайд 16
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо. Барокко в живописи Рубенс.Венера и Адонис. Караваджо. Святой Иероним
1 из 16
Презентация на тему:
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Родиной барокко считается Рим, а наиболееяркие образцы архитектуры этогостиля были созданы в Италии, Испании,Португалии, Южной Германии, Чехии,Польше, Литве, испанских и португальскихколониях в Латинской Америке. Во всехэтих странах католическая церковь имелаочень большое влияние и, таким образом,барокко стал стилем, который она взяла навооружение.
№ слайда 3
Описание слайда:
Началом нового стиля обычно считают строительство небольшой церквиордена иезуитов - Иль Джезу в Риме, начатое в 1568 г. по проектуДжакомо Виньолы. Процесс рождения нового стиля можно наблюдать навыходящем на небольшую площадь главном фасаде, выполненном в 1575 г. Попроекту Джакомо делла Порта: колонны и пилястры сдвигаются друг кдругу, группируются попарно, разрывается антаблемент, поверхностьфасада перегружается сильными ритмическими элементами.
№ слайда 4
Описание слайда:
№ слайда 5
Описание слайда:
№ слайда 6
Описание слайда:
В архитектуре барокко нарушаются равновесие масс и пространства, гармония несомых и несущих частей, спокойный мерный ритм, характерные для архитектуры Возрождения. Массы здания оживают, приходят в движение, архитектурные формы начинают теснить друг друга, разрывают границы четких геометрических очертаний, твердый материал превращается в податливую массу, декоративные детали создают причудливую игру света и тени. Планы барочных зданий получают сложные очертания сопряженных овалов и других неправильных форм. Как внешнее, так и внутреннее пространство включается в эту неистовую борьбу. Фасады барочных зданий, причудливо изгибаясь, вовлекают в свое бурное движение прилегающие улицы и площади. Архитектура барокко - это архитектура масштабных городских и загородных ансамблей, давших мощный импульс для дальнейшего развития градостроительства.
№ слайда 7
Описание слайда:
№ слайда 8
Описание слайда:
Здание Дворца, построенного по проекту архитекторов Луи Лево иАрдуэна Мансара, сочетает классическую ясность и строгость объемов сбарочной организацией внутреннего пространства главной Зеркальной галереи,рамки которого иллюзорно расширяются за счет зеркал и росписей. Обилие позолоты,скульптуры и живописи в интерьерах в дальнейшем станет излюбленным приемомархитектуры барокко. В плафонной живописи изображение небесного свода сангелочками и облаками в перспективе передано настолько точно, что трудно определить,где проходит граница реального пространства, а где начинается иллюзия реальности.
№ слайда 9
Описание слайда:
В XVIIIв бароккоприживается и в России.Новые манеры царскогодвора и нового русскогодворянства, которые современ Петра I настойчивовводили в обиход на Руси,требовали и европейскоготипа дворцов, где можно былоустраивать роскошные балы,торжественные приемы,давать богатые обеды. СамПетр I больше тяготел кПротестантскойсдержанности архитектурыГолландии, но его дочь,Елизавета Петровна,склонялась к формам пышногоитальянского барокко. В годыее правления (1741-1761) былисозданы лучшие образцырусского барокко,отличавшегося отитальянского мирскойжизнерадостностью иотсутствием религиозногомистицизма, а от немецкогоили австрийского -подчеркнутоймасштабностью имонументальным размахомархитектурных ансамблей.
№ слайда 10
Описание слайда:
Самым выдающимсяархитекторомрусского барокко был ФранческоБартоломео Растрелли. Толькоон смог построить для Елизаветытакой дворец в Царском Селе,который соответствовал бы еезапросам и вкусу. Сам фасаддворца настолько сильноритмически расчленен мощными«ударами» белых колонн,выделяющихся на голубом фоне,что ни о какой монотонности неможет быть и речи. Толькоприсмотревшись, можно увидетьза хором колонн и пилястровтрадиционное трехризалитноепостроение здания дворца.
№ слайда 11
Описание слайда:
Главный зал дворца -Большаягалерея (17 мшириной, 47 м длиной, 7 мвысотой, общей площадью800 кв. м) без единойвнутренней опоры. Помимонастоящих окон, здесь ещеесть фальшивые - зеркала,искусственно расширяющиеогромное внутреннеепространство. Узорынаборного паркета,деревянная позолоченная резьба,роспись плафона - все в этом залепоражает изысканностью, выдающейруку гениального мастера. Всекомнаты во дворце разные, есть икитайская, и малиновая, и знаменитая
№ слайда 12
Описание слайда:
№ слайда 13
Описание слайда:
Из других построек Растрелли нельзя не упомянуть знаменитыйЗимний дворец с великолепной парадной лестницей, где архитекториспользовал те же эффекты фальшивых окон - зеркал для зрительного расширенияпространства, и Смольный собор в Петербурге. Стиль Растрелли невозможно неузнать. Даже в небольших постройках, таких, как собор Смольного монастыря, онсумел создать яркое, жизнерадостное, приподнятое настроение, живую игру света ицвета, торжественный ритм форм, изысканный силуэт пятиглавого завершения.
№ слайда 14
Описание слайда:
В разных странах барокко проявлялось по-разному, но свойственные ему характерные черты и формальные признаки можно обнаружить повсеместно. Это сложные криволинейные планы, загущенные колонны, заменившие плоские пилястры Возрождения, разорванный антаблемент, ритмическое разнообразие и насыщенность, мощная пластика стен, бурное движение, борьба масс и пространства, вовлечение в него и внешнего пространства, создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем, создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых - в загородных резиденциях, обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур, богатая игра цвета и света. Это стиль, основанный на применении классических архитектурных ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.
№ слайда 15
Описание слайда:
Человек эпохи барокко Барочный человек отвергает естественность, котораяотождествляется с дикостью, бесцеремонностью,самодурством, зверством и невежеством - всем тем,что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщинабарокко дорожит бледностью кожи, на нейнеестественная, вычурная причёска, корсет иискусственно расширенная юбка на каркасе из китовогоуса. Она на каблуках. А идеалом мужчины в эпохубарокко становится джентльмен от англ. gentle:«мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально онпредпочитал брить усы и бороду, душиться духами иносить напудренные парики. К чему сила, если теперьубивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. Вэпоху барокко естественность - это синоним зверства,дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философаГоббса естественное состояние (англ. state of nature) -это состояние, которое характеризуется анархией и войнойвсех против всех. Мадам де Монтеспан, женщина эпохи барокко
№ слайда 16
Описание слайда:
Барокко в живописи Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышностью форм, аристократичностью и незаурядностью сюжетов. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность; яркий пример - творчество Рубенса и Караваджо. Караваджо. Святой Иероним Рубенс.Венера и Адонис.