Эрмитаж в стиле барокко. Государственный эрмитаж

История компании Брокард началась еще в середине XIX века, когда сын известного французского парфюмера Атанаса Брокара Генрих в 1861 году приехал в Россию искать свое счастье и спустя три года основал собственное мыловаренное дело. С детства подготовленный отцом к профессии «нюхача», Генрих неплохо разбирался в производстве ароматов и обладал куда более необходимыми качествами для достижения успеха: здравым смыслом, упорством и коммерческим чутьем. Все это позволило потомкам называть Генриха «абсолютным гением рекламы».

Генрих Брокар с женой Шарлоттой

В Москве Генрих Афанасьевич Брокар сначала получил место лаборанта на одной из парфюмерных фабрик. Француз-лаборант, знающий секреты технологии и парижскую парфюмерную моду, был значимой фигурой. Для него эта работа стала способом познакомиться со страной, которую он собирался покорить.

В процессе работы Генрих создал технологию изготовления концентрированных духов, внедрение которой сулило большие прибыли. Не имея возможности самостоятельно использовать это открытие, он продал ноу-хау французской фирме «Рур Бертран», а на вырученные 25 тыс. франков организовал собственное предприятие.

В 24 года француз открыл свою первую мыловарню, которая располагалась в конюшне, где три работника производили в день от 60 до 120 кусков мыла. Брокар надевал свой лучший костюм и на пролетке развозил товар по мелочным лавкам.

По совету жены, выросшей в России бельгийке Шарлотте Реве, которая стала настоящим партнером мужа в производстве, на каждом куске мыла стали печатать буквы русского алфавита, а само мыло делать в форме рыбки, зайчика, морковки. Мыло назвали «Детское» и стоило оно всего копейку.

«Копеечное» мыло пришлось народу по вкусу - и дешевое, и на вид оригинальное, можно как гостинец детям с ярмарки привозить. Дела Брокаров пошли в гору. Да так, что уже осенью 1869 года они перебрались в собственный особняк на Мытной улице, а по соседству приобрели еще несколько домов - для фабрики.

Идея, превратившая лабораторию Брокара в одно из крупнейших предприятий России, заключалась в том, что мыть руки с мылом и благоухать одеколоном могут не только представители социальной элиты. Выпуск «Народного мыла» (именно эти слова были написаны на этикетке), кусок которого стоил одну копейку, произвел настоящую сенсацию. Самое многочисленное сословие становится потребителем брокаровской продукции.

Парфюмерия для Брокаров стала не просто способом зарабатывания денег, но и настоящей страстью. Шарлотта Андреевна занималась дизайном упаковки, придумывала название для продукции и прекрасно вела переговоры. Помимо мыла на фабрике стали производить пудру «Лебяжий пух», помаду «Румяш крем «Снежинка». Все в ярких упаковках, с красивыми этикетками, которые народ расклеивал на стенах и коллекционировал, словно открытки. Созданное Генрихом «Товарище парфюмерного производства в Москве Брокар и компания» господствовало на российском рынке.

Трудно сказать, Генриху или Шарлотте первому пришла идея составлять наборы, предназначен для демонстрации образцов товара. Эти наборы в нарядной упаковке вскоре стали самой популярной продукцией фирмы. С тех пор стало принято комбинировать изделия, создавая из них серии, или, как теперь принято выражаться, линии.

Однако честолюбивый Генрих мечтал выпускать духи, которые смогут конкурировать с самыми известными французскими. Посетив ряд европейских производителе парфюмерии и обеспечив поставки цветочных эссенций, Генрих Афанасьевич приступил к выпуску одеколона «Цветочный», выход в свет которого сопровождался эффектной рекламной акцией. На Всероссийской промышленно-художественно выставке 1882 года был построен фонтан, из которого вместо воды бил одеколон. Посетители бросали в фонтан платки и пиджаки, а потом долго благоухали как цветы. Так же, как и «Народное мыло», «Цветочный» стал первым массовым одеколоном в России.

одеколон "Цветочный"

Когда в столицу пожаловала Великая княжна Мария Александровна, на приеме в Кремлевском дворце Генрих решил пойти «ва-банк». Низко кланяясь, он преподнес высокой гостье изысканный букет из… воска. Когда княжна наклонила голову к цветам, ее восхищению не было предела - искусственные розы, ландыши, нарциссы благоухали, как настоящие, каждый своим ароматом! На изумленные возгласы княжны, что такого чуда она не встречала во всей Европе, Брокар скромно произнес: «В Европе - нет, а в Москве - есть».

Этот шаг стал для Брокара единственно верным, так как уже через неделю он был удостоен звания поставщик Российского Императорского двора, а оборот фирмы увеличился в 40 раз.

Хотя Брокаровская парфюмерия регулярно получала призы и дипломы на международных выставках, на фирме работали лучшие технологи Европы, завоевать место на рынке элитной парфюмерии было непросто. Брокар изобрел изящный способ продемонстрировать покупателям, что они ничего не понимают в хороших духах. В присутствии свидетелей в брокаровские флаконы были разлиты духи одной из наиболее известных французских фирм «Любрэн». Духи поступили в продажу, однако значительная часть флаконов была возвращена в магазин с жалобой на низкое качество. Привередливые покупатели были публично уличены в неспособности самостоятельно определить качество духов. Эта история широко использовалась для доказательства того, что российская парфюмерия на самом деле не уступает французской.

В 1889 году на выставке в Париже представленные Брокаром духи «Персидская сирень» получили «Гран-при». После ошеломляющего триумфа во Франции они стали «парфюмом номер один» и в России. «Персидская сирень» целых три де­сятилетия пользовалась огромным спросом у всех слоев населения. Эти духи считались признаком тонкого вкуса и хорошего тона. Наконец Генрих добился своей цели: он стал парфюмером с мировым именем, а оборот фирмы составлял в середине 1900 года 2,5 миллиона рублей.

Однако в год триумфа у Генриха стала пошаливать печень - профессиональный недуг парфюмеров, на лечении в Каннах в возрасте 64 лет «маэстро запахов» не стало.

К 1917 году фирма Брокар, возглавляемая после его смерти сначала Шарлоттой, а затем их детьми, достигла зенита. Обороты её выросли в 750 раз. Да и после 1917-го, уже без упоминания основателя, продукцию фирмы продолжали выпускать десятки советских лет. С того памятного дня 1864 года, когда из бывшей конюшни в Теплом переулке на улицу впервые донесся аромат душистого мыла, прошло без малого 140 лет. Однако и сегодня это имя продолжает свою историю. Вернее, это уже совсем другая история, но которая является не менее достойным, чем начало, продолжением самого прекрасного в мире дела: делать людей красивыми. И имя у этого дела сегодня - Брокард Парфюмс.

Современный концерн Brocard Parfums GmbH, сохранив традицию служения красоте, представляет самую крупную на сегодняшний день в Украине сеть мультибрендовых магазинов парфюмерии и косметики BROCARD). Каждый магазин, сохраняя корпоративный стиль, имеет свою изюминку в оформлении интерьера, что делает пребывание в нем удовольствием. В каждом из них представлены линии известных мировых брендов - самый широкий ассортимент парфюмерной и косметической продукции в широчайшем ценовом сегменте.

Прошедшие стажировку у представителей брендов продавцы-консультанты всегда готовы прийти на помощь в определении так­тики ухода за кожей лица и тела и выработке «стратегии обольщения». Уходя традициями в XIX век, BROCARD и сегодня дарит всем клиен­там не только первоклассную продукцию на любой вкус и кошелек, но и прекрасное настроение.

Сегодня многие иностранные производители гордятся своей принадлежностью к России. Кто-то ограничивается выходом на российский рынок, кто-то стремится получить гражданство нашей страны. Генрих Брокар, оставаясь французским подданным (потом - гражданином), был истинным патриотом России. Именно благодаря ему российская парфюмерия получила международное признание.

Генрих Брокар родился в 1837 году в Париже в семье парфюмера Атанаса Брокара. Однако конкуренция на ароматном рынке во Франции на тот момент была довольно высока. В итоге Атанас продал парфюмерную лавку, расположенную в самом центре Парижа - на Елисейских полях, и уехал с семьей в Америку. Однако бизнес не заладился и там. В 1850 году, когда Генриху еще не исполнилось и 14 лет, отец решил вернуться на родину во Францию, фактически бросив бизнес на своих сыновей. Некоторое время Генрих вместе с братьями постигал азы парфюмерного дела и управления производством. Но в начале 1860-х годов он вышел из семейного бизнеса и уехал в Россию. До сих пор остаются тайной мотивы столь радикального поступка. Однако результат, что называется, налицо...

Приехав в Россию, молодой Брокар быстро оценил потенциал тогда только зарождавшегося в стране ароматного рынка. Около полутора лет он проработал наемным технологом в представительстве одной французской парфюмерной компании. Спустя год Генрих женился на бельгийке Шарлотте Реве - женщине волевой, с хорошей коммерческой хваткой. Тогда же он изобрел новый способ концентрата духов. Возможно, именно женитьба на Шарлотте стала самым удачным бизнес-решением француза и предопределила будущий успех всего его дела. Шарлотта Андреевна прекрасно владела русским языком, органично вписалась в московскую действительность. Всю жизнь она помогала мужу в делах: придумывала названия для новой продукции, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами.

Женитьба на бельгийке Шарлотте стала самым удачным бизнес-решением француза и предопределила будущий успех всего его дела. Именно жена, прекрасно осведомленная о том, что русские аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции, предложила сделать ставку на массовость и создать недорогое мыло разных сортов.

Чтобы жениться на Шарлотте, Генрих продал свое ноу-хау парфюмерной компании «Рур Бертран» за 25 тыс. франков. На оставшиеся средства Брокар, по совету своего отца, открыл в Москве, в Теплом переулке, собственную мыловаренную фабрику. Впрочем, фабрику - это громко сказано: под производство было спешно переделано помещение бывших конюшен Фаворских. Ее оборудование состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки. Сырья было в достатке, а вот при регистрации предприятия француз столкнулся с проблемой: в российских реестрах не оказалось соответствующей позиции. Но Брокару удалось выкрутиться, записав свое мыловаренное производство как «фельдшерский цех». От деда Генрих получил рецепт изготовления кокосового мыла, которое и стал производить на своей фабрике. На предприятии работали всего двое рабочих (помимо самого хозяина), которые изготавливали от 5 до 10 дюжин кусков мыла в день. Сохранились даже фамилии первых покупателей - купцов Смирнова, Дунаева и Дамтина. Но, как ни старался новоиспеченный парфюмер, мыло спросом не пользовалось. В итоге Шарлотта, прекрасно осведомленная о том, что русские аристократы пользуются только мылом, выписанным из Франции, предложила сделать ставку на массовость и создать недорогое мыло разных сортов и форм: для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, для детей постарше - с буквами алфавита, а для взрослых - в виде овощей. Это был отличный маркетинговый ход, а мыло для детей Брокар по совету жены, не мудрствуя лукаво, назвал просто «Детское». Надо ли говорить, что товар стал пользоваться большой популярностью?!

Первая фабрика Генриха Брокара располагалась в Теплом переулке, бывших конюшнях Фаворских. Ее оборудование состояло всего из трех котлов, дровяной печи и каменной ступки, а производительность составляла от 5 до 10 дюжин кусков мыла в день.

От народного к элитному

Вскоре Брокар стал выпускать фигурное мыло, давая своей продукции необычные, но запоминающиеся названия. Так например, мыло «Шаром» изготавливалось в виде шара, а мыло «Огурцом» по форме представляло собой самый настоящий огурец и к тому же имело зеленый цвет. На рынок в разное время вышли такие сорта мыла, как «Янтарное», «Медовое», «Розовое», «Греческое» (оно стоило около 60 копеек за кусок), и стали популярны среди наиболее обеспеченной публики. «Это мыло, - говорилось в фирменной рекламе Брокара, - своим внешним видом производит полную иллюзию настоящего огурца и в то же время является хорошим туалетным мылом». За ними последовало кокосовое мыло, созданное по рецепту дедушки Брокара. Именно эти марки в 1865 году были отмечены малой серебряной медалью на московской выставке русских мануфактурных изделий. Однако вскоре на рынке появилось огромное количество подделок, так что фирме Брокара пришлось всерьез заняться защитой своей продукции. В Департаменте торговли и Министерстве финансов была утверждена особая этикетка (прообраз современных торговых марок), которую наклеивали на всю продукцию знаменитого француза. Брокар и его супруга также тщательно следили за тем, чтобы дизайн этикеток и название товара соответствовали духу времени. Так, на события русско-турецкой войны фабрика Брокара ответила выпуском мыла и помады «Букет Плевны».


В итоге за Брокаром утвердилась слава производителя мыла исключительно для простого народа. Это не устраивало честолюбивого коммерсанта, и он начал активно ездить за рубеж, узнавая тайны и секреты мастерства у других именитых парфюмеров. И его поиски увенчались успехом: в 1870 году из Брюсселя Генрих привез секреты, позаимствованные у известного мыловара Экларса. И вскоре наладил выпуск туалетного мыла. Довольно быстро стены бывшей конюшни стали тесны для растущего бизнеса и Брокар перенес производство сначала на Зубовский бульвар, а затем на Пресню. А в 1869 году за Серпуховской заставой открылась специально построенная фабрика для выпуска косметической и парфюмерной продукции. Душистый товар там производят и по сей день. Сейчас это хорошо известное в стране ОАО «Новая заря».

В 1872 году Брокар задумался о возможности производства одеколона и духов. Это был качественно иной бизнес. И Генрих с удвоенной энергией стал осваивать новый рынок. Нужно было решить две задачи: снизить себестоимость производства и оттеснить иностранных конкурентов, придумав какую-то необычную акцию. С обеими задачами он справился просто блестяще. Именно он первым предложил на рынок концентрированные духи, в ассортименте производимых товаров появились одеколон и пудра, завоевывая симпатии покупателей и рынки сбыта. Настоящей сенсацией стал фонтан из цветочного одеколона на первой Всероссийской промышленно-художественной выставке (1882 год). Генрих Брокар, вложил в создание фонтана немалые деньги и не прогадал. Его новая продукция - одеколон «Цветочный» - быстро покорила сердца и обоняние москвичей. Газеты того времени много писали о том, как посетители выставки собирали дармовой одеколон в специально принесенные из дома банки и флаконы, а наиболее раскрепощенные окунали в фонтан пиджаки. Так что еще долго по Москве ходили, благоухая «Цветочным», магазинные приказчики, средние и мелкие чиновники, купцы и ремесленники.

Еще один эффектный прием принес Генриху Брокару массу новых покупателей: открывая очередной магазин в Москве (всего их было около десятка), он сообщил через газеты, что весь день набор из 10 предметов - мыла, одеколона, шампуня и др. - будет продаваться за... 1 рубль. Властям приходилось вызывать дополнительные силы полиции, чтобы предотвратить давку.

Став состоятельным человеком, Брокар построил усадьбу недалеко от подмосковного села Пушкино. А также приобрел дома и земли в Левково, Невзорово Грибово и Комягино - именно там высевались семена растений и разводились новые селекционные сорта для создания новых, более стойких ароматов.

Все усилия обрусевшего француза были оценены по достоинству: «империя Брокара» обладала восемью золотыми медалями, полученными на всемирных выставках в Париже, Ницце, Барселоне и других мировых центрах парфюма. Только об одном сожалел известный парфюмер: в коллекции высоких наград его «империи» не хватало звания «Поставщика двора Его Императорского Величества». Даже два золотых российских герба, украшавших этикетки фирмы и пожалованных Брокару в знак признания его заслуг и качества продукции, не могли утешить обрусевшего француза. К тому же на тот момент Генриха Афанасьевича уже привлекал другой сегмент рынка парфюма - элитные духи. Надо сказать, в данном сегменте никогда не было представителей России. Но предприимчивый парфюмер не опускал рук. И в день рождения вдовствующая императрица Мария Федоровна получила от знаменитого московского парфюмера весьма необычный подарок: хрустальную вазу с изумительно сделанными восковыми цветами, каждый из которых источал свой натуральный аромат. Подарок пришелся по сердцу императрице, и она повелела назвать новые духи «Любимый букет императрицы», а Брокар получил наконец вожделенное звание «Поставщика двора Его Императорского Величества». Маркетинговыми талантами парфюмера-иностранца восхищались еще его современники-конкуренты. Как и его продукцией: одеколон «Цветочный», который Брокар вывел на рынок, выпускается до сих пор.

Генрих Брокар, помимо удивительного дара маркетолога, обладал незаурядными организаторскими способностями. Он легко находил общий язык с рабочими, и на его предприятиях практически не было забастовок. Самый низкооплачиваемый работник у Брокара получал ежемесячно 15 р. (тогда в Москве плотно пообедать можно было всего за 10 коп.). Кроме того, все сотрудники брокаровских предприятий ежемесячно бесплатно получали наборы собственной продукции по числу членов семьи. Более того, если вдруг работник отдавал предпочтение иному парфюмерно-косметическому бренду, Брокар оплачивал ему 75% трат на мыло и одеколон.

Русский по духу

Андрей Афанасьевич (так по-московски порой величали уроженца Франции) прожил в Москве 39 лет. Именно здесь он добился фантастической популярности и стал одним из самых удачливых предпринимателей пореформенной России. «Я вернусь во Францию умирать, но жить и работать могу только в России», - говаривал Генрих Брокар. Так и случилось. По настоянию врачей Генрих Брокар уехал лечиться в Канны, где и умер в декабре 1900 года. Похоронили «парфюмерного короля» в местечке Провен близ Парижа. «Товарищество Брокар и К°» с оборотом в 2,5 млн р. перешло его вдове. Шарлотта Андреевна мужественно перенесла удар судьбы - она не только вступила в управление наследством и фабрикой, но и увековечила память супруга, создав музей Г.А. Брокара, а в 1901 году выпустила в свет брошюру «Памяти Г.А. Брокара». Вплоть до революции дело Брокара продолжали их сыновья.

В 1917 году «империя Брокара» была национализирована и переименована в «Замоскворецкий мыловаренный комбинат № 5». Главный парфюмер Брокара не стерпел такого безобразия и в 1922 году предложил назвать фабрику «Новая заря». Большевики согласились. А духи «Букет Императрикс» получили соответствующее времени название «Красная Москва». Пушкинская усадьба была приспособлена под детский дом, а в послевоенные годы - под санаторно-лесную школу. На территории усадьбы со временем построили кирпичный дом и переселили туда воспитанников. Усадебный дом стал никому не нужен. Парк обветшал и зарос. Некогда роскошный сад с коллекцией сирени выродился, а затем и исчез. Теперь трудно поверить в то, что парфюмерная российская фабрика выступала наравне с французскими и была отмечена высшими наградами на престижных выставках. Технология изготовления на «Новой заре», естественно, изменилась: советская парфюмерная промышленность не смогла сохранить легендарные рецепты.

Сегодня практически никто не знает, что замечательный меценат и коллекционер зарубежного искусства собрал несколько тысяч художественных произведений. В то время частные коллекции были весьма велики и не умещались в рамках традиционной домашней галереи. Но Брокар и тут нашел блестящий маркетинговый ход - он не стал тратиться на строительство дорогостоящего особняка, а разместил собственный музей в Верхних торговых рядах на Красной площади (ныне - ГУМ). Но, главное, он сделал туда свободный доступ для всех желающих и тем самым дал возможность всем и каждому наслаждаться творчеством великих французских и голландских мастеров. После революции часть коллекции разошлась по государственным музеям без указания каталогов и инвентарных номеров. Кстати, в этом году в музее частных коллекций прошла выставка из собрания Г Брокара, которая называлась удивительно красиво и емко «Парфюмер - друг искусств».

Людмила Михайлова, журнал Business Excellence, 2011 г. № 5

Программа, посвященная Зимнему дворцу - резиденции российских императоров, предлагает вам совершить увлекательное путешествие во времени. Компьютерные модели представляют дворец и городское пространство вокруг него в разные исторические эпохи - в царствование императоров Николая I (середина XIX века), Николая II (конец XIX - начало XX века), а также в наши дни. Панорамы сопровождаются комментариями и дополнены произведениями живописи, графики и документальными фотографиями.

Тексты подробно рассказывают о том, как изменялись на протяжении 250 лет внешний облик Зимнего дворца и его внутреннее убранство, а так же о различных сторонах жизни дворца, как официальной резиденции и как дома представителей царствующей династии Романовых.

Специальный раздел программы посвящен Александровской колонне - памятнику, воздвигнутому в честь императора Александра I - победителя Наполеона.

Зимний дворец - памятник русского барокко

"Я возвел в камне, - пишет Растрелли в описании своих работ, - большой Зимний дворец, прямоугольный по форме, с четырьмя фасадами... Строение сие в три этажа, не считая подвалов; внутри сего великого здания посередине устроен большой двор, через оный въезжает сама Императрица, и там расположен главный пикет Кордегардии".

Нарядный и монументальный дворец - яркий памятник стиля барокко в русском искусстве середины XVIII века. Здание рассчитано на восприятие со всех сторон, как с близкого, так и с дальнего расстояния. Значительная протяженность фасадов потребовала создания крупных и выразительных форм. Дворец являет собой блестящий пример синтеза архитектуры и декоративной пластики. Все фасады украшены двухъярусной колоннадой. Образуя сложный ритм вертикалей, колонны устремляются вверх, и это движение подхватывается многочисленными статуями и вазами на крыше. Обилие лепных украшений - причудливых карнизов и наличников окон, маскаронов, картушей и рокайлей, разорванных фронтонов - создает богатейшую игру света и тени, придает облику здания великолепие.

Развивая один и тот же архитектурный мотив, Растрелли создал все четыре фасада дворца различными по ритму построения. Торжественен южный фасад, обращенный к площади. Здесь архитектор, прорезав фасад тремя арками, устроил парадный проезд во двор и акцентировал его вертикалями парных колонн. Величавый северный фасад, создающий впечатление бесконечной колоннады, обращен к широкой глади Невы. Западный фасад, смотрящий на Адмиралтейство, напоминает композицию загородного дворца с небольшим парадным двором. Монументальный восточный фасад с массивными боковыми корпусами, образующими большой курдонер (парадный двор), обращен в сторону Миллионной улицы, где находились особняки знати.

В плане дворец представляет собой грандиозный четырехгранник, в четырех мощных угловых ризалитах которого размещались Тронный зал, Парадная лестница, церковь и театр - четыре центра жизни императорской резиденции, соединенные между собой корпусами с анфиладами жилых комнат.

Согласно проекту Растрелли дворец окружили бутафорские пушки, которые "охраняли" его в течение 15 лет, а затем, по указу императрицы Екатерины II, их заменили на 24 пары каменных столбов. При Екатерине II проезды во дворец закрыли сосновыми воротами, двор вымостили крупным булыжником, а вокруг здания выложили тротуар из каменных плит. В 1763-1767 годах набережная Невы была одета в гранит.

Со временем возникли павильоны -"фонарики" над подъездами дворца и многочисленные балконы с навесами-маркизами, у его дверей появились деревянные тамбуры, у стен - полосатые сторожевые будки и фонари.

На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем в соответствии с веяниями моды переделывались интерьеры. Некоторые изменения затронули и его архитектурный облик. Так, в 1764 г. со стороны Невы на месте тамбура сооружен портик, в 1796 г. к восточному фасаду пристроен корпус Георгиевского (Большого тронного) зала, а в 1833 году на крыше была поставлена башенка для размещения телеграфа.

Однако великолепный барочный образ здания сохранился и вошел в историю как один из шедевров Растрелли.

Во второй половине XVIII века при Екатерине II, испытывавшей страсть к архитектуре, возле Зимнего дворца были возведены Малый Эрмитаж с Висячим садом (арх. Ю.М. Фельтен, Ж.-Б. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж (арх. Ю.М. Фельтен), корпус Лоджий Рафаэля и Эрмитажный театр (арх. Дж. Кваренги). Так возник уникальный архитектурный ансамбль, который в XIX столетии был дополнен императорским музеем - Новый Эрмитаж (арх. Л. Кленце).

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Слово «Эрмитаж» в переводе с французского означает «место уединения», «хижина отшельника». Подобные сооружения были широко распространены в XVIII веке. Павильон Эрмитаж в – один из самых необычных и пышных. И сегодня мы с вами совершим небольшую виртуальную экскурсию по нему.

Царскосельский Эрмитаж композиционно связан с Екатерининским дворцом, от которого к нему ведет широкая аллея.

Екатерининский дворец в Царском Селе, вид со стороны павильона Эрмитаж

Строительство было начато в царствование императрицы Елизаветы Петровны, в начале 1740-х годов. Первоначальный проект был составлен главным архитектором императорского двора Михаилом Земцовым (1688-1743).

После его смерти в 1743 году руководство работами перешло к Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771), главному представителю елизаветинского барокко. Также в работах принимали участие архитекторы Андрей Квасов (до 1720-после 1777) и Савва Чевакинский (1709 или 1713 – между 1774 и 1780 или после 1783). Продолжалось строительство до середины 1750-х годов.

Павильон Эрмитаж в саду Царского Села, гравюра А.А.Грекова, 1760-е годы

Здание окружают 64 белоснежные колонны. Бирюзовые стены, золоченые украшения – все создавало здесь атмосферу праздника и веселья. Между колонн на фасаде были установлены 16 статуй. Также были установлены 8 статуй у основания купола и 4 на кровлях боковых кабинетов. К сожалению, до нашего времени они не дошли. На постаментах колонн сохранились барельефы «игры амуров». Эрмитаж находился на площадке, окруженной рвом. Однако в 1777 году по указу Екатерины Великой ров был засыпан, поскольку его так и не удалось заполнить водой.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Интерьеры павильона Эрмитаж

На втором этаже Эрмитажа расположен центральный зал, от которого диагонально расходятся четыре галереи, заканчивающиеся кабинетами.

Центральный зал в павильоне Эрмитаж

Галерея и кабинет в павильоне Эрмитаж

Кабинет в павильоне Эрмитаж

В зале расположено пять столов – один большой и четыре маленьких, оснащенные подъемными механизмами. С помощью специальных тросиков и колокольчиков на конце сообщали слугам о необходимости смены блюд; название нужного блюда при необходимости писали мелом. После окончания трапезы столы опускались вниз, отверстия в полу закрывались специальными щитами и зал превращался в танцевальный. На серии фотографий ниже можно увидеть, как поднимаются и опускаются отдельные блюда, а также как весь стол опускается вниз.

Блюдо, поднимающееся с I этажа с помощью подъемного механизма

Блюдо, которое опускается вниз с помощью подъемного механизма

Весь стол опускается вниз

Отверстие в полу с помощью механического приспособления закрывается паркетной плитой

Все здание наполнено светом, который многократно отражается в многочисленных зеркалах и играет в позолоте. Потолки украшены плафонами с росписями на мифологические сюжеты. К сожалению, никакая фотография не передаст этого внутреннего сияния.

Плафон на потолке центрального зала Эрмитажа

Павильон Эрмитаж, фрагмент отделки

Вензель императрицы

Роспись потолка одной из галерей в павильоне Эрмитаж

Центральный зал павильона Эрмитаж

Сервировка стола в Эрмитаже

Императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II любили устраивать здесь вечеринки для узкого круга приближенных. Здесь же проходили неформальные встречи с послами, на которых решались важные политические вопросы.

Центральный зал павильона Эрмитаж, из окна видна аллея и Екатерининский дворец

Хитроумные подъемные механизмы внутри здания позволяли обходиться без видимого присутствия слуг. Кроме того, в первоначальном проекте не было и лестниц: гости поднимались на второй этаж при помощи специальных кресел — канапе, прообраза лифта.

Подъемные механизмы в павильоне Эрмитаж, I этаж

С середины XVIII века павильон Эрмитаж не перестраивался и потому дошел до нас практически в своем первозданном виде. Внутри сохранилась подлинная резьба, позолота и подъемные механизмы эпохи императрицы Елизаветы Петровны. Уже в наше время Эрмитаж находился на длительной реконструкции и был открыт только в 2010 году к 300-летию Царского Села. Реставраторы воссоздали ров и балюстраду вокруг него.

Площадка у павильона Эрмитаж

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

Эрмитажная кухня

На некотором отдалении от Эрмитажа находится Эрмитажная Кухня, которую с павильоном связывал подземный ход. Было сделано это для того, чтобы запах готовящейся пищи не проникал в парадные помещения. Эрмитажная кухня была построена в 1774 году в готическом стиле по проекту архитектора В.Неелова.

Эрмитажная кухня в Царском Селе

Посещение павильона Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж покупаются отдельно. Посещение возможно только в составе экскурсии, которая набирается на месте. Возможно, вам придется какое-то время подождать ее начала.

Павильон Эрмитаж в Царском Селе

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.