Как научить различать цвета детей: эффективные методы, интересные идеи и рекомендации. Елисейка, клуб заботливых мамочек

На вопрос, в каком возрасте ребенок должен уметь различать цвета, многие мамы ответят без запинки: к трем годам малыш узнает базовые цвета (красный, желтый, зеленый, синий) и их названия, а к школе - все остальные, плюс оттенки. Но все дети разные, кто-то быстро осваивает новые знания, кто-то нет. Как же родителям просто и доступно обучить кроху?

Совет №1: как можно больше рисовать

Конечно, пусть лучше малыш рисует сам, но, если он не любит или не умеет, рисуйте вместе с ним или даже вместо него. Рисование – это то, что интересно абсолютно всем детям вне зависимости от возраста. Словами не передать, сколько положительных эмоций вы получите.

Интересно: ученые доказали, что занятия рисованием формируют у ребенка чувство ритма, возможность соотносить свои действия со зрением, а также развивают мелкую моторику пальцев.

Совет №2: «доставлять удовольствие глазу»

Этот совет дал родителям известный педагог-новатор Я.А. Коменский еще в начале XVII века, который впервые рассмотрел вопрос формирования у детей чувства цвета. Коменский советовал предлагать детям с 2-х лет раскрашивать контурные картинки различными цветами, которые они выбирают самостоятельно. Когда кроха сам создаст разукрашенную композицию, он сможет не только замечать цвета, но и наслаждаться ими, выбрав для себя самые любимые. Педагог назвал это «эмоциональным отношением к цвету».

Интересно: Коменский также считал, что отношение детей к цвету напрямую зависит от его отношения к данному предмету: например, кроха любит апельсины и, как следствие, ему нравится оранжевый цвет.

Совет №3: весь день посвятите одному цвету

Чтобы подчеркнуть важность момента, пусть какой-то элемент вашей одежды будет красным или желтым, а возле детской кроватки закрепите воздушный шар нужного цвета. Нарисуйте вместе с малышом картину, используя тот цвет, который вы изучаете, продумайте подходящий сюжет. Наверняка произведение получится достойным, поэтому пусть кроха покажет его и бабушке и папе, сопроводив рассказом про выбранный цвет. К новому цвету нельзя переходить, пока не освоен предыдущий.

Интересно: по мнению педагогов, надо начинать обучение с красного цвета (многим детям он кажется самым ярким и красивым, кроме того, красный легче запоминается). Затем следует освоить синий, зеленый и желтый цвета, тут свою роль сыграет контрастность.

Совет №4: используйте методику ненавязчивого обучения

На прогулке, во время обеда или игры обязательно обращайте внимание на разные предметы и указывайте названия их цветов. Когда малыш запомнит, можно будет просить принести синий мяч или зеленый мелок. Рассматривая цветущую клумбу, называйте цвет каждого цветка.


Если детская одежда имеет яркие цвета, можно проговаривать их названия во время переодевания на прогулку. Пусть кроха сам решает, в чем ему пойти, но только для этого надо, чтобы он четко заявил, что наденет именно синие брючки. То же самое надо проделывать с игрушками.

Интересно: у малыша как раз начинает развиваться ассоциативное мышление, поэтому он может сделать вывод, что, если его мяч зеленого цвета, то все мячи обязательно зеленые. Надо ему сразу объяснить, что все мячи разного цвета.

Совет №5: используйте любой предлог, чтобы научить кроху

Например, у него в комнате разбросаны игрушки. Скажите ему, что уборку надо начинать с игрушек красного цвета. Кроха смотрит в окно: начинайте комментировать, какого цвета машины едут по улице. Читая книжку, объясняйте, что на картинке нарисован цыпленок желтого цвета, собачка с коричневой шерстью.

Интересно: самый первый цвет, который различает ребенок – желтый. Вспомните, ведь большинство погремушек желтые. И уже начиная с полугода можно рассказывать малышу про разные цвета.

Совет №6: рассказывайте про оттенки

Малыш наверняка запомнит, что небо может быть и синим, и серым, и голубым, а цветы не только красными, но и розовыми.

Интересно: количество оттенков в цветовом спектре бесконечно, а их названия и количество – всего лишь некая величина, которая обусловлена культурными традициями. Так что не стоит требовать от малыша быстро выучить оттенки.

Органы зрения всегда были основным инструментом восприятия мира. А для малыша до трех лет это еще и возможность развиваться и знакомиться с жизнью во всех ее красках. Кстати, на красках и хотелось бы заострить особое внимание. Палитру цветов и оттенков нужно не только видеть, но и уметь различать. В этот-то момент у большинства мам и возникает вопрос, как научить ребенка запоминать цвета? Ведь непоседливому малышу интересно все и сразу. А значит снова нужно набираться терпения и шаг за шагом показывать ему насколько ярок и красочен окружающий мир. Сегодня обучение ребенка цветам не составляет никакой проблемы. И мы не только докажем это, но и приведем примеры интересных упражнений.

Учим цвета с ребенком

Первый вопрос, которого мы коснемся – когда ребенок начинает различать цвета? Природа наделила новорожденных младенцев слабым зрением, а точнее дальнозоркостью. Видеть предметы и отличать их друг от друга малыш начинает только спустя 10 недель после рождения. Уверенно различать цвета малыш начинает ближе к полугоду. А знать их он должен уже к 3-4 годам. Именно в этом возрасте зрительное восприятие и осязание являются лидирующими среди всех чувств. И если малыш еще не знает, как называется тот или иной оттенок, нужно немедленно приступать к их изучению. Но прежде чем вы приступить к упражнениям, важно понять, что изучение цветов для детей не должно быть скучным занятием с бесконечным зазубриванием. Основная деятельность малышей – это игра. Тем более если к ней присоединяется мама. Когда мы изучаем цвета с ребенком, то стараемся увлечь его этим процессом, но при этом не стоит навязывать ему определенную деятельность. Дети быстро отвлекаются от одного действия и переключаются на другое. Именно на эту возрастную особенность нужно опираться при обучении.

Как научить ребенка цветам?

Начинать следует с красного цвета. Затем идет желтый, зеленый и синий. Эти цвета не только являются основными в палитре, но и воспринимаются ребенком лучше других. Как начать обучение? Рассмотрим на одном примере.

  • объявите малышу, что сегодня день красного цвета. Повесьте красный шарик на видном месте или расклейте везде красные стикеры. В течение дня изучайте лишь красный цвет;
  • лучше всего проводить обучение с помощью рисования. Это занятие нравится детям, и не будет для них навязчивым;
  • предложите малышу: «Давай возьмем красные краски (карандаш, мелок, фломастер и т.п.) и нарисуем красный домик. Я нарисую стены и окно, а ты крышу. Давай ты раскрасишь крышу красным цветом, а я сам домик. Каким цветом ты красишь крышу? Правильно. Красным! А я каким цветом сделаю стены? Верно, тоже красным. Посмотри, какой замечательный красный домик у нас получился!»;
  • после того, как рисунок будет готов, повесьте его на видное место и показывайте родне, какой красивый красный домик вы нарисовали.

Как еще выучить цвета с ребенком? Чтобы малышу не надоедали одни и те же занятия, пробуйте с ним разные упражнения:

Осознанно различать цвета ребенок может уже после года. Необходимо уделить внимание этому и постараться помочь малышу быстрее освоить эту науку. Следует учить его различать цвета с помощью специальных игр, ярких игрушек и т.д. Сегодня немало средств, которые направлены именно на то, чтобы научить ребенка различать цвета.

В какой последовательности изучать цвета

Полностью различать цвета малыш может уже после 6 месяцев. До этого он может воспринимать несколько основных тонов. При этом есть последовательность из цветов, которые более различимы ребенком в младшем возрасте. Таким образом, первый цвет, которому можно обучить малыша – желтый. Его он запомнит быстрее всего. После него можно показывать ему красный и оранжевый. Их можно показывать до того, как ребенку исполнится 6 месяцев.

Следующими можно показывать синий и зеленый. Это основные цвета, которые доступны для понимания малыша. В два годика малыш должен хорошо различать и распознавать четыре основных цвета. Даже если он не может их назвать, он должен их понимать, показывая кубик нужного цвета или принося вам игрушку, какую вы попросите. К трем годика малыш должен знать уже не менее десяти цветов и их сходных оттенков.

Называйте цвета предметов вокруг


Родителям следует усвоить, что чем чаще ребенок видит и слышит называние цветов, тем быстрее он их запоминает. Старайтесь, называя какой-либо предмет, всегда говорить и его цвет. Это быстро будет откладываться в голове у малыша. При этом говорите названия предметов в разных вариантах. Так, например, показывайте крохе шарик и говорите ему: «Это шарит. Он синий», «Синий шарик»; «Шарик синего цвета». Это необходимо для того, чтобы у ребенка не было ощущения, что это одно слово. То же самое нужно делать и с другими любыми предметами.

Хорошо воспринимают цвета дети, когда им читают книжки и показывают картинки. Можно обращать их внимание на героев сказок и говорить, какого цвета у них одежда, шляпа и т.д. В сознании малыша будет также складываться правильное обозначение цветов.

Учитывайте то, что цвета нужно называть правильно. Не используйте уменьшительно-ласкательную форму. Произносите зеленый, красный, желтый, а не зелененький, красненький, желтенький и т.д. К тому же старайтесь называть правильно оттенки. Так, если показывайте голубой цвет, то не нужно говорить на него синий и т. п. Лучше сразу научить кроху правильно различать оттенки.

Не забывайте про цвета на прогулках. Рассказывайте малышу, какого цвета дерево, машина, цветочки и т.д. Именно во время прогулок на свежем воздухе хорошо запоминаются цвета.

Учим малыша различать цвета в игровой форме


Именно в игровой форме цвета запоминаются очень эффективно. Воспользуйтесь полезными играми и развивайте навыки ребенка.

  1. В этой игре можно использовать самые различные игрушки. Возьмите несколько игрушек и посадите их рядом. Это может быть мишка и собачка. Скажите малышу, что мишке будете дарить все зеленые вещи, а собачке желтые. Теперь начинайте выбирать именно такие игрушки из того, что есть вокруг. Это могут быть кубики из конструктора, предметы из набора деткой посуды и т.п. Ребенок может сразу не понимать, что нужно делать, но он будет наблюдать за вами. Вскоре он и сам начнет приносить игрушке мишке и собачке. Если он станет брать не тот цвет, аккуратно поправляйте его и говорите, что это не подходит.
  2. Можно построить с ребенком башни из кубиков. Сделайте их разным цветом. Говорите малышу, что на синюю башню следует ставить синие кубики и подтверждайте слова действием. Тоже самое нужно повторять и с другими цветами. Так можно построить разные башни всех расцветок. Для такого занятия нужно заранее приобрести яркие кубики.
  3. Если ребенок достаточно усидчивый и любит наблюдать за происходящим, можно порисовать с ним. На бумаге нарисуйте домики разных цветов, а к ним и соответствующие дорожки. При этом проговаривайте тщательно каждый цвет. Можете нарисовать целую картину с животными и деревьями. Все, что будете изображать на бумаге, рассказывайте малышу.
  4. Можно воспользоваться и игрой с прищепками. Для этого понадобятся разноцветные прищепки и цветная бумага. Вырежьте желтый круг и скажите малышу, что это будет солнышко. К нему осталось только подсоединить лучики, которыми и будут прищепки.

Обычно детям нравятся такие игры. Можно придумать самые разнообразные игры в подобных вариациях. Чем старше ребенок, тем лучше он все будет понимать, и учить слова более осознанно.

  • Есть еще несколько советов, которые могут быть полезны родителям, желающим обучить своих деток различать цвета.
  • Для малышей хорошо подходят пирамидки. Они состоят из нескольких цветных колец, и ребенок уже с раннего детства будет запоминать цвета, которые родители должны проговаривать. Есть много других игрушек такого типа, предназначенных для детей до трех лет;
  • Можно приобрести напольную мозаику. Сейчас много вариантов, которые подходят детям разных возрастов. В них имеются разные цвета, которые можно удобно выучить. К тому же с помощью мозаики можно хорошо развивать мелкую моторику рук;
  • Сегодня дети очень развиты. Им интересны телефоны, планшеты и т.п. Воспользуйтесь этим, ведь существует много игр на изучение цветов. Постарайтесь заинтересовать ребенка.
  • Не пускайте все на самотек. Развивайте своего ребенка. Даже если у вас нет много времени, постарайтесь найти для малыша несколько минут.

При изучении цветов с малышом старайтесь переводить все в игровую форму. Если ему какая-то игра не понравилась и не заинтересовала его, попробуйте завлечь его другой. Возможно, он будет увлечен чем-то настолько, что сможет довольно быстро все освоить.

В план развития ребенка и привития ему различных навыков входит и такой пункт, как научить ребенка различать цвета. Это означает выучить с малышом названия цветов и, воспринимая их, отделять друг от друга с помощью словесных определений.

Способность распознавать цвета у ребенка формируется с развитием зрения. Известно, что у новорожденного младенца очень низкая чувствительность к свету, но с каждым днем она возрастает. Постепенно люди и предметы приобретают очертания, а окружающий мир одевается в разноцветье.

К 5-6 месяцам малютка уже воспринимает цветовую гамму.

Это заметно и без научных исследований, так как у него возрастает интерес к ярким предметам. Каждый день приносит новые достижения: сегодня малыш воспринимает желтый цвет, и это видно, как он выделяет его на фоне других, а завтра уже замечает синий. Сначала взгляд младенца фокусируется только на одном цвете, позже можно заметить, как он выбирает между двумя-тремя красками.

Начинать обучение можно с раннего возраста, но в 2-3 года делать это нужно более целенаправленно. Именно этот период считается оптимальным.

Перед тем, как научить ребенка цветам, стоит узнать об ошибках, которых следует избегать.

Основные правила

У маленького ребенка мышление ассоциативное, разные понятия для него сливаются в единое целое. Родителям важно объяснить малышу, что предметы и свойства можно обособлять. Заслуживает внимания вопрос: как научить ребенка различать цвета, применяя правильные методы?

Необходимо грамотно составлять предложения и называть цвета четко, без искажений! Вместо «красная машина» следует говорить: «Это машина красного цвета».


Можно сказать, что цветок желтый. Но ведь они бывают разные! Чтобы помочь ребенку развить абстрактное мышление, лучше говорить: «Это цветок желтого цвета. А вот, посмотри, цветок белого цвета».

Не нужно говорить «синенький», «зелененький». Малышу намного сложнее осваивать знания, если взрослые создают путаницу в его голове. Необходимо учить кроху правильным понятиям, а это «синий», «зеленый» и так далее.

Известно, что залог успешного обучения: многократное повторение. Однако взрослые не должны быть навязчивыми, иначе у малыша пропадет желание учиться. Очень важно быть внимательным к особенностям характера и способностям ребенка. Особенно маленькие дети, в 1-3 года легко могут замкнуться в себе, если поймут, что от них требуют решения непосильных задач, и они не соответствуют ожиданиям.

На одном занятии лучше учить названия 1-2 цветов, не более. Изучению нужно отводить достаточно времени, до полного освоения. До тех пор не стоит переходить на новый уровень.

Способов, как научить ребенка различать цвета, достаточно много. Например, можно устроить неделю зеленого цвета и в течение этого периода учить только его. Для этого в комнате развесить воздушные зеленые шарики. Занимаясь рисованием, предложить взять зеленый карандаш и нарисовать зеленую траву. Не стоит придерживаться общепринятых правил, изображать зеленым цветом можно все: кошку, цветы, овощи и фрукты.

Проводить знакомство с цветовой гаммой можно везде: дома и на улице. Если малыш ошибается, поправлять его нужно, мягко, не акцентируя внимание на недочетах. Вместо слов: «Неправильно. Думай, вспоминай, мы с тобой учили, какой это цвет», лучше сказать иначе. Например, просто: «Это не желтый, это зеленый. А теперь давай посмотрим на этот цветок (кубик, машину…)».

Есть 4 основных цвета, которые ребенок должен выучить. Это — красный, желтый, зеленый и синий, — в том порядке, в котором они перечислены.

После можно будет приступить к изучению дополнительных красок, а также рассказать малышу об оттенках.

Цветные игры

Нет более надежного способа, как научить ребенка различать цвета в игровой форме. Игры развивают и подогревают интерес; ведут не к простому заучиванию, а к пониманию сути вопроса. Благодаря этому малыш успешно и увлеченно постигает новую науку. Учить цвета можно с самого раннего возраста, еще до года. Собирая пирамидку, родители могут говорить: «Теперь оденем желтое колечко». Подрастая, кроха становится смышленее, значит подошло время усложнять задачи.

Игры, которые понравятся детям в 2 года

  1. Сортировка . Нужно разложить на столе несколько наборов цветных карандашей и предложить ребенку рассортировать их по разным коробкам. В зависимости от знаний малыша, необходимо попросить его отобрать карандаши одного, двух или нескольких цветов.
  2. Принеси одежду . Принцип игры похож на игру с сортировкой: малыш отбирает предметы нужного цвета. Ворох одежды раскладывается на диване, а затем ребенка просят принести синие штаны, красную кофту и так далее.
  3. Строительство башни . Помогая малышу, взрослый предлагает ему построить башню из одноцветных кубиков. Маленький строитель может подавать детали для строительства, находя нужный цвет среди других.
  4. Бабочки и цветочки . Для этой игры необходимо подготовить несколько фигур бабочек и цветов, вырезанных из цветного картона. Во время игры нужно сажать бабочек на цветы — синих на синие, желтых на желтые. Взрослые могут говорить: «Вот цветок красного цвета, давай посадим на него такую же бабочку. Где у нас бабочка красного цвета?» Пусть ребенок найдет и подаст.
  5. Завтрак для кукол . Еду нужно налепить из пластилина разного цвета. Для куклы Маши в тарелку нужно положить конфеты зеленого цвета, для куклы Даши — желтого.


Игры для детей постарше

В 3 года ребенку уже известно большее количество цветов, а также хорошо владеет другими навыками, значит можно добавить новые игры.

  1. Найди ошибку . Мама перепутала колпачки и надела их на фломастеры другого цвета. Задача малыша — исправить ошибки.
  2. Цветное письмо . Нужно расселить животных на улицах разного цвета. Дорогу и домики можно вырезать из цветного картона. Подготавливаются письма, которые ребенок должен доставить по адресу. Зеленое письмо адресовано собачке, которая живет на улице Зеленой. Задание малышу: правильно определить улицу и отнести письмо.
  3. Смешивание . Эта игра познакомит ребенка с дополнительными цветами и оттенками. Ему будет интересно, что получится, если смешать синюю краску с желтой или красную с белой. Для занятий лучше использовать гуашь или акрил.

Это только некоторые игры, в которые можно играть с ребенком в 3 года. Используя навыки лепки, рисования или аппликации, фантазировать с использованием цвета можно до бесконечности. Благодаря таким занятиям, малыш легко научится распознавать окружающие его колоритные краски.

Как избавиться от послеродового геморроя?

  1. По статистике у каждой «беремешки» со второго триместра возрастает риск развития неприятного заболевания.
  2. Геморроем болеет половина беременных, заболевание развивается быстро и чаще всего женщины лечат уже последствия, а не делают профилактику.
  3. По статистике, половина больных – это люди в возрасте 21-30 лет, в самом расцвете. Еще треть (26-30%) – в возрасте 31-40 лет.
  4. Врачи рекомендуют вовремя лечить геморрой, а также проводить его профилактику, не запускать болезнь и быть внимательными к своему здоровью.

Но эффективное средство от геморроя есть! Перейдите по ссылке и узнайте, как Анна избавилась от недуга…

Интеллектуальный потенциал ребенка закладывается в утробе матери. Направленность его развития определяется в первые годы жизни. От родителей зависит, что малыш знает и умеет в ясельном возрасте. Поэтому их часто интересует вопрос, как научить различать цвета детей.

В магазинах можно найти огромное количество развивающих дорогостоящих игрушек. Они интересны и занимательны, но для того, чтобы знания действительно накапливались, необходимо руководствоваться особенностями детского развития на каждом этапе, с любовью и вниманием применять их в общении с маленьким человечком.

Познание цветного мира до 1 года

Полугодовалый кроха начинает видеть мир цветным. Он реагирует на яркие вещи. Для этого возраста характерна кратковременная цветовая монохромность. Так, на протяжении нескольких дней или недель дитя выбирает игрушки и предметы одного цвета (например, желтого). Окружающие объекты для него полны неизвестности.

Что необходимо знать о том, как научить различать цвета детей на данном этапе?

  • Период является скорее информативным, нежели обучающим. Задача родителей - заинтересовать и рассказать.
  • Постоянное общение - фундамент раннего развития.
  • Осведомление об окружающей среде должно иметь системный характер.

Правила и методы раннего изучения «цветной» грамоты

В данном случае, как и в освоении любого дела, существуют определенные правила:

  • Вербальный метод - описание мира вокруг. Повторение - мать учения. Как можно чаще проговаривайте то, что вы видите. Гуляя с ребенком в парке, расскажите о листьях на деревьях, их цвете и форме. Сорвите листик и дайте тактильно ознакомиться с новым предметом. На следующей прогулке повторите то же самое. А в третий раз покажите травку в уже известной ему последовательности действий. Нелишним будет акцентировать внимание на том, что листики и травка - зеленые.
  • Не торопиться! Не нужно тараторить без умолку: ягодка - красная, лист - зеленый, солнышко - желтое. Если вы выбрали зеленый цвет для обучения первым, обращайте внимание лишь на вещи этого окраса на протяжении нескольких недель. Только тогда можно переходить к новым открытиям. Не забывайте напоминать об уже известном ранее.
  • Используйте Показывайте карточки с тоном краски, называйте его. Длительность воспроизведения - несколько секунд. Постепенное увеличение количества изображений и информации о них - залог более эффективного запоминания.
  • Учитывайте характер и настроение ребенка. Учить можно лишь тогда, когда он сыт, доволен и не испытывает других потребностей.

Как научить ребенка различать цвета: список методик

  • Вербальный метод (проговаривание).
  • Творческий (рисование, лепка).
  • Рифмованный (стишки и песенки).

Игра и творчество среди красок: от 1 года до 2 лет

Этот период уже более информативный. Малыш ознакомился с миром посредством родительских рассказов и собственных открытий. Он много знает, но только начинает говорить, понимает вопросы и может дать на них ответ, указывая пальчиком или кивая головой. На данном этапе уже можно научить ребенка различать фигуры и цвета. Именно в этом возрасте такие действия принесут наиболее заметные плоды.


Для этого необходимо знать важные нюансы. Далее - информация о том, как научить различать цвета детей:

  • Первые полтора года - накапливание понимания разговорной речи. После - развитие собственного речевого аппарата.
  • Ребенок активно узнает новое и запоминает в результате игровых задач и сравнений.
  • Период можно назвать «второй фундаментальный». Дитя, пока не выучит всю информацию наизусть, будет путаться и редко проявлять заинтересованность. Но от этого зависит, как маленький человечек будет ориентироваться в мире красок в трехлетнем возрасте.
  • Не нужно требовать регулярных правильных ответов. Не расстраивайтесь, если при вопросе о красном он указал на зеленый. Главное - процесс мышления.
  • Учим цвета без оттенков: до 2 лет - четыре основных.


Учиться в игре не только познавательно, но и очень интересно.



Потенциал и ограничения в процессе обучения от 2 до 3 лет

Малыш уже очень хорошо развит. На смену познанию мира приходит этап самостоятельности: кушать, одеваться, раздеваться чаще всего он предпочитает самостоятельно. При этом его мозг подготовлен получать новую информацию и успешно запоминать ее. После определенных достижений годовалого малыша важно не допустить торможения развития и помнить о том, как научить ребенка 2 лет различать цвета.

  • Расширяется цветовой диапазон. Он в состоянии запомнить уже больше четырех тонов. К основным добавляется черный и белый. К дополнительным - оранжевый и фиолетовый (индивидуально).
  • Эффективно играть и познавать теперь можно не только с помощью игрушек, но также одежды, бытовых предметов и книг.
  • Продолжайте использовать уже известные методики в соответствии с возрастными особенностями маленького человечка и прописных истин, как научить различать цвета детей.

Учитывая эти возрастные изменения, родители могут многому научить своего ребенка, в том числе и подготовить к адекватному восприятию цветовой гаммы.


  • Рисуем, лепим, клеим. Творчество - двигатель развития двухлетки, метод обучения и средство самореализации. Бумага, картон, соленое тесто, пластилин, акварель - главные помощники в «цветной» науке.
  • Не прекращаем рассказывать о красках вокруг нас. Маленький человечек лучше запоминает информацию в непринужденной обстановке. Увидели ворону? Расскажите о ней, о расцветке ее оперения. Вышли гулять в снежный морозный день? Играйте с белым снегом, проговаривая информацию. Позже периодически напоминайте об увиденном и его характеристиках. Это закрепляет ассоциации и стимулирует память.
  • Базовые игры те же, с соответствующим расширением палитры.
  • Приобщайте цветовую «грамоту» к гардеробным процессам. Одеваясь на прогулку, выберите с малышом вещи в одной гамме. В другой раз заранее оставьте на видном месте и попросите принести колготки или кофточку определенного оттенка.
  • «Цветные штучки». Необходимые предметы: заранее окрашенные крупные макароны, разноцветные бусины, элементы мозаики, а также 6-8 контейнеров или коробочек соответствующих основных расцветок. Задание: отсортировать «заблудившиеся» объекты по «домикам».
  • «Красочный мир». Заранее нарисуйте картину, к примеру, зеленую поляну, зеленое дерево, красный домик, желтое солнышко на небе, синюю тучку, летящего черного ворона, белого аиста, оранжевый мячик, фиолетовую машинку (разнообразие должно соответствовать уровню развития). Необходимо вырезать эти же изображения из цветной бумаги. Попросите кроху сделать аппликацию. Он может просто рассортировать предметы, а может использовать для этого клей.
  • «Ассоциации». Подготовьте разноцветные изображения. Вложите их в шарики соответствующего окраса. Надуйте их и дайте ребенку поиграть. Лопайте и делайте умозаключения.
  • «Цветные буковки». С этого возраста нужно начинать знакомство с буквами и цифрами. Это должно быть не заучивание, а процесс ознакомления. В данном контексте - это идеальный вариант. Сортируйте буквы, называйте основные из них. Просите найти «желтую букву А», «красную букву А», «синюю букву Б», «оранжевую букву Б». Количество букв для изучения - 2-3. Акцент при этом делается на цветах.
  • Читайте вместе стишки на эту тему, учите песенки. Очень часто дети лучше запоминают в стихотворной или песенной форме.

В канун кризиса 3-х лет ребенок регулярно проявляет характер. Важно прислушиваться к своему малышу, понимать его, уметь заинтересовать. Психоэмоциональная гармония и взаимопонимание - на первом месте, а уж потом - обучение.

Колористика в мире детства от 3 до 4 лет

Малыш уже достаточно взрослый и самостоятельный, он владеет определенным запасом знаний, который нужно продолжать пополнять. Важно проявлять изобретательность и терпение для того, чтобы научить ребенка 3 лет различать цвета. В связи с некоторыми особенностями возникают неизбежные, но преодолимые трудности.


Что важно знать о том, как научить ребенка различать цвета:

  • Кризис 3-х лет. Характеризуется настойчивостью чада в том, чего он хочет и протестом против всего того, что ему навязывают. Наступает период осознания собственного «я» и становления самостоятельности.
  • Важный период психоэмоционального развития. Цветовая гамма воспринимается иначе. Расширяйте существующие знания до 12 цветов (добавляем розовый, фиолетовый, оранжевый, голубой, коричневый). В зависимости от уровня усвоения материала, возможно ознакомление с оттенками основных цветов (малиновый, бордовый, бежевый, серый).

Говорите, запоминайте, напоминайте. Рассказывайте малышу обо всем, что находится вокруг, акцентируя внимание на цветовой гамме.

  • Играйте в основные игры: кубики и мячики, лото, паззлы, сортеры, ассоциации - и занимайтесь творчеством: «цветные штучки», «красочный мир», «цветной» анализ гардероба. Импровизируйте с известными игровыми ситуациями, переделывая их на новый лад.
  • «Радуга». Дети любят радугу. Попробуйте вместе выучить «запоминалку» о ней. Нарисуйте большую радугу. Заранее вырежьте разноцветные кружочки. Пусть ребенок разложит их по соответствующим дугам.
  • «Разноцветные машинки». Прогуливаясь по улицам города, находясь в ожидании общественного транспорта, малыши наблюдают за дорогой и всем происходящим вокруг. Хорошее занятие - считать проезжающие мимо авто. Еще интересней искать среди них машину заданного цвета. Также можно сосчитать количество красных или белых автомобилей на определенном участке шоссе.
  • «Мороженое». Нарисуйте или вырежьте и приклейте вместе изображения сладеньких «рожков» с шариками мороженого разного окраса. Пусть выберет свое любимое. Возможно наличие нескольких оттенков и задача сосчитать розовые (клубничные) или шоколадные (коричневые). Можно собирать вырезанные изображения любимого десерта в сумочку или корзинку для покупок.
  • «Кто больше?». Находясь на прогулке, выберите интересный объект (к примеру, авто). Сыграйте в игру, кто больше сосчитает машин определенного цвета.
  • Учите стихи, пойте песни. Многие дети запоминают лучше именно таким способом.


Если кроха не проявляет интерес к игре - не заставляйте. Пусть работает ваша фантазия в пользу его позитивных эмоций. Доверие - залог качественного обучения. Руководствуясь имеющимся опытом, взрослые обычно уже хорошо понимают, как научить ребенка различать цвета. 4 года - это возраст, когда наступает пора расширять и закреплять ранее полученные знания.


Повторяем, учим, понимаем

В этом возрасте малыш уже должен знать 12 основных тонов: он легко выбирает одежду по цвету, выполняет поставленные родителями задания, которые раньше давались с трудом, сам «обучает» окружающих цветовой гамме. Если трудности существуют, продолжайте настойчиво придерживаться описанных выше методик. Этот период - начало подготовительного дошкольного. Важно приучать к более усидчивой и спокойной форме восприятия знаний (сидя за столом, используя книги, альбомы, товары для творчества). При этом самое время учить оттенки: малиновый, бордовый, терракотовый, сиреневый, бежевый, кремовый, бирюзовый, салатный и прочие. Тут опять-таки нельзя торопиться. Лучше изучать медленней и дольше, но качественно.

Научно доказано, что интеллектуально развитый человек имеет более качественную и продолжительную жизнь. Вкладывайте в своего ребенка любовь и старания, а он будет радовать вас своими успехами день от дня.