Психическое развитие ребенка после 2 лет. Упражнения с предметами разной величины. Упражнения с пирамидкой

В возрасте от одного до двух лет дети активно исследуют окружающий мир, постоянно упражняются в новых навыках и стремятся оказаться "там, где нельзя". Родителям малышей в этот период нужно быть особенно внимательными и не переборщить с вмешательством в жизнь ребенка с целью "приструнить" его, ведь постоянными запретами и наказаниями можно невольно оказать тормозящее действие на формирование его личности. Детям необходимо время для того, чтобы научиться понимать порядок, который существует в мире взрослых, а правильное развитие ребенка в 2 года – это залог ловкости, здорового трудолюбия и интеллектуальной зрелости в будущем .

Например, ребенок на этом этапе использует слова для обозначения конкретных предметов, таких как молоко, собака, папа или мама. Модель Пиаже вводит несколько других важных понятий. Пиаже назвал врожденные мыслительные процессы младенца как схемы. В сенсомоторный период эти ментальные процессы координируют сенсорную, перцептивную и моторную информацию, так что младенцы в конечном итоге развивают ментальные представления. Другими словами, рефлексы служат основой для схем, которые, в свою очередь, служат основой для представления мышления.

Физическое развитие ребенка в 2 года

В двухлетнем возрасте оценить прогресс ребенка в физическом плане можно на основе двигательных навыков. Большое значение имеет координация движений и их согласованность: чем лучше малыш контролирует свое тело и может управлять им, тем проще ему познавать окружающий мир и новые виды деятельности.

Например, ребенок неоднократно прикасается и видит свой треск и, таким образом, учится идентифицировать погремушку, формируя внутреннее изображение. По словам Пиаже, когнитивное развитие происходит от двух процессов: адаптации и равновесия. Адаптация предполагает, что дети меняют свое поведение для удовлетворения ситуационных требований и состоят из двух подпроцессов: ассимиляция и проживание.

Ассимиляция - это применение предыдущих концепций к новым понятиям, таким как ребенок, который относится к киту как к рыбе. Проживание - это изменение предыдущих концепций перед лицом новой информации, такой как ребенок, который обнаруживает, что некоторые существа, живущие в океане, не являются рыбой, а затем правильно относятся к киту как к млекопитающему. Равновесие - это термин Пиаже для основного процесса, лежащего в основе способности человека к адаптации, - это поиск баланса между собой и миром.

Двухгодовалые дети уже умеют ходить без поддержки, бегать, прыгать на одной и двух ногах, бить по мячу ножкой, ходить задом наперед, подниматься и спускаться по лестнице, при этом попеременно касаясь ногой каждой ступени.

Критерии, соответствующие физическому развитию ребенка в 2 года, следующие:

  • Умение закрывать дверь;
  • Преодоление препятствий;
  • Хорошие навыки в беге;
  • Самостоятельный подъем и спускание по лестнице;
  • Преобладание указательного пальца и правой руки как результат совершенствования координации;
  • Умение складывать пирамидку, матрешку, брать предметы двумя пальцами;
  • Использование различных вещей по прямому назначению (рисовать карандашом, копать лопаткой);
  • Умение подниматься и стоять на цыпочках;
  • Помощь взрослому при одевании;
  • Умение листать страницы книги;
  • Правильное удерживание карандаша тремя пальцами (иногда этот навык появляется в более позднем возрасте).

Как правило, рост и вес ребенка в 2 года соответствует нормам педиатров. Мальчики весят приблизительно 12 кг, а девочки примерно на 200 г больше. А вот в росте сильный пол немного впереди – 88 см против 86 см у юных дам.

Равновесие включает в себя сопоставление адаптивного функционирования детей с ситуационными требованиями, например, когда ребенок осознает, что он является одним из членов семьи, а не центром мира. Равновесие, которое помогает устранить несоответствия между реальностью и личными перспективами, заставляет детей двигаться по пути развития, позволяя им делать все более эффективные адаптации и решения.

Большинство исследователей сегодня принимают первичный принцип Пиаже: новые познавательные навыки основываются на предыдущих познавательных способностях. Исследователи видят в детском возрасте детей и малышей в качестве активных учеников, которые целенаправленно видят, касаются и делают, а затем развивают дополнительные познавательные способности. как с продвижением, так и с ограничением.

Для формирования двигательных навыков и укрепления физического здоровья очень важно делать с малышом гимнастику. Кроме активных упражнений необходимо уделять внимание мелкой моторике, которая способствует речевому развитию ребенка 2 лет , ведь именно в этом возрасте дети начинают осознанно разговаривать.

Немалую роль в полноценном физическом воспитании играют прогулки на свежем воздухе, а также общение с ровесниками и ребятами старшего возраста. Если ребенок сейчас научится делиться игрушками, то в дальнейшем ему будет проще контактировать с другими детьми.

Однако исследования Пиаже и теории не являются бесспорными. Некоторые из наиболее известных критиков Пиаже включают Робби Кейса, Пьера Дасена, Курта Фишера и Элизабет Спелке. Эти критики и другие утверждают, что этапы развития, описанные Пиаже, четкие и четко определенные, как первоначально указывал Пиаже. Эти хулители также отмечают, что все дети не обязательно проходят по этапам Пиаже точно так же или по порядку. Пиаже знал об этом явлении, которое он назвал декаляцией, но он никогда не объяснял должным образом деколь в свете остальной части его модели.

Психическое развитие ребенка в 2 года

Развитие психики и интеллектуальных способностей двухлетнего малыша также не стоит на месте. К этому возрасту ребенок умеет хорошо ориентироваться в пространстве, пытается говорить не отдельными словами, а целыми фразами. Некоторые дети с уверенностью отличают цвета, могут кататься на машине или велосипеде, отталкиваясь ногами от земли. Во время прогулки малыш уже вполне осознанно выбирает себе занятие: играть в песочнице, кататься с горки или на качелях.

Критики также предполагают, что малыши и дошкольники не так эгоцентричны или легко обманываются, как полагал Пиаже. Дошкольники могут сопереживать другим, или помещать себя в обувь другого человека, а маленькие дети могут делать выводы и использовать логику. Дошкольники также развивают познавательные способности по отношению к конкретным социальным и культурным контекстам. Эти способности могут развиваться по-разному в обогащенных или лишенных культурных Другими словами, дети, которые растут в семьях среднего и высшего класса, могут иметь больше возможностей для развития когнитивных навыков, чем те, кто растет в семьях более низкого класса.

Любимые занятия детей в этом возрасте – это игры в куклы или машины, складывание кубиков, пирамидок, чтение книжек вместе с родителями. Особенно интересуют малышей игры с водой, когда они часами могут переливать ее из ведра в банку, а потом обратно.

Для полноценного психического развития ребенка в 2 года, если есть такая возможность, полезно посещать детские центры , где с малышом занимаются по специально разработанным программам. Это полезно не только в плане наработки новых навыков и умений, но и для общения детей между собой, ведь ребенку необходимо постепенно привыкать к обществу. Некоторые дети начинают говорить раньше, быстрее учатся находить общий язык со сверстниками и принимают активное участие в играх, другие – развиваются несколько медленнее, но это также является нормой, так как все малыши индивидуальны.

Дети, кажется, используют и более глубоко понимают символы в более раннем возрасте, чем считалось ранее. Уже в первые 3 месяца младенцы демонстрируют базовое понимание того, как работает мир. Например, младенцы уделяют более пристальное внимание объектам, которые, как представляется, бросают вызов физическим законам, таким как шарики, которые, похоже, прокручиваются сквозь стены или погремушки, которые, кажется, висят в воздухе, а не в неподвижных объектах.

Центральное место в раннем когнитивном развитии - развитие памяти. Память - это способность кодировать, сохранять и отзывать информацию с течением времени. Исследователи обычно относятся к сенсорным, краткосрочным и долгосрочным хранилищам памяти. Дети не могут приучиться или учиться, если они не могут кодировать объекты, людей и места и в конечном итоге вспоминать их из долговременной памяти.

В речевом развитии ребенка 2 лет также отмечаются большие достижения. Если раньше малыш произносил только отдельные звуки, восклицания и звукоподражательные комплексы, то сейчас он переходит к формированию простых предложений. К двум годам ребенок должен уметь говорить короткие фразы, состоящие из 2-3 слов. Ближе к трехлетию у малыша появляются такие слова как "я" и "ты". К концу двух лет в словарном запасе ребенка насчитывается около 300 слов.

Однако исследователи неясны в отношении точной природы инфантильной памяти. Неясные факты о инфантильной памяти включают, как долго сохраняются такие воспоминания, а также как легко запоминаются воспоминания из долгосрочных магазинов. Свидетельства показывают, что дети начинают формировать долгосрочные воспоминания в течение первых 6 месяцев. Младенцы могут распознавать и запоминать основных воспитателей, а также знакомые окрестности. Ранние воспоминания помогают младенцам и малышам понять основные понятия и категории, все из которых являются центральными для более полного понимания окружающего мира.

Насторожить родителей двухгодовалого малыша должны такие ситуации:

  • Ребенок не отличает ласковое слово от жесткого "нет", то есть его контакт с окружающим миром очень слабый;
  • Не пробует схватить предметы, когда передвигается рядом с ними;
  • Не следит взглядом за человеком, который стоит рядом;
  • Не испытывает такого чувства как ожидание (игра в "козу рогатую" или "кукушку");
  • Не может самостоятельно садиться и вставать на ноги;
  • Во время кормления не следит за лицом мамы.

Сенсорное развитие детей 2 лет

Так как познание окружающего мира маленькими детьми происходит через ощущения, сенсорное развитие детей 2 лет играет немалую роль . Благодаря совершенствованию восприятия и улучшению деятельности органов чувств накапливается сенсорный опыт малыша, который помогает усваивать и использовать сенсорные эталоны в будущем. Все это способствует умственному развитию детей.

Языковые навыки начинают появляться в течение первых 2 лет. Психолингвисты, специалисты по изучению языка, указывают на то, что язык является следствием способности детей использовать символы. Физическое развитие определяет время развития языка. По мере развития мозга дошкольники приобретают способность к представлению мышления, которое закладывает основу для языка. Таким образом, когнитивное развитие также определяет сроки развития языка. Наблюдение и обучение оперантов играют важную роль в раннем приобретении языка.

Дети укрепляются, чтобы говорить разумно и разумно, имитируя язык своих опекунов, в свою очередь опекунам предлагается разумно и разумно реагировать на детей. Психолингвисты особенно интересуются тремя элементами языка: содержанием, формой и использованием. Психолингвисты утверждают, что все члены человеческой расы используют эти три элемента в некоторой комбинации для общения друг с другом. Ноам Хомски предположил, что изучение языка коренится в врожденной способности осмыслить и структурировать язык, который он определил как устройство восприятия языка.

Как уже было сказано, двухлетние малыши могут различать цвета, знать некоторые величины и формы. Однако в этом возрасте ребенок способен воспринимать лишь главный признак какого-либо предмета. Например, он замечает, что мяч круглый, но вот его цвета не "видит". При этом малыш еще не может уяснить, что круглая форма присуща всем мячам.

Упражнения с матрешкой

По мнению психолингвистов, приобретение языка также происходит в социальном и культурном контексте. Социализирующие агенты - члены семьи, сверстники, учителя и средства массовой информации - учат детей мыслить и действовать социально приемлемыми способами. Дети учатся миру и обществу, когда они учатся использовать язык.

Младенцы и малыши понимают язык до собственно говорящего языка; дети имеют восприимчивый язык или понимание устного и письменного слова, прежде чем приобретать продуктивный язык или способность использовать устное или письменное слово. Прежде чем сказать свои первые слова, младенцы болтают. То есть, дети делают бессмысленные звуки, учась контролировать свои вокализации. К концу первого года большинство младенцев произносят одни слова. Вскоре младенцы начинают использовать голографическую речь или отдельные слова, которые передают полные идеи. «Мама» и «Молоко!» - примеры голографической речи.

Показатели сенсорного развития ребенка в 2 года следующие:

Развитие ребенка в 2 года напрямую зависит от родителей . Если взрослые поддерживают малыша и помогают ему развиваться, используя для этого все известные средства, формируется гармоничная и полноценная личность. Нельзя забывать о том, что двухлетний ребенок уже должен многое уметь и знать. Задача родителей понимать это не только на интуитивном уровне, но и обладать информацией о навыках детей данной возрастной категории. Получить необходимые знания можно из книг либо на консультации у квалифицированного врача-педиатра или психолога.

Когда вашему ребенку исполнится от одного до трех лет, она, вероятно, будет интересоваться всем и всеми, особенно если это новое или другое. Она захочет быть частью того, что вы делаете. Она также будет настаивать на том, чтобы делать много когда она станет более независимой, она захочет выбрать свою одежду и станет более вокальной о том, чего она хочет, как и не нравится. Быть любящей и поддерживающей, насколько это возможно в течение этого времени исследования, увеличит ваш ребенок чувство уверенности и независимости.

В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок начнет выдвигать ограничения, чтобы увидеть, с чем она может избавиться. Разбирая правила или подталкивая ограничения, ваш ребенок видит, как вы реагируете на них. Она тестирует вас, чтобы увидеть, будете ли вы все еще любить ее, даже когда она плохо себя ведет. И хотя иногда это может быть очень неприятно, ваш ребенок учится, что вы - тот, кого она может рассчитывать, чтобы сохранить ее в безопасности.

КРИЗИС 3-х ЛЕТ

В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, у него складывается определенное отношение к себе.

Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.

Как поддержать процесс обучения ребёнка. Усильте попытки произнести речь, отвечая, подражая вокализации и поддерживая зрительный контакт.

  • Читайте своему ребенку Будьте спокойны, когда ваш ребенок расстроен.
  • Играйте в подходящие игры с вашим малышом.
Важно помнить, что развитие - это не гонка. Самое главное - это укреплять сильные стороны вашего ребенка и оказывать ей поддержку, когда она в этом нуждается. Детям в этом возрасте нужно часто проходить и лечить. и развитие происходит в любовных отношениях: в тех случаях, когда дети могут выходить на улицу, исследовать, учиться и расти, а затем возвращаться в безопасную и заботливую среду.

«Кризис 3-х лет» - определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других - в три с половиной года.

Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование своих собственных желаний - тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка - дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.

Социальное и эмоциональное развитие. Может также начать проявлять сложное поведение. Держит карандаш в письменной позиции. Отвечает простым указаниям Группы объектов по категориям Наблюдает и имитирует более сложные действия Обычно эгоцентрические или эгоцентричные в своем мышлении.

  • Показывает привязанность к другим.
  • Может играть сам.
  • Продолжает исследовать окружающий мир.
  • Имитирует поведение.
  • Начинает быть более полезным.
  • Бежит вперед Помогает одеваться и раздеться.
  • Прыжки на место одной ногой.
  • Удар мяча.
  • Легко взбирается на вещи.
  • Наклоняется.
Развитие речи и языка.

Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неуспешность в делах и играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.

  • Использует два или три слова.
  • Речь понимается знакомыми слушателями.
  • Выполняет два шага.
  • Понимает различия в значениях.
В возрасте 2 или 3 ребенок начинает развиваться, будучи мужчиной или женщиной. Это осознание называется гендерной идентичностью. Ребенок этого возраста начинает понимать разницу между мальчиками и девочками и может идентифицировать себя как того или другого. Некоторые люди считают, что гендерная идентичность биологически определена, а некоторые говорят, что это продукт среды ребенка.

Упражнения с предметами разного цвета

Скорее всего, это комбинация обоих. В этом возрасте дети начинают ассоциировать определенные виды поведения, называемые гендерными ролями, с мужчинами или женщинами. Гендерные роли являются продуктом нашей культуры. Как ведут себя девушки и женщины? Когда вы решаете, что вы хотите научить своих детей гендерным ролям, имейте в виду сообщения, которые они получают как дома, так и вне дома.

Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если малыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить во лжи во что бы то ни стало.

Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргументировано указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успехами. Если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.

Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера. Будьте осторожны!!!

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 2-3-х ЛЕТ

В соответствии с периодизацией, принятой в отечественной психологии, дошкольным детством считается период от 3-х до 7-ми лет. Предшествуют ему период младенчества (от 0 до 1-го года) и раннего возраста (от 1-го года до 3-х лет).

В связи с тем, что система дошкольного образования часто включает и ясельные группы, которые посещают дети 2-2,5 лет, есть необходимость коснуться и их особенностей развития.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. Усвоение предметных действий происходит в 3 этапа.

I этап. В результате прямого обучения или подражания действиям взрослого происходит установление связи предмета с его назначением.

II этап. Усвоение функциональной нагрузки предмета, использование его строго по назначению.

III этап. На основе знания назначения предмета происходит более свободное его использование, употребление для других целей.

Для того чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, необходимо, чтобы ребенок освоил разнообразные действия с одним и тем же предметом. Поэтому предметно-развивающая среда, окружающая ребенка, не должна перегружаться большим количеством игрушек.

Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.

В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное формирование активной речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Другой стороной является понимание речи взрослого. Педагогам и родителям нужно стимулировать высказывания ребенка, побуждать говорить о своих желаниях. Есть одна известная психологическая сказка о мальчике, который заговорил в 5 лет. Родители просто с ног сбились, водя его по врачам и экстрасенсам, но все их усилия оставались тщетными. И вот однажды, когда вся семья села обедать, ребенок отчетливо произнес: «Мне нечем есть!» В доме переполох, мама в обмороке, папа не помнит себя от счастья. Когда эйфория прошла, у ребенка спросили, почему он молчал все это время. Малыш вполне резонно ответил: «А зачем мне было говорить? Вы и так все за меня говорили»...

С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации, происходит использование речи как средства познания действительности, как способа регуляции поведения и деятельности ребенка со стороны взрослого.

Восприятие ребенка этого возраста носит непроизвольный характер, он может выделить в пре-мете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Развитие восприятия происходит на основе внешне ориентированного действия (по форме, величине, цвету) при непосредственном соотношении и сравнении предметов.

Задача взрослого – правильно назвать при-знаки и действия предмета. Детям этого возраста наиболее полезны самообучающие (автодидактические) игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки и т. д.

Ребенка необходимо знакомить с цветовым спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).

Малыш в возрасте 2-3-х лет способен различать:

5 форм (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал);

8 цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный, фиолетовый, оранжевый).

Основной способ познания ребенком окружающего мира - метод проб и ошибок, поэтому дети очень любят разбирать игрушки.

Важнейшей способностью, формирующейся к 3-м годам, становится способность к постановке какой-либо цели в играх и поведении.

В связи с тем, что внимание, восприятие и память ребенка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнить сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».

В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнет радостно скакать по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будет рядом с ним. Активное проявление и негативных и позитивных эмоций зависит от физического комфорта или его отсутствия (шарф может «кусаться», а колготки - «мокритъся»).

Одно из условий уверенности и спокойствия ребенка - это систематичность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.

Основными чертами ребенка 2-3-х лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии или антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребенка неустойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ З - 4-х ЛЕТ

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.

По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру взрослых.

Активность и неутомимость малышей в этом возрасте проявляются в постоянной готовности к деятельности. Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, критически оценить результаты своего труда. Формируется способность к целеполаганию: он может более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

В этом возрасте ребенок воспринимает предмет без попытки его обследования. Его восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.

На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.

Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. И все же эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм.

В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Более широкое использование речи как средства общения стимулирует расширение кругозора ребенка, открытие им новых граней окружающего мира. Теперь ребенка начинает интерёсовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом для ребенка 4-х лет становится вопрос «почему?».

Ребенок развивается, становится более вынослив физически. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен. Ребенок стремится к партнерству в играх, ему уже неинтересно играть «рядом». Начинают складываться предпочтения по половому признаку. Игровые объединения становятся более или менее устойчивыми.

Активно развивающаяся потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, проявляющаяся в любознательности и любопытстве ребенка, позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Другими словами, ребенок с помощью словесного описания может представить то, что никогда не видел.

Зависимость внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.

Продолжает активно развиваться фантазирование, в процессе которого ребенок включает себя и своих близких в цепь самых невероятных событий. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжетной линии, давать нравственные оценки поступкам героев.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 5-6-ти ЛЕТ

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

Развитие произвольности и волевых качеств. позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 6-7-ми ЛЕТ

У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем поведение. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т. д. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.