Преемственность стандартов дошкольного и общего образования. Доклад «Преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой в рамках ФГОС дошкольного и начального общего образования? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Как было широко распространено, социальные исследования детства, которые проводились в последней четверти двадцатого века, несмотря на их различные подходы - некоторые из которых были сосредоточены на структурном измерении детства в обществах, а некоторые сосредоточили внимание на опыте детей в разных пространствах, цель преодоления социологических подходов, ориентированных на детей, как объекта социализирующих действий взрослых и, следовательно, как вторичного элемента в таких областях, как социология семьи и социология образования.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Подходы к детству как структурной категории социальной жизни и к ребенку как к активной роли в социальных структурах и отношениях обычно противоречат классическому понятию социализации, выражающему не только асимметрию, но и отрицание того, что миры детей имеют значения и значения, которые необходимо задать им. Другими словами, дети являются субъектами опыта и действий, которые широко распространены среди авторов социальных исследований в области детства, но мало обсуждаются и проблематизируются в рамках общей социологии.

Наши запросы, построенные в диалоге с социологической сферой деятельности и посредством наблюдения за детьми и их отношения друг с другом и со взрослыми, позволили нам выявить опыт в смысле работы детей в их собственном процессе развития и строительства из этих отношений, с последствиями для себя, для других детей и для взрослых. Однако мы стремимся понять их, не игнорируя асимметрию между взрослыми и детьми в учебных заведениях и в обществе в целом, тем более что он поддерживает ответственность взрослых для будущих поколений.

Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

В этом смысле концепция социального опыта, такая как та, которая ищет, согласно теории среднего класса, которая не стремится найти объяснения, которые охватывают всю социальную ситуацию, - но это также не зависит от частичных размеров отношения между актером и системой - нам представляется полезным понять, что наблюдалось и слышалось в период контакта с детьми в учебном заведении раннего детства. В построении этого понятия Дубет предлагает теоретизацию, которая не полностью отказывается от амбиций классической социологии и что одновременно предполагает, что последующие разработки, которые пытались объяснить социальные действия и их отношения с системой, недостаточны.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

Для автора понятие опыта - это. Наименее неадекватным, чтобы описать характер объекта, который находится в некоторых эмпирических исследованиях, в которых социальные действия не кажутся сводимыми к чистым приложениям интернализированных кодов или цепочек стратегических решений, которые делают действие серией рациональных решений.

Как указывает Дубет, ключевым элементом этой теории является то, что с социальным опытом, как артикуляция различных логик, присутствующих в социальных системах современных обществ, актер не полностью социализирован. В этом утверждении автор означает сказать, что в сложных современных обществах действия происходят как выбор, предложенный той же системой, который выражается несколькими способами, а не только как проект интеграции, который должен быть достигнут путем социализации его членов. Интеграция, как дизайн классической социологии, особенно разработанная Дюркгеймом и Парсонсом, по-прежнему будет присутствовать в каждом обществе, без которого не будет возможности конституции личности, будь то коллективная или индивидуальная.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

Современные формулировки, разработанные перед лицом неспособности классической мысли предложить объяснения проблем «постиндустриальных» обществ, по словам Дубета, демонстрируют предвзятые взгляды на отношения между актером, социальным действием и системой.

В построении концепции социального опыта далее рассматривается помимо классической парадигмы, а именно социальное действие как интеграция, два течения современной мысли: парадигма коммуникации, в которой действие - это взаимодействие и язык, и парадигма рациональности, в которой действие является стратегией и полезностью.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях.

В классической парадигме актер и система сливаются с помощью идеи ролей и социализации, причем последняя подразделяется на первичную социализацию и вторичную социализацию. Соответственно, социальная система или общество выражают единство процессов идентичности, соревнований и культуры, сформулированных национальным государством. Это также является причиной того, почему социология поднимается против идеи субъекта, насколько каждый человек представляет собой субъективную версию социальной системы, к которой он или она принадлежит.

Именно благодаря социализации общество становится второй природой для каждого из людей в группе, обеспечивая интеграцию каждого в систему. Для Дубета, в современных обществах, это единство нарушено. Индивидуумы идентифицируют себя различными формами принадлежности, что делает необходимым введение дуальности, когда классическая социология помещает единство структуры и истории. Однако он утверждает, что интегративная оценка наряду с другими логиками сосуществует в современных социальных системах, уже не как определение личности и системы, а как их логика, в которой субъекты действуют в разных обстоятельствах.

Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

То, что автор называет логикой стратегии, относится к ситуации, когда субъекты оказываются в конкурентных условиях, действуют и объясняют свои действия в этом отношении. Это выражение социальной системы как конкурентной области, в которой участники оценивают свои возможности влиять на других и обеспечивать удовлетворение своих собственных интересов. Эта логика действует как в экономической сфере, в которой общество рассматривается как рынок, так и в политической области, в которой борьба за власть и признание управляет действиями отдельных лиц и групп.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

Их возможности выражения напрямую связаны со степенью свободы, существующей в социальной системе, которая позволит отделить себя от общества и от общества в критической и рефлексивной деятельности. Эти возможности, которые автор называет логикой «субъективности» или логики субъекта, всегда встречаются в противоречии с логикой интеграции и стратегии.

Для Дубета каждый подход связан с измерением системы и измерением действия, с которым он связывает логику, существующую в современных обществах. Он рассматривает систему как множественное число, охватывая эти измерения, как если бы они были гетерогенными, но не иерархическими. Эта гетерогенность механизмов, определяющих логику действий, позволяет человеку быть актером. Это связано с тем, что не существует центрального принципа, который объединяет автора и систему, и если система рассматривается в соответствии с различными измерениями, то созданный ею субъект должен создавать согласованность опыта и способность действовать.

Такими основаниями преемственности являются следующие.

Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

Для Дубета, поскольку целостность сложных обществ не обеспечивается традицией, есть свободное пространство, которое позволяет актеру отойти от других логик - интеграций и интересов - и проявлять критику, построить нечто, что не соответствует ни одному из их, что составляет пространство «субъектности».

Для Дубета социальный опыт - это работа актера в формулировании логики, присутствующей в системе, и это требует от аналитика феноменологического подхода, потому что нет априорного, поскольку можно предположить логику ролей, которые объединяют актера и социальная система. Напротив, опыт - это работа актера.

Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

В поисках подхода, в котором опыт детей в раннем детском образовательном учреждении был взят с точки зрения самих мальчиков и девочек, мы считали возможным думать в терминах формулирования логики, что школа, хотя и регулируется возрастной группой взрослых, предлагает, учитывая, что он является частью более широкой социальной системы, которая содержит множество логик, как обсуждалось выше. Однако мы считаем актуальным не выполнять прямое и механическое применение этого теоретического подхода к социологическому изучению детей.

С одной стороны, школа не просто отражает логику, как в социальной системе, в которой она работает. С другой стороны, важно учитывать, что мы имеем дело с маленькими детьми на начальном этапе посещения школы. Теория социального опыта, созданная Дубэтом, выражает социологическое мышление, в котором актер является взрослым субъектом, который не только обеспечивает функционирование общества, но и борется за власть и признание и осуществляет критическое мышление, как обсуждалось выше. Таким образом, правила, применяемые в школе, из законов и норм, которые устанавливают его для тех, кто удерживает взрослых, ответственных за повседневные процессы, которые там происходят, рассматриваются нами как условие, в котором опыт взрослых и детей происходит в повседневной жизни школьная жизнь.

Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.

Более того, мы не считаем целесообразным переносить действия детей понятие социального действия, разработанное для взрослых субъектов, закрепленное в когнитивном измерении, в способности словесного выражения и ответственности за свои собственные действия. Мы считаем, что выражения социального деятеля и социального опыта должны квалифицировать автономию, присущую детям. Что касается идеи социального опыта, разработанной здесь, следует также отметить, что для Дубета предпочтительным способом понимания социального опыта является дискурс, поскольку субъекты склонны объяснять и раскрывать свои взгляды в соответствии со значениями их действия, таким образом выражая логику, которую они применяли в определенных ситуациях.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.

Мы не считаем, что это относится к детским действиям. Если, с одной стороны, мы воспринимаем детей как могущественные, способные влиять на среду взаимоотношений, в которой они оказываются в своей собственной перспективе, то, с другой стороны, мы рассматриваем их в их сложной вселенной отношений с другими детьми и взрослыми и в рамках институциональных правил, в данном случае, школьных правил. Таким образом, для анализа опыта детей в школьной среде мы совместно с учеными детства изучаем критику, согласно которой социология исключает детей из теоретического мышления о социальной жизни и обществе, вторично обращаясь к ним в исследованиях учреждений, особенно семьи и школа.

Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности. Мы решили сформировывать у детей представления о повседневной жизни в школе. Был разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Разговор с детьми о Дне знаний;

Праздник День знаний;

Экскурсии в школу;

Встречи с первоклассниками;

Игры в школу;

Чтение художественной литературы о школе;

Интеллектуальные викторины и др.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Для педагогов был составлен следующий план действий для решения данной проблемы:

Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;

Проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;

Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

Методическая работа.

Работа с родителями.

Работа с детьми.

Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать методы обучения детей.

Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Для родителей мы разработали темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.

Высокий уровень мотивационной готовности к поступлению в школу наблюдается у 79% детей, средний уровень у 20% детей.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

« Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС »

«Если мы поставим правильно дошкольное

воспитание ребят, мы тем самым

поднимем школу на более высокую ступень...».

Н. К. Крупская

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности в образовании не нова. Преемственность дошкольного образования подразумевает под собой обеспечение плавного перехода одного этапа образования к другому. Человек учится чему-то новому каждый день на протяжении всей жизни, и тот этап, который охватывается обучением в образовательных учреждениях, начиная с ДОУ, регламентирован государственными образовательными стандартами и обеспечивает непрерывность и преемственность образовательных процессов.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. В любом случае, преемственность дошкольного образования начинает реализовываться в тот момент, когда ребёнка начинают специально готовить к поступлению в школу, рассказывать ему о том, что такое школа, что такое урок, рисовать ему картины того, как изменится его жизнь с того момента, как он поступит в школу.

Но всё же, у детей, которые посещают детский сад, адаптация к школе происходит гораздо легче, а значит и преемственность дошкольного образования достигается на качественно высшем уровне.

Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.

В организации работы по преемственности между детским садом и школой ключевым моментом является формирование умения, учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.

Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание будет строиться таким образом, чтобы у ребёнка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. На практике создаются все условия для того, чтобы ребёнок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности.

В основном, реализация такого обязательного критерия, как преемственность дошкольного образования, лежит на тех специалистах, которые составляют образовательные программы. Следуя новому ФГОС, образовательная программа нашего детского сада с более выраженной направленностью на реализацию преемственности. Если же это требование не будет выполняться, эффективность образовательного процесса сможет быть снижена за счёт того, что недостаточная преемственность дошкольного образования и школьного обучения приведёт к тому, что у детей могут возникнуть превосходящие допустимую норму трудности с адаптацией при переходе из детского сада в школу.

Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение качества образования. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования.

Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте. Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений.

В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т д.

Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.
В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя знакомятся с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться.
Преемственная связь между детским садом и школой имеет сложную структуру.

В ней можно выделить следующие параметры:

1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.

2. Преемственность в формах и методах образовательной работы.

3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Формы осуществления преемственности:

1. Работа с детьми:

Экскурсии в школу;

Посещение школьного музея, библиотеки;

Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

Выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и дошкольных групп;

Встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

Совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

Участие в театрализованной деятельности;

Посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

2. Взаимодействие педагогов:

Совместные педагогические советы (дошкольных групп и школа);

Семинары, мастер- классы;

Круглые столы педагогов дошкольных групп и учителей школы;

Психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

Проведение мониторинга по определению готовности детей к школе;

Взаимодействие медицинских работников, психологов дошкольных групп и школы;

Открытые показы образовательной деятельности в дошкольных группах и открытых уроков в школе;

Педагогические и психологические наблюдения.

Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

3. Сотрудничество с родителями:

Совместные родительские собрания с педагогами дошкольных групп и учителями школы;

Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

Родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

Консультации с педагогами дошкольных групп и школы;

Встречи родителей с будущими учителями;

Дни открытых дверей;

Анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

Семейные вечера, тематические досуги;

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является

Четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

Учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

Воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

Создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка

Доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективом образовательного учреждения

Основные задачи сотрудничества дошкольных групп и школы:

Установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

Выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно - образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

Оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

В основах построения непрерывного содержания дошкольного и начального общего образования подчеркивается недопустимость искусственной акселерации развития ребенка, излишнего увлечения школьными технологиями, а также игнорирования или недооценки игровой деятельности в дошкольный период. должна быть направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.

Таким образом, основными линиями преемственности являются преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования, образовательных программ, форм и методов обучения детей.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.

И ещё важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду – это вторая мама, которая может обнять малыша, погладить по головке. И ребенок тянется к своему воспитателю.
Но вот сегодняшний дошкольник приходит в школу, и его встречает учитель. Всё сразу изменяется: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем в детском саду.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.
Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени:
личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка
построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.
На ступени начальной школы:
опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
Решение данной задачи возможно при условии обеспечения преемственности детского сада и школы. Где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Чтобы решить проблему преемственности нашим педагогическим коллективом разработана Программа сотрудничества начальной школы и детского сада.
Цель данной Программы: реализация единой линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Какие же сложности встречаются при реализации преемственности дошкольного и начального образования.

Цели начального образования и дошкольной ступени традиционно не совпадают. Дошкольное учреждение основное внимание уделяет сохранению и укреплению здоровья, всестороннему общему физическому, психическому развитию ребёнка, становления его как личности, то начальная школа свои задачи видит в формировании практических навыков чтения, письма, счёта.

Начальная школа не обеспечивает необходимой постепенности, с первых же дней предъявляет к детям требования, как к уже состоявшимся ученикам.

Преемственность с точки зрения детского сада - это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения в школе.

Сущность преемственности состоит в обеспечении постепенного развития и углубления знаний, в усложнении требований к умственной деятельности, в формировании личного и общественного поведения будущего школьника.

Преемственность с позиции школы - это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребенка, меняется осмысление пройденного на более высоком уровне. Построение работы в школе должно идти с учетом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребенка.

Наилучшим образом такой принцип, как преемственность дошкольного образования и начального школьного образования реализуется при создании образовательных комплексов, включающих в себя ДОУ и школы. Президент России Владимир Путин положительно прокомментировал инициативу создания подобных комплексов в Москве и в регионах. Отчасти такая необходимость вызвана тем, что в будущем ожидается спад количества потенциальных воспитанников детских садов из-за спада рождаемости, и многие детские сады могут оказаться пустыми. Создание образовательных комплексов в этом случае поможет частично решить проблему.

Кроме того, образовательные комплексы в наилучшем виде позволят реализовать на практике преемственность дошкольного образования. Если в школе и детском саду присутствуют тщательно согласованные образовательные программы, реализуется общий подход к обучению и воспитанию, педагоги придерживаются общих воспитательных принципов – это создаёт наилучшие условия для перехода ребёнка от дошкольного обучения к обучению в начальной школе. Наличие общей административной ячейки позволяет контролировать этот процесс изнутри. С точки зрения самих обучающихся, одно и то же территориальное расположение, общие традиции учебного заведения, общность окружения – все эти факторы обеспечивают лёгкую адаптацию от детского сада к школе без возможных потерь.

Проблема большинства детских садов заключается в формальном заключении договора, а не в сотрудничестве между детским садом и школой.

Наш образовательный комплекс один из первых в городе Липецке. Дошкольные группы и начальная школа находятся в одном здании и у нас одна общая инфраструктура. Это очень удобно для совместной работы.

Практика внедрения образовательных комплексов даёт прекрасные результаты: преемственность дошкольного образование реализуется с наивысшей отдачей. Это повышает многие показатели качества образования.

Кроме того, создание образовательных комплексов ещё и предоставляет массу удобств не только для участников педагогического процесса, но и для родителей, которые, устроив ребёнка в детский сад, будут избавлены от необходимости устраивать его ещё и в школу.

Детям тоже будет легче адаптироваться к новым учебным условиям в более устойчивом коллективе, нежели чем в новом коллективе при переходе из детского сада в школу.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.
Подготовка к учению в школе тех шестилетних детей, которые не посещают детский сад, осуществляется в подготовительных классах, организуемых при школах.

Преемственность дошкольного образования наиболее ярко находит своё практическое выражение, например, в создающихся образовательных комплексах, которые объединяют в себе несколько видов учебных заведений.

Литература:

Р. А. Должикова, Г. М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008