Методы и функции политической науки. Функции и методы политологии

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятие и предмет политологии………………………………………………...4

2. Функции политологии……………………………………………………………7

3. Методы политологи……………………………………………………………..10

4. Место политологии в системе гуманитарных наук…………………………...16

Заключение…………………………………………………………………………19

Список использованной литературы……………………………………………...21

Введение

Общественная жизнь представлена многочисленными и взаимосвязанными сферами. Крупнейшие из них - экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из этих сфер представляет собой определенную систему со своим типом организации и управления, со своими законами развития и традициями. Данные системы изучаются соответствующими общественными науками.

Предназначением политической сферы (системы) общества в отличие от экономической, социальной и духовной, а также всех других является организация и осуществление государственного управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в государственном управленческом комплексе).

Политическая система одна из наиболее крупных и сложных. В ее рамках возникают и развиваются ключевые политические процессы, принимаются и реализуются важные для судеб общества решения. Поэтому не удивительно, что эта система привлекает в той или иной степени внимание представителей различных общественных наук, однако, специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука - политология.

Политология (от греческих слов: politika - государственные и общественные дела, искусство управлять государством и logos - слово, учение) - наука об управлении государством в самом широком смысле, то есть наука о политической системе общества. Это одна из самых древних общественных наук и одновременно самая молодая.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение сущности политологии как науки.

Задачи работы: рассмотреть предмет, метод политологии, охарактеризовать функции политологии.

1. Понятие и предмет политологии

Среди многочисленных сфер общественной жизни политическая сфера является одной из главных. Ее предназначением (в отличие от социальной, экономической, духовной, а также всех других сфер) является организация и осуществление управления обществом в целом (от общегосударственного уровня до самых мелких структур в управленческом комплексе). Без политической системы жизнь общества уподобилась бы броуновскому движению и оно просто не способно было бы существовать. Специально и комплексно, в составе всех слагаемых политической системы ее изучает только одна наука – политология.

Политология - это наука о государственно-организованном обществе как функционирующей и развивающейся политической системе на основе взаимодействия составляющих ее элементов: политических субъектов, политических институтов и политического сознания.

Объектом политологии, как и других, социально-гуманитарных дисциплин, является человеческое общество. В таком сложном многомерном и разнообразном объекте, как общество людей, политология занимает свою нишу - политическую сферу, политику.

Поскольку политика есть специфическая форма деятельности социальных групп и индивидов, направленная на организацию и использование политической власти, непосредственным предметом политологии являются: сама политическая власть, ее сущность и структура; механизм распределения и осуществления власти; легитимация политической власти, т.е. ее способность обеспечить себе поддержку со стороны общества. Такой подход к содержанию предмета политологии доминирует в отечественных и зарубежных исследованиях.

Структура политологии в самом общем смысле состоит из теоретического и практического знания.

Теоретическая политология формирует фундаментальные знания о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политических исследований.

Прикладная политология изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

Существует мнение о ненужности политической науки и на том основании, что политика является лишь искусством, а потому к ней якобы неприменимы научные категории, что политические ситуации есть нечто одноразовое, не повторяющееся, и потому для их познания вполне достаточно исторической науки, что политическая наука имеет дело с формами господства, а это относится к компетенции общего государственного права, что в ее исследованиях участвует социология и другие науки.

Вот почему политология и по сей день “борется” за статус самостоятельности, несмотря на, казалось бы, очевидное признание ее как науки наравне с другими дисциплинами, исследующими политическую жизнь общества. Это и является одним из стимулирующих факторов для уточнения предмета политологии и связанных с ней проблем.

Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”.

2. Функции политологии

Само понятие “функция” (от лат. functio) означает совершение, исполнение, обязанность, круг деятельности.

Реализуются функции политологии на многих плоскостях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы. Выделим первую группу – “классических теоретических функций”. В нее входят:

1) концептуально-описательная. Она состоит в предоставлении исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенного запаса терминов, понятий и категорий, а также правил описания отражающих содержание политической действительности, охваченное в этих категориях и понятиях. Это позволяет ответить на вопрос “что и как делается? ”;

2) объясняющая функция, предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос “почему делается так, а не иначе? ”;

3) прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения.

Одна из целей науки – прогноз. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг – слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий. Заметим, что определение ближайших и отдаленных перспектив развития нашего общества не входит в функцию политологии (это прерогатива науки прогностики).

Рассмотренные три функции собственно отражают саму суть науки, которая состоит в описании, объяснении и прогнозе.

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

1) методологически оценивающая. Она представляет исследователю систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа; формулирование оценок познавательной полезности результатов этих исследований;

2) интегрирующая функция, которая состоит в создании возможности использования достижений других дисциплин. То есть насколько данная наука на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и “соседа”.

Третья группа функций – реализуемые за пределами науки:

1) инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос – “как и почему? ” Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

2) идеологическая функция, построенная вокруг вопроса – “для чего? ” Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существенной связи ценностей, мотивирующих действия участников политических событий. Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, роль которой сегодня в политической модернизации России неуклонно возрастает.

Особенности политического знания определяются тем, что оно рассматривает общество как органическое единство различных сторон его жизнедеятельности, функционирующих и развивающихся через политическую деятельность людей. Политология исследует политические интересы и отношения, возникающие в процессе этой деятельности, во взаимосвязи объективного и субъективного факторов. Политическая система и в целом политическая сфера общества выступает в качестве важнейшего объекта политологических исследований. Ее анализ включает все вопросы, связанные с проблемами политики, с политическими потребностями и ценностями, политическими ориентациями людей и степенью их реализации, с отношением людей к самим себе как субъектам политики, а также к различным политическим событиям, процессам, происходящим в обществе.

Круг вопросов политического знания довольно широк и можно сделать вывод о политологии как науке, охватывающей весь спектр мира политики. Но такое заключение вовсе не обретает сути проблемы. Ведь политика изучается многими науками, причем каждой из них, присущ свой специфический подход, они имеют свой предмет, который, отражая динамику объекта, не остается раз и навсегда данным.

Политология - многофункциональная наука. Поэтому в своих исследованиях она использует различные направления и методы. Политология использует методы исследования.

МЕТОДЫ – это совокупность приемов, способов построения научного знания и его применения в исследовании тех или иных явлений, т.е. как, каким образом политологи добывают знания по своему предмету.

Политология специфических методов познания взаимодействий не сформирована. На сегодня она использует методы и приемы смежных наук. В силу того, что политология развивалась на Западе в рамках юриспруденции она использует ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕТОД, т.е. рассматривает политическую жизнь через призму таких инструментов, как: право, государство, партии, объединения, группы давления, конституция, правительство и т.д.

Американская политология базируется на исторической науке и поэтому оперирует ИСТОРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ, т .е. политические процессы рассматривает через связи с прошлым, настоящим и будущим, эволюций политических институтов и норм в процессе социальных изменений.

В XIX веке на политическую мысль сильное влияние оказала Социология, в результате чего формируется СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД . Толчком послужила работа Алексиса де Токвиля «Демократия в Америке», где рассматриваются процессы в политике через экономические, социальные, идеологические, культурные и другие отношения.

Под влиянием Чарльза Мерриама 1874-1953 гг., а также Гарольда Лассуэлла, в 30-х годах ХХ века формируется БИХЕВИОРИСТСКИЙ МЕТОД , т.е. рассмотрение политических взаимоотношений, ведется в контексте поведения конкретной личности, слоя, класса, этноса и т.д. Этот МЕТОД получил название ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ. Начинают использоваться количественные и качественные показатели, применяются математические методы, статистические данные, анкетные опросы, моделирование, деловые игры и т.д.

С бихевиоризмом тесно связан ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД и ПСИХОАНАЛИЗ , исследующий поведение через анализ побуждений, желаний, страстей и пороков индивидов. Этот метод впервые использовал Н.Макиавелли. Однако углубленное его исследование принадлежит З. Фрейду и Фрёнду.

В 20-х г. ХХ века на волне критики эмпирических методов происходит становление СИСТЕМНОГО МЕТОДА ил и подхода. Авторство данного метода принадлежит Т. Парсонсу. Суть его заключается в том, что данный способ познания и практической деятельности, при котором отдельные части какого-либо явления рассматриваются в неразрывном единстве с целым. Основным понятием системного подхода выступает СИСТЕМА, которая обозначает определенный материальный или идеальный объект, рассматриваемый, как сложное, целостное образование. В виду того, что любая система, образование, которые находятся в определенной среде, то системный подход должен учитывать связи и отношения с окружением. Второе требование данного метода – учет того, что каждая система выступает подсистемой иной, большей системы, и наоборот, следует выделять в ней меньшие подсистемы, которые в другом случае могут рассматриваться как система.

Наиболее древний метод, которым пользовался еще Аристотель, является СРАВНИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД. С уть данного метода – рассмотрение различных идей, взглядов, систем с целью их сходства и различия. Аристотель пришел к мысли соотношения форм и сути правления. Позднее Г.А. Алмонд, Дж. Пауэлл пришли к мысли о создании нового направления, т.е. Сравнительной политологии.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МЕТОД – рассматривает политические события и явления в их взаимосвязи, развитии и совершенствовании.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД – это набор различных предметов, средств, позволяющих наиболее точно и понятно выявить общественные явления посредством социологических исследований, интервью, анкетирования, социально-политических экспериментов, статистики и т.д.

ДЕЯТЕЛЬНЫЙ МЕТОД – изучение политических процессов через деятельность людей, выявление причинно-следственных связей, принятие решений и их реализация.

cуществует ряд других методов: нормативный, антропологический, структурно-функциональный и т.д.

Одним из основных направлений является исследование политических институтов. Оно предполагает изучение таких явлений, как государство, политическая власть, право, политические партии, политические и общественно-политические движения и другие формализованные и неформализованные политические институты. Политические институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это совокупность устоявшихся правил, норм, традиций, принципов, регулируемые процессы и отношения в той или иной области политики. Например, институт президентства регламентирует процедуру избрания президента, пределы его компетенции, способы переизбрания или отстранения его от должности и т. д.

Другим направлением является исследование политических процессов и явлений. Это направление предполагает выявление и анализ объективных законов и закономерностей развития политической системы общества, а также разработку различных политических технологий для их практического применения.

Третьим направлением является исследование: политического сознания, политической психологии и идеологии, политической культуры, политического поведения людей и его мотивации, а также способов коммуникации и управления всеми этими явлениями.

В качестве самостоятельного направления можно выделить политические исследования внешнеполитической деятельности государства и международного политического процесса.

Антропологический метод анализирует политические явления исходя из природной коллективистской сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе - существо политическое и не может жить обособленно. В ходе эволюционного развития люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления он возник в XIX в., хотя в его основе лежат многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал 3. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

Структурно-функциональный подход . В соответствии с ним политическая сфера, как и общество в целом, представляет собой сложную систему (структуру), состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему функцию. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социо- логи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

В современной политической науке существуют два основных уровня исследования: теоретический и прикладной.

Теоретическая политология занимается разработкой общих (функциональных) методов исследования политической сферы общества. Но при этом все теоретические разработки так или иначе направлены на решение практических задач.

Прикладная политология исследует конкретные политические ситуации с целью получения необходимой информации, разработки политических прогнозов, практических советов, рекомендаций и решения возникающих политических и социальных проблем.

Функции политологии

Функция (от лат. functio - исполнение) - назначение, обязанность. Социальная функция - это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной (политической) системы в обществе или социальной общности. Например, функция института семьи заключается в том, чтобы регулировать брачно-семей- ныс отношения в обществе; функция политических институтов - управлять социальными и политическими отношениями. Следовательно, функция политологии - исследовать закономерности функционирования политической системы общества и ее отдельных подсистем.

Основными функциями политологии являются:

познавательная - определенный способ познания (изучения) природы политического, структуры и содержания политической системы общества и закономерностей ее функционирования;

диагностическая - анализ (мониторинг) социальной (политической) реальности с целью выявления потенциальных противоречий и конфликтов;

прогностическая - выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития политической системы и предупреждения возможных негативных явлений;

организационно-технологическая - создание политических технологий и организационных структур, определяющих порядок и правила функционирования политической сферы общества;

управленческая - использование политологических исследований для разработки и принятия управленческих решений;

инструментальная - совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования политической реальности;

идеологическая - использование политологических знаний и результатов исследования в интересах общества, социальной общности, правящего класса;

прагматическая (прикладная) - использование теоретических и прикладных методов политологии для решения возникающих в обществе проблем и противоречий.

#5билет


Похожая информация.


Методы и функции политологии

Политология - это область научного знания, изучающая политику, политические отношения, политическую деятельность, политические системы. Политология представляет собой единую науку, о политике сочетающую три уровня знаний о политике:

Философский - на котором определён смысл, природа и назначений власти, государства, политических партий и т.д.

Теоретический выявление места и роли каждого политического института и субъекта, формы и типа функционирования властных отношений.

Социологический - раскрывает причины и мотивы политические влияния и поведение индивидов и групп.

В понимании предмета политологии нет единства мнения. Разногласия в понимании того, что изучает политическая наука, во многом обусловлены национальными особенностями развития политической мысли, социально - экономической, культурными условиями формирования властных институтов. Вместе с тем большинство политологов согласно, что предметом политологии являются объективные закономерности возникновения и эволюции политических интересов, взглядов и теорий закономерности становления, функционирования и изменения политической власти, политические отношения и их политическая деятельность, развитие политического процесса.

Объектом науки является исследуемая ею сфера действительности, объектом политологии выступает политическая сфера жизни общества.

В 1948 году группа экспертов Юнеско предложила следующие 4 группы:

  • 1) политическая теория (методы)
  • 2) политические институты
  • 3) партии, группы и общественное мнение
  • 4) международные отношения.

Политические явления и процессы познаются с помощью различных методов. Под методом понимается совокупность логических операций позволяющих раскрыть содержание предмета исследования. Сначала необходимо выработка идеального политического порядка, а затем подведение под него реально существующих отношений. Ценностно-нормативный подход оказал определённое влияние на развитие общества, поскольку благодаря нему формулировалось идеальное демократическое устройство. Недостатком этого метода была его оторванность от существующей реальности, что порождало утопические идеи, теории, реализация которых сопровождалась человеческими жертвами.

В рамках исторического метода политика рассматривает с точки зрения возможности использования положительного политического опыта прошлого для решения современных актуальных проблем. Социологический метод - с его помощью можно выявить взаимосвязь политики и других сфер жизни, раскрыть социальную природу государства, власти, права и т.д. Данный подход позволяет определить социальную направленность принимаемых государством решений, установить в интересах каких групп они осуществляются.

Антропологический метод - предполагает выявление в политике инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, т.е. качеств человека как психо- био- социального существа. В 20-30 гг. 20-го столетия получил распространение бихевиористский метод, который явился своеобразной альтернативой юридическому методу, в рамках которого политика анализировала путём изучения государственно-правовых и политических институтов их формальные структуры и процедуры их деятельности. Бихевиористский метод позволил изучать поведение личности или групп и измерить политику качественно и количественно. Согласно бихевиоризму, задача политической науки сводится к описанию наблюдаемого поведения процессов. Поведение определено как взаимосвязь стимула и реакции. В основе поведения индивида лежит мотив, выступающий в форме интереса. Заслуга бихевиоризма состояла не только во внедрении в политологию методов точных наук, данный метод явился основой для создания прикладной политологии. Существенным недостатком данного метода является анализ поведения человека в не контекста его моральной оценки. Данный метод не смог представить мир политики, целостно выявить взаимосвязи различных её элементов, поэтому в 50-60 гг. прошлого столетия, возникает потребность в systemном подходе, который позволил бы раскрыть устойчивость внутренней взаимосвязи составных частей политики и тем самым определить возможность приспособления системы к изменениям условий внешней среды. Чётко определить место политики в развитии общества её важнейшая функция, возможности при осуществлении преобразований, однако системный метод мало эффективен при анализе индивидуального поведения в политике. При рассмотрении конфликтов и исследовании кризисных ситуаций особое место занимает психоанализ, согласно которому необходимо учитывать иррациональные факторы политической деятельности.

Политическое поведение индивида подчинено особым бессознательным установкам человеческой психики являющейся результатом неудовлетворённости его базовых потребностей, главное из которых сексуальное влечение. Возникающее вследствие этого острое переживание индивида не исчезает из психики, а вытесняется в сферу бессознательного, продолжая оставаться мотивами политического поведения. Учёт бессознательности позволяет объяснить различные типы политического поведения. Сравнительный метод - существенность заключается в сопоставлении однотипных политических явлений, которые развиваются в различных странах и культурных средах, это позволяет выявить как общие черты политического процесса, так и его особенности. Категориальный аппарат - относится к числу наиболее дискуссионных проблем науки. Сложность политологического анализа во многом вызывается рядом категорий разночтением определений и соформулировок понятий. Понтия и категории в обобщённой форме отражают наиболее существенные закономерные связи и отношения реальной действительности. Они выступают главным конструкционным элементов любой научной теории. Ключевыми категориями политологии являются политика и политическая. Под политической понимается особая сфера жизнедеятельности людей связанная с властными отношениями и нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного общества людей, реализации их общей воли интересов и потребностей категорий политологии можно условно распределить на следующие группы: 1) власть, социальный класс- структура 2) политика, политические отношения, политическая власть 3) понятие вспомогательные - противоречия, конфликт, кризис.

Политология выполняет в жизни общества ряд функций: теоретико-познавательная вскрывает объективные тенденции общественного развития, даёт оценки политическим ситуациям. Методологическая - раскрывает общие закономерности политики, различных политическим систем, политических отношений, создаётся база для развития более частных политических теорий и для других общественных наук.

Аналитическая - позволяет дать анализ результатов деятельности государства, партии политической организации. Общественно регулятивная - позволяет обеспечить воздействие людей и организация на политические процессы, их участие в политических событиях. Прогностическая - осуществление предвидения политических процессов, своевременная корректировка политики. Мировоззренческая - правильно оценивать общечеловеческие и классовые интересы, правильно определить своё место в политической жизни общества.

По критерию масштабности целей, политику можно классифицировать как стратегическую и тактическую. В условиях глобализации современного мира понимаемой, прежде всего как усиление взаимозависимости государств вследствие экономической интеграции развития информации внешней политикой становятся всё более проницаемой условной. В политике выделяют такие уровни её существования как макро уровень, которые характеризуют публичную власть, её устройство и функционирования в центре и на местах государства как целого. Микроуровень охватывает отдельные организации (партия, общественные движения), а так же межличностные отношения. Мега уровень охватывает политику на уровне деятельности международных организаций (блоков и союзов государств). Политика как целеполагающая форма деятельности осуществляется для достижения определённых целей путём использования разнообразных средств. Цель в политике это идеальный желаемый результат, который служит побудительным мотивом предпринимаемых действий.

Средства в политике это инструменты превращения мотивов в реальный результат. Воздействие различных средств на общество характеризует понятие метода политики. К методам политики относят принуждение и убеждение, насилие и не насилие. Между целями и средствами политики, включая методы их реализации, существует во взаимозависимости и взаимодействии с одной стороны цели и условия её реализации, предопределяющие использование соответствующих средств, с другой стороны средства воздействия на достигнутый результат выявляют реалистичность или утопичность целей. Могут корректировать её параметры и даже искажать. Политика во многом зависит от времени конкретно исторических и цивилизационных условий, от господствующих в обществе идеологий моральных и религиозных норм и уровня развития самого человека его, миропонимания и культуры. Значит, роль политики в жизни общества, обусловлена такими её свойствами, как универсальность, все охватываемый характер, возможность сочетаться с неполитическими явлениями и отношениями.

Основными структурными элементами политики выступает совокупность интересов и целей, которыми руководствуются политические субъекты во внутренних и международных делах; политическое отношение т.е. взаимоотношения политической элиты и электората политической власти и аппозиции, социальных общностей, политических институтов и т.д.; политическое сознание, т.е. осознание субъектами политики своих интересов, в политической практике выступает как совокупность оценок побуждающих субъекта к конкретной политической деятельности. Политические организации общества как совокупность государственных и негосударственных органов и институтов.

Практическая деятельность политических субъектов по осуществлению выработанного курса и достижению конкретных политических целей; значение и роль политики как социального института обусловлена функциями, которые она выполняет в обществе. Количество функций политики может быть различно, чем больше функций политики в конкретном обществе там менее развито общество и самополитической сфере, подминающей под себя другие сферы жизнедеятельности людей. В современных обществах политики выполняет ряд наиболее значимых функций, без которых они не могут однозначно развиваться: 1) функции обеспечения целостности и стабильности общества. 2) функция мобилизации и обеспечения эффекта общей деятельности. 3) управленческая и регулятивная функция. 4) функция политической социализации, т.е. политика, включает личности в социальные отношения передавай её опыт в навыки преобразовательной деятельности. 5) функция рационализации, т.е. политика исходя и групповых и индивидуальных интересов вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. 6) гуманитарная функция, т.е. создание гарантий прав и свобод личности обеспечение гражданского мира. Теоретические рассуждения о политике относятся примерно к 5-3 в до н. э.. первая кафедра политики была создана в 1662 году в Швеции в Ужальском университете. Однако отделение политической науки от других гуманитарных наук, сформирование ей как самостоятельной дисциплины происходит позже на рубеже 19-20 столетия.

Политология развивается кК целостная система теоретического и прикладного знания о политике теоретическая политология формирует фундаментальные знание о политической деятельности и процессах политического развития, разрабатывает концептуальный аппарат науки, методологию и методы политического исследования, прикладная политология изучает проблемы преобразований политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Институализация и оформление политологии в самостоятельную отрасль научного знания началось во второй половине 19 и завершилось в конце 40-х годов 20 столетия.

Введение…………………………………………………………………………………………………….2

1. Объект и предмет политологии…………………………………………………………….3

2.Методы политологии……………………………………………………………………………..4

3.Функции политологии…………………………………………………………………………….9

Заключение………………………………………………………………………………………………11

Список литературы…………………………………………………………………………………..13

Объект, предмет, метод и функции политологии.

Нравится это человеку или нет, он не может находиться вне сферы определенного типа политической системы. Гражданин сталкивается с политикой в акциях правительства страны, в муниципалитете, школе, церкви, деловом предприятии и т.д. Политика - один из неизбежных фактов человеческой жизни.

Р.А. Даль


Введение.

Политология - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Термин политология образуется из двух греческих слов - "polity" (политический порядок, право гражданства) и "logos" (знание). Политологию чаще всего определяют как науку о политике или как систему знаний о политике, политической системе, политической власти, политических отношениях, политическом сознании, политической культуре и политических процессах, об организации политической жизни общества, где:

· политика - это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, общественных ориентаций, взглядов и коммуникационных связей по поводу реализации групповых интересов, власти и управления обществом. Происхождение термина политика различные авторы интерпретируют по-разному. Одни исследователи утверждают, что слово происходит от греческого polis, названия города-государства, и его производных politeia (конституция), polites (гражданин) и politikos (государственный деятель). Другие полагают, что оно произошло от politike, что означает искусство управления государством. Третьи считают, что политика произошла от politeia (общественно-государственное устройство). Четвертые убеждены, что политика как термин является следствием слияния греческих слов poli (много) и tikos (интересы);

· политическая власть - это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия;

· политические отношения - это структурный элемент политики, в котором отражаются, прежде всего, отношения правящей элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, лидеров, групп поддержки и давления главным образом по поводу приобретения, перераспределения и удержания власти;

· политическое сознание - это рефлексия мира политического на обыденном и теоретическом уровнях, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки);

· политическая культура - это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении индивида;

· политический процесс - это категория политической науки, используемая для характеристики динамики политических отношений и в самом общем плане представляющая собой взаимодействие различных реализующих свои цели субъектов политических отношений, в ходе которых происходит формирование, изменение и функционирование системы политической власти в государстве.

· политическая организация - это совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих общезначимые, групповые и частные интересы.

Политология оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 40-х годов ХХ века (Международный симпозиум по политической науке). Как учебная дисциплина, политология заявила о себе сначала в США в 50-х годах, затем в Германии и Франции в 70-х годах. В СССР официально была названа «буржуазной лженаукой», что, однако, не помешало открытию в 1955 году Советской ассоциации политических наук. До того круг вопросов, связанных с теорией государственного устройства, рассматривался в рамках философии, а с конца XIX века - также социологии.

1.Объект и предмет политологии.

Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество.

Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте. В плане предметного содержания развитие политической науки шло от сосредоточения внимания прежде всего на формальных институтах к проявлению интереса к политическим процессам, поведению индивидов и групп. Если господствующим в политологии XVIII–XIX вв. являлось институциональное направление – изучение политических институтов на основе теории разделения властей, то в XX в. его дополняют исследования политических систем, структур и культур, проявления человеческих качеств в политике. Существует дифференциация политической науки (политологии) на ряд научных дисциплин и направлений: философию политики, теорию политики и прикладную политологию, политическую Политические явления и процессы изучаются, как известно, не только политологией. В той или иной степени или сфере мир политики исследуется правовыми, экономическими и историческими науками. Среди правовых наук непосредственно политические объекты и проблемы государственной политики изучают теория и история государства и права, административное право, международное право. Политология достаточно "близка" к этим правовым дисциплинам и не может обойтись без использования достижений правовых наук, правовых норм, регулирующих политические отношения в обществе. Чем лучше политолог знает право, тем увереннее он чувствует себя в вопросах политического управления и др. Для юриста в свою очередь полезно ориентироваться в мире политики, знать закономерности развития политических процессов, участия (или неучастия) людей в политике, искусство политического лидерства, принципы и методы политического руководства и т.д. Можно сказать, что чем больше политология использует право, тем более основательно она изучает политику, и чем лучше юристы знают науку о политике, тем шире их политический кругозор и культура. Предмет политологии (политическая наука, наука о политике) и политика как ее центральная категория объясняются с помощью одних и тех же понятий: власть, государство, господство, политический порядок. Поэтому в определении предмета политологии существует несколько точек зрения. Однако вряд ли можно отрицать, что политика есть особая сфера жизнедеятельности людей, связанных с властными отношениями, с государством и государственным устройством, социальными институтами, принципами и нормами, функционирование и действие которых призвано гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей. И здесь вполне четко просматриваются связи и отношения, носящие закономерный характер и являющиеся предметом изучения науки политологии. Политология раскрывает природу, факторы формирования, способы функционирования и институционализации политики; определяет основные тенденции и закономерности, действующие в политической сфере общества, стратегические приоритеты и на этой базе способствует выработке долгосрочных целевых установок и перспектив развития политических процессов, показывает политику как борьбу за власть и ее удержание, формы и методы властвования; вырабатывает методологию политического анализа, политических технологий и политического прогнозирования, базирующихся на теоретическом видении проблемы, а также на результатах эмпирических исследований. Как всякая наука, она вычленяет из совокупности взаимодействий лишь некий момент, исследует то, “что в политике является политическим”. Предметом политологии являются закономерности-тенденции и проблемы политики и власти: структурные, институциональные и функциональные. Политология как научная дисциплина охватывает существующий политический порядок, где доминируют постоянные величины, и политический процесс, где доминируют переменные величины. Она исследует, например, такие проблемы: политическое господство и правление, конституирование власти и политическое неравенство, механизмы правления в рамках различных государственно-политических систем, отношения людей с институтами власти, личность и социальные группы (включенные в политику) во всем многообразии их политико-психологических и политико-культурных характеристик.

2.Методы политологии.

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Большинство исследователей склонны выделять три группы методов .

Первая группа - общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это - не собственно методы политической науки. Сюда входят:

· анализ и синтез;

· индукция и дедукция;

· аналогия;

· моделирование;

· классификация;

· абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;

· сочетание исторического и логического анализов;

· мысленный эксперимент.

Вторая группа - методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:

· использование статистики (прежде всего электоральной);

· анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);

· опрос (анкетный и экспертная оценка);

· интервьюирование;

· лабораторные эксперименты;

· теория игр;

· современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы и другие.

На основе вышесказанного можно выделить третью группу - методологии (концептуальные практико-теоретические подходы к исследованию, объединяющие совокупности специфических методов) политической науки. К ним относятся:

· Социологическая методология - предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии, культуры. В своих крайних проявлениях представлена в марксизме - тезис зависимости политической структуры от экономического базиса.

· Бихевиоралистская - пришла на смену институциональной. Особое развитие получила в США в последней трети XIX в. Претендует на максимальную научность в политологии, широко использует методы естественных наук, конкретной социологии. Суть бихевиоралистской методологии заключается в изучении политики посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп (но не институтов).

Конституирующие начала данного подхода:

1) политика имеет личностное измерение, групповые действия людей так или иначе восходят к поведению отдельных личностей, которые и являются объектом исследования;

2) доминирующие мотивы поведения людей - психологические, они могут иметь и индивидуальную природу;

3) политические явления измеряются количественно; это открывает перед политологами возможность использования математики.

· Нормативно-ценностная - предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага и справедливости, свободы, уважения человеческого достоинства и т. п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения. Он исходит из должного или желаемого и в соответствии с этим строит политические институты и поведение.

· Функциональная - требует изучения зависимостей между политическими явлениями, проявляющихся в опыте, например, взаимосвязей между уровнем экономического развития и политическим строем, между степенью урбанизации населения и его политической активностью, между количеством политических партий и избирательной системой.

· Системная , применительно к политике, была впервые разработана в 50-60-е годы XX в. Д. Истоном и Т. Парсонсом. Суть этого подхода состоит в рассмотрении политики как целостного, сложного организма, саморегулирующегося механизма, находящегося в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через вход и выход системы. Политической системе принадлежит верховная власть в обществе.

· Антропологический подход - противоположен во многом социологическому. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, духовном развитии и т. д.).

· Психологический подход - сходен с антропологическим. Однако, в отличие от последнего, он имеет в виду не человека вообще как представителя рода, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения, особенностей индивидуального развития. Важнейшее место здесь занимает психоанализ, основы которого разработал 3игмунд Фрейд.

· Социально-психологический подход аналогичен психологическому, однако применительно к индивидам, в зависимости от их принадлежности к социальным группам, этносам. С его помощью исследуется психологический характер этих групп (наций, классов, малых групп, толпы и т. д.).

· Критико-диалектический подход широко применялся в советском марксизме. Анализ политических явлений проводился в контексте выявления внутренних противоречий как источника самодвижения политики. Пользуются им и в неомарксизме (Ю. Хабермас, Т. Адорно и др.), прибегает к нему также леволиберальная и социалистическая мысль.

· Сравнительная методология широко распространена в современной политической науке, в которой выделяется специальная отрасль знания - сравнительная политология (например, политические мировые системы: англо-американская, европейская, континентальная, восточная и т. д.). Этот подход предполагает сопоставление однотипных политических явлений, например, политических систем, различных способов выполнения одних и тех же политических функций и т. д. с целью выявления их общих и специфических черт, нахождение наиболее эффективных форм политической организации.

3.Функции политологии.

Само понятие "функция" (от лат. functio) означает исполнение, обязанность, круг деятельности. Реализуются функции политологии во многих областях политической жизни и поэтому могут быть соответственно дифференцированы.

В первую группу - "классических теоретических функций", - входят:

· концептуально-описательная , которая предоставляет исследователю в рамках политологии и за ее пределами определенный запас терминов, понятий и категорий, а также правил описания, отражающих охваченное в этих категориях и понятиях содержание политической действительности. Это позволяет ответить на вопрос "что и как делается?";

· объясняющая функция , предоставляющая определенные объяснения политических процессов и событий на основе выявленных тенденций, фактов, закономерностей. Это позволяет ответить на вопрос "почему делается так, а не иначе?";

· прогностическая функция. Ее назначение состоит в формулировании предвидения в соответствии с утверждениями, которые прежде были использованы для объяснения. Одна из основоплагающих целей науки - это прогнозирование. Поэтому ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отражает те или иные тенденции, но и тем, в какой степени они завершаются научно обоснованными прогнозами. Особый интерес вызывает прогнозирование последствий принимаемых сегодня политических решений, а также политический мониторинг - слежение и раннее предупреждение нежелательных в будущем политических событий.

Вторая группа функций политологии носит прикладной характер:

· методологическо-оценивающая , предоставляющая в распоряжение исследователя систему методов и исследовательских процедур. Это своего рода теория политических технологий и политического анализа, а также формулирования оценок их познавательной полезности;

· интегрирующая функция , которая состоит в создании возможности использования политологией достижений других дисциплин, то есть выявлении того, она на основе своего языка (терминов, понятий, категорий) и методического инструментария способна сотрудничать с родственными науками, обогащая себя и "соседей".

Третья группа состоит из функций, реализуемых за пределами политической науки:

· инструментально-рационализирующая (управленческая), дающая субъектам политики знания о политической обстановке, ситуации и средствах успешного воздействия на них. Она отвечает на вопрос - "как и почему?" Политология выступает здесь одним из элементов системы средств, реализующих политические цели и являющихся инструментом формирования ситуации, оптимальной для субъектов политических действий. Политология специально рассматривает проблему выработки, принятия и реализации политических решений, выдает рекомендации для оптимальной и эффективной политической деятельности;

· идеологическая функция , построенная вокруг вопроса - "для чего?"

Она состоит в перестройке содержания функционирующих общественно-политических ценностей, в обосновании существующих связей между ними и мотивациями действий участников политических событий.

Все рассмотренные функции политологии отражают ее тесную связь с жизнью. Их реализация на разных уровнях политической жизни показывает политологию как науку действующую, как одну из важных общественных дисциплин, значение которой в сегодняшней политической модернизации России неуклонно возрастает.

Существуют и другие описания функций политологии, среди которых обычно выделяются:

· теоретико-познавательная, которая формирует знания о политике и ее роли в обществе;

· мировоззренческая, способствующая выработке определенного видения политической действительности;

· методологическая, сводящаяся к тому, что выводы политической науки могут служить основой для более частных политических теорий;

· регулятивная, которая предполагает усвоение политических знаний посредством прямого влияния на политические действия;

· прогностическая, раскрывающая тенденции развития политических явлений с помощью методик предвидения;

· оценочная (аксиологическая), которая дает точную оценку политическим событиям.

Заключение.

Хотя в значительной степени и условно, но все же в многообразии политических учений в западной политологии можно выделить два основных направления, воплощающих две давние научные традиции в области изучения политики. Представители одного из них - рационалистического или, иначе, сциентистского (научного), - верят в безграничные возможности человеческого разума и имеющихся в распоряжении ученого средств познания, они постоянно стремятся создать общую теорию политики. На их взгляд, политология ничем не отличается от естественных наук. Она также как и фундаментальные науки, имеет дело с законами, действие которых в принципе может быть вычислено и предсказано.

Представители другого направления, которое обычно называют эмпирическим, скептически оценивают возможность открытия общих законов политических процессов и построения соответствующей реальности единой научной системы теоретических знаний. Они считают, что в сфере политики, как в любой другой общественной деятельности, всегда присутствуют некие неизвестные, не поддающиеся учету факты и факторы, которые способны дезавуировать самую идеальную теоретическую схему, поэтому задача политологии состоит не в предсказаниях чего-то еще не существующего, а в том, чтобы:

а) добросовестно исследовать прошлый опыт;

б) давать как можно более адекватное описание имеющейся действительности, опираясь на которое каждый профессиональный политик сможет делать собственные выводы о завтрашнем дне, руководствуясь при этом не только знаниями, но и интуицией.

Многие ученые разграничивают понимание политологии в широком и более узком смыслах. В первом случае политическая наука предстает как вся система научного знания о политике, совокупность всех политических дисциплин, включая политическую философию, политическую социологию, политическую антропологию, теорию государства и права, политическую психологию. Во втором случае речь идет о политологии как одной из политических наук, как о теории политики, политических явлений, отношений и процессов, изучающей сущность и всеобщие, универсальные формы проявления политики в различных условиях разных стран и народов. Политология поэтому предстает как наука об общих принципах и закономерностях политической жизни общества в их специфических проявлениях, о путях, формах и методах их реализации в деятельности субъектов политики.

Список литературы.

1. Мухаев Р. Т. Политология: Учебник для вузов. – М.: ПРИОР, 2007.

2. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: учебник для студентов вузов / А.И. Соловьев. – М.: Аспект-Пресс, 2006.

3. Бачинини В.А. Политология: энциклопедический словарь. СПб., 2005.

4. Кирсанов В.Н. Новейшая политология. М., 2004.

5. Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.: Юристъ, 2002.

В процессе научного познания используются разнообразные методы. Метод в переводе с греческого означает «путь исследования, познания», т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, конкретный способ приобретения знаний о политике. Методы политологии сложились постепенно. Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, использование совокупности которых способствует превращению политологии в самостоятельную научную дисциплину, можно выделить следующие: институциональный, социологический, сравнительный, антропологический, психологический, бихевиористский, коммуникативный, метод политического моделирования.

Институциональный метод широко применим в политологии. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность (государства, партий, других организаций и объединений и т.п.). Сторонниками данного метода были Локк, Монтескье, Джефферсон. Изучение сложившихся институтов действительно важно, поскольку политические институты, в отличие от текущих политических процессов, достаточно устойчивы и стабильны.

Однако увлечение институциональным подходом в первой половине ХХ века привело к тому, что начало господствовать убеждение, что заимствование институтов демократии, хорошо зарекомендовавших себя на Западе, способно сыграть решающую роль в модернизации стран «догоняющего развития». Более 40 стран Африки буквально скопировали Конституцию США, но на практике они не приблизились к идеалам демократии. Оказалось, что сами по себе политические институты мертвы без живой политической активности.

Социологический метод
– представляет собой совокупность приемов конкретных социальных исследований, направленных на сбор фактов и практических материалов путем анкет, опросов и т.п. Он исходит из принципа зависимости политики от социальных процессов, в особенности от социально-экономической структуры общества. Задача социологического метода - проявить и объяснить разнообразные интересы соперничающих социальных групп в политике. Примером может служить марксистский подход, где содержание политики объясняется жесткой зависимостью от экономической основы.

Сравнительный метод
– иначе его называют компаративный – известен еще со времен Платона и Аристотеля. Сущность его состоит в сопоставлении политических объектов или процессов, выявлении их подобия и отличительных черт. Сравнительный метод имеет большое значение, т.к. может использоваться не только на национальном, но и на международном уровне (сравнение сходных социальных явлений в разных странах). В соответствии с этим выделяют 2 вида сравнительных исследований:

А) Кросснациональные - сопоставление государств друг с другом, описание, бинарный анализ и т.п.;

Б) Кросскультурные – нацелены на сопоставление и сравнение национальных культур, институтов.

Антропологический метод . Иной срез анализа политики открывает антропологический метод, который требует не ограничиваться определением влияния на политику социальных факторов (уровня жизни, формы собственности и т.д.), а предполагает выявление в политике роли инстинктов, устойчивых черт интеллекта, психики, национального характера, то есть качеств человека как биосоциального существа. Исследует влияние национального характера, типа ментальности, мышления на политическое поведение и развитие, тем самым, определяя границы возможных применений политического опыта.

Психологический метод заключается в изучении соотношения психологических особенностей личности и власти. Этот метод основан на необходимости учитывать в политике субъективные механизмы политического поведения. Мотивы, которые приводят людей в политику и заставляют участвовать в политических процессах, всегда индивидуальны, зависят от черт характера, воли, образования и т.д.

В основе данного метода лежат идеи Аристотеля, Сенеки, Макиавелли, Гоббса и др. В рамках этого метода большую популярность приобрели идеи психоанализа. Достоинство психоаналитического метода состоит в учете иррациональных факторов политической деятельности, которые прежде игнорировались. Эффективным метод психоанализа оказался при выявлении природы авторитарного деструктивного политического поведения, политической некрофилии (стремления к разрушению).

Бихевиористский метод
возник как альтернатива институциональному методу. Он основан на тезисе, что политика имеет индивидуальное измерение. Данный метод обращает особенное внимание на поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий. В центре внимания бихевиористов находится изучение политического поведения с учетом побуждающих мотивов. Бихевиористы определяют формы и типы поведения определенных групп (женщины – домохозяйки, студенты и т.д.) для определения возможного политического действия в различных ситуациях. Таким образом, в качестве единицы анализа политического поведения выступают конкретные мотивации индивида, побудившие его к определенному поведению.

Коммуникативный метод разрабатывает кибернетическую модель политического процесса, рассматривая структуры как информационные потоки.

Метод политического моделирования основан на исследовании политических явлений путем переложения их на модели измерительные, описательные, предсказательные и др.

Социальную роль политологии в общественной жизни и системе образования реализуют ее функции . Выделим основные:

1. Познавательная - политология накапливает знания о политике.
2. Прогностическая - основана на уже полученных знаниях о политике, которые позволяют осуществлять предсказания, строить прогнозы возможных будущих политических событий, а также рассчитывать потери альтернативных вариантов.
3. Методологическая - выводы политологии служат основой анализа частных политических теорий, отдельных политических явлений.
4. Мировоззренческая - знания о политике формируют определенное мировоззрение.
5. Культурная - эта функция позволяет политологии обобщить представления людей о средствах достижения политических целей, формировать образы, наиболее желаемые состояния, к которым необходимо стремиться.
6. Воспитательная (регулятивная) - в ходе реализации этой функции складываются нужные в обществе предпосылки и навыки участия граждан в политическом процессе. Именно она создает теоретическую базу, обобщает опыт, помогая политической социализации и формированию политической культуры.