А.Н.Толстой Русский характер творческая работа учащихся по литературе (11 класс) на тему. Как изображается русский характер в рассказе "Русский характер"? Алексей толстой русский характер краткое содержание

«Русский характер! Поди-ка опиши его…» - с этих удивительных, проникновенных слов начинается рассказ «Русский характер» Алексея Толстого. Действительно, возможно ли описать, измерить, дать определение тому, что находится за пределами слов и чувств? И да, и нет. Да, потому что говорить, рассуждать, пытаться понять, познать самую суть всё одно необходимо. Это, если можно так сказать, те импульсы, толчки, благодаря которым и крутится жизни. А с другой стороны, сколько бы мы не говорили, нам всё равно не достать до дна. Эта глубина бесконечна. Как описать какие слова подобрать? Можно и на примере героического подвига. Но как выбрать, который предпочесть? Ведь их столько, что сложно не растеряться.

Алексей Толстой, «Русский характер»: анализ произведения

Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй. Все они объединены одной темой - Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей - восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, от имени которого и ведётся повествование. Это - бывалый кавалерист Иван Сударев. Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер». Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее. Он - своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила - это не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».

Тема и идея рассказа

С первых строк автор обозначает тему рассказа. Конечно же, речь пойдёт о русском характере. Цитата из произведения: «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…» И здесь же мы слышим ноты не то чтобы сомнения, а скорее сожаления по поводу того, что форма произведения столь мала и ограничена - небольшой рассказ, что не соответствует избранному автором размаху. А тема и название уж очень «многозначительные». Но делать нечего, потому что говорить хочется…

Кольцевая композиция рассказа помогает отчётливо прояснить идею произведения. И в начале, и в конце читаем размышления автора о красоте. Что есть красота? Физическая привлекательность понятна каждому, она на самой поверхности, стоит только протянуть руку. Нет, не она волнует рассказчика. Он видит красоту в ином - в душе, в характере, в поступках. Особенно она проявляется на войне, когда смерть постоянно рядом вертится. Тогда становятся, с человека «слезает какая только есть чепуха, шелуха, словно кожа, омертвевшая после солнечного ожога», и не исчезает, и сохраняется лишь одно - ядро. Явственно оно видно и в главном герое - в молчаливом, спокойном, строгом Егоре Дрёмове, в его пожилых родителях, в красивой и верной невесте Катерине, в водителе танка Чувилове.

Экспозиция и завязка

Время действия рассказа - весна 1944 года. Освободительная война против фашистских захватчиков в самом разгаре. Но она не действующее лицо, а скорее фон, тёмный и суровый, но так отчетливо и ярко проявляющий удивительные краски любви, доброты, дружбы и красоты.

В экспозиции приводятся краткие сведения о главном действующем лице рассказа - Егоре Дрёмове. Человек он был простой, скромный, тихий, сдержанный. Говорил мало, особенно не любил «разглагольствовать» о военных подвигах да стеснялся разговоров о любви. Один только раз вскользь упомянул о своей невесте - девушке хорошей и верной. С этого момента и можно начать описывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Примечательно здесь, что Иван Суздалев, от имени которого ведётся повествование, познакомился с Егором уже после его страшного ранения и пластических операций, но в описании его нет ни единого слова о физических недостатках товарища. Наоборот, он видит лишь красоту, «душевную приязнь», заглядывается им, когда тот спрыгивает с брони на землю, - «бог войны».

Продолжаем раскрывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Завязка сюжета - это страшное ранение Егора Дрёмова во время сражения на Его лицо было практически ссажено, и даже местами виднелись кости, но он выжил. Ему восстановили веки, губы, нос, но это уже было совсем другое лицо.

Кульминация

Кульминационная сцена - приезд отважного воина домой в отпуск после госпиталя. Свидание с отцом и матерью, с невестой - с самыми близкими людьми в его жизни, обернулось не долгожданной радостью, а горьким внутренним одиночеством. Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Нельзя, чтобы старенькое лицо матери отчаянно задрожало. Однако, в нём теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. Нельзя сказать, что материнское сердце Марии Поликарповны совсем ничего не почувствовало. Его рука с ложкой во время еды, его движения - эти, казалось бы, мельчайшие детали не ускользнули от её взора, но она всё-таки не догадалась. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора, не то что не признала его, а при виде страшного лица-маски откинулась и испугалась. Это стало последней каплей, и он на следующий день покинул отчий дом. Конечно, в нём была и обида, и разочарование, и отчаяние, но он решил пожертвовать своими чувствами - лучше уйти, отгородиться, лишь бы не пугать своих самых родных и близких. Краткое содержание «Русский характер» Толстого на этом не заканчивается.

Развязка и заключение

Одной из главных черт русского характера, русской души является жертвенная любовь. Именно она и есть чувство истинное, безусловное. Любят не за что-то и не ради чего-то. Это непреодолимая, неосознанная потребность быть всегда рядом с человеком, заботиться о нём, помогать ему, сострадать ему, дышать вместе с ним. И слово «рядом» не измеряется физическими величинами, оно означает неосязаемую, тонкую, но невероятно прочную духовную нить между любящими друг друга людьми.

Мать после скорого отъезда Егора, не могла найти себе место. Она догадалась, что этот человек с изуродованным лицом и есть её любимый сын. Отец сомневался, но всё же сказал, что если тот приезжий солдат действительно его сын, то здесь не стыдиться надо, а гордиться. Значит, он истинно защищал свою Родину. Мать пишет ему на фронт письмо и просит не томить и сказать правду, как есть. Растроганный, он признается в обмане и просит прощения… Спустя некоторое время к нему в полк приезжают и мать, и невеста. Взаимное прощение, любовь без лишних слов и верность - вот счастливая развязка, вот они, русские характеры. Как говорится, вроде прост с виду человек, нет в нём ничего примечательного, а придёт беда, дни суровые настанут, и поднимается в нем тотчас же великая сила - человеческая красота.

Егора Дремова ели спасают на войне. Он весь в ожогах. Его лицо изуродовано. Егор идет к родителям под образом друга их сына. Он решает отказаться от любимой и оставить родных навсегда, только не пугать их своим видом. Письмо матери, и уверенный настрой невесты заставляют его передумать. Благодаря своему сильному и непобедимому характеру герою удается вновь обрести радость жизни.

Главная мысль расказа Русский характер Толстого

Русский характер настолько силен и непобедим, что сможет устоять всяком бедам и недугам.

Егор Дремов самый простой и обычный танкист. Он живет в обычной жизнью. Егор очень красивый парень. Он высок, силен, имеет кудрявые волосы. В жизни героя огромное место занимают родители. Он любит их и уважает. У Егора есть избранница. Уходя на войну, он уверен, что любимая будет ждать его и примет в любом состоянии. На войне Дремов совершил очень много подвигов и храбрых поступков, однако, сам об ютом ни слова не говорил никому. Война продолжалась и Дремов храбро сражался, но случилось с ним ужасное несчастье.

Во время очередного сражения танк Егора подбили. Его вытащили в горящем состоянии за минуту до взрыва танка. Его друзья погибли. Ожоги танкиста были настолько сильными и серьезными, что в некоторых местах под ожогами и опухшей кожей можно было разглядеть кости. После ожогов Егору пришлось пережить многочисленные пластические операции. Его лицо было полностью изменено. Хорошо, что хоть зрение у бедняги сохранилось. Егор долго смотрел в зеркало и пытался узнать незнакомца, смотрящего на него из зеркала. Герой просит вернуть его в полк, но получает приказ оставаться еще 20 дней на отдыхе.

После отдыха он возвращается домой. Егор встречается с родителями. Он не желает изуродованным своим видом пугать их. Ему приходит в голову мысль назваться другом их сына. Родители радушно встречают его, кормят, поят и расспрашивают о любимом сыне. На следующий день герой встречается с любимой девушкой – Катей. Она сразу же радостно встречает его, но, увидев изуродованное лицо, шарахается. Дремов рассказывает о подвигах ее жениха, а сам решает уйти прочь из ее жизни и навсегда забыть о ней.

Возвратившись на фронт, Егор получает письмо от матери, где та пишет о своих сомнениях, что сам сын приходим к ним. Она писала, что горда лицом сына и желает узнать истину. Егор встречается с матерью и невестой. Мать принимает его, а невеста сообщает, что всю жизнь хочет прожить только с ним.

Картинка или рисунок Русский характер

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Токмакова Может нуль не виноват

    Двадцать девятого августа Аля сидела и грустила. На улице не переставая лил дождь. К началу учебного года купили школьную форму, букет гладиолусов. Любимый Антошка был на даче. Из новых учебников ей попалась – «Математика».

  • Краткое содержание Беляев Вечный хлеб

    Рассказ Александра Беляева повествует о, как назвал автор, «вечном хлебе». Действие произведение происходит в маленькой рыбацкой деревушке на острове Фэр.

  • Краткое содержание Страшная месть Гоголь

    Данило узнал, что его тесть является злобным колдуном. Он приговорил его к смертной казни, но Катерина, поддавшись речам старого отца, обманула мужа и отпустила преступника

  • Маяковский

    Глашатай и певец революции - так известен миру Владимир Маяковский. Не просто поэт, восхваляющий приход новой жизни и отражающий ее судьбу, он был также актером

  • Краткое содержание Астафьев Пастух и пастушка

    Сам автор охарактеризовал жанр своего произведения как «современная пастораль». Причиной этому послужило то, что Астафьев хотел показать высокую сентиментальность пасторали и одновременно суровый быт войны. Виктор Астафьев говорит нам о том

В рассказе «Русский характер» А.Н. Толстой описал один из эпизодов Великой Отечественной войны. До победы оставался ещё целый год.

В рассказе говорится не военном подвиге танкиста Егора Дрёмова, а о взаимоотношениях его с родителями и невестой. Русский характер в этом произведении складывается из отдельных черт характеров всех героев, главных и второстепенных.

Главным героем является Егор Дрёмов, командир танка, получивший тяжёлые ожоги в бою на Курской дуге. Его спасает из горящего танка водитель, который сам был ранен, но вытащил командира, потерявшего сознание. Таким образом, водитель танка Чувилёв (этот второстепенный персонаж ещё раз появится в рассказе для описания боевых подвигов танкового экипажа под командованием Егора Дрёмова) в опасный момент думает не только о собственной жизни, но, рискуя собой, спасает боевого товарища. В его совестливости можно видеть черту характера, которая высоко ценится русскими.

Егор Дрёмов проявляет русский характер и в бою, и в отношениях с родителями и невестой. Приехав домой в отпуск после ранения, он пожалел своих старых родителей, побоялся огорчить их. Егору казалось, что его безобразное лицо испугает их: ведь оно стало безжизненной маской, и только глаза остались прежними. Таким образом, в характере главного героя проявились скромность, сдержанность, даже жертвенность, которые ценят русские люди: настоящий человек меньше всего заботится о себе, но прежде всего думает о своих близких, об их счастье.

Егор Дрёмов ошибался, думая, что щадит своих родителей, когда не признаётся, что он их сын. Его родители счастливы уже тем, что их сын жив - ведь все вокруг получают с фронта «похоронки». Егор Егорович и Мария Поликарповна любят своего сына не за внешность, а потому, что он - сын. Конечно, старики гордятся, что их Егор - герой, но прежде всего ценят в нём не красоту, а мужество и честность. Здесь проявляется ещё одна черта русского характера - главное внимание уделяется не внешности, а душевным качествам. Ведь обожжённое лицо солдата свидетельствует о том, что он участвовал в страшных боях и не щадил себя, защищая Родину. Такой человек вызывает у русских уважение и восхищение, несмотря на внешнее уродство. Поэтому отец Егор Егорович считает, что таким лицом, какое было у приезжавшего к ним фронтовика, «надо гордиться». Эту мысль формулирует старший Дрёмов - сам русский человек.

Русским характером обладает и мать героя. Мария Поликарповна узнала своего сына, хотя его лицо изменилось после операций до неузнаваемости. Она сердцем, каким-то шестым чувством, угадала, что у неё в доме гостил сын, и проявила необыкновенную чуткость, столь дорогую для русского сердца. Поскольку русский человек обычно сдержан в проявлениях своих чувств, постольку очень важными качествами становятся внимание и наблюдательность окружающих, которые сами должны догадываться о переживаниях близкого человека. Очень хорошо, если друзья и родственники понимают друг друга без слов.

В Кате Малышевой - невесте Егора Дрёмова также раскрывается русский характер: в женщине русские ценят верность и преданность, что и демонстрирует героиня, которая дважды (провожая на фронт и навещая после ранения) заявляет Егору, что будет ждать его с войны и верно любить. А ведь Катя - невеста главного героя, а не жена, то есть пока связана с Егором только словом.

Иван Сударев - друг Егора и доброжелательный рассказчик - сам обладает русским характером, рассудительным, сдержанным, вдумчивым. Он оценивает поступки всех героев, появляющихся в маленькой истории, и отмечает разные грани русского характера в каждом персонаже.

Таким образом, Толстой создаёт русский характер, объединяя черты разных героев, и, благодаря этому приёму, представляет образ русского человека полным, разносторонним и обобщённо-возвышенным.

Такое изображение национального характера отличает рассказ Толстого от произведений других советских авторов, писавших о войне. Например, А.Т.Твардовский в поэме «Василий Тёркин» сосредоточивает черты русского характера в одном главном герое.

По художественным принципам - конфликт между хорошим и лучшим и назидательность (поучительность) - «Русский характер» следует отнести к ведущему направлению советской литературы - социалистическому реализму. В рассказе конфликт между Егором Дрёмовым и его родными надуман, ибо существует только в голове скромного главного героя, а на самом деле, персонажи рассказа - один другого лучше и благороднее. Назидательность «Русского характера» выразилась в том, что через Ивана Сударева, который оценивает в произведении всех действующих лиц, писатель поучает: именно так, как Егор Дрёмов, должен вести себя советский солдат; именно так, как его родители и невеста, должны поступать родственники солдата. В конце рассказа автор подсказывает читателю, как правильно понимать идею произведения: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила - человеческая красота». Итак, история о Егоре Дрёмове закончилась счастливо. Иного финала и не могло быть, учитывая, что все её герои обладают благородными характерами. Во время страшной войны такая история становится необходимой: она даёт надежду, спасает от отчаяния, и поэтому «Русский характер», можно сказать, отражает восприятие военной эпохи и в этом смысле становится памятником эпохи.


Но бесконфликтные истории со счастливым финалом если и встречаются в реальной жизни, то только как исключения. А как обычно происходит встреча солдата и его семьи? Помня о миллионах советских людей, погибших на фронтах и в оккупации, скорее можно ожидать трагических свиданий.

В стихотворении М.В.Исаковского «Враги сожгли родную хату» (1945) изображается возвращение солдата-победителя на родное пепелище: все его близкие погибли во время немецкой оккупации, долгожданная встреча с родственниками превратилась в поминки на могиле жены.

Другую трагическую ситуацию описывает М.А.Шолохов в рассказе «Судьба человека» (1956). Вернувшись в родной город после фашистского плена. Андрей Соколов узнаёт, что в его дом, когда там находились жена и две дочери-подростки, попала немецкая бомба. В результате любимые родственники главного героя не имеют даже могил - на месте дома воронка с ржавой водой.

Подравнять целую нацию под один, даже правильный образец невозможно. Драматический вариант встречи солдата с семьёй представлен в рассказе А.П.Платонова «Возвращение» (1946). Капитан Алексей Алексеевич Иванов после победы приезжает в родной город, где его ждут жена Люба, одиннадцатилетний сын Петрушка и пятилетняя дочь Настя. В первый же вечер за ужином воин-победитель требует у жены отчёта, как она жила без него. Писатель не рассказывает об Иванове на фронте, хотя его ордена и медали свидетельствуют о боевых подвигах. Зато автор подробно описывает жизнь семьи Ивановых в тылу: Люба все четыре года войны работала на кирпичном заводе, заботилась о двух маленьких детях, постоянно тревожилась за мужа на фронте и, чтобы отвлечься от повседневной тоски, один раз поддалась на нежности какого-то профсоюзного инструктора. Этого капитан Иванов простить жене не может, хотя себе подобные вольности прощает легко: он сам пару дней назад по пути домой задержался в гостях у знакомой фронтовички Маши. Финал истории о Егоре Дрёмове заранее предрешён, учитывая прекрасные русские характеры всех персонажей в этом рассказе. А как поступит неидеальный платоновский герой? Возмущённый и обиженный признанием Любы, Алексей на следующее утро хочет уехать к Маше, но, увидев из окна вагона бегущих к поезду своих детей Петрушку и Настю, вдруг смягчается душой и сходит с поезда: вчера он оценивал свои семейные обстоятельства с точки зрения «самолюбия и собственного интереса», а сейчас понял их «обнажившимся сердцем». Никакого поучения в рассказе Платонова нет, а счастливый конец объясняется не образцовым благородством Иванова, а чувствами нормального человека - любовью к своей семье. Поэтому рассказ «Возвращение» ближе к жизни, чем «Русский характер»: платоновский рассказ показывает реальный мир таким сложным, каков он и есть, а не таким правильным, каков он должен быть, по мнению писателя А. Н. Толстого.

Вернувшись с войны с изуродованным лицом, танкист не хочет пугать любимых и называется другим именем. Сердце подсказывает матери, что это её сын, а невеста остаётся с героем, несмотря на его увечья.

«Русский характер! - для небольшого рассказа название слишком многозна­чи­тельное», но рассказчику хочется поговорить именно об этом. Как же описать русский характер? Рассказать о каком-нибудь подвиге? Но их много - поди выбери. Рассказчика выручил приятель, поделившись историей, случившейся во время Великой Отечественной войны.

Егор Дрёмов был обычным танкистом, очень красивым парнем. В его жизни огромное место занимали родители, которых он любил и уважал. Была у Егора и любимая девушка Катя. На войне он совершил много подвигов, но был стеснительным и никому о них не рассказывал. Эту историю приятель рассказчика узнал от экипажа танка.

Во время сражения танк Егора подбили. Его вытащили из горящей машины. Ожоги танкиста были настолько серьёзными, что после основного лечения ему пришлось пережить многочисленные пластические операции. Зрение Егору сохранили, но его лицо стало уродливым. Его хотели комиссовать, но он попросился назад в полк.

Для полного выздоровления Егору дали двадцати­дневный отпуск, и он вернулся домой, встретился с родителями. Он не хотел своим изуродованным видом ранить стариков и назвался другом их сына. Родители радушно встретили его, накормили, много расспрашивали о сыне. Егор рассказывал о себе.

На следующий день к Егоровым родителям зашла его любимая девушка Катя. Она радостно встретила его, но испугалась, увидев изуродованное лицо. Дрёмов рассказал о подвигах её жениха, а сам решил уйти прочь из её жизни и навсегда забыть о ней.

Возвратившись на фронт, Егор получил письмо от матери, где та писала о своих сомнениях: не сам ли сын приходил к ним. Она писала, что горда лицом сына и желает узнать правду. Егор встретился с матерью и невестой. Мать приняла его, а невеста сказала, что всю жизнь хочет прожить только с ним.

Русский характер бывает очень сложно описать. За основу можно взять какой-нибудь подвиг. Но какой? Ведь их много. А расскажу-ка я, Иван Сударев, историю из жизни моего приятеля лейтенанта Егора Дремова. Это простой человек из Саратовской области. Он имеет Золотую Звёздочку и много орденов на груди. У него крепкое телосложение, волнистые волосы, красивое лицо и очаровательная улыбка.

На войне люди частенько становятся лучше. Но мой приятель всегда был таким. Он с уважением и любовью относился к своим родителям – Марье Поликарповне и Егору Егоровичу. Своей невестой Егор не хвастал. Он только вскользь упомянул о ней, как о хорошей и верной девушке. О своих военных подвигах парень тоже не любил распространяться. О них мы узнавали от членов его экипажа, ведь Дремов был танкистом.

Однажды случилось с лейтенантом несчастье. Во время очередного побоища с немецкими захватчиками его танк был подбит двумя снарядами и загорелся. Егор был без сознания, а одежда его горела. Его из горящего танка вытащил водитель Чувилев. Парень выжил, но перенёс множество пластических операций на лице. Оно у него было теперь таким страшным, что люди старались не смотреть на него.

Комиссия признала Дремова годным к нестроевой службе. Но прежде лейтенант получил трёхнедельный отпуск и поехал домой. Было это в марте. Со станции он шёл пешком примерно двадцать километров. В село Егор пришёл, когда уже стемнело. Он подошёл к дому, заглянул в окно и увидел мать. Боясь её напугать, парень решил представиться другим человеком.

Мать не узнала своего сына ни по внешности, ни по голосу. После всех операций даже голос у парня стал глухим и хриплым. Егор назвал себя лейтенантом Громовым, который привёз весточку от её сына. Он стал подробно рассказывать женщине про старшего лейтенанта Дремова, то есть про самого себя. В это время пришёл отец, сел за стол и тоже стал слушать рассказ гостя.

Стали ужинать. Егор заметил, что мать очень пристально смотрит на его руку. Он усмехнулся. С одной стороны, ему было хорошо, что он дома, с другой – ужасно обидно, что его не узнали. Ещё немного поговорив, все пошли спать. Отец заснул, а мать ещё долго не могла уснуть.

Утром Егор стал расспрашивать мать о Кате Малышевой, чтобы увидеться с ней. За ней отправили соседскую девочку, и через короткое время Катя уже стояла на пороге его дома. Как же хотелось парню её поцеловать. Она была нежна, весела и красива. Девушка не сразу увидела лицо лейтенанта. Прежде она успела сказать, что очень ждёт молодого человека. Но потом, взглянув на Егора, Катерина испугалась и замолчала. Вот тогда-то он и решил покинуть родной дом.

Он шёл на станцию и всю дорогу задавал себе вопрос: «Как теперь ему быть?» Парень вернулся в полк, в котором встретили его с большой радостью, и на душе его стало легче. Он решил – как можно дольше не сообщать матери о своём несчастье, а Катю забыть. Но недели через две Егор получил от матери письмо. В нём она написала о том, что видит в нежданном госте своего сына, а не чужого человека. А отец в это не верит. Говорит, что с ума свихнулась.

Это письмо Егор показал мне. А я посоветовал ему признаться во всем своей матери. Он послушал меня и написал ответное письмо, в котором подтвердил своё присутствие в доме и просил прощение за своё невежество. Спустя некоторое время к старшему лейтенанту Дремову приехали мать и красивая девушка Катя, пообещавшая парню любить его и быть всегда с ним рядом.

Вот такой он, русский характер! В простом человеке заложена великая сила – душевная красота. Она дремлет до поры до времени. А как приходит беда, она и просыпается.