Содержание занятий по цирковому искусству. Образовательная программа

Хотите праздника - сходите в цирк. Подобное развлекательное заведение имеется в любом крупном современном городе. Артисты радуют публику сложными акробатическими номерами, волшебными фокусами, выступлениями с животными и прочими удивительными трюками. Многие считают, что попасть на арену цирка могут только люди, родившиеся в семьях цирковых династий. На самом деле это большое заблуждение. Для того чтоб стать артистом цирка, необходимо окончить цирковое училище в Москве. На сегодняшний день это единственное профильное учебное заведение во всей нашей стране.

Цирковое искусство - это призвание?

Зрителям цирк кажется сплошным праздником и волшебством. На самом же деле каждый номер - это результат упорных тренировок, нервов и боли. Сопряжена работа цирковых артистов и с большой опасностью. Даже опытные мастера своего дела в самый разгар карьеры порой получают серьезные травмы.

По своей сути любой жанр циркового искусства является симбиозом сложного спорта и актерской игры. То, насколько артист будет успешен, зависит в значительной мере от его самообладания, артистизма, умения общаться с публикой. Многие представители цирковых династий утверждают, что приходить работать в данную сферу стоит только по призванию. Если мечта всей вашей жизни - цирк, имеет смысл подумать о том, как попасть в цирковое училище в Москве.

Поступить в это учебное заведение можно после окончания девяти или одиннадцати классов любой общеобразовательной школы. Абитуриенты должны понимать, что вступительные испытания из-за специфики профессии состоят не только из экзаменов общеобразовательной программы. Необходимо иметь хотя бы базовую хореографическую или спортивную подготовку. При училище сегодня работает цирковая секция, прием в которую введется с 5 лет. Аналогичные учреждения дополнительного образования есть во многих других городах России.

Неплохие шансы стать цирковыми артистами имеются у абитуриентов, занимающихся акробатикой, балетом, художественной и некоторыми другими видами спорта. Все эти дисциплины достаточно сложны, и считается, что добиться в них успеха можно, если начать обучать ребенка не позже 7 лет. Родители, мечтающие о цирковой карьере для своего ребенка, должны понимать, что интенсивные тренировки могут негативно сказаться на успеваемости в рамках общеобразовательной школьной программы.

История единственного в России циркового училища

Осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения СССР вынес постановление, согласно которому предписывалось организовать в столице государства учреждение профессиональной подготовки цирковых артистов. Обучение проводилось в формате курсов продолжительностью в три года. Постепенно учебное заведение развивалось, и спустя некоторое время оно было реорганизовано в техникум. Вместе с новым названием цирковое училище в Москве получило здание с полноценной ареной. Достаточно быстро учебное заведение заработало себе хорошую репутацию. Училище несколько раз меняло название. В 1987 году учебное заведение в очередной раз переименовывается. Присвоенное название сохранилось до наших дней - Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева. Сегодня учебное заведение находится в ведении министерства культуры.

Современные будни циркового училища

С 1961 года цирковое училище в Москве осуществляет подготовку артистов эстрады, речевых и оригинальных жанров. На сегодняшний день данное учебное заведение остается единственным в своем роде в нашей стране. Только здесь можно получить профессиональное цирковое образование. Стать студентами ГУЦЭИ ежегодно мечтает большое количество абитуриентов со всей страны. Знаменито училище и благодаря своему преподавательскому составу. Цирковым и эстрадным дисциплинам молодое поколение обучают прославившиеся артисты, а также просто талантливые выпускники училища и прочих культурных учебных заведений.

Специальности и учебная программа

ГУЦЭИ осуществляет подготовку цирковых артистов различных жанров. Наиболее популярные направления: акробатика, эквилибристика, клоунада, жонглирование, эстрады. Также в училище можно получить специальность ассистента, помощника дрессировщика животных, конферансье, костюмера или гримера. Абитуриентам рекомендуется еще до прохождения вступительных испытаний выбрать наиболее интересную для себя специальность. Приемная комиссия обычно оценивает данные каждого желающего поступить именно в соответствии с требованиями и спецификой выбранной профессии.

В ходе обучения учащиеся приобретают узкоспециализированные знания и навыки, относящиеся к профильной специальности. Изучение мирового и российского наследия цирка предстоит всем студентам, поступившим в цирковое училище в Москве. Научная деятельность учебного заведения включает в себя исследование и классификацию новых программ. Помимо этого, студенты всех специальностей изучают цирковую педагогику, основы безопасности и цирковые жанры.

Как поступить в ГУЦЭИ?

Если вы мечтаете оказаться на цирковой арене, имеет смысл до подачи документов посетить цирковое училище в Москве. Адрес учебного заведения: Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 24. С ответственными абитуриентами, обратившимися в училище заблаговременно, проводится собеседование. Даже за 2-3 месяца до вступительных испытаний можно пройти подготовительные курсы при учебном заведении, стоимость которых составит всего лишь 1500 рублей.

Цирковое училище в Москве требования к поступающим предъявляет достаточно жесткие. Обучение артистов цирка сопряжено с серьезными и опасными физическими нагрузками. По этой причине еще при поступлении каждый абитуриент должен доказать, что проблем со здоровьем не имеет. При подаче заявления о приеме в учебное заявление к нему прилагаются медицинские справки. Необходимый минимум: выписки из психоневрологического и (о том, что владелец документа не стоит на учете). Также необходима справка от наблюдающего врача.

Вступительные испытания

Зачисление осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых в три тура. Первый экзамен включает в себя оценку личных и физиологических данных конкурсанта, а также его способности в рамках выбранной профессии. Второй этап - прохождение медицинской комиссии. Третий экзамен - самый сложный, во время него абитуриенты демонстрируют имеющиеся навыки в хореографии, акробатике, проявляют свой артистизм. Особое внимание обращается на способность импровизировать и фантазию студента.

Каждый абитуриент должен понимать, что он пришел не на рядовой кастинг модельного агентства, а в цирковое училище в Москве. Фото в интересных образах и способность продекламировать заученный кусок текста здесь не поможет. Настоящий артист должен взаимодействовать со зрителем без страха и волнения, а также уметь моментально находить выход из любых неожиданных ситуаций на сцене.

После экзамена по специальности абитуриентов ждут испытания по общеобразовательным предметам. Выпускники 9 класса пишут диктант и сдают устный экзамен по русскому языку и литературе. После 11 класса школьнику нужно будет написать сочинение.

Известные выпускники ГУЦЭИ

Десятки артистов, прославившихся на весь мир, когда-то окончили цирковое училище в Москве. История этого учебного заведения в громких фамилиях звучит впечатляюще: М. Румянцев, О. Попов, Л. Енгибаров - все это выпускники ГУЦЭИ. Окончили цирковое училище и такие талантливые артисты, как Е. Камбурова, Ж. Бичевская, Г. Хазанов и Е. Шифрин. По самым скромным подсчетам, за годы работы учебное заведение подготовило не менее пяти тысяч специалистов всех направлений циркового и эстрадного искусства.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Становление, развитие циркового искусства неразрывно связано с развертыванием исторического процесса, прочно вписавшись в контекст формирования самой цивилизационной модели современности. Происхождение циркового искусства связано с играми, обрядами зари становления человечества, возникновением новых ремесел, профессий. Различные жанры зарождались и получали распространение в разные исторические эпохи, вместе с жанрами менялись и приоритеты зрителей. Цирк - один из наиболее демократичных видов искусства, сформировавшихся на основе театрализованных спортивных конкурсов и народных площадных представлений. Главным героем цирка выступает артист, преодолевающий, казалось бы, непреодолимые препятствия, в задачи которого входит поэтизация тяжёлого физического труда, создание обобщённых художественных образов.

Условия поступления

Основной формой создания художественных образов будущих артистов цирка выступают трюки, органический синтез которых с актерскими действиями составляют номер, а их совокупность, в свою очередь, становится представлением.

Создание каждого отдельного трюка требует от артиста умения синтезировать музыку, танец, пантомиму, живопись, обладать пластичностью движений, что требует от будущих выпускников высокого уровня развития творческих способностей, знаний и понимания культурного наследия страны.

В качестве вступительных испытаний абитуриентам необходимо сдать следующие дисциплины:

  • русский язык,
  • история,
  • литература (профильный).

Поступающие в обязательном подряде проходят собеседование с представителями вуза с целью выявления развития творческих способностей. Отдельные вузы выдвигают требования сдачи творческого экзамена в качестве дополнительного.

Куда поступать

Данное направление является относительно новым в образовательной сфере России.


На сегодняшний день подготовку специалистов профиля осуществляют следующие выдающиеся вузы РФ:

Срок обучения

Нормативный срок обучения (очная форма) составляет 4 года, заочная, очно-заочная - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Создание каждой программы циркового представления требует совместных усилий режиссеров, балетмейстеров, художников, композиторов, артистов. Соответственно, подготовка трюка, номера, представления требует от будущих специалистов умения комбинировать знания теоретических дисциплин направления, включая:

  • искусство цирковой режиссуры;
  • актерской мастерство, основы практической режиссуры;
  • историю цирка;
  • основы менеджмента цирка;
  • основы цирковых жанров, включая акробатику, жонглирование, гимнастику;
  • специальные классы по жанрам;
  • цирковая педагогика и проч.

Приобретаемые навыки

Главной целью циркового искусства выступает представление зрителю человека, во всем его могуществе, совершенстве, умении преодолевать испытания. Страсть к цирку основывается на тяге к мечте, чуду, стремлении уйти за рамки обыденной, повседневной жизни. Цирковые артисты демонстрируют зрителю ловкость, силу, смелость, а сама организация цирковой программы рассчитана на зрителей всех возрастов, умелое чередование разноплановых номеров.

Как организация представления, так и демонстрация трюков требует от будущих артистов высокого уровня сформрованности отдельных профессиональных компетенций:


Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники вузов приглашаются на работу в отечественные и зарубежные цирковые коллективы.

Кроме того, они могут успешно заниматься профессиональной деятельностью на должностях:

  • актера,
  • акробата,
  • артиста цирка,
  • иллюзиониста,
  • жонглера,
  • каскадера,
  • режиссера цирка,
  • продюсера,
  • гимнаста,
  • режиссера шоу-программ.

Говорить о стабильной оплате в творческой отрасли достаточно проблематично, однако, артисты цирка оказываются в более выгодном положении, чем иные представители творческих процессий. При трудоустройстве непосредственно по специальности в цирковую труппу начинающий артист может рассчитывать на заработную плату в размере 1000-1200 долл. ежемесячно. Отдельно следует отметить, что при гастрольных поездках оплата возрастает. Артисты с мировыми именами, к примеру, иллюзионисты, могут рассчитывать на баснословные гонорары.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Те из выпускников-бакалавров, которые твердо решили достигнуть высот на выбранном поприще, могут продолжить процесс обучения в магистратуре. Специальность является относительно новой в нашей стране, и магистры профиля будут востребованы не только в цирковой, но и преподавательской деятельности. Кроме того, обучение в магистратуре позволит Вам детально изучить цирковое искусство, научит организовывать действительно незабываемые волшебные представления, которые не только принесут существенный доход, но и определенную славу. Диплом магистранта не требует подтверждения при трудоустройстве за рубежом, что также немаловажно для специалистов этого направления. При желании обучение может быть продолжено в аспирантуре, докторантуре по смежным направлениям.

ЦИРКОВОЙ СТУДИИ

«МИЧЭЭР»

руководитель цирковой студии

«Мичээр»

с. Тумул 2008 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

По сути акробатика – это искусство управлять своим телом. Единственный подручный материал, тут - наши мышцы и тренировочный мозг, посылающий точные и сложные сигналы для исполнения. Акробатикой можно заниматься практически везде. И безусловно, везде с огромной пользой для гармоничного физического развития детей, подростков, для укрепления их здоровья. Для занятий акробатикой необходимо обладать хорошей гибкостью и подвижностью в суставах. В 10-13 лет большинства школьников гибкость удовлетворительная, но все же ее следует еще развивать. Тогда к 15-16 годам она достигнет максимальной величины. Но все школьники обладают удовлетворенной гибкостью и с некоторыми надо много заниматься, чтобы улучшить ее. Гибкость можно развивать с помощью упражнений на растягивание.

Через цирковое искусство, систематическое занятие в цирковой студии ведется воспитание навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, воспитание культуры поведения, дисциплины и собранности.

Программа цирковой студии рассчитана на 3 года обучения, возраст обучаемых слет. Программа направлена на физическое и творческое развитие обучаемых, приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.


Во внешкольной работе – цирковая студия занимает важной место. Представленная программа является по своему характеру развивающее – обучающей и направлена на формирование эстетически, физически развитой личности, на пробуждение творческой активной детей. По опыту моей работы дети сельской школы близки к физическим нагрузкам, поэтому я выбрала именно цирковое искусство, изучая упражнения, цирковые этюды и постановки в 4-6 классах.

Обычно дети этого возраста представляют собой дружный, сплоченный коллектив, имеются все возможности проводить с ними серьезную учебно – воспитательную работу . В этом возрасте принимают сознательный и осмысленный характер, проявляют умения владеть собой, сдерживать себя, помочь друг к другу, с удовольствием ходят на занятия. Занятия ведется уже более осложненном варианте и боле быстром темпе.

Пробуждая детей к дальнейшему освоению циркового искусства, данный курс обучения дает возможность проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир.

Целью деятельности цирковой студии «МИЧЭЭР» по данной дополнительной образовательной программе является развитие внимания, эмоциональной памяти, творческого воображения, ответственности, силы воли, владение своим телом.

Задачами работы студии поставлены:

1. Приобщить детей в прекрасный мир циркового искусства, учитывая возрастные особенности.

2. Ознакомить и с видами циркового искусства: акробатика, силовая акробатика, гимнастика, йога, жонглирование, клоунада, эксцентрика.

3. Воспитание навыков коллективной творческой деятельности, ответственности к результативности работы каждого члена коллектива.

4. Повышение культуры поведения воспитанников, пропаганда ЗОЖ.

Основные методические принципы:

Системность и комплектность;

Непрерывность обучения и воспитания;

Учет возрастных особенностей обучаемых;

Индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого воспитанника.

Общее сведения о программе

Возраст обучаемых: 8 -14 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

1-й этап обучения – подготовительный

2-й этап обучения – основной

3-й этап обучения – выпускной

Количество занятий в неделю – 9 часов, в год 270 часов.

В цирковой студии воспитанники с помощью доступных им средств и реквизитов должны научиться жанрам циркового искусства. Предполагаемая программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования детей. В ходе обучения предусмотрены индивидуальные и коллективные занятия.

В программу входят 2 группы:

Младшая – 2-4 классы;

II этап обучения - главная задача этапа – обучение студийцев к творческой деятельности, в т. ч. к самостоятельной. Каждый год принимается творческий план, согласно которого группа выезжает для участия в концертах, на представления Государственного Саха цирка. Студийцы группы освоения программы участвуют на праздниках, благотворительных акциях не только в школе, но и на внутринаслежных, улусных и республиканских.

III этап обучения - Основная задача этапа – творческая работа. Группа несет ответственность за творческую деятельность студии. Работают по выпуску цирковых номеров, представлений, над изготовлением реквизитов, костюмов, фонограмм. Одним из критериев результативности обучения в студии у выпускников является самостоятельное проведение занятия в подготовительной группе.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й этап обучения

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Количество часов

В том числе (ч)

практика

Акробатика

Беседа: «Цирк родом из детства»

«Оборудование, страховка»

Группировка

Кувырок вперед

Кувырок назад

Каскад в длину с места

Каскад в длину с разбега

Стойка на трех точках

Мостик лежа

Мостик стоя

Полушпагат

Арабское колесо

Заднее сальто

Флик-фляк

Рондад флик-фляк

Темповое сальто

Рондад-сальто

Жонглирование

Переброска одного шара из руки в руку

Переброска двух шаров навстречу друг другу обеими руками

Жонглирование двумя шарами отдельно левой и правой рукой

Переброска трех шаров обеими руками

Жонглирование двумя кольцами отдельно левой и правой рукой

Переброска одной булавы из руки в руку

· Рождественская елка.

· Общее собрание (Правила ТБ, инструктаж)

· Общее собрание план работы.

· Индивидуальные беседы

· Показы концертов;

· Беседы с родителями

· Встреча с выпускниками

· Выход с выступлениями ДОУ «Куоласчаан»

· Просмотр концертов (ДV), прослушивание шумовой фон

· Эстафета культуры и спорта

· Просмотры концертов и выступлений, работа над ошибками

· День рождения (Февраль март)

· Выступления КП «Тумул»

· Выступления в конкурсах, концертах внутри села, улуса, республики «Мамонтенок»

· Психологическая помощь и подготовка учащихся к конкурсам

· Работа с учащимися со слабой двигательной активностью;

· Участие в улусных, зональных конкурсах

· Индивидуальные беседы

· Индивидуальная работа, беседа с родителями

· Работа с учащимися со слабой двигательной активностью

· Участие в улусных, зональных конкурсах танца

· Творческий поход с выступлениями ДОУ «Кунчээн»

· Фестиваль дополнительного образования образования «Сааскы таммахтар»

· Встреча лета, поход, день рождения

· Опрос – анкета «итог работы», рефлексия, анализ

· Конкурс «Сибэкки ыhыа5а» среди девушек;

· Отчетный концерт «Ункуу туhулгэтэ»

С П И С О К

цирковой студии «МИЧЭЭР»

на 2уч. г.г.

Руководитель:

с. Тумул 2008 г.

Список воспитанников

Основная группа:

1. Шеломова Оля 8 кл староста студии

2. Стручкова Нарыйа 8 кл пом. Старосты

3. Птицына Сахая 7 кл

4. Попова Айта 6 кл

5. Осипова юлия 6 кл

6. Павлова Снежанна 2 кл

7. Птицына Уйгу 2 кл

8. Титова Роза 4 кл

9. Макарова Рая 3 кл

10. Макарова вика 2 кл

11. Власова вероника 3 кл

12. Кисиляхова Жанна 2 кл

13. Максимова Феня 3 кл

14. Григорьева Мусьяна 3 кл

15. Стручкова Яна 4 кл

16. Стручков Максим 2 кл

Подготовительная группа:

1. Лукина Анжелика 1 кл

2. Куличкин Женя 1 кл

3. Стручков Федя 1 кл

4. Птицын Гриша 1 кл

5. Свинобоев Дыгын 1 кл

6. Елисеев Витя 1 кл

Мегино- Кангаласское управление образования

Майинский центр дополнительного образования детей

Тумульская основная общеобразовательная школа

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

Цирковой студии «МИЧЭЭР»

на 2уч. г.г.

Руководитель:

с. Тумул 2008 г.

Мегино – Кангаласское управление образования

Майинский центр дополнительного образования детей

Тумульская основная общеобразовательная школа

ВЫСТУПЛЕНИЯ

ЦИРКОВОЙ СТУДИИ

«МИЧЭЭР»

за 2008/2009 уч. г.г.

Руководитель:

с. Тумул 2008г

Наим конкурса

Название номера

Тумульская основная общеобразовательная школа

План РАБОТЫ

родительского комитета

цирковой студии

«МИЧЭЭР»

Руководитель:

с. Тумул 2008 г

ЧЛЕНЫ РОДКОМА

цирковой студии «Мичээр»

Председатель –

План работы родительского комитета

Наименование

четверть

1. Общее собрание родителей

· Выборы нового состава РодКома

· Выборы председателя, членов РодКома

четверть

Работа с Попечительским советом школы

Организация коллективного пошива сценических костюмов.

Основной состав:

· Сценический костюм для клоунады;

· Улучшение материально технической базы

Ноябрь - декабрь

четверть

Открытое мероприятие для родителей

· Художественно - эстетическое (культурная программа) «Сааскы таммахтар» конкурс

· Собрание родителей

четверть

Проведение опроса (анкеты)

Отчет деятельности цирковой студии «МИЧЭЭР».

Открытый микрофон, диспут родителей-

Тумульская основная общеобразовательная школа

МО дополнительного образования

ЖУРНАЛ ТЕЖНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

цирковой студии

«МИЧЭЭР»

Руководитель:

с. Тумул 2008 г

Основная группа:

ФИ воспитанника

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Инструктаж провела:

Достижения

2007 г Дипломант республиканского циркового фестиваля «Масонтенок» г Якутск.

2008 г. дипломант улусного фестиваля танца и оригинального жанра «Кэрэ эйгэ ыллыгынан» с. Балыктах

2008 г Лауреат внутринаслежного конкурса «Сааскы таммахтар» с. Тумул

2008 г. Грант Главы МР Мегино – Кангаласский улус в номинации «Семейные бригады».

2008 г. победитель республиканского конкурса семейных бригад «Организация занятости и оздоровления и отдыха в летний период» г. Покровск.

2008 г. Благодарность министра культуры и духовности «За активное участие в культурной программе IV международных игр ДЕТИ АЗИИ».

2008 г. Сертификат II Международного детского фестиваля «МАМОНТЕНОК 2008» г. Якутск.

2009 г. Дипломант республиканский фестиваль циркового искусства «Мамонтенок» в жанре «ЖОНГЛИРОВАНИЕ» Шеломова Оля.

2009 г. Республиканский фестиваль циркового искусства «Мамонтенок» победитель в номинации «ЛУЧШАЯ ЦИРКОВАЯ СТУДИЯ»

2009 г. Благодарность министра культуры и духовности «За вклад в развитии циркового искусства в Республике Саха (Якутия)»

Мегино – Кангаласский улус

МОУ Тумульская основная общеобразовательная школа

КАЛЕНДАРЬНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЦИРКОВОЙ СТУДИИ

«МИЧЭЭР»

Возраст обучаемых: 8 -14 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Количество занятий в неделю – 9 часов, в год 270 часов.

руководитель цирковой студии

«Мичээр»

с. Тумул 2008 г.

руководитель цирковой студии «Мичээр»

Отличник физической культуры

и спорта РС(Я)

педагогический стаж 35 лет

с. Тумул 2008 г

ЦВЕТОЧНЫЙ МИР

Страница 1 из 4

Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Цирковое искусство»

Сырцева Елена Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД «Брянский областной Дворец

детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина»,
г. Брянск.

Возраст детей: 11- 15 лет
Срок реализации: 3 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа "Цирковое искусство" имеет физкультурно-спортивную направленность с элементами художественной направленности.
Программа составлена на основе педагогического опыта по работе с воспитанниками на протяжении 6 лет.
Цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. В программу входили: акробатические и жонглерские номера, дрессировка животных, иллюзионные аттракционы. Выступления профессиональных цирковых артистов были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и других странах. Со второй половины 18 века начали формироваться первые династии русских цирковых артистов. Первый стационарный цирк в России был открыт 11 декабря 1827 года в Петербурге.
Цирковое искусство отличается необычностью и эксцентрикой. То, с какой точностью и виртуозностью цирковые артисты исполняют сложнейшие трюки, всегда привлекало зрителей. Интерес к цирку не угасает и в наши дни.
НОВИЗНА состоит в том, что в сфере дополнительного образования ранее не издавались программы по обучению цирковому искусству для детей школьного возраста, это и послужило толчком для разработки данной программы.
АКТУАЛЬНОСТЬ программы заключается в востребованности обучения цирковому искусству в физкультурно-спортивной направленности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Обучение цирковому искусству по данной программе способствует воспитанию музыкально-двигательных качеств, развитию силы, ловкости, координации и выразительности движений, дает основу для всестороннего физического развития.
ЦЕЛЬ: обучение исполнению элементов и композиций различных жанров циркового искусства (акробатического и оригинального) посредством творческой активности и артистизма воспитанников.
Обучающие:
-познакомить воспитанников с основными цирковыми жанрами;
-обучить основным элементам акробатики и жонглирования (классическое и неклассическое).
Развивающие:
-развить умение ритмично двигаться под музыку;
-способствовать развитию отдельных групп мышц и всей мышечной системы организма в целом;
-способствовать развитию творческих способностей воспитанников;
-развить исполнительские качества - артистизм и эмоциональность;
-сформировать правильную осанку, походку, скоординированность движений;
- способствовать развитию гибкости, пластики, силы, выносливости;
-развить умение работать в команде;
-сформировать умение ставить цели и достигать их.
-формировать привычку здорового образа жизни.
Воспитательные:
-воспитывать смелость, решимость, активность, целеустремленность, настойчивость, упорство, выдержку;
-воспитать у воспитанников терпение, трудолюбие и волю;
-воспитать эстетический вкус;
-воспитать культуру общения с окружающими.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ состоит в том, что помимо физкультурно-спортивной направленности в программу включены элементы художественно-эстетического направления. Занятия хореографией являются неотъемлемой частью и тесно взаимосвязаны с цирковыми жанрами. Хореографическая подготовка в цирке базируется главным образом на классической основе.
В детское объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 9 до 15 лет, имеющие основную группу здоровья. Воспитанники должны иметь медицинские справки о состоянии здоровья и допуск к занятиям с физической нагрузкой. Степень предварительной спортивной подготовки не требуется.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 3 года.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЯ
Учебные группы 1 -го года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа (всего 4 часа в неделю), учебные группы 2-го года обучения занимаются 3 раза в неделю по 2 часа (всего 6 часов в неделю). Группа 3-го года обучения занимается 2 раза в неделю по 3 часа (всего 6 часов). Такой режим учебных занятий связан с разным количеством физической нагрузки по годам обучения.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ детей на занятиях: групповая и индивидуально-групповая.
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП:
1-й год - 12-15 человек - 8-11 лет;
2-й год - 10-12 человек - 9 -12 лет;
3-й год - 10-12 человек - 10 -15 лет.
На групповых и индивидуально-групповых занятиях дается теоретический материал, проводится постановочная работа и репетиции концертно-показательных номеров. В течение каждого последующего года обучения увеличивается количество и сложность трюков, отработанных в предыдущем году, а также вводятся новые дисциплины.
Ожидаемые результаты по итогам первого года обучения
Знания:

  • основные цирковые термины;
  • правила техники безопасности при выполнении отдельных трюков и упражнений.
  • выполнять основные элементы по общей физической и специальной подготовке, а так же акробатике;
  • выполнять несложные цирковые упражнения с предметами (мячи, обручи, трости);
  • свободно двигаться под музыку при выполнении упражнений (трюков).
  • Ожидаемые результаты по итогам второго года обучения
  • Знания:
  • основные цирковые термины;
  • правила техники безопасности при выполнении отдельных трюков и упражнений;
  • основные понятия циркового жанра («антипод»);
  • теорию одиночного и парного жонглирования.
  • выполнять основные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке;
  • вращать два и три обруча на туловище и в руках;
  • выполнять сложные упражнения с тростью;
  • жонглировать 3-мя мячами и 3-мя кольцами;
  • выполнять элементарные упражнения циркового жанра «антипод».

Ожидаемые результаты по итогам третьего года обучения
Знания:
основные цирковые термины;
правила техники безопасности при выполнении отдельных трюков и упражнений;
знать основные понятия циркового жанра («парная акробатика», «каучук»).

  • правильно и четко выполнять акробатические упражнения;
  • свободно жонглировать предметами (мячами, кольцами, булавами) при одиночном, парном и групповом жонглировании;
  • выполнять сложные элементы с обручами и тростью в движении;
  • свободно двигаться под музыку и импровизировать, выполняя различные трюковые элементы.

Способы проверки результатов
1. Вводный контроль (тестирование, диагностическое тестирование).
2. Промежуточный контроль (проводится в конце 1-го и 2-го полугодия - в декабре - контрольное занятие, выступление, конкурс).
3. Итоговый контроль (апрель-май).

Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации данной программы является итоговая аттестация - зачетное занятие с целью выявить знаний, умений и навыков по ОФП, СФП, акробатике и жонглированию. Кроме того, зачетной формой подведения итогов реализации программы можно считать выступления в отчетном концерте, участие в конкурсах и фестивалях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Названия разделов и тем

Количество часов

Теоретических

Практических

Всего

1.Вводное занятие

2.Общая физическая подготовка

3.Специальная физическая подготовка

4.Акробатика

5.Элементы хореографии

6.Оригинальные цирковые жанры

6.1 Жонглирование

6. 2 Трости

6.3 Хула-хупы

Государственное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Дворец детского и юношеского творчества

Фрунзенского района

УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДЮТ

__________________
Фёдорова О.В.

«___»________200__г.

Протокол педсовета №__

От «___»________200__г.

“Эстрадно – цирковое искусство”
образовательная программа
для детей от 6 – 13 лет
рассчитана на 4 года обучения

Педагог дополнительного образования:

Рачинская Наталья Геннадьевна

Программа скорректирована в 2013 году

Санкт-Петербург

2007

Пояснительная записка

В современных условиях развития нашего общества возникает необходимость вырастить поколение людей, здоровых физически, нравственно и духовно.

В силу своей красоты и яркости цирковое искусство может оказаться наиболее притягательным для детей самого младшего возраста, и им захочется стать участником этого яркого и зрелищного действа. Не зря цирк наряду с театром имеет свою древнюю историю, что позволяет приобщить еще маленького человека к цирковому искусству и культуре.

На протяжении всей истории человечества красота человеческого тела была источником вдохновения и воспевалась поэтами и художниками. Практически в культурах всех народов мира она долгое время оставалась основной ценностью человека.

Занятие цирковым искусством и сейчас позволяет стремиться к достижению красоты и способности владения своим телом в совершенстве. Постоянные тренировки позволяют укрепить здоровье ребенка, научить его правильно распределять нагрузку во время физических упражнений, координировать свои движения, воспитывают волю, терпение и трудолюбие. Занятия в коллективе способствуют нравственному росту ребенка, культуре и этике отношений в коллективе, развитию творческих, артистических и сценических способностей.

Образовательная программа «Эстрадно-цирковое искусство» художественно-эстетической направленности, разработана на 4 года обучения для детей 6- 13 лет. Содержание программы позволяет педагогу проводить обучение с учётом возрастных особенностей и физических способностей ребят, постоянно диагностируя и отслеживая полученные результаты обучающихся. Программа не может быть “мертвой”, если развивается коллектив, растет опыт педагога, совершенствуются методики обучения, ярче и интереснее продумывается воспитательный аспект. Поддерживается и развивается интерес учащихся к новым тенденциям в мире эстрадно – циркового искусства. Это приводит к постоянной корректировке структуры и объема, появляются новые разделы программы, расширяется спектр деятельности коллектива на далекую перспективу. Программа позволяет осуществлять поэтапный контроль результативности. При необходимости быстро вносить коррективы в образовательный процесс, способствуя взаимопониманию и сотворчеству педагога, ребёнка и родителей. Дифференцированный подход позволяет каждому ребёнку постоянно чувствовать заботу, поддержку педагога, вселяет уверенность в себе. По данной программе индивидуально могут заниматься дети-инвалиды, проявившие интерес к цирковому искусству. Для детей имеющих базовую физическую подготовку в программе предусмотрена вариативность на первом году обучения.

Цель программы:

Сохраняя и преумножая физическое здоровье ребёнка, посредством эстрадно – циркового искусства формировать творческую личность.

Задачи:

Обучающие:

Формировать знания основных жанров циркового искусства, техники безопасности на тренировках и выступлениях.

Формировать умение владеть своим телом, оценивать свое физическое состояние и регулировать его в процессе тренировочной деятельности.

Формировать умение красиво и четко выполнять акробатические элементы, соединения и композиции.

Формировать готовность к самостоятельному выбору жанра.

Развивающие:

Развивать творческую активность.

Развивать физические качества (гибкость, скорость, ловкость, силу)

Развивать выносливость и координацию.

Воспитательные:

Формировать доброжелательные взаимоотношения между педагогом и ребёнком, родителями, отношения наставничества старших и младших.

Сохранять и обогащать традиции коллектива.

Формировать способность к общению.

Актуальность программы.

Акробатика – один из видов спорта, гармонично сочетающих умственное и физическое развитие человека. Помимо укрепления здоровья, занятия акробатикой и другими цирковыми жанрами оказывают на детей огромное эстетическое воздействие, расширяет кругозор, помогая им познавать физические и духовные возможности человека.

Занимаясь в коллективе, дети не только получают физическую подготовку, необходимую для данного вида деятельности, но расширяют свои знания о цирковом искусстве, ближе знакомятся с различными жанрами, становятся приверженцами одного из них.

Данная программа позволяет всем обучающимся детям получать более гармоничное развитие, воспитывать личностные качества и развивать способность к общению.

Организация учебного процесса

В коллективе занимаются дети от 6 до 13 лет. Программа обучения рассчитана на 4 года.

По окончании каждого года обучения ребенку вручается листок личных достижений, что является основанием для зачисления его на следующий год, а также руководством к дальнейшему индивидуальному совершенствованию. После четвертого года выдается сертификат об окончании программы обучения в эстрадно-цирковом коллективе «Невский каскад».

Режим занятий

1 год – занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу (для детей с базовой подготовкой)

1 год – занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

2 год – занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа.

3 год – занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа.

4 год – индивидуально-групповые занятия 4 раза в неделю по 2 часа.

Индивидуальные занятия для детей c ОВЗ 1 раз в неделю по одному часу.

Дети тренируются в единой, не стесняющей движения форме одежды и обуви.

Условия приёма

В коллектив принимаются все желающие дети в возрасте от 6 до 10 лет. При поступлении в коллектив требуется медицинская справка, подтверждающая отсутствие противопоказаний для занятий. Проводится собеседование, что является первичной диагностикой основных физических данных ребят. По итогам данного собеседования дети зачисляется на соответствующий год обучения.

Поэтапное освоение программы

Реализация данной программы осуществляется поэтапно и рассчитана на четыре года, каждый год имеет своё, четко выраженное назначение:

первый год – общая физическая подготовка и освоение базовых упражнений;

второй год – освоение акробатических элементов и соединений;

третий год – знакомство с цирковыми жанрами, выбор жанра;

четвертый год – совершенствование мастерства.

Коллектив как среда развития, обучения и

воспитания личности ребенка

Никакая воспитательная работа не состоится, если между педагогом и ребёнком нет контакта, уважения и взаимопонимания. Это касается и взаимоотношений с родителями.

Нередко занятия строятся таким образом, чтобы предоставить возможность воспитанникам коллектива продемонстрировать свои достижения, правильность исполнения отдельных элементов и композиций, а также помочь педагогу в работе с менее успешными детьми, вселяя в них уверенность в собственные силы.

В то же время индивидуальный подход к каждому ребенку не препятствует созданию единого, целостного коллектива, со своими традициями, которые формируются с течением времени.

Традициями коллектива являются проведение праздника “День рождения круглый год”, отмечающего дни рождения всех детей коллектива в один день, праздника “Дебют”, где впервые выступившие участники коллектива получают поздравления. Там же вручается и “Актерская книжка”, куда заносятся все его последующие выступления.

Коллектив “Невский каскад” взаимодействует с другими коллективами художественного отдела Дворца детского и юношеского творчества при подготовке совместных выступлений, поездок, проведения праздников, таких как Новый год, КВН, спортивных мероприятий и др.

Результаты освоения программы:

в предметной деятельности

знания основных жанров циркового искусства.

знание и соблюдение техники безопасности на тренировках и выступлениях.

владение своим телом.

правильное выполнение основных акробатических элементов.

умение оценивать физическое состояние и регулировать его в процессе тренировочной деятельности.

участие коллектива в городских конкурсах и фестивалях.

создание самостоятельной концертной программы.

владение жанрами

сформированность сценической культуры в результате активной концертной деятельности.

в развитии личности

возросшая уверенность в себе.

сознательная тренировочная деятельность.

любовь к цирковому искусству.

умение радоваться успехам других.

желание прийти на помощь в трудную минуту.

умение быстро реагировать в экстремальной ситуации.

уважение сложившихся традиций коллектива.

в создании образовательной среды

создание творческого детского коллектива

активная помощь старших участников коллектива младшим.

концертная деятельность

творческие поездки

создание библиотеки по истории циркового искусства

наличие условий для развития личности.

воспитание этики отношений.

Включение родителей в деятельность единого коллектива

Для повышения эффективности процесса образования детей необходима поддержка и помощь родителей. При этом традиционных родительских собраний, открытых занятий и бесед бывает недостаточно для того, чтобы родители не только осознали важность того, чем занимается их ребенок, что он испытывает в процессе обучения и как трудно бывает тренироваться, но и поддержали ребёнка во время домашних занятий.

На базе коллектива для заинтересованных родителей начала работу группа аэробики, где мамы не только тренируются, но также осваивают выполнение некоторых акробатических элементов, которые на занятиях отрабатывают их дети. Родители становятся более подготовленными физически, а также овладевают профессиональными терминами. Это позволяет им оказать своему ребенку конкретную помощь. Теперь они чаще и с желанием посещают занятия детей, растет их заинтересованность в результатах обучения, они могут достаточно квалифицированно страховать ребенка при отработке некоторых элементов дома.

Формы организации образовательного процесса и методы обучения

Занятия проводятся в группах и малыми группами. Основными формами работы являются: тренировки, репетиции, открытые и зачётные занятия, спортивные праздники, конкурсы и фестивали, а также творческие встречи с профессиональными артистами и экскурсии в цирк.

На занятиях используются разнообразные методы работы с детьми: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, поисковые, индуктивные, творческие

(просмотр и анализ видеозаписей выступлений коллектива на конкурсах и фестивалях, рассказы и беседы с обучающимися, показ педагога, для наиболее успешного освоения программы применяются зачётные и актёрские книжки, а для учёта и контроля за выполнением упражнений - наглядные карточки с различными комплексами акробатических элементов).

По окончании каждого года обучения детям вручается листок личных достижений, что является основанием для зачисления его на следующий год обучения. После 4 лет обучения по программе выдаётся свидетельство о дополнительном образовании.

Общая физическая подготовка

Тема

Теория

Практика

Всего

  1. Вводное занятие

6. Итоговое занятие

ИТОГО

Вариативность программы.

Тематический план I года обучения

Для детей имеющих базовую физическую подготовку

Тема

Теория

Практика

Всего

  1. Вводное занятие
  1. Упражнения, укрепляющие мышцы ног.
  1. Упражнения для развития мышц рук
  1. Упражнения для развития силы мышц туловища.

5. Упражнения на растягивание и гибкость.

6. Итоговое занятие

ИТОГО

Содержание программы I года обучения

Вводное занятие.

Обзор тем программы.

Общая физическая подготовка.

Выполнение базовых упражнений.

Укрепление основных групп мышц.

Развитие физических качеств.

Упражнения, укрепляющие мышцы ног

Теория :

Икроножные мышцы, голеностопный сустав, ахиллово сухожилие, сила, ловкость, быстрота гибкость, выносливость.

Практика

  1. Ходьба на носках.
  2. Ходьба на носках в полуприседе.
  3. Прыжки в полуприседе.
  4. Прыжки вверх со свободным взмахом слегка согнутыми руками вперед к верху.
  5. Прыжки вверх с разбега с поворотом на 180 0 , 360 0 .

6. Прыжки на мини-батуте.

Упражнения для развития силы рук

Теория.

Мышечная сила, мышцы рук, укрепление мышц, изометрия, отжимания.

Практика.

  1. В упоре лежа отталкиваться руками от пола.
  2. Из упора лежа, скользя ногами по полу, опуститься на предплечье и силой снова подняться в упор лежа.
  3. Из упора лежа перемахнуть двумя ногами вправо (влево) в упор лежа сзади.
  4. Из упора лежа сзади толчком рук поворот в упор лежа.
  5. Подтягивание в висе.
  6. Передвижение на руках и ногах в упоре лежа сзади.
  7. Выход в стойку на руках.

Упражнения для развития силы мышц туловища

Теория:

Сокращение мышц, мышцы груди мышцы спины, мышцы живота.

Практика

  1. Из упора лежа перейти в упор присев.
  2. Лечь на спину, резким движением перейти в плотную группировку.
  3. Лежа бедрами на гимнастической скамейке спиной к низу, удерживать выпрямленное туловище в горизонтальном положении.
  4. В висе на гимнастической стенке полностью провиснуть в плечевых суставах, короткими движениями подтягиваться только в плечевых суставах, не сгибая рук в локтях.
  5. Боковой кувырок.

Упражнения на растягивание и гибкость

Теория:

Виды гибкости, плавность движений, свобода движений, амплитуда.

Практика:

  1. Махи ногами вперед, в сторону, назад.
  2. Упражнение «шпагат» (на правую ногу, на левую ногу поперечный).
  3. Наклоны туловища к ногам, исходное положение: стоя, сидя.
  4. Прогибы, назад стоя на ногах, стоя на коленях, лежа.
  5. Упражнение «мост».
  6. Ласточка.

7. Рыбка

Ожидаемые результаты

По окончании I года обучения, обучающиеся будут уметь четко и красиво выполнять следующие упражнения:

Формы контроля

В течение года проводятся открытые занятия для родителей, учащиеся выступают на спортивном празднике «Спорт и мы», в конце года проводится зачет по общей физической подготовке. По результатам зачета учащиеся переводятся на следующий год обучения.

Тематический план II года обучения

Освоение акробатических элементов и соединений

Тема

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

  1. Динамическая акробатика

4. Соединение акробатических элементов

5 . Пластическая акробатика

6. Концертная деятельность

7. Итоговое занятие

Итого:

Содержание программы II года обучения

Вводное занятие.

Обзор тем программы.

Изучение техники выполнения акробатических элементов.

Совершенствование двигательных навыков.

Детализированное разучивание упражнений и соединений.

Виды акробатики: статическая, динамическая, пластическая.

Выполнение стоек, статическая акробатика

Теория

Расстановка рук, распределение веса тела, балансировка, контроль равновесия.

Практика

  1. Стойка на лопатках.
  2. Стойка на голове.
  3. Стойка на предплечьях.
  4. Стойка на руках.
  5. Выполнение сочетаний различных стоек.

Динамическая акробатика

Теория

Перевороты тела с опорой, темп переворотов, разбег, темповой подскок, последовательность выполнения, нарастание темпа.

Практика

  1. Переворот вперед с опорой на руки.
  2. Переворот с поворотом – «рондад».
  3. Переворот назад на одну ногу.
  4. Переворот вперед на одну ногу.
  5. Сальто назад с группировкой.

Соединения акробатических элементов

Теория

Варианты соединений, комбинированные соединения, высота выполнения, сохранение темпа, выполнение слитно.

Практика

  1. Короткий кувырок вперед – кувырок вперед прыжком.
  2. Короткий кувырок назад – кувырок назад длинный.
  3. Переворот вперед с опорой на руки и голову.
  4. Рондад, переворот вперед с опорой на руки, кувырок вперед.
  5. Рондад, переворот с опорой на руки и голову.

Пластическая акробатика

Теория

Фигурно-композиционные элементы, плавность исполнения, максимальная гибкость, достаточный суплес, комбинации пластической акробатики.

Практика

  1. Мост из положения стоя.
  2. Стойка, на предплечьях максимально прогнувшись, шпагат, полушпагат.
  3. Стойка на груди с сильным прогибом, ноги поставить на голову, на пол.
  4. Выход из положения стоя, в стойку на груди, перекат в положение лежа.
  5. Арабеск хватом ноги сзади.
  6. Стойка на руках с прогибом.

Концертная деятельность

Участие в традиционных концертах и праздниках коллектива «Новогодний калейдоскоп», «Таланты и поклонники», «Дебют».

Итоговое занятие

Ожидаемые результаты

По окончании II года обучения, обучающиеся смогут красиво выполнять

Акробатические динамические элементы

Акробатические статические элементы

Акробатические пластические элементы.

Формы контроля

В течение года проводятся открытые занятия, в конце года проводится зачет. По результатам зачета учащиеся переводятся на следующий год обучения.

Тематический план III года обучения

Знакомство с цирковыми жанрами, выбор жанра.

Тема

Теория

Практика

Всего

  1. Вводное занятие.
  1. Жонглирование
  1. Эквилибр

4. Клоунада

5 Концертная деятельность

6. Итоговое занятие

Итого:

Содержание программы III года обучения

Вводное занятие

Жонглирование

Теория

Правильная постановка рук, основная стойка жонглёра, традиционные предметы жонглирования, нетрадиционные предметы жонглирования, техника жонглирования.

Практика

  1. Жонглирование мечами 1, 2, 3, 4.
  2. Жонглирование кольцами 1, 2, 3, 4, 5.
  3. Жонглирование булавами 1, 2, 3.
  4. Жонглирование парами (мячи, кольца, булавы).

6. Построение комбинаций с предметами.

7. Отбивание мячей от пола.

  1. Отбивание мячей от бубна.

9. Диаболо.

Эквилибр

Теория

Практика

  1. Эквилибр на «катушках».
  2. Эквилибр на стульях.
  3. Эквилибр на тростях.

Клоунада

Теория

Комический образ, приёмы эксцентрики, гротеск, буффонада, пародия.

Практика

2. Использование реквизита.

Концертная деятельность

Участие в районных и городских конкурсах детского творчества. Выступления на тематических праздниках и концертах.

Итоговое занятие.

Ожидаемые результаты

По окончании Ш года обучения, обучающиеся выбирают жанр циркового искусства. Готовят концертный номер в одном или двух жанрах циркового искусства.

Формы контроля

Дети участвуют в районных, городских концертах и фестивалях детского творчества. В конце года проводится зачетное занятие, где ребята представляют свои творческие работы (концертный номер). По результатам зачета переводятся на следующий год обучения.

Тематический план IV года обучения

Совершенствование мастерства

Тема

Теория

Практика

Всего

1. Вводное занятие

2. Работа по изучению пространственного
построения номера.

3. Создание образа в номере

4. Самостоятельная творческая деятельность

5. Концертная деятельность

6. Итоговое занятие

Итого:

Содержание программы IV года обучения

Вводное занятие.

Обзор т ем программы

Внешнее и внутреннее сценическое пространство.

Стилизация.

Взаимопроникновение жанров.

Классическое построение циркового номера.

Художественная форма создания образа.

Сценические эффекты.

Работа по изучению пространственного построения номера.

Теория

Сценическое пространство, сценическое время, составные части концертного номера, особенность исполнения трюка.

Практика

1. Построение номера

2. Отработка дополнительных элементов номера.

3. Улучшение техники выполнения трюков.

4. Хронометраж номера.

5. Подготовка этюда.

Создание образа в номере

Теория

Характер образа, костюм, перевоплощение, сценическая культура, общение со зрителем, трюковые комбинации, взаимодействие с партнёрами по номеру.

Практика

1.Создание образа.

2.Воплощение образа в номере.

3. Построение сюжетной линии.

4.Выполнение трюковых комбинаций

5.Подготовка этюда.

Самостоятельная творческая деятельность

Теория

Виды сценических площадок, сценические эффекты, контрастные комбинации, музыкальное оформление, лаконичность исполнения концертного номера, специфика циркового костюма.

Практика

  1. Подготовка концертного номера.
  2. Артистичность исполнения трюков.
  3. Сведение трюков в контрастные комбинации.
  4. Использование музыки в номере.

5. Использование световых эффектов.

Концертная деятельность

Проводится в соответствии с планом работы коллектива, ДДЮТ, района, города и положениями о конкурсах и фестивалях циркового искусства и детского художественного творчества г. Санкт – Петербурга и РФ.

Итоговое занятие .

Отчетный концерт, награждение участников за успешное освоение программы.

Примерный репертуар концертной деятельности коллектива

«Оранжевое солнце» (акробатика на мячах)

«Зенит- чемпион» (жонглёры)

«Энергия» (акробатическая композиция)

«Оригинальный жанр» (палочки)

«Гусеница» (пластико – акробатическая композиция)

«Жонглёр»

«Карамболь» (акробатическое трио)

«Морская звезда» «игра с диаболо»

«Пластический этюд»

«Мгновение движений» (игра с хула-хупами)

«Движение музыки» (игра с диаболо)

«Весёлые поварята» (жонглёры)

«Водолей» (пластико – акробатическая композиция)

«Прогулка» (эквилибр на кубиках)

Ожидаемые результаты

По окончании IV года обучения дети научаться

Владеть своим телом и правильно выполнять основные акробатические элементы

Использовать трюковые комбинации для построения творческих акробатических этюдов.

Соблюдать технику безопасности на тренировках и выступлениях.

Будут знать основы сценической культуры в результате активной концертной деятельности.

Результатом обучения является создание концертного номера в любом жанре циркового искусства.

Учебно-тематический план индивидуальных занятий

для детей с ОВЗ

Тема

Теория

Практика

Всего

  1. Вводное занятие
  1. Жонглирование
  1. Эквилибр

4 Клоунада

5 Концертная деятельность

6. Итоговое занятие

Итого:

Содержание программы индивидуальных занятий

Вводное занятие

Основные жанры циркового искусства, классификация жанров, сочетание жанров.

Жонглирование

Теория

Постановка рук, основная стойка жонглёра, традиционные предметы жонглирования, нетрадиционные предметы жонглирования.

Практика

  1. Жонглирование мечами 1, 2, 3.
  2. Жонглирование кольцами 1, 2, 3.
  3. Жонглирование булавами 1, 2.
  4. Воздушное жонглирование платками

5. Динамичное жонглирование – ходьба, бег, повороты.

6. Комбинации с 2 и 3 платками

7. Отбивание футбольных мячей от пола.

  1. Отбивание мячей от бубна.

9. Диаболо.

  1. Вращение хула-хупов (максимальное количество одновременно).

Эквилибр

Теория

Равновесие, баланс, классификация эквилибра, реквизит для эквилибра.

Практика

  1. Эквилибр на «катушках».
  2. Эквилибр на стульях.
  3. Эквилибр на моноцикле
  4. Сочетание эквилибра и жонглирования.

Клоунада

Теория

Комический образ, приёмы эксцентрики, гротеск, пародия.

Практика

1. Создание комического образа.

2. Использование реквизита.

3. Сочетание жанров в клоунаде.

Концертная деятельность

Участие в тематических праздниках и концертах.

Итоговое занятие.

Учебный концерт, подведение итогов конкурса творческих работ.

Ожидаемые результаты

Обучающиеся познакомятся с жанрами циркового искусства и получат практические навыки выполнения упражнений.

Формы контроля

Зачетные занятия.

Методическое обеспечение

Учебно-методический комплекс к образовательной программе

«Эстрадно-цирковое искусство»

1.Учебно-методический компонент для детей и педагогов:

Тематические папки:

«Общая физическая подготовка».

«Динамическая акробатика».

«Статическая акробатика».

«Пластическая акробатика»

«Классификация цирковых жанров».

«Жонглирование тремя предметами».

«Вращение хула-хупов».

«Создание образа в номере»

Наглядные материалы к темам:

«Таблицы и схемы выполнения акробатических элементов»

«Введение в жанр»

«Комбинационная работа с мячами,

кольцами, булавами».

«Составление фигур из хула-хупов»

«Создание образа в номере»

Советы для начинающих :

Правила техники безопасности.

Правила поведения во время выступлений.

Правила оформления и хранения реквизита

Методические разработки:

«Акробатическая азбука»,

«Правильная постановка рук в жонглировании»,

«Оригинальные способы вращения хула-хупов ».

Планы открытых занятий

Электронные образовательные ресурсы

«Летняя разминка»

Презентации: «Невский каскад», «Вологодское турне».

Видеоматериалы:

Концерты и выступления коллектива.

Открытые занятия.

Сборник выступлений лучших цирковых номеров мира.

Сборник программ цирка Дю Солей.

Художественная гимнастика с обручем.

2. Диагностические материалы

Итоги подготовленности учащихся.

Карты самооценки воспитанника и оценки педагогом.

Коммуникативной компетентности воспитанника 12-17 лет.

Карты «Направленность личности воспитанника 7-12 лет».

Индивидуальные карточки учета результатов личностного

развития воспитанника.

3. Воспитательный компонент.

Устав детского объединения.

План работы детского объединения.

Отчеты о работе детского объединения.

План творческих поездок и гастролей.

Сценарии праздников и концертов.

Афиши, буклеты, программки.

4. Работа с родителями.

Анкеты.

Протоколы собраний.

Планы тематических бесед.

Советы по оформлению циркового реквизита.

5. Компонент результативности.

Дневник посещения занятий.

Зачетная книжка.

Актёрская книжка.

Перечень достижений учащихся.

Дипломы, награды, сертификаты.

Материально – технические ресурсы

Для проведения занятий по программе необходимо:

просторный класс и зал для репетиций, оснащенные оборудованием и реквизитом для каждого обучающегося

  1. Маты – 10 шт.
  2. Ковер - 2 шт.
  3. Зеркала – 18 шт.
  4. Музыкальный центр - 3 шт.
  5. Видеомагнитофон – 1 шт.
  6. Телевизор – 1 шт.
  7. DVD плеер
  8. Сd – диски – 20 шт.
  9. Хула-хупы – 115 шт.
  10. Мячи для жонглирования – 45 шт.
  11. Кольца для жонглирования – 45 шт.
  12. Булавы для жонглирования - 45 шт.
  13. Стол для каучука – 4 шт.
  14. Куб для эквилибра - 1 шт.
  15. Мини-батут – 2 шт.
  16. Концертные костюмы -100 шт.
  17. Большой справочник школьника «Дрофа» м. 2002г.
  18. Быртен А. «Под брезентовым небом» «Советский писатель» М. 1989г.
  19. Кох З. «Вся жизнь в цирке» «Искусство» М. 1983г.
  20. Никулин Ю.В. Мир цирка. «Кладезь» М. 1995г.
  21. Никулин Ю.В. «Цирковые клоунады, репризы» «Советская Россия» М. 1970г.
  22. Румянцев Н. «Карандаш» «Искусство» М. 1987г
  23. Румянцев Н. «Над чем смеется клоун» «Искусство» М. 1987г.
  24. Славский Р. «Встречи с цирковым прошлым». «Искусство» М. 1989г.
  25. Успенский В. Очарованные цирком. «Скандинавил» СПб. 1995г
  26. Шпеер А.Я. Цирк. «Сов. энциклопедия» М. 1979г.

2 Список используемой литературы

  1. Бардиан Ф. Цирк на пяти континентах. «Искусство» М. 1987г
  2. Березнёва Д.С.Энциклопедия фокусов. «Парадокс» г.Минск.1999г.
  3. Богословский Н.С. забавно, грусно и смешно. «Эксмо» М. 2002г.
  4. Гурович А.Б. На арене и вокруг нее. «Искусство» М. 1990г.
  5. Иванов И.П. Педагогика коллективной творческой деятельности. Псков. 1998г.
  6. Козлов В.В. Физическое воспитание детей в УДО «Акробатика» «Владос» М. 2003г.
  7. Маркова Е. Современная зарубежная литература. «Искусство» М. 1985г.
  8. Никулин Ю.В. Почти серьезно. «Терра» М. 1994г.

    Хула - хуп

    Вам потребуется для работы:

    1. 30 хула – хупов. Из них 5 являются основными (рабочими), остальные составляют «бочку».
    2. цветная самоклеющаяся блестящая бумага – 10 метров

    - 3 метра бумаги для 5 основных хула – хупов. Цвет: золото или серебро

    - 7 метров разноцветной бумаги для «бочки»

    1. скотч прозрачный, шириной 2 сантиметра
    2. леска рыболовная - 7 метров
    3. ножницы канцелярские

    Для оформления 5 основных обручей вам потребуется 3 метра блестящей самоклеющейся бумаги выбранного цвета. Бумагу необходимо нарезать полосками, шириной 2 сантиметра. Далее взять хула – хуп и начать работу по оклеиванию. От самоклеющейся бумаги следует отсоединить защитный слой и начать наклеивать на хула-хуп. Бумагу следует плотно накладывать на предмет, обматывать хула-хуп без расстояния. Каждый «шаг» бумаги – самоклейки должен совершать небольшой нахлёст на предыдущий. По окончании оклейки блестящим слоем, следует приступить к обмотке скотчем. Действовать следует по аналогии оклейки блестящей бумагой.

    Для оформления «бочки» потребуется 7 метров самоклеющейся бумаги. Каждый хула – хуп необходимо обклеивать по аналогии основных обручей. Далее хула – хупы необходимо сформировать в «бочку», то есть соединить 25 обручей в единый предмет. Для этого необходимо взять леску. Закрепить с двух сторон первого обруча и далее обвязывать узлом вокруг каждого хула – хупа с двух сторон. Шаг лески от хула-хупов составляет 10 сантиметров. На последнем хула – хупе леску следует тщательно закрепить.

    Реквизит к выступлению готов.

    Но для того, чтобы в процессе транспортировки хула – хупы не потеряли свой блестящий и яркий вид для них нужно сшить специальный чехол.

    Для чехла вам понадобиться:

    1. ткань «плащёвка»: длина 3 метра, ширина 80 сантиметров
    2. нитки швейные, ножницы
    3. резиновый шнур и закрепители «стопора».

    Для того чтобы изготовить чехол необходимо выкроить ткань в «круг». Сшив два конца ткани вы получите нужную форму. Необходимо обработать края ткани внутри чехла, прошивая их незабудьте оставить место для вставки шнура. После обработки краёв, возьмите шнур и вставьте его в обе стороны чехла, поставьте стопора. Закрепите их и чехол готов.

    Схема создания чехла для хула – хупов.

    1. соединение ткани в одно целое

    2. готовый вариант чехла

    Инструкция по технике безопасности при вращении хула – хупов.

    При вращении хула – хупов необходимо соблюдать следующую технику безопасности:

    1. необходимо держать дистанцию между друг другом. Дистанция должна составлять не менее 2,5 метров.
    2. отработку «отрывных» вращений (например, вращений на локтях) необходимо выполнять по 4 человека, чтобы не допустить попадания хула-хупа по партнёрам.
    3. необходимо внимательно выслушивать правила выполнения вращений, во избежание не точных действий, которые могут привести к травмам.
    4. при отработке следующих трюков:

    - поднятие хула – хупа с пола ногой;

    - выполнение вращений «вертушка» и «шапка»

    Необходимо использовать специальные эластичные бинты, для того чтобы не получить растяжений мышц голеностопа и кистей рук.