Наблюдение летний период старшей группе. Летнее наблюдение на прогулке в старшей группе

Задачи

— знать и различать 6—7 цветущих травянистых растений;

— знать характерные особенности внешнего вида и строения цветов, периодичность цветения (первоцветы, цветущие летом, осенние цветы), зависимость роста и развития от внешних условий (влага, питательная почва, свет, тепло);

— узнавать цветы в природе, на картинках, использовать в речи названия цветов;

— различать цветы по месту их произрастания (садовые, луговые, полевые, лесные, водные);

— иметь представление о цветущих лекарственных растениях (медуница, ландыш, мать-и-мачеха, одуванчик и др.);

— о том, как выращивают цветы, как размножаются некоторые из них;

— о цветнике, его устройстве;

— знать о значении цветов в жизни человека;

— уметь составлять описательный рассказ о цветке.

Словарная работа

Названия : цветы, роза, тюльпан, ромашка, гвоздика, лилия, колокольчик (другие, наиболее часто встречающиеся в данной местности в саду, парках и скверах, на лугу, в лесу, озерах и прудах), стебель, корни, листья, бутон, лепестки, семена, сухоцветы, первоцветы, венок, букет, лекарство, духи, варенье, Красная книга.

Признаки: садовые, полевые, луговые, водные, горные, степные, пустынные, редкие, лекарственные, весенние, летние, осенние, однолетние, многолетние, красивые, ароматные, пахучие, нежные, как солнышко, благородная, гордая, колючая, вьющаяся, ползучая, луковичные, низкие, высокие, разноцветные, живые, сухие, здоровые, чахлые, яркие, бледные, завядшие, увядающие, распускающиеся, полегшие после дождя, солнцелюбивые, теневыносливые и т.п.

Действия: растут, цветут, закрывают, раскрывают (лепестки), опускают (головки), осыпаются, наклоняются к земле, поворачиваются за солнцем, замерзают, засыхают, болеют, сажать, сеять, поливать, подкармливать, лечат, радуют, восхищают, разлетаются (семена), собирать, срезать, рвать, плести, составлять букет, охранять.

Наблюдения за цветами на участке ДОУ, в парках и скверах

Рассказ воспитателя о цветке и рассматривание его.

Вопросы

♦ Нравится ли вам этот цветок? Чем?

♦ На что он похож?

♦ Какие части можно у него выделить?

♦ Какой высоты этот цветок по сравнению с другими цветами?

♦ Он растет большим кустом или одиноким растением?

♦ Какие у цветка листья по цвету? Форме? Растут ли они от самой земли или от стебля? Их много или мало? Какая у них поверхность?

♦ Что можно сказать о цветке? В какие цвета и оттенки окрашены лепестки? Какой формы сам цветок и его лепестки? Сколько лепестков у цветка? Как они расположены по отношению к сердцевине?

♦ Пахнет ли цветок? Что напоминает этот запах?

♦ Какие лепестки на ощупь? Что находится в середине цветка? Видна ли серединка сразу или надо раскрывать лепестки? Какого цвета серединка цветка? Цветок смотрит вверх на солнышко или наклонен к земле? Все ли цветки одинаковые? Чем отличаются?

♦ Что можно сказать о стебле цветка? Какой он высоты? Толстый или тонкий? Растет прямо или пригибается к земле? Гладкий или шероховатый на ощупь? Свободный от листьев или нет?

♦ В каком месяце лета цветет этот цветок? Как долго?

♦ Это одно- или многолетнее растение?

♦ Его высаживают семенами, клубнями или луковицами?

♦ Это садовое, луговое, полевое или лесное растение? Почему?

♦ Как нужно ухаживать за этими цветами, чтобы они всегда были красивыми?

♦ Неприхотливое ли это растение или нуждается в особом уходе?

♦ Срезают ли эти цветы в букет? В какое время суток это лучше делать?

♦ Какие насекомые прилетают к цветку, чтобы поесть или отдохнуть?

♦ Реагирует ли растение на погоду? Время суток? Как?

Пластический этюд «Цветок»

Задача : развивать пластику, пантомимическую выразительность.

Воспитатель предлагает детям «превратиться» в цветок, за которым они наблюдали, и изобразить его в бутоне, распускающемся, тянущемся к солнышку, склоняющем головку под дождем, умывающемся росой, раскрывающем лепестки для насекомых и т.п.

Конкурс на лучший рисунок цветка с натуры

Задача : развивать целенаправленное внимание, зрительное восприятие, изобразительное умение, чувство цвета и формы.

Воспитатель предлагает детям удобно разместиться около цветка, положить на колени мольберты (доски для лепки) и нарисовать цветок таким, каким они его видят. Рисунки детей рассматриваются, из них составляется цветочная галерея. Выбираются и поощряются рисунки, на которых цветок изображен более реально, со всеми деталями.

Чтение стихотворений о цветах

Задачи:

— формировать умение выделять в стихах строчки, характеризующие отличительные признаки цветка, особенности произрастания, размножения;

— воспитывать чувство прекрасного от соприкосновения с художественным словом.

Примерный перечень стихотворений: А. Прокофьев «Мак», М. Поз- нанская «Ромашка», Е. Серова «Одуванчик», «Колокольчик», «Гвоздика», «Голодный шмелик», «Лежит кувшинка на листке», А. Толстой «Колокольчики мои», И. Токмакова «Незабудки», Е. Благинина «Одуванчик», Е. Трутнева «Улетает лето», «Цветы», Т. Шорыгина «Одуванчик», «Ромашка», считалка «Как у нас на нашей клумбе», Н. Кончаловская скороговорка «Собирала Маргарита», Г. Юнусова «Колокольчик», Е. Алябьева «Луговые цветы», «Садовые цветы», «Колокольчик», «Цветик-колокольчик».

Чтение познавательных рассказов и сказок о цветах

Задачи:

— формировать знания об особенностях внешнего вида, места произрастания, сроках цветения травянистых растений;

— развивать произвольное внимание, память, воображение, образную речь;

— воспитывать интерес к цветам, желание любоваться ими, выращивать их и радовать окружающих.

Рассказы: «Цветок из Африки» (узамбарская фиалка); «Цветки их напоминают орхидеи» (ирисы); «Оранжевые заступники» (бархатцы); «Цветок солнца» (подсолнечник); «Цветок-наперсток» (наперстянка); «Чемпион медоносов» (иван-чай); «Воспет римлянами» (тысячелистник).

Б. Александров «Цветы встречают лето» (5—7 лет)

Вопросы и задания

♦ Какие цветы расцветают в цветниках в июне?

♦ Почему их называют многолетниками? Как их описывает автор?

♦ Опишите цветок, опираясь на картинку и рассказ.

♦ Нарисуйте июньские цветы.

Н. Павлова «Летом» (5—7 лет)

Вопросы и задание

♦ О каких цветах, распускающихся летом, говорится в рассказе?

♦ Где обычно растут васильки?

♦ Почему василек необычный цветок?

♦ Покажите, как василек передает пыльцу насекомым.

М. Пришвин «Золотой луг» (5—7 лет)

Вопросы и задание

♦ О каком цветке говорится в рассказе?

♦ Почему одуванчик так заинтересовал мальчиков?

♦ В какое время суток одуванчик закрывает свои лепестки?

♦ Как говорили о луге, когда у одуванчиков лепестки были раскрыты?

♦ Покажите с помощью пальцев, как одуванчик закрывает и открывает свои лепестки.

Н. Павлова «Желтый, белый, лиловый» (4—6 лет)

Вопросы и задания

♦ Почему луг постоянно менял свой цвет?

♦ От цветения каких травянистых растений луг становится желтым? Белым? Лиловым?

♦ Что интересного кобылка рассказала жуку о лютике? Подмареннике? Мышином горошке?

♦ Почему жук так и не увидел цветущего луга?

♦ Нарисуйте цветущий луг весной и в разные месяцы лета.

♦ Разыграйте сценки из сказки.

Н. Павлова «Как облачко» (5—7 лет)

Вопросы и задания

♦ О каком травянистом растении говорится в сказке?

♦ Подмаренник — это садовое или луговое растение?

♦ На какие цветы хотел быть похожим подмаренник? Почему?

♦ С чем сравнила дождевая капля цветки подмаренника?

♦ Чем пахнут цветки подмаренника?

♦ Чем отличается стебель подмаренника?

♦ Нарисуйте подмаренник и его цветки красками и пальцами.

♦ Разыграйте сценки из сказки по ролям.

И. Соколов-Микитов «Колокольчики» (5—7 лет)

Вопросы и задание

♦ Как можно назвать цветы, которые растут на лугу, в лесу?

♦ Какие чувства вызывает красота цветущего луга?

♦ Нарисуйте картину цветущего летнего луга.

Дидактическая игра «Расскажи о себе»

Задачи:

— формировать умение составлять подробный описательный рассказ о выбранном цветке (строение, цвет, форма, размер, длительность, время цветения, место произрастания);

— по описанию угадывать цветок, при необходимости дополнять свой рассказ, опираясь на наглядность;

— развивать воображение, память, монологическую речь;

— воспитывать внимательное отношение к речевой деятельности товарищей.

Воспитатель предлагает детям отправиться в волшебную страну цветов. Всех детей он «превращает» в цветы, но в какие, никто не знает (ребенок выбирает цветок и говорит его название воспитателю на ушко). О выбранном цветке ребенок должен составить загадку-описание, вспомнить все подобности внешнего вида, места произрастания. Использовать при описании жесты, пантомимику. Выигрывает тот, кто описал ярко, подробно, и дети смогли угадать цветок. Для описания нужно выбрать наиболее известные детям цветы. Для сравнения описания с внешним видом цветка можно использовать натуральные цветы участка или открытки и картинки с их изображением.

Прогулка № 1

Наблюдение за сезонными изменениями (июнь)
Цели:

Закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

Учить выделять изменения в жизни растений и животных в летнее время;
- формировать представление о летних месяцах.
Ход наблюдения

♦ Какое сейчас время года?
♦ Как вы догадались, что лето ?
♦ Перечислите характерные признаки лета.
♦ Почему летом стало теплее?
♦ Что делает человек летом?

Сколько солнца! Сколько света!

Сколько зелени кругом!

Что же это? Это лето

Наконец спешит к нам в дом.

Свежий запах сочных трав,

В поле спелые колосья

И грибы в тени дубрав.

Сколько вкусных сладких ягод

На поляночке в лесу!

Вот наемся я и на год

Витаминов запасу!

♦ Сколько месяцев длится лето?

♦ Как называется первый летний месяц? (Июнь)
Существует очень много пословиц и поговорок об этом месяце:

В июне солнце высоко, а с утра до вечера далеко;

В июне первую ягоду в рот кладут, вторую домой несут.

Если в июне ночи теплые, тогда можно ожидать изобилия плодов.

Июнь – первый месяц лета. В июне самые длинные дни и самые короткие ночи, это тепло и свет; это месяц рослых трав, пестрых лугов. Это время, когда начинают спеть ягоды.

В высоких травах стрекочут кузнечики; над цветущим лугом летают пчёлы и бабочки. В июне начинается сенокос, в полях зреет пшеница, рожь, ячмень и овес. Много дел и у птиц, в гнездах появляются птенцы.

Дидактическая игра

«Составь предложение» - дети составляют предложение с предложенным словом.

Цель: научить составлять предложения с заданным словом.

Трудовая деятельность

Рыхление песка в песочнице.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Подвижные игры

«Третий лишний». Цель: учить соблюдать правила игры; развивать ловкость и быстроту.

«Совушка». Цель: учить ориентироваться в пространстве; развивать интерес к игре.

Индивидуальная работа

Развитие движений. Цель: упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей.

Прогулка № 2

Наблюдение за солнцем
Цели:

Формировать представление о том, что Солнце является источником света и тепла

Дать детям представление о состоянии погоды летом ; закрепить названия сезонной одежды.
Ход наблюдения.

За летним тёплым солнцем

Выгляни скорей в оконце

И подставь свои ладошки,

Чтоб поймать зайчат лукошко.

На травинке дремлют мошки

И улитка греет рожки,

Из-под листиков букашки

Тянут к солнышку мордашки.

Любит солнце паучок,

Червячок, жучок, сверчок,

Любят солнышко цветы,

Научись любить и ты!

Солнце - источник света, тепла и жизни на Земле. Во все стороны от него распространяется свет и тепло. Летом оно греет сильнее, поэтому дети гуляют раздетыми (в облегченной одежде, в головном уборе). Воспитатель предлагает отметить, что солнце стоит днем высоко - на улице жарко; утром и вечером солнце низко, поэтому становится прохладнее. День длится долго, ночи коротки.

♦ Когда вы возвращаетесь с прогулки, замечаете, где находится солнце?

♦ Почему вы чувствуете, что лето уже наступило?

♦ Что происходит с растениями, когда солнце ярко и долго светит?

♦ Для чего нужно в жаркую погоду одевать головные уборы (панамы, кепки)?

♦ Во что одеты люди летом?

♦ Где можно спрятаться от палящих лучей солнца?

Положить два камешка. Один - на солнышко, другой - в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.

«Выложи узор»

Воспитатель предлагает выложить узор из камешков на песке. Цель: развивать фантазию.

Трудовая деятельность

Помощь детям младшей группы в уборке территории.

Цель: развивать трудолюбие, желание помогать малышам.

Подвижные игры

«Солнце и луна». Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

«Вышибало». Цель - тренироваться в бросании и ловле мяча.

Игры с песком

«Нарисуй облака и солнце». Цель: развивать воображение, фантазию, мелкую моторику рук

Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Прогулка № 3

Наблюдение за насекомыми (бабочка)
Цель: расширять знания детей о внешнем виде бабочки, образе жизни, ее значении.
Ход наблюдения.

Я у желтой бабочки,
Тихо-тихо спрашивал:
- Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской,
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко,
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка, скажи мне!
Воспитатель предлагает понаблюдать как красиво, весело порхают пестрокрылые красавицы-бабочки: и желтые лимонницы, и темно-красные крапивницы, и голубянки, и капустные белянки, и переливницы, и перламутровки. Рассмотреть внешний вид бабочек, части тела, узнать, чем они питаются.
Подводит детей к выводу, что бабочки отличаются по величине и окраске крыльев.

У бабочек очень красивый узор на крылышках – один из самых красивых, среди созданных природой. У них две пары крыльев. Но хватать бабочек за крылышки нельзя, так как они покрыты нежной пыльцой, которую легко стереть, а ведь бабочка после этого не сможет летать.
У бабочек 6 ног при помощи, которых они держатся на цветах и передвигаются по ним.
У них есть усики и хоботок, свернутый спиралью. Сидя на цветке, бабочка развертывает хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар.
Бабочки перелетают с цветка на цветок, так они переносят цветочную пыльцу. На опыленных растениях будет больше семян.

Воспитатель загадывает детям загадки о бабочках:
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Не птичка, а с крыльями:
Над цветами летает,
Нектар собирает. (Бабочка)
Дидактическая игра.

«Угадай по описанию» - воспитатель описывает насекомое, дети угадывают.

Цель: научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь.
Трудовая деятельность.

Предложить детям собрать мусор (палки, ветки, бумажки) на участке.
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к природе. Привлекать детей к уборке детского сада и заботе об окружающей природе.

Подвижные игры

«Бабочки». Цель: научить бегать врассыпную, по сигналу менять направление. «Змейка». Цель: научить бегать, держа друг друга за руки, точно повторять движения водящего, делать повороты, перешагивать через препятствия.

Цель: учить прыгать в длину с разбега.

Прогулка № 4

Наблюдение за летним дождем
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе.
Ход наблюдения.

Жарко солнышко пылало,

Млела знойная земля.

Ночью туча набежала,

Ждали дождика поля.

Рады, рады все травинки,

И колосья, и цветы,

Что веселые дождинки

Звонко льются с высоты.

Дождик шумный и прохладный,

Песня, полная чудес!

На рассвете дышит жадно

Напоенный влагой лес.
Воспитатель предлагает детям понаблюдать за первым летним дождем. Летний дождик тёплый, крупный. Если подует сильный ветер, дождь будет падать косо. Птички не поют, спрятались от дождя. Воспитатель предлагает прислушаться, как шумит дождь, стучат его капли по крыше домов, веранды.

Спрашивает у детей, полезен ли дождь для растений? Предлагает понаблюдать за растениями сада, огорода после дождя.

Воспитатель задает детям вопросы:

♦ Куда деваются лужи?

♦ Зачем нужен дождь?

Обращает внимание, что дождь бывает мелкий, моросящий, бывает сильный - ливень; идет в разном направлении, бывает косой и прямой.

Исследовательская деятельность

Предложить детям бросить в лужу камушек, что произошло с камушком? Почему он на дне лужи? Затем предложить опустить в лужу бумажный кораблик. Почему кораблик остался на поверхности лужи?

Цель: формировать умение мыслить, рассуждать, доказывать.

Дидактическая игра

«Хорошо – плохо». Цель - развить связную речь, умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества.
Трудовая деятельность

Подметание веранды.

Цель: учить правильно, пользоваться вениками.

Подвижные игры

«Передай – встань». Цель: воспитывать у детей чувство товарищества, развивать ловкость, внимание.

«Найди мяч». Цель: развивать у детей наблюдательность, ловкость.

Игра с песком и водой.

«Выкладываем и печатаем на песке»

Индивидуальная работа

"Весёлые прыжки"
Цель: упражнять в прыжках через скакалку.

Прогулка № 5

Наблюдение после дождя, появление радуги на небе
Цель: закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятие «радуга».
Ход наблюдения

Дождик кончился, и солнышко взошло.
И на небе чудо произошло,
Протянулась в небе радуга-дуга,
Серые и тучные пронзая облака.
Переливаясь разными цветами,
Под солнечными яркими лучами,
Радует она всех нас всегда,
И небо украшает радуга-дуга!

Воспитатель предлагает детям полюбоваться радугой, высказать свое мнение о её появлении, рассказать, чем она нравиться; назвать цвета радуги и посчитать их. Рассказывает, что особенно яркая, праздничная радуга возникает после шумной летней грозы или во время грозы. При моросящем дождике цвета радуги бледные, а сама радуга может превратиться в белесый полукруг, так как образуется она при преломлении солнечного луча в каждой капельке дождя. Радуга появляется после дождя, когда выглянет из-за туч солнце, только в стороне, противоположной солнцу. Если стать лицом к солнцу, то радугу не увидеть.


Что за чудо – красота!

Расписные ворота

Появились на пути!..

В них ни въехать, ни войти. (Радуга)

Что за чудо-коромысло,
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Разноцветны ворота
Что зовутся... (Радуга)

Воспитатель задает детям вопросы:

♦ Когда появляется радуга?

♦ На что похожа радуга, когда появляется на небе?

Дидактическая игра

«Радуга»

Цель: закрепить представление детей об основных и дополнительных цветах.
Трудовая деятельность

Уборка участка от сухих веток.


Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

«Волк во рву». Цель: учить прыжкам.
Индивидуальная работа

«Попади в обруч».

Цель: упражнять в метании в цель.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Прогулка № 6

Наблюдение за дождевым червем.
Цель: познакомить с дождевым червем, с его строением, его образом жизни, условиями для жизни, средой обитания.
Ход наблюдения

Я смотрю на червяка.
Вижу мягкие бока,
Хвостик загнут, как крючок.
Что за милый червячок!
Только где же голова?
Где же глазик или два?
Червячка вокруг кручу,
Глазки я найти хочу.
Может, лучик ярким был,
И червяк глаза закрыл?

Червяк длинный, похож на веревочку, у него нет ног, головы, одно туловище, посередине имеется хорошо заметный поясок. Черви приносят большую пользу растениям: они перекапывают землю, рыхля ее, перемешивая, что очень важно для корневой системы травянистых растений.

♦ Кто из ребят видел этих обитателей почвы раньше.

♦ Где это было?

♦ Почему черви называются дождевыми?

♦ Когда легче всего можно их обнаружить?

Воспитатель загадывает детям загадку:

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)
Обращает внимание детей на то, что эти подземные жители чаще всего вылезают из своих норок во время дождя. Вода заполняет их норки, и им не хватает воздуха.
Дидактическая игра

«Кто больше назовет действий» - дети подбирают глаголы, характеризующие действия дождевого червя.

Цель: активизировать словарный запас глаголами.
Трудовая деятельность

Выкопать норку для червяка.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду, чувство сострадания и готовность прийти на помощь.
Подвижные игры

«Ловишки».

«Не упади».

Индивидуальная работа

Игра с песком и водой.
Цель: воспитывать у детей желание совместно строить из песка.

Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом и по желанию детей.

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Прогулка №7

Наблюдение за пауком

Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях; формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

На кусты туман набросил

Золотистые шелка,

На опушке, возле сосен,

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно

Нить прядет, сплетая сеть,

Чтоб над стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь.

Воспитатель обращает внимание детей на блестящую на солнце паутину. Кто здесь живет? Чуть трогает паутину стебельком. Сразу же выбегает паучок. Он сделал паутину- сеть, ловит в нее насекомых. Мешать ему не стоит, лучше понаблюдать, как он будет еще плести паутину.

Предлагает детям понаблюдать и ответить на вопросы:

Как выглядит паук?

Как он передвигается?

Где живет и чем питается?

Как паук ловит насекомых?

Есть ли враги у паука?

Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде:

♦ Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых.

♦ Если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой

Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

Тело паука разделено на две части: головогрудь и брюшко. На голове у паука восемь глаз и рот, а грудка опирается на четыре пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки - хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети - паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Исследовательская деятельность

Взять лупу и рассмотреть паука. (На голове у паука есть глаза и рот, а грудка опирается на четыре пары ног.)

Трудовая деятельность

Уборка территории участка.

Цель: учить правильно, пользоваться орудиями труда. Трудиться в коллективе

Подвижные игры

«Добеги и прыгни», «Попрыгунчики». Цель: развивать двигательную активность, умение прыгать в длину.

Самостоятельная деятельность

Учить детей сооружать нужные для игры постройки (дом, пароход и т.д.); использовать в играх природный материал (песок, воду и т.д.). Развивать и обогащать тематику и содержание игр детей.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: совершенствовать прыжки через длинную скакалку (неподвижную и качающуюся, на двух ногах, стоя к ней лицом и боком).

Прогулка №8

Наблюдение за одуванчиком

Цель: продолжать знакомство с лекарственным растением - одуванчиком; формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

Ход наблюдения

Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт - нарядится,
В беленькое платьице,
Пышное, воздушное,
Ветерку послушное.

«Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке- одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит - одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату - одуванчик не спускает с заката взгляда» (С. Красиков).

В начале июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков.

Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растение - до трех тысяч!

Ярко-желтый одуванчик!

Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

Стал, как дедушка, седым!

Воспитатель задает детям вопросы.

Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадки:

♦ Как выглядит одуванчик?

♦ Как распространяются его семена?

♦ Почему говорится, что у одуванчика два платья?

♦ Какое у него другое платьице?

♦ Из чего состоит белое платье?

♦ Знаете ли вы, для чего нужны одуванчику пушинки-семена?

А когда он отцветает -
Непременно улетает!
Только дунь на "сарафанчик" -
Улетает... ! (Одуванчик)

На зелёненькой траве
Летом вдруг снежинки,
С белого шара слетели
Лёгкие пушинки.
Знают девочки и мальчики:
Облетели -…(Одуванчики)

Трудовая деятельность

Сбор лекарственных растений.

Цель: учить правильно собирать лекарственные растения.

Подвижные игры

«Совушка». Цель: учить действовать по сигналу. «Пятнашки». Цель: воспитывать быстроту и ловкость.

Индивидуальная работа

«Смелые ребята».

Цель: упражнять в быстром беге; развивать ловкость.

Прогулка №9

Наблюдение за муравьями

Цель: расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях; вызывать интерес к окружающему миру.

Ход наблюдения

Муравей - трудяга, редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится -
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь - никому не нужен!

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Он - работник настоящий,

Очень-очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

♦ Как выглядят муравьи?

♦ Как они передвигаются?

♦ Куда ползут муравьи? Что несут?

♦ Чем питаются?

♦ Как называется муравьиный дом?

♦ Много ли дорожек вокруг муравейника?

♦ Из чего муравьи строят свой дом?

♦ Какие враги есть у муравьев?

Воспитатель предлагает понаблюдать за движением цепочки, передвигающихся к муравейнику. Муравей - самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи - великолепные строители. Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Исследовательская деятельность

Опыт с муравьями: на тропинке, где проходят муравьи, насыпать тонким слоем песок. Муравьи обязательно обогнут его и вернутся на проторенную тропинку.

Трудовая деятельность

Уборка территории участка.

Цель: учить правильно, пользоваться орудиями труда. Трудиться в коллективе.

Подвижные игры

«Ловишки».

Цель: развивать бег, ловкость.

«Не упади».

Цель: закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.

Самостоятельная деятельность

Учить детей сооружать нужные для игры постройки (дом, машину и т.д.); использовать в играх природный материал (песок, воду и т.д.). Развивать и обогащать тематику и содержание игр детей.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: воспитывать выносливость.

Прогулка №10

Наблюдение за неживым объектом – рассматривание на клумбе цветов.

Цель: учить детей любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы.

Ход наблюдения

Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье,
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько здесь цветов душистых!

Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых.
Тонких, гибких стебельков.

Столько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась,
К нам цветы разрисовать.

Воспитатель обращает внимание детей на цветы, растущие на клумбах, предлагает узнать, какие из цветов знакомы детям, знакомит с новыми. Спрашивает, как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Помогает детям выделить основные части растений, назвать: «Стебель, листья, цветок». Объясняет, что есть цветы, которые растут только одно лето, их называют однолетними. Но есть и многолетние цветы (пионы, флоксы, золотой шар), их корни зимуют в почве.

Воспитатель задает детям вопросы:

♦ Для чего сажают цветы?

♦ Как называются цветы, растущие на клумбе?

♦ Какие мы с вами посадили цветы весной?

♦ Какие цветы вам больше всего нравятся?

♦ Какие цветы вы еще знаете?

♦ Для чего нужны растениям листья, корень?

♦ Можно ли их срывать с клумбы?

♦ Что нужно для того, чтобы красивые были цветы?

♦ Что помогает цветам расти? (Солнце, дождь, земля и люди.)

Исследовательская деятельность

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

Дидактическая игра

«Образуй слова»

Цель: расширять и активизировать словарный запас. Учить образовывать имена прилагательные от имен существительных.

Поле из васильков. – Васильковое поле. Запах луга. – Луговой запах. И т.д.

Трудовые поручения

"В гостях у Золушки". Дать детям палочки и предложить прорыхлить землю вокруг цветов.
Цель: воспитывать трудолюбие, привлекать к рыхлению почвы.

Подвижные игры

«Прыгалки». Цель: учить детей прыгать через скакалку, «Цветы». Цель: закреплять знания о цветах, совершенствовать реакцию, скоростные качества.

Индивидуальная работа

Пройти по кривой дорожки (ходьба по ограниченной подвижности).

Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие.

Прогулка №11

Наблюдение за подорожником

Цель: познакомить с лекарственным растением - подорожником; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения и применения.

Ход наблюдения

Ты найдёшь его всегда,
Вдоль дорожки без труда.
Листья крупные растут,
Подорожником зовут.
Он невзрачный и простой,
Но всегда помощник твой.
К ранке листик приложи,
Да покрепче привяжи.
Ранка быстро заживёт,
Боль, обида пропадёт!

Воспитатель знакомит детей с лекарственным растением Подорожник. Это многолетнее травянистое растение, встречается почти по всей территории нашей страны, растет около дорог, на полях, по лесным опушкам. Растение имеет корень, стебель, листья, прикорневую розетку. Собирать подорожник лучше вдали от дорог, так как проезжающие машины выбрасывают выхлопные газы, содержащие вредные для здоровья вещества. Лечебные свойства имеют листья подорожника. Отваром из листьев промывают глаза, чистый свежий листок подорожника прикладывают к ранам, ожогам, укусам насекомых.. Листья подорожника можно сушить. Но только сушить растение надо в защищенном от лучей солнца месте.

Воспитатель задает детям вопросы и загадывает загадку:

♦ Как называется растение, которое мы рассмотрели?

♦ Из каких частей состоит? (корень, стебель, листья, соцветие)

♦ Где чаще всего растет подорожник?

♦ Где лучше его собирать?

♦ Какая часть подорожника считается лечебной?

Исследовательская деятельность

Воспитатель предлагает детям рассмотреть, как расположены жилки листа подорожника. Сравните с листом другого растения (у подорожника жилки выпуклые, выступают наружу, их можно пощупать, а у других трав нет).

Дидактическая игра

«Узнай и назови».

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные растения.

Трудовая деятельность

Уборка крупного мусора на участке.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Найди, где спрятано».

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

«Ловишки» (с ленточками)

Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

Индивидуальная работа

Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком):

«С кочки на кочку», «Перейди речку».

Цель: вырабатывать координацию движений.

Прогулка №12

Наблюдение за работой дворника

Цель: активизировать познавательную деятельность; развивать умение видеть целесообразность трудовых действий; учить оценивать результаты труда.

Ход наблюдения

Встанет дворник на заре,
Все очистит во дворе,
И кусты обрежет сам.
Красота на радость нам!

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на работу дворника.

Работа дворника начинается рано утром. В работе дворника используются разные орудия труда.

♦ Какое время года?

♦ Как изменилась работа дворника летом?

♦ Какие орудия труда нужны дворнику?

♦ Почему профессия называется - дворник?

Воспитатель загадывает детям загадки:

Стоят в один ряд
Острые пальчики,
Цап - царапки.
Подбирай охапки.
(Грабли)
Много дружных ребят

На одном столбе сидят.
Как начнут они резвиться –

Только пыль вокруг клубится.

Дидактическая игра

"Кому что нужно для работы?".

Цель: закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи - орудия труда, воспитать интерес к труду взрослых, желание трудиться.

Упражнение "Назови одним словом". Цель: закрепить обобщающие слова.

Трудовая деятельность

Помощь дворнику.

Цель: распределять работу с учетом сил и возможностей каждого ребенка. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Упражнение на развитие мелкой моторики рук

"Собери из веточек веник".

Подвижные игры

«Дружные ребята».

Цель: продолжать учить детей действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве.

«Беги к флажку».

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки метания предметов на дальность.

Скороговорка

Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
"Сено граблями, краб, грабь!"

Самостоятельная деятельность с выносным материалом по желанию детей

Цель: продолжать учить детей выбирать себе игру по интересу, объединятся в группу.

Прогулка №13

Наблюдение за птицами
Цели: продолжить знакомить детей с птицами. Учить различать птиц по оперению, размеру, голосу; развивать наблюдательность, память.

Ход наблюдения

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Эта – зяблик.
Эта – стриж.
Эта – развесёлый чиж.
Ну, а эта – злой орлан.
Птички, птички – по домам!

Воспитатель отмечает, что летом много птиц, они распевают на разные голоса, хлопочут о птенцах. В июне покидают свои гнезда птенцы многих видов птиц. Из скворечника вылетают птенцы - скворчата, молоденькие воробьи выбираются из укромных уголков, из дупел и искусственных птичьих домиков вылетают птенцы синицы. Малыши выбрались из гнезда. Но на этом работа родителей не заканчивается. Взрослые птицы кормят и охраняют своих детей. У них появились маленькие птенчики, которых нужно кормить и согревать. Воспитатель обращает внимание детей, как быстро летают ласточки и стрижи, ловя насекомых. Рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.

Воспитатель задает детям вопросы:

♦ Какие птицы прилетают к нам на участок?

♦ Какого они размера?

♦ Какую пользу приносят птицы?

♦ Какая у них окраска?

♦ Чем питаются?

♦ Какие изменения в жизни птиц происходят летом?

♦ Как птицы заботятся о своем потомстве?

♦ Каких птиц вы еще знаете?
Дидактическая игра
«Звукоподражание» - воспитатель называет птиц, дети произносят звукоподражание. Цель: закрепить произношение отдельных звуков.
Трудовая деятельность

Подмести участок. Цель: воспитание трудолюбия, ответственность за выполненную работу.

Подвижные игры

«Гуси-лебеди». Цель: совершенствовать технику бега, добиваясь естественности, легкости и точности выполнения задания. «Птички и клетка». Цель: повышение мотивации к игровой деятельности, упражнять бег в положении полусидя с ускорением и замедлением темпа передвижения

Индивидуальная работа

Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени (как аист, журавль, цапля).

Прогулка №14

Наблюдение за прохожими

Цель: обратить внимание детей на то, как одеты прохожие. Предложить рассмотреть одежду друг друга. Учить детей видеть и различать изменения в одежде в зависимости от погоды и времени года.

Ход наблюдения

Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком,
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится.

Воспитатель задает детям вопросы.

♦ Какое сейчас время года?

♦ Почему все сняли тёплую одежду и стали одеваться легко?

♦ Как изменилась температура воздуха с приходом лета?

♦ Вспомните, как люди одевались зимой, весной?

♦ Чем отличается зимняя одежда от летней одежды?

♦ Солнце, какое, как оно светит?

♦ Для чего люди носят головные уборы (панамы, кепки)?

Воспитатель предлагает детям обратить внимание на прохожих, на изменение во внешнем виде людей. Предлагает посмотреть на одежду друг друга, во что одеты дети.

Загадывает детям загадки (Одежда).

Меня на голову надень,
И бегай в самый жаркий день,
А снимешь - недовольна мама.
Я - шапка летняя.. (Панама)

Что же летом на ногах? -
Летом жарко в сапогах!
Чтобы рады были ножки,
Я надену... (Босоножки)

Кто мало кушает конфет,
И не любит тортики,
Летом будет очень стройным,
И наденет... (Шортики)

Зимой наденешь шапку, шубку,
А летом что? -
Футболку... (Юбку)

Дидактическая игра

«Назови три предмета»

Цель: упражнять детей в классификации предметов.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке.

Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры

«Беги к флажку».

Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

« Горелки». Цель: закрепить умение действовать по сигналу. Развивать ловкость.

Индивидуальная работа

Упражнения с мячом.

Цель: продолжать выполнять упражнения с мячом; развивать быстроту бега.

Прогулка №15

Наблюдение за насекомыми

Цель: расширять знания и представления об особенностях и внешнем виде насекомых, дать понятие взаимосвязи насекомых и растений.

Ход наблюдения

Насекомых на дороге

Мы увидим очень много,

Их всегда легко узнать.

Если только лапок шесть

Насчитал ты ровно,

Будь тогда уверен –

Это насекомое!

Летом солнце посылает на землю много тепла и света. Бурно растут растения, цветут цветы, появляется большое количество насекомых. Воспитатель обращает внимание детей на встречающихся насекомых: мошек, жуков, муравьев, клопов, божьей коровки, ос, пчел. Воспитатель загадывает детям загадки и задает вопросы:

Сок цветов душист

Тема «С березкой в хороводе»

Задачи

— формировать знания о том, что в коре березы есть вещество — бетулин, которое окрашивает ее в белый цвет; муравьи, бабочки-лимонницы, крапивницы, жуки, птицы (дятел, синицы, зяблики, малиновки, глухари), медведи любят березовый сок; к концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю, а ветер их разносит; в конце лета листья березы начинают желтеть;

— экологическую культуру;

— развивать пытливость, любознательность.

Словарная работа : береза, березонька, стройная, белоствольная, кудрявая, плакучая, тонкие ветви, березовый сок, березовый вар, березовая роща, береста, березовые веники, подберезовик; растет, шумит, клонится, шелестит, желтеют листья; бетулин, гонкое дерево.

Рассматривание березы

Воспитатель предлагает детям потрогать ствол березы в жаркий день. Обращает внимание на то, что белый цвет ее коры отражает солнечные лучи. Сравнивает со светлыми панамами и шапочками на головах детей. Предлагает потрогать кусочки ткани белого и черного цвета, которые заранее положили на место, обогреваемое солнцем.

Дети вместе с воспитателем рассматривают кору березы, наблюдают за птицами и насекомыми, которые прилетают и приползают к березе.

Чтение рассказов и стихотворений о березе

И. Соколов-Микитов «Береза»

Задачи:

— формировать представление о березовой роще;

— развивать образное мышление, воображение, речь;

— воспитывать интерес к березе, желание больше узнать о ней.

Вопросы

♦ Чем ствол березы отличается от стволов других деревьев?

♦ Какие птицы любят петь на березе?

♦ Почему так приятно бывать летом в березовой роще?

Т. Шорыгина «Береза»

Задачи:

— формировать знания об особенностях произрастания березы, ее пользе, отношении к ней человека;

— развивать внимание, слуховое восприятие, память, речь;

— воспитывать интерес к родной природе, желание ее сохранять и преумножать.

Вопросы

♦ На каких местах березы растут лучше?

♦ Почему березу называют «гонким» деревом?

♦ Как относятся к березе на Руси? Почему это щедрое и доброе дерево?

♦ Кто из лесных обитателей любит лакомиться березовым соком?

В. Рождественский «Береза»

Задачи:

— расширять представления о березе;

— развивать воображение, образное мышление, поэтический слух, выразительность речи;

— формировать интерес к художественному слову. Вопросы и задание

♦ Почему русский народ так любит березу?

♦ Какие еще стихи, песни, хороводы вы знаете о березе?

Т. Шорыгина «Береза», «Хоровод берез», «Березовый сок», «Моя березка»

Вопросы

♦ Кого напоила своим соком березка?

♦ Как изменяется внешний вид березки в разные времена года?

♦ В какое время года, по вашему мнению, березка самая красивая?

Г. Юнусова «Песня березки»

Вопросы

♦ Почему так приятно прикасаться к березке?

♦ Как вы думаете, о чем она поет? О чем мечтает?

Загадывание загадок о березе

Задача: развивать логическое мышление, умение выделять характерные признаки дерева.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

Стоит красавица:

Косы зеленые,

Платье белое,

Кора горючая,

Ветки плакучие,

Семя летучее.

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

Стоит Алена:

Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан.

Мини-этюд «Березка»

Задачи:

— формировать умение представлять образ березки и передавать его выразительной пантомимикой;

— развивать воображение, выразительность пантомимики, пластику;

— воспитывать интерес к живой природе через вхождение в образ.

Воспитатель проговаривает текст и вместе с детьми сопровождает его движениями.

Воспитатель . Наконец-то наступило теплое лето! Белоствольные березки расправили свои резные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и разнежились под его лучами. Улыбнулись березки солнышку.

Вдруг прилетел шаловливый ветерок и предложил березкам поиграть.

Удивились березки, но согласились.

Закачали березки своими тонкими веточками, сначала совсем тихо, потом все сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом.

Но шалун-ветер принес с собой тучку, которая закрыла солнышко. Огорчились березки. Обняли себя веточками, чтобы согреться.

А тут еще дождь закапал, вымокли березки до последней нитки. Повисли ветви, как плети.

Испугался ветер, что березки могут заболеть. Разогнал тучи. Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

Игра-перевоплощение «Ты — маленькое деревце»

Задачи:

— развивать эмпатию (сочувствие), наблюдательность, диалогическую речь, умение высказывать суждение;

— формировать экологическое сознание.

Воспитатель. Недавно мы гуляли по улицам города и видели, как много высажено молодых деревьев вместо больных старых. Среди них есть и березки — тоненькие, хрупкие. Люди привязали их к колышкам, чтобы ветер не сломал тонкий ствол. Каждый день специальная машина поливает деревца, чтобы они не засохли и быстро прижились.

Представьте себе, что вы — это слабенькие, тоненькие маленькие березки с нежными листочками и хрупкими веточками. Всякий может обидеть такую малышку.

Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик-веточка? Расскажите об этом ветру-озорнику.

Дети рассказывают.

Давайте я пожалею ваши пальчики-веточки. (Гладит пальцы детей, приговаривает.)

Выглянуло ласковое летнее солнышко, пригрело березки. Какое у вас настроение? Что бы вы хотели сказать солнышку?

Дети отвечают.

Но что такое? Летом вдруг стало холодно, нависли хмурые тучи, и пошел такой сильный дождь, что все листочки у березок поникли, а некоторые даже упали на землю. Скажите, березки, как вы себя чувствуете в это время? Как вам можно помочь?

Дети отвечают.

Хорошо, что дождь быстро закончился, и снова выглянуло солнышко. Оно обласкало березки. А тут и красивая бабочка прилетела и села отдохнуть на веточки березки. Вы рады таким гостям? О чем вы бы хотели поговорить с бабочкой?

Дети отвечают.

Мимо молодых березок шел мальчик и сорвал веточку, чтобы подарить своей маме. Как вы к этому отнесетесь? Правильно ли поступил мальчик? Расскажите ему, что вы чувствовали, когда он ломал веточки?

Дети рассказывают.

Но вот еще беда! На ваших веточках поселились прожорливые гусеницы, которые съедают все молодые листочки. Как вам можно помочь?

Дети отвечают.

Расскажите, березки, пожалуйста, о чем вы мечтаете, глядя на другую сторону улицы, где растут большие березы? Хотелось бы вам расти где-то в другом месте? Почему люди высадили вас вдоль дорог? Какую пользу вы приносите людям? Животным? О чем бы вы хотели попросить всех людей?

Дети рассказывают.

Давайте все вместе беречь нашу родную природу, оберегать от поломок и болезней, засухи, пыли молодые деревца.

Рисование на тему «Березовая роща»

Задачи:

— закреплять представления о внешнем виде березы, отличительных особенностей разных видов берез;

— развивать изобразительные умения, творческое начало, чувство композиции, пространства;

— формировать интерес к живой природе.

Игра «Путешествие в лес»

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне леса;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность;

— формировать интерес к родной природе.

Оборудование : аудиозапись звуков леса.

Воспитатель. Ребята, мы с вами уже много путешествовали в разные места. Но еще не были в летнем лесу. Хотите, мы туда отправимся? На чем же мы туда отправимся? (Выслушивает варианты детей.) Сколько предложений! Давайте выберем одно из них.

Дети имитируют передвижение на выбранном объекте к месту на территории ДОУ, где есть участок леса или деревья.

Наконец-то мы добрались! Никого не потеряли по дороге? Осмотритесь, прислушайтесь. Слышите, как птицы поют в лесу? «Ку-ку, ку-ку», кто так поет? Конечно, кукушка. Это она нас встречает. Давайте у нее спросим: «Кукушка, кукушка, сколько мне осталось жить?» Как нам ответила кукушка?

А что это за птица с красной шапочкой, которая долбит кору сосны? Как стучит дятел?

Дети показывают.

Давайте вместе со мной расскажем четверостишие об этом. Клювом будет указательный палец одной руки, а корой дерева — ладонь другой руки.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дятел дерево долбит,

Клювом «д-д-д» стучит.

В дубе ищет он жучков,

Самых вредных червячков.

Давайте войдем в лес. Какой под ногами мягкий мох! Идем по мху неслышно, на носочках. Впереди непролазная чаща. Вставайте за мной друг за другом. Пойдем по узкой тропинке. Мы попали в полосу елового леса. Какие деревья растут в еловом лесу? Ель — это хвойное или лиственное дерево?

Дети отвечают.

Пахнет хвоей и смолой

Старый лес дремучий.

Колокольчик удалой

Свесился над кручей.

Сколько здесь поваленных деревьев после сильного ветра! Нам придется через них перелезть.

Дети преодолевают воображаемые препятствия.

Идите осторожно, раздвигайте колючие ветки, приподнимайте их, не уколитесь.

Елка, елка, елочка —

Колкая иголочка.

Ой, я обо что-то укололась! Но это не елка. Кто же это?

Кто колючий, словно елка,

Носит на спине иголки?

Конечно, ежик. Покажите, какой он.

Пальчиковая гимнастика

В лесу растет большая елка, Дети разводят пальцы рук ладонями от себя, соединяют большие пальцы.

У елки колкая иголка. Пружинисто соединяют пальцы подушечками попарно. Под елкой в норе живет еж, Скрещивают пальцы рук.

Его руками не возьмешь. Сжимают и разжимают скрещенные пальцы.

Пора нам выходить из елового леса. Впереди свет. Это значит, начинается лиственный лес. Какие деревья растут в нем?

Дети отвечают.

Но почему мне кажется, что это не деревья, а девушки в белых сарафанах?

Дети отвечают.

Мы пришли в березовую рощу. Как же здесь светло, красиво! Давайте вместе с березками поводим хоровод.

Дети исполняют хоровод «Во поле береза стояла».

Совсем не хочется уходить из березовой рощи. Но впереди дубрава. Какие деревья здесь растут?

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (Дуб)

Дети отвечают.

Правильно, в дубраве растут дубы. Вот и мы станем дубками.

Стихотворение с движениями «Станем мы деревьями»

Станем мы деревьями Дети ставят ноги на ширине плеч, руки на поясе.

Сильными, большими.

Ноги — это корни, Раздвигают ноги шире.

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево, Сжатый кулак ставят на другой сжатый кулак.

Падать не давали,

Из глубин далеких Наклоняются, складывают ладони чашечкой, разгибаются.

Воду доставали.

Тело наше — ствол могучий, Раскрытыми ладонями проводят по телу сверху вниз, покачиваются из стороны в сторону.

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается. Складывают ладони шалашиком, острым концом вверх. Поднимают соединенные руки вверх.

Наши руки — это ветви, Руки поднимают вверх, ладони от себя, пальцы раскрыты. Смыкают пальцы над головой.

Крону вместе образуют.

В кроне им совсем не страшно, Качают отрицательно головой.

Когда ветры сильно дуют. Качают поднятыми руками.

Пальцы веточками будут, Шевелят пальцами обеих рук.

Листья закрывают их. Прикрывают одну ладонь другой.

Как придет за летом осень, Поднимают вверх одну руку, потом другую.

Разлетятся листья вмиг. Разводят руки в стороны.

Дети, вы, как дубки, крепкие, сильные, ни один ветер вас не свалит! Но лес богат не только деревьями. Летом в лесу поспевает много разных ягод. Каких?

Дети отвечают.

Конечно, ягоды созревают в разное время в течение лета, но у нас лес волшебный, все ягоды созрели сразу. Сейчас я вам раздам корзинки (воображаемые), а вы в них соберете спелые ягоды. Каждый из вас будет собирать свои. Потом мне расскажете, какие ягоды вы собрали, какого они размера, формы, цвета, какие на вкус.

Дети имитируют сбор ягод.

Воспитатель читает стихи о ягодах на свое усмотрение.

Подходите, дети, рассказывайте, какие ягоды набрали.

Дети рассказывают.

Молодцы, много ягод набрали. Теперь можно и повеселиться!

Дети исполняют хоровод «По малину в лес пойдем».

Мы совсем забыли о грибах! Летом их много в лесу, особенно в августе. Наберем грибов и можно возвращаться домой. Собирайте трибы и рассказывайте, какие из них съедобные, как называются, под каким деревом растут.

Дети выполняют.

Дети, давайте все вместе попрощаемся с лесом.

До свиданья, лес дремучий!

Мы к тебе еще придем.

За дары «спасибо» скажем,

Песню звонкую споем.

Е. Алябьева

Игра «Путешествие к лесному болоту»

Задачи:

— закреплять знания о флоре и фауне лесного болота;

— развивать воображение, пантомимическую и речевую выразительность, двигательную активность, ориентировку в пространстве;

— формировать интерес к природе.

Предварительная работа : чтение, рассказывание и рассматривание картин, иллюстраций о болоте.

Воспитатель. Ребята, мы в прошлый раз путешествовали с вами по летнему лесу. Но побывали далеко не во всех его местах. В лесах под ногами может быть не только мох и трава, но и вода. Кто из вас видел в лесу или на краю леса лесное болотце? Чем болото отличается от озера, пруда, реки? О чем вас предупреждали родители, когда вы подходили к болоту? Почему болото опасно?

Дети отвечают.

Болото не только опасно, но и очень интересно для изучения. В нем много растений и животных, в нем сохраняется влага, необходимая для всего живого. Когда люди осушили болота, это привело к нарушению экологического равновесия в природе, в этих местностях стали появляться овраги, суховей. Оказывается, в природе нет ничего лишнего, болота тоже нужны земле.

Я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из лесных болот. Добраться до него нелегко, поэтому мы станем гусями- лебедями и полетим. Где ваши крылья? Делайте крыльями взмахи энергичнее, чтобы скорее долететь.

Дети имитируют полет лебедей, передвигаются по всей площадке за воспитателем.

Давайте покричим, как лебеди: «Курлы-курлы-курлы».

Дети выполняют.

Вот мы пролетели над лугом, теперь над рекой, полем, маленькой деревенькой и, наконец, впереди появился лес, на краю которого наше болото. Приземляемся. Я предупреждаю вас, что на болоте надо быть очень внимательными. Попадаются места с трясиной, из которой нельзя выбраться. Сядем пока на краю болота, на твердую землю. Теперь можно опять превратиться в детей. Оглядитесь, осмотритесь.

Ребята, мы недавно ходили к березке, путешествовали в березовой роще. А почему у болота березки такие тоненькие, кривые, низкие?

Дети отвечают.

Когда мы показывали березку из леса, то изображали ее, как стройную девушку в белом сарафане, а теперь покажите березку у болота.

Дети изображают березку.

Вы знаете, под такими березками даже подберезовики растут, как губка, наполненная водой. Так много влаги. Какие еще растения растут на болоте?

Дети отвечают.

По болоту ходить можно только с палкой. Для чего она нужна? Дети отвечают.

Выбирайте палку попрочнее и подлиннее. Будем измерять глубину впереди себя. Если палка не проваливается, можно наступать. Покажите мне свои палки (воображаемые). Все готовы? Идем друг за другом, шаг в шаг, чтобы не провалиться.

А кто же тут в болоте такой зеленый? Отгадайте: «Скачет, как мячик; плавает, как рыба». Конечно, это лягушка. Как их много на болоте! И мы с вами станем веселыми лягушатами. Сядьте, как лягушки. Устроим настоящий лягушачий хор.

А теперь попрыгайте, лягушата, по кочкам, половите комаров.

Как веселые подружки,

Скачут, квакают лягушки.

Ква-ква-ква, ква-ква-ква,

Будем петь мы до утра.

Стихотворение с движениями «Лягушки-хохотушки»

Две лягушки-хохотушки Дети показывают указательный и средний пальцы руки.

Прыгали-скакали. Изображают прыжки пальцами.

Лапкой — хлоп, другою — хлоп, Хлопают рукой по ноге.

Щеки раздували. Показывают округлость щек пальцами рук.

Увидали комара, Показывают комара пальцами, сложенными в щепоть, прослеживают траекторию его полета глазами.

Закричали: «Ква-ква-ква!» Изображают рот лягушки, противопоставив большой палец сомкнутым остальным пальцам.

Улетел комар, как ветер. Резко выбрасывают руку вперед, выставив указательный палец.

Хорошо пожить на свете! Гладят ладонями по груди, выставляют большой палец вперед.

Воспитатель . Что это за птица показалась впереди? Угадайте.

Стоит остроносая птица в воде,

Не шевельнется, проказница!

На левой стоит или на правой ноге,

Какая тут, собственно, разница? (Цапля.)

Г. Буковская

Правильно, это цапля. Цапли живут на болоте. Давайте станем цаплями. Покажите, как они спят на одной ноге. Чем питаются?

Дети отвечают.

Правильно, лягушками. Давайте поиграем в интересную игру.

Проводится подвижная игра «Лягушки и цапля».

Вы были очень ловкими лягушками и цаплями. Но нам пора идти дальше. Нас еще ждет много интересного. Посмотрите, что это за красные бусинки на поверхности болотного мха? Как называется эта ягода?

Дети отвечают.

Клюква растет только на болоте. Ее собирают в конце августа — начале сентября. Это очень полезная для здоровья ягода. Будем собирать ее, перепрыгивая с кочки на кочку. Посчитайте, сколько ягод клюквы вы собрали.

На болотце мы пойдем,

Много клюквы соберем.

А растет она на кочке

И висит на тонкой ножке,

Красным цветом выделяясь,

Кислым соком наливаясь.

Осторожно мы ступаем,

Клюкву дружно собираем.

Я поставлю вам большое лукошко, а вы высыпайте всю клюкву, которую набрали. Теперь зимой у нас будет много витаминов. Будем готовить морсы, кисели. Сколько ягод собрал каждый из вас?

Дети отвечают.

Давайте обойдем болото по краю. Вставайте за мной, идите осторожно, внимательно смотрите. Впереди большая куча сухих веток, а на них свернулись клубком змеи — гадюки. Они могут укусить. Яд гадюк смертелен. Давайте обойдем их тихо, осторожно, на цыпочках, чтобы не потревожить.

Будь осторожен на болоте

И на змею не наступи.

Ее заметить здесь не просто.

Иди тихонько, не спеши.

Как палка, может растянуться

Опасная для нас змея.

Потом клубком она свернется,

Среди кустов лежит, шипя.

Не нарушай ее покоя

И осторожно обходи.

Болото — дом ее законный,

А ты здесь — гость,

Вот и смотри!

Е. Алябьева

Наконец-то прошли мимо гадюк! Мы их не трогали, и они нас не ужалили.

На нашем болоте творятся какие-то сказочные вещи! Я слышу голос Водяного из сказки «Летучий корабль». Помните такого? Мы тоже станем водяными. Сели на дно, а теперь поднимаемся на поверхность и поем песенку Водяного, который жаловался на свою жизнь в болоте.

Я Водяной, я Водяной.

Поговорил бы кто со мной.

А то мои подружки —

Пиявки да лягушки.

Фу, какая гадость!

Эх, жизнь моя жестянка,

Да ну ее в болото!

Живу я, как поганка,

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Ю. Энтин

Я думаю, что Водяному теперь стало повеселее, у него появилось столько друзей.

Ребята, а вот и еще один герой сказки. Он ловит пиявок сачком, а зовут его Дуремар. Из какой он сказки?

Татьяна Пивоварова
Наблюдения в природе летом, старшая-подготовительная группа

1.«Клевер-кашка» . Обратить внимание детей, что клевер-кашка белого цвета. Обсудить, почему цветок так называется. Чтение потешки «Растут его кудряшки как шерстка на барашке, но он всего лишь кашка для каждого барашка». Обратить внимание на необычное строение цветков клевера . Развивать интерес к живой природе .

2.«Летний вечер» . Обратить внимание детей, что когда все расходятся по домам, ярко светит солнце. Вспомнить зимние вечера, сопоставить, сделать выводы. Закреплять представления детей о времени суток.

3.«Друзья цветов» . Рассмотреть опыляющих цветы насекомых : мотыльков, бабочек, пчел, шмелей. Рассказать о том, что эти насекомые не только питаются на цветах, но и опыляют растения, а без опыления не будет плодов. Показать пыльцу. Активизировать словарь словами : «опыление, пыльца, нектар» . Развивать интерес к живой природе .

4.«Дикий щавель» Рассмотреть цветок дикого щавеля, обратить внимание на его маленькие листья, сравнить с огородным. Рассказать что его можно класть в суп, если набрать такой за городом. интерес к миру растений, живой природе .

5.«Лопухи» . Рассмотреть большие листья лопуха, пофантазировать на тему, где можно использовать эти листья. Рассказать, как используется лопух как лекарственное растение, о возможности использования корней лопуха в пищу. Развивать воображение, наблюдательность , интерес к растениям, к живой природе .

6.«Цветы на центральной клумбе» . Пронаблюдать расцветающие ромашки, люпины, лилии. Рассмотреть разнообразие форм цветов, лепестков и серединок. Развивать непроизвольную память путем запоминания названий понравившихся цветов. Развивать интерес к живой природе .

7.«Красный клевер» . Обратить внимание детей на цвет клевера, что он скорее темно-розового оттенка. Обратить внимание на необычное строение цветков клевера (серединки нет, лепестков много но узких) .Рассказать, как любят клевер коровы и овцы. Вспомнить сказку В. Бианки «Сова» , как в этой сказке пропал клевер на лугу. Развивать интерес к миру растений, живой природе .

8.«Сорняки. Мокрица.» Пронаблюдать появившиеся на грядках сорняки, рассказать, что они мешают растениям, которые мы посадили, отбирая у них воду и питание, отталкивая их своими корнями. Рассмотреть самый распространенный сорняк – мокрицу, какая она хрупкая, с тонким стебельком, но как сильно она разрастается. Рассказать о необходимости прополки. Развивать интерес к живой природе , к выращиванию садовых растений.

9.«Крапива» . Рассмотреть крапиву, напомнить, что к ней нельзя прикасаться, она «обожжет» . Объяснить почему, рассмотреть в лупу мелкие «шипики» на листьях крапивы. Рассказать, что крапиву можно использовать в пищу, делать из нее нитки, использовать как лекарственное растение. Расширять представления детей о растениях, интерес к живой природе .

10. «Листья клевера» . Рассмотреть «тройные» листья клевера, рассказать, что очень редко можно найти «счастливый» листик из 4 частей. Развивать представления детей о растениях, интерес к живой природе .

11.«Теплый летний дождь» . Обратить внимание детей, что летний дождик – теплый, и мы прячемся в беседку только чтобы не замочить одежду. Познакомить детей с понятием «кратковременный дождь» , объяснить, что короткий летний дождик можно переждать. Чтение ст. И. Токмаковой «Летний ливень лужи налил» .Развивать представления детей об окружающем, интерес к неживой природе .

12.«Божья коровка» . Рассмотреть божью коровку, объяснить, чем она отличается от других жуков. (окрасом) . Рассказать, что бывают божьи коровки желтого, очень редко – белого и черного цветов, с разным количеством точек. Обратить внимание, что на крыльях божьей коровки одинаковое количество точек. Рассказать о питании божьей коровки. Вспомнить, каких еще жуков мы знаем. Развивать интерес к живой природе .

13. «Шмель» . Рассмотреть шмеля вблизи, рассказать, какой он красивый, пушистый и полосатый как тигренок, и добрый – если не трогать, не укусит. Рассказать об образе жизни и питании шмелей. Предупредить детей, что трогать руками шмеля нельзя. Закреплять знания детей о насекомых, развивать интерес к живой природе .

14.«Паук» .Продолжать расширять представления об особенностях внешнего вида пауков, их жизни. Чтение стихотворения В. Орлова "Первая дорожка" Формировать интерес к окружающему миру.

15.«Улитка» . Пронаблюдать за крупной улиткой , рассмотреть, как она ползет, как выставляет усики, и убирает их от легкого прикосновения. Обсудить, зачем улитке панцирь, бывают ли улитки без панциря (слизняки, чем питаются улитки, насекомые ли улитки. Расширять представления об особенностях внешнего вида улиток, их жизни. Формировать интерес к окружающему миру.

16.«Одуванчики» Рассмотреть цветок близко, отметьть что цветок состоит из множества лепестков, стебель – трубочка, есть сорвать, выделяется сок, пачкающий руки. Объяснить, что одуванчики – это единственные цветы, которые можно рвать на участке, потому что их очень много и все равно их скоро скосят.

17. Наблюдение за работой дворника – скашивание травы триммером. Обратьть внимание детей на одежду дворника – защитные очки и рукавицы. Побеседовать – зачем необходимо скашивать траву.

18."Отцветшие одуванчики» - отметить, что некоторые одуванчик начали отцветать, в них созрели семена-парашютики. Дать детям возможность каждому найти и сдуть семена с шарика-одуванчика. Рассказать о распространении семян по воздуху. Развивать интерес к живой природе .

19.«Скошенная трава» - рассмотреть скошенную траву, подняв горсть травы к лицу, ощутить ее запах. объяснить, что она называется «сено» , и в деревнях ее запасают на зиму кормить коров, лошадей и коз. Развивать представления детей об окружающем.

20.«Цветущая сирень» Рассмотреть веточку сирени, листья и цветы. Ощутить аромат сирени, форму цветов – каждое соцветие из множества мелких цветочков похожих на гвоздики. Рассмотреть цвет цветка, сказать, что из за необычности цвета этот оттенок так и называется «сиреневый»

21.«Белая сирень» Рассмотреть ветку белой сирени. Определить, одинаково ли пахнут белая и сиреневая ветки? Рассказать, что сирень обычно бывает только этих 2 цветов. Напомнить, что в городе рвать сирень нельзя. Развивать интерес к живой природе , желание беречь ее.

22.«Цветущая акация» . Рассмотреть желтые цветочки акации,рассказать, что на их месте появятся стручки. Вспомнить, какие мы еще знаем цветущие кусты. Развивать интерес к живой природе , связную речь.

23.«Трава, кусты, деревья» . Обсудить, каким одним словом можно их назвать. Обсудить сходство и различие этих видов растений (величина, срок произрастания) . Развивать интерес к живой природе .

24.«Подорожник» . Обратить внимание на округлые, с характерными прожилками листья подорожника. Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Объяснить, что в лечебных целях использовать сорванный в городе подорожник нельзя. Развивать интерес к живой природе , к миру растений.

25.«Дождевые червяки» . Рассмотреть выкопанного из земли дождевого червяка, Расширять представления об особенностях внешнего вида червей : обратить внимание на его цвет (розовый, на то, что червяк гладкий. Объяснить, что это совершенно безобидное и очень полезное животное. Обсудить пользу червей (формирование почвенного слоя) .Обсудить, чем питаются червяки, насекомые ли они. Объяснить, почему черви называются «дождевыми» - выползают после дождя, потому что им трудно дышать в пропитанной влагой земле. Формировать интерес к окружающему миру.

26.«Гроза» . Сравнить обыкновенный дождь и грозу, назвать сходства и различия. Знакомить с понятием «гроза» ;формировать реальные представления о явлении природы ;обогащать словарный запас; развивать наблюдательность .

27.«Муха» . Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи, ее жизненных проявлениях, вреде и пользе мух в природе (польза – пища для лягушек и птиц, опыляют цветы) . Формировать реалистические представления о природе .

28.«Роса на траве» Объяснить, как образуется это природное явление . Формировать интерес к окружающему миру, к неживой природе .

29.«Бабочка на цветах» Аккуратно подойти, не спугнув бабочку, и рассмотреть ее. Рассмотреть тонкие крылышки и спиральный хоботок бабочки. Рассказать о названиях бабочек (лимонница, капустница, павлиний глаз и пр.) Закреплять знания детей о насекомых, развивать интерес к живой природе .

Также возможные темы наблюдений :

«Корни растений»

«Кленовые «носики»

«Тополь, и его «дети» (поросль)

«Лужи»

«Пересаживание растений»

«Комары»

"Гусеницы"

"Ромашки"

"Вороны и воронята"

"Облака и тучи"

"Пасмурная и ясная погода"

"Липа (липовый цвет) "

"Грибной (моросящий) дождь"

"Сильный ветер ("штормовое предупреждение") "

"Трясогузка"

"Скворец летом "

"Синички летом "

"Кузнечик"

Анастасия Черняйкова
Картотека прогулки в старшей группе. Июнь. Часть 1. С 1 по 10

Карточка№1

Наблюдение за состоянием природы : учит видеть признаки лета, отличия от других времен года.

Физ-ие упр : упражнять детей в беге между предметами. Развивать быстроту, ловкость.

П/и игра : Васька – кот. По считалке выбирается кот Васька. Он спит в середине круга. Остальные дети – мыши, встают и водят хоровод вокруг кота, читая стишок, выполняя движения.

«Ходит Васька серенький

Хвост пушистый, беленький,

Ходит Васька – коооот

Сядет умывается,

Лапкой вытирается,

Серых мышек ждеееет.

Мышки, мышки – вот беда,

Убегайте от кота!»

Мышки убегают, а Кот – Васька их ловит.

Труд : убрать ветки с участка .

Карточка№2

Наблюдения за березой. Учить видеть разницу, в разные времена года. Вспомнить названия деревьев.

Физ-ие упр : учить прыгать через скакалку. Развивать ловкость, быстроту, скорость.

П/и игра : «Сова и мыши» «день» «ночь»

Труд : подмести веранду.

Карточка№3

Наблюдения за насекомыми и цветами. Определить связь насекомых с растениями и цветами. Закрепить названия цветов и насекомых.

Физ-ие упр : Продолжать учить прыгать на скакалке. (ловкость, быстрота, скорость)

П/и игра : «Сова и мыши» . Сова – водящий. Сова сообщает «день» - и мыши спокойно бегают, вокруг нее. Но вдруг резко наступает «ночь» и сова отправляется на охоту. Ловит тех мышек, которые шевелятся, не успели застыть.

Труд : привести песок в песочницу.

Карточка№4

Наблюдение за погодой. «Дождь» . Закрепить знание признаков дождя, плохой погоды. Какая погода после дождя? Нужен и важен ли дождь? Что происходит после дождя летом?

Физ-ие упр : учиться одеваться тихо, уступать девочкам. Воспитывать культуру личности, правильные манеры.

П/и игра : «Лиса и мыши» . Лиса – водящий. Игра по- типу догонялки, «Сова и мыши»

Труд : помочь выдрать сорняки с клумб.

Карточка№5

Наблюдения за растениями на клумбе. Отмечать произошедшие изменения с момента посадки цветов. Для чего нужны цветы? Какие мы знаем цветы? Как правильно ухаживать за цветами?

Физ- ие упр : упражнять в забрасывании мячей в корзину. Развивать ловкость, меткость, силу броска, ставить руку при броске правильно.

П/и игра : «Хитрая лиса» произносят : «Хитрая лиса, где ты?» говорит : «Я здесь!»

Труд : подмести участок от лишнего мусора .

Карточка№6

Наблюдение за погодой. Учить определять признаки лета. Опрделять изменения в природе.

Физ-ие упр : метание длину. Развивать длинозоркость. Ловкость. Ставить руку правильно при броске.

П/и игра : «Лиса и мыши» . Лиса – водящий. Игра по – типу «Сова и мыши» , «догонялки»

Труд : помочь натаскать песок в песочницу в младшую группу

Карточка№7

Наблюдения за цветами. Учить наблюдать за ростом цветов. Видеть разницу. Повторить правила ухода за цветами, чего нельзя делать, как нужно ухаживать не только за цветами на участке , но и в группе , дома.

Физ-ие упр : Упражнять в забрасывании мяча в корзину. Развивать ловкость, координацию, глазомер, быстроту реакции.

П/и игра : «Хитрая лиса» . Дети строятся в круг. В стороне обозначается домик лисы. Дети закрывают глаза, ведущий идет по кругу и дотрагивается до плеча. Этот игрок и становится хитрой лисой. Дети открывают глаза и пытаются отгадать кто хитрая лиса. По знаку воспитателя произносят : «Хитрая лиса, где ты?» А лиса после нескольких сек. Неожиданно выбегает на середину круга и говорит : «Я здесь!» . Все разбегаются, кого поймала, отводит в свой домик.

Труд : помочь дворнику подмести территорию вокруг участка .

Карточка№8

Наблюдения за облаками. Что такое облака? Почему они движутся? Что происходит с облаками? На что похожи облака?

Физ-ие упр : играть в русские народные игры. Пр. салки.

П/и игра : «Догонялки» . Ведущий. Дети в рссыпную встают, по – команде разбегаются, до кого дотронулся ведущий – тот выходит из игры.

Труд : прибраться в игрушках, выбросить сломанные.

Карточка№9

Наблюдения за насекомыми, жуками. Для чего нам нужны насекомые и жуки? Какую пользу они приносят? Что нельзя делать?

Физ-ие упр : прыжки на – перегонки. Ловкость, быстроту, умение работать в команде, координацию движений.

П/и игра : «Хитрая лиса» . Дети строятся в круг. В стороне обозначается домик лисы. Дети закрывают глаза, ведущий идет по кругу и дотрагивается до плеча. Этот игрок и становится хитрой лисой. Дети открывают глаза и пытаются отгадать кто хитрая лиса. По знаку воспитателя произносят : «Хитрая лиса, где ты?» А лиса после нескольких сек. Неожиданно выбегает на середину круга и говорит : «Я здесь!» . Все разбегаются, кого поймала, отводит в свой домик.

Труд : подмести веранду от мусора и песка.