Наблюдение за объектами живой и неживой природы и ведение «Календаря природы» и «Дневника наблюдений. Консультация для родителей. Наблюдения за живой и неживой природой летом

Н

аблюдения за явлениями неживой природы

В

о время наблюдений прежде всего обращайте внимание на солнце. Какое оно сегодня: тусклое, яркое, закрытое тучами? Вспомните, какое оно было вчера. Отмечайте путь солнца утром, днем и вечером по ориентирам.
Сделайте вывод, что солнце все позже восходит и все раньше заходит, в связи с этим дни уменьшаются. В январе день заметно увеличивается, но становится все холоднее. Скажите, что настоящая зима еще только начинается: морозы впереди.
Спросите детей, что происходит с комнатными растениями. Сделайте вывод что растениям нужен свет, а если день удлинился, то света стало больше. Но почему же деревья не растут и не зеленеют? Что, кроме света, нужно растениям? (Им нужно тепло). Комнатные растения растут в тепле, а деревьям на улице и стало еще холоднее, чем в начале зимы.


Какую, радость доставляет ребятишкам первый снег! Порадуйтесь вместе с ними. Пусть дети почувствуют свежий морозный воздух, ощутят запах первого снега.
Обратите внимание детей, как красиво зимой. Зима, как художник, окрашивает все вокруг пушистой белой кистью. Деревья уже не кажутся голыми: они оделись в белоснежный наряд; побелели и дорожки.
Прочитайте стихотворение И. Сурикова «Зима»:
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.

П

редложите понаблюдать, как кружится, падает снег. Дети любят собирать его. Когда снег будет идти хлопьями, обратите внимание детей, что его легко сгребать… Рассмотрите отдельные снежинки. Они очень красивы по форме: похожи на звездочки, тонкие пластинки, цветы и иглы. Чаще всего у снежинок бывает шесть лучей.
Обращайте внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых крупных звездочек; при слабом морозе они напоминают белые твердые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки (если посмотреть на них в лупу, видно, что лучи у них обломаны); очень красивы снежинки, когда они кружатся и блестят вечером при свете фонаря.
Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Скажите детям, что это хрустят снежинки, которые ломаются под ногами.

Не менее красивое зрелище, когда снег падает сплошной пеленой, за которой угадываются контуры домов и деревьев. Приучайте детей любоваться снегопадом. Спросите их, почему он так называется.
После снегопада оживление - всюду очищают от снега улицы. Понаблюдайте за работой снегоуборочной машины. Пусть дети подумают, сколько времени нужно, чтобы собрать этот снег лопатой вручную. А снегоуборочная машина работает так быстро, что автомашины еле успевают подъезжать к ней. Вспомните, куда увозят снег.
Посмотрите, какие сугробы намело на улице. Детей будет интересовать, какой они глубины. Для этого возьмите палочку - условную мерку (0,5 м) - и измерьте глубину сугробов в разных местах.
Предложите подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте. В этих местах он не разносится ветром.
Полюбуйтесь красотой высоких сугробов, особенно когда они освещены ярким январским солнцем. Спросите детей, что можно сказать о снеге. Они ответят, что снег пушистый, глубокий, мохнатый, слоистый, что он блестит на солнце, переливается, искрится.



Интересно в морозную погоду рассмотреть узоры на окнах, которые искрятся на солнце разноцветными огоньками. Во время наблюдения прочитайте стихотворение И. Никитина:
^ Жгуч мороз трескучий,
На дворе темно;
Серебристый иней
Запушил окно.
На прогулке дети сооружают всевозможные снежные постройки. На одной из прогулок украсьте постройки льдинками, раскладывая или развешивая их. Объясните, что лед и снег – это вода, изменившая свой вид под действием холода. Загадайте загадки:

Прозрачен, как стекло,
А не вставить в окно.
(Лед.)
На дворе - горой,
А в избе - водой.
(Снег.)

^ Если после оттепели ударяет мороз, на улице появляется гололед . Объясните это явление. Предложите подумать, что нужно сделать, чтобы не было скользко. Дети предлагают посыпать дорожки песком. Обратите внимание, что делают в гололед дворники.

В феврале можно наблюдать вьюги, метели, поземку. Пусть дети послушают, как завывает ветер, увидят, как тучи закрывают солнце и повсюду метет снег. Побеседуйте с ними, каково сейчас лесным жителям.
На другой день на чистом голубом небе может ярко светить солнце и даже чуть-чуть подогревать стволы деревьев. Предложите потрогать кору рукой. Прочитайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»:
...Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит...
Понаблюдайте с детьми и такое явление, как поземка. После этого они легко запомнят начало стихотворения С. Маршака «Февраль»:
^ Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка...

Все выше и выше поднимается солнце, но до тепла еще далеко. Наконец дети увидят, как с сосулек закапает капель и снеговики начнут «худеть».
Снег становится серым, оседает, наверху появляется ледяная корочка, которую можно поднять: под ней рыхлый белый снег. Во время наблюдения прочитайте отрывок из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»:
Снег теперь уже не тот:
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

Наблюдения за растительным миром





Зимой деревья без листьев - можно хорошо рассмотреть их строение: крону, ствол, расположение веток, сравнить друг с другом. Расскажите детям, какую пользу приносят деревья.
В начале зимы парк еще нарядный: кое-где алеет рябина, на бузине целы все ягоды. Снег слегка разукрасил деревья, припушил ели и сосны. В парке просторно и тихо.
Полюбовавшись зимним видом, предложите детям узнать деревья. Научите их отличать от кустарников. У деревьев один толстый ствол, а у кустарника много тонких стволов.

Загадайте загадку:
^ Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Дерево.)
Пусть дети попытаются объяснить каждую строчку загадки. Загадайте еще одну загадку: «Зимой и летом одним цветом». Спросите, как называются такие деревья, как сосна и ель. Какие хвойные деревья еще знают дети? Что такое хвоя? Как называются деревья, у которых листья на зиму опадают?
Рассмотрите хвойные и лиственные деревья, сравните их между собой. Научите различать деревья и по почкам.
Ель . Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус. Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. Почки острые, покрытые чешуйками. На ели висят узкие длинные шишки. Скажите детям, что зимой в густых еловых лесах спят медведи в берлогах, а зайцы прячутся под ветвями ели.
Берёза . Дети найдут ее по белому стволу, тонким веточкам, свисающим вниз, А иногда и сохранившимся серёжкам. Дерево стоит припорошенное, на плавно свисающих ветках, как кружево, сверкает на морозном солнышке иней. И кажется, что дерево от холода, закуталось в кружевную шаль и тихо

качается в морозной дымке.

Лиственница . Крона у деревьев округлая. Ветви длинные и короткие, почки с чешуйками, шишки круглые. Скажите детям, что лиственница очень распространена в лесах нашей страны. Ветка с шишками, найденная на земле и поставленная в вазу, украсит комнату.
Тополь . Высокое дерево со стройным стволом и широкой кроной. Кора желто - серая с трещинами. Ветки толстые, разной длины. Предложите детям потрогать и понюхать их; почки клейкие и душистые. Скажите, что тополь очень полезное дерево: он очищает воздух от городского дыма и пыли.
Липа. Ее можно отличить от других деревьев по темному, почти черному стволу. Ветки направлены в стороны и в середине прогибаются. «Как будто медведь на них покачался» . На ветках видны круглые почки.
Много деревьев брать для сравнения не следует. Пусть дети хорошо знают признаки трех - четырех, сумеют узнать их, рассказать о них.

^ Рассмотрите и кустарники.
Сирень . Все дети знают душистые цветки сирени. Ее листья до самых морозов остаются на ветках зелеными. Почки крупные. Скажите, что сирень легко приживается и быстро растет.
Для закрепления знаний о деревьях и кустарниках поиграйте в игру «Узнай по описанию». Взрослый описывает какое-нибудь дерево или кустарник, а
Игра «Отгадай, сколько шагов». Предложите детям отгадать, сколько шагов от скамейки до липы, от липы до клена…. Сначала надо определить на глаз, а потом проверить. Эта игра развивает ориентировку в пространстве, глазомер и помогает закрепить названия деревьев.
Поиграйте в игру «Разведчики», давая детям такие поручения: найдите самое высокое или самое низкое дерево; найдите и принесите ветку лиственницы с шишками; найдите следы и определите, кому они принадлежат, и т. д.
Приучайте детей беречь деревья. Покажите, как после снегопада нагнулись ветки. Осторожно стряхните с них снег. Внесите одну веточку и поставьте в воду. Через некоторое время согните ее - она не ломается, только гнется, значит, дерево живое.



Покажите, как зимуют травы. Раскопайте снег, и дети увидят в глубине зеленую травку. Значит, ей не холодно под снегом. Объясните, что растениям нужен отдых, поэтому зимой комнатные растения поливают реже.

Наблюдения за животным миром




Наблюдая птиц у кормушки, дети замечают, что с наступлением холодов их стало прилетать больше…. Появились степенные, спокойные снегири . Предложите прислушаться к их мелодичному тихому посвистыванию. «Звенят, как бубенчики»,- говорят дети. Снегири оживляются только тогда, когда им надо куда-нибудь перелететь. Они перекликаются и улетают. Снегири любят ягоды.


^ Прочитайте стихотворение Л. Татьяничевой

«Снегири»:
Зарумянились кустарники
Не от утренней зари.
Это красные фонарики
Засветили снегири.
Обратите внимание на поведение птиц в разную погоду. В мороз они сидят нахохлившись, меньше щебечут, а в оттепель оживлены, больше летают.
Появились и щеглы .


Постепенно стайки их увеличиваются. Они очень красивы: яркие желтые полоски на черных крыльях, на лбу красное пятно. Щеглы очень подвижны.
Детям очень нравится наблюдать за своими шумными гостями, кормить их. Они все такие разные. Особенно много у кормушки воробьев . Они всегда с нами.

П



рочитайте стихотворение о них:
Птичьи гнезда опустели,
Птицы к юг у улетели.
Оказался всех храбрей
Наш дворовый воробей.
Холодов не испугался,
С нами на зиму остался.
Снег всю землю покрывает -
Воробей не унывают:
Стайкой весело снуёт,
Все, что встретится, клюют.
Хлебных крошек не жалей:
Заслужил их воробей.
Ты приладь ему кормушку -
Кликнет он свою подружку,
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют.
И пошел веселый стук -
Тук - тук - тук,
Тук - тук - тук,
Тук - тук - тук,


Дикие и домашние животные .

Расскажите, как живут зимой животные в лесу.

Прочитайте стихотворение И. Токмаковой:
Как на горке - снег, снег,
И под горкой - снег, снег,
И на елке - снег, снег,
И под елкой - снег, снег,
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
Медведь спит неспокойно: нет-нет да и посмотрит зеленым глазом из отверстия в берлоге, затем повернется на другой бок и опять спит. А среди зимы у медведицы появляются детеныши – крошечные медвежата. Им тепло около мамы. И еж спит, его тоже засыпало снегом.


А лиса и волк бегают в поисках пищи. Лисе не холодно, она как будто валенки надела: на ее ногах густая шерсть. Лиса чует мышей, которые бегают под снегом по снежным коридорам. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу, а мыши, испугавшись, выбегают.


Зайчик весь день сидит под кустом. Снег белый, и заяц белый - его и не видно. А ночью поскачет косой искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину. Если молодые фруктовые деревья не укрыты и не завязаны еловыми ветками, он может и их ободрать.


Лосю лесники заготавливают на зиму сено и ветки.

Поговорите с детьми о домашних животных, расскажите об их повадках.

Все животные любят ласку и сами ласкаются к человеку.

Кошка старается сесть ближе к батарее: она любит тепло. Иногда кошка царапает деревянные предметы: ей нужно поточить свои когти. Если кошку выпустить - погулять во двор, она узнает свой дом и обязательно вернется. Кошка очень чистоплотна: после еды она тщательно умывается и осторожна - умеет ловко скрываться от своих врагов.


Собаки привязаны к хозяину: любят гулять с ним, сторожат квартиру.

25.01.2012г. подготовила воспитатель подготовительной группы № 1 Горчакова. С.Ю.

Использованы материалы книги М. В. Лучич « Детям о природе »

1. Сезонные и погодные явления.1. Сезонные и погодные явления.
Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во
время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков
зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха. Интересно наблюдать утреннюю и
вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно,
погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий
денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание
стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию - лето
красное. Показать яркое сезонное явление - радугу. Старшие дети учатся по отдельным
признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения
липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы. В водоёме тёплая вода,
можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так
сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы. Вода в
водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день,
продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные
сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе,
определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда
солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для
наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за
тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают,
что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными
приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.
2. Вода, песок, глина, камешки, ракушки.
Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов
уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и
самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период
являются игры с водой и песком.

Наблюдения за живой природой летом 1. Наблюдения за растениями летом

Прогуливаясь с детьми по парку, скверу обратите внимание на деревья. На деревьях и
кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев,
отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. Луговые
цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые:
пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. Люди заготавливают сено, собирают
урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений
детей о растениях. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть
красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности.
2. Наблюдения за животными летом
Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные
детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от
врагов. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие
имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам
следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

3. Наблюдения за птицами летом

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают
птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для
птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом
насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Обследуя деревья, дети встретятся
со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают
вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда
птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает
внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.
4. Наблюдения за насекомыми
Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей, муха, жук, комар, стрекоза.
Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью
лупы. Предложить детям послушать стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и
прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья
коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку
на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не
причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи,
осы. Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают
гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу,
поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей
бережное отношение к насекомым.

Галина Мамонтова
Перспективные планы наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе

Старшая группа

Наблюдения за неживой природой

СЕНТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за росой - где оседает, на что похожа, полюбоваться блестящими капельками.

Учить наблюдать явления природы , анализировать

2 неделя Наблюдение за солнцем - где солнце было утром, где находится сейчас? Когда было теплее? Когда солнце светится ярче : утром или днем? Развивать память, умение сравнивать.

3 неделя Наблюдение за тенью - отчего она получается? Обратить внимание на то, что утром и вечером тень длинная, а днем - Развивать интерес к окружающему, желание наблюдать .

4 неделя Наблюдение за общим состоянием погоды - не так ярко светит солнце, появляется роса, дни становятся прохладнее, вспомнить понятие "ранняя осень". Развивать интерес к окружающему, желание наблюдать .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за туманом - когда туман был гуще : утром или днем? На что он похож, из чего он состоит? Знакомить с осенними явлениями, уметь делать выводы о закономерностях природы .

2 неделя Обратить внимание на освещенность в течение дня, на продолжительность дня : дни стали короче, ночи длиннее Закреплять понятие о сезонных явлениях, умение анализировать результаты наблюдений .

3 неделя Наблюдение за дождем - какое небо во время дождя, отличается ли летний дождь от осеннего и чем? Изменилась ли температура воздуха на улице во время дождя? Учить строить предложения на основе собственных наблюдений .

4 неделя Наблюдение за небом - части ли появляются тучи, какое небо? Гак ли ярко светит солнце? "В октябре с солнцем распрощайся, поближе к печи подвигайся". Закрепить признаки осени, познакомить с приметами октября, уточнить понятие "золотая осень".

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за инеем - что лежит на траве, предметах; на что похож иней? Как вы объясните слова "заморозки"? Развивать наблюдательность , умение размышлять.

2 неделя Наблюдение за ветром - с какой стороны дует ветер? Определить силу ветра, что можно о нем сказать? (холодный, сильный, морозный) Учить подбирать соответствующие слова.

3 неделя Предложить измерить температуру воздуха - стало ли теплее, чем утром? Где температура выше в тени или на солнце? Можно ли сказать, что солнце припекает? Почему? Развивать желание наблюдать , учить делать выводы и объяснять их.

4 неделя Наблюдение за состоянием погоды - отметить, что изменилась освещенность дня, температура воздуха стала низкой, дует холодный ветер. Формировать понятие об осени, уточнить понятие "поздняя осень". "Ноябрь - ворота зимы".

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за падающим снегом обратить внимание на полет снежинок - легко , плавно падают отдельными снежинками или хлопьями . Учить наблюдать явления природы , видеть красоту её, анализировать результаты наблюдений .

2 неделя Рассматривание льда на лужах - от чего зависит толщина льда? Можно ли ходить по льду. Что такое лед? Формировать элементарные представления о переходе вещества их жидкого состояния в твердое.

3 неделя Наблюдение за солнцем - жарко ли греет солнце, высоко стоит? Какой цвет солнца : ярко-желтый или бледный? Развивать умение наблюдать , говорить о своих наблюдениях .

4 неделя Наблюдение за сезонными изменениями - за каким месяцем идет декабрь? К какому времени года относится ноябрь?Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?Зачем засыпают корни деревьев снегом?Как одеваются люди зимой и осенью? Формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает) ;, познакомить с пословицей «Декабрь год замыкает, зиму начинает» .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за морозными узорами на окнах : на стекле цветы и листья - все искрится, все бело, но без красок и без кисти разрисовано стекло. Замечательный художник у окошка побывал, отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал? (мороз) - в какую погоду образуются узоры? Почему они образуются? Чем их рисует мороз? Учить видеть прекрасное, различать характерные приметы зимы, узнавать их в литературных текстах, стихотворениях.

2 неделя Наблюдение за гололёдом : что такое гололёд? Как он появляется? Чем опасен? Продолжить формировать элементарные представления о переходе вещества из жидкого состояния в твёрдое.

3 неделя Наблюдение за снегом : что такое снег?Где образуются снежинки ? Какой на ощупь снег?Почему скрипит снег?Когда снег бывает мокрый, когда сухой?Из какого снега легче лепить? Почему?

Формировать представление о свойствах снега;предложить рассмотреть снежинки сквозь лупу , учить замечать красоту окружающей природы .

4 неделя Наблюдение за небом : какого цвета небо Низкое оно или высокое? Чем покрыто небо? Как дети определили, что это – тучи? –

Развивать умение наблюдать , делать выводы и объяснять их,

познакомить с приметой января «январь - середина зимы» .

5 неделя Наблюдение за следами на снегу : кто здесь прошел (взрослый или ребенок) Чей это след (птица, животные , следы машины и лыж) След свежий или старый ? Как вы определили? -

Развивать наблюдательность , мышление, умение обосновывать свой ответ, интерес к окружающему.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за солнцем - жарко ли греет солнце, высоко ли стоит? Какой цвет у солнца : ярко - желтый или бледный? -.

развивать умение наблюдать , активизировать словарь, правильно строить предложения

2 неделя Наблюдение за ветром : как мы определим, есть ли ветер? Каким, по силе, бывает ветер? А если идет снег и дует ветер, как эти явления можно назвать? (поземка, метель, вьюга, буран)

расширять представления детей о зимних явления.

3 неделя Рассматривание сосулек : почему они не капали утром? Когда они капают, почему? Отчего они образуются?В морозный день сосулька растет или уменьшается? А в солнечный?Чем отличается место, где есть сосульки, от другого участка? Почему сосульки растут «головой вниз» ? (Когда капелька стекает вниз по сосульке, она вытягивает кончик, и он становится тонким.)

развивать умение анализировать результаты наблюдений и делать выводы о закономерностях природы .

4 неделя Наблюдение за таянием снега -где снег тает быстрее?Почему? Каким становится талый снег, во что он превращается?

Формировать представление о переходе вещества из твердого состояния в жидкое.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за солнцем : оно чаще стало появляться на небе, стало ли теплее? День стал короче или длиннее? Как вы это докажете?

развивать наблюдательность , умение делать логические выводы.

2 неделя Наблюдение за дождем - что можно о нем сказать (сильный, мелкий, моросящий, ливень) . Какое всё во время дождя? (мокрое, сырое, унылое Развивать умение наблюдать , подбирать определения.

3 неделя Рассматривание камней - предложить найти : самый красивый, самый блестящий, необычный, гладкий, шероховатый. Развивать интерес к окружающему. Умение описывать свои определения.

4 неделя Наблюдение за погодой описать правда ли, что уже пришла весна? В чем вы это почувствовали, увидели?

Развивать наблюдатель-ность , уточнить знание примет ранней весны, познакомить с поговоркой "Март весну встречает, с зимой борется".

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Рассматривание песка и земли - каким стал песок (сухим, теплым, сыпучим, а каким он был зимой? Какой стала земля (сухая, темная, на ней появилась Развивать желание наблюдать , сравнивать.

2 неделя Наблюдение за увеличением светового дня - увеличился ли день? Почему? Солнце всходит раньше или позже? Развивать понятие детей о сезонных изменениях.

3 неделя Наблюдение за небом - обратить внимание на голубизну неба, на то, что оно стало выше. На что похожи, плывущие по небу облака? Развивать фантазию умение видеть происходящие в природе изменения .

4 неделя Наблюдение за туманом - что вы наблюдали утром , рассеялся ли туман днем? Из чего он состоит, что он напоминает? Чем опасен туман? Развивать желание дели-ться впечатлениями, раз-мышлять. Познакомить с пословицей : "Апрель - землю красит".

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за температурой воздуха - предложить измерить температуру воздуха на прогулке - она стала выше или ниже, чем утром? Где температуры выше в тени или на солнце, почему? Развивать мышление, желание наблюдать .

2 неделя Наблюдение за первой грозой . Что такое гроза? - это и дождь, и ветер, и молния одновременно. Можно ли гулять во время грозы? Чем это грозит Знакомить детей с весенними явлениями.

3 неделя Наблюдение за воздухом - есть ли воздух вокруг нас? Как его обнаружить, предложить помахать перед собой ладошкой - что вы ощущаете? Развивать интерес.

4 неделя Наблюдение за состоянием погоды - определить и охарактеризовать состояние погоды, познакомить с пословицей "Дождь в мае - три Активизировать словарь детей, закрепить приметы поздней весны.

Старшая группа

Наблюдения за живой природой

СЕНТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Сравнение колорадского жука с "Божьей коровкой" Отметить характерные особенности внешнего строения, окраски; основные жизненные функции : дышат, двигаются, растут, размножаются, воспитывать гуманное отношение ко всему живому .

2 неделя Наблюдение за кузнечиком .

Закрепить представление понятия о своеобразии данного живого существа , особенностей его строения, образа жизни.

3 неделя Рассматривание паука и паутины. Дать представление об условиях среды обитания.

Наблюдение за насекомыми .

Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в экосистемах. Дать представление о составе сообществ луга, об условиях среды, к

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за собакой Расширить представление детей о домашних животных , дать представление о проявлении чувств животного : голод, радость, привязанность.

2 неделя Наблюдение за кошкой Расширить представление о проявлении чувств животного : удовольствие, радость, привязанность, ласковость.

3 неделя Наблюдение за лошадью с

жеребенком. Дать конкретное представление о том, что все живые существа растут, развиваются, размножаются, характерные особенности строения данных животных .

4 неделя Наблюдение за коровой Расширить представление о домашних животных , дать представление о системе потребностей животного : оптимальная температура, место обитания, пища, об общей зависимости их

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Разговор "Красная книга - что это?" Объяснить экологические зависимости, осознание которых способствует развитию у детей современного экологического

2 неделя Наблюдение за перелетными птицами, подготовка к отлету. Расширить знания детей о сезонных изменениях основных условиях среды обитания : дни стали короче, меньше света, холодные дожди, ветры, питаться стало нечем, птицы

3 неделя Наблюдение за птицами .

Сравнительная

характеристика. Расширить представление о составе сообщества, о среде обитания птиц : лес, поле, огород, дать представления об установлении связей с условиями их существования.

4 неделя Изготовление кормушки Расширить знания о том, что человек бережно и гуманно относится к среде обитания : защищает птиц, изготавливает кормушки для еды, чтобы птицы не погибли зимой.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за синицей с использованием художественной литературы. Продолжать вызывать интерес к пернатым; расширять представления детей о синице, ее повадках, среде обитания.

2 неделя Наблюдение за вороной , познакомить с приметой : ворона под крыло нос прячет - к морозу Расширять представление о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду; воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.

3 неделя Наблюдение за голубями . Закреплять представления о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними) .

4 неделя Наблюдение за синицей и воробьем в сравнении, с использованием художественного слова. Углублять знания о жизни птиц в зимний период; развивать умение и желание помогать им.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Рассматривание кроликов на картине.

Расширить представление об уходе за животными , об условиях трудовых процессов по уходу.

2 неделя Наблюдение за кошкой . Расширять представления детей о мире животных , воспитывать желание проявлять о них заботу.

3 неделя Наблюдение за собаками .

Развивать мышление, умение оберегать себя, желание помочь по мере возможности.

4 неделя Наблюдение за рыбками в аквариуме.

Дать детям представление о том, что среди рыб есть

хищники,активизировать словарь.

неделя Рассматривание картин с изображением животных жарких стран : верблюдом, слоном, жирафом. Совершенствовать знания о жизни животных , развивать наблюдательность , умение рассказывать о своих наблюдениях .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за домашними животными зимой .

Закреплять знания о жизни домашних животных в зимнее время года ; формировать представление о том, что о домашних животных заботится человек (заготавливает корм, готовит еду, чистит жилище) .

2 неделя Наблюдение за зимующими птицами с использованием художественного слова. Закреплять знания о зимующих птицах;формировать представление о добывании пищи зимующими птицами;воспитывать желание заботиться о них и охранять.

3 неделя Наблюдение за пауком .

Дать представление о своеобразии и неповторимости живого существа , о его жизненных свойствах : дыхании, движении, питании.

4 неделя Наблюдение за зимующими птицами.

Уточнить знания детей о птицах, развивать интерес к природе .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за курицей с цыплятами Расширить представление о домашних птицах, об уходе за ними, об удовлетворении их потребностей.

2 неделя Наблюдение за первыми перелетными птицами Расширить представление о сезонном изменении и возвращении в связи с этим перелетных птиц.

3 неделя Наблюдение за зимующими птицами Учить замечать и отмечать изменения в поведении птиц в связи с сезонными изменениями.

4 неделя Рассматривание диких животных : медведь, белка, еж, волк, лиса, лось. Уметь замечать, что с изменением условий среды обитания, происходят изменения в жизни и в поведении диких животных , расширить представление о помощи человека диким животным .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за муравьями . Расширить представление об особенностях строения, о связи между средой обитания существ и особенностями их строения.

2 неделя Наблюдение "Пчелы коллективные насекомые". Расширить знание о потребностях данного вида в условиях среды : свете, воздухе, пище, месте обитания, защите от врагов.

3 неделя Наблюдение за гусями с гусятами. Расширить знания о домашних птицах, об уходе человека за птицами.

4 неделя Наблюдение за домашними животными (рассматривание) Учить замечать изменения в их жизни в связи с сезонными изменениями; расширить знания об условиях жизни домашних животных .

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за животными около водоема . Расширить знания о жизненных свойствах животных : питание, дыхание, движение, питье.

2 неделя Наблюдение за животными луговой природной среды зоны . Учить замечать изменения в их жизни в связи с сезонными изменениями.

3 неделя Разговор "Красная книга" Познакомить детей с основной ее целью : выявление и учет тех видов организмов, которые могут исчезнуть, и для сохранения которых нужны специальные меры защиты.

4 неделя Наблюдение за разновидностями бабочек. Развивать умение отличать своеобразие и неповторимость каждого живого существа , необходимость бережного и заботливого отношения к природе .

Старшая группа

Наблюдения за растениями

СЕНТЯБРЬ

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 педеля (тополь, ива, сирень, волчьи ягоды) . Конкретизировать представления детей об основных группах растений , закреплять умения различать их по коре, плодам, семенам. Проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой .

2 педеля Рассматривание осенних цветов в букете : астры, розы, георгины. Закреплять название цветов ранней осени, расширять представление растениях сада, представления о труде, человека по выращиванию садовых цветов.

3 неделя Наблюдение за травой на поляне с чтением :

"Ты, трава, моя травушка.

Ты, трава, моя шелковая.

Да кто же тебя, траву, притоптал?

Притоптали меня, травинушку,

Да всё детушки, да всё малые

В зеленом саду гуляючи,

Бегая играючи. Расширять представление детей о травянистых растениях луга.

4 неделя Рассматривание овощей : моркови, капусты, помидоры, огурцы. Закрепить представление об овощах, закрепить знания об основных трудовых процессах по уходу за растениями огорода.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение : "Золотая осень" с чтением "Улетает лето" Трутневой. Закрепить представление о сезонных изменениях, основных условиях основных условиях среды обитания; закрепить понятие, что растения приспособились к переменам, сбрасывают листья деревья и кустарники .

2 неделя Рассматривание осенних цветов : хризантемы, дубки. Развивать умение давать сравнительную характеристику цветов средней осени; рассматривать представление о растениях сада.

3 неделя Наблюдение за травянистыми растениями : подорожник, щавель. Расширить представление о растениях луга : растения приспособились к осенним переменам, сбрасывают семена, начинают вянуть.

(иллюстрации) . Разновид-ности : съедобные, несъедобные с чтением : "За грибами". Закрепить знания о съедобных и ядовитых грибах; расширить представление об условиях среды, к которым приспособились грибы - определенная температура, освещенность, влажность.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за туей и вишней . Закрепить умение давать сравнительную характеристику по коре, плодам; расширить представление о серьезных изменениях одного вида в сравнении с другими видами.

2 неделя Наблюдение за распространением семян репейника. Расширить знания детей о размножении растений семенами.

3 неделя Рассматривание комнатного растения - алоэ. Закрепить знание о том, что растения бывают лекарственные, алоэ в том числе. Закрепить понятие, что

растения получают питание из почвы с помощью корней, размножаются черенками.

4 неделя Викторина "овощи и фрукты" с загадками. Д/И "Узнай по описанию". Закрепить умение классифицировать объекты по существенным признакам.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за ростом и развитием фиалки и фикуса.

Формировать представление о том, что одни растения растут быстро и цветут, а другие растут медленно. Закрепить представление о том, что растения дышать всеми частями, размножаются черешками, листьями.

2 неделя Наблюдение за вязом . Формировать представления о зимнем ясене, о том, как можно помочь ему пережить холодную зиму.

3 неделя Рассматривание муляжей фруктов - яблоко, груша, слива, апельсин, лимон - ввести понятие «цитрусовые»

Дать представление о том, что для их выращивания нужны определенные условия : влажность, температура, освещенность.

4 неделя Наблюдение за деревьями в инее Полюбоваться хрустальной красотой, созданной природой . Обратить внимание на состояние природы в окрестностях детского сада и необходимость её охраны. Воспитывать нетерпимость к бессмысленной порче растений

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Продолжение наблюдения за ростом фиалки и фикуса.

Учить видеть изменения в росте растений, уточнить представление о росте растений, что необходимо для их роста.

2 неделя Наблюдение за всходами картофеля.

Развивать интерес к жизни растений, умение определять, что им нужно для лучшего роста.

3 неделя Наблюдение за вишней зимой Формировать знания об особенностях жизни деревьев зимой;воспитывать бережное отношение к растениям (не заде-вать хрупких от мороза веток и почек, так как они ломаются) .

4 неделя Наблюдение за цветущим декабрисом. Развивать интерес к растениям, умение замечать изменения, закреплять правила ухода за ним.

неделя Наблюдение за туей и вязом : что общего у этих деревьев? Чем они отличаются?

Закреплять умение давать сравнительную характеристику; расширять представление о серьезных изменениях одного вида в сравнении с другими видами.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за почками на сирени.

Расширять представления детей о жизни растений, продолжать учить бережно относиться к растениям.

2 неделя Наблюдение за деревом и кустарником –сравнить два вида растений.

Упражнять в умении давать сравнительную характеристику, развивать наблюдательность .

3 неделя Наблюдение за проросшей фасолью.

Закреплять представление о росте, развитии и размножении растений.

4 неделя Наблюдение за распустившимися в вазе веточками.

закреплять знания детей о необходимых условиях для роста и развития растений, развивать интерес к окружающему.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Наблюдение за деревьями и кустарниками . Сравнение почек на ветках, в вазе и на деревьях. Обобщить представление о характерных признаках весны - набухание почек, развивать умение сравнивать объекты природы

2 неделя Рассматривание цветущей традесканции Обобщить представление о характерных признаках весны - набухание почек, развивать умение сравнивать объекты природы по признакам различия и сходства.

3 неделя Рассматривание первых весенних цветов : нарциссы, пролески, подснежники, тюльпаны с чтением "Подснежник" Серова. Полюбоваться цветами, дать конкретное представление о зависимости роста, развития и размножения; об условии среды наиболее приятной для этого времени года.

4 неделя Развлекательная викторина "Где овощ, где фрукт?" Расширять знания об овощах и фруктах, знать их характерные особенности, уметь классифицировать

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Рассматривание комнатных растений - бальзамин и герань Уточнить представление детей о функции растений, воспитывать стремление создать благоприятные условия для жизни растений.

2 неделя Наблюдение за цветением деревьев и кустарников . Продолжить формировать представление о сезонных изменениях Учить связно рассказывать о неблагоприятных явлениях природы , объяснять их, закреплять умение составлять рассказ о наблюдаемом .

3 неделя Наблюдение за разновидностью травянистых растений : одуванчик, фиалка с чтением стих - я "Одуванчик" Высоцкой. Расширять представление о составе сообществ луга, закрепить представление об условиях среды, к которым приспособлены травы.

4 неделя Рассматривание грибов (альбом) с загадками о грибах Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах, представления о приспособленности грибов к определенной гем-ре, влажности, свете, которые есть в лесу.

№ п/и Тема наблюдения Цель

1 неделя Продолжение наблюдение за травянистым покровом с чтением стихотворения "Хорошо весной". Продолжать конкретизировать имеющиеся у детей представления о разнообразии растительного мира.

2 неделя Д/И "Узнай дерево". Закрепить умение классифицировать объекты по существенным признакам : умение сравнивать по цветкам, листьям, цвету, запаху.

3 неделя Рассматривание комнатного растения - виноград и винограда садового. Дать обобщенное представление о жизни растений в обычной экологической системе и в помещении.

4 неделя Беседа "Богатство, окружающее нас". Закрепить представление детей о растительном мире, о его непрерывном движении, изменении и развитии.

Наблюдение за объектами живой и неживой природы и ведение «Календаря природы» и «Дневника наблюдений»

Раскрытие основных смысловых понятий, формируемых у младших школьников

Календарь:

    способ, метод счисления дней в году;

    таблица или книжка с перечнем всех дней в году;

    от латинского «календы» (название первого дня месяца у древних римлян);

    система счисления времени, основанная на периодических явлениях природы - смена времён года.

Фенология - наука, изучающая связь климатических факторов с перио-дическими (сезонными) процессами, происходящими в жизни растений и жи-вотных.

Народная примета - отличительное свойство, признак, за которым сле-дят, смотрят.

Времена года - периоды, в которые происходят определённые явления природы.

Сезон - одно их четырёх времён года.

Явления природы - проявление чего-либо в природе.

Ведение «Календаря погоды» и «Календаря природы»

Во 2 классе учащиеся продолжают проводить систематичес-кие наблюдения за погодными явлениями природы, ведут «Ка-лендарь погоды» или «Календарь природы» по выбору учите-ля. Последний предполагает наблюдения не только за погод-ными явлениями (состоянием неба, осадками, ветром, температурой воздуха), но и за изменениями, происходящими в живой природе в соответствии с сезонами.

Примерное содержание

«Календарь природы» помогает нам наблюдать за опреде-лёнными явлениями природы и видеть их последовательность и зависимость друг от друга. Народный календарь существует много сотен лет, им пользовались наши предки, будем поль-зоваться и мы. В его основе многочисленные наблюдения за особенностями протекания явлений природы, которые когда-то были зафиксированы. Первоначально наблюдаем и прове-ряем справедливость народных примет, связанных с погодой, потому что они строятся на конкретном материале, который легко пронаблюдать в городе, увидеть результаты и сделать вы-воды. Особенность народных примет о погоде в том, что они дают краткосрочный прогноз (например, какая погода будет вечером или на другой день).

Наблюдаем и проверяем приметы по сезонам.

Весной: «Длинные сосульки - к долгой зиме», «Облака плывут высоко - к хорошей погоде», «Солнце красно заходит - к ветру», «Синие облака - к теплу и дождю», «Холодно - лист дуба развёртывается».

Летом: «Одуванчик сжимает шар к дождю», «Утром трава сухая - к ночи ожидай дождя», «В муравейнике ходы откры-ты и заметно бойкое движение насекомых - к хорошей пого-де», «Земляные черви выползают - к ненастью», «Божья ко-ровка, взятая на руку, быстро слетает - к солнечной погоде».

Осенью: «Воробьи перелетают стайками с места на место - перед сильным ветром», «Послеобеденный дождь долгий», «Мо-розный иней на траве - к дождю», «Облака идут низко - ожи-дай стужи», «Сбежались тучки в одну кучку - быть дождю».

Зимой: «Ворона под крыло клюв прячет - к холоду», «Ветер подул с северной стороны - к большим холодам», «Гром - к сильным ветрам», «Звёзды сильно блестят - к морозу», «Если ночью был иней - днём снег не выпадет», «За три дня перед полнолунием - перемена погоды».

Учителю или родителям из огромного числа народных примет, связанных с предсказанием погоды, следует выбрать нес-колько и познакомить второклассника с их содержанием заранее, работая на опережение. Нужно напечатать их, вместе с ребёнком подобрать изобразительный материал, их иллюстриру-ющий, и наблюдать погоду ежедневно. Важнейшее условие формирования мотивации к наблюдательской деятельности - это чувственное восприятие как основа познания деятельности, ко-торой руководят взрослые. Наблюдение важно сочетать с беседами, играми, чтением художественной литературы.

Если мы ведём с детьми «Календарь природы», то в этом случае используем предсказания - определяем протекание противо-положных или следующих друг за другом сезонов. Например: «Много желудей на дубе - к морозной зиме», «Если весной летит много паутины - лето окажется жарким», «Летом на деревьях желтеют листья - к ранней осени», «Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к тёплой », «Сырое лето и тёплая осень - к долгой зиме», «Холодная зима - жаркое лето».

Интересно проводить наблюдения и за фенологическими явлениями природы и сопоставлять их сроки с настоящими.

При этом следует знать, что фенологи делят год на сезоны и подсезоны. Сезонов - 4, а подсезонов, характерных периодов, ограниченных рубежными явлениями живой природы, - 14. Так, весна в европейской части России делится на 4 периода: снеготаяние (весна света), оживление весны (весна большой воды), разгар весны (весна зелёная) и предлетье.

Интересные сведения о сезонах и их протекании можно прочитать в книге А. Стрижёва «Календарь русской природы».

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Часть 2./ Под ред. А. Я. Данилюка – М.: «Просвещение» - с.-81-83

  1. Программа по изобразительному искусству для начальной школы «Природа и художник»

    Программа

    Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения, 2009).

  2. Рабочая программа по федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения для 1 класса на ступени начального общего образования

    Рабочая программа

    Основная образовательная программа образовательного учреждения МОУ Коневская СОШ разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом

  3. Программы «Исследователи природы» для общеобразовательных учреждений учреждений дополнительного образования

    Программа

    Программы «Исследователи природы» – результат многолетней работы объединений эколого-биологического профиля Республиканского экологического центра детей и юношества.

  4. Пояснительная записка. 3 Краткая характеристика используемых умк. 8 2

    Пояснительная записка

    Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального Общеобразовательного Автономного Учреждения «Средняя Общеобразовательная Школа №8 г.

  5. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения (3)

    Основная образовательная программа

    Основная образовательная программа начального общего образования (ООП) для школ, работающих по учебникам системы «Гармония», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Многогранный мир пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление. «Искреннее изумление перед открывшейся тайной природы – могучий толчок для стремительного потока мыслей» - отмечает В.А.Сухомлинский.

Одним из основных методов ознакомления детей с природой является наблюдение.

Наблюдение – это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель – не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Воспитатель помогает детям овладеть деятельность наблюдения, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки.

Наблюдения могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями, объектами неживой природы).

В исследованиях многих учёных подчёркивается необходимость специально обучать дошкольников наблюдению природы.

В зависимости от объекта и возраста детей наблюдения могут быть эпизодическими, продолжающимися несколько минут (кратковременные) и длительные, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.

Особенно важны длительные непрерывные наблюдения.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, сезонных изменениях в природе, наблюдения за объектами неживой природы используются – длительные наблюдения. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Длительные наблюдения ценны тем, что позволяют детям улавливать последовательнос ть в наступлении явлений природы, устанавливают причинно-следств енные связи.

Эти наблюдения дети младшего возраста выполняют под руководством воспитателя, а старшего дошкольного возраста – самостоятельно.

Воспитатель руководит наблюдением, он объясняет детям цели наблюдения, задаёт вопросы, которые направляют их внимание на объект или явление. Ценным методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдения, является сравнение, сопоставление характерных особенностей объектов или явлений по различию и сходству. При сравнении объектов природы дети легко устанавливают признаки различия.

Воспитание заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту.

Детям младшего дошкольного возраста очень интересны наблюдения за водой. Предлагаемая система непрерывных наблюдений за водой с детьми младшего дошкольного возраста способствует развитию наблюдательности, любознательности, развитию логического и образного мышления, познавательной активности, развивает и совершенствует речевую активность и аналитические способности. Кроме того формирует интерес к опытнической деятельности.

Система непрерывных наблюдений за природными объектами

в течение месяца с детьми младшего дошкольного возраста

1. Беседа-наблюдени е «Вода всем нужна».

Цель : Сформировать представления детей о качествах воды, необходимых для роста, жизни всех растений, животных и человека. Подвести к пониманию того, что без воды не могут жить рыбы, птицы, звери и человек. Развивать умение устанавливать причинно-следств енные связи. Доставить детям эмоциональное удовлетворение от общения друг с другом и игр с водой.

2. «Знакомство со свойствами воды (опыты с водой)».

Цель : Сформировать знания детей о качествах воды - прозрачная, чистая, не имеет вкуса; о свойствах воды - жидкая- течет; тонет-не тонет (с использованием различных предметов).

3. « Откуда берется дождь?» (наблюдение за облаками и тучами).

Цель : Дать детям представление о том, что облака состоят из мельчайших капелек воды, которые собираются в большие капельки- тучи и затем идет дождь. Развивать умение устанавливать причинно-следств енные связи.

4. «Какой бывает дождь» (наблюдение за дождем).

Цель : Сформировать у детей представление о разных видах дождя (мелкий, крупный). Повышать уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей. Закрепление словаря - дождь из тучки.

5. «Сильный дождь - большая лужа» (наблюдение на прогулках за лужами, образовавшимися после дождя).

Цель : Сформировать представление детей о свойствах дождя: сильный дождь- большая лужа, мелкий дождь- маленькая лужа. Дождь полил грядки- наблюдение за почвой после дождя.

6.Проведение на прогулке подвижной игры «Солнышко и дождик».

Цель : Развивать умение детей устанавливать причинно-следств енные связи: солнышко-гуляем, дождик-прячемся под зонтик, убегаем.

7.Экспериментиро вание на прогулке. Опыт «Песок-вода».

Цель : Развивать причинно-следств енные связи: вода - льется, она жидкая; песок - сыплется, он сыпучий. Развивать умение проводить элементарные опыты с водой и песком. Сформировать представление детей о свойствах песка (сухой- сыплется, мокрый - можно лепить).

Список литературы:

1. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий: познавательное развитие, развитие речи, экология». 2008.

2.С.Н. Николаева. Ознакомление дошкольников с неживой природой - Педагогическое общество России, Москва 2005.

3.Н.А. Рыжова. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, (Сер. «Наш дом - природа»).

4. Н.А. Рыжова «Волшебница вода».

5. Экспериментальна я деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

6. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с.