Методические рекомендации к уроку литературы по творчеству И. А

На рубеже XIX-XX веков весь мир переживал период, который Ницше охарактеризовал как «сумерки богов». Человек засомневался, что где-то там есть Он, абсолютное начало, строгий и справедливый, каравший и миловавший, а главное - наполнявший смыслом эту полную страданий жизнь и диктовавший этические нормы общежития. Отказ от Бога был чреват трагедией, и она вскоре разразилась. В творчестве И. А. Бунина, запечатлевшего драматические события русской общественной и частной жизни начала XX века, преломилась вся трагедия европейского человека этого времени. Данную мысль в полной мере разделяет С. А. Антонов: «Глубина бунинской проблематики значительнее, чем кажется на первый взгляд: социальные и психологические вопросы, волновавшие писателя в произведениях на тему о России, неотделимы и от вопросов религиозно-философского характера…» .

Интенсивное становление и широкое упрочнение психологизма в русской литературе рубежа веков тоже имеет глубокие культурно - исторические предпосылки. Оно связано, прежде всего, с активизацией самосознания человека новой эпохи. Понять свой внутренний мир человеку, по Бунину, помогает окружающий мир, прошлая жизнь, к которой он интуитивно стремится в своих воспоминаниях.

Психологизм прозы И. А. Бунина 1890-х-1900-х годов - это художественное выражение пристального интереса писателя к текучести сознания, к всевозможным сдвигам во внутренней жизни человека, к глубинным пластам его личности. Произведения писателя конца века во многом способствовали развитию и становлению психоанализа как доминирующей составной творчества И. А. Бунина в целом, и его произведений написанные в двадцатом столетии, в частности. По мысли Г. М. Благасовой, «…именно в произведениях рубежа XIX-XX веков автор наметил пути раскрытия содержания внутреннего мира человека во всем многообразии его индивидуального выражения» .

В немалой степени это стало возможны из-за влияния Л. Н. Толстого на его художественную прозу тех лет. Оно ощущается, прежде всего, и в особенностях психологического анализа, в экономном, строго подчиненном моральной цели способе построения характера героя, и в библейски суровом и торжественном тоне обличения, и в самой литературной технике, средствах изобразительности, усвоенных И. А. Буниным и двинутых им значительно дальше. Открытия Л. Н.Толстого в литературе И. А. Бунин продолжил, распространив их на «малый» жанр - жанр психологического рассказа - «Кастрюк», «Эпитафия», «Перевал» и др. «В эти годы, - говорит сам писатель, - я чувствовал, как с каждым днем крепнет моя рука, как горячо и уверенно требуют исхода накопившиеся во мне силы…» .

Поэтому и не случайно, что в тематическом плане произведения И. А. Бунина конца века тоже достаточно различны. Они посвящены переживаниям писателя, рожденным воспоминаниями детства или совсем недавними впечатлениями, посещениями русских сел, поездками к южному морю или заграничными путешествиями, встречей с простыми крестьянами, либо утонченным чувством к женщине. Внутренне все его ранние рассказы объединены авторским стремлением проникнуть в трагическое несоответствие между прекрасной природой и человеческим бытием, мечтой о счастье и нарушением «заповеди радости, для которой мы должны жить на земле» .

Смутные позитивные представления И. А. Бунина усиливали критическую струю в авторских обобщениях и одновременно содействовали поиску нетленных ценностей бытия, «порой трудно уловимых, нестойких или даже непохожих на действительность» . С этой точки зрения совсем по-другому читаются некоторые рассказы писателя о деревне.

«В творчестве Бунина 1900-х годов, - замечает Л. А. Смирнова, - в достаточной степени определились черты реализма. Писателя остро интересовало мироощущение разных социальных слоев, соотношение их опыта, его истоки и перспективы...» . Поэтому, как нам кажется, авторский взгляд был направлен не столько на конкретные человеческие отношения, сколько на внутреннее состояние личности. В большинстве рассказов герои стремятся в той или иной форме осознать какие-то вечные вопросы бытия. Но эти поиски не отстраняют их от реальной действительности, поскольку именно она порождает взгляды и чувства персонажей. Взгляды и чувства, рожденные текущей действительностью, раскрылись в момент устремленности к каким-то вечным вопросам бытия. В глубинах человеческой души обретал художник близкие себе ценности. Поэтому органично вплетались в повествование или становились ведущими раздутья самого писателя, укрепляющие представления о связях между настоящим и прошлым, конкретно-временным и вечным, национальным и общечеловеческим.

В эти годы И. А. Бунин писал главным образом от первого лица; временами это были не рассказы, а очерки, написанные мастерским пером, острые наблюдения всего того, что видел писатель. Вот, например, рассказ «Новая дорога» с поэтическими пейзажами лесной глуши, где сонно течет и теплится «забытая жизнь родины». Эту глушь должна пробудить новая железная дорога; со страхом встречают перемену привыкшие к старому укладу жизни крестьяне. Восхищение «девственно - богатой стороной», сочувствие ее «молодому, замученному народу», ощущение пропасти, отделяющей автора от страны и народа: «Какой стране принадлежу я, одиноко скитающийся? Она бесконечно велика, и мне ли разобраться в ее печалях…» . Этими грустными раздумьями проникнут весь рассказ писателя. Он как замечательный мастер психологизма «напряженно исследует русскую действительность конца XIX столетия, изыскивая в ней достойные начинания» . В процессе такого психологического поиска и были созданы его лучшие ранние произведения: «Антоновские яблоки», «Сосны», «Птицы небесные», «Поздней ночью» и многие другие.

В письме к В. Пащенко от 14 августа 1891 года И. А. Бунин писал: «Ты ведь знаешь, как я люблю осень...! У меня не только пропадает всякая ненависть к крепостному времени, но я даже начинаю невольно поэтизировать его» . Именно поэтизацию крепостного прошлого России усматривают иногда в рассказе «Антоновские яблоки». А сам И. А. Бунин здесь же заметил: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком…» . Однако, истины ради, необходимо заметить, что речь здесь идет о богатом мужике, о его схожести со средним дворянином. Разумный трудовой быт, целесообразный устой держаться сообща видит И. А. Бунин в сельском богатом или нищенском существовании. Идеализация здесь несомненная, не столько, однако, социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, лесными дорогами и оврагами. Поэтому на одной ноте ведется рассказ и о крестьянской работе в садах, при сборе урожая, и о барской охоте. Причем И. А. Бунин «не избегает легкой иронии по отношению к грубовато-жестким дворянам и к крестьянам в их «дикарских костюмах», но чтит любые проявления хозяйственности и «старинной», хотя и манерной, жизни» . Рассказ был неоднозначно принят как читателями, так и критикой, немало укоров он вызвал и в писательской среде. И, тем не менее, и его сторонники, и его противники в один голос заявляли о своем восхищении художественным мастерством и психологической глубиной писательской манеры его автора.

Психологический склад русского человека, независимо от его социального положения больше интересовал И. А. Бунина. Он находил общую для помещика и мужика печать внутренних противоречий. Автор писал: «Мне кажется, что быт и душа дворян те же, что и у мужика; все различие обуславливается лишь материальным превосходством дворянского сословия…» .

Рассказ «Антоновские яблоки», затмил очень многое, если не все, из того, что было сделано писателем за предыдущие годы. В нем сконцентрировано так много истинно бунинского, что он может служить своеобразной визитной карточкой художника-классика начала XX века. Давно известным в русской литературе темам он придает совершенно новое звучание.

Долгое время И. А. Бунина рассматривали в ряду социальных писателей, которые вместе с ним входили в литературное объединение «Среда», издавали сборники «Знание», однако его видение жизненных конфликтов решительно отличается от видения мастеров слова этого круга - М. Горького, А. Куприна, А. Серафимовича и других. Как правило, названные писатели изображают социальные проблемы и намечают пути их решения в контексте своего времени, выносят пристрастные приговоры всему тому, что считают злом. И. А. Бунин может касаться тех же проблем бытия, но при этом чаще освещает их в контексте российской или даже мировой истории, с христианских, точнее с общечеловеческих, позиций. Он показывает уродливые стороны текущей жизни, но крайне редко берет на себя смелость судить или обвинять кого-то. Как и горячо любимый им Чехов, он отказывается быть художником-судьей. По И. А. Бунину, добро и зло - силы скорее метафизические, мистические, они извечно даны миру свыше, и люди часто являются бессознательными проводниками этих сил - разрушающих великие империи, вдруг бросающих человека под поезд, изматывающих титанические натуры в ненасытных поисках власти, злата, удовольствий, заставляющих ангелоподобные создания отдаваться примитивным развратникам и т. д.

Поэтому «Антоновские яблоки» не только открывают новый этап в творчестве И. А. Бунина, но и «знаменуют собой появление нового жанра, завоевавшего позже большой пласт русской литературы, - лирической прозы» .

В произведении как нигде ранее полностью реализован лирический характер сюжета. Он почти лишен событийного начала, если не считать событием, то легкое движение, которое создается тем, что «я», или «мы», или «он» куда-то едут. Но этот условный герой - лирический герой И. А. Бунина - во всей полноте и чистоте этого понятия, т. е. без малейшей объективирующей дистанции. Стало быть, эпическое содержание здесь полностью переведено в лирическое. Все то, что видит лирический герой, - это одновременно и явления внешнего мира, и факты его внутреннего существования. Таковы, на наш взгляд, общие свойства прозы И. А. Бунина тех лет.

В этом же рассказе как позже и во многих других, И. А. Бунин отказывается от классического типа сюжета, который, как правило, привязан к конкретным обстоятельствам конкретного времени. Функцию сюжета - стержня, вокруг которого разворачивается живая вязь картин, выполняет авторское настроение - ностальгическое переживание о безвозвратно ушедшем. Писатель оборачивается назад и в прошлом заново открывает мир людей, живших, по его глубокому мнению, иначе, достойнее. И в этом убеждении он пребудет весь свой творческий путь. Большинство же художников - его современников - всматриваясь в будущее, полагая, что там победа справедливости и красоты. Некоторые из них (Б. Зайцев, И. Шмелев, А. Куприн) после катастрофических событий 1905 и 1917 гг. уже с сочувствием обернуться назад.

Сомнительному, будущему И. А. Бунин противопоставляет идеал, вытекающий, по его мнению, из духовного и житейского опыта прошлого. При этом он далек от безоглядной идеализации прошлого. Художник лишь противопоставляет в рассказе две главные тенденции прошлого и настоящего. Доминантой прошлых лет, по его мнению, было созидание, доминантой настоящих лет стало разрушение. Как случилось, почему современный И. А. Бунину человек потерял «правый путь»? Этот вопрос всю жизнь волновал писателя, его автора-повествователя и его героев больше, чем вопросы, куда идти и что делать. Ностальгический мотив, связанный с этой потерей, будет все сильнее и сильнее звучать в его творчестве, начиная с «Антоновских яблок».

Таким образом, к началу 1900-х годов в основном завершается путь И. А. Бунина к самому себе, к специфике своего дарования, поражающего внешней изобразительностью, феноменальной наблюдательностью, в высшей степени глубоким психологизмом и цепкостью памяти писателя. Настойчиво, сознательно непрестанно он тренировал в себе способность угадывать с единого взгляда характер человека, его положение, его профессию. «Я, как сыщик, преследовал то одного, то другого прохожего, стараясь что-то понять в нем, войти в него», - скажет о себе И. А. Бунин . А если набраться смелости и добавить к этому, что всю свою долгую, почти семидесятилетнюю творческую жизнь он был и оставался художником-подвижником, станет ясно, что и составные его таланта соединились на редкость гармонично и счастливо.

Вопросы «вечного», общечеловеческого характера, затронутые писателями, интересовали людей во все времена. Такое же неспокойное время, как ХХ век, ознаменованное революциями, вызывало потребность верить во что-то более светлое. Поэтому литературе начала ХХ столетия была присуща некоторая идеализация.

Просмотр содержимого документа
«Психологизм и поэтические особенности бунинской прозы. Конспект урока.»

Конспект урока.

Тема: «Психологизм и поэтические особенности бунинской прозы»

(повторительно-обобщающий урок по творчеству И.А. Бунина).

Цели урока:

Обобщить знания, полученные на уроках по творчеству И.А. Бунина;

Совершенствовать навыки художественного анализа произведений, формируя у обучающихся творческий подход к изученному материалу, собственное видение его;

Побудить обучающихся к дальнейшему самостоятельному знакомству с творчеством И.А. Бунина.

Оборудование .

Портрет И.А. Бунина, выставка книг Бунина и о Бунине, тексты произведений И.А.Бунина, персональный компьютер, интерактивная доска.

Правая часть класса у доски оформлена для инсценировки рассказа «Господин из Сан-Франциско».

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Объявление темы урока. Вступительное слово преподавателя. Запись в тетради.

3. Повторительно-обобщающая беседа (по рассказу «Господин из Сан-Франциско).

1. Расскажите кратко об истории создания рассказа. Какую роль играет 1915 год в жизни самого писателя?

2 . В рассказе используется слово «господин». Какое значение оно имеет в толковом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой? Дополнительные вопросы: А в словаре В.И. Даля? Какие еще толковые словари вы знаете? Что говорит о главном герое название произведения?

3. Прочитайте с выражением фрагмент рассказа, в котором содержится описание внешности героя. Что хотел сказать автор о нем через портретные детали?

4. Если бы вам нужно было объяснить человеку, который не читал рассказ «Господин из Сан-Франциско», основную мысль текста, как бы вы это сделали?

5. Когда рассказ «Господин из Сан-Франциско» был напечатан и разошелся по стране, М. Горький, прочитав его, заметил: «И.А. Бунин заставил разбитое расшатанное русское общество серьезно задуматься над строгим вопросом: быть или не быть России…». Как вы понимаете слова М. Горького? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте ответ.

4. Инсценирование рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Разговор господина из Сан-Франциско с метрдотелем.

5.Составление сравнительной таблицы по произведениям И.А. Бунина

(закрепление и систематизация полученных знаний).

Произведение

Год написания

Основные мотивы, образы, символы

«Вечные» вопросы, поднятые в произведении

«Господин из Сан-Франциско»

«Чистый понедельник»

Таблица заполняется на интерактивной доске.

    Домашнее задание.

Составить письменный сравнительный анализ двух произведений И.А. Бунина, пользуясь таблицей, заполненной на уроке.

Тема: «Образы влюблённых в «Тёмных аллеях» и «Чистом понедельнике» (рассказы по выбору обучающегося).

    Итоги урока.

Обучающимся предлагается заполнить «паспорт урока» и провести рефлексию урока.

На уроке:

мне было

    интересно;

    трудно;

    скучно;

    полезно;

_________

Я на уроке

    работал;

    старался;

    не понял тему;

    волновался;

    был наблюдателем;

____________

Постараюсь

    найти дополнительный материал;

    почитаю информацию в учебнике;

    запомнить интересный материал урока;

_________________________________

Мастер-класс по использованию «Листов размышлений» на уроке-мастерской

по теме «Анализ особенностей психологизма в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник»

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ Сарсак-Омгинский лицей

Агрызского муниципального района РТ

Цель урока: способствовать формированию духовно-нравственных ориентиров; помочь постичь учащимся сложность, глубину, особенности психологизма рассказа И.А.Бунина; совершенствовать умение высказываться аргументированно; развивать навыки устной и письменной речи.

Оборудование: слайдовая презентация, «Листы размышлений», тексты рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник», музыкальное сопровождение: Бетховен - Лунная соната (Соната для фортепиано N14), Канкан (mp3ostrov.com), Русская-Православная-литургия-Символ-веры(muzofon.com).

I . Индуктор (включение чувств). Цель – создание эмоционального настроя, подключение подсознания, проблемная ситуация - начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

Рассказ И.А.Бунина «Чистый понедельник» – рассказ о любви молодой пары. Но главные герои не имеют имён. На нарочитость отсутствия имён указывает то, что имён в рассказе очень много. И это имена реальных лиц. Это либо авторы модных произведений (Гофмансталь, Шницлер, Тетмайер, Пшибышевский); либо модные русские писатели начала века (А. Белый, Леонид Андреев, Брюсов); либо подлинные деятели Художественного театра (Станиславский, Москвин, Качалов, Сулержицкий); либо русские писатели прошлого столетия (Грибоедов, Эртель, Чехов, Л. Толстой); либо герои древней русской литературы (Пересвет и Ослябя, Юрий Долгорукий, Святослав Северский, Павел Муромский); упоминаются в рассказе персонажи «Войны и мира» - Платон Каратаев и Пьер Безухов; однажды упомянуто имя Шаляпина; названо подлинное имя владельца трактира в Охотном ряду Егорова. Упоминается одно вымышленное имя – имя кучера Фёдора.

II . Самоинструкция (индивидуальное решение). Заслушиваются мнения учащихся.

Информация для учителя. За действиями и обликом героев «Чистого понедельника» мы безошибочно чувствуем присутствие чего-то более существенного, что тонко, с изумительным мастерством, но и изумительной же настойчивостью вплетается Буниным в обычный для него любовный сюжет. Это существенное – душа, внутренний мир героев рассказа.

III . Социоконструкция. Важнейший элемент технологии мастер-класса - групповая работа. Построение, создание результата группой. Группы работают по определённой теме. Работа группы организуется как общение по переписке , в ходе которого создаются как индивидуальные продукты сочинительства, так и коллективная творческая работа.

Учитель: система средств и приёмов, направленных на полное, глубокое и детальное раскрытие внутреннего мира героев называется в литературоведении психологизмом.

Выделяют две основные формы психологического изображения в литературе:

1. Психологизм открытый, явный, прямой, демонстративный. Основной приём – психологический самоанализ, который дополняется системой близких ему художественных приёмов: внутренний монолог, диалог, письма, дневники, исповедь, сны и видения героев, повествование от первого лица, несобственно-прямая внутренняя речь, «диалектика души», «поток сознания» (крайняя форма внутреннего монолога).

2. Психологизм скрытый, косвенный, «подтекстовый», направленный на анализ внутреннего мира героя «извне». Основной приём – психологический анализ, который выступает в сочетании с другими приёмами: портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, комментарий, умолчание.

Какие формы и приёмы психологизма использованы в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник? Мы попытаемся ответить на этот вопрос в ходе групповой работы. Будут работать две группы: одна по теме «Открытый психологизм» в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник», другая - по теме «Скрытый психологизм в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник». Каждый получает «Лист размышлений», на котором значится вопрос. Отвечаете на вопрос, передаёте «Лист» соседу в своей группе. «Лист» должен вернуться к «хозяину» с мнениями по заданному вопросу всех членов группы.

Примерные вопросы для группы, работающей по по теме «Скрытый психологизм» в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник» и информация для учителя .

(Учитель может выбрать часть вопросов на своё усмотрение, может внутри группы создать ещё одну, так как приёмов «скрытого психологизма» в рассказе много)

1. Как раскрывает героиню портрет?

Информация для учителя . Это восточная красавица во всем блеске своей нерусской, неславянской красоты. И когда она «в черном бархатном платье» явилась на капустник Художественного театра и «бледный от хмеля» Качалов с бокалом вина подошел к ней и, «с деланной мрачной жадностью глядя на нее», сказал ей: «Царь-девица, Шамаханская царица, твое здоровье!» - мы понимаем, что это Бунин вложил в его уста собственную концепцию двойственности: героиня как бы одновременно и «царь-девица» и «шамаханская царица». Бунину же важно, крайне необходимо увидеть и подчеркнуть в ней двойственность облика, сочетание противоречивых и взаимоисключающих черт.

2. Как раскрывает героиню её происхождение?

Информация для учителя. Русское, тверское запрятано внутрь, растворено в душевной организации, внешность же целиком отдана во власть восточной наследственности.

3. Героиня посещает как древние храмы, монастыри, так и рестораны, капустники. Как это её характеризует?

Информация для учителя. Все ее бытие – непрерывное метание между плотью и духом, сиюминутным и вечным. За видимым светским лоском в ней есть исконно национальные, русские начала. И они оказываются более сильными, так как проявляются в убеждениях.

4. Почему так важны были для героини вид из окна на Кремль и Храм Христа Спасителя и посещение Новодевичьего монастыря, Рогожского кладбища?
Информация для учителя. В рассказе приметы современной эпохи соотносятся с внут­ренним миром рассказчика, всё же, что касается древности, церквей, кладбищ, - внутренний мир героини. А ещё упоминания о святых местах (Зачатьевский монастырь, Чудов монастырь, Архангельский собор, Марфо-Мариинская обитель, Иверская часовня, Храм Христа Спасителя) свидетельствует о глубокой ностальгии Бунина.

5. Как характеризует героиню интерьер?

Информация для учителя. В квартире героини стоит «широкий турецкий диван», рядом с ним - «дорогое пианино», а над диваном, подчеркивает писатель, «зачем-то висел портрет босого Толстого». Турецкий диван и дорогое пианино - это Восток и Запад, босой Толстой - это Россия. Бунин выражает мысль о том, что его родина, Россия, представляет собой странное, но явное сочетание двух пластов, двух культурных укладов - «западного» и «восточного», европейского и азиатского. Эта мысль красной нитью проходит через все страницы бунинского рассказа. В многочисленных намеках и полунамеках, которыми изобилует рассказ, Бунин подчеркивает двойственность, противоречивость уклада русской жизни, сочетание несочетаемого.

6. Поэтичность рассказа проявляется в звуковой и ритмической организации текста. Здесь также ярки контрасты: «медленное сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты» сменяется канканом, а звуки литургии – маршем из «Аиды». На протяжении рассказа героиня играет «Лунную сонату» Бетховена. Как это характеризует внутренний мир героини?

Информация для учителя. Чередование важнейших мотивов – временного и вечного, жизни плоти и жизни духа – составляет ритмическую основу рассказа. Героиню привлекает вечное.

7. Героиня рассказа окончательно приняла решение уйти в монастырь в «чистый понедельник». Почему именно в этот день и как это характеризует её?

Информация для учителя. Чистый понедельник - первый понедельник после масленицы, следовательно, действие происходит ранней весной (конец февраля - март). Последний день масленицы - «прощеное воскресенье», в которое люди «прощают» друг другу обиды, несправедливости и т. д. Затем и наступает «чистый понедельник» - первый день поста, когда человек, очистившийся от скверны, вступает в период строгого исполнения обрядов, когда кончаются масленичные гулянья и веселье сменяется строгостью жизненного распорядка и самососредоточенностью. В этот день героиня рассказа окончательно приняла решение уйти в монастырь, навсегда расставшись со своим прошлым. Чистый понедельник - и переход, и начало: от светской, греховной жизни - в вечную, духовную.

8. Чем можно объяснить хронологическое несоответствие упомянутых в рассказе фактов? (В конце рассказа Бунин даже точно указывает год, в который происходит действие. В Москве уже не было Белого, который жил в Германии. Почти прекратил к этому времени свое фактическое существование и Литературно-художественный кружок).

Информация для учителя. Бунин называет временем действия своего рассказа весну тринадцатого года. 1913 год - последний предвоенный год России. Этот год и избирает Бунин временем действия рассказа, несмотря на явное несовпадение его с деталями описываемого московского быта эпохи, переживших ее, этот год вообще вырос в исторический рубеж огромного значения. Бунин объединяет факты, отделенные в действительности несколькими годами, чтобы еще более усилить впечатление пестроты тогдашней русской жизни, разнообразия лиц и людей, не подозревавших, какое великое испытание готовит им история. Тревогой и неуспокоенностью веет от его страниц. Носительницей же этих свойств - свойств времени - оказывается в значительной степени героиня.

9. Играет ли роль в изображении внутреннего мира героини пейзаж: «Темнел московский серый зимний день, холодно зажигался газ в фонарях, тепло освещались витрины магазинов – и разгоралась вечерняя, освобождающая от дневных дел московская жизнь: гуще и бодрей неслись извозчичьи санки, тяжелей гремели переполненные, ныряющие трамваи…»?

Информация для учителя. Пейзаж словно предваряет знакомство с противоречивой натурой героини. В пейзаже использован приём антитезы. В рассказе выстраивается целая система противопоставлений: разные по складу характера герой и героиня; нарядная светская жизнь героини и ее глубокая религиозность; любовь, не имеющая внешних препятствий, и ее трагический финал. Движением текста словно управляют два противоположных мотива – пошлость окружающей действительности и духовность вечных ценностей.

10. Для чего Бунин насыщает рассказ обилием имён литераторов?

Информация для учителя. Чтобы показать различный внутренний мир героини и героя, он использует литературные имена (скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты). Герой дарит возлюбленной модные сочинения европейского декаданса, роман В. Брюсова, которые не интересны ей. У неё же в номере гостиницы «зачем-то висит портрет босого Толстого», а как-то она ни с того ни с сего вспоминает Платона Каратаева... В аристократически утончённой и загадочной, в ней неожиданно проступают черты Катюши Масловой, жертвенной и чистой воскрешающей души из последнего (самого любимого Буниным) романа Л.Н. Толстого «Воскресение».

11 . В чём смысл главного эпизода – « капустника» в Художественном театре?

Информация для учителя . Круговорот «поддельного, шуточного и шутовского театрального действия» не привлекает героиню, а вызывает щемящую душевную боль, которые усиливают религиозность героини, её стремление уйти в монастырь.

12. В рассказе часто употребляются безличные глагольные конструкции («…почему-то захотелось непременно войти туда…»). С какой целью употребляются эти конструкции?

Информация для учителя. Движения души героев Бунина не поддаются логическому объяснению, герои будто не властны над собой. В этом существенное отличие бунинского психологизма от «диалектики души» Л. Толстого и «тайного психологизма» И. Тургенева

13. Какую роль в создании психологического портрета героини играют детали?

Информация для учителя. В «Чистом понедельнике» перекликаются с другими произведениями Бунина мотивы суетного мира и духовной жизни. Предметной основой для мотива суетного мира являются функционально нагруженные детали: литературная богема изображена как бессмысленный «капустник», где лишь «выкрики», кривляние и позерство. Мотиву же духовной жизни соответствуют «самопроизвольные» детали: описания природы и памятников архитектуры («Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне»). Чувства художника, всем сердцем любящего родную природу, переданы через цветовую гамму и эмоционально-оттеночные эпитеты («тонко и грустно», «светло», «дивно», «на золотой эмали заката»).

Примерные вопросы для группы, работающей по теме «Открытый психологизм в рассказе И.А.Бунина «Чистый понедельник»

1. Как характеризуют героиню её интерес к сказанию о деве Февронии и муже её Петре?

Информация для учителя. Это знаки драматичной внутренней борьбы, мук выбора между доступными атрибутами счастья и зовом бесконечности, последними тайнами России. Её религиозной глубиной. Незаурядной сдерживаемой силой веет от слов героини, пересказывающей известный сюжет. Тем более что двумя страницами ранее речь шла о совершенно аналогичном искушении, перед лицом которого, как оказывается, находится сама героиня, также властно отводящая его в сторону. «Приезжая в сумерки, - рассказывает герой,- я иногда заставал ее на диване только в одном шелковом архалуке, отороченном соболем... сидел возле нее в полутьме, не зажигая огня, и целовал ее руки, ноги, изумительное в своей гладкости тело... И она ничему не противилась, но все молча. Я поминутно искал ее жаркие губы - она давала их, дыша уже порывисто, но все молчала. Когда же чувствовала, что я больше не в силах владеть собой, отстраняла меня…» Очевидна связь между этими двумя моментами - древнерусским повествованием и тем, что происходит в рассказе.

2. На недоуменный вопрос героя, откуда его возлюбленная знает о деталях старообрядческого похоронного обряда, героиня многозначительно отвечает: «Это вы меня не знаете». Как раскрывается внутренний мир героини в этом диалоге?

Информация для учителя. Ее туманный ответ таит в себе, по мысли писателя, намек на ту огромной важности работу, которая совершается в ее сознании и которая приводит ее в конце концов к мысли о монастыре. В контексте всего рассказа это значит - к мысли о необходимости отказа от явно выраженной двойственности, составляющей сущность ее происхождения, ее натуры и ее внешнего облика.

3. Как раскрывается героиня в диалоге о будущем?

Информация для учителя. Настаивая на своей любви и выражая готовность ожидать согласия возлюбленной стать его женой, герой рассказа горячо утверждает, что только в любви к ней для него счастье. И слышит спокойный ответ: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь - ничего нету».- «Это что?» - спрашивает герой настороженно и опять получает в ответ: «Это так Платон Каратаев говорил Пьеру». И вот тогда он машет в отчаянии рукой: «Ах, бог с ней, с этой восточной мудростью!». В русской литературе существовало мнение о том, что теория непротивления возникла на Востоке. Героиня исповедует «восточную мудрость» непротивления. Однако не созерцательность и социальная пассивность характеризует ее в первую очередь, а именно двойственность - натуры, происхождения, духовного склада, пристрастийIV . Социализация. Всякая деятельность в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.

V . Афиширование – представление результатов деятельности участников мастер-класса по группам.

VI . Разрыв (внутреннее осознание участником мастер-класса неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт).

Учитель: почему именно героине уделено в этом рассказе столько внимания и почему этот рассказ был так дорог И.А.Бунину? (Заслушиваются мнения учеников)

Информация для учителя. Насыщенность внутренней жизни героини, постоянное присутствие за всем тем, что она говорит и что делает, второго, скрытого плана и создает впечатление значительности образа. Решая для себя проблему будущей жизни, героиня рассказа решает ее на очень неспокойном фоне вполне определенного исторического периода. В этих поисках была доля и мысленного участия самого Бунина. Он полностью отошел от разоблачительных тенденций дореволюционного творчества, чем и вызван был специфический характер предложенного им в «Чистом понедельнике» решения проблемы судьбы. Мысль Бунина определенным образом бьется над разрешением «загадки» России. Один из вариантов ответа он и предлагает нам в своем рассказе.

VII . Рефлексия. Как я буду решать проблему будущей жизни?

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

И.А.Бунин. Жизнь Арсеньева. Тёмные аллеи. Дрофа. Москва. 2004

Т.Ю.Герасимова. Новые знания через педагогическую мастерскую «Что такое духовность»

С.А. Зинин. Литература в школе или школа без литературы? Литература в школе. 2009. №9

Т.А.Калганова. Проблема чтения в современном обществе и пути её решения. Литературв в школе. 2009. №12

Философская и психологическая насыщенность лирики И.А. Бунина .

Урок литературы в 11 классе

Подготовила Андрюнина Е.Г.


Стихотворение «Крещенская ночь»(1886-1901г.)

  • Относится к раннему периоду творчества поэта. Название связано с православным праздником Крещения Господня. Но Бунин начинает описание крещенской ночи, не связывая ее с религиозным праздником. Кажется, это просто ночь в зимнем лесу, полная поэзии и очарования…

Аналитическая беседа

  • 1. Найдите в первых 2-х строфах сравнения.Что общего между ними? Какой образ зимнего леса они создают?
  • 2. Какую роль играют олицетворения в первых 4-х строфах? Найдите в последней строфе метафору?
  • 3.Какие строфы начинаются одинаково? Зачем это нужно автору?

  • 4. Какие цвета присутствуют в бунинском пейзаже?
  • 5. Кем чувствует себя лирический герой? Взрослым или ребенком? Какие чувства испытывает? Каким вы его представляете?
  • 6.В чем необычность образа звезды в конце стихотворения? Какой образ появляется вместе со звездой?

Обобщение

  • В этом стихотворении сочетаются христианское видение мира и крестьянское, народное восприятие природы. Бунин показывает нам красоту и величие природы, одухотворенной человеком и замыслом Бога.

«Одиночество»

  • 1. Какие чувства вызвало у вас стихотворение? Какую картину вы представили?
  • 2. Какова тема этого стихотворения?
  • 3. Какова основная мысль?
  • 4. Какие изобразительно-выразительные средства есть в этом стихотворении?

«Последний шмель» (1916)

  • Блестящий образец натурфилософской лирики. Особенностью этой поэзии становится попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы, частью которой человек является. В начале стихотворения эпитет задает философскую тему смерти, которая является одной из определяющих в творчестве писателя. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Темные аллеи». В стихотворении «Последний шмель» эта тема раскрывается через обращение к природе.

Аналитическая беседа

  • 1. Какое настроение вызывает стихотворение?
  • 2.Найдите эпитеты, относящиеся к шмелю.
  • 3.Почему шмель стал золотым в конце стихотворения?
  • 4.Почему в памяти лирического героя он остается золотым?

Обобщение

  • В первой строфе видна параллель между человеком и природой («И как будто тоскуешь со мной?»). Затем человек отъединяет себя от природы. Ей не дано понимание конечности жизни, потому что она бессмертна. Таким же спасительным незнанием обладает всякое живое существо. И лишь человек, самый разумный сын природы, приобрел ощущение конца, окрасившее его жизнь в трагические оттенки.

Задание Сгруппируйте стихотворения И.А. Бунина по тематическому принципу.

«Слово», «Вечер», «Настанет день, исчезну я..», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», «Детство», «Родине», «Сумерки», «Седое небо надо мной..», «Помню - долгий зимний вечер…», «В дачном кресле, ночью, на балконе…».


Подведение итогов урока

Поэзия И.А. Бунина получила разноречивую

оценку в современной ему критике.

В его раннем творчестве ведущим началом

была поэзия. Бунин стремится сблизить

поэзию с прозой, последняя же приобретает

у него своеобразный лирический характер,

отмечена чувством ритма. О характере бунинской

поэзии хорошо сказал Максим Горький: «Когда я

буду писать о вашей книге стихов, я, между прочим,

буду сравнивать Вас с Левитаном…»


Цели: познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина; познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина; научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина; научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина; развивать навыки анализа прозаического текста. развивать навыки анализа прозаического текста.


Анализ текста рассказа И. А. Бунина «Антоновские яблоки» 1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа? 1. Какие картины встают в воображении при чтении рассказа? В чем особенности композиции? Составьте план рассказа. В чем особенности композиции? Составьте план рассказа. 3. Какой представляется личность лирического героя? 3. Какой представляется личность лирического героя? 4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин? 4. Лексический центр – слово САД. Как описывает сад Бунин? 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты. 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.


Лексические модели: ностальгия по угасающим дворянским гнездам; ностальгия по угасающим дворянским гнездам; элегия расставания с прошлым; элегия расставания с прошлым; картины патриархального быта; картины патриархального быта; поэтизация старины; апофеоз старой России; поэтизация старины; апофеоз старой России; увядание, запустение усадебной жизни; увядание, запустение усадебной жизни; грустный лиризм рассказа. грустный лиризм рассказа.


5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты. 5. Рассказ «Антоновские яблоки», по выражению А. Твардовского, исключительно «душистый»: «Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи читателю». Раскройте содержание этой цитаты.


ПЛАН РАССКАЗА 1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду. 1. Воспоминание о ранней погожей осени. Суета в саду. 2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду. 2. Воспоминание об «урожайном годе». Тишина в саду. 3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду. 3. Воспоминание об охоте (мелкопоместная жизнь). Буря в саду. 4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад. 4. Воспоминание о глубокой осени. Наполовину вырубленный, обнаженный сад.


«Господин из Сан-Франциско» – Как донесена авторская концепция мира в рассказе? – Как донесена авторская концепция мира в рассказе? – Каков человек в изображении Бунина? – Каков человек в изображении Бунина? - Что является кульминацией рассказа? - Что является кульминацией рассказа? – Как звучит тема любви в произведении? – Как звучит тема любви в произведении? Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»? Как выражена тема обреченности мира в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?



Сборник «Темные аллеи» И. А. Бунин на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». И. А. Бунин на закате своего творческого пути признался, что считает этот цикл «самым совершенным по мастерству». Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Основная тема цикла – тема любви, чувства, раскрывающего самые потайные уголки человеческой души. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают. Любовь у Бунина – основа всей жизни, то призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают.


Была чудесная весна! Они на берегу сидели - Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели; Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Стояла темных лип аллея. Н. Огарев Н. Огарев


Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить.


Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова Рассказы цикла «Темные аллеи» – образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из тех вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова


«Чистый понедельник» – Докажите, что образы главных героев построены на антитезе. – Докажите, что образы главных героев построены на антитезе. – Объясните название рассказа. – Объясните название рассказа. – Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новом реализме как писательском методе. – Докажите, что рассказу характерны художественная краткость, сгущение внешней изобразительности, что позволяет говорить о новом реализме как писательском методе.


Нобелевская премия «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер». «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».


План к сочинению «Всякая любовь – великое счастье...» I. Бунинское новаторство в освещении темы любви. I. Бунинское новаторство в освещении темы любви. II. Многогранность чувства любви у Бунина. II. Многогранность чувства любви у Бунина. 1. «Лики любви» в бунинских рассказах: 1. «Лики любви» в бунинских рассказах: 1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»); 1) любовь – затаенное от других чувство («Чаша жизни»); 2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»); 2) любовь, превратившаяся в месть («Последнее свидание»); 3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»); 3) любовь – лебединая верность («Грамматика любви»); 4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»); 4) любовь – шоры, делающие невозможным представить себе счастье с другим («Сны Чанга»); 5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»); 5) «любовь – наваждение», когда человек не в силах отказать ни в чем своей возлюбленной («Дело корнета Елагина»); 6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»); 6) любовь – потрясение на всю жизнь («Солнечный удар»); 7) любовь – обида («Темные аллеи»); 7) любовь – обида («Темные аллеи»); 8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»); 8) любовь – тоска по утраченному счастью («Руся»); 9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»); 9) любовь как слияние возвышенного обожания одной девушки и плотского влечения к другой («Натали»); 10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»). 10) любовь – светлая горечь о несбывшейся мечте («Холодная осень»). III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин). III. «Всякая любовь – великое счастье...» (И. Бунин).


Домашнее задание Написать сочинение на выбранную тему. 1. Рецензия на понравившийся рассказ И. А. Бунина. 1. Рецензия на понравившийся рассказ И. А. Бунина. 2. Любовь в понимании Бунина. 2. Любовь в понимании Бунина. 3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина. 3. Тема жизни и смерти в прозе И. Бунина. 4. Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан- Франциско». 4. Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан- Франциско».