Юзефович леонид абрамович. Писатель леонид юзефович рассказал о личном ольге ципенюк

За годы службы Иван Дмитриевич перевидал десятки трупов, но по возможности старался до них не дотрагиваться, тем более голыми руками. Он присел на корточки рядом с Куколевым, пытаясь разглядеть его лицо, наполовину зарытое в подушку. Видны были только спутанные волосы на виске, один закрытый глаз и одна ноздря.

Иван Дмитриевич машинально отметил, что с кровати свешивается правая рука, на которой, казалось, чего-то не хватает. Чего?..

В основу «Песчаные всадники» легла одна из легенд о знаменитом «самодержце пустыни», бароне Р.Ф.Унгерн-Штернберге.

Время действия - конец прошлого века. Место - Санкт-Петербург. Начальник сыскной полиции Иван Дмитриевич Путилин расследует убийство высокопоставленного дипломата - австрийского военного агента. Неудача расследования может грозить крупным международным конфликтом. Подозрение падает на нескольких человек, в том числе на любовницу дипломата и ее обманутого мужа. В конечном итоге убийство будет раскрыто с совершенно неожиданной стороны, а послужной список Ивана Путилина пополнится новым завершенным делом. Таких дел будет еще много - впереди целая серия романов Леонида Юзефовича о знаменитом русском сыщике.

1870-е годы. В Санкт-Петербурге убит монгольский князь, продавший душу дьяволу, а немногим позже застрелен серебряной пулей писатель Каменский.

1893 год. На берегу реки Волхов ушедший в отставку начальник сыскной полиции рассказывает о своем самом необыкновенном расследовании.

1913 год. Русский офицер Солодовников участвует в военном походе в Монголии.

1918 год. На улице Санкт-Петербурга монгольские ламы возносят молитвы под знаком «суувастик».

Четыре времени, четыре эпохи сплелись в романе в прихотливый клубок преступлений и наказаний, распутать который по силам только одному человеку – Ивану Дмитриевичу Путилину.

Его талант сыщика проливает свет не только на прошлое, но и на будущее.

Повести и романы, включенные в данное издание, разноплановы. Из них читатель узнает о создании биологического оружия и покушении на главу государства, о таинственном преступлении в Российской империи и судьбе ветерана вьетнамской авантюры. Объединяет остросюжетные произведения советских и зарубежных авторов сборника идея разоблачения культа насилия в буржуазном обществе.

В повести Леонида Юзефовича «Ситуация на Балканах» рассказывается о последнем деле сыщика Ивана Путилина.

Увлекательный документальный роман впервые в нашей стране повествует об удивительной жизни барона Унгерна – человека, ставшего в 1920-е годы «исчадием ада» для одних и знаменем борьбы сбольшевизмом для других. В книге на богатейшем фактическом материале, подвергшемся историко-философскому осмыслению, рассматриваются судьбы России и Востока той эпохи.

Леонид Константинович (так в журнале) Юзефович родился в 1947 году в Москве Окончил Пермский университет. Преподает историю в школе. Печатал стихи в коллективных сборниках Пермского издательства, исторические статьи и очерки в журналах «Вопросы истории», «Советское славяноведение», «Исторические записки». В этом году отдельной книгой - «Обручение с вольностью» - выходят две его исторические повести. В нашем журнале публикуется впервые.

Россия, 1920 год. Известная актриса и певица Зинаида Казароза приезжает с гастролями в маленький уральский городок. Члены клуба любителей эсперанто приглашают звезду выступить у себя на вечере. Казароза соглашается и… погибает прямо на сцене от рук неизвестного убийцы.

Леонид Абрамович Юзефович (род. 18 декабря 1947, Москва) - русский литератор и сценарист. Автор детективных романов.

Леонид Абрамович Юзефович родился в 1947 году в Москве, но детство и юность прожил в Перми. После окончания исторического факультета Пермского университета (1970) служил в армии в Забайкалье (1970-1972). В армии впервые заинтересовался буддизмом, Монголией, биографией барона Унгерна, написал первый исторический роман, до сих пор не опубликованный. С 1975 года по настоящее время работает учителем истории в средней школе. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по русскому дипломатическому этикету XV-XVII веков.

Литературный дебют состоялся в 1977 году в журнале «Урал»: повесть «Обручение с вольностью», но дальнейшая литературная карьера развивалась неровно. Много печатался во второй половине 1980-х, запомнился как автор документального романа о бароне Унгерне «Самодержец пустыни» (1993). По словам Юзефовича, Виктор Пелевин признавался ему, что использовал эту книгу, когда писал роман «Чапаев и Пустота», один из героев которого - барон Юнгерн.

Известность к Юзефовичу пришла только в 2001 году после издания цикла исторических детективов о сыщике Иване Путилине, которые получили хорошие отзывы у критиков, хотя неизбежно сравнивались с книгами Акунина. Юзефович говорил: «…я дарил свою книгу одному его очень близкому приятелю. Это было очень давно, ещё когда не вышло ни одной его книжки. Совпадение прямое там есть только одно - мне дочь говорила - фамилия ротмистра Зейдлица. Я её взял из газет. Я думаю, это просто восходит к одному источнику».

В 2002 году появился детективный роман «Казароза», действие которого происходит в 1920 году в Перми (первый вариант - «Клуб „Эсперо“» - был издан ещё в 1990 году). Роман тоже был высоко оценён критикой и вышел в финал престижного конкурса - премии «Русский Букер».

Юзефович с молодости писал стихи, однако читатель впервые познакомился с ними в 2003 году, когда в журнале «Знамя» была опубликована подборка под названием «Кяхтинский тракт». В последние годы Юзефович работает для телевидения: он написал оригинальный сценарий сериала «Гибель империи» (2004) о работе контрразведки в Петрограде времён Первой мировой войны и революции; а также сценарии к сериалам, поставленным по его книгам.

Книги Юзефовича переведены на французский, немецкий, итальянский, французский, польский, испанский языки.

Дочь писателя - литературный критик Галина Юзефович.

Библиография
1977 - Обручение с вольностью
1981 - Ситуация на Балканах
1986 - Школа Героев: Документальная повесть об истории пермской школы № 47
1988 - «Как в посольских обычаях ведётся…»: Русский посольский обычай конца XV-начала XVII вв.
1989 - Охота с красным кречетом
1983 - Клуб «Эсперо»
1993 - Самодержец пустыни: Феномен судьбы барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга
1994 - Триумф Венеры (переработанная «Ситуация на Балканах»)
1994 - Знак семи звёзд
1999 - Самые знаменитые самозванцы
2001 - Костюм Арлекина (переработанный «Триумф Венеры»)
2001 - Дом свиданий (переработанный «Знак семи звёзд»)
2001 - Князь ветра
2001 - Песчаные всадники
2002 - Казароза (переработанный «Клуб „Эсперо“»)
2009 - Журавли и карлики

После окончания Пермского университета (1970) служил в армии в Забайкалье (1970-1972). В армии впервые заинтересовался буддизмом, Монголией , биографией барона Унгерна, написал первый исторический роман, до сих пор не опубликованный. С 1975 года по настоящее время работает учителем истории в средней школе. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по русскому дипломатическому этикету XV-XVII веков.

Литературный дебют состоялся в 1977 году в журнале «Урал»: повесть «Обручение с вольностью», но дальнейшая литературная карьера развивалась неровно. Много печатался во второй половине 1980-х, запомнился как автор документального романа о бароне Унгерне «Самодержец пустыни» (1993). По словам Юзефовича, Виктор Пелевин признавался ему, что использовал эту книгу, когда писал роман «Чапаев и Пустота», один из героев которого - барон Юнгерн.

Известность к Юзефовичу пришла только в 2001 году после издания цикла исторических детективов о сыщике Иване Путилине, которые получили хорошие отзывы у критиков, хотя неизбежно сравнивались с книгами Акунина. Юзефович говорил: «…я дарил свою книгу одному его очень близкому приятелю. Это было очень давно, ещё когда не вышло ни одной его книжки. Совпадение прямое там есть только одно - мне дочь говорила - фамилия ротмистра Зейдлица. Я её взял из газет. Я думаю, это просто восходит к одному источнику».

В 2002 году появился детективный роман «Казароза», действие которого происходит в 1920 году в Перми (первый вариант - «Клуб „Эсперо“» - был издан ещё в 1990 году). Роман тоже был высоко оценён критикой и вышел в финал престижного конкурса - премии «Русский Букер». За роман «Журавли и карлики» Леонид Юзефович назван лауреатом первой премии «Большая книга» 2009 года.

Юзефович с молодости писал стихи, однако читатель впервые познакомился с ними в 2003 году, когда в журнале «Знамя» была опубликована подборка под названием «Кяхтинский тракт». В последние годы Юзефович работает для телевидения: он написал оригинальный сценарий сериала «Гибель империи» (2004) о работе контрразведки в Петрограде времён Первой мировой войны и революции; а также сценарии к сериалам, поставленным по его книгам.

Книги Юзефовича переведены на немецкий, итальянский, французский, польский, испанский языки.

Дочь писателя - литературный критик Галина Юзефович.

Библиография

  • 1977 - Обручение с вольностью
  • 1981 - Ситуация на Балканах
  • 1986 - Школа Героев: Документальная повесть об истории пермской школы № 47
  • 1988 - «Как в посольских обычаях ведётся…»: Русский посольский обычай конца XV-начала XVII вв.
  • 1989 - Охота с красным кречетом
  • 1990 - Клуб «Эсперо»
  • 1993 - Самодержец пустыни: Феномен судьбы барона Р. Ф. Унгерн-Штернберга
  • 1994 - Триумф Венеры (переработанная «Ситуация на Балканах»)
  • 1994 - Знак семи звёзд
  • 1999 - Самые знаменитые самозванцы
  • 2001 - Костюм Арлекина (переработанный «Триумф Венеры»)
  • 2001 - Дом свиданий (переработанный «Знак семи звёзд»)
  • 2001 - Князь ветра
  • 2001 - Песчаные всадники
  • 2002 - Казароза (переработанный «Клуб „Эсперо“»)
  • 2009 - Журавли и карлики

Фильмография

  • 1991 - Сыщик Петербургской полиции (Свердловская киностудия)
  • 2005 - Казароза (3 серии, «ДАГО-фильм»)
  • 2005 - Гибель империи (10 серий, ТРИТЭ)
  • 2007 - Сыщик Путилин (8 серий, «Централ Партнершип»)
  • 2007 - Ораниенбаум. Серебряный самурай

Награды

  • 2001 - Премия Национальный бестселлер (за роман «Князь ветра»)
  • 2009 - Первая премия «Большая книга» (за роман «Журавли и карлики»).

Леонид Юзефович - известный отечественный писатель. Он является кандидатом исторических наук, историком и сценаристом. Является автором исторических и детективных романов. Его самые известные произведения - "Самодержец пустыни", посвященной барону Штернбергу, "Князь ветра", "Журавли и карлики", "Зимняя дорога".

Биография писателя

Леонид Юзефович появился на свет вскоре после войны, в 1947 году. Он родился в Москве. Однако его детство и юности прошли в небольшом поселке Мотовилиха, расположенном на территории Перми.

В 20 лет он принял участие в работе книжного издательства под названием "Современники", которое базировалось в Перми. Правда, окружающие не одорили этот шаг.

В 1970 году Юзефович стал выпускником филологического факультета местного университета. Будущий писатель учился вместе с драматургом Анатолием Королевым и художницей и писательницей Ниной Горлановой.

С 1970 по 1972 годы Леонид Юзефович провел на службе в советской армии на территории Забайкалья. Именно там он впервые заинтересовался Монголией, буддизмом, а также биографией барона Унгерна, который был представителем старинного немецко-балтийского рода. Тогда же Южефович написал свой первый исторический роман, который, правда, так до сих пор и остается не опубликованным.

С 1975 по 2004 год Леонид Юзефович работал на должности учителя истории в различных школах. Он защитил диссертацию, посвященную отечественному дипломатическому этикету в средние века. В середине 80-х уехал в Москву и Санкт-Петербург, где продолжал поначалу работать учителем истории.

Литературный дебют

Первая книга Леонида Юзефовича была опубликована, когда он жил в Перми. Повесть под названием "Обручение с вольностью" напечатали в журнале "Урал". Далее его творческая карьера развивалась крайне неровно. Во второй половине 80-х годов он много печатался.

Особенно он запомнился своим документальным романом и историческим исследованием 1993 года. Это была книга Леонида Юзефовича "Самодержец пустыни". Как позже признавался Виктор Пелевин, он использовал это произведение при написании романа "Чапаев и Пустота", в котором один из персонажей - барон Юнгерн.

Это исследование посвящено одному из самых одиозных деятелей Белого движения. В книге рассказывается о его происхождении, службе во время войны 1914-1918 года, сражениях в эпоху Гражданской войны в Забайкалье.

Популярность

Настоящая популярность к писателю пришла в 2001 году, когда он выпустил цикл исторических детективов, в которых главным героем стал сыщик Иван Путилин.

Литературные критики высоко отзываются об этой работе, неизбежно сравнивая Юзефовича с Акуниным.

В 2002 году выходит детективный роман "Казароза", действия которого перенесены в Пермь 1920 года. Он даже добрался до финала престижной отечественной премии "Русский Букер".

В 2009 году Юзефович за свой труд "Журавли и карлики" получает премию "Большая книга". Действие этого произведения разворачиваются одновременно в трех временных пластах: в Европе XVII века, в Москве и в Монголии в 2004 году. Историк по фамилии Шубин пишет серию очерков о самозванцах, например о Тимофее Анкудинове, самозванце, выдававшем себя за сына Шуйского. Приятель историка геолог Жохов пытается после развала Советского Союза заработать на коммерческих сделках. Однако после очередной неудачи он скрывается за городом, а скоро таинственным образом пропадает. Через несколько лет Шубин приезжает с семьей в Монголию, чтобы посетить древний монастырь Эрдене-Дзу, встречая там человека одновременно похожего и на Жохова, и на Анкудинова.

В 2015 году выходит в свет новое произведение. Это документальный роман "Зимняя дорога" Леонида Юзефовича. В нем автор описывает один из незаслуженно забытых эпизодов Гражданской войны, произошедший на Дальнем Востоке.

У Леонида Юзефовича в "Зимней дороге" описывается эпическое противостояние между одним из генералов армии Колчака Пепеляевым и красным партизаном из Забайкалья Стродом, которое развернулось в 1922-1923 году. Это практически неизвестный современникам поход Сибирской добровольческой дружины, выдвинувшейся в Якутию из Владивостока.

Автор и критики отмечали, что роман основан на реальных архивных источниках, которые сам Юзефович собирал на протяжении многих лет. Оба главных героя - весьма неординарные исторические фигуры даже для разнообразной отечественной истории. Белый известен как поэт и правдоискатель, а красный командир Иван Строд - анархист, в будущем ставший писателем. Их трагическое противостояние разворачивается посреди заснеженной Якутии, это настоящая история любви, жизни и смерти, которая действительно имела место в свое время и не является вымышленной.

В 2016 году его роман во второй раз стал обладателем премий "Большая книга" и "Национальный бестселлер".

Тотальный диктант

В 2017 году стало известно, что именно Юзефович в этом году будет автором Всероссийского тотального диктанта. Это добровольная акция по тотальной проверке грамотности, в которой ежегодно участвуют тысячи россиян.

Известный историк и литератор написал три варианта текста для диктанта, в которых воспел красоту и великолепие Санкт-Петербурга, Перми, Улан-Удэ и рек, на которых они стоят.

Произведения Юзефовича неоднократно были экранизированы. Еще в 1991 году вышел детектив Виктора Кобзева "Сыщик петербургской полиции", который стал экранизацией романа "Ситуация на Балканах". В 2005 году появилась 3-серийная экранизация "Казарозы" Алены Демьяненко.

Также выходили многосерийные фильмы "Гибель империи " и "Сыщик Путилин", триллер Владимира Котта "Серебряный самурай", исторический детектив Сергея Снежкина "Контрибуция". К большинству картин Юзефович сам писал сценарии.

Семья писателя

Известно, что писатель женат. У него двое детей, которые стали известными людьми.

Его сын, стал музыкантом, а дочь, Галина Юзефович, - известный литературный критик. Она выпускница столичного гуманитарного университета. Литературные обзоры начала писать еще в 1999 году на страницах "Огонька", "Ведомостей", "Итогов", "Октября" и "Знамени".

В 2010 году именно она номинировала на премию "Национальный бестселлер" роман "Дом, в котором" Мариам Петросян, а через три года - "Тетю Мотю" Майи Кучерской.

2
4. Книга, основанная на реальных событиях

Книга не просто основана на реальных событиях, а это самое настоящее историческое исследование с привлечением документов и свидетельств времён Гражданской войны.
Автор рассказывает, как посещал архивы, как бывал в местах, о которых пишет. Невольно и с большой радостью я погрузилась в работу историка, и она меня заворожила. Но не без критики)) В этот раз моё внимание полностью обращено к тому, как написана книга.

Готовьтесь, имён будет много, упоминаются все имевшие отношение к делу люди, кто-то всего один раз, а также множество географических названий и перемещений. Инстинктивно пыталась все запомнить, но это совсем необязательно. Гораздо важнее - сами события, поступки, отношение, поведение, решения.

Стиль немного отрывистый, на мой вкус, но для исторического произведения вполне подходит. История ведь никогда ничего не знает наверняка, а только предлагает версию до появления новых документов. Автор ничего не додумывает, не углубляется, не дает объемную картину будто боится погрешить против фактов. Текст - карандашная основа полотна, раскрашивать придется самим. С другой стороны, автор может рассказать о неком мероприятии, характерном для эпохи и вдруг предположить, что ГГ в нем принимал участие, хотя никаких документальных доказательств у него нет. Тут он уже больше писатель, чем историк.

Также такая отрывочность может рождать пассажи, в которых концы с концами сопоставить получается не сразу, и даже непонятность непонятно подана. Это мне не близко, на пустом месте не вижу смысла так нагромождать, гораздо чётче все изложить можно, и без потери для художественности.

Или ещё такой пример: «Байкалов сослался на «опыт начала 17-го столетия». Что тут подразумевалось, не понятно – то ли Смутное время, то ли якутские восстания XVII века, то ли телеграфист на слух перепутал цифры, и начитанный в военной истории Байкалов имел в виду начало XVIII века, когда русские, отступая перед армией Карла XII в Белоруссии, применяли скифскую тактику выжженной земли. У Строда подобных идей никогда не возникало.» Получается, что имел в виду один герой неясно, а у другого таких мыслей не было. Сюрреализм какой-то. Конечно, преувеличиваю, и, конечно, уже давно автор имеет право не все знать о своих героях, но все равно для художественного произведения такое количество вопросов на пустом месте перебор. А для исторического исследования, наоборот, вполне нормально и даже хорошо.

Некоторые подробности прошлого героев или их интересов описаны "просто так", никакого влияния на события и связи с ними не показано. Тоже более уместно в историческом тексте, чтобы не потерять все, что дали документы.

С другой стороны, встречаются личные оценки и мнения, совершенно не обязательные в историческом исследовании. У одного из героев в вещах найдены порнографические картинки: «...традиционная японская эротика при всей ее физиологической откровенности возбуждает слабее, чем аналогичные западные изделия. Экзотичность нарядов, причесок и, главное, полная бесстрастность лиц обоих партнеров, не свойственная предающимся тому же занятию европейцам, мешает соотнести себя с персонажами этой живописи.»
Мне, как читателю, не очень интересно, какие картинки автор считает более возбуждающими. Скорее всего, он имел в виду, что не возбуждение было целью героя, хранившего эти картинки. Но подано совсем по-другому. При чтении мне показалось это одной из основных минусов текста - ясность выражения мысли местами хромает, предложения враскорячку торчат, и необходимо почитать несколько раз, чтобы увидеть логику.

Интересно, что нет никаких идеологических размышлений, это книга о людях по обе стороны линии огня, со всеми их слабостями, минутами отчаяния и тоски, благородством, добрыми стремлениями и подвигами.

Для меня книга зависла между историческим исследованием и художественным произведением. Как восстановление исторических событий мне понравилось 9/10, собрано по крупицам столько свидетельств, а как художественное - 6/10. И вторая половина гораздо лучше первой, стройность и цельность.