Исторический жанр в изобразительном искусстве. Процесс создания картины

Италия, где зародился исторический жанр в имела все предпосылки для возникновения этого вида живописи. Римская империя обладала очень высоким уровнем культурного развития, и её достижения стали основой искусства всех стран Западной Европы. Неудивительно, что именно в Италии в эпоху Возрождения, в XV веке, возник исторический жанр в изобразительном искусстве.

Краткая история

Для понимания, что такое в искусстве, необходимо учитывать особенности развития рассматриваемого периода. Время Возрождения - это эпоха расцвета гуманистических идей, которые обусловили интерес не только к человеческой личности, но и к гражданской и политической истории.

События героического прошлого страны и должен был отображать исторический жанр в изобразительном искусстве. Примеры можно привести следующие: картины Андреа Мантенья «Триумф Цезаря» (1485-1492), разнообразные полотна Пауло Уччелло, посвящённые сражению при Сан-Романо и другие. Достижения эпохи Возрождения в Италии быстро распространились по всей Европе, где исторический жанр в изобразительном искусстве также начал своё развитие.

Европейские художники исторической живописи XVII-XVIII веков

События прошлого привлекали мастеров и в западноевропейских странах. Развитие этого направления можно отнести к XVII веку - времени расцвета классицизма и барокко. Следует отметить, что в художественной культуре на передовые позиции вышел именно исторический жанр. Все другие разновидности изобразительного искусства на какое-то время уступили ему место по значимости, поскольку классицизм предполагал создание в первую очередь героических образов и монументальных полотен.

В таком стиле, на историческую тематику, работали Питер Пауль Рубенс (картина «Битва греков с амазонками», 1619-1620 гг.), Никола Пуссен («Похищение сабинянок», 1614-1615 гг.), Жак-Луи Давид, который писал как на античную, так и на современную тематику. Эти работы отличаются пафосным духом, героическими позами, возвышенными мимикой и жестами. По своей композиции полотна напоминали действие античных пьес и отличались некоторой театрализованной напыщенностью. К этому направлению можно отнести картины, написанные на евангельские сюжеты. Например, Харменс создал полотно «Возвращение блудного сына» (1669).

Историческая живопись в Европе в первой половине XIX веке

Классицизм и барокко вскоре уступили место новому культурному течению - романтизму. Представители этого направления отошли от героической интерпретации прошлого, сделав упор на эмоциональную составляющую. Художники задались целью создавать такие образы, чтобы вызвать сочувствие и сопереживание у зрителей. Исторический жанр в живописи получил совершенно иное оформление, поскольку на первый план вышла тема человеческих переживаний и эмоций. В качестве примера можно привести картину Эжена Делакруа «Резня на острове Хиос», написанную в 1826 году. Исторические мотивы можно обнаружить и творчестве другого видного Оноре Домье: картина «Восстание» (1848).

Западноевропейская историческая живопись периода романтизма

Во второй половине XIX столетия исторический жанр в изобразительном искусстве претерпел существенные изменения. Это связано с возникновением нового направления - реализма. Его представители стремились к созданию более правдоподобных образов и сюжетов. К этому течению можно отнести работы Адольфа фон Менцеля, создавшего в 1850-м серию картин, посвящённых эпохе Фридриха Великого. Интерес к истории в эту эпоху объясняется во многом многочисленными революциями, которые потрясли Европу в то время. Очаги восстаний вспыхнули в Италии, Франции, Германии. Поэтому учёные, художники, писатели искали ответы на настоящее в прошлом, чем и объясняется возникновение реализма в культуре.

Возникновение российского исторического жанра в живописи

Интересна для анализа и отечественная история искусства. Истоки, виды и жанры в России - это тема для отдельного разговора, поскольку наша культура очень многое позаимствовала из европейского искусства. Эпоха классицизма на просторах родины датируется XVIII веком: именно в это время отечественные художники обратились к событиям прошлого в своих работах.

Основоположник исторического жанра русского изобразительного искусства - Антон Павлович Лосенко. Его перу принадлежат из прошлого Древней Руси («Владимир и Рогнеда», 1770 год) и полотна, посвящённые античным сюжетам. Его последователями были Иван Акимов, также обратившийся к событиям Киевской Руси, Пётр Соколов, изображавший мифологические образы, Григорий Угрюмов, обратившийся к истории XIII века. Эти работы, так же как и европейские полотна в стиле классицизма, отличаются возвышенностью образов и сюжетов.

Историческая тематика в российской живописи в 1800-1850 годах

Жанры в изобразительном искусстве были самыми разнообразными, однако, в связи с развитием академизма, в первой половине столетия исторические сюжеты заняли господствующее направление в художественной культуре. Художники этого направления во многом продолжали традиции классицизма, выбирая объектом для своих работ героические факты из прошлого. Исторический жанр в изобразительном искусстве, картины которого отличались особенной выразительностью, пользовался наибольшей популярностью как среди интеллигенции, так и у массовой публики.

К этому направлению можно отнести работы Антона Иванова «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году» (1810), Алексея Егорова «Отдых на пути в Египет» (1830). В это же время возникло новое направление - романтизм, представители которого создавали яркие, эмоциональные образы, насыщенные психологической напряжённостью. Например, Карл Павлович Брюллов, создавший знаменитое полотно про гибель Помпеи, Фёдор Антонович Бруни и Александр Андреевич Иванов, писавшие библейские сюжеты.

Исторические сюжеты в работах авторов последней четверти века

Во второй половине XIX столетия живописцы начали рисовать сюжеты из истории России. В искусстве появляется ряд картин, посвящённый тем или иным событиям из прошлого нашей страны. Исторический жанр в изобразительном искусстве представлен следующими полотнами: картинами Ильи Репина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» (1879) и «Иван Грозный убивает своего сына» (1884), работами Василия Сурикова, обратившегося к наиболее драматичным событиям из истории России XVIII века. Эти произведения отличаются как красочностью и выразительностью образов, так и фоном обстановки.

Исторический бытовой жанр изобразительного искусства

Отечественные художники стали обращаться не только к политическим событиям, но и к изображению повседневной жизни русских людей. Поэтому видное место в живописи занял так называемый бытовой исторический жанр. Изобразительное искусство этого направления получило большую популярность среди образованной общественности того времени.

В качестве примера можно назвать работы следующих авторов: Вячеслава Шварца, создавшего картину про царскую охоту, Константина Маковского, написавшего полотна про Московское царство в XVII веке. Историческая бытовая тематика занимала большое значение в творчестве представителей объединения «Мир искусства». Особенностью их картин было воспроизведение пышности и торжественности, но с оттенком грусти (Альберт Бенуа, изображавший помпезные выходы российских императоров и императриц в XVIII веке, Евгений Лансере, запечатлевший роскошную обстановку при дворе, Валентин Серов, нарисовавший царские увеселения).

В советское время художники довольно часто обращались к событиям прошлого России. При этом они возродили традиции академизма XIX века, изображая героические эпизоды из отечественной истории. Например, художник В. Е. Попков считается основателем «сурового стиля» в советской живописи (картина, запечатлевшая строительство ГЭС). Особое значение в его творчестве занимает тема Великой Отечественной войны («Мезенские вдовы», 1965-1968 гг.). А перу Т. Е. Назаренко принадлежат работы, на которых можно видеть переломные моменты: восстания Пугачёва, декабристов.

Современные художники проявляют большой интерес к истории России. И. С. Глазунов прославился созданием монументальных полотен, посвящённых осмыслению прошлого нашей страны: произведение, в символическом виде показывающее судьбу автора, «Россия, проснись!» (1994) и другие.

Итак, подводя итоги, можно констатировать, что историческая тематика занимала очень видное место как в европейском изобразительном искусстве, так и в российской живописи. Правдивостью и точностью, драматизмом и торжественностью всегда отличался исторический жанр. Все передают экспрессию, но этот стиль является лидером.

Произведения исторической живописи невозможно заключить в четкие границы, продиктованные жанром. В отдельных случаях портрет, пейзаж или бытовая сцена поднимаются до степени исторического обобщения, претворяясь, таким образом, в живописное полотно исторического содержания. Например, довольно сложно точно классифицировать по жанру такие картины, как “Парадный портрет Петра I” кисти Натье, “Крестный ход в Курской губернии”, написанную И.Репиным.

С одной стороны это всего лишь портрет и бытовая сцена, но с другой – эти полотна отображают реальные исторические события. Зарождение исторической тематики в русской живописи началось с иконописи. Именно на иконах религиозные сюжеты зачастую переплетаются с подлинными историческими событиями. Образцом таких икон могут послужить “Чудо о Знамение” (вторая половина XV в.) со сценами обороны Новгорода или “Церковь воинствующая” (середина XVI в.), на которой воссозданы сцены похода Ивана Грозного на Казань. Книжные миниатюры “Лицевого летописного свода” и “Жития Сергия Радонежского” демонстрируют постепенный переход к реалистическому описанию исторических событий, которые в этих произведениях выступают смысловой доминантой.

В России становление исторической живописи как независимого жанра изобразительного искусства следует причислить ко второй половине XVIII века. Это было связано с созданием академии художеств в Санкт-Петербурге. Первые творения мастеров русской исторической школы живописи были крайне отдалённы от исторической правды. Зачастую только название картины (обыкновенно чрезвычайно длинное) помогало установить, к какой стране и времени имеет отношение изображенное событие. Рассмотрим картину И. Акимова “Великий князь Святослав, целующий мать и детей по возвращении с Дуная в Киев” (1773). На этом полотне князь облачен в античные доспехи и богатый шлем, а дети изображены в хитонах, и, разумеется, ничего собственно исторического (за исключением факта возвращения князя Святослава) в картине нет. Таким же псевдо историческим направлением отличается произведение А. Лосенко “Великий князь Владимир сообщает своей жене Рогнеде о победе, одержанной им над ее отцом Рогволдом, князем Полоцким” (1770). На этой картине присутствуют такие же пышные одежды и драпировки, театральные позы, заимствованные из классических трагедий, популярных в те времена. Однако с течением времени, в традициях русского исторического жанра произошли значительные изменения. Этому способствовали утверждение новых эстетических представлений и направления реализма.

Главной отличительной чертой нового этапа является то, что реальные события передаются в картине с высокой степенью исторической достоверности. Картины К.Флавицкого “Княжна Тараканова в Петропавловской крепости во время наводнения” (1864), И. Репина “Иван Грозный и сын его Иван” (1885), Н. Ге “Петр допрашивает царевича Алексея” (1871) по праву считаются ярчайшими образцами нового этапа развития исторического жанра в России. Венцом русской исторической живописи является творчество В. Сурикова. Его всемирно известные произведения “Утро стрелецкой казни” (1881), “Боярыня Морозова” (1887), “Покорение Сибири Ермаком” (1895), “Переход Суворова через Альпы” (1899) оказывают воздействия огромной силы на зрителя. Каждое из этих полотен затрагивает огромный пласт истории России и вынуждает зрителя глубоко и серьезно задуматься над увиденным, а не просто восхищенно рассматривать изображение.

С начала XX века историческая тема в творчестве русских живописцев приобрела символическую трактовку. Но все же, традиции реализма в русской школе живописи были настолько велики, что даже такие приверженцы романтических вымыслов, как А. Бенуа, К. Сомов, М. Врубель и Н.Рерих в своих «придворных сценах» и «исторических пейзажах» опирались на бытовой реализм и ощущение своеобразия изображаемого времени. Совершенно новый характер приобрел исторический жанр живописи в советском изобразительном искусстве. В это время основополагающим критерием творческой доктрины мастера становится четко выраженная идеологическая составляющая сюжета.

Наиболее ярко характеризуют этот период произведения И. Шадра “Булыжник – оружие пролетариата” (1927), А. Герасимова “Ленин на трибуне” (1929), А. Дейнеки “Оборона Петрограда” (1928), Б.Иогансона “Допрос коммунистов” (1933). Изображение художниками событий далекого прошлого не поощрялось сотрудниками аппарата государственной машины. И лишь во время Великой Отечественной войны патриотический подъем, охвативший весь народ, подтолкнул живописцев к созданию монументальных полотен, в которых воспевались доблестные моменты в истории Древней Руси. Картины П. Корина “Александр Невский” (1942), М. Авилова “Поединок Пересвета с Челубеем” (1943), А.Бубнова “Утро на Куликовом поле” (1943) глубоко проникнуты мужеством и гражданским пафосом героических событий. Тем не менее, в последующие периоды традиции исторической живописи в советском изобразительном искусстве, освобожденном от идеологических догматов и норм, снова были утрачены.

    На рисунке нарисовать ладью и бояр, как в сказках Пушкина или про аленький цветочек.

    На синем море стоят ладьи. На берегу три боярина. С мостика от ладьи до берега крестьяне сносят заморские товары. Рисунок на тему торговли в древности. Рисунок древнего храма, рисунок исторического события, рисунок портрет героя великого исторического сражения.

    Тема Бородинская битва. Гусары на привале, портрет гусара, портрет Кутузова, сцена боя.

    Рисунок о Великой Отечественной войне. Воздушный бой. В небе черном от дым — рисуем серый фон неба и завитки, или растушевка по всей выбранной области черным, дыма.

    Два самолета летят навстречу.

    Рисование исторической темы для школы занятие не из простых. В основном вспоминаются исторические картинки с людьми. Но если вы не умеете рисовать людей, а например замечательно рисуете корабли, поезда, архитектурные сооружения, природу, то картинка на историческую тему тоже получится очень даже хорошая.

    Картинки можно рисовать на знаменитые исторические события и даты.

    Или же просто нарисовать картинку из быта людей прошлого.

    Например деревянную церковь.

    Но больше всего меня поразил вот этот детский рисунок на историческую тему.


ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР, один из основных жанров изобразительного искусства, посвящен историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов. В историческом жанре находят художественное выражение образцы общественной доблести, драматические конфликты исторических сил. Изображение исторических событий долгое время связывалось с мифами, фольклорными и религиозными легендами. Собственно исторический жанр сформировался в эпоху Возрождения, но лишь в 19 в. окончательно отделился от аллегорического и религиозного жанров.


Суриков Василий Иванович () Художник-живописец, рисовальщик, педагог, портретист, мастер исторического жанра, первый русский исторический живописец- реалист.
















Репин Илья Ефимович русский живописец и писатель. Родился в г.Куоккала, Финляндия, ныне Репино Ленинградской области


«Иван Грозный убивает своего сына», 1870г г


«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1880г г




"Богатыри" 1898


"После побоища Игоря Святославовича с половцами" 1880


"Царь Иван Грозный" 1897


"Витязь на распутье" 1878 Русский музей, Санкт-Петербург


Ге Николай Николаевич Родился в Воронеже Выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, обновивший ее язык в преддверии символизма и авангарда.


"Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе" 1871


" Суд царя Соломона" 1854


Карл Брюллов () Карл Павлович Брюллов выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград

(2 оценок, среднее: 1,50 из 5)

Создавать рисунки карандашом для начинающих может показаться чем-то трудным и невыполнимым. Но поверьте, что это довольно просто, даже если это будут самые первые рисунки в вашей жизни. Прежде чем объяснить весь процесс, как сделать рисунки карандашом поэтапно , стоит окунуться в историю.

Немного истории появление рисунков

С шестнадцатого века н.э. графитный карандаш стал широко использоваться людьми, после того как по воле случайности на местах вырванных ураганом деревьев был обнаружен природный графит в Англии в местечке Камберленд. Впоследствии эволюция использования этого материала привела нас к такому интересному инструменту рисования, как карандашу. Название он получил от тюркских семейств языков, где «кара» означает чёрный, а «даш» камень. И хотя этот инструмент использовался раньше только для нанесения линий эскиза и очертания рисунка, сегодня можно увидеть красивые рисунки карандашом, на которых изображены 3D иллюстрации, портреты известных всему миру людей, татуировки, граффити, животные и т. д. Конечно, между тем как изобразить односложную фигуру, например, шар, и тем, как изобразить лицо человека с определенными эмоциями существует большая разница. Ведь это уже дело профессионализма. Но любой новичок может создавать достойные внимания иллюстрации, если начнет с того, что будет делать рисунки карандашом поэтапно , шаг за шагом.

Как нарисовать глаза (видео)

Что пригодится для рисование карандашом

Для начала работы из инструмента может пригодиться простой твёрдый карандаш, чёрная ручка и мягкий карандаш. Ручку используют для выделения глубоких теней и более чёрных деталей рисунка, например, если вы рисуете птицу, то глаз нужно будет выделять именно ручкой. Для затушевки штрихов используют обычные клочки бумаги, которыми растирают рисунок и отдельные штрихи сливаются в оттенки серого цвета, придавая естественность и жизнь картине.

Почему Рисунки карандашом поэтапно?

В отличие от масла, карандаш можно всегда стереть и исправить. Поэтому рисунки начинают делать с примитивных фигур. Чтобы нарисовать лицо, рисуют овал, который описывает контур головы человека. Затем пропорционально делят его на семь частей от подбородка до верха головы. А затем штрихами размечают губы, которые начинаются с конца нижней части. Кончик носа рисуется в конце второй части, а глаза находятся в четвертой части лица. Но для профессионального портретиста, который рисует карандашом, существуют и другие ориентиры. Они знают, что между глазами каждого человека мог бы поместиться ровно такой же глаз, и не больше и не меньше. Что за единицу измерения пропорций можно брать ширину глаза, и это будет то же расстояние, что и одна из семи частей, на которые делят овал лица.

Какие трудности могут нас подстерегать

Одним из сложных объектов является кисть руки человека. Существуют целые книги, которые описывают, как можно сделать подобные рисунки карандашом поэтапно . Но если уяснить технику, всё это покажется достаточно простым. Ладонь представляют плоской квадратной формы, немного выгнутой наружу. Рисуют такие же полу квадратные пальцы, состоящие из отдельных сегментов. Затем все смягчают и округляют, наносят тени, затушёвывают и вуаля – картина готова

С чего начать рисовать карандашом?

Конечно, если вы хотите просто научиться хоть немного рисовать, то можете начать со зверей.
Чтобы нарисовать кролика, можно ограничиться тремя овалами. Из которых большой овал – туловище, маленький овал внутри большого – задняя нога и еще один – голова. Таким же методом можно изобразить и множество других братьев наших меньших.

Важным этап на пути к качественному рисунку карандашом

Важным этапом на пути к качественному рисунку карандашом является штриховка и последующая растушевка. Круговая штриховка, которая наносится мелкими круговыми движениями, очень хорошо подходит для рисования кожи и различных подобных текстур. Есть также длинная и перекрестная штриховка, названия которых говорят сами за себя. Грубая штриховка наносится заточенным «лопаткой» грифелем карандаша и подходит для набросков и закрашивания больших участков. Ну а чёрную штриховку можно наносить в разных направлениях очень мягкими карандашами, такими как 6Б, 7Б. Она нужна для изображения самых сильных теней.

Как нарисовать 3D рисунок (видео)

Как Растушевать штриховку?

Растушевать штриховку можно, как говорилось выше, кусочком бумаги. Но есть и другие способы. Например, пальцем, кисточкой для макияжа, скрученным листочком бумаги с отрезанным кончиком и даже палочкой для ушей! На что только не ухищряются опытные художники этого жанра

Завершение:

Итак, из рассмотренных шагов можно выделить следующие: подбор темы рисунка, схематическое изображение объекта с помощью примитивных фигур, штриховка и последующая растушевка. И можно иметь уверенность, что со временем ваш опыт увеличится и на смену простому карандашу и подручным инструментам растушевки могут прийти профессиональные. Кто знает, может быть, в этом жанре вы станете великим художником, и вас узнает весь мир искусств!