Сообщение о культуре 19 века. Русская культура XIX в

РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Восемнадцатый век стал одной из пе­реломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные за­просы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой. Так, се­годня весьма трудно найти художественную разницу между географической «ландкартой» тех дней и зародившейся видовой гравюрой (за исключе­нием разве произведений А. Ф. Зубова). Большинство гравюр первой поло­вины столетия похоже на технические чертежи. Сближение между искус­ством и наукой пробуждало у художников интерес к знаниям и поэтому помогало освобождаться от пут церковной идеологии.

В живописи намечались и определялись жанры нового, реалистическо­го искусства. Преобладающее значение среди них приобретал портретный жанр. В религиозном искусстве принижалась идея человека и возвеличи­валась идея бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.

Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального порт­ретного жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум. 1741). Мы плохо знаем биографию этого художника, но даже скудные сведения показывают, что она была необычной. Сын священника, он первоначально пел в патриаршем хоре, однако позднее оказался препо­давателем математики в «Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано пробудившемся в нем увлечении изобразительным ис­кусством стало известно Петру I, и Никитина направили стипендиатом в Италию, где ему довелось обучаться в академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и возглавив русскую реалистическую школу, жи­вописец всю жизнь оставался верен идеалам петровского времени. В прав­ление Анны Иоановны он примкнул к оппозиционным кругам и попла­тился сибирской ссылкой, возвращаясь из которой (при воцарении Елиза­веты Петровны) умер в дороге. Период зрелого творчества мастера способны достойно представлять не только натурные портреты самого Петра I, но и такое выдающееся про­изведение, как «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы).

По своему техническому исполнению творение Никитина вполне стоит на уровне европейской живописи XVIII века. Оно строго по композиции, форма лепится мягко, цвет полнозвучен, а теплый фон создает ощущение реальной глубины.

«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека - современника художника, который также вы­двинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способ­ностям.

Отметив достоинства Никитина, следует, однако, оговорить, что внутренняя характеристика изображаемого человека достигалась живописцем лишь в том случае, если характер портретируемого был, как говорится, «написан на лице» резко и определенно. Творчество Никитина решало в принципе начальную проблему портретного жанра - показ неповторимости индивидуального внешнего облика людей.

Из других русских портретистов первой половины XVIII века можно назвать также А. М. Матвеева (1701 - 1739), прошедшего обучение живописи в Голландии Его лучшими работами принято считать портреты четы Голицыных (1727 - 1728) и автопортрет, в котором он изобразил себя вместе с молодой женой(1729).

И Никитин и Матвеев с наибольшей ясностью обнаруживают реалистическую тенденцию развития русского портрета петровской поры.

Русское искусство середины XVIII века. Творчество А. П. Антропова Традиции, заложенные Никитиным, не получили непосредственного раз вития в искусстве периода правления ближайших преемников Петра, вклю­чая так называемую бироновщину.

Творения портретистов середины XVIII века свидетельствуют о том что эпоха больше не давала им благодатного материала, каким располагал их предшественник Никитин. Однако зоркая и добросовестная фиксация всех особенностей облика изображаемых приводила к тому, что отдельна портреты приобретали подлинно обличительную силу. Это особенно относится к творчеству Алексея Петровича Антропова (1716 - 1795).

Выходец из мастерового люда, ученик А. М. Матвеева, он окончатель­но сформировался в «живописной команде» Канцелярии от строений, ве­давшей техническими и художественными работами на многочисленных придворных постройках. Его произведения остались для середины XVIII века документом времени, подобно творениям Никитина для первой четверти столетия. Он исполнил портреты А. М. Измайловой (1754), Пет­ра III (1762) и другие полотна, в которых самобытность творческой мане­ры автора и традиции народно-прикладного искусства, проявляющиеся в декоративности; сочетания ярких пятен чистого (локального) цвета, сплав­лены воедино.

Деятельность Антропова охватывает, кроме середины, и всю вторую половину XVIII века. Тем не менее целесообразно разбором его творчества завершать рассмотрение истории искусства первой половины XVIII века ибо в дальнейшем развитии перед русской художественной культурой обозначились иные задачи, при решении, которых изображение человека в неповторимости его индивидуального облика служило не более чем отправной точкой.

РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Ко второй половине XVIII века Россия, полностью отойдя от изжив­ших себя форм средневековой художественной культуры, вступила не об­щий с европейскими странами путь духовного развития. Его генеральное направление для Европы определила надвигавшаяся Великая французская революция 1789 года. Правда, только складывавшаяся русская буржуазия была еще слаба. Историческая миссия натиска на феодальные устои оказа­лась для России связанной с деятельностью передовой дворянской интел­лигенции, представителям которой предстояло через просветительств! XVIII столетия постепенно прийти к декабризму начала следующего века.

Просветительство, будучи крупнейшим общекультурным явлением эпохи, формировалось в условиях доминирующего положения правовой идеологии. Теоретики восходящего класса - буржуазии - стремились обосновать с точки зрения правосознания ее господство и необходимость устранения феодальных учреждений. Можно привести в качестве примере развитие теории «естественного права» и выход в 1748 году знаменитого сочинения просветителя Шарля Монтескье «Дух законов». В свою очередь и дворянство, предпринимая ответные действия, обращалось к законода­тельным установлениям, ибо другие формы сопротивления надвигающей­ся угрозе уходили из его рук.

В пятидесятых годах в России появился первый публичный театр, основанный Ф. Г. Волковым. Правда, количество театров не было большим, но следует учитывать развитие любительской сцены (при Московском уни­верситете, при Смольном институте благородных девиц, Шляхетском кор­пусе и т. д.). Домашний театр архитектора и переводчика Н. А. Львова играл заметную роль в жизни столицы. О месте, занимаемом драматургией в русской литературе XVIII столетия, говорит хотя бы тот факт, что даже Екатерина II в поисках средств правительственной опеки над умами ис­пользовала форму драматического сочинения (ее перу принадлежат коме­дии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Обманщик» и дру­гие).

Развитие портретного жанра. Переходя к непосредственной истории русского изобразительного искусства второй половины XVIII века, надо первоначально остановиться на рождении так называемого интимного портрета. Для понимания особенностей последнего важно отметить, что все, в том числе и большие мастера первой половины столетия, работали и парадным портретом. Художники стремились показать прежде всего достойного представителя преимущественно дворянского сословия. Поэтому изображаемого писали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, а зачастую в театрализованной позе, выявляющей вы­сокое общественное положение портретируемого.

Парадный портрет диктовался в начале столетия общей атмосферой эпохи, а впоследствии - установившимися вкусами заказчиков. Однако он очень быстро превратился, собственно говоря, в официозный. Теоретик искусства той поры А. М. Иванов заявлял: «Должно, чтоб... портреты казались как бы говорящими о себе сами и как бы извещающими: «смотри на меня, я есмь оный непобедимый царь, окруженный вели­чеством».

В противоположность парадному интимный портрет стремился запе­чатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Причем задача художника заключалась в том, чтобы наряду с точным обликом изображаемого человека раскрыть черты его характера, дать оцен­ку личности.

Наступление нового периода в истории русского портрета знаменовали полотна Федора Степановича Рокотова (род. 1736 - ум. 1808 или 1809).

Творчество Ф. С. Рокотова. Скудность биографических сведений не позволяет достоверно установить, у кого он учился. Долгие споры велись даже по поводу происхождения живописца. Раннее же признание худож­ника обеспечила его подлинная одаренность, проявившаяся в портретах В. И. Майкова (1765), неизвестной в розовом (1770-е годы), молодого человека в треуголке (1770-е годы), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Лан­ской (1780-е годы).

Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 - 1822).

Творчество Д. Г. Левицкого. Первоначальное художественное образо­вание он получил занимаясь под руководством отца, гравера Киево-Печерской лавры. Участие в работах по росписи киевского Андреевского со­бора, осуществлявшихся А. П. Антроповым, привело к последующему че­тырехлетнему ученичеству у этого мастера и увлечению портретным жанром. В ранних полотнах Левицкого отчетливо выступает связь с тра­диционным парадным портретом. Перелом в его творчестве знаменовала заказная портретная серия воспитанниц Смольного института благородных девиц, состоящая из семи крупноформатных произведений, исполненных в 1773 - 1776 годах. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Пре­дусматривалось изобразить девушек во весь рост в театральных костюмах на фоне декораций любительских спектаклей, ставившихся в пансионе.

к зимнему сезону 1773 - 1773 года воспитанницы настолько преуспели в сценическом искусстве, что на представлениях присутствовал император­ский двор и дипломатический корпус.)

Заказчицей выступила сама императрица в связи с предстоящим пер­вым выпуском учебного заведения. Она стремилась оставить потомству наглядную память об исполнении своей заветной мечты - воспитании в России поколения дворян, которые бы не только по праву рождения, но и образования, просвещенности возвышались над низшими сословиями.

Однако то, как живописец подошел к выполнению задания, раскрыва­ет, например, «Портрет Е. И. Нелидовой» (1773). Девушка запечатлена, как полагают, в своей лучшей роли - служанки Сербины из инсценировки по опере Джованни Перголези «Служанка-госпожа», рассказывавшей о ловкой горничной, сумевшей добиться сердечного расположения господина, а затем и брака с ним. Грациозно приподняв пальчиками легкий кружев­ной передник и лукаво склонив голову, Нелидова стоит в так называемой третьей позиции в ожидании взмаха дирижерской палочки. (Кстати, пят­надцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее иг­ра отмечалась в газетах и ей посвящали стихи.) Чувствуется, что для нее театральное представление - не повод продемонстрировать «изящные ма­неры», привитые в пансионе, а возможность выявить молодой задор, стес­ненный повседневными жесткими правилами Смольного института. Худож­ник передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. Близкие по тону серо-зеленые оттенки, в которых решен пейзаж­ный театральный задник, жемчужные цвета платья девушки - все подчи­нено этой задаче. Левицкий показывает и непосредственность натуры са­мой Нелидовой. Живописец нарочито подал тона в фоновом плане более тусклыми и одновременно заставил их ис­криться на первом плане - в одежде ге­роини. Гамма строится на богатом по сво­им декоративным качествам отношении се­ро-зеленых и жемчужных тонов с розовы­ми в окраске лица, шеи, рук и лент, укра­шающих костюм. Причем во втором случае художник придерживается локального цве­та, заставляя вспомнить манеру его учите­ля Антропова.

Художественные достижения, придав­шие своеобразие этой маленькой портрет­ной галерее, Левицкий закрепил в после­дующем творчестве, создав, в частности, два превосходных портрета М. А. Львовой, урожденной Дьяковой, дочери сенатского обер-прокурора (1778 и 1781).

Первый из них показывает восемнад­цатилетнюю девушку, почти ровесницу смолянок. Она изображена в повороте, не­принужденность которого выразительно подчеркивается золотистым боковым све­том, упавшим на фигуру. Лучистые глаза юной героини мечтательно-радостно смот­рят куда-то мимо зрителя, а влажные губы тронуты поэтически неопределенной улыб­кой. В ее облике - лукаво-задорная сме­лость и целомудренная робость, всепроникающее счастье и просветленная грусть. Это характер еще до конца не сложивший­ся, полный ожидания встречи со взрослой жизнью.

Изменилась цветовая гамма. В первом произведении живопись при­ведена к тональному единству и напоминает колористические поиски Рокотова. В портрете же 1781 года цвет взят в интенсивности его звучания. Теплые звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым.

Портреты М. А. Львовой, Н. И. Новикова, А. В. Храповицкого, мужа и жены Митрофановых, Бакуниной и другие, относящиеся к восьмидесятым годам, свидетельствуют о том, что Левицкий, соединив в себе суровую точ­ность Антропова и лиризм Рокотова, стал наиболее выдающимся предста­вителем русской портретной живописи XVIII столетия.

Плеяду крупнейших живописцев-портретистов XVIII века завершает Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825).

Творчество В. Л. Боровиковского. Старший сын мелкопоместного ук­раинского дворянина, добывавший вместе с отцом средства к существова­нию иконописью, он впервые обратил на себя внимание аллегорическими росписями в Кременчуге, выполненными в 1787 году к приезду Екатери­ны II. Это дало молодому мастеру возможность отправиться для совершен­ствования в живописи в Петербург. Ему удалось, как предполагают, брать уроки у Д. Г. Левицкого и, в конце концов, утвердить себя в столичных артистических кругах.

Портреты Боровиковского, включая только что рассмотренный, свидетельствуют о том, что живописец поднялся на следующую, новую (после достижений Левицкого) ступень в углублении образа человека. Левицкий открыл для русского портретного жанра мир многообразия человеческих характеров. Боровиковский же попытался проникнуть в душевное состояние задумался над тем, как формировался характер модели.


Список литературы

1. Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства. М., 1956.

2. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1987.

3. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. М., 1977.

4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.

РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Восемнадцатый век стал одной из пе­реломных эпох в истории России. Культура, обслуживавшая духовные за­просы этого периода, начала быстро приобретать светский характер, чему в значительной мере содействовало сближение искусства с наукой. Так, се­годня весьма трудно найти художественную разницу между географической «ландкартой» тех дней и зародившейся видовой гравюрой (за исключе­нием разве произведений А. Ф. Зубова). Большинство гравюр первой поло­вины столетия похоже на технические чертежи. Сближение между искус­ством и наукой пробуждало у художников интерес к знаниям и поэтому помогало освобождаться от пут церковной идеологии.

В живописи намечались и определялись жанры нового, реалистическо­го искусства. Преобладающее значение среди них приобретал портретный жанр. В религиозном искусстве принижалась идея человека и возвеличи­валась идея бога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека.

Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального порт­ретного жанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум. 1741). Мы плохо знаем биографию этого художника, но даже скудные сведения показывают, что она была необычной. Сын священника, он первоначально пел в патриаршем хоре, однако позднее оказался препо­давателем математики в «Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано пробудившемся в нем увлечении изобразительным ис­кусством стало известно Петру I, и Никитина направили стипендиатом в Италию, где ему довелось обучаться в академиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и возглавив русскую реалистическую школу, жи­вописец всю жизнь оставался верен идеалам петровского времени. В прав­ление Анны Иоановны он примкнул к оппозиционным кругам и попла­тился сибирской ссылкой, возвращаясь из которой (при воцарении Елиза­веты Петровны) умер в дороге. Период зрелого творчества мастера способны достойно представлять не только натурные портреты самого Петра I, но и такое выдающееся про­изведение, как «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы).

По своему техническому исполнению творение Никитина вполне стоит на уровне европейской живописи XVIII века. Оно строго по композиции, форма лепится мягко, цвет полнозвучен, а теплый фон создает ощущение реальной глубины.

«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека - современника художника, который также вы­двинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способ­ностям.

Отметив достоинства Никитина, следует, однако, оговорить, что внутренняя характеристика изображаемого человека достигалась живописцем лишь в том случае, если характер портретируемого был, как говорится, «написан на лице» резко и определенно. Творчество Никитина решало в принципе начальную проблему портретного жанра - показ неповторимости индивидуального внешнего облика людей.

Из других русских портретистов первой половины XVIII века можно назвать также А. М. Матвеева (1701 - 1739), прошедшего обучение живописи в Голландии Его лучшими работами принято считать портреты четы Голицыных (1727 - 1728) и автопортрет, в котором он изобразил себя вместе с молодой женой(1729).

И Никитин и Матвеев с наибольшей ясностью обнаруживают реалистическую тенденцию развития русского портрета петровской поры.

Русское искусство середины XVIII века. Творчество А. П. Антропова Традиции, заложенные Никитиным, не получили непосредственного раз вития в искусстве периода правления ближайших преемников Петра, вклю­чая так называемую бироновщину.

Творения портретистов середины XVIII века свидетельствуют о том что эпоха больше не давала им благодатного материала, каким располагал их предшественник Никитин. Однако зоркая и добросовестная фиксация всех особенностей облика изображаемых приводила к тому, что отдельна портреты приобретали подлинно обличительную силу. Это особенно относится к творчеству Алексея Петровича Антропова (1716 - 1795).

Выходец из мастерового люда, ученик А. М. Матвеева, он окончатель­но сформировался в «живописной команде» Канцелярии от строений, ве­давшей техническими и художественными работами на многочисленных придворных постройках. Его произведения остались для середины XVIII века документом времени, подобно творениям Никитина для первой четверти столетия. Он исполнил портреты А. М. Измайловой (1754), Пет­ра III (1762) и другие полотна, в которых самобытность творческой мане­ры автора и традиции народно-прикладного искусства, проявляющиеся в декоративности; сочетания ярких пятен чистого (локального) цвета, сплав­лены воедино.

Деятельность Антропова охватывает, кроме середины, и всю вторую половину XVIII века. Тем не менее целесообразно разбором его творчества завершать рассмотрение истории искусства первой половины XVIII века ибо в дальнейшем развитии перед русской художественной культурой обозначились иные задачи, при решении, которых изображение человека в неповторимости его индивидуального облика служило не более чем отправной точкой.

РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Ко второй половине XVIII века Россия, полностью отойдя от изжив­ших себя форм средневековой художественной культуры, вступила не об­щий с европейскими странами путь духовного развития. Его генеральное направление для Европы определила надвигавшаяся Великая французская революция 1789 года. Правда, только складывавшаяся русская буржуазия была еще слаба. Историческая миссия натиска на феодальные устои оказа­лась для России связанной с деятельностью передовой дворянской интел­лигенции, представителям которой предстояло через просветительств! XVIII столетия постепенно прийти к декабризму начала следующего века.

Просветительство, будучи крупнейшим общекультурным явлением эпохи, формировалось в условиях доминирующего положения правовой идеологии. Теоретики восходящего класса - буржуазии - стремились обосновать с точки зрения правосознания ее господство и необходимость устранения феодальных учреждений. Можно привести в качестве примере развитие теории «естественного права» и выход в 1748 году знаменитого сочинения просветителя Шарля Монтескье «Дух законов». В свою очередь и дворянство, предпринимая ответные действия, обращалось к законода­тельным установлениям, ибо другие формы сопротивления надвигающей­ся угрозе уходили из его рук.

В пятидесятых годах в России появился первый публичный театр, основанный Ф. Г. Волковым. Правда, количество театров не было большим, но следует учитывать развитие любительской сцены (при Московском уни­верситете, при Смольном институте благородных девиц, Шляхетском кор­пусе и т. д.). Домашний театр архитектора и переводчика Н. А. Львова играл заметную роль в жизни столицы. О месте, занимаемом драматургией в русской литературе XVIII столетия, говорит хотя бы тот факт, что даже Екатерина II в поисках средств правительственной опеки над умами ис­пользовала форму драматического сочинения (ее перу принадлежат коме­дии «О, время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Обманщик» и дру­гие).

Развитие портретного жанра. Переходя к непосредственной истории русского изобразительного искусства второй половины XVIII века, надо первоначально остановиться на рождении так называемого интимного портрета. Для понимания особенностей последнего важно отметить, что все, в том числе и большие мастера первой половины столетия, работали и парадным портретом. Художники стремились показать прежде всего достойного представителя преимущественно дворянского сословия. Поэтому изображаемого писали в парадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, а зачастую в театрализованной позе, выявляющей вы­сокое общественное положение портретируемого.

Парадный портрет диктовался в начале столетия общей атмосферой эпохи, а впоследствии - установившимися вкусами заказчиков. Однако он очень быстро превратился, собственно говоря, в официозный. Теоретик искусства той поры А. М. Иванов заявлял: «Должно, чтоб… портреты казались как бы говорящими о себе сами и как бы извещающими: «смотри на меня, я есмь оный непобедимый царь, окруженный вели­чеством».

В противоположность парадному интимный портрет стремился запе­чатлеть человека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Причем задача художника заключалась в том, чтобы наряду с точным обликом изображаемого человека раскрыть черты его характера, дать оцен­ку личности.

Наступление нового периода в истории русского портрета знаменовали полотна Федора Степановича Рокотова (род. 1736 - ум. 1808 или 1809).

Творчество Ф. С. Рокотова. Скудность биографических сведений не позволяет достоверно установить, у кого он учился. Долгие споры велись даже по поводу происхождения живописца. Раннее же признание худож­ника обеспечила его подлинная одаренность, проявившаяся в портретах В. И. Майкова (1765), неизвестной в розовом (1770-е годы), молодого человека в треуголке (1770-е годы), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Лан­ской (1780-е годы).

Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735 - 1822).

Творчество Д. Г. Левицкого. Первоначальное художественное образо­вание он получил занимаясь под руководством отца, гравера Киево-Печерской лавры. Участие в работах по росписи киевского Андреевского со­бора, осуществлявшихся А. П. Антроповым, привело к последующему че­тырехлетнему ученичеству у этого мастера и увлечению портретным жанром. В ранних полотнах Левицкого отчетливо выступает связь с тра­диционным парадным портретом. Перелом в его творчестве знаменовала заказная портретная серия воспитанниц Смольного института благородных девиц, состоящая из семи крупноформатных произведений, исполненных в 1773 - 1776 годах. Заказ имел в виду, конечно, парадные портреты. Пре­дусматривалось изобразить девушек во весь рост в театральных костюмах на фоне декораций любительских спектаклей, ставившихся в пансионе.

к зимнему сезону 1773 - 1773 года воспитанницы настолько преуспели в сценическом искусстве, что на представлениях присутствовал император­ский двор и дипломатический корпус.)

Заказчицей выступила сама императрица в связи с предстоящим пер­вым выпуском учебного заведения. Она стремилась оставить потомству наглядную память об исполнении своей заветной мечты - воспитании в России поколения дворян, которые бы не только по праву рождения, но и образования, просвещенности возвышались над низшими сословиями.

Однако то, как живописец подошел к выполнению задания, раскрыва­ет, например, «Портрет Е. И. Нелидовой» (1773). Девушка запечатлена, как полагают, в своей лучшей роли - служанки Сербины из инсценировки по опере Джованни Перголези «Служанка-госпожа», рассказывавшей о ловкой горничной, сумевшей добиться сердечного расположения господина, а затем и брака с ним. Грациозно приподняв пальчиками легкий кружев­ной передник и лукаво склонив голову, Нелидова стоит в так называемой третьей позиции в ожидании взмаха дирижерской палочки. (Кстати, пят­надцатилетняя «актриса» пользовалась такой любовью публики, что ее иг­ра отмечалась в газетах и ей посвящали стихи.) Чувствуется, что для нее театральное представление - не повод продемонстрировать «изящные ма­неры», привитые в пансионе, а возможность выявить молодой задор, стес­ненный повседневными жесткими правилами Смольного института. Худож­ник передает полное душевное растворение Нелидовой в сценическом действии. Близкие по тону серо-зеленые оттенки, в которых решен пейзаж­ный театральный задник, жемчужные цвета платья девушки - все подчи­нено этой задаче. Левицкий показывает и непосредственность натуры са­мой Нелидовой. Живописец нарочито подал тона в фоновом плане более тусклыми и одновременно заставил их ис­криться на первом плане - в одежде ге­роини. Гамма строится на богатом по сво­им декоративным качествам отношении се­ро-зеленых и жемчужных тонов с розовы­ми в окраске лица, шеи, рук и лент, укра­шающих костюм. Причем во втором случае художник придерживается локального цве­та, заставляя вспомнить манеру его учите­ля Антропова.

Художественные достижения, придав­шие своеобразие этой маленькой портрет­ной галерее, Левицкий закрепил в после­дующем творчестве, создав, в частности, два превосходных портрета М. А. Львовой, урожденной Дьяковой, дочери сенатского обер-прокурора (1778 и 1781).

Первый из них показывает восемнад­цатилетнюю девушку, почти ровесницу смолянок. Она изображена в повороте, не­принужденность которого выразительно подчеркивается золотистым боковым све­том, упавшим на фигуру. Лучистые глаза юной героини мечтательно-радостно смот­рят куда-то мимо зрителя, а влажные губы тронуты поэтически неопределенной улыб­кой. В ее облике - лукаво-задорная сме­лость и целомудренная робость, всепроникающее счастье и просветленная грусть. Это характер еще до конца не сложивший­ся, полный ожидания встречи со взрослой жизнью.

Изменилась цветовая гамма. В первом произведении живопись при­ведена к тональному единству и напоминает колористические поиски Рокотова. В портрете же 1781 года цвет взят в интенсивности его звучания. Теплые звучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым.

Портреты М. А. Львовой, Н. И. Новикова, А. В. Храповицкого, мужа и жены Митрофановых, Бакуниной и другие, относящиеся к восьмидесятым годам, свидетельствуют о том, что Левицкий, соединив в себе суровую точ­ность Антропова и лиризм Рокотова, стал наиболее выдающимся предста­вителем русской портретной живописи XVIII столетия.

Плеяду крупнейших живописцев-портретистов XVIII века завершает Владимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825).

Творчество В. Л. Боровиковского. Старший сын мелкопоместного ук­раинского дворянина, добывавший вместе с отцом средства к существова­нию иконописью, он впервые обратил на себя внимание аллегорическими росписями в Кременчуге, выполненными в 1787 году к приезду Екатери­ны II. Это дало молодому мастеру возможность отправиться для совершен­ствования в живописи в Петербург. Ему удалось, как предполагают, брать уроки у Д. Г. Левицкого и, в конце концов, утвердить себя в столичных артистических кругах.

Портреты Боровиковского, включая только что рассмотренный, свидетельствуют о том, что живописец поднялся на следующую, новую (после достижений Левицкого) ступень в углублении образа человека. Левицкий открыл для русского портретного жанра мир многообразия человеческих характеров. Боровиковский же попытался проникнуть в душевное состояние задумался над тем, как формировался характер модели.


Список литературы

1. Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства. М., 1956.

2. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1987.

3. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. М., 1977.

4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.

Сформировавшись во Франции, классицизм XVIII - начала XIX веков (в зарубежном искусствознании он часто именуется неоклассицизмом), стал общеевропейским стилем.

Интернациональным центром европейского классицизма XVIII - начала XIX века стал Рим, где в основном господствовали традиции академизма со свойственным им сочетанием благородства форм и холодной идеализации. Но экономический кризис, развернувшийся в Италии, наложил свой отпечаток и на творчество ее художников. При всем обилии и многообразии художественных талантов идейный диапазон венецианской живописи XVIII века узок. Венецианских мастеров привлекала преимущественно внешняя, показная, праздничная сторона жизни - этим они близки французским художникам рокайля.

Среди плеяды венецианских художников XVIII века подлинным гением итальянской живописи был Джованни Баттиста Тьеполо . Творческое наследие мастера чрезвычайно многогранно: он писал большие и малые алтарные полотна, картины мифологического и исторического характера, жанровые сцены и портреты, работал в технике офорта, исполнял много рисунков и, в первую очередь, решал сложнейшие задачи плафонной живописи - создавал фрески. Правда, его искусство было лишено большого идейного содержания, и в этом ощущались отзвуки общего состояния упадка, в котором пребывала Италия, но его умение воплотить в искусстве красоту и радость бытия, навсегда останутся самыми привлекательными чертами художника.

Быт и нравы Венеции XVIII века отразились в небольших жанровых полотнах Пьетро Лонги . Его бытовые сцены вполне соответствуют характеру стиля рококо - уютные гостиные, праздники, карнавалы. Однако при всем разнообразии мотивов искусство Лонги не отличается ни глубиной, ни большой содержательностью.

Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это - ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Особенно ярко это выражено у таких художников, как Антонио Канале и Франческо Гварди. Любовь к изображению своего города, создание своеобразных портретов документального городского вида восходит еще ко времени Раннего Возрождения.

Подобно Италии, Германия в XVIII веке представляла собой конгломерат многочисленных, не связанных между собой светских и духовных княжеств. Она была политически раздробленной и экономически слабой страной. Тридцатилетняя война 1618-1648 годов надолго приостановила развитие немецкой культуры. Немецкое изобразительное искусство носило ограниченный и мало самостоятельный характер. И хотя, общественный подъем, характерный для всей Европы, особенно во второй половине XVIII века, сказался и в Германии, но преимущественно в области чистой теории, а не в изобразительном искусстве.

Большинство художников либо приглашались из-за границы (Д.Б. Тьеполо, Б.Белотто, А.Пен, А.Ванлоо), либо работали, подражая, зачастую, иностранным мастерам (Б. Деннер, А.Ф. Маульперч, гравер Шмидт и др.). К лучшим достижениям Германии в области портретной живописи следует отнести работы немецкого швейцарца Антона Граффа, отличающиеся большой правдой в передаче натуры, хорошим чувством формы и гармонией колорита. В области графики значительные достижения были у Даниеля Ходовецкого. Он много работал в области гравюры и книжной иллюстрации, создав свой особый стиль сентиментально-чувствительного комментария к произведениям немецких писателей - Геллера, Гесснера, Лессинга, Гёте, Шиллера и других. Гравюры художника - это живые юмористические жанровые картинки, идиллии, бытовые семейные сценки, где на фоне бюргерского интерьера, улицы, конторы, рынка немецкие обыватели занимаются своими делами.

Немецкий же классицизм второй половины XVIII века в изобразительном искусстве не поднимался до революционного гражданского пафоса, как это было в предреволюционной Франции.

В отвлеченных произведениях Антона Рафаэля Менгса на первый план выступают идеалистические нормативные доктрины. Многократное пребывание в Риме в атмосфере возрождающегося интереса к античности, привело Менгса на путь некритического восприятия античного искусства, на путь подражательства, в результате чего появилась его живопись, отличающаяся чертами эклектизма, идеализированным характером образов, статичностью композиций, сухостью линейных очертаний.

Многие немецкие художники, подобно Менгсу, по традиции того времени годами учились и работали в Риме. Это были пейзажист Гаккерт, портретисты Анжелика Кауфман и Тишбейн.

В целом архитектура и изобразительные искусства не были сильной стороной культуры Германии XVII - XVIII столетий. Немецким мастерам часто не хватало той самостоятельности, творческой дерзости, которая так привлекает в искусстве Италии и Франции.

Удельный вес живописи и скульптуры в Испании (помимо Гойи, творчество которого стоит на рубеже двух веков и принадлежит больше новому времени), Португалии, Фландрии и Голландии был для XVIII столетия незначителен.

1. Культура России XIX века: общая характеристика

Русское искусство дооктябрьской эпохи занимает важное место в истории мировой художественной культуры.

Развитие русской культуры в 19 веке опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Новый этап характеризовался расширением культурного взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией творческого процесса.

Культура России развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.

Особенно остро противоречия времени обозначились в 40-е годы. Именно тогда началась революционная деятельность А.И.Герцена, с блестящими критическими статьями выступил В.Г.Белинский, страстные споры вели западники и славянофилы. В литературе и искусстве появляются романтические мотивы, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Многое изменилось по сравнению с XVIII в., возросла общественная роль художника, значимость его личности, его право на свободу творчества, в котором теперь все более остро поднимались социальные и нравственные проблемы.

Рост интереса к художественной жизни России выразился в здании определенных художественных обществ и издании специальных журналов: «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1801), «Журнала изящных искусств» сначала в Москве (1807), а затем в Петербурге (1823 и 1825), «Общества поощрения художников» (1820), «Русского музеума...» П.Свиньина (1810-е годы) и «Русской галереи» в Эрмитаже (1825), провинциальных художественных школ, вроде школы А.В.Ступина в Арзамасе или А.Г.Венецианова в Петербурге и деревне Сафонково.

Гуманистические идеалы русского общества отразились в высокогражданственных образцах зодчества этого времени и монументально-декоративной скульптуры, в синтезе с которыми выступает декоративная живопись и прикладное искусство, которое нередко оказывается в руках самих архитекторов. Главенствующий стиль этого времени - зрелый, или высокий, классицизм.

Историю русского искусства XIX века принято делить на этапы.

1-ю половину называют Золотым веком русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве. После разгрома декабристов начался новый подъем общественного движения. Это вселяло надежду на то, что Россия постепенно справится со своими трудностями. Наиболее впечатляющих успехов в эти годы страна добилась в области науки и особенно культуры. 1-я половина века дала России и миру Пушкина и Лермонтова, Грибоедова и Гоголя, Белинского и Герцена, Глинку и Даргомыжского, Брюллова, Иванова и Федотова.

Изобразительное искусство первой половины XIX века обладает внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами, его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти в скульптуре. Восприятие культуры античного мира стало более историчным, чем в XVIII веке, и более демократичным. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтическое направление и начинает формироваться новый реалистический метод.

Романтическое направление русского искусства первой трети XIX века подготовило развитие реализма в следующие десятилетия, ибо оно до известной степени сближало художников-романтиков с действительностью, с простой реальной жизнью. Это было внутренней сущностью сложного художественного движения всей первой половины XIX века. В целом искусство названного этапа - архитектура, живопись, графика, скульптура, прикладное и народное творчество - выдающееся, полное своеобразия явление в истории русской художественной культуры. Развивая прогрессивные традиции предшествующего столетия, оно создало множество великолепных произведений большой эстетической и общественной ценности, внеся вклад в мировое наследие.

2-я половина - время окончательного утверждения и закрепления национальных форм и традиций в русском искусстве. В середине XIX века Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853-1856 гг. Умер император Николай I, взошедший на престол Александр II осуществил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Популярной в искусстве стала «русская тема». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира.

Во второй трети XIX века в связи с усилившейся правительственной реакцией искусство во многом утратило те прогрессивные черты, которые были свойственны ему ранее. Классицизм к этому времени в сущности исчерпал себя. Архитектура этих лет вступила на путь эклектики - внешнего использования стилей разных эпох и народов. Скульптура утеряла значительность содержания, она приобретала черты поверхностной эффектности. Перспективные поиски наметились лишь в скульптуре малых форм, здесь так же, как в живописи и графике, росли и укреплялись реалистические начала, утверждавшиеся вопреки активному сопротивлению представителей официального искусства.

В 70-е годы прогрессивная демократическая живопись завоевывает общественное признание. У нее появляются собственные критики - И.Н.Крамской и В.В.Стасов и свой собиратель - П.М.Третьяков. Наступает пора расцвета русского демократического реализма второй половины XIX в. В это время в центре официальной школы - Петербургская Академия художеств.

Девятнадцатый век отличался еще и расширением, углублением связей русского искусства не только с жизнью, но и художественными традициями других народов, населявших Россию. В произведениях русских художников стали появляться мотивы и образы национальных окраин, Сибири.

Разнообразнее становился национальный состав учащихся российских художественных заведений. В Академии художеств, в организованном в 1830-е годы Московском училище живописи, ваяния и зодчества учились уроженцы Украины, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии. Активную роль в подготовке художников в многонациональной России сыграли провинциальные художественные училища, пользовавшиеся методической поддержкой профессоров Высшего художественного училища. Так были сохранены и развиты традиции русской академической художественной школы, профессионального мастерства.

В конце XIX - начале XX века еще работали крупнейшие представители Товарищества передвижных художественных выставок: И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Васнецов, В.В.Верещагин, В.Д.Поленов и другие. Тогда расцвел талант В.А.Серова - крупнейшего мастера-реалиста предреволюцион-ной эпохи. Эти годы были временем формирования молодых представителей передвижничества А.Е.Архипова, С.А.Коровина, С.В.Иванова, Н.А.Касаткина.

Русская культура получила всемирное признание и заняла почетное место в семье европейских культур.

Особенно значительный этап в научном освоении искусства конца XIX - начала XX века начался в 1960-е годы. Были опубликованы многочисленные труды, которые стали ценным вкладом в отечественное искусствознание.

Башкирские народные танцы

На праздниках знатоки народного творчества - сэсэны выступали не только в роли рассказчиков, но и пели, плясали, играли на музыкальных инструментах. Эти представления сэсэнов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи...

Великие создания мастеров Возрождения

Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев...

Детские творческие клубы сегодня

Древнерусское искусство

Духовная культура

Духовная культура - это сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, и направленная на духовное развитие человека и общества, а также продукты (результаты) этой деятельности...

Жизнь и творчество художника И.Н. Крамского

Иван Николаевич Крамской - один из самых замечательных художников и общественных деятелей России второй половины XIX века. Автор широко известных картин и портретов, «величайший художественный критик» и теоретик реализма...

Культура просвещенного абсолютизма

Давая общую характеристику культуры просвещенного абсолютизма в России, необходимо отметить наиболее важные результаты этого времени, не исключая и недостатки. Известный российский историк Карамзин, а позднее и Ключевский...

Культура Российской империи (XVIII в. – нач. XX В.)

В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I (1672 - 1725). Этот царь перенес столицу России из Москвы в Петербург и объявил себя императором. Восхищаясь западным образом жизни...

Культура, традиции и обряды Кореи

Праздники и ритуалы годового цикла в современной Корее изменились в заметно большей степени, чем обряды жизненного цикла. По-видимому, это вызвано тем обстоятельством, что обряды жизненного цикла связаны с событиями человеческой жизни...

Образование в эпоху Екатерины II

Период зарождения собственно русской школы датируется примерно X веком, хотя академик Б. Д. Греков полагал, что обычная грамотность, а, следовательно...

Особенности развития и специфика культуры России

XIX век - эпоха блистательного развития русской культуры, которая сыграла ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества - она оказала влияние на мировой культурный процесс...

Постмодернизм как направление в искусстве

Термин «постмодернизм» был введен в искусствоведческую практику в начале 70-х годов 20 века и стал служить в дальнейшем для обозначения структурно схожих процессов в общественной жизни и культуре современных индустриально развитых стран...

Русская культура первой половины 18 века

Существует давняя традиция выделения XVIII в. как отдельного, целостного в экономическом, общественном и культурном отношениях. Мы говорим: культура Древней Руси IX-XVII вв., но мы никогда не включим сюда XVIII в. Это поистине "новый" период нашей истории...

Становление и развитие культуры и досуга населения в Средние века (Япония)

Первая глава состоит из двух параграфов: историко-культурное развитие Японии в средние века и географическое положение страны. Эти параграфы в полной мере раскрывают особенности японского общества и как историко-культурные...

Творчество выдающихся мастеров импрессионизма

История импрессионизма как художественного течения укладывается всего в два десятилетия. Однако общеизвестно, что художники нашли друг друга задолго до выставки 1874 г. Их объединяли отрицание застывших принципов, насаждавшихся Академией...

НОУ ВПО "Институт управления"

Ярославский филиал


Контрольная работа

По дисциплине:

История отечественного государства и права

Культура России XIX века


Преподаватель: Сакулин М.Г.

Выполнил студент: Головкина Н.С.


Ярославль


Введение

1.1 Образование

1.2 Наука

1.3 Литература

1.4 Живопись и скульптура

1.5 Архитектура

1.6 Театр и музыка

2.1 Просвещение

2.2 Наука

2.3 Литература

2.4 Живопись и архитектура

2.5 Театр и музыка

Заключение

Библиографический список


Введение


История культуры России 19 в. занимает особое место. Это век небывалого взлета русской культуры. Именно в XIXв. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла в уровень с ними, но во многом опережала их. В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике.

Достижения русской культуры определялись многими факторами: петровскими преобразованиями, екатерининской эпохой просвещенного абсолютизма, установлением более тесных контактов с Западной Европой. Большую роль играл и тот факт, что в экономической и социально-политической структуре России медленно, но неуклонно складывались капиталистические отношения. Появились фабрики и заводы. Росли города, ставшие основными культурными центрами. Увеличилась численность городского населения. Усилилась потребность в грамотных и образованных людях. Особую роль сыграла победа русского народа в Отечественной войне 1812 г., которая оказала существенное влияние на литературу, музыку, театр, изобразительное искусство.

Однако внутреннее положение в стране сдерживало развитие культуры. Правительство сознательно тормозило бурно развивающиеся процессы, активно боролось против общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостническая система не давала возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культура оставалась привилегией незначительной части господствующего класса. Культурные запросы и потребности верхушки общества были чужды народу, у которого складывались собственные культурные представления и традиции.

Цели курсовой работы:

изучить различные аспекты русской культуры 19 века;

выявить основные направления развития культуры;

выявить влияние социальных, политических, и экономических факторов на культурную и социальную жизнь.

Тема культуры XIX очень актуальна для настоящего времени т.к. ее изучение и рассмотрение выполняет важные функции образовательные информационные, культурные.

культура россия петровский екатерининский

Глава 1. Культура России в первой половине XIX века


1.1 Образование


Образованность общества является одним из показателей культурного состояния народа, страны. В конце 18 - первой половине 19в. сложилась замкнутая сословная система просвещения и образования.

Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных крестьян. Для государственных крестьян были созданы приходские школы с программой обучения, рассчитанной на один год. Для городского населения недворянского происхождения создавались уездные училища, для детей дворян - гимназии, окончание которых давало возможность получения высшего образования. Для дворян открывались и специальные средние учебные заведения - военизированные кадетские училища .

Образцовым учебным заведением стал знаменитый Царскосельский лицей, программа которого почти соответствовала университетской. В лицее учились многие выдающиеся общественно-политические деятели и представители русской культуры (поэты и писатели А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин, дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гирс, публицист Н.А. Данилевский, будущий министр народного просвещения Д.А. Толстой и др.)

Широко была распространена система домашнего образования, в которой основное внимание уделялось изучению иностранных языков, музыки, словесности, привитию хороших манер, живописи .

Весьма ограниченными оставались возможности для развития женского образования. Для дворянок существовало несколько закрытых институтов (школ). Наибольшую известность приобрел Смольный институт благородных девиц, открытый в Петербурге в конце 18в. и положивший начало женскому образованию в России. По его образцу открывались женские институты в других городах. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, историю, словесность, иностранные языки, танцы, музыку, различные виды домоводства. В начале 19в. в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек "обер-офицерского звания". В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин России была лишена возможности получить даже начальное образование.

Крупнейшие политические деятели понимали, что государству требуется все больше образованных или хотя бы грамотных людей, в то же время они боялись широкого просвещения народа .

Развивалось университетское и высшее специальное образование. Университеты играли основную роль в формировании национального самосознания и пропаганде современных научных достижений. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особенно прославились лекции по всеобщей истории профессора Т.Н. Грановского, созвучные общественным настроениям того времени. Высшие специальные учебные заведения готовили квалифицированные кадры для дальнейшей модернизации России.

Несмотря на препятствия, чинимые правительством, происходила, демократизация состава студенчества. Разночинцы (выходцы из недворянских слоев) стремились получить высшее образование. Многие из них занимались самообразованием, пополняя ряды складывавшейся русской интеллигенции. Среди них поэт А. Кольцов, публицист Н.А. Полевой, А.В. Никитенко, бывший крепостной, выкупленный на свободу и ставший литературным критиком и академиком Петербургской академии наук.

В отличие от 18в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине 19в., началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь .


1.2 Наука


В первой половине 19 в. началась дифференциация науки, выделение самостоятельных научных дисциплин. Наряду с углублением теоретических познаний, все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь.

В естественных науках наблюдалось стремление к более глубокому познанию основных законов природы. Открытия Я.К. Кайданова, И.Е. Дядьковского, К.Ф. Рулье внесли значительный вклад в этом направлении. Профессор Московского университета биолог К.Ф. Рулье еще до Ч. Дарвина создал эволюционную теорию развития животного мира. Математик Н.И. Лобачевский в 1826 г., намного опередив современных ему ученых, создал теорию "неевклидовой геометрии". Церковь объявила ее еретической, а коллеги признали правильной лишь в 60-е годы 19 в.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, медицины, биологии и механики. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал первые пригородные электромоторы, работавшие от гальванических батарей. Академик В.В. Петров создал ряд оригинальных физических приборов и положил начало практическому применению электричества. П.Л. Шиллинг создал первый записывающий электромагнитный телеграф. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Химик Н.Н. Зинин разработал технологию синтеза анилина - органического вещества, употреблявшегося как закрепитель краски в текстильной промышленности. Профессор Московского университета М.Г. Павлов внес большой вклад в развитие агробиологии. Н.И. Пирогов, участник обороны Севастополя во время Крымской войны, впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии. Профессор А.М. Филомафитский ввел в практику использования микроскопа для исследования элементов крови и совместно с Н.И. Пироговым разработал метод внутривенного наркоза.

Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803 - 1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна. На двух кораблях "Надежда" и "Нева" экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. Позднее Ю.Ф. Лисянский, проделав путь от Гавайских островов до Аляски, собрал богатые географические и этнографические материалы об этих территориях. В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным предприняли попытку второго кругосветного путешествия, обследовали Курильские острова, но были захвачены японцами. Трехлетнее пребывание в плену В.М. Головнин использовал для сбора ценнейших данных о малоизвестной для европейцев Японии. В 1819 г. на двух кораблях "Восток" и "Мирный" была осуществлена русская экспедиция в Антарктиду .

В особую отрасль выделились и успешно развивались гуманитарные науки. Усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент общенациональной культуры. Было создано Общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце ХVIII в. "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской литературы.

В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Этот труд вызвал широкий резонанс общественности и неоднозначные оценки его консервативно-монархической концепции.

Тем не менее "История" Н.М. Карамзина имела огромный успех и неоднократно переиздавалась. Она способствовала дальнейшему пробуждению дальнейшего интереса к историческим знаниям. Под влиянием Карамзина были созданы "Исторические думы" К.Ф. Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С. Пушкина, драматические произведения А.К. Толстого, исторические романы И.И. Лаженчикова и Н.В. Кукольника.

Большую известность получили работы историков К.Д. Кавелина, Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина. В конце 40-х годов начал свою исследовательскую деятельность корифей русской исторической науки С.М. Соловьев, написавший 29-томную "Историю России" и много других сочинений по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей становления культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что дворяне призирали русский язык, многие из них не умели ни строчки написать по-русски, не читали на родном языке. Часть ученых выступала за захоронение архаизмов, характерных для 18 в. и в целом для эпохи классицизма. Некоторые справедливо выражали протест против низкопоклонства перед Западом, подражания иностранным образцам и использование многих иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке.

Большое значение для решения этой проблемы имели создания словесного факультета в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности.

Разработка основ русского литературного языка окончательно завершилась в творчестве писателей Н.М. Карамзина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др. Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику", за что был избран членом-корреспондентом Петербургской Академии наук .

1.3 Литература


Особого расцвета в первой половине 19 в. достигла литература. Именно она определила это время как "золотой век" русской культуры. В литературе нашли отражение сложные общественно-политические процессы того времени. Писатели расходились в своих убеждениях и стремлениях. Существовали и различные литературно-художественные стили, в рамках которых развивались противостоявшие течения. В это время в русской литературе утверждались многие основополагающие принципы, определившие ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Русская литература была важным средством развития общественной мысли.

На рубеже 18 - 19 вв. классицизм уступил место сентиментализму. В конце своего творческого пути к этому направлению пришел Г.Р. Державин. Главным представлением русского сентиментализма был писатель и историк Н.М. Карамзин (повесть "Бедная Лиза" и др.)

Война 1812 г. вызвала к жизни романтизм. Этот литературный стиль был широко распространен в России, в других европейских странах. В русском романтизме существовали два течения. В.А. Жуковский считался представителем "салонного" романтизма. В своих балладах он воссоздал мир поверий и мистицизма, рыцарских легенд, далеких от реальной действительности. Гражданский пафос, подлинный патриотизм были свойственны другому течению в романтизме, связанному с именами поэтов и писателей декабристов: К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского. Они призывали к борьбе против самодержавно-крепостнических порядков, выступали за идеалы свободы и служения Родине. В своем раннем творчестве А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов наполнили романтизм высочайшим художественным содержанием.

Большое значение для развития русской литературы имела деятельность "толстых" журналов "Современник" и "Отечественные записки". На страницах этих журналов возникло новое явление для России - литературная критика. Журналы стали центрами литературных объединений, и выразителями разных общественно-политических взглядов. В них отражалась не только литературная полемика, но и общественная борьба.

Развитие литературы происходило в сложных социально-политических условиях. Жестко действовали цензурные ограничения, доходившие порой до крайности. Кромсались произведения писателей. Штрафовались и закрывались журналы. Был наказан цензор, пропустивший при издании "Евгения Онегина" в поэтическом описании А.С. Пушкиным въезда Татьяны в Москву строку "… И стаи галок на крестах". Жандармы и священники усмотрели в этом оскорбление церкви .


1.4 Живопись и скульптура


В русском изобразительном искусстве, так же как и в литературе, утверждались романтизм и реализм. Официальным направлением в живописи был академический классицизм. Академия художеств стала консервативным и косным учреждением, препятствовала любым попыткам свободы творчества. Ее основным принципом было строгое следование канонам классицизма, преобладание религиозной тематики, библейских и мифологических сюжетов.

Ярким представителем романтизма в России был О.А. Кипренский, кисти которого принадлежат замечательный портреты В.А. Жуковского и А.С. Пушкина. Портрет А.С. Пушкина - молодого, овеянного политической славой - является одним из лучших созданий романтического образа. В этом же жанре работал и другой художник - В.А. Тропинин. Он тоже написал портрет А.С. Пушкина, но уже в реалистической манере. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек.

Влияние романтизма испытал К.П. Брюллов. Картина "Последний день Помпеи" написанная, казалась бы, в традициях классицизма, выразила ожидание художников общественных перемен, грядущих крупных политических событий.

Особое место в русской живописи занимает творчество А.А. Иванова. Его картина "Явление Христа народу" стала событием в мировом искусстве. Грандиозная картина, которая создавалась на протяжении 20 лет, продолжает волновать многие поколения зрителей.

В первой половине 19 в. в русскую живопись входит бытовой сюжет, к которому одним из первых обратился А.Г. Венецианов. Его картины "На пашне", "Захарка", "Утро помещицы" посвящены простым людям, духовными нитями связаны с жизнью и бытом народа. Продолжателем традиции А.Г. Венецианова был П.А. Федотов. Его полотна не только реалистичны, но и наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества ("Сватовство майора", "Свежий кавалер" и др.). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе.

На рубеже 18 - 19 вв. наметился подъем русской монументальной скульптуры. П.А. Мартос воздвиг первый в Москве памятник - Минину и Пожарскому на Красной площади. По проекту Монферрана была воздвигнута 47 - метровая колонна на Дворцовой площади перед Зимним дворцом как памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г. Б.И. Орловский создал памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли в Петербурге. И.П. Витали оформил скульптуры фонтанов на Театральной площади в Москве. П.К. Клодт воздвиг четыре конные скульптурные группы на Аничковом мосту и конную статую Николая I в Петербурге. Ф.П. Толстой создал серию замечательных барельефов и медалей, посвященных Отечественной войне 1812 г .

1.5 Архитектура


Русская архитектура первой половины 19 в. связана с традициями позднего классицизма. Для нее характерно создание крупных и завершенных ансамблей.

Это особенно проявилось в Петербурге, где сложились целые проспекты и кварталы, поражающие своим единством и гармоничностью. Было воздвигнуто здание Адмиралтейства по проекту А.Д. Захарова. От Адмиралтейства разошлись лучи петербургских проспектов. Невский проспект приобрел завершенный вид после возведения А.Н. Воронихиным Казанского собора. По проекту Монферрана создан Исаакиевский собор - самое большое здание России того времени. Именно в первой половине 19 в. Петербург стал подлинным шедевром мирового зодчества.

Сгоревшая в 1812 г. Москва тоже отстраивалась по традициям классицизма, но с меньшим размахом, чем Петербург. Крупным архитектурным ансамблем стала Манежная площадь со зданиями Университета, Манежа и Александровским садом под стенами Кремля. Грандиозное здание Манежа было построено для встречи русских войск, возвращавшихся из заграничного похода 1813-1815 гг. Сад был разбит на месте грязной и мутной речки Неглинки, воды которой заключили в специальные трубы, отведенные под землю. На берегу Москвы-реки был заложен храм Христа Спасителя. Он был задуман как символ избавления от нашествия французов 1812 г. и победы русского оружия. На Красной площади располагались многочисленные торговые ряды и лавки. Тверскую улицу обрамляли сады и огороды. За Тверской заставой (в районе нынешнего Белорусского вокзала) простиралось огромное поле, приспособленное для охоты на зайцев.

Подражая обеим столицам, преображались и провинциальные города. По проекту Стасова в Омске был возведен Никольский казачий собор. В Одессе по проекту А.И. Мельникова создан ансамбль Приморского бульвара с полукруглыми зданиями, обращенными к морю.

К концу первой половины 19в. в архитектуре начал проявляться кризис классицизма. Современников уже утомляли его строгие формы. Он оказывал сдерживающее воздействие на развитие гражданского строительства. Получил распространение "русско-византийский стиль", мало связанный с национальными градостроительными традициями .


1.6 Театр и музыка


В первой половине 19в. в России оживилась театральная жизнь. Существовали различные виды театров. По-прежнему широкое распространение имели крепостные театры, принадлежавшие русским аристократическим фамилиям (Шереметевым, Апраксиным, Юсуповым и др.). Государственных театров было немного (Александринский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве). Они находились под мелочной опекой правительства, которая постоянно вмешивалась в репертуар, подбор актеров и другие стороны их деятельности. Это в значительной степени тормозило театральное творчество. Появились и частные театры, которые бесконечно то разрешались, то запрещались властями.

Театр развивался под действием тех же тенденций, что и литература. В нем в первые десятилетия 19в. господствовали классицизм и сентиментализм. В духе классицизма написаны исторические трагедии В.А. Озерова ("Эдип в Афинах", "Дмитрий Донской"). На театральных подмостках ставились романтические пьесы русских и зарубежных авторов. Играли пьесы Ф. Шиллера, В. Шекспира и др. Из русских авторов наиболее был популярен Н.В. Кукольник, написавший ряд исторических пьес ("Рука Всевышнего Отечество спасла" и др.). В опере и балете господствовали итальянская и французская школы. В 30-40-е годы 19в. усилилось влияние русской литературы на театральный репертуар, в котором стали утверждаться реалистические традиции. Крупным событием общественно-культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя "Ревизор".

В России складывались национальная театральная школа, воспитавшая многих талантливых артистов.

Русская музыка получила самобытное развитие. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ, искали собственные пути музыкального самовыражения. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление русского романса - особой разновидности музыкального жанра. Романсы А.А. Алябьева "Соловей", А.Е. Варламова "Красный сарафан", А.Л. Гурилева "Матушка-голубушка" популярны и сегодня.

Выдающимся композитором той эпохи был М.И. Глинка, создавший ряд крупных музыкальных произведений. Опера "Жизнь за царя" Н.В. Кукольника, "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина заложили основы русского оперного национального искусства. М.И. Глинка написал много романсов на стихи известных русских поэтов. Наибольшую известность приобрел его романс "Я помню чудное мгновенье" на стихи А.С. Пушкина. Замечательным композитором был А.С. Даргомыжский, который смело вводил в музыкальные произведения сюжеты из обыденной жизни и народные песенные мелодии. Наибольшую известность приобрела его опера " Русалка", восторженно принятая публикой.

Итак, наиболее впечатляющих успехов Россия в первой половине 19в. добилась в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей и поэтов, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом - формирования национальной культуры. Традиции, заложенные в первой половине 19в., развивались и приумножались в последующее время .

Глава 2. Культура России во второй половине XIX века


2.1 Просвещение


Грамотность в пореформенной России требовалась буквально на каждом шагу; она была необходима присяжному заседателю и новобранцу в армии, крестьянину, ушедшему на фабрику или в торговлю. Поэтому просвещение народа сделало после 1861 г. огромный шаг вперед: в 60-е годы читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. - 21%. В России сложилось три основных типа начальной школы: государственная, земская и церковно-приходская. В церковных школах учили прежде всего закону Божьему, церковному пению и церковнославянскому языку; в школах министерских и земских шире преподавались светские предметы. Огромный вклад в становление сельской школы внесло подвижничество земской интеллигенции. Там, где не было ни государственных, ни земских, ни церковных школ, крестьяне вскладчину заводили свои "школы грамоты". Просвещать взрослое население помогали воскресные школы.

Количество начальных школ выросло в 17 раз - к 1896 г. их было около 79 тыс. с 3800 тыс. учащихся. И все же число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям времени. Две трети детей школьного возраста оставались вне школ. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на образование, и соперничество между светской и церковной школами .

Развивалось и среднее образование: его давали классические гимназии, где упор делался на гуманитарные предметы и древние языки, и реальные гимназии - в них шире преподавались естественные и точные науки. Возникли женские гимназии. К концу 19в. в России было около 600 мужских средних учебных заведений со 150 тыс. учащихся и около 200 женских средних учебных заведений с 75 тыс. учащихся.

Совершенствовалось высшее образование. Во второй половине 19в. был основан ряд новых университетов - Варшавский, Новороссийский, Томский; но больше внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям - их возникло около 30. Появилось высшее женское образование. Число высших учебных заведений выросло за пореформенный период в 4 с лишним раза (с 14 до 63), в них обучались около 30 000 студентов.

Просвещение в Росси всегда было тесно связано с политикой и зависело от общего государственного курса. В 60-е годы в высшей школе была дана автономия, средняя школа открывалась для всех сословий, военные и духовные училища сближались с общегражданскими, в начальном образовании сосуществовали школы разных типов. В 80-е годы усилился правительственный надзор над просвещением, укреплялись сословные начало, замкнутость военных и духовных училищ; доступ женщин к высшему образованию был затруднён, в начальном образовании делался упор на церковные школы.

Число публичных читален выросло за полвека после крестьянской реформы в 3 с лишним раза (с 280 до 862). Во второй половине 19в. были основаны Исторический музей, Политехнический музей, Третьяковская галерея и Румянцевская библиотека, Русский музей .


2.2 Наука


Развитие просвещения создавало базу для расцвета науки. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л. Чебышева, физиков А.Г. Столетова и П.Н. Лебедева. Ученица Чебышева С.В. Ковалевская стала первой женщиной - членом-корреспондентом Академии наук. Великим открытием был периодический закон химических элементов, сформулированный в 1869 г. Д.И. Менделеевым. А.М. Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии; высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.М. Сеченов и И.П. Павлов.

Значительные успехи были достигнуты в географических исследованиях: Н.М. Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н. Миклухо-Маклай - Океанию. Пореформенная эпоха ознаменовалась рядом технических открытий: П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С. Попов - радиоприемник. В 80-е годы была построена первая в России электростанция.

Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Иную позицию занимали позитивисты. Позитивизм являлся самым популярным философским направлением второй половины 19в. Позитивистами были многие либералы, в том числе К.Д. Кавелин, известный трудами по философии и психологии. Во второй половине 19в. на значительную высоту поднялась русская историческая наука. Великий историк С.М. Соловьев создал фундаментальную "Историю России с древнейших времен" в 29 томах. Следуя взглядам Гегеля, он изобразил развитие России как органический, внутренне закономерный процесс, вытекающий из борьбы противоположностей - созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов, казачьей вольницы и др.) .


2.3 Литература


Литература пореформенной эпохи принесла мировую славу русской культуре. Социальная напряженность второй половины 19в., колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек в пору бурных перемен, заставляли великих писателей ставить и решать самые глубокие вопросы - о природе человека, добре и зле, смысле жизни, сущности бытия. Это ярко отразилось в романах Ф.М. Достоевского - "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы" - и Л.Н. Толстого - "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресенье".

Яркой чертой пореформенной литературы был реализм? стремление изобразить "правду жизни", обличение общественных пороков, демократизм, тяга к сближению с народом. Особенно отчётливо это проявилось в поэзии Н.А. Некрасова и сатирах М.Е. Салтыкова-Щедрина. Иные взгляды отстаивал лирик А.А. Фет, считавший, что искусство не должно непосредственно вмешиваться в реальность, а призвано отражать вечные темы и служить красоте. Борьба между сторонниками теории так называемого "чистого искусства" и искусства гражданского стало одной из важнейших тем литературных дискуссий первых пореформенных лет. В ходе этой борьбы в русской литературе надолго утвердился культ социального, гражданского искусства .


2.4 Живопись и архитектура


Демократическо-реалистический дух 60-х годов с особой силой повлиял на искусство. В живописи он представлен движением "передвижников", в музыке - кружком "Могучая кучка", в театре - драматургией А.Н. Островского.

Ярким явлением передвижничества были сатирические, обличительные картины В.Г. Перова - "Сельский крестный ход на Пасху", "Чаепитие в Мытищах". Мастером портретной живописи был И.Н. Крамской - "Л. Толстой", "Некрасов". Н.А. Ярошенко создал образы молодых интеллигентов-разночинцев (картины "Студент", "Курсистка").

Вершиной русской живописи были полотна И.Е. Репина (1844 - 1930), в творчестве которого совместились основные направления передвижничества - мысли о народе ("Бурлаки на Волге"), интерес к истории ("Иван Грозный и сын его Иван", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"), тема революции ("Отказ от исповеди", "Арест пропагандиста").

В архитектуре начался поиск национального стиля, использовались элементы русского зодчества 17в. В 80-90-е годы этот курс поощрялся властями - примером может служить храм Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Петербурге, воздвигнутый по проекту архитектора А.А. Парланда на месте гибели Александра II. В "неорусском стиле" были выстроены здания Исторического музея в Москве (архитектор В.О. Шервуд), Верхние торговые ряды - ныне здание Гумма (А.Н. Померанцев), здание Городской думы Москвы (Д.Н. Чичагов) .


2.5 Театр и музыка


В развитии театра огромную роль сыграл корифей русской драматургии А.Н. Островский: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. Он бичевал общественные пороки, нравы "темного царства". Творчество Островского было неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М. Садовский, А.П. Ленский, М.Н. Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге. Опера и балет были представлены, прежде всего, петербургским Мариинским и московским Большим театрами. Развивался театр в провинции, возникали частные и "народные театры".

Большие успехи были достигнуты в музыке. Продолжала развиваться русская национальная музыкальная школа, основанная М.И. Глинкой. Ее традиции продолжали композиторы Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи. Они создавали симфонии и оперы, используя народные мелодии, сюжеты из русской истории и литературы ("Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" и "Садко" Римского-Корсакова). В Петербурге (1862г.) и Москве (1866г.) открылись первые русские консерватории .

Заключение


Россия прошла путь из культурной изоляции - к интеграции с европейской культурой.

Большинству же населения страны - крестьянству, городским обывателям, купечеству, ремесленникам, духовенству - новая, впитавшая в себя соки европейского просвещения, культура осталась чуждой. Народ продолжал жить старыми верованиями и обычаями, просвещение его не коснулось. Если к XIX веку в высшем обществе университетское образование стало престижным и талант ученого, писателя, художника, композитора, артиста стал вызывать уважение независимо от социального происхождения человека, то простонародье видело в умственном труде "барскую забаву", развлечение от безделья и смотрело на интеллигенцию "как на чуждую расу" (Бердяев).

Возник разрыв между старой и новой культурой. Такова была цена, которую заплатила Россия за крутой поворот своего исторического пути и выход из культурной изоляции. Историческая воля Петра I и его последователей смогла вписать Россию в этот поворот, но ее оказалось недостаточно, чтобы погасить силу культурной инерции, владевшую народом. Культура не выдержала создавшегося на этом повороте внутреннего напряжения и разошлась по швам, которые до того соединяли ее различные обличья - народное и господское, деревенское и городское, религиозное и светское, "почвенное" и "просвещенное". Старый, допетровский тип культуры сохранил свое народное, деревенское, религиозное, "почвенное" бытие. Более того, отторгнув все чуждые иноземные новшества, он замкнулся и надолго застыл в почти не меняющихся формах русской этнической культуры.

Библиографический список


1. Балакина Т.И. История русской культуры. - М., 2004. - с.95-98

Грегорьев А.А., Федорова В.И. История России с древнейших времен и до наших дней. - Красноярск: КГПУ, 2002. - с.104-106

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. - Москва, 2000. - с.63-64

Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. - М., 2003. - с.15-19.

Орлов А.С., Полунов А.Ю. Пособие по истории Отечества. - М., 2004. - с.27

Орлов А.С., Терещенко Ю.А. Основы курса истории России. - М.: Простор, 2002. - с.119-120

Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине 19 века. - М., 2003. - с.65-70

Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины 19 века. - М., 1999. с. - 14

Сельванюк М.И., Гладкая Е.А., Подгайко Е.А. История России.100 экзаменационных ответов. - М. - Ростов-на-Дону: "МарТ", 2003. с.77

Шульгин В.С., Кошман Л.В. Культура России 19-20 в.М., 2005. с.171-182


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.