Какие достижения в средневековой индии. Научные достижения древней индии

В позиции перед звуком [э], обозначаемым на письме буквой е , в заимствованных словах произносятся как мягкие, так и твёрдые согласные. Отсутствие мягкости чаще свойственно зубным [д], [т], [з], [с], [н] и звуку [р]. Однако мягко произносится согласный перед е в словах академия , крем , пресса , музей , тенор и многих других. См. ниже списки таких слов.

Слова с твёрдо произносимыми согласными перед е


адепт [дэ]

детектив [дэтэ]

адекватный [дэ]

анестезия [нэ, тэ]

аннексия [нэ] [доп. не ]

антисептик [сэ]

атеизм [тэ]

атеист [тэ]

бери-бери [бэ, бэ]

бизнес [нэ]

бизнесмен [нэ] [доп. не , ме ]

гетера [тэ]

гротеск [тэ]

дебаркадер [дэ, дэр]

девальвация [дэ] [доп. де ]

деградация [дэ]

дегрессия [дэ]

дегуманизация [дэ]

дезабилье [дэ]

дезавуировать [дэ]

дезинтеграция [дэзынтэ]

дезинформация [дэзы] [доп. дезы ]

дезорганизация [дэ] [доп. де ]

дезориентация [дэ] [доп. де ]

декаэдр [дэ]

деквалификация [дэ]

декольте [дэ, тэ]

декольтированный [доп. де ]

декомпенсация [дэ]

декор [дэ]

деликатес [тэ]

демарш [дэ]

демос [дэ]

демпинг [дэ]

дендролог [дэ]

деноминация [дэ]

денонсация [дэ]

дерма [дэ]

десегрегация [дэ]

детектив [дэтэ]

детектор [дэтэ]

детерминизм [дэтэ]

де-факто [дэ]

дефлектор [дэ]

дефляция [дэ]

децибел [дэ]

дециметр [дэ]

деэскалация [дэ]

де-юре [дэ, рэ]

индексация [дэ]

компьютер [тэ]

конденсат [дэ]

конденсатор [дэ]

консенсус [сэ]

конфиденциальный [дэ] [доп. де ]

кордебалет [дэ]

косеканс [сэ]

кратер [тэ] [доп. те ]

кредо [рэ] [доп. ре ]

крепдешин [дэ] [доп. рэ ]

лазер [зэ]

менеджер [нэ] [доп. мэ, нэ ]

менеджмент [нэ] [доп. мэ, нэ ]

менестрель [рэ] [доп. нэ ]

моделировать [дэ]

нонсенс [сэ]

орхидея [дэ]

пантеон [тэ]

пантера [тэ] [доп. те ]

партер [тэ]

пиетет [иэ] [доп. ие ]

претенциозный [тэ]

провиденциальный [дэ]

продюсер [сэ]

протеже [тэ]

протез [тэ]

протекция [тэ]

рандеву [дэ]

реквием [рэ, эм]

реноме [мэ] [доп. рэ, мэ ]

секанс [сэ]

сенбернар [сэ]

cентенция [тэ] [доп. сэ ]

сепсис [сэ]

сеттер [сэ, тэ]

синтез [тэ]

сонет [нэ] [доп. не ]

стресс [рэ]

теза (анти-) [тэ]

тезаурус [тэ]

тезис (анти-) [тэ]

тембр [тэ]

темпера [тэ]

тенденция [тэ, дэ]

тендер [тэ, дэ]

теннис [тэ]

тенниска [тэ]

термос [тэ]

термы [тэ]

терракота [тэ]

терцет [тэ]

терция [тэ]

тет-а-тет [тэтатэт]

тетраэдр [тэ]

трек [рэ] [доп. ре ]

фонема [нэ]

фонетика [нэ]

фрейлина [рэ]

фрикаделька [дэ]

чичероне [нэ]

шоумен [мэ]

экстрасенс [сэ]


Слова с мягко произносимыми согласными перед е


академия [не дэ]

берет [не бэрэ]

дегенерат

дегустация [дэ и де ]

дедукция [доп. дэ ]

дезинфекция, дезинфицировать

дезодорант [дэ и де ]

декада [доп. дэ ]

декадент [доп. декаде ]

декламация

декларация

декорация

демилитаризация [доп. дэ ]

демисезонный

демонтаж [доп. дэ ]

депрессия [доп. дэ, рэ ]

дерматин

дефиниция [доп. дэ ]

дефис [доп. дэ ]

деформация [доп. дэ ]

дивиденд

кинескоп

компетентный

компетенция

конгресс [доп. рэ ]

конгрессмен [доп. рэ, мэ ]

контекст

корректный

крем [доп. рэ ]

купейный, но: купе [пэ ]

легионер

миксер [доп. сэ]

милиционер

мистерия

одеколон

полисмен

пресс-конференция

прессинг

прогрессия [доп. рэ ]

реестр [доп. эс ]

референт

сейф [доп. сэ ]

сексология [доп. сэ ], но: секс [сэ]

сервелат [доп. сэ ]

сервис [доп. сэ ]

сессия [доп. сэ ]

спортсмен [рц]

терапевт [доп. тэ ]

терминатор

термоядерный [доп. тэ ]

террор [доп. тэ ]

фешенебельный [доп. нэ ]

шрапнель

экспресс [доп. рэ ]

экспрессия [доп. рэ ]

эпидемия

эссенция

юриспруденция

Для русского языка в целом характерно противопоставление твердых и мягких согласных (ср.: мал и мял , дома и Дёма ). Во многих европейских языках такого противопоставления нет. При заимствовании слово обычно подчиняется произносительным нормам русского языка. Так, перед «е» в русском языке обычно звучит мягкий согласный (м ь ел , н ь ет ). Так же начинают произноситься и многие иноязычные слова: м ь етр , р ь ебус . Произношение твердых согласных сохраняют обычно все иностранные фамилии: Шопен[пэ], Вольтер[тэ]. Произношение твердого согласного перед «е» типично и для книжных, малоупотребительных слов (апартеид [тэ]. демарш [дэ] ). Определенное значение имеет и тип согласного перед «е». Например, сочетание «де» чаще произносится с мягким согласным. а сочетание «те» - с твердым. Известную роль играет источник заимствования. Например, конечный ударный слог в словах из французского языка обычно произносится с твердым согласным (пастель [тэ], кюре [рэ], гофре [рэ] ). Но здесь есть и исключения, например, слово шинель произносится с мягким «н». Приведем небольшую группу слов, в которых часто наблюдаются ошибки произношения.

Правильным считается произношение твердого согласного перед «е» в следующих словах: артерия, ателье, атеист, бижутерия, бизнес, бизнесмен, бифштекс, бренди, брудершафт, бундесвер, бутерброд, бюстгальтер, ватерполо, галифе, гангстер, гофре, гротеск, дезинтеграция, декадент, деквалификация, декольте, детектив, демпинг, денонсация, детерминизм, де-факто, де-юре, дешифровка, идентичный, импресарио, инертный, индекс, интервал, интеграция, интенсивность, интервенция, интервью, картель, каре, кабаре, конденсат, контейнер, кортеж, компьютер, кюре, лазер, лотерея, мадера, мадемуазель, менеджер, несессер, нонсенс, пастель, панель, пантера, продюсер, регби, реле, свитер, тезис, тембр, тенденция, темп, тент, шедевр, шимпанзе, штекер, эстет.

В словах диета, проект, кариес не произносится звук [j], то есть они звучат как [д ь иэта], [проэкт], [кар ь иэс].

Согласный перед «е» произносится мягко: академия, аттестат, бенефис, берет, брюнет, букмекер, бухгалтерия, вексель, газель, галантерея, гегемон, дебет, дебаты, дебют, дегенерат, девальвация, деградация, дезинфекция, демагог, демократ, демисезонный, демонтаж, депонировать, депеша, деспот, дефект, дефис, дефицит, деформация, дивиденд, икебана, инвестор, интеллигент; конгресс, кондиционер, кофе, крем, патент, презентация, прогресс, ревю, реглан, реестр, резерв, рейд, рейс, рельс, рентген, рефери, термин, шинель, эффект.

В целом произношение твердых и мягких согласных в заимствованных словах является очень подвижной нормой. Как правило, заимствуясь, слово некоторое время произносится с твердым согласным. По мере того, как оно осваивается языком, утрачивает «налет» иностранного, «чужого», твердое произношение постепенно заменяется произношением мягкого согласного (в соответствии с написанием). Подчас этот процесс идет очень быстро. Например, школьники городских школ, где компьютер уже не воспринимается чем-то экзотическим, обычно произносят слово компьютер с мягким «т», но общелитературной нормой такое произношение еще не стало.

В то же время в ряде случаев одинаково допустимым является произношение как твердого, так и мягкого согласного. Например, произношение «е» и «э» разрешается в словах: агрессия, дезинформация, декада, декан, кредо, претензия и некоторых других.

Следует обратить внимание и на социальную значимость произношения твердых и мягких согласных в заимствованных словах. Если нормой еще является произношение твердого согласного, то произношение мягкого согласного может быть воспринято как проявление низкой культуры человека (ср.: шимпанз ь е, мед ь емуа ь ель) то же время произнесение твердого согласного в слове, где нормой уже стало произношение мягкого согласного, может быть воспринято как проявление мещанства, псевдоинтеллигентности. Так воспринимается, например, произношение типа ши[нэ]ль, к[рэ]м, ко[фэ], брю[нэ]т, ака[дэ]мия, [тэ]ма.

Произношение [е] и [о] под ударением после мягких согласных и шипящих

В русском языке в положении между мягким и твердым согласным под ударением обычно произносится «о» (графически «ё»): сестра - сестры, жена - жёны . Однако в целых группах слов такого чередования не наблюдается. Это многие заимствованные слова (блеф, афера и др.), слова, пришедшие к нам из старославянского языка. Например, существительные на -ие обычно старославянского происхождения, а слова с -ё - русского, поэтому можно выделить такие параллели: бытие- бытьё, житие- житьё . Нет чередования и в позиции между двумя мягкими согласными, ср.: гололёд , но - гололедица .

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ:

1. Внимательно прочитайте следующие слова, обратив внимание на правильное их произношение и поставьте ударение:

а ) Белёсый, блёклый, блёстка, вояжёр, жёрнов, жёлоб, жёлчь, киоскёр, маневр, околёсица, смётка, заём, приёмник, многоженство, ведёрный, ведёрко, ксёндз, коленопреклонённый, запечатлённый, шёрстка, жёрдочка, безнадёжный, никчёмный, импортёр, ретушёр, маркёр, тапёр, хроникёр, каскадёр, осведомлённый, стартёр, офицерьё.

б) Акушер, опека, афера, бытие, житие, дебелый, львиный зев. гренадер, карабинер, восприемник, сметливость, оседлость, согбенный, двоеженец, многоженец, блеф, истекший срок, жердь, жезл, шершень, бесхребетный, модельер, диспансер, мизер, крупье, портье, острие.

2. Отметьте слова, в которых после мягкого согласного под ударением произносится [э].

Бытие, побасенка, одноименный, оглашенный, оглушенный, гренадер, разновременность, подключенный, груженный, грубошерстный.

3. Разделите данные ниже слова на две группы в зависимости от того, какой – твердый или мягкий - произносится согласный.

Ампер, анестезия, антенна, бежевый, бифштекс, брюнет, бутерброд, декан, демон, депрессия, капелла, каравелла, картотека, кафе, кекс, мель, модерн, музей, новелла, Одесса, отель, пастель, патент, пионер, резонанс, рельс, сарделька, супермен, таверна, тематический, фанера, фонотека, шатен, шинель.

4. Выделите слова, в которых согласный перед Е произносится твердо.

Антитеза, анапест, гротеск, эстетика, эффект, генетика, теннис, бассейн, фонема, бенефис.

Если говорить о культуре Древней Индии, то можно выделить в данном случае четыре основных направления - это письменность, литература, искусство, а так же научные знания. Все это в более доступном и кратком виде изложено ниже.

Религия Древней Индии кратко

В древнейшие времена индийцы поклонялись силам природы, от которых зависела их производственная деятельность. Бог Индра был благодетельным божеством, подателем дождя, борцом с духами засухи и грозным богом бури, вооруженным молнией.

Бог солнца Сурия, по представлению древних индийцев, каждое утро выезжал на золотой колеснице, запряженной огненно- рыжими конями. Богам приносили жертвы, молились им. Считалось, что боги не могут отказать человеку в просьбе, если она сопровождалась правильно произнесенными заклинаниями и правильно выполненным жертвоприношением.

В эпоху образования классового общества и государства боги природы превращаются в богов — покровителей государства и царской власти. Бог Индра превратился в покровителя царя, в божество грозной войны.
Со временем, в древней Индии складывается особая жреческая религиозная система — брахманизм. Жрецы-брахманы считали себя единственными знатоками и хранителями священного знания. Они объявили себя лучшими из людей:
божествами в облике человека. В период распространения брахманизма богам приносили обильные жертвы. Выгоду от этого получали жрецы-брахманы. Брахманизм освящал рабовладельческое государство, как якобы установленное самими богами, укреплял выгодную рабовладельцам кастовую систему.

Против кастовой системы и поддерживавшего ее брахманизма в Древней Индии возникло движение протеста. Оно нашло выражение и в новой религии — буддизме. Первоначально буддизм выступил против кастового деления. Приверженцы новой религии учили, что все люди должны быть равны независимо от того, к какой касте они принадлежат. В то же самое время последователи буддизма не боролись против кастовой системы и общественной несправедливости, так как буддизм проповедовал отказ от всякой борьбы. Буддизм получил широкое
распространение в Индии в середине первого тысячелетия до н. э. Из Индии он перешел в соседние страны и является в настоящее время одной из наиболее распространенных религий Востока.

Письменность и литература (краткое содержание)

Крупнейшим культурным достижением древних индийцев было создание алфавитного письма из содержащего 50 знаков. Эти знаки обозначали отдельные гласные и согласные звуки, а также слоги. Индийское письмо гораздо проще египетских иероглифов и вавилонской клинописи. Правила письма излагались в особых учебниках грамматики, созданных в V в. до н. э. индийским ученым Панини.
Грамота в древней Индии была доступна главным образом брахманам. Они записали в своих законах, что бог Брахма создал индийское письмо и только брахманам разрешил им пользоваться.

Уже в XI—X вв. до и. э. индийские певцы исполняли гимны богам. Сборники этих гимнов называются Ведами. Они были впоследствии записаны и стали памятниками литературы. Веды знакомят нас с древнейшими религиозными верованиями индийцев. Они содержат множество легенд, легших в основу произведений художественной литературы.
В прекрасных поэмах «Махабхара- та» и «Рамаяна» содержится информация о подвигах древних царей и героев, об их походах и завоеваниях, о войнах между индийскими племенами.
Индийцы создали множество сказок, в которых отразилось отношение народа к угнетателям. В этих
сказках цари выведены безрассудными, жрецы — глупыми и жадными, а простые люди — смелыми и находчивыми.
В одной из индийских сказок говорится о купце, жалевшем деньги на корм для своего осла. Купец надевал на своего осла львиную шкуру и пускал его пастись на поля бедняков. Сторожа и земледельцы в ужасе разбегались, думая, что видят льва, и осел наедался досыта. Но однажды осел закричал. Жители деревни узнали осла по голосу и забили его палками. Так был наказан купец, привыкший обманывать людей и наживаться за их счет.
Многие индийские сказки были еще в древности переведены на китайский, тибетский и другие языки народов Востока. Они живут и по сей день, свидетельствуя о таланте и мудрости их создателя—: великого индийского народа.

Научные знания (кратко)

Больших успехов достигли древние индийцы в математике. Около V в. они создали цифры, которые мы называем «арабскими». На самом деле арабы лишь передали в Европу цифры, с которыми познакомились в Индии. Среди цифр, написание которых было дано индийцами, имелась цифра «О» (ноль). Она облегчила счет, позволив считать десятками, сотнями, тысячами с помощью одних и тех же десяти цифр
Древним индийцам было известно, что Земля имеет форму шара и что она вращается вокруг своей оси. Индийцы совершали путешествия в далекие страны. Это способствовало развитию географических знаний.
Индийские агрономы, опираясь на многовековой опыт земледельцев, выработали правила обработки почвы, севооборота, внесения удобрений, ухода за посевами.
Высокого развития достигла в Индии медицина. Индийские врачи имели разные специальности (внутренние болезни, хирургия, глазные и др.). Им были известны желтуха, ревматизм и другие болезни, а также способы их лечения. Они умели изготавливать лекарства из целебных трав и солей, производить сложные операции. Появились первые медицинские труды.
В Индии были изобретены шахматы, являющиеся в настоящее время любимой игрой миллионов людей разных стран, в частности нашей страны. Индийцы называли шахматы «чатуранга», т. е. «четыре рода войск».

Про искусство (кратко)

Индийские архитекторы сооружали замечательные храмы и дворцы, отличающиеся необычайной тщательностью отделки. Поражал великолепием царский дворец в Паталипутре. Главные входы этого огромного деревянного здания представляли собой ряды колонн. Колонны были украшены
позолоченными виноградными лозами и птицами, искусно отлитыми из серебра. Чужестранцы не могли поверить, что дворец в Паталипутре сооружен людьми; им казалось, что его создали боги.
На священных для древних индийцев местах воздвигались ступы — огромные сооружения из кирпича или камня в форме кургана. Ступу окружала каменная ограда с одним или несколькими воротами. Ворота были сложным архитектурным сооружением, украшенным богатой резьбой и скульптурой.

Памятниками упорного труда являются сохранившиеся в горах древние пещерные храмы и монастыри. В скалах вырубались обширные залы и коридоры. Они украшались резными колон¬нами и цветной росписью, вызывающей восхищение современных художников.

Особенности развития стран Востока. Под термином «Восток» в исторической науке принято понимать общество не только Азии, но и Африки и Океании. Ниже познакомитесь с развитием типичных цивилизаций Востока: индийско-южноазиатскийи китайско-дальневосточной (о возникновении и развитии ближневосточно-мусульманской вы узнали из предыдущих пунктов). Хотя эти цивилизации во многом различаются, они имеют и некоторые общие черты, дающие возможность оценивать их как принадлежащие к одному типу - восточного, который отличный от западного.

Характерные черты цивилизаций Востока:

Государство является верховным собственником земли.

Кто имеет власть, тот имеет собственность;

Основа общества и государства - сельская община;

Частная собственность играет лишь вспомогательную роль, а господствующей является государство;

Наличие крупных городов, прежде играли роль административных, религиозных центров, а также центров международной торговли.

На отличие от Европы, четкую границу перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью провести почти невозможно. У них не было таких огромных изменений, как в Европе. Страны Востока развивались, как и в предыдущие века, в своих традиционных рамках.

Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей схеме. Те, кто обрабатывали землю, были объединены в общины, которые имели гарантированное право и обязанность обрабатывать ее и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, лес, предместья т.д. Вместе право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами находилось в руках государственного аппарата. Между обществом и государственным аппаратом существовало четкое связь. Выработанный избыточный продукт община передавала как налог государству, его перераспределяла в пользу аппарата и общества в целом (строились каналы, дороги, мосты, храмы и т.п.). Следовательно, тот, кто принадлежал в государственный аппарат, имел доступ к распределению производимых продуктов и, соответственно, получал их долю в собственность. Чем выше должность занимала человек в государственном аппарате, тем большую долю она получала. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации была наличие власти собственности.



Чем эффективнее работал государственный аппарат, тем регулярнее и в достаточном объеме собирались налоги. Государство было крепкой и мощной. Ее могущество возрастала от производительности труда крестьянина или ремесленника. Но если в этом четком механизме случались сбои, то жизнь всего общества нарушалось: восстание, голод, гибель государств и т.п. Сбои этой системы происходили через две главные причины: когда объемы налогов через неразумную политику правителей превышали возможности производства или после внешнего вторжения, которое разрушало традиционную систему жизни.

Индийское общество в эпоху средневековья. В истории Индии, как уже упоминалось, очень трудно провести грань между древней историей и Средневековьем. Когда в Европе происходили серьезные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по своему собственному сценарию. Множество мелких государств воевали между собой, тогда как основы жизни основной массы населения оставались незыблемыми.

Еще с древних времен индийское общество делилось на четыре большие группы - варны. Высшие варны(Брахманы и кшатрии) Продолжали управлять и воевать, а ниже (вайшьи и шудры- Работать на полях и в мастерских. В средние века в этом старинном разделении произошли изменения. Варны стали дробиться на меньшие группы людей, которые объединялись по профессиям или родом занятий. Так, на пример, среди брахманов выделились аптекари, врачи, учителя и т.д. Среди кшатриев - Воины, чиновники и т.д. Европейцы назвали эти группы кастами. К X в. количество каст возросло до нескольких тысяч. Каждая каста имела свои особые знаки, ритуалы, украшения, правила поведения. Невесту или жениха можно было искать только в своей касте, а воспитывать детей только согласно традициям и обычаям касты. Как и варны, Касты делились на низшие и высшие. Существовала также особая каста "неприкасаемых".



Представителям высших каст нельзя было даже находиться рядом с более низкими, тем более стирать пищу или воду из их рук. Считалось высших может "осквернить" даже тень "Неприкасаемых". Только представители высших могли читать и слушать священные тексты. Те кто нарушал эти обычаи и традиции подвергался жестоким наказаниям

Несмотря существование кастового разделения представители различных каст объединялись в общины, были устроены как маленькие самодостаточные государства, которые выступали как единое целое по государственной власти. Общины были основой индийского общества. Они обеспечивали ему внутреннюю стабильность. В то время как государственная власть была слабой и ограничивалась сбором налогов с общин.

Между различными кастами в общине сложилась система взаимного обслуживания - обмена продуктами и услугами. Практически все вопросы община решала сама: выбирала совет, судей, уплату налогов, выделяло людей для общественных работ. Те, кто нарушал правила жизни в общине, мог быть наказан. Хуже наказания - изгнание из общины.

В средневековой Индии существовало несколько религий. На основе древней религии в I тыс. н.э. сформировался индуизм. На первое место вышло поклонения трем богам: Вишни, Шиве и Брахми. В их честь строили храмы и приносили богатые жертвы

Индусы верили в переселение душ после смерти. Если человек при жизни не делала ничего. Что нарушало кастовые традиции, то он в следующей жизни мог возродиться в высшей касте. Если отступал, то перерождался в низшей или животному, растения, камни.

Индусы обожествлялы животных. Особенно коров. Их запрещалось убивать. Индусы также поклонялись священной реке Ганг.

Второй религией Индии был буддизм, возникший здесь в VI в. до н.э. Будда учил, что вся жизнь человека - это тугисть и страдания, и поэтому его душа должна освободиться от всего земного и стремиться к высшему покоя. Он призвал забыть о богатствах. Удовольствие, говорить только правду и не убивать живые существа.

Культура Индии. В средние века в развитии культуры Индии состоялись существенные сдвиги. Завершается ассимиляция культур севера и юга полуострова, завершается становление религий индуизма и буддизма.

На протяжении XIII-XV вв. в развитии Индии были два существенные моменты. Во-первых, на севере Индии продолжался процесс объединения элементов мусульманской и индийской цивилизаций. Во-вторых, в настоящее время достаточно интенсивно развивалось городское жизни, которое было связано с развитием резиденций различных правителей и привлечением Индии к международной торговле посредством арабских купцов. Быстро росли такие города, как Гоа, Каликут, Камбай, Агра, Панипат, Лахор, Мультан, Дели.

Опираясь на предыдущие достижения, культура Индии продолжала развиваться, обогащая своими достижениями мировой культуре. Так, уже в начале нашей эры в Индии пользовались десятичной системой чисел, которая теперь применяется во всем мире. Индийские математики умели вычислять площади фигур и объемы тел, выполнять действия с дробями, относительно точно определять число p

Весомыми были достижения в медицине. Индийские врачи совершенстве знали внутреннее строение тела, делали сложные операции, используя около 200 хирургических инструментов, готовили лекарства от всевозможных болезней. Они славились своими знаниями и умениями во всех странах Востока.

До наших дней сохранилось много сооружений во времена Средневековья. Шедеврами архитектуры этой эпохи является буддийские храмы, вытесанные в скалах: Аджанта, Эллоры, О.Элефант.

Храм в Аджанта - Это целый комплекс сооружений, пещер, которые строились на протяжении девяти веков. 30 залов храма были расписаны фресками (сохранились фрески лишь в 16 пещерах), отражающие жизни тогдашней Индии, сцены из жизни Будды. Краски, которыми написаны фрески, не потеряли яркости и доныне. Их главным свойством является то, что они светятся в темноте.

Кроме храмов в скалах, возводились храмы в виде башен. В Ориссе было построено целое храмовый городок и обнесено мощным забором. Внутри храма почти не украшали, однако извне они были сплошь покрыты рельефами, статуями и мастерски выполненным резьбой по камню. Скульпторы воспроизводили сцены из легенд и сказаний. Они умели хорошо изображать людей и животных в движении.

Начиная с XIII в. на архитектуру Индии значительный влияние оказывала мусульманская культура. Наиболее впечатляющим стал огромный минарет Кутб-Минар в Дели. Его высота достигает 70 метров