Тотемизм, анимизм, фетишизм и магия - первые религии древних людей. Явление тотемизм: что это? Какое из определений наиболее точно характеризует тотемизм

Тотемизм - это представление о сверхестественной связи, родстве между группой людей и определённым видом животных, растений, реже - предметов. Термин «тотем», «ототем» взят из языка племени оджибве индейцев Северной Америки, у которых он означает «его род». Наиболее развит и лучше всего изучен тотемизм австралийских племён. Австралию поэтому называют «классической» страной тотемизма. (Коренное население Австралии - австралийцы к моменту колонизации (конец XVIII в.) находились на ранней стадии первобытнообщинного строя, поэтому их религиозные верования дают представления о древнейших формах религии.) Австралийские роды и фратрии (группы родственных родов) носили названия тотемных животных и растений; например, племя арабана состояло из 12 родов, имевших названия: клинохвостый орёл, ворон, динго, гусеница, лягушка, змея и т.д.

Тотем считался предком рода, его родоначальником, поэтому с ним был связан целый ряд запретов: тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (за исключением обрядовых церемоний), запрещалось наносить ему какой-либо вред. Убийство тотема или нанесение ему каких-либо повреждений посторонним лицом австралийцы воспринимали как личное оскорбление. Многочисленные мифы повествуют о тотемических предках - фантастических существах, полулюдях-полуживотных, об их жизни, странствиях, подвигах. Некоторые тотемические обряды являлись инсценировкой подобных мифов. Мифы и обряды считались священными, их знали только мужчины, прошедшие обряды посвящения.

Австралийцы верили в свою способность воздействовать на тотем, у них существовали специальные церемонии «интичиума» (название взято из языка племени аранда), целью которых было способствовать магическим путём размножению тотемных животных и растений. Главную часть церемоний составляли пляски; участники их стремились своим внешним видом - головными уборами, масками, специальной раскраской тел, - а также движениями походить на тотемов. Заключительную часть обряда составляло ритуальное вкушение тотема, что считалось способом приобщения к нему.

Тотемизм - одна из форм религии раннеродового общества, он тесно связан с такими видами хозяйства, как охота и собирательство. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становятся для них объектом религиозного культа. В тотемизме отразились также особенности первобытных социальных отношений, основанных на принципе кровного родства. Не зная иных связей в обществе, кроме кровнородственных, люди переносили их на внешнюю природу. Связь членов рода с животным и растительным миром своей области осознавалась ими как кровное родство.

Тотемические воззрения засвидетельствованы не только у австралийцев, но и у многих других племён: индейцев Северной и Южной Америки, в Африке, Меланезии, хотя здесь они выступают уже не в такой «классической» форме, как у австралийцев, поскольку эти племена миновали стадию раннеродового общества. У индейцев существовали тотемные названия родов и фратрий, мифы происхождения родов от тотемов, тотемические запреты. В честь тотема исполнялись религиозные пляски: волчий танец, медвежий танец, пляска ворона и т.д. Тотем считался покровителем, поэтому его изображения наносились на оружие, предметы быта, жилище. Тлинкиты северо-западного побережья Северной Америки перед каждым домом устанавливали тотемный столб, покрытый изображениями тотемного предка.

На основе тотемизма позднее, на более высокой ступени развития, возник культ животных, существовавший у многих народов мира. В древнем Египте существовал культ священных животных - быка, шакала, козла, крокодила и др., считавшихся воплощениями богов. Им были посвящены храмы, приносились жертвы. Многие египетские божества изображались в виде животных: бог мёртвых Анубис - в виде шакала, богиня любви и плодоролия Исида - в виде женщины с головой коровы. В древней Индии почитались коровы, тигры, обезьяны и другие животные. В честь коровы совершались особые празднества. Обезьяны в большом количестве встречались на улицах индийских городов, из никто не смел трогать.

· Джайнизм · Индуизм · Мусок · Синтоизм · Тенгрианство)
Африка (Древний Египет · Центральная и Южная Африка)
Ближний Восток и Средиземноморье (Зороастризм · Ислам · Иудаизм · Христианство)
Доколумбова Америка
Дохристианская Европа (Германцы · Древняя Армения · Древняя Греция · Кельты · Славяне)

Сверхъестественные сущности

Тотеми́зм - некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема . Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году . , заимствован у североамериканского племени оджибва , на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.

Типы тотемов

В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего - классы животных и растений. Так, например, североамериканское племя оджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.); в Гане в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса . В Австралии , где тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи - рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна - к тотему аллигатора.

Область использования тотемов

Тотемистические представления отражаются на всем мировоззрении первобытного анимиста. Основной признак тотемизма заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона - сородичем. В стадии теротеистического культа, предшествовавшего тотемизму, все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных, и потому-то чаще всего тотемами являются животные.

Африка

В Африке у родов тотема змея новорождённых подвергают особому испытанию змеёй: если змея не тронет ребёнка, он считается законным, в противном случае его убивают как чужеродного. Австралийские мури называют тотемное животное «своей плотью». Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: «Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат и т. д.?» В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сёстрами, мужчины - братьями, а тех и других - своими общими родоначальниками. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное - умерший родственник.

Согласно традиционным представлениям, тотемное животное сохраняет особые отношения с этнической группой. Так, если тотем является опасным хищником, он обязательно должен щадить единокровный род. В Сенегамбии туземцы убеждены, что скорпионы не трогают своих поклонников. У бечуанов , тотемом которых служит крокодил, так велико убеждение в его благосклонности, что если человека укусил крокодил, если даже на него брызнула вода от удара хвостом крокодила по воде, он изгоняется из рода, как явно незаконный член его.

В Африке иногда вместо вопроса, к какому роду или тотему принадлежит человек, спрашивают его, какой танец он танцует. Часто с той же целью уподобления во время религиозных церемоний надевают на лицо маски с изображениями тотема, одеваются в шкуры тотемных животных, украшают себя их перьями и т. д. Пережитки этого рода встречаем даже в современной Европе. У южных славян при рождении ребёнка старуха выбегает с криком: «Волчица родила волчонка!», после чего ребёнка продевают через волчью шкуру, а кусок волчьего глаза и сердца зашивается в рубашку или вешается на шее. Для полного закрепления родового союза с тотемом, первобытный человек прибегает к тому же средству, как и при принятии постороннего в члены рода и при заключении междуродовых союзов и мирных договоров, то есть к договору крови (см. Татуирование , Теория родового быта, обрезание).

Северная Америка

У рода бизонов племени омаха (Северная Америка) умирающего заворачивали в шкуру бизона, лицо окрашивали в цвет тотема и обращались к нему так: «Ты идёшь к бизонам! Ты идёшь к своим предкам! Будь крепок!» У индейского племени зуньи, когда приносят в дом тотемное животное - черепаху, её приветствуют со слезами на глазах: «О бедный погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает, кто ты?» - Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу ; иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение - избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его.

У многих племён убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. Аналогично, в древнем Египте непрестанные кровавые распри между номами возникали по поводу убийства тотемов. При встрече с тотемом, а в некоторых местах - даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны, бросают перед ним ценные вещи.

Для снискания полной благосклонности своего тотема, тотемисты употребляют самые разнообразные средства. Прежде всего он старается приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени омаха мальчики рода бизона завивают на голове два локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого животного. Botoka (Африка) выбивают верхние передние зубы, чтобы уподобиться быку, своему тотему и т. д. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного.

Австралия

При нахождении трупа тотемного животного выражают соболезнование и устраивают ему торжественные похороны. Даже племена, допускающие употребление в пищу тотема, стараются употреблять его в умеренном количестве (центр. Австралия), избегают убивать его во сне и обязательно дают животному возможность спастись. Австралийцы из Маунт-Гамбир убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили «своего друга, свою плоть».

Тотемы, в свою очередь, как верные сородичи, к тому же обладающие сверхъестественными силами, оказывают родственным по крови поклонникам покровительство, содействуя материальному их благосостоянию, защищая от козней земных и сверхъестественных врагов, предупреждая об опасности (сова на Самоа), подавая сигналы к походу (кенгуру в Австралии), предводительствуя на войне и т. д.

Традиция поедания тотема.

Натирание тела кровью тотема обратилось со временем в раскрашивание и аналогичные симулирующие обычаи. Важным средством для использования сверхъестественного покровительства тотема считается постоянное близкое присутствие его. Поэтому часто тотемные животные откармливаются в пленении, например, у горцев Формозы , которые содержат в клетках змею и леопарда, или на о-ве Самоа, где держат при домах угрей. Отсюда выработался впоследствии обычай содержать животных в храмах и воздавать им божеские почести, как например в Египте.

Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение тела его (теофагия , см. также просфира, причащение). Периодически члены рода убивают тотемное животное (см. заклание) и торжественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. Подобный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение (см. колачи, коляда).

Пережитки этого родового вкушения яств находим в литовской Samboros. Обычай этот, по воззрениям тотемиста, нисколько не является обидным для тотема, а, наоборот, весьма угодным ему. Иногда процедура носит такой характер, как будто убиваемое животное совершает акт самопожертвования и жаждет быть съеденным своими поклонниками. Гиляки , хотя и вышедшие из тотемного быта, но ежегодно торжественно убивающие медведя во время так называемого медвежьего праздника, убеждённо говорят, что медведь сам даёт хорошее место для смертельного удара (Штернберг). Робертсон Смит и Джевонс считают обычай периодического вкушения тотема прототипом позднейших жертвоприношений антропоморфным богам, сопровождавшихся съедением жертв самими приносившими её. Иногда обряд религиозного убиения имеет целью или терроризирование тотема примером убиения некоторых представителей его класса, или же освобождение души тотема для следования в лучший мир. Так, у рода червей племени омаха (Северная Америка), если черви наводняют ниву, их ловят несколько штук, толкут вместе с зерном и затем едят, веря, что это предохраняет ниву на один год. У племени зуньи раз в год отправляют процессию за тотемными черепахами, которых, после самых горячих приветствий, убивают и хоронят мясо и кости, не вкушая, в реке, чтобы они могли вернуться к вечной жизни. Недавно двумя исследователями Австралии, Б. Спенсером и Гилленом , открыты новые факты тотемизма - церемонии inticiuma. Все эти церемонии совершаются в начале весеннего сезона, периода цветения растений и размножения животных, и имеют целью вызвать изобилие тотемных видов. Обряды исполняются всегда на одном и том же месте, обиталище духов рода и тотема, адресуются определённому представителю тотема, которым служит либо камень, либо искусственное изображение его на земле (переход к индивидуальным божествам и изображениям), почти всегда сопровождаются жертвой крови тотемистов и заканчиваются торжественным вкушением запретного тотема; после чего обыкновенно разрешается и вообще умеренное употребление его в пищу.

Влияние на последующие религиозные учения

В тотемизме, как в зародыше, заключаются уже все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество - отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное - божество в храме Египта), отождествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали (см. ниже), наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. В настоящее время тотемизм является единственной формой религии во всей Австралии. Он господствует в Сев. Америке и найден в широких размерах в Южной Америке, в Африке, среди неарийских народностей Индии, а пережитки его существуют в религиях и поверьях более цивилизованных народов. В Египте тотемизм процветал ещё в историческое время. В Греции и Риме, несмотря на антропоморфный культ, встречаются достаточные следы тотемизма. Многие роды имели героев-эпонимов, носивших имена животных, например, κριό (баран), κῠνός (canis, собака) и, т. д. Мирмидоны древние фессалийцы, считали себя потомками муравьев. В Афинах воздавали культ герою в форме волка, и всякий, убивший волка, обязан был устроить ему похороны (см. также - капитолийская волчица). В Риме поклонялись дятлу , который был посвящён Марсу, и не употребляли его в пищу. Римские патриции использовали в своих родовых гербах семейные тотемы - изображения различных животных(быков, львов, рыб и т. п.) Черты тотемистических церемоний заметны в тесмофориях, имевших целью гарантировать плодородие земли и людей. В древней Индии черты тотемизма достаточно явственны в культе животных и деревьев и запретах на употребление их в пищу (см. Теротеизм). Тотемизм - не только религиозный, но и социально-культурный институт. Он давал высшую религиозную санкцию родовым учреждениям. Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородича и вытекающая из неё обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой крови, обязательная наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила половой регламентации - все это самым тесным образом связано с культом родового тотема. Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди часто жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фрейзер и Джевонс считают тотемизм главным, если не единственным виновником одомашнивания животных и культивирования растений. Запрет на употребление в пищу тотемного животного крайне благоприятствовал этому, потому что удерживал жадного к пище дикаря от легкомысленного истребления ценных животных в период приручения. Ещё до настоящего времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по хозяйственным соображениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось величайшим религиозным преступлением. Точно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и культивирования. В то же время, дидух сжигался после проведения праздников. Часто это являлось даже религиозной необходимостью, например, при переселениях на новые места, где не было тотемных растений и приходилось их искусственно разводить.

Изучение тотемизма

Хотя тотемизм, как факт, известен ещё с конца XVIII в., но учение о нём, как о стадии примитивной религии, ещё очень молодо. Впервые его выдвинул в г. Мак-Леннан, который проследил его от дикарей до народов классической древности. Дальнейшим своим развитием оно обязано английским учёным Робертсону Смиту, Фрейзеру , Джевонсу и целому ряду местных исследователей, особенно австралийских, из которых наибольшие услуги оказали Говит и Файзон и в самое последнее время Б. Спенсер и Гиллен .

Генезис тотемизма

Основной вопрос о генезисе тотемизма ещё не вышел из области споров. Спенсер и Леббок склонны считать происхождение Т. результатом какого-то недоразумения (англ. misinterpretation of nicknames ), вызванного обычаем давать людям, вследствие бедности языка, имена по объектам природы, чаще всего имена животных. С течением времени дикарь, смешивающий название объекта с самим объектом, стал верить, что отдаленный его предок, прозванный по имени животного, в действительности был таковым. Но это объяснение падает уже потому, что каждый дикарь имеет полную возможность проверить значение прозвища на самом себе или его окружающих, которые часто тоже называются по именам животных и тем не менее ничего общего не имеют с эпонимным животным. Очень стройную и остроумную теорию Т. выдвинул в 1896 г. Ф. Джевонс, видящий генезис тотемизма в психологии родового быта. Дикарь-анимист, нивелирующий всю природу по человеческому шаблону, естественно представляет себе, что и вся внешняя природа живёт такой же родовой жизнью, как и он сам. Каждый отдельный вид растений или животных, каждый класс однородных явлений представляет собой в его глазах сознательный родовой союз, признающей институты мести, кровных договоров, ведущий кровавые распри с чужими родами и т. д. Животное, следовательно, для человека - чужеродец, которому можно мстить и с которым можно вступать в договоры. Слабый и беспомощный в борьбе с природой, первобытный человек, видящий в животных и в остальной природе таинственные существа, более сильные, чем он сам, естественно ищет союза с ними, - а единственный прочный союз, известный ему, есть союз крови, единородности, скрепляемый договором крови, притом союз не с индивидом, а с классом, целым родом. Такой кровный союз, заключённый между родом и тотемным классом, превращал и тот, и другой в единый класс сородичей. Привычка считать тотем сородичем создала представление о действительном происхождении от тотема, а это в свою очередь укрепляло культ и союз с тотемом. Постепенно из культа тотемного класса вырабатывается культ индивида, который превращается в антропоморфное существо; прежнее вкушение тотема превращается в жертвоприношение индивидуальному божеству; разрастание родов в фратрии и племена, с общими тотемами для входящих в их состав субтотемов, расширяет тотемный культ в политотемный, и таким образом из элементов тотемизма постепенно вырабатываются основы дальнейших стадий религии. Эта теория, удовлетворительно объясняющая отдельные стороны Т., не решает коренного вопроса о генезисе его: остаётся непонятным, почему, при однородности психологии первобытного человека и однородных условиях окружающей природы, соседние роды выбирают каждый не один тотем, самый могущественный из окружающих объектов природы, а каждый свой особый, часто объект вовсе ничем не выдающийся, например, червя, муравья, мышь?

См. также: Культ предков , Герой (в греко-античной мифологии )

Теория Фрейзера

В 1899 г. проф. Фрейзер, на основании новооткрытых Спенсером и Гилленом церемоний inticium’a, построил новую теорию тотемизма. По Фрейзеру, тотемизм - не религия, то есть не вера в сознательное воздействие сверхъестественных существ, а вид магии, то есть вера в возможность разными волшебными средствами воздействовать на внешнюю природу, независимо от её сознательности или бессознательности. Тотемизм - социальная магия, имеющая целью вызвать изобилие тех или других видов растений и животных, служащих естественными продуктами потребления. Чтобы достигнуть этого, группы живущих на одной территории родов в своё время составили кооперативный договор, по которому каждый отдельный род воздерживается от употребления в пищу того или другого вида растений и животных и совершает ежегодно известную магическую церемонию, в результате которой получается изобилие всех продуктов потребления. Помимо трудности допустить образование такой мистической кооперации у первобытных людей, приходится сказать, что церемонии inticiuma могут быть истолкованы, как искупительные процедуры за употребление в пищу запретного тотема. Во всяком случае, эта теория не разрешает коренного вопроса о вере в происхождение от тотемного объекта.

Теория Пиклера и Сомло

Наконец, в г. два учёных юриста, проф. Пиклер и Сомло, выступили с теорией, находя что генезис тотемизма кроется в пиктографии, зачатки которой действительно встречаются у многих первобытных племён (см. знаковая система , семиотика , архетип , эйдолон (идол)). Так как самыми удобоизображаемыми объектами внешнего мира являлись животные или растения, то для обозначения известной социальной группы , в отличие от всяких других, избиралось изображение того или другого растения или животного. Отсюда по имени этого последнего получали свои названия и роды, а впоследствии, в силу своеобразной первобытной психологии, выработалось представление, что объект, послуживший моделью тотемного знака, был истинным родоначальником рода. В подтверждение этого взгляда, авторы ссылаются на тот факт, что племена, незнакомые с пиктографией, не знают и тотемизма. Более правдоподобно, однако, другое объяснение этого факта: пиктография могла получить развитие скорее у тотемных племён, привыкших изображать свой тотем, чем у нетотемных, и, следовательно, пиктография является скорее следствием тотемизма, чем его причиной. В сущности, вся эта теория - повторение старой мысли Плутарха , выводившего поклонение животным в Египте из обычая изображать животных на знаменах.

Теория Тайлора

Ближе других к выяснению вопроса подошёл Тайлор, который, вслед за Вилькеном , принимает одним из исходных пунктов тотемизма культ предков и веру в переселение душ ; но он не дал своей точке зрения ясного фактического обоснования. Для правильного понимания генезиса тотемизма необходимо иметь в виду следующее:

  • Родовая организация, теротеизм и культ природы, равно как и специальный родовой культ, существовали раньше тотемизма.
  • Вера в происхождение от какого-либо объекта или явления природы вовсе не является позднейшим умозрительным заключением от других первичных фактов, как договор крови (Джевонс), пиктография и т. п., а наоборот, понимается первобытным человеком совершенно реально, в физиологическом смысле этого слова, на что у него имеется достаточно причин, логически вытекающих из всей его анимистической психологии.
  • Генезис тотемизма кроется не в одной какой-либо причине, а в целом ряде причин, вытекающих из одного общего источника - своеобразного мировоззрения первобытного человека. Вот главнейшие из них:

1) Родовой культ. У многих первобытных племён с теротеистическим культом существует вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных. Эти-то сородичи, превратившиеся в божества, становятся покровителями своего рода и, следовательно, объектом родового культа. Типичный культ этого рода констатирован Штернбергом у многих инородцев Приамурского края - гиляков, орочей, ольчей и т. д. Род животного, усыновившего избранника, становится родственным всему роду последнего; в каждом индивиде данного класса животных сородич избранника склонен видеть потомка его и, следовательно, своего близкого родственника. Отсюда уже недалеко до идеи воздержания от употребления в пищу того или другого класса животных и до создания типичного тотема. Есть и другие формы, когда отдельные личности-избранники являются виновниками создания тотемов. Религиозные экстазы (у шаманов , у юношей во время обязательных постов перед инициациями) вызывают галлюцинации и сновидения , во время которых избраннику является то или другое животное и предлагает ему своё покровительство, обращая его самого в себе подобное. После этого избранник начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым. Шаманы обыкновенно считают себя под специальным покровительством того или другого животного, превращают себя в таковое во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам. В Северной Америке особенно распространены подобные индивидуальные тотемы.

2) Другая коренная причина тотемизма - партеногенезис . Вера в возможность зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы - весьма обыкновенное явление не у одних только первобытных народов (см. непорочное зачатие). Объясняется оно антропоморфированием природы, верой в реальность сновидений, в частности эротических, с действующими лицами в виде растений и животных, и, наконец, крайне смутным представлением о процессе зарождения (во всей центральной Австралии, например, существует убеждение, что зачатие происходит от вселения в тело женщины духа предка). Некоторые реальные факты, как рождение уродов (субъектов с козьей ножкой, искривлённой внутрь стопой, особой волосатостью и т. д.) в глазах первобытного человека служат достаточным доказательством зачатия от нечеловеческого существа. Еще в XVII в. подобные случаи описывались некоторыми писателями под именем adulterium naturae. Рассказы в роде истории про жену Хлодвига, родившую Меровея от морского демона, весьма обычны даже у народов исторических, а вера в инкубусов и эльфов, участвующих в рождении, до сих пор жива в Европе. Неудивительно, что какое-нибудь эротическое сновидение или рождение урода среди первобытного племени подавало повод к верованию в зачатие от того или другого объекта природы и, следовательно, к созданию тотема. История тотемизма полна фактами вроде того, что женщина того или другого тотема родила змею, теленка, крокодила, обезьяну и т. д. Л. Штернберг наблюдал самый генезис такого тотемного рода у племени орочей, у которых нет ни тотемной организации, ни тотемного культа, ни названий родов; один только род из всего племени называет себя тигром, на том основании, что к одной из женщин этого рода во сне явился тигр и имел с ней conjugio . Этим же исследователем отмечены подобные явления у нетотемных гиляков. При благоприятных условиях отсюда возникает тотем и тотемный культ. В основе тотемизма лежит, таким образом, реальная вера в действительное происхождение от тотемного объекта, настоящего или превращённого в таковой из человеческого состояния - вера, вполне объясняемая всем умственным складом первобытного человека.

Примечания

См. также

  • Групповая психология
  • Групповой психоз
  • Фратрия (как родовая община)
  • Фратрия (цеховая)
  • Массонство , приём в массоны, освящение союза, кровесоединение (единение кровью)
  • Групповое «Я»
  • Приручение (как укрощение)
  • История цирка

Литература

  • Семёнов Ю. И. Тотемизм, первобытная мифология и первобытная религия // Скепсис. № 3/4. Весна 2005. С. 74-78.
  • J. F. M’Lennan, «The worship of Animals and Plants» («Fortnightly Review», окт. и нояб. 1869 г. и февр. 1870 г.), также в «Studies in Ancient history» (1896); W. Robertson Smith, «Religion of the Semites» (нов. изд. Лонд., 1894);
  • J. G. Frazer, «Totemism» (1887); его же, «The golden hough»; его же, «The origin of Totemism» («Fortnightly Review», апрель и май, 1899); его же, «Observations on Central Australian Totemism» («Journal of the Anthropological Institute for (Great Britain etc.», февраль и май, 1899);
  • В. Spencer, «Remarks on Totemism etc.»; E. Tylor, «Remarks on Totemism» (там же 1898 г., август и ноябрь);
  • A. Lang, «Mythes, Ritual and Religion» (2 изд., 1899); его же, «М. Frazer’s theory of totemism» («Fort. Review» LXV);
  • F. B. Jevons, «Introduction to the history of Religion»; его же, «The place of Totemism in the evolution of Religion» («Folk-Lore», 1900, X);
  • В. Spencer и Gillen, «The native tribes of Central Australia» (1899);
  • J. Pikler u. F. Somlo, «Der Ursprung des Totemismus» (Берл., 1900);
  • Kohler, «Zur Urgeschichte der Ehe, Totemismus etc.»;
  • Гёффлер-Гёльц, «Der medizinische Dämonismus» («Centralblatt für Anthropologie etc.», 1900, вып. I),
  • G. Wilken, «Het Animisme bijde Volken wan den indischen Archipel» (1884);
  • E. S. Hartland, «The legend of Perseus»;
  • Staneley, «Totemism», «Science», 1900, IX);
  • Л. Штернберг, сообщения в географ. обществе (краткие отчеты в «Живой Старине», 1901).

Ссылки

ТОТЕМИЗМ - англ. totemism; нем. Totemismus. 1. Комплекс верований в сверхъестественное родство между группами людей (род, племя) и определенными тотемами (животными, растениями, явлениями природы, неодушевленными предметами)... Социологический словарь

  • ТОТЕМИЗМ - (от тотем, на языке сев.-амер. индейцев племени оджибве буквально - его род) - комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплем. общества, связанных с представлением о фантастич. сверхъестеств. Советская историческая энциклопедия
  • ТОТЕМИЗМ - ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже... Новая философская энциклопедия
  • тотемизм - ТОТЕМИЗМ -а; м. Первобытный культ тотемов. ◁ Тотемистический, -ая, -ое. Т-ая обрядность. Т-ое верование. Толковый словарь Кузнецова
  • Тотемизм - (от Тотем) комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества... Большая советская энциклопедия
  • тотемизм - -а, м. Древнейшая форма верований и обрядов родового строя, характеризующаяся верой в кровную близость данной родовой группы с каким-л. тотемом. Малый академический словарь
  • тотемизм - тотемизм м. Форма религии раннеродового строя, характеризовавшаяся представлениями о родстве между группами людей и тотемом тотем 1., который считался не божеством, а родичем, другом и покровителем. Толковый словарь Ефремовой
  • тотемизм - ТОТЕМИЗМ [тэ], а, м. (книжн.). Первобытный культ тотемов. | прил. тотемистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова
  • тотемизм - ТОТЕМИЗМ - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род... Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  • Тотемизм - Комплекс верований и обрядов, как правило, в первобытном обществе, связанный с представлениями о родстве между группами людей (родами) и тотемами. В первобытном обществе каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Краткий религиозный словарь
  • тотемизм - ТОТЕМ’ИЗМ, тотемизма, мн. нет, ·муж. (·этнол.). 1. Первобытный религиозный культ тотемов. 2. Общественный строй первобытного общества, при котором существует такой культ. Толковый словарь Ушакова
  • Тотемизм - Примитивная, некогда почти универсальная и еще ныне весьма распространенная религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употребленный Лонгом в конце XVIII... Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • тотемизм - ТОТЕМИЗМ а, м. totémisme m., англ. totemism. 1. Религиозный культ тотемов. БАС-1. К эпохе тотемизма восходят такие языческие герои, которые находятся с какой-то таинственной связи с определенным животным и пользуются его услугами. Словарь галлицизмов русского языка
  • тотемизм - Форма религии, распространённая у первобытных народов всего мира; коренится в представлении о сверхъестественном родстве данной группы людей (большей частью рода) с породой животных, видом растений или каким-нибудь другим элементом окружающей природы... Большой словарь иностранных слов
  • Сравнительно-историческое исследование религиозных традиций мира позволяет предположить, что отличительной чертой религии первобытного общества является вера в одушевленность явлений, процессов, природных сил, видимых космических объектов и т.д. Эта вера получила название «анимизм».

    Проблема периодизации анимизма. Э. Тайлор полагал, что именно анимизм является самой ранней формой религии, к которой генетически восходят все остальные ее виды. Однако в настоящее время стадиальная теория, которой придерживались эволюционисты, не имеет сторонников среди ученых. Данные нолевых исследований доказывают, что сформированные антропологами XIX в. представления об анимизме, фетишизме, тотемизме как о последовательно сменяющих друг друга ступенях эволюции религии, свойственной всем культурам и народам, - не более чем кабинетная абстракция. Поэтому анимизм, фетишизм и тотемизм следует рассматривать не как стадии развития религии, но свойства религиозного мировосприятия первобытного мира, которые необязательно последовательно сменяют друг друга (по принципу «высшая форма замещает низшую») - они могут проявляться одновременно. Также следует учитывать, что перечисленные формы религии, строго говоря, не тождественны самим религиям, они выступают скорее как некие рамочные понятия, которые получают уникальное и неповторимое наполнение непосредственными религиозными представлениями и том или ином историческом и этническом контекстах.

    Э. Кассирер в «Философии символических форм» (1923) высказал предположение о двух типах анимистических представлений: ранний анимизм характеризуется пониманием души как чуждой человеку, внешней демонической силы, тогда как в позднем анимизме формируются представления о «духах-покровителях», т.е. душах умерших предков, которые защищают живых и в силу этого связаны с ними намного более тесно и «интимно», нежели духи природных сил и явлений. Проверить это предположение, однако, не представляется возможным.

    Этнографами и религиоведами высказывались предположения, что развитому анимизму предшествовал аниматизм - вера в некую безличную духовную силу, наполняющую природу и делающую ее одушевленной. Для аниматизма свойственно представление о том, что смена времен года, вегетативные и репродуктивные процессы в природе обеспечиваются этой невидимой духовной силой. Однако, говоря об аниматизме как о форме религиозного мировосприятия, предшествовавшей развитому анимизму, следует учитывать сказанное выше о стадиальной теории.

    Предметы поклонения. Духи. Предметом поклонения в анимизме выступают как персонифицированные образы природных и космических явлений и объектов, так и души умерших предков, почитаемые в качестве покровителей живых. Вера в способность души действовать вне связи с ее материальной оболочкой порождает веру в духов - особые нематериальные сущности, обладающие способностью воздействовать на материальный мир, помогать человеку или приносить ему вред. Для ритуального почитания духов местностей создавались святилища - особые культовые места жертвоприношений и магических ритуалов, непосредственно связанные с обеспечением благосклонности наиболее могущественных духов, в святилищах совершались умилостивительные и прогностические обряды.

    Множество природных объектов, явлений и процессов, непосредственно влиявших на жизнь первобытного человека, проецировалось в духовный мир. Это была вера во множество духов, средой обитания которых явля

    лось все окружавшее человека пространство: воздух, земля, вода, огонь, леса, горы и скалы - все представлялось населенным духовными сущностями.

    В рамках анимистического мировосприятия формируются первые представления об иерархии духовного мира, которую по предположению Г. Г. Стратановича (см. его «Народные верования Индокитая») составляют:

    • 1) духи личностные и коллективные, духи и божества культа предков (добрые и злые), прародительницы, преподательницы и нренодатели производственных и социальных устоев;
    • 2) духи местности, духи - хозяева животных и прочих живых существ, персонифицированные элементы и силы природы;
    • 3) верховные духи, космологические представления и персонифицированные обладатели миров.

    Для анимизма свойственны представления о том, что у всех групп первобытного социума - родов, семей, деревень, племен и племенных союзов - имеются свои духи-нокровители, которые отличаются различной степенью могущества.

    Несмотря на то, что анимизм представляет собой религиозное мировоззрение, характеризующееся наличием представлений о духах, их иерархии, ритуалов и святилищ, не следует преувеличивать глубину и проработанность анимистических религиозных представлений.

    Вероятно, уже в анимизме формируется институт жречества, представители которого выполняли различные обязанности, связанные с культом. В связи с этим приведем основные функции священнослужителей:

    • общинные руководители выполнения обрядов;
    • знатоки традиций;
    • общинные гадатели, умилостивители стихий и различные лекари;
    • колдуны и шаманы;
    • священнослужители развитых религий;
    • «чужие» служители культа (было зачастую принято считать, что соседние колдуны сильнее своих, поэтому к ним обращались тогда, когда требовались особые знания и умения).

    Пример стья, унижение, бедность, неудача, поражение; умственное и эмоциональное расстройство; крайности поведения; ожесточение, непрощение; навязчивые привычки; зависть, лживость личности и поведения; депрессия, чувства вины, недостоинства, отвержения, тяжести, самоосуждение; слышание голосов; иррациональное поведение; бессонница, ночные кошмары; сильные признаки оставленности, недоверие, отвержение, одиночество, недостойность, никто не любит; аборт, блуд, прелюбодеяние, секс с животными... любовь запрещенного секса, проституция, сексуальное насилие, садомазохизм, сексуальные фантазии... высокомерие, хвастовство, самонадеянность, надменность, гордость, сварливость, самоправедность, неприкосновенность; сильные признаки непокорности, бунтовства, упрямства, неповиновения; чрезмерный гнев, ярость, горечь или тяжелые чувства против и т.д.

    Будучи первобытным по уровню мировосприятия, этот текст свидетельствует о живучести анимистических представлений.

    Фетишизм. Другим свойством религиозного мировосприятия первобытного человека является фетишизм - наделение отдельных (особых) материальных предметов экстраординарной способностью оказывать плодотворное влияние на жизнь человека, особым могуществом, обеспечивающим защиту от различных вредоносных воздействий и обеспечивающим благополучие отдельного человека или целой социальной общности. В качестве почитаемого фетиша могли выступать камни, изображения животных и птиц, фрагменты священных деревьев, костные останки людей и животных - в принципе им мог стать любой редкий, необычный, чем- либо выделяющийся материальный предмет.

    Поскольку фетиш почитался как предмет, способный воздействовать на мир духов, он наделялся духовной силой, «душой», неотделимой от него. Поэтому провести границу между фетишистским и анимистическим мировосприятием оказывается сложно - одно не исключает другого.

    Фетиши отличаются могуществом и ареалом действия. В связи с этим складывалось почитание индивидуальных фетишей (обеспечивающих благополучие отдельных людей, семей), которые часто передавались но наследству и распространяли свое благотворное влияние только на отдельных людей или семьи, и коллективные, могущество которых обеспечивало благополучие всего племени или деревни.

    Поскольку от фетиша во многом зависело благополучие отдельного человека и первобытной социальной общности (семья, деревня, племя), он стал предметом религиозного почитания. Непочтительное отношение к фетишу способно вызвать гнев последнего. Однако и человек в определенных случаях может выразить свое негативное отношение к фетишу.

    Известны случаи «наказания» африканцами фетишей, если последние не оправдывают доверие. В этом случае фетиши «избиваются», в них вбивают гвозди, наносят удары острыми предметами и камнями. Впрочем, вбивание гвоздей в деревянный фетиш необязательно носит характер наказания - иногда это делается для того, чтобы последний лучше запомнил обращенную к нему просьбу. Возможно, эти практики являются общими

    для фетишизма как такового. Известная в большинстве религиозных традиций мира вера в амулеты и талисманы генетически восходит к первобытному фетишизму.

    Тотемизм. Тотемизм, или вера в наличие особых, выходящих за пределы обыденности, отношений между отдельной первобытной общностью кровных родственников и каким-либо растением, животным или явлением природы, тоже является одной из черт первобытной религиозности. С. А. Токарев 1 обращает внимание, что предмет тотемизма носит вполне рациональный, естественный характер - это вполне реальные животные и растения, а не вымышленные монстры, чудовища, фантастические существа. Если предмет тотемизма существует в реальности, то отношения между ним и общностью людей носят характер верования - элемент верований состоит здесь лишь в отношениях, «якобы существующих между данным животным или растительным видом и человеческой группой, а также в вере во взаимную магическую связь человека с его тотемом» .

    Э. Дюркгейм обратил внимание на социальные функции тотемизма. Он полагал, что тотемные представления служат сплочению коллектива, первобытного клана, поскольку выступают в качестве видимого, материального утверждения генетического родства клана, происходящего от одного предка.

    По мнению С. А. Токарева, связь человека с тотемом проявляется:

    • в запрете убивать тотемное животное;
    • запрете употреблять тотем в пищу;
    • вере в сверхъестественное происхождение от тотемного предка;
    • вере в возможность магического воздействия на тотем.

    Вероятно, в раннем тотемизме эти отношения носили характер «тотем -

    покровитель, человек - покровительствуемый», а позднее сформировались представления об отношениях кровнородственных. Теперь тотем воспринимался как могущественный предок, обеспечивавший сверхъестественным образом благополучие своих потомков.

    Генетически тотемизм восходит к первобытному способу обеспечения потребностей, когда охота и собирательство удовлетворяли потребности человека в пище и одежде. Это естественным образом способствовало почитанию растений и животных, поскольку от них зависело существование человека, а анимистические представления способствовали вере в то, что неумилостивленная душа убитого животного способна мстить охотникам. Почитание предмета охоты, таким образом, вовсе не исключала возможности самой охоты. Данные исторической лингвистики свидетельствуют, что изначально тотемное животное или растение могло употребляться в пищу. Возникновение подобных запретов связано с развитием представлений о кровнородственных отношениях между тотемным предком и его человеческими потомками.

    По мнению С. А. Токарева, «представление о тотемических предках есть не что иное, как мифологическая персонификация чувства единства группы, общности ее происхождения и преемственности ее традиций. “Тотемические предки” - религиозно-мифологическая санкция обычаев общины. Они - сверхъестественные учредители тотемических обрядов, выполняемых членами группы, запретов, соблюдаемых ими. Мифы о странствованиях и приключениях “тотемических предков” составляют как бы либретто священных драматических церемоний».

    Альфред Рэдклифф-Браун 1 полагает, что термин «тотемизм» представляет собой достаточно условное название для ряда различных институтов, «имеющих нечто общее», а именно деление общества на устойчивые группы и наличие представлений об особой связи между каждой из этих групп:

    • с одним или более видом животных или растений;
    • рукотворным предметом;
    • частью тела животного.

    Исследователь выделяет несколько типов тотемизма:

    • гендерный (группы мужчин и женщин, образующих один коллектив, обладают различными тотемами);
    • клановый;
    • индивидуальный.

    Заслуга новейших исследователей мифологии, особенно Малиновского, состоит как раз в том, что они сумели понять связь мифологии с религиозно-магическими обрядами и обычаями и указали, что миф есть своего рода оправдание ритуальной практики общины.

    Так, Г. Г. Стратанович, обобщая результаты исследований народных верований Индокитая, воспроизводит следующую схему эволюции тотемных представлений.

    • 1. Человеческий коллектив слит с природой, выделение из природы и других коллективов отсутствует.
    • 2. Вычленяясь из числа других коллективов в природе, человеческий коллектив сохраняет связь с несколькими братско-сестринскими коллективами.
    • 3. Глава коллектива - женщина, у одного-двух коллективов свои тотемные пары.
    • 4. Один коллектив, глава - мужчина.
    • 5. Человеческий коллектив связан с тотемным, стоящим как бы над природой.
    • 6. Тогем-предок стоит как бы над природой .

    Шаманизм. Шаманизм - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в то, что шаман - харизматический посредник между миром людей и миром духов, обладает способностью общения с духами и воздействия на них. Шаманисты полагают, что благодаря особому харизматическому статусу шаман способен поддерживать благополучие отдельных людей и их объединений (семья, род, деревня, племя и т.д.), обеспечивать результативность охоты, излечивать больных, улучшать загробную участь умерших и т.д. Термин «шаман» достаточно многозначен: он используется для обозначения совершителей экстатических обрядов (шаманское камлание) в контексте шаманизма, кроме того - для особой категории жречества, которая может существовать в условиях мифологической религии, не являющейся шаманизмом, а также для обозначения совершителей близкородственных ритуалов, существующих в дискурсах народной веры, соотносящейся с теологическими религиями (например, тибетский буддизм). Шаманизм является сложным феноменом первобытной религиозной культуры, в котором происходит тесное взаимодействие элементов религиозного, социального, этического дискурсов. По мнению В. Г. Богораза1, именно анимизм является «философией и теологией» шаманизма, а сам шаманизм исследователь понимает как «первичную форму», объединяющую первобытную науку, медицину (включая хирургию), музыку, поэзию и религиозный культ .

    Основные признаки шаманизма:

    • восходящая к анимизму вера в то, что окружающее человека пространство населено невидимыми персонифицированными существами: добрыми и злыми духами, от действий которых зависит благосостояние и жизнь человека;
    • вера в возможность непосредственной коммуникации человека и духов;
    • представления о том, что подобная коммуникация доступна не всем, но отдельным харизматическим личностям (шаманам), обладающим особым сакральным статусом;
    • представления о многоуровневом устройстве мира, наличии так называемой «мировой оси», которая позволяет шаману осуществлять мистические (и (или) магические) путешествия по мирам;
    • наличие особых ритуалов, благодаря которым шаман достигает состояния измененного сознания, которое также известно как «шаманский транс»;
    • вера в то, что болезни и другие неприятности, настигающие человека, обусловлены непосредственным воздействием на человека вредоносных духов, при этом шаман способен это воздействие нейтрализовать в степени, зависящей от его личного могущества.

    В шаманизме широко распространены ритуалы, в большинстве случаев взаимодействие шамана с духовным миром предполагает ритуальную форму - шаманское камлание. Как правило, оно включает в себя сложные приемы психотехники, которые могут включать в себя песнопения, использование ударных инструментов, задающих ритм (бубен, барабан), харизматическую пляску, кружение на месте и другие действия для достижения шаманского транса.

    Один из исследователей шаманизма М. Элиаде пришел к выводу, что в основе шаманизма всегда находится «индивидуальный и экстатический» опыт. То, что для членов первобытного коллектива выступает как предмет некоего умозрения, мифологической веры, для шамана предстает в виде «мистического маршрута», по которому ему предстоит совершить экстатическое путешествие. Иными словами, шаман мистически конкретизирует и актуализирует в своем персональном опыте то, что изначально представлено в виде некоего абстрагированного (по крайне мере, персонально не актуализированного) знания. Шаман делает то, о чем другие - его соплеменники - могут только думать и говорить.

    Харизматический характер шаманизма позволил Е. А. Торчинову рассматривать его именно как «технику экстаза» .

    До настоящего времени шаманские практики и ритуалы сохраняют популярность среди многочисленных коренных народов Сибири, Бурятии, Хакасии, Чукотки и др.

    Тотемизм - феномен под которым чаще всего подразумевают одну из древнейших форм первобытной религии.

    Этим термином обычно обозначают деление племени на группы, связанные родством по мужской или по женской линии. причем каждая из таких групп верит в свое родство с тотемом - чаще всего животным (сыновья койота, сыновья ворона и пр.), реже растением (сыновья кукурузного початка), неодушевленным предметом или даже природным явленем (сыновья Большой Медведицы, сыновья Грома) - который считается предком данной группы. Нередко у тотемических групп существуют материальные эмблемы, имеющие сакральное значение (как, например, чуринги австралийцев, столбы-тотемы у американских индейцев)). Родовой тотем обычно запрещено убивать и употреблять в пищу (иногда даже избегают встречаться и как-либо соприкасаться с ним), он считается мистическим покровителем данной группы, на него можно воздействовать с помощью определенных магических приемов. В отдельных случаях связь с тотемом устанавливается путем его ритуального умерщвления и коллективного поедания, в котором участвуют все члены данной группы (яркие примеры: «медвежий праздник» у енисейских кетов, во время которого все члены группы обязаны поедать убитого медведя – тотема племени, чтобы к этому тотему приобщиться; растерзание и поедание верблюда у некоторых аравийских племен в доисламский период и пр.). Табу на убийство тотема временно отменяется, во время коллективной трапезы члены группы приобщаются к своему общему предку; в то же время они нередко просят у него прощение за совершенное убийство (именно так и поступают во время "медвежьих прадников" у енисейских кетов, сахалинских айнов и т.п.). Тотемизм имеет свою мифологию - это представление и мифы о тотемическом предке (предках). Иногда с предствлениями о тотемических предках бывает связана вера в перевоплощение - реинкарнацию, в то, что тотемические предки вечно воплощаются в своих потомках. Особенно распространены были такие верования у аборигенов Австралии; у других народов они представлены менее отчетливо. Тотемистические представления также отражают тесную связь первобытного коллектива с его территорией.

    Тотемы североамериканских индейцев

    Сам термин "тотем" взят из словаря североамериканских индейцев (алгонкинов) и впервые был употреблен в европейской научной литературе Дж.Лонгом в конце XVIII в. Интерес научной общественности к этому явлению особенно возрос в конце XIX - начале XX вв. после работ Дж.МакЛеннана "О культе животных и растений" и Дж.Фрэзера "Тотемизм" и "Тотемизм и экзогамия". Дж.Мак-Леннан выделил в т. три составные части: фетишизм, экзогамию (обычай вступать в брак вне данной группы) и матрилинейный счет родства (т.е. определение родства по материнской линии). Дж.Фрэзер видел основу т. в возможности магического воздействия на свой тотем (отразившуюся, в частности, в обрядах "размножения" тотема). Эти воззрения в более расширительном толковании - сохранении в тотемистических верованиях элементов промысловой магии (воздействие на тотем как на предмет промысла) - высказывали впоследствии и другие исследователи. В.Робертсон-Смит утверждал, что в основе т. лежит концепция, согласно которой природа, как и человечество, разделена на группы вещей по аналогии с кровнородственными группами в человеческом обществе. Однако еще Э.Тайлор предупреждал против искусственного раздувания проблемы т., подчеркивая, что, по его мнению, этому явлению принадлежит довольно скромное место в религиозых и социальных системах; кроме того, он обращал внимание на тот факт, что экзогамия в ряде случаев существует без тотемизма и, следовательно, эти явления не находятся в неразрывной связи.

    Особенно велик был интерес к тотемизму в 1910-1920-е гг., когда появилось множество работ, посвященных этой теме, а в журнале "Антропос" начиная с 1914 г. и в течение 10 последующих лет существовал раздел "Проблема тотемизма", в котором публиковались труды виднейших ученых. Существовало множество (около 40) версий происхождения тотемизма, их обзору посвящена известная работа А ван Геннепа "Современное состояние тотемической проблемы". С точки зрения самого ученого, тотемизм - это распределение между вторичными группами общества участков территории со всем, что на ней живет и произрастает, т.е. существует тесная связь тотемизма с промысловой магией.

    Еще английский этнолог У. Робертсон Смит отмечал, что кровь жертвенного животного символизирует единение первобытного коллектива со своим божеством, а ритуальное умерщвление и поедание жертвенного животного - это прототип всякого жертвоприношения, заключение союза между таким коллективом и его божеством. О том, как возникли представления о связи того или иного первобытного коллектива с определенным животным, высказывались разные мнения, хотя, по-видимому, они коренятся в психологии первобытного человека. Французский антрополог Э.Дюркгейм считал тотемизм первоначальной формой религии. Он пришел к выводу, что главным объектом тотемистических верований является не конкретное животное, растение или изображение, а некая безличная и анонимная сила, которая находится внутри них, но не смешивается с ними. Он полагал эту силу богом - безличным, без имени, без истории, имманентным миру. Тотемические животные и изображения, таким образом, символы этой безличной силы. В то же время тотем - символ первобытного клана, его бог, в лице которого клан чтит самого себя. Иными словами, тотемизм определялся им, отчасти следуя Робертсону Смиту и Р. Турнвальду, как форма самопочитания первобытного коллектива.

    У. Риверс определял тотемизм как совокупность трех элементов: социального (связи животного, растения и т.п.) с определенной (причем, экзогамной) группой людей; психологического (веры в родство членов этой группы и ее тотема); ритуального (почитание животного, растения или материального объекта, выражающееся в запрете на его употребление, кроме отдельных случаев).

    Одни исследователи сосредоточивали свое внимание на социальном аспекте проблемы (Э.Лэнг, Г.Кунов, Ф.Гребнер, В.Шмидт и др.). Другие специально обосновывали ее религиозную сторону (Э.Тайлор, Дж.Фрэзер, В.Риверс, В.Вундт) или психологическую (Б.Анкерман, Р.Турнвальд) - чувстве единения между определенной социальной группой и тотемом, а также на коллективизме первобытного мышления, лежавшего в основе тотемистических верований.

    З.Фрейд предложил свое понимание проблемы тотемизма. В книге "Тотем и табу" он проводит аналогию между отношением к животному у первобытного человека и у ребенка - оба не отделяют себя полностью от животного мира. Возникновение фобий того или иного животного, являющегося, согласно его теории, заместителем отца, к которому ребенок испытывает амбивалентные чувства страха и обожания, происходит в результате перенесения этих чувств на животное. Следовательно, согласно З.Фрейду, тотемическое животное у первобытных народов - это заменитель образа отца, а сам тотемизм произошел из эдипова комплекса. Тотемическое жертвоприношение он объясняет тем же - желанием сыновей убить и съесть отца (его животного заменителя) и занять его место.

    Но уже в 1920-е гг. высказывались скептические взгляды на проблему тотемизма. Так, некоторые представители американской исторической школы (А.Гольденвейзер, Р.Лоуи) отрицали тотемизм как феномен и особую форму религиозных верований. А.Гольденвейзер, в частности, оспаривал взаимосвязь трех феноменов которые многие исследователи считали непременными атрибутами тотемизма: клановой организации, приписывания кланам животных и растительных эмблем и веры в связь клана и его тотема. Р.Лоуи вообще не был уверен в существовании тотемизма как такового.

    В дальнейшем наметился спад интереса к проблеме тотемизма. В "Антропологии" А.Кребера (1923), "Общей антропологии", написанной Ф.Боасом совместно с учениками (1938), "Социальной структуре" Дж.Мэрдока (1949) ей уделено совсем немного внимания. Оспаривалась также сязь тотемизма и экзогамии, которую прежде нередко рассматривали как причину т.

    Глава культурно-морфологической школы Ад.Иенсен отрицал тотемизм как форму религии и полагал, что это - перенесение на первобытный коллектив более ранних идей - "настоящего тотемизма" (веры в мифических полуживотных предков, восходящей к вере в божественного "хозяина зверей"). А.Элькин, Х.Петри и А.Шлезнер выделяли в Австралии "культовый тотемизм", который, по их мнеию, является первичным по отношению к "социальному тотемизму". Крупный этнолог-автраловед А.Элькин не подвергал сомнению существование тотемизма, но он как бы "дробил это явление, выделяя тотемизм идивидуальный, половой и т.д.

    Сторонники функционализма не отрицали существование тотемизма как феномена, но объясняли его в соответствии со своей теорийе. Так, Б.Малиновский сводит тотемическую проблему к трем вопросам. Культ животных и растений в тотемизме он объясняет тем, что они необходимы человеку в качестве пищи и потому вполне естественно оказываются в центре интересов первобытной группы. Вера в родство человека с животным коренится, по его мнению, в сходстве многих биологических функций человека и животного и даже, в представлении первобытного человека, о превосходстве некоторых животных над человеком. Желание контролировать тот или иной вид животных (с тем, чтобы он был доступен в качестве объекта охоты или не представлял опасности) приводит, согласно Б.Малиновскому, к возникновению идеи общности с тотемным животным, а также к установлению запретов на убийство тотема и т.п. А.Рэдклиф-Браун рассматривал тотемизм как частный случай формулирования связей человека с природными видами в мифе и ритуале. Он также отрицал, что тотемизм - это универсальное явление, полагая, что существует множество различных феноменов, связанных с разными институтами; единственное, что их объединяет - это ассоциация отдельных сегментов общества с какими-либо растительными или животными видами.

    Тотемизм в Древнем Египте

    По мнению Э.Эванс-Притчарда, тотемическая связь коренится не в самой природе тотема, а в тех ассоциациях, которые он вызывает в человеческом сознании, т.е. на живые сущсства и предметы проецируются понятия и эмоции, которые находятся вне их.

    Глава Венской школы Й.Гекель полагал, что тотемизм развивался на основе различных источников, основным из которых было "социализирование" определенных видов животных.

    Кл.Леви-Строс, с одной стороны, считал проблему тотемизма надуманной, не отвечающей реальности. Он указывал на искусственность образования самого слова "тотем", которое в таком виде не существует в языке индейцев оджибве алгонкинской группы и отмечал, что у них никогда не встречалось верование, основанное на том, что члены клана были потомками тотемного животного и что оно было предметом культа. С другой стороны, он рассматривал тотемизм как способ классификации явлений природы, не отличающиийся принципиально от классификаций, применяемых средневековой и даже в ряде случаев современной наукой. Логика тотемистической классификации основана на идее сходства. Поэтому вся система тотемистических верований, согласно Кл.Леви-Стросу, - это система кодов, устанавливающая логическую эквивалентность между естественными видами и социальными группами.

    Представители советской этнографической школы в своих попытках объяснить феномен тотемизма придерживались, что было неизбежным, марксистского подхода к религии и выступали последователями эволюционистских взглядов. С.П.Толстов рассматривал тотемизм как форму сознания связи членов одного коллектива и его противоположности другим коллективам. По его мнению, в основе тотемизма лежит чувство связи с некоторыми видами животных или растений, единства человеческой группы с занимаемой ею территорией находящимися на этой территории производительными силами. Ученый полагал, что тотемизм явление более древнее, чем родовая организация. А.Золотарев утверждал, что тотемизм - это первая форма религиозного отражения кровного родства. А.Анисимов видел центральную идею тотемизма исторически развитое идеологическое отражение некоторых особенностей кровнородственной структуры социальных групп. С.АТокарев, полагая, что самое главное и труднообъяснимое в тотемизме - это вера в родство, некую мистическую связь между первобытным кланом и его тотемом, утверждал, что в основе тотемизма как древнейшей формы религии лежит перенесение кровнородственных отношний на внешний мир, отражение древнеродовой структуры общества с превалирующим типом кровнородственых социальных связей.

    Не раз указывалось, что в системе тотемистических представлений животное играет далеко не видную роль - это может быть растение, предмет и т.д. Некоторые исследователи (Ф.Гребнер, В.Шмидт и др) пытались объяснить, почему то или иное животное (растение и пр.) становится тотемом данной группы экономическими причинами - тотемом, по их мнению становилось животное или растение, бывшее предметом экспорта данного коллектива. Ю.И.Семенов считает, что существенную роль в формировании тотемизма сыграла специализация отдельных охотничьих групп на промысле определенного животного, которое впоследствии становилось тотемом данной группы.

    Смысл ритуального умерщвления и поедания тотема, который обычно табуирован, заключается, по мнению ряда исследователей, в том, чтобы сильнее закрепить связь клана со своим тотемом (иногда этот обряд называют "богоядением" как прообраз более поздних ритуальных трапез).

    Обращаясь к вопросу о тотемических предках, исследователи иногда считали их реальными людьми, обожествленными после их смерти, хотя еще Л.Леви-Брюль отмечал, что не следует смешивать мифологических (тотемических) и реальных предков первобытного коллектива. Но чаще исследователи признают, что это не реальные родоначальники той или иной группы, они нередко наделены фантастическими чертами и свойствами, представления о них достаточно расплывчаты. Вслед за Б.Малиновским, объяснившим связь между мифом и ритуалом и указавшим, что мифология есть своего рода оправдание ритуальной практики, многие исследователи считают таких предков мифологической персонификацией чувства единства данной группы. Тотемических предков рассматривают как религиозно-мифологическую санкцию обычаев данного первобытного коллектива: учредителей тотемических обрядов и запретов. Некоторые ученые (М.Фортес) вообще связывают возникновение т. с культом предков, полагая, что отношения между людьми и тотемными животными представляют собой символ отношений между людьми и предками в плане мистической причинности.

    Некоторые ученые считают многочисленные мифологические сюжеты о сексуальных сношениях людей (особенно женщин) с животными первоначально связанными с тотемистическими представлениями о реинкарнации тотемических предков.

    Высказывалось также предположение, согласно которому тотемические предки могли выступить в роли древнейших "культурных героев". Некоторые ученые (Л.Леви-Брюль, Д.Е.Хайтун) истолковывают антропозооморфные изображения, а также изображения людей в звериных масках эпохи палеолита как образы тотемических предков.

    Некоторые исследователи считают разного рода табуаирование, зоолатрию (поклонение животным), поклонение зооантропоморфным божествам (имеющим черты человека и животного), веру в оборотней, представления о метемпсихозе (переселении душ) и т.п. пережитками тотемизма. По-видимому, такой взгляд правомерен, если удается установить связь между подобными представлениями и коллективом (особеннно если последний носит имя данного животного). Ряд ученых рассматривает почитание определенного животного каким-либо племенем или даже целым народом как проявление поздней стадии развития т. - племенного тотемизма; другие отрицают это явление. Отголоски тотемистических верований прослеживают в мифологических еистемах самых различных народов (ообенно в древнем Египте и Индии).

    Литература: Фрейд З. Тотем и табу. Пг., б.г.; Золотарев А. Пережитки тотемизма у народов Сибири. Л., 1934; Хайтун Д.Е. Тотемизм, его сущность и происхождение. Душаббе, 1958; Семенов Ю.И. Возникновение человеческого общества. Красноярск, 1962; Токарев С.А. Тотемизм // Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990; Fraser J.G. Totemism and Exogamy. V.1,2. L., 1910; Van Gennep A. L"etat actuel du probleme totemique. 1920; Thurnwald R. Die Psychologie des Totomismus // Anthropos. 1917-1918 Bd.XII-XIII; Goldenveiser A. The method of investigating totemism // Anthropos. 1915-1916. Bd.X-XII; Lowie R. Primitive Society. N.Y., 1925; Durkheim E. Les formnes elementaires de la vie religieuse: lt systeme totemique en Australie. P., 1912; Levi-Bruhl L. Mythologie primitive, P., 1935; Malinowski B. Myth in Primitive Psychology. L., 1926; Makarius R., Makarius L. L"origine de l"exogamie et du totemism. {., 1961; Levi-Strauss Cl. Le totemism aujourd"hui. P., 1962.

    Кеты: мифы и реальность. Ритуалы, обряды, легенды

    Сокровищница кетской мифологии богата удивительными и красивыми легендами, объясняющими сотворение мира и происхождение многих природных явлений. Когда-то кеты жили в верховьях Енисея, на плодородных землях, не зная ни нужды, ни печали. Но однажды на них с юга напало племя людоедов. Кеты построили лодки и поплыли в них по Енисею, вручив свою судьбу духу реки и молясь о спасении. Людоеды не умели плавать, поэтому они хватали горы и бросали их в реку – так появились речные пороги. Но Енисей разбивал горы своим мощным потоком и нес лодки дальше. В районе Туруханского края людоеды устроили самую мощную засаду, бросив в реку несколько огромных гор, и Енисей никак не мог пробиться через них. Тогда он разлился озером, поднял свои воды и начал вливаться в долину Оби. Мощный шаман Альба, наблюдая за происходящим, пожалел людей и огромным ножом рассек скалы. Так Енисей прорвался в Туруханскую долину, где и поселились племена кетов.

    Медвежий ритуал (Медвежий праздник)

    В мифологии кетов медведь выступает как Божество, дух-хранитель, тотемное животное, хозяин нижнего мира и звериный двойник человека. Он считался помощником шамана, воплощением его души и даже оборотнем. Культ медведя пронизывает всю концепцию мира, которой придерживаются кеты. Ритуал, демонстрирующий тождество медведя и человека, называется «Медвежий праздник» или «Медвежья охота». После убийства медведя с него снимается шкура – это первый этап приобщения животного к человеческому естеству. Затем начинается вкушение медвежьего мяса – так медведь сливается с человеком, и различия между ними стираются окончательно. Этот обряд в кетских племенах сохранился до сих пор. Перед охотой или после удачного ее завершения, а также во время обрядов врачевания кеты совершают ритуальный танец – в медвежьих масках и шкурах, в сопровождении медвежьих песен.
    У кетов медведь считается покровителем целительства, причем, от его благосклонности зависит не только здоровье людей, но и домашних животных. Поэтому перед тем, как шаман собирался лечить больного, он с помощью специальных заклинаний призывал дух медведя. Особо могущественные шаманы сами могут перевоплощаться в этих животных, а во время магических ритуалов превращают в медведей и других людей.

    Еще о кетской мифологии:

    Хоседэм – богиня зла, которая живет в одном из ущелий в скале на берегу Енисея и насылает на людей порчу, болезни и неприятности. Томэм – светлая Богиня, которая противостоит Хоседем и живет на небе, под солнцем. Когда-то она была женой Еся, но потом изменила ему с месяцем, и он изгнал ее из своих владений.
    Одним из активных участников кетских мифов является Альба – первый человек на земле, который принимал участие в сотворении мира. Альба контролирует жизнь людей и помогает им в случае опасности. Однажды он решил избавить мир от Хоседэм и погнал ее на север вдоль Енисея, но она превратилась в стерлядь и скрылась в темных водах реки. Альба прыгнул за ней, но она вдруг взмыла в небо, обернувшись птицей. Он помчался за ней по небу в огромных санях, оставляя след в виде Млечного пути. В результате ему удалось если не избавиться от Хоседэм, то хотя бы загнать ее на север, где она и живет до сих пор.

    Жаль, что кетов осталось очень мало - благодаря европеизации территории России происходит вымирание старых кетских традиций и культов. Многих косит голод и алкоголизм. И прогнозы ученых неутешительны – со временем эта нация исчезнет с лица земли. И вместе с ней канет в небытие богатая культура, которая развивалась на протяжении многих веков. Воспоминания о кетских обрядах и ритуалах останется лишь в истории. Может быть, кеты просто уходят обратно на звезды, откуда пришли? Наверно, они выполнили свою миссию на нашей планете, и Альба приказал им вернуться назад. Жаль, если они нас покинут…