Семья основы мировых религиозных культур. Открытый урок по орксэ на тему "семья" (4 класс)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»Урок по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,
учитель начальных классов

Боголюбово, 2012

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

План изучения материала:1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?

Этапы урокаI. Вызов
II. Осмысление учебной задачи
III. Открытие нового знания
IV. Рефлексия

I. ВызовЦель: выявить эмоциональный настрой детей, настроить на работу.
Задание: выберите то «солнышко», которое больше нравится.

Слайд №10

II. Осмысление
учебной задачиЦель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме «Семья».
Задание:
Сформулировать вопросы по теме урока, на которые нужно найти ответ.

Учитель ставит перед детьми проблемные вопросы.

Слайд №11

III. Открытие нового знанияЦель: изучение нового материала.
Задания:
1. Выстроить ассоциативный ряд со словом «семья».
2. Узнать происхождение слова «семья».
3. Рассказать о своей семье.
4. Назвать признаки дружной семьи.

Слайд №12

III. Открытие нового знанияЛегенда
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек,
но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров.
И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил
их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и
сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами
понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите
видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный
совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться
друг к другу, придерживаясь этих качеств: понимание, любовь,
доверие, доброта, забота, помощь, дружба.»

Слайд №13


5. Групповая работа. (Работа с учебником): Найти в учебнике ответ на вопрос:
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Слайд №14

III. Открытие нового знанияЗадания:
6. Прочитать библейскую историю и ответить на вопрос: Как дети должны относиться к своим родителям?

Слайд №15

III. Открытие нового знанияУ Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.

Слайд №16

III. Открытие нового знанияЗадания:
7. Вспомнить пословицы, поговорки, стихи о семье.
На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм
построить.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Путинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по курсу ОРКСЭ

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

«Семья»

Подготовила: Степанова Лидия Григорьевна,

учитель начальных классов

Путино, 2014

План – конспект урока

1. Тема урока: Семья

2. Дата проведения: 2014-2015 учебный год

3. Класс: 4

4. Тип урока: комбинированный урок

5. Цель урока: формировать образовательные компетенции учащихся школы I ступени (информационные, коммуникативные и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

6. Учебные задачи, направленные на достижение:

1) личностных результатов обучения:

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;

Формирование начальных форм личностной рефлексии – регулятивные УУД;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

- формирование умения взаимодействовать в группах – коммуникативные УУД.

3) предметных результатов обучения:

- раскрытие понятия «семья», выявление его отличительных признаков,

Обогащение словарного запаса, развитие речи, мышления, творческого воображения,

Воспитание уважения к членам своей семьи.

7. Используемые учебники и учебные пособия:

Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

8. Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».

9. Основные понятия: «семья», «дружная семья».

10. План изучения материала:

1) Что такое «семья»?

2) Как традиционные религии относятся к семье?

3) Как должны относиться друг к другу родные люди?

4) Как составить семейный герб?

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация

2. Осмысление учебной задачи

3. Целеполагание

4.Открытие нового знания

5. Физминутка

6.Домашнее задание

7. Закрепление

8. Рефлексия

Ребята, посмотрите внимательно на доску и выберите тот «смайлик», который больше нравится.

Сегодня мы рассмотрим очень интересную и важную тему.

О чём мы поговорим на уроке? (На доску вывешивается карточка с надписью «семья»)

Как вы думаете, что мы должны узнать при изучении данной темы?

Мы также ответим на вопросы:

1. Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

2. Как называются люди, объединённые одной семьёй?

3. В каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

Как вы понимаете слово «семья»?

Давайте узнаем о происхождении этого слова.

Раньше семьи всегда были большими. А сейчас есть семьи и большие, и маленькие.

А у вас семья большая? Расскажите о своей семье.

Наша дружная семья:

Мама, папа, брат и я.

Спортом любим заниматься,

И, конечно, закаляться.

Мы – счастливая семья,

Мама, папа, брат и я.

Какая семья называется дружной? (На доску вывешивается карточка с надписью «дружная семья»)

О дружных семьях слагают легенды. Послушайте одну из них «Как появилась дружная семья».

Напишите качества дружной семьи.

Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА.

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить: мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Поговорим об отношении традиционных религий России к семье. На какой вопрос мы должны ответить?

Каждая группа получает задание.

Проверяем.

Почему часто говорят, что слово «семья» означает «семь я»?

Как называются люди, объединённые одной семьёй?

Родственники бывают ближними и дальними. Кого можно назвать самыми близкими вашими родными?

А кем вы приходитесь своим родителям, как вас называют?

Но ведь у ваших мам и пап тоже есть родители. И они тоже очень вам близки, любимы и тоже приходятся вам родными людьми. О ком идёт речь?

А если у ваших мам и пап есть братья или сёстры, кем они вам приходятся?

Как вы думаете, в каком случае родители могут сказать о своих детях: «Это моя защита и опора в старости»?

Какие пословицы и поговорки о семье вы знаете? Как вы их понимаете?

Что же такое семья?

Ребята, мы поговорили о семье. Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности. Я предлагаю вам создать образ своего семейного герба.

Каким может быть герб?

Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

Что может быть изображено на гербе?

Дома вы нарисуете ваш семейный герб.

А теперь представьте, что ваши родные пришли к нам в класс, давайте скажем им несколько тёплых слов.

На доске записаны незаконченные предложения:

1. Мама и папа для меня самые …

2. Я доверяю свои тайны …

3. Я люблю бабушку за то …

4. Свою семью я считаю …

5. Родным я хочу пожелать …)

Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми.

Ребята, посмотрите внимательно на доску и прикрепите свой смайлик к словам «семья» или «дружная семья».

Я приготовила вам подарок.

Звучит песня в исполнении Л.Лещенко «Родительский дом».

Выходят к доске и выбирают «смайлики».

Ученица читает:

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

О семье.

Что такое «семья»?

Для чего люди создают семью?

Как члены семьи должны относиться друг к другу, чтобы в семье было радостно жить?

Как традиционные религии относятся к семье?

Выстраивают ассоциативный ряд.

Работают со школьным этимологическим словарём: Семья – от семь «домочадец». Семья – «живущие в одном селении».

2-3 ученика рассказывают о своих семьях.

Называют признаки дружной семьи.

Читает заранее подготовленный ученик: «Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…»

Дети пишут качества дружной семьи.

Как должны жить люди в браке?

(Групповая работа)

Работа с учебником: Найти в учебнике ответ на вопрос:

1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?

2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?

3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?

4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Ответы учащихся 1-4 групп.

Родственники, родные.

Родителей: маму и папу.

Дети, ребёнок, сын, дочь.

Бабушки и дедушки.

Дядями и тётями.

На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм построить.

Ответы детей. Дети пишут слова на листочках и прикрепляют к доске вокруг слова «семья».

Возможные ответы учащихся

Продолжают предложения.

Регулятивные УУД (оценка)

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУДП

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД (постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Личностные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Личностные УУД

Личностные УУД

Регулятивные УУД

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.Л. Беглов, Е.В. Саплина, Е.С. Токарева, А.А. Ярлыкапов. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012.

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. М. : Просвещение, 2012.

    Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 8.

    Вкладка к журналу «Начальная школа», 2011, № 10.

Просмотр содержимого презентации
«ОМРК»

Семья

Основы мировых религиозных культур

Степанова Л. Г. учитель начальных классов МБОУ «Путинская СОШ»



У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.




Понимание Любовь

Уважение Доверие

Доброта Забота

Помощь Дружба


  • 4. Одно из главных назначений семьи в буддизме – это ответственность и забота – о детях, о родителях, о монахах.

В слове семья много поучительных загадок и открытий. Это слово можно разделить на «СЕМЬ» и «Я», т.е. семеро таких же, как я. И, действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, взглядом, голосом.

Число «7» само по себе особенное - оно простое. Потому оно говорит нам, что семья – единое целое. Как раз в семье во всей силе должен действовать принцип – все за одного и один за всех. Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, это сестры, братья


  • Счастлив тот, кто у себя дома.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Не нужен и клад, коли в семье лад.
  • При солнышке - тепло, при матери – добро.
  • Согласную семью и горе не берет.
  • Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть.





  • 1. Музыка с песней «Родительский дом» с диска.
  • 2. http://yandex.ru/images

Модуль предполагает изучение основ мировых религий (буддизм, христианство, ислам) и национальной религии (иудаизм), направлен на развитие у учеников 4 класса представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религий, традиционных для нашей многонациональной страны.

На уроках дети осваивают понятия «культура» и «религия», узнают о религиях и их основателях. В процессе обучения они знакомятся со священными книгами, религиозными сооружениями, святынями, религиозным искусством, религиозными календарями и праздниками. Большое внимание уделяется семье и семейным ценностям в религиозных культурах, милосердию, социальным проблемам и отношению к ним в разных религиях.

В первом содержательном разделе модуля рассматриваются основы религиозных культур. Главная задача при изучении этого раздела заключается в том, чтобы учащиеся составили представление об образце, духовно-нравственном идеале человека, которое содержится в изучаемых религиозных традициях, а также выработали понимание необходимости стремления к духовно-нравственному совершенствованию человека и общества. Дети знакомятся с выработанными веками способами нравственного развития людей, переданные потомкам через религию и культуру.



Изучение модуля «Основы религиозных культур» поможет детям не только расширить кругозор, но и лучше ориентироваться в жизни. Мы живём в стремительно меняющихся условиях, происходит интенсивная миграция населения, в школах учатся представители разных культур и конфессий. Для того чтобы научить наших детей правильно, без конфликтов взаимодействовать между собой необходимо дать им знания об основных религиях народов России. Это позволит избежать ложных представлений, в какой-то мере защитит от влияния религиозных сект, будет способствовать формированию понимания ценностей религиозной культуры и необходимости её сохранения, формированию представления о том, каким должен быть современный человек.

Основные изучаемые темы данного модуля: «Культура и религия», «Древнейшие верования», «Религии мира и их основатели», «Священные книги религий мира», «Хранители предания в религиях мира», «Человек в религиозных традициях мира», «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре», «Религии России», «Религия и мораль», «Нравственные заповеди в религиях мира», «Религиозные ритуалы», «Обычаи и обряды», «Религиозные ритуалы в искусстве», «Календари религий мира», «Праздники в религиях мира». Модуль информационно насыщен, на его изучение отводится всего лишь один час в неделю, поэтому для его усвоения необходима работа во внеурочное время, совместное обсуждение взрослыми и детьми изученного материала.

Вопросы и ответы

О преподавании комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

В общеобразовательных учреждениях города Москвы

(на основе наиболее часто поступающих вопросов от родителей )

Обязателен ли данный курс для изучения в четвёртом классе?

Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

Можно ли выбрать для изучения несколько модулей курса ОРКСЭ?

Родителям необходимо выбрать только один модуль. Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать их ребёнок.

Какие изменения произойдут в учебном процессе конкретного образовательного учреждения? Не будет ли изучение курса ОРКСЭ проводиться за счёт учебных часов по основным предметам (русский язык, математика, иностранные языки)?

Учебный процесс в каждой школе организуется в соответствии с учебным планом, разрабатываемым в школе самостоятельно на основе федерального базисного учебного плана, утвержденного государственным стандартом общего образования. Количество часов, предусмотренных учебным планом школы на изучение конкретного предмета, не может быть меньше количества часов, отведенных на изучение данного предмета федеральным базисным учебным планом.

Кроме этого, каждое образовательное учреждение имеет возможность самостоятельно распределять не менее 10% часов учебного плана, составляющих школьный компонент учебного плана (компонент участников образовательного процесса). Часы этого компонента могут быть использованы школой на введение дополнительных курсов, дисциплин, организацию индивидуально-групповых занятий, деление класса на подгруппы.

В связи с изменениями федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказы Минобрнауки России от 31.01.2012 г. № 69 и от 01.02.2012 г. № 74) курс ОРКСЭ становится обязательным для изучения учащимися четвертого класса (годовая нагрузка - 34 учебных часа). Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента (компонент участников образовательного процесса), что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

Наумова Анастасия Сергеевна

учитель начальных классов
ГБОУ школа№ 416 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Основы мировых религиозных культур.
Семья.

[Скачать]

Методическая разработка урока в начальной школе

Предмет: основы религиозных культур и светской этики

Предметный модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема: «Семья»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: сформировать представление о семье как о базовой ценности общества в традиционных религиях России.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить со значением слова «семья», его происхождением;

Сформировать представления об отношении к семье в традиционных религиях;

Развивающие:

Развивать речь, логическое мышление, внимание, память;

Развивать навыки работы с информацией и фотоматериалами;

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к своей семье;

Воспитывать в ребенке чувство ответственности за семью.

Планируемые результаты:

Предметные:

Знать значение слова «семья»;

Объяснять смысл пословиц о семье.

Личностные:

Уважительно относиться к членам семьи;

Понимать свою причастность к семейному коллективу;

Чувствовать ответственность за каждого члена семьи.

Метапредметные:

Развивать умение работать с графической и текстовой информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

Формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,

Формировать умение взаимодействия в группах.

Оборудование и материалы к уроку:

«Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур» - учебник для 4-5 классов, Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др.

Дополнительный материал: справочники, словари, пословицы, поговорки и высказывания о семье;

Иллюстративный материал: листы с изображением солнышка и незаконченными предложениями;

Наглядный материал: дерево и ленточки.

Формируемые на уроке УУД:

Личностные:

Формирование способности к самооценке;

Регулятивные:

Формирование умения самопроверки и взаимопроверки.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и понимать других;

Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

Формирование умения согласованно работать в группе и коллективе.

Познавательные:

Анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

Выбор оснований и критериев для сравнения;

Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

Использование материала для нахождения ответов на вопросы;

Формулирование способа выполнения задания;

Умение действовать по аналогии;

Установление причинно-следственных связей.

Техническое оснащение: компьютерная презентация, мультимедийный проектор, экран, доступ к интернет ресурсам.

Структура учебного занятия

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организация класса (1 минута)

Психологический настрой учащихся на урок.

Проверяют готовность к уроку, настраиваются на занятие.

2. Осмысление учебной задачи

(5 минуты)

Подводит к теме урока через обобщение ответов на загадки

Делают вывод о теме урока через обобщение ответов на загадки и вывод о целях урока

3. Изучение нового материала

(31 минута)

Обсуждает с учащимися значение слова «семья».

Предлагает подобрать ассоциативный ряд к этому слову.

Обращает детей к ребусу.

Предлагает поразмышлять о взаимоотношениях в семье на основе легенд и притч, пословиц и поговорок.

Дети высказывают предположения о значении слова «семья», читают определение в словаре. Выстраивают ассоциативный ряд к этому слову.

Читают легенды и притчи, делают выводы об их смысле.

Физминутка

(1 минута)

Настраивает учащихся на небольшой отдых.

Ученик проводит физкультминутку

Учитель обращает внимание учащихся на отношение традиционных религий России к семье.

Предлагает обсудить отношения детей и родителей в православной семье, сравнить с отношениями в семьях в других религиях.

Организует работу в группах -поиск ответов на вопросы по материалам учебника.

Организует учебную дискуссию по нахождению отличительных признаков священных сооружений.

Предлагает на листочках дописать предложения и обсудить получившиеся ответы.

Ученики обсуждают отношение традиционных религий России к семье.

Обсуждают отношения в семьях в традиционных религиях.

Работают в группах. Делают вывод о значимости семьи во всех религиях.

Определяют, какое священное сооружение они видят на иллюстрациях.

Дописывают предложения, обсуждают получившиеся предложения.

5. Рефлексия. Анализ и самоанализ урока.

Рефлексия урока, самооценка деятельности учащихся на уроке.

Обобщают сведения, полученные на уроке, самооценка.

6. Организованный конец (1 минута)

Разъясняет домашнее задание.

Благодарит за урок.

Записывают домашнее задание.

Благодарят учителя.

2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Методы и приемы:

Словесные методы – беседа, учебная дискуссия, рассказ-повествование, рассказ-заключение, объяснение;

Наглядные методы – метод иллюстраций, демонстраций, ассоциаций;

Метод самостоятельной работы по усвоению нового материала – анализ графической и текстовой информации, конспектирование;

Метод закрепления изученного материала – обобщающая беседа.

Формы организации работы на уроке:

Коллективная работа,

Самостоятельная работа,

Работа в группах и парах.

Средства обучения:

Материальные – учебная литература, учебное оборудование, технические средства обучения;

Идеальные – средства наглядности, учебные компьютерные программы по теме урока.

Материальные и идеальные средства обучения используются в совокупности, взаимно дополняя друг друга. Поэтому граница между ними часто бывает условной: материальный объект может быть описан словами, а мысль или образ могут быть переведены в материальную форму. При этом материальные средства обучения возбуждают интерес, привлекают внимание и незаменимы при отработке практических действий, идеальные – помогают понять сущность процессов и явлений, запомнить, описать и объяснить их, постичь логику рассуждений, выработать культуру речи, развить интеллект.

Средства обучения и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Данное занятие соответствует требованиям ФГОС.

Ход урока

1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро.

При встрече здороваться: «Доброе утро»

– Доброе утро и солнцу и птицам.

– Доброе утро улыбчивым лица,

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

2. Осмысление учебной задачи

С хорошим настроением мы начинаем наш урок. Говорить будем о важной и близкой для каждого человека теме. А о чем именно, вы узнаете, если отгадаете загадки:

1. Кто стирает, варит, шьет,

На работе устает,

Просыпается так рано? -

Лишь заботливая... (мама)

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята, -

Это наш любимый... (папа)

3. Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться? -

Очень модная девчонка -

Моя старшая... (сестренка)

Молодцы, ребята с загадками мы справились. А что общего между отгадками? Назовите одним словом.

Сегодня мы поговорим о семье. (На интерактивной доске появляется слайд «семья»).

На какие вопросы вы хотели бы найти ответы на сегодняшнем уроке? (слайд 2)

3. Открытие нового знания

Ребята, а что же такое семья? Пока мы с вами обсуждаем ответ на этот вопрос, один ученик посмотрит значение слова «семья» в толковом словаре, а другой будет искать значение этого же слова в интернет-словаре.

Как вы думаете, кто еще является членами семьи? А как еще по-другому можно назвать всех членов семьи?

На партах у вас лежат листы с изображением солнышка. Напишите в центре солнышка «семья», а на его лучиках слова, с которыми оно ассоциируется.

Семья – словечко странное,

Хотя не иностранное.

– Как слово получилось,

Не ясно нам совсем.

Ну, «Я» – мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

Два дедушки,

Две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь «Я»!

Сейчас вы будете работать в группах. У каждой группы своё задание - легенда, притча, пословицы, поговорки и высказывания о семье. После того, как вы познакомитесь с содержанием вашего текста, мы обсудим его.

Итак, ребята 1 группы читали «Легенду о мудреце». (Приложение 1)

Расскажите о чём это легенда? Какой совет мудрец дал членам семьи, которые к нему обратились? Как вы его понимаете?

Ребята 2 группы читали притчу «Дружные братья». (Приложение 2). Расскажите о чём эта притча? Почему у нее такое название? В чём её смысл?

Прочитайте названия этих качеств: (на доске) ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ, ДОВЕРИЕ, ДОБРОТА, ЗАБОТА, ПОМОЩЬ, ДРУЖБА (слайд 4).

Если каждый член семьи будет следовать этим правилам, то в семье буду царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Ребята 3 группы читали библейскую притчу о Ное и его сыновьях. (Приложение 3). О чём эта притча? Чему она учит? Как вы думаете, в каком случае родители могут говорить про своих детей «наша опора и защита»?

4. Физминутка. Давайте немного отдохнем.

А теперь мы поговорим об отношении традиционных религий России к семье.

Семья - мама, папа, братья и сестры - играет большую роль в нашей жизни. Именно в семье многие люди узнают о традициях своего народа, своей страны, об основах веры. Семья в православии часто именуется церковью. Какие значения этого слова мы знаем? Так семья в православии называется малой церковью. Семья в православии - это школа любви. Учиться любить здесь могут все - и папа, и мама, и дети, ведь христиане считают, что трудно, невозможно полюбить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, - человека и тем более члена своей семьи. Любви к ближним и своим родным учили все святые, даже если они порой и ругают тебя. Сейчас ребята расскажут нам о преподобном Сергии Радонежском, который всю жизнь проповедовал любить ближних и почитать своих близких. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся) (Приложение 4) (слайд 5,6).

Как вы думаете, стоит ли обижаться на родителей, когда они вас ругают? Почему?

1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?

2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?

3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?

4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Как вы думаете, почему во всех религиях семья считается одной из самых важных ценностей? На страницах учебника мы увидели фотографии священных сооружений христиан, иудаистов, мусульман и буддистов. Как определить, какое сооружение в какой религии является священным?

Что же такое семья? Переверните листок с солнышком и закончите предложения:

1. Мама и папа для меня самые …

2. Я люблю бабушку и дедушку за то …

3. Я люблю вместе с братом (сестрой) вместе …

4. Свою семью я считаю …

5. Родным я хочу пожелать …

5. Рефлексия. Анализ и самоанализ урока.

Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Расскажите, что нового вы узнали на уроке, что запомнилось? (На доске появляется дерево).

Я предлагаю вам украсить наше дерево ленточками. Если вам на уроке было все понятно, работали с интересом, то украсьте дерево зеленой ленточкой, а если не все удалось, были трудности в понимании материала, то повесьте красную ленточку (слайд 8).

Ребята, я надеюсь, что вы оправдаете надежды своих родителей, станете хорошими и добрыми людьми (слайд 9).

Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы.

Семья - это важно! Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

6. Организованный конец.

Спасибо за урок.

Приложения к методической разработке

Предлагаемая информация для учащихся

Приложение 1

Легенда о мудреце

Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств…

Приложение 2

Притча «Дружные братья»

В одном селе жили два дружных брата. Хотя их дома находились по разным сторонам села, они жили в полном согласии, помогая друг другу.

Однажды осенью братья собрали урожай и поделили всё поровну. В ту ночь старший брат подумал: «Мы поделили урожай пополам, но это неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше, чем мне. Встал старший брат и ночью отнёс младшему мешок своего зерна. А в это время младший брат тоже лежит и думает: «Нет, мы неправильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно больше, чем мне». Под утро младший также украдкой отнёс мешок зерна старшему. Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнёс брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…»

А, это ты, куда так поздно?

В возрасте 10 лет юного Варфоломея (такого имя, которое родители дали Сергию Радонежскому при рождении) отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей заметно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и совестили его, сам же мальчик со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Низко поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания, о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:

При солнышке тепло, при матери добро.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. Л.Н. Толстой

Семейная жизнь, может быть, и никогда не бывает сплошным праздником. Умей делить не только радости, но и горе, беду, несчастье. В.А. Сухомлинский

В семейной жизни главное - терпение... А.П. Чехов

Сердце матери – это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. О.Бальзак

Приложение 6