Внеурочный развернутый план конспект по изо искусству. План-конспект учебного занятия по изобразительному искусству на тему

Козлова Ирина Григорьевна

МОУ СОШ р.п Соколовый Саратовского района

Учитель Изобразительного искусства

План-конспект урока по изобразительному искусству

класс: 5

27 урок

на тему: «Мой сияющий мир»

Выполнение эскиза росписи пасхального яйца

Учебник

«Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского, Л.А.

Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерский -М: Просвещение 2011 г.

Цели урока:

Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Расширение понятийнойбазы за счет включения в нее новых элементов

Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и внимание,

- познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни.

Задачи:

Личностные:самоидентификация; самоуважение и самооценка

Формирование художественного вкуса учащихся, осмысление места декоративного искусства в жизни общества, осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию наших предков.

Метапредметные управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и

Самостоятельность, речевая деятельность; навыки сотрудничества

Предметные: Учащиеся научатся понимать значение древних корней народного искусства; умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности; понимать условно-символический ха­рактер народного декоративного ис­кусства.

Тип урока:

Урок «открытия – нового знания»

Оборудование:

Для учащихся:

лист бумаги

ф-А4, шаблон яйца 2 шт. (маленький и большой), карандаш, краски (гуашь),

кисти №3, 4, 5,

салфетки, банки с водой, ластик;

для учителя:

ЭОР Мультемедийная установка, компьютер, презентация «Мой сияющий мир», конспект, нарисованная корзина с двухсторонним скотчем в середине.

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1 этап Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. Демонстрация слайдов

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Принимают учебную цель и задачу

Поиск решения учебной задачи

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3 этап Моделирование

Организует пробную работу на шаблонах, обсуждение составленных моделей

Фиксируют графически пробную работу. Осуществляют самоконтроль

Построение ориентированной

основы нового способа действия

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Воспринимают ответы обучающихся. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия

Построение логической цепи

Диагностическая работа, оценивание выполнения каждой операции

Участвуют в обсуждении содержания материала. Осуществляют работу по выполнению отдельных операций

Творческая практическая деятельность

Организует практическую работу, самостоятельную коррекционную работу

Осуществляют самоконтроль Выполняют работу, анализируют и оценивают результат.

Контроль

Контрольно-оценивающая деятельность

Осуществляют пошаговый контроль по результату. Рефлексия своих действий

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили.

Проводится рефлексия.

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Вопросы учителя:

Посмотрите, ребята на картинки (Слайд № 2), и скажите, что может их объединять?

В процессе ответов учащиеся приходят к выводу о теме урока – будем

расписывать пасхальные яйца.

А знаете ли вы, откуда пошла традиция, расписывать яйца? (Слайд № 3-4)

Согласно преданию, первое пасхальное яйцо Святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Мария пришла к Тиберию и объявила о Воскресении Христа, император сказал, что это так невозможно, как и то, что куриное яйцо будет красным, и после этих слов куриное яйцо, которое он держал, стало красно. - Почему именно яйцо, а не яблоко или груша?

Яйцо, как священная эмблема, каждого народа на Земле. Откуда этот вселенский символ? - Для человека разумного яйцо было известно, как наиболее удачно изображающее начало и тайну Бытия. Постепенное развитие невидимого зародыша внутри скорлупы, превращение этого зародыша в живое существо, которое разбивало свою оболочку, всегда должно было казаться постоянным чудом, т.е. яйцо сотворение мира, начало мира. Яйцо – символ возрождения природы и бесконечности жизни, не могло быть обделено вниманием и любовью народа. Его старались украсить, т.е расписать.

Почему славяне считали яйцо символом Вселенной?

Дети с учителем формулируют вопрос- проблему, на который нужно ответить. (Слайд № 5)

На слайде № 5 открывается текст.

Славяне его также видели и считали, что

скорлупа – небесный свод, белок – воздух и вода, желток – земля.

Вот и получилась Вселенная.

Способов украшать яйца очень много, от самых простых до самых сложных.

А вот как это делали, мы сейчас с вами и догадаемся:

Слайд № 6

А как вы думаете, почему этот способ украшения яйца называется «Крашенка»?

Открывается текст

Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко. Делается это к Пасхе и Проводам. Их освещали, после чего они считались святым подарком. С крашенкой связано немало легенд и обрядов. Считается, если утром в Светлое воскресенье, девушка положит в воду красное яичко, и умоется этой водой, то красивой будет весь год. На праздник Красная горка парни и девицы крашенки с горы скатывают.

Слайд № 7

А как вы думаете, почему этот способ украшения яйца называется «Крапанка»?

Открывается текст

Крапанка – это ещё один вид расписного яичка. Делалось оно так. Яйцо окрашивалось в какой-то цвет. А дальше зажигали восковую свечку, и капали на яичко воск. Он застывал, и яйцо делали дети. Так матери приучали дочек к работе с яйцом и воском для более сложной росписи в дальнейшем. Яички раскрашивались сырым, и поэтому с ними нужно было быть бережными. Иначе быть ему разбитым

Слайд № 8

А от какого слова произошло это название?

Открывается текст

Малёванка – это более сложный вид. Используется воск и специальные кистки или же просто кисточки, которыми разрисовывалось яичко. Женщина или дети рисовали на яичке всё, что захочется.

Слайд № 9,10

Открывается текст

Дряпанка – это яичко, которое царапают, таким образом, по одноцветной краске нанося орнамент. Царапают обычно с помощью какого-то металлического острия. Есть и ещё так называемая «прорезная роспись» - это когда из цельной скорлупы вырезают ажурное изделие.

Слайд № 11,12

- Писанки с мережками

Стали обережками,

В них мечта записана –

Зло сбивает писанка

Почему такое странное название?

Открывается текст

Писанка – самый сложный и самый древний вид росписи. Узоры и орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку, при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Какие основные цвета орнамента Писанок? (Слайд № 13)

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный.

Слайд № 14

Из чего ещё делались пасхальные яйца?

Открывается текст

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные Писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.

Слайд № 15

А это что за странное название?

Открывается текст

Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было в России традицией и старинным ремеслом. Но только мастера фирмы Фаберже сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного мастерства и изящества

Пробная работа учащихся

На маленьких шаблонах выполняется пробная роспись яйца.

По завершению работы дети прикрепляют на зафиксированную, на доске корзину.

Проводим обсуждение «Что получилось, а что нет?»

Практическая работа учащихся.

На листе А4 учащиеся выполняют эскиз расписного яйца.

1. Эскиз можно сделать на листе с помощью большого шаблона.

2. Нарисовать яйцо самостоятельно.

3. Нарисовать на большом шаблоне

Учащиеся выполняют работу, контролируют и оценивают результат.

Учитель устно выставляет оценки.

Выставка работ учащихся и обсуждение

Несколько учеников выходят к доске и рассказывают о своей работе.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные эскизы у вас получились.

Закончите фразу:

Я знаю…

Для меня стало открытием…

У меня получилось…

Поставьте оценки в дневники.

Домашнее задание: Подобрать иллюстра­тивный материал русских народных сказок с изображением людей или животных в образах людей.

Нестерова И.А. План-конспект урока ИЗО // Энциклопедия Нестеровых

План-конспект урока ИЗО - это план процесса преподавания с разбивкой по структурным элементам. План-конспект предполагает постановку задач исходя из учебного плана и с учетом сложности занятия, а также содержит программу урока, примерный состав учеников, необходимое оборудование и условия урока.

Составление план-конспекта урока ИЗО

Поскольку план-конспект урока составляется каждым учителем изобразительного искусства с учетом собственного опыта, то он является отражением творческого подхода учителя. План-конспект урока ИЗО - это структурная модель, создаваемая для того, чтобы помочь ученикам развить творческое усвоение приемов ИЗО. Школьный курс ИЗО содержит достаточно большой объем приемов и методов рисования, поэтому учителю нужно структурировать его в виде отдельных уроков.

План-конспект урока ИЗО состоит из основных разделов, характерных для всех план-конспектов. Как обычно, план урока содержит цели урока, оборудование, подробный ход урока и т.д. В расширенный план-конспект может входить также подробное описание того, что ученики должны делать по ходу урока. Зачастую план урока по изобразительному искусству не содержит домашнего задания, так как им обычно является задание закончить рисунок, начатый на уроке.

План-конспект урока изобразительного искусства отличается строгой структурой в отношении основных элементов. В остальном все зависит от методов преподавания конкретного учителя и его подхода к ученикам. Однако, не допускается тезисной модели построения, так как она отсутствует на уроках ИЗО.

Общая форма конспекта по ИЗО должна быть удобной для учителя, но обязательно содержать все основные элементы. При этом рекомендуется добавлять рекомендации общего характера, касаемо методики преподавания ИЗО. Из можно вынести за пределы традиционных элементов план-конспекта, который, однако, должен иметь продуманную структуру изложения материала.

Пример план-конспекта урока ИЗО

Тема урока ИЗО: "Люблю я Русь, за осень золотую. Рисование на заданную тему."

Цели урока:

Обратить внимание детей на особенности признаков осени в природе, на красоту форм и окраски растений;

Развивать у детей умения писать кистью, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти, примакиванием кисти к бумаге и мелкими мазками;

Прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте;

Учить заполнять цветом весь рисунок.

Оборудование для урока ИЗО:

Для учителя:

Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень":

Иллюстрации художника А. Белюкина на стихи А.Пушкина в книге "Уж небо осенью дышало":

Грамзапись "Октябрь" из детского альбома П. Чайковского "Времена года"

Большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками.

Для учащихся:

Белая и цветная бумага (голубая, светло серая, желтоватая или бледно зеленая);

Кисти и все необходимое для выполнения работы красками.

Уроку предшествует наблюдение учащимися за деревьями в школьном саду.

Ход урока ИЗО.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы урока.

После проверки готовности класса к уроку учащимся

Учитель говорит, что на уроке они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки.

3. Беседа.

4. Вопросы учителя:

а) Какое время года?

б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений?

в) Чем деревья отличаются друг от друга?

Ответы учащихся обобщаются:

Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде.

Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю.

Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо.

Работа с иллюстративным материалом.

Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И.Левитана "Золотая осень".

Нравится ли эта картина?

Объясните почему?

Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота.

Назовите деревья, которые вы видите на картинке?

Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине.

Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше?

На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А.Белюкина на стихи А.Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса;

Люблю я пышное природы увяданье

В багрец и золото, одетые поля…

А так же на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью.

Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками.

Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали.

5. Показ и объяснение учителя.

Учитель предлагает обозначить землю вдвое уже, чем небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет неба и сверху вниз (слева направо) до горизонтальной линии нанести эту краску на бумагу, как нарисовать облака. Тем детям, которые работают на цветной бумаге, цвет неба заменит ее цвет.

Затем учитель показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску.

После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.)

Учитель объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше.

Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев. Делаем это быстрыми движениями снизу вверх, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже.

Потом рисуем ветки. Располагаем их не симметрично, как это обычно рисуют маленькие дети, вокруг стволов, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе.

Цвет стволов пишем широкими мазками кисти.

Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. При этом используем еще один работы - метод примакивания кисти к бумаге.

И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой.

После объяснения весь иллюстративный материал убирается, чтобы он не мешал детям использовать свои личные впечатления.

6. Физкультминутка

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

7. Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе

Во время работы включается грамзапись пьесы "Октябрь" из альбома П.Чайковского "Времена года". Под звуки тихой музыки дети выполняют свои рисунки.

8. Выставка рисунков.

Проводится выставка работ и их анализ.

9. Итог урока. Чему учились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке ИЗО?

О чем вы расскажите дома?

Новые социальные запросы, отражённые в ФГОС, определяют главную цель образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Как же построить уроки русского языка и литературы, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения? Для этого необходимо знать критерии результативности урока, требования к его подготовке и проведению, анализу и самоанализу деятельности учителя и учащихся.

Известно, что наряду с общими подходами к планированию уроков по всем предметам (продуманные цели и задачи; оптимальные методы, приёмы и формы работы с классом; грамотное использование новых педагогических технологий, в том числе ИКТ; сотрудничество учителя и учащегося, основанное на проблемно-поисковых формах работы и т.д.) преподавание каждого предмета имеет свою специфику, свои особенности. В условиях введения ФГОС основного общего образования всё большую актуальность в школьном образовании приобретает проблема деятельностной модели урока, содержащей определённые структурно-содержательные этапы.

Что касается уроков литературы , то требования, предъявляемые к их построению, в принципе не устарели: триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания литературы. Чтобы урок был интересен детям, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала, использовать в своей практике нестандартные приёмы и инновационные технологии.

При анализе повести М.Булгакова «Собачье сердце» использовала материалы из книги Т.В.Рыжковой «Путь к Булгакову».

Конспекты уроков литературы по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»

Цели урока:

1.Образовательная: проведение композиционного и стилистического анализа текста повести; сопоставление образов Шарика и Шарикова; постижение авторской концепции.

2.Развивающая: развитие навыка работы с художественным текстом; развитие умений характеризовать героев повести; совершенствование навыка групповой и самостоятельной работы; совершенствование логического и творческого мышления.

3.Воспитательная: осмысливание, что значит воспитание и самовоспитание, культура, традиции в жизни и судьбе человека и общества; формирование системы ценностей.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная

Тип урока: открытие нового знания

Урок №1 Спор о собачьем сердце.

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Создание установки на анализ произведения.

Слайд 1 (портрет писателя, название повести)

Слово учителя .

К сегодняшнему уроку вы прочитали повесть М.Булгакова «Собачье сердце».

Март 1925 года. Михаил Булгаков заканчивает работу над сатирической повестью «Собачье сердце». Писал он ее по заказу журнала «Недра». Но повесть пришла к читателю в нашей стране только в 1987 году…

Слайд 2

Как вы думаете, почему повесть, написанная в 1925 г., была опубликована в России лишь в 1987 году? Что было такого в этой повести, что не понравилось правительству Советского Союза?

Ученики высказывают предположения (запретили печатать потому, что повесть – сатира на современность)

Учитель: Действительно, советская эпоха преследовала инакомыслие, и даже с высоких трибун было иронически сказано: «Мы за смех, но нам нужны подобрее Щедрины и такие Гоголи, чтобы нас не трогали». Булгаковский взгляд на современность был очень острым, сатирические выпады считались крамольными. М.А Булгаков писал:

Слайд 3: «На широком поле словесности российской в СССР я был один – единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженный ли волк, он всё равно не похож на пуделя». Известный критик, исследователь творчества писателя Всеволод Иванович Сахаров (род. В 1946г., член Союза писателей России, Доктор филологических наук) дал такую оценку повести:

Слайд 4:

«Собачье сердце»- шедевр булгаковской сатиры.

Сатира Булгакова — умная и зрячая». В. Сахаров

Эти слова станут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

Подберите контекстуальный синоним к слову зрячая.

Ученики: (честная )

УУД: личностные, смыслообразование

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа

Закрепление понятия о сатире, преодоление однозначности в восприятии персонажей и событий.

Учитель: Действительно, сатира всегда бывает честной, но редко дозволенной. Вспомним, что такое сатира. Против чего направлена сатира? Что является источником сатиры?

Ответы обучающихся

Учитель открывает слайд, ученики сверяют свои ответы с правильным

Слайд №5.

(Сатира — вид комического. Предметом сатиры служат человеческие пороки.

Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.)

Попытаемся разобраться, какие человеческие пороки и противоречия между общечеловеческими ценностями и реальной жизнью стали предметом сатиры М.Булгакова.

УУД: познавательные

Этап 3 Постановка учебной задачи

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности, выбор способа средств их реализации.

Учитель : Повесть посчитали крамольной в 1925 году и запретили.

Однако в 1988 году на экраны выходит фильм режиссера В.Бортко «Собачье сердце», который до сих пор с удовольствием смотрят зрители, а в театрах не перестают ставить спектакли по повести Булгакова.

Чем же повесть привлекает кино- и театральных режиссеров?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Повесть очень современна. Наше время и время Булгакова похожи.

Учитель: Итак, повесть актуальна и в наше время, потому ее читают, снимают фильмы и ставят в театрах спектакли. Предположим, что проблемы, волновавшие писателя, небезразличны и нам. Какие это проблемы?

Ученики: Предполагаемые ответы:

    Шариковы живут среди нас, а писатель предупреждал, как они опасны.

    Сейчас клонируют животных и говорят о клонировании человека.

Учитель: Возможно, вы правы. Попытаемся разобраться.

Моделирование проблемной ситуации и выход на проблему урока.

Включить кинофрагмент из фильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце», где Борменталь спорит с профессором Преображенским.

Как вы думаете, какова будет сегодня тема урока?

Ученики.

Предполагаемые ответы: спор о собачьем сердце.

Учитель: Запишите тему урока: «Спор о собачьем сердце».

Давайте подумаем, какую главную проблему мы с вами должны решить на уроке?

Ученики. Кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Учитель: Можем мы сразу ответить на этот вопрос?

Нет.

Какие цели своих будущих действий нам необходимо обозначить, чтобы дать ответ на этот проблемный вопрос?

Ученики.

Провести анализ текста и сопоставить образы Шарика и Шарикова.

Понять, какой бы ответ на этот вопрос дал автор повести, что думал автор, что его тревожило.

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование); коммуникативные

(умение слушать, вступать в диалог)

Этап 4 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа

Аналитическая беседа.

а) Приём «погружения в текст».

Учитель: Повесть открывается картинами Москвы середины 20-х годов. Представьте и опишите Москву. Чьими глазами мы видим жизнь?

Ученики: город, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди. Конкретизировать общие картины поможет обращение к деталям текста, которые могли бы подтвердить сложившиеся у учеников впечатления (столовая нормального питания и бар, судьба «машинисточки» и ее любовника, повар и швейцар, история Калабуховского дома).

Учитель: Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти? Ученики : расска з о квартире Филиппа Филипповича, где царят уют, порядок, человеческие отношения. Но эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером стремится ее разрушить, переделать по своим законам.

Учитель: что же соединяет эти два мира?

Ученики: Это Шарик, которого подобрал профессор Преображенский. Благодаря Филиппу Филипповичу пес перенесся из мира голода и страдания, мира, обрекавшего его на смерть, в мир тепла и света.

Учитель: М. Булгаков продолжил традиции русских сатириков М.Е. Салтыкова-Щедрина и Н.В. Гоголя. У Салтыкова-Щедрина Булгаков взял злободневное звучание, у Н.Гоголя – своего учителя, фантастичность сюжета, образов и даже композиционное построение произведения. Выполняя домашнее задание, вы должны были понаблюдать за композицией повести. А какова композиция повести?

б)Ученики представляют подготовленную дома презентацию , в которой очевидно разделение повести на две части

1 часть

2 часть

1 гл. Мир глазами собаки, встреча с профессором, выбор имени.

2 гл. Шарик в доме на Пречистенке: «перевязка», прием пациентов, визит домкома

3 гл. Шарик в доме на Пречистенке: обед, «разъяснение» совы, «ошейник», кухня, подготовка к операции.

4 гл. Операция.

5 гл. Дневник доктора Борменталя: превращение.

6 гл. Шариков в доме на Пречистенке: разговор профессора с Шариковым, выбор имени, визит Швондера, «разъяснение» кота.

7 гл. Шариков в доме на Пречистенке: обед, размышления профессора.

8 гл. Шариков в доме на Пречистенке: прописка, кража, пьянство, разговор профессора с Борменталем (поиски выхода), «покушение на Зину».

9 гл. Исчезновение Шарикова, Шариков и «машинисточка», донос на профессора, операция

Эпилог: «предъявление» Шарикова, Шарик после операции, профессор за работой.

(Композиция симметрична. Композиция кольцевая: Шарик вновь стал собакой.)

Учитель: каковы причины такого построения произведения?

Ученики делают вывод: зеркальная композиция повести подчеркивает изменения, происходящие в доме профессора и в людях, его населяющих. Вывод записывается в тетрадь.

в)Прием «словесное рисование»

Учитель : итак, Булгаков многие события первой части дает глазами собаки, возможно, для того, чтобы сопоставить Шарика и Шарикова. Представьте, что вы делаете иллюстрации к повести. Как бы вы изобразили встречу собаки и профессора? Что надо сделать, чтобы точнее нарисовать устную иллюстрацию?

Ученики : надо перечитать 1-ю главу . Перечитывают, уточняют детали. Возможное описание:

    На переднем плане — темная подворотня, змеится вьюга. Вдали мы видим из подворотни улицу, ярко освещенный магазин и кусок плаката, который надут ветром. Из магазина только что вышел человек в темном пальто, он движется по направлению к подворотне в «столбе метели». В подворотне на улицу ползет пес. Это ободранная дворняга, у нее грязная свалявшаяся шерсть, страшный ошпаренный бок. Видно, что движение дается псу с огромным трудом. Его голова приподнята, он следит за человеком, идущим ему навстречу.

Учитель: Какие качества Шарика вам симпатичны, какие нет?

Ученики : ум, остроумие, наблюдательность его ироничность, ненависть к пролетариям, дворникам и швейцарам; способность и сострадать, и ненавидеть, лакейскую угодливость.

УУД: познавательные – общеучебные (смысловое чтение, поиск информации), логические (анализ, классификация, выбор оснований для сравнения); личностные (нравственно – эстетическое оценивание); коммуникативные.

Этап 5 Самостоятельная работа

Цель этапа: совершенствование навыка самостоятельной работы и умения строить сотрудничество в группе.

Работа учеников в группах (самостоятельный анализ текста). Время выполнения – 5-8 минут. Каждая группа готовит выступающего, время ответа – 2 минуты.

I группа , анализируя 1-3-ю главы, должна ответить на вопрос:

— Что замечает Шарик в окружающей его действительности и как на это реагирует?

2 группа , анализируя 2-3-ю главы, отвечает на вопрос:

— Что нравится Шарику в доме профессора Преображенского и что – нет?

3 группа , работая с теми же главами, готовит ответ на вопрос:

— Как воспринимает пес обитателей квартиры?

4 группа (те же главы):

Как относятся к Шарику обитатели квартиры?

5 группа (те же главы):

Ученики (желательные ответы):

I группа:

— Пес очень наблюдателен, он хорошо знает жизнь, особенно то в ней, что связано с питанием. Он знает, что мир делится на голодных и сытых. Тот, кто «вечно сыт», «никого не боится», поэтому «не станет пинать ногой». Опасны голодные, те, кто «сами всего боятся». Шарик ненавидит «холуев». Он говорит, что «человеческие очистки — самая низшая категория». Но он и сочувствует людям, которых обманывают, над которыми издеваются те, кто недавно получил власть.

II группа:

— Шарику нравится в доме профессора, хотя после приема пациентов он называет квартиру «похабной». Но в ней тепло, спокойно. После разговора Филиппа Филипповича со Швондером Шарик убеждается, что профессор обладает большой властью. Шарик решает, что здесь он будет в полной безопасности: «Ну теперь можете меня бить, как хотите, а я отсюда не уйду». Нравится псу и то, что в доме его сытно и вкусно кормят, не бьют. Единственное, что его раздражает, так это сова. Пес боится голода и злых людей, а в доме все наоборот. Любимое место Шарика — кухня: там готовят еду, и там горит огонь.

III группа:

— После того, как Шарик понял, что в доме профессора ему нечего и некого бояться, так как и его хозяин никого не боится, он решил, что профессор — «волшебник, маг и кудесник из собачьей сказки». Во время обеда Филипп Филиппович окончательно получил звание божества. Как уже говорилось, еда, тепло и безопасность — главное для Шарика, и тому, кто ему это дает, он готов преданно служить. Шарик изучил звонок профессора, с лаем его встречает.

Он быстро покорил Дарью Петровну — повариху. Кухня — «главное отделение рая» для Шарика. И поэтому он подлизывается к кухарке. К Зине он относится пренебрежительно, именуя ее «Зинкой»; он не любит ее, так как она все время ругает его и говорит, что «он весь дом обожрал». Доктора Борменталя пес называет «тяпнутый» и совсем с ним не общается.

IV группа:

— Профессор Преображенский в общем жалеет Шарика: он велит его кормить как следует, говоря, что «бедняга наголодался»; он обращается с ним ласково, потому что считает, что ласка — это «единственный способ обращения с живым существом»; он никогда не бьет Шарика, даже когда тот «разъяснил» сову. Для Зины Шарик — причина вечного беспорядка в доме. Она считает, что профессор слишком балует Шарика, и предлагает отодрать собаку. Она не понимает, с чего Шарику оказываются такие любезности. Для нее он — обыкновенная дворняга. А Дарья Петровна сначала называла Шарика «беспризорным карманником» и не пускала в кухню, но пес «покорил ее сердце».

Учитель: Какова же система ценностей необычного пса?

Ученики : Главное для Шарика — это еда, тепло и безопасность. Именно это определяет его отношение к людям. В общем, он «продает свою душу» за кусок краковской колбасы. Отношение Шарика к людям определяется тем же: профессор — хозяин, и ему Шарик готов угождать, Дарья Петровна — «царица кухни», к ней ластится пес, Зина -прислуга в доме, и Шарик считает, что она и ему должна прислуживать. Доктор Борменталь никак не связан в сознании пса с едой и теплом, и поскольку укус его ноги остался безнаказанным, то доктор превращается просто в «тяпнутого».

Учитель : Нравится ли вам такая философия жизни? Почему? Каким словом вы бы могли ее назвать?

Ученики : Рабская

V группа выявила этапы изменения Шарика:

— Во-первых, Шарик изменился внешне. Профессор подобрал умирающего пса, с ошпаренным боком, с грязной свалявшейся шерстью, отощавшего от голода. За неделю он превратился в лохматого и «удивительно-жирного» «пса-красавца». Во-вторых, он изменился и внутренне: сначала он тревожился: «Зачем я понадобился профессору?» (его опыт ему подсказывал, что даром никто ничего не делает). Только что попав в дом, он подумал, что очутился в «собачьей лечебнице», и защищал свою жизнь — у него очень развит инстинкт самосохранения. Но увидев, что ему ничего не грозит, а, наоборот, его кормят и ласкают, Шарик начинает бояться лишиться всего этого и думает: «Бейте, только из квартиры не выгоняйте». Он решает, что Филипп Филиппович выбрал его за красоту. Он наглеет на глазах. Быстро оценив ошейник, потому что ему бешено завидуют все встречные псы, он приходит к выводу, что ошейник — своего рода пропуск в лучший мир и дает ему определенные права, например, лежать на кухне. Он забывает, что недавно был обыкновенной бездомной дворнягой, и уже не сомневается, что ничто не лишит его тепла и еды, и окончательно уверяется в том, что он — «собачий принц-инкогнито». Голодную и полную опасностей свободу он променял на сытую, спокойную жизнь, а гордость — на лакейскую угодливость.

Учитель : Какие ассоциации вызывает у вас история собаки?

Ученики : Предполагаемые ответы:

После революции многие люди, жившие в нищете и голоде, потянулись к теплой и сытой жизни, поверили многим обещаниям, решили, что мгновенно «станут всем». Революция — это эксперимент, который большевики поставили над всем народом.

УУД: познавательные(поиск информации, умение строить речевое высказывание); коммуникативные (умение сотрудничать в группе, вступать в диалог), личностные (знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения)

Этап 6 Рефлексия

Цель этапа: самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

Подведем общий итог урока:

Учитель : Изменилось ли ваше отношение к шарику? Как? Почему? (Это письменный вопрос.)

Ученики делают вывод:

Внутренняя речь Шарика, его оценки событий, размышления совместно с авторским описанием его поведения создают для читателя полную картину внутреннего мира пса.

Учитель :

— Ответили ли мы на проблемный вопрос урока: кто прав: доктор Борменталь, считающий, что у Шарикова собачье сердце, или профессор Преображенский, утверждающий, что у Шарикова «именно человеческое сердце»?

Ученики: — Нет.

Учитель: — На какие же вопросы мы получили ответ?

Ученики: — Сопоставили образы Шарика и Шарикова, увидели, какие перемены произошли, поняли, через какие приемы автор выразил свое отношение к персонажу и что его тревожило.

Учитель: следующий урок станет очередным шагом в разрешении проблемной ситуации, обозначенной нами на этом уроке, а для этого вы должны поработать над вопросами домашнего задания. Какие вопросы вы хотели бы задать мне или одноклассникам?

УУД: регулятивные (оценка), личностные (самоопределение), познавательные (решение проблемы), коммуникативные (умение участвовать в коллективном обсуждении)

Домашнее задание:

1. Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова, подготовив электронную презентацию (задание для всего класса).

2. Сравните поведение Шарика и Шарикова в эпизодах I и II частей: выбор имени (индивидуальное задание), обед (индивидуальное), посещение квартиры домкомом (индивидуальное).

3. Что, по-вашему, в Шарикове от собаки, что от Чугункина? Свое мнение обоснуйте примерами из текста (общее задание).

4. Какова роль Швондера в воспитании Шарикова? Почему профессор Преображенский говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? (Индивидуальное задание, его выполняют 3-4 человека.)

Урок № 2

Тема: Спор о собачьем сердце (продолжение)

Этап 1 Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа : включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне. Создать установку на анализ произведения.

Просмотр фрагмента фильма «превращение Шарика в Шарикова» , отрывок из экранизации повести режиссёром Бортко.

Учитель : прежде, чем мы ответим на ключевой вопрос, подумайте, почему М.Булгакову понадобилось вводить в повесть, делать пружиной интриги превращение собаки в человека. Если в Шарикове проявляются только качества Клима Чугункина, то почему бы автору было не «воскресить» самого Клима? Однако на наших глазах «седой Фауст», занятый поисками средств для возвращения молодости, не создает человека в пробирке, не воскрешает его из мертвых, а превращает в человека собаку.

Этап 2 Актуализация знаний

Цель этапа : подготовка мышления обучающихся, осознание ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование в каждом из них индивидуального затруднения.

Учитель : Затрудняетесь ответить?

Напоминаю вам о дневнике доктора Борменталя (обостряю проблемную ситуацию дополнительным вопросом):

Почему дневник ведет именно доктор Борменталь, а не профессор Преображенский?

Поисковая деятельность учеников, ищут реальные объяснения:

— Мы по записям видим, как взволнован доктор. Сначала он радуется успеху операции и новому открытию. Затем ужасается тому, во что превратилась квартира. Признается, что многого не понимает.

— Филиппу Филипповичу некогда вести дневник, он занят гораздо больше, чем доктор.. Ведь профессору не случайно нужен ассистен, то есть помощник. Потом Филипп Филиппович гораздо меньше Борменталя понял, что новое существо имеет отношение к Климу. Булгаков не хочет раньше времени разгадывать загадку — мы-то тоже ничего не знаем о Климе. А если бы дневник вел профессор, то было бы не так интересно.

— Доктор Борменталь в дневнике выдвигает свою гипотезу: «Мозг Шарика в собачьем периоде его жизни накопил бездну понятий», — и, конечно, записывает не только свои предположения на этот счет, но и мнение профессора. А профессор не стал бы записывать гипотезу Борменталя, так как он абсолютно уверен в своей правоте. И не было бы никакой проблемы. Мы бы тоже поверили профессору, а так есть некоторые сомнения

Ученики совместно с учителем приходят к выводу:

— «Устранение» автора и передача повествования молодому ученому, не обладающему опытом и проницательностью своего учителя, питающему радужные надежды на результат эксперимента, создают новую и при этом центральную оппозицию повести (что такое Шариков — собака, сменившая внешнюю форму или «воскресший» Клим?), усиливают читательский интерес, держат его в напряжении, давая возможность строить свои догадки по поводу событий и результатов операции.

Проверка домашнего задания.

    Демонстрация электронной презентации с результатами выполнения задания: Выделите этапы превращения Шарика в Шарикова и этапы становления Шарикова.

(ругань («все бранные слова, какие только существуют в русском лексиконе»);

курение;

семечки (нечистоплотность);

балалайка в любое время дня и ночи (пренебрежение к окружающим);

вульгарность в одежде и поведении;

аморальность;

пьянство;

воровство;

донос;

покушение.)

Список корректируется, совместно с учителем делается вывод: Становление «нового человека» — это утрата человеческого, нарастание безнравственности, то есть не эволюция, а деградация.

    Проверка индивидуальных заданий.

Сравните поведение Шарика и Шарикова в сходных ситуациях. (Один ученик делится своими наблюдениями с одноклассниками, другие при необходимости дополняют его. На сообщение отводится не больше 2-х минут, о чем ребята предупреждаются заранее). Предполагаемый ответ:

Шариком пса впервые назвала машинистка. Сам пес не согласен с таким именем: «Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрет, сын знатных родителей», а он «лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пес». Во второй раз Шариком собаку называет Филипп Филиппович, наверное, потому, что это обычное собачье имя: Шарик, Тузик… И пес принимает это имя: «Да называйте как хотите. За такой исключительный ваш поступок (за колбасу). Ему на самом деле все равно, как его будут называть, лишь бы покормили.

— «Лабораторное существо» требует у Флиппа Филипповича для себя документ. Тогда и встает вопрос о его имени. Теперь имя выбирают не «создатели» нового существа, а оно само, но по совету домкома. Новая власть приносит в мир и новые имена. Для Филиппа Филипповича имя Полиграф Полиграфович звучит дико, «но лабораторное существо» отстаивает свои права. Скорее всего, ученики не заметят пародийной переклички — обратим их внимание на некоторое сходство имен Шарикова и его создателя, заключающееся в дублировании самого имени отчеством. Шариков творит свое имя по совету домкома, но по аналогии с именем «папаши».

— Шарик после первого обеда в доме профессора произвел его в ранг «высшего божества». У пса дурман в голове от разнообразных запахов. Он, конечно, слышит, о чем говорят профессор и доктор, но главное для него — еда. Когда он объелся, то задремал. Ему теперь хорошо и спокойно. «Песье почтение» к профессору все время растет и сомнению не подвергается. Единственное, что волнует Шарика, так не сон ли все это.

Для Шарикова же обед, с одной стороны, возможность не только вкусно и много поесть, но и выпить. а с другой стороны — это пытка: его все время поучают и воспитывают. И если Шарик уважает Филиппа Филипповича, то Шариков, кажется, подсмеивается. Он говорит, что профессор и доктор «сами себя мучают» какими-то глупыми правилами. Он совсем не желает становится культурным и вести себя прилично, но вынужден это делать, так как иначе ему не дадут есть (так животных в цирке дрессируют!). Шарик сидел у ног профессора и никому не мешал, только Зина сердилась, а Шариков — чужой за этим столом. Булгаков пишет, что «черная голова Шарикова в салфетке сидела, как муха в сметане», — и смешно, и противно. Шариков и профессор все время обмениваются косыми взглядами.

УУД: познавательные (перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами, умение строить речевое высказывание, умение анализировать и делать выводы); личностные (смыслообразование); коммуникативные (умение слушать, вступать в диалог).

Этап 3 Построение проекта выхода из затруднений

Цель этапа : выбор учащимися способа разрешения проблемной ситуации.

Совершенствование умения проводить композиционный анализ текста, активизация воображения и внимания учащихся к деталям текста через словесное рисование, развитие умения характеризовать героя и давать нравственную оценку его поступкам.

Характеристика Шарикова.

    Просмотр отрывка из кинофильма режиссера В.Бортко «Собачье сердце» — эпизод разговора Шарикова и Филиппа Филипповича. (У Булгакова соответствующий фрагмент начинается словами: «Филипп Филиппович сидел у стола в кресле».)

    Аналитическая беседа.

Учитель : сравните образ Шарикова, созданный актером и режиссером в фильме, с булгаковским описанием.

— Таким ли представлялся вам Шариков, когда вы читали повесть?

— Что сохранили и о чем «забыли» создатели фильма?

Предполагаемые ответы :

— внешне Шариков в фильме совсем такой, как у Булгакова, что актер играет свою роль очень талантливо, но фильм не цветной. Может быть, авторы решили делать так потому, что у собаки нет цветного зрения. Но Шарик у Булгакова цвета различал. В повести сказано: «Шарик начал учиться по цветам». Отсутствие цвета в фильме не позволило авторам передать нелепость костюма Шарикова.

— В фильме Шариков постоянно оправдывается, его даже жалко. Действительно, профессор нападает и нападает на него. А в книге Шариков держится уверенно, а иногда и резко: он не оправдывается, а нападает сам: «Дерзкое выражение загорелось в человечке».

Шариков у Булгакова часто бывает ироничным, а в фильме он тупой. И еще, когда читаешь повесть, смешно, а в фильме все как-то серьезно. Трудно объяснить, почему так.

(если ученики не увидят этой немаловажной детали, то учитель сможет подвести их к ней дополнительными вопросами. «Претензии» учеников вески и основательны: они уловили стилистическое и смысловое расхождение трактовки В.Бортко с текстом Булгакова. В фильме действительно не хватает красок, и дело не только в том, что он черно-белый, а в том, что весь фильм решен в серьезном и очень скучном ключе: в нем недостает булгаковской иронии, юмора, сарказма — оттенков смысла!

А что же наследовал Шариков от Клима Чугункина? Что мы знаем о Климе из текста повести?

3) Работа с блок-схемой.

Великая операция свершилась, а кто стал донором для создания нового человека?

(Клим Чугункин)

Что вы можете сказать об этом человеке? Зачитайте. (конец гл.5, с.199)

(«Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, холост, судился три раза и оправдан: в первый раз благодаря недостатку улик, второй раз происхождение спасло, в третий раз- условно каторга на 15 лет. Кражи. Профессия- игра на балалайке по трактирам.

Малого роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь) Причина смерти- удар ножом в сердце в пивной («Стоп-Сигнал» у Преображенской заставы).

Из дневника доктора Борменталя мы узнаём, что новое существо переняло все худшие качества своих доноров (Шарика и Клима Чугункина). Найдите и прочитайте описание нового существа.

( Безвкусица в одежде: ядовито-небесного цвета галстух, пиджак и брюки порваны и испачканы; лакированные штиблеты с белыми гетрами. гл.6, с.203)

Помимо этого, оно постоянно говорит по матери, курит, соря окурками, ловит блох, ворует, любит спиртное, падок на женщин… (с.194, 195)

Учитель: но это только внешнее проявление. Осталось что-нибудь от нравственной позиции Шарика? Что определяло поведение Шарика и что главное для Шарикова?

Предполагаемые ответы : — Инстинкт самосохранения. И шариков отстаивает право на собственное существование. Если кто-нибудь попробовал отнять у Шарика его «сытую жизнь», то узнал бы силу собачьих зубов. Шариков тоже «кусается», только его укусы гораздо опаснее.

Вывод: шарик не умер в Шарикове: все его неприятные качества мы обнаружили в человеке.

    Беседа

Учитель : Попробуем разобраться, почему для Шарика образцом и силой был профессор, а для Шарикова –Швондер? Почему же профессор говорит, что «Швондер и есть самый главный дурак»? Понимает ли он, с кем имеет дело?

Ученики: Мозг Шарикова развит очень плохо: то что было почти гениальным для собаки — примитивно для человека: Шарик превратился в человека, но опыта человеческого не получил. Швондер же принимает его за нормального взрослого человека и пытается внушить идеи большевизма.

Учитель: Почему же это так опасно?

Ученики: Обычно, когда человек развивается естественным путем, он постепенно знакомится с миром, ему объясняют, что хорошо, что плохо, учат его, передают накопленный опыт и знания. Чем больше человек узнает, тем больше может понять самостоятельно. А Шариков практически ничего не знает: он только хочет есть, пить и развлекаться. Швондер же ему потакает, рассказывая о правах, о том, что нужно все поделить. Швондер сам горячо верит в то, что проповедует, он сам готов отказаться от благ и удобств во имя светлого коммунистического будущего.

Филипп Филиппович и доктор Борменталь пытаются воспитывать, прививать Шарикову нормальные человеческие манеры, поэтому все время запрещают и указывают. Шарикова это чрезвычайно раздражает. Швондер же ничего не запрещает, а, наоборот, говорит Шарикову, что его притесняют буржуи.

Учитель: А сам Швондер и представители домкома — высокоразвитые личности?

Ученики: Очевидно, что нет.

Учитель: Действительно ли Швондер разбирается в сложных политических и идеологических вопросах?

Ученики: Уже из первого разговора членов домкома с профессором видно, что эти люди в своем развитии ушли не намного дальше Шарикова. И они стремятся все поделить, хотя даже руководить работой домкома по-настоящему не могут: порядка-то как раз в доме и нет. Можно петь хором (что бы ни говорил Филипп Филиппович, но и сам он частенько напевает фальшивым дребезжащим голосом), но нельзя петь хором вместо основной своей работы.

Учитель: Почему Шариков и Швондер так быстро находят общий язык?

Ученики : Швондер ненавидит профессора, так как, чувствуя враждебность ученого, не в силах доказать это и «разъяснить» его истинную антиреволюционную сущность (и здесь Швондеру в интуиции не откажешь!) Для Швондера Шариков — инструмент борьбы с профессором: ведь это Швондер подучил Шарикова потребовать жилплощадь, вместе они пишут донос. Но для Швондера — это правильный поступок, а донос — сигнал, потому что врага нужно вывести на чистую воду и уничтожить во имя будущей счастливой жизни. В бедной голове Швондера никак не укладывается, почему человек, по всем приметам являющийся врагом советской власти, находится под ее защитой!

Итак, «крестный отец» Полиграфа Полиграфовича внушает своему воспитаннику идеи о всеобщем равенстве, братстве и свободе. Попадая в сознание, в котором преобладают звериные инстинкты, они лишь умножают агрессивность «нового человека». Шариков считает себя полноценным членом общества не потому, что сделал что-то для блага этого общества, а потому, что он «не нэпман». В борьбе за существование Шариков не остановится ни перед чем. Если ему покажется, что Швондер занимает его место под солнцем, значит, его агрессивность будет направлена на Швондера. «Швондер — дурак», потому что не понимает, что в скором времени он сам сможет стать жертвой монстра, которого так усиленно «развивает».

Учитель: Кто же прав в споре — профессор Преображенский или доктор Борменталь?

Ученики: очевидно, что оба ученые правы лишь отчасти: нельзя сказать, что мозг Шарика — это только «развернувшийся мозг Шарика», но нельзя сказать, что перед нами только возродившийся Клим. В Шарикове совместились качества собаки и Чугункина, причем рабская философия Шарика, его конформизм и инстинкт самосохранения в соединении с агрессивностью, хамством, пьянством Клима породили чудовище.

Учитель: Почему ученые ошиблись в своих предположениях?

Ученики: по воле писателя его герои не знали о Шарике то, что знают сам автор и его читатели.

Предполагаемые результаты:

Эти заключительные выводы разрешают проблемную ситуацию 2-х уроков, при осмыслении которой обучающиеся должны были понять роль композиции, усвоить язык Булгакова, научиться осознавать важность деталей в повести, сопоставлять образы героев; постичь авторскую концепцию. Кроме того, прием сопоставления произведения с его трактовкой в другом виде искусства позволяет школьникам конкретизировать свои впечатления.

УУД: познавательные (логические – анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных связей; общеучебные – создание моделей, смысловое чтение, умение строить высказывание); коммуникативные; личностные (нравственно-эстетическая ориентация); регулятивные (коррекция).

Этап 4 Рефлексия

Упражнение «Интересно».

Заполнить таблицу:

В графу «плюс» учащиеся записывают то, что понравилось на уроке, информацию и формы работы, которые вызвали положительные эмоции или могут стать им полезными. В графу «минус» записывают то, что не понравилось, осталось непонятным. В графу «интересно» записывают все интересные факты. При недостатке времени эту работу можно провести устно.

УУД: регулятивные (оценка)

Домашнее задание к следующим 2-м урокам будет таким:

1. Придумайте название для 4-й главы «Собачьего сердца».

3. Составьте «кодекс чести» профессора Преображенского.

4. Изложите теорию воспитания по профессору Преображенскому и по доктору Борменталю.

5. Опишите профессора в сценах приема пациентов, посещения домкомом, за обедом. Подготовьте выразительное чтение этих сцен.

1001 идея интересного занятия с детьми


План-конспект урока по изобразительному искусству

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА»

Преподаватель изобразительного искусства МОУ ДОД «Детская школа искусств» пгт. Ленинское Шабалинского района Кировской обл. Носкова Ольга Сергеевна

Предмет (направленность): изобразительное искусство.

Возраст детей: 7-8 лет

Место проведения: класс


Вид занятий: вводное занятие


Цель:
Оборудование урока: а) Для учителя. Интерактивная доска, проектор, компьютер, работы учащихся для демонстрации нетрадиционных техник, магнитная доска, магниты, б) Для учащихся. – эскиз «Мир искусства» формат А3 – 2 шт., краски, кисти, фломастеры, маркеры, восковые мелки, широкие кисти, мятая бумага, пленка, губка, зубная щетка, ватные палочки, коробки спичечные, кисти, баночки для воды на партах, тряпочки, палитры.
Использование классной доски: тема урока – «Путешествие в мир искусства»

План и ход урока:

    Организационная часть - 2 мин.

    Сообщение учебного материала- 10 мин.

    Самостоятельная работа учащихся -20 мин.

    актуализация знаний 3-4 мин.

    Завершение урока и задание на дом - 2 мин.

Цель: развитие творческих способностей детей в процессе использования нетрадиционных способов изображения и побуждение интереса к изобразительному творчеству.
Задачи: 1) Образовательная: познакомить с видами изобразительного искусства, нетрадиционными материалами и инструментами для уроков изобразительного искусства; научить правильно, готовить рабочее место и пробудить интерес к изобразительному творчеству. 2) Развивающая: развивать внимание, наблюдательность. 3) Воспитательная: воспитать чувство к прекрасному, воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающей природе.

Ход урока 1. организационная часть Здравствуйте, юные художники! Меня зовут Ольга Сергеевна. Я приехала к вам из города «мир искусства». Там живут художники. Это те люди, кто умеет и любит фантазировать и придумывать. Тот, кто в своем воображении создает целый мир, может себя так называть. А вы хотели бы стать художниками? Но так уж устроен этот мир, что всему на свете надо учиться и чтобы стать художником мало этого просто захотеть. Учеба дело не простое, она требует от нас терпенья, внимания, времени и сил. Но ведь вы не боитесь трудностей? Тогда я приглашаю вас совершить удивительное путешествие в великий и загадочный Мир искусства. Наш урок так и называется «Путешествие в мир искусства». Прежде чем отправиться путешествовать, давайте определим, что же мы хотим узнать и достичь, иначе наше путешествие просто не имеет смысла? Как много вы хотите узнать! Но к сожаленью мы не сможем узнать сразу обо всем. Сегодня мы попытаемся раскрыть лишь некоторые тайны мира искусства. Познакомимся с видами искусства. А результатом нашего путешествие будет очень необычный рисунок! Думаю, теперь мы готовы. Садитесь поудобнее, я расскажу вам сказку.
2. Сообщение нового материала Жил-был художник. Каждый день он видел моря и леса, поля и горы. Видел красоту неба, синеву моря и бескрайность полей. Они звали художника взять кисти в руки и рассказать об их красоте всему миру. Художник нарисовал множество картин, в которых показал, как удивительна окружающая жизнь. Нужно только внимательно вглядываться в предметы, природу, людей - и тогда волшебный мир красоты откроется. Этот художник передавал красоту природы на холсте при помощи красок. Он писал свои картины «живо» как в жизни. Такого художника называют – живописец. А вид искусства, который объединил его произведения – живописью. Живописью называют такой вид искусства, в котором картины пишутся красками: масляными, акварельными, гуашевыми. А его сосед – художник любил рисовать только карандашами, фломастерами, углем, мелками. Звали его - графист. А вид искусства, к которому относятся такие картины – графика. Графикой называют произведения, выполненные линиями, штрихами, точками. Рядом с друзьями жил скульптор. А вы знаете кто это? Это художник, который старается передать красоту животных и людей с помощью глины, гипса, камня. А как назовем вид искусства? Скульпту́ра - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. А на другой улице жила народная мастерица. Однажды увидев морозные узоры, она сотворила кружево. Посмотрите, как причудливо перевивается ниточка, составляя узор. Это вологодское кружево – народный промысел. Все народные промыслы мы относим к декоративно-прикладному искусству. Это еще один вид искусства. В этом городе жили и другие художники. Они украшали посуду, одежду, ткали ковры. Город строили и украшали красивыми зданиями, мостами строители и архитекторы. И город назвали – Мир искусства, потому что искусство-это и есть мир. Красиво изображенный художником, архитектором, мастерами ДПИ. Этот мир очень большой и разный! Давайте закроем на минутку глаза и представим, как выглядит город «Мир искусства» Но как в любой сказке у нас тоже должен быть отрицательный герой. Давайте это будет злая волшебница. Ей очень не нравилось, что этот город красивый, яркий, и что в нем живут прекрасные художники и мастера. И однажды она решила забрать из мира искусств все краски. В один миг город превратился из красочного в черно-белый. Вот таким он стал. Я предлагаю вам раскрасить город. А с помощью чего мы сможем это сделать? Перед вами находятся различные материалы, выберите из них те которые вам подойдут для раскрашивания рисунка.
(Детям предлагаются различные материалы: краски, кисти, фломастеры, маркеры, восковые мелки, широкие кисти, мятая бумага, пленка, губка, зубная щетка, ватные палочки, коробки спичечные).
Вы правы. Но давайте посмотрим на рисунки, расположенные на стенде. Эти работы выполнены ребятами. Можно ли их назвать обычными? А что в них особенного? Они выполнены в разных техниках и с применением различных материалов:…. Такие техники называются нетрадиционными техниками рисования. Потому что они отличаются от обычного рисования.
2.2. вводный инструктаж Так как наш город «Мир искусства» тоже не обычный. Давайте его раскрасим с помощью этих нетрадиционных материалов. А как давайте подумаем вместе. (показ на стенде с опорой на детские работы) - Как мы можем применить для рисования мятую бумагу, губку? (для печати). - Спичечные коробки - тоже для печати, получается геометрические отпечатки. Пленку можно раскрасить краской, а затем осторожно приложить к рисунку и отпечаток останется на нем. Очень удобно таким образом рисовать траву и небо.
Я не буду раскрывать вам всех секретов. Вы можете использовать все, что находится у вас на столах.
Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством. Сейчас мы этим и займёмся. - для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку; - чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука. - кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика. - Прежде, чем начать рисовать, нужно кисточку опустить в воду, затем взять на неё краску. Каждый раз меняя цвет, нужно кисточку хорошо мыть в банке с водой, а лишнюю воду можно промокнуть тряпочкой. Хранить краски надо чистыми, а вот на бумаге их можно и нужно смешивать.

3. Практическая работа 4. актуализация А пока наши работы сохнут, немного повторим: -В каком необыкновенном мире мы сегодня побывали? - какие вы запомнили виды искусства? - покажите мне предмет или рисунок, который соответствует такому виду искусства как живопись… Скульптура Графика ДПИ - а наши рисунки к какому виду отнесем? ПОЧЕМУ? - вы узнали что-нибудь новое для себя на этом уроке?
Расположение работ на доске.
Вот такой мир искусства у нас получился. Вы сами стали полноправными жителями города – художниками, теперь вы знаете как разнообразен Мир искусства. Мы познакомились с видами искусства и некоторыми техниками нетрадиционного рисования.
5. заключительная часть Я хочу подарить вам на память цветики-семицветики. Если вам понравился урок то нарисуйте ему улыбку, а если нет – грустное лицо. Эти цветы обладают волшебной силой творчества и принесут вам счастье и удачу. Они будут основной для вашего любого творческого замысла. С помощью цветка вы сможете творить прекрасное. Вот и закончился наш урок. Но путешествие в Мир искусства на этом не закончилось. А захотите ли вы его продолжить будет зависеть от вас.

А мне пора с вами прощаться, у меня еще много дел в Мире искусства.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе Б.Неменского «Разноцветные краски».

Конструкт занятия

Тема занятия: «Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета»

Класс: 2

Тип: комбинированный

Вид занятия: беседа по искусству, тематическое рисование

Цель: формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета.

Задачи:

    познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык»;

    формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства: живописным изображением, художественным словом и музыкальным произведением;

    Соотносить высоту музыкального звука (низкий - высокий) со степенью светлоты цвета (звонкий - глухой);

    развивать художественно-образное, творческое мышление детей;

Планируемый результат: готовый весенний пейзаж с заданным временем суток

УУД:

Личностные: формирование мотивации и целенаправленной познавательной потребности в художественно-познавательной деятельности, направленной на получение знаний о цветах, в частности глухих и звонких, композиционных умений.

Регулятивные : формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с подготовленным учителем материалом; формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные: формирование умения выявлять сущность особенности объектов; формирование умения на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; формирование умения строить речевой анализ в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Материалы и оборудование

Для учителя: мультимедийный проектор, компьютер, сигнализаторы, наглядный материал.

Для учащихся: акварель, кисти, листы бумаги

Ведущий вид деятельности : продуктивный, творческий, проблемный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, наглядные, практические.

Функция учителя : ведущий, консультант, управляющий.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

Проблемного обучения

Педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

ИКТ - технология (презентация, работа с компьютерами).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Формирование УУД

I . Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте ребята. Я очень рада с вами снова встретиться. Напомню, что меня зовут Валерия Александровна. Все готовы к уроку?

Проверка готовности домашнего задания, если есть неготовые, то раздать заранее подготовленные эскизы для работы.

Личностные

Способность к самооценке

II . Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

На сегодняшнем уроке мы с вами будем учиться слушать краски, узнаем, о чем они могут «говорить». Научимся понимать «язык разноцветных красок».

Так же мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться рисовать весенние пейзажи.

Ребята, а вы помните о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Правильно, о теплых и холодных цветах. А сегодня узнаем еще одну группу цветов- глухие и звонкие. Как вы думаете, какие это цвета? (Глухие и звонкие цвета – это оттенки одного и того же цвета, которые различаются по яркости и насыщенности. Например, ярко-желтый будет звонким по отношению к светло-лимонному оттенку).

Познавательные

Регулятивные

Личностные (смыслообразование)

III . Целеполагание, построение проекта выхода из проблемы

Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?

Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?

Голубым огнем, зеленым

Загорелись сосен кроны,

Мир зарею обновленный,

Встрепенулся, ожил вдруг.

Алою зарей плененный,

Обновленный, удивленный,

Алый, голубой, зеленый,

Разноцветный мир вокруг.

(Т. Курбатова «Утро»)

Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?

А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?

Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).

Познавательные

Коммуникативные

Аргументация своего мнения

IV . Реализация построенного проекта

После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухих. (первое произведение)

Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)

Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?

(чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет)

Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

Коммуникативные

Познавательные

V . Первичное закрепление материала

Физ-минутка:

Раз – потопали немножко,

2 – похлопали в ладошки,

3 – головкой повертели,

На 4 – тихо сели.

Учащие выполняют задания. Рисуют пейзаж по выбору, передают состояние природы её особенности в разные части суток. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.

При затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг, фотографии и опорные модульные таблицы.

Познавательные

Преобразование информации

Коммуникативные

Аргументация своего мнения

VI . Включение в систему знаний и повторение

В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?

Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?

С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?

Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают?

Познавательные

VII . Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка.

У живописи особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке вы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.

Работа с сигнализаторами.

Сложно ли было смешивать цвета для получения нужного вам оттенка?

Испытывали ли вы трудность в передаче цветом определенного времени суток? Почему?

Будете ли вы использовать полученные знания в дальнейшем, на разных уроках?

Понравился ли вам урок в целом?

Домашнее задание: закончить работы.