Народ Австралийцы. Коренное население Австралии

Аборигены, дикие племена, когда-то населяющие Австралию – это коренные жители этого континента. Сейчас они составляют всего 1% от всего населения. Австралийские аборигены заселяли юный континент 40-64 тысяч лет назад. Ученые считают, что они прибыли сюда из Азии. До начала колонизации аборигены Австралии жили, занимаясь собирательством, рыболовством и охотой. Эти дикие племена не знали ткачества, гончарства, обработки металла.

Но зато они создали очень глубокую и интересную систему мифологии и связанного с ней искусства. К произведениям искусства аборигенов Австралии относят в основном бытовую утварь и предметы культа.

Дикие племена Австралии, ее коренные жители, в наше время получили часть территорий в собственность. На часть территорий туристам вход запрещен. В своих племенах они ведут древний примитивный образ жизни, как и их предки много столетий подряд.

Соременные австралийские аборигены.

«Время сновидений» в мифологии австралийских аборигенов – основа всех их традиционных верований и мировоззрений. «Время сновидений» для них это эпоха, когда появилось, все, что сотворено. Время, когда появилась земля, все живые существа, дождь ветер, реки… Австралийские аборигены верят, что в духовном аспекте, в качестве продолжения жизненного опыта (переселения душ), а также имея в виду особенное, врожденное чувство единения с землей, «Время сновидений» продолжается и сегодня. Поэтому изгнание аборигенов с земли их предков для них равнозначно изгнанию из «Времени сновидений», лишению священной связи с предками, корней и веры в жизнь. Приравнивается к духовной смерти. Не тайна, что у многих народов распространены магические обряды.

Среди путешественников наиболее популярны туры к гигантской монолитной скале. Аборигены Австралии называют ее Улуру , белое население – Айерс-рок. Название аборигенов означает место дающее тень или место встреч. На закате, Улуру становится ярко-оранжевого цвета. Ее очертания напоминают космический корабль инопланетян. Высота Улуру доходит до 350 метров, длина – до 3 метров, а ширина – чуть больше 1,5 метров. Нужно сказать, что представители австралийских аборигенов с пониманием относятся к тому, что назойливым туристам, почему-то, не просто интересна их священная скала, но они еще и норовят взобраться на нее. Недавно у подножия Улуру даже открыли Культурный центр и проложили трассу, огибающую скалу.

Еще одним популярным туром среди приезжающих туристов, является небольшой городок Алис-Спрингс в горах Макдоннелла. Туристы приехавшие сюда в сентябре становятся свидетелями весьма необычной регаты – Хенли-он-Тодд. Соревнования проходят между гребцами на лодках, у которых нет дна. Наблюдая за участниками регаты, спешащими к финишу на лодках без дна по сухому руслу – на многое в этой удивительной стране начинаешь смотреть по новому и многому перестаешь удивляться.

Современные Аборигены, короткое видео на 5 минут:

Интерестный фильм про жизнь аборигенов: «Tracks of the Hunter Тропой охотника». Оказывается есть еще аборигены хранящие свои традиции. Рекомендую посмотреть. Если коротко то белый человек и по совместительству удостоенный наград киноматографист Лэрри Грэй отправляется в рискованное путешествие по Северной Территории Австралии. Он путешествует босым и вооружен всего лишь копьем. И самое главное, он учится выживать в дикой природе у своего друга аборигена и охотника Питера Дэтжинга.

Еще один фильм про культуру и традиции коренного населения Австралии: «ВРЕМЯ СНОВ АБОРИГЕНОВ». Из цикла Загадки древности. (Ancient Mysteries. Aboriginal Dreamtime)

Выжить любой ценой. Кимберли — Австралия. В этом фильме нет аборигенов, но зато полно их следов. Из этого фильма можно понять в каких суровых условиях аборигенам приходилось выживать.

И на завершение еще несколько старых черно-белых фотографий.

Австралия и Океания - одной из самых маленьких частей света, её площадь около 9 миллионов км 2 , причем 7,7 млн. км 2 приходится на Австралийский континент, остальное на островные государства Океании. Население тоже не отличается большим количеством: около 25 миллионов человек, большая часть - население Австралии, Тасмании и Новой Зеландии. Состав историко-культурного региона Австралии и Океании - государства Австралия, Новая Зеландия, Вануату, Карибати, Микронезия, Науру, Маршалловы острова, Папуа Новая Гвинея, Палау, Соломоновы острова, Самоа, Тонга, Тувалу и Фиджи.

Австралия и острова Тихого океана были исследованы европейскими мореплавателями намного позже других континентов. Название материка Австралия - плод ошибочной теории ученых 16 века, которые считали что Новая Гвинея, открытый испанцами, и архипелаг островов Огненной Земли, открытой Магелланом, на самом деле это северные отроги нового материка, как они его называли «неведомая южная земля» или по латыни «терра аустралиус инкогнита».

Условно Океанию делят на несколько частей, которые кардинально отличаются как в культуре, так и в этническом составе.

Так называемые «Острова черных» - Меланезия, острова в западной части Тихого океана, ранее бывшие материковой частью Австралии, самый большой из них Новая Гвинея.

Ко второй части, Полинезии или «Многочисленные острова» относится самая южная часть западных островов в составе с Новой Зеландией, также с большим количеством крупных и малых островов, хаотично разбросанных в океане, напоминая по форме треугольник. Его вершина на севере - Гавайи, на востоке - остров Пасхи, на юге - Новая Зеландия.

Часть под названием Микронезия или «Мелкие острова» лежит на севере от Меланезии, это Маршалловы острова, острова Гилберта, Каролинские и Марианские острова.

Коренные племена

Когда европейские мореплаватели в эту часть мира, они застали здесь племена коренных жителей, которые относились к австрало-негроидной группе народов, находящихся на различных этапах развития.

(Папуас из Новой Гвинеи)

Заселение австралийского континента и близлежащих островов в основном происходило за счет племен, приплывших сюда в «поисках счастья» с Индонезии, а также с запада Тихого океана и длилось на протяжении многих столетий.

Новую Гвинею заселили переселенцы с Юго-восточной Азии, принадлежащие к австралоидной расе, затем этот регион еще несколько раз настигала волна миграций, в итоге всех потомков различных «волн» миграций в Новую Гвинею называют папуасами.

(Папуасы в настоящее время )

Еще одна группа переселенцев заселивших некоторую часть Океании, вероятно относившаяся к расе южных монголоидов, попала сначала на остров Фиджи, затем Самоа и Тонга. Тысячелетняя изоляция данного региона сформировала здесь уникальную и неповторимую полинезийскую культуру, которая распространилась на всей Полинезийской части Океании. Население имеет пестрый этнический состав: жители гавайских островов - гавайцы, в Самоа - самоанцы, на Таити- таитяне, в Новой Зеландии - маори и т.д.

Уровень развития племен

(Освоение европейскими колонизаторами Австралии )

Ко времени проникновения европейцев на Австралийские земли местные племена жили на уровне каменного века, что объясняется удаленностью континента от древних очагов мировых цивилизаций. Аборигены охотились на кенгуру и других представителей отряда сумчатых, собиратели плоды и коренья, оружие у них было из дерева и камня. Самое известное приспособление австралийских аборигенов для охоты на дичь - бумеранг, палица из дерева в виде серпа, летающая по кривой траектории и возвращающаяся к своему владельцу. Жили племена австралийцев родовым общинным строем, союзов племен не существовало, каждое племя жило по отдельности, иногда возникали военные конфликты за землю или по другим причинам (например, из-за обвинения в злокозненном колдовстве).

(Современные папуасы по уровню развития уже не отличаются от европейцев, умело перевоплотившисьв актеров национальных традиций )

Население острова Тасмания отличалось по внешности от австралийских аборигенов, они имели более смуглый цвет кожи, курчавые волосы, пухлые губы, что делало их схожими с негроидной расой, проживающей в Меланезии. Находились на самом низком уровне развития (каменный век), работали мотыгами из камня, охотились деревянными копьями. Проводили время в собирательстве плодов, ягод и кореньев, охотились. В 19 веке последние представители тасманийских племен истреблены европейцами.

Уровень технического развития всех племен, населявших Океанию, находился примерно на одном уровне: они пользовались орудиями труда из камня, деревянным оружием с наконечниками из обработанного камня, в ходу были ножи из кости, скребки из морских ракушек. Жители Меланезии пользовались луком и стрелами, выращивали земледельческие культуры, разводили домашних животных. Очень хорошее развитие получил рыболовецкий промысел, жители Океании отлично передвигались по морю на большие расстояния, умели строить прочные сдвоенные лодки с поплавками и плетеными парусами. Были достигнуты успехи в гончарстве, в плетении одежды и в сооружении предметов обихода из растительных материалов.

(К середине XX века коренные полинезийцы уже слились с европейским укладом и современной жизнью общества )

Полинезийцы имели высокий рост, смуглую кожу с желтоватым отливом, вьющиеся пряди волос. Занимались они в основном разведением земледельческих культур, выращиванием различных корнеплодов, одним из главных источников питания и отличным материалом для изготовления одежды, предметов обихода и самых различных приспособлений была кокосовая пальма. Оружие - палицы из дерева, камня и кости. Высокий уровень развития судостроения и мореплавания. В общественном строе существовало разделение труда, деление на касты (ремесленники, воины, жрецы), существовало понятие собственности;

(Также, нынешние Микронезийцы )

Население Микронезии представляло собой смешанную этническую группу, внешность которых была смесью признаков жителей Меланезии, Индонезии и Полинезии. Уровень развития общественного строя промежуточный между строем жителей Меланезии и Полинезии: разделение труда, выделялась группа ремесленников, велся обмен в виде натурального (раковины и бусы), знаменитые деньги острова Яп - огромные каменные диски. Формально земля была общей, а на самом деле принадлежало племенной знати, богатство и власть находились в руках старейшин, их называли юроси. Получается, что у жителей Микронезии к появлению европейцев еще не было своего государства, но они было очень близки к его созданию.

Традиции и обычаи местных жителей

(Традиционные музыкальные инструменты аборигенов )

В Австралии каждое племя принадлежало к определенной тотемной группе, т. е каждое племя имело покровители среди представителей флоры и фауны, которые строго запрещалось убивать или есть. Верили древние австралийцы в мифических предков, которых представляли на половину людьми, наполовину животными, в связи с этим очень распространенным было проведение различных магических ритуалов, например, когда юноши, пройдя испытание мужества и выносливости, становились мужчинами и получали звание воина или охотника. Главным общественными развлечениями в жизни австралийских аборигенов были ритуальные праздники с песнопениями и танцами. Корробори - традиционный церемониальный танец австралийских мужчин-аборигенов, во время которого его участники раскрашенные определенным образом и украшенные перьями и шкурами животных, показывая различные сцены охоты и бытовой жизни, мифологические и легендарные сюжеты из истории своего племени, таким образом общаются с богами и духами предков.

В Полинезии широко развиты различные сказания, мифы и легенды о создании мира, различных божествах и духах предков. Весь мир у них делился на божественный или священный «моа» и простой «ноа», мир моа принадлежал лицам царских кровей, богатой знати и жрецам, для обычного человека священный мир был табу, что значит «особо помеченный». Культовые храмы полинезийцев под открытым небом «марае» сохранилась и до наших дней.

(Геометрические рисунки и орнамент аборигенов )

Тела полинезийцев (племен Маори, жителей Таити, Гавай, острова Пасхи и др.) густо покрывал особый геометрический орнамент, который был для них особенным и священным. Само слово «татау», что означает рисунок, имеет полинезийские корни. Раньше татуировки могли носить только жрецы и уважаемые люди полинезийского народа (только мужчины), рисунки и орнаменты на теле рассказывали о его хозяине, какого он роду племени, его общественное положение, род деятельности, его главные достижения в жизни.

В культуре полинезийцев были развиты ритуальные песнопения и танцы, на весь мир известен популярный таитянский танец «тамуре», который исполняют группа мужчин и женщин, одетые в пышные юбки из прочного волокна растения гибискус. Еще одни знаменитый полинезийский танец «отеа», который узнаваем по роскошным движениям трясущихся бедер танцовщиц.

(Типичное жильё местных племен )

Полинезийцы считали, что общение людей происходит не только на физическом уровне, а еще и духовном, т.е. при знакомстве люди еще соприкасаются душами, поэтому вес ритуалы и обычаи построены в соответствии с этим утверждением. В семьи очень чтят общинные устои, для полинезийцев понятие семьи под названием «фетия», включающим в себя большое количество родственников с обеих сторон, может распространяться на целый поселок или деревню. В таких семейных образованиях сильны традиции взаимопомощи и взаимовыручки, ведется совместное хозяйство, решаются общие финансовые проблемы, У женщин полинезиек особое место в обществе, они доминируют над мужчинами и являются главой семьи.

Большинство папуасских племен Новой Гвинеи и сейчас живет, соблюдая обычаи традиции своих предков большими семьями до 30-40 человек, глава семьи мужчина, он может иметь много жен. Традиции и обычаи племен папуасов сильно разнятся, ведь их существует очень большое количество (около 700).

Современность

(Побережье современной Австралии )

На сегодняшний день Австралия и Океания - одна из наименее заселенных частей света. Плотность населения Австралийского континента - 2,2 чел/км 2 . Австралия и Новая Зеландия - государства, имеющие переселенческий тип формирования населения. Здесь в основном преобладают потомки переселенцев из Великобритании, в Новой Зеландии они представляют 4-5 всего населения государства, её даже называют «Британия южных морей».

Австралийские аборигены проживают в центральной части Австралии на малоплодородных землях. Коренные жители Новой Зеландии племена Маори составляют около 12%всех жителей страны. На остовах Полинезии наблюдается преобладание коренного населения: папуасов и других полинезийских народностей, также здесь проживают потомки европейских переселенцев, выходцы из Индии и Малайзии.

(Нынешние туземцы не против к гостеприимству и рады попозировать гостям материка )

Современная культура народов Австралии и Океании в различной степени сохранила свою самобытность и уникальность. На отдаленных островах и территориях, там, где влияние европейцев было минимальными (в глубине Австралии или в Новой Гвинеи) народные обычаи и традиции местного населения осталась практически неизменными, а в тех государствах, где влияние европейской культуры было более сильным (Новая Зеландия, Таити, Гавайи), народная культура претерпела значительную трансформацию, и сейчас мы можем наблюдать только остатки некогда самобытных традиций и обрядов.

Аборигены Австралии — самая древняя из живущих на Земле культур. И одна из наименее изученных. Английские завоеватели Австралии назвали коренных жителей «аборигенами», от латинского «aborigene» — «от начала

Фото State Library of New South Wales
Прибывшие в 1788 году колонисты изгнали аборигенов с их земель, что привело к гибели части культур и расслоению в обществе. Англичане завезли болезни, против которых у местного населения не было иммунитета. Эпидемии, алкоголь окончательно добивал их. Вооруженное сопротивление аборигенов колонизаторам оборачивалось истреблением местного населения.
Долгое время коренное население Австралии жило в резервациях — отдаленных пустынных частях континента, куда посторонние не допускались. Даже в переписях населения аборигены не учитывались. 11 ноября 1869 года в штате Виктория впервые в Австралии был принят «Акт защиты аборигенов» () — законодательные нормы, регулирующие жизнь аборигенов. Только в 1967 году, в результате всенародного референдума, коренные жители были признаны гражданами страны и получили право на свободное передвижение.


Часть племен сохранила образ жизни, не отличающийся от того, который они вели в течение многих тысячелетий: в каждодневной схватке с природой, нескончаемых поисках воды и пищи.


Язык австралийских аборигенов не похож ни на один другой и включает шесть языковых групп и множество диалектов. Их речь дополняется жестами. Большинство диалектов до сих пор не имеет своей письменности.


Особенностью культуры аборигенов являются своеобразные рисунки на коре эвкалипта и священных скалах. В сотнях мест в различных частях континента — в пещерах, на отвесных скалах, на отдельных камнях — предки аборигенов в течение тысячелетий запечатлевали свою повседневную жизнь. Это и охота, и танцы, и ритуальные церемонии, и представления об окружающем мире.
еще об Австралии и ее коренных жителях
Согласно археологическим данным Австралия заселялась человеком примерно в период 30- 12 тыс. лет до н.э. По антропологическим признакам аборигены относятся к австралийской ветви негро-австралоидной расы. По языковому признаку австралийские аборигены делятся на две большие группы: южную и северную. Вплоть до XIX в. У аборигенов сохранялся первобытнообщинный строй. Австралийские аборигены вели кочевой образ жизни и жили родовыми общинами, которые управлялись советом взрослых мужчин. Климат Австралии суров. 3начительную часть материка занимает каменистая пустыня, мало пригодная для жизни человека. Но местное население на протяжении тысячелетий вырабатывало навыки, позволявшие ему приспосабливаться к суровым природным условиям. Мужчины традиционно занимались охотой на кенгуру, валлаби, кускуса, опоссума, австралийского страуса, эму, птиц, черепах и змей. Они были опытными охотниками, способными ориентироваться среди дикой природы. Большую помощь им оказывала полудикая собака динго.

классические австралоиды - аборигены Австралии .
Австралийские аборигены передают по наследству своим детям уникальные способности находить воду в безжизненной каменистой пустыне, раскинувшейся на многие сотни километров. В качестве оружия во время охоты на млекопитающих использовали копье. Копье посылали в цель с помощью копьеметалки, которая увеличивала дальность полета и силу удара. Копье, брошенное рукой, летит на 25-30 м, а при помощи копьеметалки на 100 - 150 м. Для охоты на птиц использовали бумеранг . Его делали из твердых пород дерева - железного, эвкалипта, акации. Особенностью этого вида оружия было то, что в полете он описывал замкнутую линию, и не попав в цель, возвращался к ногам того, кто его метнул. Траектория полета этого вида охотничьего оружия определялась наличием неровных лопастей и небольших винтообразных шероховатостей на его поверхности. Изготовление бумеранга требовало навыков и особого мастерства. В качестве военного снаряжения для зашиты от ударов копий использовали щиты.

Женщины традиционно занимались собирательством. Во время перекочевок в поисках пиши женщины собирали съедобные корни и побеги растений, орехи, семена, яйца эму, различные виды насекомых, личинок и складывали их специальные деревянные сосуды, которые носили на голове. Вечером на месте стоянки они готовили из найденных продуктов пищу.

Изготовлением оружия и орудий труда, а также предметов домашнего обихода, занимались мужчины. Оружие, орудия труда и большинство предметов домашнего обихода австралийцы делали из камня, раковин, кости, дерева, растительных волокон, шкур, человеческих волос. Многие виды оружия и орудии труда напоминали те, которые наши далекие предки, охотники каменного века, делали из камня и кости. Например, наконечники копий "пирри" делались с зубчатыми краями и по способу изготовления были похожи на ранненеолитические.

Для приготовления пиши пользовались огнем костра. Огонь разводили трением двух кусков дерева друг о друга. Работа по извлечению искры занимала от получаса до часа. Пишу не варили, мясо и рыбу жарили на прямом огне или пекли в углях, завернув в листья. Для приготовления мяса, растительных продуктов использовали иногда земляную печь.

Жилищем австралийцам служили шалаши. Домашняя утварь не отличалась многообразием и была полностью приспособлена к кочевому быту. В качестве одежды использовались набедренные повязки из растительных волокон и шкур. Скудость одежды аборигенов восполнялась обилием украшений, изготовленных из различных материалов и отличавшихся разнообразием форм. Украшения, в основном, носили мужчины. Ожерелья делали из бобов, раковин, тростника, зубов животных. Перламутровые кулоны декорировали сложным геометрическим орнаментом. Их носили на шее или на лбу. Ноги и руки украшали браслетами из раковин, коры деревьев, перьев птиц яркой окраски, растительных волокон. Большое внимание уделялось раскраске тела. Раскраска имела эстетическое (чтобы привлечь внимание представителей противоположного пола), гигиеническое (толстый слой краски, разведенной жиром, предохранял кожу), магическое (необычное сочетание красок могло напугать врага) и символическое (определенный узор позволял определить социальный статус владельца) значения.

В обществе аборигенов Австралии широкое распространение получили обряды перехода из одной возрастной или социальной категории в другую, или инициаций. Обрядом возрастных инициаций отмечался переход. австралийских мальчиков в статус взрослых мужчин. В возрасте 9 лет мальчиков изолировали от жизни племени и в специальных уединенных местах - святилищах - взрослые мужчины подвергали их разнообразным испытаниям на мужество и выносливость. На гpyдь и спину острыми кремневыми ножами наносили рубцы, которые затем в гигиенических целях посыпали раскаленным пеплом. После такой процедуры рубцы приобретали объемный характер и сохранялись

на всю оставшуюся жизнь. В носовую перегородку вставляли палочку, протыкали уши и вдевали в отверстия серьги из костей птиц.

Племя австралийцев делилось на родовые группы, каждый из которых имела своего собственного духа-хранителя или "тотем". Такой дух-хранитель мог иметь облик какого-то животного, растения, предмета неживой природы или явления природы: змеи, лягушки, муравья, кенгуру, радуги и т.п. Согласно мифологическим представлениям австралийцев, вместилищами тотемов или духов-покровителей - чуринги - служили специфические предметы овальной формы из дерева или плоские камни продолговатых очертаний. Старейшины родовых групп держали чуринги в особых священных местах, надежно спрятанных от глаз непосвященных.

Австралийские аборигены

Австралийские аборигены



Дэвид Юнайпон , Noel Pearson, Ernie Dingo, David Gulpilil, Jessica Mauboy, Кэти Фримен
Современный ареал расселения и численность
Религия
Расовый тип
Родственные народы

Образцы рукоделия аборигенов

Численность составляет 437 тыс. (2001, перепись), в том числе 26,9 тыс. чел. на островах Торресова пролива . Аборигены островов Торресова пролива культурно отличаются от прочих аборигенов Австралии, имея много общего с меланезийцами и папуасами .

Ныне большинство аборигенов опираются на государственную и иную благотворительность . Традиционные способы жизнеобеспечения (охота , рыболовство и собирательство , у части островитян Торресова пролива - ручное земледелие) почти полностью утрачены.

До появления европейцев

Заселение Австралии происходило от 70-50 до 30 тысяч лет назад. Предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии (в основном по плейстоценовому континентальному шельфу, но и преодолев не менее 90 км водных преград). С дополнительным притоком переселенцев, прибывших морем около 5 тыс. лет назад, вероятно, связано появление на континенте собаки динго и новой каменной индустрии. До начала европейской колонизации культура и расовый тип австралийцев претерпели существенную эволюцию.

Колониальный период

Ко времени появления европейцев (XVIII век) численность аборигенов составляла около 2 миллионов, объединённых в более чем 500 племён, имевших сложную социальную организацию, различные мифы и ритуалы и говоривших более чем на 200 языках.

Колонизация, сопровождавшаяся целенаправленным истреблением австралийцев, обезземеливанием и вытеснением в экологически неблагоприятные районы, эпидемиями, привела к резкому снижению их численности - до 60 тыс. в 1921 году . Однако государственная политика протекционизма (с конца XIX века), в том числе создание охраняемых властями резерваций , а также материальная и медицинская помощь (особенно после 2-й мировой войны) способствовали росту численности австралийцев.

К середине 1990-х годов численность аборигенов достигла примерно 257 тыс. человек, что составляет 1,5 % всего населения Австралии.

Астрономические и космологические представления в мифологии аборигенов

Австралийские аборигены считали, что существует не только наша физическая реальность, но и другая реальность, населенная духами предков. Наш мир и эта реальность пересекаются и взаимно влияют друг на друга

Одним из мест, где встречаются мир «снов» и реальный мир, является небо: действия предков проявляются в появлении и движении Солнца , Луны , планет и звезд , однако и действия людей могут повлиять на происходящее на небе .

Несмотря на наличие у аборигенов определенных сведений о небе и объектах на нём, а также на отдельные попытки использовать небесные объекты в календарных целях, нет сведений о том, что какое-либо из племен аборигенов использовало календарь , связанный с фазами луны ; не использовались небесные объекты и для навигации .

Современное положение

В настоящее время темпы роста численности аборигенов (в силу высокой рождаемости) значительно превышают среднеавстралийские, хотя уровень жизни существенно ниже среднеавстралийского. В 1967 году ранее предоставленные аборигенам гражданские права были закреплены юридически. С конца 1960-х гг. развивается движение за возрождение культурной самобытности, за обретение юридических прав на традиционные земли. Во многих штатах изданы законы, предоставляющие земли резерваций в коллективное владение австралийцев в условиях самоуправления, а также охраняющие их культурное наследие.

Известными представителями австралийских аборигенов являются художник , писатель Дэвид Юнайпон, футболист Дэвид Виррпанда, телеведущий Эрни Динго, актёр и рассказчик Дэвид Галпилил (Гулпилил), певица Джессика Мобой (смешанного австралийско-тиморского происхождения).

С 2007 года в Австралии существует , работающее наряду с др. вещанием для национальных общин страны SBS (транслирует на 68 языках, включая русский). Эти программы, начатые как внутреннее вещание, с развитием сети Интернет теперь доступны по всему миру. Хотя Национальное аборигенное телевидение Австралии работает на английском языке из-за неразвитости аборигенных диалектов, оно предоставляет возможность внутренней и международной аудитории изучать аборигенные языки с помощью телеуроков, запущенных с 2010 года.

Культура аборигенов в кино

  • - «Последняя волна », фильм известного австралийского режиссёра Питера Уира
  • - «Клетка для кроликов » (англ. Rabbit-proof fence ), рассказывает о попытках «перевоспитания» детей австралийских аборигенов.
  • - «Десять лодок », из жизни австралийских аборигенов, пользовавшийся успехом в мировом кинопрокате и даже отмеченный специальной премией Каннского фестиваля. Всё актёры фильма были аборигенами и говорили на своём родном языке йолнгу-матха.

См. также

Примечания

Литература

  • Артёмова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине по австралийским этнографическим данным. М., 1987
  • Артёмова О. Ю. Прошлое и настоящее коренных астралийцев // Расы и народы, вып. 10. М., 1980
  • Берндт Р. М., Берндт К. Х. Мир первых австралийцев, пер. с англ. М., 1981
  • Кабо В. Р. Происхождение и ранняя история Австралии. М., 1969
  • Локвуд Д. Я - абориген, пер. с англ. М., 1969
  • Макконел У. Мифы мункан, пер. с англ. М., 1981
  • Роуз Ф. Аборигены Австралии, пер. с нем. М., 1981
  • Элькин А. П. Коренное население Австралии, пер. с англ. М., 1952
  • The Cambridge Encyclopeadia of Hunters and Gatherers. Cambridge, 1999 (I.VII, Australia, p.317-371)
  • The Encyclopaedia of Aboriginal Australia. Vol.I-II. Canberra, 1994

Ссылки

  • //
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Австралийские аборигены" в других словарях:

    Коренные жители какой либо местности, страны (например, австралийские аборигены в Австралии, маори в Новой Зеландии). По древнеримским преданиям, так называлось древнее племя, обитавшее у подножия гор Апеннины … Исторический словарь

    Островитяне Торресова пролива … Википедия

    Австралийские пограничные войны серии военных конфликтов между коренными австралийцами и европейскими поселенцами. Первый бой состоялся в мае 1788 года; Австралия была в значительной степени покорена британскими колонизаторами к 1830 м… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Коренные народы, аборигены, автохтоны, туземцы исконное население территории, сохранившее традиционные системы жизнеобеспечения, особые формы хозяйственной деятельности, например, охота (сухопутная, морская), скотоводство (кочевое скотоводство… … Википедия

Содержание статьи

АВСТРАЛИЙСКИЕ АБОРИГЕНЫ , коренное население австралийского материка, включающее некоторые прибрежные островные группы. Представлено двумя коренными народами, одним из которых являются коренные насельники Австралии, другим – островитяне пролива Торреса. Обладая в среднем одинаковым ростом с европейцами, этот темнокожий народ по расовому типу отличается от других народов и классифицируется как австралоидный. Островитяне пролива Торреса занимают многочисленные малые острова в проливе, отделяющем Австралию от Новой Гвинеи . Они, как и народы Новой Гвинеи, в основном меланезийского происхождения. При переписи 1991 года 228 709 человек идентифицировали себя как аборигенов, а 28 624 человека – как островитян пролива Торреса. Их доля в населении Австралии составила соответственно 1,36% и 0,17%.

Происхождение.

Заселение Австралии человеком началось, вероятно, 50 или 60 тыс. лет тому назад, хотя по некоторым гипотезам этот срок удлиняется и до 100 тыс. лет. Судя по имеющимся свидетельствам, народ, ставший аборигенным, прибыл в Австралию из юго-восточной Азии на плотах или каноэ. Однако вопрос о том, был ли процесс переселения относительно кратким по времени или растянутым на тысячелетия, и был ли он случайным или целенаправленным, остается все еще без определенного ответа.

Первоначальные насельники были собирателями, охотниками и рыболовами, нуждавшимися в территориях вблизи постоянных источников пресной воды. Когда численность какой-либо группы увеличивалась настолько, что пищевые запасы в пределах ее территории оказывались под угрозой исчерпания, от нее отделялась новая подгруппа для обживания новых земель; в итоге вся территория Австралии оказалась освоенной. По мере того как группы аборигенов сталкивались с новыми для них условиями окружающей среды и климата, стиль их жизни в различных частях континента адаптировался к местным условиям. Условия варьировались, начиная от саванны, тропических лесов и мангровых болот севера, от коралловых атоллов северо-восточного побережья, от районов лесов, лугов и пастбищ, а также приречных, озерных и дельтовых систем умеренного пояса юго-востока и юго-запада, до центральных и западных пустынь и до холодных субальпийских зон крайнего юго-востока. С течением времени произошла также и диверсификация культуры, приведшая к тому социальному, культурному и языковому разнообразию, которое было характерно для жизни австралийцев-аборигенов в 1788, когда на континенте начали появляться первые постоянные поселения европейцев.

Характер расселения.

Количественные оценки аборигенного населения на 1788 разнятся между собой. Общепринятая цифра равняется 350 тыс. человек, но некоторые оценки поднимают эту цифру до уровня 1-2 млн. Представляется вероятным, что эпидемии, принесенные еще до 1788 европейскими моряками и торговцами из Индонезии , выкосили значительную часть коренного населения. Оно распределялось неравномерно, будучи относительно плотным вдоль плодородных северных, восточных и юго-восточных полос побережья и немногих непересыхающих рек и редким – в тех полузасушливых и аридных регионах, которые покрывают три четверти земной поверхности Австралии.

Каждая отдельная группа вела полукочевой образ жизни в пределах своего района традиционного собирательства и оставалась главным образом в границах своей собственной территории, за исключением случаев церемоний и торговых обменов, когда разные группы собирались вместе. Со временем происходило, соответственно, отдаление групп друг от друга, и это проявлялось в языке и обычаях. К 1788 существовало около 500 различных групп, каждая со своим собственным языком или диалектом, со своей территорией и своими особенностями социальной организации и обычаев. Такие группы обычно называют племенами, хотя они и не обладали тем иерархическим политическим единством, которое ассоциируется с этим термином. Состоявшее зачастую из нескольких более мелких подразделений племя было известно обычно под единым названием. Центром, вокруг которого происходила жизнедеятельность каждой группы, служил источник воды либо какое-то место неподалеку от него. Он считался историческим домом членов данной группы и животных данного района. В мифах повествовалось о том, как предки и герои группы находили это место, совершали наиболее важные ритуалы и подвиги и там же умирали. Тот исторически неопределяемый период, когда, как считается, совершались эти деяния, аборигены называют Временем Сновидений, и оно служит источником вдохновения и самоидентификации для многих современных аборигенов.

Добывание пищи и орудия труда.

Каждая группа аборигенов обладала собственным запасом знаний относительно источников, способов добывания и приготовления пищи. Помимо соблюдавшихся некоторыми группами табу на определенные виды пищи большинство пользовалось смешанной и относительно богатой пищей из растительных и животных продуктов, состав которой изменялся в зависимости от времени года и условий местной среды. Питательные и целебные свойства природных ресурсов были хорошо известны, и существовали определенные способы их использования. Глубокое знание своих региональных ресурсов позволяло аборигенам выживать в таких условиях среды, которые европейские поселенцы считали чрезвычайно суровыми или непригодными для жизни.

Все изделия аборигенов имели природное происхождение, и разные группы вели обмен друг с другом для получения сырья из отдаленных местностей. Технология изготовления каменных орудий была сложной. Набор каменных орудий включал топоры, ножи, зубила, буравы и скребки. Из дерева аборигены изготовляли копья, копьеметалки, бумеранги, метательные палки, палицы, щиты, палки-копалки, блюда, палочки для разжигания огня, каноэ, музыкальные инструменты и различные церемониальные предметы. Скрученная из растительного волокна, шерсти животных и человеческих волос нить использовалась для изготовления веревок, сетей и нитяных мешков. Из волокон коры, тростника, пальмовых листьев и травы изготавливались корзины и ловушки для рыбы. В районах более прохладного климата обработанные шкуры животных сшивались вместе с помощью костяных игл для изготовления плащей и ковриков. Из раковин делались рыболовные крючки и различные украшения. Личные украшения состояли из наручных и головных повязок; подвесок, шейных ожерельев и браслетов, изготовлявшихся из раковин, кости, зубов и когтей животных, плетенных и витых волокон, а также из пучков перьев и меха.

Как и положено полукочевому народу, его инструмент и орудия труда считались лучшими, если они были легкими. Так, например, каменные орудия эволюционировали в сторону малых форм, а более крупные были многоцелевыми. Другими функциями бумеранга были палка-копалка, палица и музыкальный инструмент; копьеметалка могла использоваться в качестве зубила, если к ручке прикреплялся кремень, или как лезвие, если ее край был заострен.

Традиционная социальная организация.

Локальная группа обычно состояла из нескольких семей, занимавших определенную территорию (обычно называвшуюся имением), которая служила им базой и которой их предки владели со Времени Сновидений. Хотя эта земля и обладала большой ритуальной и эмоциональной значимостью, жизнедеятельность группы не ограничивалась ее пределами. Когда ей приходилось пересекать территорию соседних имений в целях добывания пищи, обмена или для совершения церемониальных действий, то ею соблюдались принципы взаимности, права собственности и правила добрососедского поведения.

Разделение труда происходило по половозрастному принципу. Мужчины охотились на крупных животных, были воинами и блюстителями закона и религии. Женщины собирали растительную пищу и мелких животных и растили детей. Аборигенные группы были в основном эгалитарными без вождей и наследуемого статуса. Однако их общество было геронтократическим. Как накопившие наибольшие знания о природных ресурсах и религии мужчины среднего или более старшего возраста пользовались наибольшим авторитетом и обладали наибольшим престижем. Женщины старших возрастов также обладали большим авторитетом и престижем. В основе социальной организации лежало родство. Родственные отношения отдельного индивида подразделялись на несколько категорий, число которых могло несколько разниться в разных регионах, но принцип сохранялся неизменным: любое лицо, отдаленное в родственном отношении более чем на две ступени, обычно включалось в категорию, называемую по имени более близкого родственника. Это утверждение справедливо для случаев как прямых родственников (родители, внуки, дети и т.д.), так и боковых (братья, сестры, кузены, кузины и т.д.). Состав этих категорий изменялся от одного индивида к другому. Таким образом, в одну и ту же категорию включались мать данного индивида, сестры этой матери и ее параллельные кузины (дочери женщин, приходившихся или считавшиеся приходившимися сестрами матери этой матери). Всех их данный индивид называл «матерью». Подобным же образом дело обстояло с категориями отца, сына, брата матери, сына сестры и другими близкими родичами.

Категорией родственных отношений между одним лицом и другим определялось взаимное поведение обоих лиц во всех случаях социальных и ритуальных действий с детства и до старости. Особенно важным был тот факт, что на основе принадлежности к этим категориям брачными правилами устанавливалась предпочтительность внутриплеменных браков (обычно между конкретными типами кузенов и кузин), позволительность одних и недопустимость других браков.

Племенная организация включала тотемические кланы, членство в которых определялось происхождением. Многие племена подразделялись также на (брачующиеся) половины; а у некоторых существовала система разделения на четыре или восемь секций, которые были подобны половинам, имели свои наименования, были экзогамными и не были локализованными. Межсекционные браки и происхождение секций определялись правилами, взаимоувязанными с брачными. Как следствие экзогамии происходило постоянное разделение и воссоединение групп по мере того, как члены одной группы вступали в брак с членами соседних групп, а их потомки в более поздних поколениях возвращались по брачной линии назад.

Тотемизм.

Австралийцы-аборигены жили в непрерывном контакте с природой и хорошо ее знали. Природа наполняла собой весь их мысленный мир и художественное творчество, составляя неотъемлемую часть их социальной системы. Группы, в которые были организованы аборигены, и особенно кланы назывались по видам животных – эму, кенгуру, орел, игуана и т.д. Конкретный вид животного служил тотемом группы, связывая ее с тем Временем Сновидений, когда все еще только создавалось; само животное считалось родственником одной «плоти» с группой. Брак между двумя лицами одной тотемной группы был невозможен, поскольку, будучи одной «плоти», они были бы слишком близкими; не допускалось также причинять боль, убивать или поедать свой собственный тотем или плоть. Тотем не только выступал в качестве основополагающего духовного и социального ориентира, но и считалось, что он мог активно вмешиваться в жизнь человека, предупреждая, например, об опасностях, придавая силу во времена испытаний или принося известия о нуждах любимых.

У всех аборигенных племен были тайные и священные тотемические ритуалы, центральной темой которых было представление тотемных животных и воспроизведение их мифических деяний. В мифах зафиксированы действия тех существ-творцов и предков, которые, часто в виде тотемных животных, впервые пришли на территорию племени, придали ей форму, завещали ей ее популяцию людей, животных и растений и установили соответствующие ритуалы, законы и священные места. Членство в тотемических группах было, как правило, патрилинейным. Членам таких групп полагалось сохранять мифы, заботиться о священных местах и символике, а также представлять созидательные деяния героев-предков. Считалось, что подобное действо обеспечивает приумножение источников пищи в соответствующее время года и гарантирует безопасное и надежное будущее группы.

Инициация.

Знания о мифах и ритуалах считались столь жизненно важными, что их охраняли как тайну, открываемую только для посвященных. Всем мужчинам надлежало проходить, обычно в юности, через длительный период соблюдения строгой дисциплины, различных табу и целого ряда обрядов. Их сила духа и стойкость испытывались, подвергаясь как воздействию психологического страха перед тем, что может произойти с ними в случае нарушения ими законов племени, так и таким болезненным процедурам, как обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов и депиляция. Центральной темой многих из этих действий служила ритуальная смерть и возрождение к жизни. За долгим периодом инициации следовал постепенный допуск к тайному и священному знанию группы.

Одним из важных для молодого человека следствий инициации было его полное принятие старшими членами группы – хранителями мифов и ритуалов. Их знания сохраняли преемственность со Временем Сновидений, а принятие этих знаний инициированным обеспечивало их передачу будущим поколениям. Лишь постепенно с достижением ими среднего возраста мужчины приближались к полному постижению значения Времени Сновидений и становились достойными занимать положение большой религиозной значимости. Более того, таким авторитетом освящался авторитет и общественный, и моральный. Таким образом, основой геронтократического управления аборигенным обществом служила религиозная вера.

Магические обряды, знахари и хилеры.

В понимании аборигенов мир человеческих событий с его неизбежными несчастными случаями, ранениями, болезнями и преждевременной смертью формируется магическими обрядами. Подобные события не считались естественными или спонтанными, но приписывались действию колдовства, вследствие чего предпринимались попытки определить и наказать колдуна. В сумме тайных знаний каждой группы имелись напевы-заговоры с пожеланием причинить вред или убить, а также такие, например, обряды, как «указание с помощью кости», предназначавшиеся для нанесения вреда определенной жертве.

В некоторых случаях «знахарь», опытный эксперт магических обрядов, мог лечить путем извлечения кости или иного вредного предмета, вызывающего болезнь. Если страдалец умирал, он проводил поиск, чтобы определить виновную в этом группу или человека, и часто преуспевал в нахождении приемлемого для группы решения. Помимо практикующих магические обряды были и люди, лечившие заболевания с помощью традиционных для аборигенов лекарственных средств из природных веществ.

Искусство, музыка, танцы.

Искусство, музыка и танцы тесно переплетались с социальной и религиозной жизнью. Широко известное сегодня как корробори ночное исполнение песен и танцев имело место каждый раз, когда несколько групп устраивались на стоянку вместе. Мужчины с раскрашенными телами танцевали в ярко выраженном энергичном темпе. Женщины часто образовывали хор с одной стороны, но у них были и свои собственные танцы. Пели обычно в унисон, но на полуострове Арнемленд в Северной Территории, где имелись специалисты-песенники, были развиты и канонический тип пения и даже фуговая структура.

Ритм отбивался ударами специальных резонирующих палочек или постукиванием бумерангов друг о друга, либо похлопыванием сложенными в лодочку ладонями о бедра или ягодицы. У аборигенов существовал только один традиционный духовой инструмент – диджериду, представляющий собой пустотелый кусок дерева или бамбука длиной ок. 1,2 или 1,5 м с внутренним диаметром 3,8-5,0 см. Нотный диапазон этого инструмента ограничен, но с его помощью можно создавать сложные узоры тона и ритма. В последние годы этот инструмент применяется в западной музыке для создания специальных эффектов и используется рок-группами современных аборигенов.

Значительная часть традиционной музыки – светская, но в случае церемониальных событий исполнялись священные песни. Большие песенные и танцевальные циклы, часто исполнявшиеся в связи с такими особыми событиями, как инициации и погребальные обряды, служили объектом обмена между группами и, в конечном счете, часто бытовали далеко от мест своего возникновения. Эти циклы все еще сохраняются, особенно в северных регионах, и последние годы отмечены их возрождением.

Широк диапазон визуального искусства. Резьба по камню и дереву, наскальная роспись, грунтовая скульптура, раскраска тела, изысканные головные уборы и сложные резные и деревянные фигуры связаны с тотемическими, инициационными и погребальными ритуалами. Оружие, утварь и украшения покрывают резьбой и красят, причем соответствующие узоры часто связаны с тематикой Времени Сновидений.

Региональные культуры.

При всей огромности расстояний и разнообразии региональных условий ее распространения аборигенная культура была единообразной в своей сути. Вариации в системе родства и социальной культуры имели общую тематику, как и вариации в языке. (Все известные языки и диалекты принадлежат к одной из двух основных языковых семей, и ни одна из них не кажется связанной с другими языками мира.)

Однако региональные культуры могут быть подразделены на крупные группы на основе их мифологии и ритуальной жизни. Для восточной трети континента характерны вера в небесных героев культуры, полированные каменные топоры, ассоциируемые с этими культурными героями, выдергивание зубов в качестве основной инициационной операции, а также сохранение трупов в течение всего периода траура.

На остальных двух третях континента наблюдается веерообразное распространение с северо-запада обряда обрезания как важной части инициации. Подобным же образом погребальный обычай размещения трупа на помосте (в ветвях деревьев с последующим ритуальным захоронением костей) распространен в направлении с северо-запада на значительной территории западной трети континента; при этом мифология этого региона сосредоточена на тотемических героях, чей путь оканчивался скорее в земле, чем на небе.

В мифах и ритуалах Арнемленда значительное развитие получила уникальная тема матери плодородия. В роли представляемого обыкновенно в человеческом облике героя чаще выступала мать, чем герой мужчина; именно она возглавляла группы своих мужчин и женщин или приводила предшествовавших им духов на соответствующие племенные земли и с помощью своих обрядов вызывала к жизни все природные виды живых существ. Разнообразие больших ритуалов в этом регионе (некоторые из них посвящены темам смерти и возрождения растений) поразительно по своему богатству.

Аборигены после 1788.

Начавшееся с 1788 заселение Австралии европейцами вызвало радикальные изменения в хозяйственной, социальной и религиозной жизни аборигенов. Сельская местность оказалась занятой городами, фермами и горными разработками. Процесс колонизации был во многих случаях насильственным. Аборигены оказывали сопротивление посягательствам поселенцев, прибегая обычно (и это было наиболее практичным для общества, построенного на основе малых автономных локальных групп) к практике партизанских нападений на отдаленные фермы поселенцев. В некоторых районах это сопротивление продолжалось многие годы, но было, в конечном счете, сломлено благодаря как численному превосходству поселенцев, так и превосходству огнестрельного оружия над копьем. Численность погибших при передвижении границы по континенту неопределенна, но по недавним оценкам эти цифры составляют 20 тыс. аборигенов и 3 тыс. поселенцев.

Еще более опустошительными, чем кровавые бойни, были болезни. Оспа, сифилис, туберкулез, корь, грипп, а позже проказа, принесенные в Австралию поселенцами, резко сократили численность аборигенного населения. Остатки многих обездоленных племен были вынуждены скитаться вблизи поселений, полагаясь на подачки пищи и одежды и живя в самодельных или временных лагерях. Многие аборигены пристрастились к алкоголю и табаку. Несмотря на создание резерваций, под которые обыкновенно отводились невостребованные маргинальные земли, и на введение патерналистского «защитного» законодательства, численность аборигенов продолжала снижаться, достигнув в 1933 уровня в 74 тыс. человек. Только в редко заселенных полузасушливых регионах аборигенам удалось приспособить свой образ жизни к жизни поселившихся там овцеводов и других скотоводов. Во многих местностях овцеводство было фактически возможным только благодаря наличию там дешевой рабочей силы аборигенов. И только в отдаленных пустынях и в крупной резервации Арнемленда аборигенная культура сохранилась вплоть до середины 20 в., когда традиции аборигенного художественного творчества начали возрождаться и получили новое направление.

Политическая власть.

С медленным ростом численности аборигенов начало развиваться движение за их гражданские права (Aboriginal Advancement movement). Его целями было предоставление коренным народам, включая островитян пролива Торреса, полного объема прав и привилегий гражданства. Вплоть до конца 1950-х и начала 1960-х годов различные штаты им в этих правах отказывали, и государственные органы социального обеспечения взяли ориентир на ассимиляцию как на цель для устранения расового и культурного своеобразия аборигенов. В 1967 страна проголосовала за изменение конституции, чтобы обеспечить юрисдикцию федерального правительства в вопросах политики по отношению к коренному народу, и в 1973 правительство создало Управление по делам аборигенов. Этот орган спонсировал и поддерживал программы по жилищному строительству, образованию, здравоохранению, земельной собственности, бизнесу, а также по юридической и административной реформе. В 1991 на смену этому Управлению пришла Комиссия по делам аборигенов и жителей островов пролива Торреса, тратившая 900 млн. долларов ежегодно на поддержку принципа самоопределения аборигенов.

Поиски лучших мест работы, образования и условий здравоохранения вместе с механизацией тех работ фермеров и пастухов, в которых ранее требовался труд аборигенов, побудили многих аборигенов мигрировать в большие города. Крах промышленности по добыче жемчуга, в которой в прошлом было занято большое число жителей пролива Торреса, заставил многих из них перебраться на материк.

Наибольшие концентрации коренного населения в начале 21 века отмечались в крупных городах, часто в пригородах с низким социоэкономическим статусом, таких, как пригороды Сиднея Редферн и Маунт-Друитт. Штатом с самой большой численностью коренного населения является Новый Южный Уэльс (68 941 аборигенов-австралийцев и жителей пролива Торреса, или 1,2% от всего населения). Следующие штаты по численности коренного населения – Квинсленд (67 012, или 2,25%); Западная Австралия (40 002, или 2,52%); Северная Территория (38 337, или 21,88%); Виктория (16 570, или 0,39%); Южная Австралия (16 020, или 1,14%); Тасмания (8683, или 1,92%); и Территория Столицы Австралии (1768, или 0,63%).

По мере того как политическое движение аборигенов набирало силу, центр его внимания сосредотачивался на определенных ключевых вопросах. Первым из них было движение за земельные права, целью которого является возвращение конкретным общинам земель, некогда принадлежавших их предкам. К 1991 седьмая часть всей суши Австралии оказалась принадлежащей аборигенам. В 1992 Верховный Суд Австралии принял решение в пользу группы, требовавшей признания ее права традиционного владения землей на острове Муррей в проливе Торреса. Принятое в т.н. деле Мабо (названном так по имени истца – Эдди Мабо) решение опровергло ту юридическую посылку, что до своего освоения европейцами земля Австралии никому не принадлежала. Другой гражданский процесс был связан со смертью коренных жителей в полицейских участках и тюрьме. В результате целого ряда таких смертей в 1987-1991 специальная комиссия рассмотрела 91 дело и нашла, что они возникли на фоне действия исторических предубеждений и случаев лишения аборигенов прав владения. На Национальный совет по примирению с аборигенами, созданному по мотивам этих решений, была возложена задача разработки плана установления к 2001 гармонических отношений между коренными и другими народами Австралии. Однако сепаратистские настроения среди аборигенов и островитян пролива Торреса дали начало движению за суверенитет обоих народов, и за последние несколько лет каждая из групп ввела свой собственный флаг.