Все в ольге но любой. Ларины

а) хорей;

б) ямб;

в) анапест;

г) дактиль.

а) 1819 – 1825;

б) 1825 – 1835;

в) 1837 – 1840.

  1. О ком Пушкин сказал в романе

а) мать сестер Лариных;

б) Татьяна;

в) Ольга;

г) няня Филипьевна.

  1. кульминацией ?

а) дуэль Онегина и Ленского;

  1. Какова роль автора в романе?

а) ;

а) ;

а) ;

  1. Выпишите из отрывка эпитет

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его… напрасно;

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!

Контрольная работа по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Как называется стихотворный размер, которым написан роман?

а) хорей;

б) ямб;

в) анапест;

г) дактиль.

  1. Укажите временные границы действия, происходящего в романе:

а) 1819 – 1825;

б) 1825 – 1835;

в) 1837 – 1840.

  1. О ком Пушкин сказал в романе «…Любой роман / возьмите и найдете верно / ее портрет…»?

а) мать сестер Лариных;

б) Татьяна;

в) Ольга;

г) няня Филипьевна.

  1. Какой элемент композиции называют кульминацией ?

а) элемент, в котором возникает, зарождается конфликт;

б) элемент, в котором художественный конфликт достигает наивысшей точки своего развития и требует разрешения;

в) элемент, в котором конфликт разрешается.

  1. Кульминацией романа «Евгений Онегин» является:

а) дуэль Онегина и Ленского;

б) объяснение Татьяны в любви Онегину;

в) второе объяснение Евгения и Татьяны в ее Петербургском доме.

  1. Что такое «онегинская строфа»?

а) строфа из 8 стихов, где первые 6 рифмуются между собой, а 2 связываются парной рифмовкой;

б) строфа из 14 стихов: 3 четверостишия и 2 завершающие строки.

  1. Лирическое отступление – это:

а) эмоциональное восприятие событий, описываемых автором;

  1. Какова роль автора в романе?

а) является действующим лицом;

б) является наблюдателем за событиями.

  1. Определите, кому из героев романа соответствуют эти характеристики (напротив буквы запишите соответствующее имя):

а) молодой повеса; он умен и очень мил; не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить; ярем он барщины старинной оброком легким заменил; как рано мог он лицемерить; русская хандра им овладела понемногу ;

б) дика, печальна, молчалива; ей рано нравились романы; душа ждала кого-нибудь;

в) кругла, красна лицом она; кокетка, ветреный ребенок;

г) его перо любовью дышит; поклонник славы и свободы; он был любим… так думал он;

д) он был простой и добрый барин.

Для справок: Татьяна, Дмитрий Ларин, Онегин, Ленский, Ольга.

  1. Определите, кому из писателей, критиков принадлежат слова:

а) Онегин – страдающий эгоист, эгоист поневоле ;

б) Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной;

в) Онегин – эгоист по природе, светский тунеядец.

Для справок: В. Белинский, Д. Писарев, А. Пушкин.

  1. Определите героев по кругу их чтения:

а) бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита ;

б) Она любила Ричардсона не потому, чтобы прочла, не потому, что Грандисона она Ловласу предпочла…

  1. Выпишите из отрывка эпитет : «Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни?..»
  2. Выпишите из отрывка метафоры :

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его… напрасно;

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!

  1. Почему стихотворное произведение «Евгений Онегин» названо романом?
  2. Перечислите особенности сюжета романа «Евгений Онегин».
  3. Какие социальные слои представлены в романе, и какие герои их представляют?
  4. Напишите краткий ответ на тему
  1. вариант – «Мое представление о Татьяне»;
  2. вариант – «Мое представление об Онегине».

Ответы

  1. а – Онегин; б – Татьяна; в – Ольга; г – Ленский; д – Дмитрий Ларин.
  2. а – Белинский; б – Пушкин; в – Писарев.
  3. а – Онегин; б – Татьяна.
  4. златые дни
  5. холодом облит, дохнула буря, цвет прекрасный увял, потух огонь на алтаре
  6. отражает историческую эпоху, показывает внутренне развитие героя (психологизм)
  7. 2 конфликта, образ автора, показана русская жизнь во всех проявлениях
  8. высший свет (Онегин), патриархальное дворянство (Ларины), образованное провинциальное дворянство (Ленский)

1 вариант

  1. Роман был написан в:

а) 1836 – 1839 гг.; б) 1839 – 1841; в) 1812 – 1837.

2. Печорина звали:

а) Максим Максимович; б) Григорий Александрович; в) Сергей Александрович.

3. Выберите наиболее точное определение жанра произведения «Герой нашего времени».

а) повесть с динамичным сюжетом и неожиданной концовкой;

б) роман, в котором основной проблемой является проблема личности и который с наибольшей полнотой стремится изобразить всю сложность мира и человека;

в) роман, в котором представлено большое количество действующих лиц и развивается несколько сюжетных линий.

4. Тема художественного произведения – это:

а) предметы, характеры и ситуации, взятые автором из реальной действительности и преображенные в его художественном мире;

б) основные эпизоды литературного произведения в их художественной последовательности;

в) главная обобщающая мысль литературного произведения.

5. Дайте определение термину «фабула».

8. В чем причина трагедии незаурядной личности в эпоху 30-х годов 19 века?

Контрольная работа по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

2 вариант

1. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит роман «Герой…»?

а) романтизм; б) реализм; в) классицизм.

2. Определите героя по описанию:

«Ни в чем не видит для себя законно, кроме самого себя…»

а) Печорин; б) Доктор Вернер; в) Онегин.

3. В чем заключается трагедия Печорина?

а) в его конфликте с окружающими;

б) в безразличии ко всему, что его окружает;

в) в неудовлетворенности окружающей действительностью и ясном понимании своей противоречивой натуры;

г) в его эгоистичности.

4. Определите идею романа «Герой нашего времени».

а) изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения восстания декабристов, анализ современного общества и психологии человеческой личности;

б) осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды.

5. Дайте определение термину «сюжет».

6. Восстановите хронологическую последовательность событий в романе (запишите главы в нужном порядке).

«Бэла» - «Максим Максимыч» - Предисловие к журналу Печорина – «Тамань» - Окончание журнала Печорина – «Княжна Мэри» - «Фаталист».

7. Сформулируйте, что такое психологический роман. Объясните, почему роман «Герой нашего времени» называют психологическим романом.

8. Почему характер Печорина называют противоречивым? Расскажите подробно о противоречиях в характере Печорина.

Ответы

Вариант 1

Вариант 2

Тамань-Княжна Мэри-Фаталист-Бэла-Максим Максимыч-Предисловие к журналу-Окончание журнала



Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.

Этакая Барби у Пушкина получилась. Настоящая подружка для, и без того, пластмассового Владимира. Так бы и поселил их в пряничном домике. И еще это «раскрытие образа» через гиперссылку: возьмите, дескать, любой роман …

Девица «из романов» предпосылается девице «от Пушкина» -
не иначе как для контраста, к вящей славе Татьяны.
Однако, вот та же Ольга:
«… стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах».

Ужель та самая Барби?!

Набоков пишет: «Сочинение Пушкина – это прежде всего явление стиля … Перед нами не «картины русской жизни»; в лучшем случае, это картина … которая тут же развалиться, если убрать французские подпорки и если французские переписчики английских и немецких авторов перестанут подсказывать слова говорящим по-русски героям и героиням».

И, кажется, получилось, что наскоро сшаржированные Пушкиным, и без подпорок существующие Ольга и другие второстепенные персонажи романа, - ее мать, няня, Загорецкий, княжна Алина, Гильо, седой калмык etc. получились даже более живыми, чем срежиссированные Онегин, Татьяна и Ленский. Даже кажется, что они единственные живые в этом царстве теней, - мире Онегина, Татьяны, Ленского.

Пушкинские строки «Всегда скромна, всегда послушна» применяют мамы в отношении своих дочек, когда хотят похвалиться их поведением. Эта строфа посвящена из романа «Евгений Онегин» ().

Вольно или невольно, Пушкин изобразил не просто послушную девочку-ангелочка. Ольга мила и по-детски наивна, как может быть наивен 11-12-летний ребенок. Она с детства слышала о том, что предназначена . Она сумела с ним подружиться и полюбить. Она охотно слушала его стихи, может быть, высказывала свое мнение. Ольга играла с ним в шахматы, слушала книги, которые Ленский читал ей. Владимир почти каждый вечер приезжал к Лариным и ему не было с ней скучно. Находились общие интересы, общие темы для бесед.

В отличие от , которая только и делала, что грустила, Ольга помогала матери накрывать на стол и в других домашних делах. Занималась рукоделием. Из Ольги должна была получиться замечательная хозяйка и мать. Или стремился видеть в героинях будущих декабристок? Даже если так, то на эту роль больше подходила Ольга. Она бы не пропала, потому что больше умела и была духом сильнее своей сестры.

Следует обратить внимание на последние 3 строки. Не Ольга надоела Пушкину, а ее портрет. Портрет голубоглазой белокурой девочки, который изображали другие писатели и поэты. Этот сентиментальный образ любили изображать художники на своих полотнах. Его можно было встретить везде. Разве ж Ольга виновата, что родилась белокурым ангелом с голубыми глазами?

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, лёгкой стан,
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдёте верно
Её портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела как ландыш потаенный,
Не знаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.

Тут у нас появляевяется впервые представитель семейства Лариных - младшая Ольга, в которую с детства влюблен Ленский, и коим прочили брак. Благо, соседи

Ольга Ларина

Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон.
Простите, игры золотые!
Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И Ночь, и Звезды, и Луну,
Луну, небесную лампаду,
Которой посвящали мы
Прогулки средь вечерней тьмы,
И слезы, тайных мук отраду...
Но нынче видим только в ней
Замену тусклых фонарей.

В общем, страдал парень. Вздыхал в одиночестве при Луне. Идилия и романтизм:-) Это еще глубже подчеркивает упоминание цевницы. Это не то, о чем Вы подумали в первую секунду - это такой старинный духовой инструмент, а в данном конкретно случае этакий символ идиллической поэзии. А вот "младых восторгов первый сон" - это именно то - наверняка поллюции:-))

Цевница

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.


Ольга и Владимир
Не очень так автор хорошо отзывается об Ольге. Этакая миленькая блондинка, приятная во всех отношениях, но пустая, а значит скучная. Думаю, мало кто из девушек был бы обрадован, прочитав столь уничижительную характеристику. Впрочем, оговаривается Пушкин, что прежде он сам подобными барышнями увлекался, но они ему уже очень наскучили. Но все равно, как то даже немного обидно за Ольгу:-)

Ее сестра звалась Татьяна...
Впервые именем таким
Страницы нежные романа
Мы своевольно освятим.
И что ж? оно приятно, звучно;
Но с ним, я знаю, неразлучно
Воспоминанье старины
Иль девичьей! Мы все должны
Признаться: вкусу очень мало
У нас и в наших именах
(Не говорим уж о стихах);
Нам просвещенье не пристало
И нам досталось от него
Жеманство, -- больше ничего.


ТАДАМ! Появляется второй главный персонаж этого замечательного романа в стихах - старшая сестра Татьяна Ларина. Она была на год старше Ольги и ей должно быть около 18 лет. Пушкин отмечает. что это старинное, а значит не очень популярное в то время имя. Им редко называли дворянских девочек. Интересно, что после опубликования романа ситуация изменилась на противоположную:-)) Имя означает устроительница, учредительница, повелительница, устанавливающая, поставленная, назначенная.

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Опять-таки странная вещь. Вот автор вроде бы считает, что Татьяна менее внешне привлекательна, да и вовсе "дика" чем Ольга (а кому из девушек это может понравится), но вот с первых строчек видно, что она более симпатична ему. Более интересна, более глубока, в ней есть тайна, бушующие внутри страсти.

Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию, закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маминьки своей.

Но куклы даже в эти годы
Татьяна в руки не брала;
Про вести города, про моды
Беседы с нею не вела.
И были детские проказы
Ей чужды; страшные рассказы
Зимою в темноте ночей
Пленяли больше сердце ей.
Когда же няня собирала
Для Ольги на широкий луг
Всех маленьких ее подруг,
Она в горелки не играла,
Ей скучен был и звонкий смех,
И шум их ветреных утех.
Ни вышивание, ни игры, ни игрушки, а рассказы (тем более страшилки) ей более интересны. Она одиночка. Любит размышлять и следить за жизнью со стороны.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова - один из возможных прототипов Татьяны Лариной.

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход,
Когда на бледном небосклоне
Звезд исчезает хоровод,
И тихо край земли светлеет,
И, вестник утра, ветер веет,
И всходит постепенно день.
Зимой, когда ночная тень
Полмиром доле обладает,
И доле в праздной тишине,
При отуманенной луне,
Восток ленивый почивает,
В привычный час пробуждена
Вставала при свечах она.

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
Отец ее был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
Жена ж его была сама
От Ричардсона без ума.

С. Ричардсон

Рано начала читать, благо папенька не запрещал, а маман на некоторые книги вообще смотрела благосклонно. Не знаю, правда, зачем молодой девушке Руссо, но вот с Самюэлем Ричардсоном все понятно:-) Как-никак родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв. Думаю, самым популярным дамским романом того времени была его "Кларисса, или История молодой леди"
Она любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла;
Но в старину княжна Алина,
Ее московская кузина,
Твердила часто ей об них.
В то время был еще жених
Ее супруг, но по неволе;
Она вздыхала о другом,
Который сердцем и умом
Ей нравился гораздо боле:
Сей Грандисон был славный франт,
Игрок и гвардии сержант.


Сэр Чарльз Градинсон
Правда тут же идет пояснение, почему именно Татьяна любила Ричардсона....Обычные женские штучки, внушенные более старшей и опытной кузиной. Московская кузина Алина, которая еще промелькнет на страницах романа впоследствии. Вообще, Московская кузина — это устойчивая сатирическая маска, соединение провинциального щегольства и манерности того времени. Но речь не о том. Алина благосклонно принимала ухаживания своего будущего мужа, но мечтала о другом - франте и гвардейце. Пусть Вас не смущает звание - в гвардии служили дворяне, просто герой ее был еще молод.
Ну и наконец, надо упомянуть, строчки "что Не потому, чтоб Грандисона / Она Ловласу предпочла » Первый — герой безукоризненной добродетели, второй — коварного, но обаятельного зла. Имена их сделались нарицательными и взяты из романов Ричардсона.
Продолжение следует...
Приятного времени суток.

Задание:

Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чтении вслух выделите их.

Пример 1.

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта, простодушна,

Как поцелуй любви, мила;

Глаза, как небо, голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Все в Ольге… Но любой роман

Возьмите и найдете, верно,

Ее портрет…

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Пример 2.

«Масса ворочалась, гудела, волновалась, словно огромный шерстистый зверь - тысячелапый, тысячеглазый, податливый, как медведь-мохнач».

(Д.Фурманов «Чапаев»).

Когда в рассказе появляется новое понятие, оно также выделяется логическим ударением. Так, логическое ударение падает на имя, впервые появившееся в произведении:

Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель.

(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Когда герои впереди уже названы, при дальнейшем упоминании нет надобности их особо выделять:

По деревне ехал царь с войны.

Едет - черной злобой сердце точит.

Слышит - за кустами бузины

Девушка хохочет.

Грозно брови рыжие нахмуря,

Царь ударил шпорами коня,

Налетел на девушку, как буря,

И кричит, доспехами звеня…

(М.Горький «Девушка и смерть»)

Из книги Хризантема и меч автора Бенедикт Рут

I Задание: Япония Для Соединенных Штатов Япония была самым чуждым противником из числа тех, с кем им приходилось когда-либо вести большую войну. Ни в какой другой войне с крупным противником мы не оказывались перед необходимостью принимать в расчет совершенно отличные от

Из книги Техника речи автора Харитонов Владимир Александрович

Задание: На примере любого произведения русской классической литературы продемонстрируйте роль точки с запятой в художественном контексте (описание, размышление, лирическое отступление и т. д.) ДВОЕТОЧИЕ Двоеточие часто соперничает с тире. Оба знака служат пояснению.

Из книги автора

Задание: Найдите по 5 примеров подобной расстановки тире в пьесах М.Горького. ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Восклицательный знак служит для обозначения эмоциональности речи. Вместе с тем, наряду с точкой, восклицательный знак служит разграничителем предложений.Так же как

Из книги автора

Задание: На примере любого художественного текста прокомментируйте состав вопросительных конструкций, определите их значение в структуре произведения. МНОГОТОЧИЕ Для многоточия характерна интонация незаконченности. Этот знак требует т исполнителя большого

Из книги автора

Задание 2. Прочтите внимательно следующие три отрывка, сравните их. Что в них общее и что различное?Обратите внимание на расстановку знаков препинания и, читая тексты вслух, следуйте тем указаниям, которые изложены выше. Обратите специальное внимание на разнообразные

Из книги автора

Задание: Прочитайте вслух. Расставьте паузы (логические), которые вы считаете необходимыми для уточнения мысли. 1. «На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой. На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. Это плотные серо-зеленые шарики, похожие

Из книги автора

Задание: Внимательно прочтите примеры, найдите в них сравнения и при чтении вслух выделите их. Пример 1. Всегда скромна, всегда послушна, Всегда, как утро, весела, Как жизнь поэта, простодушна, Как поцелуй любви, мила; Глаза, как небо, голубые; Улыбка, локоны льняные,