Наивысшая точка в развитии действия художественного произведения. Основные элементы сюжета

Сюжет (от французского sujet - предмет, содержание) - система событий, составляющая содержание литературного произведения. Иногда, кроме сюжета, выделяют еще и фабулу про­изведения. Фабула - хронологическая последовательность событий, описанных в произведении. Известный пример несовпадения фабулы и сюжета - лермонтовский роман «Герой нашего време­ни». Если придерживаться фабульной (хронологической) последовательности, то повести в романе должны были располагаться в другом порядке: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла», «Фаталист», «Максим Максимович».

Сюжет произведения включает в себя не только события из жизни персонажей, но и события духовной (внутренней) жизни автора. Так, лирические отступления в «Евгении Онегине» Пушки­на и в «Мертвых душах» Гоголя - это отступления от фабулы, а не от сюжета.

Композиция (от латинского compositio - составление, соединение) - построение художествен­ного произведения. Композиция может быть организована сюжетно (J 1. Толстой «После бала») и несюжетно (И. Бунин «Антоновские яблоки»). Лирическое произведение тоже может быть сю­жетно (стихотворение Некрасова «Размышления у парадного подъезда», для которого характерен эпический событийный сюжет) и несюжетно (стихотворение Лермонтова «Благодарность»).

Композиция литературного произведения включает:

- расстановку образов-персонажей и группировку других образов;

- композицию сюжета;

- композицию внесюжетных элементов;

- способов повествования (от автора, от рассказчика, от героя; в форме устного рассказа, в фор­ме дневников, писем);

- композицию деталей (подробности обстановки, поведения);

- речевую композицию (стилистические приемы).

Композиция произведения зависит от его содержания, рода, жанра и т. д.

Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспо­зицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог.

Экспозиция (от латинского expositio - изложение, объяснение) - предыстория событий, ле­жащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция мотивирует поведение персонажей. Экспозиция может быть прямой, то есть стоящей в начале произведения, или задер­жанной, то есть находиться в середине или конце произведения. Например, сведения о жизни Чичикова до его приезда в губернский город даны в последней главе первого тома «Мертвых душ» Гоголя. Задержанная экспозиция обычно придает произведению таинственность, неясность.

Завязка - это событие, которое является началом действия. Завязка или обнаруживает уже имев­шиеся противоречия, или сама создает («завязывает») конфликты. Например, завязкой в комедии Гоголя «Ревизор» является получение городничим письма, в котором сообщается о приезде ревизора.

Кульминация (от латинского culmen - вершина) - наивысшая точка напряжения в развитии действия, высшая точка конфликта, когда противоречие достигает своего предела и выражается в особенно острой форме. Так, в драме Островского «Гроза» кульминация - признание Катери­ны. Чем больше конфликтов в произведении, тем сложнее свести напряжение действия только к одной кульминации. Кульминация является самым острым проявлением конфликта и в то же время подготавливает развязку действия.

Развязка - исход событий. Это итоговый момент в создании художественного конфликта. Развязка всегда прямо связана с действием и как бы ставит окончательную смысловую точку в повествовании. Такова, например, так называемая немая сцена в «Ревизоре» Н. Гоголя, где «развязаны» все сюжетные узлы комедии и дана завершающая оценка характеров персонажей. Развязка может разрешать конфликт (Фонвизин «Недоросль»), но может и не устранять конф­ликтных ситуаций (в «Горе от ума» Грибоедова, в «Евгении Онегине» Пушкина главные герои остаются в сложных ситуациях).

Эпилог (от греческого epilogos - послесловие) - всегда заключает произведение. В эпилоге рассказывается о дальнейшей судьбе героев. Например, Достоевский в эпилоге «Преступления и наказания» сообщает о том, как изменился на каторге Раскольников.

Лирическое отступление - отклонение автора от фабулы, авторские лирические вставки на темы, мало или совсем не связанные с главной темой произведения. Они, с одной стороны, тор­мозят фабульное развития произведения, а с другой - позволяют писателю в открытой форме высказывать свое субъективное мнение по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме. Таковы, например, лирические отступления в романе Пушкина «Евгений Онегин», в «Мертвых душах» Гоголя.

Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) - столкновение между персонажами или между персонажами и средой, героем и судьбой, а также внутренние противоречия персонажа. Конфликты могут быть внешними (столкновение Чацкого с «фамусовским» обществом» в «Горе от ума» Грибоедова) и внутренними (внутренний, психологический конфликт самого Чацкого). Нередко внешние и внутренние конфликты тесно взаимосвязаны между собой в произведении («Горе от ума» Грибоедова, «Евгений Онегин» Пушкина).

Автор-повествователь - автор, который прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени. Так, образ автора-повествователя присутствует в «Ко­му на Руси жить хорошо» Некрасова. Он возникает почти с первых строк поэмы, когда автор- повествователь начинает рассказ о семи «временнообязанных», которые сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили, «кому живется весело, вольготно на Руси». Однако роль автора-повест­вователя не исчерпывается бесстрастной информацией о том, что делают мужики, кого слушают, куда идут. Отношение мужиков к происходящему выражается через повествователя, который вы­ступает своеобразным комментатором событий. Например, в одной из первых сцен поэмы, когда мужики заспорили и никак не могли найти решения вопроса «кому живется весело, вольготно на Руси», автор комментирует неуступчивость мужиков:

Мужик, что бык, втемяшится В башку какая блажь - Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит!

Автор - создатель художественного произведения. Его присутствие в литературном тексте заметно в разной степени. Он или прямо выражает ту или иную идею произведения, говорит с читателем от собственного имени, или прячет свое «я», как бы самоустраняется из произведе­ния. Такая двойная структура авторского образа всегда объясняется общим замыслом писателя и стилем его произведения. Иногда в художественном произведении автор выступает в качестве вполне самостоятельного образа.

Образ автора - персонаж, действующее лицо художественного произведения, рассматривае­мое в ряду других персонажей. Он обладает чертами лирического героя или героя-рассказчи­ка; может быть предельно сближен с биографическим автором или намеренно отдален от него.

Например, можно говорить об образе автора в романе Пушкина «Евгений Онегин». Он не ме­нее важен, чем образы других героев. Автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценки. Он придает неповторимое своеобразие композиции и предстает перед читателем как автор-персонаж, автор-повествователь и автор - лирический герой, рассказывающий о себе, своих переживаниях, взглядах, жизни.

Персонаж (от французского personage - личность, лицо) - действующее лицо художествен­ного произведения. Как правило, персонаж принимает активное участие в развитии действия, но о нем также может рассказывать автор или кто-нибудь из литературных героев. Персонажи бывают главные и второстепенные. В некоторых произведениях основное внимание уделяется одному персонажу (например, в «Герое нашего времени» Лермонтова), в других внимание писате­ля привлекает целый ряд персонажей («Война и мир» Л. Толстого).

Характер (от греческого character - черта, особенность) - образ человека в литературном произведении, который соединяет в себе общее, повторяющееся и индивидуальное, неповторимое. Через характер раскрывается авторский взгляд на мир и человека. Принципы и приемы создания характера отличаются в зависимости от трагических, сатирических и других способов изображе­ния жизни, от литературного рода произведения и жанра.

Следует отличать литературный характер от характера в жизни. Создавая характер, писатель может отражать и черты реального, исторического человека. Но он неизбежно использует вымы­сел, «домысливает» прототип, даже если его герой - историческое лицо.

«Персонаж» и «характер» - понятия не тождественные. Литература ориентирована на со­здание характеров, которые часто вызывают споры, воспринимаются критиками и читателями неоднозначно. Поэтому в одном и том же персонаже можно увидеть разные характеры (образ Базарова из романа Тургенева «Отцы и дети»). Кроме того, в системе образов литературного про­изведения персонажей, как правило, гораздо больше, чем характеров. Далеко не каждый персо­наж - характер, некоторые персонажи выполняют только сюжетную роль. Как правило, не яв­ляются характерами второстепенные герои произведения.

Тип - обобщенный художественный образ, наиболее возможный, характерный для определен­ной общественной среды. Тип - это такой характер, в котором содержится социальное обобщение. Например, тип «лишнего человека» в русской литературе при всем своем многообразии (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов) имел общие черты: образованность, неудовлетворенность реальной жизнью, стремление к справедливости, невозможность реализовать себя в обществе, способность к сильным чувствам и т. д. Каждое время рождает свои типы героев. На смену «лишнему человеку» пришел тип «новых людей». Это, например, нигилист Базаров.

Лирический герой - образ поэта, лирическое «я». Внутренний мир лирического героя раскры­вается не через поступки и события, а через конкретное душевное состояние, через переживание определенной жизненной ситуации. Лирическое стихотворение - конкретное и единичное прояв­ление характера лирического героя. С наибольшей полнотой образ лирического героя раскрывается во всем творчестве поэта. Так, в отдельных лирических произведениях Пушкина («Во глубине сибирских руд...», «Анчар», «Пророк», «Желание славы», «Я вас люблю...» и других) выражены различные состояния лирического героя, но, взятые вместе, они дают нам достаточно целостное представление о нем.

Образ лирического героя не следует отождествлять с личностью поэта, точно так же не следует переживания лирического героя воспринимать как мысли и чувства самого автора. Образ лири­ческого героя создается поэтом так же, как художественный образ в произведениях других жан­ров, с помощью отбора жизненного материала, типизации, художественного вымысла.

Система образов - совокупность художественных образов литературного произведения. Система образов включает в себя не только образы персонажей, но и образы-детали, образы-символы и т. д.

Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог- авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.)

При создании образов используются следующие художественные средства:

1. Речевая характеристика героя, которая включает в себя монолог и диалог. Монолог - речь персонажа, обращенная к другому персонажу или к читателю без расчета на ответ. Монологи осо­бенно характерны для драматургических произведений (один из самых знаменитых - монолог Чацкого из «Горя от ума» Грибоедова). Диалог - речевое общение между действующими лицами, которое, в свою очередь, служит способом характеристики персонажа и мотивирует развитие сю­жета.

В некоторых произведениях персонаж сам рассказывает о себе в форме устного рассказа, запи­сок, дневников, писем. Этот прием, например, используется в повести Толстого «После бала».

2. Взаимохарактеристика, когда один персонаж рассказывает о другом (взаимохарактеристи­ки чиновников в гоголевском «Ревизоре»).

3. Авторская характеристика, когда автор рассказывает о своем герое. Так, читая «Войну и мир», мы всегда чувствуем отношение автора к людям и событиям. Оно раскрывается и в порт­ретах действующих лиц, и в прямых оценках-характеристиках, и в авторской интонации.

Портрет - изображение в литературном произведении внешности героя: черт лица, фигуры, одежды, позы, мимики, жеста, манеры держаться. В литературе часто встречается психологичес­кий портрет, в котором через внешность героя писатель стремится раскрыть его внутренний мир (портрет Печорина в «Герое нашего времени» Лермонтова).

Пейзаж - изображение картин природы в литературном произведении. Пейзаж также часто служил средством характеристики героя и его настроения в определенный момент (например, пейзаж в восприятии Гринева в «Капитанской дочке» Пушкина перед посещением разбойничьего «военного совета» принципиально отличается от пейзажа после этого посещения, когда стало яс­но, что пугачевцы Гринева не казнят).

«Вечные» темы - это те темы, которые всегда, во все времена интересуют человечество. В них заложено общезначимое и нравственное содержание, но каждая эпоха вкладывает в их трактовку свой смысл. К «вечным» темам относятся такие, как тема смерти, тема любви и другие.

Мотив - минимальный значимый компонент повествования. Также мотивом называют по­стоянно повторяющийся в разных произведениях художественный сюжет. Он может содержать­ся во многих произведениях одного писателя или у нескольких писателей. «Вечные» мотивы - такие мотивы, которые веками переходят из одного произведения в другое, поскольку содер­жат в себе общечеловеческий, общезначимый смысл (мотив встречи, мотив пути, мотив одино­чества и другие).

В литературе есть и «вечные» образы. «Вечные» образы - персонажи литературных произве­дений, которые вышли за их рамки. Они встречаются в других произведениях писателей разных стран и эпох. Их имена стали нарицательными, часто употребляются в роли эпитетов, указывают на какие-то качества человека или литературного персонажа. Это, например, Фауст, Дон Жуан, Гамлет, Дон Кихот. Все эти персонажи утратили свое чисто литературное значение и приобрели общечеловеческое. Они созданы очень давно, но снова и снова появляются в произведениях писа­телей, потому что в них выражено общезначимое, важное для всех людей.

Сюжет и композиция. Этапы развития сюжета

I. СЮЖЕТ - вся система действий и взаимодействий, последовательно совмещающихся в произведении.

1. ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА (стадии развития действия, композиция сюжета)

ЭКСПОЗИЦИЯ - предыстория, обрисовка характеров и обстоятельств, сложившихся до начала развития основной сюжетной линии.

ЗАВЯЗКА - отправная точка развития основной сюжетной линии, основного конфликта.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ - часть сюжета между завязкой и кульминацией.

КУЛЬМИНАЦИЯ - высшая точка развития действия, напряжения конфликта перед окончательной развязкой.

РАЗВЯЗКА - завершение сюжета, разрешение (или уничтожение) конфликта.

2. НЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

В начале произведения

  • НАЗВАНИЕ
  • ПОСВЯЩЕНИЕ
  • ЭПИГРАФ - цитата из другого произведения, помещаемая автором перед своим сочинением или его частью.
  • ПРЕДИСЛОВИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ, ПРОЛОГ
Внутри текста
  • ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ - отступление от сюжета в лиро-эпическом или эпическом произведении.
  • ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ РАССУЖДЕНИЕ
  • ВСТАВНОЙ РАССКАЗ, ЭПИЗОД, ПЕСНЯ, СТИХОТВОРЕНИЕ
  • РЕМАРКА - авторские пояснения в драматическом произведении.
  • АВТОРСКОЕ ПРИМЕЧАНИЕ
В конце произведения
  • ЭПИЛОГ, ПОСЛЕСЛОВИЕ - финальная часть произведения после завершения основного сюжета, повествующая о дальнейшей судьбе персонажей.
3. МОТИВ - простейшая единица сюжета (мотивы одиночества, бегства, ушедшей молодости, соединения возлюбленных, самоубийства, ограбления, моря, "футляра").

4. ФАБУЛА - 1. Прямая временная последовательность событий, в отличие от сюжета, который допускает хронологические сдвиги. 2. Краткая схема сюжета.

ІІ. КОМПОЗИЦИЯ - построение произведения, включающее в себя:

  • Расположение его частей в определенной системе и последовательности. В эпосе -фрагментов текста, глав, частей, томов (книг), в лирике -строф, стихов; в драме - явлений, сцен, действий (актов).
Некоторые типы композиционных принципов

Кольцевая композиция - повторение начального фрагмента в конце текста.
Концентрическая композиция (сюжетная спираль) - повторение аналогичных событий по ходу развития действия.
Зеркальная симметрия - повторение, при котором сначала один персонаж совершает по отношению к другому некое действие, а затем тот совершает такое же действие в отношении первого персонажа.
"Нитка с бусами" - несколько разных сюжетов, соединенных одним героем.

  • Соотношение сюжетных линий.
  • Соотношение сюжетных линий и не сюжетных элементов.
  • Композиция сюжета.
  • Художественные средства создания образов.
  • Система образов (персонажей).
Вам могут быть интересны другие темы:

Сюжет литературного произведения – сцепление событий,
раскрывающих характеры и взаимоотношения героев. С помощью
сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств,
присущие им противоречия. Сюжет – это связи, симпатии,
антипатии, история роста того или иного характера, типа.
Исследуя сюжет, необходимо помнить о таких его элементах, как
экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация,
развязка, эпилог.
СЮЖЕТ - (франц. sujet, букв. - предмет), в эпосе, драме, поэме,
сценарии, фильме - способ развертывания фабулы,
последовательность и мотивировка подачи изображаемых
событий. В традиционном словоупотреблении - ход событий в
литературном произведении, пространственно-временная
динамика изображаемого.

Сюжет - система событий в художественном произведении,
представленная в определенной связи, раскрывающая характеры
действующих лиц и отношение писателя к изображаемым
жизненным явлениям; последовательность. Ход событий,
составляющий содержание художественного произведения;
динамический аспект художественного произведения.
Сюжет не поддается пересказу, он тесно связан
с темой, проблемой и идеей художественного
произведения.

(о чем?) – основной предмет повествования, то, ради
чего это повествование началось.
Повествование не только рассказывает о чем-либо, но
делает это с какой-то целью: что-то объяснить, доказать,
чему-то научить. Такая цель, главная задача
повествования называется
.
(для чего?) – основная задача повествования:
объяснить, доказать, научить.
В произведении автор может обращаться к нескольким
проблемам и рассматривать несколько тем.
Совокупность тем – тематика произведения.
Совокупность проблем проблематика произведения.

Как решать основную проблему?
Разрешение основной проблемы
произведения. Решение всей
проблематики произведения –
идейное звучание произведения.
Как автор относится к изображаемым им
событиям, поступкам героев и т.д., какую
нравственную оценку дает всему этому?
Позиция автора проявляется через
оценочную (экспрессивно окрашенную)
лексику.
Позиция автора скрыта, ее нужно разгадать, иногда – в
лирических отступлениях – автор четко формулирует свое
отношение к изображаемому.

Фабула - череда событий, служащих основой литературного
произведения, поддается пересказу.
Фабула - фактическая сторона повествования, те события,
случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической
последовательности, которые компонуются и оформляются
автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых
автором в развитии изображаемых явлений.
Следует отличать:
1. "фактическую" основу произведения, события, о которых в нем
рассказывается, как продукт предварительного отбора
художником явлений действительности или вымысла, что и
можно назвать фабула, т. е. повествовательной темой,
подлежащей дальнейшей обработке в сюжете;
2. и самую разработку повествовательной темы, что связано с
разрешением какой-либо проблемы на материале данных
событий (т. е. сюжет).

В зависимости от характера
понимания действительности и
характера самого объекта
фабулы могут быть
мифологические, сказочные,
романические, утопические,
реалистические и т. д.
Тематическое многообразие
фабул неисчерпаемо. Каждый
исторический период, каждый
этап в развитии
художественного творчества,
каждое литературное
направление создают свои
характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют
конкретно-исторические особенности сюжетов.

Конфликт – (лат. Conflictus – «столкновение») - острое
противоречие, находящее свой выход и разрешение
в действии, в борьбе.
Конфликт - «пружина» литературного повествования.
Художественный конфликт возникает в результате
столкновения каких-либо персонажей или противоборства
каких-нибудь сил.
Это движитель повествования. Именно конфликт развивает
действие повествования, определяет его ритм и
последовательность событий.

проявляется
через
В своем развитии художественный конфликт проходит
несколько этапов, каждый из которых очень важен для
художественного мира произведения в целом, что определяет
построение произведения, или
композицию.

Илья Муромец
Соловей-разбойник
Сила физическая
Илья Муромец
Князь Владимир
Сила моральная
Из этого конфликта Илья Муромец выходит победителем,
одержав моральное превосходство над князем Владимиром =>
народный идеал => выход на основную идею произведения

Историко-социальный
1.
2.
3.
Илья Муромец уничтожает
препятствие на пути
объединения Руси =>
разрушение преград, которые
разделили Чернигов и Киев.
Вера народа в свои могучие
силы.
Противоборство: Илья
Муромец - мужичинадеревенщина и князь Владимир
Нравственный
Князь по своему положению должен
Выступать защитником земли
Русской, но он бездействует, т.к.
является носителем зла.
Сам народ в лице Ильи Муромца
встает на защиту человеческого
достоинства => нравственное
превосходство Ильи Муромца над
князем Владимиром
Основная идея былины:
защита и объединение земли Русской в руках народа

Компози́ция - (лат. compositio - составление,
связывание, сложение, соединение).
Организация, расположение и связь разнородных компонентов
художественной формы литературного произведения.
Композиция включает: расстановку и соотнесенность
характеров (Композиция как "система образов"), событий и
поступков (Композиция сюжета), вставных рассказов и
лирических отступлений (Композиция вне сюжетных
элементов), способов или ракурсов повествования (собственно
повествовательная Композиция), подробностей обстановки,
поведения, переживаний (Композиция деталей).
расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей
литературного произведения, служащее наиболее полному
воплощению замысла художника.

Кульминация – наивысшая
точка в развитии действия
экспозиция
I. Вступление
эпилог (послесловие)
II. Основная часть III. Заключение

Часть произведения, отделенная от основного повествования и
предшествующая ему.
Предыстория, первоначальное знакомство с основными персонажами
произведения, местом, где будут разворачиваться события, временем
т.д.
Возникновение и оформление конфликта.
Последовательное усиление, развитие конфликта.
противоборствующие силы предпринимают какие-то действия
по от ношению друг к другу.
Критическая точка в достижении художественного
конфликта, развиваться дальше не может и требует своего
немедленного разрешения.
Само разрешение конфликта
Часть, отделенная от основного повествования, может содержать
краткое сообщение о жизни персонажей после описанных событий.

Внешняя композиция -
это членение текста,
характеризующегося
непрерывностью, на
дискретные единицы.
Внутренняя
(содержательная)
композиция
определяется системой
образов-характеров,
особенностями
конфликта и
своеобразием сюжета,
Композиция, следовательно, есть проявление значимой
прерывистости в непрерывности.

Композиция
экспозиция
завязка
развитие действия
Кульминация – наивысшая
точка в развитии действия
спад в развития действия
развязка
эпилог (послесловие)
Сложный план
I. Вступление(экспозиция)
II. Основная часть
1. Завязка.
2. Развитие действия.
2.1. …………………
2.2. …………………
2.3. …………………
3. Кульминация.
4. Спад в развитии
действия.
5. Развязка.
III. Заключение.

Время
Качество
Сюжет
Пространство
Количество
Фабула

Композиция произведения является важным
способом воплощения авторской идеи.
Художественный
образ
последовательная
Линейная,
или
"рассказ
в рассказе"
ретроспекции
зеркальная
кольцевая
обратная

Предполагает такое построение повествования, когда завязка,
развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за
другом.
Произведение начинается с развязки (характерна для
детективного жанра).
Произведение заканчивается тем же, с чего оно начиналось.
Позволяет объединить два и более повествования, имеющие
самостоятельный художественный конфликт, так что возникает
рассказ в рассказе, или несколько рассказов объединяются
одним общим рассказом (рамой).

Появление героя:
обида, трехкратный
приход к Ильменьозеру
Развязка – освобождение Садко
экспозиция
Завязка – начало диалога
с морским царем
Моральная победа
над морским царем
Возвращение Садко в Великий
Новгород и воздание Богу за
свое спасение

Подводит к рассказу
Коноплянки; повод
для рассказа
История взаимоотношений
Маленького и Ганса и
Гью-Мельника
Развязка – смерть Маленького Ганса
экспозиция
Завязка – начало повествования
о Маленьком Гансе
«Что за наслаждение слушать вас»
Заключение: Водяная
Крыса не поняла морали
Сказка О.Уальда «Преданный друг» - история падения
возвышенной, нежной, чуткой и отзывчивой души

Имел только гусли – основное
богатство духовное =>
приносит людям радость
своим талантом
Принимает дары
морского царя, тем
самым изменяет
своему назначению
Состязание с
господином Великим
Новгородом –
проигрывает его
Возвращение
к своему
назначению
в жизни
Принимает помощь
Миколы Можайского
Игра на гуслях морскому царю => гибель людей

Экспозиция - время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине - задержанной.

Предзнаменование - намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.

Завязка - событие, которое провоцирует развитие конфликта.

Конфликт - противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта - не о чем рассказывать. Виды конфликтов:

  • человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа);
  • человек против природы (обстоятельств);
  • человек против общества;
  • человек против техники;
  • человек против сверхъестественного;
  • человек против самого себя.

Нарастающее действие - череда событий, которая берет начало от конфликта. Действие нарастает и достигает пика в точке кульминации.

Кризис - конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней.

Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца.

Нисходящее действие - череда событий или действий героев, ведущая к развязке.

Развязка - конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет.

Почему важно знать основы построения сюжета?

Потому что за века существования литературы человечество выработало определенную схему воздействия рассказа на психику. Если рассказ не вписывается в нее - он кажется вялым и нелогичным.

В сложных произведениях со многими сюжетными линиями все вышеперечисленные элементы могут появляться неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются все тем же законам построения сюжета: вспомним описание Бородинской битвы в «Войне и мире».

Правдоподобие

Переходы от завязки к конфликту и к его разрешению должны быть правдоподобны. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. У любого персонажа должна быть серьезная причина поступать так или иначе.

Если Иванушка-дурачок садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.п.

Логика и здравый смысл необходимы в каждой сцене: если герой романа - идиот, он, конечно, может отправиться в лес, кишащий ядовитыми драконами. Но если он разумный человек, он не будет туда соваться, не имея серьезной причины.

Бог из машины

Развязка - это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор нелепый финал, когда все конфликты устраняются мановением жезла колдуна, ангела или начальника, называется «бог из машины». То, что подходило древним, только раздражает современников.

Читатель ощущает себя обманутым, если героям просто везет: например, дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо выплатить проценты по кредиту. Читатель уважает только тех героев, которые заслужили этого - то есть сделали что-то достойное.