Литературно музыкальный фестиваль актуальность проблемы. Литературно-музыкальный конкурс "надежда"

Какой он фестиваль

Этот фестиваль уже третий по счету. Популярность фестиваля растет и привлекает все новые коллективы и солистов. В этом году в нем приняли участие тридцать пять конкурсантов, отобранных на кастинге из семидесяти заявленных ансамблей и исполнителей. Уровень конкурсантов разный: есть и очень сильные коллективы, почти профессиональные, и очень слабые, слушать которых довольно скучно. На то и конкурсная программа, которая должна из моря песка вычленить крупицы золота и такие были. Правда, главный арбитр, легенда российской музыкальной жизни Артемий Троицкий, голос которого и должен быть решающим при отделении зерне от плевел, на этот раз явился «свадебным генералом».

Отдельный пункт в программе фестиваля - «Ярмарка ремесел», которая в этот раз прошла на территории музея-заповедника «Шушенское». Там не только можно было посмотреть, но купить изделия мастеров-умельцев (глиняные кувшины, деревянную посуду, плетеные кружева, языческие амулеты и т. д.), но и самому ударить молотом по наковальне в кузнечной мастерской или собственными руками при помощи гончара создать маленький шедевр - глиняный горшочек.

На фестивале проходила ночь древнего языческого обряда - камлания. Удары в бубен, пение и пляски вокруг костра. Впервые довести себя до экстаза чтобы отогнать от фестиваля и людей на нем все плохое пытаются сразу 7 колдунов из Тывы, Хакассии и Красноярского края. Во главе могущественная и грозная известная по прошлым фестивалям Ай-Чурек Ойун. В этот раз сил ей понадобилось больше, привлекла помощников.

Древний обряд производит впечатление даже не скептиков. Тысячи людей стоят в едином круге. Чтобы свершилось волшебство нужно соприкасаться телами и кричать.

В центре круга кроме костра - священно дерево. Его шаманы, обвязали ленточками и обложили заговоренными ветками и шишками. До начала камлания к нему можно было прикоснуться и загадать желание, можно было постоять подольше.

Камлания в этом году было сложное - сразу и охранное и на погоду и на удачу. Поначалу ведуны даже были против съемок и фотографирования. Камлание очень интимный и энергетически сложный процесс. Оно развивается по своим законам и правилам. Шаманы ни разу не сбиваются с ритма и помнят о ритуальных предметах. Костер окропляется, бубны поднимаются и опускаются. Но в состоянии своего измененного сознания шаманы не обращают внимания, что к середине камлания людской круг вокруг них становится уже, многие вместе с колдунами входят в полутранс. Многие же наоборот боятся даже приближаться. Камлание продолжается около трех часов. До конца обряд выдерживают немногие. Потому что у них не фестивале свой бог - музыка. Буквально через дорогу от шаманской поляны на стадионе всю ночь на прекращаются дискотеки. До самого утра на площадке диджейские сеты. Лучшие команды и клаберы мира из Лондона, Москвы и других городов вводят толпу с транс музыкальный. Вместо бубнов здесь совсем другие инструменты. 11

«Коса - девичья краса, хватит тебе по плечам мотаться, пора под кичку убираться». Вот лично я знала только первую часть этой народной мудрости, а ведь смысл весь теряется. Коса была девичьей прической, а как только девушка замуж выходила, косы убирались под закрытый головной убор кичку. Надежда Степановна - руководитель «Детского народного центра» приехала на фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо» в составе ансамбля «Плетень». Она давно изучает быт и одежду славян. Она считает, что нам современным людям, совсем не лишне поучиться у своих предков. Ведь они жили в ладу с природой и даже через одежду и быт пытались защититься от злых сил и притянуть на свою строну добрые. Стоит ли брать на вооружение японскую или индийскую мудрость, которые так популярны у нас сегодня, если все это есть и у нас. Надежда Николаевна находит в культуре славян и современных русских множество интересных расхождений. К примеру, «наставить рога» у нас означает изменить. А наши предки носили рога смело и даже с гордостью. «Кички замужних женщин часто бывали рогатыми, - говорит Надежда Николаевна - в отличие от современных людей, наши предки воспринимали рога как символ плодородия. Женщина ходила с рогами, пока она могла рожать детей». Девичьи головные уборы были открытыми, женские закрытыми. Отсюда и выражение «опростоволоситься». Волосы замужней женщины никто не должен был видеть. Русские женщины никогда не стригли волосы, а мужчины бороду. Вообще, безработный мужчина считался ущербным, все это не является новостью для нас, ведь о Самсоне, которому Далила обстригла волосы, и он от этого лишился своей богатырской силы, слыхали? Как и многие другие народы славяне считали, что в волосах - сила. К примеру хакасы носили свои волосы и ногти в расшитом мешочке на груди, так же как у хакасов, у русских были манисты. Это украшение, закрывающее шею. Считалось, что шей и грудь - самое уязвимое место. Так же думают и буддийские монахи, и кришнаиты. Все они в голос говорят, что на шее обязательно должно быть хоть какое-нибудь украшение. Считается, что «лезть в душу» можно как раз через это уязвимое место. Но славяне не только старались отпугнуть от себя плохую энергию, но и притянуть хорошую. Первоначально красный цвет, цвет энергии и силы, надевался в дни трудной работы: начало сенокоса и посевной, только потом этот цвет стал праздничным, так как он уже сопровождал и окончание страды. А в период, когда урожай собран, на Руси играли свадьбу. И молоды не редко были одеты в красное. Нас часто удивляют обычаи наших предков, но мы сами не замечаем, что иногда им следуем. Возьмем да заколем булавочку на одежду, - чтобы не сглазили. Нововведением этого года стал «город мастеров». В нем не только можно было купить разные изделия ручной работы (с покупками можно было уехать и с предыдущих фестивалей), но и посмотреть, как эти вещи появляются на свет. А некоторые мастера даже предоставили зрителям возможность самим поучаствовать в процессе. Возле гончарного круга никогда не было пусто. Все хотели сделать своими руками глиняное изделие. Хотя на деле получалось не совсем своими. Некоторые пытались сами покорить гончарный круг - кривенько, но свое, а кто-то всецело доверялся опытному мастер. 14

Владлен Дуров, кузнец из общины Виссариона, привез на фестиваль деревянный павильон, с печью, наковальней и прочим инвентарем, без которого невозможно кузнечное дело. Владлен и два его помощника специализируются на изготовлении топоров из дамасской стали. Она знаменита тем, что на ее поверхности образуется затейливый рисунок.

Только для того, чтобы такой рисунок появился, необходимо сделать многослойный металл, до 250 слоев, а потом его «открыть». Заготовки топоров Владлена покупают даже мастерские, занимающиеся изготовлением коллекционного оружия. А сам Владлен любит передавать свои изделия лично в руки покупателю, чтобы видеть, что за человек будет пользоваться его топором.

Время эксперимента

На фестивале не самую малую часть занимают коллективы-экспериментаторы, их хватает и среди участников, и среди гостей. Новосибирский ансамбль «Седьмое небо» сам не может определиться, что за затейливый музыкальный путь выбрал. «В нашем творчестве не используется никакой фольклор в чистом виде, конечно, - говорит вокалистка группы Виктория Чековая. - Происходит процесс впитывания всей музыки, которую слышишь, а потом переработки и рождения чего-то своего. Чаще всего проявляются мотивы русской музыки, просто потому что сами мы, русские».

От вершков к корешкам

И все же главной ценностью фестиваля является присутствие на нем аутентичной (т. е. исходящей из первоисточника) музыки. В прошлом году настоящей звездочкой, открытием стал коллектив «Кылысах». Он поразил всех колоритом якутских песен, игрой на хамусе. Коллектив очень подготовленный, не только в музыкальном плане. Прекрасно разработанный стиль музыкантов, манеры держаться - все говорит о том, что коллектив готов «а экспорт». Успех тувинских, якутских, хакасских коллективов за рубежом колоссальный. Участница ансамбля «Айланыс» из Абакана Степанида говорит: «Хакасская культура в новинку. О ней не много знают в Америке. Хакасские коллективы часто ездят туда на гастроли. А в нашей стране с этой культурой практически не знакомы. Мы объехали двадцать городов России, и везде нас тепло встречали, но людей, которые хорошо знают творчество хакасских коллективов почти нет».

Поэтому не удивительно, что в новом году гран-при фестиваля взял хакасский коллектив, который исполняет аутентичную музыку. Хакасский ансамбль песни и танца «Углер» не является уникальным. Он, пожалуй, признан просто лучшим среди хакасских коллективов, которых на «Саянском кольце» традиционно бывает много.

Одним из самых ярких событий ярмарки стал мастер-класс ансамбля «Плетень» - коллектива Шушенского музея-заповедника. Ансамбль представил свадебный обряд и традиционно русские свадебные игры, в которых были задействованы старинные предметы, символы, на представлении звучали аутентичные песни. В «свадьбу» и игры были вовлечены и зрители. Во время показа участники ансамбля использовали подлинные вещи, участвовавшие в свадебных обрядах XIX века, среди них - самотканое полотенце и плетку, которой хлестали невесту, чтобы оградить ее от сглаза. Костюмы участников коллектива изготовлены по эскизам, воссозданным по этнографическим образцам. Кстати, с ансамблем «Плетень» занимается профессиональный хореограф. Одежда, песни и танцы коллектива представляют разнообразные направления русской традиции с преобладанием южнорусских мотивов.

Гость фестиваля знаменитый Мола Сила исполнил импровизация в африканских традициях и европейский free-jazz. Так же выступил ди-джей из Лондона из Лондона Propa Ghandi. А вечером все желающие на берегу реки Шуш праздновали День Ивана Купалы. По всем традициям: с бросанием в воду венков, поисками цветка папоротника и прыжками через костер. Для фестиваля в этом году впервые закупили специальное оборудование. 15

Завершился фестиваль традиционным гало-концертом с награждением дипломантов в девяти номинациях. По этому случаю Шушенское специально прилетел губернатор Александр Хлопонин - его благотворительный фонд из года в год является основным финансовым партнером для организаторов этнического фестиваля. Выступив перед началом итогового хит-парад Александр Геннадиевич заметил, что у фестиваля в будущем есть хорошие перспективы.

Актуальность фестиваля «Саянское кольцо»

Сибирь - одних из мировых заповедников, где в первозданном виде сохранился букет этнических традиций и культур. Искусство и традиции - это то, что объединяет все территории «Саянского кольца»: Таймыр, Бурятия, Хакасию, Тыву, Красноярский край, Кемеровскую и Иркутскую области в единую уникальную Сибирь.

В жизни людей возникают разные социальные психологические и другие конфликты, которые не всегда могут быть разрешены. Накапливаясь, они иногда приводят к психологическому или социальному «срыву» человека. Искусство и творчество позволяет внутренне разрешить конфликт, снять психологическое напряжение. Этнические PR-компании необходимы в многонациональных регионах. Они создают коммуникативный аспект, обеспечивают передачу этнокультурной информации между поколениями.

Фестиваль «Саянское кольцо» - феерия этнической музыки. Подлинное звучание народных инструментов, живой голос, обрядовые и ритуальные песнопения - именно это привлекает публику со всей Сибири. Под формат фестиваля приспосабливаются даже камерные исполнители. Выступал даже Вардан Маркос - бывший Маркосян. Его скрипка на «Саянском кольце» забавляет русской народной музыкой. На фестивальной сцене коллективы со всего мира. На «Саянском кольце» есть венгры, тувинцы, англичане и даже гость из Сенигала. Африканец Мола Силла выступает дуэтом с питерцем. А чернокожий вокалист поет о любви - так как принято на его родине. «Саянское кольцо» - это еще и профессиональный фестиваль, на главный приз претендовали тридцать коллективов, но доставляя гран-при ансамблю «Углер».

Песни и танцы народов проносят через века глубинную энергетику наших предков. Сохраняя и передавая их последующим поколениям, мы словно поддерживаем огонь многонациональных традиций в нашем общем доме под названием Земля. Изучая культуру народов, мы лучше узнаем друг друга, а значит, мы учимся дружить и становимся ближе. Следовательно, наш фестиваль несет миротворческую миссию. «Саянское кольцо» это этнический фестиваль, которым должны дорожить все жители Сибири. В этом уверены даже видавшие виды музыканты. Ничего подобного в России, да и за рубежом не найти.

ПОЛОЖЕНИЕ

О XX МЕЖДУНАРОДНОМ ФЕСТИВАЛЕ

«ДЕТСТВО БЕЗ ГРАНИЦ»

(2017 – 2018 гг.)

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Актуальность фестиваля.

Включение в общественно-значимую деятельность детей и молодёжи, поощрение их творческих достижений является приоритетным направлением деятельности Международного Союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО).

Указом Президента Российской Федерации «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» от 29 октября 2015 года признано, что детское общественное движение стало неотъемлемой и эффективной частью гражданского общества. В Национальной стратегии действий в интересах детей подчеркнуто, что дети и их объединения доказали своей жизнедеятельностью способность эффективно участвовать в реализации государственных задач, как активные субъекты этого процесса.

Международный фестиваль «Детство без границ», проводимый СПО-ФДО в течение 20 лет, стал авторитетной, востребованной детьми и взрослыми социальной, практикоориентированной площадкой, на которой создаются, преобразуются и совершенствуются новейшие психолого-педагогические методики и технологии формирования гражданственности, патриотизма и творчества у детей и молодежи.

Международный фестиваль «Детство без границ» (далее – Фестиваль) представляет собой эффективную саморазвивающуюся систему отбора, поддержки и развития способностей талантливых детей и молодёжи в общественной, исследовательской, творческой сферах жизнедеятельности.

Использование при организации Фестиваля вариативно-программного подхода стимулирует развитие детской общественной инициативы в регионах Российской Федерации и других стран.

Фестиваль способствует:

· выявлению наиболее проблемных вопросов воспитания, образования, формирования творческой личности, требующих активного участия Государства и общества;

· решению проблем, стоящих перед детскими общественными объединениями с помощью самих детей, демонстрируя примеры их успешного решения для формирования гражданской, патриотической позиции подрастающего поколения;

· активизации деятельности детских общественных организаций и объединений в процессах развития, формирования, воспитания, обучения и социализации детей и молодежи;

· демонстрации значимости, полезности и эффективности возможностей детских общественных организаций и объединений в поддержке социально-значимых идей и проектов детей и молодежи.

Фестиваль - уникальная технология неформального образования и общественная система поддержки активных и талантливых детей и молодежи. Он открыт для всех институтов общества и является социально-значимым событием в жизни детских общественных объединений.


Поддержку фестиваля осуществляют заинтересованные государственные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, средства массовой информации.

Социальный эффект Фестиваля заключается в привлечении внимания законодательной и исполнительной власти, общества и его институтов, партнеров СПО-ФДО к проблемам социального, творческого взросления подрастающего поколения; оказании помощи детям и подросткам в реализации творческих, социальных проектов и программ, поддержки и развитии детского общественного движения.

2. Цель и задачи фестиваля. Целью фестиваля «Детство без границ» является создание и реализация возможностей общественной демонстрации творческого потенциала детей, детских организаций и коллективов, взрослых, работающих с детьми, по развитию программ поддержки талантливых детей и молодежи.

Фестиваль направлен на решение следующих задач:

· привлечение внимания государственных и общественных институтов, средств массовой информации к проблемам поддержки таланта ребенка в мире без границ;

· создание системы методик и социальных практик эффективно способствующих формированию у подростковой личности качеств Гражданина, Патриота, Творца – хранителя и продолжателя национальных традиций;

· демонстрация детям и подросткам возможностей творческого общения и сотрудничества детских объединений в общественно – значимой деятельности;

· вовлечение подрастающего поколения в созидательную, позитивную деятельность через создание системы конкурсов и акций, развивающих творческий потенциал ребенка;

· систематизация методик, приемов, форм работы по реализации детских программ и проектов в сфере поддержки талантливых детей и молодежи;

· конкурс-акция «Код успешности моей Отчизны»

· конкурс-акция «У природы есть друзья, это мы – и ты, и я!»

· конкурс исследовательских работ «Детские общественные организации - ресурс гражданского общества»

· конкурс на присуждение премии детям с ограниченными возможностями здоровья «Добрый волшебник».

· конкурс изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества «Юные дарования»;

· конкурс игровых программ и проектов «Талантливые организаторы»;

· конкурс творческих работ «Дорога в космос»;

· конкурс творческих работ «С юбилеем, Фестиваль!»

4. Время проведения фестиваля. Фестиваль проводится с октября 2017 таблицу пришлю позже.

5. Организация фестиваля:

· первый этап (заочный) ДТДиМ им И.Х.Садыкова.

6. Участники фестиваля - дети, подростки, молодёжь от 8 до 25 лет (в зависимости от требований и критериев оценки конкретных акций и конкурсов), объединённые в детскую общественную организацию, детское или молодёжное творческое объединение или действующие индивидуально, их руководители, педагоги и наставники.

Очень важно:

· в списке работ без сокращений и аббревиатур указывается :

Наименование конкурса;

Название работы;

Возраст (число, месяц, год рождения);

Название детской организации (объединения), указание школы (творческого объединения, студии, кружка);

Фамилия, имя, отчество руководителя (куратора);

Полный почтовый адрес с указанием региона, муниципального или другого образования, контактный телефон, электронный адрес.

· к каждой работе, необходимо прикрепить на её невидимую часть надпись с обязательным указанием названия работы, автора и региона (республика, край, область, автономный округ, район, город, село);

· каждая работа , выполненная с использованием компьютерных технологий, направляется для участия в конкретном конкурсена отдельном электронном носителе;

· работы, направленныедля участия во втором (финальном) этапе только по электронной почте, рассматриваться не будут;

· все работы, направленные в Москву для участия в конкурсах второго (финального) этапа фестиваля, не рецензируются и обратно авторам не возвращаются.

Конкурс-акция «Код успешности МОЕЙ Отчизны!»

«Мой друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы»

А.С.Пушкин

Актуальность

Успешность и жизнеспособность Отчизны неразрывно связаны с необходимостью воспитания человека, развивающегося в гармонии со своей Родиной и народом.

Как достичь максимума показателей успешности и жизнеспособности Отчизны ?

· владеть основами культуры Отчизны и воспринимать себя как носителя её ценностей, понимать Отчизну через духовное основание родной культуры;

· проявлять социальную активность, ориентированную на согласование своих жизненных планов с ключевыми направлениями развития Отчизны;

· осознавать в качестве ключевой ценности любовь к Отчизне, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность к его защите;

· быть толерантным, терпимым к чужому мнению, умеющим вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

· иметь сознательную нравственную позицию, сформированную на основе духовных ценностей Отчизны;

· быть способным к самоорганизации, уметь отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;

· обладать высоким уровнем правовой культуры: знающим основополагающие правовые нормы и умеющим использовать возможности правовой системы.

Одно из главных направлений деятельности Детских общественных организаций - гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое всегда было направлено на формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, чувства верности своей Отчизне, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Отчизны, упрочнению единства и дружбы народов, и позволяет достичьмаксимума показателей успешности и жизнеспособности Отчизны.

Акция-конкурс - призвана с высоким результатом реализовать названные направления.

1. Цели и задачи конкурса-акции:

· поиск и внедрение эффективных способов, форм и методов формирования национального сознания, гражданственности, патриотизма и любви к Отчизне у подрастающего поколения;

· активизация работы детских общественных объединений по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения;

· содействие воспитанию чувства долга и готовности к спасению и защите Отчизны, его природных, культурных и интеллектуальных богатств;

· пропаганда в детской среде героической истории и славы Отчизны;

· содействие развитию активной гражданской позиции детей и подростков;

· создание условий для демонстрации в детской, подростковой среде различных видов социальной активности участников детских общественных объединений;

· популяризация передового опыта работы детских общественных организаций и объединений в гражданско-правовом, патриотическом, интернациональном воспитании.

2. Участники конкурса-акции . В конкурсе-акции участвуют дети и молодежь в возрасте от 8 до 24 лет, представители детских общественных объединений, субъекты СПО-ФДО, детские объединения Домов и Дворцов творчества детей, клубов по месту жительства, по пяти возрастным категориям (8-10, 11-13, 14-16, 17-20, 21-24 лет)..

3. Организация и проведение конкурса-акции. В ходе акции предлагается провести мероприятия в следующих направлениях:

«Связь поколений»

· проведение социальных акций «Рядом живет пожилой человек», «Забота», по оказанию помощи пожилым людям, ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда; организация деятельности в сфере физической культуры и массовых видов спорта;

· организация совместной творческойдеятельности(досуговые мероприятия, совместные музыкальные вечера, творческие мастер-классы и т.д.):

· привлечение пожилых людей к общественной жизни путем создания совместных волонтерских отрядов и др.

«Человек и общество»:

· инициирование и поддержка акций, направленных на гражданско-патриотическое воспитание: «Мы граждане!», «Я нужен Родине», «За Родину, добро и справедливость!» и др.;

· проведение творческих мероприятий, конкурсов по правовой тематике, конкурсы рисунков, стенных газет, сочинений, чтецов на гражданско-патриотическую тематику;

· формирование уважительного отношения к государственной символике (проведение акции «Овеянные славой флаг наш и герб»)

«Учиться Родину защищать!»:

· развитие сети клубов, кружков, секций военно-патриотической направленности;

· привлечение детей и молодежи к занятиям в военно-патриотических клубах и объединениях,

· совместная деятельность ветеранских организаций и молодежных патриотических центров;

· проведение уроков мужества, работа школьных музеев;

· проведение военно-полевых сборов, военно-спортивных игр по типу «Зарница», «Орленок», «Щит», конкурсов патриотической песни;

· подготовка к службе в рядах защитников Отечества, содействие в овладении основами воинских профессий;

· привлечение средств массовой информации к формированию позитивного общественного мнения о деятельности военно-патриотических клубов и объединений, службе в армии.

«О Родине, о подвиге, о славе»»:

· сбор материалов с воспоминаниями ветеранов военных действий;

· преемственность патриотических традиций поколений ветеранов;

· борьба с фальсификаторами ВОВ;

· проведение акций «Вахта памяти», «Наследники Победы», «Никто не забыт, ничто не забыто» и т.д.

· проведение дней единых действий, посвященных памятным дням (27 января – День снятия блокады Ленинграда, 2 февраля - разгром фашистских войск в Сталинградской битве, 11 апреля – день освобождения узников концлагерей и т.д);

· приведение в порядок обелисков, мест захоронений воинов, погибших при исполнении воинского долга;

· участие в поисковых работах на местах боев.

В рамках акции проводится конкурс реализованных социальных проектов по предложенным направлениям. Работы необходимо прислать в печатном и электронном виде Оцениваться будут проекты, в которых отражены наиболее эффективные формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Широкова, Елена Анатольевна. Музыкальный фестиваль в диалоге культур: диссертация... кандидата культурологии: 24.00.01 / Широкова Елена Анатольевна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств].- Санкт-Петербург, 2013.- 171 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-24/35

Введение

Глава 1. Музыкальный фестиваль как форма диалога: теоретический аспект 15

1. Фестиваль в системе культурной коммуникации 15

2. Культуротворческий потенциал музыкального фестиваля 34

3. Проблема истоков современного музыкального фестиваля: импровизационное творчество и диалог культур 63

Глава 2. Музыкальный фестиваль в диалогическом пространстве современной культуры 86

1. Музыкальный фестиваль как социокультурное явление 86

2. Модели современного музыкального фестиваля 103

3. Музыкальный фестиваль в значении постмодернистского проекта 121

Заключение 147

Библиография 155

Введение к работе

Актуальность темы исследования .

На рубеже тысячелетий складывается новая художественная картина мира, обусловленная сложными процессами глобализации, развитием постиндустриальной модели социума и экономики, техногенными изменениями, бурным развитием систем всемирной коммуникации (глобальной сети Интернет) и другими факторами. Все это оказывает влияние на мировоззрение человека, характер его взаимодействия с внешней средой и обществом, духовно-творческое самовыражение в сферах искусства, религии, философии. В современном мире постоянно возникают новые формы культуротворчества, которые сосуществуют с традиционными, а подчас и вытесняют их.

В последние десятилетия одной из наиболее востребованных форм взаимодействия между людьми в современной культуре стал фестиваль. Фестивальное движение в Европе, США и России непрерывно расширяется, захватывая все более обширные пласты культурного пространства. Не исключение и музыкальное фестивальное движение. Музыкальный фестиваль – яркое и самобытное явление. На первый взгляд, оно развивается независимо от глобальных социальных и политических процессов и имеет свою внутреннюю логику. Между тем смена характера восприятия данного явления обнаруживает в фестивальных акциях присутствие закономерностей общекультурного масштаба: музыкальное фестивальное движение может быть поставлено в общий ряд с другими культурными феноменами в пространстве современности. В контексте культурологического изучения музыкальный фестиваль начинает восприниматься как социокультурный феномен, специфическая форма межкультурной коммуникации, в рамках которой реализуются творческие и интеллектуальные интенции нашего времени. Действительно, в последние десятилетия музыкальный фестиваль перешагнул за рамки музыкального мероприятия и приобрел значение формы культурной коммуникации. Он все чаще становится одной из основных форм осуществления контактов исполнителей и слушательской аудитории. В то же время музыкальный фестиваль еще не стал объектом пристального внимания и изучения специалистов, исследующих общие закономерности развития современной культуры и культурной коммуникации, теоретиков, историков и социологов культуры. Музыкальные фестивальные проекты продолжают описывать и изучать с позиций прикладного знания о динамике современного исполнительского и творческого процесса, скорее, констатируя их разнообразие, содержательное наполнение, круг участников и т.д. Таким образом, назрела необходимость осмыслить музыкальный фестиваль как явление современной культуры, включенное в систему диалогических отношений разных национальных культур. Этим определяется актуальность данного исследования.


Степень научной разработанности проблемы

К наиболее значимым в контексте диссертации относятся труды М.М. Бахтина, создателя культурологической концепции диалога, основоположника школы «диалога культур» В.С. Библера, европейских и отечественных ученых М. Бубера (создателя религиозной «философии диалога»), его последователя Э. Левинаса, Ю.М. Лотмана (создателя семиотической концепции культурного диалога), представителей западной «философии диалога» Ф. Розенцвейга, О. Розенштока-Хюсси, автора метода «педагогики диалога» П. Фрейре. Наряду с этим диалогу посвящены психологические исследования Л.С. Выготского, в которых диалог исследуется как механизм человеческого мышления, направленный на самого индивида и «на других».

Осмыслению роли музыкального фестиваля в структуре социокультурных взаимодействий современности способствовали работы, посвященные теории коммуникации. Философское обоснование категории «коммуникация» представлено в трудах экзистенциалистов К. Ясперса и Ж.-П. Сартра, а также в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Проблемы общей теории коммуникации, изучение механизмов социокультурной, межличностной, внутрикультурной и межкультурной коммуникации отражены в работах Г.М. Андреевой, С.Н. Артановского, Н.М. Боголюбовой, С.В. Бориснёва, Т.М. Дридзе, Б.М. Ерасова, М.С. Кагана, А.В. Коваленко, В.П. Конецкой, Г. Ласуэлла, А.Н. Леонтьева, М. Маклюэна, Ю.В. Николаевой, Т.М. Ньюкомба, Л.В. Петрова, Г.Г. Почепцова, Х. Райманна, А.П. Садохина, А.В. Соколова, Дж. Хартли, Э.Т. Холла, Ф.И.Шаркова и других.

Изучение фестиваля как специфической формы организации культурной коммуникации представлено лишь в отдельных трудах социально-практической направленности. К ним относятся работы в области социологии искусства и социокультурной деятельности, в том числе труды Н.В. Гарустович, Н.А. Запесоцкой и А.М. Меньшикова.

Историческое становление и развитие формы фестиваля (в частности, музыкального) и фестивального движения ранее не освещались в качестве темы для самостоятельного исследования. Отдельные аспекты данной проблемы освещены у Й. Хейзинги (вопрос о происхождении праздничного зрелища на основе игры), история обрядово-игровых действ и народно-праздничных форм в эпоху средневековья и Возрождения в трудах М.М.Бахтина, В.П. Даркевича, М.А. Сапонова), процессы фестивальной художественной практики на рубеже XIX –ХХ вв. в публикациях И.А. Азизян, А. Арто, Ж. Кокто, А.М. Меньшикова, Г.Г. Поспелова и других.

В контексте исследования большое значение имели работы, освещающие содержание актуальных геокультурных процессов современности. Этим объясняется обращение к трудам, в которых отражены различные аспекты процессов глобализации. Среди наиболее значимых труды С. Берегова, В.П. Большакова, В. Галецкого, Л.Е. Гринина, К.К. Колина, А.А. Королева, А.В. Костиной, М.А. Мунтян, И.В. Новиковой, С.Н. Иконниковой, Е.А. Островской, Р. Парка, М.Е. Тондера, Г.П. Хориной, А.И. Шендрика и других.

Проблемы теории и истории музыкального, в том числе, джазового искусства, (на примере которого рассматриваются современные тенденции фестивального движения) отражены в трудах российских и зарубежных исследователей Е. Барбана, Ф. Бержеро, Ю.Т. Верменича, А.Р. Галицкого, Г. Граймса, В.Д. Конен, Ю. Панасье, У.Паркера, Е.Л. Рыбаковой, У. Сарджента, Ю. Саульского, М. Стернса, В.Б. Фейертага, Ю. Чугунова и других. Однако в данных работах отсутствует систематизированный и обобщенный материал по истории музыкального фестивального движения. Фестивальные проекты Америки, Европы и России в 1930–2010-е гг. представлены в интернет системе электронных ресурсов.

Изучение актуального состояния музыкального фестивального движения, как в академической, так и в джазовой, и в рок-музыке побудило обратиться к исследованиям общей художественной практики современности и, в частности, ее постмодернистских тенденций. Различные аспекты постмодернистской теории, затрагиваемые в диссертации, представлены в работах Р. Барта, Ф. Гваттари, Ж. Делеза, Ж.Дерриды, У. Эко; специфика художественного творчества постмодернистов отражена в исследованиях Дж. Бигнелла, В.В. Бычкова, В.М. Диановой, С.Н. Иконниковой, М. Маклюэна, Н.Б. Маньковской, С.Т. Махлиной, Н.Н. Суворова, Н.А. Хренова, Н.А. Широковой и других.

Таким образом, отсутствие монографических исследований феномена музыкального фестиваля делает актуальным его изучение с точки зрения культурологической науки как феномена, включенного в социокультурные и творческие процессы современности. Необходимо систематизировать обширный фактический материал о динамике фестивального движения в музыкальном искусстве, сопоставив и сравнив его с многоликой панорамой явлений художественной культуры на рубеже XX–XXI вв.

Объект исследования – музыкальная культура конца ХХ – начала XXI вв.

Предмет исследования – музыкальный фестиваль как специфическая форма коммуникации в современной культуре.

Цель исследования – выявление культуротворческого потенциала музыкального фестиваля, изучение его с позиций теории диалога культур.

Определение цели, объекта и предмета исследования позволяет сформулировать ряд исследовательских задач :

1. охарактеризовать феномен фестиваля в культурологическом контексте, определить его место в системе современной культурной коммуникации, выявить признаки культурно-диалогической природы фестиваля;

2. изучить музыкальный фестиваль как особую форму культурного творчества, исследовав данный феномен в исторической динамике;

3. выявить истоки современного музыкального фестиваля, рассмотрев разновидности музыкального фестиваля в сопоставлении с «диалогическими» видами импровизационного творчества;

4. изучить музыкальный фестиваль как социокультурное явление в системе социальных взаимодействий между индивидами, принадлежащими разным национальным общностям и культурам, социальным группам (сообществам) и т.д.;

5. исследовать основные модели музыкального фестиваля 1990-х–2010-х годов по отношению к их диалогической природе, выявить две основные разновидности фестиваля;

6. проанализировать концепцию современного музыкального фестиваля во взаимосвязи с художественной практикой постмодернизма, рассмотрев его как постмодернистский проект.

Методологическая основа и методы исследования.

Методологической основой работы является культурологическая и философская теория диалога, разработанная в ХХ веке.

В работе использовались также теоретико-культурный, историко-культурный, социокультурный и сравнительно-исторический методы исследования. Теоретико-культурный метод способствовал осмыслению феноменов фестиваля, в частности, музыкального, в контексте диалога культур и художественной коммуникации. Применение историко-культурного метода позволило рассмотреть и осмыслить логику формирования и развития фестивального движения в пространстве мировой художественной культуры и, особенно, в области современного музыкального искусства. Обращение к социокультурному методу дало возможность изучить фестивальное движение в контексте социальных отношений. Сравнительно-исторический метод использовался с целью выявления содержательных параллелей между обрядово-праздничными и массовыми зрелищами различных исторических эпох и фестивалем.

Наряду с этим в работе использовался типологический метод, способствовавший уточнению типологических признаков музыкального фестиваля последних десятилетий в сопоставлении с творческими принципами постмодернизма.

Научная новизна исследования.

    Осуществлен культурологический анализ фестиваля с позиции диалога культур, определена сущность феномена фестиваля в контексте современной культуры.

2. Рассмотрены и выявлены ключевые характеристики музыкального фестиваля: диалогизм (диалогическая структура), многосубъектность отношений, полицентричность, плюрализм, демократичность, творчески-игровая атмосфера, зрелищность.

3. В ходе исторического изучения фестивального движения в музыке выявлены два типа организации фестивалей: концертно-монологический и диалогический.

4. На обширном фактическом материале изучены и выявлены истоки современного музыкального фестиваля двух типов: концертно-монологического и диалогического. Показано, что к 1990–2010-м гг. в эстрадно-джазовой и рок- музыке стал преобладать фестиваль диалогического типа на основе импровизационного музицирования.

5. Осуществлено исследование музыкального фестивального движения как социокультурного явления, в системе межличностной и межкультурной коммуникации; изучены геокультурные факторы, оказавшие наибольшее влияние на усиление коммуникативной значимости фестиваля во второй половине ХХ – начале XXI вв.

6. На примере организации современных фестивалей джазовой и рок- музыки выявлен диалогический контекст, доминирующий в основных моделях фестиваля диалогического типа:

– на основе равноправных отношений между участниками, представляющими различные национальные традиции;

– на основе синтеза и органичного слияния (сочетания) этнонациональных и творческих традиций различных культур.

7. С целью изучения постмодернистских тенденций в современном музыкальном искусстве обобщены и систематизированы материалы о фестивальной практике 1990–2010-х гг.; охарактеризовано преломление важнейших постмодернистских принципов (диалогичность, игровой принцип, спонтанность, стихийность, импровизационность, свобода, автономность, незавершенность, открытость, перформативность) в содержании и пространственно-временнй организации современных фестивалей.

Положения, выносимые на защиту.

1. Музыкальный фестиваль – это специфический вид социально-культурного диалога, реализуемый в формах творческой коммуникации на основе плюрализма и равноправия его участников.

2. Типологические черты музыкального фестиваля, в том числе: диалогизм, творчески-игровая атмосфера, репрезентативность, зрелищность и другие формируются на основе карнавально-праздничной традиции и творческой игры-зрелища, игры-импровизации эпох Античности, Средневековья и Возрождения.

3. Основой современного музыкального фестиваля является импровизационное творчество как самостоятельная форма диалога музыкантов, альтернативная концертной практике. Творческий акт здесь обнаруживает свойства импровизации-сочинения и «открытого произведения». К 1990–2000-м гг. форма импровизационного музицирования возобладала над традиционными формами концертного исполнительства.

4. Современный музыкальный фестиваль включен в систему сложных социокультурных взаимодействий; в 2000-е гг. он становится одной из форм осуществления глобальных межкультурных связей. Широкое распространение фестивального движения в современном искусстве является одной из важных составляющих общего процесса глобализации, расширения творческой межкультурной коммуникации.

5. Обусловленность фестивального движения социокультурными тенденциями времени проявляется через формирование двух диалогических моделей фестиваля в форме диалога культур: на основе равноправного взаимодействия участников, представляющих различные национальные традиции и на основе органического слияния и синтеза различных стилей и течений современной музыки, принадлежащих разным национальным культурам. Вторая модель фестиваля становится наиболее популярной.

6. Типологические характеристики современного музыкального фестиваля делают его частью культуры постмодерна, одной из ее синтетических аудиовизуальных форм.

Показательным для культуры постмодерна можно считать джазовый фестиваль, который относится к разряду зрелищных форм культуры, доминирующих в кризисные эпохи и вызывающих к жизни энергию коллективного начала в противовес индивидуально-личностному. Это обусловлено необходимостью адаптации к динамическим условиям существования в кризисной среде, гарантии устойчивости и сопротивляемости деструктивным процессам в культуре.

7. Фестиваль как динамически протекающая и диалогическая творческая акция выполняет для его участников функцию стихийно-эмоционального и творческого компенсатора.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы диссертационного исследования имеют научно-теоретическое и практическое значение, поскольку могут быть использованы для дальнейшей разработки целого комплекса проблем бытования современного музыкального искусства в пространстве современной культуры. Они могут также быть идейной и теоретической основой организации различных художественных фестивалей.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе, при изучении общих курсов теории и истории музыкальной и – шире – художественной культуры, а также при создании спецкурса, посвященного проблемам современного фестивального движения в контексте культурной коммуникации.

Апробация работы. Апробация основных положений и материалов диссертации осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Содержание диссертации и полученные результаты обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств; диссертация была рекомендована к защите.

Различные аспекты проблематики диссертационного исследования были отражены в выступлениях на Международной научно-практической конференции аспирантов, студентов и молодых ученых «Мир культуры» (Челябинск, 8 июня 2011 г., 6-7 июня 2012 г.), научно-практической конференции «Культурно-историческая реальность в исследовании молодых ученых» (Санкт-Петербург, 20-21 апреля 2011), в научных статьях, изданных в рецензируемых научно-практических журналах и сборниках научных трудов (Горно-Алтайск, Тамбов, Челябинск).

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глав (шести параграфов), Заключения, библиографического списка, содержащего 172 наименования. Общий объем работы составляет 171 страницу.

Культуротворческий потенциал музыкального фестиваля

Современная культура отличается множественностью форм творческой реализации личности, ей присущи плюралистичность, содержательная и смысловая неоднородность, разнообразие художественных мировоззрений. В условиях непрерывного эксперимента с содержанием и формами творчества актуальная культура формируется как сложная коммуникативная совокупность текстов, идеологий, ценностей, суждений и т.д., вступающих в сложные отношения, определяемые ее субъектом - человеком культуры, автором (художником, или творцом). Не случайно особое значение приобретает идея творческого диалога в рамках культуры, позволяющего скоординировать поиски художника, осуществить опыт духовной и эстетической самоидентификации, представить авторскую интерпретацию «вечных» вопросов искусства. Это объясняет, почему наиболее востребованными формами культурного творчества на сегодняшний день становятся те, в которых осуществляется обмен художественными идеями и интеграция практического опыта, коммуникация как способ интеллектуального и творческого взаимодействия. Среди множества подобных форм в последние десятилетия на первый план выдвигается фестиваль - своего рода социально-практическая и художественно-символическая модель культурного диалога.

В современной гуманитарной науке (искусствознании и теории творчества) понятие фестиваля характеризуется по большей части с прикладной точки зрения. Действительно, основное значение слова «festival» (франц., от лат. festivus) - «празднество», «праздник», «зрелище», что указывает на его главное предназначение: служить формой социального действа с элементами праздника. Приведем весьма характерное энциклопедическое определение понятия в данном ключе: «фестиваль -массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады» . О том, что явление воспринимается по большей части как практически-прикладное, говорит и то, как классифицируются его разновидности. Например, A.M. Меньшиков выделяет среди них «...универсальные (охватывающие несколько видов искусства), специализированные (по одному виду искусства - театральные, музыкальные, кинофестивали и т.п.), монографические (посвященные одному автору, драматургу, режиссеру, композитору, актеру), тематические (посвященные определенному жанру, эпохе или стилистическому направлению), узкоспециализированные (например, фестиваль народной, детской, молодежной песни)» . Из данной классификации становится понятно, что явление фестиваля описывается с сугубо утилитарной точки зрения. Прикладной подход применяется и собственно при характеристике различных фестивальных форм. Так, при определении музыкального фестиваля в социально-практическом ключе отмечают, что это - «...циклы концертов и спектаклей, объединенных общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке»1 ; назначение театрального фестиваля, по большей части, поясняется посредством синонимических понятий: «смотр, конкурс, олимпиада, показ, смотр достижений театрального искусства»17. Таким образом, следует признать, что осмысление категории фестиваля происходит, скорее, описательно, поскольку фиксирует лишь внешние параметры явления, но никоим образом

В несколько ином содержательном плане, но в том же методологическом ракурсе, рассматривается понятие в области современной социологии. Здесь фестиваль определяется как одна из форм массовых представлений, включенная в пространство популярных социальных проектов, что дает право воспринимать его как «социокультурный феномен в условиях рынка и разработки основных принципов маркетинговой стратегии»18. Не случайно с позиций социологической науки фестиваль изучается как объект маркетинга, а предметом исследования становятся механизмы социально-экономической организации творческого процесса, способствующие успешной реализации агитационной, коммуникативной, просветительской и развлекательной функций фестиваля. В данном контексте фестиваль понимается в значении «продукта» культуры, посредством которого осуществляется связь между социумом и социокультурной сферой. Будучи «товаром», предлагаемым зрителю-«потребителю», он может служить воспитанию художественного вкуса и эстетических ориентиров публики (шире - воздействовать на характер их формирования), выполнять функцию информационного поля и являться средством доведения до общественного сознания сведений о качественно новом в области художественной культуры, иметь компенсаторное значение (в качестве элемента развлекательной среды) и т.д. В этом случае целью проведения фестиваля можно считать регулирование и совершенствование отношений в системе «художник - общество», вследствие чего экономические и социальные механизмы организации фестиваля приобретают такое большое значение

Проблема истоков современного музыкального фестиваля: импровизационное творчество и диалог культур

В ходе исторического становления музыкального фестиваля как особого типа зрелища концерт прочно занял ведущие позиции в структуре фестивальных программ. Так сложился академический фестиваль концертно-монологического типа. Данному типу фестивального действа присущи: тематическая направленность, программность, устойчивость отношений между публикой и исполнителями. В его основе - отдельные концертные программы, посвященные творчеству определенного исполнителя (группы исполнителей, или музыкальному коллективу), стилевому направлению, музыкальному жанру и т.д. Концертно-монологический тип фестиваля преобладал в художественной практике вплоть до недавнего времени, т.е. до момента усиления интереса к динамическим, открытым формам общения музыкантов и зрителей.

Примером традиционного, организованного по концертному типу музыкального фестиваля является «Славянский базар». Впервые осуществленный в 1992 г. на территории Белоруссии (в г. Витебск), этот проект имеет ярко выраженную тематическую направленность. На нее указывает название фестиваля, цель которого - представить на суд публики, своего рода, «ярмарку» музыкальных достижений славянских народов. Этим и определяется концепция программ и основных направлений «Славянского базара». В его рамках реализуются параллельно несколько форм концертного общения со зрителями: международный конкурс исполнителей эстрадной песни, международный детский музыкальный конкурс, гала-концерты мастеров искусств из Белоруссии, России и Украины, сольные концертные программы звезд эстрады, а также тематические Дни Союзного государства, посвященные музыкальной культуре одной из стран СНГ66. Следует подчеркнуть, что благодаря привлечению творческих сил (солистов и коллективов) из других стран, концепция фестиваля с течением времени претерпела некоторые изменения. Так, участие музыкантов из Азербайджана, Болгарии, Греции, Киргизии, Нидерландов, Польши, Словакии, Турции, Узбекистана, Швейцарии и др. позволило сместить акцент с идеи о «славянской ярмарке» талантов на идею об интернациональном «базаре» музыкального искусства. К концу 2010-х гг. в программе фестиваля окончательно возобладала концепция обще национальных связей между народами. Отнюдь не случайно девизом мероприятия стали слова: «Через искусство - к миру и взаимопониманию».

Содержательно фестиваль основывается на классической для концертной практики форме тематического концерта. Например, в 1992 г., во время первого проведения «Славянского базара», преобладали программы, посвященные песенному творчеству славянских стран. В дальнейшем круг музыкальных направлений фестиваля расширился, однако общий принцип организации фестивального пространства не изменился. Содержание отдельных концертных программ определяется направленностью музыкального стиля того или иного исполнителя, группы, фольклорного коллектива. Среди постоянных участников фестиваля - национальный концертный оркестр Белоруссии, народный хор им. Г.И. Цитовича, «Хор Турецкого», национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. П. Вирского, хореографический ансамбль «Хорошки», вокально-инструментальные ансамбли «Золотое кольцо», «Песняры», «Сябры», группы «Любэ», «БИ-2», «Ночные снайперы», эстрадные исполнители Н. Басков, В. Леонтьев, Ф. Киркоров, В. Me ладзе, Б. Моисеев, С. Ротару и др. К 2010 г. «Славянский базар» расширился за счет привлечения творческих сил джазовых музыкантов, таких как квартет И. Бутмана, Н. Катамадзе и группы «Insight», джаз-кабаре О. Скрипки, проект-шоу «Latino-Brazil festival», а также эстрадно-джазовых танцевальных коллективов (в том числе балет «Стрит джаз», балет А. Духовой «Тодес», «Стэп-дэнс»). В последние годы интерес к программе фестиваля начинают проявлять и музыканты классического, академического направления, например, имеющий всемирную славу вокалист Д. Хворостовский. В целом формы творческого взаимодействия отдельных исполнителей и коллективов с оргкомитетом фестиваля устойчивы и стабильны.

За двадцатилетний период проведения «Славянского базара» сформировалось не только четко очерченное пространство площадок фестиваля, но и его слушательская и зрительская аудитория. Каждое из концертных направлений проекта имеет своего адресата. Концертные акции «Славянского базара» ориентированы на круг художественных и вкусовых предпочтений определённых социальных групп, в первую очередь массовой, самой демократичной аудитории, вследствие чего некоторые программы «обкатываются» многократно в разных залах, как в Витебске, так и за его пределами. Начиная с 2003 г. отдельные (ключевые по значению) концерты вывозятся в областные центры Белоруссии.

В целом проект «Славянского базара» отличают программная завершенность, тематическая направленность, устойчивый характер отношений музыкантов-исполнителей и публики.

Еще один пример проекта, организованного по концертно-монологическому типу, - международный музыкальный фестиваль «Белые ночи Санкт-Петербурга». Впервые он был проведен в 1992 г.; его программы организовывались ежегодно в течение 1993-1995 гг.; впоследствии, с перерывами, гала-концерты «Белых ночей» состоялись в 2003 г. и 2006 г. Успешная попытка возрождения проекта относится к 2011 г., когда статус фестивальных мероприятий поддержали представители шоу-бизнеса крупнейших европейских стран, в том числе Великобритании, Голландии, Монако, Франции68. Как и всякий тематический фестиваль, «Белые ночи» имеют свою концепцию. Она определена в целях проекта, представленных на сайте организаторами:

Модели современного музыкального фестиваля

Ранее мы попытались исследовать природу и культуротворческие потенциалы музыкального фестиваля с позиций теории культурного диалога. Это позволило включить данный феномен в широкий культурологический контекст и уяснить, какое место он занимает в структуре современной художественной культуры. Одним из ключевых выводов, сделанных в ходе анализа, можно считать суждение о коммуникативной ценности современного фестиваля и, в частности, джазового, для всех участников творческого процесса (как музыкантов-исполнителей, так и публики) и, шире, для всего пространства актуальной культуры. Задавшись вопросом о том, какими факторами это обусловлено, следует отметить: наряду с универсальным качеством диалогизма, присущим фестивальным акциям, не менее важна их включенность в систему социальных взаимодействий между индивидами, принадлежащими разным национальным и культурным общностям, социальным группам (сообществам) и т.д., включенность в систему взаимодействий различных сфер и институтов культуры и, в первую очередь, искусства и социума. Иными словами, музыкальный фестиваль может быть рассмотрен как социокультурное явление, в структуре которого обнаруживаются механизмы социальной коммуникации.

Действительно, современное искусство тесно взаимосвязано с социокультурными процессами и отражает все многообразие и специфику социальных отношений, присущих нашему времени. Особенно верно это утверждение в отношении таких форм художественного творчества, в которых изначально преобладает идея коммуникации, т.е. ярко выражена установка на межличностное, межнациональное, межкультурное и т.д. общение и обмен информацией. Именно к таким моделям творческого взаимодействия можно отнести современный музыкальный фестиваль, который с течением времени все активнее используется в качестве способа ведения культурного диалога. В связи с этим возникает необходимость рассмотреть данный феномен в соотношении с понятием коммуникации.

Категория коммуникации нашла широкое отражение в самых разных областях научного знания. Это вполне закономерно, поскольку пространство человеческой культуры неотделимо от механизмов взаимодействия между людьми. Ведь, по справедливому замечанию И.К. Москвиной, «культура представляет собой поле разнообразных взаимодействий, коммуникаций, диалогов, которые чрезвычайно важны для ее существования и развития»119. Поле осмысления категории формируется в рамках философии, лингвистики, а также теории информации120. Идее коммуникации посвящены суждения экзистенциалистов К. Ясперса и Ж.-П. Сартра, теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса, труды, посвященные «философии диалога» (М. Бубер, М.М. Бахтин, B.C. Библер, Э.Левинас, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси)122, работы по теории «прояснения языкового опыта» Л. Витгенштейна123. В современной гуманитарной науке - культурологии, социологии, политологии, психологии - широко разработана общая теория коммуникации. Среди трудов, посвященных ее различным аспектам, -исследования Г.М. Андреевой, СВ. Бориснёва, Т.М. Дридзе, Б.М. Ерасова, М.С. Кагана, А.В. Коваленко, В.П. Конецкой, Г. Ласуэлла, А.Н. Леонтьева, Ю.М. Лотмана, М. Маклюэна, Т.М. Ньюкомба, Л.В. Петрова, Г.Г. Почепцова, X. Райманна, А.П. Садохина, А.В. Соколова, Дж. Хартли, Э.Т. Холла, Ф.И.Шаркова и других.124

По определению Л.В.Петрова, коммуникация - «это специфические общественные отношения, возникающие в процессе и сохраняющиеся в результате обмена информацией между индивидами или их объединениями и способствующие сохранению и развитию духовного единства человеческой общности»125. Как отмечает Л.В. Петров, термин «коммуникация» одновременно содержит в себе значение передачи, сообщения, информации, а также «заключает в себе и явление соучастия, возникающего при общественном приеме информации, образование некоторого сообщества людей, получивших данную информацию»126.

По замечанию А.П. Садохина, одной из ключевых проблем общей теории коммуникации является определение самого термина «коммуникация» и анализ его содержания во взаимосвязи с понятием «общение». Поскольку это непосредственно затрагивает вопрос о сущности джазового фестиваля как современной формы организации социокультурной коммуникации, имеет смысл более подробно осмыслить выработанные в науке подходы к данной проблеме.

По справедливому утверждению А.П. Садохина, понятия «коммуникация» и «общение» тесно связаны друг с другом, поскольку элементарное значение латинского слова «communicatio» - «делать общим», «связывать», «общаться»127. В то же время исследователи склонны по-разному рассматривать характер взаимосвязи дефиниций друг с другом. Этим объясняется наличие различных подходов к проблеме. А.П. Садохин предлагает своеобразную классификацию исследовательских точек зрения на данный вопрос128. Так, первая группа ученых отождествляет эти понятия, основываясь на их этимологической общности, и не видит принципиальной разницы в их содержании. Вторая группа, напротив, разграничивает понятия, полагая, что «...общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом - передачей тех или иных сообщений»1 . При этом отмечается, что коммуникация является однонаправленным процессом, в то время как общение строится как активное взаимодействие, в котором «...нет отправителя и получателя сообщений - есть собеседники, соучастники общего дела» . Третья группа исследований базируется на идее такого соотношения понятий друг с другом, при котором термин «коммуникация» является более общим, а понятие «общение» характеризует «...только те процессы обмена информацией, которые представляют собой специфическую человеческую деятельность, направленную на установление и поддержание взаимосвязи и взаимодействия между людьми»132. Приведем здесь и авторскую точку зрения самого А.П. Садохина, осуществившего систематизацию данного материала: опираясь на теорию X. Райманна, утверждавшего, что «...под коммуникацией следует понимать не само сообщение или передачу сообщения, а в первую очередь взаимное понимание» участников взаимодействия1 3, ученый высказывает суждение о том, что основой коммуникации является взаимопонимание, вне которого коммуникативные процессы обессмысливаются. Вследствие этого А.П. Садохин рассматривает коммуникативный процесс как стремление к взаимопониманию между индивидами (общностями), включенными во взаимодействие, процесс «обмена мыслями, идеями, представлениями, эмоциональными переживаниями и информацией, направленного на достижение взаимопонимания и воздействия друг на друга партнеров по коммуникации» 4.

Музыкальный фестиваль в значении постмодернистского проекта

При сопоставлении данных постмодернистских характеристик с ключевыми характеристиками музыкального фестиваля можно обнаружить немало точек соприкосновения. Позволим себе еще раз определить наиболее значимые признаки современного музыкального фестиваля, выявленные ранее, чтобы убедиться в этом. К ним относятся: - диалогизм; - творчески-игровая атмосфера, создаваемая на основе традиций творческой игры-зрелища и приемов игры-импровизации, импровизации сочинительства; - содержательная полицентричность и творческий плюрализм; - «интертекстуальность» взаимодействий между музыкальным произведением, участниками и зрителями (слушателями) фестиваля, обусловленная многосубъектностью творческой коммуникации; - принципиальная смысловая (содержательная) «разомкнутость», экспериментальность, вариативность художественного результата, достигаемого в ходе фестивального музицирования; - репрезентативность, зрелищность.

Простое сопоставление обнаруживает родственность целого ряда характеристик, являющихся родовыми, в одном случае, для практики постмодернизма, в другом - для музыкальной фестивальной практики. Однако как никакая другая область современного музыкального искусства, -насущным творческим потребностям постмодернистов отвечает джазовый фестиваль. Именно он может служить поистине плодотворной площадкой для успешного творческого эксперимента в данном направлении. Если в некоторые области современного творчества постмодернизм и его идеи проникают исподволь и, возможно, искусственным путем, область джазового фестиваля, как представляется, словно создана для того, чтобы реализовать в ней самые смелые новаторские проекты постмодернистского характера. В природе джазового фестиваля наличествуют все предпосылки для организации постмодернистской художественной среды, насыщенной интертекстуальными взаимодействиями, предполагающими открытый, импровизационно протекающий творческий процесс, активный диалог представителей разных национальных культур, стилевых направлений и т.д. Кроме того, джазовый фестиваль - пространство, организуемое по перформативным законам; он привлекает зрителей и слушателей яркостью и зрелищностью и потому может служить для публичной манифестации и демонстрации новых художественных приемов, моделей произведения, технологий.

Ранее уже отмечалось, что фестивальная среда располагает к экспериментаторству в условиях живого общения и диалога. Особо хочется выделить такую черту в организации фестивального пространства, как автономность, драматургическую целостность и определенную самодостаточность. Каждый современный фестивальный проект претендует на самостоятельное значение и поистине напоминает образ ризомы, существующей на основе сложных разветвленных («корневых») взаимодействий между составляющими его отдельными программами (концертами, акциями и т.д.) и участниками. Все эти факторы в высшей степени присущи постмодернистской ситуации творчества. Поэтому кажется неудивительным, что многие фестивали последних десятилетий, по сути, представляют постмодернистский проект, включенный в активно действующее общее пространство постмодернистского искусства.

Рассуждая о причинах актуализации фестивального движения в эпоху постмодернизма, нельзя не остановиться еще на одном аспекте этой проблемы. Следуя за суждениями некоторых современных исследователей, -можно утверждать, что основной причиной востребованности джазового фестиваля является его зрелищность. При этом речь не идет о простой привлекательности «внешней оболочки» фестивальных акций, их «глянцевой» доступности. Отнюдь нет: зрелищность выступает важнейшим компонентом культурного бытия для человека, живущего в переходную эпоху, к каким относится постмодернистский период. Данная точка зрения представлена в трудах Н.А. Хренова и А.В. Костиной, посвященных изучению культурной ситуации рубежа ХХ-ХХІ веков. Как полагает А.В.Костина, современное состояние культуры можно назвать кризисным для индивида, переживающего колоссальное напряжение от столкновения с внешней средой, противоречия между личным и социальным аспектами бытия, испытывающего многочисленные стрессы в постиндустриальном мире. Этим объясняется интерес человека к таким культурным формам, которые могли бы помочь ему преодолеть подобные конфликты и сублимировать энергию отрицания среды в безусловно положительные, творчески продуктивные факты жизнедеятельности. По мнению Н.А.Хренова, такой актуальной культурной формой эпохи перехода становится зрелище. Именно зрелище активизируется «...в ситуациях крайнего социального и культурного напряжения, порождая Хаос, а затем преодолевая его через реорганизацию Порядка»199. Как отмечает А.В.Костина, зрелищные пласты несут огромный позитивный потенциал, гармонизуют человека и социум, нейтрализуют деструктивные силы, внутренне присущие на данном этапе и самому человеку, и общественным -системам. Вот почему, как полагают ученые, зрелище и зрелищные формы особенно востребованы в кризисных ситуациях.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД "НОВЫЙ ВЕК"
Утверждаю:
Председатель Совета директоров
Благотворительного Фонда
"Новый Век"
Н.В. Басалаева

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Актуальность и положительные стороны проекта.
2. Общие положения (органы управления, оргкомитет, жюри и партнеры).
3. Цели и задачи фестиваля.
4. Условия участия и номинации конкурсов фестиваля.
5. Структура и сроки проведения фестиваля (основные этапы).
6. Наградной фонд, лауреаты и победители конкурсов.
7. Критерии оценки конкурсных работ авторов и исполнителей.
8. Информационные партнеры фестиваля.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА

Мыслить и действовать, чувствовать и творить, воображать и фантазировать, обретать истинные нравственные, моральные и духовные ценности… постоянно и неустанно трудиться над собой, вести непрерывную работу над собственными ошибками, непременно обретая вечные человеческие ценности, чтобы сегодня стать сильнее, нужнее и лучше, чем вчера, чтобы завтра изменить Мир к лучшему…
Этому учит нас величайшее из искусств – Литература!
В связи с тем, что современном литературном пространстве города Новосибирска и НСО явно присутствует необходимость поддержки творчества молодых литераторов, как в плане популяризации их деятельности в целом, так и в плане публикации лучших произведений конкретных авторов в частности… А так же в целях создания действенных и эффективных инструментов формирующих у молодежи страны устойчивую, осознанную потребность к чтению литературных произведений. В том числе произведений наших новосибирских авторов из самой молодежной среды…
Благотворительный фонд "Новый век" учредил ежегодный областной литературно-музыкальный фестиваль, направленный на решение вышеуказанных задач, которые сегодня являются знамением времени и явным признаком развитого многонационального демократического государства, занимающего лидирующее положение в сфере мировой культуры и искусства.
Фестиваль назван – "Надежда"!
В названии фестиваля мы видим многогранное сплетение блистательных надежд Авторов и Творцов на успех и признание, на понимание обществом их душевных переживаний и размышлений, на высокие художественные результаты и оценку их творчества современниками… В нём и общечеловеческое понятие Надежды, ассоциируемой с активной жизненной позицией, ориентированной на утверждение "царства любви, свободы, справедливости и добра".
Мы выступили организаторами фестиваля "НАДЕЖДА". Мы предложили поддержать нашу инициативу организациям, работающим в сфере культуры и искусства и поучаствовать в его организации и проведении – и наши НАДЕЖДЫ ОПРАВДАЛИСЬ!

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. УЧРЕДИТЕЛЬ ФЕСТИВАЛЯ: благотворительный Фонд "Новый Век".

2.2. ОРГАНИЗАТОРЫ ФЕСТИВАЛЯ:
Благотворительный Фонд "Новый Век"
Новосибирское отделение Союза писателей России
Новосибирская областная юношеская библиотека

2.3. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ:
НООО "Творчество"
Литературный клуб "Первоснежник"
Литературное объединение "Молодость"
Объединение "Лига Свободных Авторов"
Сибирский Фонд по увековечению памяти В. Высоцкого
Литературный альманах "Синильга"

2.4. ОРГКОМИТЕТ ФЕСТИВАЛЯ: Для организации, проведения фестиваля и подведения его итогов, создаётся Организационный комитет, основными задачами которого являются:
Общее руководство проведением фестиваля, подведение итогов фестиваля.
Консультирование и методическая помощь участникам фестиваля.
Сбор, анализ, систематизация и распространение материалов о фестивале.
Формирование жюри для оценки работ и определения победителей конкурсов.
Организация и проведение торжественной церемонии закрытия фестиваля.

Состав оргкомитета:
Басалаева Ангелина Анатольевна - председатель оргкомитета
Жаркова Людмила Константиновна – художественное чтение
Манн Татьяна Евгеньевна – поэзия и проза
Бочаров Владимир Николаевич - авторская песня

2.5. ЖЮРИ КОНКУРСОВ ФЕСТИВАЛЯ:
Для оценки работ конкурсантов и исполняемых участниками конкурсов номеров сформировано профессиональное жюри из числа известных новосибирских авторов, исполнителей, деятелей культуры и искусства в составе: Номинация "Проза":
Шалин Анатолий Борисович – председатель жюри, председатель Новосибирской писательской организации Союза писателей России.
Номинация "Поэзия":
Мартышев Евгений Фёдорович – председатель жюри номинации, член Союза писателей России, член Петровской Академии наук и искусств.
Номинация "Авторская песня":
Гордеев Тимур Эдуардович – председатель жюри номинации, лауреат всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов, солист Новосибирской государственной филармонии.
Номинация "Художественное чтение":
Лемешонок Владимир Евгеньевич – председатель жюри номинации, (заслуженный артист РФ).

2.6. ПРЕСС-ЦЕНТР ФЕСТИВАЛЯ:
Ольга Рахвалова, Дмитрий Бочаров, Марина Вдовик. Тел. 210-11-08

3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФЕСТИВАЛЯ

3.1. Цель фестиваля – объединить усилия широких кругов общественности, жителей Новосибирска и НСО, представителей законодательной и исполнительных властей, бизнес-сообщества региона, общественных организаций, заслуженных деятелей культуры, науки и искусства, прочих персоналий и организаций в решении задач по стимулированию и поддержке творчества новосибирских авторов и исполнителей, а так же в вопросе пропагандирования литературного творчества и исполнительского мастерства, как важнейшей из составляющих духовного здоровья нации и морально-нравственной основы современного общества.

3.2. Задачи фестиваля:
разработать и провести комплекс мероприятий, направленных на повышение интереса авторов к достижению вершин писательского мастерства. Провести конкурсы фестиваля в 4-х номинациях среди авторов и исполнителей.
создать возможность для самореализации и раскрытия интеллектуально-творческого потенциала молодых авторов.
определить и поощрить победителей конкурсов фестиваля из средств Наградного фонда фестиваля, и из прочих источников, и прочими средствами.
способствовать формированию читательских интересов, направленных на чтение современной литературы различных жанров – задействовать СМИ региона и прочие ресурсы в вопросе освещения мероприятий фестиваля, и творчества участников фестиваля.
организовать и провести торжественную церемонию награждения победителей конкурсов и лауреатов фестиваля, а так же тематическое мероприятие (гала-концерт), совместно с известными исполнителями города соответствующих фестивалю жанров и форм творчества. организовать и провести рабочую встречу с представителями сообщества заинтересованных лиц о дальнейшем развитии фестиваля, повышении статуса фестиваля и усилении его возможностей, из числа потенциальных соустроителей, спонсоров, партнеров.

4. УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ И НОМИНАЦИИ КОНКУРСОВ ФЕСТИВАЛЯ

4.1. В фестивале могут принять участие жители Новосибирской области и г. Новосибирска (в том числе представители литературных объединений и творческих групп) в возрасте от 14 до 40 лет.

4.2. Для участия в конкурсах фестиваля потенциальному участнику необходимо заполнить и отправить в оргкомитет электронной почтой Заявку на участие в фестивале "Надежда" соответствующего образца.

Заявка на участие в фестивале "Надежда"

4.3. Заявки на участие в конкурсах фестиваля принимаются до 31 мая 2015 г. электронной почтой.
Адрес получателя - e-mail: [email protected]
Тему письма указывать: ЗАЯВКА_"Фестиваль "Надежда".

4.4. Для официальной регистрации участника конкурса, потенциальному участнику необходимо:

В номинации "ПОЭЗИЯ"
Предоставить в оргкомитет в распечатанном и/или электронном формате подборку от 3 до 10 стихотворений.

В номинации "ПРОЗА"
Представить в оргкомитет в распечатанном и/или электронном формате либо одно законченное произведение – рассказ, повесть, либо фрагмент повести и краткое изложение сюжета повести.
Каждая работа должна быть подписана (ФИО и возраст автора, номинация, название работы).

В номинации "Авторская ПЕСНЯ"
Предоставить в оргкомитет на предмет соответствия формату фестиваля (электронной почтой, или на CD/DVD-носителе) тексты не менее двух песен заявляемых на публичное исполнение и для судейства жюри конкурса.
Предоставление заявленных произведений в формате аудио и видео приветствуется, но не является обязательным.
Каждая работа должна быть подписана (ФИО и возраст автора, номинация, название работы).

В номинации "Художественное ЧТЕНИЕ"
/в случае исполнения собственных произведений/. Предоставить в оргкомитет на предмет соответствия формату фестиваля (электронной почтой, или на CD/DVD-носителе) тексты не менее двух, но не более 3-х заявляемых на публичное исполнение, и для судейства жюри произведений и/или фрагментов произведений (не более 5 минут общего времени).

/в случае исполнения произведений сторонних авторов/. Предоставить в оргкомитет на предмет соответствия формату фестиваля (электронной почтой, или на CD/DVD-носителе) ФИО авторов, названия и тексты произведений, не менее двух, но не более 3-х заявляемых на публичное исполнение, и для жюри конкурса (не более 5 минут общего времени).

Предоставление заявленных произведений в формате аудио и видео приветствуется, но не является обязательным.
Каждая работа должна быть подписана (ФИО и возраст автора, номинация, название работы).

4.5. При выполнении условий п. 4.2, п.4.3, п. 4.4, и при соответствии параметрам п. 4.1. потенциальные участники считаются зарегистрированными конкурсантами.

4.6. Конкурсант имеет право подать заявку на участие в нескольких номинациях, но не более 1 заявки в одной из них.

5. СТРУКТУРА И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ

5.1. ЛМФ "Надежда" проводится с 10.10 2014 года по 30 марта 2015 года и состоит из трех основных этапов, каждый из которых является его неотъемлемой частью:

II ЭТАП (апрель 2015 г.)
По результатам предварительного отбора выбирается 10 финалистов в каждой номинации и допускаются до финала.
Победители финальных туров являются лауреатами фестиваля и награждаются Дипломами лауреатов фестиваля.
Проведение ФИНАЛЬНЫХ туров конкурсов по номинациям, награждение финалистов конкурсов Дипломами Участников фестиваля "Надежда – 2015"):

"Художественное ЧТЕНИЕ":
Караоке-ресторан "Экзюпери",ул.Аэропорт, 88
Первая декада апреля.
"Авторская ПЕСНЯ"
Караоке-ресторан "Экзюпери", ул.Аэропорт, 88
Первая декада апреля.
Работы финалистов номинаций "ПОЭЗИЯ" и "ПРОЗА" оцениваются жюри дистанционно, имена победителей конкурсов оглашаются на странице фестиваля "Надежда", на сайте www.сайт Новосибирской областной юношеской библиотеки не позднее 30 апреля 2015 года.

III ЭТАП (апрель 2015 г.)
Награждение Победителей конкурсов фестиваля, торжественная церемония закрытия ЛМФ "Надежда–2015", объединенный гала-концерт участников фестиваля и популярных новосибирских исполнителей):
БЕЛЫЙ ЗАЛ КЛУБА "ПИЛОТ", УЛ. АЭРОПОРТ, 88
Третья декада апреля

6. НАГРАДНОЙ ФОНД, ЛАУРЕАТЫ И ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСОВ ФЕСТИВАЛЯ

6.2. Изготовленный тираж сборника "Надежда–2015" распределяется между победителями конкурсов фестиваля по всем номинациям.

6.3. Победители отборочных туров по всем номинациям являются лауреатами конкурсов фестиваля, и награждаются на финальной встрече Дипломами.

6.4. Победители финальных туров по всем номинациям являются лауреатами фестиваля, и награждаются на Торжественной церемонии награждения Дипломами и призами.

7.1. Номинация "ПОЭЗИЯ", "ПРОЗА", "Авторская ПЕСНЯ" (основные критерии)
эмоциональность и глубина психологического воздействия, художественная выразительность творческих приемов, наличие ярких и точных образов и сравнений.
актуальность тематики произведения и его художественная целостность.
наличие в произведении оригинальных творческих находок, ярких образов и прочих выразительных средств.
литературная грамотность и творческая зрелость автора.

7.2. Номинация "Художественное ЧТЕНИЕ"
глубина освоения предлагаемых обстоятельств и "погружения" в материал произведения.
эмоциональность и глубина психологического воздействия, художественная выразительность творческих приемов исполнителя.
наличие у исполнителя профессиональных навыков сценической и речевой культуры.
соответствие выразительных средств исполнителя жанру, стилю и этическим параметрам произведения.
прочие параметры.

7.3. Победители конкурсов по всем номинациям определяется суммированием баллов, выставленных всеми членами жюри.

8. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПАРТНЕРЫ ФЕСТИВАЛЯ

8.1. Информационная поддержка осуществляется сайтами партнеров проекта, сайтами литературных объединений со ссылками на Фестиваль и СМИ города.

ОРГКОМИТЕТ ФЕСТИВАЛЯ "НАДЕЖДА – 2015"
8-952-902-30-31 - председатель орг. комитета Басалаева Ангелина Анатольевна
210-11-08; 8-951-914-44-81 - Манн Татьяна Евгеньевна - проза и поэзия
8-913-932-64-21 - Жаркова Людмила Константиновна – художественное чтение
214-24-36 - Бочаров Владимир Николаевич - авторская песня