Мемориальная квартира рихтера на большой бронной. Афиша музыкальных вечеров

Святослав Рихтер, признанный лучшим пианистом прошлого века, длительное время жил на верхнем этаже кирпичной многоэтажки в центре Москвы. Для маэстро были соединены две квартиры, чтобы предоставить достаточный объем помещения для звучания мощного концертного рояля. Сейчас здесь находится мемориальная квартира великого музыканта – филиал музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Родился Святослав Рихтер в семье музыканта в Житомире, жил с родителями в Одессе до переезда в Москву для обучения в консерватории. История семьи сложилась трагически, его отец, немец по национальности, перед оккупацией Одессы фашистами был расстрелян по ложному обвинению в шпионаже по вражескому заданию. При освобождении города от захватчиков мать Рихтера последовала за отступающими немецкими войсками и после войны проживала в Германии. Святослав долгое время считал ее погибшей, а встретился с матерью уже будучи всемирно известным человеком.

Путь к вершинам признания начинался в семье, ведь оба родителя владели музыкальной грамотой. Хотя и в разной степени. Работал в одесских филармонии и оперном театре, в 1937 году поступил в класс Г. Нейгауза московской консерватории. Учился целых 10 лет, с несколькими перерывами, сказалась и военная пора, и творческие метания.

Святослав Рихтер много выступал с сольными концертами, аккомпанировал известным певцам, в том числе своей супруге. Выступал он со многими известнейшими оркестрами мира, исполняя партию фортепиано, участвовал в инструментальных выступлениях известнейших солистов – скрипачей Кагана и Ойстраха, виолончелиста Ростроповича, альтиста Башмета и другими.

Мировая известность пришла к Святославу Рихтеру после войны и победы на молодежном творческом конкурсе, однако в капиталистические страны выезд ему долгое время был закрыт. Причиной тому были не только обвинения отцу, полностью снятые в 1962 году, но и дружеские контакты с опальными деятелями искусства, в том числе с поэтом и писателем Пастернаком и композитором Прокофьевым.

Обладатель многих наград разных государств, Герой Социалистического труда и первый советский лауреат американской премии Грэмми жил в 16-этажном доме, привлекающем впечатляющими видами московского центра. Подъезд здания украшен фотографиями знаменитых жильцов — кроме Рихтера здесь проживали великий комик Юрий Никулин и Валентин Плучек, режиссер Театра Сатиры. Музей в обычном жилом доме невозможно посетить без предварительной записи, что в данном случае вполне оправданно из-за заботы о проживающих в доме людях.

Жилище столь творческой личности не перегружено обилием громоздкой мебели, однако имеющаяся характерна очень высоким качеством. Таковы, например, ручной работы столик, скамья и тумбочка в прихожей. Встречает посетителей изображение молодого Святослава Рихтера, играющего на рояле.

Картина написана многолетней знакомой пианиста художницей Анной Трояновской, которая и его приобщила к живописи. Тогда еще пышная шевелюра Рихтера не привлекает на картине такого внимания, как его гибкие и выразительные кисти рук. Множество пастельных работ и акварелей Рихтера как в квартире, так и в самом музее имени Пушкина, подтверждают наличие у него не только музыкальных талантов.

Столовая в мемориальной квартире Святослава Рихтера сохранена в том же состоянии, в каком она была при жизни музыканта. От помещений подобного назначения в большинстве других квартир эта столовая отличается главным образом большим количеством стульев. При этом большинство расставлено вдоль стены, создавая впечатление не каждодневного использования.

Рихтер и его супруга, оперная певица и будущий профессор Московской консерватории, оба довольно много общались с соратниками по увлечению музыкой. Будучи в гостях у семейной пары, знакомые и друзья часто бывали приглашены к столу.

Ликвидация разделительной стены между соседними квартирами позволила создать настоящий концертный зал для великого пианиста. Здесь Святослав Рихтер отрабатывал свою виртуозную технику владения инструментом, занимаясь индивидуально и с участием других музыкантов.

Переделка квартир затронула не только перегородку между соседними, была также увеличена высота потолков для улучшения акустики зала. Покой обитателей соседних квартир дома обеспечивался усиленной звукоизоляцией, сделанной при ремонте.

Два раритетных рояля известной фирмы, большой фотопортрет хозяина квартиры на мольберте и картины на стенах дополняются элегантным мебельным гарнитуром из двух диванов и столика.

Ряды стульев для зрителей появились уже после обретения жилищем мемориального статуса. Здесь проводятся разнообразные публичные мероприятия, привлекающие множество зрителей и участников.

Набор мягкой мебели дополнен двумя массивными торшерами, все это подарено музыканту во время турне по Италии флорентийским мэром. Таково же происхождение больших размеров гобелена, украшающего торцевую стену концертного зала в мемориальной квартире Святослава Рихтера.

Проходная комната перед помещениями Святослава Теофиловича украшена двумя куклами, выполненными Резо Габриадзе к дружеской вечеринке в музее изобразительных искусств имени Пушкина. Реваз Леванович, друживший с Рихтером – талантливый драматург, театральный режиссер и художник. Он организовал в Тбилиси Театр марионеток, некоторое время руководил кукольным театром имени Образцова в Москве.

Куклы изображают самого Святослава Рихтера и его хорошую знакомую Ирину Антонову, руководителя ГМИИ им. Пушкина. Именно по идее Ирины Александровны с 1981 года проводились ежегодные музыкальные фестивали в этой квартире, известные как Декабрьские вечера.

Круг знакомств Святослава Рихтера был необычайно широк, в него входили выдающиеся современники пианиста. Множество дружеских подарков сохранилось в его мемориальной квартире, одним из самых дорогих был дар великого Пикассо – керамическая сувенирная тарелка с автографом.

Талантливейший гражданин Франции, испанец по происхождению, Пабло Пикассо творил как живописец и график, оформлял театральные спектакли, в том числе балеты Дягилева в Париже. После второй мировой войны увлекся керамикой, занимаясь всем циклом работы от формования и обжига до росписи.

Не все комнаты мемориальной квартиры имеют привычную для жилых помещений меблировку. Одна из них полностью отведена под многочисленные фотоснимки хозяина квартиры. Фотографировали Святослава Рихтера многие мастера в силу публичности его деятельности, но сам он фотографироваться не любил и отказывался от фотосессий.

Чтобы заглянуть в спальню хозяина квартиры и пройти в его рабочий кабинет, необходимо миновать коридор, ведущий из предыдущих помещений. Спальня ничем примечательным не выделяется, за исключением висящего на стене отцовского портрета. Святослав Рихтер всю жизнь хранил память о своем отце, погибшем от необоснованных подозрений.

Одаренный и образованный музыкант, Теофил Данилович приложил немало стараний для обучения сына основам музыкальной культуры.

Рабочий кабинет Святослава Рихтера обходился без традиционного письменного стола, для музыканта таковым был рояль и при необходимости – откидная столешница секретера. Сейчас под защитным стеклом здесь хранятся особо чтимые хозяином кабинета раритетные предметы.

Деревянный младенец на тумбе мебельного набора – совсем не детская игрушка, это сувенир из Франции, где Рихтер основал первый свой музыкальный фестиваль. Изображение юного Иоанна Крестителя напоминает о памятном событии.

Расположенный на стене над фигуркой младенца небольшой пейзаж в рамке – подарок вдовы Михаила Булгакова, принадлежащий кисти Мартироса Сарьяна, замечательного певца природы Армении. Памятные сувениры расставлены и на верхних перекрытиях книжных шкафов, и на полках с книгами.

Собственный кабинет был и у супруги Святослава Рихтера, оперной певицы Нины Львовны Дорлиак, которая ненамного пережила мужа и завещала квартиру музею имени Пушкина. Рояль здесь также в наличии, есть мебельный гарнитур изысканной работы.

На стене привлекает внимание выразительный портрет хозяйки кабинета, выполненный давней знакомой супругов, грузинской художницей Кетеван Магалашвили.

На столике под портретом зеркало на длинной ручке, непременный атрибут репетиций оперных певиц. Зеркало расположено поблизости, на противоположной стене кабинета.

Как оперная певица супруга музыканта была достаточно известна, имела высшее актерское звание народной артистки СССР. Особо посещаемыми были совместные выступления супругов. Позднее Нина Львовна преподавала в Московской консерватории, была профессором кафедры вокального мастерства. Наряду с этим она же была домашним секретарем и распорядителем гастролей великого пианиста.

Непритязательный по своим запросам Святослав Рихтер ценил московское жилище, и особенно отлично оборудованный концертный зал. Наравне с домашними удобствами ему нравился великолепный вид из окон на московский центр. Как на ладони видны отсюда все исторические сооружения Кремля, крепостные стены и сторожевые башни, купола великолепных соборов.

Увидеть эту прекрасную картину за окном можно при посещении мемориальной квартиры Святослава Рихтера, которая доступна по предварительному согласованию, либо при посещении концерта. Но, конечно, гораздо интереснее пейзажей Москвы музейные экспонаты и погружение в атмосферу, окружавшую величайшего пианиста.

1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.

По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.

В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.

К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины - часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.

Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком - среди полей и лесов, глядя на Оку.


Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара - далеко за 30 градусов.

И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:

Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни - как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.

Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу - на каменный фундамент?!

В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,

отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.

Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей - музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й - всего 4 уровня.

Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:


Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:

Над подвалом - каменный 1-й этаж:

2-й этаж - это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:

3-й этаж - это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:


С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:

Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:

Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке - насыпной песчаный пляж:

Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности - очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.

День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге - фантастическое ощущение в такую жару.

Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу - знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории.

Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины.
В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.
В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.
Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.