Влияние цветов на психику человека. Воздействие цвета на психологическое состояние человека

Многие из нас любят слушать музыку, не понимая до конца ее воздействия. Иногда она излишне стимулирует - становится навязчивой. Какой бы ни была наша реакция, музыка оказывает умственный и физический эффект. Для того чтобы лучше понять, как музыка исцеляет, нам необходимо понять, что именно она совершает.

Когда мы будем это знать, мы сможем - вне зависимости от уровня нашей музыкальности - изменять нагрузку на свои «звуковые каналы» столь же быстро и результативно, как переключаем...

Психоделические вещества в целом, и в частности ЛСД, могут глубоко влиять на работу человеческой психики. Их действие может быть как исключительно полезным, так и разрушительным, в зависимости от того, какой человек их принимает, в какой компании и в какой обстановке.

По этой причине с самого начала экспериментов с психоделиками исследователи пытаются найти способы предсказать, как могут эти вещества повлиять на человека, который их принимает.

Попытка обнаружить метод прогнозирования...

Психика – это Бессознательное, управляющее тремя своими ипостасями: Транссознанием, Подсознанием и Сознанием. При этом Транссознание управляет Подсознанием, а Подсознание – Сознанием.

Подсознание – это Мистика, Энергия, Целостность, Процесс, управляющий структурой или результатом. Это чувственное восприятие мира.

Сознание – это Логика, Материя, Дуальность, Многообразие, Структура или Результат подчиняющаяся мистическому противоречивому процессу развития. Это разумное восприятие мира...

Как нам порой несладко с нашими близкими! Как часто нам кажется, что они слишком многого от нас требуют! Внимания, заботы, еще внимания, денег, чтобы мы ничего не говорили, чтобы мы хоть что-нибудь сказали… и так до бесконечности!

В этой мы рассмотрим важность семейный и родовых отношений, их влияние на нашу жизнь с точки зрения системных расстановок.

Семейные отношения - необходимое условие жизни

Мы строим отношения, мы избегаем отношений, мы бросаем отношения, мы держимся за отношения...

Возможно, так бывает не только со мной, когда создается ощущение, что вся информация, которая окружает тебя в жизни прямо или косвенно относится к какой-то одной теме. Так случилось и в этот месяц, который оказался подчиненным одному явлению – влиянию исследований в области психофизиологии мозга на психотерапию.

Связка оказалась примерно такой, традиционными в научной психологии являются представления, что психика есть результат работы мозга, материалистическое воззрение. Ученые, находящиеся...

Американский психолог и социолог Дж. Болдуин был одним из немногих в то время, кто призывал изучать не только познавательное, но и эмоциональное и личностное развитие. Социальная среда, наряду с врожденными предпосылками, рассматривалась им как важнейший фактор развития, поскольку формирование системы норм и ценностей, самооценки человека происходит внутри общества.

Болдуин одним из первых отметил социальную роль игры и рассмотрел ее как инструмент социализации, подчеркнув, что она...

Во всех подходах телесно-ориентированной психотерапии происходит акцентирование преимущества релаксированных состояний напряженным и стремление уменьшать привычные напряжения в теле. Все эти системы сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы.

Наиболее важно - отучиться от дурных привычек, которые возникают у нас в детстве и позже, вернуться к естественной мудрости, координации и равновесию тела. Здесь тело рассматривается не как дом пребывания...

Мы уже говорили, что игры наитеснейшим образом связаны с фантазией. Отнесение фантазии к эмоциональной сфере еще раз обращает наше внимание на то, что игры так же развивается под эгидой этого элемента нашей психики. Игры в их внутреннем течении.

Независимо от биологической функции, внешне благоприятствующей их развитию, – и служат задачам эмоциональной жизни ребенка: в них ищет своего выражения эта жизнь, в них она ищет разрешения своих задач и вопросов. Фабула в игре составляет не случайный...

«Все наши верхи,- рассказывает мне высокопоставленный пациент,- сейчас думают только об одном - как украсть побольше денег и как их потратить с удовольствием».

Вот это самое «с удовольствием» все чаще и чаще обозначает: на социальном уровне пониже - с водкой; на социальном уровне повыше - с кокаином.

«Вон мой знакомый - крупный чиновник в...,- продолжает тот же пациент, - в...

Любое заболевание сказывается на психологическом либо психическом состоянии больного. Недуг, вызванный нехваткой гормона инсулина, не считается исключением. Сахарный диабет также характеризуется наличием своих психосоматических отклонений от нормы развития, которые приводят к разнообразным нарушениям.

Существует две разновидности диабета: инсулинонезависимый и инсулинозависимый тип. Их симптоматика схожа между собой, как и течение заболевания, однако при этом существенно отличается тактика лечения.

Психические расстройства случаются из-за сбоев в работе внутренних органов, в том числе кровеносной и лимфатической системы.

Психосоматические причины недуга

Психосоматика любой болезни, поражающей эндокринную систему, скрыта в серьезных расстройствах нервной регуляции. Об этом свидетельствуют клинические симптомы, в том числе шоковые и невротические состояния, депрессия и так далее. Однако перечисленные состояния также могут стать главной причиной развития сахарного диабета 1 и 2 типа.

В медицинской науке мнения ученых по этому поводу сильно разнятся друг от друга. Некоторые считают психосоматику базовой, в то время как другие полностью опровергают эту теорию. Нездорового человека можно сразу распознать. Как правило, его выдают особенности поведения, а также склонности к необычным проявлениям эмоций.

Любые дисфункции человеческого организма находят свое отражение в его психологическом состоянии. Именно поэтому существует мнение, что обратный процесс может вовсе исключить возможность развития любого заболевания.

Больные сахарным диабетом люди подвержены психическим расстройствам. Дополнительно стимулировать заболевания психики могут прописанные сахаропонижающие препараты, стрессовые ситуации, эмоциональное перенапряжение и нестабильность, негативные компоненты внешней среды.

Связанно это с тем, что у здорового человека гипергликемия быстро сходит на нет, как только раздражитель перестает действовать. Однако у диабетиков такого не бывает. Поэтому по понятиям психосоматики диабетом часто страдают нуждающиеся в заботе люди, которые недополучили материнской ласки.

Как правило, данный психосоматический тип людей не желает проявлять инициативу, считается пассивным. С точки зрения науки данный перечень включает в себя основные причины возникновения сахарного диабета.

Особенности психики диабетиков

Когда у больного диагностирован сахарный диабет, он начинает изменяться не только внешне, но и внутренне.

Недуг отрицательно сказывается на работе каждого органа, в том числе головного мозга, который сильно страдает от недостатка глюкозы.

Сахарный диабет 1 и 2 типа может стать причиной психических расстройств. Среди них можно выделить основные:

  1. Переедание. Пациент начинает стремительно заедать проблемы, которые станут пред ним более остро. Диабетик, стараясь улучшить свое состояние, стремиться съесть как можно больше пищи, среди которой мало полезных продуктов питания. Нарушение пищевого режима приводит к тому, что пациент на эмоциональном уровне испытывает тревогу, когда приходит чувство голода.
  2. Больной постоянно находится в состоянии тревоги и страха. Каждый отдел головного мозга испытывает влияние психосоматики сахарного диабета. Появление беспричинного страха, тревога, состояние угнетения становится причиной депрессии затяжного характера, которая плохо поддается лечению.
  3. Для более тяжелых случаев характерно возникновение психозов и шизофрении, которая представляет собой паталогическое состояние, являющееся осложнением сахарного диабета.

Таким образом, процесс лечения сопровождается возникновением всевозможных отклонений психологического типа, начиная несущественной апатией и завершая список серьезной шизофренией. Именно поэтому больные сахарным диабетом нуждаются в психотерапии, которая поможет выявить главную причину, после чего своевременно устранить ее.

Как изменяется поведение диабетика?

Ученые все чаще стали задумываться о том, как сахарный диабет влияет на психику больного, какие психические изменения их поведения проявляются и чем они обусловлены.

Многозначительную роль тут играет тревога родных таких пациентов, которые говорят об изменении семейных отношений. При этом степень серьезности проблемы зависит от длительности заболевания.

Статистика указывает на то, что риск развития нарушения при сахарном диабете зависит от комплекса синдромов и может равняться от 17 до 84 %. Синдромокомплекст представляет собой набор симптомов, которые описывают смысл синдрома. Можно выделить три разновидности синдрома, которые могут проявляться одновременно либо самостоятельно. Психология выделяет следующие синдромы:

  1. Невротический синдром у больных. Во время сахарного диабета часто наблюдаются невротические расстройства, в том числе плохое настроение, отсутствие радости, растерянность, неприятный тревожный тик, неустойчивость эмоций и так далее. Такие диабетики обидчивы, чувствительны и раздражительны.
  2. Астенический синдром проявляется чрезмерной возбудимостью, которой характерна агрессивность, конфликтность, гневливость, недовольство собой. Если человеку пришлось страдать от этого синдрома он, скорее всего, будет испытывать проблемы со сном, то есть плохо засыпать, часто просыпаться, испытывать сонливость днем.
  3. Депрессивный синдром часто становится компонентом первых двух разновидностей, однако в редких случаях он также встречается самостоятельно.

Депрессивные психологические особенности больных сахарным диабетом
выражается следующими симптомами:

  1. появляется ощущение утраты, подавленности и отчаяния;
  2. наблюдается ухудшение настроения, чувство безнадежности, бессмысленности;
  3. диабетику становится тяжелее думать, принимать решения;
  4. тревога;
  5. отсутствие стремлений желаний, безразличие к себе и окружающим.

Кроме того, могут приобретать выраженность вегетосоматические симптомы депрессивного синдрома:

  • отсутствие аппетита, снижение веса, ;
  • регулярные мигрени, агрессия, сбои в режиме сна;
  • у женщин часто сбивается менструальный цикл.

Как правило, симптоматика, сигнализирующая о депрессии, обычно не принимается окружающими во внимание, поскольку пациенты рассказывают о жалобах, относящихся исключительно к физическому состоянию. Например, о чрезмерной вялости, усталости, тяжести в конечностях и так далее.

Все возможные изменения психики диабетика обусловлены рядом факторов:

  1. недостаток кислорода в крови, спровоцированный поражением церебральных сосудов, приводит к кислородному голоданию головного мозга;
  2. гипогликемия;
  3. поражение мозговых тканей;
  4. интоксикация, спровоцированная поражением почек и печени;
  5. психологические и социальные нюансы

Безусловно, все пациенты отличаются друг от друга. Для возникновения психических расстройств имеют значение особенности прототипа личности, наличие изменений сосудов, степень тяжести, а также длительность периода заболевания.

Первые симптомы психических нарушений являются верным поводом обратиться к психотерапевту или психологу. Родные люди должны запастись терпением, поскольку в таком состоянии диабетик нуждается в пристальном внимании. Недостаток общения и ухудшение психоэмоционального фона только усугубит состояние.

Влияние диабета на мозг

Ряд симптомов, свидетельствующих о влиянии недуга на мозг, проявляется с некоторым опозданием. Особенно задерживается симптоматика, связанная с высоким уровнем концентрации глюкозы в крови. Отмечается, что со временем у больного повреждаются сосуды, в том числе и мелкие сосуды, которыми пронизан мозг. Кроме того, гипергликемия уничтожает белое вещество.

Это вещество считается важным компонентом головного мозга, участвующим в организации взаимодействия нервных волокон. Повреждение волокон приводит к изменениям мышления, то есть диабетик может стать жертвой сосудистой деменции или когнитивных нарушений. Поэтому если человеку довелось болеть сахарные, он должен тщательно контролировать свое самочувствие.

Любой больной рискует получить когнитивные сосудистые нарушения, однако имеется также ряд факторов, которые ускоряют либо замедляют процесс. С возрастом значительно увеличивается риск появления сосудистой деменции, однако это касается преимущественно больных сахарным диабетом 1 типа, который лучше поддается контролю.

Примечательно, что пациенты со вторым типом диабета более подвержены появлению всевозможных сосудистых осложнений, поскольку они страдают от плохого метаболизма, повышенного содержания триглицеридов, низкой концентрации хорошего холестерина, а также от высокого артериального давления. Свой отпечаток также накладывает лишний вес.

Чтобы снизить риск возникновения осложнений, связанных с головным мозгом, следует тщательно контролировать уровень концентрации глюкозы в плазме крови. Стоит отметить, что первоначальным этапом лечения становится прием всевозможных сахаропонижающих препаратов. Если они не оказывают должный эффект, их заменяют на инъекции инсулина. Главное, чтобы такие эксперименты не затянулись надолго.

Кроме того, доказано, что диабет угнетает выработку холестерина, который необходим для оптимальной работы головного мозга, который производит свое собственное вещество. Данный факт может негативно сказаться на функционировании нервной системы, в том числе на рецепторах, отвечающих за контроль аппетита, памяти, поведения, болевых ощущений и активности двигательного характера.

Методы психологической поддержки

Большинство врачей изначально говорят о том, что пациенту, испытывающему проблемы с эндокринной системой, возможно, потребуется психиатрическая помощь. К примеру, своевременно проведенный курс аутогенных тренировок помогает пациентом с заболеванием различной тяжести.

Когда заболевание только начало развиваться, упражнения психотерапевтического характера можно использовать, чтобы воздействовать на психосоматический фактор. Тренировка личностно-реконструктивного плана проводится исключительно психиатром с целью выявления потенциальных психологических проблем.

Влияние цветов на психику человека было замечено еще в древние времена разными шаманами, знахарями и колдунами. Они могут вызывать радость и огорчение, приносить успокоение или же раздражение, обладая поразительными возможностями.

Разноцветная жизнь

Каждый человек замечал воздействие цвета, когда надевал красный джемпер, притягивая к себе взгляды окружающих. Для западного общества мрачно будут выглядеть люди, одетые в черных тонах, а вот белоснежное платье невесты говорит о торжественном моменте и чистоте события. Если вас интересует психологическое воздействие цвета, то ответы на многие вопросы вы найдете в представленной статье.

Почему так происходит?

Все то, что непонятно, манит человека, разжигая познавательный интерес. Влияние цветов на психику человека обусловлено излучением электромагнитных волн каждым цветом. Эти волны в силу своей длины имеют различное воздействие. Они обладают целебными свойствами, поскольку мы не только видим цвет глазами, но и ощущаем кожей электромагнитное излучение. Подобрав "правильные" цвета конкретно для себя, человек может почувствовать себя более здоровым и веселым.

Психологическое воздействие цвета заключается в том, что он является своеобразной "эмоциональной пищей", и, соответственно, чтобы нормально функционировать, нашему организму нужны различные оттенки в разной пропорции. Они могут помочь восстановить душевный баланс личности и даже некоторые аспекты физического здоровья. Еда, элементы одежды, мейк-ап, окружающая мебель воздействуют на состояние человека. Благодаря многим исследованиям теперь мы знаем достаточное количество информации о том, каково воздействие цвета на психику человека. В связи с этим можно комбинировать тона и улучшать настроение и общее самочувствие.

О чем нам поведают красный и желтый?

Элементы окружающего мира красного цвета вызывают возбуждение в психике и являются неким принуждением к активности. Благодаря ему напрягаются мышцы и ускоряются движения, а это приводит к повышению работоспособности.

Находясь в помещении, где есть красное освещение, люди показывают высшую производительность. Но со временем, когда организм адаптируется к этому оттенку, уровень производительности падает, а решение задач усложняется. Это объясняется цветовым утомлением.

Если вам нужно преодолевать трудности, быть более решительным и выносливым, то советуем вам использовать в своей жизни красный цвет.

Чтобы стимулировать активность головного мозга, пробудить интеллектуальные возможности, увеличить уровень восприятия зрением, применяйте желтый цвет. Противопоказания: невралгия и перевозбуждение коры. Ну а если вам сопутствуют разочарования и огорчения, то желтый подойдет в самый раз.

Для чего нужен зеленый и синий?

Цвет весенней зелени обеспечивает нормализацию кровяного и глазного давления, дыхания, пульса, увеличение остроты восприятия, концентрации внимания и интеллектуального потенциала. Хотите спокойствия, расслабления и отдыха - смело используйте зеленый, ведь именно он даст то, что вам нужно. Воздействие цвета играет огромную роль в нашей повседневной жизни.

Глубокий синий цвет, постоянно влияя на психику, может привести к высокому уровню утомляемости или даже к депрессии в некоторых случаях. Но если с вами произошло сильное потрясение, то этот цвет может восстановить силы. Он снизит напряжение в мышечной ткани, притупит болевые ощущения, ослабит пульс и успокаивающе подействует на спонтанные импульсы в пылкой личности.

Влияние фиолетового, голубого и коричневого цвета

Фиолетовый цвет имеет противоречивое воздействие на состояние человека, так как может и повысить выносливость, и понизить работоспособность, подавить интеллектуальные возможности или даже привести к депрессивным состояниям.

Чтобы уменьшить тревожные ощущения, снизить кровяное давление и утолить боль, используйте вещи голубого цвета. Но не переборщите, ведь длительное влияние такого цвета приводит к усталости и угнетению некоторых функциональных возможностей человеческого организма.

Коричневый цвет заявляет нам о потребности в релаксе, телесном комфорте. Поэтому если чувствуете такие потребности, то подумайте о том, как принести этот цвет в свою жизнь и немного отвлечься от рабочих моментов.

Контраст черного и белого

Любителям белого цвета свойственна потребность в свободе, разрыве обременительных связей и желание начать все с чистого листа. Если вы хотите что-нибудь забыть и освободиться из оков воспоминаний, окружите себя белым цветом.

Черный тон характеризует человека, который восстает против собственной судьбы. Этот цвет обладает важными лечебными свойствами, так как поглощает другие оттенки и действует на организм достаточно положительно.

Определив свои цветовые предпочтения, их стойкость или изменчивость, вы сможете распознать собственные эмоциональные и физические реакции, общее самочувствие и настроение.

Влияние цвета на психику детей

Дети постоянно окружены различными цветами, они познают мир, и следует с умом подходить к цветовому решению детских комнат, мебели, игрушек и одежды. Нет никаких сомнений, что влияние цвета на психику ребенка - один из самых актуальных вопросов для молодых родителей. По данным норвежских ученых, малолетние дети, находящиеся на учете в органах внутренних дел, или несовершеннолетние преступники останавливали свой выбор на черном цвете. Люди, которые имеют склонность к самоубийству, тоже выбирают этот тон.

Влияние цветов на психику человека, особенно маленького, основано на нескольких принципах. Во-первых, повседневная жизнь малыша должна быть наполнена большим количеством разных оттенков, важно одно - грамотное их сочетание.

Во-вторых, стены и потолок в детской комнаты должны быть либо белые, либо светлые, но никак не темные, поскольку это будет влиять как на эмоциональное состояние малыша, так и на его познавательные способности.

В-третьих, используйте голубой цвет, и он поможет спасти вас и вашего малютку от стрессовых воздействий, избавит от болевых ощущений.

В-четвертых, стабильное состояние нервной системы вам обеспечат зеленые оттенки и бело-голубые краски. Зеленый цвет, взятый отдельно, сможет отрегулировать давление и снять усталость.

В-пятых, психологи утверждают, что влияние цвета на психику выражается и в воздействии на развитие речи. Поэтому актуальными станут игры-ассоциации в период от одного до трех лет (например, клубника-красный, солнце-желтый).

В-шестых, если у вашего малыша наблюдается вялость, плохой аппетит, апатичность и резкие скачки настроения, то вам поможет использование красного, желтого и оранжевого цвета.

Зная тонкости цветового воздействия, родители, воспитатели смогут стабилизировать настроение, если нужно, то успокоить или развеселить.

Некоторые хитрости с цветом

Чтобы почувствовать влияние цветов на психику человека, не нужно надевать на себя вещи только одного тона, ведь стильный шарф или сумка красного цвета уже внесут изменения и повысят ваш жизненный потенциал. Главное - сделать акцент. Можно "разбросать" в комнате яркие элементы, например подушки или игрушки, и тогда энергия цвета наполнит помещение.

В гостиной или спальне можно использовать лампочки или светильники разных цветов. Подобный эффект имеют красочные наклейки для оконных стекол, ведь не каждый человек может позволить себе разноцветные витражи.

Ученые советуют изменить цвет спальни, если у вас плохой сон, на спокойные оттенки (нежно-фиолетовые, розовые, светло-голубые).

Отлично подымут настроение и работоспособность желтые подсолнухи и платьице оранжевого цвета. Замечательный вариант наполнения повседневной жизни яркими цветами - это декоративные кристаллы и ювелирные изделия из драгоценных (или не очень) камушков.

Получив в свое распоряжение такую информацию, зная свои потребности, вы можете составлять букеты, которые будут излучать именно те краски, что нужны для вас. Чтобы после еды чувствовать себя легко, добавляйте побольше цветных продуктов, ведь они легче перевариваются.

Также с помощью цвета вы можете посылать сигналы окружающим людям, поэтому используйте косметику (лаки, тени, помады) с умом. Дома можно применять аромамасла лаванды или герани, ведь они излучают голубой и красный цвет, соответственно.

Заключение

Вышеизложенная информация довольно-таки полезная, ведь влияние цвета на психику огромное. И если у вас испортилось настроение или плохое самочувствие, вы с легкостью сможете отрегулировать его с помощью воздействия красок, ярких и насыщенных или бледных и спокойных.

«Mens sana in corpore sano» (в здоровом теле здоровый дух) – гласит античная поговорка. Но величайший мастер парадокса Бернард Шоу утверждает обратное: «"В здоровом теле здоровый дух" – бессмысленное изречение. Здоровое тело есть продукт здорового духа». Утверждения эти противоположны, но не противоречивы. Они оба верны, они отражают две стороны одного и того же – единство тела и духа.

Первое из этих утверждений кажется более очевидным. Влияние тела на психику всем хорошо известно. Вероятно, каждый даже на своем личном опыте знает, как трудно сохранить «бодрый дух», когда болят зубы. К отчетливым изменениям характера могут приводить длительно протекающие хронические заболевания внутренних органов (недаром говорят о «желчном характере»).

Но верно и то, что пишет Бернард Шоу: «Здоровое тело есть продукт здорового духа». И это было замечено уже много веков назад. Со времен средневековья сохранился стихотворный «Салернский регламент здоровья», выдержавший затем очень много печатных изданий и переведенный на ряд языков. Его вводные стихи гласят: «Салернская школа стремится этими строками сообщить здоровье английскому королю и указать на необходимость держать голову свободной от заботы, а сердце – от сокрушения; не пить много вина, ужинать легко, вставать рано, после еды не сидеть долго, пользоваться только тремя врачами: первым врачом – покоем, вторым врачом – весельем и третьим врачом – диетой». Итак, не сокрушаться и быть веселым – одна из основных рекомендаций для сохранения здоровья...

В XIX веке открытие микробов как причины заразных болезней и развитие патологической анатомии на какое-то время уменьшили уважение врачей к подобным советам.

И все же врачи замечали, что иногда первые признаки болезни относятся ко времени серьезных жизненных неудач и тяжелых переживаний; что у больного, утратившего веру в выздоровление и интерес к жизни, течение болезни нередко принимает катастрофический характер; что обрадовать, ободрить больного, вселить в него уверенность в выздоровление иногда бывает полезнее, чем дать ему лекарство. Вольтер говорил, что «надежда выздороветь – половина выздоровления».

Замечательный русский клиницист начала XIX века М.Я. Мудров говорил: «При повальном заболевании солдат следует не допускать больных до “страха", ибо неприятное чувство располагает тело к принятию заразы».

В рассказе О. Тенри «Последний лист» девушка, больная пневмонией и утратившая волю к жизни, решила, что умрет, когда упадет последний лист с плюща за окном. Ветер срывает лист за листом, и состояние девушки становится все хуже и хуже. «Я устала ждать. Я устала думать», – говорит она. «Когда мой пациент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю пятьдесят процентов с целебной силы лекарств», – замечает лечащий ее врач. Спасает больную девушку художник, нарисовавший на стене перед ее окном лист, который не могли сорвать порывы осеннего ветра.

Ученые специально исследовали влияние психики на внутренние органы. Оказалось, что в состоянии гипноза можно изменять количество и химический состав желудочного сока, внушая человеку, что он ест бульон, хлеб или молоко. При рентгеновском исследовании желудка видели, как под влиянием внушения возникает резко выраженная картина спастических явлений желудка и кишок, картина атонии и опущения желудка. Удавалось наблюдать, как опущенный желудок под влиянием внушения становится на нормальное место. Когда исследуемому внушали, что он ест невкусную, противную пищу, желудок на рентгеновском экране принимал форму вялого мешка без всяких перистальтических движений. Когда же внушали представление о вкусной, любимой пище, желудок резко сокращался и живо перистальтировал. Если человеку внушали, что он выпил много воды (при этом ему давали пустой стакан), то это приводило к увеличению количества выделяемой мочи и таким изменениям состава крови, какие наступают обычно после обильного питья.

Широко известно влияние эмоций на состояние кровеносных сосудов и кровяное давление. При страхе кровяное давление повышается, а под влиянием огорчений и психической депрессии повышение давления может стать стойким. И наоборот, благоприятные влияния на психику способствуют снижению кровяного давления.

Крупный терапевт-клиницист Р.А. Лурия наблюдал ряд случаев желтухи, возникшей под влиянием психической травмы. Он объясняет возникновение в таких случаях желтухи тем, что нарушается иннервация сфинктеров (мышечных жомов), регулирующих желчевыделение.

Р.А. Лурия различает внешнюю и внутреннюю картины болезни. Внешняя картина болезни – это все то, что врачу удается получить доступными ему методами исследования, все то, что можно описать и так или иначе зафиксировать. Внутренняя картина болезни – все то, что испытывает и переживает больной, вся масса его ощущений, его общее самочувствие, его представления о своей болезни и о ее причинах – весь внутренний мир больного.

В общем течении болезни ее внутренняя картина занимает очень большое, иногда доминирующее место. Порой бывает гораздо легче ликвидировать реального микроба в организме больного, чем выселить воображаемого микроба из его психики. В таких случаях воздействие на психику больного, психотерапия, может оказаться важнейшим методом лечения.

Известны и такие случаи, когда только психотерапия в состоянии гипноза освобождает больного от «внушенного» недуга и возвращает ему трудоспособность. Иногда же причиной болезни (или ее обострения) может быть неосторожно сказанное кем-то и неверно понятое человеком слово.

Всякая болезнь – сложный процесс, захватывающий многие системы организма. Деятельность различных органов в борьбе с болезнью координирует нервная система. Ее влияние на течение болезни подтверждается многими наблюдениями и исследованиями.

А.Д. Сперанский считал, что заболевание возникает в месте встречи болезнетворного начала с чувствительным к этому началу нервным окончанием. Место воздействия яда предопределяет развертывание, а порой и судьбу процесса. Исследования, проведенные в лаборатории А.Д. Сперанского, подтверждают его предположения. Оказалось, например, что смертельная доза стрептококка различна в зависимости от того, в какую вену кролика вводится культура этого микроба: яд неодинаково действует на различные нервные окончания.

Опыты показали, что если до заражения животного туберкулезом подействовать висмутом на нервные окончания, находящиеся в грудной полости, то туберкулезный процесс протекает значительно доброкачественнее. С помощью подобных методов А.Д. Сперанскому удавалось улучшать состояние больных при некоторых заболеваниях: инфекция продолжала гнездиться в их организме, но измененная нервная система пациента становилась нечувствительной к ней.

В исследовании М.К. Петровой у собак при длительном перенапряжении нервной системы часто возникали различные дистрофические болезни (экземы, хронические, язвы, фурункулез), причем появлению этих заболеваний всегда предшествовали нервные срывы. При отсутствии такого перенапряжения дистрофические процессы возникали у собак значительно реже. У некоторых собак нервное перенапряжение приводило к возникновению доброкачественных и злокачественных опухолей.

Весьма показательны опыты А.И. Долина. Собаке под кожу вводили морфий, всегда сопровождая эту процедуру бульканьем воды. После многократного повторения этой процедуры у собаки образовался условный рефлекс: введение воды (вместо морфия), сопровождаемое бульканьем, вызывало у нее картину отравления морфием. Затем стали часто повторять введение воды, сопровождавшееся бульканьем и звонком. В этом случае картина отравления не наступала: звонок стал дифференцировочным раздражителем, он тормозил реакцию отравления (наступавшую при отсутствии звонка). Подготовленной таким образом собаке однажды ввели морфий, сопровождая введение бульканьем и звонком. Результат был поразительным: отравления не возникло! Действующее через нервную систему торможение симптомов отравления (звонок) оказалось более сильным, чем действие сильного яда – морфия.

Пользуясь аналогичным методом (методом условных рефлексов), удалось получить условно-рефлекторный лейкоцитоз – очень важный механизм борьбы с инфекцией.

Высшая функция нервной системы – психическая деятельность – тоже сильно влияет на течение болезненных процессов. Влияние это может быть как положительным, так и отрицательным.

Если в состоянии гипноза прикоснуться к коже и внушить, что прикоснулись раскаленным железом, то через некоторое время на этом месте возникает волдырь, как при ожоге. Организм реагирует так, как будто ожог действительно имел место.

Вера в то или иное лечебное средство часто значительно улучшает действие этого средства. Этим, в частности, объясняются случаи «чудесных» исцелений на мощах святых, случаи исцелений у знахарей, у «заговаривающих» болезни бабок.

У офицеров побеждающей армии раны заживают быстрее, чем в армии, терпящей поражение. Это объясняется, конечно, не только лучшим уходом, но и лучшим моральным состоянием раненых.

Воздействие на психику – мощный фактор. Однако в неумелых руках он может оказать и вредное действие. Как уже упоминалось, неудачно сказанное врачом слово может вселить в пациента ненужную тревогу; у него даже могут появиться признаки предполагаемой болезни. Внушенные болезни не такое уж редкое явление. Известны даже случаи внушенной беременности, где были налицо все внешние признаки беременности и на девятом месяце наступали родовые схватки.

Влияние психики накладывает свой отпечаток на течение болезни у человека. Врач не может ограничиваться рамками биологии. Психологические и социальные факторы болезни всегда должны быть в поле его внимания.

Психические процессы влияют па работу внутренних органов и на течение болезненных процессов в них. И наоборот – болезненные процессы в различных органах влияют на психику. Одним из сильных факторов такого влияния является чувство боли. Болевые сигналы занимают особое место среди сигналов, которые мозг получает от различных органов и использует для управления. Они могут приходить почти от любой части тела и несут мало информации о физических свойствах раздражителя. И откуда бы они ни пришли, они всегда неприятны.

Зачем же они? Есть ли организму польза от того, что существует чувство боли? На первый взгляд даже сам вопрос кажется странным. В самом деле, боль доставляет нам столько страданий. Может показаться, что человек стал бы счастливее, если бы потерял способность ощущать боль...

Если вы захотите поискать таких «счастливцев», то найдете их в неврологических клиниках. У этих людей болезнь сирингомиэлия разрушила в спинном мозге нервные пути, по которым в головной мозг идут сигналы о боли. У больного на определенном участке тела теряется болевая чувствительность, в то время как тактильная чувствительность – способность ощущать прикосновение – сохранена. Одним из симптомов сирингомиэлии являются рубцы от ожогов, возникновение которых не вызвало чувства боли и потому не было своевременно замечено больным. В ожоговом отделении хирургической клиники бросается в глаза большое число больных, получивших ожоги в состоянии алкогольного опьянения, когда чувствительность к боли понижена.

Таким образом, способность ощущать боль полезна. Она предохраняет организм, заставляет его принять меры защиты, как только начнется повреждающее воздействие.

Боль – сигнал угрозы благополучию организма. Она ценнейшее приобретение живых организмов в процессе эволюции. Если бы какой-нибудь вид животных оказался лишенным способности воспринимать боль, то он был бы обречен на вымирание.

Боль очень неприятное чувство. И это полезно. Ведь боль требует незамедлительной реакции организма. Не случайно люди выбрали в качестве сигнала пожарной опасности тревожный и заглушающий другие звуки вой сирены, а не какой-нибудь приятный, мелодичный звук.

Но боль полезна лишь до поры до времени. Она становится вредной, когда, уже выполнив роль сигнала опасности, она продолжает «звучать» в организме, дезорганизуя его работу. Дезорганизующее влияние длительной боли очень велико. Она может вызвать сердцебиение, сужение кровеносных сосудов, нарушения функций нервной системы, пищеварения, дыхания. При боли может измениться содержание различных веществ в крови, повышается свертываемость крови, боль может вызвать анурию – задержку выделения мочи.

Затянувшаяся боль отрицательно влияет и на психику человека. Каждый знает, как трудно сосредоточиться на чем-либо во время боли. Боль может вызвать чувство страха. В некоторых случаях (например, при болях в сердце, вызванных спазмом кровеносных сосудов, снабжающих кровью сердечную мышцу) страх и тревога могут становиться чрезвычайно сильными. Очень сильная боль может вызвать болевой шок – резкое снижение кровяного давления, потерю сознания. Она может даже привести к смертельному исходу.

Значит, надо уметь управлять болью, уметь снимать ее, когда она не несет полезной для организма службы сигнала тревоги. Без умения управлять болью была бы невозможна современная хирургия. Для устранения болезненного очага (например, опухоли) хирургу приходится нарушать целостность живой ткани. А во всей истории живых существ, предшествующей появлению цивилизованного человека, повреждение живой ткани являлось сигналом опасности. Поэтому в процессе эволюции и выработался болевой сигнал в ответ на такое повреждение. В условиях же современной хирургии операционная "рана не несет опасности, и боль от нее лишь вредна организму.

Изучение боли имеет свою историю, своих героев.

Одним из пионеров в изучении боли был в прошлом веке английский невропатолог Хэд. Необходимые для изучения боли эксперименты не могут быть безболезненными, и поэтому Хэд решил проводить их на самом себе. Так, по его просьбе один из коллег сделал ему операцию – перерезал ветвь лучевого нерва у основания большого пальца. Эта операция позволила Хэду изучить, как восстанавливается чувствительность в пальце по мере регенерации (восстановления) поврежденного нерва. Изучение заняло пять лет. В результате Хэд установил, что чувствительность восстанавливается в два этапа – сначала болевая, потом тактильная. Волокна, проводящие чувство боли, восстанавливаются быстрее, чем волокна тактильной чувствительности.

Представление о том, что болевая чувствительность – это особый вид чувствительности, подтвердилось и в наблюдениях других ученых. При исследовании кожи под микроскопом было обнаружено несколько типов рецепторов – образований на концах нервных волокон, воспринимающих различные раздражения. Наряду с рецепторами холода, тепла, прикосновения, давления были обнаружены и свободные нервные окончания, которые воспринимают раздражения, вызывающие боль.

Сигналы о боли идут в мозг по своим путям, отдельным от путей тактильной чувствительности. Чтобы человек почувствовал боль, нервные импульсы, идущие по проводникам болевой чувствительности, должны прийти в соответствующие центры головного мозга. Если эти пути нарушены (как это бывает при сирингомиэлии), болевого ощущения не наступает, хотя раздраженные болевые рецепторы посылают соответствующие импульсы.

Болевые ощущения играют большую роль в диагностике многих заболеваний. Недаром первым вопросом врача часто бывает вопрос: «Где у вас болит?» Болевые сигналы могут идти в мозг не только от кожи, но и от внутренних органов, в которых имеются свои рецепторы (их называют интерорецепторами). Возбуждение интерорецепторов возникает под влиянием изменений состояния внутренних органов или состава внутренней среды организма. Импульсы от внутренних органов поступают в те же участки спинного мозга, в которые поступают импульсы от определенных участков кожи. Поэтому при заболеваниях внутренних органов болезненность может локализоваться в определенных участках поверхности тела. Тот факт, что определенным внутренним органам соответствуют (в этом отношении) определенные зоны кожной поверхности, имеет большое значение для диагностики. Известно ведь, что сердечные больные часто обращаются к врачу с жалобой на боли в левом плече.

Мы уже говорили, что если пути болевой чувствительности где-либо нарушены и не пропускают импульсов в мозг, то повреждающие воздействия на соответствующий участок тела не будут вызывать болевых ощущений. Но бывает и иначе. Проводник боли может быть раздражен не у своего начала, а на каком-либо другом участке. От места раздражения в нервные центры идут импульсы. А приход импульсов в эти центры воспринимается как боль в том органе, где начинаются соответствующие (идущие в этот центр) нервные волокна. И человек локализует боль не там, где действительно находится очаг раздражения, а там, где расположены рецепторы, на пути от которых возникло раздражение.

Типичный пример этого явления – так называемые фантомные боли (от французского fantome – призрак), т.е. боли в отсутствующем органе. Например, после ампутации ноги рубец в культе начинает раздражать обрезанный нерв, волокна которого несли чувствительность от ампутированного органа. Приходящие в мозг сигналы воспринимаются как боль в стопе, которая ампутирована.

Болевые сигналы, пришедшие в центральную нервную систему, воспринимаются не изолированно, а во взаимодействии с сигналами других видов чувствительности. Обострение болевых ощущений после операций, связанных с перерезкой нервных стволов, в период, когда еще не восстановилась тактильная чувствительность, Л.А. Орбели объяснял именно тем, что нормально тактильная чувствительность ослабляет болевую.

Взаимодействие болевой чувствительности с тактильной проявляется и в способности точно локализовать место болевого раздражения. Орбели очень остроумно исследовал это в опытах на кошке. Если здоровой кошке надеть на хвост зажим, то она изгибает голову и хвост так, чтобы достать зубами зажим, и сбрасывает его. Такой же опыт Л.А. Орбели и М.А. Панкратов провели на кошке, у которой задние столбы спинного мозга, по которым передаются в головной мозг сигналы тактильной чувствительности, были перерезаны, боковые же столбы, по которым передаются сигналы болевой чувствительности, были сохранены. Если такой кошке надеть зажим на хвост или заднюю лапу, то ее реакция на боль проявляется более бурно, чем до операции, – кошка царапается, визжит. Но ее попытки снять зубами зажим остаются безрезультатными: кошка, лишенная тактильной чувствительности, не может локализовать место болевого раздражения.

Локализация болевого раздражения возможна только при условии, что одновременно с болевыми рецепторами возбуждаются и тактильные рецепторы. Боли, возникающие при раздражении внутренних органов без сопутствующего тактильного раздражения, часто воспринимаются как разлитые, не строго локализованные.

Взаимодействие болевой чувствительности с другими видами чувствительности отчетливо проявляется и при каузалгии – мучительных болях жгучего характера, возникающих иногда после повреждения нервов. Длительное раздражение поврежденного нерва приводит к тому, что в нервной системе возникает стойкий очаг возбуждения, которое воспринимается как боль. Свет, звук, запах, вкусовое раздражение резко усиливают боль. Эти раздражения как бы суммируются со стойким болевым раздражением.

Мы уже говорили о том, что боль может влиять на различные процессы, протекающие в организме, в том числе и на психическое состояние человека. Но и психические процессы могут влиять на чувство боли. В состоянии страха, тревоги ощущение боли может возникать под влиянием таких раздражителей, которые обычно боли не вызывают. Увлеченность каким-нибудь делом может ослабить или даже на время устранить чувство боли. При засыпании слабые сигналы от внутренних органов могут доходить до сознания. Поэтому иногда в начальной стадии заболевания какого-либо органа первым симптомом, который замечает больной, является сон о болезни этого органа.

В состоянии гипноза человеку можно внушить отсутствие боли, в то время как на кожу наносятся болевые раздражения (уколы, ожоги). Человек, которому в гипнозе внушили аналгезию (безболезненность) определенного участка кожи, перестает чувствовать боль. Об этом можно судить по тому, что он никак не реагирует на укол (при уколе других участков кожи он отдергивает руку). Однако в момент болевого раздражения «нечувствительного» участка кожи биотоки мозга отчетливо изменяются. Значит, сигналы от рецепторов этого участка продолжают поступать в мозг.

Объяснить изменение биотоков мозга при отсутствии субъективного ощущения боли можно исходя из современного представления о путях сигналов от рецепторов к коре головного мозга. Как упоминалось в очерке «О мозге», сигналы от различных рецепторов направляются к различным участкам коры головного мозга: от зрительных рецепторов – к затылочным долям, от слуховых – к височным, от кожных рецепторов – к теменным. Поступление сигналов в эти зоны коры и вызывает соответствующее ощущение. Но, кроме того, от каждого специфического пути отходят ответвления к сетевидной, или ретикулярной, формации – скоплению нервных клеток, расположенному в продолговатом и среднем мозге. От сетевидной же формации сигналы поступают во все области коры (от каких бы рецепторов – зрительных, слуховых или кожных – эти сигналы ни начали свой путь). Приход в кору мозга сигналов по этому неспецифическому пути и вызывает изменение биотоков мозга – депрессию альфа-ритма.

Таким образом, если чувствительный путь блокирован ниже (т.е. ближе к рецепторам), чем место ответвления к сетевидной формации, то раздражение рецепторов не вызовет ни ощущения, ни депрессии альфа-ритма. Если же блокирована центральная часть специфического пути, выше места ответвления к ретикулярной формации, то ощущения не возникает, но депрессия альфа-ритма наступает (так как неспецифический путь сохранен). Опыты с болевым раздражением в состоянии гипноза показывают, что при гипнотическом внушении безболезненности блокируется центральный участок специфического пути.

Современная медицина располагает большим арсеналом эффективных средств борьбы с болью. Разработаны надежные методы местного обезболивания и общего наркоза. Анестезиология настолько развилась, что выделилась из хирургии в самостоятельную специальность. Но чтобы успешно пользоваться болеутоляющими средствами (прекращающими или ослабляющими болевые ощущения) и обезболивающими (предупреждающими болевые ощущения), необходимо хорошо знать природу боли: знать, от чего она происходит в каждом случае, когда она наш враг, а когда друг.

Боль вызывает не только «внутренние» изменения в организме – сердцебиение, сужение кровеносных сосудов и т.п., она вызывает и «внешние» изменения – в движениях, в мимике, в тембре голоса, в крике. Эти внешние выражения боли есть и у человека и у животных. И они выполняют важную роль – информируют других особей этого вида, что одной из них грозит опасность, что надо ему помочь, что надо самому принять меры против грозящей опасности.

Внешние выражения боли адресованы окружающим, в них надежда на помощь от грозящей опасности. А в надежде – и капелька облегчения. Боль менее мучительна", если рядом друзья, готовые помочь. Именно об этом стихи, которыми хочется закончить очерк:

Когда человеку больно И он закричит от боли и кто-то его услышит И руку сожмет в кулак, Легче тогда человеку, Легче бороться с болью, Легче – ведь кто-то рядом Жизнь устроена так...

Фейгенберг И.М. МОЗГ ПСИХИКА ЗДОРОВЬЕ АКАДЕМИЯ НАУК СССР
Серия «Проблемы современной науки и научно-технического прогресса».
– М.: «НАУКА», 1972

Влияние фильмов ужасов на психику подростков

научная работа

1.2 Влияние фильмов ужасов на человеческую психику

Чтобы определить какое же влияние оказывают на человека просмотр фильмов ужасов, необходимо рассмотреть различные взгляды на эту проблему. Мнения ученых разделяются на два ожидаемых типа: отрицательное и положительное. В качестве примера о положительном воздействии фильмов ужасов предлагается следующая статья: «…качественные ужастики являются неплохим тренингом для человеческих нервов. Руководитель исследования, профессор Дэвид Радд, утверждает, что при просмотре фильмов ужасов мы получаем своеобразное удовольствие, так как наш мозг при этом адекватно оценивает реальность угрозы. Понимая, что в действительности никакой опасности нет, зритель испытывает волнующие ощущения от выброса адреналина. Профессор Радд также утверждает, что неоднократно повторяющийся аналогичный страх вызывает у мозга определенную «привычку», и он перестает реагировать на него как на угрозу. По мнению техасского ученого, этот факт может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств».

Но есть и другие факты, подтверждающие отрицательное воздействие от просмотра фильмов ужасов на физиологическом уровне. К примеру, рассмотрим следующую статью: «Биохимики из Вашингтонского университета обнаружили, что просмотр боевиков и фильмов ужасов со сценами насилия запускает программу самоуничтожения организма. По мнению ученых, такие картины оказывают пагубное влияние не только на психику, но и физиологию человека. В процессе эксперимента группе добровольцев предложили посмотреть несколько фильмов - мелодраму, документальную ленту и жестокий боевик. После каждого из киносеансов у участников был взят анализ крови. Согласно его результатам, мелодрама и документальный фильм никак не повлияли на состав крови, тогда как боевик заставил кровь испытуемых «вскипеть». У испытуемых была зафиксирована повышенная выработка антител. Эти клетки обычно вырабатываются в ответ на проникновение в организм вируса или инфекции. Однако иногда антитела могут атаковать здоровые клетки организма, что в дальнейшем приводит к повреждению и разрушению нормальных тканей.

Ученые объясняют такое деструктивное поведение организма тем, что сильный страх и внутреннее напряжение человека при просмотре насыщенного жестокостью фильма являются для организма сигналом об опасности. Но так как человек не пытается прекратить этот стресс и прореагировать в соответствии с естественной программой самосохранения, то организм считает, что стрессовый фактор находится внутри. На поиск внутреннего врага направляются антитела, которые начинают уничтожать здоровые клетки организма».

Рассмотрим также статью из «Российской газеты», в которой директор Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского рассказывает нам об истинном влиянии фильмов ужасов: «…К сожалению, не только фильмы, но и жизнь вокруг такова, что ребенок видит слишком много ужасов не только по телевизору. Подрастая, он превращается из потерпевшего от насилия в преступника. Ведь такую норму поведения он перенял у отчима, матери или наставников в школе.

Фильмы, конечно, здесь играют не первую, но важную роль. Одно из самых тяжких преступлений, прошедших нашу экспертизу, было связано с фильмами о вампирах, которые, на мой взгляд, наносят самый большой вред. 14-летние мальчики совершили убийство своей одноклассницы: заманили ее в лес, заставили вырыть себе могилу, перерезали ей горло и пили теплую кровь. Это все взято из фильма. И экспертиза показала, что все они были психически здоровыми, вменяемыми. Причем один из них - лидер - больше остальных увлекался фильмами про вампиров, а остальных - ведомых - заставлял пить кровь. Они давились, но не могли этого не делать. Ведь закон стаи - это специфика подросткового возраста».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что фильмы ужасов влияют на человека на физиологическом и психологическом уровне, при этом носит как отрицательный, так и положительный характер. А именно, из-за просмотров фильмов идут неуправляемые реакции, влияющие на психическое состояние человека, на его поведение, на его действия. Кроме того переживая вместе с героями фильма эмоции страха, ужаса, тревоги, он имеет возможность преодолевать их, «подняться» над ними, «подчинить» их и справиться со своим страхом. Другими словами ситуация просмотра фильма создает комфортные условия для зрителя: события на экране не могут причинить реального вреда, создать реальной угрозы, какими бы пугающими они ни были. Зритель находится в ситуации полной безопасности.

Комфортные условия при просмотре фильма, абсолютная защищенность от опасности - вершина айсберга. В реальности, наш организм реагирует на нереальную опасность максимально реально, пагубно сказывается на нашем здоровье. Но все, же со временем возникает «привыкание» к жестокости и насилию. Не появляется и сопереживание страданию другого существа и становится довольно легко переступить запрет на агрессивное поведение.

В связи с этим следует ввести термин «агрессия».

Агрессия - проявление агрессивности в деструктивных действиях, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу.

Агрессивность - свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств для реализации своих целей.

Агрессивное поведение чаще всего понимается как мотивированные внешние действия, нарушающие нормы и правила сосуществования, наносящие вред, причиняющие боль и страдания людям. Однако при работе с агрессивным поведением необходимо помнить и о других аспектах проявления агрессии. Эмоциональный компонент агрессивного состояния - это чувства, и прежде всего гнев.

Чаще всего выделяют следующие виды агрессии:

· физическую - проявляющуюся в конкретных физических действиях, направленных против какого-либо лица, либо наносящие вред предметам (человек ломает, швыряет предметы и т.п.)

· вербальную - выражающуюся в словесной форме (человек кричит, угрожает, оскорбляет других)

· косвенную - непрямая агрессия (человек сплетничает, ябедничает, провоцирует и т.п.).

Но не всегда агрессия сопровождается гневом, и не всякий гнев приводит к агрессии. Эмоциональные переживания недоброжелательности, злости, мстительности также часто сопровождают агрессивные действия, но они далеко не всегда приводят к агрессии.

Таким образом, потребность в безопасности у людей из так называемой «группы поклонников фильмов ужасов» проявляется в повышенном интересе и стремлении пережить пугающие их моменты в достаточно безопасной обстановке, что дает им возможность совладать» с угрозой хотя бы в воображении и более успешно адаптироваться к такой мнимо или реально угрожающей ситуации. Эти устремления остаются, как правило, неосознаваемыми, осознается же только интерес к фильмам этого жанра.

фильм ужас психика подросток

Аффективные свойства личности Интернет–аддиктов в старшем подростковом возрасте

Влияние фильмов ужасов на психику подростков

2.1 Выбор и обоснование методов исследования Существуют различные методы исследования, такие как тесты, опросники, фокус - группы, анкетирование и другие. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации...

Возрастная психология

Современное образование исторически складывалось как система передачи объективных знаний о фактах и закономерностях внешнего мира. Ребенок в такой образовательной системе выступает в основном как субъект познания...

Киберсоциализация личности

Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах...

Особенности внутренней картины болезни в молодом, зрелом и пожилом возрасте

Наибольшее значение для практической деятельности врача представляет патогенное влияние соматического состояния на психику, под которым подразумевается не что иное...

Особенности подростков, воспитываемых в опекунских малообеспеченных семьях

«Плохие социальные условия, безусловно, влияют на психику и мозг человека, - заявила директор научно-исследовательского центра «Детская нейропсихология» Анастасия Сунцова...

Проблема застенчивости в подростковом возрасте

Проявляется застенчивость по-разному. Очень много общего в проявлении застенчивости с проявлением растерянности и напряжения. Поэтому все они объединяются в одну группу, называемую в психологии эмоциональными нарушениями деятельности }