Какими словами научить ребенка разговаривать быстрее. Формируем правильный прикус. Игры, способствующие развитию речи.

Второй год жизни - это сенситивный период для развития речи. А развитие речи в свою очередь является залогом дальнейшего успешного психического развития малыша. Именно поэтому такое пристальное внимание специалисты уделяют речевому развитию ребенка. Давайте разберемся, что же происходит с ребенком в этот момент.
Функция понимания речи развивается до полутора лет. После полутора лет начинается активное пополнение словарного запаса. Часто бывает так, что в лексиконе вашего ребёнка есть несколько слов, обозначающих порой целую фразу. Например, «ня» обозначает и просьбу взять его на ручки, и требование какой-либо понравившейся вещицы, и предложение вам игрушки. И вы, как любящая и заботливая мама, чудесно понимаете своего малыша.
Однако, если до полутора лет такое предвосхищение и понимание потребностей ребенка давало ему ощущение стабильности, то после полутора лет оно становится серьезным препятствием развитию.

С этого возраста ребенок чувствует себя вынужденным понять себя речью и стремится ежедневно обновлять репертуар слов. Прогресс в общении указывает на интеллектуальный и учебный потенциал, - говорит логопед Катя Родригес из Сан-Паулу. С интересом ребенка, чем когда-либо, другими словами, фразами и звуками, пришло время предоставить игры и игры, которые позволят маленькому лепету расширить словарь и улучшить произношение и дикцию.

Используйте каждую возможность поговорить с ребенком. Говоря с ним, посмотрите ему в глаза и хорошо сформулируйте звуки слов. Также стимулируйте диалог, провоцируя ребенка на простые ответы на вопросы. Просто не ожидайте немедленной обратной связи: дайте себе достаточно времени, чтобы придумать идеи, прежде чем говорить.

СОВЕТ: Вам просто необходимо перестать быть догадливой мамой и удовлетворять потребности ребенка до того, как он их озвучил. Старайтесь, чтобы ребенок произнес слово целиком, точно выражая свои желания. При нормальном речевом развитии к концу второго года жизни словарный запас ребенка составляет порядка 300 слов, среди которых присутствуют названия предметов, названия их качеств. Далее появляется фразовая речь.
Здесь же необходимо помнить, что существует индивидуальный темп развития у каждого ребенка. А мальчики начинают говорить несколько позднее девочек.
Кроме этого для развития каждой отдельной функции существует своя динамика. Дети, начинающие говорить позже других как правило говорят более правильно и понятно.
Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить что-либо или повторять за вами! Просто «не понимайте его».

Сопротивляйтесь соблазну угадывать желания ребенка. Это правда, что общение между матерью и ребенком происходит почти инстинктивно, и что, просто глядя, вы узнаете почти все его потребности. Тем не менее, попросите его назвать то, что он хочет, прежде чем удовлетворять эти желания.

Пойте песни, которые акцентируют деятельность дня, такие как время ванны и время, чтобы поесть и поспать, отдавая предпочтение простым песням с короткой, повторяющейся лирикой. Когда это возможно, свяжите жесты с тем, что вы говорите, например, размахивая указательным пальцем, когда вы говорите «нет» или показываете пустые руки, когда объявляете, что что-то «закончилось».

Давайте обсудим это.

Сегодня сложилась парадоксальная ситуация: дети, окруженные нашим вниманием, все позже начинают говорить. Почему?
Молодая мамочка жалуется: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» До боли знакомая ситуация!
Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. В большинстве своем семьи живут в квартирах со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при всем этом комфорте детишки молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет. Да и тогда детскую болтовню можно понять только через переводчика. Детей, которые говорят нормально, в младших возрастных группах детских садов можно буквально по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Льва Толстого, очень похожи друг на друга - они веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по-своему.
Причин речевых нарушений множество. Говорить о них, не видя и не слыша конкретного ребенка, нет смысла. Лучше поговорим о том, как преодолеть речевые задержки. Все пути тут в общем-то идут в одном направлении, разница - в незначительных деталях. На начальных этапах все строится примерно одинаково. Ребенку необходимо, чтобы о нем заботились и неустанно оказывали внимание. Приветствуется массаж артикуляционных органов, а также разнообразные развивающие пальчиковые игры. Массаж лучше доверить специалистам. А вот игры с успехом могут проводить родители, бабушки-дедушки и даже старшие братья и сестры.

По выходным, научитесь новым словам. В парке, например, укажите и назовите элементы ландшафта - деревья, птицы, озеро и т.д. Рассказывая истории, создавайте разные голоса для персонажей, чередуя басы и высокие частоты, более высокие и более низкие звуки.

Играйте в разговоре по телефону и играйте в кукольный театр. В сценариях поощряйте имитацию звуков, таких как лай собаки или стук в дверь. В то же время, что некоторые семейные отношения стимулируют язык, другие замедляют прогресс ребенка. Хотя речевое восприятие - процесс, который распространяется на третий год жизни, разумно избегать таких взглядов, как имитация детского способа общения с ним ребенка. Это нормально для него, чтобы заказать «сосок», когда он хочет бутылку, но вы должны ответить «вот ваше молоко» со всеми буквами в нужном месте. Родители не могут побудить своего ребенка говорить неправильно, даже если они находят, как он произносит какое-то особое слово, - говорит Флавия.

Условия игры

Весь процесс «вызывания речи» проходит в определенных условиях:

  • во-первых, ребенку нужны положительные эмоции;
  • во-вторых, со стороны близких не должно быть каких-либо насильственных действий;
  • в-третьих, необходимо непосредственное участие взрослых.
Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же взрослые предпочитают все свободное время проводить у телевизора, за компьютером или просмотром фильмов, записанных на DVD, молчание малыша вполне объяснимо.
Родителям полезно знать, что нервная система ребенка 1-3 лет не отличается особой прочностью. Потому игры (и прежде всего обучающие) не должны длиться более 10-20 минут (в зависимости от возраста).
О том, что ребенок устал, можно судить по его поведению. Если он капризничает, отказывается выполнять инструкцию, это говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе, а игру пора заканчивать.

О чем еще следует помнить, занимаясь с ребенком?

Использование уменьшителей в разговорах с ребенком - это еще одна стратегия, осуждаемая экспертами. С другой стороны, в равной степени неправильно вычеркнуть ребенка за недостатки, которые он может совершить. Помните, что малыш еще не овладевает всеми фонемами языка и имеет тенденцию пропускать звуки, особенно согласные, что вполне приемлемо в этот период обучения. Понимайте смысл выражений, таких как «да», «нет» и «приходите сюда», действуя соответственно.

Когда надо бить тревогу?

Укажите фигуры или объекты, назначенные родителями, и произнесите небольшие речи о короткой истории, которую вы слушаете. Признайте свое имя и фамилию, отвечая при вызове. Используйте слова, которые вы понимаете разумно и почти всегда в правильном контексте.

Маленького человечка больше всего привлекают яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Так что, прежде чем браться за обучение крохи, сядьте перед зеркалом и расскажите себе самому сказку, например про курочку Рябу.
Ну и как, собственное лицедейство вызвало у вас живой интерес? Если нет, то и малыша оно вряд ли привлечет. Неудачный опыт - тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию ваших самых любимых актеров. В конце концов в каждом из нас дремлет талант. А без него в последующих играх мы просто никак не сможем обойтись!

Именование частей тела и других. Подражать звукам некоторых животных и звучать как дождь и гром. Повторите слова, которые широко используются родителями. Закажите свою любимую игрушку или историю, которая вам нравится. Научитесь говорить по одному слову за раз.

Есть время, когда щебетание и журчание вашего ребенка меняется, и вы начинаете понимать еще более четко, используя слова, которые формируют мысли за его или ее глазами. Нормального развития языка, как вы можете их облегчить, и когда вам следует беспокоиться, если ваш ребенок, похоже, не разговаривает.

Песочек, камешки...

Молодые родители часто жалуются, что у них не остается свободного времени для общения с ребенком! Вся жизнь посвящена в основном работе. Ведь именно она обеспечивает достойное существование малышу!
Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?
Возьмите отпуск, ведь в нашей стране всем работающим положено отдыхать хотя бы две недели. Так проведите их с пользой не только для себя, но и для ребенка. И появление первых слов у крохи не заставит себя ждать.
Собираетесь в отпуск к теплому морю (это сейчас можно устроить в любой сезон)? Начинайте заниматься уже в пути. Почитайте ребенку сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков. Перелет покажется не столь утомительным, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам.
Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми пробелами.
Многие родители знают, как приятны игры с песком. Они снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют умственную деятельность малыша. Возьмите пример с тех родителей, которые пакуют в чемодан не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками.
Малыш может пересыпать песочек, сооружать из него замки, просто шлепать ладошками по мокрой поверхности - все это способствует развитию мелкой моторики.
Занятия, где есть дело для пальчиков, активизируют и речевые центры. Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для того, чтобы кроха произнес первые слова. Ему так хочется выразить СВОЕ ощущение счастья! Поэтому именно на отдыхе он обязательно заговорит!

Обычные этапы развития языка. Каждый ребенок развивается по-своему. Они многому учатся в течение первых пяти лет жизни. Однако, когда ваш ребенок готов пойти в школу, он или она должны хорошо говорить и хорошо слушать. Это основные шаги, которые обычно принимают дети и дети. Некоторые дети займут немного больше времени и не захотят Есть проблема.

В течение шести месяцев большинство младенцев смотрят на ваше лицо и реагируют звуками, когда вы разговариваете с ними, плачете по-разному, когда они голодны, шумят, чтобы привлечь внимание и улыбку. Через 12 месяцев большинство испускают Звуки, произносите два или три слова, но не ясно, понимаете «нет» и не делайте головы, не достигаете объекта или пальцев точки, не создавая звука и не понимаете простых вопросов или инструкций. Играйте с игрушками и «притворяйтесь», как кормите куклу или притворяйтесь, что находитесь в машине, произносите около 30 слов и более и следуйте инструкциям, таким как «деревянный сок» или «Садитесь, пожалуйста». В два или три года большинство детей делают короткие предложения в количестве от 2 до 4 слов, следуют инструкциям двух сторон, беседуют с членами семьи или Другие знакомые люди, слушайте рассказы и отвечайте на простые вопросы. В три или четыре года большинство из них приговаривают от пяти до восьми слов, дают инструкции, как «исправьте это для меня», задают много вопросов, рассказывают, что Что они сделали, поговорить с собой и поговорить со своими игрушками, рассказать истории или спеть песню и рассказать вам, когда они устали. Они также начинают добавлять окончания к словам, таким как бег, игрушки. . Младенцы учатся говорить, слушая голоса и звуки.

Говорящие пальчики

Пальчиковые игры - тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев пробуждают и заставляют работать дремлющие речевые центры в коре головного мозга.
Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного - просто рассматривайте пальчики. Назовите каждый из них, ласково погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст мышцам руки нужный тонус, подготовит их к выполнению следующих упражнений.
На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем пусть он и сам поиграет - надо зажать горсть камешков в руке и потереть между ладошками.
Очень важно развить тактильные и двигательные ощущения всех пальцев.
Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают камешек и направляют его прямиком
в ведерко.

Есть определенные вещи, которые вы можете сделать, чтобы помочь вашему ребенку развить свой язык и речь. Игра и прослушивание музыки вместе обеспечивают прекрасные возможности весело провести время и попробовать простые, но полезные методы. Обратите внимание на своего ребенка, поставив себя на свой уровень, чтобы вы были лицом к лицу. Играйте в игры и говорите о вещах, которые интересуют вашего ребенка. Расскажите о том, что он видит, прикасается и делает, и Интерес ко всему этому - подражать звукам и действиям вашего ребенка и играть ключевую роль, помогая им выразить свои чувства словами.

Сначала медленно покажите малышу, как это следует делать. Подобную работу вслед за указательным должен выполнить каждый пальчик в паре с большим. Сначала - правой рукой, а затем и левой. Одновременно с движениями детских пальчиков мама или папа должны комментировать игру крохи, выбирая самые добрые и ласковые слова.
Помните, ребенок до трех лет развивается только благодаря совместным играм, наполненным действием. Он пока не умеет занимать себя сам, играя в одиночку. Так что, несмотря на занятость, заботливые взрослые (это могут быть не только мама и папа, но также бабушки и дедушки) должны составить ребенку компанию.
Игра увлечет малыша, он непременно попытается вслед за вами проделать не только движения руками, но и повторить слова. Естественно, далеко не все будет получаться с первого раза. Терпение и еще раз терпение. Как говорится, повторение - мать учения. Вот так, изо дня в день (но отнюдь не от случая к случаю) прилежно занимайтесь со своим крохой.
Результат не заставит себя ждать. Вы наверняка сумеете разговорить маленького человечка.

Дети учатся лучше, выполняя действия, поэтому вовлечь своего ребенка в свою деятельность. Скажите ребенку, что вы делаете, покажите ему. Вы можете использовать выражения лица и преувеличенный голос, чтобы заставить его смеяться. Когда вы разговариваете со своим ребенком, помните, что у всех есть имя. Сделайте предложения короткими и простыми. Хорошо повторять много, но также важно дать вашему ребенку возможность ответить.

Способы, помогающие детской речи быстрее развиваться

Когда обращаться за помощью. Вам нужно знать разные этапы нормального развития языка и речи, но также знать, когда ребенку нужна дополнительная помощь. Вы знаете своего ребенка лучше всего. У некоторых детей есть проблемы с языком и речью, которые исчезают спонтанно, но не рекомендуется ждать, чтобы это произошло. Дети развиваются по разным ставкам, но в целом следующее может указывать на то, что настало время обратиться за помощью.

Пальчикам крохи найдется занятие

Когда будут освоены «Коза-дереза», «Сорока», «Мальчик-с-пальчик» и подобные игры, можно разучить что-нибудь посложнее.

Пчелиный улей

Что за дом-кубышка?
(Вы вместе с ребенком сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.)
- Кто живет там? Мышка?
(Со всех сторон рассматриваем детский кулачок.)
- Нет! Что вы, что вы!
(Возмущенно машем руками.)
- Живут в доме пчелы.
(Потрясем кулачком, поднесем его к уху, пожужжим.)
- Пчелы летают…
(Ладони скрестим у запястья и помашем обеими кистями, как крыльями. Пожужжим.)
- Деток в домике считают.
(Ребенок снова сжимает кулачок.)
- Один, два, три, четыре, пять…
(Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)
- Мы не будем им мешать.
(Заведем обе руки за спину - как будто что-то спрятали.)
- Пчелки мед соберут…
(Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.)
- И Дашутке (Андрюше, Данюше, Катюше...) дадут.
(Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.)

В течение шести месяцев получите помощь, если ваш ребенок не отвечает на ваш голос или другие звуки, или если ваш ребенок не улыбается или не звучит, когда он бодрствует. Через 12 месяцев, Помогите, если ваш ребенок не откажется от вашей руки, когда вы говорите «до свидания» или «до свидания», и вы отказываетесь от него, или если он не пытается показать вам что-либо Достигнув их или указывая пальцем на них. Через 18 месяцев получите помощь, если ваш ребенок не отвечает на простые вопросы, жесты и звуки, подобные вам, или начал произносить слова, но останавливался. 21 месяц, получите помощь, если ваш ребенок может сказать только от 15 до 20 слов и не играет притворяться игрушками. Через два или три года получите помощь, если ваш ребенок разочарован, когда он попробуйте говорить или если вам трудно понять, что он говорит. Помогите, если ваш ребенок не делает предложения более двух слов или если он / она не слушает Неправильно. В три или четыре раза обратитесь за помощью, если ваш ребенок повторяет слова, но, похоже, не понимает их, если он заикается, если другие люди не понимают, что он говорит, или если ваш ребенок Использует слова необычным образом. Языковая отсталость является одной из наиболее частых проблем развития у детей.

Кто в домике живет?

Улитка, улитка!
(Сжатая в кулак рука «ползет»
по столу.)
- Высунь рога!
(Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.)
- Дам пирога!
(Показываем раскрытые ладошки.)
- Мне не надо пирога!
(Отрицательно мотаем головой.)
- Мне свобода дорога!
(Вертим сжатыми кулачками.)
- Я ползу по дорожке…
(Кулачки снова «ползут» по столу.)
- Захочу - высуну рожки!
(Высвободим и выпрямим указательный и средний пальцы.)
- А дотронешься слегка…
(Прикосаемся к указательному и среднему пальцам малыша.)
- Убираются рога!
(Улитка снова прячет «рожки».)

Разница между задержкой и языковым расстройством

Хотя около 15% двухлетних детей опаздывают, в возрасте 4 лет 70% из них будут догнать его. Тем не менее, важно оставаться внимательным, чтобы помочь вашему ребенку учиться и обнаруживать больше нарушений. Языковая задержка соответствует смещению от нормальной кривой развития ребенка в возрасте от 2 до 5 лет. Мы говорим о языковой задержке, когда ребенок испытывает трудности с изучением новых слов или делает полные предложения, соответствующие его или ее возрасту. Однако важно помнить, что так называемая «нормальная» кривая может варьироваться от одного ребенка, одного пола и одного окружения к другому.

Черепаха

Здравствуй, черепаха!
(Сжимаем кулачки.)
- Вот тебе рубаха!
(Накрываем кулачок ребенка своей рукой и слегка сжимаем.)
- У меня своя защита…
(Покрутим сжатыми кулачками.)
- Она прочно сшита!
(Кулачки стучат друг о друга.)
- Вот тебе сапожки.
(Взрослый, собрав пальцы в горсть, гладит ими каждый пальчик на ручках малыша от основания до самых кончиков.)
- Есть у тебя ножки?
(Снова сжимаем кулачки.)
- У меня - лапки!
(Раскрываем, растопыриваем
пальцы на обеих руках.)
- Они играют в прятки.
(Снова крепко сжимаем кулачки.)
- А где твоя головка?
(Высвобождаем и показываем большие пальцы.)
- Спряталась ловко!
(Большие пальцы снова убираются в кулак.)

Тренировка правильного произношения звуков

Расстройство языка - это задержка, которая сохраняется у ребенка в возрасте старше 5 лет. Это расстройство может проявляться по-разному: артикуляторные трудности, которые препятствуют правильному произношению определенных звуков, дисфазии, которые приводят к трудностям в понимании языка или даже заиканию.

Ребенок, который находится между 18 и 3 годами и который не всегда выражает себя, вполне нормален, потому что он полностью учится. Тем не менее, важно быть внимательным к определенным признакам, которые заставили бы вашего ребенка нуждаться в профессиональной помощи. Этот список не является исчерпывающим, но он может помочь вам в вашем анализе.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения для пальцев рук- развитие тонких движений, очень полезны маленьким детям, известно, что речевой центр и центр, управляющий движениями пальцев, расположены в коре головного мозга рядом друг с другом, поэтому работа пальцев оказывает стимулирующее воздействие на речевой центр и способствует умственному развитию ребёнка, вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, тогда занимайтесь с ним пальчиковой гимнастикой каждый день.

Будучи внимательным к его реакции на окружающую среду, можно обнаружить определенные признаки, в то время как ваш ребенок является только младенцем. Рассмотрите консультацию, если ваш ребенок. Не реагирует на окружающий шум; Излучает немного щебетания; не улыбается или очень мало, или если оно аморфно; Не нравится быть пойманным в объятиях. Именно в этот период ребенок пробуждается языком и произносит первые слова. Репертуар лексики около 18 месяцев составляет около 50 слов.

В этом возрасте ваш ребенок должен знать, чтобы сказать от 50 до 100 слов. Более того, он должен каждый день создавать новые. Говорит несколько понятных слов; Общается только по жестам; включает только обычные слова, такие как ванна, додо, сок, снаружи; Не подражает звукам животных. Именно в этом возрасте ребенок догоняет развитие языка.

Ладони на столе - ребёнок сидит за столом, руки лежат на столе ладонями вниз, на счёт- раз- пальцы врозь, два- вместе.
Пальчики здороваются - малыш сидит, руки держит перед собой, на счёт раз- соединяются большие пальцы обеих рук, два- указательные, три- средние, четыре- безымянные, пять- мизинцы.
Человечек - ребёнок, сидя за столом, изображает человечков, сначала указательный и средний пальцы правой руки бегают по столу, затем- левой. Дети бегут наперегонки- движения, описанные в предыдущем упражнении, обе руки выполняют одновременно.
Коза - малыш изображает козу, вытянув указательный палец и мизинец одной, затем другой руки.
Козлята - то же упражнение, но выполняется обеими руками одновременно. Очки - ребёнок изображает очки, образовав два кружочка из большого и указательного пальцев обеих рук и соединив их.
Зайчик - малыш вытягивает вверх указательный и средний пальцы, большой и безымянный, и мизинец соединяет (зайчик слева).
Ладошка- кулачок- ребро - ребёнок сидит за столом, на счёт- раз- кладёт руки на стол ладонями вниз, два- сжимает кулачки, три- кладёт кисти ребром.
Деревья - малыш поднимает обе руки ладонями к себе (деревья стоят), широко разводит пальцы (ветки раскинулись).
Флажок - большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе.
Гнездо - соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты.
Корни растения - прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз.
Пчела - указательный палец правой, затем левой руки вращать по оси. Солнечные лучи - скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы. Паук - пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.
Стол - правую руку согнуть в кулак, на неё сверху положить горизонтально левую.
Ворота - соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх и согнуть внутрь.
Мост - поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук.
Ромашка - соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны.
Ёжик - ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.
Бочонок с водой - слегка согнуть пальцы левой руки в кулак и оставить сверху отверстие.
Игра «прятки» (сжимание и разжимание пальцев рук)- в прятки пальчики играли и головки убирали, вот так, вот так, так головки убирали.
Игра «сорока» - при произнесении текста ребёнок водит указательным пальцем правой руки по ладони левой: на слова «этому дала» сгибает поочерёдно каждый палец, кроме мизинца: сорока, сорока кашу варила.
Игра «пальчик-мальчик» - ребёнок соединяет большой палец поочерёдно с указательным, средним, безымянным, мизинцем на одной руке, затем на другой: пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.
Игра «белка» - малыш держит руку ладошкой кверху, указательным пальцем другой руки водит по ладони, затем поочерёдно загибает пальцы: сидит белка на тележке, продаёт она орешки: лисичке-сестричке, воробью, синичке, мишке толстопятому, заиньке усатому.
Игра «этот пальчик» - ребёнок поочерёдно разгибает пальцы, сначала на одной руке, затем- на другой, начиная с большого: этот пальчик- дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папочка, этот пальчик- мамочка, этот пальчик- я, вот и вся моя семья, затем поочерёдно сгибает пальцы: этот пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать, этот пальчик прикорнул, этот пальчик уж заснул, тише, пальчик, не шуми, братиков не буди, встали пальчики, ура, в детский сад идти пора.
Игра «по грибы» - малыш поочерёдно сгибает пальцы, начиная с мизинца: раз, два, три, четыре, пять- мы грибы идём искать, этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик всё съел, оттого и потолстел.
Игра «апельсин» - малыш поочерёдно разгибает пальцы, сжатые в кулачок, начиная с мизинца: мы делили апельсин, апельсин всего один, эта долька для кота, эта долька для ежа, эта долька для бобра, эта долька для чижа, ну, а волку кожура.
Игра «ну-ка, братцы, за работу» - ребёнок разгибает пальцы, на одной руке, поочерёдно постукивая по ним указательным пальцем другой: ну-ка, братцы, за работу, покажи свою охоту, большому- дрова рубить, печи все тебе топить, а тебе воду носить, а тебе обед варить, а малышке песни петь, песни петь да плясать, родных братьев забавлять.
Игра «алые цветы» - малыш соединяет обе руки ладонями друг к другу, в форме тюльпана, медленно раскрывает пальцы: наши алые цветки раскрывают лепестки (покачивает кистями рук): ветерок чуть дышит, лепестки колышет (медленно закрывает пальцы): наши алые цветки закрывают лепестки (покачивает сложенными кистями): тихо засыпают, головой качают.

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!»

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Зайку бросила хозяйка,
Под дождем остался зайка - Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Старайтесь сопровождать чтение каждого стихотворения имитацией соответствующих действий, понятных ребенку.

Игры с куклой.

Играйте в куклы с девочками и мальчиками. Придумывайте маленькие истории из жизни куклы. Покажите ребенку, как ее одевать, кормить, гулять с ней. Постоянно стимулируйте ребенка к общению через жесты и действия. Задавайте побольше вопросов ребенку.

Например: «Анечка, посмотри, какая девочка пришла к нам в гости. Давай поздороваемся. Дай ручку ей. Как зовут такую красивую девочку?»

Игры по ролям.

К концу второго года жизни начинайте играть с ребенком в различные игры с имитацией животных, с которыми ребенок знаком.

Так, например, поиграйте в игру «Кошки-мышки». Ребенку дайте роль мышки, а себе возьмите роль кота. «Кот» ходит по комнате, а «мышка» спряталась. Затем «кот» улегся спать, и «мышка» вышла из своего укрытия. «Кот» проснулся, потянулся, замяукал, и «мышке» надо убегать в свой домик (заранее договоритесь с ребенком, где он будет находиться).
Далее меняетесь с ребенком ролями.

Или поиграйте в «Мишку-косолапого».

Покажите ребенку, как двигается медвежонок, как он рычит, мотает головой. Теперь ребенок изображает мишку, а вы ему читаете стишок:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою - топ!

Научите ребенка изображать и других животных: птичек, лягушек, лошадок.

Смотрите книжки с картинками

Взрослый вместе с ребенком рассмат­ривает картинки, на которых изображены знакомые персонажи и ситуации. «Это кто? - спрашивает взрослый. - А это кто? Что он делает?», «Агде птичка?», «Покажи дерево»… Если ребенок молчит, можно подсказать ответ, но после этого все же добиться, чтобы малыш ответил сам, глядя на ту же картинку.
Для детей постарше (на 3-м году жизни) вопросы взрослого могут быть более сложными. Например: «Куда пошел мальчик?», «Где сидит птичка?», «Что делают дети?», «Почему девочка плачет?» Для ответов на эти вопросы требуется не только узнавать знакомые предметы и действия, но и понимать сюжет и смысл ситуации, изображенной на картинке.

Речевое сопровождение действий.

Этот прием очень важен для по­строения у детей образа своих действий. Он состоит в том, что дей­ствия ребенка обозначаются и сопровождаются определенными сло­вами. Например, когда малыш (1,5 - 2 года) бежит или танцует, он может говорить «топ-топ», когда стучит игрушечным молоточком -«тук-тук», когда рисует капли дождя - «кап-кап»… Сначала такое звуковое обозначение исходит от взрослого, который внимательно следит за действиями ребенка. Потом малыш вторит взрослому, и они уже вместе сопровождают звуками действия ребенка, а затем сам малыш и действует, и произносит звуки одновременно. В более старшем возрасте (после 2 лет) этот прием можно усложнять и сопровождать действия детей уже не комплексом звуков, а развернутой речью. Для этого нужно называть все самостоятельные действия ребенка и задавать ему вопросы о них: «Коля бежит, Коля умывается, Коля копает… Что Коля делает? Что Коля хочет?» Здесь хорошо также использовать народные игры, в которых простой и постоянно повторяющийся стихотворный текст подсказывает, что и в какой последовательности нужно делать. Например: «Заинька, топ­ни ножкой, заинька, бей в ладоши, заинька, повернись...»
Называние пространственных ощущений.

Ребенка учат различать и правильно обозначать наречиями и предлогами пространственные отношения, что не только обогащает словарь, но и развивает мыш­ление. Взрослый демонстрирует разные варианты пространственного расположения двух игрушек (зайчик и мишка, или два утенка, или кукла и лисичка...). Игрушки то располагаются близко, то расходятся далеко, то одна забирается на другую (одна вверху, другая внизу), то одна убегает от другой (одна впереди, другая сзади). Ваши вопросы побуждают малыша осмыслить эти положения и попытаться передать их словом. В такой игровой ситуации дети активно и с удовольствием усваивают каждое слово, которое вы произносите, поскольку им интересна игра. Их эмоциональная включенность в забавное зрелище - главное условие усвоения новых и достаточно трудных для них слов.
Однако подчеркиваем: обозначение пространственных отношений -очень трудная задача для малышей, предлоги и наречия они осваива­ют позднее. Поэтому такой прием обучения речи лучше использовать к концу раннего возраста (после двух с половиной лет).
Спектакль c игрушками.

Ребенку показывают простые и короткие сценки с игрушками. Содержание сценок должно быть очень простым. Например, мишка упал и заплакал, или кукла потеряла мячик и ищет его, или кукла вышла на улицу гулять и замерзла без ботинок. Для такого спектакля пригодны самые обычные игрушки, и вовсе не обязательно приобретать реквизит для кукольного театра. Гораздо важнее, чтобы показ взрослого обязательно сопровождался словами, которые бы малыш узнавал. Ваш маленький спектакль должен вызывать у него сочувствие игрушкам и желание помочь им: вытереть мишке слезы, поискать вместе с куклой мячик, согреть ей ножки… Сразу после сценки можно спросить ребенка, что он видел. С помощью подсказок и вопросов взрослого, малыш по-своему может передать свои впечатления от увиденного. Например: «Миша упал, бо-бо» или «Мячик тю-тю, где мячик?». Эту игру лучше использовать на 3-м году жизни, когда в лексике детей уже достаточно слов, обозначающих действия и состояния. Постепенно можно усложнять и разнообразить действия с игрушками, при этом сами игрушки лучше оставлять теми же - скоро ребенок привыкнет к ним, они станут его любимыми, и он сможет хорошо играть с ними сам.

Это всего лишь несколько приемов, активизирующих речь маленьких детей. Конечно, их может быть значительно больше. Все зависит от вашей фантазии и желания общаться с ребенком. Однако при проведении занятий советуем вам учитывать следующее. Занятия должны быть интересны для малыша и приносить ему радость. Заставлять ребенка делать то, чего он не может или не хочет, недопустимо. Все приемы, направленные на развитие речи, включаются в собственную деятельность малыша, в его интересы. Слова обязательно связаны с конкретными впечатлениями и активностью малыша. Пассивное повторение слов не ведет к развитию активной речи. Ребенок должен быть сосредоточен на том, что вы говорите и показываете. Продолжительность таких занятий - не более 3-5 минут. Дольше этого времени ребенок от года до трех не может удержать свое внимание на чем-то одном. Лучше повторять одни и те же приемы в разное время и в разных ситуациях.

Ваш кроха не разговаривает? Само по себе это явление еще не повод для беспокойства. Необходимо выявить возможные причины, по которым до сих пор не появились первые слова или предложения. Ориентируясь на сроки начала говорения, стоит помнить, что дети разные, и темпы роста у каждого свои. А далее решать, как научить ребенка говорить: заниматься с ним самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов.

Обычно, если дети не начинают разговаривать «когда надо», родители настораживаются и спешат обратиться к педагогам по раннему развитию. Не умаляя значимости профессиональной поддержки, нужно признать, что именно с «подачи» близких начинается становление речи. Врачи и педагоги должны интенсивно вмешиваться в процесс только в тех случаях, когда родители явно не могут справиться своими силами.

Развитие речи: факты и заблуждения

О том, какие условия сопровождают нормальное развитие детей, можно услышать множество мнений. Среди них стоит выделить те, на которые действительно нужно обращать внимание, и домыслы (либо просто устаревшие взгляды).


Факты

  • Речь связана с протеканием беременности и родами. Речевая патология может проявиться из-за перенесенных вирусных заболеваний или токсикозов, из-за проблем в эндокринной сфере, особенно в первые три месяца беременности. Родовые травмы или инфицирование также ответственны за «опоздание» говорения.
  • Дети начинают говорить позже из-за соски. Соска-пустышка может сформировать неправильный прикус (если она не ортодонтическая), а после года от ее использования лучше вообще отказаться. Более того, когда малышу постоянно дают соску, в процессе «бездумного» сосания у него пропадает желание интересоваться окружающим миром и познавать его.
  • Речь тесно связана с движениями рук. Отечественные и зарубежные физиологи подтверждают, что мелкие движения пальцев (пересыпание крупы, застегивание пуговиц, правильное захватывание карандаша) связаны с речевыми зонами в коре головного мозга и способны повысить его работоспособность.

Мифы

  • Развитие речи зависит от пола. Действительно, девочки развиваются в целом быстрее, но мальчики с течением времени «догоняют» их. Хотя дефекты речи у мальчиков встречаются чаще, точной связи формирования речи с полом не установлено - для детей более важно влияние семьи и общества в целом.
  • Дефекты речи невозможно вылечить. Современные методики позволяют преодолевать заикание и другие дефекты даже у взрослых, в том числе передающиеся по наследству и рецидивирующие.

Теперь рассмотрим, как можно распознать нарушения в формировании речи, которые проявляются в том или ином возрасте.


Когда «надо» начинать говорить

«Надо» - понятие довольно расплывчатое, когда дело касается детей, в силу их индивидуальных особенностей. Есть общие принципы - их лучше воспринимать как вехи на пути роста, а не как руководство, с помощью которого можно заставить ребенка говорить, если он еще не начал.

Признаки нарушений речи

В определенном возрасте по некоторым характерным признакам можно понять, «запаздывает» ли малыш в говорении. На первый взгляд некоторые из этих признаков вообще не связаны с общением, но на самом деле они имеют к нему самое непосредственное отношение.

Возраст Нарушения развития речи
1 год Не произносит отдельные слова. Не выполняет простые просьбы (принести, показать что-нибудь). Неадекватно реагирует на замечания или похвалу
1 год 4 месяца Не использует слова «мама» и «папа» согласно ситуации
2 года Добивается желаемого с помощью звуков, плача, жестов. В активном запасе не более 10 слов. Взрослых не слушает или слушает безучастно. Не показывает части тела, если ему их назвать. Не может выполнить сложные просьбы (например, «пойди к столу и принеси мне ложечку»). Не может узнать на фотографиях близких людей
2,5 года Не разделяет понятия, например, «большой» и «маленький». Не использует короткие предложения из 2-3 слов
3 года Не понимает сказки и короткие стишки, не делает попыток их пересказывать. Не различает величины (например, не «видит», какая линия самая короткая). Не отвечает на вопрос о своем имени
4 года Не считает в пределах от одного до пяти. Не знает, как называются цвета. Не рассказывает стихи, отказывается слушать длинные сказки
Старше 6 лет Искажает слова (даже знакомые), не запоминает стихи и не может пересказывать тексты. Повторяет первые звуки, слоги, слова (заикание)

Если какие-либо из этих нарушений имеют место - вероятно, быстро научить ребенка говорить не получится, особенно если ему уже больше трех лет. Но выход есть всегда.

Логопедическую помощь вы можете получить в поликлинике, в детском саду или в центре психолого-педагогической реабилитации. Можно найти и частного логопеда (у него должны быть документы, подтверждающие квалификацию).



Если есть задержка

Итак, вы обнаружили некоторые отклонения в формировании речевых навыков у ребенка. Вы уже знаете, что «критических сроков» старта говорения не существует, но все же можно начать кое-что предпринимать, чтобы научить малыша говорить в любом возрасте.

  • Регулярно общайтесь. Вашего общения ничто не заменит. Рассказывайте, что вы в данный момент видите, делаете или собираетесь сделать. При этом не превращайте общение в собственный монолог - делайте паузы. Молчание? Озвучивайте ответ сами, при этом как бы переспрашивая.
  • Обратитесь к врачам. Это логопед, невропатолог, психолог. Обследование покажет, все ли в порядке, а если имеются проблемы, можно заниматься причинами задержки речевого развития под наблюдением доктора. Специалист сможет «поставить» звуки, дать толчок началу речи у детей, которые совсем не разговаривают, и посоветовать различные занятия в домашних условиях.

Рассчитывайте на помощь врачей и на собственные усилия - все это в совокупности принесет свои плоды. Не оставляйте ситуацию «как есть», особенно если заметили отклонения в возрасте до трех лет: в это время еще можно быстро достичь хороших результатов!


Эффективные способы обучения речи

Проконсультировавшись со специалистами, вы будете знать, как учить ребенка говорить. Многое зависит от возраста, физического и психического состояния, атмосферы дома и в детском саду и других факторов. На время начала говорения также могут повлиять важные события, к которым детям приходится привыкать: смена обстановки, окружения, образа жизни.

Первое слово: учим говорить «мама»

Специалисты отмечают: примерно в 60% случаев первым словом у младенцев становится не «мама» или «папа» , а «дай» . Это происходит из желания исследовать окружающий мир, но до некоторых предметов самому не дотянуться. Старайтесь всегда называть все вещи, которыми интересуется малыш - это непременно отложится в его памяти. А как насчет слова, которого так ждет вся семья? Известно, как научить ребенка говорить «мама» , даже если ему всего четыре месяца.

Именно в этом возрасте речь начинает развиваться очень интенсивно, так как дети слушают взрослых, учатся понимать их, пополняют словарный запас (пока что пассивный) и тоже пытаются говорить, а точнее, «гулить» - произносить отдельные звуки. Легкими и наиболее естественными звуками для младенца являются гласные и губно-губные согласные : «б», «п», «м».

Проще всего побудить малыша воспроизвести слог «ма». Это особенно удобно, если он уже начинает произносить «м-м-м» - превратите этот звук в слог «ма». Повторите. Помолчите. И так несколько раз. Как только вы услышите «ма» - улыбнитесь, обнимите, похвалите, поаплодируйте!

Дальше можно начинать петь песенки, без слов, заменяя их на «ма-ма-ма». Еще один действенный прием - если мама говорит о себе в третьем лице: «смотри, что мама принесла», «иди к маме», «мама тебя любит». Вы можете не получить результата сразу, но если доктор утверждает, что общее развитие вашего крохи идет хорошо, главное слово обязательно будет произнесено.

Фразы и предложения

Вы мечтаете, чтобы чадо порадовало вас не просто отдельными звуками или словами, а короткими фразами или целыми предложениями? Наберитесь терпения: возможно, это получится у него не скоро и не идеально.

Рекомендуется начинать общаться с малышом еще во время беременности и продолжать с первых же дней его жизни. Пассивное формирование словарного запаса происходит постоянно, и здоровые дети обязательно наверстывают упущенное даже в более позднем возрасте.

Не нужно сравнивать ребенка с другими, более «успешными»: это излишний стресс и для него, и для вас. Создайте комфортную, дружественную атмосферу в семье, тогда у малыша не пропадет желание заниматься и общаться.

Умение облечь мысли в высказывания в слова - важный социальный навык, он определяет качество жизни. Поэтому нужно стремиться как научить ребенка разговаривать пораньше, так и постоянно убеждаться, что он хорошо понимает сказанное и связывает речь с действиями и явлениями. Это поможет ему отвечать за свои поступки, осознавать и адекватно реагировать на происходящее вокруг, успешно выстраивать отношения с людьми. Как ни удивительно, эти способности напрямую зависят от того, как хорошо дети овладевают речью и насколько родители заинтересованы в их развитии.

Распечатать