Наблюдение в старшей группе зима. Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Выложи сам"

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением - снегопадом.

Ход прогулки

Наблюдение: Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду - сыпучий, лепить нельзя. Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой - это снегопад. Обратить внимание детей старших групп на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек, при слабом морозе - белые, твердые шарики (крупа), при сильном ветре - очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).

Хотя площадь, которую мы прогнозируем, относительно невелика, изменчивость оказалась довольно большой. Внутренние бассейновые условия часто на удивление отличаются от условий на более западной западной стороне на вершинах. Мы надеемся, что информация, которую мы приводим в резюме, поможет вам получить хороший обзор того, что происходит там, и какие проблемы с лавиной вы должны быть внимательны, но если есть какая-то неопределенность, то мы рекомендуем вам задавать вопросы через.

Мы добавили несколько новых видов растений и животных в «Ноутбук природы», и мы внесли существенные изменения в протоколы для птиц, добавив несколько новых фенофаз, чтобы лучше улавливать племенное поведение. Ниже перечислены детали изменений в фенофазах птиц. Для нескольких видов птиц фенофизы, которые казались ненужными для захвата сезонного поведения, были отброшены, например, «Потребление насекомых» у видов, которые едят насекомых с одинаковой частотой круглый год. Все другие виды и фенофазы, к которым вы привыкли, все еще здесь, без изменений и ожидающих, чтобы их соблюдали!

Стихи по теме:

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая
Какая смелая!
К. Бальмонт

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
И. Никитин

Снежинки пуховые
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
А. Липецкий

Что такое представительное местоположение?

Фенофаза «кормления» уже была включена для всех видов птиц, но теперь определение включает в себя поведение кормления. Это связано с тем, что трудно определить, действительно ли птица питается продуктом, на который он явно охотится. Цель этой фенофазы заключается не столько в том, чтобы сообщить, что птица ела, а скорее для того, чтобы дать наблюдателям возможность сообщить, что она пытается есть в течение определенного времени года. Это связано с тем, что у некоторых видов пение самцов и самок трудно для всех, кроме экспертов, чтобы отличить. Вместо того, чтобы наблюдатели сообщают о «?» Для поведения просто потому, что они не уверены, является ли пение птицы мужчиной или женщиной, мы решили просто сделать фенофазу, включающую женщин. «Территориальные индивидуумы» - это новая фенофаза, предназначенная для учета сроков конфронтационного поведения у птиц, связанных с сохранением или защитой ресурса, такого как область размножения или кормления, против других птиц или животных. «Ухаживание» - это новая фенофаза, предназначенная для учета времени такого поведения, которое обычно происходит в начале сезона размножения. Поведение при ухаживании зависит от вида, но было исследовано для многих видов птиц и хорошо описано в различных ресурсах для любительских птиц. «Занятое гнездо» - это новая фенофаза, которая позволит наблюдателям сообщать о наличии активных гнезд. «Птенцы» и «Малолетние молодые» - это новые фенофазы, которые позволят наблюдателям сообщать о присутствии и развитии молодых «сухожильных» птиц, то есть тех, у кого мало перьев без вылупления и требуется длительный период в гнезде, прежде чем стать здоровым - достаточно развито, чтобы покинуть гнездо. «Маленькие молодые», «Частично молодые молодые» и «Молодые молодые» - это новые фенофазы, которые позволят наблюдателям сообщать о присутствии и развитии молодых «предковых» птиц, то есть тех, кто родился, покрытый пушистыми перьями и способный уйти гнездо в течение дня или двух вылупления. Например, уток имеют преждевременные молодые - нечеткие утята, которые обычно видят плавание за родителями. «Мертвые птенцы или молодые» - это новая фенофаза, которая позволит наблюдателям сообщать о тех случаях, когда молодая птица явно не выжила.

  • Фенофаза «Поющие самцы» была изменена на «Поющие индивидуумы».
  • Например, у большинства певчих птиц есть альпинисты.
Например, если это возможно, мы рекомендуем выбрать сайт в относительно плоской или пологий области.

На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
В. Лунин

Сыплет с неба снег-снежок,
Словно легкий пух-пушок...
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
"Ох, как тяжко!"?
Ц. Ангелов

Загадки

Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками сшит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
{Снег)

Подморозило вчера,
Налетела мошкара.
И от этой мошкары
Стали белые дворы.
{Снег)
Е. Серова

Мы также рекомендуем вам избегать районов, подверженных дрейфующим снежным или воронкованным или направленным ветрам. Сайт в идеале не должен быть ни сухим, ни влажным для вашего района. В лесных районах участок должен быть в целом похож на окружающий лес, что отражает общий состав и рост купола.

Как выбрать подходящий размер для моего сайта?

Если вы наблюдаете дикие растения, мы предлагаем вам избегать мест, где растения поливаются или оплодотворяются. Наилучший размер для вашего сайта зависит от масштаба вашего ландшафта и расстояния, на котором вы можете легко видеть или ходить. Это также зависит от того, наблюдаете ли вы животных или только растения. Для растений сайт - это область, которая окружает отдельные растения, которые вы наблюдаете. Для животных сайт - это область, где вы ищете животных в своем контрольном списке. Если вы наблюдаете за растениями и животными, ваш сайт может служить обоими способами.

Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала.
{Снежинка)
Л. Сандлер

Как будто белой скатертью
Он крышу застелил,
В серебряные платьица
Деревья нарядил.
{Снег)

Г. Аванесова
На всех садится
Никого не боится.
{Снег)

Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет.
{Снег)

Если вы наблюдаете за растениями и животными или только с животными: поскольку вы будете сообщать о наблюдениях за животными, которые вы видите или слышите на своем сайте, ваш сайт может включать область, которую вы можете видеть и хорошо слышать, стоя на месте или область, ходить в относительно короткий промежуток времени. Если вы наблюдаете на открытом пастбище или вблизи водоема, ваш сайт может быть максимальным рекомендуемым размером, потому что вы сможете идентифицировать животных, которые находятся далеко.

Напротив, если ваш сайт находится в густом лесу, он может быть относительно небольшим, так как вы не сможете идентифицировать виды на больших расстояниях. Даже если вы можете идентифицировать животных на большой площади, область следует разделить на разные участки, если она включает в себя среды обитания, которые явно отличаются друг от друга. Например, если вы делаете наблюдения на пруду на лугу, пруд и луг должны быть зарегистрированы как отдельные участки. В этом случае просто сообщите о своих наблюдениях на животных для сайта, на котором вы видели или слышали их, например, в пруду или лугу.

Лежало одеяло
Мягкое, белое,
Солнце припекло -
Одеяло потекло.
{Снег)

Зимой лежал,
Весной в реку побежал.
(Снег)

Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже не тают!
(Снежинки)
Б. Заходер

Как пушинки мы легки,
Нас колышут ветерки.
Белой стайкой мы летим,
Лечь на землю не хотим.
(Снежинки)
Т. Волгина

Если вы наблюдаете только растения: для растений размер вашего сайта не имеет большого значения до тех пор, пока условия довольно похожи на вашем сайте. Если вы наблюдаете только одно растение, ваш сайт может просто быть небольшой областью сразу вокруг этого растения, скажем, в пределах 3 футов от растения. Если вы наблюдаете несколько заводов рядом друг с другом, вы можете рассмотреть их все на одном сайте, если условия сайта довольно похожи, а участок не превышает 15 акров или 6 гектаров.

Когда вы выбираете растения для наблюдения на своем сайте, вам нужно будет найти баланс между тем, сколько времени потребуется для ходьбы между растениями, при этом убедитесь, что отдельные растения, которые вы наблюдаете, не слишком близко друг к другу. Ваши места наблюдения должны быть разделены на разные места, если их среды обитания, очевидно, различны.

Они хрупки и музыкальны:
Когда на них ни наступи,
Скрипят то нежно, то печально,
Как коростель в ночной степи.
(Снежинки)
Т. Траубин

Пословицы

Зима не лето - в шубу одета.
Много снега - много хлеба.

Скороговорки

Зимой поле белое, промерзло-заледенелое.

Дидактический материал

"Кто больше назовет действий" - по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта. Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

Нужно ли мне разрешение на наблюдение за общественными землями?

Для людей, наблюдающих более 20 заводов, вы можете разбить крупные сайты на более мелкие, исходя из географических или экологических особенностей или подсайтов, связанных с вашим исследованием. Например, вы могли бы разделить участок озерного болота на «Болотную низменность озера», «Озеро Болото» и «Озеро высокогорья». Однако вы должны получить разрешение на проведение наблюдений в соответствующем отделе федерального правительства, штата или муниципалитета, который несет ответственность за имущество.

"Придумай предложение" - придумать предложения со словом "снег". Цель - научить составлять предложения.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Выложи сам"

Выкладывание снежинок из веточек или палочек.

Пальчиковая гимнастика "Снежок".

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок лепили. "Лепят снежок".
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальником.
Раз - подбросим. "Подбрасывают".
Два - поймаем. Приседают, "ловят".
Три - уроним. Встают, "роняют".
И... сломаем. Топают.
Н. Нищева

Труд и индивидуальные физические упражнения

А. Сгребать снег лопатой, расчищая дорожки. Б. Метание снежков.

Подвижные игры

"Цепи кованые". Цель - воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества. Ход игры: Дети делятся на две одинаковые команды. Одна команда говорит: "Цепи кованые, раскуйте нас". Другая спрашивает: "Кем из нас?" Дети первой команды называют имя. Кого называли, тот бежит и старается разбить цепь второй команды. Если разбивает, забирает с собой любого из игроков, если нет, остается сам в этой команде. Игра продолжается.

Земельные менеджеры часто выдают письменные разрешения на доступ к земле, что поможет обеспечить возможность маркировки ваших сайтов и заводов и может регулярно посещать ваш сайт. Есть много вариантов, но самое главное, что вы отмечаете свой сайт, чтобы вы могли найти его снова в будущем. Для большинства сайтов, вероятно, проще всего отметить четыре угла с красочным флагом, скрап-тканью или чем-то подобным. Вы также можете использовать природные или искусственные ориентиры, такие как край двора, большие скалы, изгиб в тропе, дорога или что-то подобное, чтобы определить границы.

"Снег кружится". Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Ход игры.

Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица. Дуют, изображая, как дует ветер.
Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок

Периодически вам нужно заменять маркеры, пока они наступают и становятся нечитаемыми. Кроме того, помните, что если вы наблюдаете за сайтом на государственной земле, вам нужно будет получить разрешение до маркировки сайта. Мы знаем, что сложно идентифицировать растение или животное, и, к счастью, есть много полевых справочников и онлайн-ресурсов, которые могут помочь.

Во многих общинах также есть садоводство, птица, родные растения или натуралистические группы, кооперативные отделения, центры природы, местные колледжи, гербария, государственные или национальные парки или убежища дикой природы, где вы можете найти людей, которые помогут идентифицировать растения или животных в вашем районе. Если вы не уверены в своей идентичности, вы можете записать свои наблюдения в листе данных, пока не определите его. Если вы сомневаетесь в том, что животное, которое вы видели, является видом вашего списка, который вы наблюдаете, лучше зафиксировать ваше наблюдение за этим видом как неопределенное, заполнив вопросительный знак в своем листе данных.

Игра проводится 3-4 раза.

Прогулка 1 Наблюдение за синицей. Цели: - продолжать вызывать интерес к пернатым; - знакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход наблюдения Синица расписная Свистит не уставая. Воспитатель задает детям вопросы. Что это за птица? Как она выглядит? Какого она цвета? Какие изменения происходят в жизни синиц весной? Чем питаются синицы? Как люди заботятся о них? Какую пользу они приносят?

Что такое калибровочный вид?

Эти виды имеют широкое распределение и являются экологически или экономически важными. Ученые используют наблюдения этих видов, чтобы получить «общую картину» фенологии по всей стране. Мы призываем наблюдателей включать в свои наблюдения по меньшей мере один заводский калибровочный вид.

Нам нужно много наблюдений за калибровочными видами, чтобы понять изменения, происходящие в период сезонных событий по всей стране, особенно в связи с изменением климата, и информировать о решениях, которые должны приниматься в ответ на некоторые из этих изменений. Для большинства наблюдателей мы рекомендуем наблюдать от одного до трех особей одного и того же вида растений на участке. Наблюдатели на исследовательских объектах могут пожелать выбрать от трех до пяти человек на сайт. Наблюдение за несколькими людьми помогает дать ученым представление об изменении фенологии среди людей на вашем сайте.

Трудовая деятельность Очистка участка от снега. Цель : воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Подвижные игры «Мы - веселые ребята ». Цели: - повышать двигательную активность; - быстро действовать по сигналу воспитателя. «Птички и кошка». Цель : учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площадки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.

Через несколько лет и для некоторых фенофаз у нескольких индивидуумов будут наблюдаться одинаковые сроки в их фенологии, а в другие годы или фенофазы они не будут. Даже если ваши многочисленные люди, похоже, всегда показывают одинаковые сроки, это все еще интересно знать и ценные данные для сбора!

Когда вы выбираете количество людей для наблюдения, вы должны учитывать время, необходимое для проведения наблюдений. Если вы решите наблюдать несколько особей одного и того же вида, попробуйте выбрать растения, растущие в аналогичной среде, но не являющиеся непосредственными соседними растениями, не должны быть ближе, чем в два или три раза больше ширины одного из растений. Например, наблюдатель может выбрать три сирени, растущие в его или ее дворе, каждый из которых растет на полном солнце и разнесет на три ширины растений друг от друга.

Индивидуальная работа Развитие движений. Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 м.

Прогулка 2 Наблюдение за погодой. Цели : ~ продолжать формировать представление о сезонном явлении - гололедице; - развивать наблюдательность.

Ход наблюдения: На ладонь упала робко Первая снежинка. Ей, наверно, очень плохо На лесной тропинке? Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! На заборах, на крылечке Все блестит и все бело. Нет свободного местечка - Всюду снега намело. С утра было тихо, но потом подул холодный ветер, пошел мелкий дождь. Вскоре все вокруг затянуло тонким слоем льда. Когда идешь по этому ледку, он с треском разламывается под ногами. Подо льдом часто виднеются зеленая травка, почерневшие стебли. Очень скользко. Воздух становится стылым, почти морозным. Это декабрь, а не ноябрь.

Трудовая деятельность : Расчистка дорожек от снега. Цель: воспитывать трудолюбие. Подвижные игры «Кто выше?», «Найди меня». Цель : учить легко прыгать, играть, строго соблюдая правила. Индивидуальная работа «Белые снежинки». Цель: учить плавно двигаться

Прогулка 3 Наблюдение за машинами. Цель: расширять знания о наземном транспорте (их классификация, назначение).

Ход наблюдения : Воспитатель загадывает детям загадку. Начинает он копать - Заменяет сто лопат. Длинной шеей поверчу - Груз тяжелый захвачу. (Экскаватор.) Не живая - а идет, Неподвижна - а ведет. (Дорога.) Запылал у чудища Изумрудный глаз. Значит, можно улицу Перейти сейчас. (Светофор.) Понаблюдать за машинами, отметить их классификацию, назначение, применение. Обратить внимание на то, что на улице гололед. Что это такое? Почему машинам трудно ехать, они тормозят? Наблюдение на перекрестке за движением машин и людей во время гололеда. Повторить основные правила перехода улицы без светофора. Гололед,гололед - Вверх тормашками полет. Где стоит машин поток - Там не площадь, а каток. Кто не едет, а скользит - Потому что тормозит. Гололед,гололед - Это значит голый лед. Никуда не выходи - Лучше дома посиди И в окошко погляди!

Трудовая деятельность : Расчистка снега с дорожек, скамеек. Цель : воспитывать желание помочь взрослым в уборке территории от снега.

Подвижные игры : «Охотники и олени». Цель : согласовывать движения друг с другом. «Попади в цель». Цель: развивать глазомер. Индивидуальная работа: Метание в цель. Цель: закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании.

Прогулка 4 Наблюдение за погодой. Цель: учить самостоятельно выделять и называть изменения в природе зимой.

Ход наблюдения: Он к бровям моим прирос, Он залез мне в валенки. Говорят, он - Дед Мороз, А шалит, как маленький. Воспитатель задает детям вопросы. На улице тепло или холодно? Почему люди прячут носы в воротники пальто и быстро идут по улице? Как были одеты люди летом? Сравните. Морозы стали крепче, и не всегда можно гулять. На улице очень холодно люди идут быстро по улице, чтобы не замерзнуть.

Трудовая деятельность : Расчистка от снега горки и дорожки, ведущей к кормушке. Цель: учить правильно пользоваться метлой дело до конца.

Подвижные игры «Мороз - красный нос», «Мы - веселые ребята». Цели : - учить четко говорить текст в игре; - соблюдать правила игры. Индивидуальная работа :«Попрыгунчики около санок». Цель: учить прыгать с продвижением вперед

Прогулка 5 Наблюдение за березой и рябиной. Цели: - формировать знания о жизни растений зимой; - воспитывать бережное отношение к природе. Ход наблюдения Воспитатель организует беседу с детьми, обращая деревья, стоящие на участке Назовите, какие деревья и кустарники Что делают зимой деревья? По каким характерным особенностям можно узнать березу, Как чувствуют себя деревья зимой? Хорошо им или плохо зимой? Для чего нужен снег деревьям? Что может произойти, если много снега на ветках? Деревья зимою, деревья зимою Пронизаны ветром и стужей самою, И стройные сосны и острые ели встают, как солдаты, навстречу метели.

Трудовая деятельность : Сбор снега для постройки. Цель: учить работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.

Подвижные игры. Цель : добиваться выполнения прыжков на двух ногах. «Сбей кеглю». Цель: добиваться улучшений координации движений, умения придать силу броску. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель: закреплять навыки хорошего отталкивания и мягкого приземления.

Прогулка 6 Наблюдение за воздушным транспортом. Цель : расширять знания о воздушном транспорте, его использовании и назначении.

Ход наблюдения: Вырасту - буду летчиком смелым. Нет для мальчишки лучшего дела! Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы. Летит птица-небылица, А внутри народ сидит, Меж собою говорит. (Самолет.) Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает. Отправляется в полет Наш российский … (вертолет). Какие виды транспорта вы знаете? Что относится к воздушному транспорту? Чем похожи между собой самолет и вертолет? Чем они отличаются? Какое их назначение? (Перевозка грузов, пассажиров.) Кто обслуживает воздушный транспорт? (Пилоты, штурманы, механики.) Отметить, что самолет поднимается высоко под облака, а вертолет летит значительно ниже.

Трудовая деятельность Расчистка дорожки после снегопада. Цель: закреплять умение работать сообща, радоваться результате \ своего труда.

Подвижные игры «У оленя дом большой». Цель : закреплять умение соотносить движение с текстом. «Самолеты». Цель : развивать умение быстро действовать по сигналу, быстроту, внимание. Индивидуальная работа : Ходьба между линиями (10-15 см). Цель: развивать и совершенствовать двигательную активность.

Прогулка 7 Наблюдение за ветром. Цель : учить определять наличие и направление ветра.

Ход наблюдения: Ветер-ветерцо, не дуй мне в лицо, а дуй мне в спину, чтоб идти было в силу. Воспитатель задает детям вопросы. Есть ли ветер? Откуда дует ветер? Почему против ветра идти тяжело, а по ветру легче?

Трудовая деятельность : Сооружение горки для кукол, прихлопывая снег лопаткой. Цель: учить работать сообща, получать радость от выполненного груда и его результата. Подвижные игры «Кони», «Лягушки». Цели: - учить внимательно слушать команду воспитателя; - развивать внимание; - следить за правильностью выполнения заданий. Индивидуальная работа «Не наскочи». Цель: учить спускаться с горки на лыжах, не задевая положенную на склоне шишку.

Прогулка 8 Наблюдение в птичьем парке. Цели : – закреплять представление о птичьем мире; - упражнять в узнавании птиц по описанию.

Ход наблюдения : На свободном участке разместить на ветках деревьев и кустарников плоскостные изображения птиц (воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь). Перед выходом на прогулку воспитатель объявляет, что сегодня они пойдут в парк. В парке очень много птиц, которые остаются у нас зимовать. Обратить внимание детей, что птички не живые, а вырезаны из картона и разукрашены как настоящие. Поэтому мы не слышим голоса птиц, но вы сами будете имитировать голоса, распознав их. Воспитатель загадывает детям загадки. На суку сижу, Кар-кар! - кричу. (Ворона.) Чик-чирик! С ветки прыг! Клюй, не робей. Кто это? (Воробей.) Какую песенку поет воробей? Найдите плоскостное изображение воробья на ветке дерева или кустарника и назовите, на каком Дереве он сидел. Эта хищница болтлива, Воровата, суетлива, Стрекотунья белобока, А зовут ее… (сорока). Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь.) Дети находят этих птиц после отгадки загадок. Вот какие вы внимательные: знаете всех птиц и правильно назвали деревья и кустарники, на которых они сидели

Трудовая деятельность : Постройки из снега на участке. Цели: - учить помогать воспитателю в постройке из снега; – воспитывать дружеские взаимоотношения. Подвижная игра: «Два мороза». Цель: прививать умение выполнять характерные движения согласно тексту. Индивидуальная работа : Движение «змейкой». Цель: учить двигаться «змейкой» друг за другом.

Прогулка 9 Наблюдение за птичьими следами на снегу. Цели : - расширять знания о зимующих птицах, узнавать по следу, какой птице он принадлежит; - воспитывать наблюдательность и внимание.

Ход наблюдения: Мы снова пришли с вами в птичью столовую. Сегодня мы будем следопытами: определим, какой птице какие следы принадлежат. Обратите внимание, на снегу множество следов: маленькие, средние и большие. Как вы думаете, самые маленькие следы кто оставил на снегу? Конечно, они принадлежат самым маленьким птицам - воробью или синичке. А эти побольше. Как вы думаете, кто мог оставить такие вот следы? Ну, конечно же, они принадлежат сороке-белобоке. А эти большие. Наверное, здесь ходила крупная птица, потому что снег под ней немного провалился. А кому они принадлежат? Правильно, вороне. Вот, ребята, не увидев птиц, можно определить по следам, кто прилетал в птичью столовую

. Трудовая деятельность : Постройка снежной горки. Цель : воспитывать любовь к труду и дружеские взаимоотношения.

Подвижные игры : «Ворона - воробей». Цели: – внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде; - упражнять ориентироваться в пространстве; - воспитывать дружеские взаимоотношения. «Лохматый пес». Цель: продолжать учить передвигаться по площадке, следуя указаниям, которые даются в игровой форме. Индивидуальная работа «Попади комом снега в цель». Цель : развивать глазомер и силу броска.

Прогулка 10 Наблюдение за вороной. Цели: - продолжать знакомить с вороной; - углублять знания о ее обитании, внешнем виде, питании, размножении; - воспитывать гуманные чувства к птицам, желание заботиться о них.

Ход наблюдения : Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы. Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, И зовут ее … (ворона). Какие у вороны клюв, хвост, крылья? Эта птица улетает в теплые края или нет? Чем питается? Как высиживает птенцов? Где? Где живет? Есть ли у нее враги?

Трудовая деятельность : Расчистка от снега и мусора дорожек на участке. Цель: воспитывать трудолюбие, коммуникабельность, учить работать сообща.

Подвижные игры : «Вороны». Цель: учить прыгать на двух ногах, бегать в разных направлениях, четко и правильно произносить текст. «Перелетные птицы». Цели: - учить бегать по всей площадке, не стоять у стенки; - влезать на свободное место, уступая друг другу; - слезать до конца, не спрыгивая. Индивидуальная работа Развитие движений. Цель : отрабатывать бег «змейкой», обегая поставленные в ряд предметы.

Прогулка 11 Наблюдение за елью. Цель: формировать представление о строении ели. Ход наблюдения: Ее всегда в лесу найдешь, Пойдешь гулять - и встретишь. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем. Ель - дерево высокое, у него ствол прямой, покрытый шершаво-коричневой корой, много веток, которые постепенно увеличиваются книзу. Все ветки покрыты колючими, жесткими иголками. Зимой ветки покрыты снегом, поэтому опущены вниз, елочка стоит в снегу1 как в шубке. Она и зимой зеленая, иголки не желтеют и не опадают как у других деревьев.

Трудовая деятельность : Коллективный труд на участке по уборке снега. Цель: закреплять умение пользоваться деревянной лопаткой.

Подвижные игры : «Ловишки», «С бережка на бережок». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках через шнур. Индивидуальная работа «Допрыгай до флажка», «В воротики». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, в подлезании.

Прогулка 12 Сравним живую и игрушечную ель. Цель : показать детям главные особенности живого дерева.

Ход наблюдения: Ель на участке живая, у нее корни в земле, питаются ее соками зимой ель спит, в теплое время года дерево растет: появляются новые ветки, шишки, старые ветки становятся длиннее. Ель издает аромат. Искусственная елка тоже красивая, ее можно украсить игрушками, она не будет осыпаться. Мне елку купили, мне елку купили! Ее на опушке в лесу не рубили, А сделали елку на добром заводе, Хорошие дяди, веселые тети! Скорей приходите, скорей поглядите На елку из тонких серебряных нитей, Вся в хвое мохнатой, блестящей и пышной, Задень, и она зазвенит еле слышно. А елка лесная осталась живая. Кому? Никому, просто ветру, метели, Соседке живой и не спиленной ели. Воспитатель задает детям вопросы. Как узнать, живое дерево или искусственное? Почему нельзя рубить деревья?

Трудовая деятельность: Очистка участка от снега, сбор его в кучки для постройки горок для катания кукол на санках. Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры : «Цыплята», «Кто дальше бросит?». Цель: упражнять в прыжках на двух ногах, спрыгивании со скамейки, метании шишек, снежков на дальность. Индивидуальная работа «Воротики», «Катание на кругах». Цель: упражнять в ходьбе «змейкой», держась за руки; в катании с горки на кругах, сохраняя направление.

Прогулка 13 Наблюдение за солнцем Цель : формировать знания о том, в каком месте поднимается солнце и где оно прячется.

Ход наблюдения Солнечные зайчики Играют на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут к тебе. Воспитатель задает детям вопросы. Где спит солнышко? Откуда оно поднимается? Греет ли солнышко зимой?

Трудовая деятельность : Расчистка дорожки от снега и укладка его на санки. Цели: ~ учить доводить начатое дело до конца; - воспитывать положительное отношение к труду. Подвижные игры: «Зайцы», «Птички и кошки». Цели: ~- учить играть, соблюдая правила; - развивать ловкость, быстроту реакции, внимание. Индивидуальная работа «Подбрось повыше». Цели: - учить бросать мяч вверх и ловить его; - развивать внимание.

Прогулка 14 Наблюдение за снегом. Цель: продолжать формировать представление детей о свойствах снега (белый, холодный, мокрый).

Ход наблюдения : Тихо-тихо снег идет, Белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед Во дворе лопатой. М. Познанская Белым снегом все покрыло: И деревья и дома. Свищет ветер легкокрылый: «Здравствуй, зимушка-зима!» Г. Ладонщиков Воспитатель задает детям вопросы. Какого цвета снег? Какой на ощупь? Что из него можно сделать? Почему снег тает на ладошке?

Трудовая деятельность :Уборка снега на участке. Цели: - собрать снег в ведро и внести в группу для поливки растений водой; - поручить расчистить дорожки.

Подвижные игры «Снежинки», «Кто скорей добежит до флажка?». Цель: развивать меткость, ловкость, быстроту, смекалку (усложнение - включить преодоление препятствий). Индивидуальная работа «Кто выше прыгнет?». Цель: учить прыгать в высоту, развивать силу, ловкость.

Прогулка 15 Наблюдение за снегопадом. Цель : закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде.

Ход наблюдения : Воспитатель задает детям вопросы. Какого цвета снежинка? У кого шубка такого же цвета? Посмотрите, какого цвета зимушка-зима? Села снежинка на рукав и растаяла. Была и вот ее нет! Вот какая звездочка-малютка. Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.

Трудовая деятельность : Сгребание снега на участке в определенное место; расчистка дорожки к крыльцу (коллективный труд). Цели: - формировать ответственное отношение к труду; - учить выполнять коллективные поручения.

Подвижные игры :«Дед Мороз», «Снег кружится». Цели: - прививать умение выполнять характерные движения; - продолжать учить соотносить собственные действия с действиями участников игры. Индивидуальная работа «Попади в цель». Цель : развивать глазомер.