Музыка. Культура Венгрии

Национальная культура имеет богатые традиции, однако в силу периферийного положения страны в Европе и языковой изолированности сравнительно мало известна за пределами Венгрии.

Зарождение венгерской культуры совпадает с обращением венгерского народа в христианство в конце 10 в. В период правления короля Иштвана I (1000–1038 гг.) государство и общество были перестроены по западноевропейским образцам, остатки старых традиций искоренены, а всякое влияние восточной культуры исключено. Латинский язык, который использовался Римско-католической церковью, стал «официальным» языком Венгрии. Это означало, особенно в средние века, что подавляющее большинство летописцев, ученых и педагогов были священниками. В эпоху Ренессанса итальянские ученые и мастера искусств стекались ко двору короля Матиаша I Корвина (1458–1490 гг.), который покровительствовал деятельности гуманистов.

Религия в Венгрии

В Венгрии отношения между церковью и государством в XX в. носили достаточно сложный характер. Несмотря на то, что Конституция 1949 г. номинально гарантировала религиозную свободу, коммунистический режим конфисковал церковную собственность, преследовал духовенство, упразднил религиозные ордена, национализировал приходские школы. Кардинал Йожеф Миндсенти был заключен в 1949 г. в тюрьму за противодействие этим мерам.

В конце концов, религиозные организации и государство достигли соглашения, по которому они признавали контроль со стороны режима. Взамен государство разрешало церквям проводить службы и оплачивать содержание священников. Государственное управление по религиозным делам могло отменять назначения церковных должностных лиц и священников. В 1964 г. правительство заключило соглашение с Ватиканом, нацеленное на нормализацию отношений между венгерской католической церковью и государством. Дипломатические отношения с Ватиканом были восстановлены в 1978 г. В 1990-е годы церкви вновь открыли свои школы и другие учреждения, которые были закрыты во время коммунистической диктатуры.

При законодательно гарантированной свободе совести церковь отделена от государства, но поддерживается им материально. Подписанное в 1997г. соглашение с Ватиканом предусматривает возвращение венгерской католической церкви значительной части объектов образовательного, культурного и социального назначения и выплату компенсаций за остальные. По аналогии с этим имеется в виду урегулировать соответствующие проблемы с остальными церквами.

В стране насчитывается около 260 культовых организаций и религиозных объединений, охватывающих своим влиянием 74% населения. Среди верующих 73% составляют католики и греко-католики, 22% – реформаты и протестанты других направлений, 4% – евангелисты (лютеране). Примерно по 0,2% насчитывают баптисты, православные различного толка, иудаисты. Существует незначительная буддистская община.

На сегодняшний день религиозная жизнь в Венгрии регламентируется Законом о религии, принятом еще в 1990 году. Согласно этому закону для регистрации любой религиозной организации (которая обозначается как «церковь») необходимо, чтобы было в наличии 100 последователей, руководитель, центр организации и простой устав. В этом случае местный суд должен зарегистрировать организацию в качестве «церкви». Каждая такая «церковь» получает государственные субсидии на недвижимость, а также на содержание общеобразовательной конфессиональной школы, если таковая у организации есть. В адрес своей религиозной организации верующие могут перечислять 1 % подоходного налога. Пожертвования, которые церкви сами собирают со своих верующих, являются их частным делом, и чиновники не контролируют этот процесс. Главное требование ко всем церквям заключается в том, что ни одна церковь не может заниматься хозяйственной деятельностью, то есть церкви запрещено даже сдавать свои здания в аренду.

Материальная культура Венгрии

В современной Венгрии не забыты традиционные отрасли народного декоративно-прикладного искусства. К специфическим для страны видам такого искусства относятся изделия пастухов из дерева, рога, кости, кожи. Издавна пастухи украшали красивым орнаментом орудия труда – палки и кнуты с искусно свитым кожаным плетением, изготовляли топорища, ковши, свирели, деревянные фляжки, декоративно обтянутые кожей, рога для вина, солонки, перечницы, шкатулки. При нанесении орнамента применяли различную технику: процарапывание, а затем втирание краски, рельефную или барельефную резьбу, инкрустацию.

Развито в Венгрии и производство декоративной керамики: обливные тарелки, кувшины обычно украшены цветочным или геометрическим орнаментом. Раньше крестьяне любили украшать свои жилища яркими керамическими изделиями, развешивая их по стенам, и раскладывая по полкам.

Гончарные изделия имели свою региональную специфику, так в Мохаче изготовляли черные жбаны и кувшины, в южной части Альфельда – четырехгранные расписные бутылки, миски, глиняные человеческие фигурки.

В районе города Калоча и сейчас распространен очень интересный вид декоративно-прикладного искусства – узорная роспись штукатурных стен. Оштукатуренную и побеленную стену комнаты покрывают сплошным узорным орнаментом, таким же, какой используется и в вышивках.

Жители Венгрии естественно и органично сочетают в себе здоровое жизнелюбие и практицизм с высокой духовностью и общенациональным романтизмом. Внимательный наблюдатель заметит это. Стоит только походить по Будапешту — красивейшему из городов мира, удобно и уютно устроенному.

Венгрия — страна музыки и танцев. Здесь возникла зажигательная смесь самобытной венгерской музыки, с едва уловимым восточным оттенком, и страстных цыганских мотивов. Присущая ей мелодика прослеживается в творчестве многих европейских композиторов: Гайдна, Бетховена, Шуберта, Брамса. В Венгрии почти беспрерывно проходят многочисленные музыкальные, театральные, танцевальные фестивали и цветочные карнавалы.

Двухтысячелетнюю традицию насчитывает в Венгрии культура бань. По сути, вся страна — это огромный, комфортабельный бальнеологический курорт. Во времена римлян банная культура достигла здесь невиданного расцвета, что подтверждается раскопками Аквинкума, римского города на территории Будапешта. Хотя турецкая оккупация Венгрии в XVI веке причинила огромный ущерб стране, но банная культура не пострадала. Более того, турки — тоже большие почитатели бань — построили новые, получившие высокую оценку современников.

Венгерское искусство и архитектура основаны на романском стиле, готическом стиле, барокко и стиле арт-новю. В Венгрии прекрасно развиты народное искусство и промыслы; здесь производят посуду, вышитые изделии, изделия из кости и дерева и настенные панно. Музыкальная сокровищница страны включает в себя как рапсодии Франка Листа и оперы Ференца Эркеля, так и цыганскую и фольклорную музыку. Литература Венгрии неотделима от истории страны, и поэтому ее основными составляющими являются оды, героические поэмы, реалистические рассказы. Футбол, безусловно, самый любимый вид спорта, но шахматы тоже популярны.

В богатом фольклоре выделяются песни и баллады (например, о разбойниках-бетярах), сказки, исторические предания, пословицы. Своеобразна венгерская народная музыка. Известные венгерские танцы - вербункош и чардаш.

Венгры весьма скептически относятся к вере (возможно поэтому у них большие достижения в науке), но тем не менее, многие называют себя католиками, кальвинистами или лютеранами. В стране также есть греческая католическая церковь и православная церковь, а также иудаистское сообщество в Будапеште.

Практически вся территория страны насыщена историческими, культурными и природными памятниками мирового значения. Венгрия ("Паннония") была когда-то восточной границей Римской империи и еще до прихода сюда венгров в среднем течении Дуная жили римляне, германские и славянские племена. Кладоискатели и сегодня разыскивают на берегах Тисы могилу Аттилы, легендарного вождя гуннов, побывавших здесь во времена великого переселения народов. В 896 году с востока в долину Дуная пришли венгерские племена.

В этой маленькой стране хранится много тайн. Здесь Вы найдете лесистые горы, быстрые реки, бескрайние степи без горизонта, парки и заповедники с таинственным миром растений и птиц, небольшие белые домики с черепичными крышами, тысячелетние монастыри, вековые помещичьи усадьбы и дворцы, подземные пещеры с царством сталактитов, озера, бесчисленное количество целебных источников, прорывающихся на поверхность из горячего подземного моря, на водах которого покоится Венгрия.

Венгрия - страна сердечного гостеприимства.

В 1526 году в битве с турками при Мохаче Венгрия на три с половиной столетия утратила государственную независимость. Ее большая часть вплоть до конца XVII века находилась под игом турок; западная же Венгрия вместе с Чехией оказалась под властью австрийских Габсбургов. Страна была раздроблена на три части, из которых только Эрдейское княжество (Трансильвания), лавируя между двумя могущественными владыками, сохраняло относительную независимость.

На протяжении XVII века австрийцы постепенно вытеснили турок из Венгрии, но национальный гнет не ослабел. Ответом служили многочисленные восстания, потрясавшие всю страну. Наиболее грозной была война куруцев («крестоносцев» - в основном крепостных крестьян), возглавленная трансильванским князем Ференцем Ракоци II, которая продолжалась восемь лет (1703-1711). Народные песни прославляли доблесть куруцкого воинства, а после разгрома восстания оплакивали горестную судьбу изгнанников.

С 1784 года по всей Австрийской империи государственным, языком объявляется немецкий - таким путем Габсбурги пытались подчинить своему влиянию многонациональную страну. На этом языке учили в иезуитских школах, в которые принимали, лишь детей, говорящих по-немецки, на этом языке шли театральные представления. В защиту родного языка подымается мощное патриотическое движение, охватившее самые различные слои населения.

Это движение совпало с новой волной национально-освободительной борьбы, обострившейся под влиянием революционных событий во Франции. В конце XVIII века в Венгрии возникают тайные заговорщицкие организации, ставившие своей целью не только освобождение от власти Габсбургов, но и революционное переустройство общества, установление республиканского режима. Заговор был раскрыт, многие участники его казнены, другие заточены в тюрьмы или изгнаны из страны. Среди них первые венгерские просветители: переводчик «Марсельезы» поэт Ференц Верешеги , поэт и критик Ференц Казинци . Спасшись от смертной казни и выйдя из тюрьмы после семилетнего заключения, Казинци возглавил литературную жизнь Венгрии начала XIX века.

Широкое просветительское движение привело к возникновению ряда национальных культурных организаций:

1779 - организуется «Венгерское патриотическое товарищество» в Пеште.
1789 - издается на родном языке литературный журнал «Венгерский музей».
1790 - даются спектакли венгерской театральной труппы в Буде (за шесть недель поставлено девятнадцать пьес).
1793 - премьера в Буде первой венгерской комедии с музыкой («Принц Пикко и Ютка Пержи» Йожефа Худи).
1796 - начинаются представления передвижных трупп венгерского «бродячего театра», актеров которого народ назвал «апостолами венгерского языка».
1819 - открывается консерватория в Коложваре (ныне Клуж - Румыния).
1822 - поставлена первая венгерская опера (на исторический сюжет) «Бегство Белы» Йожефа Рузички.
1825 - учреждается венгерская Академия наук.

Деятелями первой волны просветительства - движения за «обновление языка и возрождение литературы» - являются крупные поэты и драматурги: Михай Фазекаш (1766-1828) - автор популярнейшей антикрепостнической поэмы «Мати Лудаш» (1804), в которой воспеваются ум, сметка и находчивость простого крестьянского парня, мстящего помещику за притеснения; имя этого веселого народного героя стало в Венгрии нарицательным; Михай Витез Чоконаи (1773-1805) - живший в нищете и безвременно погибший от чахотки драматург и поэт, писавший стихи в духе народных песен, поэты следующих поколений называли его своим учителем; Ференц Кёльчеи (1790-1838) - автор патриотических стихов, в их числе «Гимн» (1823).

В тот же период творит крупнейший венгерский драматург Йожеф Катона (1792-1830). Его основное произведение - историческая драма «Банк-бан» (Банк - вегерская форма имени Бенедикт; бан - наместник, правитель, воевода.) , в которой с огромной силой запечатлена ненависть народа к чужеземным угнетателям и впервые на венгерской сцене выведен образ крепостного крестьянина, гневно обличающего правителей - виновников бедствий родной страны (Это крупнейшее достижение венгерской драматургии долгие годы оставалось неизвестным: пьеса, написанная в 1815 и переработанная в 1820 году, впервые была поставлена через три года после смерти Катоны в маленьком провинциальном городке и только в 1839 году попала на сцену Национального театра в Пеште, где потерпела провал. Лишь в предреволюционные годы пьеса «Банк-бан» получила признание и была по требованию народа исполнена в первый день революции - 15 марта 1848 года.) .

Второй этап освободительной борьбы получил название «эпохи реформ» (1825-1848). В 1825 году, после тринадцатилетнего перерыва, снова собрался венгерский сейм; здесь был поднят вопрос о правах венгерского языка (официально признан лишь в 1844 году). Во главе либералов стоял граф Иштван Сеченьи ; демократическое крыло возглавлял Лайош Кошут (1802-1894) - будущий вождь революции 1848-1849 годов. Поэты и писатели этого второго поколения группируются вокруг альманаха «Аврора» (1822). Их творчество знаменует расцвет романтизма.

Среди них Йожеф Этвёш (1813-1871), автор исторического романа о крупнейшем крестьянском восстании под руководством Дьёрдя Дожи «Венгрия в 1514 году», общественный деятель, министр просвещения в первом венгерском правительстве после революции 1848 года; Янош Гараи (1812-1853), воплотивший в двух небольших поэмах образ популярнейшего героя народных сказок - отставного солдата, хвастуна и враля Яноша Хари (На основе этих стихотворений написана комическая опера «Янош Хари» Золтана Кодая (1926).) .

В предреволюционную эпоху выдвигаются два крупнейших поэта: Михай Вёрёшмарти (1800-1855), в чьих мрачных, трагических стихах отчаяние своеобразно сочетается с верой в грядущую революцию, и Шандор Петёфи (1823-1849). «У прекрасной, огневой венгерской нации нет более великого сына, чем он,- писал о Петёфи чешский поэт Ян Неруда.- Если бы об этой нации мы не знали ничего и знали бы только стихи Петёфи, то этим самым мы нащупали бы ее тончайшие нервы». Гениальный поэт Венгрии, Петёфи отдал не только свой талант, но и жизнь делу революции - он погиб в одном из последних боев 1849 года.

Подъем освободительного движения, наряду с расцветом литературы и театра, вызвал рост музыкальной культуры. Большим событием в жизни страны явилось открытие Национального театра (1837), где шли параллельно оперные и драматические спектакли на венгерском языке. Вслед за консерваторией в Коложваре открывается консерватория в Араде (1833) и, наконец, в Пеште (1840). Открытие столичной консерватории состоялось благодаря усилиям Листа, который в первый же свой приезд на родину дал ряд благотворительных концертов в фонд основания консерватории. Ею руководит «Музыкальное общество», во главе которого стоит фольклорист Габор Матраи , издавший в конце 20-х годов сборник городских народных песен. Вскоре появляются другие аналогичные сборники.

Разгром революции и наступление реакции затормозили развитие национальной культуры Венгрии. Государственным языком вновь объявлен немецкий (вплоть до 1860 года). Передовые произведения запрещены, «Банк-бан» снят со сцены (до 1858 года), многие деятели культуры вынуждены эмигрировать. В литературе все громче звучат настроения отчаяния, разочарованности, трагизма. Наиболее ярко они сказались в творчестве выдающегося драматурга Имре Мадача (1823-1864) и его лучшем произведении - философской драме «Трагедия человека» (1861), известной далеко за пределами Венгрии.

В 60-х годах вновь вспыхивают политические волнения. Ослабленная борьбой с воссоединяющейся Италией (где в рядах гарибальдийцев сражается венгерский отряд Кошута) и соперничеством с Пруссией, Австрия вынуждена пойти на уступки: в 1867 году образуется двуединая Австро-Венгерская монархия, просуществовавшая до 1918 года. Национальные противоречия не уничтожены, но временно приглушены. Страна переживает интенсивное капиталистическое развитие, обостряющее социальные противоречия. Растут города, в 1872 году Буда, древняя столица, расположенная на правом берегу Дуная, сливается с левобережным Пештом; столица Венгрии становится крупным культурным центром.

В этот период крепнет реалистическая струя в литературе. Выдвигается плодовитейший автор многотомных романов Мор Йокаи (его перу принадлежит также драма о крестьянском восстании - «Дожа»), другие романисты и драматурги, разоблачавшие мораль и нравы буржуазного общества. Проявляется широкий интерес к русской литературе (первая критическая статья о ней - «Русская поэзия» - появилась еще в 1828 году); за короткое время выходит несколько сотен переводов (особой любовью пользуется «Евгений Онегин», выдержавший несколько изданий). Расцветает венгерская живопись. Крупнейший реалист Михай Мункачи запечатлел в своих картинах образы обездоленных простых людей Венгрии (ему принадлежит также портрет Листа и картина «Смерть Моцарта»).

Интересом к отечественному фольклору - как к народной поэзии, так и к музыке - пронизан весь XIX век.

Народная музыка - крестьянская, куруцкая, городская. Стиль вербункош

К концу XIX века, после смерти Мошоньи, Листа, Эркеля, усложнилась обстановка в музыкальной жизни Венгрии. Будапешт приобрел значение крупного европейского музыкального центра. Но для процветания консерватории, Музыкальной академии, оперного театра, филармонии не хватало сил отечественных музыкантов. В результате эти учреждения оказались в руках иностранцев, преимущественно австрийцев, которые в немалой мере способствовали повышению общемузыкальной культуры Венгрии, но не интересовались и не знали ее национального сокровища - народной музыки, не понимали и не ценили то «венгерское», что утверждали в своем творчестве Эркель и Лист.

Так музыкальный Будапешт незаметно превратился в «онемеченный» город, где усиленно пропагандировались сочинения композиторов Германии и Австрии, в первую очередь Вагнера и Брамса, а под венгерской музыкой разумелось лишь то, что исполняли цыганские инструментальные ансамбли в увеселительных целях. Музыку таким ансамблям поставляли профессионально недостаточно обученные композиторы («они даже не всегда умели записывать в нотах свои мелодии»,- вспоминал Золтан Кодай). Но именно в развлекательной музыке, которой особенно увлекались жители провинциальных городов, сохранялись, хотя и в салонном преломлении, национальные традиции Венгрии.

Для того чтобы преодолеть эту пропасть между космополитическим профессионализмом и национальным дилетантизмом, должен был явиться большой, всесторонне образованный музыкант, преданный своей родине. Эта роль выпала на долю выдающегося композитора XX века Белы Бартока (1881-1945), чьи первые успехи как пианиста и автора замечательных сочинений приходятся на начало XX столетия. Одновременно с ним славу венгерской музыки упрочил Золтан Кодай (1882-1967).

(Следует назвать также скрипача и композитора Йенё Губая (1858-1937), возглавлявшего в 1919-1934 годах Музыкальную академию; пианиста и композитора Эрнё Донаньи (1877-1960) - ученика Э. д"Альбера, который, в свою очередь, обучался у Листа, и других. Напомним также, что дирижер А. Никиш , равно как и скрипачи Й. Иоахим и Л. Ауэр , были родом из Венгрии.)

Всю жизнь Бартока, по его собственным словам, волновала «проблема Листа», то есть место, которое он по праву должен занимать в культуре Венгрии. Своим творчеством и теоретическими изысканиями в качестве фольклориста, крупнейшего знатока народного искусства, Барток доказал живую связь Листа как с венгерской музыкой, с ее национальными традициями, так и с нашей современностью, ибо художественные идеалы великого венгра были устремлены в будущее.

М. Друскин, А. Кенигсберг

Апрель 2012 Александра

Уникальное явление в ресторанной жизни города – это, конечно, ресторан "Сэр Ланcелот". Вот уж где и порциям и антуражу удивляться можно. Атмосфера старинной харчевни, официантки в средневековых нарядах, огромные столы, глиняные кубки и "серебряные" блюда с едой. И самое важное – полное отсутствие вилок. Их в там просто нет – по правилам ресторана все едят руками, отрезая куски ножом. Рядом с каждым столом в стену встроен фонтан в виде головы льва, где можно помыть руки. Порция "на две персоны" (в меню так и написано) - это жестяной поднос полуметровой длины, на котором еды на пятерых – 7 видов мяса кусками (курица, утка, свиная нога, свинина, говядина), все это в овощах и квашеной капусте. Стоимость такой роскоши в переводе на рубли – 1500 р. Удивительно, не так ли? Но и это еще не вся прелесть ресторана. В нижнем подвальном зале вечерами проходят выступления артистов (факиры, танец живота, жонглеры) и все это на фоне красивой средневековой живой музыки, которую играют два разодетых как старинные музыканты человека. Короче говоря, ресторан живет по старинному принципу "хлеба и зрелищ". Очень необычно, весело и вкусно можно провести вечер. Столик в этом ресторане разумнее заказать накануне, так как желающих немало.

Ресторанов в Венгрии много. Порции большие. Например, если вас судьба занесла на улицу Ваци, сходите в ресторан "Фаталь"..хотя бы поудивляться. Согласитесь, не каждый день, заказывая себе легкий овощной салатик, получаешь на стол примерно кило рубленой капусты с другими овощами, нарубленными и политыми соусом в огромной салатнице. Я не могу сказать, что это было очень вкусно. Но впечатлило размерами точно. В другом небольшом ресторане при заказе супа на одного нам торжественно принесли кастрюлю с половником. В этой кастрюле было супа на 5 тарелок. Больше четырех просто физически не влезло. А ведь цена была как за 1 порцию.

Цены на ресторанные блюда для россиян очень доступные. Ужин в довольно хорошем ресторане на двоих обойдется вам в пределах 1000-1500 рублей с напитками. Цены на местное пиво тоже глаз радуют. Например, два бокала темного местного пива в самом сердце улицы Ваци обойдется вам в переводе на наши деньги – в 150-170 рублей. А на окраинах запросто можно встретить кабачки, где за 2 бокала такого же пива вы отдадите 80 рублей на наши деньги. С вином такая же история: в подвалах виноделов Эгера (город под Будапештом) бутылка вина обойдется вам всего в 200-250 рублей. И поверьте на слово – это очень даже вкусное качественное вино. Не удивительно, что многие русские туристы с большим удовольствиям покупают и привозят домой венгерское вино, которое у нас выйдет намного дороже.

Русское меню есть в очень малом количестве ресторанов, но всегда есть на английском языке.

Что касается гусиной печени, то не пытайтесь просить у официанта Фуагра. Они сделают вид, что не понимают, что вам надо. В венгерской кухне это блюдо называется "libamáj" - "либамай". Если вы его видите в разделе холодных закусок, то вам принесут паштет и пару кусочков консервированной печенки. Если вы хотите горячий традиционный либамай – ищите его только в перечне горячих блюд,

О будапештских кафе и кондитерских

Март 2009 г. tanyacher

В жизни венгерской столицы, которую со второй половины XIX в. до 1940-х годов именовали городом кафе, эти заведения играли особую роль. Знаменитое кафе "Жербо", 1870 год (фр. Café Gerbeaud), известно своими кондитерскими изделиями. Кафе находится на площади Вёрёшмарти, это самый центр Будапешта. Отсюда отходит улица Ваци (Vatci utca), пешеходная улица с магазинами и ресторанами, похожая на московский Арбат.

Мне нравится есть венгерские блюда в национальных кафе, которые венгры называют "чардами". Они стилизованы под сельские корчмы и погружают вас в атмосферу экологически чистой Венгрии. А свои кондитерские венгры называют "цукраздами". Стоит попробовать штрудель! В Венгрии, как и в Австрии, штрудель есть везде. А в центре города мы нашли кафе, где проходит шоу по приготовлению штруделя. Кафе называется "Reteshaz", а "ретеш" – ("слоённый" по-венгрески) это рулет из тонкого теста со сладкой или солёной начинкой. Конечно, шоу – это громко сказано, но штрудель делают при посетителях. В кафе подают не только штрудели, здесь можно полноценно поесть-попить, и цены довольно приемлемые. Адрес кафе: October 6 str., 22. Попасть сюда можно с Площади Свободы, пройдя один квартал.

1. Копченых венгерских сосисок (в любом супермаркете Будапешта).

2. Марципанов (в специализированных магазинах в центре Будапешта или в городе Сент-Эндре, если будете там).

3. Национальный венгерский суп "салями". Есть, например, в кафе "Паприка" (кстати, чуть ли не единственное кафе, где есть меню на русском). Предупреждаю, порции в этом кафе - для человека, не питавшегося месяц; чтобы облизать тарелку, нужно минут двадцать. Кафе находится на Дозжа Джерджи ("Площадь героев" по-венгерски). Официанты там, правда, не особо приветливые, жизнь их, видно, не особо радует.

4. Блюдо-десерт (название не запомнила) - национальное венгерское блюдо, похожее на ежиков из творога со стружкой из слоеного теста (в кафе "Эклектика" - известное местечко напротив Будапештского театра Оперетты, Наджимецо утца. Там часто сидят меньшинства и диваны очень прокурены).

5. Банановый шейк – пузырчатый молочный прохладный напиток (хорошо делают в кафе "Mai Mano", прямо напротив тетра Оперетты, Наджимецо утца, 20).

6. Блинчики с творогом или с мясом (Андраши, 120, здание Российского культурного центра в Будапеште). Если вдруг захочется частичку родины.

Зарождалась культура Венгрии во времена обращения венгерского народа в христианскую веру в конце X в. При властвовании короля Иштвана I держава и общество были перестроены по западноевропейским канонам, искоренив ветхие традиции прошлого и всяческое воздействие восточной культуры, Венгрия становилась на путь развития в рамках европейского сообщества.

Малоизвестная культура Венгрии

Государственная культура Венгрии имеет богатые многовековые традиции, но вследствие периферийного положения державы в Европе и языковой обособленности, относительно мало известна за ее пределами. Специфическим для венгерской культуры является искусство рукоделия пастухов, изделия из рога, дерева, кости и кожи.

С давних времен культура здесь развивалась самобытно – мужчины украшали орудия труда узорами с элементами национального орнаментом, это были палки и кнуты со свитым кожаным плетением. Мастерили пастухи топорища, ковши, свирели и древесные фляжки, декоративно обтягивали их кожей. Солонки, рога для вина, перечницы, шкатулки – все это тут не редкость. Для нанесения узоров использовали разную технику: процарапывание, а после этого втирание красок, рельефную или же барельефную резьбу, инкрустацию.

Религия Венгрии

Страна многих конфессий с давними традициями секуляризма и веротерпимости – все это Венгрия . Основная религия Венгрии – католицизм, на второй позиции – протестантизм, в меньшинстве находятся православие, иудаизм и мусульмане. Но это страна , где довольно крепки именно религиозные традиции, что очень сильно повлияло на искусство и культуру и отразилось на архитектуре края. Достопримечательности Венгрии – это удивительный пласт общемировой культуры.

Экономика Венгрии

Сегодня экономика Венгрии находится примерно на одном уровне с Польшей, Словакией и Хорватией. Национальная валюта – форинт. Такие деньги родом из Флоренции, где в XIII веке чеканили золотую монету, называемую золотой флорин.

Наука Венгрии

Располагая солидным потенциалом, страна активно участвует в программах европейского сотрудничества. Наука Венгрии достигла высокого уровня в области исследований оптики, физической химии, ядерной физики, генетики, биохимии, прикладной математики и других учений.

Искусство Венгрии

Широко представлено изобразительное искусство Венгрии в бесчисленных музеях Будапешта. Картины всемирно известных художников Рембрандта, Рафаэля и Эль Греко являются культурным достоянием державы.

Кухня Венгрии

Озера и реки страны богаты рыбой, поэтому национальная кухня Венгрии в основном состоит из рыбных блюд. Популярностью пользуются: тиссайская стерлядь, балатонский судак и дунайский сом. Также принято подавать на стол много овощей: баклажанов, кабачков, помидоров, различной капусты лука.

Обычаи и традиции Венгрии

В религиозные обычаи и традиции Венгрии вошел День святого Иштвана. Отмечается он венграми с особым торжеством. Главные действия происходят в соборе Св. Иштвана там, где хранятся мощи правой руки венгерского короля. Эстергомский кардинал проводит праздничную мессу, после чего празднующие люди проносят реликвию по городским улицам. Завершает праздник салют.

Спорт Венгрии

Одна из важных составляющих частей культуры страны – спорт Венгрии . Эта европейская держава является одной из самых известных спортивных стран во всем мире, благодаря поколению легендарных футболистов 1950-1960-х годов.