Жзл (джузеппе арчимбольдо. гений овощных портретов и цветочных метаморфоз)

Те, кто не любит много букв и просто хочет посмотреть четыре стихии и времена года Джузеппе Арчимбольдо — сразу вниз листайте. В статье краткая биография Джузеппе Арчимбольдо и его картины.

Краткая биография Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо смотрит на современное искусство как на…
Автопортрет Джузеппе.

Джузеппе Арчимбольдо родился 1527 г в Милане. История умалчивает о том, где он научился так хорошо писать, но капитан очевидность утверждает, что скорее всего Джузеппе учил собственный батя, также художник. Отец и дед (архиепископ кстати) были людьми интеллигентными и образованными, так что хорошая компания Джузеппе были обеспечены (например в виде ученика Леонардо да Винчи — Бернардино Луини).

Видео (слайд шоу) с картинами Джузеппе Арчимбольдо.

Карьера Джузеппе Арчимбольдо

Свою карьеру Арчимбольдо начинал банально для художников того времени — рисуя фрески со сценками жития святых. По видимому, делал это успешно, так как был приглашен императором Фердинандом на службу придворным живописцем. Вскоре сделал весьма неплохую карьеру при Габсбургах. С момента восхождения на престол Максимиллиана он работает главным придворным художником. В этот период живописец создает серии «Четыре стихии», «Времена года» и «Профессии».

Кроме написания картин, Джузеппе организовывал все сабантуи, игры, оргии и прочую показуху при дворе императора. Помимо этого он занимался художественным оформлением, архитектурой и выполнял обязанности инженера (придумывал гидравлические машины, внезапно). Продолжил он эту деятельность и при Рудольфе II. В общем, мужик был настоящим «арт директором» и даже больше. Впрочем, современные арт директора нервно курят. Мне он своей разносторонностью напоминает того самого незабвенного Леонардо.

Успешно прослужив при дворе трех императоров в Праге художник ушел в отставку и вернулся в Милан. В 1591 Джузеппе написал свои последние две работы — «Вертумн» и «Флора», от которых император писал кипятком и пожаловал художнику титул пфальцграфа. Ну еще бы, так польстить, нарисовав в виде бога плодородия, да еще искусно и с фантазией — я бы тоже писал. В 1593 году Арчимбольдо умер от задержки мочи вызванной банальной мочекаменной болезнью. И это печально. А мог бы ведь написать еще много картин.

Картины Джузеппе Арчимбольдо

Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины . Знаете, когда-то, как возможно и вы сейчас, я думал, что необычные, фантастические, сказочные или сюрреалистические работы характерны только для современных художников, а старые мастера довольствовались лишь изображением реальности. Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. И если в работах Босха лишь прослеживаются сюрреалистические элементы, то увидев картины Арчимбольдо, говоришь себе: «Да какой к черту маньеризм! Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».

Впечатления от картин Арчимбольдо

Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Великолепная компоновка фруктов, овощей, зверей и цветов из которых состоят персонажи дают ощущение реального, хоть и слегка гротескного портрета. Несмотря на очевидную фантастичность эти коллажи словно имеют свой характер — глядя на название картины понимаешь насколько точен и характерен образ. А каково качество исполнения — настолько мастерски выписаны эти портреты натюрморты, в духе лучших мастеров эпохи Возрождения. Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира.

Этот странный гротеск из-за которого произведения иногда смотрятся немного смешными только добавляют какой-то жутковатой реалистичности его картинам. Но самое удивительное это то, что творчество Арчимбольдо было чрезвычайно популярно при его жизни. Честно скажу — одна из основных мыслей, что проникли в мой разум при первом взгляде на работы Джузеппе была: «И как его не сожгли тогда на костре за такую опасную ересь».

Оказывается, его не только не сожгли, более того Арчимбольдо подражали и копировали, а император щедро наградил его за свой портрет (ну еще бы, когда тебя изображают в виде бога плодородия закрываешь глаза на то, что картина необычная). Хотя были также и такие, кто считал Джузеппе сумасбродом, который попирает традиции. Ну что поделать, в каждом времени существуют суровые мастодонты консерваторы, любители вопеть о том, что раньше девки были краше, художники лучше, водка слаще, а трава зеленее.

Времена года Арчимбольдо

Вариантов «Времен года» было несколько. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, поэтому выложил именно ее. Cерия времена года , пожалуй самая моя любимая, хотя четыре стихии, перевертыши и профессии тоже весьма. С одной стороны поражает символическая точность художника, настолько метко он отобразил дух каждого времени года. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают.

Кликабельно.

Теперь понимаете, что я имел ввиду про характер? Лето похоже на веселую румяную бабульку, осень — дедуля уже посерьезнее. Весна похожа на жизнерадостного паяца. Ну а зима, судя по всему, у них главная.

Четыре стихии Арчимбольдо

Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Животные, накладываясь и переплетаясь создают необычный, как будто сошедший с ведьминской книги, образ. Даже оторопь берет. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана. Вообще художнику очень повезло с покровителями. И Максимиллиан, и Рудольф очень любили изящные искусства и, в особенности, все странное и необычное. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку.

Об этом художнике я писал в проекте "Времена года" . Но недавно в журнале "Караван историй" обнаружил давнишнюю статью Елены Коровиной, посвященную Арчимбольдо. И хотя я полностью согласен с NADYNROM, что статьи в "Караване" больше похожи на вымышленные рассказы, в которых встречаются хронологические неточности, но они более яркие и эмоциональные, чем сухие строки биографий. Поэтому я решил перепечатать эту статью здесь, предварительно поместив биографию художника, взятую из Википедии.
Итак, Джузеппе Арчимбольдо в цифрах, историях и картинах!

Джузеппе Арчимбольдо
Giuseppe Arcimboldo

Giuseppe Arcimboldo Self-portrait 1575 г.

Итальянский живописец, декоратор, представитель маньеризма. В его творчестве усматривают предвосхищение сюрреализма. Прославился своими экстравагантными картинами с изображениями человеческих лиц в виде композиций из овощей и фруктов, часто с портретным сходством.
Родился в патрицианской семье. В некоторых источниках указано, что художник родился не в 1527, а в 1530 году. Дедушка Арчимбольдо был архиепископом, отец - художником. Получил уроки искусства в мастерской отца.

В возрасте 22 лет Джузеппе начал карьеру в мастерских Миланского собора, создавая цветные витражи и фрески со сценами из жизни святых. Он помогал своему отцу, расписывавшему Миланский собор. Предполагают, что, увидев рукописи и рисунки Леонардо (а такая возможность у Арчимбольдо была), молодой художник навсегда сохранил в памяти гениальные наброски удивительных чудовищ, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Вероятно, именно знакомство с наследием Леонардо послужило толчком к творчеству Арчимбольдо. Известно, что он исполнял картоны для шпалер в г. Ферраре.

С 1562 работал на службе Габсбургов в Австрии и Богемии, в Праге, сначала при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I в Вене - как портретист-копировщик, затем, когда императором Священной Римской империи становится Максимилиан II (1564), Арчимбольдо - художник при дворе.

Barthel Beham The Emperor Ferdinand 1531 г.

Arcimboldo Giuseppe Maximiliano II y su familia 1553 г.

Он воспринимался друзьями как человек с универсальной эрудицией и очень развитым творческим гением. Большинство его современников, также известных людей, смотрели на него с восхищением из-за его талантов и его изобретательности не только в живописи, но также и в организации игр, свадеб, коронаций, процессий. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II.
Он отвечал при дворе за архитектуру и театрально-художественное оформление всех мероприятий. В то же самое время он - инженер, создатель фонтанов, принимает участие в основании музея искусств.

Giuseppe Arcimboldo Эскиз костюма "Повар" (Project for a Costume The Cook) 1585 г.

Эскизы костюмов к театрализованным представлениям (находятся в галерее Уффицы во Флоренции):

Giuseppe Arcimboldo Diseño de un vestido para Astrología 1571 г.
Giuseppe Arcimboldo Diseño de un vestido para Geometría 1571 г.
Giuseppe Arcimboldo Diseño de un vestido para Música 1571 г.
Giuseppe Arcimboldo Diseño de un vestido para Rétorica 1571 г.

Арчимбольдо становится главным организатором турниров, ярмарок и роскошных празднеств для аристократии, учёных и художников. Всё это - чтобы прославить императора, чтобы укрепить его политическую власть и развлечь людей, представить монарха героем.
При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
Ниже одна из серий "Времена года".

Giuseppe Arcimboldo El invierno 1573 г.

В 1570 Арчимбольдо был послан в Прагу к Рудольфу, сыну Максимилиана, проектировать сложное театрализованное представление для Максимилиана (сюжет - смешанная классическая и чешская мифология) и остался служить Рудольфу II, когда тот поднялся на трон Габсбургов (1575) после смерти Максимилиана II.

Служа ему, Арчимбольдо носил титул "Мастер Празднеств". В Праге он был декоратором и постановщиком праздничных представлений. Кроме всего, он изобретал гидравлические машины.
Одиннадцать лет, который художник служил Рудольфу II, были пиком его карьеры. Император чрезвычайно любил и ценил Арчимбольдо. Арчимбольдо в эти годы пишет второй вариант «Времён года» (1573), посвящает императору красный кожаный фолиант, содержащий 150 рисунков ручкой и чернилами (1585).

Arcimboldo Giuseppe The Seasons. Весна
Arcimboldo Giuseppe The Seasons. Лето
Arcimboldo Giuseppe The Seasons. Осень
Arcimboldo Giuseppe The Seasons. Зима

В 1587 после многочисленных просьб Арчимбольдо Рудольф II разрешил ему возвратиться в родной Милан. В том же самом году Арчимбольдо получил просьбу императора продолжить писать для него, хотя он больше не служил при дворе. В 1591 написаны, вероятно, наиболее известные из его картин - «Флора» (1591) и «Вертумн» (1590-1591), которые он послал в Прагу. В этом же, 1591 году художник получил графский титул.

В 1593 году Арчимбольдо скончался, причиной смерти, согласно записи в регистрационной книге, было «задержание мочи и почечные камни».
До нас дошло 14 картин Арчимбольдо. Наиболее известные «фантастические головы» он писал с 1560-х годов.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подделок под его стиль. Его композиции пользовались таким большим успехом, что породили целые вереницы подражателей, именуемых "арчимбольдистами". И сразу же после смерти мастера в 1593 году Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы наводнил поток неумелых стилизаций под Арчимбольдо. В XX веке, особенно с появлением сюрреализма, этот художник вошёл в моду. В настоящее время Арчимбольдо считается классиком маньеризма.

Giuseppe Arcimboldo Cook 1570 г.
Giuseppe Arcimboldo The Admiral 1572 г.
Giuseppe Arcimboldo Whimsical portrait
Giuseppe Arcimboldo Vegetable Gardener 1590 г.

Елена Коровина журнал "Караван историй"

Джузеппе поднял руку, ладонь уперлась в сырой каменный свод. Итак, он - пленник!.. Но кто посмел заточить подземелье самого Джузеппе Арчимбольдо - любимца всесильного императора?! Арчимбольдо нервно закашлялся. Подземелье отозвалось низким эхом. Это просто ужас какой-то... А может, всего лишь дурной сон?.. Хотя нет, он прекрасно помнит, как проснулся сегодня утром в своем уютном домике на Златой улочке. Наскоро перекусив, поспешил на Староместскую площадь, чтобы купить свежих цветов, овощей и фруктов, которые обычно рисовал.
Джузеппе шел по тихим сонным улочкам Праги и думал: как же прекрасен этот город! Весной благоухает розами, зимой - свежеиспеченными ватрушками, в августе, как сейчас, - спелыми яблоками и немножко корицей, которую хозяйки добавляют в пироги и шарлотки. Что и говорить - жить в Праге прекрасно! Недаром двадцать четыре года назад Арчимбольдо приехал сюда из родного Милана.
Сначала служил простым придворным портретистом императора Священной Римской империи Фердинанда I, потом главным художником его наследника - Максимилиана II. А сын Максимилиана, Рудольф II, пожаловал художнику дворянский титул. Право, жизнь удалась!

Hans von Aachen Kaiser Rudolf II. 1606-08 г.г.

Арчимбольдо затянул было какой-то веселый мотивчик, да осекся - Златая улочка еще спала. Ее обитатели просыпались поздно, в основном это были «ночные люди» - их побаивалась не только Злата Прага, но и вся Европа; алхимики, маги и астрологи. Со всего света тянулись они в Прагу под крыло Рудольфа II, обожавшего все мистическое и таинственное, мечтавшего о философском камне. Потому-то и окрестили «золотой» эту кривую улочку в Пражском Граде, где маги и алхимики пытались превратить медь и свинец в чистое золото. В любой другой столице всех этих дьявольских приспешников давно сожгли бы на костре, но император Рудольф не только укрывал их от инквизиции, но и щедро оплачивал труды.
Правда, насколько слышал Арчимбольдо, опыты с изобретением философского камня пока не увенчались успехом, а вот астрологам, утверждающим, что дни делятся на удачные и неудачные, может, и стоит верить. К примеру, день сегодняшний... Сначала в цветочных рядах при его появлении разбежались девчонки-цветочницы, и даже старая Ханна, у которой он всегда брал но несколько букетов, перекрестившись, прикрыла от художника свои горшки с цветами и прошептала:
- Простите, мессир!..
Неимоверно удивившись, Джузеппе направился к зеленщикам. Ему необходимо купить белого сельдерея, тугого салата, пару небольших тыкв, молодой моркови и упругих кабачков. Он собирался сделать побольше эскизов, чтобы па всю зиму хватило работы над живыми натюрмортами». Джузеппе не любил рисовать овощи из погреба, когда они становились дряблыми и неаппетитными!
Но и в овощных рядах творилось нечто странное. Едва завидев Арчимбольдо. торговцы спешно принялись закрывать товар холстинами и, боязливо крестясь, бормотали:
- Не торгуем! Не продаем!

Твои картины не угодны Богу! - вдруг прошептал какой-то человек, в длинной хламиде. - Розы на них становятся цветами зла, а овощи - сатанинскими символами. Но хуже всего, что люди, изображенные на твоих портретах, умирают!
- Какая нелепость! - возмутился Джузеппе. - Снимите капюшон, любезный, чтобы я мог увидеть, кто бросает мне такие обвинения!
Но незнакомец в хламиде уже растворился в рыночной толпе. Так, может, это он виноват в том, что почтенный художник заперт в подземелье?..
Арчимбольдо покрутил головой. Кажется, глаза начинают привыкать к темноте...

Какого же дурака он свалял! На выходе с рынка к нему подбежал императорский паж и сообщил:
- Мессир Джузеппе, властитель срочно просит вас к себе!
Арчимбольдо поспешил за мальчишкой. Разве мог он заподозрить злой умысел? Правда, произошедшее на рынке все еще не выходило из головы, и он спросил пажа:
- Что творится сегодня на рынке?
- Неужели не знаете? - удивился паж. - Вчера утопилась Марушка, дочка старосты церкви Девы Марии Снежной.
Джузеппе ахнул:
- Не может быть! Она ведь собиралась замуж за сына дворцового конюшего. По его просьбе я даже писал портрет этой милой девушки.
- Женихов папаша, став старшим конюшим, нашел для сына более выгодную невесту, - тараторил паж. - Вот Марушка и бросилась во Влтаву.
Арчимбольдо задумался. Конечно, история печальная, но при чем тут его портрет?! Сын конюшего обхаживал Арчимбольдо месяца два, все умолял: «Нарисуйте Марушку! Если папаша увидит портрет, мессир, он полюбит мою невесту как родную дочь!» Художник согласился - и вот результат: пражане уверены, что в гибели девушки виноват его портрет!

Arcimboldo Giuseppe The Lady of Good Taste.

Впрочем, думать о бедной Маринке некогда, надо торопиться к императору. Нетерпеливый Рудольф ждать не любит, особенно когда на него накатывают волны черной меланхолии. Помнится, пару месяцев назад Арчимбольдо замешкался и застал Рудольфа в ужасном состоянии: глаза безумные, на губах пена. Несколько дней он не отходил от обессиленного припадком императора - отпаивал его целебными настойками. Рудольф, которому повсюду мерещились отравители, доверял только своему придворному живописцу. К тому же Арчимбольдо был для него не только художником. С юных лет он учил Рудольфа разбираться в искусстве и живописи, читать карты звездного неба, составлять гороскопы и рассчитывать солнечные и лунные затмения. Благодаря старшему наставнику болезненный от рождения юноша знал, какие настои помогают от простуды, уныния и апатии. Однако с возрастом Рудольф впадал в уныние все чаще, особенно после смерти отца, когда на его плечи лег груз власти. Тогда-то и появились при его дворе алхимики, астрологи, маги и колдуны - словом, те, чьи усилия могли излечить тяжкий недуг властителя или хотя бы развлечь его.

Сюда, мессир! - позвал паж, распахнув тяжелую, обитую медными пластинами дверь. И вот он, доверчивый дурак, в подземелье...
Арчимбольдо поглубже запахнул плащ. Глаза, привыкшие к темноте, различили вдали слабый свет. Осторожно ступая, художник побрел вперед. Коридор круто завернул, и ошарашенный узник увидел прикрученные к стене факелы. Их свет словно заманивал и глубь подземелья - все дальше и дальше. Джузеппе в страхе вспомнил о наводнивших город слухах: якобы в тайных подземельях Старого града ученый-чудотворец Лёв бен Бецалель создал жуткого монстра Голема, который охотится на людей. Раньше, услышав подобное, Арчимбольдо лишь посмеялся бы - чего только не выдумают эти неучи! Он сам не раз встречался с бен Бецалелем. Мудрец действительно мечтал создать искусственного человека, но дальше непонятных опытов и бурных дискуссий в «Рудольфинском ученом кружке» дело не шло. Впрочем, недавно бен Бецалель имел долгую приватную беседу с императором. Может, и вправду докладывал об успехе?..
Арчимбольдо замер - подземелье пронзил странный звук, не то вой, не то скрежет. Неужто и вправду жуткий Голем?.. Но он поборол минутную слабость, выдернул из железного кольца факел и бесстрашно двинулся вперед. Пусть визжит кто хочет - Голем или сам дьявол, его не запугать!
Подземный ход опять круто завернул и вывел к каменной лестнице. Ступени уперлись в приоткрытую кованую дверь. Джузеппе толкнул ее плечом и замер на пороге.

Он увидел вовсе не мрачную мастерскую алхимика, а небольшую светлую комнату с четырьмя оконцами. В центре стол, пара стульев и... мольберт с натянутым холстом. На столе разложены кисти и краски. У стены Джузеппе заметил лавку, на которой в вазах и бадьях стояли разнообразные цветы - такие же, как те, что он рисует на своих картинах. Что за черт?! Выходит, кто-то его похитил, чтобы заставить рисовать? Но что?!
Арчимбольдо снова повернулся к мольберту. Как же он не заметил? К холсту приколота записка: «Пока не напишешь прекрасную Йошку в образе нимфы, отсюда не выйдешь!-
Ну и дела! Кому понадобилось столь странным способом заказывать портрет дочки дворцового садовника?! Ведь если о похищении узнает император, любому, даже самому высокопоставленному поклоннику - прекрасной Йошки, несдобровать!..

Джузеппе опустился на стул. И почему у него всегда было много врагов? Еще в Милане, едва он начал помогать отцу, посыпались упреки в семейственности: якобы живописец миланского собора Бьяджо Арчимбольдо требует для сына-подмастерья слишком высокую плату. Но ведь юный Джузеппе трудился наравне со взрослыми живописцами и в двадцать лет создал картоны для витражей из жизни Святой Екатерины, которыми восторгался весь Милан.

Arcimboldo Giuseppe Catedral de Milán. El nacimiento de Santa Catalina 1551 г.

Arcimboldo Giuseppe Catedral de Milán. Sta. Catalina habla con el Emperador acerca de la fe verdade 1551 г.

Но сами витражи поручили делать иностранцу - мастеру Коррало де Мокису из Кельна. Не помогло даже заступничество епископа Миланского, между прочим, приходившегося Арчимбольдо дядей. Зато император Фердинанд I, которому епископ Миланский послал в подарок пять картин племянника, пришел в восторг и пригласил Арчимбольдо ко двору.

Giuseppe Arcimboldo La muerte de la Virgen 1561-62 г.г.

Впрочем, и при дворе завистников хватало, ведь никому неизвестный молодой художник быстро стал любимцем императора. Арчимбольдо был трудолюбив, весел, обходителен. Однажды монарх пожелал послать в дар своему родственнику - наследному принцу Испании Филиппу картину.
-Как все Габсбурги, он страстно любит живопись, - наставлял любимца Фердинанд,- в его коллекции собраны полотна лучших европейских художников. Но ты, мой живописец, должен их превзойти!"
Арчимбольдо оторопел: чем он может превзойти великих мастеров прошлого? Разве какой-либо выдумкой... Он вспомнил диковатые картины Иеронима Босха и рисунки Леонардо да Винчи, наполненные то ужасными животными, то оживающими растениями. Метаморфозы - вот неизведанный жанр. Разве люди не похожи на различных животных и птиц и разве порой не кажется: этот господин - вылитый осел, хорек или заяц? Впрочем, вряд ли наследнику трона понравится осел или хорек. Нет, тут надо придумать нечто изящное, тонкое. Не попробовать ли нарисовать аллегорический портрет, например, Весны, составленный из цветов?
Наутро Арчимбольдо принес с рынка охапку цветов и приступил к зарисовкам. Розы зацветут на щеках румянцем, бутон лилии прекрасно изобразит нос, ухо выйдет из круглого тюльпана, а вместо глаз засверкают ягоды белладонны. Из белых флоксов получится атласная кожа лица, а из ромашек - жабо воротника. Ну а из сочного кочана молодого салата выйдет пышный рукав платья. Чем овощи хуже цветов?

Giuseppe Arcimboldo Flora 1591 г.

Конечно, поначалу работа шла медленно. Приходилось тщательно подбирать подходящие по цвету и форме цветы и зелень. Но потом дело заспорилось. И сам Фердинанд, и Филипп, которому отослали «метаморфозный портрет», были в восторге. Арчимбольдо тут же получил новый заказ - цикл «Времена года». Аллегории - Лето» и Осень, составленные из цветов и плодов, получились прекрасно, но "Зимой", основой для которой стало сухое корневище, художник гордился особенно.
(Поскольку Арчимбольдо делал несколько копий с этой серии, представляю ту, что находится в Лувре).

Giuseppe Arcimboldo Spring 1573 г. Лувр
Giuseppe Arcimboldo Summer 1573 г. Лувр
Giuseppe Arcimboldo Autumn 1573 г. Лувр
Giuseppe Arcimboldo Winter 1573 г. Лувр

Картины-метаморфозы Джузеппе Арчимбольдо ошеломили Европу. Никто и никогда не рисовал ничего подобного! Вскоре художник научился посредством различных предметов представлять вполне реальных людей. Так, портрет своего друга, библиотекаря Джузеппе, он составил из книг, а лицо хитрого недруга, крючкотвора-юриста Цазиуса, - из сморщенных жареных куриц и рыб. Ах, как взвился тогда кляузник юрист, зато весь адвокатский цех просто умирал со смеху!

Arcimboldo Giuseppe Jurist 1566 г.

Труднее всего давались женские портреты, ведь каждая дама видела себя то Флорой, то Венерой, то Дафной. Только успевай закупать цветы! И никто никогда не говорил той чуши, о которой сегодня судачили на рынке. Как цветы могут стать орудием зла, а портрет убить?! Да если б его заказчики после сеансов умирали, все придворные уже лежали бы на кладбище! Впрочем, кляузник Цазиус действительно умер вскоре после того, как его изобразил Джузеппе. Но вот уж о ком никто не жалел! Еще, кажется, фрау Гетциг скончалась, но все знали, что у нее слабое сердце... При чем же тут его живопись?!
Дрчимбольдо погладил мольберт; надо скорее браться за портрет «прекрасной Йошки», а не предаваться воспоминаниям! Но воспоминания его не отпускали.

Это случилось в 1574 году - двенадцать лет назад. Сорокасемилетний Джузеппе был тогда еще в расцвете сил и неравнодушен к женскому полу. Юная Каролина, дочь мелкого судейского чиновника, вскружила ему голову. Девчонка и впрямь была хороша; щеки - как розы, губы - алые гвоздики, глаза цвета васильков, а волосы - золотистые льняные пряди. Когда Арчимбольдо написал ее портрет, отец Каролины пришел в восторг - его дочь рисует придворный императорский художник! А девушка лишь прошептала разочарованно:
- Неужели у меня вместо волос - пакля, а грудь похожа на кочаны красного салата?
Джузеппе тогда отшутился, и обида быстро забылась. Он заплатил судейскому 200 флоринов отступного и взял Каролину в домоправительницы. Надарил платьев, чепцов, украшений. Когда вечером, грезя о жарких любовных ласках, пошел к ней в спальню, случилось странное... Он дотронулся до теплой девичьей груди, но почувствовал упругую крепость кочана салата, провел рукой по шелковистому бедру - и почудилось, что это охапка цветов. У Джузеппе голова пошла кругом, к горлу подкатил ком. Жуть какая-то, мистика, колдовство! Неужто в погоне за своими метаморфозами он воспринимает любимую как огородную грядку или клумбу!

Серия "Четыре стихии"

Giuseppe Arcimboldo Вода (The Water) 1563-64 г.г.
Giuseppe Arcimboldo Огонь (The Fire) 1566 г.
Giuseppe Arcimboldo Земля (La Tierra) 1570 г.
Giuseppe Arcimboldo Воздух (The Air)

В ту ночь он ушел от Каролины ни с чем. Еще долго Джузеппе помнил дьявольское ощущение: живая девушка превращается в бездушную охапку цветов...
Впрочем, сейчас об этом нечего вспоминать. Больше Каролина ему не позировала, зато родила прелестного сына. Арчимбольдо не хотел, чтобы Бенедетто считался бастардом, и испросил у императора разрешения официально признать ребенка. Рудольф, большой любитель женского пола, не возражал - сам прижил шестерых детей с дочкой аптекаря Марией дела Страда.

Джузеппе отмахнулся от ненужных мыслей и принялся смешивать краски. С портретом Йошки он управится быстро: розы - на щеки, сливы - на темные от страсти глаза, смородинка - на родинку у виска. Кисть привычно скользила по холсту, кружась и выписывая округлости лепестков. Арчимбольдо работал, не замечая времени. Когда в комнате стало смеркаться, опустился на стул, чтобы передохнуть, и заснул. Очнулся от скрипа: оказалось, пока он спал, принесли еду - хлеб и воду.
Однако художник отодвинул тюремное угощение и снова взялся за кисти. Когда последним взмахом проставил подпись, перед глазами уже все плыло. Он выпил воды и провалился в темноту.
Очнулся дома, на Златой улице. Над ним со свечкой в руке склонилось испуганное лицо Каролины:
- Почему ты так кричишь, Джузеппе?
Арчимбольдо огляделся - он в собственной постели...
- Ты проспал два дня, - прошептала Каролина, осторожно снимая нагар со свечи. - Тебя принесла стража - говорят, упал в обморок на рыночной площади.
Джузеппе не знал, что и думать; выходит, страшное подземелье ему привиделось. И портрет «нимфы Йошки», который он писал по чьему-то тайному приказу, тоже был во сне. В этот момент дверь распахнулась и к отцу бросился одиннадцатилетний Бенедетто:
- Как хорошо, папа, что ты вернулся! Где ты был так долго?
Арчимбольдо обнял сына и перевел укоризненный взгляд на Каролину:
- Значит, я спал два дня?
Каролина смутилась:
- Так велели сказать стражники, они принесли тебя два часа назад. И ты тоже считай, что спал. Это высочайшее повеление...
Джузеппе откинулся на подушки. Высочайшее повеление... Какой же он осел! Сам ведь недавно видел, как император выходил из темной аллеи сада. А минут через пять оттуда выскочила розовощекая Йошка. Только такой наивный дурень, как он, мог не понять, что произошло в этой уединенной аллее!
Но зачем надо было прятать его в зловещем подземелье, чтобы получить портрет?! И почему тайно? Очевидно, если о новой любовнице проведает Мария де ла Страда, беды не миновать. Недаром придворные шепчутся, что фаворитка держит венценосца в ежовых рукавицах. Кто знает, что будет дальше... По отношению к Арчимбольдо император жестокостью никогда не отличался, но все имеет свое начало... Предупреждал же придворный лекарь - наследственная душевная болезнь Рудольфа прогрессирует...
- Каролина, - тихо сказал художник, - завтра же начинай собираться. Я хочу съездить в Милан. Показать тебе и сыну дом, где родился.
- А мы вернемся в Прагу? - встревожилась Каролина.
- Всем говори, что вернемся. Но сама знай, что нет.

Император долго вертел в руках прошение Арчимбольдо, а потом изрек;
- Но ты ведь по-прежнему будешь писать для меня картины?!
- Да, Ваше величество! - низко склонился художник. - Через несколько месяцев вы получите новый вариант «Времен года». Затем богиню Флору. Еще я задумал изобразить вас этрусским божеством садов и урожаев Вертумном.

Божество - это хорошо! - обрадовался Рудольф. - Для путешествия получишь мою карету и полторы тысячи рейнских флоринов за службу.
Арчимбольдо склонился еще ниже. Полторы тысячи - огромная сумма, на нее в Милане можно жить на широкую ногу. Неужто император чувствует вину за шутку в подземелье?
Родной.город, однако, встретил художника неласково. Он-то думал, что миланцы, как только увидят его картины, завалят заказами, но вышло иначе... Через пару недель в его дом пожаловал священник. Аббат Игнацио Поцци долго рассматривал незаконченные портреты пражских придворных и начатого «Вертумна».
- Император может позволить себе свободомыслие, но мы - нет, - отрезал он. - Что это? - Аббат ткнул пальцем и диптих «Адам и Ева». - Это чистая ересь! И все ваши цветы, фрукты и овощи - коверканье человеческого обличья. А ведь оно дано нам по образу и подобию Божию!

Giuseppe Arcimboldo Eva con la manzana 1578 г.
Giuseppe Arcimboldo Adam 1578 г.

Резко развернувшись, разгневанный аббат вышел из комнаты, громко хлопнув дверью.
В 1591 году Арчимбольдо отправил в Прагу портрет Рудольфа » образе Вертумна.

Giuseppe Arcimboldo Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590 г.

От императора пришло восторженное послание, грамота на титул графа Палатинского и 500 флоринов, так что бедность художнику не грозила, хоть заказчики по-прежнему не появлялись на его пороге.
И вот Джузеппе задумал невиданное - создать «метаморфозный» портрет Христа. Ведь если признать, что все живое и сущее на земле - Его творение, значит, Он состоит из всего: из добрых и злых людей, красавцев и уродов, из цветов и фруктов, домов и деревьев, небес и бездны.
- Это кощунство! - не сдерживаясь, кричал па исповеди аббат Игнацио. - Я запрещаю! Тебя отлучат от церкви!
С исповеди Арчимбольдо пришел подавленный. Ночью у него начался озноб, потом стали мучить дикие боли.
Впадая в беспамятство, Джузеппе звал старых мастеров - Леонардо, Рафаэля и Боттичелли - и пытался оправдаться перед НИМИ:
- Я не хотел расчленять человека на составные части! Я только искал новые пути в живописи!

11 июля 1593 года Джузеппе Арчимбольдо не стало.
Сын попытался продать оставшиеся картины отца, но выручил за них всего одиннадцать флоринов. Через четыреста лет работы Арчимбольдо оценили в миллионы долларов, а Сальвадор Дали назвал странного художника предтечей сюрреализма.

Впервые представляет около двадцати из ста сохранившихся картин одного из главных художников Высокого Возрождения. Музеи и институты, владеющие работами Джузеппе Арчимбольдо, одалживают их с большой неохотой. А потому увидеть пятую часть его сохранившегося наследия - это шанс, который выпадает лишь раз в жизни.



Джузеппе Арчимбольдо
«Автопортрет» 1575
23.1 × 15.7 см
Национальная галерея, Прага

Джузеппе Арчимбольди, известный как Арчимбольдо (1526 или 1527 - 1593), получил первое художественное образование в мастерской своего отца Бьяджо в Милане. Уже в возрасте 21 года он начал создавать витражи и фрески для городского кафедрального собора. В 1562 году признанного художника пригласил ко двору император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург. Затем Арчимбольдо служил его сыну Максимилиану II и внуку Рудольфу II в Вене и в Праге. Он был не только придворным живописцем, но и декоратором, создателем костюмов и организатором празднеств.


Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо



Аллегория времен года, последователь Арчимбольдо


Painting of the School of Giuseppe Arcimboldi (Arcimboldo) (1527-1593) 16th century
Naples, museo di Capodimonte


Four Seasons in One Head
circa 1590
oil on panel
44.7 cm x 60.4 cm
National Gallery of Art


Корзина с фруктами. В перевёрнутом виде картина представляет собой портрет. Масло на деревянной панели, около 1590
Reversible Head with Basket of Fruit
circa 1590
oil on panel
56 х 42 cm
Frencht & Company, New York.


Reversible Head with Basket of Fruit 16th century



Fruit Basket 16th century


Натюрморт с луком и овощами (Огородник) 1590
36×24 см
Масло, Панель


The Vegetable Gardner 1590


Portrait with Vegetables (The Greengrocer) 1590


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Натюрморт с поросенком (Повар) 1570
53 × 41 см
Масло, Панель


The Cook
circa 1570
oil on panel
53 cm х 41 cm
Nationalmuseum (Stockholm)


Причудливый портрет


Giuseppe Arcimboldo (1527 - 1593)


Антропоморфический натюрморт, последователь Арчимбольдо


Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Agriculture
after 1569
Metropolitan Museum of Art


The Instruments of Human Sustenance (Humani Victus Instrumenta): Cooking
after 1569
Metropolitan Museum of Art

Арчимбольдо, Джузеппе – итальянский художник, живописец и декоратор XVI века. Его творчество принято относить к направлению маньеризма, но многочисленные современные исследователи видят в работах мастера черты, характерные для более современного стиля в искусстве – сюрреализма. Это дает основание утверждать, что этот художник значительно опередил свое время и заслуживает того, чтобы о нем знали не только специалисты, но и широкие круги общества.

Родился художник в , в 1526 году. Его отец был художником, поэтому неудивительно, что мальчик с детского возраста учился живописи и участвовал в работах. Вместе с отцом он расписывал церкви и проявил отличные способности в создании эскизов для модных тогда элементов декора дворцов и религиозных зданий – витражей и гобеленов.

Со временем помощник отца стал самостоятельным известным мастером, у которого были постоянные заказчики и замечательные произведения. Благодаря своим талантам он был приглашен ко двору Максимилиана II, бывшего императором Священной Римской империи. Это была высокая честь для мастера. Впоследствии из он переехал в , где служил придворным живописцем при преемнике императора, Рудольфе II, известном как безумный король-алхимик и германский Гермес Трисмегист. При его дворе состояли такие известные люди, как астрономы Тихо Браге и Иоганн Кеплер, алхимики и астрологи Джон Ди и Эдвард Келли и другие знаменитые личности.

Именно при дворе Рудольфа художник написал картину, которая и позволила говорить о нем как о мастере с уникальным, сюрреалистичным видением. Неудивительно, что сам император был в восторге от экспериментов и уникального видения Арчимбольдо, отметив его достижения дворянством, а затем и титулом пфальцграфа.

Эта картина называется «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна», написана она была около 1590 года и изображает императора в виде древнеиталийского бога времен года и плодов – даров земли Вертумна. Поскольку он был божеством изобилия и природного превращения одного предмета (семени) в другой (плод), этот образ чрезвычайно импонировал Рудольфу, всю жизнь увлекавшегося алхимией. Его образ словно составлен из мозаики, отдельные компоненты которой представляют собой овощи, фрукты, ягоды и цветы. Будь эта картина создана в наши дни, ее безусловно отнесли бы к произведениям сюрреалистического направления.

При дворах Габсбургов художник провел почти четверть века. В 1587 году он вернулся в родной Милан, но продолжал работать в своей излюбленной манере. Готовые полотна отправлялись императору в Прагу.

О жизни художника сохранилось мало достоверных документальных сведений, особенно о последнем периоде. Скончался мастер в возрасте 66 лет предположительно от мочекаменной болезни, так как такие сведения сохранились в документах. Но в это время свирепствовала чума, так что причиной гибели могло быть и другое заболевание.

Как это часто случается, наследие мастера было забыто на века, и только в период расцвета сюрреализма интерес к ним разгорелся с новой силой.


Художник шестнадцатого века Джузеппе Арчимбольдо пошел по стопам своего отца, Бьяджо, который занимался созданием витражей и фресок. Но знаменитым от стал в другой сфере - благодаря своим необычным аллегорическим картинам. Арчимбольдо писал портреты людей из цветов, фруктов и других неодушевленных предметов.

1. Арчимбольдо считал себя придворным художником


Император Священной Римской империи Фердинанд в 1562 году назначил Арчимбольдо своим придворным художником. Позже Арчимбольдо также был придворным художником у его сына и преемника Фердинанда, Максимилиана II. Именно в честь Максимилиана II, он впервые начал экспериментировать с живописью, создав знаменитые "Времена года" - серию портретов в профиль, на которых лица людей были изображены с помощью цветов, тыкв, корней и зерен. Он также пробовал себя в дизайне интерьера и одежды.

2. Он писал скандальные портреты монархов


Арчимбольдо известен не только "Временами года". Одна из самых известных его работ - портрет императора Священной Римской империи Рудольфа II, который заказал разным художникам несколько своих портретов. Немец Ханс фон Аахен написал портрет императора в роскошных одеждах. Голландский скульптор Адриан де Врис сделал царственный бюст монарха. Арчимбольдо же написал "Портрет Рудольфа II в образе Вертумна" - римского бога растений. На этой картине император изображен из фруктов и овощей, которые олицетворяют растительность и дары природы всех времен года.

3. Не все портреты, написанные Арчимбольдо, состоят из только из фруктов и овощей


"Библиотекарь" на картине состоит из книг. "Официант" - из бочек и бутылок. "Юрист" - из книг, тушки курицы и рыбы.

4. Арчимбольдо был "мастером капричозы и анекдотов"


Здесь имеет место игра слов. Мозаичные шедевры художника на самом деле создавались с развлекательными и юмористическими целями.

5. Двусмысленность картин


Искусствоведы подозревают, что на картине "Юрист" изображен двуличный вице-канцлер Максимилиана, Ульрих Засиус. Лицо юриста создано из грязных цветов, птицы и рыбы

6. Арчимбольдо серьезно относился к природе


Работы Арчимбольдо могут быть шутливыми, но он и его современники были очарованы красотой и гротеском, которые можно найти в окружающем мире. Благодаря тому, что он описывал флору и фауну вплоть до мельчайших деталей, его работами восхищались на протяжении столетий.

7. Одна из его последующих серий была создана в честь природных стихий


"Четыре элемента" представляли собой сюрреалистические портреты, составленные из элегантных животных и роскошных украшений. Воздух был представлен стаей птиц, в том числе совой, петухом, попугаем и павлином. Вода была представлена жемчужным ожерельем и короной из кораллов в окружении рыб, акул, кальмаров, морских черепах и ракообразных. Земля представлена млекопитающими, такими как слоны, олени, хищные кошки, кабаны, зайцы и ягнята. Огонь же представлен мерцающем пламенем, искрами, свечами, лампами и блестящими золотом и оружием.

8. Габсбурги любили его причудливый стиль


Хотя королевские портреты того времени в основном идеализировали монархов, Габсбурги просто обожали изобретательный стиль Арчимбольдо. Эта династия была известна своим покровительством интеллектуалам и поощрением авангардного искусства. Арчимбольдо работал на королевскую семью в течение более 25 лет.

9. Его картины изобилуют намеками и визуальными каламбурами


Ухо "лета" сделано из кукурузного початка в форме уха. "Зима" носит плащ с монограммой М (отсылка на императора Максимилиана, который носил подобный плащ). "Огонь" изображен с завитыми языками пламени, которые являются символом семьи Габсбургов, а "Земля" носит плащ из кожи льва, как и Геркулес, которого королевская династия считала своим предком.

10. Его работы вдохновили на создание придворных карнавалов


В 1571 году Максимилиан попросил Арчимбольдо организовать фестиваль, на котором члены королевской семьи и их друзья могли бы одеться в виде природных элементов и времен года.

11. Самая безумная работа художника - "переворачивающаяся" голова


Эта картина с первого взгляда выглядит, как натюрморт. Чтобы увидеть лицо, нужно перевернуть ее на бок.

12. Создавал "Голову из корзины с фруктами" художник методом проб и ошибок


Искусствоведы полагают, что Арчимбольдо перерисовывал свой натюрморт несколько раз, чтобы добиться правильного ракурса.

13. Несмотря на признание королевской династией, слава художника вскоре была забыта


В течение многих десятилетий Арчимбольдо был хорошо известен и любим элитой общества. Тем не менее, после его смерти в 1593 году, о его невероятных картинах забыли на века.

14. Сюрреалисты вернули былую славу художнику


Художники, такие как Сальвадор Дали, использовали новаторские композиции Арчимбольдо в качестве основного источника вдохновения. Посмертно Арчимбольдо записали в основатели маньеризма.

15. Сегодня талант Арчимбольдо ценят во всем мире


Работы художника получили широкое признание и выставляются в крупнейших музеях и галереях по всему миру.