Олимпиада с использованием музыкально компьютерных технологий. Общая характеристика музыкально-компьютерных технологий

На нашем сайте приведено полное расписание всех проводимых .

Институт Домана: метод реабилитации детей с диагнозами ДЦП, аутизм, синдром Дауна

Институты достижения человеческого потенциала - это группа неприбыльных организаций, основанных Гленом Доманом в 1955 году. Институты Домана получили всемирную известность благодаря своим революционным открытиям в области развития мозга ребенка, а также благодаря программам раннего развития для здоровых малышей и программам лечения детей с повреждениями мозга.

Распространено мнение, что невозможно помочь детям с повреждениями мозга, чьи диагнозы - ДЦП, задержка развития, гиперактивность, эпилепсия, аутизм, синдром Дауна. Персонал Институтов абсолютно не согласен с таким подходом. Опыт Глена Домана и его команды говорит, что такой диагноз - не приговор и этим детям можно и нужно помочь! Вопрос: как это можно сделать?

Есть три основных способа лечения повреждений мозга.

Первый способ - хирургический. Институты Домана к нему относятся очень настороженно, потому что он допустим только в некоторых случаях.

Второй - химический или медикаментозный. Здесь важно понять, что у таких детей проблема в самом мозге, и лекарства не убирают эту проблему, а пытаются работать со следствием. Результат этого - загрязнение организма и множество вредных побочных эффектов: проблемы с пищеварением, внутренними органами и т.д.

И наконец, третий способ - тот, который и используют Институты Домана. Здесь обучают родителей, как стимулировать мозг особого ребенка разными очень эффективными методами.

Основные идеи здесь такие:

  1. Мозг растет от использования. Это похоже на тренировку бицепса. Если вы его качаете, он становится мощнее и наоборот. Аналогично и с мозгом.
  2. Интенсивность, продолжительность и частота. Именно так надо стимулировать мозг вашего особого ребенка: семь дней в неделю, без перерывов и выходных дней.
  3. Помните, что время - это враг детей с повреждениями мозга и надо ценить и использовать каждую минуту, чтобы помочь своему ребенку.
  4. Родители - лучшие учителя и терапевты для своих детей, потому что они знают и любят их гораздо больше, чем кто-то еще.
Перед тем, как начать заниматься со своим особым ребенком, вам обязательно нужно оценить его по профилю развития Институтов. Подробнее об этом вы можете прочитать "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" и "Насколько смышлен ваш малыш".

Каждый год в октябре сотрудники Института развития человеческого потенциала приезжают в Москву для чтения курсов Домана на тему "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга".

Цель курса Домана - подготовить родителей к использованию полученных знаний, чтобы с их помощью они могли помочь своим детям стать здоровыми. Разработать эффективную программу реабилитации родители могут только тогда, когда понимают ее суть и разделяют ее принципы.

Курс Домана "Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга" длится пять дней, и в течение этого времени специально подготовленные сотрудники обучают родителей тому, как оценить тяжесть повреждения мозга и использовать базовые техники при создании персонального реабилитационного проекта для своего ребенка.

Курсы Домана в Москве состоят из более чем пятидесяти часов лекций, демонстраций и практических инструкций, касающихся роста и развития ребенка с повреждением мозга.

Лектор: Дуглас Доман.
Место проведения: г.Москва, гостиница "SK Royal". Начало в 9 часов. Стоимость: уточняйте по телефону. Бесплатно предоставляются обед и Wi-Fi.
Для регистрации участия в семинаре Глена Домана или по всем интересующим вас вопросам пишите на следующий электронный адрес.

Глен Доман - американский врач-нейрофизиолог, автор программы интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея методики: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни.

В 1955 году Доман основал Институты Развития Человеческого Потенциала. Их историческим домом стал городок Виндмур в северной части Филадельфии, США. Уже в первые годы работы здесь Гленн Доман и его коллеги смогли полностью изменить отношение общества к детям с повреждением мозга, так как начал проводить работы по восстановлению детей с различными тяжелыми поражениями нервной системы.

Институты Достижения Человеческого Потенциала – это группа бесприбыльных институтов, оказывающих помощь детям с мозговыми травмами и обучающих родителей и профессионалов на всех континентах с 1955 года.

Цель Институтов – взять ребенка с мозговой травмой, как бы тяжело он ни был поражен, и помочь ему стать нормальным физически, интеллектуально, физиологически и социально. Большинство детей достигают одной из этих целей, многие дети достигают двух. Некоторые дети достигают всех этих целей, а некоторые – ни одной.

Институты Достижения Человеческого Потенциала оказывают помощь детям со всего света. Существуют филиалы Институтов –в Европе (Фауглия, Италия), организации в Рио-де-Жанейро и Барбацене (Бразилия) и Домэн-Кенкиушо в Токио и Кобе (Япония).

Поначалу программа реабилитации детей с повреждением мозга выполнялась непосредственно сотрудниками Институтов (на амбулаторных пациентах). Но позже стало ясно: чтобы достичь наилучших результатов, родители должны выполнять программу дома самостоятельно. Конечно, при условии, что их обучат всему необходимому.

Институты открыли путь к более глубокому пониманию центральной нервной системы – рассматривая ее как сенсорно-моторную систему. Многие методики, изначально опробованные Институтами, получили широкое признание и используются повсеместно. К этим методикам относятся: ползание на животе и на четвереньках, паттернинг, программа чтения, математики, энциклопедических знаний для маленьких детей, категорический отказ от костылей и инвалидного кресла, программа обогащения кислородом, особые программы питания.

Таким образом, в ходе кропотливой работы была разработана уникальная методика, которая представляла собой комплексное лечение больных детей, захватывающая восстановление всех пяти органов функционирования человеческого организма: осязание,обоняние, слух, зрение, движения. Так дети получали активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью. Были разработаны программы дыхания (маскование), развития речи, интеллектуальная программа, а также мануальная программа.

Результатом было то, что по истечении некоторого времени большинство детей, проходя стадии физического совершенствования, характерные для развития здоровых ребят, демонстрировали заметное улучшение. Это и было неоспоримым доказательством того, «что мозг действительно развивается в процессе его интенсивного использования, а развитие интеллекта ребенка прочно связано с его физическим развитием».

В 1960 году в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» появилась статья Домана о лечении детей с повреждениями мозга и подробными результатами их реабилитации. О работе Института Развития Человеческого Потенциала стало известно широкому кругу людей. Исследования Домана произвели в науке «мягкую революцию». С тех пор Доман и его преданная группа единомышленников настойчиво продолжили непрерывную борьбу за создание и совершенствование новых программ, направленных на оздоровление детей с различными нарушениями мозговой деятельности.

Среди многих наград, полученных Доманом в различных странах, есть подтверждение о,присвоении ему рыцарского звания Бразильским правительством за выдающуюся работу от имени детей всего мира.

Он покинул этот мир в 2013 году в возрасте 93 лет.

Книги Глена Домана о развитии детей:

* «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга,…» (доступна для скачивания)

* «Как научить Вашего ребенка читать» (доступна для скачивания)

* «На сколько умен Ваш ребенок»(доступна для скачивания)

* «Гармоничное развитие ребенка»(доступна для скачивания)

* «Как научить Вашего ребенка Математике»

* «Как дать Вашему ребенку энциклопедические знания»

* «Как сделать ребенка физически совершенным»

* «Как развить интеллект Вашего ребенка».

Курс лекций: “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга?”

Институты Домана проводят курс лекций для родителей с детьми с задержкой развития, пораженным церебральным параличом, страдающим аутизмом, эпилепсией, расстройствами недостатка внимания, с проблемами с чтением или обучением или страдающим различными синдромами, например, синдромом Дауна называется – “Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга?”

Ежегодно курс проходит как минимум в 10 странах мира – от США до Индии – а прослушать его съезжаются сотни родителей. Всех этих мам и пап объединяет одно: их малыши имеют неврологические нарушения различной степени тяжести. Многим детям были поставлены такие диагнозы, как ДЦП, синдром Дауна, аутизм, задержка развития, гиперактивность, эпилепсия и т. д. Некоторые малыши официально были признаны безнадежными. На большинство был наклеен ярлык “умственной отсталости” или “неспособности к обучению”.

Курс “Что делать…” рассказывает родителям об эффективных методиках реабилитации, в основу которых легли многолетние исследования и более чем полувековой опыт работы Институтов с самыми различными повреждениями мозга. Прослушав лекции и получив необходимые практические навыки, мамы и папы отправляются домой, имея на руках лучшие инструменты для борьбы с проблемами их детей.

После прохождения курса «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» многие родители хотят привезти своего ребенка в Институты (это называется«первым визитом» или аспирант программа). Еще до приезда специалисты Института Достижения Человеческого Потенциала просят маму и папу заполнить Начальную историю развития и детально описать жизнь своего малыша с момента зачатия и до знакомства с программой Институтов.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Когда семья приезжает в Институты, специалисты первым делом проверяют каждый пункт заполненной родителями Истории. Это помогает определить возможные причины возникновения повреждения мозга у ребенка. Затем проводится оценка неврологического состояния малыша и составляется , определяя неврологический возраст и уровень развития ребенка в целом. Также специалисты Института тщательно измеряют физические параметры каждого малыша. На основе Истории и ребенку ставится функциональный диагноз. Если диагноз подтверждает, что причиной проблем малыша является повреждение мозга, ребенок становится кандидатом на программу. Так проходит первый день.

ВТОРОЙ И ТРЕТИЙ ДНИ

Сотрудники Институтов тщательно анализируют собранную в первый день информацию о малыше и разрабатывают для него всестороннюю интенсивную программу лечения. Цель данной программы – обеспечить ребенка максимальным количеством стимуляций и возможностей каждый день. Программа состоит из физиологической, физической и интеллектуальной частей и призвана помочь ребенку подняться вверх по Профилю развития как можно быстрее. В эти два дня сотрудники подробно рассказывают маме и папе, как выполнять ту или иную часть программы.

ДОМАШНЯЯ ПРОГРАММА

После этого родители возвращаются домой и выполняют свою новую программу в течение шести месяцев. За это время семья успевает ближе познакомиться с командой Институтов и получить опыт выполнения программы в домашних условиях. Работники Институтов также имеют возможность лучше узнать семью ребенка и понять его потребности. Благодаря такому взаимодействию родители малыша и сотрудники Институтов могут со временем определить, подойдет ли семье Интенсивная программа лечения. К каждому ребенку прикрепляется персональный куратор-адвокат, ответственный за то, чтобы родители получали ответы на все вопросы, возникающие у них в процессе работы с малышом.

В целом, первый визит семьи с ребенком в Институт Достижения Человеческого Потенциала Гленна Домана называется АСПИРАНТ ПРОГРАММОЙ и является как бы подготовительной ступенькой к переходу к более серьезному этапу в жизни каждой семьи, которая решила заняться восстановлением своего ребенка по методике Гленна Домана – ИНТЕНСИВНОЙ ПРОГРАММЕ.

ЧТО ТАКОЕ АСПИРАНТ ПРОГРАММА, ЕЕ ЦЕЛИ,ЗАДАЧИ И РЕЗУЛЬТАТЫ?

ЦЕЛЬ:

Это специальная программа для целеустремленных родителей, которые хотят помочь своим детям в домашних условиях и стремятся попасть на Программу интенсивного лечения.

ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ:

Оба родителя должны пройти курс «Что делать…» и выполнять консультационную программу с ребенком дома. При рассмотрении заявок на посещение Институтов, приоритет отдается тем семьям, которые выполняют более полную программу (продолжительность ее выполнения также учитывается).

ПОДГОТОВКА:

Родителям необходимо предварительно ознакомиться с книгами Институтов (в особенности с книгой «Что делать, если у вашего ребенка повреждение мозга» авторства Гленна Домана), а также изучить заметки и материалы, полученные в ходе курса.

РЕЗУЛЬТАТ:

Родители привозят ребенка в Институты достижения человеческого потенциала, где он проходит полную оценку состояния. После этого сотрудники Институтов составляют для ребенка персональную программу, нацеленную на достижение им физического, интеллектуального, социального и физиологического здоровья.

вмузыкальномобразовании

современногошкольника»

Учитель музыки

Емельянова С.В.

М БОУ С О Ш № 35

1. Введение.

2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образования.

3. Другие средства коммуникации в области музыкального образования.

4. Вывод.

5. Пример применения компьютерных технологий на уроке музыки в 7 классе. Тема: « Ивановская земля - «колыбель» советской музыки в годы войны». В форме презентации.

6. Литература.

1. Введение.

В современной жизни много перемен: сменились социальные ценности, высоконравственные идеалы уступили место материальному благополучию. Расслоение общества привело к отчуждению людей, агрессии. Деньги стали мерилом успешности. А душа человеческая по - прежнему тянется к Совершенству и Красоте, Идеалу и Благодати - бесконечной, мудрой, вечной музыке, от которой так хочется жить. Музыка открывает человеку разнообразный удивительный мир и самого себя в этом мире. Мой педагогический опыт доказывает, что музыка не только звучит в душах детей. но и оказывает на них сильнейшее воздействие. Интересно заметить, как со временем меняются вкусы моих воспитанников. Если вначале им больше нравится музыка « шлягерного » плана, то постепенно они влюбляются в классическую музыку, которую раньше не слушали, считали ее скучной и сложной для понимания. Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это позволяет ему творчески подходить к решению проблем, адаптироваться в нестабильных условиях. Я считаю, что учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии. Наверное, ради этого вот уже 15 лет каждое утро я спешу в школу. Спешу наполнять души детей добротой и благородством, раскрывать нежные бутончики талантов и верить в то, что они скоро превратятся в яркий, благоухающий букет.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: « Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека.» Сколько десятков лет эти слова являются как « кредо» не одной сотни педагогов музыки? Мой урок - это полёт творческой мысли, фантазии, таланта, духовного совершенства, урок воспитания Личности. Что значит воспитать личность умеющую жить в гармонии с миром, личность яркую, творческую, и главное духовно богатую? Как открыть ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительности? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Вопросы, вопросы, вопросы…

В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ.

В музыкальном образовании имеет место некоторое противостояние подходов в обучение: развитие общих принципов дидактики на уроках музыки и принципов художественной дидактики. В этом плане дополняют и развивают тематическую основу традиционной программы Д. Б. Кабалевского программа « Искусство слышать» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр. Дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества.

Несколько шире, с учётом обновления содержания,технологий массового музыкального воспитания, выстроена программа Е. Д. Критской. В данной программе идёт опора на выявление жизненных связей музыки. Здесь урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок - искусства, когда развиваются все психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие и, в том числе, музыкальные способности: чувство ритма, тембровый слух, музыкальное мышление и т. д. Таким образом, на примере создания новых методических комплектов мы видим качественное изменение педагогических методик, видим, попытку прогнозировать и направлять результат развития и обучения. Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, имеется в виду также информационные технологии, т. е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации.

2. И К Т - новая педагогическая форма музыкального образования.

Современное образование быстро набирает скорость в области новейших технологий. Одним из главных направлений в получении определённых знаний учащихся стала компьютеризация. Сам по себе компьютер не играет никакой роли в образовании без общей концепции его применения, программно – методического обеспечения, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребёнка, а также его психофизиологическим возможностям. Специалисты в области психолого - педагогических исследований указывают как на позитивные, так и на негативные факторы компьютеризации учебно-воспитательного процесса. Можно согласиться с мнением исследователей в том, что компьютеру нельзя передавать все функции учебно-воспитательного процесса, особенно такие, как формирование мотивации, мировоззрения, ценностных отношений, воспитание художественного и эстетического вкуса. В любом случае учитель остаётся не заменимым и очень важным звеном в системе обучения будущего.

Компьютерные технологии предоставляют много интересных возможностей в музыкальном образовании, и это может стать эффективным средством, базой для музыкального творчества и развития музыкальных способностей. Они оказывают большую помощь в разработке уроков музыки и помогают решать важнейшие задачи, связанные с образованием и эстетическим воспитанием детей как в процессе урока, так и во внеурочное время. И К Т занимает ведущее место в качественном и эффективном преподавании предмета « Музыка».

Отметим некоторые направления музыкальной деятельности, в которых компьютер играет всё большую роль. Это- создание и использование музыковедческих баз данных, нотно-издательская деятельность, создание аранжировок и оригинальных композиций с использованием программ секвенсоров, синтез звука и электронная музыка, интерактивные исполнительские системы, подготовка фонограмм и видеоклипов и т. п. При разучивание песен на уроках музыки в школе, так называемые минусовки намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, И К Т способствует лучшему освоению материала, позволяет детям выявлять и развивать свои творческие способности. С помощью компьютера дети могут изучать творчество композиторов и нотную грамоту, совершать экскурсии и виртуально бродить по залам музеев например, музею музыкальных инструментов.

На уроке в 1 классе, я знакомлю учащихся с выразительными возможностями фортепиано и музыкальной клавиатурой. Здесь я использую компьютерную программу « Музыкальный клавишный». Данная программа представляет собой звучащую музыкальную клавиатуру фортепиано, на которой можно проиграть любую одноголосную мелодию например, « Чижик- пыжик» , при желании даже с аккомпаниментом, что даже смогут сделать дети,обучающиеся в музыкальной школе. При помощи этой программы дети в игровой форме, могут сравнить звучания разных регистров, при помощи изменения тембра они узнают о том, что семейство музыкальных клавишных инструментов имеет большое количество разновидностей: челеста, клавесин, вибрафон, электроорган. Дети слушают их тембр и сравнивают звучание.

Во 2 классе на уроке по теме « Жанр симфонической сказки» перед прослушиванием изучаемого произведения я показываю учащимся иллюстрации деревянно - духовых инструментов и даю послушать фрагменты звучания для того, чтобы ребята могли узнать тембры звучания этих инструментов, например: флейты, кларнета, гобоя(раздел « Музыкальные инструменты» из компакт-диска « Энциклопедия классической музыки.») и показываю строение инструмента флейта (раздел « Медиа. Анимация.» из компакт-диска « Энциклопедия классической музыки.») Мини - фильм о музыкальном инструменте флейта довольно компактный по объёму, длится около 3 минут, технология показа основана на том, что инструмент на глазах детей даётся в разрезе, объясняется назначение его составных деталей, показан механизм звучания.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме « Природа в музыке». При сравнительном анализе музыкального произведения например, А. Вивальди цикл « Времена года»; учащиеся используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Ребёнок совершает открытие: узнал, понял, объяснил.

Проведению этих уроков помогают диски фирмы « Кирилл и Мефодий». С помощью дисков « Музыкальный класс», «Шедевры музыки», « Энциклопедия Рока, Джаза и Поп музыки», « Жизнь и творчество композиторов», предлагаемых этой фирмой, развиваются творческие и интеллектуальные способности детей. Применение И К Т повышает активность учащихся, насыщенность и результативность урока.

Поставив себе задачу включения И К Т на уроках музыки мне пришлось начинать работу с нуля. Прежде всего следовало решить вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках. Начала я свою деятельность имея в наличии всего две компьютерные учебные программы. Это программа Power Point , к использованию которой я неоднократно прибегаю при знакомстве с музыкой различных авторов, при изучении особенностей и разнообразия тембров музыкальных инструментов, при изучении творчества того или иного композитора. Обращение к этой программе дает возможность мне иллюстрировать свой рассказ необходимыми тематическими видеофрагментами. Одно из направлений этой программы – демонстрация учебного материала в режиме слайд – шоу и просмотры изображения музыки.

Другая программа - это Band - in - a - Box . Программа предназначена для создания, аранжировки определённой мелодии или уже готового музыкального фрагмента. Создатели программы заложили в неё богатые возможности: она может подобрать аккомпанемент к готовой мелодии, может имитировать элементы аккомпанимента, характерные для определённых музыкантов; может выбрать различную оркестровку; может использовать некоторые спецэффекты: штрихи, фактуру и т. д. Данная программа имеет довольно большой архив, в котором содержится коллекция записей классических и современных произведений. Сегодня я использую и другие программы, которые можно разделить на группы: информативные энциклопедии, обучающее-развивающие - тематические, образовательно – игровые, фонотека, фонограммы.

Этот небольшой анализ показывает, какие широкие возможности открывают нам И К Т при проведении уроков.

Моя практика показала что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки начиная с младших классов и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала.

Для учащихся 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно – игровые программы, при использовании их отдельных элементов.

Учащимися 3 и 4 классов хорошо воспринимаются тематические, обучающе – развивающие, образовательно – игровые программы, фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные – частично.

В среднем звене задействованы все группы программ в полном объеме с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока – презентации и интегрированного урока.

И К Т расширяет информационную базу при подготовке к уроку, позволяет эффективней развивать все виды восприятия: зрительного, слухового, чувственного; повышает интенсивность проведения урока, способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока, контролировать усвоения учащимися пройденного материала; обогатить и расширить песенный репертуар на уроке и при проведении школьных мероприятий.

Формы работы на уроках могут быть разнообразными: учащиеся выполняют творческие задания, весёлые музыкальные упражнения, совершают увлекательные путешествия и экскурсии, сочиняют простые мелодии, пишут ноты. Формами овладения И К Т на уроках музыки может стать выполнение докладов, тестов, проектов с электронной презентацией в программе Power Point .

Цель использования этих форм - организовать комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.

Я на своих уроках использую проектную деятельность для усвоения материала, для получения новых знаний музыкальных терминов, для обобщения тем. В проектных заданиях ученики используют хорошо знакомые им понятия, в сочетании с новыми знаниями, полученными на занятиях. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Одной из форм использования метода проекта на уроке являются компьютерные презентации, которые я также применяю в своей работе. Это позволяет более наглядно представить иллюстративный материал к уроку. Следующей формой моей деятельности является использование компьютерного тестирования на обобщающих уроках. Цель - систематизировать и обобщить ключевые знания полученные в течении четверти и года. При защите проекта, презентации школьники приобретают навыки выбора и использования нужной информации, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов. Главное – это приобщение ребенка к творческому процессу, когда он видит результат своего труда оцененного учителем по достоинству. Таким образом, применение И К Т делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.

Мой опыт использования И К Т показывает, что применение их на уроках музыки реально может стать базой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармонического развития личности в целом.

3. Другие средства коммуникации в области музыкального образования: синтезатор, технология мультимедиа, интернет.

Большую помощь на уроках музыки оказывает применение цифровых образовательных ресурсов на примере музыкального синтезатора. С помощью введения в урок музыки нового музыкального инструмента обогащаются традиционные виды музыкальной деятельности: слушание музыки, вокально - хоровое исполнительство, инструментальное музицирование, пластическое интонирование и др. Так, вокально – хоровая деятельность школьников получает новый импульс благодаря использованию синтезатора в качестве аккомпанемента. Этому способствуют богатые тембровые и ритмические возможности инструмента, простота и доступность в использовании. При организации слушательской деятельности на уроке музыки синтезатор может использоваться во время проведения интонационно – образного анализа музыкальных произведений. В 7-ом классе мы изучаем « Болеро» М. Равеля. При подготовке слушания сложного произведения для активизации внимания школьников я показываю на синтезаторе 2 основные темы в исполнении гобоя, флейты, саксофона, трубы, кларнета на фоне неизменного ритма малого барабана. Для исполнения ритмического рисунка на синтезаторе я привлекаю учеников. Возможности использования синтезатора в музыкально - образовательном процессе выходят за рамки урока. Во внеклассной и внешкольной работе он необходим учителю для создания минусовых фонограмм. Таким образом оркестровка музыки, аранжировка, музыкально – композиционная деятельность находит своё место на уроке музыки благодаря использованию тембровых, динамических, метроритмических возможностей синтезатора. Существует много методической литературы, посвящённой обучению на синтезаторе. Одни пособия делают акцент настроении и функциях музыкально – цифрового инструментария. Это пособие В. Реллина и А. Талера; П. Горгеса и А. Мер; Г. В. Богачёва, Д. Ю. Дубровского и др; другие сосредоточенные на теории и практике обучения к музыкальному творчеству. Пособия Дж. Дрекслера и К. Херле, И. Г. Шавкунова, П. Л. Живайкина, Н. Бергера, И. Б. Горбуновой и А. В. Горельченко и др.

Другим широко распространённым инструментом информатизации музыкального образования стала технология интерактивного мультимедиа – интеграция интерактивных компакт – дисков с компьютером, что обеспечивает возможность работы пользователя с информацией, представленной в различных формах: аудиальной, графической и видео. С помощью этой технологии можно прослушать музыку и получить о ней различные сведения в виде текстов, рисунков, фотографий, видеоклипов, например, с интервью исполнителя этой музыки и др.

И наконец, широкое распространение в качестве средства информатизации музыкального образования получил интернет. Будучи глобальной средой обмена информацией, интернет становится всеохватной образовательной средой. Разнообразные формы коммуникации делают интернет гибким средством обучения. С его помощью можно создать веб. – страницы образовательной направленности в области музыки, пересылать электронные письма и т. д.

4. Вывод.

Синтезатор, компьютер, технологии мультимедиа, интернет - все эти новые средства коммуникации обеспечивают доступ к качественной информации в области музыкального образования Они позволяют оптимизировать процесс обучения в рамках традиционных классных занятий за счёт активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а также расширяют возможности дистанционного обучения и самообучения в этой образовательной области.

5. Пример применения компьютерных технологий на уроке музыки в 7 классе в форме презентации. Тема: Ивановская земля - « колыбель » советской музыки в годы войны.

6. Литература.

/ Информационно – компьютерные средства в школе: методическое пособие/ Под ред. Г. К. Селевко – Ярославль: И Р О,2003 г.

И. М. Красильников. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании.- М. « Искусство в школе», В. 8, 2002 г.

И. М. Красильников. « Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования».

Д. Б. Кабалевский. Музыкальное воспитание и технические средства распространения музыки. М: Просвещение, 1981 г.

В. П.Беспалько. Образование и обучение с участием компьютеров (Педагогика третьего тысячелетия). - Воронеж: М О - Д Э К, 2002г.

А. В. Фёдоров. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Ц В В Р, 2001 г.

Н. Бергер. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия « Модернизация общего образования». – С П б; 2004 г.

И. Горбунова. Об основных направлениях деятельности учебно - методической лаборатории « Музыкально – компьютерные технологии» //Современное музыкальное образование, 2003 г.

Н. Бергер, Н. Яцентковская Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий в музыкальном образовании // Телекоммуникации музыкального образования // , 2004 г.

Урок в 7 классе

Тема: « Ивановская земля - « колыбель » советской музыки в годы войны.»

Ход урока.

1. Организационный этап. Приветствие. Введение.

У. Друзья мои, я очень рада зайти в приветливый ваш класс и для меня теперь награда сиянье ваших нежных глаз, я знаю в классе каждый гений,но без труда талант не в прок. Возьмём же музыку и творчество и вместе создадим урок.

У. Определите по музыкальному фрагменту чему мы посвятим урок?

Слушание песни Е. Сокольской Ты - город мой!

Итак, ваши мысли.

У. Да. Действительно, речь пойдёт о нашей малой Родине, а именно, о музыке рождённой на ивановской земле не только в нынешнее время, а в далёкие советские годы. И я, приглашаю вас посетить удивительное место, которое находится всего в 7 км. от центра, точнее на восточной окраине нашего города деревню Афанасово.

Чем же удивительно это место? Дело в том, что здесь когда-то, а точнее в 1943 году был открыт Дом творчества композиторов.

Кто - либо слышал об этом? Как вы думаете, почему этот дом стал так называться? Я предлагаю вам побывать в нём гостями. Обратите внимание на тему нашего урока: « Ивановская земля « колыбель » советской музыки в годы войны». Я думаю, вы сегодня поймёте, почему нашу Ивановскую землю называли « колыбелью » сов. муз. военного времени. Но прежде, давайте споём песню Е. Солодовникова « А я живу в Иванове».

2. Объяснение нового материала.

У. 1943 г.- год открытия Дома творчества композиторов на ивановской земле. Вам случайно ничего не говорит эта дата?

Да, действительно, это было сложное время для нашей Родины. Война продолжается, но из госпиталей и эвакуации в Москву начинают возвращаться музыканты и композиторы. Союз композиторов и Муз. фонд СССР пытаются создать им элементарные условия для творческой работы. Взгляните на экран. Знакомы ли вам эти лица? Рейнгольд Глиэр и Арам Хачатурян обратились в наркомат земледелия с просьбой подобрать место для работы и восстановления сил. Из нескольких вариантов было выбрано место на окраине Иваново - деревня Афанасово. Очень энергично и быстро была приведена в порядок бывшая помещичья усадьба у птицесовхоза, а дом помещиков приспособлен под семейное общежитие и столовую для первых 4х семей советских композиторов. Первыми его обитателями в начале лета 1943г. были семьи: Д. Шостаковича, Р. Глиэра, А.Хачатуряна, В. Мурадели.

Взгляните на экран, знакомы ли вам эти композиторы? Именно они летом 1943г. впервые посетили Ивановскую землю.

Как вы думаете, с какой целью приехали композиторы в ДТК? Можем ли мы предположить о чём рассказывали композиторы в своих сочинениях?

Какую роль играла музыка в годы войны? Д. Шостакович в первое лето создал на Ивановской земле свою 8-ю симфонию.

Можем догадаться о чём эта симфония? Это трагическое повествование « о скорби и ярости » сражающегося народа. До этого у него была уже написана симфония, которая триумфально шествовала по всему миру.

Звучит фрагмент симфонии №7 (Ленинградская) - эпизод нашествия.

Знаком ли вам этот фрагмент? Как он называется? А знаете ли вы, что в этом году 27 января отмечалось 65 - летие со дня полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков. А. Хачатурян создаёт симфонию №2 и даёт ей название « Симфония с колоколом ».

Как вы думаете, почему у Хачатуряна возникла мысль дать такое название симфонии? Вспомните, а для чего на Руси были нужны колокола?

( оповещали народ о пожарах, о нападении врагов, о бедствиях и праздниках) А знаете, я предлагаю вам самим сочинить симфонию с колоколом. Попробуем.

Как вы думаете, а что такое симфония?(симфония - музыкальное сочинение) Сочинение о чём? (о жизни)

Сколько в симфонии бывает частей?

Раз это соч. о жизни, так пусть в ней будет 4 взгляда на жизнь, давайте обозначим их.

Вспомним, симфонию Хачатурян создавал в 1943 году, разгар войны, значит в симфонии будет идти речь о событиях В.О.В.

Итак,1ч.- начало войны, призыв, столкновение, борьба. Какую роль будет играть колокол в 1ч? О чём оповещает? Как он будет звучать: ликующе, победно или сурово, мрачно, набатно?

Послушаем, как звучит колокол у Хачатуряна? Совпали ли наши мысли с мыслями композитора? Слушание.

Вот, гудя, ударит бас:

Слушай! Слушай!

Словно с неба Божий глас-

Прямо в души

Собирает он народ

Воедино

И на подвиги зовёт

Исполина.

2ч. нам говорит: жизнь - это размышление, мечта, но тревога и волнения нас не покидают. Что же нас ожидает?

3ч. - воспоминание о добром, светлом, весёлом, можно улыбнуться и пошутить.

4ч. -у музыкантов зовётся финал. Она как будто говорит война закончилась - победа. Как вы думаете, будет ли меняться звучание колокола в конце симфонии? Слушание фрагмента финала.

Словно пламя,

Как свидетели веков

Всё вы с нами

То ль сомнения вас жгли,

То ли беды-

Всё равно вы с нами шли

До победы.

Так взлетайте вновь и вновь

В купол синий,

Чтоб всегда жила

любовь

Над Россией.

Что - то изменилось у Хачатуряна в звучание колокола?

Что вселяла симфония А.Хачатуряна в сердца людей? ( уверенность, светлые надежды )

Летом 1944г. в ДТК приехал С.С. Прокофьев. Здесь, на Ивановской Земле рождались лучшие его творения.Рядом с домом,в котором работал композитор была чудесная берёзовая роща.

Посмотрите, вот она перед вами. Из - за обилия в ней солнечного света Прокофьев назвал её « рощей до - мажор ».

Красиво, не правда ли? Глядя на неё вспоминается песня Э. Ханка « Вы шумите, берёзы » - исполнение.

В 1952г. сюда впервые приехал композитор, с песнями которого вы знакомы. Я напою вам фрагменты, а вы попробуйте догадаться. Исполнение фрагмента « Серёжка с Малой Бронной », « А снег идёт…» . Догадались? Эти песни были сочинены А. Я. Эшпаем.

А.Я. Эшпай частый гость на нашей земле. В этом году ему исполнилось 84 года и он вновь собирается сюда на работу. Давайте исполним песню рождённую здесь. Исполнение « Серёжка с Малой Бронной ».

За многие годы в Д Т К побывало много знаменитостей. Здесь возникали очень интересные сочинения композиторов разных поколений.

Обратимся к теме урока. Давайте ещё раз озвучим её. Обратили ли вы внимание,что слово « колыбель » выделено?

С какими чувствами у вас ассоциируется это слово? Произнесите его

С чьим образом связано? Уместно ли оно в нашей теме урока?

Можно ли назвать нашу землю «колыбелью» советской музыки военных лет?

На дворе 21 век. А как вы сегодня можете оценить состояние культуры нашего края? Можете ли вы назвать композиторов, которые родились в нашем городе и продолжают прославлять его далеко за пределами?

3. Рефлексия.

В заключение урока я бы хотела обратить ваше внимание на веточки стоящие в нашем классе. Они стоят совсем без листиков, а так хочется чтобы побыстрей пришла весна, побежали ручейки, прилетели птицы,набухли почки и стало больше радостных и светлых дней. Давайте приблизим её и украсим наши веточки листочками. Это будут необычные листочки. Они имеют разные цвета. Каждый цвет что-то означает:

Зелёные - вы сделали новое открытие;

жёлтые – вы себя чувствовали спокойно, уверенно на уроке;

красные - вам было не интересно на уроке;

синие - вы ничего не узнали нового.

Учащиеся украшают веточки на фоне песни Е. Сокольской « Ты- город мой».

Посмотрите, какие веточки стали красивыми. Мне очень приятно, что я помогла вам узнать новое и открыть мир музыки и искусства.

До новых встреч!

ПРЕЗЕНТАЦИЯ.


Музыкальные игры с использованием информационных компьютерных технологий

Тип статьи:

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.

Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества.

Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии. Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Поэтому, применение ИКТ в работе с детьми по общеразвивающей программе, заключается в том, что педагоги используют в своей работе мультимедийные возможности компьютера для повышения мотивации к обучению и облегчения усвоения детьми учебного материала различной направленности. Так, например, для развития детей младшего и среднего дошкольного возраста актуальным является использование цифровых технологий в фото- и видеосъемке. Включив в слайд-шоу или презентацию в качестве вариативной наглядности объект, хорошо знакомый ребенку, мы запускаем сразу несколько психических процессов:

- узнавание «родного» предмета из окружения ребенка вызывает радость, а для малышей это немаловажно;

- способствует развитию операций обобщения;

- обратный процесс, когда встретив в своем окружении предмет, о котором уже говорили и видели его на экране, у ребенка выстраивается цепочка воспроизведения остального материала связанного с этим предметом (ассоциативная память).

Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе музыкального развития дошкольников может значительно разнообразить музыкальную деятельность детей. Применение мультимедиа в обучении пению, может повысить познавательный интерес дошкольников во время музыкальных занятий. Мультимедиа-средства по своей природе интерактивны, т.е. зритель и слушатель мультимедиа-продуктов не остается пассивным, информация может подаваться с видеосюжетом и музыкальным сопровождением. Важным направлением в этой работе является применение игрового метода направленного на учет психологических и возрастных особенностей ребенка и соответствующего игровой природе музыкального искусства. Цель – развить активный образно-мыслящий слух. Путь достижения цели: от слухового опыта, жизненных прообразов музыкального искусства к музицированию по слуху.

Для развития музыкально-сенсорных способностей используются специальные мультимедийные музыкально-дидактические игры и задания, в ходе которых ребенок получает возможность упражняться в различении свойств звуков и воспроизведении их доступными ему способами. Они оказывают существенное влияние, как на общее развитие ребенка, так и на развитие его эмоциональной сферы и музыкально-сенсорных способностей. Игровые задания преследуют разнообразные цели:

- расширение и закрепление представлений об окружающем мире;

- развитие способности различать и воспроизводить звуки различной высоты, длительности, силы и тембра,

- отдельных компонентов чувства ритма;

- развитие мелодического слуха, способности различать характер и настроение музыки.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедиа обладает рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

Цель такого представления развивающей и обучающей информации - повысить интерес дошкольников к музыкальной деятельности.

Задачи:

- развитие музыкальных способностей дошкольников;

- дополнение слуховых впечатлений и представлений детей;

- активизация и развитие эмоционального восприятия музыки;

- формирование познавательной мотивации у дошкольников к музыкальной деятельности.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности в дошкольном детстве – что очень актуально.

Использование компьютерных технологий в музыкальном образовании способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне, активизирует родителей в вопросах музыкального воспитания и развития детей. Для педагога, интернет ресурсы значительно расширяют информационную базу при подготовке к занятиям, связанную не только с миром музыки, но и с миром искусства в целом. А умение пользоваться компьютером позволяет разрабатывать современные дидактические материалы и эффективно их применять.

Я хотела бы предложить интересные музыкальные игры для детей и их родителей.

«Новогодние ритмы» - музыкальная игра на развитие ритмического слуха у детей 5-7 лет. Ссылка:

«Помощники» - музыкальная пальчиковая игра на развитие музыкальности детей 4-6 лет. Ссылка:

«Сова и кукушка» - музыкальная игра на развитие звуковысотного слуха и голоса для детей 4-6 лет. Ссылка:

«В лесу» - музыкальная пальчиковая игра на развитие музыкальности детей 4 -6 лет.

Игра «Четвёртый лишний инструмент» - музыкальная игра на развитие тембрового слуха у детей 5-7лет.

Ссылка: http://narod.ru/disk/49190264001.fb80015f3cae0835ee0b86dcea3e8d7d/%D1%84%D0%BB%D0%B5%D1%88-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%D0%BD%D1%81%D1%80%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B.pptx.html

21 февраля 2016 года в ДШИ им. Г. Кукуевицкого состоялась IV городская олимпиада учащихся детских школ искусств по музыкальной литературе с использованием компьютерных технологий.

В олимпиаде приняли участие 4 команды учащихся 2 - 4 годов обучения по музыкальной литературе детских школ искусств города. Команды соревновались в конкурсных испытаниях: «Приветствие», «Защита презентации «Творчество и биография композитора» и «Тестовое задание».

Особенно ярким и зрелищным стал первый этап олимпиады «Приветствие», в котором команды представили творческие домашние задания, выполненные в виде театрализованных выступлений.

Учащиеся нашей школы показали музыкальную «Сказку про царя, музыкальные инструменты и оркестр» (сценарий Дмитрюк Ю.В. и Бартеневой Т.Н.). Роль царя исполнил Насибуллин Ренат, роль трубача – Вартик Михаил (преп. Пастернак С.В.), с ролью ведущей прекрасно справилась Пагони Марина. В постановке сказки с большой радостью принял участие камерный оркестр «Вдохновение» (рук. Тушкова М.А., конц. Лоик Т.Н.).

Во втором конкурсном испытании была представлена мультимедийная презентация на тему: «Творческий путь С.В. Рахманинова», которую прокомментировала Корнилова Софья (преп. Бартенева Т.Н., Лопацкая Н.Н.). Прекрасным фоном звучала музыка самого Рахманинова в исполнении Борисенко Екатерины (преп. Ростовская Л.Б.).

Третьим этапом олимпиады стало тестирование. Учащиеся ответили на 80 вопросов по музыкальной литературе. В этом конкурсном испытании приняли участие учащиеся 5 класса: Колев Павел (преп. Дмитрюк Ю.В.), Олейник Марина, Овсяник Екатерина (преп. Бартенева Т.Н.), учащиеся 6 класса Гордеева Анастасия, Стародумова Мария (преп. Притупова Е.А.) и учащаяся 7 класса Корнилова Софья (преп. Бартенева Т.Н.).

Поздравляем всех учащихся и преподавателей, принявших участие в олимпиаде, с победой!

Желаем дальнейших творческих успехов!

Руководитель городского методического объединения преподавателей теоретических дисциплин, преподаватель МБУДО «ДШИ №3» Ю.В. Дмитрюк