Музыкант в костеле. История музыканта инди-рок-группы, который стал алтарником

Весной текущего года на прилавках польских музыкальных магазинов появился пятый по счету альбом популярного детского ансамбля «Arka Noego» («Ноев ковчег»), исполняющего как традиционные, так и авторские религиозные песни. Пять лет назад эта группа произвела на польском рынке популярной музыки фурор: компакт-диски «Ноева ковчега» продавались лучше, чем записи самого Папы Иоанна Павла II. За несколько месяцев ансамбль превратился в поп-феномен. Ансамбль давал концерты, во время которых собирались пожертвования для католической миссии в Африке, а также на строительство приютов для больных детей.

Художественный руководитель «Ноева ковчега» Роберт Фридрих по прозвищу Литца - один из наиболее ярких польских рок-музыкантов последних десятилетий. Долгое время он был участником и идейным вдохновителем культовой польской группы «Acid Drinkers», известной не только оригинальными музыкальными идеями, но и тягой к скоморошеству, ненормативной лексике, попойкам и дебошам. Сам Фридрих впервые попал в вытрезвитель в 15 лет. Сейчас ему 37, у него семеро детей, он не пьет, ходит в храм, пишет и исполняет христианские песни.

В 1994 году Роберт Фридрих перенес две сложнейшие операции на сердце. Находясь на грани жизни и смерти, он пересмотрел свое отношение к Богу и христианству. Пережив обращение, Фридрих начал регулярно посещать церковь, но при этом продолжал музыкальную деятельность и в том же 1994 году вместе с «Acid Drinkers» выпустил бескомпромиссный, агрессивный альбом «Infernal Connection» («Адская связь»).

Интересно, что лейтмотивом большинства текстов на диске, по словам самих музыкантов, стало противопоставление зла истинного - насилия, наркомании и наркоторговли - злу мнимому, а именно «сатанизму» тяжелого рока. Роберт Фридрих в интервью одной из газет говорил, что перевернутые кресты, черепа, кости, распространенные среди металлистов, а также упоминание князя тьмы в текстах песен - зачастую не более чем эпатаж, лишенный какого бы то ни было религиозного значения.

На буклете диска «Infernal Connection» изображен крест св. Бенедикта Нурсийского, символизирующий триумф Христа над сатаной и смертью. Тем самым Фридрих попытался совместить, казалось бы, несовместимое: тяжелый рок и христианство.

Обращение рок-гитариста в 1994 году не было обращением атеиста, но скорее переходом к активной жизни в церкви, новым осмыслением католических ценностей. Еще в начале 1990-х бурная рок-н-ролльная жизнь не мешала Фридриху называть себя католиком и даже создавать христианские рок-группы. Проект «Creation of Death», сочетавший агрессивную эстетику тяжелого металла с христианскими текстами (группа, например, исполняла 69-й псалом), потерпел коммерческое фиаско, причиной которого, по мнению Фридриха, стала именно религиозная ангажированность ансамбля.

Следует сказать, что в Польше практически все попытки христианизации современной музыки, будь то рок или авторская песня, начиная с конца 1960-х и заканчивая серединой 1990-х годов, были некоммерческими. Это относится и к написанной в 1968 году рок-опере «Господь - мой друг» композитора Катажины Гертнер, исполненной популярной группой «Красно-черные», и к авторским песням Зофьи Ясноты, и к возникшему в польской поп-музыке в начале 1990-х годов направлению «катополо». Фактически одним из первых окупаемых христианских рок-проектов в Польше стал ансамбль «2 TM 2,3», в числе основателей которого все тот же Роберт Фридрих.

Название группы «2 TM 2,3» - не что иное, как отсылка к 3-му стиху 2-й главы Второго послания апостола Павла к Тимофею (упрощенно ансамбль так и называют - «Тимофей»). В нем, в частности, говорится следующее: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа».

Музыкантов группы объединяет принадлежность к так называемому харизматическому движению в современном католицизме. Его основой является представление о харизмах - особых дарах Св. Духа, в числе которых дар целительства и дар «говорения на языках». Музыканты «2 ТМ 2,3» в своих многочисленных интервью постоянно подчеркивают, что они занимаются прежде всего проповедью христианства.

Католическая Церковь долгое время скептически относилась к рок-музыке. Ведь эстетика рока во многом противоречит христианским представлениям о духовности, а этика рок-музыкантов (знаменитый лозунг «секс, наркотики, рок-н-ролл») и вовсе не имеет ничего общего с христианской моралью. На тяжелый металл представители всех христианских конфессий уже давно навесили ярлык «сатанизма» и «бесовщины». Еще совсем недавно тяжелый рок для католиков был составной частью западной «культуры смерти», о которой неоднократно говорил Иоанн Павел II.

Тем не менее на «протестантском Западе» попытки скрестить христианство и рок-музыку давно перестали восприниматься как нечто новое, однако для консервативной католической Польши такое явление представляется достаточно необычным и даже парадоксальным. В связи с этим вдвойне интересным может показаться тот факт, что Католическая Церковь в Польше при общем негативном отношении к рок-культуре постепенно начинает относиться к рок-музыке как к возможному средству проповеди среди неформальной молодежи.

В стране появляются специализированные звукозаписывающие студии, рок и регги звучат на волнах достаточно консервативного «Радио Мария». Католики проводят собственные рок-фестивали, один из которых даже получил библейское название «Песнь песней». Исполнители группы «Тимофей» считают, что компромисс с Церковью не ограничивает творческой свободы музыкантов. Напротив, именно такой союз может стать выражением настоящей свободы и действительного протеста в условиях западной неоязыческой цивилизации.

В одном из последних интервью Роберт Фридрих отметил, что, пытаясь донести до молодежи библейские истины, он вынужден пользоваться понятным ей языком, и этим языком является рок-музыка. Тяжелый рок в исполнении музыкантов-католиков - это своего рода меч Голиафа в руках царя Давида, могучее разрушительное оружие, использованное, однако, в благих целях. Польские «рок-католики» считают, что танец царя Давида перед ковчегом, описанный в Библии, - это своего рода сакральная параллель тому рок-исступлению на концерте, когда музыкант рвет струны на гитаре.

В результате Католическая Церковь в Польше благословила музыкантов, избравших тяжелый рок в качестве формы христианской проповеди. Оправдают ли «новые Давиды» возложенные на них надежды - покажет время.

Станислав Александрович Минин - религиовед, публицист

Поклонники живой органной музыки испытывают особый трепет, оказываясь в Праге, поскольку где, как не в столице Чехии, можно в полной мере насладиться звуками этого мощного, вызывающего трепет инструмента. Прага славится красивыми соборами и костелами, и во многих есть свой орган. Посещение концерта станет настоящим событием.

Духовная органная музыка

Попасть в один из соборов во время службы и услышать органную музыку и пение церковного хора можно абсолютно бесплатно. Однако это будет исключительно музыка духовная – мессы, службы, молитвы, секвенции, реквиемы, гимны. Она по-своему красива и уникальна, придает торжественность религиозным обрядам, дарит человеку особое настроение умиротворения, или, наоборот, заставляет задуматься о чем-то глубоко личном.

Ежедневные службы проводятся в величественном готическом соборе , который находится на территории . В будни лучше всего побывать на утренней семичасовой службе, а в выходные желающих послушать церковный хор в сопровождении органа приглашают на вечерние службы.

Огромное удовольствие можно также получить, посетив службы в . Он находится в Старом Городе, его остроконечные башни – смелое сочетание готики и барокко – заметны издалека.

Не менее запоминающимся станет экскурсия в самую древнюю церковь Старого Города – храм Св. Мартина. Начало ее строительства относится еще к временам Карла IV, поэтому в ее облике доминирует романская основательность. Позже появились элементы готики, барокко и даже псевдоренессанса. Расписание служб можно посмотреть у входа в эти храмы.

Красота звучания органа и богатство убранства пражских соборов – это поистине потрясающее сочетание, которое стоит оценить каждому.

Органы Праги и классическая музыка

Для тех, кому духовная музыка не так близка, кажется слишком строгой и регламентированной, советуем посетить один из органных концертов классической и камерной музыки. Они проводятся в вечернее время в храмах Праги, и в каждом есть своя специфика.

Гордится органом, который покрыт сусальным золотом и считается одним из древнейших в городе. Собор Св. Франциска, по мнению профессионалов, обладает лучшей акустикой. Концерты бывают и в других храмах - базилике Св. Георгия, соборе Св. Ильи, костеле Св. Варфоломея.

Билеты на такие концерты продаются непосредственно при входе в собор, приобретаются через интернет-сайты или через рекламных агентов. Вот несколько наиболее популярных мест, куда стоит сходить ценителям игры на органе.

Костел Святого Сальватора в Клементиуме

– важнейший историко-архитектурный комплекс Праги, являющийся крупным центром культуры, образования и религиозной жизни города. На территории Клементиума расположено два органных зала. Первый находится внутри костела Святого Сальватора, построенного в середине XVII века в период раннего чешского барокко.

Довольно необычным является то, что в этом храме установлено два органа. Один, маленький, располагается в нижнем ярусе, недалеко от алтаря, а рядом с ним – камерный ансамбль. Второй орган, большой, находится на верхнем уровне, над входом в храм. Органы храма пользуются большой популярностью среди ведущих виртуозов мира, регулярно устраивающих здесь концерты.

Зеркальная капелла в Клементиуме

Вторым органным залом Клементиума является так называемая Зеркальная капелла, оформленная также в стиле барокко. Свое название она получила благодаря обилию зеркал, искусно встроенных в пышную лепнину стен и потолков. Настенные зеркала, расположенные друг напротив друга, создают удивительную иллюзию бесконечности пространства.

Так же, как и Костел Святого Сальватора, Зеркальная капелла имеет два органа. Старый орган, расположенный на хорах, широко известен тем, что на нем играл когда-то молодой Моцарт. А второй большой орган был установлен в алтарной части в 20-е годы XX века. Акустика капеллы позволяет одновременно играть на обоих инструментах, и теперь мы с удовольствием слушаем полифонии Баха и Генделя, легкие и стремительные симфонии Моцарта, произведения знаменитых чехов Дворжака и Сметаны в исполнении не менее знаменитых музыкантов-органистов.

Собор Святого Николая (Мала-страна)

Посвященный Николаю Чудотворцу, - это еще одно излюбленное место почитателей органной музыки. Впечатляюще выглядит внутреннее убранство храма, оформленное грандиозной подкупольной фреской «Праздник Пресвятой Троицы» на высоте семидесяти метров, позолоченной статуей Святого Николая над главным алтарем и обилием лепнины.

К клавишам органа этого костела также прикасалась рука гениального Моцарта, и, может быть, поэтому собор Святого Николая так привлекателен для тех, кто хочет услышать вечную классику – произведения Альбиниони и Дебюсси, Баха и Вивальди, Гайдна и Мысливичека.


В Москве три действующих католических храма. Один из них находится недалеко от Садового кольца – на тихой Малой Грузинской улице. Это костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

И хотя мне здание сначала показалось типичным новоделом, тем не менее построено оно было еще столетие назад. К концу XIX века число лиц католического вероисповедания (преимущественно поляков) в Москве превысило тридцать тысяч человек. Верующим удалось собрать на новый храм около 300 тысяч рублей золотом – сумма по тем временам значительная, но отнюдь не астрономическая.
Малая Грузинская улица была выбрана для строительства не случайно: власти распорядились, чтобы католический костел возводился подальше от центра города и вдалеке от значимых православных храмов.

Архитектором стал Фома Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Я прочитал, что прообразом главного фасада послужил Вестминстерский готический собор в Лондоне. На мой взгляд, сходство не слишком очевидное.

Необычный увенчанный высоким шпилем многогранный купол – реверанс миланскому кафедральному собору.
Строительство велось долго – с 1899 по 1911 год. Впрочем, полностью завершить намеченные по плану работы не удалось и к началу революции. Не были построены башенки на главном фасаде, внутреннее убранство было весьма аскетическим, даже пол оставался простым бетонным.

Революция не пощадила храм. Скромное церковное имущество было частью разграблено, частью уничтожено, а сам собор изуродовали до неузнаваемости как внутри, так и снаружи. Костел превратили в общежитие, для чего соорудили дополнительные стены и даже перекрытия, превратив три вместительных нефа в четырехэтажный людской скворечник.
Пострадал костел и от бомбардировок Великой Отечественной войны. Впрочем, сильнее он натерпелся от своих новых хозяев: в конце 40-х годов разобрали главный шпиль, а в 1956 году здесь случился сильный пожар, вызвавший обрушение купола. После этого общежитие расселили, а изувеченное здание отдали под НИИ «Мосспецпромпроект».
Первое после шестидесятилетнего перерыва богослужение состоялось тут в мае 1991 года, но служили мессу не внутри, а на ступенях израненного костела.
А потом началась борьба за возвращение храма. Велась она по всем правилам отечественного жанра: с самозахватами, ОМОНом, переговорами с чиновниками. В конечном итоге прихожане (официально приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был восстановлен еще в апреле 1991 года) победили «Мосспецпромпроект». Началось восстановление храма. Генеральный проект и авторское сопровождение реставрационных работ взяла на себя польская строительная компания. 12 декабря 1999 года костел был освящен римским легатом.

Внутреннее пространство делится на три продольных нефа. Боковые равновелики, а центральный более широкий и высокий. Трансепт имеет ту же ширину и высоту, что и средний неф. Стрельчатые своды храма лишены нервюр. Распор сводов передается на пять пар внутренних массивных пилонов и на типичные для готических церквей наружные ступенчатые контрфорсы. Интерьер освещается крупными оконными проемами с фигурными деревянными и железобетонными переплетами.

В храме великолепная акустика. Здесь довольно часто проводят замечательные органные концерты.

Атмосфера костела лишь усиливает магию музыки. Звучание органа здесь завораживает гораздо сильнее, чем даже в концертном зале им. П.И. Чайковского.

Духовность
06.06.2012
Ирина Аннинская

В субботу, 26 мая, в католическом костеле прошел дебютный органный концерт воспитанников Бердянской детской музыкальной школы.

Юные музыканты, которым исполнилось всего 10-12 лет: Диана Смирнова, Лиля Логвиненко (скрипка), Сергей Пивоваров и Кирилл Елисеев - собрали практически полный зал слушателей. Концерт стал великолепным музыкальным праздником и для зрителей, пришедших в костел, и для самих маленьких артистов. В их исполнении прозвучали классические произведения различной сложности и настроения. Украшением концерта также стал вокал преподавателя музыкальной школы Инны Прокофьевой. Инициатор этого мероприятия - преподаватель детской музыкальной школы Виктория Загудаева радовалась успеху не меньше своих воспитанников, ведь играть на таком, по ее словам, мудром и грандиозном инструменте, как орган, и научить этому детей, было давней мечтой преподавательницы.

Эта идея появилась у меня, когда храм только строился, и я узнала, что здесь будет орган, - рассказала Виктория Александровна. - Я преподаю музыкальную литературу в музыкальной школе, этот предмет предполагает знакомство с различными музыкальными инструментами, в том числе и с органом. Поэтому я была уверена, что однажды приведу в костел своих учеников. Познакомившись с настоятелем костела Здиславом Зайонцем, Виктория поделилась с ним своими мечтами, и ксендз с удовольствием пошел ей навстречу, не просто пригласив детей в костел, но даже организовал специальный органный концерт для учеников музыкальной школы в исполнении органного мастера с мировым именем Ежи Кукли. Потом были еще два концерта, после которых дети захотели сами поближе познакомиться с удивительным инструментом, они поднялись на хоры и получили возможность впервые в жизни коснуться клавиш органа. Всего около месяца Виктория Загудаева вместе со своими воспитанниками осваивает этот удивительный инструмент, и прошедший первый концерт показал, что время было потрачено не зря. Успех вдохновил детей, и многие из тех, кто пришел на концерт в роли зрителя, уверена Виктория Загудаева, тоже изъявят желание учиться игре на органе. В планах преподавательницы - организация органных концертов для детей и молодежи, школьников, студентов с целью знакомства бердянцев с удивительным миром органной музыки и приобщения их к музыкальной классике.

Кроме того, - призналась Виктория Александровна, - я хочу организовать хор при костеле. Возможно, хор - это громко сказано, для начала вокальный ансамбль. Отец Здислав Зайонц, тепло поблагодаривший юных артистов и их преподавателей, признался, что мечтает о том, что однажды вновь созданный хор споет вместе с детским хором из его родного польского города Понятова.