Во сколько месяцев дети начинают распознавать предметы. Здоров ли ваш новорожденный малыш? Что нужно знать о новорожденном, отправляясь в роддом

Здоровый новорожденный: общие сведения, вес при рождении, понятия недоношенный и переношенный новорожденный

Здоровым считается новорожденный , родившийся в срок 37 - 42 недель, с весом при рождении 2,5 - 4,0 кг, который не нуждается в реанимации и при первом осмотре врачом-неонатологом в родильном зале не обнаруживает никаких физических дефектов.

Если ребенок родился в срок 36 недель и 6 дней и ранее, он считается недоношенным, если более 42 полных недель - переношенным. Срок беременности рассчитывается с первого дня последней менструации, имевшей место у женщины, и измеряется в неделях. Состояния недоношенности и переношенности часто ассоциируются с множеством различных заболеваний, в том числе опасных для жизни, поэтому такие дети обязательно должны наблюдаться опытным врачом-неонатологом.

Дети с весом при рождении меньше 2,5 кг - маловесные, а более 4 кг - крупные. Даже если ребенок родился в срок, вес его может не соответствовать норме. Такие дети также требуют более пристального внимания и глубокого обследования.

2. Рост, длина окружности головки и груди новорожденного

Кроме массы тела в родильном зале новорожденному с помощью ростомера и сантиметровой ленты измеряют длину тела и окружности головы и грудной клетки. Эти показатели позволяют оценить гармоничность физического развития ребенка, выявить некоторые наследственные заболевания, эндокринную патологию и поражение центральной нервной системы.

В норме рост новорожденного при рождении 45-56 см. В среднем около 50 см. Логично, что недоношенные дети имеют более низкий рост - это не является признаком негармоничного развития.

Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, которую накладывают сзади на углы лопаток (самая нижняя точка лопатки), а спереди над сосками. Нормальные значения длины окружности груди доношенного новорожденного - 33-35 см.

Для измерения длины окружности головки необходимо сантиметровую ленту наложить сзади на самую выступающую точку затылка, а спереди провести непосредственно над бровями. В норме этот показатель равен 33 - 37, 5 см, он не должен превышать более чем на 2-4 см длину окружности груди. Измерение головки - незаменимая процедура в диагностике заболеваний центральной нервной системы. В течение первой недели жизни головку необходимо измерять каждый день. В норме за первый месяц жизни головка вырастает не более чем на 3-4 см, если головка растет более интенсивно (более 0.3 - 0.5 см в день) - это говорит о развитии гидроцефалии , очень тяжелого заболевания. Это правило не работает для детей первых суток жизни. За первые 24 ч окружность головки может увеличиться на 1.0 - 1.5 см - это головка восстанавливает свою нормальную форму после прохождения через узкие родовые пути.

3. Первый крик новорожденного

Сразу после рождения ребенок на несколько секунд замирает, не реагирует ни на какие внешние раздражители. Это состояние называется «катарсис» новорожденного. Некоторые философы считают, что именно в этот момент в ребенка закладывается душа. После чего новорожденный делает первый вдох и издает первый крик. Первый крик новорожденного должен быть звучный и эмоциональный. И главное, ребенок должен закричать в течение первых 30 секунд после рождения. Если этого не произошло, он нуждается в реанимации.

4. Оценка по шкале Апгар

В конце первой и пятой минут жизни ребенка врач-неонатолог оценивает состояние ребенка по шкале Апгар по 5 признакам: цвет кожи, дыхание, сердцебиение, мышечный тонус и рефлексы. Максимальная возможная оценка - 10 баллов. Новорожденный, имеющий оценки по шкале Апгар выше или равные 7/7 баллов, считается здоровым. Если оценка ниже, ребенок нуждается в неотложных реанимационных мероприятиях. Этот значит, ему возможно понадобятся дополнительный кислород для дыхания, искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца. В этих случае малыш отнимается от матери и весь комплекс реанимационных мероприятий продолжается до тех пор, пока состояние ребенка не стабилизируется.

5. Первое знакомство новорожденного с матерью: контакт «кожа к коже»

Здорового новорожденного сразу после рождения насухо вытирают пеленкой, одевают ему шапочку и носочки, для предотвращения потерь тепла и укладывают на живот матери. Мать и ребенка укрывают общим одеялом, так чтобы контакт между ними был «кожа к коже». Такой тесный контакт должен продолжаться не менее 1,5-2 часов. Все необходимые процедуры, связанные с первым туалетом новорожденного могут быть отложены, а первый осмотр врачом-неонатологом происходит прямо на груди у матери. Достоверно доказано, что эта простая процедура уменьшает заболеваемость в период новорожденности, способствует выработке молока у матери и становлению материнского инстинкта.

6. Первое кормление новорожденного

Находясь на животе у матери, новорожденный обычно в течение первого получаса самостоятельно или с помощью акушерки находит грудь и начинает сосать. Первое кормление не должно быть форсированным: грудь нужно предлагать настоятельно, но не агрессивно. Некоторые дети не готовы сразу приступать к еде, достаточно просто подержать их у груди.

7. Температура тела новорожденного

Температуру тела новорожденному обычно измеряют через 15 минут после рождения, а затем через 2 часа, когда мать и ребенок уже переведены в палату совместного пребывания. Нормальной считается температура тела 36.5-37 С. В первые часы после родов, ребенок склонен к переохлаждению . Чтобы этого избежать новорожденному всегда одевают шапочку и носочки. Свободная одежда и контакт «кожа к коже» также помогут сохранить тепло. А тугое пеленание и купание, наоборот, способствуют переохлаждению новорожденного, поэтому от этих практик во многих роддомах уже отказались.
В последующие сутки ребенок уже больше склонен к перегреванию. Если у новорожденного повышена температура, в первую очень нужно оценить: не слишком ли тепло он одет?

8. Цвет кожи новорожденного

Сразу после рождения кожа новорожденного имеет синюшный оттенок. Первый вдох насыщает кровь кислородом и кожа начинает розоветь. В первые часы жизни может сохраняться легкая синева кистей рук и стоп, которая постепенно исчезает. Через час полтора у многих новорожденных кожа становится ярко-красного цвета. Это не является патологией, а связано с особенностью развития капилляров. У доношенных новорожденных краснота проходит на вторые сутки, у недоношенных держится дольше. Самый пугающий признак - бледность кожных покровов. Белая кожа у новорожденных - это всегда тяжелая патология.

9. Форма головки и родничок

У новорожденного головка часто ассиметрична (идеально ровной головкой могут похвастаться только детки, рожденные путем кесарева сечения). Часто на ней заметна большая плотная шишка. Это так называемая «родовая опухоль». Она самостоятельно рассосется за несколько дней без всякого лечения. Единичные точки кровоизлияний на родовой опухоли не являются причиной для беспокойства. Такие же маленькие кровоизлияния могут быть и на глазах, особенно если роды были долгие и тяжелые. Они также проходят со временем сами по себе.

Чуть выше лба по средней линии головы у новорожденного имеется мягкий податливый участок – большой родничок. В этом месте свод черепа еще не до конца окостенел. Нормальные размеры большого родничка 1-3 см. Родничок большего размера может встречаться у недоношенных, незрелых детей, а также при повышении внутричерепного давления (в этом случае он еще и выбухает). Дети с маленьким родничком обычно развиваются нормально, лишь в некоторых случаях это приводит к развитию неврологической проблемы. Некоторые нейропедиатры назначают таким детям «плач по 5 мин – 3 раза в день». Во время плача повышается внутричерепное давление и кости черепа «расходятся», способствуя росту головки.

10. Дыхание новорожденного

Новорожденный дышит нерегулярно. Дыхание может отсутствовать несколько секунд, а затем сменяться серией очень частых дыхательных движений. Иногда ребенок делает судорожный вдох, за которым следует шумный длинный выдох. Со временем таких дыханий становится все меньше и меньше. Частота дыханий в норме 30-60 в минуту. Количество дыханий более 60 в минуту указывает на тяжелое поражение легких.

11. Понятие о тонусе новорожденного: «поза эмбриона» и гипотонус

В норме руки и ноги ребенка находятся в полусогнутом положении, симметричны, кисти сжаты в кулаки, голова несколько приведена к телу, это - «поза эмбриона», характерная для первых месяцев жизни.
Если ребенок вялый, «мягкий», руки и ноги свободно свисают – это неблагоприятный симптом, который называется «мышечная гипотония». Его можно встретить при заболеваниях нервной системы, инфекциях новорожденного и других тяжелых заболеваниях.

12. Сон и бодрствование

Новорожденный ребенок спит до 20 часов в сутки. Периоды бодрствования обычно ограничиваются кормлениями. Проснувшийся ребенок хаотично перебирает ручками и ножками. Глаза первые несколько дней могут быть закрыты. Если они открыты, глазные яблоки движутся так, как будто ребенок хочет фиксировать взгляд, но у него это не получается. Иногда можно заметить небольшое косоглазие , которое проходит самостоятельно к концу первой недели и не требует лечения.

13. Первый стул и мочеиспускание

Первый стул ребенка называется меконий. Он тягучий, черного цвета, напоминает деготь. В норме меконий должен отойти в первые сутки, если меконий не отошел, врачи на вторые сутки выбирают выжидательную тактику. Если кишечник не опорожняется и тогда, ребенок дополнительно обследуется для выявления причин этого патологического состояния и его коррекции. Очень редко у здоровых детей меконий отходит на третьи сутки.

Иногда меконий отходит преждевременно еще в утробе матери. В этом случае гинекологи говорят о «грязных околоплодных водах». Это часто имеет место при внутриутробном инфицировании плода и в случае, если мать во время родов получала наркотические обезболивающие средства или «медикаментозный сон».
Это довольно опасное состояние, так как меконий может попасть в дыхательные пути и нарушить дыхательную деятельность новорожденного.

В первые 3 дня новорожденный мочится редко, 2-4 раза в сутки. Первое мочеиспускание обычно имеет место между 12 и 24 часами жизни. Постепенно количество мочеиспусканий возрастает, достигая к 7-10 дню жизни 20 – 25 раз.

14. Если новорожденный болен?

Что делать, если новорожденный не соответствует критериям здоровья, приведенным выше? Не паниковать! Многие заболевания периода новорожденности, вовремя и правильно леченные, проходят, не оставляя последствий для будущего ребенка. Доверяйте здоровье своих детей квалифицированным специалистам, но не забывайте и о своей роли. Любой неонатолог подтвердит, что 90% успеха в лечении новорожденного это правильный уход, забота и внимание со стороны матери и других близких, и только 10% ложится на плечи специалиста.

15. Здоровье – что это? Определение здоровья согласно ВОЗ.

Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) дает очень мудрое, философское определение понятию «здоровье». Согласно ВОЗ, здоровье – это не только отсутствие физических дефектов и заболеваний, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Эксперты ВОЗ делают акцент на второй части определения и подчеркивают, что любовь, забота и внимание близких незаменимы в поддержании здоровья детей. Даже больной ребенок, окруженный материнской лаской, имеет шанс чувствовать себя здоровым.

Новорожденный ребенок развивается очень быстро. Казалось бы, недавно он только начал держать головку, и вдруг уже переворачивается на бок, на спинку и на живот.

Это по истине великое событие в жизни крохи!

Далеко не все родители знают, когда ребенок начинает переворачиваться на живот или на бок. Чаще всего малыш находится в одном и том же положении – лежа на спине. Это позволяет видеть ему только те предметы, которые расположены сверху или же по сторонам.

Постепенно у новорожденного появляется стремление прикоснуться к игрушке или дотянуться до мамы. В это время младенец начинает осваивать повороты.

Первые попытки

Итак, когда ребенок начинает переворачиваться со спины на живот и обратно?

К 3 месяцам кроха должен уметь:

  1. Совершать повороты головой, лежа на животе. Реагирует малыш на интересующий его звук: на мелодию игрушки или телефона, на мамин голос и так далее.
  2. Поднимать, а также фиксировать в одном положении плечи и голову. Делает это малыш, обычно лежа на животе и опираясь на согнутые в локтях ручки.
  3. Ощупывать свое тело. В этот период движения младенца становятся более скоординированными.
  4. Совершать перевороты на живот и на бок. Конечно, это со стороны больше похоже на попытки скатиться.

После освоения переворотов, младенец редко будет лежать на спине. Молодой маме придется следить за тем, как спит ее чадо и в каком положении играет.

По-настоящему делать переворот кроха научится после того, как мышцы шеи и спины достаточно окрепнут. Этот момент наступает в 4- 5 месяцев.

Если ребенок сделал не один самостоятельный переворот, то в процессе переодевания, необходимо придерживать его тело одной рукой. Если кровать без бортов, то кроха может упасть. А это чревато для неокрепшего организма травмами и неприятными последствиями.

Первые перевороты

После 3-х месяцев младенец с интересом начинает рассматривать окружающие его предметы. Чтобы лучше видеть, он пытается приподнять голову.

Больше всего кроху в таком возрасте интересуют ножки. Их он пытается согнуть в коленных суставах и притянуть к груди. Именно в этот момент и появляется первая возможность сделать переворот и поменять положение своего тела.

Чаще всего младенец пытается двигаться всем корпусом. Постепенно у него получается сделать переворот на бок. Это первые попытки освоения нового навыка.

К 5-ти месяцем малыш уже может , а также приподниматься на согнутые в локтях ручки, лежа при этом на животе. В этом возрасте детки пытаются выгибать спину и покачиваться.

Лежа на животе, младенец может легко сделать несколько переворотов, отталкиваясь при этом ножками.

В этом возрасте многие детки уже хорошо делают переворот с живота на спину и обратно. Главное, не оставлять малыша в такие моменты одного.

Когда ребенок начинает переворачиваться с живота на спину, то мышцы шеи, спины и рук укрепляются. Это необходимо для освоения нового навыка – сидения и ползания. Это важный момент в развитии. После того, как младенец научится хорошо делать переворот, он попытается сесть или поползти.

Помощь родителей

Чтобы младенец научился делать переворот, можно ему помочь. Специалисты рекомендуют заниматься с детьми гимнастикой. Достаточно начать с несложных упражнений. Любое занятие должно проводиться в форме игры.

Если у малыша плохое настроение, и он капризничает, то не стоит его заставлять. В процессе игры можно привлечь внимание своего чада яркой и интересной игрушкой, а затем положить ее аккуратно с боку. Кроха захочет взять ее в руку и попытается сделать переворот.

Чтобы занятия дали результат, стоит соблюдать несколько правил. Начинать гимнастику можно если:

  1. Кроха хорошо держит головку, находясь в положении на животе.
  2. У младенца есть желание играть в такой форме с мамой.
  3. У малыша сформировался навык лежания на животе. При этом он хорошо держит голову и может приподняться на ручки.

Совет: Если младенец не хочет лежать на животике, то можно развлечь его ярким предметом. Достаточно положить его перед малышом. Также можно покачать кроху на гимнастическом шаре.

Простое упражнение на переворот

Когда малыш переворачивается на живот самостоятельно – это настоящее событие для молодых родителей. При желании они могут помочь своему чаду. Чтобы ребенок начал делать перевороты, стоит заняться с ним гимнастикой. Стоит регулярно выполнять с ним следующие упражнения:

  1. Младенца стоит переложить на спину.
  2. Правую ножку малыша нужно обхватить правой рукой, а вторую зафиксировать, чтобы не сгибалась.
  3. Следующие движения следует выполнять аккуратно. Правую ножку ребенка необходимо потянуть вниз и в сторону поворота. Не стоит делать резких движений и прикладывать усилий.
  4. Правая нога должна оказаться над левой. В состоянии поворота кроха должен побыть в течение 10 – 15 секунд.
  5. После такого поворота рука младенца может оказаться под телом. Не спешите ее доставать. Пускай ребенок сделает это сам.

Если ваше чадо начинает капризничать, то можно немного помочь ребенку. Такие перевороты можно повторять до 5 раз в течение суток.

Внимание! Все движения должны быть плавными и осторожными. В противном случае можно сильно навредить ребенку.

Возможные проблемы

Что делать, если ребенок в 5 месяцев не переворачивается на живот или на бок?

В первую очередь, родители не должны паниковать. Может перевороты у вашего чада просто не получаются. Существует несколько причин подобного явления:

  1. Характер младенца. Некоторые дети по своему темпераменту неактивны.
  2. Отсутствие стимула. Возможно, крохе просто незачем совершать перевороты на живот или на спину. Если родители по первому требованию выполняют все желания своего чада, то это снижает его двигательную активность. Попробуйте привлечь внимание малыша яркой игрушкой.
  3. Неврологические заболевания. Подобные недуги могут сильно повлиять на активность ребенка. Одни из таких отклонений является неравномерный тонус мышц. Это неврологическое заболевание проявляется рано, что позволяет вовремя выявить недуг. Решить такую проблему можно при помощи специального комплекса упражнений и массажа.
  4. Нередко у детей возникают проблемы с переворотами из-за физиологических особенностей. Во время родов или в период беременности ребенок мог получить травму.
  5. Проблемы могут возникнуть из-за таких осложнений, как инфекция, гипоксия или асфиксия. В подобных ситуациях терапией заболевания должен заниматься высококвалифицированный педиатр. Самостоятельно решить проблему молодые родители не смогут.

При наличии неврологических и прочих недугов могут назначаться различные лекарственные средства. Выбор препарата зависит от нарушений. В некоторых случаях детям назначают массаж и лечебную гимнастику.

В завершение

Новорожденный ребенок с каждым новым днем осваивает определенный навык. Начиная с первого месяца, малыш учиться держать головку. В этот период кроху можно выкладывать на живот.

После того, как его мышцы окрепнут, малыша можно выкладывать на животик. В это время появляется стремление сделать переворот, достать до игрушки или посмотреть, где играет забавная мелодия.

В 4-5 месяцев ребенок может уже уверено менять положение своего тела. В этот период оставлять малыша без присмотра нельзя.

Со скольких месяцев ребенок начинает сидеть

Приближаясь к возрасту пяти месяцев, малыш становится очень активным и любознательным. Ребеночек глазеет по сторонам, поворачивая головку в разные стороны, уверенно хватает и держит игрушки, с легкостью . Некоторые детишки даже пробуют сесть, что для родителей становится поводом для гордости и восхищения, ведь каждая мамочка с нетерпением ожидает того счастливого времени, когда их ребенок начинает сидеть на попке.

Когда ребенок начинает присаживаться самостоятельно?

По мнению педиатров, ребенок должен развиваться и сесть примерно по следующим показателям:

  • в 6 мес. – сидит с поддержкой;
  • в 7 мес. – сидит без поддержки;
  • в 7. 5 – 8 мес. – легко садится самостоятельно и может лечь из этого положения.

Бывает, что активные и физически крепкие детки садятся раньше на месяц-полтора. У других малышей это происходит немного позже. По мнению докторов, такие показатели также считаются нормальными.

Если опытному доктору задать вопрос, во сколько месяцев дети обычно начинают присаживаться, то он ответит, что у каждого маленького человечка свой срок, потому что путь развития каждого малыша индивидуален и неповторим.

Можно ли присаживать ребенка специально?

Мнение педиатров и ортопедов по поводу популярного вопроса от молодых родителей «можно ли помогать и присаживать ребенка» однозначно: вертикальное положение позвоночника неестественно для ребенка до шестимесячного возраста. Искусственно усаживая малыша горе-родители могут навредить здоровью маленького. Уже в школьном возрасте это может аукнуться серьезными проблемами с позвоночником. Если мышцы спины не окрепли в достаточной мере, то кроха сам не сядет потому, что пока еще не готов к такой серьезной нагрузке.

Другое дело, если ребенок сел самостоятельно раньше, чем ему исполнилось полгода. Но даже в этой ситуации малышу нельзя находиться в положении «сидя» более 1 часа в день.

Момент, когда можно присаживать ребенка, наступает тогда, когда маленькому исполниться 6 месяцев. Подчеркну, не усаживать, а присаживать.

Серия упражнений с ребенком на укрепление спины

Что же должны сделать родители, чтобы помочь малышу освоить новый и необходимый для него навык?

Ежедневно с 3-х месячного возраста выполнять гимнастику и массаж с ребенком, плавать в ванной или бассейне (в крупных городах есть бассейны для совместного посещения с детьми раннего возраста). Таким образом хорошо укрепится мышечный корсет.

Упражнение 1. Ребенок лежит на столе. Как только он потянется ручками к маме, протянуть ему указательные пальцы. Малыш постарается сесть, ухватившись за мамины пальчики. Спинка ребенка отрывается от поверхности на 45о, в таком положении кроха удерживается несколько секунд и опять возвращается в положение «лежа».

Упражнение 2. «Самолет». Положить малыша на животик. Поднять ребенка, одной рукой поддерживая его под грудной клеткой, другой – под ножками. Ножки упираются в грудь взрослого, ягодицы и спина напряжены, голова приподнята. Зафиксировать положение на несколько секунд.

Как научить малыша садиться (видео)

Рекомендуется для физического развития крохи подвесить над кроваткой кольца, за которые он сможет ухватиться и попытаться приподняться. Во время выкладывания на живот на небольшом расстоянии перед малышом поместить яркий предмет (игрушку), до которого он будет стараться доползти.

Каждой молодой маме немаловажно знать, как присаживать ребенка правильно (об этом уже было сказано выше) и чего делать нельзя.

Если ребенок не садится самостоятельно, то нельзя:

  1. Усаживать его в подушки;
  2. Возить в коляске в сидячем положении (можно зафиксировать спинку коляски на 45º)
  3. Переносить в различных переносках типа «Кенгуру» в положении «сидя»;
  4. Усаживать на руки (можно держать на коленях в положении «полулежа»).

Ребёнок первый раз садиться (видео) 🙂

Мальчики и девочки: предположения и факты

В обывательской среде бытует мнение, что мальчиков можно присаживать раньше девочек. На самом деле, независимо от полового признака присаживать ранее полугода вредно как тех, так и других.

Кроме этого, когда девочки начинают рано садиться, то в будущем это может привести к деформации тазовых костей и серьезным проблемам женской половой системы. Поэтому педиатры старшего поколения часто высказывают мнение, что девочку вообще нельзя присаживать, пока малышке не исполнится 6-7 месяцев. Современные источники придерживаются менее категоричной позиции: считается, что большого страха нет, если маленькая принцесса решила самостоятельно сесть раньше полугода, а опасения бабушек не этот счет сильно преувеличены.

Также от пола не зависит и возраст, в котором ребеночек сядет сам. Все индивидуально, значение имеют только физическое развитие и психическая зрелость крохи.

Когда мальчики или девочки вдруг садятся раньше полугодовалого возраста, то это событие служит поводом для родительской гордости и даже хвастовства перед другими мамочками. Не стоит торопить события. Ваш малыш неповторим и уникален, поэтому также неповторим и уникален будет и путь его индивидуального развития.

Здоровых и смышленых Вам деток и счастливого материнства, дорогие мамочки!

Видео на тему когда ребенок начинает сидеть:

Зрительное восприятие – психофизиологический процесс обработки данных, поступающих из окружающего мира. Посредством зрения ежедневно человек получает до 90% информации. От развития и нормального функционирования глаз зависит восприятие цветов, размеров, форм предметов. Именно в первые месяцы после рождения у ребёнка формируется зрительный аппарат. Поэтому каждая мама должна чётко следить за тем, чтобы на этом этапе не возникало никаких проблем. Когда же новорождённые начинают видеть?

С какого момента новорождённый начинает видеть


Развитие системы зрения начинается примерно на 3 – 12 неделе беременности

Развитие всей системы зрения начинается ещё тогда, когда малыш находится внутри матери, примерно на 3–12 неделе беременности. Так как в этот период закладываются жизненно важные органы, то поведение и привычки матери способны оказать серьёзное влияние на организм ребёнка.

Сразу после появления на свет глаза новорождённого закрыты, так как необходимо некоторое время для адаптации. Первым, кто заставляет кроху взглянуть на мир, является врач-неонатолог. Он проверяет зрительную систему на пороки развития (глаукому, катаракту, косоглазие). Самостоятельно ребёнок открывает глаза уже на руках у матери. С этого момента начинается познание окружающего мира посредством глаз.

Есть мнение, что плод начинает видеть уже с 20 недели внутриутробного нахождения. Однако это происходит не в том привычном смысле, в котором мы вообще понимаем данный процесс. Но раскрывать веки малыш способен уже в 26 недель, а к 33-й зрачки сокращаются в зависимости от интенсивности света, проникающего через стенки матки.

Особенности зрительной системы в первые месяцы жизни

Способность видеть у младенцев очень сильно отличается от взрослых. Среди наиболее важных признаков выделяют следующие:

  • роговица глаза ещё не полностью прозрачная, она имеет меньший диаметр (обычно 9 мм);
  • зрачки пока плохо реагируют на раздражители, например, на свет. Их ширина около 2 мм. НО! Почти полная слепота после рождения компенсируется способностью определять наличие и отсутствие источника света. В связи с этим реакция всё равно должна быть, в противном случае врач может диагностировать слепоту;
  • незначительная дальнозоркость (от +1 до +2,5 диоптрий). Что объясняется меньшей кривизной роговицы глаза, а следовательно, более ограниченной преломляющей возможностью. Однако это вовсе не значит, что младенец фокусирует свой взгляд только на предметы, находящиеся вдали. Обычно это расстояние не превышает 20 см. Если взять новорождённого на руки, то ему будет интересно только ваше лицо и ничто больше;


  • острота зрения очень слабая. Сетчатка ещё плохо сформирована, поэтому всё лишено чёткости и имеет окраску различных оттенков серого;
  • глаза могут быть направлены в разные стороны, но чуть позже, через 2–5 недель, новорождённый научится ими хорошо управлять и фиксировать взгляд на одном предмете.

В результатах многих исследований говорится, самым интересным изображением для только что появившегося на свет малыша является образ матери. Это объясняется повторяющимися контрастными световыми стимулами: расположением прядей волос, причёской. Вот почему не рекомендуется идти на радикальные изменения во внешности сразу после родов. Так вы поможете ребёнку скорее научиться вас распознавать.

Правда ли, что ребёнок после рождения видит всё вверх ногами?

Существует много мифов относительно зрения у новорождённых. Один из них – сразу после рождения человек видит мир вверх ногами. Давайте попробуем разобраться во всём по порядку.


Схема того, как мозг переворачивает изображение

Изначально все изображения, проецируемые на сетчатку глаза, перевёрнуты. Но затем наш мозг автоматически разворачивает картинку в привычное для нас положение. Это объясняется спецификой нашего зрительного восприятия и законами оптики. Такой же эффект используется при проекции линзы в фотоаппарате.

Несмотря на то что младенец ещё не может анализировать изображение и видеть в прямом смысле слова (ему на первых этапах развития в этом нет необходимости), это вовсе не значит, что картинка, представляемая ему в полутенях, отличается от той, которую увидел бы взрослый человек.

В 1897 году американский учёный Джордж Малкольм Стрэттон сконструировал очки, которые помогали видеть мир в первоначальном ракурсе. Сначала возникли проблемы с пространственной ориентацией, но уже к 8 дню исследователь всё меньше стал осознавать, что смотрит на всё несколько иначе. После прекращения эксперимента привычная картинка довольно быстро восстановилась.

Зрительное восприятие в разном возрасте

Давайте рассмотрим детально, как происходит формирование зрения у малышей в период от 1 до 12 месяцев.

Возраст

Особенности развития

1 месяц

Глаза всё ещё слабо чувствительны к свету (допустимо оставлять лампу включённой даже во время сна, чтобы при пробуждении происходила дополнительная тренировка зрительных органов). Как из тумана предметы начинают проясняться и обретать форму.

Новорождённый с трудом фокусируется на них, так как цилиарная (ресничная) мышца очень слабая. Часто даже зрачки не фиксируются вместе.

Взгляд может немного косить (это вовсе не опасно, если слабо выражено), потому что развитие нервов ещё не завершено. Постепенно малыш приспосабливается: пытается следить за взглядом матери и её перемещениями, а также за предметами, которые находятся вдали. Из цветов различает только чёрный и белый.

2 месяца

В 6 недель фиксация зрения на предмете становится достаточно устойчивой. Но видятся все объекты пока в двух измерениях (длина и ширина). Малышу удаётся следить за предметом не только взглядом, он может повернуться к интересующей его вещи. Чувствительность сетчатки возрастает в пять раз с момента рождения. В этот период он начинает распознавать цвета и различать полутона. Рекомендуется уже сейчас увлекать ребёнка цветными яркими игрушками и обучающими карточками.

3 месяца

Время подведения первых итогов и посещения офтальмолога.

Железы начинают вырабатывать слёзы. Они играют большую роль в функционировании глаза: питают роговицу, улучшают её оптические свойства, обеззараживают глазное пространство.

В конце второго – начале третьего месяца фоторецепторы способны улавливать цвета длинноволновой части спектра: красный, жёлтый, оранжевый.

В данном возрасте уже можно повесить мобиль или игрушки на кроватку (лучше размещать их не перед глазами, а по бокам). Теперь они будут вызывать неподдельный интерес, а не страх. Чтобы тренировать зрение, нужно переворачивать малыша на животик. А также старайтесь обращать его внимание на предметы. Называйте их. При помощи этого будет формироваться более целостное представление об объектах.

4 месяца

Предметы обретают трёхмерность и глубину восприятия. Новорождённый начинает осваивать меру объёма, а также измерять приблизительное расстояние до вещи. Он больше не сторонний наблюдатель, а «активный игрок». Старается дотянуться и ухватиться за игрушки, координирует свои действия при помощи ручек. Взгляд становится направленным. Устанавливается связь между зрением и слухом. Малыш может повернуться на раздражитель и найти его глазами. Маму (родителей) он теперь узнаёт не только по запаху, голосу и на ощупь, но и в лицо. В это время будут уместны более серьёзные развивающие игры.

5 месяцев

Зрительные способности совершенствуются. Особенно привлекательными становятся мелкие детали, поэтому не стоит ругать ребёнка, если он начал подбирать, например, фантики от конфет, и тянуть их в рот. Всё это часть процесса познания окружающего пространства. Грудничка очень увлекает игра с собственными ручками и ножками. Пора разучивать всем известные «ладушки».

6 месяцев

Время следующего осмотра у специалиста. Нужно быть уверенным, что оба глаза работают согласованно и видят одинаково. Сейчас ещё есть возможность обнаружения врождённых заболеваний, если их по каким-то причинам пропустили или не смогли диагностировать ранее.

Активно формируются центральная часть сетчатки и зрительные центры в коре головного мозга. Благодаря этому улучшается острота зрения. Ребёнок изучает черты лица разных людей и даже понимает мимику. Уже с большей уверенностью можно сказать, какие цвета способен различать малыш: всё те же жёлтый и красный, но теперь это доказывается на практике.

7 месяцев

Зрение уже почти полностью сформировано. Малыш может различать тона и полутона, а также цвета коротковолновой части спектра: синий, зелёный и фиолетовый. Более того, начинают складываться личные предпочтения. Например, вы заметите, что ему нравится играть с игрушками определённых оттенков или же он просто сильнее им радуется, проявляет какие-то эмоции. Образы предметов детально отпечатываются в памяти. Теперь ваш ребёнок, увидев ручку кружки, осознаёт, как она выглядит полностью.

8 месяцев

Как правило, в этот период и мальчики, и девочки уже могут сидеть без опоры. Уровень развития зрения соответствует уровню ребёнка дошкольного возраста: предметы трёхмерные и чёткие, отличная резкость. Малыш способен отличать формы объектов (шарик от кубика или колечка).

9 месяцев

К этому моменту радужка приобретает тот цвет, который будет у ребёнка на протяжении всей жизни. Обычно это оттенок глаз одного из родителей. Но наследственность - вещь непредсказуемая, поэтому вполне возможно, что смогут себя проявить гены более дальних родственников.

Последствия «новорождённой дальнозоркости» ещё могут быть заметны: малышу легче наблюдать за предметами на расстоянии.

10 месяцев

Главная цель в данный период – закрепить все навыки, полученные ребёнком ранее. Это та самая стадия, когда зрение необходимо стимулировать. Теперь при познании окружающего мира оно работает в тандеме со всеми чувствами. Демонстрируйте ребёнку больше ярких предметов для запоминания. Чаще выходите на открытый воздух, чтобы научить кроху распознавать и отличать тени. Родителям стоит задуматься о правильном освещении комнаты. Ночью лучше включать бра или специальный ночник, чтобы не сильно раздражались сонные глазки.

11 месяцев

Ребёнок достаточно взрослый, он с интересом наблюдает за предметами. Однако если раньше зрение было направлено больше на слежение за горизонтально движущимися объектами, то нахождение в вертикальной позиции позволяет ему концентрировать глазки на том, что перемещается в направлении вверх-вниз или по кругу.

12 месяцев

Время очередного приёма у офтальмолога. Почти завершился процесс формирования зрительного аппарата. Полностью это будет сделано лишь к 5–6 годам. Границы поля зрения пока ещё узкие. Однако мелкие недостатки сглаживаются приобретёнными знаниями о предмете.

Данная таблица развития зрения – это классический («идеальный») вариант. Ваш ребёнок вовсе не обязан следовать ему в точности, ведь его организм уникален. Есть некоторое представление о норме, и небольшие отклонения в ту или иную сторону всегда допустимы. Однако важно проявлять бдительность и не пропускать посещение офтальмолога.

Доктор Комаровский о зрении малышей (видео)

Зрение младенца несовершенно. Но его не стоит недооценивать. Природа позаботилась, чтобы в первые дни жизни малыш не испытал страха перед открывшимся ему миром. В течение первого года зрительный аппарат будет стремительно развиваться. В этот период нельзя пренебрегать плановыми осмотрами. Берегите себя и своих близких. Будьте здоровы!

Когда молодые родители впервые остаются с новорожденным одни, сразу же возникает множество вопросов.

Один из них - когда новорожденный начинает держать голову?

Это не случайно, так как матери приходится постоянно брать малыша на руки, чтобы покормить, успокоить, искупать.

Слабенькие мышцы шеи не способны удержать головку, и маме нужно быть очень осторожной.

Почему мамы переживают о том, когда новорожденный начнет держать голову

Волнение молодых родителей понятно. Да, сразу после рождения головка малыша напоминает бутончик на слабом стебельке: без поддержки клонится во все стороны. Но это совершенно нормально, и волноваться ни к чему.

Во-первых, нервозность матери мгновенно передается крохе, и он превращается из ангела в капризулю.

Во-вторых , у каждого человеческого младенца есть определенный график взросления: физического, нервного, психомоторного, эмоционального. Поэтому придется подождать, прежде чем с гордостью явить миру уверенно держащего голову румяного карапуза.

А вот брать младенца на руки в первые дни и недели жизни нужно действительно очень осторожно. Нежную головушку нужно придерживать ладонью, чтобы защитить от травмирования. Прежде чем беззащитный малыш научится самостоятельно удерживать головку, ответственность за его здоровье несут взрослые.

Дело в том, что при резком отклонении головы в ту или другую сторону могут быть серьезно повреждены шейные позвонки. Ребенок не может контролировать мышцы, а потому не имеет возможности удержать головку за счет их силы. Поэтому «болтание» головки недопустимо. Укачивая малыша или проводя гигиенические процедуры, кормя или укладывая в кроватку, мама должна нежно поддерживать головку. Резкие отклонения, рывки недопустимы.

Но не все так страшно: инстинкты у младенцев очень сильны, а «запасу прочности» может позавидовать любой взрослый в расцвете лет. И это еще одна причине не волноваться особенно о том, когда новорожденный начнет держать головку. Всему свое время. Адаптационные механизмы уже запущены, иначе младенец бы просто не смог преодолеть трудную дорогу из маминого животика на свет божий.

Обратите внимание: если новорожденного через несколько дней после родов выложить на живот, он рефлекторно повернет голову в сторону. Это работает замечательный инстинкт самосохранения, благодаря которому умный организм крохи сам знает, что делать, чтобы не возникло механическое удушье. Так что не переживать нужно, а с радостью следить за чудесным ежедневным изменением малыша.

Между прочим, если малыш слишком рано «порадует» мать самостоятельным удерживанием головки в вертикальном положении, это на самом деле повод срочно обратиться к детскому неврологу. Так может проявляться повышенное внутричерепное давления, причиняющее младенцу сильный дискомфорт и требующее неврологического лечения.

Что происходит в первые два месяца жизни новорожденного

В первые дни жизни движения новорожденного построены на рефлексах. Все мамы знают: если прикоснуться в щечке малыша, он тут же повернет голову в эту сторону, а если вложить в крохотную ладошку палец, сразу же схватит его всеми пальчиками. Попытка приподнять новорожденного впервые дни жизни из положения лежа, держа за ручки, закончится запрокидыванием головы. В первые дни ребенок не умеет ни удерживать голову, ни переворачиваться. Он почти все время спит (до 20 часов в сутки), просыпаясь изредка для того, чтобы поесть. Когда новорожденный начинает держать голову?

На то, чтобы делать осознанные движения или научиться контролировать мышцы, уйдет какое-то время. Психофизическое развитие у каждого ребенка индивидуально, но в целом уже к трем неделям жизни младенец, которого выложили на животик, будет делать все более уверенные попытки приподняться поднять головушку. Буквально на несколько секунд это ему будет удаваться.

В месяц новорожденный хорошо прибавляет в весе и уже умеет какое-то время удерживать голову в вертикальном положении. Удерживание продолжается буквально 5-10 секунд, но и это уже серьезный прогресс.

К полутора месяцам младенец сможет упорно держать голову, лежа на животике и глядя вверх под углом в 45 градусов. Продержаться в таком сложном положении малыш сможет примерно минуту. Пока рано ждать, когда новорожденный начнет держать головку более свободно и в течение более длительного времени.

Со второго месяца жизни мышцы новорожденного крепнут настолько, что уже способны удержать голову без запрокидывания в течение минуты. Если двухмесячного кроху положить на живот, он без труда будет поворачивать голову на голос взрослого, приподниматься на ручках, удерживая и голову, и грудь. В этот период новорожденный уже различает близких по голосам, с удовольствием реагирует на яркие предметы, пытаясь схватить и удержать их.

С девяти недель вопрос о том, когда новорожденный начнет держать голову, уже не так тревожит родителей. Большинство малышей, перешагнувших двухмесячный рубеж, уже умеют удерживать голову на одном уровне с туловищем без запрокидывания. Правда, мышцы шеи и спины еще очень слабые и быстро устают. Подстраховка взрослого после минуты «свободного плавания» обязательна.

Когда новорожденный начнет держать голову уверенно?

В три месяца жизни младенец уже неплохо управляется со своими ручками, ножками, телом и головой. Подготовленные малыши, с которыми мамы занимаются физкультурой, уже научились переворачиваться на бок из положения лежа. Они с интересом наблюдают за происходящим вокруг них, тянут в рот пальцы и все предметы, которые удалось схватить. Ребенку нужно общение, и он с удовольствием «разговаривает» с родителями, гулит.

В трехмесячном возрасте новорожденный на руках у взрослого способен держать голову вертикально уже довольно долго, в течение пяти минут. Можно совершить с ним настоящее путешествие, которое вызовет бурю восторга. Важно не забывать про подстраховку.

Если выложить кроху на животик, он будет пытаться приподняться на руках. А если потянуть его за ручки из положения лежа на спинке, то голова не запрокинется, а останется на одной оси с телом. Долго удержаться в таком положении для грудничка тяжеловато, но для ежедневных тренировок такие подъемы будут в самый раз.

Когда новорожденный начинает держать головку уверенно? С четырех месяцев продолжительность удерживания головы становится все дольше. Малыш легко поднимает головку, даже лежа на спине. К пятому месяцу опасения мамы полностью рассеиваются, и она поддерживает младенца скорее по привычке, чем всерьез опасаясь травмы.

В шесть месяцев можно совершенно не опасаться за состояние шейных позвонков и растянутые мышцы. Физически ребенок к этому возрасту становится сильным и уже похож на хрестоматийного карапуза. Полугодовалый ребенок не только уверенно держит голову, но и с интересом вертит ею по сторонам. Малыш поворачивает и наклоняет голову в разные стороны, оглядывается, услышав заинтересовавший его звук или отыскивая взглядом игрушку.

Когда стоит беспокоиться, что новорожденный не держит голову?

Новорожденного малыша еще в родильном доме осматривает педиатр. Опытный врач сразу заметит все особенности развития крохи. Если же маму что-то настораживает, то уже после выписки из роддома она может обратиться к участковому врачу-педиатру. В том числе и по поводу того, когда новорожденный начинает держать голову.

Если к четырем-пяти месяцам ребенок не в состоянии удержать головку, то его нужно срочно показать неврологу. Причины могут быть следующие:

Малыш родился недоношенным и просто отстает в развитии. Организм со временем восстановится, ничего страшного не происходит;

Младенцу не хватает питательных веществ, и поэтому он серьезно отстает в развитии. Нужно пересмотреть диету новорожденного с учетом возможного постоянного недоедания;

При рождении малыш получил родовую травму;

У новорожденного диагностируется мышечный парез шеи, слабый тонус мышц или кривошея;

Ребенок страдает от неврологической патологии;

Мама не занимается с малышом грудничковой гимнастикой, не выкладывает на животик.

После осмотра невролог назначит терапию. Обычно это сочетание лечебного массажа, медикаментозного лечения и особой гимнастики. Массаж для ребенка может стать настоящим спасением от многих неврологических проблем. Но доверять можно только опытным массажистам, которые работают именно с грудничками. Возможно, понадобится 2-3 курса, чтобы полностью избавиться от патологии.

Не стоит бояться лекарств. Врач назначает их не для того, чтобы «залечить» ребенка, а чтобы помочь его организму адаптироваться, чтобы облегчить симптомы дискомфорта и восстановить мышечную активность.

Что касается лечебной гимнастики, то ее мама может делать сама. Врач даст схему занятий, а дальше - все в любящих материнских руках.

Как научить новорожденного держать голову?

Чтобы помочь новорожденному с первых дней жизни развиваться правильно, родители должны освоить несколько нехитрых правил ежедневного ухода за крохой. Подготовленной маме не придется ломать голову над тем, когда новорожденный начинает держать головку, ведь все процессы физического развития будут соответствовать возрасту.

Нужно обязательно между кормлениями выкладывать новорожденного на живот уже с третьей недели жизни. Мало того, что это очень полезно для нормальной работы кишечника, так еще и заставляет малыша напрягать спинку и шею в попытке рефлекторно приподняться. Тренированный ребенок будет отлично держать голову уже к двум-трем месяцам.

Малышу нужен ежедневный массаж, пренебрегать им ни в коем случае нельзя. Ласковые поглаживания успокаивают, растирание мышц делает их более эластичными и сильными. Массаж развивает силу, укрепляет здоровье в общем и нервную систему в частности. Схему массажа можно найти в любой книжке по уходу за новорожденным.

Отлично укрепляет мышечный каркас купание. Новорожденному можно купить специальный круг, который будет удерживать головушку над водой. Плавая, малыш получит не только колоссальное удовольствие, но и укрепит мышцы. Кроме того, плавание гарантирует малышу (а значит, и кормящей маме) длительный ночной отдых.

С двух месяцев очень полезно носить кроху на руках в вертикальном положении. Разумеется, обязательно придерживая головку руками. Это тоже отличная и безопасная тренировка мышц шеи.

Еще одна очень полезная поза - горизонтальное положение тела на руке у мамы животиком вниз. Другой рукой нужно придерживать шею и голову, чтобы избежать рывков и удерживать прямое положение.

Помните главное: ребенок обязательно начнет держать голову, и переживать по этому поводу не стоит. Все малыши развиваются по-разному. Но если к полугоду мышцы шеи остаются слабыми, нужно обязательно обратиться к врачу.