Гигиенические процедуры во второй младшей группе. Культурно-гигиенические навыки в младшей группе. вытираться после умывания

НОД во второй младшей группе ДОУ в ОО "Познавательное развитие" на тему: "Да здравствует мыло душистое"

Цель: развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
- формировать познавательный интерес и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности через экспериментирование в условиях здоровьесбережения и безопасности жизнедеятельности;
- познакомить детей со свойствами мыла;
- закрепить и уточнить знания детей о том, для чего люди используют мыло.
Развивающие:
- способствовать проявлению любознательности и познавательной мотивации;
- обогащать словарный запас детей.
Воспитательные:
- поддерживать интерес к познанию многообразия окружающего мира;
- воспитывать культурно - гигиенические навыки.

Предварительная работа
- чтение, рассматривание книги К.И. Чуковского «Мойдодыр»;
- беседа о культурно - гигиенических навыках;
-игровая деятельность (дидактическая игра «Хорошо – плохо», словесная игра «Как вырасти здоровым», сюжетно - ролевая игры «Больница», творческие игры с мыльными пузырями);
-рассматривание иллюстраций на тему «Гигиена и здоровье»
- решение проблемных ситуаций «Грязные руки», «В доме больной».

В противоречии с техникой школьного физического воспитания некоторые авторы разрабатывают предложение об изменениях в области, управляемой марксизмом. Критические подходы, также называемые прогрессивными подходами, требуют от учителя физического воспитания более политического взгляда на реальность. Они борются с отчуждением учеников и защищают позицию преодоления социальной, экономической и политической несправедливости. Среди этих подходов можно привести подход «Критический преодоление» и «Критически-эмансипатрия».

Книга, представляющая подход «Критический переход», «Методология преподавания физического воспитания», опубликованная Коллекцией авторов, подталкивает размышления о вопросах власти, интереса, усилий и оспаривания. В нем анализируется, что не только объяснять, как преподавать, но прежде всего, как приобретать знания и в этом контексте уважать социокультурные аспекты учащихся. Это предполагает, что содержание физического воспитания должно учитывать реальность рабочих. В этом подходе дисциплина рассматривается как тип знания, связанного с культурой тела.

Предметно-пространственная среда
- киоск с образцами мыла: туалетное, банное, хозяйственное, жидкое;
- выставка «Чистота – залог здоровья»;
- алгоритм «Моем руки»;
- мини - лаборатория для экспериментирования с мылом и водой;
- ноутбук.
Материал
посылка с письмом от Мойдодыра; кусочки туалетного мыла по количеству детей разных форм, размера, цвета и назначения; для опыта: ёмкости с водой на каждого ребёнка, трубочки для коктейля, жидкое мыло; алгоритм «Моем руки»; флешкарта с мультфильмом «Мойдодыр».
Виды детской деятельности:
игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, двигательная, самообслуживание.
Используемые современные образовательные технологии:
- игровые;
- проблемные;
- ИКТ;
- исследовательская;
- личностно – ориентированные.
Ожидаемые результаты
- проявляет любознательность и интерес в познавательно-исследовательской деятельности;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследования и экспериментирования;
- может использовать в речи новые слова и выражения: душистое, туалетное мыло, пена, гигиена.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

Критический-эмансипационный подход имеет в качестве главного автора Кунца. Он следует принципам Франкфуртской школы и стремится к обучению посредством физического воспитания освобождения от ложных иллюзий, интересов и желаний, созданных в среднем с капиталистическими интересами. Критические подходы начинаются впервые после педагогических тенденций, дебатов о здоровье. Хотя дискуссии о состоянии здоровья, представленные в этих подходах, отражают марксистское мышление Коллектива авторов и Кунца, таким образом дискуссии о здоровье направлены больше на вопросы социальной справедливости.

Вхождение в занятие
Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
А сейчас, мультфильм смотреть нам пора!
Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр» и постановка проблемно- игровой ситуации.
- Узнали эту сказку?
- Да, это «Мойдодыр». Что делал неправильно, не так этот мальчик? Как его называли в начале сказки?
- Мы можем помочь мальчику – грязнуле?
- Как ему помочь? (научить, рассказать, показать, как надо ухаживать за собой, чтобы быть чистым и опрятным.)
Сюрпризный момент – Мойдодыр прислал посылку.
- А нам Мойдодыр прислал посылку с письмом. Давайте прочитаем:
«Дети, эта посылка волшебная, чтобы её открыть нужно отгадать загадку и тогда вы узнаете, что находится внутри:
- Чтоб грязнулею не быть,
Следует со мной дружить.
Пенное, душистое,
Ручки будут чистые.
Правильно, ребята, это мыло. Теперь мы можем открыть посылку… Действительно, ребята, здесь мыло. Тут его много, на всех хватит. Возьмите каждый по кусочку.
Исследовательская деятельность «Узнай какое мыло»
- Какое мыло на ощупь? (гладкое, твёрдое)
- Какое мыло по запаху? Понюхайте его. (душистое, ароматное, приятно пахнет…)
- Какое мыло по цвету? (разноцветное: белое, розовое, жёлтое, красное, голубое, зелёное…)
- Какое мыло по форме? (овальное, круглое, прямоугольное…)
- Какое есть у вас мыло по размеру (большое и маленькое)
- А для чего нужно мыло? (мыть руки, умываться, стирать, купаться, смывать грязь…)
- А зачем умываться, купаться, мыть руки? (чтобы быть чистым и опрятным, соблюдать гигиену и чистоту, не заболеть, уничтожить микробы…)
Экскурсия в киоск по продаже мыла
- А сейчас мы отправляемся в киоск, в котором продаётся мыло.
(Детей встречает продавец мыла)
Продавец мыла:
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите как много здесь разного мыла. И у каждого своё назначение.
Мыло, которым моют руки и умываются, называется туалетное. Которым купаются, называется банное. А мыло, которым стирают, называется хозяйственным. А кроме твёрдого мыла, есть ещё и жидкое мыло.
- Если мы просто потрём мыло в руках, они у нас станут от этого чистыми? (нет)
А у мыла есть подружка:
«Мною можно умываться,
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Ну, конечно, я –… (вода)
- Правильно, вода. Мыло и вода дружат и вместе помогают нам быть чистыми, опрятными и аккуратными.
Алгоритм «Моем руки»
- Я предлагаю рассмотреть картинки и показать, как правильно, в какой последовательности нужно мыть руки.
Физминутка «Если дети утром умываются» (песенка из м/ф «Маша и медведь»
Продавец мыла:
- Дети, какие вы молодцы! И я хочу вам подарить мыльные пузыри. Когда вы пойдёте на прогулку, вы сможете поиграть с ними на улице.
Проведение опыта с водой и мылом. Игра «У кого пена выше и пышнее»
- Дети, а как же получают мыльные пузыри. Как вы думаете? Хотите узнать?
- Сейчас мы отправимся в нашу мини - лабораторию и узнаем, как люди делают мыльные пузыри и какими свойствами обладает мыло.
- Ребята, мыло и вода - наши друзья и помощники. Но мыло может быть и опасным. Ни в коем случае нельзя, чтобы оно попало в глазки или ротик. Что тогда может произойти? (будет щипать, кусать, будет больно и неприятно…)
- И что нужно сразу же сделать, если такое произошло? (скорей промыть подружкой водой)
- Давайте поиграем: размешаем трубочкой жидкое мыло в воде и станем выдувать воздух в воду с растворённым мылом для образования пены и узнаем, у кого пена выше и пышнее.
- Мы пришли к выводу: мыло растворяется в воде, пенится и образуется много пузырьков. Вот так люди делают мыльные пузыри для игры и забавы детей.
Релаксация. Показ отрывка из мультфильма «Мойдодыр.
- Мы узнали много о пользе, важности и необходимости в жизни людей мыла. А теперь вспомним, как об этом говорится в сказке « Мойдодыр»

Начиная с 1990-х годов, существует подход школьного физического воспитания к вопросам здравоохранения, а не только повторение концепций гигиенических тенденций, но расширение дискуссии. Для Даридо основными теориями подхода являются Нахас и Гедед и Гедед. Нахас и Гедед и Гедед начинают защищать идею школьного физического воспитания в биологической перспективе, объяснять причины и явления здоровья, но они не отклоняются от социальных проблем. Они обсуждают значение качества жизни и благополучия.

Они предлагают переформулировать программы школьного физического воспитания, в настоящее время в качестве средства обучения и укрепления здоровья. Для Даридо этот подход считается возобновленным, поскольку он включает в себя положительные заповеди гигиенизма, отбрасывает негативные решения, такие как евгеника, и прибегает к более социально-культурному, чем биологическому подходу.

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Калининградской области

Индустриально- педагогический колледж.

Контрольная работа.

Специальность «Дошкольное образование»

Курс группа

Студентки:

Дисциплина: «Педагогика»

Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы»

Нахас указывает, что цель физического воспитания состоит в том, чтобы преподавать базовые концепции взаимоотношений между физическим здоровьем, эта перспектива включает всех студентов, особенно тех, кто больше всего в ней нуждается, таких как сидячий, страдающий ожирением, людей с низкими физическими и специальными навыками. Такие места размещения отражают мысль Бетти, предупреждая о необходимости включения всех учащихся в классы физического воспитания.

Укрепление связей между детским садом и семьёй

Понимание здоровья и понимание преимуществ, которые оказывает физическая активность в организме, - это информация, которая не ограничивается обычной практикой спорта. Эти концепции должны быть ассимилированы и, когда они будут включены, будут представлять будущих взрослых, которые знают о здоровых привычках на протяжении всей своей жизни.

Преподаватель:

Дата представления:

Дата рецензирования:

Черняховск, 2010.

Введение……………………………………………………………………….3

1. Культурно- гигиенические навыки и их значение в жизни человека…..4

2. Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах…………………………………………………………6

Для упомянутых авторов понимание здоровья должно включать такие темы, как стресс, сидячий образ жизни, гипокинетические заболевания, проблемы с сердцем и другие. Авторы понимают здоровье как способность человека наслаждаться жизнью с благополучием, а не только отсутствием болезни. Они считают, что здоровье не является стабильным, изменчивым государством, которое строится индивидуально на протяжении всей жизни, и для этого фундаментальное образование в школе. Мы понимаем, что концепция здоровья здесь сосредоточена на индивидуальном, а не на социальном.

3. Условия успешного формирования культурно- гигиенических навыков.9

4. Особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе……………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………...14

Список используемой литературы…………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.

Пальма, поддерживая нашу критику, выступает за необходимость учитывать социальные и экологические факторы как движущие силы здоровья. В школьном физическом воспитании забота о здоровье, порой - гигиена, иногда евгеника и другие - физическая подготовка.

В документе рассматриваются различные подходы, которые формируют состав сценария здоровья, включая социальные, экономические, культурные, аффективные и психологические аспекты. Факт, что передача знаний о здоровье в Бразилии в школах, когда это было сделано, осуществляется с помощью простой информации о биологических аспектах тела, описания болезней и их причин, а также привычек и гигиены. Эти ситуации не имеют решающего значения для учеников для развития здорового образа жизни.

1.Культурно-гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья .

Пилигрим также укрепляет преподавание ошибочного санитарного просвещения в Бразилии. По словам автора, преподавание является линейным и традиционным, оно следует растущей, но фрагментированной сложности, нет отношения к предметам здоровья с социальным и культурным контекстом учащихся.

Они ищут более понятную модель здоровья, не исключают биологические проблемы, но защищают социальные явления как решающий фактор в понимании здоровья. После всех этих тенденций и подходов к школьному физическому воспитанию мы чувствуем необходимость синтезировать роль здоровья в каждом из них. Следующая таблица отражает наше понимание по этому вопросу.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации , вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Вставка 01: Роль здоровья в тенденциях и подходах к школьному физическому воспитанию. После этого резюме мы понимаем необходимость нового политического педагогического предложения для школьного физического воспитания, чтобы разработать концепции и концепции здоровья, это новое предложение должно быть закреплено в принципах коллективного здоровья.

В этом исследовании мы будем понимать коллективное здоровье как область здоровья, которая включает социальные, культурные, экономические и исторические факторы в качестве медицинских предпосылок. Эти факторы могут обсуждаться в школьных классах физического воспитания, будь то в теории или на практике, связывая физические упражнения и физические упражнения с такими предметами.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли . Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Присутствие социальных и гуманитарных наук было консолидировано и считалось основополагающим для понимания коллективного здоровья. В школьном физическом образовании также необходимо включить эти науки, чтобы полностью понять ученика. Невозможно понять существо только из биологии и ее органических функций.

Такие аспекты, как жилье, питание, досуг, занятость, доступ к медицинским услугам, санитария и культура, считаются необходимыми для приобретения здоровья. Тем не менее, нормы и процедуры, связанные с гуманизацией, такие как диалог, уход и связь, также являются частью Коллективного здоровья. В школьном физическом воспитании мы считаем, что гуманизация еще не практикуется.

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Его характеристики сопровождают социально-культурный контекст, который проходит в стране. Подходы к физическому воспитанию: это понимание физического воспитания авторов или группы авторов, где каждый пытается объяснить содержание, системы и методы дисциплины в рамках своего собственного теоретического и практического опыта. Паулиста Журнал физического воспитания, Дополнение 2, Министерство здравоохранения. Оттавская хартия, Аделаидаская декларация, Декларация Сундсваля и Декларация Богато. Стахановцы нарциссизма: бодибилдинг и показной пуританство в американской культуре тела. Физическое воспитание, спорт и укрепление здоровья. Восприятие качества жизни среди детей в возрасте от 4 до 6 лет: образование в школе. Магистерская диссертация. Полное образование. Физическое воспитание и питание, Лондрина, Мидиограф, Порто Алегре: Медицинское искусство, физическое воспитание и коллективное здоровье: стратегическая роль области и возможности обучения в области образования и интеграции. сети здравоохранения. Вопрос здоровья: научные знания и популярные знания в недрах школы. Образование Физическая школа: знания и специфичность.

  • Тенденции физического воспитания: связаны с историческими периодами Бразилии.
  • Признан как подход в книге «Физическое воспитание в школе» Даридо и Рангеля.
  • Продвижение здоровья.
  • Министерство образования и спорта.
Отвечайте с согласованностью на вопросы, предложенные преподавателями.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.

Понимать смысл устных сообщений, задавая вопросы и реагируя на них. Используйте разнообразный словарь, соответствующий различным ситуациям. Передавайте поручения, новости и информацию устно, с согласованностью, отчетливо. Отслеживайте наблюдения, сделанные на фотографиях или других носителях текста, выражая их мнение, критику и эмоции, и наблюдая временные и причинные аспекты. Сделайте ожидания и интерпретации о том, что вы слышите. Сообщать о опыте в отношении изученных проектов и экспериментов.

Будьте заинтересованы в заимствовании книг из библиотеки классов и библиотеки. Различают, постепенно, различные текстовые носители, воспринимая социальную функцию письма. Признавать и называть строчные буквы, устанавливая отношения с заглавными буквами. Знать журналистский жанр, делать выводы и прогнозы о новостях. Установите связи между газетными новостями и связанными с ними событиями с содержанием, работающим в разных дисциплинах. Переписывайте небольшие тексты, сохраняя аппроксимации с оригинальным контентом и формой.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится- значит хороший, не нравится- значит плохой.

Производить небольшие тексты устно, из собственного авторства, имея учителя в качестве писца. Произведите новости из повседневных фактов. Достичь алфавитного слогового уровня в построении алфавитной базы. Сделайте копии различных текстов, соблюдая последовательность, направление, использование пространства и штрих букв. Подражать и драматизировать движения. Выполните драматические представления, кукольные театры, время истории и т.д. расскажите истории и факты. Возьмите ситуацию из близкого наблюдения.

Следить за своим внешним видом

Содействовать автономии и самопознанию. Побалуйте любопытство по поводу мира. Стимулируйте выражение своих интересов и потребностей, понимая желания других. Знайте правила, регулирующие отношения между людьми в вашей группе. Установите свои собственные правила в организации игры. Решите проблемы и конфликты, которые вам доступны. Изучите различные среды и объекты. Управлять более широкими движениями и преодолевать препятствия. Используйте воображаемые объекты для представления ситуации. Постройте объекты с ломом, тряпками или элементами природы.

В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

2. Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах.

Врачами и педагогами разработаны содержание и методика гигиенического обучения детей, которая строго дифференцируется в зависимости от возраста ребенка. По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это, естественно, учитывается в педагогических приемах. Так, в младшем дошкольном возрасте обучение строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении. В старшем дошкольном возрасте важно обоснование требований, контроль и самоконтроль за их выполнением. Это можно продемонстрировать на примере освоения детьми навыка мытья рук (методика Л.Г. Нисканен).

Ребенка начинают приучать мыть руки с раннего возраста. Так, в ясельной группе (1-2 года) руки ребенку моет няня или воспитатель. В первой младшей группе (2-3 года) ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему и постоянно напоминает, что это надо делать перед едой и после загрязнения.

Во второй младшей группе (3-4 года) воспитатель учит ребенка правильно мыть руки. Ребенок должен засучить рукава, смочить руки водой и намылить так, чтобы образовалась пена, затем хорошо смыть ее и насухо вытереть руки полотенцем. Попутно воспитатель поясняет, что мыльная пена хорошо удаляет грязь. В следующей возрастной группе (4-5 лет) этот навык закрепляется. Воспитатель должен следить, чтобы при мытье рук ребенок выполнял все элементы, из которых этот навык складывается. К 5 годам ребенок должен научиться тщательно мыть руки. К 6 годам следует добиваться, чтобы дошкольники не только усвоили правильные приемы мытья рук, но и осознавали необходимость выполнения этой гигиенической процедуры, как перед едой, так и после посещения туалета, игр с животными.

Воспитатель в беседе объясняет детям, что во время мытья удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания. Однако и здесь воспитатель должен контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов навыка.

Программой детского сада предусмотрено формирование различных культурно-гигиенических навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы к концу учебного года (табл.).

Перечень культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Возрастная

личной гигиены

самообслуживания

культуры

Первая младшая группа

При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользует-ся индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.

Снимает и одевает одежду в определен-ном порядке, рассте- гивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает не-опрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщатель-но пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.

младшая группа

При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызги-вает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытереться полотен-цем, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевре-менно пользуется носовым платком.

Самостоятельно одевается и раздева-ется в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вы-ворачивает на лице-вую сторону. Стара-ется сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимос-ти обращается к взрослым.

Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой, по мере загрязнения, после туалета, умеет пользо-ваться расческой, но-совым платком, чис-тит зубы на ночь, при кашле и чихании зак-рывает рот платком, отворачивается.

Большая самостоя-тельность в самообс-луживании (раздева-ние, одевание, засте-гивание пуговиц, заш-нуровывание боти-нок). Бережет одежду, обувь. Замечая непо-ладки в одежде, само-стоятельно устраняет их, с помощью взрос-лого приводит одеж-ду в порядок (чистит, просушивает).

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.

Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напомина-ния полощет рот пос-ле еды. Просит своев-ременно сменить но-совой платок, приво-дит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.

Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит верх-нюю одежду, учится стирать носки, пла-ток. Быстро одевается и раздевается, пра-вильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвен-тарем. Тактично гово-рит товарищу о непо-ладке в его костюме, обуви, помогает устранить их.

За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причесанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

Подготовительная

Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщатель-ного выполнения на-выков, полученных ранее.

Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол.

3.Условия успешного формирования культурно- гигиенических навыков.

В процессе культурно-гигиенического обучения широко используются наглядные пособия. Ребенок лучше поймет и осмыслит гигиенические сведения, если объяснение и рассказ воспитателя будут подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. С этой целью используют также игры, демонстрация фильмов, организация праздников. Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса . Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой.

Следующим обязательным условием формирования культурно-гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения .

Другое условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых . Ребенок приобретает культурно-гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Няня помогает воспитателю проводить закаливающие и гигиенические процедуры, участвует в уборке постелей, одевании, кормлении детей. Поэтому в действиях воспитателя и няни должна быть строгая согласованность.

Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском учреждении. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем и, требуя от него выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.

В воспитательной работе следует как можно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя.

Немаловажное значение имеет также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у нас Сережа молодец! Не стал брызгаться водой, а помыл руки аккуратно, быстро. Мыло положил на место». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание поступать так же, и мытье рук проходит без излишнего баловства. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель одобряет другого ребенка: «Как аккуратно Маша повесила свою одежду в шкаф! Она не торопилась, постаралась. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют! » Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям.

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердить, что малыш правильно понимает общественное требование, и подсказать, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

4.Особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Не стоит постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Заключение

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,

высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателю в беседе с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них и им самим нужно следить за своим поведением в общении с детьми.

Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни большое значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Список литературы:

1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Гигиенические основы детей от трех до семи лет. - М.,1987.

2. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. - Дошкольное воспитание. 1989.

3. Консультации для воспитателей http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac60.htm

4. Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста" - М. Просвещение 1986.

5. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., Дошкольная педагогика – М. Просвещение, 1978.