Особенности работы воспитателя в детском саду

Консультация для младших воспитателей ДОУ:

«Роль младшего воспитателя в воспитательно - образовательной работе с детьми»

Проведена: 22.10.2016 г.

Присутствует: 7 человек

Подготовила и провела: старший воспитатель Сиглаева Е.В.

Младший воспитатель, как первый помощник, очень сильно влияет на детей. Её речь поведение, поступки, манера держаться - всё является примером для детей.

Острая восприимчивость и наблюдательность малышей. Их стремление быть похожими на взрослых обязывает и педагога, и няню быть достойными подражания.

Вот почему является важным то, чтобы между младшим воспитателем и воспитателем установился тесный контакт, чтобы у них был единый подход к детям. Прежде всего, ее нужно ознакомить с воспитательной работой детского сада.

Естественно, что большая роль принадлежит в этом педагогам, с которыми работает младший воспитатель. Постоянно находясь в группе, наблюдая за работой воспитателей, на практике получает многие необходимые ей сведения. Она видит, что педагоги используют разный подход к детям: один ребёнок лучше откликается на ласку, а с другими нужно обойтись построже, робкий ребёнок или пришедший в группу новичок пользуются большим вниманием воспитателя.

Чтобы младший воспитатель могла быть настоящим помощником воспитателя, она обязана хорошо знать организацию всех режимных моментов. Когда дети заканчивают обед няня заранее готовит им воду для полоскания рта. Когда дети собираются на прогулку, няня помогает им, но старается не делать за ребёнка то, что он может сделать сам. А зимнее время нельзя, чтобы одетые дети ожидали малышей в помещении. Маленькие дети одеваются медленнее, чем старшие, поэтому няня или воспитатель должна выходит на участок. Перед обедом малыши, помыв руки, первыми садятся за накрытые столы, воспитательница находится вместе с ними. А в это время под наблюдение няни остальные дети моют руки.

По окончанию первого занятия малыши играют, а со старшими и средними проводится второе занятие. Няня присматривает за малышами, чтобы они не нарушали общей тишины. Она хорошо знает, какое занятие будет в этот день и соответственно с этим расставляет столы и делает влажную уборку. Всё это делается без лишней суеты и вопросов к воспитателю. А какое большое значение в воспитание у детей опрятности, аккуратности имеет внешний вид персонала, в том числе и няни, которая много времени находится в группе вместе с детьми.

Младший воспитатель и воспитатель должны с полуслова понимать друг друга. Утром пока воспитательница беседует с родителями, она приветливо встречает детей. Ребята делятся с ней новостями, а она внимательно выслушивает их.

Когда дети возвращаются с прогулки, няня заботливо проверяет у каждого, не мокрые ли варежки, а если надо, то высушит их. В группах всегда чисто и проветрено, Всё приготовлено к приходу детей.

Воспитывая организованность и правильное поведение у детей, воспитательница говорит няне, что она должна помогать в этом: требовать от детей порядок и тишины, следить, чтобы войдя в здание дети вытирали ноги, бесшумно закрывали за собой дверь, здоровались со всеми взрослыми и товарищами, при раздевании аккуратно вешали свою одежду в шкаф.

Вопрос о питании - это очень сложный и ответственный процесс. Если к нему не привлечено внимание воспитателей и нянь, он проходит плохо: дети едят без аппетита, съедают не всё, на тарелках остаётся много пищи, на столах куски хлеба с маслом. Маленькие дети часто не доедают потому, что устают или не привыкли к некоторым блюдам. Первый помощник воспитателя в правильной организации питания - няня. Она накрывает на стол, ставит еду каждому ребёнку, помогает детям.

Единство требований в подходе к детям со стороны воспитателя и няни содействует быстрому приобщению детей к коллективу. Прочному усвоению правил поведения.

А как хорошо и легко воспитателю, если младший воспитатель работает добросовестно, с душой, любит детей, ласково обращается с ними. Дружная, согласованная работа младшего воспитателя и педагога - залог успешного осуществления задач, стоящих перед работниками дошкольных учреждении.

Время

Воспитатель

Младший воспитатель

7.00 - 7.45

Принимает детей. Работа с родителями

7.45 - 8.00

Организует игровую деятельность детей. Организует детей на гимнастику.

8.00 - 8.06

Проведение утренней гимнастики. Обучение навыкам самообслуживания.

Контроль.

Приходит на работу.

Протирает пыль во всех помещениях группы. Сервирует столы.

8.10 - 835

Подготовка к завтраку. Завтрак.

Обучение КГН навыкам. Закрепляет. Контроль.

Обучение правильному приему пищи культура поведения, за столом. Докармливает.

Постепенно дети выходят из-за стола, продолжает обучать КГН (умывание, полоскание рта, мытье рук после туалета).

Получает завтрак.

Раскладывает пищу.

Встречает детей. Помогает сесть за стол.

Постоянно находится у стола, докармливает, убирает посуду.

Провожает и встречает детей из туалетной комнаты.

8.35 - 9.00

Совместная познавательно - творческая деятельность.

Убирает, замачивает посуду. Протирает столы, пол. Моет посуду.

Проветривает группу.

9.00 - 10.00 (11.00)

Организованная образовательная деятельность (с 10 мин. перерывом).

Уборка согласно графика.

Влажная уборка физ.зала перед занятием.

9.40 - 9.55

Сервировка стола.

9.50 Получает 2-й завтрак.

9.55 - 10.00

2-й завтрак

Обучение КГН до и после принятия пищи.

Отправляет поевших детей в туалетную комнату, выполнение требований КГН.

10.00 - 10.20 (11.00)

Подготовка к прогулке. Обучает навыкам самообслуживания, помогает. Выходит на прогулку с первой подгруппой.

10.20-11.50

Прогулка.

Проводит влажную уборку, согласно графика.

Готовит кровати ко сну (расправляет) - младшие группы

Сервирует столы.

11.50-12.15

Возвращение с прогулки. Помогает детям раздеться. Обучает детей навыкам самообслуживания (складывать вещи в шкаф, развешивать мокрые вещи и т.д.)

Помогает одеть детям групповую одежду. Сопровождает детей в туалетную комнату. Обучение КГН.

Встречает детей, помогает детям снять обувь.

Провожает детей в группу.

Помогает детям снять одежду.

Раскладывает пищу (1 блюдо).

12.15-12.45

Подготовка к обеду. Обед.

Обучает детей навыкам приема пищи, умение пользоваться столовыми приборами, докармливает. Постепенно дети выходят из-за стола, продолжает обучать КГН (умывание, полоскание рта, мытье рук после туалета).

Идет с 1-й подгруппой детей в спальню.

Встречает детей 2-й подгруппы. Обучает приему раздевания.

Укладывает их спать.

Постоянно находится у стола.

Убирает посуду, накладывает 2-е блюдо.

Докармливает.

Контролирует КГН детей 2-й подгруппы и сопровождает их в спальню.

Помогает раздеться.

Замачивает посуду.

12.45-15.00

Дневной сон.

Работа с методической литературой. Раскладывание «тропы здоровья». Постепенный подъем детей.

Проветривает групповую комнату.

Моет посуду.

Влажная уборка.

Сервирует столы.

15.00-15.10

Проводит закаливающие мероприятия.

Оказывает помощь при одевании, обучение, контроль.

Сопровождает в туалетную комнату. КГН, контроль.

Приводит детей в порядок (расчесывает).

Помогает детям во время закаливающих мероприятий.

Помощь в одевании и обувании. Расчесывает детей.

Получает полдник.

Раскладывает пищу.

15.10-15.20

Подготовка к полднику.

Полдник.

Находится у стола.

Обучение правильному приему пищи, культура поведения, за столом. Докармливает.

Постепенно дети выходят из-за стола, продолжает обучать КГН (умывание, полоскание рта).

Встречает детей за столом, помогает сесть за стол.

Заправляет кровати. Проветривает спальню.

Сопровождает детей в туалетную комнату после приема пищи.

Убирает, моет посуду.

15.30-16.10

Работа по плану

Уборка по графику.

Организует деятельность по заданию воспитателя.

16.10-16.20

Подготовка к прогулке.

Обучает навыкам самообслуживания, помогает.

Выходит на прогулку с первой подгруппой.

Помогает детям 2-й подгруппы одеться, выводит их на прогулку.

16.20-16.30

Прогулка.

Проветривает групповые помещения.

Уход домой.

16.30-19.00

Работа с родителями. Подготовка к образовательной деятельности следующего дня.

Уход домой.

В статье раскрыты проблемы, имеющиеся в системе дошкольного образования, в связи с введением в штаты ДОУ должности младшего воспитателя. Автор дает рекомендации руководителям ДОУ в повышении их роли в системе воспитания.

В середине 90-х гг. в целях повышения требований к квалификации лиц, оказывающих помощь воспитателям по воспитанию детей в течение дня, а также находящихся с детьми в ночное время, руководителям образовательных учреждений было рекомендовано вместо должностей помощников воспитателей предусматривать в штатном расписании должности младших воспитателей, а также назначать на эти должности лиц, имеющих среднее профессиональное образование, и применять при оплате их труда разряды ЕТС (вплоть до 6-го разряда вместо 3-го, предусмотренного для помощника воспитателя).

Различие в должностных обязанностях помощника воспитателя и младшего воспитателя состоит лишь в том, что в функциональные обязанности младшего воспитателя входит участие в проведении занятий , организуемых воспитателем, а помощнику воспитателя данная трудовая функция не вменяется в обязанности.

Проблема, освещаемая в данной статье, касается особенностей соблюдения должностной инструкции младшими воспитателями в ДОУ.

Эта проблема обнаружила себя в ходе неоднократных наблюдений за деятельностью младших воспитателей, взаимодействием их между собой, с администрацией ДОУ и сводится к тому, насколько качественно соблюдаются пункты должностной инструкции младшими воспитателями, и соблюдаются ли они вообще.

При введении в коллективах дошкольных учреждений новой штатной должности пришлось решать ряд возникших проблем, касающихся мотивации труда, осознания работниками своих должностных обязанностей, функций, целей, задач и приемов работы.

Предваряя анализ результатов опроса младших воспитателей, необходимо пояснить ситуацию, сложившуюся на данный момент. В силу низкой оплаты труда младшего воспитателя, непрестижности этой работы, предъявлении достаточно высоких требований к его деятельности руководителями ДОУ, осложнилась работа по подбору сотрудников на эту должность. В итоге на работу принимались лица, согласные работать за невысокую зарплату, с положительными личностными характеристиками, не противоречащими требованиям, предъявляемым к педагогическому персоналу, но не имеющим специальной подготовки к работе младшим воспитателем ДОУ.

Рассмотрим: кто работает сегодня младшими воспитателями в ДОУ, и как строится их деятельность?

В соответствии с п. 1.3. «Должностной инструкции младшего воспитателя», на должность младшего воспитателя назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и дополнительную подготовку в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы. В ДОУ г. Белгорода выявилась следующая ситуация: у меньшинства работников только среднее общее образование, у большинства - среднее профессиональное образование. Один сотрудник заочно получает среднее педагогическое образование. Один человек заочно учится в институте по непедагогическому профилю. Большинство младших воспитателей не проходили дополнительной подготовки в области образования и педагогики.

Разбираемая нами проблема, носит, безусловно, социальный характер. На данном этапе дошкольное и начальное образовательные звенья испытывают нехватку педагогических кадров из-за низкой оплаты труда, а привлекательным стимулом являются социальные льготы (предоставление оплачиваемого отпуска и больничного листа) и удобный режим работы. Младшими воспитателями зачастую идут работать студенты, женщины с маленькими детьми и лица, не имеющие образования. Данные категории людей чаще всего не имеют достаточной и адекватной мотивации к выбранной деятельности: любовь к детям, заинтересованность в их воспитании и образовании, качественное соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Нами проведено анкетирование младших воспитателей с целью выявления их подготовленности к исполнению своих должностных обязанностей. Им было предложено ответить на такие вопросы?

1. Нравится ли Вам Ваша работа? Почему?

2. Какова на Ваш взгляд главная задача младшего воспитателя?

3. Что на Ваш взгляд входит в должностные обязанности младшего воспитателя?

4. Как Вы считаете, должен ли младший воспитатель помогать воспитателю, в чем эта помощь заключается?

5. Должен ли младший воспитатель играть с детьми, помогать воспитателю в подготовке и проведении занятий?

50% опрошенных младших воспитателей ответили, что им нравится их работа. Причем 30% отметили, что им нравиться общаться и играть с детьми. 30% сотрудникам труд младшего воспитателя привлекателен из-за удобного режима работа и личной любви к чистоте. 20% работников ответили «нет» на вопрос, мотивировав это низкой оплатой труда. Этот фактор снижает привлекательность работы и у других сотрудников.

Свою главную задачу младшие воспитатели видят в поддержании чистоты. А ведь, согласно должностной инструкции, обеспечение санитарного состояния помещений и оборудования стоит шестым пунктом. Только 20% отметили, что их главной задачей является присмотр за детьми. 10% из них добавили своей задачей - поддержание безопасности детей.

Третий вопрос касался осознания опрашиваемой категории своих должностных обязанностей. На вопрос «Что на Ваш взгляд входит в должностные обязанности младшего воспитателя?» 80% младших воспитателей ответили: «Присмотр за детьми», «Следить за детьми», «Помогать детям, кормить их». 30% видят свои обязанности, в том числе, в соблюдении чистоты. Ни один из сотрудников не сказал, что он является первым помощником воспитателя в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников.

На четвертый вопрос утвердительно ответили все младшие воспитатели, особенно выделив помощь в присмотре за детьми в момент отсутствия воспитателя, помощь в организации режимных процессов.

На пятый вопрос так же отреагировали все утвердительно, отметив, что «играть с детьми входит в обязанности младшего воспитателя» (10% опрашиваемых), 35% сотрудникам даже нравится играть с детьми. В отношении занятий, младшие воспитатели видят свою помощь в поддержании дисциплины, безопасности, развлечении подгруппы детей, не присутствующей на занятии. На вопрос «Должен ли младший воспитатель помогать воспитателю в подготовке к занятию?» опрашиваемые отвечали, что у них самих есть много работы по исполнению своих функций, им некогда, но по идее они должны это делать.

Практика показывает, что подготовка к занятию занимает порой много времени у воспитателя: подготовить раздаточный материал, расставить мебель, оборудование, а после занятия - убрать все обратно. Чаще всего помощь младшего воспитателя в этом минимальна.

Делая выводы по анализу ответов опрашиваемых, можно заключить, что владение своей должностной инструкции у младших воспитателей находится лишь на уровне представлений, должностные обязанности они знают поверхностно и не всегда соблюдают.

В должностной инструкции (п.1.5.) прописано, что, младший воспитатель должен знать Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теории и методики воспитательной работы и т.д. Практика работы в ДОУ, наблюдение за деятельностью младших воспитателей, управление ими руководством показали, что эта группа сотрудников владеет ограниченным кругом представлений и знаний о педагогической деятельности.

Как указывалось выше, это проблема не только самих младших воспитателей, но и администрации ДОУ, которая обязана проводить работу по улучшению качества выполнения своих должностных обязанностей младшими воспитателями.

Важное значение в деятельности работников ДОУ имеет культура поведения их в коллективе, манера общения младших воспитателей с детьми, и между собой. Современные младшие воспитатели нередко используют бранную лексику в обращении друг с другом, детьми; при детях обсуждают своих сотрудников, приходят на рабочее место прокуренными и т.д. А в должностной инструкции (п.2.5.) прописано, что младший воспитатель участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников.

Многие проблемы, касающиеся младших воспитателей: низкая оплата труда, непрофессиональная мотивация, несоответствующий уровень культуры, недостаточный объем знаний и представлений, требуемый от младших воспитателей, можно решить местными органами управления, а так же грамотным руководством со стороны администрации ДОУ.

  1. Изначальный грамотный инструктаж младших воспитателей администрацией ДОУ; периодически повторный инструктаж в целях напоминания должностных обязанностей, прав и ответственности.
  2. Мониторинг исполнения должностных обязанностей в трудовом коллективе руководителями ДОУ.
  3. Обучающие семинары для младших воспитателей, проводимые педагогом-психологом, старшим воспитателем, заведующей ДОУ.
  4. Введение системы поощрений младших воспитателей, ответственно выполняющих должностные обязанности.

Актуальными вопросами в системе дошкольного образования являются:

1. организации периодических курсов для учебно — вспомогательного персонала ДОУ;

2. повышение оплаты труда учебно — вспомогательного персонала ДОУ.

Методика проведения различных спортивных игр для учащихся 1-2 классов общеобразовательной школы, их значение для физического развития и поддержания здоровья ребят. Описание правил игры, методические рекомендации по ее проведению, педагогическое значение.

Реализация программ дошкольного образования. Основные характеристики организации образовательного процесса ДОУ. Комплексные и парциальные программы, которые используются в воспитательно-образовательном процессе. Предметно–развивающая среда в ДОУ.

Педагогические и гигиенические требования к формам организации труда детей в природе. Методика проведения трудовой деятельности детей с отклонениями в развитии речи в уголке природы. Программа коррекционного обучения, ее особенности и преимущества.

Описание игр, направленных на развитие силы. Упражнения, способствующие воспитанию быстроты. Понятие выносливости, ловкости и гибкости, технические приемы их развития. Значение подвижных игр в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.

Игровые упражнения для развития речи. Развитие культурно-гигиенических навыков у дошкольников. Занятия для формирования образной речи у детей. Основные упражнения на развитие мелкой моторики рук. Эмоционально-нравственное и патриотическое воспитание.

Общеразвивающие упражнения, их роль в физическом развитии детей, характеристика и классификация. Имитационные упражнения. Оздоровительная направленность. Задачи обучения детей движениям. Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах.

Краткие сведения о дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Анализ нормативно-правового обеспечения ДОУ. Оценка оформления помещений и уровня безопасности детей и сотрудников. Планово-прогностическая деятельность ДОУ. Анализ организации питания.

Планирование и учёт работы по физическому воспитанию в учебном заведении. Развёрнутый план-конспект урока по физическому воспитанию (гимнастика - 3 кл., легкая атлетика - 6 кл., спортивные игры - 10 кл.). Физкультминутка для для учащихся младших классов.

Общая характеристика школы, оценка ее соответствия современным стандартам. Функциональные обязанности воспитателя, правила и порядок наблюдений за его профессиональной деятельностью. Принципы преподавания в младших классах. Конспект пробного урока.

Особенности физического воспитания в средней общеобразовательной школе №170. Комплекс общеразвивающих упражнений с и без предмета для учащихся 3-х классов. Анализ антропометрических показателей физического развития детей младшего возраста (2 класс).

Возрастные особенности раннего детства и специфика педагогической работы с детьми. Содержание и методика работы с детьми в дошкольных учреждениях разного вида. Хронометраж действий ребенка двух лет в группе. Поведение детей при выполнении заданий.

Влияние на организм ходьбы на лыжах. Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте, ее формы и задачи, создание благоприятных условий для обучения. Основные критерии правильности скользящего шага. Организованные занятия лыжным спортом.

Понятие и значение режима дня. Его особенности в разных возрастных группах. Организация режима дня детей различных возрастов в условиях домашнего воспитания. Режим дошкольников в выходные и праздничные дни, необходимость и методы его поддержания.

Общая характеристика основных форм организации физического воспитания. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня: зарядка; закаливающие процедуры в сочетании с физическими упражнениями. Работа по физическому воспитанию в повседневной жизни.

Обучение технике выполнения упражнения "мост" из исходного положения стоя (с помощью партнера). Силовые упражнения на перекладине. Общеразвивающие упражнения со скакалкой. Занятия на развитие скоростно-силовых качеств детей соревновательным методом.

Значение утренней гимнастики, ее задачи, структура и содержание. Подбор упражнений, составление комплексов. Варианты и условия проведения. Методика проведения утренней гимнастики с детьми разных возрастных групп. Использование музыкального сопровождения.

Особенности управления муниципальным дошкольным образовательным учреждением. Коррекционно-развивающая работа с детьми с учетом их индивидуально-личностных особенностей. Приоритетное направление - экологическое воспитание. Организация методической работы.

Бурятский государственный университет

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

курсов повышения квалификации младших воспитателей ДОО

«Младший воспитатель в образовательном процессе ДОО: содержание, методы, формы работы»

Объем часов: 36 часов

Пояснительная записка

Целевое назначение программы: совершенствование профессионального педагогического мастерства младших воспитателей в свете внедрения ФГОС ДО

Программа направлена на решение следующих задач:

· расширить информационно-познавательную компетентность младших воспитателей ДОО.

· систематизировать и обобщить знания по проблеме, формировать практические навыки работы с детьми.

· развивать педагогическую рефлексию и мышление младших воспитателей ДОО.

В учебный процесс включены разнообразные формы и методы активного обучения: лекции, семинары, практикумы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам, проектная работа. Предусматривается и самостоятельная работа слушателей по индивидуальным планам для подготовки к семинарам и зачету.

Младшие воспитатели, освоившие программу:

а) приобретают знания:

· об основных направлениях модернизации дошкольного образования в условиях введения ФГОС.

· о нормативных документах, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования

· об особенностях детей дошкольного возраста

б) осваивают умения:

· уметь организовывать самостоятельную деятельность детей;

· иметь достаточно ясное представление о методических основах воспитания и обучения детей;

Программа адресована младшим воспитателям дошкольных образовательных учреждений

Условия освоения программы

Концептуальные подходы к разработке ФГОС дошкольного образования. Основные направления развития ребенка дошкольного возраста в ФГОС. Структура основной общеобразовательной программы ДОО. Обязательная и вариативная части образовательной программы. Основные образовательные области. Виды детской деятельности.

Проектирование образовательного процесса ДОО на основе принципов интеграции и комплексно-тематического планирования. Интеграция содержания и задач психолого-педагогической работы. Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности. Модель взаимодействия специалистов ДОО.

Конвенция о правах ребенка.

Формы организации образовательной работы в педпроцессе ДОО. Совместная деятельность взрослого и детей: в ходе режимных моментов, в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности). Самостоятельная деятельность детей.

Тема 2. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста

Понятие «возраст», новообразования каждого возрастного периода. Субкультура детства, её виды и формы.

Индивидуальные особенности развития личности ребёнка. Темперамент. Его роль в становлении личности. Типы темперамента ребёнка. Учёт индивидуально – типологических особенностей в воспитательной работе.

Особенности эмоционально-познавательного развития детей дошкольного возраста. «эмоциональное развитие», «познавательное развитие». Содержание и технология эмоционально-познавательного развития детей дошкольного возраста.

Понятие общения. Значение общения в становлении личности ребёнка. Общение со сверстниками, общение со взрослыми и их специфика. Причины конфликтов и их устранение.

Тема 3. Содержание и технологии развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Этнокультурное развитие дошкольника. Народная традиционная культура как фактор социализации детей. Современные технологии социализации детей в процессе этнокультурного образования.

Классификации детских игр и их место в психическом развитии. Значение игры для психического развития ребёнка. Сложность и важность руководства детскими играми. Создание педагогических условий для развития творческих игр.

Основы физического воспитания и развития ребенка. Понятия «здоровье», «физическое здоровье», «психическое здоровье». Здоровьесберегающие технологии в ДОО.

Развитие речи детей - ведущее направление развития и воспитания дошкольников Трудовое воспитание детей при проведении режимных процессов.

Создание предметно - развивающей среды в группе детского сада. Принципы построения предметно-развивающей среды.

Вопросы к собеседованию для слушателей курсов младших воспитателей

1. Как организовать совместную деятельность детей, учитывая индивидуальные особенности ребёнка?

2. Роль младшего воспитателя в формировании культурно-гигиенических навыков у детей.

3. Роль младшего воспитателя при организации деятельности в уголке природы.

4. Роль младшего воспитателя в организации работы по физическому воспитанию (участие при проведении физкультурных праздников, закаливание).

5. Приемы самостоятельной индивидуальной математической деятельности детей в разных возрастных группах.

6. Нужно ли и зачем (если нужно) обучать детей изобразительной деятельности (рисованию, лепке, конструированию)?

7. Чем можно занять подгруппу детей, используя изодеятельность?

8. Роль младшего воспитателя в организации трудовой деятельности детей в разных возрастных группах.

9. Какие формы работы по развитию речи детей можно использовать в разных возрастных группах?

10. Роль младшего воспитателя в организации игровой деятельности детей.

Литература

3. Давыдов развивающего обучения.- М., 1986

5. Игра дошкольника. Под ред. . - М., 1989

6. Крулехт ёнок и рукотворный мир. – СПб., 2002

7. Логинова системности знаний у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...д-ра пед. наук.- Л.,1984

8. Стрекаловская игр дошкольников под влиянием системных знаний о труде взрослых.- Улан-Удэ, 2003

9. Эльконин игры.- М., 1978

Введение в этническую психологию.- СПб., 1995, гл. V. Этнические факторы развития личности. С.66-83. Волков. М., 1999. Григорьев педагогика игры / Вопросы методологии и теории: В 2 ч. М., 1996. Дайн народный календарь [Текст] : приметы, поверья, игры, рецепты, рукоделие / . - М. : Дет. лит., 2001. - 158 с. Детские народные подвижные игры: кн. для воспитателей дет. сада и родителей / сост.: , . - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 216 с. Зимина игры с пением [Текст]: практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов пед вузов и колледжей / - М. : [Гном и Д.], 2000. - 63 с.