Музыкальная программа синтез. Анализ парциальных программ музыкального развития

Методы ведения библиотек

Методы управления проектами

Общее определение метода управления проектом таково: способы определения метрик и нормативов логического программирования, обнаружения узких мест, планирование материальных, людских и вычислительных ресурсов и сроков выполнения работ по проекту. Способы предназначены для определения путей повышения эффективности работ и оценки деятельности коллектива проектантов над проектом и его реализации.

Главный принцип методов состоит в обеспечении максимального копирования человеческого поведения в библиотеке и ведения библиотеки книг и документов, собранных в библиотеке. Вводится понятие картотеки и форм карточек, определяется метод доступа к содержимому библиотеки, ее поддержания, чистки и защиты от несанкционированного доступа. В указанных руководствах подробно описаны все макро и микро действия по вводу документов в библиотеку и сопровождению их по времени.

В библиотеке находят приют описания языков и проектов, программные модули, программы общего назначения, системные программы, БЗ, БД, отчеты о работах и др. документация.

Накопление разделов данных, знаний или систем способствует сохранению отлаженных (точных) знаний и атрибутов их использования. Кроме этого библиотека снабжается средством просмотра списка всех картотек (каталогов) библиотеки.

Главная ориентация в работе со знаниями (в том числе с алгоритмическими знаниями) состоит в применении логических методов и подходов. Такая ориентация исторически родилась из проблем построения доказательств правильности программ. В решении этих проблем получены хорошие теоретические результаты, но практическое воплощение оказалось весьма трудным делом. Минуя эти проблемы можно достичь больших практических результатов после внедрения методов и средств синтеза программ автоматическими методами. После реализации методов синтеза программ отпадает необходимость в доказательстве правильности программ, но правильность алгоритмов остается. Автоматический синтез обеспечивает (гарантирует) построение правильных программ, но не правильных алгоритмов, если в задании допущена ошибка. Имеется другая сторона проблемы синтеза - проблема соответствия алгоритма и программы физической сущности решаемой задачи. И тогда возникает проблема установления правильности постановки задачи. Технически эта проблема несколько проще проблемы доказательства правильности программы. А теоретически проблема исследования правильности постановки задачи находится в начальной стадии ее формулировки.

Сущность синтеза программ состоит в следующем. Если знания не полны, то решение задачи не может быть получено. Чаще других причин существует причина отсутствия варьируемых исходных данных. Тогда строят программу по «сырому» решению и через запуск программы с вводимыми исходными данными осуществляется проверка истины для всего задания (задачи). Если истина не определяется, то выдаются условия для получения истины. Выводимые условия окончательно определяют решение задачи. Решение при этом выглядит как альтернативы совместных фактов. Каждый факт - имя и полученное значение для понятия с этим именем или имя и выражение, если знания об операциях не полны. Итак, программа реализует динамическое «вычисление» истины (или лжи) или условия, при которых задание будет истинным. Программы продолжает поиск решения задания, но с изменяющимися исходными данными.



Результаты работы программ могут использоваться далее с каким-либо назначением, например, для их анализа. Анализ результатов производится для установления соответствия между физической сущностью проблемы и программной моделью. Анализ может быть связан просто с поиском ошибок в задании.

МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ:

1. Процедурное (императивное) программирование.

2. Структурное программирование.

3. Автоматное программирование.

4. Функциональное программирование.

5. Логическое программирование.

6. Объектно-ориентированное программирование.

7. Прототипное программирование.

8. Аспектно-ориентированное программирование.

9. Модульное программирование.

Процедурное (императивное) программирование является отражением архитектуры традиционных ЭВМ, которая была предложена фон Нейманом в 40-х годах. Теоретической моделью процедурного программирования служит алгоритмическая система под названием «машина Тьюринга».

Программа на процедурном языке программирования состоит из последовательности операторов (инструкций), задающих процедуру решения задачи. Основным является оператор присваивания, служащий для изменения содержимого областей памяти. Концепция памяти как хранилища значений, содержимое которого может обновляться операторами программы, является фундаментальной в императивном программировании

Выполнение программы сводится к последовательному выполнению операторов с целью преобразования исходного состояния памяти, то есть значений исходных данных, в заключительное, то есть в результаты. Таким образом, с точки зрения программиста имеются программа и память, причем первая последовательно обновляет содержимое последней.

Языки императивного программирования: Ада (язык общего назначения), Бейсик (начиная с версии Quick Basic и до появления Visual Basic), Си, ДРАКОН, КОБОЛ, ФОРТРАН, Модула-2, Паскаль, ПЛ/1, Рапира, REXX.

Структурное программирование - методология разработки и проектирования программного обеспечения, в основе которой лежит представление и структуризация программы в виде иерархической структуры блоков. Предложена в 70-х годах XX века Э. Дейкстрой, разработана и дополнена Н. Виртом и Харланом Милзом. Технология структурного программирования и проектирования в 80-ых годах ХХ века была описана в школьных и вузовских учебниках информатики А.П.Ершова, В.А.Каймина и А.Г.Кушниренко.

Структурный подход к разработке программного обеспечения имеет два подхода:

1. Использование языков структурного программирования (языки Pascal, C, Ada, Modula, Java и т.д.).

2. Структурное проектирование программ с использованием структурированных алгоритмов, записываемых на структурном псевдокоде с использованием лексики родного (русского языка) для документирования всего комплекса программ, предложенного Харланом Миллзом (IBM,1972) и В.А.Кайминым (МИЭМ,1978-1983

В соответствии с данной методологией:

1. Структурированная программа (структурированный алгоритм) представляет собой структуру, построенную из трёх типов базовых конструкций:

o последовательное исполнение - однократное выполнение операций в том порядке, в котором они записаны в тексте программы (алгоритма)

o альтернативное исполнение - однократное выполнение одной из двух или более операций, в зависимости от выполнения некоторых заданных условий

o цикл - многократное исполнение одной и той же операции вплоть до выполнения некоторых заданных условий (условий продолжения либо завершения цикла).

В современных языках программирования «ветвления» допускают несколько альтернативных операций, а в «циклах» - несколько условий выхода с различными условиями выхода из цикла. Структурный псевдокод в силу его гибкости допускает многоальтернативные ветвления и циклы, используемые в наиболее современных языках программирования, для которых В.А.Кайминым были предложены оригинальные процедуры верификации и анализа правильности алгоритмов, изложенные с самого начала в учебниках информатики.

2. В структурированных алгоритмах и программах базовые конструкции могут быть вложены друг в друга произвольным образом, но никаких других средств управления последовательностью выполнения операций не предусматривается

3. Повторяющиеся фрагменты программы (представляющие собой логически целостные вычислительные блоки) могут оформляться в виде т. н. подпрограмм (процедур, функций или модулей). В этом случае в тексте основной программы, вместо помещённого в подпрограмму фрагмента, вставляется инструкция вызова подпрограммы . При выполнении такой инструкции выполняется вызванная подпрограмма, после чего исполнение программы продолжается с инструкции, следующей за командой вызова подпрограммы.

Разработка структурированных программ ведётся пошагово, методом «сверху вниз»

Структурное проектирование программ означает, что сначала пишется текст основной программы, в котором, вместо каждого связного логического фрагмента текста, вставляется вызов подпрограммы, которая будет выполнять этот фрагмент. Вместо настоящих, работающих подпрограмм, в программу вставляются «заглушки», которые ничего не делают. Полученная программа проверяется и отлаживается. После того, как программист убедится, что подпрограммы вызываются в правильной последовательности (то есть общая структура программы верна), подпрограммы-заглушки последовательно заменяются на реально работающие, причём разработка каждой подпрограммы ведётся тем же методом, что и основной программы

Разработка заканчивается не тогда, когда не останется ни одной «затычки», которая не была бы удалена, а когда протестирован каждый модуль, функция и подпрограмма. Тестирование и разработку программ можно вести как «сверху-вниз» так и «снизу-вверх» от автономной к комплексной отладке.

Такая последовательность гарантирует, что на каждом этапе разработки программист одновременно имеет дело с обозримым и понятным ему множеством фрагментов, и может быть уверен, что общая структура всех более высоких уровней программы верна. При сопровождении и внесении изменений в программу выясняется, в какие именно процедуры нужно внести изменения, и они вносятся, не затрагивая части программы, непосредственно не связанные с ними. Это позволяет гарантировать, что при внесении изменений и исправлении ошибок не выйдет из строя какая-то часть программы, находящаяся в данный момент вне зоны внимания программиста

Автоматное программирование - это парадигма программирования, при использовании которой программа или её фрагмент осмысливается как модель какого-либо формального автомата.

В зависимости от конкретной задачи в автоматном программировании могут использоваться как конечные автоматы, так и автоматы более сложной структуры

Определяющими для автоматного программирования являются следующие особенности:

1. Временно́й период выполнения программы разбивается на шаги автомата , каждый из которых представляет собой выполнение определённой (одной и той же для каждого шага) секции кода с единственной точкой входа; такая секция может быть оформлена, например, в виде отдельной функции и может быть разделена на подсекции, соответствующие отдельным состояниям или категориям состояний.

2. Передача информации между шагами автомата осуществляется только через явно обозначенное множество переменных, называемых состоянием автомата ; между шагами автомата программа (или её часть, оформленная в автоматном стиле) не может содержать неявных элементов состояния, таких как значения локальных переменных в стеке, адреса возврата из функций, значение текущего счётчика команд и т.п.; иначе говоря, состояние программы на любые два момента входа в шаг автомата могут различаться между собой только значениями переменных, составляющих состояние автомата (причём такие переменные должны быть явно обозначены в качестве таковых).

Полностью выполнение кода в автоматном стиле представляет собой цикл (возможно, неявный) шагов автомата.

Название автоматное программирование оправдывается ещё и тем, что стиль мышления (восприятия процесса исполнения) при программировании в этой технике практически точно воспроизводит стиль мышления при составлении формальных автоматов (таких как машина Тьюринга, автомат Маркова и др.).

Функциональное программирование - раздел дискретной математики и парадигм программирования, в которой процесс вычисления трактуется как вычисление значений функций в математическом понимании последних (в отличие от функций как подпрограмм в процедурном программировании). Противопоставляется парадигме императивного программирования, которая описывает процесс вычислений как последовательность изменения состояний (в значении, подобном таковому в теории автоматов). Функциональное программирование не предполагает изменяемость данных (в отличие от императивного, где одной из базовых концепций является переменная).

На практике отличие математической функции от понятия «функции» в императивном программировании заключается в том, что императивные функции взаимодействуют и изменяют уже определенные данные. Таким образом, в императивном программировании, при вызове одной и той же функции с одинаковыми параметрами можно получить разные данные на выходе, из-за влияния на функцию внешних факторов. А в функциональном языке при вызове функции с одними и теми же аргументами мы всегда получим одинаковый результат в обоих случаях, входные данные не могут измениться, выходные данные зависят только от них

λ-исчисления являются основой для функционального программирования, многие функциональные языки можно рассматривать как «надстройку» над ними

Наиболее известными языками функционального программирования являются:

o Haskell – чистый функциональный. Назван в честь Хаскелла Карри;

o LISP (Джон МакКарти, 1958);

o ML (Робин Милнер, 1979);

o Miranda (Дэвид Тёрнер, 1985), впоследствии дал развитие языку Haskell

o Erlang (Джой Армстронг, 1986), функциональный язык с поддержкой процессов

o Nemerle – гибридный функционально/императивный язык

Еще не полностью функциональные изначальные версии и Lisp и APL внесли особый вклад в создание и развитие функционального программирования. Более поздние версии Lisp, такие как Scheme, а так же различные варианты APL поддерживали все свойства и концепции функционального языка

Как правило, интерес к функциональным языкам программирования, особенно чисто функциональным, был сугубо научный, нежели коммерческий. Однако, таким примечательным языкам как Erlang, OCaml, Haskell, Scheme (после 1986) а так же специфическим R (статистика), Mathematica (символическая математика), J и K (финансовый анализ), и XSLT (XML) находили применение в индустрии коммерческого программирования. Такие широко распространенные декларативные языки как SQL и Lex/Yacc содержат некоторые элементы функционального программирования, они остерегаются использовать переменные. Языки работы с электронными таблицами также можно рассматривать как функциональные.

Многие нефункциональные языки, такие как C, C++ и C# могут вести себя как функциональные при использовании указателей на функцию, в соответствие с библиотекой и λ-исчислениями.

Логическое программирование - парадигма программирования, основанная на автоматическом доказательстве теорем, а также раздел дискретной математики, изучающий принципы логического вывода информации на основе заданных фактов и правил вывода. Логическое программирование основано на теории и аппарате математической логики с использованием математических принципов резолюций.

Самым известным языком логического программирования является Prolog, являющийся по своей сути универсальной машиной логического вывода, работающей в предположении замкнутости мира фактов и используемой для логического подхода к решению проблем искусственного интеллекта.

Язык Пролог, принципы и законы логического вывода, элементы математической логики, а также принципы проектирования баз знаний и экспертных систем были включены в первые школьные и вузовские учебники информатики В. А. Каймина. В этих целях интерпретаторы Пролога были реализованы на ряде отечественных школьных ЭВМ.

Первым языком логического программирования был язык Planner, в котором была заложена возможность автоматического вывода результата из данных и заданных правил перебора вариантов (совокупность которых называлась планом). Planner использовался для того, чтобы понизить требования к вычислительным ресурсам (с помощью метода backtracking) и обеспечить возможность вывода фактов, без активного использования стека. Затем был разработан язык Prolog, который не требовал плана перебора вариантов и был, в этом смысле, упрощением языка Planner.

От языка Planner также произошли логические языки программирования QA-4, Popler, Conniver и QLISP. Языки программирования Mercury, Visual Prolog, Oz и Fril произошли уже от языка Prolog. На базе языка Planner было разработано также несколько альтернативных языков логического программирования, не основанных на методе backtracking, например, Ether.

Объектно-ориентированное программирование (ООП) - парадигма программирования, в которой основными концепциями являются понятия объектов и классов (либо, в менее известном варианте языков с прототипированием - прототипов).

Класс - это тип, описывающий устройство объектов. Понятие «класс» подразумевает некоторое поведение и способ представления. Понятие «объект» подразумевает нечто, что обладает определённым поведением и способом представления. Говорят, что объект - это экземпляр класса. Класс можно сравнить с чертежом, согласно которому создаются объекты. Обычно классы разрабатывают таким образом, чтобы их объекты соответствовали объектам предметной области.

Класс является описываемой на языке терминологии (пространства имён) исходного кода моделью ещё не существующей сущности, т. н. объекта.

Объект - сущность в адресном пространстве вычислительной системы, появляющаяся при создании экземпляра класса (например, после запуска результатов компиляции (и линковки) исходного кода на выполнение).

Прототип - это объект-образец, по образу и подобию которого создаются другие объекты.

Прототипное программирование - стиль объектно-ориентированного программирования, при котором отсутствует понятие класса, а повторное использование (наследование) производится путём клонирования существующего экземпляра объекта - прототипа .

Каноническим примером прототип-ориентированного языка является язык Self. В дальнейшем этот стиль программирования начал обретать популярность и был положен в основу таких языков программирования, как JavaScript, Cecil, NewtonScript, Io, Slate, MOO, REBOL, Kevo и др

Аспектно-ориентированное программирование (АОП) - парадигма программирования, основанная на идее разделения функциональности, особенно сквозной функциональности, для улучшения разбиения программы на модули.

Методология аспектно-ориентированного программирования была предложена группой инженеров исследовательского центра Xerox PARC под руководством Грегора Кикзалеса (Gregor Kiczales). Ими же был разработан первый, и наиболее успешный до сих пор, контекстно-ориентированный язык программирования AspectJ.

Существующие парадигмы программирования, такие как процедурное программирование и объектно-ориентированное программирование, предоставляют некоторые способы для разделения и выделения функциональности, например, функции, объекты, классы, пакеты, но некоторую функциональность с помощью предложенных методов невозможно выделить в отдельные сущности. Такую функциональность называют сквозной, так как её реализация разбросана по различным модулям программы. Сквозная функциональность приводит к рассредоточенному и запутанному коду. Запутанным называется такой код, в котором одновременно реализована различная функциональность.

Трассировка - типичный пример сквозной функциональности. Другие примеры: контрактное программирование, в частности проверка пред- и пост-условий, обработка ошибок, реализация систем безопасности. Если рассматривать программу написанную с помощью ООП, то любая функциональность, по которой не происходила декомпозиция программы, является сквозной.

Все языки АОП предоставляют способы для выделения сквозной функциональности в отдельную сущность. Различие между ними заключается в удобстве, безопасности и области применения средств, которые они предоставляют. Наиболее популярный на данный момент язык АОП - AspectJ. Используемые в нем понятия распространились на большинство языков АОП.

Основные понятия AspectJ:

Точка выполнения (англ. JoinPoint ) - определенная точка выполнения программы;

Срез (англ. PointCut ) - набор точек выполнения программы.

Применение (англ. Advice ) - состоит из условий применения и реализации функциональности. Условия применения определяют до, после или вместо какого среза надо вставить требуемую функциональность

Аспект (англ. Aspect ) - модуль AspectJ.

Представление (англ. Introduction ) - метод изменения структуры класса путем введения новых полей и методов, а также изменения иерархии наследования

«Учебники по музыке» - Диски. Методическая литература. Критская Е.Д., Сергеева Г.П. Музыка. 1-7 классы. УМК по музыке. Фонохрестоматии. Науменко Т.И., Алеев В.В. Музыка. Искусство. 8-9 класс. УМК по ИЗО. Учебно - методический комплект. Дневники музыкальных размышлений. Творческие тетради.

«Программы по музыке» - Издательство «Русское слово». Издательство «Ассоциация XXI век». Возможность разностороннего развития обучающихся. Программы по музыке. Издательский дом «Федоров». Русское и зарубежное классическое музыкальное наследие. Обучение детей основам музыкальных знаний. Издательство «Академкнига/учебник». Направления внеурочной музыкальной деятельности.

«Программы музыкального воспитания» - Основы музыкальной культуры. Программа «Гармония». Комплексные программы дошкольного образования. Принципы программы «Музыкальные шедевры». От рождения до школы. Программа «Радуга». О российских программах дошкольного образования. Занятия с опорой на специфику искусства. Программа петербуржцев. Программа «Синтез».

«Викторина по музыке» - Творческое содружество «Могучая кучка». «Богатырские ворота. «У камелька». «Мазепа». Композитор, автор симфонической сказки «Петя и волк». Дом-музей П.И.Чайковского. Основатель знаменитой картинной галереи в Москве. Автор увертюр для симфонического оркестра «Арагонская хота». Композитор, написавший 19 рапсодий.

«ЭОР по музыке» - Проблемные поля. Пение караоке. Направления использования ЭОР на уроке. Преимущества использования ЭОР в образовании. Энциклопедия классической музыки. Интересы многих учеников связаны с миром компьютеров. Энциклопедия популярной музыки. Энциклопедия «Музыкальные инструменты». Практический курс. Музыкальный класс- это веселое развлечение, игра и уроки музыки.

«Музыкальная одарённость» - Соотношение музыкальных способностей. Множество свидетельств. Сдержанные дети. Общие характеристики детей. Музыкальные способности. Биографы. Музыкальная одарённость. Одаренные девочки. Проявление музыкальных способностей. Сергей Васильевич Рахманинов. Музыкальная одаренность. Биографические данные.

Всего в теме 21 презентация

ПРОГРАММА «СИНТЕЗ»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (21, стр.3).

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр.4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

1. Специальный подбор музыкального репертуара;

2. Использование синтеза искусств;

3. Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

4. Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам – высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств – к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке – сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А.Саврасова, И.Левитана, И.Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П.Чайковский, С.Прокофьев, Г.Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И.С.Баха, Й.Гайдна, В.А.Моцарта, С.Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки – балет П.И.Чайковского «Щелкунчик» и опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».

§ 2 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Кратко мы рассмотрели три программы по музыкальному воспитанию дошкольников. Сравним их.

Как уже говорилось, первые две программы во многом схожи между собой, но есть в них и отличия. В программе Н.А.Ветлугиной главной задачей является овладение детьми действиями, навыками, умениями в области восприятия музыки(пения, движения, игре на детских музыкальных инструментах).Во второй программе главной задачей является формирование музыкальных предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания, а умения и навыки служат средством достижения этой цели.

В программе О.П.Радыновой все виды детской музыкальной деятельности тесно взаимосвязаны, у Н.А.Ветлугиной они существуют немного оторвано друг от друга (кроме игры на музыкальных инструментах). С этой точки зрения программа Радыновой на мой взгляд более совершенна. Когда ребенок проделывает несколько разных операций с одним произведением (слушает, танцует по него, исполняет на инструменте) оно воспринимается им во всех гранях, следовательно оставляет след в духовном развитии ребенка. Обе эти программы предполагают наличие и использование музыкально дидактических игр и наглядных пособий в виде карточек, изображающих движение мелодии, ритмический рисунок, настроение музыки, передаваемое цветом (ласковая музыка - желтый цвет, бодрая музыка – красный цвет и т.д.).

Программа О.П.Радыновой в отличие от программы Н.А.Ветлугиной не предполагает обучение детей пению по нотам. Я считаю это правильным. Как показывает практика, знание нот не помогает дошкольникам в формировании эстетических вкусов и предпочтений. А у некоторых детей даже отбивает интерес к музыкальным занятиям. Также наблюдается разница в форме занятий. Во второй программе форма занятий менее ограничена. Педагог на свое усмотрение может провести тематическое или комплексное занятие, используя в них определенные виды деятельности детей. У Н.А.Ветлугиной кроме того, что формы занятий ограничены только тремя видами (фронтальные, по подгруппам, индивидуальные), они еще имеют строгую структуру – в одном занятии должны быть использованы все виды музыкальной деятельности детей (пение, движение, игра на инструментах, слушание музыки).

Программа «СИНТЕЗ» значительно отличается от двух предыдущих и, как мне кажется, более совершенна в плане общеэстетического, духовного развития ребенка. Она значительно больше расширяет кругозор дошкольника, приобщает его к мировой культуре в целом, а не только к музыке, что немаловажно для становления полноценной личности. Основной акцент в этой программе делается на слушание музыки. Использование литературный произведений и зрительного ряда (фотографии, репродукции) помогают детям понять, прочувствовать музыкальный образ. Такие виды деятельности, как пение, движение под музыку, игра на инструментах, авторы рекомендуют использовать как вспомогательные.

Произошедшее в последующем разграничение искусства по видам не исключило его синтетические формы. Таким образом, возникли синтетические искусства - драматический и музыкальный театр, кино и др.

Необходимость объединения различных видов искусств вызвана тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать достаточно полную картину мира. Дополняя друг друга, различные виды искусства создают наиболее целостный художественный образ, обеспечивают больший диапазон эмоций.

Особенно эффективно осуществлять воспитание с использованием синтеза искусств, по мнению ученых, в детском возрасте, так как искусство произошло от игры (К. В. Тарасова, Р. М. Чумичева и др.). Очевидно поэтому ребенок воспринимает окружающий мир синкретически и синкретический характер имеет его художественно-творческая деятельность (ребенок обычно одновременно поет, приплясывает и звенит чем-нибудь).

При этом отмечается сложность восприятия ребенком музыкального образа в большей степени, чем образов живописных и литературных произведений в силу его абстрактности, зависимости от жизненного опыта, который у дошкольника очень мал. Поэтому на ранних этапах развития музыкальности необходимо помочь ребен­ку в «дешифровке» содержания музыки и в овладении ее языком.

Богатые возможности синтеза искусств в музыкальном воспитании дошкольников обусловили появление большого количества соответствующих образовательных программ.

Программа «Синтез»

Программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза трех искусств: музыки, литературы, изобразительного искусства.

Цель программы:

а ввести ребенка-дошкольника в мир музыки;

· формировать его художественную культуру;

· развивать навыки восприятия произведений различных видов

искусств.

Программа представлена по четырем возрастным группам: 4-й, 5-й, 6-й и 7-й годы жизни.

Программа включает в себя как фольклорные, так и авторские произведения композиторов, художников, поэтов, прозаиков разных эпохи стилей, отвечающие принципам высокой художественности и доступности.

Синтез искусств используется как на музыкальных занятиях вообще, так и на занятиях по слушанию музыки. В частности, на процесс восприятия музыки включаются следующие компоненты (схема 1).

Схема 1

Работа по программе предполагает творческий подход педагога к проведению занятий, их вариативность. В пакет материалов по каждой возрастной группе входят:

· программа репертуара по трем видам искусства;

· хрестоматия музыкального репертуара;

· кассета с записью музыкальных произведений;

· набор слайдов.

В методических рекомендациях, многие из которых имеют фирму конспектов занятий, представлены произведения художественной литературы, аннотации к произведениям музыкальной) и изобразительного искусства, содержащие исторические и искусствоведческие данные.

Программа «Красота. Радость. Творчество»

Программа эстетического воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лот: основанная на разных видах искусства.

Программа разработана с учетом принципов общей дидактики и дидактики частных методик и строится на основе обучения, что водит за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детой средствами природы, эстетической развивающей среды, художественно-творческой деятельности.

Ведущим в программе является принцип интеграции разных видов искусстве и разнообразной художественно- творческой деятельности:

· изобразительная;

· музыкальная;

· театрализованная;

· художественно-речевая деятельность

Ведущую роль чаще всего играют художественная литература, природа и игра.

Важным направлением психического развития детей является формирование у них разнообразных способностей - как художественных так и интеллектуальных

Работа по музыкальному воспитанию детей включает:

· развитие музыкальных способностей и музыкального восприятия

· формирование музыкальной культуры и системы знаний и спо­собов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для по­следующего самостоятельного самообразования;

· воспитание эстетического вкуса, любви к музыке, желание слушать и исполнять ее

· формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту и др.

При этом знакомстве с музыкой строится на основе педагогического сотрудничества, позволяющего сделать общение и обучение активным, творческим.

Программа имеет методические пособия для педагогов и развивающие пособия для детей, методические рекомендации по организации музыкальной деятельности, предлагается тематика комплекс­ных и интегрированных занятий и примерный репертуар по каждо­му виду музыкальной деятельности.

В программе выделены требования к знаниям и умениям по всем видам искусства, в том числе в области музыкального воспитания.

Программа «В мире прекрасного»

Модуль программы «Росинка» (модульной педагогической системы воспитания и развития дошкольников по всем направлениям развития). Представляет собой программно-методическое пособие по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, реализующее современные идеи комплексного воздействия на ребенка различных видов искусства и художественной деятельности.

Цель программы: оказать помощь педагогам дошкольных учреждений в объединении всех видов художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у них эстетической культуры, духовности, художественного творчества. В программном модуле представлены все виды искусств и художественной деятельности.

Задачи программы:

· раскрыть индивидуальность, воспитать эстетическое восприятие;

· приобщать детей к миру искусства;

· развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

· развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;

· формировать у детей ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия со взрослыми.

Методика работы с детьми строится на самовыражении и саморазвитии ребенка, на сотрудничестве с ним; на эмоциональном воздействии произведений искусства. Особое внимание уделяется ознакомлению детей с народно-прикладным искусством, русской музыкальной культурой.

Блок «Музыка и музыкальная деятельность» имеет шесть раз­делов:

· «Музыкальная азбука» (музыкально-образовательная деятель­ность),

· «Восприятие музыки»,

· «Пение»,

· « Музыка и движение»,

· «Музицирование»,

· «Музыкальное творчество».

Программный модуль содержит развернутую педагогическую технологию по каждому виду искусства и художественной деятельности.

· подробное описание форм организации занятий;

· варианты перспективного планирования и конспекты занятий;

· учебно-методические комплекты;

· диагностические задания по всем видам художественной дея­тельности;

· приложения с анкетами для самоанализа воспитателем своей деятельности.

Программа допущена Министерством образования и науки РФ в качестве программно-методического пособия.

Программа «Синтез искусств»

Часть комплекта программ образовательной системы «Школа 2100». По своему характеру программа развивающе-обучающая. Она направлена на формирование эстетически развитой личности ребенка дошкольного и школьного возраста, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия произведений различных видов искусства, а также на самовыражение через различные формы творчества детей, на­чиная с раннего возраста.

Программный материал строится на выявлении принципов взаимосвязи литературы, музыки (в том числе пластики, ритмики), изобразительного искусства и театра.

Основной подход в обучении - личностно-ориентированный. Организация деятельности осуществляется на основе коллективного диалога, при котором педагог включает в беседу-общение каждого ребенка.

При этом учебная задача осваивается через продуктивную дея­тельность: дети сами осуществляют выбор, исходя из своих эстетических представлений и жизненного опыта.

Курс рассчитан на три года.

Комплект учебников « Путешествие в прекрасное» состоит из трех, частей, в которых дано подробное описание сценариев занятий с детьми, строящихся по проблемно-тематическому принципу. К методическим рекомендациям прилагается терминологический словарь по различным видам искусства и нотное приложение.

Программа художественно-эстетического цикла для детей 3-7 лет, направленная на развитие гармоничной, творческой личности ребенка, его базовой культуры средствами искусства. Программа предполагает сочетание разных видов художественной деятельности:

· музыки;

· изобразительного искусства;

· родного языка;

· литературы;

· художественного движения;

· театра.

Цель программ ы : гармоничное развитие личности и формирование у ребенка универсального эстетического восприятия, позволяющего художественно воспринимать как отдельные виды искусства, так и искусство в целом.

Задачи программ ы:

· развивать любознательность как основу познавательной актив­ности будущего ученика;

· развивать способности как способы самостоятельного решения творческих (умственных, художественных и др.) задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, формирование творческого воображения, как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

· развивать коммуникативность.

Программа рассчитана на три года обучения и включает в себя темы по трем направлениям, повторяющимся каждый год с изменением глубины преподаваемых знаний:

· ознакомление с русскими традициями, изучение культуры рус­ского народа, знакомство с праздниками и битовой жизнью;

· ознакомления с историей русского парода, выдающимися деяте­лями русской культуры;

· изучение исторических источников и классических произведений русской литературы.

Для каждого года обучения в программе представлены уровни эстетического развития детей и рекомендуемые художественные произведения.

Программа творческо-эстетического развития дошкольников, использующая следующие средства эстетического воспитания:

· искусство во всех видах.

· окружающая жизнь, включая природу;

· художественно-творческая деятельность.

Основная цель программы : раскрытие физического, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала детей через организацию театрально-творческой и эстетической деятельности, интегрирующие их индивидуальный опыт и навыки, полученные ими в разных видах деятельности (занятия, игры, экскурсии и т. д.).

· единого психологического пространства;

· «думай сам»;

· помогающего общения;

· эстетической развивающей среды;

· сотрудничества с семьей.

В программе выделены блоки, охватывающие все стороны жизни, деятельности, развития и воспитания детей. В блоке творческо- эстетического развития «Арлекино» авторами ставятся следующие задачи:

· обогащение духовного мира различными художественными средствами;

· формирование эстетического отношения к окружающему миру: природе, другому человеку, истории своего народа, ценностям культуры;

· развитие воображения и чувственного восприятия окружающего мира;

· формирование эмоционально положительного отношения к объектам эстетического восприятия: картинам, танцам, песням, спектаклям и пр.

· развитие крупной и мелкой моторики;

· развитие пластической и мимической выразительности.

Эти задачи реализуются через занятия эстетического цикла (изо­деятельность, хореография, музыка), театрально-игровую деятельность и др.

В программе выделены задачи обучения и воспитания по каждой возрастной группе (3 - 4, 4 - 5, 5 - 6, 6 - 7 лет), дается план воспитательно-образовательной работы, включающий организацию работы с родителями, планы проведения комплексных занятий, тематическое планирование и др., разработаны конспекты занятий.


Похожая информация.


Программа «Синтез»

«Синтез» - программа развития музыкального восприятия у детей на основе синтеза искусство. Это программа по слушанию музыки. Группа авторов программы основывала свою работу на том, что изначально, на ранних этапах развития человеческое истории искусства носило синкретичных характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомимы. Принцип синкретичности искусства авторы используют на музыкальных занятиях с детьми: «синтез дает возможность соединения различных искусство в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности» (21, стр. 3).

Авторы считают, что полноценное восприятие и осознание человеком произведений любого искусства возможны только при наличии элементарных знаний в области других видов искусств. «Воспитание такого рода «художественных полиглотов» должно начинаться в детском возрасте, поскольку для ребенка естественны синкретическая ориентация в мире и синкретический характер художественно-творческой деятельности» (21, стр. 4). Наиболее плодотворным, по мнению авторов является синтез музыки, живописи, литературы, дающей большие возможности для развития художественной культуры ребенка.

Данная программа основана на взаимодействии нескольких принципов организации музыкальных занятий с детьми:

Специальный подбор музыкального репертуара;

Использование синтеза искусств;

Использование на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности детей как вспомогательных: пения, игры в оркестре, дирижирования.

Разработка некоторых блоков содержания музыкальных занятий и их сюжетной канвы.

В музыкальный репертуар программы вошли произведения разных эпох и стилей, отвечающие двум ведущим принципам - высокой художественности и доступности. Исходя из того, что программа строится на синтезе искусств, авторы ее обратились так же к музыкальным жанрам, в основе которых лежит органичный синтез нескольких искусств - к опере и балету. В стремлении к тому, чтобы они были доступны детям, предпочтение отдается сказке - сказке в опере и сказке в балете.

Музыкальные произведения программы объединены в тематические блоки и даны в них в порядке возрастающей сложности. Темы блоков для детей 5 года жизни «Природа в музыке», «Мой день», «Русские народные образы», «Сказка в музыке», «Я учу ноты» и др.

Предлагаемые в программе произведения визуальных искусств не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в звуках. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания музыки на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление. Пейзажи А. Саврасова, И. Левитана, И. Грабаря помогают создать поэтическую атмосферу служат своеобразной увертюрой, которая настраивает на восприятие музыки, посвященной картинам русской природы (П. Чайковский, С. Прокофьев, Г. Свиридов).

Работа по программе предполагает вариативности занятий. Авторы рекомендуют выделить слушание музыки в самостоятельное занятие и проводит его во второй половине дня. В пакет материалов наряду с программой входят: «Хрестоматия музыкального репертуара», «Методические рекомендации», кассета со студийной записью музыкальных произведений, набор слайдов, видеокассеты и диафильмы.

Программа «СИНТЕЗ» для детей 6-го года жизни построена на тех же научных основах и методических принципах и решает тот же комплекс задач музыкального и общехудожественного развития ребенка, что и программа «СИНТЕЗ» для детей 5-го года жизни. Вместе с тем, ее содержание и формы его подачи отличаются большей глубиной и сложностью, что связано с возросшими возможностями старших дошкольников. В программе два крупных раздела: «Камерная и симфоническая музыка» и «Опера и балет». В первом из них дети знакомятся с произведениями И. С. Баха, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, С. Прокофьева. Во втором разделе программы детям предлагаются две музыкальные сказки - балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» и опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Для того, чтобы дети получили более полное впечатление о таких сложных жанрах искусства, как балет и опера, им предлагаются в видеозаписи фрагменты балета «Щелкунчик» и оперы «Руслан и Людмила».