Культурно гигиенические навыки в детском саду 2 младшая группа. "Угостим кукол чаем". Дидактические игры на гигиенические навыки

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Калининградской области

Индустриально- педагогический колледж.

Контрольная работа.

Специальность «Дошкольное образование»

Курс группа

Студентки:

Дисциплина: «Педагогика»

Тема: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы»

Искусство и дети Маленький ребенок может спонтанно выразить свою индивидуальность и свои индивидуальные переживания благодаря различным средствам выражения, которые ему доступны. Соблюдение мероприятий, определенных в Ежегодном плане учебных планов. Планируемые и выполненные мероприятия. Плановые и незапланированные мероприятия.

Хевелин Татиана Сильва Барселуш. Основываясь на представленном проекте «Повышение профессиональных навыков и адаптивности работников больницы Страконице», Министерство труда и социальных дел в рамках Оперативной программы «Человеческие ресурсы и занятость», больница Страконице, а. грант для реализации этого проекта.

Преподаватель:

Дата представления:

Дата рецензирования:

Черняховск, 2010.

Введение……………………………………………………………………….3

1. Культурно- гигиенические навыки и их значение в жизни человека…..4

2. Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах…………………………………………………………6

Основной целью проекта является дальнейшее профессиональное обучение сотрудников больницы Страконице, а.е. в области профессиональной подготовки для сотрудников, уделяя особое внимание углублению, расширению, укреплению, восстановлению и поддержанию навыков и развитию ключевых компетенций отдельных сотрудников.

Решенный проект внесет существенный вклад в повышение адаптивности сотрудников, что в корне влияет на конкурентоспособность больницы. Сотрудники будут задействованы во всей организационной структуре. Заключительный отчет о прогрессе проекта «Повышение профессиональных навыков и приспособляемости сотрудников больницы Страконице». В проекте участвовала проектная группа больницы, которая обеспечивала ее успешную реализацию все время.

3. Условия успешного формирования культурно- гигиенических навыков.9

4. Особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе……………………………………………………………..11

Заключение……………………………………………………………………...14

Список используемой литературы…………………………………………….15

ВВЕДЕНИЕ
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно-гигиеническое воспитание - основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Актуальность проблемы развития культурно- гигиенических навыков детей дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.

Целью проекта было дальнейшее профессиональное обучение персонала больниц в области профессионального обучения, уделяя особое внимание углублению, расширению, сохранению квалификации, а также восстановлению и развитию ключевых навыков отдельных сотрудников. Сотрудники принимали участие в проекте по всей организационной структуре больницы.

Конкретными целями проекта были. Построение системы внутреннего образования. Настройте класс с техническим оборудованием. Обучите свою собственную команду внутренних преподавателей. Повысить уровень грамотности сотрудников. Повысить адаптивность сотрудников.

1.Культурно-гигиенические навыки.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, что любому человеку неприятно касаться грязной руки или смотреть на неопрятную одежду. Неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе.
Воспитание культурно-гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья .

Укрепление профессионального уровня сотрудников. Повысить безопасность предоставляемого ухода. Гарантией устойчивости является также приобретение модуля «Образование» для существующей системы кадровой информации, которая будет по-прежнему использоваться в рамках кадровой работы для завершения и развития системы обучения сотрудников системы Страконице, то есть для планирования, внедрения и учета непрерывного обучения.

Целевая группа проекта

В рамках реализации проекта 142 группы сотрудников прошли обучение в общей сложности 684 часа обучения. Индивидуальное участие в аккредитованных учебных мероприятиях - курсы, тренинги, семинары, конференции. Конференция по эпидемиологии и гигиене в Южной Чехии, вечер лекций к дню рождения профессора.

С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации , вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сензитивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.

Страконский семинар, новые тенденции в области ухода за новорожденными, госпитальные инфекции, новое законодательство в области здравоохранения, профилактика и ранняя диагностика рака молочной железы, законодательные изменения в здравоохранении. Преподавателем этого тренинга была медсестра станции Милослава Юрашова.

Курс состоял в том, чтобы знать, что такое эмоциональный интеллект, как его можно использовать, что он приносит человеку. Вторая группа будет проходить этот курс в днях. В рыцарском зале замка Страконице прошел лекционный вечер. Профессор вспомнил в своем выступлении гнездо внутреннего отделения больницы Страконице, а.е. Под руководством преподавателей из Объединенной комиссии по аккредитации были проведены две тренировки. Волк объяснил документацию медицинского учреждения.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли . Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Повышение компьютерной грамотности

Прачешские дни кормления. Интересные лекции были из областей кожи и глазной медицины, эпидемиологии, реабилитации, психологии.

Южночешская конференция по гигиене и эпидемиологии в больницах

Участники были из больниц в Страконице, Писеке, Ческе-Будеевице, Прахатице. Будущие лекторы были ознакомлены с новыми тенденциями реанимации, и они практиковали реанимацию в команде. Полученные знания и знания будут продолжать практиковать в своей команде и дополнительно обучать других сотрудников отделов, занимающихся сестринским обслуживанием.

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Ранняя и правильная инициация реанимации способствует сокращению постнатальной неонатальной травмы. Курс предназначен для высшего руководства, среднего звена, чтобы улучшить и развить навыки руководителей с чувствительным индивидуальным подходом к лидерству, а другие - к ответственности за качество, а другие - за улучшение их корпоративной культуры, построение и поддержание качественной, удовлетворенной команды, размер ее работы и используя свой потенциал. Станьте руководством для себя и для работников с положительными межличностными отношениями, улучшая качество и добиваясь целей работодателя.

Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса.

Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю над своим внешним видом.

Участники составили теоретический опыт, который они затем опробовали в ходе аудита практики. Несмотря на то, что учебные дни требовали не только времени, но и получения большого количества информации, они всегда продолжались до позднего вечера и активно участвовали в уроках. Полученные знания будут переданы отдельным отделам в ходе аудита образования и контроля группой внутренних аудиторов.

Курсы будут продолжены в течение следующего года. Участники постепенно практикуют во всех компьютерных заблуждениях, связанных с компьютером. Инструктором по обучению была эпидемиологическая медсестра г-жа Таборова Анна. Проектная группа провела исследование рынка.

Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится- значит хороший, не нравится- значит плохой.

Он подошел к К В интерьере и пригласил ее создать меню мебели в классе и офисе команды. План был также отправлен в компанию. Вторая часть обучения будет переведена в сентябре в связи с продолжающейся реконструкцией конференц-зала. Мы углубляем деятельность практической жизни и деятельности в области музыки и искусства, дополняем их чувственным воспитанием, математикой и языком. Мы также работаем над социальным взаимодействием и добавляем уроки вежливости. Мы обращаем внимание на развитие мелкого и сырого транспорта и пребывание детей на открытом воздухе.

В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия "хорошо", "плохо". Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение.

Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"

Перечень основных направлений проекта

Дети находятся в центре всех наших усилий и деятельности. Мы помогаем им развивать свою свободную личность посредством своей собственной деятельности и автономии. Мы предлагаем детям стимулирующую и стимулирующую среду для удовлетворения естественных потребностей развития и безопасной и здоровой окружающей среды для их полного развития.

У детей есть свобода выбора действий и движений в среде, адаптированной к их размеру и силе. Учителя - это гиды, которые побуждают детей делать вещи сами по себе. Это повышает их самооценку, уверенность в себе и уверенность в соседстве, а дети постепенно становятся функционально независимыми. Расширение языкового образования предоставляет детям возможность применять приобретенные знания с раннего возраста и готовит детей к миру, в котором они общаются на английском языке.

2. Объем и содержание культурно- гигиенических навыков в разных возрастных группах.

Врачами и педагогами разработаны содержание и методика гигиенического обучения детей, которая строго дифференцируется в зависимости от возраста ребенка. По мере роста и развития детей самостоятельность и активность их увеличивается. Это, естественно, учитывается в педагогических приемах. Так, в младшем дошкольном возрасте обучение строится на совместных действиях взрослого и ребенка, показе, объяснении. В старшем дошкольном возрасте важно обоснование требований, контроль и самоконтроль за их выполнением. Это можно продемонстрировать на примере освоения детьми навыка мытья рук (методика Л.Г. Нисканен).

Готовит вдохновляющую среду для естественного развития личности детей в соответствии с периодами развития. Гостеприимный, открытый, терпеливый и доверчивый ребенок. Подходить к каждому ребенку индивидуально и с уважением. Создает безопасность и порядок, на которые ребенок может опираться.

Имеет высокое качество образования и опыта для раннего детства. Координировать и знать собственное тело. К развитию в областях практической жизни, сенсорному образованию, математике, языку, музыке и искусству. Развивать заботу о себе и окружающей среде.

Ребенка начинают приучать мыть руки с раннего возраста. Так, в ясельной группе (1-2 года) руки ребенку моет няня или воспитатель. В первой младшей группе (2-3 года) ребенок пытается мыть руки сам, взрослый помогает ему и постоянно напоминает, что это надо делать перед едой и после загрязнения.

Во второй младшей группе (3-4 года) воспитатель учит ребенка правильно мыть руки. Ребенок должен засучить рукава, смочить руки водой и намылить так, чтобы образовалась пена, затем хорошо смыть ее и насухо вытереть руки полотенцем. Попутно воспитатель поясняет, что мыльная пена хорошо удаляет грязь. В следующей возрастной группе (4-5 лет) этот навык закрепляется. Воспитатель должен следить, чтобы при мытье рук ребенок выполнял все элементы, из которых этот навык складывается. К 5 годам ребенок должен научиться тщательно мыть руки. К 6 годам следует добиваться, чтобы дошкольники не только усвоили правильные приемы мытья рук, но и осознавали необходимость выполнения этой гигиенической процедуры, как перед едой, так и после посещения туалета, игр с животными.

Установить отношения со своими сверстниками и взрослыми. Углублять социальные взаимодействия и помогать с учтивыми уроками. К восхищению окружающего нас мира. Развитие собственного потенциала, функциональная независимость и свободное принятие решений.

Способность работать со всеми чувствами по-своему и темпами. Понимание вещей от простого к сложному, от конкретного до абстрактного. Развитие языка, музыки и хитрый образ себя и уверенность в себе. Значимый контакт со своими сверстниками и взрослыми. Уважение к внешнему миру, вежливость, доброта, изящество и социальное поведение.

Воспитатель в беседе объясняет детям, что во время мытья удаляется не только грязь, но и микробы, которые могут вызвать различные заболевания. Однако и здесь воспитатель должен контролировать последовательность и качество выполнения всех элементов навыка.

Программой детского сада предусмотрено формирование различных культурно-гигиенических навыков, которыми должны овладеть дети каждой возрастной группы к концу учебного года (табл.).

Ежедневный режим является показательным, мы адаптируем его к потребностям детей и реагируем на текущие изменения погоды и погоды. Наша цель состоит в том, чтобы дети были счастливы и возвращались с улыбкой. Чтобы не бояться попробовать новые вещи, и каждый день у них было желание вновь открыть мир. Чтобы влюбиться в музыку, искусство, географию, письма и математические пособия. Мы хотим, чтобы они использовали свой замечательный врожденный вкус для познания мира, заставляли их находить и занимать в нем свое место и полностью развивать свою личность в социально и культурно благоприятной демократической среде.

Перечень культурно- гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Возрастная

личной гигиены

самообслуживания

культуры

Первая младшая группа

При напоминании с помощью взрослых моет руки перед едой и после загрязнения, вытирает их насухо. Моет лицо, пользует-ся индивидуальным полотенцем, носовым платком. Вытирает ноги у входа.

Сотрудничество с родителями и семьей имеет решающее значение как для нас, так и для детских садов. Связывание педагогики Монтессори с семейным доступом является огромной выгодой для детей. Дети мотивируют родителей заниматься деятельностью и заниматься. Родители ежедневно информируются о повседневной и детской работе в еженедельном отчете, а также о семейных днях и встречах. Мы проводим лекции для родителей зарегистрированных детей два раза в год по Монтессори по уровню развития ребенка, а также возможность посещать наши организованные курсы по льготной цене.

Снимает и одевает одежду в определен-ном порядке, рассте- гивает и застегивает пуговицы спереди, расшнуровывает ботинки, складывает одежду. Замечает не-опрятность в одежде, с помощью взрослых приводит себя в порядок.

Ест самостоятельно и опрятно, держит ложку в правой руке, тщатель-но пережевывает пищу, пользуется салфеткой с напоминанием взрослых, благодарит после еды.

Кроме того, мы организуем вечерние индивидуальные и коллективные встречи с кофе, чтобы делиться вопросами о попечении и уходе за детьми на дому. Развивая общение и сотрудничество с родителями, мы также хотим добиться того, чтобы детский сад функционировал как сообщество.

Нам нравятся мнения, идеи, пожелания и критика, и мы будем рады вашим предложениям. О. успешно прошел первый в Чешской Республике добровольный аудит качества ухода за детьми в детской группе. На основании анализа отдельных документов, больниц, материалов и сопоставления с требованиями Закона о детской опеке над детьми они получили Сертификат добровольного аудита качества. Наши ясли состоят из трех детских групп: жуков, котят, цыплят.

младшая группа

При мытье рук и умывании засучивает рукава, не разбрызги-вает воду, не мочит одежду, пользуется мылом. Умеет сухо вытереться полотен-цем, вешает его на определенное место. Чистит зубы, своевре-менно пользуется носовым платком.

Самостоятельно одевается и раздева-ется в определенной последовательности с небольшой помощью, аккуратно складывает и вешает одежду, вы-ворачивает на лице-вую сторону. Стара-ется сам исправить неполадки в одежде, в случае необходимос-ти обращается к взрослым.

Хорошо пережевывает пищу с закрытым ртом, пользуется вилкой, без напоминания вытирает губы салфеткой. Выходя из-за стола, благодарит, тихо задвигает стул.

Тщательно умывается, правильно моет руки перед едой, по мере загрязнения, после туалета, умеет пользо-ваться расческой, но-совым платком, чис-тит зубы на ночь, при кашле и чихании зак-рывает рот платком, отворачивается.

Большая самостоя-тельность в самообс-луживании (раздева-ние, одевание, засте-гивание пуговиц, заш-нуровывание боти-нок). Бережет одежду, обувь. Замечая непо-ладки в одежде, само-стоятельно устраняет их, с помощью взрос-лого приводит одеж-ду в порядок (чистит, просушивает).

Увеличивается самостоятельность, умеет правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, пищу берет понемногу, ест бесшумно, после еды полощет рот водой.

Следит за чистотой тела, умеет мыть ноги, тщательно чистит зубы, без напомина-ния полощет рот пос-ле еды. Просит своев-ременно сменить но-совой платок, приво-дит в порядок волосы. Самостоятельно проводит влажные обтирания до пояса.

Совершенствует навыки, полученные ранее, чистит верх-нюю одежду, учится стирать носки, пла-ток. Быстро одевается и раздевается, пра-вильно и аккуратно складывает в шкаф одежду, ставит обувь, ухаживает за обувью (моет, чистит), за спортивным инвен-тарем. Тактично гово-рит товарищу о непо-ладке в его костюме, обуви, помогает устранить их.

За стол садится в опрятном виде с чистыми руками, причесанным. Ест аккуратно, умело пользуясь столовыми приборами. Сохраняет правильную позу за столом, не мешает товарищам, при необходимости оказывает помощь.

Подготовительная

Выработана привычка самостоятельного, быстрого и тщатель-ного выполнения на-выков, полученных ранее.

Быстро одевается, раздевается, следит за чистотой одежды обуви, пришивает пуговицу, стирает носки, фартук, платок. Должен быть всегда опрятным, аккуратным, иметь привлекательный внешний вид.

Закрепление и совершенствование навыков, полученных ранее. Сидит прямо за столом, не кладет локти на стол.

3.Условия успешного формирования культурно- гигиенических навыков.

В процессе культурно-гигиенического обучения широко используются наглядные пособия. Ребенок лучше поймет и осмыслит гигиенические сведения, если объяснение и рассказ воспитателя будут подкреплены показом картинок, фотографий, иллюстраций. С этой целью используют также игры, демонстрация фильмов, организация праздников. Привитие гигиенических навыков должно идти на положительном фоне. Непременным условием является непрерывность воспитательного процесса . Только в таком случае сформированные у детей навыки становятся осознанным действием, а затем привычкой.

Следующим обязательным условием формирования культурно-гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения .

Другое условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания - единство требований со стороны взрослых . Ребенок приобретает культурно-гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Няня помогает воспитателю проводить закаливающие и гигиенические процедуры, участвует в уборке постелей, одевании, кормлении детей. Поэтому в действиях воспитателя и няни должна быть строгая согласованность.

Обязанность родителей - постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском учреждении. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример во всем и, требуя от него выполнения определенных правил, сами всегда их соблюдали, были аккуратны, опрятны внешне и т.п.

В воспитательной работе следует как можно чаще использовать в качестве примера хорошие поступки взрослых и детей. Психолого-педагогической основой этого приема является ярко выраженная склонность детей к подражанию, а также поступать таким образом, чтобы заслужить одобрение воспитателя.

Немаловажное значение имеет также и пример сверстников, одобряемый педагогом. Например, желая предупредить возможное нарушение установленного правила, воспитатель подчеркивает: «Какой у нас Сережа молодец! Не стал брызгаться водой, а помыл руки аккуратно, быстро. Мыло положил на место». Подобное одобрение поступка мальчика вызывает у детей желание поступать так же, и мытье рук проходит без излишнего баловства. Побуждая детей к проявлению аккуратности, тщательности в работе, воспитатель одобряет другого ребенка: «Как аккуратно Маша повесила свою одежду в шкаф! Она не торопилась, постаралась. Я уверена, что и другие ребята так же сумеют! » Заинтересованное отношение педагога, его уверенность в том, что все дети поступят так же, побуждают их к необходимым действиям.

Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердить, что малыш правильно понимает общественное требование, и подсказать, как нужно поступить, если он замечает его нарушение.

4.Особенности методики воспитания культурно- гигиенических навыков в младшей группе.

На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения.

Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища.

При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива.

Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций.

Начиная со второго года жизни с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы.

Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях.

Не стоит постоянно пользоваться запретом: «Нельзя брызгаться водой, нельзя трогать вещи, нельзя бросать куклу», то у малыша уже в этом возрасте может развиться упрямство и своеволие. Ведь складывается понятие, что взрослые «мешают» ребенку интересно действовать: вертеть, крутить, двигать, стучать. А действовать ему просто необходимо, поэтому и нужно переключить малыша с ненужного действия на полезное.

К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок.

Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.

Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.

Заключение

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,

высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду, навыков.

Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателю в беседе с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них и им самим нужно следить за своим поведением в общении с детьми.

Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация.

Основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни. В приобщении детей к здоровому образу жизни большое значение приобретает освоение дошкольниками основ культуры гигиены.

Список литературы:

1. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Гигиенические основы детей от трех до семи лет. - М.,1987.

2. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения. - Дошкольное воспитание. 1989.

3. Консультации для воспитателей http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac60.htm

4. Петерина С.В. "Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста" - М. Просвещение 1986.

5. Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., Дошкольная педагогика – М. Просвещение, 1978.

Основополагающую роль в воспитании полезных привычек играет родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Если папа не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Ребенок - это зеркальное отражение взрослых.

Когда малыш лезет в общее блюдо рукой, кидает куски, стучит ложкой или громко требует чего-то, некоторым родителям кажется, что все окружающие должны так же, как и они, умиляться милым шалостям. Всё „списывается" на детскую непосредственность. Мол, дитя подрастет и образумится. Однако дитя вырастает, и оказывается, что время упущено. Если не удалось привить правила поведения вашему ребенку с ранних лет (самое позднее пяти, и только перед походом в школу родители начинают рассказывать ему о том, „что положено", то они рискуют безнадежно опоздать.

Освоение культурно-гигиенических навыков

К нам в группу приходят очень разные малыши. Кто-то из них самостоятельно пользуется горшком, а кто-то категорически отказывается с ним дружить, некоторые детки едят ложкой, другие же приучены только к бутылочке или с большим удовольствием копаются в своей тарелке руками. Почему же так происходит?

Самые первые представления о культурно-гигиенических навыках ребенок получает именно в семье. Заботливые родители начинают приучать малышей к аккуратности и самостоятельности буквально с пеленок.

Одним из первых навыков является навык аккуратного приема пищи. Малыша сразу надо приучать к активному участию в процессе еды.

Ребенка старше полутора лет желательно кормить за столом. В нашей группе мы следим (дома это делают родители) за тем, чтобы ребенок, сидя на стуле, упирался ногами в пол, а высота стола приходилась бы на уровне его согнутых локтей.

Помимо этого воспитываем и закрепляем у детей и другие навыки (которые также закладываются в семье): следим, чтобы они не садились за стол с грязными руками, не выходили из-за стола с куском хлеба, пользовались носовым платком, салфеткой.

При одевании и раздевании также даём возможность детям в какой-то степени действовать самостоятельно. Приучаем детей к опрятности в одежде, переодеваем их, как только загрязнилось платье, или стали мокрыми штанишки.

Одинаковые требования к правилам гигиены и навыкам самообслуживания в детском садике и дома, приводят к лучшему запоминанию и закреплению полезных привычек.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

В младшем возрасте ребенку нужно привить такие полезные привычки, как мытье рук, соблюдение режима дня, самостоятельное пользование горшком или унитазом, умение правильно держать ложку. К двум годам малыш может научиться умываться и причёсываться, снять шапочку или носочки, вытирать рот салфеткой после еды и сморкаться в носовой платочек.

На первый взгляд все очень просто, а на самом деле для малышей это целая наука - освоение и применение культурно-гигиенических навыков.

Во время еды строго следим, чтобы:

  • последовательность блюд была постоянной,
  • перед ребенком находилось только одно блюдо,
  • еда была не слишком горячей, не слишком холодной,
  • ребенок брал пищу в рот небольшими кусочками, хорошо ее пережевывал,
  • дети не разговаривали во время еды;

Стараемся не допускать:

  • громких разговоров,
  • понуканий, поторапливания детей,
  • насильного кормления.

Кормление - очень ответственный момент в режиме. Некоторые малыши умеют, есть самостоятельно, но крайне неаккуратно, обливаются, ложку держат неправильно. Бывают и такие, которые не умеют пить из чашки, отказываются от пищи.

Перед едой для детей на столе ставятся салфетки. Пользуясь салфеткой, ребенок усваивает, что надо и есть аккуратно, и из-за стола вставать с чистыми руками и лицом.

С первого дня за каждым ребенком закрепляем постоянное место за столом. Сначала кормим детей с плохим аппетитом. Следим, чтобы они правильно сидели за столом. Во время кормления на всех малышей надеваем нагрудники.

Для обучения навыка кормления проводим различные занятия в виде игры, когда приходят в гости различные игрушки, мы с ними здороваемся, сажаем за стол, угощаем и в процессе еды, оговариваем манеру поведения и аккуратность за столом.

Обязательно учим малышей по окончании еды, вставая из-за стола, говорить спасибо. Теперь многие дети делают это без напоминания, самостоятельно.

С первого дня пребывания детей в группе начинаем работу по воспитанию навыков одевания (раздевания): учим снимать и надевать колготки, носки, обувь.

После тихого часа показываем детям, в какой последовательности надо одеваться.

Дома старайтесь ребёнку предложить самому раздеться, повесить свою одежду.

У детей всегда есть желание самим расстегивать пуговицы и молнии, но нет умения. Этому мы учим их во время игр: «Застегни пуговицы».

Справиться с пуговицами и «молниями» помогут и игровые элементы. Мы пробуем раздевать и одевать куклу, изучаем «молнию» на игрушечной сумке (от этого никто не отказывается). При этом надо учесть, что застёгивать пуговицы малышам легче, начиная с нижней - самую верхнюю застегнуть труднее всего, и она обычно поддается освоению самой последней.

То, как скоро малыш научится одеваться и раздеваться, зависит от подвижности его пальчиков.

Главное, не надо торопить события. Умение самостоятельно надеть и снять с себя верхнюю часть одежды, нижнее белье и носочки, пижаму, обувь - очень серьезное достижение малыша.


Очень сложно научить детей умываться, пользоваться правильно полотенцем. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют: подставят руки под струю и держат. Подготовку к умыванию начинаем в группе: дети засучивают рукава, как показывает воспитатель. Объясняем, для чего это нужно, используя стихотворные строки: «Руки надо чисто мыть, рукава нельзя мочить», или «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит». Дети сами повторяют эти слова.

Умываться идем маленькой подгруппой. Объясняем и показываем детям, что сначала надо намочить руки. Даём ребенку кусочек мыла, показываем, как намылить руки и как смыть мыло; затем мы учимся, как самостоятельно вытираться полотенцем (своим полотенцем) и т. д.

Обучая детей умыванию, проводим дидактические игры: «Катя умывается», «Миша в гостях у Маши». На занятии с детьми рассматриваем сюжетную картинку «Дети умываются». Наблюдая за играми детей, можно видеть, как они учат кукол умываться и вытирать лицо полотенцем.

Приучая детей к опрятности, оказываем помощь при пользовании носовым платком, учим своевременно сообщать о своих естественных потребностях.

Контролировать свой мочевой пузырь или наполнение кишечника (то есть понимать, что пришла пора его опорожнить) дети начинают где-то ближе к 2 - 2, 5 года (мальчики чуть позже) .

Приучение к горшку должно быть для ребенка понятным и постепенным процессом. Не забываем хвалить малыша в случае успеха и напоминать ему о необходимости этого мероприятия. Не позволяем малышу засиживаться на своем маленьком «троне».

Для того чтобы малыши хорошо знали свое полотенце, постельное белье и горшок, они маркируются в детском саду. Маркировка удобна и детям, и взрослым. Для малышей - это цветные картинки. Мы знакомим малышей с «их» картинками и предметами и объясняем их назначение.

Вот так потихоньку мы учим своих малышей полезным привычкам. Конечно, сразу и все наши детки не выучат, но обязательно в их головках отложится, что надо делать вот так, и никак иначе.