Проект рассказ о традициях нашей малой родины. Народные праздники моей малой родины

2.2 Традиции моей малой Родины

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям. Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков. Быт народа складывается под влиянием многих факторов - природных, исторических, социальных и других. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

На уроках музыки дети знакомятся с традициями и обрядами русского народа. Также нельзя забывать и о том, какие традиции и обряды были у твоих предков на твоей малой Родине.

Вологодская область расположена на севере Русской равнины, в умеренном поясе, в зоне Тайги. Она простирается к востоку от Онежского озера вдоль реки Сухоны, до верховий северной Двины. Площадь Вологодской области составляет – 145,7 тыс.кв.км. Вологодская земля – край древне - русского заселения. Включает в себя 26 районов.

Один из районов Вологодской области – Харовский район.

Харовский муниципальный район расположен в центральной части Вологодской области. Первые упоминания о населении района относятся к XIV веку. Однако история Харовского края уходит во времена более давние. Раскопки показывают, что самые ранние поселения появились в 7-5 тысячелетии до нашей эры. К XVI-XVII векам на территории нынешнего Харовского района уже было несколько крупных поселений. Крестьяне занимались земледелием, охотой и рыболовством, возводили церкви.

И в настоящее время люди продолжают дела своих предков: выращивают и ткут лен, заготавливают и обрабатывают древесину. Так же они бережно хранят традиции народных художественных промыслов. Наиболее известные из них: кружевоплетение, резьба по дереву, роспись по дереву, ткачество, плетение из ивового прута и бересты.

Берестоплетением занимались с давних времен. Береста, вероятно, самое древнее и самое распространенное северное сырье, использовавшееся всевозможными мастерами. Из нее изготовлялись обувь, игрушки, святочные маски (личины), посуда и утварь. Береста имеет по структуре и цвету двусторонние свойства, легко добывается и хорошо поддается обработке. Она декоративна сама по себе. Легкость, прочность и доступность сделали ее любимым, поистине народным материалом. Берестяные резные туеса, солонки, окантовка для корзин делались на Севере повсеместно.

Повсеместно было развито искусство плетения из ивового прута. Низменные заболоченные земли уезда являлись удобным местом для произрастания различных видов ивы, одного из самых быстрорастущих кустарников на Севере. Ивовый прут хорошо колется, строгается, гнется, обладает хорошей вязкостью, имеет множество природных оттенков, поэтому является прекрасным сырьем для мастеров. Из него плели необходимые в хозяйстве вещи: пестери, корзины, сундуки, морды для ловли рыбы и т.д. В обиходе у крестьян была даже мебель, изготовленная из ивового прута. Заготовка ивы проводилась с поздней осени до апреля месяца.

Полеводством и животноводством занимались все по мере своих сил: мужчины и женщины, дети и старики. Все, что касалось рубки и вывозки леса, а также строительства, отдавалось взрослым мужчинам. Были, конечно, случаи, когда с топором на угол садилась женщина, но это считалось ненормальным, что и отражено в пословице: «Бабьи города недолго стоят». С лесом накрепко связано и устройство многообразного крестьянского инвентаря: как полевого, так и домашнего. Вся посуда, вся утварь вплоть до детских игрушек создавалась мужскими руками. Деревянные изделия выделывались из березы, осины, сосны, ели.

Другое дело - лен. На Русском Севере, в том числе и на территории современного Харовского района, в силу климатических условий успешно выращивали лен. Лен - это на протяжении многих столетий спутник женской судьбы. После посева мужские руки редко касаются льна. Весь долгий и сложный льняной цикл подвластен одним женщинам.

Дело поставлено так, что девочка в самых ранних летах проходит около льняной полосы с особым почтением. Во многих семьях девочки уже в возрасте восьми - десяти лет начинали готовить себе приданое и свадебные дары, для которых делали или заказывали особый сундук либо коробью. Туда и складывались до самой свадьбы за многие годы вытканные холсты, строчи, сплетенные на досуге кружева. Потому и волнуют девичью душу льняные полосы:

Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький,

Не крутись ты, мой миленький.

В этой хороводно-игровой старинной песне воспевался весь путь от льняного крохотного темного семечка до белоснежного кружевного узора. Но как долог и труден он, этот путь!

Кружевоплетение – это долгий процесс, но редкая девица не стремилась выучиться плести. Манеру плетения, искусство составлять узоры передавали внутри семьи. Обучение проходило в форме наставничества от старших к младшим, занимались этим бабушки, тети, старшие сестры, реже матери. Не дожидаясь счастливых случайностей, девушки еще с детства постигали мастерство плетения. Они сами себе создавали свою красоту. Во время плетения девушки проявляли свой талант. Кроме того талант проявлялся и во многом другом, например в фольклоре. Девушки во время плетения рассказывали сказки, на ходу выдумывая новые приключения.

Многие народные промыслы и традиции Харовского района существуют и сегодня. В 1993 году с целью сохранения, восстановления и развития традиционной народной культуры открыт Дом народных художественных промыслов и ремесел (с 2006 года – Центр традиционной народной культуры), в котором в настоящее время работают мастерские:

Мастерская живописи (зав. мастерской – Малков Александр Африканович);

Мастерская росписи по дереву (зав. мастерской – Петрова Галина Анатольевна);

Мастерская плетения из природных материалов (зав. мастерской – Гусева Наталия Сергеевна);

Мастерская женских ремесел (зав. мастерской – Шумилова Ольга Борисовна).

Учащиеся Центра не только перенимают от мастеров традиции ремесла, но и изучают песенно-музыкальный фольклор, обычаи и обряды своего района. На этнографическом материале строится и проведение традиционных праздников для учащихся ЦТНК, школ города, воспитанников детских садов. «Святки» с колядками и гаданиями, приходом ряженых, Масленичная неделя, которая начинается Встречей и заканчивается Прощеным воскресеньем, Троицкий Семик – с завиванием березок, хороводами над рекой; Покровские посиделки, Кузьминки, Екатерина-санница приобщают детей к народной культуре. С огромным удовольствием дети играют в народные игры, принимают участие в подготовке и проведении праздников: строят снежную горку, пекут блины, жаворонков, участвуют в театрализации.

Подводя итог всему вышеизложенному, необходимо отметить, что земли Харовского района издавна были населены творчески одаренным народом, создавшим самобытную художественную культуру, с ярко выраженными национальными чертами. Используя природные материалы, мастера создавали полезные и красивые вещи. Предметы «жили» в художественно организованном пространстве, они служили человеку, приносили ему радость, уют, вызывали эстетические чувства.

Накопленный опыт художественного творчества, художественного созидания передавался из поколения в поколение, вырабатывались традиции, рождались и культивировались определенные навыки и приемы. В каждой местности они были свои, отличные от других регионов, вот почему так разнообразно и богато народное искусство. Музейные предметы крестьянского быта, собранные в результате экспедиционного обследования современного Харовского района, дают очень цельное представление об уровне художественного развития края в XIX - начале XX века, когда существовали и были жизненно необходимы многие ремесла, промыслы и художественные виды творчества.

Таким образом, традиции моей малой Родины разнообразны и запоминаются своими яркими впечатлениями.


Работе нами была освещена проблема развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР с помощью использования музыкально-игровых методов. Мы поставили перед собой цель: выявить музыкально-игровые методы для развития художественно-творческих способностей младших школьников с ЗПР. Для достижения поставленной цели была проведена следующая работа: - изучен передовой научный...

Сформулирована и поставлена цель дальнейшей работы. Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы явилась разработка и апробация методики развития музыкальности у детей младшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Разработать методику развития музыкальности детей экспериментальной группы; ...

Способности, творчество. 2. Раскрыть опыт практического использования фольклора в системе образования Вологодской области. 3. Выявить комплекс педагогических условий развития творческих способностей младших школьников через организацию занятий по фольклору. 4. Разработать тематические уроки и на основе собственного опыта выявить и обосновать формы и методы использования фольклора на уроках. ...

Казаков (например, обряд «своды»: Анашкина, 1976; Листопадов, 1947-1954). 1.2. Значение пения как процесса формирования вокальной национальной культуры детей. Особенности детского голоса Пение - один из видов коллективной исполнительской деятельности. Оно способствует развитию певческой культуры детей, их общему и музыкальному развитию, воспитанию духовного мира, становлению их мировоззрения...

Мне посчастливилось родиться в солнечной Республике Бурятия. Это место, поражающее удивительным разнообразием природы: широкие степи, величие и мощь священного Байкала, полноводные реки и заснеженные вершины Саянских горных хребтов. Республика Бурятия - родина одного из самых гостеприимных народов - бурят. Это люди, чьи обычаи, национальные праздники, танцы, песни, кухня завораживают и заинтересовывают людей, не знающих их культуру. Буряты всегда рады гостям, они стараются помочь тем, кто просит у них помощи. Еще Ю. Джулиани в одном из ранних сочинениях о бурятах 1834 года писал: «Их гостеприимства и человеколюбие сделали бы честь всякому образованному народу. Буряты, далекие от того, чтобы почитать бедных, как бы оставленных богом, всегда подают помощь путешественнику и доставляют разорившемуся средства к поправлению его состояния, стад, юрты, оружия... Когда путешественник, земляк или иностранец остановится в их улусе, всякий считает за великую честь принять его и заколоть барана для угощения. Принимая гостя, бурят всегда делает ему подарок по своему состоянию, хотя бы он прежде вовсе не знал его, и при отъезде от чистого сердца желает ему благополучного пути, всякого возможного счастья и прочее. Он провожает его сам, или посылает проводить до ближайшего улуса, где передает его своим родственникам и друзьям».

Я с детства находилась среди бурят. Мои учителя - буряты, мои друзья - буряты, мои знакомые - буряты. Я привыкла видеть дацаны, бурятские национальные костюмы, знаю о национальном празднике Сагаалган, танцевала Ёхор и слушала бурятские песни. Мои друзья рассказывали мне много из того, что я еще не знала о бурятских традициях. Например, я знала, что Сагаалган (Праздник Белого месяца) - Новый год у бурят. Он длится 30 дней - лунный месяц. В этот месяц буряты принимают у себя гостей, дарят друг другу подарки и едят национальные молочные блюда. Но я не знала, что в канун праздника проводится традиционный обряд очищения «Дугжууба». Я была очень удивлена, когда моя подруга пришла ко мне в гости и предложила мне обтереть свое тело кусочком теста. Мне это казалось очень странным, пока она не объяснила мне, что перед обрядом люди обтирают свое тело кусочками теста, ваты или бумаги, а потом на большом костре сжигают их, тем самыми избавляясь от нечистот тела, речи и ума. В тот день как раз проходил обряд очищения, на который она должна была ехать.

Мало знала я и о культе Обо - поклонение Вечно Синему Небу (Хухэ Мэнхэ Тэнгэри). Когда едешь куда-либо в республике, то в определенном месте можно увидеть, что на деревьях повязаны ленточки, платочки, тряпочки. Это священные места. Возле обо надо обязательно остановиться и почтительно преподнести дары духам. Дарами могут быть пища, вино, хадак, лоскутки материи, ленты, платки. Ценность вещи не имеет значения - важен сам факт приношения. Если не остановиться у обо и не сделать жертвоприношения, то удачи не будет.

По поверью эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро имеет своего духа. Человек без духов - ничто. Нужно задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы они не вредили и оказывали помощь.

Однажды я и мои родители были в гостях у маминой подруги во время Сагаалгана. Ее муж - бурят, когда мы все сели за стол, сказал: «Надо побрызгать. Задобрить духов». Я тогда не поняла, о чем идет речь. И только потом узнала, что у бурят существует обычай брызгать молоком или алкогольными напитками духам местности - безымянным пальцем левой руки слегка прикасаются к спиртному (молоку) и брызгают по четырем сторонам света, небу и земле.

Я живу в Бурятии уже 18 лет, но, к великому сожалению, еще ни разу не была на ежегодных «Играх трех мужей». Это древний праздник бурятских племен, его корни уходят в тысячелетия. На этом празднике, куда съезжались представители разных племен, договаривались о мире, объявляли войну. Используются два названия. Первое - «сурхарбан» с бурятского языка означает «стрельба из лука». И второе, собственно, «Эрын Гурбаан Надаан» - Игры Трех Мужей.

На этом празднестве проходят обязательные состязания по трем видам спорта - это стрельба из лука, скачки и борьба. К соревнованиям готовятся заранее. Лучших коней отбирают из табуна, лучники тренируются в стрельбе по мишени и на охоте, борцы тренируются в залах или на природе. Победа на сурхарбане - это всегда было очень престижным для победителя и для всего его рода. В качестве призов дарят обычно автомобили и баранов.

Я понимаю, что знаю только одну сотую из всей национальной культуры бурят. Есть еще огромное количество обрядов, о которых я не знаю вообще или знаю только понаслышке. Есть много национальных блюд, которых я не кушала, песен, которых я не слышала. Поэтому я хочу изучать, узнавать как можно больше о бурятских традициях, о жизни, приметах, праздниках. Их история близка мне, их язык запечатлен в моей памяти. Я родилась в Бурятии, а значит, я часть этой республики, я - часть бурятского народа.

Марина Палеева (II курс факультета филологии и журналистики (отделение журналистики) Иркутского госуниверситета)

Духовно-нравственные и культурные традиции моей семьи, моего рода и моей малой родины

Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые письма и вещи, мебель, растения, посаженные ещё нашими бабушками, и дома, построенные нашими дедами. Семейные ценности - это прошедшее время, давно утёкшее в безвозвратность и живущее нашими мыслями, воспоминаниями о нём.

Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны между собой. Каждая история моей семьи неразрывно связана с историей моей Родины.

Патриотизм, я считаю должен составлять основу духовно-культурных ценностей страны. О патриотизме можно говорить много, красиво и долго. Можно, например, сказать, что патриотизм -- это высокое чувство преданности и любви к своей Родине. Можно привести огромное количество метких высказываний в подтверждение этого тезиса. Но что значит истинный патриотизм? Что значит быть настоящим патриотом своей Родины? В последнее время мы имеем самые неограниченные возможности для получения разнообразной информации. Я как человек, страстно увлеченный изучением прошлого нашей страны, особенно ее «белых» пятен, читаю много книг, смотрю фильмы, основанные на подлинных документах. И вот что мне хочется сказать. Те люди, которые являлись виновниками развязывания захватнических войн, писали «сочинения» на свободную тему, о том, как любят свою Родину, какие они патриоты, подкрепляли свои слова убедительными примерами из жизни и художественной литературы. Но данный «патриотизм» не имеет право на жизнь, так как настоящее чувство любви к своей Родине не должно идти вразрез с общечеловеческими ценностями и гуманизмом - мы все помним и не никогда не забудем пример Второй мировой войны. Да, в истории нашего государства было время, когда определённой группой людей, обладающей огромной властью и, в то же время, наделённой исковерконным чувством патриотизма, выдумывались лозунги, которые были чистым популизмом. Насквозь пропитанные фальшивыми словами, они были напрочь лишены всякого ценностного содержания. Но наши прадеды, деды и родители любили огромную страну не за то, что было написано на транспарантах, а за то, что патриотизм у нас в крови. Патриотизм -- исключительное чувство. И в этой исключительности есть исток единственной великой правды. Она состоит в том, что народ, как и отдельная личность, имеет свое предназначение. И народ, к которому мы принадлежим по рождению, должен стать одной из непреходящих и незаменимых форм в иерархии, составляющей совершенную полноту содержания нашей жизни. Всегда есть опасность, что предварение великой правды снова превратится в пустую, лживую и пагубную претензию. А чтобы этого не произошло, нужно изъявление: «Я люблю свою Родину» -- превратить в повеление патриотического долга: «Помогай Родине словом и делом в осознании и исполнении ее высшего предначертания».

На мой взгляд Родину нельзя, так же, как и слово «счастье», определить одним словом или даже фразой. Обыкновенно, это страна, где родился и вырос человек. Родина - это место, где он провёл лучшие годы своей жизни, детские годы; это его судьба, к которой он ощущает свою сопричастность.

Именно с детских лет, родители приучали меня, маленького человека, любить и гордиться Родиной, какой бы она ни была. Они учили уважать, любоваться, довольствоваться и развивать чувство патриотизма к своей стране, может быть поэтому я и выбрала такую профессию. Познавая мир от родителей, я приучилась к традициям, религии и культуре своей семьи, а следственно и своего государства. Я «впитывала всё как губка», запоминая даже малейшие детали. Мне близко по духу высказывание российского поэта Есенина «Я скажу не надо рая, дайте родину мою».

Каждое поколение своим трудом старалось сделать будущее своей Родины лучше, счастливее. Мои прадеды родились в начале XX века, в это время происходило множество перемен.

Мой прадедушка хоть не принимал участия в военных действиях, но очень много сделал для нашей страны. Он всю трудовую жизнь работал, был награжден медалями и орденами. Он прожил большую жизнь и показал мне пример активной, трудовой жизни. Его все уважали. Его жена моя прабабушка, воспитала детей, которые выросли хорошими людьми. В их семье всегда была атмосфера любви, взаимопонимания, уважения друг к другу.

Дедушки моего папы работали в колхозе, занимались сельским хозяйством. Они были близки к земле. Их мирный труд прервала война, и они ушли на фронт защищать землю, на которой они жили, работали и растили своих детей. Прадедушка вернувшись с войны, занимался восстановлением колхозного хозяйства.

Трудное детство досталось нашим бабушкам и дедушкам. Приходилось голодать, мерзнуть, прятаться от страшных бомбежек. Но, несмотря на все перенесенные трудности, наши бабушки и дедушки не потеряли веру в счастливое будущее. Они стремились стать полезными для нашего общества

Когда началась война, мой дедушка был ребёнком. Так как многие мужчины ушли на фронт, вся работа легла на плечи женщин и детей. Дедушке пришлось работать. В семье он был старшим и всегда заботился о своих братьях и сестре. Так как учителей не хватало, дедушка преподавал рисование, черчение, труд, вел кружки. Благодаря ему, многие ребята выбрали себе профессии, научились честно трудиться. Дедушка всегда был строгим, но справедливым учителем. За что его всегда уважали. В те далекие годы не было ни телевизоров, ни компьютеров, и учитель был главным источником знаний.

В моей семье существуют определённые семейные традиции. Семейные традиции -- это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций. Ведь, по большому счету, традиции -- это не только семейный уклад, но и отношения, которые складываются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фиксирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить неплохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить. И какими бы странными они не казались, важно одно: семейные традиции и ритуалы не должны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Для меня важной задачей является продолжение семейных традиций, для того чтобы мои дети выросли со знанием красоты мира, окутанные любовью и сформировали надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых - его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Я хочу выстроить для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем - научу первым словам, затем - передам свое отношение к словам, вещам, поступкам.

Я понимаю, что то как ребёнок отнесется к себе, окружающим и жизни в целом - целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как пугающая вылазка по диким местам или - как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьными воротами.

Если большинство привычных семейных ритуалов несут не ограничения, а лишь радость и удовольствие, это укрепляет в детях чувство целостности семьи, ощущение неповторимости собственного дома и уверенность в будущем. Тот заряд внутреннего тепла и оптимизма, который несет в себе каждый из нас, приобретается в детстве, и чем он больше, тем лучше. Конечно, характер ребенка формируется не в один день, но можно сказать с уверенностью: чем больше детство было похоже на праздник, и чем больше в нем радости, тем счастливее человечек будет в дальнейшем. Я с уверенностью могу сказать, что ощущаю себя счастливым человеком, в этом я вижу большую заслугу моих родителей.

Сейчас мне 23 года, сказать что я много повидала в жизни- ничего не сказать. Мне есть с кого брать пример в жизни. И я думаю, что если каждый человек будет честно жить, хорошо трудиться, любить свою Родину, то история нашей страны станет еще лучше, светлее и богаче!

MicrosoftInternetExplorer4

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:10.0pt;

font-family:"Times New Roman","serif";}

«Любовь к Отчизне начинаетсяс любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству»

Д.С.Лихачёв

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы сподрастающимпоколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории,культуре,народу может возродить великую страну. Эта любовь начинается с малого – с любви к нашей малой Родине. Но чтобы любить, надо знать. С чего начинается Родина для малыша? Вопрос этот не праздный. В дошкольном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину – место, где они родились и живут.

В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу.

В последнее время воспитание чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего народа.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение. Академик Д.С.Лихачёв говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному посёлку, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Целенаправленное ознакомление ребёнка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Ведь чувство Родины у малыша связывается с местом, где он родился и живёт. Наша задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё, что свято чтут люди, - значит раздвинуть горизонты познаваемого, заронив в детское сердце искорку любви к Родине. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В работес дошкольникамибольшое внимание уделяю воспитанию любви к истории и культуре малой Родины. Эту задачу считаю актуальной и важной.

Но прежде чем приступить к данной теме,прочла много исторических местных и воронежских очерков, книг по краеведению, художественной литературы. По-моему, Воронежский край - самое лучшее место России, а отбор соответствующего материала позволяет формировать у воспитанников представление о том, чем славен родной край.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Работая над данной темой, ставлю перед собой целый комплекс задач:

- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

– формирование бережного отношения к природе и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским традициям и промыслам Воронежского края;

– расширение представлений о родном посёлке;

– знакомство детей с символами г. Воронежа и пос. Каменка;

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения Воронежского края;

– формирование чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи стараюсь решать во всех видах детской деятельности.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы образовательной деятельности. Основнымиформамипатриотического воспитания детей являются беседы, рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники, развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с интересными людьми, продуктивная деятельность.

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети младшего возраста знали названия своей улицы и той, на которой находитсядетский сад, дошкольников постарше знакомлю с объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, масложировой комбинат, кинотеатр, рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для людей. Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется – это район и посёлок в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

Особая страница истории посёлка – годы Великой Отечественной войны. Каменская земля вырастила славных сыновей. Это Герои Советского Союза Рогозин Пётр Карпович и Захарченко Василий Петрович. Их славные имена носят поселковые школы. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.

В детском саду создан мини-музей «Бабушкина избушка», гдедля ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края.

Попадая в мини-музей, дошкольники погружаются в мир старинного русского быта, получают возможность «пропитаться русским духом», приобщиться к культурному наследию своего народа.

В«Бабушкинойизбушке» можно найти стариннуюпрялку, чугунный утюг, крынку, каток и валёк, ухват и чугунок для приготовления каши и щей.

Этипредметы использую в непосредственно – образовательной деятельностипо ознакомлению детей с далёким прошлым родного края, а также при проведении досугов и традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица». Музей «Бабушкина избушка» постоянно пополняется. Каждый экспонат мини-музея – это результат совместного трудапедагогов, детей и родителей.

Считаю, наличиемини - музея в ДОУ одним из достоинств детского сада. Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной силой, в которой дошкольник подчиняется правилам игры, договаривается о совместных действиях, преодолевает трудности. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, выдержку, находчивость. Особо любимы детьми народные игры «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Я на камушке сижу». В совместной образовательной деятельности рассказываю об одной из главных достопримечательностей нашего района – марковском роднике «Серебряные ключи», где вода считается целебной, излечивая от разных недугов. Воспитанники, затаив дыхание, слушают, когда рассказываю о ежегодном фестивале поэтического творчества «Воронцовая Русь», который проходит в нашем районе и на который съезжаются участники из разных уголков нашей необъятной Родины. Это -фестивальпоэтов-любителей, главным организатором которого был мастер поэтического слова, настоящий ценитель красоты, наш земляк, поэт А. И. Хильченко. Фестиваль проводится в период цветения редкого лугового цветка – воронца. В работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяю таким темам, как «Мой посёлок», «Воронеж - столица Черноземья», «Каменка – посёлок на пятидесятой параллели».

Рассказ о героизме человека-труженика воспитывает у дошкольника патриотическиечувства не менее, чем героизм военного подвига, а родной посёлок может смело гордиться своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками илучшими людьми. При ознакомлении детей с трудом взрослыхпоказываюобщественную значимостьтруда, его необходимость не только лично какому-то человеку, но и всей стране. Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребёнок видит каждый день – это и есть его Родина.

Важное место в патриотическомвоспитании дошкольников занимают экскурсии. Воспитанники подготовительной к школе группы побывали в районном краеведческом музее, где ознакомились с предметами культуры и быта нашего края, с историей посёлка, а также смогли и сами продемонстрировать достаточные знания.

В районной детской библиотеке дошкольники познакомились с известными сказителями воронежского края А.Н.Корольковой, А.Н.Афанасьевым.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой родного края.Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности: лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали сердца и воспитателей, и родителей.

Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. У него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь. Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребёнка с Родиной.

Немаловажную роль в группе играет и развивающая предметно – пространственная среда, котораяпозволяет расширять представления детей о растениях, животных, профессиях, сказочных персонажах, памятных местах родного края.

Считаю, что успешное решение задач патриотического воспитания возможно при условии взаимодействия с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, общение. Положительные эмоции и совместная деятельность сближают взрослых и детей. Таким образом, родители становятся не только помощниками ДОУ, но и равноправными участниками формирования личности ребёнка.

Как я убедилась, необходимо продолжать воспитывать патриота-гражданина России через познавательную деятельность, игры, экскурсии, беседы, совместную образовательную деятельность.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем станет большой рекой в деле воспитания дошкольников. Недаром В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира, и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Если не мы, то кто – же

Детям нашим поможет?

Россию любить и знать.

Ольга Субботина
Ознакомление детей с культурой и традициями малой Родины

«Человеку никак нельзя жить без Родины , как нельзя жить без сердца».

javascript:addImage("message") К. Паустовский

Актуальность :

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков . Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Родина , Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы : мать и отец, родители , те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, краю и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания : идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины . Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными , национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины . Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Необходимо разбудить у детей чувство любви к своей малой родине , дать понять, что это их земля и страна – дать понять, что именно они преемники традиций родного края . Культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины .

Цель проекта :

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста; обогащение их познавательного , эмоционального опыта через приобщение детей к истории , традициям культуре родного города . Показать детям город, в котором они живут, вызвать чувство гордости за свою «малую родину » . Приобщать к истокам региональной культуры . Воспитывать чувство уважения к своей малой родине , ее природе, обычаям, традициям .

Задачи :

1. Дать знания детям о родном городе : история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.

2. Формировать бережное отношение к культурным ценностям района , осознание их неповторимости и индивидуальности. Расширить знания детей о флоре и фауне Краснодарского края.

3. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

4. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей , желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

5. Научить гордиться тем, что сделано руками их родителей , старшим поколением.

Тип проекта : познавательно-исследовательский

Вид проекта : личностно-ориентированный

Участники проекта :

Воспитанники детского сада

Педагоги группы

Узкие специалисты ДОУ

Родители .

Срок реализации : долгосрочный - 2 года

Этапы реализации : Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой. Практический – реализация проекта. Итоговый – подведение результатов

Условия для реализации проекта :

Интерес детей и родителей

Методические разработки

Педагогический опыт

Предметно – развивающая среда

Инновации

Интеграция со специалистами детского сада

Методы (формы и приёмы работы) проекта :

1. Наблюдения, экскурсии, целевые прогулки;

2. Совместные игры и творческие проекты;

3. Познавательно – игровые занятия ;

4. Беседы, интервью, составление творческих рассказов, выставки рисунков;

5. Развлечения, досуги, театрализованные праздники;

Ожидаемые результаты :

1. Дети будут знать свое имя, фамилию, свой адрес, название города, края, страны.

2. Знать историю края и города, символику города, достопримечательности, промышленные объекты.

3. Называть и узнавать (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города Туапсе, 4- 5 улиц, площади.

4. Называть народные праздники, предметы быта края, декоративно-прикладное искусство края.

5. Знать и называть растения и животных края.

6. Выражать отношение к окружающей среде, участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды в городе.

7. Иметь представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи , детского сада.

8. Уметь заботиться о близких людях, оказывать помощь, проявлять дружелюбие, уметь договориться со сверстниками.

Предполагаемый продукт :

1. Презентации в формате Microsoft Power Point проекта : «Родина моя - Туапсе » , «Достопримечательности Туапсе» , «Туапсе-город воинской славы» .

2. Знание стихов о родном Туапсе.

3. Посещение краеведческого музея.

4. Библиотечка произведений туапсинских писателей, поэтов, доступных для восприятия детей конкретной возрастной группы;

5. Методические материалы и дидактические пособия по краеведению : «Мы - из города Туапсе» , «Я шагаю по Туапсе» , «Собери картинку» , «Бабушкин сундучок» , «Сказки черного моря» , «Спортивный Туапсе» .

6. Выставка «Любимый город» (совместно с родителями ) .

7. Альбомы : «Достопримечательности моего города» , «Природа родного края» , «Прошлое и настоящее моего города» , «Профессии наших родителей » .

8. Словотворчество с родителями «Мое стихотворение о родном городе» .

9. Лепка, рисование по темам : «Животные, птицы и растения нашего края» .

10. Экскурсии и фото экскурсии по городу.

Литература

1. Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом : Конспекты занятий. М.: ТЦ «Сфера» , 1999.

2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Спб.: Детство Пресс, 2002.

3. Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования Педагогика. 1999.

4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками.

5. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников, Мозаика - Синтез, 2012

6. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Сфера, 2009

7. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России, Скрипторий, 2008

8. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране, Просвещение, 2009

9. Мосалова Л. Л. Я и мир. Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, 2009

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД «Красота малой Родины в картинах кубанских художников» «Красота малой родины в картинах кубанских художников» НОД (интеграция областей «познание» и «художественно творческая деятельность». Программные.

Сценарий праздника малой Родины «Мой любимый город Бор» «Мой Любимы город Бор» Праздник малой Родины (Сценарий для старшей- подготовительной группы) (Звучит музыка, дети входят в зал и встают.

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с традициями и культурой народов Поволжья Педагогический проект на тему: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями и культурой.

Конспект открытого занятия по знакомству с с культурой и традициями мордовского народа «День рождения Алдуни» Цель: познакомить детей с культурой и традициями мордовского народа через мордовские народные и различные виды игр, разработанных с учетом.

Краткосрочный проект «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор» Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор». Участники проекта:дети подготовительной группы,.

Цель:Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать.

СЕНТЯБРЬ: 1. Беседа «Город чудный – город древний» Цель: Познакомить с архитектурой и древним зодчеством. Рассказать некоторые факты из.

Рабочая программа «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с наследием малой Родины» 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно- правовыми документами: ФГОС, Закон РФ. Цель: Приобщать.

Сценарий праздника малой Родины для детей и родителей старшей группы «Вы откуда? Мы из Георгиевска!» Цель: формирование любви к малой родине, к городу Георгиевск. Предварительная работа: беседа о родном городе Георгиевск; рассматривание.

Система воспитания патриотических чувств дошкольников в условиях малой Родины Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников.

Библиотека изображений: