Северо восточная русь 14 веке. Северо-Восточная Русь в XIV-XV веке

Возвышение Москвы.

Возвышение Московского княжества началось в конце XIII в. Первым московским князем по завещанию отца стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович (1263-1303 гг.). Этот правитель сумел несколько расширить земли своего княжества. В начале 90-х гг. Даниил присоединил к Ростовскому княжеству Можайск, а в 1300 г. отвоевал у Рязани Коломну.

Сын Даниила Юрий Данилович с 1304 г. повел борьбу за великое владимирское княжение с Михаилом Ярославичем Тверским, получившим в 1305 г. в Орде ярлык на великое княжение. Поддержку московскому князю оказывал митрополит всея Руси Петр. В 1317 г. Юрий добился получения ярлыка на великокняжеский престол из рук хана Узбека, а спустя год в Орде главный враг Юрия - Михаил Тверской - был убит. После смерти последнего в 1332 г. ярлык на великое княжение почти постоянно находился в руках московских князей.

Ивану Калите удалось упрочить свое влияние в Новгороде, приобрести в Орде ярлыки на удельные княжества с центрами в Угличе, Галиче и Белоозере. Помимо этого, Иван I покупал в других княжествах села, становившиеся опорными пунктами "собирания" русских земель вокруг Москвы. Заботясь об укреплении княжества, Калита охотно принимал на службу переселенцев из других земель. Калита первым использовал передачу земли (поместье) в качестве платы за службу. При этом князе в Москве была возведена деревянная крепость. За годы правления Ивана Калиты территория княжества увеличилась в четыре раза.

Политику Ивана Калиты по укреплению Московского княжества продолжили его сыновья - Семен Гордый и Иван II Красный. В правление этих князей прекратились опустошительные набеги ордынцев и литовцев.

После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389 гг.). В это время ярлыком на великое княжение завладел суздальско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Между ним и группировкой московского боярства развернулась острая борьба. На стороне Москвы выступал митрополит Алексий, фактически возглавлявший московское правительство, пока в 1363 г., победу окончательно не одержала Москва. Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Продолжалась борьба и с Тверью. Когда в 1371 г. Михаил Александрович Тверской, получив ярлык на великое княжение Владимирское, попытался занять Владимир, Дмитрий Иванович отказался повиноваться ханской воле. В 1375 г. Михаил Тверской вновь получил ярлык на владимирский стол. Тогда против него выступили почти все князья Севере-Восточной Руси, поддержав московского князя в его походе на Тверь. После месячной осады город капитулировал, по заключенному между московским и тверским князем договору Михаил признавал Дмитрия своим "братом старейшим", т.е. становился в подчиненное положение.

В результате внутриполитической борьбы в северо-восточных русских землях Московское княжество добилось первенствующего положения в "собирании" русских земель и превратилось в реальную силу, способную противостоять Орде и Литве. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.

Причинами усиления Московского княжества были:

выгодное экономико-географическое положение. Москва находилась на оживленном торговом пути Прибалтика - Поволжье - Средняя Азия и прибыльная хлебная торговля приносила в княжескую казну немалые доходы.

выгодное стратегическое положение. Москва, контролировавшая поставки хлеба в Новгород из Поволжья, в кризисных ситуациях перекрывала торговые пути, что делало новгородцев более сговорчивыми. С XIV в. в Новгороде выбирались подконтрольные Москве князья.

захват Владимирского великого княжения, что давало Москве экономический (сбор "выхода") и политический (в случае неповиновения против местных князей применяли ордынские отряды) контроль над всеми княжествами Северо-Восточной Руси.

понимание московскими князьями особой роли православия в период монголо-татарского ига. Московские князья поддерживали добрые отношения с митрополитом Петром. После смерти Петра Калита добился причисления его к лику святых. Резиденция митрополитов вскоре была в Москву. Иван Калита построил первый каменный московский собор Успения Божией Матери. Москва превратилась в религиозный центр Северо-Восточной Руси.

исключительный прагматизм московских князей. Одними из первых они пошли на тесное сотрудничество с Ордой. Это позволило подчинить Москве практически все княжества Северо-Восточной Руси и обеспечить прекращение ордынских погромов, а также сдерживать натиск Литвы.

Московское княжество при Василии I Дмитриевиче.

К началу XV в. в северо-восточной Руси продолжало существовать несколько практически независимых друг от друга государственных образований. Наиболее значительным и сильным из них было Московское княжество. К этому времени уже практически слились территории собственно московские и земли Великого княжества Владимирского. Дмитрий Донской, умерший в 1389 г., в своем завещании передал Владимирское княжение своему старшему сыну Василию I (1389 - 1425) как свою "вотчину", не ставя эту передачу в зависимость от воли ханов Золотой Орды. Василию I удалось существенно увеличить свои владения, добившись в 1392 г. присоединения Нижегородского княжества.

Однако великий князь не был единственным хозяином московских земель - по традиции всем мужчинам - членам великокняжеской семьи выделялись уделы, а их владельцы назывались удельными князьями. В начале XV в. таковыми были, в первую очередь, младшие братья Василия I, получившие свои территории по завещанию Дмитрия Донского и двоюродный дядя великого князя, герой Куликовской битвы Владимир Андреевич Серпуховской.

Продолжалась и зависимость от Золотой Орды, выражавшаяся, прежде всего, в уплате дани. Несмотря на это зависимое положение, Василий I стремился укрепить международный авторитет княжества, вступив в брак с дочерью могущественного правителя Великого княжества Литовского Витовта Софьей

В социально-экономическом развитии Руси в 13 - 14 веке произошли серьезные перемены. После нашествия монголо-татар в Северо-Восточную Русь происходит восстановление хозяйства, вновь оживляется ремесленное производство. Наблюдается рост и увеличения экономического значения городов, которые в домонгольский период не играли серьёзной роли (Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома). Активно развивается крепостное строительство, возобновляется возведение каменных храмов. Сельское хозяйство и ремесло бурно развивается в Северо-Восточной Руси. Происходит усовершенствование старых технологий и появление новых.

На Руси получили распространения водяные колеса и водяные мельницы. Пергамент стал активно вытесняться бумагой. Развивается солеварение. Появляются центры по изготовлению книг в крупных книжных центрах и монастырях. Развивается массивно литье (колокольное производство). Сельское хозяйство развивается несколько медленнее чем ремесло. Подсечно-огневое земледелие продолжает вытесняться полевой пашней. Активно строятся новые деревни. Увеличивается количество домашних животных, а значит увеличивается внесение органических удобрений на поля

Постепенно на Руси выделяются самые крупные и сильные княжества: Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром Руси считалось Владимирское княжество, владимирский князь имел ярлык (грамоту) от монгольского хана. Особо позиции Москвы усилились при Иване Калите (второй сын московского князя Даниила Александровича), при нем были присоеденены: Коломна, Переяславец, Можайск. В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против татар, Иван Калита помог подавить его и получил ханский ярлык на Великое княжение. Благодаря грамотной политике Ивана Даниловича в отношении Орды, татарские набеги прекратились, что также способствовало укреплению Москвы и Руси в целом. Иван Калита продолжал линию Алекандра Невского в том, что держал прочный мир с татарами. Он так же заключил союз с церковью. Москва становится центром веры, так как митрополит навсегда переехал в Москву и оставил Владимир (Петр). Великий князь получил право у Орды самому собирать дань, что имело благоприятные последствия для казны Москвы. Также Иван Калита увеличивал свои владения. У хана Золотой Орды покупались и выпрашивались новые земли. Были присоединены Галич, Углич и Белоозеро. Также некоторые князья добровольно входили в состав Московского княжества. Ту же политику продолжали и его потомки. Москва медленно - но верно становилась центром, вокруг которого объединялись другие княжества.

В 14-15 вв. Москва стала основой объединения Руси в единое государство, центром образующей русской народности. Уже московские князья Юрий Данилович (внук Александра Невского, княжил в 1303-1325гг) и Иван Калита (княжил в 1325-1340гг) получили от ханов ярлыки на княжение, которое с этого времени прочно удерживалось московскими князьями. При Иване Калите митрополиты перенесли свое местопребывание из Владимира в Москву, и она стала политическим и духовным центром тогдашней Руси. Во второй половине 14 в. Москва возглавила борьбу против монголо-татарского ига. Московское ополчение составляло основное ядро русских войск, разгромивших под руководством Димитрия Донского (княжил в 1359-1389гг) на Куликовом поле (1380) монголо-татарские полчища Мамая. В 60-ее, 70-ее годы 14 века происходит усиливание междуусобиц внутри Золотой Орды. За два десятилетия появляются и исчезают до двух десятков ханов. Одним из таких, самым сильным и жестоким был хан Мамай. Он пытался собирать дань с русских земель, несмотря на то, что законным ханом был Тахтамыш. Угроза нового нашествия объединила основные силы Северо-Восточной Руси под главенством московского князя Дмитрия Ивановича Донского. В походе участвовали перешедшие на службу к московскому князю сыновья Ольгерда Андрей и Дмитрий. Союзник Мамая великий князь Ягайло опоздал прибыть на соединение с ордынским войском. Не присоединился к Мамаю и рязанский князь Олег Иванович, лишь формально вступившей в союз с Золотой Ордой.


6 сентября объединенное русское войско подошло к берегам Дона. Так впервые после 1223 года, со времен битвы на речке Калке, русские вышли в степь навстречу ордынцам. В ночь на 8 сентября русские войска по приказу Дмитрия Ивановича перешли Дон.

Сражение произошло 8 сентября 1380 года на берегу правого притока р. Дона. Вначале ордынцы потеснили русские полка. Тогда по ним ударил засадный полк под командованием Серпуховского князя. Ордынское войско не выдержало натиски свежих русских сил и обратилось в бегство. Битва превратилась в преследование отступающего в беспорядке врага. Население Москвы героически обороняло город от татарских ханов Тохтамыша в 1382году и Едигея в 1408; в 1480 оно требовало от Ивана 3 решительной борьбы против полчищ хана Ахмата, укрепило город и готовилось к осаде. Москва была центром развитого ремесла, в осбенности производили металлические изделия и оружия. Высокого развития достигли также строительное мастерство, иконное и книжное дело и т. д. Москва являлась крупнейшим торговым городом Восточной Европы, так как была связана водными путями (Москва-река, Ока, Волга и др.) с Поволжьем, Средней Азией, Закавказьем и Персией. С верховьев Дона начинался путь по Дону, Азовскому и Черному морям в Константинополь. Купцы, торговавшие с итальянскими колониями в Крыму, в частности с г. Сурож (Судак) , назывались в Москве «гостями-сурожанами» . Через город Дмитров Москва была связана с верхним течением Волги с водными путями на Белоозеро и далее на Сурож.Сухопутные дороги соединяли Москву с Новгородом и Смоленском. По своим размерам Москва принадлежала к числу крупнейших европейских городов.

128.61kb.

  • Северо-Восточная Азия является местом, где пересекаются интересы мировых держав , 127.29kb.
  • Хронология русской истории , 114.82kb.
  • Контрольный тест «Русь в начале XII-XIII вв.» Что означало выражение «Пусть каждый , 29.24kb.
  • 1. Что из названного относится к последствиям нашествия монголо-татар на Русь , 110.65kb.
  • Тема: Узагальнення з теми „Княжа Русь Україна , 48.74kb.
  • Годовой отчет открытого акционерного общества «уральская сталь» за 2006 год , 330.07kb.
  • 9 Северо –Восточная Русь в 13 – 14 вв

    Усиление Московского княжества вело к изменению отношения к татарам. Сущность этого изменения состояла в переходе от политики покорности и повиновения Орде к политике борьбы против нее, тем более, что в Золотой Орде тогда наблюдались усобицы, падение значения ханской власти. За период с 1360 по 1380 гг. в Орде сменилось 14 ханов. Но Мамаю удалось временно ликвидировать усобицы и сосредоточить власть в своих руках. Он решил призвать Московского князя к порядку и в 1378 г. совершил поход на Русь, но на реке Воже (приток Оки) татарское войско было разбито. После этого обе стороны стали готовиться к решительной битве. С этой целью Мамай заключил союз с Великим князем Литовским Ягайло и вступил в тайные сношения с рязанским князем Олегом, недовольным главенством Москвы.

    Несмотря на то, что ни Тверь, ни Новгород, ни Нижний Новгород не приняли участия в борьбе с Мамаем, Дмитрию удалось создать небывалую до того рать, которая насчитывала 100 -150 тыс. человек. В этом деле существенную помощь князю оказывало духовенство, прежде всего-преподобный Сергий Радонежский, который примером своей жизни «поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее» (В. О. Ключевский). Святой Сергий не только благословил Дмитрия Ивановича на подвиг, но и предсказал погибель Мамаю, воскликнув: «Пойди, господине, на поганые половци, призывая бога, и господь бог будет ти помощник и заступник!». Исход сражения решила Куликовская битва, которая произошла в день праздника Рождества Богородицы 8 сентября 1380 г. на правом берегу Дона при впадении в него реки Не-прядвы. Битва шла несколько часов. Татары дрогнули и побежали. Летописцы называли Куликовское сражение «Мамаевым побоищем», а Дмитрию народ дал почетное прозвище «Донской», с которым он и вошел в историю.

    Куликовское сражение имело огромное политическое и национальное значение. «Событие состояло в том,-говорил В. О. Ключевский,- что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многотысячными костями». Велика была радость на Руси, но велика и скорбь, так как русское войско понесло огромные потери.

    Битва была выиграна, но Дмитрию Донскому не удалось освободить Русь от монгольского ига. В 1382 году новый хан Золотой Орды Тохтамыш вторгся в русские области и опустошил Москву. Дмитрию пришлось согласиться на возобновление выплаты дани. И все же зависимость Русских земель от Орды становилась все более номинальной.

    Дмитрий Донской передал в наследство своему сыну Василию I Владимирский великокняжеский престол как вотчину, не спрашивая ханского разрешения (ярлыка). Василий I продолжал собирать русские земли под власть Московского княжества. Его смерть положила начало длительному и острому политическому кризису, заполнившему почти все княжение его сына Василия II Васильевича (1425 -1462 гг.). Дело в том, что Василий Дмитриевич перед своей смертью благословил своего 10-летнего сына Василия на великое княжение. Но после смерти Василия I его брат Юрий Дмитриевич отказался признать старшинство своего племянника и вступил в борьбу за великокняжеский престол. Эта борьба, которую после смерти Юрия продолжали его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка, носила характер феодальной войны, тянулась более 20 лет и доходила до крайней жестокости с обеих сторон.

    Усобица осложнялась бурными и сложными отношениями Василия II с монголами. Татарский хан в самом начале признал его великим князем, но в 1445 г. большой отряд одного из татарских ханов Улу-Махмета ворвался в московские владения, разбил русские войска и взял Василия II в плен. Великий князь был освобожден из плена за огромный выкуп. Используя недовольство, вызванное сбором средств для выкупа, Дмитрий Шемяка в 1446 г. захватывает в Троицком монастыре Василия Васильевича и ослепляет его (отсюда прозвище- Темный), а в феврале этого же года занимает Москву. Однако против Шемяки выступило население Москвы, особенно духовенство во главе с епископом рязанским Ионой. Дмитрий Шемяка вынужден был пойти на освобождение Василия Темного, который в декабре 1446 г. вступает в столицу своего княжества.

    Кроме политического междоусобия княжение Василия II было потрясено еще церковной смутой. В 1431 г. в Москве хотели поставить митрополитом епископа Иону, но патриарх Константинопольский поставил митрополитом на Руси грека Исидора. В 1439 г. на соборе во Флоренции заключили унию об объединении православной и католической церквей с признанием верховной власти римского папы. Акт об унии подписал и русский митрополит Исидор. Но когда он вернулся в Россию в сане римского кардинала, то великий князь и русское духовенство отказались признать унию. Исидор был низложен, а в 1448 г. на соборе русских епископов Иона был избран митрополитом впервые без ведома Константинопольского патриарха. Русская церковь стала автокефальной (независимой).

    В настоящее время часть историков считает, что во время феодальной войны второй четверти XV в. еще могли реализоваться альтернативные варианты централизации. Во главе объединения древнерусских земель могли оказаться торговый Новгород или северная Галицкая земля с ее развитыми промыслами и значительным числом свободных крестьян, а возможно и княжество Литовское и Русское, где литовцы играли своеобразную роль «варягов». Однако победа в проведении централизации осталась за московским князем Василием II, использовавшим в качестве союзников ордынцев. В борьбе за центральную власть Василия II поддержала русская православная церковь.

    Завершение феодальной войны означало окончательную победу объединительной тенденции вокруг Московского княжества. Эта тенденция была закреплена, стала необратимой в период княжений Ивана III и Василия III.

    Характер Ивана III Васильевича формировался в сложной обстановке. Детство и отрочество будущего первого государя всея Руси пришлось на заключительные, самые драматические этапы феодальной войны второй четверти XV а На седьмом году жизни княжич был обручен с 4-летней дочерью тверского великого князя. Через несколько лет 10-летняя Мария Тверская превратилась в великую княгиню Московскую. В ту пору не удивлялись ранним бракам. Решающее значение здесь имели династические и политические интересы. С детских лет приучали Ивана Ш к походам. Воеводы и воины привыкали смотреть на него как на будущего своего государя. Уже в 12-летнем возрасте Иван отправился в свой первый самостоятельный поход. Естественно, фактически во главе войска шли опытные воеводы Но формально главенство и личное участие княжича стало ступенью к его политическому возмужанию. К 17-летию он уже далеко не формально носил титул великого князя. Физическая беспомощность слепого отца подчеркивала значение сына. Как ближайший помощник Василия П, он принимал реальное участие в управлении великим княжеством.

    Тема 3. Северо-Восточная Русь XIV - XV веков и мир.

    1. К началу XIV века Золотая Орда охватывала обширную территорию от Дуная до Иртыша и часть Средней Азии. Это было государство, состоявшее из полусамостоятельных улусов, объеди­ненных под властью хана. В XIII веке её религией было язычество. В 1312 г. государственной религией Золотой Орды стал ислам, так как ″власть захватил … Узбек. … Приняв ислам, он под страхом смертной казни потребовал того же от всех своих подданных. … Большому количеству татар…, отказавшихся принять ислам, удалось уехать на Русь и при Узбеке, и впоследствии.″ 1 Так начался процесс влияния русской и татаро-монгольской аристократии, усиливающий значимость отношений Руси со странами Востока. Но религиозная нетерпимость хана Узбека (1312-1341) – при нем Золотая Орда пережила свой расцвет – не отразилась на его отношении к Северо-Восточной Руси. И без того – как и в XIII веке - золотоордынцами против русских князей применялся террор. На Руси то и дело появлялись карательные отряды из Золотой Орды во главе с русским князем. Тем более что в начале правления Узбека обострилось соперничество Москвы и Твери за гегемонию на Северо-Восточной Руси. ″Непостоянная поддержка, оказываемая то Москве, то Твери, преследовала цель не допустить такого усиления любого и двух княжеств, при котором оно могло бы стать опасным для татар.″ 2 Симпатии Узбека склонились в сторону князей Москвы. ″Князья тверские … не могли понять истинного положения дел и в начале XIV века всё ещё считали возможной борьбу с татарами. … Московские князья…, видя, что на Орду гораздо выгоднее действовать деньгами, чем оружием, … усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своей политики.″ 3 Не без их влияния ″Узбек … даровал право собирать налоги ряду крупней­ших русских князей, институт баскаков стал излишним″ 4 и был отменен. Уже вскоре право собирать дань со всей Северо-Восточной Руси получил и удержал за собой великий московский князь Иван I Калита (1325-1340). В 1340-1360-х гг. в Золотой Орде шла затяжная борьба за власть, приведшая к началу её упадка, и об этом знали великие московские князья. Уже в 1370-х годах, заставив признать тверского и рязанского князей вассальную зависимость от Москвы, князь Дмитрий Иванович (Донской) (1363-1389) решился вступить в борьбу с Золотой Ордой. Северо-Восточная Русь перестала платить Золотой Орде, ослабевшей от междоусобиц, дань, а карательный золотоордынский отряд Бегича на реке Воже (1378) был уничтожен московским войском. Фактически правивший в Золотой Орде полководец Мамай решить повторить поход хана Батыя на Русь, чтобы восстановить практику выдачи ханом ярлыков на княжение и регулярной уплаты Русью дани. Князь Дмитрий Иванович узнал про эти планы, и выступил во главе объединенного войска почти всех земель Северо-Восточной Руси навстречу армии Мамая. Мамай же договорился с великим литовским князем Ягайло о совместном выступлении против Москвы. Об этом также стало известно Москве, как и про ″измену [князя] Олега Рязанского и тайные сношения его с монголами и с Литвою″ 1 . Решающая битва войска Дмитрия Ивановича с армией Мамая (литовцы не успели прийти к ней на помощь, а рязанский князь – не посмел) состоялась на Куликовом поле (08.09.1380). Армия Мамая в битве была разгромлена, в Золотой Орде вновь началась борьба за власть. Но вскоре после этой победы Северо-Восточная Русь была вынуждена возобновить уплату дани Золотой Орде, так как в 1382 г. хан Золотой Орды Тохтамыш (1382-1395) сжег Москву. Вместе с тем Золотая Орда была вынуждена признать Москву политическим центром Руси. Более того, московская княжеская династия добилась от Орды признания своего права на великое княжение как на «отчину», передаваемую по наследству (такую передачу впервые осуществил князь Дмитрий Донской будущему князю Василию I в конце XIV века). Тем временем Золотая Орда – после разгорома в 1395-1396 гг. войсками Тамерлана – пришла в ещё больший упадок. К середине XV века она распалась. Непосредственными восточными соседями Северо-Восточной Руси стали Большая Орда, Ка­занское ханство, Крымское ханство. С ними постоянно приходилось считаться великим князьям Московским. ″Каждое из трех ханств было достаточно сильным, чтобы представлять по­стоянную опасность либо для Москвы, либо для Литвы.″ 2 Другими государствами, возникшими на месте Золотой орды, были Ногайская Орда и Сибирское ханство. Эти государства нередко воевали друг с другом, поэтому не могли объединиться против Великого Московского княжества. Воспользовавшись этим, великий московский князь Иван III (1462-1505) в 1472 г. отказался платить дань преемнику Золотой Орды – Большой Орде. В 1480 г. хан большой Орды Ахмат двинулся на Русь с войском, чтобы восстановить выплату дани, утверждение великого князя ханом. Войска московское и ордынское встретились на реке Угре, но хан Ахмат отступил. Вскоре, к 1502 г., Большая Орда распалась (на её месте появилось слабое Астраханское ханство). Эпоха ордынского ига, действовавшего как мощный фактор сдерживания социально-экономического развития Северо-Восточной Руси и консервации её политической раздробленности – завершилась.

    2. Великое княжество Литовское в начале XIV века уже было сильным государством, его мощь ещё более возросла в правление князя Гедимина (1316-1341). Одновременно активизировали свою восточную политику Венгрия и Польша. Поэтому последние автономные княжества юго-западной Руси (которые находились слишком далеко от своего сюзерена – Золотой Орды) были обречены. В результате череды войн Галицию заняли поляки, Закарпатскую Русь - венгры, а литовцам досталась восточная Волынь. Вскоре, после битвы литовцев и коалиции южнорусских князей у реки Ирпень (1321), князь киевский стал вассалом князя Гедимина. После взятия Киева экспансия литовцев продолжи­лась. Под натиском неудержимой литовской конницы пали все русские города до Курска и Чернигова. Так при Гедимине и его сыне Ольгерде (1345-1377) создалось могучее Вели­кое княжество Литовское.″ 1 Оно претендовало на роль собирателя всех земель Киевской Руси: уже в XIV веке оно объединя­ло в своем названии три элемента: Литва, Жмудь, Русь. В период расцвета русские земли составляли 9 / 10 территории Литвы. В Литве длительное время господствовали древнерусские законы, древнерусский язык. Военные успехи Литвы были впечатляющими. Грандиозным дости­жением был разгром в союзе с Польшей Тевтонского ордена (Грюнвальдская битва 1410 г.). Оно успешно воевало и с Золотой Ордой, которой земли южной и юго-западной Руси (Киев, Волынь, Подолье и др.) платили дань. После битвы при Синей Воде с Ордой (1363 г.) эти земли вошли в состав Великого княжества Литовского и Русского. После этой битвы Ольгерд также овладел западной частью Великой степи между Днепром и устьем Дуная, вышел к Черному морю.″ 2

    Великие литовские князья стремились распространить свою власть и на Северо-Восточную Русь. ″Отстояв независимость от татар, литовские князья получили большие преимущества. Отныне они претендовали на то, чтобы объединить под своей властью всю Русь. Однако литовская экспансия на восток натолкнулась на сопротивление Москвы. Попытки сокрушить военную мощь Московского княжества стали особенно настойчивыми в середине XIV в. Важную роль в назревшем конфликте играла Тверь.″ 3 Великий литовский князь Ольгерд, ещё более активно, чем его отец, Гедимин, ″старался влиять на Новгород, Псков, Смоленск; поддерживает тверских князей против Москвы [в том числе военными действиями 1368, 1370, 1372 гг.], хотя его вмешательство в этом случае и неудачно.″ 4

    Великие литовские князья в своих целях стремились использовать и династические браки. Они жени­лись на русских княжнах и объединяли вокруг себя уцелевших Рюриковичей из Турово-Пинской земли, претензии на статус собирателя земель Киевской Руси выразились и в браке Ольгерда с тверской княжной Юлианией. Росла привлекательность литовских городов вследствие заимствования литовцами у поляков и немцев идеи и практики городского самоуправления. Так, в Великом княжестве Литовском наиболее крупные из городов получили магдебургское право. «Магдебургии» вводили выборное городское самоуправление - рады (магистра­ты). Местная русская знать приобщалась к фор­мам польской, немецкой, венгерской культур, тем более. Включение южных и юго-западных земель Руси в состав Литвы содействовало продолжению их развития по европейскому пути.

    Но вот обеспечить религиозное единство Великого княжества Литовского. Изначально литовцы – политеисты доминировали и негативно относились к христианам, как к католикам, так и к православным. На протяжении XIV столетия, одновременно с расширением территории Литвы (за счет русских земель) православное население в этом государстве начинает численно доминировать. Многие представители правящей династии Гедиминовичей приняли православие (даже великий литовский князь Ольгерд, хотя и тайно). К концу XIV века и в религиозном плане – как по преимуществу православное - Великое княжество Литовское было опасным конкурентом великих московских князей в борьбе за объединение земель всей Руси под единой властью. Но сами великие литовские князья вскоре утратили это преимущество в борьбе за симпатии православного (доминирующего) населения русских земель. Тому были три причины.

    Во-первых, литовцы ак­тивно воевали с немцами - антипапистскими Ливонс­ким и Тевтонским орденами - и потому их объективны­ми союзниками могли стать католики Польши. Вероятно, в связи с этим Гедимин разрешил своим подданным принимать католическую веру. Во-вторых, литовцы постоянно совершали набеги на Польшу, откуда привозили девушек. Так начался мощный процесс польско-литовской интеграции. И, в-третьих, вскоре после прекращения династии Пястов (1370) в Польше ″польские магнаты … предложили коро­леве … Ядвиге … ради государственных интересов сочетаться с ли­товским князем Ягайлой [(великий князь литовский 1377-1392, с перерывом), король польский (1386-1434)], дабы таким образом объеди­нить силы Польши и Литвы и остановить экспансию немцев. … Женившись на Ядвиге, Ягайло стал … властителем объединенной Польши и Литвы и, как таковой, приказал всем нехристианам Литвы принять католичество. Так состоялась Кревская уния (1386). Од­нако далеко не все встретили такое решение с восторгом. Те литовцы, которые уже связали себя с русскими…, не хотели при­нимать католичество.″ 1 Рост влияния католической церкви в правление Ягайло привел и религиозному расколу Литвы. Хотя новый великий князь литовский Витовт (1392-1430) был сторонником ре­лигиозного компромисса, но значительное число ревностных православных в Литве отнюдь не помогало его достижению. К концу правления Витовта могущество Великого княжества Литовского достигло своего апогея. ″Около 1425 г., года, в который умер [великий князь Московский] Василий I, отец Василия II казалось, что роль объединителя большинства русских земель будет сыграна скорее великим князем литовским, нежели вели­ким князем московским.″ 1 Ведь именно Витовта Василий I попросил быть опекуном и покровителем будущего малолетнего московского князя Василия II (1425-1462 – со многими перерывами, шла длительная борьба за власть). Пользуясь случаем, Витовт попытался в 1426-1428 гг. захватить Псков и Новгород, но был вынужден довольствоваться лишь получением крупных денежных сумм за мир. ″С Тверью и Рязанью ему удалось много большее. В 1427 году он заключил с Тверью союзный договор, по которому великий князь Борис Александрович Тверской признал Витовта своим господи­ном; … двумя годами позже и великий князь Иван IV Рязанс­кий, и великий князь Иван II Пронский признали себя вассалами Витовта.″ 2 Но после смерти Витовта в Великом княжестве Литовском началась длительная борьба за власть, и его влияние на Северо-Восточную Русь ослабло. Поэтому ″в 1449 г. был подписан договор о дружбе и ненападении между Москвой и Литвой. … Этот договор - важная веха в отношениях между Восточной и Западной Русью, означавшая ко­нец краткого преобладания Литвы в восточнорусских делах.″ 3 Великое княжество Литовское отказалось от дальнейшего давления на Северо-Восточную Русь, а Тверское княжество окончательно утратило статус соперника Москвы в объединении Северо-Восточной Руси.

    Уже вскоре началось наступление Великого Московского княжества на Литву – в правление князя Ивана III. В связи с сильным влиянием в Новгородской республике сторонников присоединения к Литве, великий князь Московский присоединил её к своим владениям (1478). Вскоре это произошло и с Тверским княжеством (1485), после чего на Северо-Восточной Руси пролитовские настроения пошли на спад. Недаром именно в 1485 г. Иван III принял титул «великий князь всея Руси», что означало, с одной стороны, констатацию факта создания русского государства, а с другой - пре­тензии на все земли, которые когда-то входили в состав Киевской Руси, а теперь находились в составе Литвы. ″К Ивану III на службу продолжали проситься православные князья из Литвы, объясняя свое нежелание оставаться под властью Литвы гонением на их веру. Так, Иван III принял к себе князя бельского и князя новгород-северского и черниговского с громадными вотчинами по Днепру и Десне. … До Ивана III под напором с запада, Московское княжество уступало и проигрывало; теперь московский великий князь сам начинает наступать на своих соседей и, увеличивая с запада свои владения, открыто высказывает притязание на присоединение к Москве вообще всех русских земель.″ 1 Это привело к началу серии русско-литовских войн: первая из них шла в 1500-1503 г.

    3. На внешней политике Северо-Восточной Руси XIV-XV веков существенно сказывалось усиление византийского влияния. Оно, в первую очередь, было ощутимым в культуре Северо-Восточной Руси: туда из Византии массово приезжали иконописцы, переписчики духов­ных книг, богословы. В период становления государства русская церковь была подчинена константинопольскому патриарху, визан­тийцы часто находились на московском митрополичьем престоле. Это негативно сказывалось на отношениях Северо-Восточной Руси и Запада. Православная церковь проповедовала смирение, покорность судьбе и этим усиливала различие между менталитетом христиан-католиков, и православных Руси. Курс русской православной церкви на разрыв культурных связей с Западом был осознанным. Культурный изоляционизм Москвы (с 1326 г. – центра русской православной митрополии) был направлен против Запада, в его основе - антагонизм между православием и католицизмом. Если на Западе общество освобождалось от всевластия церкви, то в Москве влияние церкви возрастает.

    Показателен отказ (великого князя Московского) Василия II признать союз (унию) между католической и православной церквами под главенством папы, заключенный во Флоренции в 1439 г. Митрополит Руси византиец Исидор, поддержавший унию, был низложен в 1442 году. В 1448 г. Собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции константинопольского патриарха. Этим было положено начало незави­симости русской церкви. А по­сле взятия Константинополя османами в 1453 г. выбор главы рус­ской церкви определялся уже в Москве. Сложилось убежде­ние, что русское православие лучше и выше, чем греческое (византийское). Недаром при Иване III Рим безуспешно пытался добить­ся от Москвы выполнения Флорентийской унии. Великого князя Московского Ивана III стали считать как бы преемником византийского императора, почитавшегося главой православного Востока. Подчеркивая это, его назвали «царем» - это слово проис­ходит от римского caesar - кесарь или цесарь. При московском дворе в правление Ивана III стал устанавливаться пышный церемониал. Современники связывали его появление с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Зое (Софье) Палеолог - дочери брата последнего императора Византии в 1472 г. ″Он стал обнаружить новое, непривычно высокое представление о своей власти. Женившись на греческой [византийской] царевне, он … усвоил себе византийский герб – двуглавого орла.″ 2 Также показательно, что он начал называть себя самодержцем: это слова являлось переводом титула византийского императора «автократор».

    Тогда же, в конце XV столетия, завершался процесс образования национальных государств на территории Западной Европы. Он прохо­дил в связи с рос­том материального производства, обусловленного развитием товар­но-денежных отношений и разрушением натурального хозяйства. В отличие от передовых стран Западной Европы образование единого государства в России, социально-экономическое развитие которой было заторможено золотоордынским игом, происходило на феодальной основе. Тогда в Европе начало формироваться светское гражданское общество, а все ещё великий князь Московский Иван III опирался на православную церковь, и в качестве образца для подражания выбрал не его европейскую сословно-представительную монархию, а византийское самодержавие.

    1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 178.

    2 Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). – Тверь, 1994. - С. 130.

    3 Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. – М., 1992. - С. 67.

    4 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь; М., 1997. – С. 205.

    1 Карамзин Н.М. История государства Российского: XII томов в 4-х книгах. Книга 2. Т. IV-VI. – М., 1997. - С. 223.

    2 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 10.

    1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 181.

    2 Там же. – С. 182.

    3 Скрынников Р.Г. Русь IX-XVII веков. – СПб., 1999. – С. 131.

    4 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 162.

    1 Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 184.

    1 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 10.

    2 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь, М., 1997. – С. 302-303.

    3 Вернадский Г.В. Россия в средние века. – Тверь; М., 1997. – С. 11.

    1 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 190.

    2 Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. – М., 1993. - С. 187.

    Для территориального определения группы княжеств на Руси, обосновавшихся между Волгой и Окой в IX-XII веках, историками был принят в обиход термин «Северо-Восточная Русь». Под ним подразумевались земли, расположенные в пределах Ростова, Суздали, Владимира. Применимы были также и синонимичные термины, отражающие объединение государственных образований в разные годы - «Ростово-Суздальское княжество», «Владимиро-Суздальское княжество», а также «Великое княжество Владимирское». Во второй половине XIII века Русь, которую называли Северо-Восточной, фактически перестает существовать - тому поспособствовали многие события.

    Великие князья Ростовские

    Все три княжества Северо-Восточной Руси объединяли одни и те же земли, менялись в разные годы лишь столицы и правители. Первым городом, построенным в этих краях, был Ростов Великий, в летописях упоминания о нем датированы 862 годом н. э. До его основания проживали здесь племена меря и весь, относящиеся к финно-уграм. Славянским племенам подобная картина пришлась не по душе, и они - кривичи, вятичи, ильменские словены - стали активно заселять эти земли.

    После образования Ростова, который входил в пятерку крупнейших городов, находящихся под правлением киевского князя Олега, упоминания о меря и веси стали реже появляться в летописях. Некоторое время Ростовом правили ставленники киевских князей, но в 987 году княжеством уже управлял Ярослав Мудрый - сын Владимира, князя киевского. С 1010-го - Борис Владимирович. До 1125 года, когда столица была перенесена из Ростова в Суздаль, княжество переходило из рук в руки то к киевским владыкам, то имело собственных правителей. Самые знаменитые князья ростовские - Владимир Мономах и Юрий Долгорукий - немало сделали для того, чтобы развитие Северо-Восточной Руси вело к процветанию этих земель, но вскоре тот же Долгорукий перенес столицу в Суздаль, где и правил до 1149 года. Но им были возведены многочисленные крепости и соборы в стиле все того же крепостного строения с утяжеленностью пропорций, приземистостью. При Долгоруком развивались письменность, прикладное искусство.

    Наследие Ростова

    Значение Ростова было, тем не менее, довольно существенным для истории тех лет. В летописях 913-988 гг. часто встречается выражение «Ростовская земля» - территория, богатая дичью, промыслами, ремеслами, деревянным и каменным зодчеством. В 991 году одна из старейших епархий на Руси - Ростовская - была образована здесь не случайно. На тот момент город являлся центром княжества Северо-Восточной Руси, вел интенсивную торговлю с другими населенными пунктами, в Ростов стекались ремесленники, строители, оружейники... Все князья русские старались иметь боеспособное войско. Повсеместно, особенно в отделенных от Киева землях, пропагандировалась новая вера.

    После переезда Юрия Долгорукого в Суздаль Ростовом некоторое время правил Изяслав Мстиславович, но постепенно влияние города окончательно сошло на нет, и о нем в летописях стали упоминать крайне редко. Центр княжества на полвека переносится в Суздаль.

    Феодальная знать возводила для себя хоромы, в то время как ремесленники и крестьяне прозябали в деревянных избах. Их жилища больше напоминали подвалы, предметы обихода были в основном деревянными. Но в освещенных лучинами помещениях рождались непревзойденные изделия, одежда, предметы роскоши. Все, что знать носила на себе и чем украшала свои терема, производилось руками крестьян и ремесленников. Чудная культура Северо-Восточной Руси создавалась под соломенными крышами деревянных изб.

    Ростово-Суздальское княжество

    За тот короткий период, пока центром Северо-Восточной Руси была Суздаль, княжеством успели править всего три князя. Кроме самого Юрия, его сыновья - Василько Юрьевич и Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским, а затем, после перенесения столицы во Владимир (в 1169 году), в Суздали год властвовал Мстислав Ростиславович Безокий, но особой роли в российской истории он не сыграл. Все князья Северо-Восточной Руси происходили от Рюриковичей, но не каждый оказался достойным своего рода.

    Новая столица княжества было несколько моложе Ростова и изначально упоминалась как Суждаль. Считается, что свое название город получил от слов «зиждить», или «созидать». Первое время после образования Суздаль представляла собой укрепленную крепость и управлялась княжескими наместниками. В первые годы XII века наметилось некоторое развитие города, тогда как Ростов стал медленно, но верно приходить в упадок. И в 1125 году, как уже упоминалось, Юрий Долгорукий покинул некогда великий Ростов.

    При Юрии, который более известен как основатель Москвы, произошли и другие немаловажные для события. Так, именно в период правления Долгорукого Северо-Восточные княжества навсегда обособились от Киева. Огромную роль в этом сыграл и один из сыновей Юрия - Андрей Боголюбский, который свято любил вотчину отца и не мыслил себя без нее.

    Борьба с боярством и выбор новой столицы Руси

    Планам Юрия Долгорукого, в которых он видел своих старших сыновей правителями южных княжеств, а младших - властелинами Ростова и Суздали, так и не суждено было сбыться. Но их роль в некотором роде была даже весомее. Так, Андрей заявил о себе как о мудром и дальновидном правителе. Его своенравный характер всячески старались сдерживать входящие в его совет бояре, но и тут Боголюбский проявил свою волю, перенеся столицу из Суздали во Владимир, а затем захватил и сам Киев в 1169 году.

    Однако столица Киевской Руси не влекла этого человека. Завоевав и город, и титул «великого князя», он не остался в Киеве, а посадил в нем наместником своего младшего брата Глеба. Ростову и Суздали он также отвел незначительную роль в истории тех лет, так как к тому времени столицей Северо-Восточной Руси был Владимир. Именно этот город Андрей избрал своею резиденцией в 1155 году, задолго до завоевания Киева. Из южных княжеств, где он правил некоторое время, он вывез во Владимир и икону Вышгородской Божьей Матери, которую очень почитал.

    Выбор столицы был весьма удачным: почти на две сотни лет этот город удерживал пальму первенства на Руси. Ростов и Суздаль пытались вернуть себе былое величие, но даже после смерти Андрея, чье старшинство как Великого князя признавалось практически во всех землях Русских, кроме разве что Чернигова и Галича, им это не удалось.

    Междоусобицы

    После кончины Андрея Боголюбского суздальцы и ростовчане обратились к сыновьям Ростислава Юрьевича - Ярополку и Мстиславу - в надежде, что их правление вернет городам былую славу, но долгожданное объединение Северо-Восточной Руси не наступило.

    Во Владимире правили младшие сыновья Юрия Долгорукого - Михалко и Всеволод. К тому времени новая столица существенно укрепила свое значение. Андрей многое сделал для этого: успешно развивал строительство, в годы его правления был возведен знаменитый Успенский собор, он даже добивался учреждения отдельной митрополии в своем княжестве, чтобы и в этом обособиться от Киева.

    Северо-Восточная Русь при правлении Боголюбского стала центром объединения русских земель, а впоследствии и ядром великого государства Российского. После гибели Андрея смоленские и рязанские князья Мстислав и Ярополк - дети одного из сыновей Долгорукого Ростислава, попытались захватить власть во Владимире, но их дядья Михаил и Всеволод оказались сильнее. Кроме этого, их поддерживал князь черниговский длилась более трех лет, после чего Владимир закрепил за собой статус стольного града Северо-Восточной Руси, оставив и Суздали, и Ростову удел подчиненных княжеств.

    От Киева до Москвы

    Северо-Восточные земли Руси насчитывали к тому времени немало городов и весей. Так, новая столица была заложена в 990 году еще Владимиром Святославовичем как Владимир-на-Клязьме. Около двадцати лет после своего основания город, входящий в Ростово-Суздальское княжество, не вызывал особого интереса у правящих князей (вплоть до 1108 года). В это время его укреплением занялся еще один князь - Владимир Мономах. Он присвоил городу статус опорного пункта Северо-Восточной Руси.

    То, что этот небольшой населенный пункт со временем станет стольным градом земель русских, не мог помыслить никто. Прошло еще много лет, прежде чем Андрей обратил на него свое внимание и перенес туда столицу своего княжества, которая будет ею оставаться еще почти двести лет.

    С того момента, как великие князья стали величаться владимирскими, а не киевскими, утратила свою ключевую роль, но интерес к ней отнюдь не пропал среди князей. Править Киевом за честь почитал каждый. Но с середины XIV века некогда окраинный город Владимиро-Суздальского княжества - Москва - постепенно, но верно стал возвышаться. Владимир же, как и в свое время Ростов, а затем и Суздаль, - утрачивать свое влияние. Немало тому способствовал переезд в Белокаменную митрополита Петра в 1328 году. Князья Северо-Восточной Руси воевали между собой, а московские и тверские правители всячески старались отвоевать у Владимира преимущество главного города русских земель.

    Конец XIV века ознаменовался тем, что здешние хозяева получили привилегию называться великими князьями Московскими, настолько преимущество Москвы перед другими городами стало очевидным. Великий князь Владимирский Дмитрий Иванович Донской последним носил этот титул, после него все правители Руси величались великими князьями Московскими. Так закончилось развитие Северо-Восточной Руси как самостоятельного и даже главенствующего княжества.

    Дробление некогда могущественного княжества

    После переезда митрополита в Москву Владимирское княжество было разделено. Владимир передан суздальскому князю Александру Васильевичу, Великий Новгород и Кострому взял под свое правление московский князь Иван Данилович Калита. Еще Юрий Долгорукий мечтал осуществить объединение Северо-Восточной Руси сВеликим Новгородом - в конце концов, это произошло, но ненадолго.

    После смерти суздальского князя Александра Васильевича, в 1331 году, его земли перешли к князьям Московским. А через 10 лет, в 1341-м, территория бывшей Северо-Восточной Руси вновь подверглась переделу: Нижний Новгород перешел к Суздали, как и Городец, Владимирское же княжество навсегда осталось за московскими правителями, которые к тому моменту, как уже говорилось, также носили титул Великих. Так возникло Нижегородско-Суздальское княжество.

    Поход на Северо-Восточную Русь князей с юга и центра страны, их воинственность, мало способствовали развитию культуры и искусств. Тем не менее повсеместно возводились новые храмы, при оформлении которых применялись лучшие техники декоративно-прикладного искусства. Создавалась национальная школа иконописи с характерными для той поры яркими красочными орнаментами в сочетании с византийской живописью.

    Захват земель русских монголо-татарами

    Немало несчастий народам Руси приносили междоусобные войны, а воевали между собой князья постоянно, но более страшная беда пришла с монголо-татарами в феврале 1238 года. Вся Северо-Восточная Русь (города Ростов, Ярославль, Москва, Владимир, Суздаль, Углич, Тверь) была не просто разорена - она были практически сожжена дотла. Войско Владимирского было разбито отрядом темника Бурундая, сам князь погиб, а его брат Ярослав Всеволодович был вынужден во всем подчиниться Орде. Монголо-татары лишь формально признавали его старейшим над всеми русскими князьями, на самом деле всем заправляли именно они. В поголовном разгроме Руси сумел уцелеть лишь

    В 1259 году Александр Невский провел перепись населения в Новгороде, разработал свою стратегию правления и всячески укреплял свои позиции. Спустя три года в Ярославле, Ростове, Суздале, Переяславле и Владимире были перебиты сборщики подати, Северо-Восточная Русь снова замерла в ожидании набега и разорения. Этой карательной меры удалось избежать - Александр Невский лично отправился в Орду и сумел предотвратить беду, но на обратном пути умер. Случилось это в 1263 году. Лишь его усилиями удавалось сохранять в некоторой целостности Владимирское княжество, после смерти же Александра оно распалось на независимые уделы.

    Освобождение Руси из-под ига монголо-татар, возрождение промыслов и развитие культуры

    Страшные то были годы... С одной стороны - нашествие на Северо-Восточную Русь, с другой - не прекращающиеся стычки уцелевших княжеств за владение новыми землями. Страдали все: и правители, и их подданные. Освобождение от монгольских ханов пришло лишь в 1362 году. Русско-литовское войско под командованием князя Ольгерда разбило монголо-татар, навсегда вытеснив этих воинственных кочевников с Владимиро-Суздальщины, Московии, Псковщины и Новгородчины.

    Годы, проведенные под вражеским игом, имели катастрофические последствия: культура Северо-Восточной Руси пришла в полный упадок. Разорение городов, разрушение храмов, истребление значительной части населения и, как следствие, - потеря некоторых видов ремесел. На два с половиной столетия остановилось культурное и промысловое развитие государства. Многие памятники деревянного и каменного зодчества погибли в огне или были вывезены в Орду. Были утеряны многие технические приемы строительства, слесарства и прочих ремесел. Многие памятники письменности исчезли бесследно, летописание, прикладное искусство, живопись пришли в полный упадок. Потребовалось почти полвека, чтобы восстановить то малое, что удалось сберечь. Но зато развитие новых видов ремесел шло стремительно.

    Единение культур и земель

    После освобождения от Ига все больше русских князей приходили к непростому для них решению и выступали за объединение своих владений в единое государство. Центрами возрождения и свободолюбия и русской культуры стали новгородская и псковская земли. Именно сюда стало стекаться из южных и центральных регионов работоспособное население, неся с собой старые традиции своей культуры, письменность, архитектуру. Огромное значение в деле объединения русских земель и возрождении культуры имело влияние где сохранились многие документы старины, книги, произведения искусства.

    Началось строительство городов и храмов, а также оборонительных сооружений. Тверь стала едва ли не первым городом в Северо-Восточной Руси, где началось каменное строительство. Речь идет о возведении храма Спаса-Преображения в стиле владимиро-суздальского зодчества. В каждом городе наряду с оборонительными сооружениями строились церкви и монастыри: Спаса на Ильне, Петра и Павла в Кожевниках, Василия на Горке в Пскове, Богоявления в Запсковье и многие другие. История Северо-Восточной Руси нашла свое отображение и продолжение в этих строениях.

    Живопись возрождали Даниил Черный и Андрей Рублев - знаменитые русские иконописцы. Мастера ювелирного дела воссоздавали утерянные святыни, многие ремесленники трудились над восстановлением техники создания национальных предметов обихода, украшений, одежды. Многое из тех веков дошло и до наших дней.