Квартира рихтера на бронной. Дом рихтера под тарусой

В 1999 г. у Музея изобразительных искусств открылся новый филиал Музей-квартира С.Т.Рихтера. Свой первый концерт в ГМИИ Святослав Рихтер сыграл в 1949 г., он сыграл две сонаты Бетховена. Между С.Рихтером и директором ГМИИ И.Антоновой завязалась тесная дружба, которая открыла новые точки соприкосновения музыки и изобразительного искусства.

Музей-квартира С.Рихтера располагается на Б.Бронной улице. С 16 этажа открывается отличный вид на старую застройку центра Москвы. При слове музей - возникают образы старинной усадьбы с колоннами. Музей-квартира Рихтера находится в типовом кирпичном доме, но, попадая в него, погружаешься в особую атмосферу. Внутри квартиры все обустроено для дела - рояль для репетиций, шкафы для нот, комната отдыха. Рядом с роялем на подставке обычно стояла репродукция, которая ассоциировалась с репетируемой пьесой: Делакруа, когда играл Шопена, Гойя и Шилле - Шуман, Брейгель - Брамс, Малевич - Скрябин.

Рихтер не преподавал, но много репетировал с молодыми артистами, для многих из них эти репетиции стали "Университетами".

Несмотря на то, что Рихтер не был коллекционером, его дом украшен картинами. Он хорошо разбирался в искусстве, порою устраивал у себя дома выставки молодых художников.

В 1978 г. в ГМИИ состоялась выставка "Музыкант и его встречи в искусстве" где были представлены портреты людей, которых Рихтер знал и любил. Музыкант выступил в роли составителя каталога, здесь проявился его литературный талант. Так он описал Пикассо "никогда не забуду этого человека с раскаленными как уголь глазами; ему было за восемьдесят, а он был моложе всех. Он бегал по лестнице, как мальчишка, показывая свои комнаты, в которых царил божественный беспорядок, и восхищался узором вьющегося по сене растения. От этого посещения у меня остался портрет Фредерика Жолио-Кюри, рисунок гениально точного пера не дрогнувшей руки".

С.Рихтер и сам увлекался искусством. Дружба с художницей А.Трояновской переросла в увлечение Рихтера пастелью. В собрании мастера есть произведения российских художников - В.Шухаева, П.Кончаловского, Н.Гончаровой, А.Фонвизина, зарубежных - Х.Хартунга, А.Колдера, Х.Миро, П.Пикассо. Большую часть своего собрания от завещал ГМИИ, картины теперь находятся в Музее Личных коллекций, экспозиция в мемориальной квартире Рихтера меняется. В одной из комнат выставлены его собственные пастели. Фальк отмечал в пастелях Рихтера "Удивительное ощущение света". А.Трояновская говорили, что Рихтер работал только по впечатлению и по памяти. Здесь представлены работы "Улица в Пекине", "Сумерки в Скатерном переулке", "Ереван", "Москва".

В музее есть комната Нины Дорлиак, певицы и жены музыканта. В 1945 г. они впервые выступили вместе на авторском вечере С.Прокофьева. В это время начался союз Дорлиак и Рихтера на сцене и в жизни. Вскоре Нина Львовна посвятила себя семье и преподаванию в Консерватории, но для Рихтера жена оставалась самым главным другом и судьей. Рихтер и музыка неотделимы, так было в то время когда он был жив, музыка сейчас - главная составляющая музея. Когда можно прийти, спросите Вы заведующую музеем. Самый вероятный ответ, приходите когда будут репетировать выступление. Знакомство с музеем под звуки живой музыки - большая редкость для других музеев, но для музея Рихтера - это скорее правило. В музее проходят концерты и музыкальные вечера. Фестиваль "Декабрьские вечера" авторитетное явление и в музыкальной и культурной жизни страны (Н.Трегуб)

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом — типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному «зала», Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway & sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь — шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино — как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ. Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой.

В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.


«Зеленая комната» — это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Музей старается хранить музыкальные и семейный традиции, заложенные хозяевами этого гостеприимного дома.


Обязательна предварительная запись перед посещением по телефону: (495) 695–83–46, (495) 697–47–05.

Режим работы:

  • среда-суббота — с 14:00 до 20:00;
  • воскресенье — с 12:00 до 18:00;
  • понедельник, вторник — выходной.

Стоимость билетов:

  • входной билет — 200 рублей;
  • льготный билет — 100 рублей;
  • дети до 16 лет — бесплатно.

1 августа 2014 года я провёл в Калужской области в городе Тарусе, тесно связанном с историей русского искусства и культуры. Великий русский пианист Святослав Рихтер родился 20 марта 1915 года в Житомире (Российская империя), а скончался 1 августа 1997 года в Москве, и с тех пор в нашей стране этот день посвящается его памяти.

По традиции в этот день клавирабендом заканчивается рихтеровский фестиваль в Тарусе, ежегодно собирающий множество замечательных музыкантов и любителей музыки. В этом году в день памяти Рихтера в киноконцертном зале «Мир» сыграл сольный концерт пианист Алексей Володин, отдавший Рихтеру дань почитания замечательным клавирабендом с программой из романтических сочинений.
Но я приехал в Тарусу задолго до концерта, чтобы погрузиться в атмосферу города и пригорода, осмотреть местные достопримечательности и, самое главное, посетить легендарную дачу Рихтера под Тарусой на берегу Оки неподалёку от деревни Алекино.

В самой Тарусе у Рихтера никогда не было ни особняка, ни квартиры, он приезжал только на свою дачу.

К слову сказать, от Москвы до Тарусы ехать оказалось удивительно удобно: на скоростном поезде до Серпухова, а затем на рейсовом автобусе или на автомобиле до центра Тарусы, когда вся дорога при знании расписания занимает не более двух часов, а с вызовом машины - часа полтора. По окрестностям Тарусы также очень удобно перемещаться на легковушке, что я и делал.

Тем не менее, вплотную к даче Рихтера я решил на машине не подъезжать, потому что почувствовал, что для меня в этом было бы нечто ненатуральное, чересчур комфортное, и я оставил для себя возможность совершить скромное паломничество и дойти до дома Рихтера пешком - среди полей и лесов, глядя на Оку.


Известно, что Святослав Теофилович очень любил совершать продолжительные пешие прогулки на природе, в частности, изданы воспоминания о том, как он босиком по пыльной дороге приходил на собственные концерты в провинциальных русских городах. И в память об этой его страсти к прогулкам я прошёл последнюю милю «на своих двоих», хотя была дикая жара - далеко за 30 градусов.

И вот какое зрелище мне открылось, когда я подошёл к дому великого музыканта:

Поражала устремлённость дома куда-то в высь: как будто это не дача и не жилище, а дозорная башня времён древней Руси! В этом есть нечто завораживающее, я не мог глаз оторвать от этого сооружения. Схожее ощущение возникает у всякого, кто бросает взгляд на Москву из окна рихтеровской квартиры на Большой Бронной, расположенной на верхнем этаже дома-башни - как будто взлетаешь над местностью и паришь в вышине.

Я был немного разочарован, когда мне сказали, что Рихтер был ограничен разрешённой ему в советские годы площадью дачного участка, и лишь поэтому устремил свою постройку в небо, но кто в это поверит, глядя на дом, стоящий на крутом берегу, на эти срубы, поставленные друг на друга, а снизу - на каменный фундамент?!

В конструкции этого дома я вижу величие и оригинальность рихтеровского мышления,

отражавшегося даже в мелочах, и пускай Рихтер был ограничен размером участка, он, как истинный творец, фантазия которого разгорается тем больше, чем больше встречается ограничений, нашёл гениальный выход из положения.

Воспользовавшись тем, а вернее, загодя рассчитывая на то, что 1 августа дом будут готовить к приёму гостей - музыкантов и слушателей концерта, состоявшегося на следующий день на поляне около дома, я зашёл внутрь и подробно осмотрел все этажи дачи: холодный даже в запредельную жару подвал в недрах каменного фундамента, каменный же 1-й этаж, а также деревянные 2-й и 3-й - всего 4 уровня.

Подвал весь выложен камнем, которым очерчены хозяйственные ниши и ёмкости:


Там же установлено основание печки, пронизывающей весь дом через все этажи снизу доверху:

Над подвалом - каменный 1-й этаж:

2-й этаж - это сруб, стоящий на стенах 1-го этажа:

3-й этаж - это сруб, стоящий на срубе 2-го этажа, здесь же лесенка на небольшой балкончик:


С балкончика открывается чудесный вид на окрестности и Оку:

Этажи соединены между собой узкими и крутыми лестничными пролётами:

Во дворе сохранился фундамент баньки, в которой жил Рихтер, пока дом ещё не был построен. А рядом, как в сказке, течёт холоднющий даже в такую жару и очень чистый ручей, откуда для хозяйственных нужд набирал воду сам Рихтер. Как я понял его замысел, наличие чудесного ручья явилось одной из важных причин выбора этого места для строительства дома. Ручей просто дивный, я сразу окрестил его «ручьём Рихтера». Он никак не оформлен и, наверное, не требует никакого оформления, только проложена большая труба с дорожным покрытием над ней для обеспечения проезда к даче. Я спустился к ручью и пил воду прямо из него горстями, ничего не боясь. Отсутствие во всей округе какой-либо промышленности, прозрачность и вкус ледяной воды недвусмысленно свидетельствовали о её высочайшем качестве. А рядом на Оке - насыпной песчаный пляж:

Дорога на пляж проходит в 100 метрах от дачи Рихтера, и пляж этот, как о том свидетельствуют спутниковые снимки, искусственный и недавнего происхождения. Во времена Рихтера пляжа не было, хотя сегодня можно считать его замечательным дополнением к дому Рихтера и ко всей местности - очень удобное место для купания, чем я не преминул воспользоваться.

День был очень знойный, и песок раскалился до такой степени, что по нему невозможно было долго ходить без обуви, поэтому я иногда ступал в холодный Рихтеров ручей, впадающий здесь же рядом в Оку, и ноги буквально коченели в стылой влаге - фантастическое ощущение в такую жару.

Изучив дом Рихтера, повстречавшись с его ручьём и искупавшись в реке, я попрощался с домом и отправился в Тарусу - знакомиться с городом, музеями, памятниками, а также слушать концерт А. Володина.

Концерт Рувима Островского в день рождения С. Рихтера

Мемориальная квартира – одно из особых мест в Москве, о котором хочется и хочется говорить.

В прошлом году на портале , сегодня разговариваем с Юлией Исааковной Де-Клерк – заведующей Отделом музыкальной культуры ГМИИ имени А.С.Пушкина – о событиях, которые проходят в последние годы в этом чрезвычайно гостеприимном, теплом и ЖИВОМ доме. Свои вопросы я опускаю, рассказ ведется от лица Юлии Исааковны.

Я подключилась к работе Мемориальной квартиры Святослава Теофиловича Рихтера в марте 2015 года. Сезон в нашем музее отличается от общепринятого концертного: мы живем календарными годами с января по декабрь. И в 2015 году, когда отмечалось столетие великого пианиста, у нас проходили концерты, в программу которых входили произведения исключительно из репертуара маэстро. К нам специально приезжала Елизавета Леонская, в этих стенах играли и аспиранты : и Алексей Кудряшов (Алексей является постоянным участником наших программ).

Помимо замечательных концертов этот год запомнился тремя большими выставками:

– широко освещаемая выставка к 100-летию со дня рождения маэстро «Святослав Рихтер. От первого лица», которая проходила в Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина. На выставке было представлено более шестидесяти произведений живописи и графики, редкие фотографии, ноты, афиши, никогда ранее не публиковавшиеся архивные документы. Эта выставка прежде всего знакомила публику с художественными интересами Святослава Рихтера, которые, как и его дарования, были чрезвычайно разнообразны. Как говорил сам пианист: «Музыка в моей жизни главное, но она все же не вся моя жизнь; я существо всеядное… и не потому, что разбрасываюсь, просто я многое люблю».

– Выставка «Святослав Рихтер. Ars Ludus», приуроченная к XV Конкурсу имени П.И.Чайковского, была открыта в Московской консерватории, где вызвала огромный интерес.

– Завершила 2015 год выставка «Портреты в интерьере», проходившая в стенах Мемориальной квартиры. Сложилась прекрасная камерная экспозиция, на которой были представлены портреты Рихтера, созданные его современниками – художниками разных поколений: Робертом Фальком, Анной Трояновской, Василием Шухаевым, Яном Левинштейном, Александром Лабасом, Артемом Тамбиевым, Владимиром Ильющенко и многими другими.

2016 год был, естественно, посвящен юбилеям двух великих композиторов – и , чьи имена неразрывно связаны с творческой биографией Святослава Рихтера. В наших концертных программах были представлены не только самые яркие и значимые сочинения Прокофьева и Шостаковича, но широкий спектр стилевых и жанровых параллелей от старинной музыки до сочинений наших современников. Публике представили музыку их учителей и учеников, русских и зарубежных авторов – практически всех важнейших композиторов ХХ века.

Мы по праву гордимся совершенно потрясающей выставкой к 110-летию со дня рождения Д.Д.Шостаковича «Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи», которая завершила прошлый год. Композитор не раз бывал в квартире Святослава Теофиловича и Нины Львовны, что позволило выделить в экспозиции несколько тематических разделов, сюжетных линий. Экспонаты были привлечены из разных музеев – в том числе Ирина Антоновна Шостакович, нарушив все свои табу, предоставила на выставку редчайшие материалы: рукописи, фотографии, книгу еврейской поэзии с пометками Д.Шостаковича.

Открытие выставки “Дмитрий Шостакович – Святослав Рихтер. Вариации на тему эпохи”

И выставки, и концерты вызывают постоянно растущий интерес со стороны зрителей к мероприятиям Мемориальной квартиры. В нашем музее произошел настоящий взрыв зрительской активности. Раньше в этих стенах проходило 4-5 концертов в год. В 2015 году число наших посетителей составило 1500, в 2016 – 3500, в только в первом квартале 2017 года цифра уже приблизилась к небольшому рекорду: 1700-1800 человек.

Очень важно сказать, что почти все концертные программы 2016 года состояли в значительной мере из произведений композиторов ХХ века. При этом сам маэстро не всегда играл произведения композиторов своего поколения, но знал ВСЁ. Интерес Святослава Теофиловича к творчеству современников был чрезвычайно высок: он очень много слушал, собирал пластинки. У нас хранятся сигнальные экземпляры с дарственными надписями.

И все же мы в значительной мере шли на риск. Когда анонсируется музыка или , собрать 50 человек (а именно столько зрителей и вмещает наш зал) нетрудно. Но если вы предлагаете сочинения , или А.Локшина – это совсем иной вопрос. Мы писали много пресс-релизов, давали анонсы на разных интернет-порталах, проводили многочисленные рассылки, и теперь можем смело сказать, что публика в полной мере оценила этот проект. Приходит много молодежи, у нас есть постоянные зрители. Зрители ценят, что здесь можно услышать нетривиальные программы в очень интересном исполнении, что чрезвычайно ценно.

И вы знаете, лед тронулся не только в смысле активности зрителей. Если раньше мы приглашали новых исполнителей и не всегда получали положительные ответы, то сейчас в музей звонят очень интересные музыканты и просят рассмотреть возможность их участия в наших проектах. Могу назвать просто звездный состав: Елизавета Леонская, Рувим Островский, Яна Иванилова, Петр Лаул, Сергей Кузнецов, Людмила Берлинская и Артур Ансель, и Алексей Кудряшов, Сергей Полтавский и Евгений Румянцев, Михаил Дубов и Мона Хаба, Анастасия Петрунина – эти исполнители уже не один раз давали прекрасные концерты в Мемориальной квартире Рихтера. Наши частые гости – солисты ансамбля «Студия Новой музыки» и «Московского ансамбля современной музыки» (МАСМ), «Rusquartet», певицы Светлана Сумачева, Екатерина Кичигина, Ольга Гречко, Мария Макеева, а также другие музыканты, завоевавшие международное признание, лауреаты престижных конкурсов и фестивалей.

Анастасия Петрунина, Евгений Румянцев и Никита Мндоянц

Лично я вместе с музыкантами уделяю подбору репертуара и составлению программ огромное внимание. Любопытно, что многие пианисты предпочитают ансамблевые выступления сольным программам, но ведь и сам Святослав Теофилович посвящал камерному исполнительству очень много времени.

Именно эти обстоятельства вдохновляют нас на составление действительно нестандартных программ. Так, один из наших последних концертов, 7 июня, был посвящен музыке французских композиторов знаменитой «Шестерки» и прошел просто блестяще, с полным аншлагом! Мне хочется сказать огромное спасибо всем музыкантам, которые с такой самоотдачей и ответственностью подходят к проектам в Мемориальной квартире С.Рихтера, учат специально новые сочинения, долго репетируют. Снимаю шляпу и низко им кланяюсь.

Все концерты 2017-2018 годов мы объединили под общим названием «Годы странствий» и посвятили путешествиям Святослава Теофиловича по миру. При этом надо сказать, что нас привлекают не просто географические точки, где маэстро давал концерты, а метафизические странствия Рихтера. Из каждой точки мира он посылал близким друзьям открытки, в которых делился своими восторженными впечатлениями. Рихтера интересовало буквально всё: архитектура, пластическое и изобразительное искусство. Он специально заехал в Авиньон на выставку Пабло Пикассо, а позже был приглашен на 80-летний юбилей художника в Ниццу. Недаром у нас в квартире хранятся две работы Пабло Пикассо, подаренные им С.Т.Рихтеру: «Голубь» и «Всадник и бык».

2017 год целиком посвящен Франции и Италии – странам, которые Рихтер особенно любил, называя их своей «духовной родиной». Следующий, 2018 год, познакомит нас с путешествиями Рихтера по Англии и Америке, и, конечно, центральной фигурой этого цикла станет Бенджамин Бриттен, с которым Рихтера связывали очень теплые, дружеские отношения. 2019 год, скорее всего, будет посвящен Австрии и Германии. Не хочу заранее говорить о планируемых программах, надеюсь, мы достойно осуществим задуманное.

Еще один щедрый подарок, который сделал всем нам Святослав Теофилович – это присутствие музыки в ГМИИ имени А.С.Пушкина. В большинстве музеев имеется музыкальное сопровождение, но у нас музыка является частью единой концепции, равноправной составляющей всей жизни музея. Я говорю не только о всемирно известных «Декабрьских вечерах», которые проходят в стенах музея с 1981 года, и давно стали одним из его символов. С марта прошлого года в Итальянском дворике возобновлён проект «Музыкальные выставки» – серия концертов-лекций, приуроченных к знаковым вернисажам сезона. Основная задача этого проекта – максимально расширить культурно-исторический контекст выставок, сопровождая их серией музыкальных путешествий. В концертах принимают участие лауреаты международных конкурсов, ведущие солисты оперных театров, известные музыкальные коллективы и дирижеры. За это время мы успели подготовить концерты-лекции к замечательным выставкам: «Караваджо и последователи», «Семья Кранахов. От ренессанса к маньеризму», «”Шальные годы” Монпарнаса», «“Капричос”. Гойя и Дали», «Джорджо Моранди. 1890-1964», «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе. Из собрания Италии и России» и т.д.

А осенью 2017 года нас ждут еще два интереснейших концерта: 19 октября – концерт-лекция «Левый марш» в рамках выставки «Цай Гоцян. Октябрь», посвященной 100-летию октябрьской революции. В его программу войдут сочинения И.Шиллингера, С.Прокофьева, А.Лурье, А.Давиденко. В том числе – премьера оперы современного композитора Ираиды Юсуповой «Аэлита, или революция на Марсе». Исполнители – солисты ансамбля «МАСМ», хор «Эйдос», Лидия Кавина (терменвокс) и многие другие. А 23 ноября состоится концерт «Музыкальный экспрессионизм: pro mundo – pro domo» в рамках выставки «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина, Вена». Исполнители – ансамбль «Questa Musica». Художественный руководитель и дирижёр – Филипп Чижевский.

В Мемориальной квартире мы откроем сезон после летних каникул 14 сентября очередной встречей с замечательным музыкантом, пианистом, профессором МГК имени П.И.Чайковского, кандидатом искусствоведения Рувимом Островским. В 2017 году в «башне» на Большой Бронной начался новый проект – цикл лекций «Легенды исполнительского искусства», который ведет Рувим Островский. Третья встреча, 14 сентября (четверг), будет посвящена Сергею Рахманинову. И мы приглашаем всех влюбленных в фортепианную музыку, а также тех, кто интересуется великими пианистами прошлого и современности – их судьбами, редкими записями концертов, парадоксальными суждениями о музыке и музыкантах. На каждой встрече Рувим Островский не только посвящает слушателей в тайны ремесла, но и знакомит с музыкальными записями из личной коллекции С.Т.Рихтера.

8 октября состоится премьера музыкального спектакля, специально созданного для Мемориальной квартиры: «Три возраста Казановы» по пьесам Марины Цветаевой (исполнители: актеры Московского театра-студии «Табакерка», Елена Тарасова (фортепиано) и ансамбль солистов, режиссер – Александр Лимин, композитор – Алексей Курбатов). А 1 ноября мы открываем выставку «Годы странствий Святослава Рихтера: Франция-Италия», на которой посетители смогут увидеть работы П.Пикассо, Р.Гуттузо, Ф.Леже, А.Колдера, а также письма, фотографии, ноты и пластинки из архива Святослава Рихтера.

Обо всех мероприятиях подробно не расскажешь, но обещаю – будет много интересного! Следите за расписанием – с недавнего времени на сайте музея действует онлайн-продажа билетов на наши концерты. Как видите, Мемориальная квартира С.Т.Рихтера живет полной жизнью. Профессионалы здесь работают увлеченные, активные, прекрасно понимающие, какое значимое и богатейшее наследие им досталось и все мы делаем максимум возможного, чтобы интерес к творчеству замечательного музыканта только возрастал.

Все права защищены. Копирование запрещено

1 августа… Все любители классической фортепианной музыки знают эту дату как день ухода из жизни знаменитого пианиста Святослава Теофиловича Рихтера. Время стирает многие имена, но имя этого гениального исполнителя продолжает сиять на музыкальном Олимпе под названием «Его Величество Рояль» и, вне сомнения, будет сиять ещё долгие годы. Наверное, здесь уместно даже будет вспомнить слово ВСЕГДА – музыкальный мир ВСЕГДА будет чтить Святослава Теофиловича, любить и восхищаться его творчеством.

Осталось не только множество воспоминаний и публикаций о Святославе Теофиловиче, записей его исполнений. Остались дома, в которых он жил - их стены до сих пор хранят теплоту и дух своих обитателей.

В Москве квартира, где Рихтер провёл последние почти тридцать лет своей жизни, находится в доме № 2/6 по Большой Бронной улице. Музей-квартира Святослава Теофиловича входит в состав Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, очень внимательные сотрудники поддерживают в ней прекрасный порядок и трепетно заботятся о состоянии всех экспонатов. Я иногда бываю в этих стенах: в самом большом помещении музея проходят интереснейшие концерты, на которых выступают замечательные музыканты, и не только нашей страны. Позже мы поговорим о том, какую программу приготовили сотрудники музея Рихтера к новому сезону, а сейчас - прошу вместе со мной войти в дверь квартиры № 58-59 и окунуться в атмосферу, окружавшую великого пианиста. Научный сотрудник музея Надя Игнатьева проведёт для нас интереснейшую экскурсию. Постараюсь вкратце передать её рассказ.

Святославу Теофиловичу Рихтеру предложили переехать на Большую Бронную в 1969 году. Обычное типовое здание, скажете вы, но будете неправы: в том далёком году, когда Москва не изобиловала высокими 16-этажными домами, подобное строение было пиком архитектурной моды! Но, естественно, не это прельстило Святослава Теофиловича. К концу 60-х годов замечательный пианист был на вершине славы и мог выбрать любую квартиру в самом престижном особняке, но открывшийся вид на Москву из окна квартиры на Бронной настолько восхитил его, что решение было принято совершенно определённо: да, жить только в этом доме. Но переезд состоялся спустя длительное время: надо было решить вопрос о дополнительной звукоизоляции помещения. Прежняя квартира Рихтера в профессорском доме в Брюсовом переулке имела колоссальную акустическую загруженность, поэтому проблема звукозащищённости жилья стояла весьма остро. Строители постарались на славу: объединили две квартиры в одну, значительно усилили пол, в самых больших комнатах сделали высоченные потолки, остальные помещения квартиры оставили низкопотолочными – необходимый эффект поглощения звуков был достигнут.

Все годы жизни С. Т. Рихтера вход в эту квартиру был со стороны половины Нины Львовны Дорлиак. Не секрет, что Святослав Теофилович временами не хотел отвлекаться на общение с людьми – творческий процесс был непрекращающимся, отсюда периоды необходимого затворничества. Все наиболее рутинные и бытовые вопросы решала Нина Львовна, она могла в некоторых случаях даже самых близких друзей отправить домой, если знала, что Рихтер не расположен к беседам.

Но к самой Нине Львовне, которая была профессором Московской консерватории, постоянно шли ученики. В кабинете, который служил репетиционным классом, до сих пор стоит рояль «Бехштейн», на стене – зеркало от пола в полный рост. На столике лежит маленькое зеркало на длинной ручке – это не прихоть или кокетство, а необходимый атрибут работы профессиональных вокалистов. Рихтер говорил Нине Львовне, что она своими занятиями со студентами в какой-то мере примирила его с ненавистными с детства гаммами и арпеджио. Эта комната половины Нины Львовны претерпела наименьшие изменения: мы видим старинный мебельный гарнитур, доставшийся Дорлиак от её матери Ксении Николаевны, бывшей фрейлины последней русской императрицы; на рояле – слепок руки друга Рихтера, пианиста Станислава Нейгауза, на стене – портрет самой Нины Львовны. Никакой вычурности, фальши – этим отличается обстановка квартиры Рихтера и Дорлиак. Рядом с репетиционной раньше была спальня Нины Львовны, теперь комната полностью переделана: на стенах только фотографии великого пианиста. Фотоэкспозиция правой стороны посвящена ставшему уже традиционным фестивалю «Декабрьские вечера» в Пушкинском музее, с левой стороны комнаты – фотографии выступлений Рихтера в разные годы жизни.

Перед половиной Святослава Теофиловича – комната, в которой внимание сразу привлекает портрет молодого Рихтера: таким он в двадцать два года приехал из Одессы в Москву, чтобы поступать в консерваторию в класс Генриха Густавовича Нейгауза. Жить юноше было негде, поэтому он спал у Нейгауза под роялем, а вот заниматься приходил к Анне Ивановне Трояновской. У неё в прежние времена была большая квартира на первом этаже дома в Скатертном переулке близ Никитских ворот, а после уплотнения осталась лишь одна комната в коммуналке. И в ней стоял рояль, подаренный Николаем Метнером перед отъездом в эмиграцию. Вот к этому-то роялю и прибегал молодой Рихтер в любое удобное ему время, а чтобы не беспокоить многочисленных соседей, стучал в окошко Анны Львовны условным знаком: это были первые такты «Скитальца» Шуберта.

Трояновская прекрасно рисовала, и именно она передала внешность молодого музыканта. На стенах квартиры много картин: работы Роберта Фалька (который занимался с пианистом и отмечал в пейзажах Рихтера «удивительное ощущение света»), живопись любимых художников – Дмитрия Краснопевцева и Василия Шухаева. Альфред Шнитке писал о Рихтере: «Он исполнитель, он организатор фестивалей, он первый замечает и поддерживает талантливых молодых музыкантов и художников, он знаток литературы, театра и кино, он коллекционер и посетитель вернисажей, он сам художник, он режиссёр. Его темперамент сметает все препятствия, когда он одержим какой-нибудь идеей…».

Главная комната квартиры сейчас служит концертным залом. Здесь стоят рояли музыканта – Steinway 38-го и 62-го годов, два старинных итальянских торшера, подаренные мэром Флоренции, зелёная кушетка, на которой Рихтер часто спал; на стенах много живописи, гобелен… Сейчас всё статично, а при жизни Святослава Теофиловича тут происходили бесконечные перестановки. Рояли часто меняли своё место – именно в этой комнате Рихтер занимался сам и репетировал с другими музыкантами, здесь устраивал прослушивания многочисленных пластинок, которые привозил с гастрольных поездок, проводил столь любимые им «машкерады». «Я кинематографист, но делаю кино пальцами» – так гениальный музыкант говорил о себе.

Фото Елены Билибиной

Перед кабинетом и спальней – проходная комната, в которой висят две куклы работы Резо Габриадзе. Это шаржи на Святослава Теофиловича и Ирину Александровну Антонову, которые художник подготовил к проводящемуся в Пушкинском музее капустнику. Рихтер и Антонова были большими друзьями, и именно по инициативе Ирины Александровны мы имеем счастье приходить на концерты «Декабрьских вечеров». Она узнала, что Рихтер организует музыкальные фестивали во Франции, называемые Музыкальными празднествами в Гранж де Меле под Туром (в Турене), и предложила создать подобное мероприятие в Москве. На вопрос «И где же его мы сможем провести?» Антонова ответила: «У нас в музее». Начиная с 1981 года в декабре в Москву съезжаются замечательные музыканты со всего мира, чтобы участвовать в этом празднике искусства.

Одна из комнат половины Святослава Теофиловича посвящена его родителям. Отец, Теофил Данилович, был замечательным органистом, выпускником Венской консерватории. Он обучил единственного сына музыкальной грамоте, когда тому было пять лет. Затем постоянные занятия с мамой, Анной Павловной, разучивание несложных пьес в четыре руки и мини-концерты в кругу семьи – так началась жизнь у маленького Светика. Но планы мальчика не были связаны с музыкой: юный Рихтер хотел быть драматургом, затем художником-декоратором или режиссёром. Музыка была так же необходима для жизни, как дыхание, ноты проглатывались с поразительной скоростью – это казалось естественным.

Впервые мысль о концертной карьере пришла во время приезда Давида Ойстраха. «Его концертмейстер Всеволод Топилин, - вспоминал Рихтер, - исполнил в первой части концерта - и блистательно исполнил - Четвёртую балладу . Раз это удалось Топилину, - подумал я, - отчего бы не попробовать и мне?». Окончательное желание играть сформировалось благодаря Нейгаузу. Позже Рихтер признавался: «Мне уже приходилось слышать Генриха Густавича Нейгауза во время одного из его приездов в Одессу, и я просто влюбился в его манеру игры». Итак, Учитель был найден. Именно к нему 1937 году Рихтер в возрасте двадцати двух лет уехал в Москву поступать в консерваторию. Нейгауз был удивлён появлением высоченного возрастного юноши в своём классе, но с присущей ему деликатностью попросил исполнить что-либо. Рихтер играл всё, что было у него в руках, и через десять минут Генрих Густавович произнёс: «По-моему, он гениален». Так встретились Великий педагог и Великий ученик.

Фотография Генриха Густавовича стоит в секретере кабинета Рихтера, там же хранятся и самые ценные экспонаты музея: множество книг (хотя бо льшая часть коллекции перенесена в архивы Пушкинского музея), ноты, письма от друзей, подарки от почитателей таланта музыканта из разных стран мира. Есть один экспонат, сделанный рукам самого Святослава Теофиловича: это игра «Путь пианиста», которую Рихтер нарисовал дважды. Типовая задумка – бросаются кубики и участники игры проходят путь от 1 до 75 – получилась очень оригинальной, выполненной в трактовке, возможной только для пианиста. Святослав Теофилович иногда доставал игровое поле и «путешествовал» по нему со своими друзьями. Лучшие представители российской культурной элиты собирались в этой квартире, и необыкновенная атмосфера царит в стенах и по сей день.

Обстановка квартиры поражает скромностью и рациональностью. Но если мы вспомним дом Рихтера в Тарусе, то поймём, что гениальный пианист был лишён склонности к претензионным интерьерам, им постоянно владело только творческое начало. «Для меня, например, подозрительно, если останутся гаражи, з?мки и много красного деревa…» – это слова Святослава Рихтера.

Творческий процесс продолжается в стенах квартиры Святослава Теофиловича и в наши дни.

Вот и закончилась наша экскурсия. Огромная благодарность всем сотрудникам музея-квартиры за служение Великому музыканту.

Фото взяты с сайта

Мемориальной квартиры Святослава Рихтера