Критерии проверки егэ по литературе. Критерии оценивания сочинений по литературе

Оценка выполнения заданий 17.1-17.3 требующих написания развёрнутого аргументированного ответа в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов

Среди пяти критериев, по которым оценивается сочинение, первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке работы эксперт по первому критерию ставит 0 баллов, задание части 2 считается невыполненным и дальше не проверяется. По четырём другим критериям (2, 3, 4, 5) в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов.
Оценка по первой позиции оценивания задания части 2 ставится в колонку 7 протокола; по второй позиции - в колонку 8; по третьей - в колонку 9; по четвёртой - в колонку 10; по пятой - в колонку 11. При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объём написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объём не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
При объёме сочинения от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для каждого балльного уровня не меняется.

Критерий Баллы
1. Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения; убедительно обосновывает свои тезисы; фактические ошибки и неточности отсутствуют 3
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения, опираясь на авторскую позицию; формулирует свою точку зрения, но не все тезисы убедительно обосновывает и/или допускает одну-две фактические ошибки 2
Экзаменуемый раскрывает тему сочинения поверхностно или односторонне, не опираясь на авторскую позицию, и/или не обосновывает свои тезисы, и/или допускает три-четыре фактические ошибки 1
Экзаменуемый не раскрывает тему сочинения и/или допускает более четырёх фактических ошибок 0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
Экзаменуемый использует теоретико-литературные понятия для анализа произведения, ошибки и неточности в использовании понятий отсутствуют 2
Экзаменуемый включает в текст сочинения теоретико-литературные понятия, но не использует их для анализа произведения и/или допускает одну ошибку в их употреблении 1
Экзаменуемый не использует теоретико-литературные понятия или допускает более одной ошибки в их употреблении 0
3. Обоснованность привлечения текста произведения
Текст рассматриваемого произведения привлекается разносторонне и обоснованно (цитаты с комментариями к ним; краткий пересказ содержания, необходимый для доказательства суждений; обращение к микротемам текста и их интерпретация; разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.) 3
Текст привлекается разносторонне, но не всегда обоснованно, и/или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом 2
Текст привлекается только как пересказ изображённого 1
Текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются 0
4. Композиционная цельность и логичность изложения
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы 2
В сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается 1
В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 0
5. Следование нормам речи
Речевых ошибок нет, или допущена одна речевая ошибка 3
Допущено две-три речевые ошибки 2
Допущено четыре речевые ошибки 1
Количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок) 0
Максимальный балл 14

В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014 № 31205) «61. По результатам первой и второй проверок эксперты независимо друг от друга выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развёрнутым ответом... 62. В случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами, назначается третья проверка. Существенное расхождение в баллах определено в критериях оценивания по соответствующему учебному предмету. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу». 1. Если расхождение составляет 2 и более балла по любому из заданий 8, 9, 15, 16, то третий эксперт проверяет только те ответы на задания (8, 9, 15, 16), которые вызвали расхождение в 2 и более балла. 2. Если расхождение между баллами двух экспертов составляет 2 и более балла по любому из пяти критериев задания части 2 (17.1-17.3), то третий эксперт проверяет ответ только по тем критериям задания части 2, которые вызвали расхождение в оценивании в 2 и более балла.

Как это ни удивительно, но для того, чтобы набрать высокие баллы на ЕГЭ по литературе, недостаточно просто уметь хорошо писать и иметь в своем багаже огромное количество прочитанных книг. Нет, это, безусловно, важно и необходимо, но надо помнить, что выпускной экзамен в форме ЕГЭ имеет четкую структуру, а у проверяющих есть определенные критерии, по которым они и оценивают работы одиннадцатиклассников. Как бы вы не были креативны и оригинальны, если ваша работа не отвечает основным требованиям задания, то, увы, 100 баллов вы не наберёте. Поэтому в этой статье мы раскроем все секреты и дадим вам полезные советы, прислушавшись к которым, вы сможете получить высокий результат и поступить в университет своей мечты.

Как уже было отмечено, выпускникам, сдающим экзамен по литературе, просто необходимо точно знать, как именно оценивается ЕГЭ по литературе. На самом деле, все очень просто и не так страшно, как кажется на первый взгляд.

При выполнении 8 и 15 заданий, требующих развёрнутого ответа в 5-10 предложений, надо дать прямой и лаконичный ответ на вопрос. есть у нас на сайте. Старайтесь не отходить от темы, не использовать пространных рассуждений, следуйте простой схеме – тезис, доказательства. Ничего сверхсложного от вас не требуется, важно внимательно прочитать отрывок из приведённого художественного произведения, проанализировать его и дать краткий, но четкий ответ на вопрос, приводя в пример доказательства из текста. Критериями являются:

  1. глубина приводимых суждений
  2. убедительность аргументов
  3. следование нормам речи.

Всего за 8 и 15 задания можно получить 4 балла за каждое (не забывайте, что набранные вами первичные баллы переводятся в стобалльную систему, и даже 1 допущенная вами ошибка может стоить 4 тестовых балла, так что будьте внимательны).

В 9 и 16 вопросах от вас требуется сопоставить предложенный отрывок из литературного произведения с двумя другими текстами. вы можете посмотреть на сайте. Здесь самым важным является убедительное обоснование, почему вы считаете приведённые вами примеры из художественных произведений подходящими и в чем именно вы находите их сходство. Не стоит забывать, что нужно правильно указать названия произведений и их авторов. Критерии, по которым будут оцениваться ваши ответы:

  1. включение произведения в литературный контекст
  2. убедительность аргументов
  3. Так как экзамен всегда является для выпускников стрессовой ситуацией, мы советуем вам заранее продумать примеры произведений под различные тематики, удобнее это сделать в таблице. Разделить ее на конкретные темы, к примеру, война, безответная любовь и т.д. (брать их можно из примерных КИМов), и подбирать тексты, в которых встречаются эти проблемы. Так в час икс вам будет гораздо легче, и вы сможете набрать высший балл за это задание.

    И, наконец, последнее задание – написание большого эссе на одну из трех предложенных тем. вы можете посмотреть на сайте. Здесь вы должны показать:

    1. знание художественного текста
    2. владение литературоведческими терминами
    3. литературный кругозор
    4. Проверяющий будет оценивать:

      1. глубину понимания темы
      2. убедительность приводимых в качестве аргументов суждений
      3. уровень владения теоретико-литературными знаниями
      4. обоснованность привлечения текста произведения
      5. композиционную цельность
      6. логичность изложения
      7. следование нормам речи.

      Единственный совет, который мы можем вам дать при написании этого сочинения, – это подготовиться к нему. Вы должны знать все критерии оценки и, следуя им, написать цельную работу, которая будет отражать глубину ваших знаний и осмысленность приводимых вами аргументов.

      Что нужно знать?

      Перед тем, как начать готовиться к ЕГЭ по литературе, вы должны узнать, из чего состоит экзамен, сколько времени отведено на решение каждого задания, что нужно прочитать и многое другое.

      Начнём по порядку:

      1. Сколько длится ЕГЭ по литературе?

      Выпускникам даётся 3 часа 55 минут. Поверьте, этого времени достаточно для выполнения и проверки всех заданий. Но, несмотря на это, из года в год многие выпускники теряют драгоценные баллы как раз из-за того, что просто не успевают ответить на все вопросы или переписать сочинение на чистовик. Поэтому мы настоятельно рекомендуем всем, кто готовится сдавать ЕГЭ по литературе, потренироваться написать КИМ за время, которое будет отведено на экзамене. Засеките время и объективно оцените, успеваете ли вы написать, проверить и переписать все сочинения. Если нет, то попробуйте пересмотреть свои затраты времени, может быть, вам удобнее начать с последнего задания, а потом вернуться к первой части работы. Определите, какое максимальное количество минут вы можете потратить для ответа на тот или иной вопрос и старайтесь не превышать данный лимит.

      1. Сколько заданий на экзамене?
      2. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. 1 часть делится на 2 блока – в первом от вас требуется ответить на 7 вопросов, которые проверяют ваше знание теории литературы, и на 2 вопроса с развёрнутым ответом в 5-10 предложений. Весь первый блок посвящён эпическому или драматическому родам литературы. 2 блок касается лирики и также состоит из 7 вопросов по теории и 2 вопросов, при ответе на которые вы должны написать «маленькое сочинение».

        Часть 2 представляет собой написание сочинений на одну из трех предложенных тем. Каждая тема касается определённой эпохи (1 тема – древнерусская литература, литература 18 века или литература первой половины 19 века, 2 тема – вторая половина 19 века и 3 тема затрагивает литературные произведения, написанные с конца 19 до начала 20 века). Объём сочинения должен составлять не менее 200 слов.

        1. Что читать?

        Для сдачи ЕГЭ по литературе достаточно прочитать весь перечень художественной литературы, составленный именно для этого экзамена, так называемый, , который вы можете прочесть на сайте.

        Но должны сразу предупредить вас, если в течение всех школьных лет вы не читали практически ничего из школьной программы, то наверстать упущенное за 1 год невозможно. А вот если вы, напротив, всегда ответственно относились к списку школьной литературы, то ничего дополнительного вам читать уже не придётся.

        1. Когда придут результаты?

        И на самом экзамене, и на официальном сайте ЕГЭ будут обозначены сроки получения результатов. Не переживайте, в неведении вы не останетесь. Постарайтесь сохранять спокойствие, даже если ваши результаты по литературе задерживаются (такое бывает), все, что было в ваших силах, вы уже сделали. И не бойтесь, проверяющие – не звери, они просто выполняют свою работу, и если вы усердно трудились, то ваш труд оценят по достоинству.

        Как готовиться?

        Смотри предыдущий пункт. Действительно, начинать подготовку к ЕГЭ по литературе, если ты еще не прочитал большую часть произведений, просто бесполезно. Если же со списком прочитанной литературы все в порядке, то стоит обратиться к теории литературы. В первой части есть целых 14 вопросов, касающихся литературоведческих терминов (жанр и род литературы, размер стихотворения и т.д). Все эти вопросы абсолютно несложные, так что терять на них свои баллы будет очень обидно. А чтобы подготовиться, вам достаточно просмотреть, знание которых будет проверяться, понять и подробно разобрать их, тогда вы никогда не перепутаете ямб с хореем.

        Ну а к заданиям с развёрнутым ответом способ подготовиться только один – тренировка. Пишите как можно больше сочинений, старайтесь соблюдать все требования, внимательно перечитывайте свои работы (очень важно уметь замечать собственные ошибки), и, конечно, будет очень хорошо, если найдётся человек, который будет проверять ваши литературные достижения хотя бы в первое время (думаю, ваш школьный учитель не должен отказать в такой просьбе).

        Как проходит экзамен?

        Точно так же, как и любой другой ЕГЭ. Вы приходите в пункт проведения экзамена, оставив перед этим все электронные устройства дома (вы ведь весь год усиленно готовились, и они вам ни к чему, правда?), идёте в определённую аудиторию и ждёте начала экзамена. Когда наступает час икс, наблюдающий еще раз подробно озвучивает правила проведения мероприятия. Далее вы приступаете к заполнению бланков (отнеситесь к этому серьезно, не забудьте перепроверить, все ли вы заполнили верно, иначе будет обидно, если на блестяще выполненной, стобалльной работе не будет вашей фамилии).

        Когда все организационные моменты закончатся, вы наконец-то получите свой КИМ и сможете приступить к его выполнению. Очень внимательно читайте задания! В стрессовой ситуации можно легко перепутать Толстого с Достоевским, так что перечитывайте несколько раз не только свои ответы, но и вопросы (даже прекрасно написанная работа о проблеме маленького человека в творчестве Чехова не будет засчитана, если вопрос был о Гоголе). Проходит 3 часа 55 минут, вы сдаёте все свои заполненные бланки и со спокойной душой идёте домой.

        Как сдали ЕГЭ по литературе в 2017 году?

        Немного статистических данных: в 2017 году ЕГЭ по литературе сдавали 43548 выпускников, из них только 4,3% не смогли пройти порог (минимальный балл) в 32 балла. А 44% сдававших экзамен смогли набрать более 61 балла. Так что, дорогие выпускники, не все так страшно.

        Каждый одиннадцатиклассник, сдающий литературу, однажды спрашивал в отчаянии: «Что нужно, чтобы сдать ЕГЭ по литературе?». Но вы даже не представляете, насколько прост ответ – нужно готовиться. Не нужно считать, что если на экзамене от вас требуется не конкретный, единственно правильный ответ на вопрос, а развёрнутый ответ в виде сочинения, то можно пустить процесс подготовки на самотёк и довериться интуиции, а при написании сочинений дать волю фантазии и просто порассуждать на заданную тему. Такой подход не приведёт вас к успеху, вы должны четко знать, что от вас требуется, ваши эссе должны соответствовать «запрашиваемому» формату, а знания по литературе в вашей голове должны быть четко структурированы. В идеале вам необходимо хорошо представлять себе тот или иной исторический контекст, чтобы лучше понять темы творчества того или иного автора. Также вы должны уметь подтверждать свои мысли цитатами (которые нужно знать наизусть), а это возможно только при одном условии – начать готовиться к ЕГЭ по литературе нужно заранее! Тогда у вас не возникнет никаких проблем, и даже если вы очень эмоциональный человек (какими становятся все в момент сдачи экзамена), вы будете более спокойны и уверены в себе, а это и есть залог отличного результата.

        Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Контрольные измерительные материалы (КИМ) по литературе единого государственного экзамена позволяют дифференцировать выпускников школы по уровню предметной подготовки с целью государственной итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы. Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.). Некоторые позиции данного документа конкретизированы с опорой на обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе, утвержденные приказами Минобразования России № 1236 от 19.05.1998 г. и № 56 от 30.06.1999 г. (обоснование приводится в пояснительной записке к кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2016 году единого государственного экзамена по литературе).

Оценивание заданий 9 (С2) и 16 (С4).
В 2013 существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения заданий 9 (С2) и 16 (С4), что явилось логическим продолжением изменении прежних лет, а также результатом анализа итогов ЕГЭ 2012 г. Опыт массовой проверки экзаменационных работ показал, что необходимо дополнить критерии оценивания контекстных специальными требованиями к выполнению экзаменуемыми сопоставительного анализа произведений (фрагментов). Соответствующие изменения были внесены в КИМ ЕГЭ 2013 г. и дифференцированы для каждого балльного уровня. Чтобы избежать разночтений при проверке контекстного сопоставления в указанных заданиях, были уточнены также требования к выбору контекстов для сопоставления и к оформлению ответа, отражённые в примечаниях перед критериями.

Внесенные изменения способствовали четкой дифференциации ответов экзаменуемых.
Итоги ЕГЭ прошлых лет подтвердили целесообразность внесенных изменений. В экзаменационной модели 2016 года изменений нет.

Содержание
1. Общая характеристика контрольных измерительных материалов ЕГЭ по литературе 2016 года
2. Задания с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов по литературе 2016 года. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе
3. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема 8 (С1). 9 (С2), 15 (С3). 16 (С4)
3.1. Специфика заданий 8 (С1) и 15 (С3)
3.2. Специфика заданий 9 (С2) и 16 (С4)
3.3. Критерии и параметры оценивания выполнения задании 8 (С1), 9 (С2), 15 (С3), 16 (С4)
4. Методический комментарий к критериям проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом 17.1-17.3 (С5.1-С5.3)
4.1. Критерий «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений»
4.2. Критерий «Уровень владения теоретико-литературными понятиями»
4.3. Критерий «Обоснованность привлечения текста произведения»
4.4. Критерий «Композиционная цельность и логичность изложения»
4.5. Критерий «Следование нормам речи»
5. Типы ошибок (фактические, логические, речевые)
5.1. Фактические ошибки
5.2. Логические ошибки. Ошибки при аргументации, в композиции сочинения
5.3. Речевые ошибки
6. Проблемы, связанные с расхождением экспертных оценок при проверке выполнения заданий с развернутым ответом
7. Примеры использования системы оценивания ответов экзаменуемых при проверке заданий с развернутым ответом
7.1. Примеры выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема 8(С1), 9(С2), 15(С3), 16(С4)
7.2. Примеры выполнения заданий части 2 экзаменационной работы 17(С5))
Приложение 1. Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом
Приложение 2. Памятка для эксперта, проверяющего ответы на задания с развернутым ответом 8, 9, 15, 16, 17.1-17.3 политературе
Приложение 3. Список литературы.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ЕГЭ 2016, Литература, Методические рекомендации по оцениванию заданий, Зинин С.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Марьина О.Б., Попова Н.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • ЕГЭ 2015, Литература, Методические рекомендации, Зинин С.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Марьина О.Б., Попова Н.А.
  • Литература, Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом, Зинин С.А., Барабанова М.А., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Новикова Л.В., Попова Н.А., 2019

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Критерии оценивания итоговых сочинений в 11 классе Граблина Нина Васильевна - заслуженный учитель, к.п.н., доцент кафедры филологии

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) (обратить особое внимание на с. 19 – 51, 75 –86) анализ сочинений и типологию ошибок)

Инструкция Выберите только ОДНУ из предложенных ниже тем сочинений, а затем напишите сочинение на эту тему (рекомендуемый объем не менее 350 слов). Сформулируйте свою точку зрения и аргументируйте свою позицию, выстраивая рассуждение в рамках заявленной темы на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по Вашему выбору (количество привлеченных произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал). Продумайте композицию сочинения. Обращайте внимание на речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим словарем). Сочинение пишите четко и разборчиво. При оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.

При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 300 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то за такую работу ставится «незачет».

Внимание! Черновики не проверяются и записи в них не учитываются!

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям №1 и №2 – в обязательном порядке) и выполнить следующие условия: выдержать объем (сочинение – не менее 300 слов, изложение – не менее 150 слов) и написать работу самостоятельно.

Члены (эксперты) комиссии образовательной организации осуществляют проверку итоговых сочинений (изложений) участников и их оценивание в соответствии с критериями оценивания, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Проверка каждого сочинения (изложения) проводится однократно.

При выявлении сочинений, текст которых совпадает друг с другом более чем на 50 процентов, члены комиссии образовательной организации протоколируют данный факт и сообщают о нем в соответствующие органы управления образованием. За такие сочинения выставляется «незачет».

Алгоритм работы над сочинением Итоговое сочинение в 11 классе

Алгоритм работы над сочинением 1. Прочитать формулировку темы (о ком? о чём?). 2. Выделить ключевое (главное) слово (о нём!). 3. Если тема сформулирована как утверждение или понятие - переформулировать тему в вопросительное предложение. 3. Вступление: “универсальное”: придумать идею для вступления (учитывать “кольцевой” вариант связи вступления - заключения); “уникальное”: ключевое (главное) слово формулировки необходимо “прописать” в одном из предложений вступления. 4. Логическая связка: помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части. 5. Основная часть: тезис, аргументы (2–3) для доказательства (объяснения, раскрытия) ключевого слова в формулировке темы. Обязательно! Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз). 6. Логическая связка: завершение рассуждений в основной части, плавный переход к заключению. 7. Заключение: идея вступления на уровне вывода (“кольцевой” вариант связи вступления - заключения).

Критерий №1 «Соответствие теме» Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник должен рассуждать на предложенную тему. « Незачет » ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала» Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику)для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Выпускник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы. «Незачет» ставится при том условии, что сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».

Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения» Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. « Незачет » ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Критерий № 4 «Качество письменной речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов. « Незачет » ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется « зачет ».

Критерий № 5 «Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. « Незачет » ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Дополнительные баллы Десятибалльная система оценивания используется для оценки итоговых сочинений при приеме в вузы, которые решили учитывать результаты сочинения как дополнительные индивидуальные достижения абитуриентов. По желанию абитуриента вуз запрашивает из базы данных сочинение и оценивает его самостоятельно (возможно получить до 10 дополнительных баллов к единому государственному экзамену).

Ошибки в сочинении Разграничение типов ошибок

ФАКТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - НЕВЕРНАЯ ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ И ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ, СВЯЗАННАЯ С ВУЛЬГАРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИЕЙ В ТОЛКОВАНИИ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИИ ИЛИ УПРОЩЕННОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ; - ИСКАЖЕНИЕ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ФАКТОВ; - НЕТОЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЛИ НЕВЕРНЫЕ ССЫЛКИ НА КНИЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ; - ИСКАЖЕНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ; - ОШИБКИ В ОБОЗНАЧЕНИИ ВРЕМЕНИ И МЕСТА СОБЫТИЯ, ОПИСАННЫХ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ; - ОШИБКИ В ПЕРЕДАЧЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И Т.П.

Ошибки в сочинении Фактические ошибки можно разделить на грубые и негрубые. Если экзаменуемый утверждает, что автором поэмы «Мцыри» является Некрасов, или называет Ольгу Ильинскую Ириной – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «княжна Мери» выпускник написал «княжна Мэри» или имя пушкинского героя Герман вместо Германн, то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Ошибки в сочинении Ошибки фактические - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий приводит факты, противоречащие действительности, напр.: «Вот Пушкин – известный русский поэт, где он только не эмигрировал!», «Базаров - герой одноименной повести Толстого», «Ленский вернулся в свое имение из Англии». Ошибки могут состоять не только в полном искажении (подмене) факта, но и в его преувеличении или преуменьшении, например: «Если честно сказать, то в России теперь только один процент русских».

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА В НЕСВОЙСТВЕННОМ ЕМУ ЗНАЧЕНИИ; НАРУШЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СОЧЕТАЕМОСТИ; СМЕШЕНИЕ ПАРОНИМОВ; УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИШНЕГО СЛОВА (ПЛЕАНАЗМ); ПОВТОРЕНИЕ ИЛИ ДВОЙНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ БЛИЗКИХ ПО СМЫСЛУ СИНОНИМОВ БЕЗ ОПРАВДАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ (ТАВТОЛОГИЯ); НЕОБОСНОВАННЫЙ ПРОПУСК СЛОВА; НАРУШЕНИЕ ВИДОВРЕМЕННОЙ СООТНЕСЕННОСТИ ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ; БЕДНОСТЬ И ОДНООБРАЗИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ;

РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ НЕУДАЧНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЛИЧНЫХ И УКАЗАТЕЛЬНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ; НЕУДАЧНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ; НЕУДАЧНЫЙ ВЫБОР ПРЕДЛОГА; НАГРОМОЖДЕНИЕ ПРЕДЛОГОВ; НЕОПРАВДАННОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОСТОРЕЧНЫХ ИЛИ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ; НАРУШЕНИЕ ОДНОРОДНОСТИ ПЕРЕЧИСЛЯЕМЫХ ПОНЯТИЙ

№ п/п Вид ошибки Примеры 1 Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Мысль развивается на продолжении всего текста. Ольга Ларина – прототип Татьяны. 2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом, смешение паронимов Мое отношение к этой проблеме не поменялось. Были приняты эффектные меры. Автор призывает бережливо относиться к книгам. 3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор применяет градацию. 4 Употребление слов иной стилевой окраски, использование штампов Автор, обращаясь к этой проблеме, пытается направить людей немного в другую колею. Каждое утро Татьяны Лариной начиналось с того, что она приветствовала флору и фауну. По мере роста медвежат Троекуров придумывал все новые шутки. Классификация речевых ошибок

Классификация речевых ошибок Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Этот роман – вопиющее достижение писателя. Автор вопрошает: «Кто виноват?» Неоправданное употребление просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других. Чиновники подлизываются к ревизору. Нарушение лексической сочетаемости Автор увеличивает впечатление. Автор использует художествен­ные особенности (вместо средства). Молодежь не повышает свой кругозор. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Красоту пейзажа автор передает нам с помощью художественных приемов. Молодой юноша, очень прекрасный.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЕТОВ НЕУМЕСТНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНЫХ, ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫХ СЛОВ И ВЫРАЖЕНИЙ; НЕОБОСНОВАННОЕ СМЕШЕНИЕ СЛОВ РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОКРАСКИ; НЕМОТИВИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ; УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВ ИНОЙ СТИЛЕВОЙ ОКРАСКИ; СМЕШЕНИЕ ЛЕКСИКИ РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ЭПОХ

Грамматические ошибки - нарушение согласования; нарушение управления; нарушение связи между подлежащим и сказуемым; нарушение способа выражения сказуемого; ошибки в построении предложения с однородными членами;

Грамматические ошибки ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом; ошибки в построении предложения с причастным оборотом; ошибки в построении сложного предложения; смешение прямой и косвенной речи; пропуски необходимых слов; нарушение границ предложения; разрушение фразеологического оборота; ошибочные словообразования; ошибки в образовании форм существительных, прилагательных, местоимений, глаголов

№ п/п Вид ошибки Примеры 1 Ошибочное словообразование Трудолюбимый, надсмехаться, вовнутрь. Искание смысла жизни. Тиранство. 2 Ошибочное образование формы существительного Многие чуд а техники, не хватает время. Билет с плацкартом. Новые крема. 3 Ошибочное образование формы прилагательного Более интереснее, красивше выглядит. 4 Ошибочное образование формы числительного С пятистами рублями. Обоим сестрам. 5 Ошибочное образование формы местоимения Ихнего пафоса, ихние дети

6 Ошибочное образование формы глагола Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы. Все пять девушек погибнули. Троекуров игрался с медвежатами. Езжай скорее. 7 Нарушение согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом. 8 Нарушение управления Автор повествует читателей. Он вернулся с отпуска из Украины. По окончанию школы он поступил в вуз. 9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Большинство возражали против такой оценки его творчества. Кто это пришла? 10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые.

11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я "хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Наконец построена не только школа, а также больница. 12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст, возникает такое чувство… Марусе, поиграв с этой куклой, стало хуже. 13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. 14 Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон. 15 Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Савельич спросил Гринева, узнал он атамана?

9 Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях. Характерная черта характера… 10 Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного В пример к такому случаю можно привести несчастный случай, однажды случившийся с моей знакомой. 11 Искажение состава фразеологизма Все были здесь: и стар, и мал. Павел Петрович – дворянин от мозга до костей. Скрипя сердцем, кулаки покидали Гремячий Лог.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ - НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; ОТСУТСТВИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ; НЕОПРАВДАННОЕ ПОВТОРЕНИЕ РАНЕЕ ВЫСКАЗАННОЙ МЫСЛИ; НЕСОРАЗМЕРНОСТЬ ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; ОТСУТСТВИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ; ПЕРЕСТАНОВКА ЧАСТЕЙ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Неудачное вступление Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует, например: « С особенной силой этот эпизод описан в романе...» Наличие указательных словоформ в данных предложениях отсылает к предшествующему тексту, таким образом, сами предложения не могут служить началом сочинения.

Логические ошибки в средней части 1 . В одном предложении сближаются относительно далекие мысли, например: Большую, страстную любовь она проявляла к сыну Митрофанушке и исполняла все его прихоти. Она всячески издевалась над крепостными, как мать она заботилась о его воспитании и образовании. 2. Отсутствует последовательность в мыслях, нарушен порядок предложений, что приводит к бессвязности, например: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным типом. Или: В своем произведении «Недоросль» Фонвизин показывает помещицу Простакову, ее брата Скотинина и крепостных. Простакова – властная и жестокая помещица. Ее имение взято в опеку.

3 . Использованы разнотипные по структуре предложения, что ведет к затруднению понимания смысла, например: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы, сменяющиеся жарким летом. Весна коротка с быстрым переходом к лету. Правильный вариант: Общее поднятие местности над уровнем моря обусловливает суровость и резкость климата. Холодные, малоснежные зимы сменяются короткой весной, быстро переходящей в жаркое лето. 4. Экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления и другие отношения, например: Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга.

Неудачное заключение Вывод продублирован: Итак, Простакова горячо и страстно любит сына, но своей любовью вредит ему. Таким образом, Простакова своей слепой любовью воспитывает в Митрофанушке лень, распущенность и бессердечие.

Орфографические ошибки «Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку». Орфографические ошибки подразделяются на грубые и нгрубые. Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки 1) в исключениях из правил; 2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; 3) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого (не рад, не обязан); 4) в написании и и ы после приставок; 5) в трудных случаях различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как …; ничто иное не …; не что иное, как … и др.).

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки: 1. В переносе слов. 2. Буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта). 3. В названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог. 4. При переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы). 5. В собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот). 6. Сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант). 7. На правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой / предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить (ср. действующее написание напропалую, врассыпную).

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Графические ошибки В отдельную категорию выделяются графические ошибки, то есть различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Например, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, то есть средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи. К графическим средствам помимо букв относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения. Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше 5 на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

Пунктуационные ошибки В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки: 1) тире в неполном предложении; 2) обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; 3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах; 4) различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; 5) в передаче авторской пунктуации.

К негрубым относятся ошибки 1) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; 2) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности. Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуацию не распространяется.

Удачи на экзаменах!!