Основные группы лексики русского языка. Лексика и фразеология

Лекция: Группы слов по происхождению и употреблению


Исконно русская и заимствованная лексика

В зависимости от того, как произошли слова, они относятся к исконно русской и заимствованной лексике.


Слова, произошедшие в русском языке, называются исконно русскими .

К примеру, серебро, мешок, зажигалка, вера, теперь.

Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными .

К примеру, филология, джаз, спортсмен, деньги, каникулы, пьеса.

Активная и пассивная лексика

Активная лексика - слова, регулярно употребляемые.

Пополняется она за счёт того, что появляются новые явления, понятия и, соответственно, новые слова – неологизмы : марсоход, контент, проектор, рерайтинг. Эти слова, сначала доступные узкому кругу лиц, постепенно становятся общеупотребительными.

Пассивную, устаревшую лексику составляют слова, вышедшие из живого употребления.

Она подразделяется на архаизмы и историзмы .


Архаизмы вышли из активного использования вследствие того, что они заменились новыми: ежели – если, длань – ладонь, око – глаз.

Историзмы устарели, так как исчезли предметы, наименования, которые они обозначали: латы, карета, треуголка, лапти.


Экспрессивно-стилистическая лексика


В лексике русского языка можно выделить:

    стилистически нейтральную

    и стилистически окрашенную.

Слова, стилистически нейтральные , не выражают никакой оценки и употребляются в любом стиле речи.

Таких слов больше всего: лошадь, идти, белый, сидеть, вдалеке.

В стилистически окрашенной лексике выделяют слова книжные и разговорные, жаргонные и просторечные .

Книжные слова свойственны для книжно–письменной речи: жаждать, уста, начертать.


Разговорные слова используются в устной речи. Немалая их часть показывает, как говорящий относится к называемому предмету, явлению, действию, свойству, признаку и даёт их эмоциональную оценку: дедушка, доченька, егоза, мальчонка. Они придают речи непринужденность и в то же время не выражают грубость.


Жаргонные слова находятся за пределами литературного языка. Они свойственны людям обособленной социальной группы, к примеру, школьникам, молодежи, спортсменам, уголовникам. У студентов «автомат» – это получение экзаменационной отметки или зачёта по итогам успеваемости, без сдачи экзамена или зачёта.


Просторечные слова т акже находятся за пределами литературного языка. Они стилистически снижены, дают социально – культурную характеристику говорящему. К примеру, ихний, покамест, ляпнуть, головастый, навалом. К просторечным также относят вульгарные, грубые, бранные слова: харя, ошалеть, обалдеть, слямзить.

По происхождению все слова в русском языке де­лятся на заимствованные и исконно русские.

Исконно русские - это слова, которые возникли в русском языке (ладья, жизнь).

Заимствованные английский (вагон, спорт, экспресс), французский (бульвар, гарнизон, ресторан, шедевр).

Слова, вышедшие из активного употребления, назы­ваются устаревшими (урядник, чело).

Среди устаревших слов выделяют:

Историзмы - слова, обозначающие названия предметов и явлений, которые вышли из обихода (кольчуга, ликбез);

Архаизмы - -слова, которые вышли из употреб­ления, потому что были заменены новыми (лоб - чело).

Среди архаизмов выделяют следующие группы:

Лексико-фонетические (врата - ворота);

Лексико-словообразовательные (рыбарь - рыбак);

Лексико-семантические (слова с устаревшим лексическим значением: любовник в значении «люби­мый»).

Устаревшие слова могут служить средством прида­ния речи торжественного характера («град Петра») и в то же время употребляются как средство иронии, на­смешки: «Тернии славы сейчас же впились в благород­ные лбы спутников» (И. Ильф и Е. Петров).

Новые слова, возникающие в языке, называются неологизмами (кибернетика, алгоритм). Они появля­ются в результате необходимости дать названия новым предметам и явлениям, входящим в жизнь в связи с раз­витием науки, техники, искусства, общественных отно­шений.

Некоторые неологизмы утрачивают оттенок новизны и становятся общеупотребительными: космонавт, све­тофор.

По сфере употребления слова в русском языке де­лятся на общеупотребительные и необщеупотребитель­ные.

Общеупотребительные - это слова, которые упот­ребляются всеми людьми, независимо от профессии и места жительства (дочь, хороший).

К необщеупотребительным словам относятся:

Диалектизмы - слова, употребляемые жителями той или иной местности (бульба - картошка, бу- ряк - свекла);

Профессионализмы - слова, употребляемые людьми той или иной профессии (найтов - креп­ление на судах шлюпок для предохранения от срыва с места);

Арго (жаргон) - экспрессивно окрашенные слова, которыми обозначаются общеизвестные понятия в узком, социально ограниченном кругу людей (усекать - понимать (молодежное арго)). В зависимости от стиля речи слова могут быть


1. Укажите слова, которые являются заимствованными.

а) ассигновать в) пассаж

б) подарить г) жилет

2. Укажите слова, которые являются исконно русскими.

а) голова в) горох

б) этюд г) веретено

3. Укажите слова, которые являются архаизмами.

а) ботфорты в) городничий

б) ланиты г) уста

4. Укажите слова, которые являются историзмами.

а) октябрята в) аршин

б) верста г) оный

5. Укажите предложения, в которых встречаются ди­алектизмы.

а) Дорогому гостю подали рушник и хлеб-соль (С. Ан­тонов)

б) Крепость наша стояла на высоком месте, и вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая поляна, изрытая несколькими балками, оканчи­валась лесом, который тянулся до самого хребта гор... (М. Ю. Лермонтов)

в) Оставалось только преодолеть овраг.

г) Ей подали полотенце, расшитое петухами (Л. Ува­рова).

6. Укажите предложения, в которых встречаются про­фессионализмы.

а) Художник долгие часы проводил за мольбертом.

б) Скальпель в руках опытного хирурга может тво­рить чудеса.

в) Недавно я прочитала книгу А. Рыбакова «Кортик, или"Бронзовая птица».

г) Летом мы решили отправиться путешествовать на теплоходе.

7. Укажите слово, которое соответствует лексическо­му значению: изъян, недостаток, недочет.

а) дефект в) констатация

б) деформация г) трансплантация

8. Укажите лексические значения данных слов:

1) пигмей 3) пионер

2) аферист 4) повинность А проходимец

Б ничтожный человек, ничтожество В человек, который положил начало чему-нибудь новому

Г общественная или государственная обязанность населения

9. В каком предложении нужно употребить слово понятливый вместо слова понятный?

а) Инструкция была написана понятным и доступ­ным языком.

б) Данное требование кажется мне вполне понят­ным.

в) Ученик оказался понятным.

г) Твои сомнения и колебания оказались понятными для меня.

10. Укажите предложения, в которых допущены лек­сические ошибки.

а) Земельный пол холодил ноги.

б) Я специально вязала свитер большего размера, чтобы он получился более объемистым.

в) Он всегда играл первую скрипку на званых вечерах.

г) Земельный надел был выгодно продан.

11. Укажите ряды, в которых все слова являются мно­гозначными.

а) весомый, весна, выметать

б) жажда, змея, консервы

в) лента, лидер, пламя

г) отбивать, печать, полномочный

12. Укажите, в каком ряду все слова употреблены в прямом значении.

а) плести венок, лететь самолетом, раскрыть чемодан

в) втереться в доверие, лететь сломя голову, взорвать обстановку

г) искать подход, вразумительный ответ, дорожка к сердцу

13. Укажите, в каком ряду не все слова являются си­нонимами.

а) храбрый, отважный, смелый

б) прилежный, усердный, старательный

в) аккуратный, чистоплотный, опрятный

г) тщетный, напрасный, отдаленный

14. Укажите, какие слова являются антонимами к слову хлипкий.

а) болезненный в) здоровый

б) рослый г) неказистый

15. Укажите, в каких случаях лексическое значение фразеологизмов определено верно.

а) Лясы точить - болтать.

б) Навострить лыжи - сбежать.

в) Не в бровь, а в глаз - очень точно.

г) Где раки зимуют - близко.

16. Укажите предложения, в которых допущены ошиб­ки при употреблении заимствованных слов.

а) Его выступление на собрании - сплошная дема­гогия.

б) Необходимо было прибегнуть к импровизации.

в) Мы не ведали, когда откроется магазин.

г) Раздался звучный глас Петра (А. Пушкин).

17. Укажите предложения, в которых употребляются неологизмы.

а) Я планов наших люблю громадье (В. Маяков­ский).

б) В начале 60-ых возник интерес к бионике.

в) Эти работы могут выполнить только высотники.

г) Винегредия, Нерыдания, Досвишвеция, Досвида- ния (А. Дольский).

18. Укажите, в каких рядах не все слова являются книжными.

а) прикинь, благополучие, соревнование

б) газировка, околпачит, франт

в) доброжелательный, любопытство, интерес

г) трепаться (о чем-либо), цыкать, диета

19. Укажите ошибки в определении терминов. Дактиль - это

а) двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге

б) двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

в) трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге

г) трехсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге

20. Укажите лексическое значение слова прагматизм.

а) расчетливость

б) рационализм

в) закономерность

Что является единицей русского языка? Безусловно, слово. С его помощью мы общаемся, передаём друг другу мысли и переживания. В статье рассматриваются тематические группы слов, позволяющие классифицировать богатство русского языка, насчитывающего в своём литературном словаре более 150 тысяч существительных, глаголов и прилагательных.

Значения слова

Русский язык изучает не действия, не признаки, а слова, которые их называют. Они имеют два значения:

  • Грамматическое (ответственность несёт окончание слова).
  • Лексическое (за него отвечает основа).

Чтобы разобраться, что такое тематические группы слов, остановимся на втором пункте. Лексическое значение - это содержание, или исторически закрепленное в сознании людей соотнесение между звучащей оболочкой и явлением действительности, оформленное по законам грамматики. Человек способен мыслить понятиями, то есть отвлечённо от предметов, при этом слово своим лексическим значением отделяет одно понятие от другого.

Родовые и видовые понятия

Когда человек произносит слово «парта», каждый представляет именно парту - предмет мебели для сидения учащихся во время занятий. Никто не представляет обычный или обеденный стол, потому что в слове заложен набор отличительных признаков - некое обобщение. Но когда учитель предлагает ученику сесть за парту, в речи появляется актуальный смысл. Перед учеником стоит конкретный предмет определённого цвета, размера, формы. Это говорит о том, что в значении каждого слова есть денотат (обобщение) и референт (конкретизация).

Среди существительных можно выделить более обобщённые понятия (родовые) и более конкретные (видовые). Пример можно видеть на картинке выше. Тематические группы слов - это набор видовых понятий, которые объединены в более общее - родовое. Для понимания рассмотрим схему (изображена ниже), где рассматривается, как формируется лексическое значение видового понятия. Оно объясняется через родовое понятие с добавлением видовых отличий. Что такое кроссовки ? Это обувь (родовое понятие), предназначенная для занятий спортом. Что ещё можно отнести к обуви? Туфли, ботинки, сланцы, тапки, сабо, босоножки, сапоги. Все эти слова объединены в единую тематическую группу - «обувь».

Тематические включения

К какому понятию можно отнести слова: удочка, сеть, спиннинг, приманка, мотыль, мормышка, удить, подсекать, клёв ? Рыбалка . Рассмотренный выше пример - это образец тематических включений. Игра: «Найди лишнее слово» лучше всего помогает понять, что такое тематические группы слов. Примеры игры предлагаются в таблице ниже:

В каждом столбце необходимо найти лишнее слово, которое не входит в тематическую группу. Ответ: заяц, червяк, лиса.

Синонимы

В одну тематическую группу, как включения, могут входить различные части речи. Пример с «Рыбалкой» включает существительные и глаголы. Синонимы отличает то, что они являются одной частью речи: фильм, кинокартина, кинолента, кино; бежать, нестись, мчаться, драпать; смешной, забавный, уморительный, прикольный . Составляют ли они тематические группы слов? Примеры показывают, что синонимы совпадают по своему лексическому значению и используются автором только для придания тексту или высказыванию определённой выразительности. Большинство лингвистов относят синонимический ряд к тематическим группам. В среднем, они состоят из нескольких слов, но есть и исключения. Так, слово «очень» имеет 26 синонимов.

Объединение происходит на основании общего признака. В качестве примера можно взять прилагательное «красный». В группе будут состоять такие синонимы, как: рубиновый, коралловый, алый, кумачовый.

Для этого необходимо знать:

  • Лексическое значение слова.
  • Иметь определённый словарный запас.
  • Обладать широким кругозором.

Что может помочь учащемуся? Толковый словарь, где даётся объяснение каждому слову, используемому в русском языке. Наиболее известными авторами, собравшими всё богатство русской лексики, являются С. И. Ожегов и Д. Н. Ушаков, хотя есть и более современные издания, вобравшие в себя изменения, связанные с использованием англоязычных выражений. Например, Т. Ф. Ефремова собрала 160 тысяч статей.

Тематические группы слов легко составить тем, кто много читает художественной литературы, активно пользуется синонимами и способен выделять сходные по значению слова в тексте. Можно в качестве примера взять отрывок художественного произведения для поиска синонимов. Поможет и такое задание:

Необходимо выделить общие (родовые) понятия для следующих слов: мать, корова, линейка, калькулятор, сестра, лошадь, ластик, пенал, свинья, брат, ручка, дедушка, коза, бабушка, отец, точилка, овца, собака.

Выделяются следующие тематические группы слов: «Родственники», «Животные», «Школьные принадлежности».

Примеры по теме «Времена года»

С помощью каких слов можно описать такие явления, как времена года? Чтобы легче справиться с заданием, следует выделить подгруппы, например: погода, природа, занятия, одежда. Их можно расширить. Принцип выделения - выбор родовых понятий, лежащих в основе различий между зимой, осенью, летом и весной. Как составить тематические группы слов? Названия времён года представляем в таблице, сравнивая подгруппы.

Лето Осень Зима Весна
Погода

Промозглость

Заморозки

Снегопад

Потепление

Оттепель

Переменчивость

Природа

Разнотравье

Листопад

Позолота

Ненастье

Увядание

Пробуждение

Подснежники

Проталины

Цветение

Занятия

Заготовки

Субботник

Прилёт птиц

Одежда

Купальник

Босоножки

Перчатки

Кардиган

Ветровка

Ботильоны

В примере описаны только предметы и явления, но по аналогии довольно легко добавить действия и признаки предметов.

Если бы алфавит был составлен по принципу: «количество букв соответствует количеству фонем языка», то вопрос об орфографии наполовину бы отпал. Но так как идеальных алфавитов нет и они складывались исторически, отражая разные тенденции, то употребление алфавита в письме нуждается в орфографических правилах. Кроме правил употребления букв для передачи языка, существуют и иные правила письма, как, например, слитное и раздельное написание слов, правила переноса. Таким образом, о р ф о г р а ф и я – это совокупность норм или правил практического письма, состоящих из: 1) правил употребления букв алфавита при написании слов, их форм и сочетаний, 2) правил написания слов и словосочетаний независимо от входящих в их написание букв. Нормы такого написания регулируются различными принципами. Для орфографии, которая связана с употреблением букв алфавита, можно установить шесть принципов, которые сочетаются попарно. Первый принцип – фонематический, второй – фонетический. Фонематический принцип письма состоит в том, что каждая фонема выражается той же самой буквой, независимо от позиции, в которую она попадает: например, дуба и дуб пишутся одинаково, хотя произносятся по-разному: в форме дуба – [б], т. е. звонкая согласная, а в формедуб в конце слова эта согласная оглушается. Наоборот, фонетический принцип письма состоит в том, что буквами изображаются реально произносимые звуки; таким образом, написания фонематическое и фонетическое в сильных позициях совпадают, а в слабых не совпадают. Так, сом и сам пишутся одинаково и фонематически, и фонетически, но в случае сома поймала сама – в русском языке фонематическое написание, поскольку сильные позиции подсказывают различение [о] и [а], а фонетически это же высказывание получило бы такое написание: сама поймала сама – и где тут «рыба» и где «рыбачка» – не разберешь. В русском письме исключения из фонематического принципа могут встречаться: 1) либо по составу алфавита: это то, что гласных букв в два раза больше, чем надо было бы, а согласных букв на 12 меньше, чем надо; кроме того, нет буквы для согласной [ж;]; 2) либо потому, что сушествуют особые орфографические правила; например, в написаниях приставок на [з]: безработный, но беспосадочный, безбровый, но беспечный и, наконец,безвкусный, где употребляется буква з, хотя з звучит в этом случае как [с]. Однако, когда эти согласные звучат как «шипящие», например в словах бесшумный, безжалостный, бесчеловечный,з и с остаются по правилу: «Перед буквами б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р пишется з , а перед буквами л, ф, к, т, ш, с, ч, ц, х пишется с ». Кроме этого «правила» (которое скорее является «исключением» в русской орфографии), к случаям фонетических написаний можно отнести написание буквы ы после ц (цыган, цыпленок, огурцы, лисицы, Лисицын), тогда как надо было бы писать в этих случаях после ц основную букву и, ср. фамилии Лисициан, Цицин, где написание фонематичнее. Основные правила русской орфографии основаны на фонематическом принципе: «Пиши безударные гласные так же, как и под ударением, например: вода, водовоз, потому что воды; лесовод, потому что лес, и лисовод, потому что лисы». «Пиши звонкие и глухие согласные всегда в любых позициях так, как перед гласными, сонорными согласными и перед [в], [в"], например: плод, потому что плода, и плот, потому что плота; отдать, так как оторвать, но подпилить, так какподорвать; дворняжка, потому что дворняжек, но Машка, потому что Машек; лезть, так как лезу, но нести, так как несу; купаться с «ерем» (ь ), так как купать; поэтому же курить, куриться икурит, курится пишутся по-разному». Третий и четвертый принципы орфографии – этимологический и традиционно-исторический – основаны на том, чтобы отражать в письме не современное состояние, а прошлое, причем этимологический принцип отвечает действительно языку в его прошлом; таковы написания слов с буквой е: пчел, жен, пошел, пшенный, лжешь, так как в этих случаях когда-то в русском языке была фонема [э], но для современного русского языка здесь [о], т. е. «о после мягкой согласной или после шипящей»: ср. шов, жох, мечом, плащом, трещотка, чечотка, шорох и т. д., где правильно применяется фонематический принцип письма 1 . На том же принципе передачи прошлого базируется традиционно-исторический принцип, самый «беспринципный», слепо сохраняющий любую традицию письма. Таковы в русском письме церковнославянские написания: помощник с буквойщ, хотя русское слово происходит не от церковнославянского помощь, но от русского помочь, что этимологически надо было бы писать через ч (помочник), а фонематически через ш(помошник), написания безударных окончаний прилагательных-ый, -ий(запасный, заморский, хотя под ударением -ой:запасной, морской), написание безударной приставкираз- с а, хотя под ударением [о], ср. раздумье, но роздых, росчерк и т.д. В русской орфографии до реформы 1917г. было гораздо больше таких традиционных написаний(ея, вместоее, безударные окончания прилагательных-аго, -яго; употребление букв фиты и ижицы и т. п.). Пятый и шестой принципы также можно сопоставить: это морфологическийпринцип и символический. Общее в них заключается в том, что они стремятся передать язык не через фонетику, при этом морфологические написания отражают грамматику (морфологию), минуя фонетику и даже вступая с ней в противоречие, а символические написания стремятся различать лексические омонимы, фонетически неразличимые. Образцом морфологических написаний может служить употребление мягкого знака в конце слов женского рода после шипящих (ночь, где ь бесполезен, ср. луч, или мышь, где ь пишется после твердого [ш], что является явным противоречием); то, что в таких написаниях дело не в этимологии, показывают примеры иноязычных слов, на которые распространяется указанное правило (фальшь, тушь, ср. туш мужского рода без ь ). Хорошим примером символического написания было различение в дореформенной русской орфографии двух омонимов: миръ (антоним войны) и мiръ (синоним вселенной). В современной русской орфографии такие написания, как поджег (глагол с е ) и поджог (существительное с о), показывают сочетание морфологического и символического принципа, ибо в них различается и грамматика, и лексика. Близки к символическим и такие написания, каккомпания и кампания, эстокада и эстакада, хотя различия написаний в этих случаях основаны на иноязычной этимологии. К символическому принципу следует отнести употребление больших (прописных) букв в собственных именах (ср. френч и генерал Френч, мороз и Дед Мороз); на этих примерах видно, что символический принцип связан с проявлением своеобразной идеографии. В любой орфографии можно наблюдать то или иное сочетание разных принципов, но каждую орфографическую систему определяют ведущие принципы; так, для русской орфографической системы ведущим является принцип фонематический, исходя из которого строятся основные орфографические правила, тогда как для большинства западноевропейских орфографий ведущими принципами служат этимологический и традиционно-исторический (например, для английской или французской орфографии).