Составить 10 неполных предложений. Неполные предложения –

ОДНОСОСТАВНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Укажите неверное утверждение. А. В односоставных

предложениях грамматичес¬кая основа состоит из одного главного члена.

Б. Односоставные предложения могут быть рас¬пространенными.

В. Неполные предложения те, в которых пропу¬щен главный член.

Г. Пропуск члена предложения в произношении может быть выражен паузой.

2. Найдите односоставные предложения.

А. День ясен.

Б. С утра морозит.

В. Что бы это значило?

Г. Мне нездоровится.

Д. Ряд телеграфных столбов.

3. Укажите определенно-личные предложения .

А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Не из Москвы ли будешь?

В. В доме шумят.

Г. Цыплят по осени считают.

Д. Быть грозе великой. 4

4. Найдите неопределенно-личные предложения.

А. Вот парадный подъезд.

Б. Люблю грозу в начале мая.

В. В дверь постучали.

Г. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Д. Будут долго вспоминать его рассказы.

5. Укажите безличные предложения.

А. Бездонную бочку водой не наполнишь.

Б. Скоро светать будет.

В. Приготовьтесь к уроку.

Г. Зажгло грозою дерево.

6. Найдите обобщенно-личные предложения.

А. Вам не видать таких сражений.

Б. Вечерами работалось особенно хорошо.

В. Каких только птиц не увидишь в лесу!

Г. Любишь кататься - люби и саночки возить

7. Укажите назывные предложения.

А. Мне холодно.

Б. Вот заводская улица.

В. Это домик под толевой крышей.

Г. Третий час дня.

Д. Вода немного коричневатая.

8. Найдите примеры, в которых есть неполные предложения.

А. Летом светает рано, а зимой - поздно.

Б. Ум - это сила.

В. В избе жарко натоплено.

Г. Уходим завтра в море.

Д. «Как тебя зовут?» - «Меня Анной».

9. В каких примерах неверно расставлены знаки препинания?

А. На пригорке то сыро, то жарко.

Б. Вот море: вот пермские дремучие леса.

В. Светло на улице, и виден сад насквозь.

Г. Нигде не дышится вольней, родных лугов, родных полей.

Напишите два простых предложения из художественного произведения осоложнённые однородными членами. Напишите два простых предложения из художественного

произведения осоложнённые обращениями. Напишите два простых предложения из художественного произведения осоложнённые вводными словами.

1. Среди предложений 1-3 найдите предложения с обособленными членами. Напишите номер этого предложения.

(1) На Старице по берегам - песчаные дюны, заросшие чернобыльником и чередой.(2) На дюнах растет трава, ее зовут живучкой. (3) Это плотные серо-зеленые шарики, похожие на туго закрывшуюся розу. (Паустовский К.)

2. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) Знакомство всегда происходит по раз навсегда установленному обычаю. (2) Сначала мы закуриваем, потом идёт вежливый и хитрый разговор, направленный к тому, чтобы выведать, кто мы такие, после него - несколько неопределённых слов о погоде. (3) И только после этого беседа может свободно переходить на любую тему. (Паустовский К.)

3. Среди предложений 1-4 найдите предложение с необособленным согласованным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

(1) В сентябре пошли дожди. (2) Они шуршали в траве. (3)Воздух от них потеплел, а прибрежные заросли запахли дико и остро, как мокрая звериная шкура. (4) По ночам дожди неторопливо шумели в лесах по глухим, неведомо куда ведущим дорогам, по тесовой крыше сторожки, и казалось, что им так и на роду написано моросить всю осень над этой лесной страной. (Паустовский К.)

4. Среди предложений 1-3 найдите предложение с обособленным нераспространённым обстоятельством.

(1) Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. (2) Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (3) В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (Паустовский К.)

5. Среди предложений 1-3 найдите предложение с необособленным распространённым согласованным определением. Напишите номер этого предложения.

(1) О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». (2) Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. (3) А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне! (Паустовский К.)

6. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными дополнениями. Напишите номер этого предложения.

(1) Всё это - только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (2) Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой: (3) «Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мёртвой природе. (4) Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит». (Паустовский К.)

7. Среди предложений 1-4 найдите предложение с распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.

(1) Рядом с зарницей стоит в одном поэтическом ряду слово «заря» - одно из прекраснейших слов русского языка. (2) Это слово никогда не говорят громко. (3) Нельзя даже представить себе, чтобы его можно было прокричать. (4) Потому что оно сродни той устоявшейся тишине ночи, когда над зарослями деревенского сада занимается чистая и слабая синева. (Паустовский К.)
помогите

§1. Неполные предложения. Различение полных и неполных предложений

В речи, особенно в разговорной и художественной, частотны неполные предложения. Неполными называются предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения. Обычно его легко восстановить из контекста или ситуации общения.

Где Димка?
- Гуляет.

Гуляет. - неполное предложение, пропущено подлежащее.

Пропущенными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.

Следует отличать неполные предложения от односоставных. В тех случаях, когда какой-либо член предложения пропущен в неполном предложении, он легко восстанавливается. В односоставных предложениях этого сделать нельзя, потому что это полные предложения, имеющие структурную особенность. Сравним:

Как вы себя чувствуете?

Хорошо . - двусоставное, неполное. Ср.: Я чувствую себя хорошо. - двусоставное, полное.

Хорошо! - односоставное, безличное предложение.

Могут ли быть неполными односоставные предложения?

Могут, если в них пропущено слово, легко восстанавливаемое из контекста.

Как тебя зовут?

Анной. - предложение односоставное, неполное. Ср.: Меня зовут Анной. - односоставное, неопределённо-личное, полное.

Неполнота может быть как в простых, так и в сложных предложениях. Часто слова опускаются с целью избежать повторов. На месте пропуска ставится тире:

В понедельник он пришёл рано, а во вторник - только к ужину.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Каким является предложение: Летом Анечка болела редко, а поздней осенью и зимой - часто. ?

    • полным
    • неполное
  2. Каким является предложение: Все ребята в ансамбле танцуют прекрасно, а Ира - похуже: она недавно начала заниматься танцами.?

    • полное
    • неполное
  3. Каким является предложение: Когда ты вернёшься с работы?

    • полное
    • неполное
  4. Каким является предложение: Красота какая! ?

    • полное
    • неполное
  5. Каким является предложение: Сколько грибов! ?

    • полное
    • неполное
  6. -Когда Иван вернётся? -Скоро. ?

    • полное
    • неполное
  7. Каким является предложение в ответной реплике диалога: -Когда Иван вернётся? -Он ещё не звонил. ?

    • полное
    • неполное
  8. Неполные предложения

    Цель: дать представление о неполных предложениях, сфере их употребления;
    Задачи: формирование умений:
    1) синонимической замены неполных предложений полными;
    2) различать назывные и неполные двусоставные предложения;
    3) определить роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи;
    4) правильно ставить знаки препинания в неполных и сложных предложениях, в составе которых неполные;
    5) предупреждать речевые ошибки; воспитывать культуру речи; развивать умение использования неполных предложений при описании картин; навыки правильного интонирования неполных предложений

    Ход урока:
    1. Повторение.
    Правила односоставных предложений
    Определи тип простого предложения
    1.Давайте поработаем.
    2.В дверь постучали.
    3.Парк давно закрыли.
    4.Мне холодно.
    5.Ведут ко мне коня.
    6.Люблю тебя, Петра творенье.
    7.Остров малый на взморье виден.
    8.Густой туман.
    9.Соловья баснями не кормят.
    10.Что посеешь, то пожнешь.
    Проверь себя:
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
    о/л н/л н/л б/л н/л о/л двусост назыв об/л об/л

    2. Знакомство с новой темой
    Мотивационный момент
    Школа всегда прилагала усилия, чтобы научить учащихся пользоваться полными предложениями. «Отвечай полным ответом», - настойчиво требует учитель от учеников. Это объясняется тем, что школа учит интеллектуальной речи, в которой полные предложения часто обязательны, а овладение навыками их построения и использования представляет для учащихся нелегкую задачу, так как дети до школы и вне школы окружены стихией бытовой речи, для которой неполные предложения являются совершенно обычными и естественными. Во многих случаях употребление в бытовой речи полных предложений вызывает непосредственное ощущение неуместности, смешной тяжеловесности и неестественности.
    В связи с этим и следует иметь в виду, что если в одних стилях (например, в научной речи) господствует полное предложение, то в других нередко уместны неполные предложения. В целом ряде случаев неполные предложения предпочтительнее полных.
    Черемуха расцвела лишь в первых числах июня. Сирень - еще позже. (в последнем предложении пропущено сказуемое. Сирень расцвела еще позже).

    3. Сфера употребления неполных предложений.
    Живая разговорная речь и художественная литература при передаче диалога.
    Неполные предложения употребляются в диалоге, так как есть собеседник и возникают взаимные вопросы, складывается обстановка, облегчающая понимание, общность житейского опыта.
    Диалог из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»
    - Так ты женат! Не знал я ране! Давно ли?
    - Около двух лет.
    - На ком?
    - На Лариной.
    - Татьяне!
    - Ты ей знаком?
    - Я им сосед.
    Находим в каждой реплике пропущенный член предложения, дополняя его.
    Проверим:
    - Так ты женат! Не знал я ране (что ты женат)! Давно ли (ты женат)?
    - (Я женат) Около двух лет.
    - На ком (ты женат около двух лет)?
    - (Я женат)На Лариной.
    - (Ты женат на)Татьяне!
    - Ты ей знаком?
    - Я им сосед.
    Пропущенный член легко восстанавливается благодаря предыдущим предложениям и обстановкой при разговоре.
    Отсюда – широкое распространение неполных предложений в драматических произведениях.
    Важность для драматических произведений естественной разговорной речи с большим числом неполных предложений видна из работы над «Ревизором». Вот пример того, как развернутые сложные предложения первой редакции заменяются в окончательном тексте лаконичными репликами разговорного характера. Первоначально ответ городничего на заявление судьи о возможности войны представлял целую речь.
    Городничий. Из ваших слов видеть можно, что и умный человек может ошибиться. Куда нашему уездному городишке! Другое дело, если бы он был пограничным, тогда бы еще было так и сяк; но будучи в такой глуши, черт знает где: двадцать тысяч верст, я думаю, будет он в Турции или Австрии.
    Во второй редакции эта реплика переработана так:
    Городничий. Эк, куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
    Большая живость, естественность и экспрессия (выразительность, сила выражения чувств, взглядов) речи в последней редакции по сравнению с первой непосредственно бросается в глаза.
    В монологической речи неполные предложения широко распространены, например в дружеской переписке. Они придают ей живость и непринужденность речи. Вот отрывок из письма Чехова брату Александру Павловичу о постановке «Иванова»:
    Ну, пьеса проехала. Описываю все по порядку. Прежде всего: Корш обещал мне десять репетиций, а дал только четыре, из коих репетициями можно назвать только две, ибо остальные две изображали из себя турниры, на коих гг. артисты упражнялись в словопрениях и брани.
    Попробуем восстановить полный текст (дал только четыре репетиции, остальные две репетиции…)
    Много неполных предложений среди пословиц, поговорок. Они помогают в сжатой форме четче выразить мысль и избежать повторов.
    За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Что пропущено? (дополнение - зайца)
    Пунктуационным сигналом неполноты предложения часто служит одиночное тире. Именно тире ставится на месте отсутствия членов предложения или их частей. Употребление тире в этих предложениях связано с интонационной расчлененностью высказывания, с наличием сильной паузы.
    1.Прочитать пословицы с особой интонацией (паузой) на месте тире.
    2.Записать пословицы и восстановить пропущенные слова.
    -Сам кашу заварил – сам (её) и расхлебывай
    -Береги платье снову, а честь – (береги) смолоду
    -Красна птица перьем, а человек – (красен) ученьем
    -Кто говорит, тот сеет, кто слушает – (тот) собирает
    Неполные предложения можно встретить в художественных описаниях. Вот пример описания картины Левитана «Март».
    На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. У крыльца – (стоит) лошадь, еще по-зимнему запряженная в сани. Слева – (лежат) подтаявшие сугробы снега. А прямо перед зрителем – (видна) освобождающая от снега дорога.
    Вставьте недостающие члены предложения в описание картины Левитана «Над вечным покоем».
    Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (то есть контексту) или общей ситуации речи.
    В пейзаже «Над вечным покоем» Левитан написал спокойную гладь реки, а вдали – (изобразил) низкие берега. В бесконечных просторах затерялась маленькая церквушка, рядом с ней – (расположилось) бедное деревенское кладбище. А над всем этим – (нависли) тяжелые свинцовые тучи.

    4. Различие между назывными и неполными двусоставными предложениями.
    В назывных предложениях возможны только второстепенные члены предложения, относящиеся к группе подлежащего, то есть определение разных типов (согласованные и несогласованные). Если второстепенный член относится к группе сказуемого, это неполное двусоставное предложение.
    Сравните:
    Ночь. Полное безмолвие. – назывные предложения
    За полярным кругом сейчас ночь. (наступила)
    Во льдах полное безмолвие. (господствует) – двусоставные неполные, так как в них есть второстепенные члены с обстоятельственным значением: где? – за полярным кругом; где? – во льдах; когда? – сейчас. Сказуемого в них нет, но четко «видится» значение глагола бытия, существования. (наступила, торжествует).

    5. Обобщение изученного.
    Предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главный или второстепенные, называются неполными.
    Сфера употребления неполных предложений:
    Диалог. Живая разговорная речь и художественная литература
    Драматургия
    Эпистолярные жанры
    Пословицы, поговорки
    Художественные описания

    6. Первичный контроль
    Найдите и выпишите неполные предложения.

    Проверка: 1,2,5,6,8,10; доказательство – восстановление пропущенного члена предложения.

    7. Итог урока
    Наличие случаев, когда неполные предложения являются уместными и выразительными, не следует рассматривать как указание на то, что школа должна ослабить борьбу за выработку умения пользоваться полными предложениями в огромном большинстве случаев школьной речи, особенно письменной. Ошибки учащихся, состоящие в пропуске отдельных членов предложения, очень часты и требуют настойчивого исправления. Они или затемняют смысл излагаемого, или создают не соответствующий целям работы неряшливый стиль.
    Найдите ошибку и исправьте:
    1.Пропуск подлежащего. Нас распустили на летние каникулы и задумала поехать к тете в Крым. (я)
    2. Пропуск сказуемого. Частые ссоры дома не позволяли дальше учиться, а думать о заработке. (заставляли)
    3.Не выучив уроки, я не могла идти в школу, поэтому часто пропускала. (занятия)
    8. Оценки.
    9. Домашнее задание
    Сочинение. Описание комнаты с использованием неполных предложений.

    неполные предложения

    08.09.2011 23074 1076

    Неполные предложения.

    1.Полные предложения –

    Неполные предложения –

    1.В диалогической речи.

    эллиптических

    Неполные предложения.

    1.Полные предложения – предложения, в которых присутствуют все необходимые для понимания смысла главные и второстепенные члены предложения.

    Неполные предложения – предложения, в которых могут быть пропущены отдельные члены – главные или второстепенные.

    Отсутствующие члены предложения могут быть легко восстановлены из предыдущего контекста или из ситуации. Неполные предложения встречаются:

    1.В диалогической речи.

    2.В контексте (На повороте реки мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно.)

    Неполные могут быть как двусоставные, так и односоставные распространенные и нераспространенные предложения:

    Ты понимаешь меня? (двусоставное, распространенное, полное) – Понимаю. (двусоставное, нераспространенное, неполное).

    Знаки препинания в неполных предложениях.

    1.Тире ставится при наличии паузы в эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): Вокруг месяца – бледные круги.

    При отсутствии паузы тире не ставится: Снова в час ночной тучи над землей.

    2.Тире ставится в эллиптических предложениях, основу которых образуют два существительных- в дательном и винительном падежах, без подлежащего и сказуемого, с четким делением на две части: Родине – наш вдохновенный труд.

    3.Тире ставится в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предшествующей части фразы и на месте пропуска делается пауза: Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. Петя пошел в театр, а Саша – в кино.

    4.Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-либо члена предложения или даже без пропуска: Деньги – исчезают, работа – остается.

    3.На небе яркие звезды.

    3.Слова-предложения.

    Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

    4.Мини-тест.

    А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

    2.Дать характеристику предложениям. Где необходимо, расставить знаки препинания.

    1.Из садика на балкон вбежала Вера, за ней Сергей прыгавший через три ступеньки.

    2.Плыли сюда мироновцы на самоходной барже. Высаживались на берег.

    3.На небе яркие звезды.

    4.Каждому молодому труженику среднее образование.

    5.Один атом натрия замещает один атом водорода, один атом цинка два атома водорода.

    3.Слова-предложения. Могут употребляться в диалоге. Делятся на:

    Утвердительные: Да. Конечно. Возможно.

    Отрицательные: Нет. Вовсе нет.

    Побудительные и эмоционально-оценочные (междометные): Ну же. Айда. Ай. Ай, ай.

    4.Мини-тест.

    1.Определите неполное предложение.

    А) Счастье умов благородных – видеть довольство вокруг.

    Б) На столе – раскрытый томик вам подаренных стихов.

    В) Величайшая из книг – книга жизни.

    Г) Честность и точность – близнецы.

    Д) Истинное назначение человека – жить, а не существовать.

    2.В предложении На тот бок его который обращен к морю волны набросали тины водорослей щепки и обвешанный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске отделяющей море от гор. нужно поставить:

    А) 7 запятых Б) 9 запятых В) 8 запятых

    Г) 6 запятых Д) 6 запятых и тире.

    3.Укажите количество пропущенных запятых в предложении: Рябчик вспорхнул сразу весь обозначился в воздухе полетел на нас но вдруг испуганно взвился повернул в сторону второпях задел ветку и быстро-быстро работая крыльями исчез в лесном сумраке.

    А) 5 Б) 4 В) 7 Г) 6 Д) 8

    Скачать материал

    Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
    На странице приведен только фрагмент материала.

    Ученые В.В. Бабайцева, Н.С. Валгина, Е.М. Виноградова, А.М. Пешковский, А.П. Сковородников полагают, что специфика неполных простых предложений обнаруживается лишь на фоне полных . Поэтому наиболее эффективным считается известный приём „равнения” неполных простых предложений по полным. Неполные простые предложения чаще всего встречаются в диалогах, причём их неполнота в этом виде речи особенно ярко выражена.

    В.В. Бабайцева предлагает разделять неполные предложения на три категории:

    • 1) Структурно полные, но семантически неполные предложения (то есть такие предложения, в которых обе позиции главных членов замещены неопределенно-личными местоимениями, хотя в плане лексической семантики может быть недостаточно такого неопределенного указания на деятеля либо указания места). Предложения с местоименными структурными элементами являются семантически неполными: „Нас - в центр, их - на Марьино”.
    • 2) Структурно и семантически неполные предложения. По условиям и форме устной и письменной речи неполные предложения делятся на ситуативные и контекстуальные.

    В ситуативно неполных предложениях недостающие члены подсказываются обстановкой, ситуацией, жестом, мимикой, например: „Заднюю откройте!” .

    Контекстуально неполные предложения характерны для письменной речи, пропущенный член предложения присутствует в контексте: „Одни смотрели на неё с умилением, другие - с чувством зависти ”.

    Однако подобное разделение предложений на ситуативные и контекстуальные в известной мере условно, так как в письменной речи ситуативные предложения приобретают некоторые свойства контекстуальных, поскольку ситуация речи описывается, тем самым получая словесное выражение, а предмет речи называется в контексте.

    3) Семантически полные, но структурно неполные предложения. Под этим названием объединяются эллиптические предложения с нулевым сказуемым: Сказка - ложь, да в ней намёк .

    В зависимости от способа восстановления информации о пропущенных членах лингвист Е. М. Виноградова выделяет ситуативно и контекстуально-неполные предложения, а также эллиптические предложения.

    В ситуативно-неполных предложениях словесно выражен только самый важный член предложения, который неочевиден, остальные компоненты информации достраиваются на основе знаний ситуации, поведения говорящего, например: „На следующей!” (по ситуации понятно, что прилагательное указывает на действие остановки автобуса на остановке).

    Смысл контекстуально-неполного предложения понятен при его сопоставлении с окружающими предложениями текста или предшествующими частями сложного предложения, например: В приставке перед гласными е, ё, ю, я пишется разделительный твёрдый знак, а не в приставке [перед гласными е, ё, ю, я пишется разделительный] мягкий [знак].

    Эллиптические предложения (структурно неполные, но семантически достаточные) самой своей структурой и значением указывают на пропуск сказуемого с определённым значением не на конкретную группу, а на тематическую группу, в которое оно должно входить, вследствие этого восстанавливать пропущенное слово не нужно. Такие предложения экспрессивны и характерны для разговорной речи и публицистики (лозунги, рекламные слоганы). Их структура приспособилась к выражаемому в них типичному значению. Пропущенное сказуемое имеет значение быстрого перемещения. Эллиптические предложения строятся по фразеологизированным вариантам двусоставной модели - фразеосхемам. Значение пропущенных в эллиптических предложениях сказуемым восстанавливается отчасти по семантике второстепенных членов предложения .

    Среди контекстуальных предложений Н.С. Валгина выделяет простые предложения с неназванными главными или второстепенными членами, в которых отсутствует:

    · подлежащее:

    - Что надо сделать со словами? - спросила Мила. - Разобрать по составу, - уточнил сосед по парте;

    • · сказуемое:
      • - Ты ударил Ванечку? - Нет, он меня;
    • · подлежащее и сказуемое:
    • - Катя Корчак в восьмом классе учится?
    • -В девятом! - ответил секретарь;
    • · сказуемое и обстоятельство: Администрация склонялась больше к убеждениям правящей партии , а сотрудники - к оппозиции;
    • · второстепенный член предложения (дополнение, обстоятельство) при наличии определения, относящегося к отсутствующему члену: Коля, собирая портфель, забыл положить пенал. Я протянул ему свой .

    Среди сложных предложений лингвист выделяла неполные предложения, в которых во второй части сложного предложения не названы главные члены, имеющиеся в первой части.

    Неполные предложения типичны для диалогической речи, представляющей собой сочетание реплик или единство вопросов и ответов. Особенность диалогических предложений определяется тем, что в устной речи в качестве дополнительных компонентов, наряду со словами, выступают и внеязыковые факторы: жесты, мимика, ситуация. В таких предложениях называются лишь те слова, без которых мысль становится непонятной.

    Среди диалогических предложений Н.С. Валгина различает предложения-реплики и предложения-ответы на вопросы.

    Предложения-реплики представляют собой звенья в общей цепи, сменяющих друг друга реплик. В реплике диалога употребляются те члены предложения, которые прибавляют новое к сообщению, и не повторяются члены предложения, уже упомянутые говорящим. Например:

    • - Есть будешь?
    • - Суп?
    • - Рисовый.
    • - Все равно не буду.

    Предложения-ответы различаются в зависимости от характера вопроса. Они могут быть ответами на вопрос, в котором выделяется тот или иной член предложения:

    • - Ваня, что у тебя в руке?
    • - Паук , - ответил неохотно мальчик.
    • - Ого! Где ты его нашел?
    • - Возле стола. .

    При анализе неполных предложений А.М. Пешковский выделял предложения типа (что с вами? (не чувствует ли себя плохо), будет! („довольно будет”), чья взяла? (кто победил), доброго здоровья!) как стационарные, связывая их неполноту грамматически .

    Классификация неполных предложений, предложенная А.П. Сковородниковым, учитывает не только свойства вербализованных и невербализованных элементов предложения, но и особенности семантического восполнения неполных конструкций. Он выделяет несколько видов неполных предложений (представленная классификация взята из работ А.П. Сковородникова):

    1. Контекстуальный эллипсис - восполнение главным образом из макроконтекста (контекста, „окружающего” данную предикативную единицу, то есть контекста сложного синтаксического целого). Причем возможно прямое лексическое восполнение из макроконтекста. („Он бы сам не пришёл, потому что страх сильнее его. А вот напарник смелее”) и косвенное, ассоциативное („Маша, идя со школы, увидела маленького котёнка и решила забрать домой. Папа, яростный противник животных, согласился - котёнок прижился”).

    Ситуативный эллипсис - восполнение происходит главным образом за счет обстановки речи, общего социального опыта говорящих. Выделяются стационарные структуры-типизированные конструкции разговорной речи („Один до Ялты. „Один билет до Ялты”) и нестационарные структуры - конструкции, свободно создаваемые в речи („Дайте последний номер”. - При неизвестной конситуации допускается множественность осмысления).

    Эллипсис фразеологический - восполнение главным образом происходит из внутреннего контекста (микроконтекста) предикативной единицы с незамещенной синтаксической позицией, осуществляемое за счет валентных показателей наличных членов предложения. А. Сковородников различает модельно-фразеологический эллипс („На границе сидит человек. Ты ему 100 гривен, он тебе - „путь открыт” ), собственно фразеологический эллипсис (невербализированный компонент - часть фразеологического оборота: „Дареному коню - в зубы …” К фразеологическому эллипсису, с точки зрения механизма образования, близка и так называемая контекстуально-эллиптическая субстантивация („Сегодня на вещевом куму встретила”) .

    При классификации неполных предложений А.А. Чувакин предложил комбинированный подход, при котором учитывается специфика как наличных (сигнализирующих) членов, так и характер невербальных (сигнализируемых) позиций. Полнота-неполнота предложения рассматривается в рамках позиционной концепции предложения, так как в этом случае признается тот факт, что позиция одного члена сцеплена с позицией другого, предполагает ее и в то же время предполагается ею. Это свойство позиции предложения обусловливается такими постоянными элементами предложения как синтаксические отношения и синтаксические связи. Применительно к неполному предложению это свойство называется сигнализацией. Если в предложении хотя бы одна из позиций не представлена словесной формой (в том числе и нулевой), синтаксические связи и отношения в нем нарушаются и словесно представленная теория сигнализирует позицию, словесно не представленную. В силу этого первая может быть названа сигнализирующей, вторая - сигнализируемой. Эта классификация двухступенчатая: на первой ступени выявляется, позиция какого члена выступает в качестве сигнализирующей, и соответствующим образом квалифицируется структурный тип предложений; на второй ступени выясняется характер сигнализируемой позиции и соответственно определяется структурный тип предложения .

    Например:

    • -- Кто ты, -- спросила Зара тихо .
    • -- Я из племени Зогар, с великого и священного озера Чад - тип предложения с сигнализирующей позицией подлежащего, подтип сигнализируемая позиция сказуемого.

    Там рощи стройных пальм с широкими листами и спелыми оранжевыми плодами теснятся вкруг серебряных ручьев, где запах ирисов и пьяного алоэ - тип предложения с сигнализирующей позицией обстоятельства, подтип с сигнализируемой позицией сказуемого.

    При разграничении и описании полных и неполных предложений обычно рассматриваются структурно и семантически неполные предложения, смысловая достаточность которых обусловлена ситуацией и контекстом.

    Неполные предложения, отсутствующий член которых восстанавливается при опоре на текст (соседние предложения или для обязательных распространителей-словоформы „своего предложения”), называются контекстуально-неполными. Такие предложения употребляются как в составе сверхфразовых единств, так и в сложных предложениях. Например:

    „Вот этот рюкзак нравится Маше, тот - Лене, а тот - Марине Сергеевне ”. В бессоюзном сложном предложении в предикативной части использованы односоставное предложение (тип - сигнализирующая позиция второстепенных членов предложения („тот”, „Лене”, „Марине Сергеевне”) , сигнализируемая - главные члены предложения)

    - Ах, кстати, нет у вас на складах перца, лака и ванили?
    - Есть, как не быть! Но мы об этом после

    Перед нами неполные контекстуальные односоставные предложения (тип -- сигнализирующие предложения - сказуемого; подтип - сигнализируемая позиция - подлежащее - в первом предложении; а во втором тип -- сигнализирующие предложения - подлежащее; подтип - сигнализируемая позиция - сказуемого).

    Неполное предложение, отсутствующий член которого восстанавливается при опоре на обстановку и общее знание собеседников, называется ситуативно-неполным.

    Позвольте ваше обратить вниманье Вот на тюльпан. Видали ль где-нибудь” [Н.С. Гумилёв „Зелёный тюльпан”]

    - Да, он хорош. - Хорош, вы говорите !

    В отличие от вышеупомянутых контекстуально и ситуативно-неполных, эллиптические предложения не нуждаются в смысловом и формальном пополнении средствами контекста. Для их понимания не нужно выходить за пределы предложения. Эллиптические конструкции соотносятся с соответствующим развернутым вариантом той же модели лишь ассоциативно, т.е. в парадигматическом ряду. Мы видим, что значение такой конструкции поддерживается не формой слова, а целой лексико-семантической группой:

    · глаголов движения.

    В моих садах - цветы, в твоих - печаль .

    Пока не поздно - старый меч в ножные , Товарищи! Мы станем - братья!

    Глаголов пребывания, нахождения:

    Но над нами -- хмельная мечта!

    Глаголов бытия, наличия:

    Для вас - века, для нас - единый время.

    К приведенным выше примерам эллиптических предложений можно применить квалификацию A.А. Чувакина. Следуя ей, их тип - сигнализирующая позиция второстепенного члена (обстоятельства и дополнения), подтип предложения с сигнализируемой позицией - сказуемого.

    Таким образом, рассмотрение предложений со словесно-непредставленными элементами с учетом их структуры, цельности, синтаксических связей и семантической наполненности позволило выделить два типа неполноты: структурно-семантическую (неполные контекстуальные и неполные ситуативные предложения) и структурную (эллиптические предложения). В свою очередь, в каждом из этих предложений имеются вербализованные элементы, занимающие определенные синтаксические позиции и сигнализирующие о наличии незамещенной позиции.

    неполный предложение поэтический лингвистический