Духовная жизнь населения кубани в конце хviii – хх в.в.: динамика и традиции народной культуры. Культурная жизнь кубани Особенности духовной жизни современной кубани скачать презентацию

Л.Д. Федосеева
кандидат исторических наук
доцент кафедры Отечественной истории, заместитель декана по учебно-воспитательной работе
Адыгейского государственного университета

На этапе переселения Черноморского казачества складывается его самобытная культура, которая вобрала в себя традиции материальной и духовной жизни народов, населяющих этот край. Это нашло отражение в формировании системы образования, просветительских учреждений, кубанской литературы, искусства. Этническая общность региона формировалась на основе синтеза культуры славянских племен, проживавших на территории Украины, соседних народов-белорусов, молдаван, болгар, греков. Каждый народ принес на кубанскую землю свой национальный фон. Культура казачества очень богата и неповторима.

Черноморцы отличались своей религиозностью и приверженностью к православной религии. Девизом черноморцев была борьба за веру. Они шли на Кубань охранять русские границы от людей иной веры.

Духовной основой жизни черноморцев было православие. Перебираясь на Кубань, казаки везли с собой и походную церковь, которую подарил им Г.А.Потемкин. Но у черноморцев на Кубани не было священников, поэтому было решено подготовить священнослужителей в своей среде. Для этого привлекались наиболее благопристойные люди, не связанные с воинской службой. Было организовано свое казачье духовенство. «Синод, по приказу императрицы Екатерины II, указом от 4 марта 1794 года, постановил причислить Черноморию к Феодосийской епархии и дал общие указания об устройстве церквей и организации духовенства».1 Епископ следил за количеством церквей, чтобы их не было в избытке. А.Головатый решил обзавестись и ближайшим духовным начальством. Им стал его родственник Роман Порохня. Шло строительство церквей. К 1799 г. на Кубани уже было построено 16 церквей и 9 были в стадии завершения.

Заложен был войсковой собор в Екатеринодаре. «Начало этому, можно сказать, положено было Екатериной II . Письмом от 2 марта 1794 г. на имя кошевого Чепеги граф Платон Зубов известил, что Государыня пожертвовала на построение храма в Екатеринодаре 3000 рублей и богатую церковную утварь».2 Церковь должна была быть пятиглавой с железной крышей. Лес был привезен с Волги, поэтому собор вышел дорогим. Строительство было завершено в 1802 г. Более скромный облик имела Екатериненская церковь, построенная в 1814 г.

Важным памятником XVIII в. был Екатерино-Лебяжий мужской монастырь – первый черноморский монастырь, учрежденный по многочисленным просьбам казаков Указом Екатерины II от 24 июля 1794 г. «Снисходя на прощение Нашего верного Войска Черноморского войскового правительства и старшины, Всемилостивейше позволяем: в селениях сего войска, в избранном ими месте, устроить монашескую пустынь, в которой бы престарелые и раненные на войне казаки, по богоугодному желанию своему, могли воспользоваться спокойною в монашестве жизнею…».3 Вследствие этого Указа предписывалось Синоду сделать конкретные шаги для основания монастыря. Это был целый комплекс, включавший звонницу, многочисленные хозяйственные и церковные постройки. Он был построен без единого железного крепления. В соборе был установлен богатый иконостас, над ним трудились – Никофор, Чеусов и Иван Селезнев. Этот собор красовался на кубанской земле более 70 лет и был разобран в 1879 г. по ветхости.

При большом стечении простого люда и войсковой старшины 21 сентября 1849 г. в день св. Димитрия Ростовского Чудотворца был открыт первый женский православный монастырь в Черномории – Марии-Магдалинская пустынь. Основан по ходатайству наказного атамана Г.А.Рашпиля. Монахини занимались благотворительностью, при монастыре была открыта школа для девочек. Монастырь просуществовал до 1917 г. Так удовлетворяло свои религиозные потребности казачество.

Традиционным в семейно–бытовых обрядах казаков было хоровое пение. Особое место занимали войсковые певческие и музыкальный хоры в 1811-1917 гг. Наряду с произведениями духовного содержания, певческий хор исполнял большое количество русских и украинских народных песен в обработке местных кубанских музыкальных деятелей.

В 1811 г. у черноморцев появляется Войсковой певческий хор. Его создание связано с именем К.В.Россинского. В его письменном ходатайстве перед войсковой канцелярией от 2 августа 1810 г., в частности, сказано: «Для благолепнейшего богослужения при здешней соборной церкви нужно иметь певческий хор, на содержание коего должно определить ежегодно по крайней мере тысячу рублей, к чему доходы церковные суть недостаточны. Не благоугодно ли будет войсковой канцелярии назначить сию сумму из войсковых доходов…».4 Понимая необходимость хора для исполнения религиозного песнопения, усиления эмоционального воздействия на верующих, художественного украшения культа, канцелярия удовлетворила просьбу К.В. Россинского. Главенствующее место в творческой деятельности войсковых хоров занимала пропаганда церковной музыки. Главным служебным местом коллектива стал собор, где хор своим пением сопровождал церковные обряды. С Войсковым певческим хором связаны и начинания в области сбора и изучения кубанского казачьего фольклора.

Первым дирижером хора стал дворянин Константин Гречинский. И пробыл он в этой должности до 1815 г. Далее этим хором руководил Г. Пантюхов, М. Лебедев, Ф. Дунин, Г. Концевич, Я. Тараненко. Значение певческого хора скоро стало выходить за пределы Черномории. О нем хорошо отзывался князь М.С. Воронцов. А в 1861г. хор удостоился хорошей оценки от императора Александра II.

По инициативе атамана Ф.Я. Бурсака был создан еще один хор – Войсковой музыкальный. «22 декабря 1811 г. император Александр I издал указ о заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов».5 Этот хор способствовал развитию военно-прикладной музыки. Она сопровождала казаков в военных походах, воспитывала мужество и патриотизм. Долгое время оркестр возглавлял Павел Родионенко. П.П. Кривоносов занимал эту должность с 1844 по 1852 г. Он за один год готовил до 200 трубачей, барабанщиков и горнистов для казачьих частей. Развитию коллективного пения и инструментального исполнения способствовали различные факторы. Во-первых, – богатство народнопесенного творчества. Во-вторых, – певческий опыт коллективного исполнения, который сложился в быту и в период прохождения военной службы. В-третьих, – красота южной природы. И, наконец, – вольная жизнь черноморского казачества.

Все перечисленное и влияло на формирование самобытной духовной культуры казачества, вобравшей в себя традиции и культурный опыт народов, населявших Кубань.

Примечания:

1. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: в 2 т. Т.2. – Краснодар, 1992. – С. 587.
2. Ратушняк В.Н. История Кубани. – Краснодар, 2000. – С. 192.
3. См.: Раздольский С.А. Черноморская Екатерино-Лябяжская Николаевская пустынь // Сб. работ преподавателей гуманитарных наук. – Краснодар, 1994; Кияшко И.И. Екатерино-Лябяжская св. Николая пустынь // Кубанский сборник. Т. 15. – Екатеринодар, 1910.
4. Государственный архив Краснодарского края. Ф.250, Оп. 2, Д. 189.
5. Трехбратов Б.А. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001. – С.83.

Традиционная духовная культура кубанского казачества богата и сложна. Во многом обряды и обычаи связаны как с православием, так и военным образом жизни.

Особым уважением у казаков пользуются христианские праздники Покрова Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца.

Пресвятая Богородица издавна считалась заступницей русской земли, а Покров Божьей Матери являлся символом ее заступничества и помощи.

Поэтому праздник Покрова у казаков считается самым главным.

Святитель Николай Чудотворец - покровитель всех странствующих - сопутствовал казакам в военных походах.

Христианство на кубанскую землю пришло вместе с Андреем Первозванным, через 40 лет после рождения Иисуса Христа. Интересен тот факт, что на Кубани праздник Рождества Христова начали отмечать на 1000 лет раньше, чем в Киеве.

Святки отмечались примерно одинаково по всей кубанской земле. В станицах и хуторах вводился запрет на работу и соблюдался довольно строго. Люди ходили друг другу в гости, катались на санях, устраивали молодежные гулянья. Во многих станицах популярны были кулачные бои, так называемые «кулачки». На Кубани образовался целый пласт пословиц, поговорок и загадок, связанных с кулачным боем. У кулачного бойца высоко ценилась не только сила: «Богатырская рука однажды бьет», но и быстрота и ловкость: «То не козак, шо поборов, а той, шо вывернувся». Определяющая роль отводилась мужеству и храбрости бойцов: «Бой отвагу любит», «Назад тики раки лазят». Важное значение придавалось соблюдению правил боя: «Нэ той правей, хто сильней, а тот, хто честней». Обычно кулачные бои велись " по справедливости", при этом порицалось явное нарушение правил ведения схватки или провоцирование драки: «Кто драку затевает, тот чаще битым бывает».

В ходе кулачного боя казаки осваивали приемы коллективного взаимодействия по ведению боя. Эффективность такого подхода выразилась в поговорке: «Гуртом и батьку добре биты».

Один из приемов ведения кулачного боя, связанный с групповыми действиями бойцов, нашел отражение в загадке: «Стали хлопци в ряд, проходыть не велят». Отгадка - плетень. Плетень здесь ассоциируется со «стенкой» - особым построением кулачных бойцов, при котором они находятся в боевой стойке, располагаясь в одну шеренгу и став плотно друг к другу.

Следует отметить, что кулачные бои не несли особой агрессивности к сопернику. После окончания боя обычно устраивалось совместное застолье, во время которого участники обсуждали ход боя, приемы ведения схватки, характеризовали бойцов по проявленным способностям. Это способствовало уяснению отдельных моментов и разбору всего коллективного поединка. Обсуждали замеченные недостатки и тактические удачи.

Итак, после гулянья на Рождество обычно за стол усаживались всей семьей. Стол старались делать обильным, Обязательно готовилась кутья - рассыпчатая каша из пшеницы или риса с сухофруктами; под миску подстилали солому, чтобы был хороший урожай.

В рождественское утро мальчики, юноши и молодые мужчины ходили по домам и пели «Рождество Твое, Христе Боже наш» и «Многая лета». В некоторых станицах ходили с вертепом или делали Рождественскую звезду со вставленной внутрь свечой и так обходили дома.

Крещенским Сочельником святки заканчивались. Все садились вечерять. Хозяин выходил на крыльцо и говорил, подкидывая вверх ложку кутьи: «Мороз, Мороз, иди к нам кутью йисть, да не поморозь наших телят, ягнят, жеребят». Считалось, что таким образом домашние животные будут надежно защищены от холода.

Кутья - поминальная еда - появлялась в Крещенский сочельник не случайно. Таким образом словно бы поминали уходящий, умирающий год и умерших предков. Считалось, что если в поворотные моменты года души умерших предков как следует задобрить, то они помогут в наступающем году обеспечить хороший урожай и благополучие семьи…

Чихнувший во время ужина считался счастливым, и его чем-нибудь одаривали. Затем все выходили во двор и колотили по изгороди лопатами, метлами, стреляли из ружей.

Центральным действом праздника Крещения являлось водосвятие и обряды, связанные с крещенской водой. Водосвятие происходило на реке на рассвете. На реке делали иордань: вырубали прорубь в форме креста. Здесь же устанавливали ледяной крест, который поливали красным свекольным квасом. Сюда шли с крестным ходом, святили воду.

Великое освящение воды случается только на Крещение, один раз в год. Освященная вода называется в церкви агиасмой (святочной). Святую воду хранят весь год. Как говорят православные священники, в этот день даже вода из-под крана или из какого-либо природного источника обладает одинаковым духовным действием…

На протяжении всех Святок, но особенно в ночь под Рождество, Новый год и Крещение, девушки гадали, пытаясь узнать, выйдут ли они в этом году замуж, каков будет муж, свекровь.

Крещением завершалось святочное веселье.

Широко и весело провожали зиму на Масленицу. Этот праздник был очень популярен и в станицах, и в городах, и поселках и длился всю неделю, которая в народе так и называлась - масляной. Первый день - встреча Масленицы, второй - вязание колодок, а с четверга начинались прощеные дни, заканчивающиеся прощеным Воскресеньем. В эту неделю все ходили друг к другу в гости, катались с ледяных гор, сжигали чучела.

Обязательными блюдами были вареники с творогом, блины и яичница или яйца. Популярен был лапшевник. Особенно обильным был ужин в последний день Масленицы - на следующий день начинался Великий пост, который длился семь недель. Великий пост - период физического и духовного очищения перед Светлым Христовым Воскресением, перед Пасхой. На Кубани этот праздник называли «Вылык день».

Пасха - светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце ликует, играет новыми красками.

Готовили праздничное угощение, жарили поросенка, пекли куличи, «паски».

Яйца красили в разные цвета: красный цвет символизировал кровь, огонь, солнце, голубой - небо, воду, зеленый - траву, растительность. В некоторых станицах наносили геометрический рисунок - писанки. А обрядовый хлеб - «паска» - был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы он был высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном.

Пасхальный «натюрморт» являлся прекрасной иллюстрацией мифологических представлений наших предков: хлеб - древо жизни, поросенок - символ плодородия, яйцо - начало жизни, жизненная энергия.

Возвратившись из церкви после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и «паской». Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями.

Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Катание на качелях имело обрядовое значение - оно должно было стимулировать рост всего живого.

Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это был «родительский день», поминовение усопших.

Отношение к предкам - показатель нравственного состояния общества, людей, На Кубани к предкам всегда относились с глубоким почтением. В этот день всей станицей шли на кладбище, вязали на крестах платки и полотенца, устраивали поминальную тризну, раздавали «на помин» еду и сладости.

Казакам присущи щедрость, честность, бескорыстие, постоянство в дружбе, любовь к свободе, уважение к старшим, простота, гостеприимство,

Умеренность и изобретательность в быту.

Жизнь и служба в приграничной полосе протекала в постоянной опасности со стороны соседей, что вызывало необходимость быть всегда готовыми к отражению нападения неприятеля.

Поэтому казак должен быть храбр, силен, ловок, вынослив, хорошо владеть холодным и огнестрельным оружием.

Жизнь, полная опасностей вырабатывала в людях сильный характер, неустрашимость, находчивость, умение приспосабливаться к окружающей обстановке.

Мужчины выезжали на рыбную ловлю и полевые работы с оружием. Девушки и женщины также могли владеть огнестрельным и холодным оружием.

Поэтому нередко вся семья могла с оружием в руках защитить свой дом и имущество.

Семьи казаков были крепкие и дружные. Основу формирования морально-нравственных устоев казачьей семьи составили 10 Христовых заповедей. С малых лет детей приучали: не кради, не блуди, не убивай, не завидуй и прощай обидчиков, трудись на совесть, не обижай сирот и вдовиц, помогай бедным, заботься о детях своих и родителях, защищай от врагов Отечество.

Но прежде всего крепи веру православную: ходи в церковь соблюдай посты, очищай душу свою от грехов через покаяния, молись богу единому Иисусу Христу.

Если кому-то что-то можно, то нам нельзя - мы казаки.

Получаются своеобразные неписаные домашние законы:

уважительное отношение к старшим;

уважение к женщине (матери, сестре, жене);

почитание гостя.

Очень строго наряду с заповедями Господними соблюдались традиции,

обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью казачьей семьи. Несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями станицы, поселка или хутора.

Со временем некоторые обычаи и традиции исчезли, но остались те, которые наиболее полно отражают бытовые и культурные особенности казаков, сохранившиеся в памяти народа и передающиеся из поколения в поколение.

Кубань, в силу особенностей своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении веков взаимодействовали, формировались в одно целое элементы культур южнорусских, украинских и местных народов.

ПОСЕЛЕНИЯ. ЖИЛИЩА. Большая часть современных казачьих поселений Кубани возникла в конце 18 и в течение 19 вв. при освоении новых земель. Северная и северо-западная часть края заселялись в основном украинским населением. Казаки располагали свои курени на берегах степных речек, которые застраивались прямыми широкими улицами с центральной площадью и церковью посредине. Селение окружалось рвом и земляным валом.

С 1842г. курени стали называться станицами, как и в других казачьих войсках России.

Хаты строили в украинской или южнорусской традиции. Были они глинобитными или саманными с четырехскатными крышами, крытыми камышом или соломой. Почти в каждой хате имелись русская печь и «красный» угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами, проводы и служба в армии, свадьбы, крестины, другие праздники.

СЕМЕЙНЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ БЫТ. В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки.

В течение первой половины 19 века правительство предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - вдов, девушек, семей с большим числом женщин. Семейный быт постепенно налаживался.

В силу специфического уклада жизни семьи казаков были большими.

Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак имел коня, верного друга. Говорят, казак и конь - это единое целое.

Действительно, отец сажал ребенка в седло с самого раннего возраста. Иногда ребенок еще и ходить не умел, а в седле держался крепко. Поэтому к достижению 18-летнего возраста молодой казак всегда принимал участие в казачьих скачках, которые служили посвящением во взрослую жизнь. Кубанские казаки являлись природными кавалеристами. Большое внимание уделялось уходу за конем, его кормлению. Существует множество изречений, отражающих отношение казака к коню: «Все можно отдать товарищу, кроме боевого коня», «Лошадь - она и жизнь твоя, она и смерть твоя, она и счастье твое».

Поэтому участие для молодого казака в станичных скачках становилось настоящим праздником.

Конные соревнования обычно проводили на площади. Содержалась эта площадь в идеальном порядке. Даже в грязь ее не размывали колесами и ездили мимо дворов, которыми она была окружена с трех сторон: с четвертой ее замыкал речной обрыв.

Итак, площадь полна народу: скоро первый заезд. Вот казаки мчатся мимо станков, чучел, жгута, глиняной головы, на солнце блестят их обнаженные шашки. Каждый удачный удар сопровождается одобрительным гулом толпы, внимательно следящей за всадниками…

По обычаю, лошадей седлали у крыльца дома. Мать по очереди подавала снаряжение и повод, поддерживала стремя и подавала плеть, как это делалось на проводах отца.

Прибыв к месту скачек, проверив подпруги, подобрав полы бешмета, по знаку вахмистра казак с места снимался карьером и завязывал повод. Конь, прижав уши, шел как по шнуру. Затем казак выбрасывал на ходу свое тело, ударял носками о землю с левой стороны и легко перелетал вправо, отбивался и снова оказывался слева. Кажется, что чья-то невидимая огромная рука играет мячом, выбрав потехой эту мчащуюся длинногривую лошадь. Мимо мелькают лица, вырастают и пропадают крики одобрения, взлетают шапки. Последний бросок - и казак плюхается на подушку, покачиваясь, развязывает повод.

На призовой заезд обычно выезжало не менее 30 казаков. Поближе к береговой линии подходили люди с платками, в которые завернуты деньги и разные подарки. Скромно поглядывая, прижав узелки с затейливо расшитыми кисетами для милых сердцу, ожидают заезда девчата. Когда по кругу пойдут казаки, каждый подбросит платок избранному всаднику. Позор тому, кто не сумеет поймать платок возлюбленной! Пойдет тогда дурная слава за тем казаком по пятам. Будут насмехаться над неудачником девчата, и отец оскорбленной девушки будет вправе отослать сватов…

Скачки завершены. Объявлялось решение атамана и выборных о награждении казака. За проявленную лихость в конных соревнованиях казака награждали 25 рублями, присваивали первый казачий чин младшего урядника. Атаман, сняв шапку, кинжалом отпарывал на вершке галуны и передавал победителю.

Конные состязания являлись демонстрацией готовности казаков к военным походам и сражениям.

В настоящее время этот вид спортивных соревнований называют джигитовкой. В словаре С. Ожегова читаем: «Джигитовка - это разнообразные сложные упражнения на скачущей лошади, первоначально существовавшие у кавказских горцев и казаков».

На празднике, посвященном 200-летию Кубанского казачьего войска, наравне со взрослыми казаками в джигитовке участвовали и подростки. Известны случаи участия в открытых соревнованиях вместе с мужчинами женщин-казачек, которые занимали призовые места.

Благодаря своей эстетической красоте и спортивной зрелищности, джигитовка кубанских казаков получила широкую известность не только в России, но и за ее пределами. Джигитовка - своеобразный феномен традиционной казачьей культуры, настоящее искусство верховой езды, когда всадник сливается с конем, играя каждым мускулом тренированного тела. Это эффективное средство физического воспитания и морально-психологической подготовки казаков. Это значимая составная часть исторически сложившейся культуры казачества.

Цель урока :

Ход урока

Слайд

Ученики:-

Слайд с темой

Какие храмы знаете вы?

Учитель:

Ну, а веру превыше всего.

Православному человечеству

Рубежи охранять,

Дикий край обживать

Целину поднимать суждено.

Учитель:

Учитель:

Слайд по статистике района

Учитель:-

Слайд «Благочиние»

Слайды с монастырями

Учитель:-

О родине - негромко говорю:

Она моя отрада и ограда,

Дай сил нам жить,

Не мудрствуя лукаво,

Кубань – моя родная сторона,

Кубань - моя родная сторона.

Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Тема урока «Православие в современных условиях».

Цель урока :

  1. Развитие мышления, памяти, внимания. Выявление знаний учащихся, формирование духовно-нравственных ценностей.
  2. Воспитание положительного отношения к историческому прошлому и настоящему своей станицы. Знакомство с информацией по православию на современном этапе в Краснодарском крае.
  3. Активизировать познавательную деятельность в изучении искусства Кубани.

Оборудование к уроку: Музыкальная запись Гимна Кубани, запись колокольного звона, презентация по содержанию урока, таблички для словарной работы.

Предварительная работа: Подготовка учащимися сообщений по истории Свято-Георгиевского храма ст.Варениковской и храмов Краснодарского края.

Ход урока

  1. Урок начинается под музыку Гимна Кубани.

Учитель:- Наш урок начался с прослушивания Гимна Кубани.

Для многих –это место является малой родиной.

Слайд

Чтение слайда со словами В.Распутина.

Эпохи сменялись эпохами. Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племён и народов. С переселением сюда казаков, началось формирование современного населения края.

А что же принесли с собой казаки?

Ученики:-

Слайд с темой

Тема сегодняшнего урока «Православие на Кубани в современных условиях»

Учитель:- На рубеже 90-х годов прошлого века, возвращалось имущество церкви, восстанавливались старые и строились новые храмы. На Кубани весомо заявило о себе казачество, воскресли забытые национальные традиции.

Наверное, в России мало мест где нет православного храма. С храмами связана история, с их возвращением связываем наше будущее.

Какие храмы знаете вы?

Сообщение учащихся о храмах Краснодара, о первом православном храме на Тамани

Учитель:

- Чтил казак и царя и Отечество,

Ну, а веру превыше всего.

Православному человечеству

Рубежи охранять,

Дикий край обживать

Целину поднимать суждено.

Учитель: - А храм ст. Варениковской, что вы знаете о нём?

Сообщение учащихся о варениковском храме.

Учитель: Перефразируем слова известного поэта «Если храмы восстанавливаются, значит это кому-нибудь нужно, причём ни кому-нибудь далёкому, а нам с вами.

Слайд с патриархом и митрополитом

7.09 1990 года новым патриархом был избран Алексий II именно при нём и началось восстановление русского православия в нашей стране. Кубанская православная церковь не осталась в стороне от процессов возрождения. Главой Кубанской и Екатеринодарской Епархии с 1987 г. Является митрополит Иссидор (Кириченко).

В городах и районах края прежние храмы, занятые под различные нужды стали ремонтироваться и освящаться.

Слайд с храмом Варениковской.

Заметно похорошел и преобразился наш станичный храм. Проведена реконструкция купола, крыши, построена новая колокольня, церковная лавка и многое другое. И всё это проделано во славу Господа.В последние годы было восстановлено и построено много новых храмов, только в нашем районе за последние 10 лет из 10 действующих храмов из них-2 старых и 8- новых.

Слайд по статистике района

Учитель:- Екатеринодарская и Кубанская Епархия делится на 22 благочиния

Слайд «Благочиние»

А кто в нашем Крымском районе руководит благочинием? А кто настоятель нашего храма?

Но если говорить о православии то это не только храмы и часовни, но ещё и монастыри. Из всех действующих на Кубани монастырей первым открылся в 1992 г Свято-Духов мужской монастырь в Тимашевске. Из женских Свято-Успенский в Кореновске в конце 1992г. Вместе с местным священником руками первых послушниц был восстановлен дореволюционный особняк. Открыты также монастыри в г.Сочи, Апшеронске, Роговской.

Слайды с монастырями

Учитель:- Сегодня мы говорили о православии на Кубани в прошлом и настоящем времени. И закончить сегодняшний урок, хотелось бы словами поэта.

Чтение стихотворения под колокольный звон.

О родине - негромко говорю:

Ведь о большой любви кричать не надо.

Она моя отрада и ограда,

Скажу о ней – молитву сотворю:

Будь вечно в благоденствии и славе,

Дай сил тебе Всевышний мир хранить,

Дай сил нам жить,

Не мудрствуя лукаво,

И пред тобой себя не уронить!

Кубань – моя родная сторона,

К тебе тянусь я сердцем неизменно.

В трудах своих ты будь благословенна,

Кубань - моя родная сторона.

Домашнее задание

Заполнить таблицу « Храмы и монастыри Кубани»

  1. Указать пять любых храмов Краснодара
  2. Указать 2 храма Крымского района
  3. Указать 3 монастыря Краснодарского края

Лекция 6. Особенности религиозности казачества Религиозность составляла основу духовных воззрений кубанских казаков. Девиз "За веру!" они унаследовали с Запорожья и Дона, сохранили его, отправляясь на Кубань оберегать русские границы от людей иной, нехристианской веры.


Особой религиозностью отличались черноморцы Удовлетворение религиозных потребностей в их жизни играло очень важную роль. Корни этого явления идут из традиций Запорожской Сечи. В Запорожье, когда принимали новичка в казачье братство, одним из главных условий было, чтобы он исповедовал православную веру.


Защита веры предков и православной церкви составляла основу всей жизни запорожцев. - Под влиянием истинно религиозного чувства некоторые из запорожских казаков, чуждаясь веселой, шумной и вольной жизни в Сечи, уходили в дремучие леса, береговые пещеры, речные плавни и там "спасались о Христе". - Некоторые строили в своих зимовниках часовни, скиты, в собственных жилищах отделяли особые "божницы" и т.д. - Представители войсковой старшины держали при себе греческих и славянских монахов, пользовались их советами и старались жить согласно их указаниям.


Дары казаков храму Свидетельством большого усердия казаков к храму божьему являлись их частые завещания своего имущества, на случай смерти, в пользу церкви и духовенства, пожертвования и вклады в монастыри и приходские церкви деньгами, книгами, сосудами, иконами, крестами, колоколами и др.


Походные храмы Сразу по прибытии на Кубань черноморцами была устроена походная церковь из материи. Синод по приказанию императрицы Екатерины II указом 4 марта 1794 г. постановил причислить Черноморию к Феодосийской епархии и дал общие указания об устройстве церквей и организации духовенства.


Религиозность запорожцев и их преемников – черноморцев – подчеркивалась тем, что все важные дела казаки начинали с молитвы, носили при себе нательный крест и верили в его спасительную силу. Во время богослужения казаки держали себя благопристойно. При чтении Евангелия запорожцы выпрямлялись во весь рост, брались за эфесы сабель и вынимали лезвия до половины из ножен – в знак готовности защищать оружием слово Божие от врагов христианской веры. На Кубани этот обычай несколько трансформировался: холодное оружие наполовину вынималось из ножен перед входом в храм.


Строительство храмов В выборе мест для построения своего храма казаки руководствовались не только стратегическими соображениями, но и художественными, в особенности религиозным чувством. На самом красивом и открытом месте они возводили церковь, а уже потом сооружали другие, необходимые для жилья постройки: "Пусть красуется храм Божий в небесной высоте и пусть святые молитвы несутся об нас прямо от земли до престола господа Бога".


Строительство войскового храма на Кубани Поселившись на Кубани, бывшие запорожцы – черноморцы, прежде всего, начали строить войсковой собор в Екатеринодаре. Чтобы сохранить память о родном Запорожье, о старине, предполагалось построить собор по образцу существовавшего в Сечи храма, но в более крупных размерах. Закладка церкви Воскресения Христова прошла летом 1800 г. В 1802 г. храм был освящен



Своеобразие религиозности казаков На Кубани во второй половине XIX в. относительно религиозности казаков говорили: "Если казак поставил Богу свечку, отправил молебен всем святым, то он уже и себя считает святым«. Митрополит Евлогий, отмечал: "Казак верит просто, не углубляясь в тайны веры, верит консервативно, но крепко, любит свою Церковь всей душой и ни за что ей не изменит


Заключение Любое обновление богословского учения или внутрицерковной жизни казаки воспринимали как посягательство на веками сложившиеся православные традиции. В годы становления Советской власти казачество встретило "в штыки" жестокую борьбу с церковью и религией. В некоторых станицах казаки забирали своих детей из школ на том основании, что было отменено преподавание Закона Божьего. Казаки протестовали против закрытия церквей и превращения их в клубы. В нынешних условиях религия как часть духовной жизни возрождается на постсоветском пространстве, как возрождается и казачество.