Пушкинский музей почему так назван. Государственный музей изобразительных искусств имени А

Руководство постройкой было доверено архитектору Р.И. Клейну, который разработал окончательный проект здания. Правление МГУ организовало Клейну длительную командировку в европейские музеи, Египет и Грецию. Клейну помогали в строительстве инженеры Иван Рерберг, первый заместитель руководителя проекта, и Владимир Шухов, автор уникальных светопрозрачных перекрытий музея. Через школу Клейна на постройке музея прошли десятки молодых архитекторов, инженеров, художников.

Здание было закончено вчерне в 1904 году. Экспонаты (гипсовые слепки и другие копии) заказывались с 1890-х в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые. 31 мая (13 июня) 1912 года музей был открыт для публики как Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В 1923 году Музей был выведен из подчинения университету. В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств. В 1937 году Музею было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина. В 1991 году Музей внесен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

Основателем и первым директором Музея в 1911-1913 годах был Иван Владимирович Цветаев (1847-1913), профессор Московского университета. Ирина Александровна Антонова, академик Российской академии художеств, академик Российской академии образования, заслуженный деятель искусств РФ была директором музея с 1961 года по июль 2013 года, когда была назначена Президентом музея. В настоящее время директором ГМИИ им. А.С. Пушкина является Марина Девовна Лошак.

Коллекции Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представлены в музейном комплексе зданий.

При Музее работает Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» (Колымажный пер., д.6).

Состав коллекций Музея

В настоящее время общая численность хранящихся в ГМИИ памятников составляет около 670 000 единиц хранения. Это произведения живописи, графические работы, скульптуры, произведения прикладного искусства, археологические памятники, памятники нумизматики, фотографии, мемориальные предметы, предметы научно-вспомогательного фонда.

В 2011 году коллекция Музея пополнилась рядом значимых произведений живописи, графики, нумизматики, декоративно-прикладного искусства. Общее количество поступлений составляет 3471 предмет. Из них куплено 787 предметов, принято в качестве пожертвования 550 предметов и 2134 предмета приняты по решению Экспертно-фондовой закупочной комиссии.

Живописное собрание Музея было пополнено 8 произведениями; скульптурное - одним; коллекция декоративно-прикладного искусства - 28 произведениями; графическое собрание - 118 произведениями; собрание Музея личных коллекций - 433 произведениями, среди которых живопись, графика и фотографии; в нумизматическую коллекцию вошли 1790 предметов; также собрание Музея пополнил комплекс предметов археологии общим числом 1093 предмета.

Фондом ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011 году Музею был передан в качестве пожертвования редкий памятник ранней нидерландской живописи (XVI в.): двусторонняя алтарная створка со сценами «Тайной вечери» и «Мессы св. Григория»; произведение стилистически тяготеет к продукции мастерской брюссельского живописца Колейна де Котера.

Валентиной Андриановной Цирнюк был пожертвован Музею комплекс произведений, среди которых следует выделить скульптурную группу «Художник и модель» итальянского мастера Эмилио Фиаски (1858-1941). Данное произведение типично для салонного искусства второй половины XIX века.

Собрание декоративно-прикладного искусства также было пополнено декоративной фарфоровой вазой этрусской формы со сценой стрельбы из лука в парке Зеленая собака близ Брюсселя, созданная во Франции в 1830-х годах. По качеству исполнения, форме и росписи является очень редкой для российских музейных и частных собраний. Ваза приобретена Музеем на средства МК РФ.

Еще одним произведением декоративно-прикладного искусства, вошедшим в коллекцию Музея в 2011 году, является костяной рельеф с женским портретом - работа австрийского скульптора и резчика по кости Норберта Михаэля Шрёдля (1816-1890). Он известен преимущественно как автор портретных изображений членов императорской фамилии и выдающихся современников, созданных в технике резьбы по слоновой кости. По ряду признаков можно предполагать, что изображение на данной вещи является портретом императрицы Австрийской и королевы Венгерской Елизаветы (1837-1898). Искусство резной кости XIX века в музейном собрании представлено лишь отдельными образцами, и потому данная вещь занимает в нем важное место.

В графическое собрание Музея вошло 25 произведений немецкой графики, среди которых работы Лукаса Кранаха, Урса Графа, Ганса Бехама, Ганса Бургкмайера и других мастеров эпохи Альбрехта Дюрера, представляющих несомненную ценность для коллекции ГМИИ.

Большую ценность представляет приобретенная Музеем коллекция, состоящая из 721 восточных монет, из которых 33 серебряных и 688 бронзовых. Коллекция собиралась в Туркменистане и включает монеты, обращавшиеся в оазисе Мерва с III века до н.э. до конца XIX века. Она уникальна, поскольку в ее состав входят редкие монеты античности и раннего средневековья, а также образцы малоизвестных выпусков чекана Мерва. Коллекция была принята на временное хранение еще в декабре 2000 года и, после долгой тщательной работы российских специалистов, наконец поступила в собрание Музея.

В Государственный музей Пушкина на Пречистенке представлены произведения крепостного художника Василия Садовникова

ФОТО: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

НАЗВАНИЕ

ГМИИ часто путают с литературным музеем, который располагается в нескольких шагах от него. И это неудивительно, ведь оба культурных пространства носят имя знаменитого русского поэта. Разница лишь в том, что один представляет широкой публике копии знаменитых скульптур и картины именитых художников, а другой – рассказывает о творчестве самого поэта и его жизни. Почти у каждого, кто приходит сюда, возникает вопрос: «А где же здесь был Александр Сергеевич Пушкин, и почему музей назван в его честь?»

Музей не всегда носил имя прославленного русского поэта. Нынешнее название было присвоено ему лишь в 1937 году – в память о гибели Пушкина в 1837 году. Музей могли назвать в честь Ивана Цветаева – инициатора его создания и первого директора, или русского мецената Юрия Нечаева-Мальцова, который пожертвовал на строительство не менее 80 процентов необходимых средств. Но власти решили отдать дань русскому поэту и присвоить название к 100-летней годовщине со дня его гибели.


Кстати, изначально, ГМИИ имени Пушкина назывался музеем изящных искусств имени Александра Третьего. Иван Цветаев искренне надеялся, что члены императорской семьи помогут с финансированием музея. Но, увы, Николай Второй выделил не так много средств, как требовалось.

ЗАДУМКА

Историк и москвовед Павел Гнилорыбов рассказал, что Москве не хватало художественного музея, который собрал бы произведения искусства не только отечественного происхождения, но и зарубежного – еще со времен античности.

– В конце 19-го века блестящий знаток живописи Иван Цветаев загорелся идеей создания в Москве «своей» античности. У людей рос интерес к зарубежному искусству. А тогда как раз раскапывали Трою, Помпеи, проводились археологические раскопки на Ближнем Востоке, а также начался рассвет египтологии. И Москва не стояла в стороне от этих процессов, – отметил Гнилорыбов.

По его словам, Иван Цветаев понял, что покупать оригинальные экспонаты – дорогое удовольствие, поэтому решил обзавестись копиями знаменитых произведений искусства. Он разослал своих «агентов» почти по всей Европе, которые посещали зарубежные музеи и выясняли, как добыть тот или иной экспонат, чтобы понять, как реализовать идею и сколько денег на это понадобится.


Местность, которую Иван Цветаев выбрал для строительства музея, была не самой престижной и, соответственно, не очень дорогой, отмечает москвовед. С одной стороны, там располагалась улица Ленивый Вражек (или Ленивый Торжок), нынешняя Ленивка. Это место на Руси было выгодным для торговли – товар предлагался прямо с телег. С другой стороны, там был царский Конюшенный двор.

ПОМОЩНИКИ

К разработке здания приложил руку известный архитектор Роман Клейн, который проектировал ЦУМ, особняк Некрасова, доходный князь князя Гагарина и другие здания в столице. Также большую роль сыграл инженер Владимир Шухов, благодаря которому музей знаменит светопрозрачными перекрытиями в виде стальных арок со стяжками и рамных конструкций.

Русский меценат Юрий Нечаев-Мальцов когда-то получил наследство от своего дяди, став владельцем нескольких фабрик и заводов в разных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской губернии. Нечаев-Мальцов пожертвовал миллионы рублей на то, чтобы Иван Цветаев смог в полной мере воплотить свою мечту.

И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях Музея. 1912 г.

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– Были времена, когда Нечаев-Мальцев говорил Цветаеву: «Послушай, ты из меня высосал все. Никаких денег уже не осталось, но я все равно буду увеличивать производство на своих заводах, чтобы твоя идея восторжествовала», – рассказывает Павел Гнилорыбов.

Ближайшей помощницей в деле Ивана Цветаева также была его жена Мария. По воспоминаниям их дочери, знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, она вела всю его обширную иностранную переписку, во всем поддерживая своего мужа.

«Говоря о ее помощи отцу, я прежде всего говорю о неослабности ее духовного участия, чуде женской причастности вхождения во все и выхождения из всего - победителем. Помогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, верить в него, а когда нужно, и за него», – писала поэтесса.

– Цветаев был энтузиастом на совершенно чистых безденежных началах, и многие соотечественники воспринимали его как городского юродивого, – говорит москвовед.


На открытии Музея 31 мая (13 июня) 1912. В центре царская семья, И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов. Кадр из кинохроники

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

ВЫСТРАДАННАЯ РАБОТА

Пушкинский музей не раз претерпевал лишения. В 1904 году на стройке случился пожар, и многие экспонаты, которые находились в ящиках, сгорели. А потом началась Великая Отечественная война, и большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года здание ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, начали восстанавливать и готовить к развертыванию экспозиции. Бомбежка разбила часть стекол металло-стеклянных перекрытий, и три года музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада даже Музея остались выбоины от осколков немецких бомб.

Конечно, Иван Цветаев не дожил до войны. Но он мог наблюдать, как после пожара в 1904 году вскоре началась большая общественная кампания, и многие русские путешественники стали привозить различные экспонаты со всех уголков света.


«Сикстинская Мадонна» Рафаэля на выставке «Шедевры Дрезденской картинной галереи» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1955 г.

ФОТО: Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/

– И он буквально воспрял духом, как увядающий цветок в пустыне. На протяжении многих лет его постигали неудачи, а тут его полили водой – и он заново расцвел и дело пошло на лад, – заметил Павел Гнилорыбов. – Чтобы вы понимали, насколько страстно и всей душой отдавался своему делу: он умер через сорок дней после открытия музея. Это даже больше, чем проект всей его жизни. Очень правильно и верно, что на первом этаже музея стоит бюст (пускай и скромный) Ивана Цветаева.

СОВРЕМЕННЫЕ ДНИ

Музей, первоначально предназначавшийся для студентов художественных академий, постепенно приобрел очень важное культурное значение - хранителя экспонатов прошлого. Сегодня это один из самых посещаемых музеев Москве, где проходят совершенно разные мероприятия: от музыкальных вечеров до необычных акций. ГМИИ не стоит на месте и стремительно развивается: осваиваются новые пространства, планируется музейный городок, строительство которого активно ведется в настоящий момент.

В 2013 году Ирина Антонова, занимавшая пост директора, стала президентом музея, уступив место директора Марине Лошак. Одним из самых важных векторов по развитию деятельности музея стало провозглашение его открытости и интерактивности, включение нового не в ущерб традициям и научному подходу.


Ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский на выставке «Пиранези. До и после. Италия - Россия. 18-21 века» в ГМИИ им.А.С.Пушкина у пробковых макетов из коллекции Екатерины II

Сейчас ГМИИ формирует уникальную коллекцию медиаискусства, которая станет новым инструментом для диалога между будущим и настоящим. В коллекцию войдут произведения классиков и современных художников последнего поколения в области медиаарта и перфомативного арта. Будут представлены специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство с помощью новейших технологий.

КСТАТИ

В 2017 году лауреатом VI премии отечественной газеты «The Art Newspaper Russia» стала выставка современного китайского художника Цая Гоцяна «Октябрь», проходившая в ГМИИ имени Пушкина с 13 сентября по 12 ноября. Главной темой его произведений стало столетие Великой Октябрьской революции. Цай Гоцян создал несколько работ и инсталляцию перед главным зданием музея, целью которой было показать роль одного человека в истории, его связь с судьбой страны. Награда была присуждена за «самый взрывной образ революции».

Парадоксов в нашем мире много, и один из них заключается в том, что музей изобразительных искусств в Москве носит имя великого поэта А.С. Пушкина. Такая ситуация вызывает массу вопросов. Почему именно в честь поэта, а не одного из художников, ведь ими земля русская тоже нисколько не обделена? Случайно так вышло, или было задумано специально? Собираются ли в будущем менять название этого заведения?

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина носить именно такое название. Он фигурирует с конца 19 века, и за период существования переименовывался неоднократно.

История создания музея Пушкина


Ученый – историк И. В. Цветаев

Идея создания этого музея принадлежит Ивану Владимировичу Цветаеву, отцу Марины Цветаевой. И задумка была осуществлена, Россия получила новый доступный для народа музей учебно-образовательного типа, базой для которого стал Кабинет изящных искусств и древностей, который присутствовал ранее в Московском университете. Было выстроено отдельное сооружение, для музея собрали его первые коллекции – это было осуществлено на средства от частных пожертвований и на личные деньги учредителей.

Многие люди охотно передавали средства на создание этого музея – 150 тысяч рублей было получено от душеприказчиков Варвары Алексеевой, вдовы одного из купцов. Взамен она просила только назвать музей в честь Александра III, чтобы заведение обязательно носило его имя. Эта просьба не была условием, она поступила от дарительницы устно. Музей открыли в 1912 году, в честь этого было проведено торжество. Заведение получило свое изначальное имя в честь Александра III, а на открытие приехала императорская семья во главе с Николаем II.

Как появилось современное название музея?


Во времена революции и после нее музей не мог сохранить свое прежнее имя. Его переименовали в 1923 году по идейным соображениям. На этот год музей теряет свою принадлежность к университету и становится Государственным музеем изящных искусств. Пушкинским же он стал в 1937 году, тогда была годовщина гибели поэта. Культурная и общественная политика того времени, а также мнение отдельных чиновников поспособствовали тому, чтобы заведение получило именно такое название.

Имя музея сохранилось по сегодняшний день, большинство россиян, и даже зарубежных туристов знают, что заведение называется ГМИИ им. Пушкина. Даже уточнять не обязательно – если говорят, что в Пушкинском открылась какая-либо выставка, значит, речь идет именно об этом учреждении. Несмотря на всю парадоксальность, и даже неуместность этого названия, оно плотно прижилось и стало на данный момент уже общепринятым. И даже если произойдет переименование, в народе наверняка сохранится изначальное название, новое рискует не прижиться.

Почему не музей Цветаева?


Многие люди полагают, что музей разумно было бы назвать Цветаевским, в честь его основателя. Это вполне закономерное утверждение, но правды ради стоит отметить, что этого человека здесь не забыли. Помимо идеи основания самого музея он раздумывал над возможностью создания целого «мусейного городка», и задуманный проект в наши дни начали реализовывать на Волхонке.

Интересный факт: имя Цветаева носит корпус ГМИИ им. А.С. Пушкина под названием Учебный художественный музей. Его можно посетить, направившись по адресу улица Чаянова, 15. А еще музей выдает премию Цветаева. На территории музея имеется также бюст основателя, и с него начинают каждую экскурсию. Основатель учреждения отнюдь не забыт.

Будет ли музей переименовываться?

Разумеется, что в раннесоветскую эпоху музей не мог носить имена царей, но также он не мог носить и имя Цветаева. Необходимо было подчеркнуть, что он стал народным достоянием, поэтому его переименовали. Сегодня же все чаще возникают споры о том, стоит ли оставлять заведению его прежнее имя, или разумнее будет восстановить историческую справедливость, назвать музей цветаевским в честь основателя. Но также многие люди настаивают на необходимости сохранить устоявшееся название, к которому за десятилетия все привыкли. В конце концов, основную часть своей истории музей провел под именем Пушкина. Вопрос пока стоит на обсуждении, и каков будет результат – неизвестно.

Таким образом, музей не носил имя великого поэта изначально, современное название пришло к нему с переименованием в ранний советский период в силу политики и мировоззрений, которые тогда господствовали. Сегодня все привыкли называть этот музей пушкинским, и парадоксальность этого наименования уже мало кто отмечает в силу привычки. Возможно, в будущем музей действительно переименуют. А может быть, этого не будет. Ведь переименовывать его уже бессмысленно, люди в России и за рубежом привыкли к устоявшемуся за десятилетия названию.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Начнем с того, что Музей переименовывали несколько раз.

В конце XIX века Музей изящных искусств задумывался Иваном Владимировичем Цветаевым как учебно–образовательный и публичный музей, созданный на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета.

Строительство здания и сбор коллекции шли, главным образом, на средства учредителей Музея и частных жертвователей. Так, 150 тысяч рублей выделили из капиталов купеческой вдовы Варвары Алексеевой ее душеприказчики, симпатизировавшие Цветаеву и его начинанию. Единственным условием пожертвования было присвоение будущему музею имени императора Александра III - в этом они ссылались на устную просьбу своей доверительницы.

В 1912 году состоялось торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III в присутствии императора Николая II и членов монаршей семьи.

С ноября 1923 года Музей был выведен из подчинения университету и стал Государственным музеем изящных искусств. Имя Александра Сергеевича Пушкина было присвоено Музею в 1937 году, в годовщину трагической гибели поэта. Причинами переименования послужили исторические события, особенности проводимой в то время культурной и общественной политики, а также мнения отдельных чиновников.

Сегодня название ГМИИ им. А.С. Пушкина полностью закреплено в памяти посетителей музея, как в России, так и за рубежом. Если вы слышите или читаете фразы «Я был в Пушкинском», «В Пушкинском открылась выставка…», вы сразу же понимаете, о каком именно музее идёт речь.

Название ГМИИ им. А.С. Пушкина давно устоялось, было принято обществом и сегодня воспринимается им как единое целое. Пушкинский музей – это бренд, исторически сложившаяся реальность, которую было бы очень сложно разрушать насильственным вмешательством.

Тем не менее, основатель музея ни в коем случае не забыт. Именно Ивану Владимировичу Цветаеву принадлежит идея создания «мусейского городка». Сейчас в ГМИИ им. А.С. Пушкина реализует проект создания Музейного городка в районе Волхонки.

Помимо этого, один из корпусов ГМИИ им. А.С. Пушкина – Учебный художественный музей (улица Чаянова, 15) – носит имя Ивана Владимировича Цветаева. Также в нашем музее также учреждена Премия имени Цветаева. Ну и, наверно, стоит упомянуть, что каждая обзорная экскурсия по Главному зданию начинается около бюста Цветаева и краткого рассказа о зарождении музея.

Вероятно, во многом правы те, кто считает, что по справедливости Музей должен бы носить имя И.В. Цветаева, своего основателя. В то же время есть и противоположные мнения. Возможно, в будущем, при проведении опроса общественного мнения, при коллективном решении культурного сообщества о переименовании Музея, ему может быть присвоено имя Ивана Владимировича.