Сергей щербатов с новинского бульвара был князем. Доходный дом щербатова

Сытин Иван Дмитриевич

(род. в 1851 г. - ум. в 1934 г.)

Газетно-книжный магнат, просветитель, создатель самой крупной в дореволюционной России издательской компании. Он добился в издательском деле такого же успеха, как его современникиДж. Пулитцер и Уильям Р. Херст в Америке и лорд Нортклифф в Англии.

Среди самых громких имен русских предпринимателей, прославивших Россию, имя Сытина занимает по праву одно из самых почетных мест. И не только потому, что он своим трудом нажил огромное состояние или обладал неисчерпаемой энергией, дальновидностью, размахом и готовностью помочь нуждающимся. Но в первую очередь потому, что этот выходец из бедных костромских крестьян, купец в первом поколении стал одним из ведущих просветителей России начала XX в., создателем и главой крупнейшего издательско-полиграфического предприятия страны.

Иван Дмитриевич Сытин прожил долгую, полную событий жизнь и остался в памяти нескольких поколений соотечественников как человек, боровшийся за просвещение простого люда. Он говорил: «За свою жизнь я верил и верю в одну силу, которая помогает мне преодолевать все тяготы жизни. Я верю в будущее русского просвещения, в русского человека, в силу света и знаний». Поставив своей жизненной целью просвещение народа, Сытин добился того, что к началу XX столетия его предприятия давали четверть всех выпускаемых в стране печатных изданий.

Будущий книгоиздатель родился еще при крепостном праве 25 января 1851 г. в небольшом селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Он был старшим из четверых детей волостного писаря Дмитрия Герасимовича Сытина и его жены Ольги Александровны. Поскольку семья жила очень бедно, в 12-летнем возрасте Ванюша бросил школу и отправился на заработки в Нижний Новгород, где его дядя торговал мехами. У родственника дела шли неважно, поэтому мальчик, который хоть и помогал перетаскивать шкурки и подметал в лавке, был лишним ртом в семье. В связи с этим через два года дядя отправил его в Москву, к знакомому купцу-старообрядцу Петру Шарапову, державшему у Ильинских ворот две торговли - мехами и книгами. По счастливой случайности у нового хозяина не оказалось места в меховой лавке, куда родственники отправляли мальчика, и в сентябре 1866 г. Сытин начал служить «по книжному делу».

Только через четыре года мальчик стал получать жалованье - 5 рублей в месяц. Упорство, настойчивость, трудолюбие нравились престарелому хозяину, и общительный ученик постепенно стал его доверенным лицом. Он помогал торговать книжками и картинками, подбирал литературу для многочисленных «офеней» - деревенских книгонош, порою неграмотных и судящих о достоинствах книжек по обложкам. Потом Шарапов стал поручать Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями в Украину и в некоторые города и села России.

В 1876 г. Иван Сытин женился на Евдокии Ивановне Соколовой - дочери московского купца-кондитера и получил в приданое за женой 4 тыс. рублей. Это позволило ему, заняв у Шарапова еще 3 тыс., купить свою первую литографскую машину. В конце того же года он открыл печатную мастерскую на Воронухиной горе около Дорогомиловского моста, которая и дала жизнь огромному издательскому делу. Именно это событие считается моментом рождения крупнейшего полиграфического предприятия МПО «Первая образцовая типография».

Литография Сытина была более чем скромной, она занимала всего три комнатки, а ее печатные издания сначала почти не отличались от массовой продукции Никольского рынка. Но Иван Дмитриевич был весьма изобретателен: так с началом русско-турецкой войны 1877–1878 гг. он стал выпускать карты с обозначением боевых действий и надписью: «Для читателей газет. Пособие и батальные картины». Это были первые подобные массовые издания в России. Они не имели конкурентов, товар раскупался мгновенно и принес издателю известность и прибыль.

В 1878 г. литография перешла в собственность Сытина, и уже в следующем году у него появилась возможность купить собственный дом на Пятницкой улице, оборудовать печатню на новом месте и приобрести дополнительное полиграфическое оборудование. Спустя пять лет была учреждена книгоиздательская фирма «И. Д. Сытин и К0», торговая лавка которой располагалась на Старой площади. Поначалу книжки не отличались высоким вкусом. Их авторы в угоду потребителям не брезговали плагиатом, подвергали «перелицовке» некоторые произведения классиков. Сытин в то время говорил: «Чутьем и догадкой я понимал, как далеки мы были от настоящей литературы, но традиции лубочной книжной торговли были очень живучи, и ломать их следовало с терпением».

Очень скоро Иван Дмитриевич смог наладить не только подготовку и выпуск печатной продукции на собственных полиграфических мощностях, но и успешную реализацию лубочных изданий. Он создал уникальную сбытовую сеть разъездных коммивояжеров-офеней, охватившую всю страну. Далее по той же схеме стали распространяться и издания иного типа. Заслугой Сытина явилось то, что он правильно определил, за какими изданиями будущее, и стал постепенно по своей системе сбыта замещать лубок новой литературой. Многие просветительские издательства («Московский комитет грамотности», «Русское богатство» и др.) именно Сытину доверили производство и сбыт своих изданий для народа.

Осенью 1884 г. в лавку на Старой площади зашел Чертков, представлявший интересы Л. Н. Толстого, и предложил для издания рассказы Н. Лескова, И. Тургенева и толстовские «Чем люди живы». Эти более содержательные книги должны были заменить выпускавшиеся примитивные издания и быть предельно дешевыми, по той же цене, что и прежние - 80 копеек за сотню. Сытин охотно принял предложение. Так начало свою деятельность новое издательство культурно-просветительского характера «Посредник», только за первые четыре года выпустившее 12 млн экземпляров изящных книжек с произведениями известных русских писателей.

Иван Дмитриевич искал возможности выпуска и других изданий, способствующих просвещению народа. В том же 1884 г. на Нижегородской ярмарке появился первый сытинский «Всеобщий календарь на 1885 год»: «Я смотрел на календарь, как на универсальную справочную книгу, как на энциклопедию на все случаи жизни». Дела шли успешно, и вскоре был открыт второй книжный магазин в Москве на Никольской улице.

В следующем году Сытин купил печатню Орлова с пятью типографскими машинами, подобрал квалифицированных редакторов. Оформление календарей он поручил первоклассным художникам, по поводу содержания советовался с Л. Н. Толстым. В результате «Всеобщий календарь» достиг огромного тиража - 6 млн экземпляров, выпускались и отрывные «ежедневники». Необыкновенная популярность новой продукции потребовала постепенного увеличения количества названий календарей: постепенно их число достигло 21, причем каждый выпускался многомиллионным тиражом.

В 1887 г. истекло 50 лет со дня смерти Пушкина, и независимые издатели получили возможность печатать его труды безвозмездно. Фирма Сытина моментально отреагировала на это событие выпуском шикарного десятитомного собрания сочинений известнейшего автора. В процессе работы Иван Дмитриевич сблизился с прогрессивными деятелями русской культуры и многому у них учился, восполняя недостаток образования. Совместно с деятелями народного просвещения Д. Тихомировым, Л. Поливановым, В. Бехтеревым, Н. Тулуповым и другими. Сытин издавал брошюры и картины, рекомендованные Комитетом грамотности, выпустил серию народных книжек под девизом «Правда». Став в 1890 г. членом Русского библиографического общества при Московском университете, Иван Дмитриевич взял на себя труд и расходы по изданию журнала «Книговедение». К тому времени его компания выпускала массовыми тиражами дешевые издания классиков, многочисленные наглядные пособия, литературу для учебных заведений и внеклассного чтения, научно-популярные серии, рассчитанные на разнообразные вкусы и интересы, красочные книжки и сказки для детей, детские журналы.

В 1889 г. было учреждено книгоиздательское «Товарищество Сытина» с капиталом в 110 тыс. рублей. Иван Дмитриевич быстро превращался в монополиста - владельца крупнейшего в стране издательско-полиграфического комплекса. Он контролировал цены на рынке, имея собственную долю не менее 20 % в выпуске народной книги. Монопольное положение на рынке позволило создать необходимые резервы для технического перевооружения и модернизации производства, а благодаря контролю над сбытовой сетью Сытин смог спокойно и планомерно заняться концентрацией в своих руках полиграфических мощностей.

Появившиеся к этому времени в Европе ротационные печатные машины стоили на порядок дороже плоскопечатных, но при этом резко снижали себестоимость при условии достаточной загрузки и больших тиражей. Снижение цены, в свою очередь, означало переход к принципиально иному рынку - массовому. Прежде всего Сытин убедился в потенциальной емкости этого рынка. В условиях кризиса 1891–1892 гг., приведшего к падению спроса на книжную продукцию, самым массовым из народных изданий оставались отрывные календари, для выпуска которых Сытиным была приобретена первая в России двухкрасочная ротационная машина.

Народные календари - общедоступные домашние энциклопедии, из которых русский человек мог узнать все необходимое - принесли их издателю как всероссийскую славу, так и сверхприбыль. Дальнейшая работа в этом направлении означала не просто монополизацию, а сращивание частного капитала с государством. Со временем Сытин стал просто скупать интересные ему издательские и полиграфические проекты. В 1893 г. он познакомился с А. П. Чеховым, который настоял на том, чтобы Сытин начал издавать газету. Иван Дмитриевич приобрел популярные журналы «Нива» и «Вокруг света», газету «Русское слово», которая первой завела собственные корпункты в различных городах страны, сотрудничала с талантливыми журналистами и в начале XX в. имела тираж около миллиона экземпляров. Корпорация Сытина поглотила типографии Васильева, Соловьева, Орлова, поставила под свой контроль крупнейшие издательства Суворина и Маркса.

Большое внимание уделялось в Товариществе рекламе. Ежегодно выпускались оптовые и розничные каталоги, что давало возможность широко рекламировать свои издания, обеспечивать своевременную продажу литературы через оптовые склады и книжные магазины. За десять лет, с 1893 по 1903 гг., обороты фирмы Сытина выросли в 4 раза, невзирая на последствия кризиса 1900–1902 гг., до предела обострившего конкурентную борьбу. Включение банкиров в правление Товарищества и широкое использование банковского кредита под льготный процент позволили монополисту продолжить наступление на рынке. Дивиденды компании были самыми высокими в отрасли, ее акции (в отличие от акций других издательств) котировались на фондовой бирже.

Новые проекты требовали расширения дела, и к 1905 г. было воздвигнуто уже три корпуса очередной типографии на Пятницкой и Валовой улицах. К этому времени под руководством архитектора Эрихсона был надстроен и приобрел современный вид четырехэтажный дом на Тверской. Тогда же появилась так называемая «Сытинская башня» - пятиэтажный производственный корпус, где ныне размещается малая газетная ротация издательства «Известия». В зданиях были устроены крепкие железобетонные перекрытия, которые и по сей день выдерживают любую полиграфическую технику.

Сытину, выходцу из народа, всегда хотелось помочь своим рабочим выучиться и выучить детей, поэтому он создал при типографии школу технического рисования и технического дела, первый выпуск которой состоялся в 1908 г. При наборе отдавалось предпочтение детям сотрудников Товарищества, а также тем жителям сел и деревень, которые имели начальное образование. Общее образование пополнялось в вечерних классах. Обучение и полное содержание учащихся производилось за счет фирмы.

Образованные сытинские рабочие стали активными участниками революционного движения. Они встали в первые ряды восставших в 1905 г. и выпустили первый номер «Известий Московского Совета рабочих депутатов», объявивший всеобщую политическую стачку. В типографии одновременно печатались классики и современники, монархисты и большевики, либералы и консерваторы. На соседних станках печатали панегирики Николаю II и «Манифест коммунистической партии», которого только за два года революции 1905–1907 гг. было выпущено около 3 млн экземпляров - Сытин печатал то, что пользовалось спросом.

И однажды ночью последовало возмездие: одна из типографий была подожжена. Рухнули стены и потолки недавно построенного основного здания фабрики, под обломками погибло типографское оборудование, готовые тиражи изданий, запасы бумаги, художественные заготовки для печати. Это был огромный урон для налаженного дела. Иван Дмитриевич принимал сочувственные телеграммы, но не поддался унынию. Уже через пол года здание было отстроено, ученики художественной школы восстановили рисунки и клише, изготовили оригиналы новых обложек, иллюстраций, заставок. Были закуплены новые машины и работа продолжилась. К 1911 г. оборот фирмы перевалил за 11 млн рублей. Тогда же на пост генерального директора был назначен Василий Петрович Фролов, начинавший трудовую биографию в сытинской литографии наборщиком.

Сытин непрестанно задумывал и осуществлял новые издания: впервые в России был предпринят выпуск многотомных энциклопедий - Народной, Детской и Военной. В 1911 г. вышло великолепное издание «Великая реформа», посвященное 50-летию отмены крепостного права, в следующем году - многотомное юбилейное издание «Отечественная война 1812 года и русское общество. 1812–1912», в 1913 г. - историческое исследование о трехсотлетии Дома Романовых - «Три века».

Расширилась и сеть книготорговых предприятий Товарищества. К 1917 г. Иван Дмитриевич имел 4 магазина в Москве и 2 - в Петрограде, а также книжные лавки в Клеве, Одессе, Харькове, Екатеринбурге, Воронеже, Ростове-на-Дону, Иркутске, Саратове, Самаре, Нижнем Новгороде, в Варшаве и Софии (совместно с Сувориным). Каждый магазин кроме розничной торговли занимался оптовыми операциями. Сытину принадлежала идея доставлять книги и журналы на заводы и фабрики. Заказы на доставку изданий по каталогам выполнялись в течение 2-10 дней, так как система отправки литературы наложенным платежом была хорошо налажена.

Планомерно добиваясь снижения себестоимости своей продукции, Иван Дмитриевич с 1910-х гг. стал интересоваться отраслями, снабжавшими полиграфию сырьем и топливом. В 1913 г. он создал писчебумажный синдикат и таким образом обеспечил контроль над ценами на поставляемую бумагу. Спустя три года он учредил товарищество в нефтяной промышленности, застраховав себя от скачков цен на топливо. Наконец, завершающим штрихом в плане реорганизации массового книгопечатания явился сытинский проект создания «Общества для содействия улучшению и развитию книжного дела в России». Предполагалось, что круг деятельности этой организации будет очень широким - помимо производства и сбыта печатной продукции, общество должно было заниматься подготовкой специалистов, поставками оборудования и расходных материалов, организацией полиграфического машиностроения, а кроме того, библиографией и развитием сети библиотек. В рамках создаваемого под видом общественной организации холдинга предполагалось дальнейшее срастание частнопредпринимательских и государственных интересов. В период 1914–1917 гг. компанией выпускалось 25 % всей печатной продукции Российской империи.

В 1916 г. в Москве широко отмечалось 50-летие книгоиздательской деятельности Сытина. К этой дате был приурочен выпуск прекрасно иллюстрированного литературно-художественного сборника «Полвека для книги (1866–1916)», в создании которого приняло участие около 200 авторов - представителей науки, литературы, искусства, промышленности, общественных деятелей. Среди них были М. Горький, А. Куприн, Н. Рубакин, Н. Рерих, П. Бирюков и многие другие известные люди того времени.

Перед Февральской революцией Иван Дмитриевич не стал продавать дело за гроши и не эмигрировал за границу. В 1917 г., когда премьером Временного правительства России был Керенский, Сытин пытался подвигнуть московских предпринимателей смягчить нараставший в обществе кризис крупными продовольственными закупками для населения. Он убеждал их: «Голодному надо бросить хоть какой-нибудь спасательный круг. Богатые должны идти на жертвы». Сам Сытин хотел выделить на это все, что тогда мог, - 6 млн рублей, Варвара Морозова обещала дать 15 млн, богач Н. А. Второв - столько же. Полагали, что так можно набрать миллионов 300. Но сочувствия они больше ни у кого не встретили. Столь же неудачная попытка была предпринята и в Петербурге.

Конечно, Сытин не был революционером. Он был очень богатым человеком, предприимчивым бизнесменом, умевшим все взвесить, все подсчитать и остаться с прибылью. Иван Дмитриевич воспринял Октябрьский переворот как неизбежность и предложил свои услуги Советской власти. «Переход к верному хозяину, к народу всей фабричной промышленности я считал хорошим делом и поступил бесплатным работником на фабрику, - писал он в своих воспоминаниях. - Радовало же меня то, что дело, которому отдал много сил в жизни, получало хорошее развитие - книга при новой власти надежно пошла в народ».

Однако вскоре деятельность предприятий Сытина была прекращена и в ходе проведенной в 1919 г. национализации их передали Госиздату. Иван Дмитриевич отказался от предложения Ленина занять пост главы советского издательского ведомства, сославшись на трехклассное образование. Бывшая сытинская, а ныне Первая государственная образцовая типография исправно выпускала в свет большевистскую литературу. В 1920-х гг., на заре нэпа, Иван Дмитриевич вместе с сыновьями сделал отчаянную попытку возродиться к издательской жизни, зарегистрировав в Мосгубиздате «Книжное товарищество 1922 года», просуществовавшее меньше двух лет. До активной жизни советское правительство Сытина не допускало. Но и не преследовало. Особым постановлением Реввоенсовета его квартира была освобождена от уплотнения как жилье человека, «много сделавшего для социал-демократического движения». Однако после смерти Ленина Сытину предложили освободить квартиру, и он переселился в дом № 12 по Тверской улице, где и прожил до конца своих дней.

Сытинская фирма изначально задумывалась как фамильное дело. Старший из сыновей Ивана Дмитриевича Николай был его правой рукой, Василий - главным редактором Товарищества, Иван ведал реализацией продукции. Петра отправили в Германию изучать экономические науки, и только младший, Дмитрий, стал офицером, в гражданскую войну воевал на стороне красных, был в штабе Фрунзе.

Сытин готовил сыновей к тому, чтоб со временем передать дело в их руки. Ну, а когда фирмы не стало, братья пошли работать в разные советские издательства. Николая репрессировали за подготовку альбома к знаменательной годовщине Красной армии. В альбом попали портреты тех, кто уже оказался в опале, что вызвало раздражение в верхах. По ходатайству первой жены Горького Екатерины Павловны Пешковой, тюрьму Николаю заменили ссылкой.

Иван Дмитриевич остался верен печатному делу - вплоть до выхода на пенсию в 1928 г. он консультировал руководство Госиздата по вопросам управления своей бывшей империей, способствуя сохранению в новых условиях традиций российского печатного дела. Знаменитому книгоиздателю, в знак особой благодарности за все сделанное, новая власть дала первую в стране персональную пенсию в 250 рублей, которую он и получал до самой смерти.

Сытин всю жизнь был поглощен своим делом и искренне считал себя счастливым человеком. А детям и внукам говорил: «Когда даровитый человек ничего сильно не любит, он не поднимается выше посредственности». Умер Иван Дмитриевич Сытин от пневмонии 23 ноября 1934 г. в Москве в возрасте восьмидесяти трех лет. Никто публично не почтил памяти человека, так много сделавшего для страны. На Введенское кладбище покойного провожали только родные, близкие друзья и несколько бывших служащих. Внуки Сытина по издательской части уже не пошли.

Из книги Малый бедекер по НФ автора Прашкевич Геннадий Мартович

ЛЕОНИД ДМИТРИЕВИЧ В московской квартире на проспекте Мира меня прежде всего удивил уют.Хозяин походил на Дон-Кихота - тонкий, красивый. Я это чувствовал. И все вокруг выглядело вросшим в красивый уют - стеллажи с собраниями сочинений, ваза с фруктами, какие-то особенные

Из книги КГБ был, есть и будет. ФСБ РФ при Барсукове (1995-1996) автора Стригин Евгений Михайлович

ВИКТОР ДМИТРИЕВИЧ В самом начале перестройки, когда еще не поменялись цели искусства, вдруг начали готовиться к изданию разные справочники, посвященные российской фантастике. Правда, в свет вышли считанные единицы, тем не менее справочники эти готовились. Работая над

Из книги Человек, похожий на генерального прокурора, или Любви все возрасты покорны автора Стригин Евгений Михайлович

Егоров Николай Дмитриевич Биографическая справка: Николай Дмитриевич Егоров родился в 1951 году в станице Сасовская Лабинского района Краснодарского края. Образование высшее, окончил Ставропольский сельскохозяйственный институт.Работал председателем колхоза,

Из книги Предавшие СССР автора Стригин Евгений Михайлович

Из книги Соколы автора Шевцов Иван Михайлович

Из книги Литературная Газета 6281 (№ 26 2010) автора Литературная Газета

Из книги Газета Завтра 902 (9 2011) автора Завтра Газета

Зорькин Валентин Дмитриевич Биографическая справка: Валентин Дмитриевич Зорькин родился в 1946 году в Приморье. Образование высшее, окончил Московский государственный университет. Доктор юридических наук.«Московские новости» (N 4, 1992, с.11) поведали: «Родился в Приморье.

Из книги Как обуздать еврейство. Все тайны сталинского закулисья автора Раззаков Федор

Ковалёв Николай Дмитриевич Биографическая справка: Николай Дмитриевич Ковалёв родился в 1949 году в Москве. Образование высшее, в 1972 году окончил Институт электронного машиностроения.Семейное положение: женат, дочь.Работал инженером-конструктором КБ полупроводникового

Из книги Мастер острого словца [Какой дать ответ на подколку, наезд, неудобный вопрос] автора Канашкин Артем

Лаптев Иван Дмитриевич Биографическая справка: Иван Дмитриевич Лаптев родился в 1934 году в Омской области. Образование высшее, окончил Сибирский автодорожный институт. Доктор философских наук.С 1965 года стал заниматься журналистикой. В 1978 году стал работать в газете

Из книги Фиалки из Ниццы автора Фридкин Владимир Михайлович

Панкин Борис Дмитриевич Биографическая справка: Борис Дмитриевич Панкин родился в 1931 году во Фрунзе. Образование высшее, окончил факультет журналистики Московского государственного университета.В 1965-1973 годы главный редактор газеты «Комсомольская правда». В 1973-1982 годы

Из книги автора

ИВАН ВИНОГРАДОВ В венской газете «Цайт» 4 мая 1979 года была опубликована статья К. Шмидта-Хойера «Русизм, как псевдорелигия». Вот ее начало: «Московский институт математики - учреждение, имеющее международную репутацию. Менее известно, что это гнездо миротворчества,

Из книги автора

Иван & Марья ТелевЕдение Иван & Марья ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД На телеканале «Россия-1» закончился показ сериала «Детективное агентство «Иван да Марья» с Леонидом Ярмольником в главной роли. В общем и целом творение Рауфа Кубаева вызывает положительные эмоции: умеренное

Из книги автора

Иван Ленцев -- ЦРУ тут ни при чём Сколь бы сильным не было внешнее воздействие на Российскую Федерацию: от финансирования западными и ближневосточными спецслужбами северокавказских боевиков до "благой вести", несомой измученным людям странствующими по горам и

Из книги автора

Великолепный Иван (Иван Переверзев) Этот статный и красивый актёр с простым русским именем Иван долгие годы был олицетворением мужской силы и доблести на советском экране. Начав свою карьеру ещё в сталинские годы, он и в последующие десятилетия с достоинством нёс это

Из книги автора

Из книги автора

ИВАН Эту историю рассказала Ева Лившиц, жена моего друга Гриши, альтиста из Цюрихской оперы.Когда-то, в начале семидесятых, Ева, Гриша и его брат скрипач Боря уехали из Вильнюса и переселились в Израиль. Через несколько лет братья Лившиц, талантливые музыканты, выиграв

Сытин Иван Дмитриевич (05.02.1851-28.11.1934). Родился в семье волостного писаря села Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии, где окончил три класса сельской школы. «Я вышел из школы ленивым и получил отвращение к наукам и книгам - опротивела за три года зубрежка наизусть всех наук », - вспоминал Сытин. С двенадцати лет начал работать: продавец с лотка меховыми изделиями на Нижегородской ярмарке, ученик маляра и др. В сентябре 1866 года Сытин приехал в Москву и был определен «мальчиком» в книжную лавку известного московского купца-меховщика П.Н.Шарапова (в меховой торговле вакантных мест не нашлось) на Никольском рынке в Москве - он стал «учеником всех надобностей» в маленькой книжно-картинной и скорняжной лавочке, где торговали лубочными картинами, преимущественно религиозного содержания. Первый год Ваня бегал в «мальчишках», выполняя всю черную работу в доме хозяина, - Шарапов присматривался к парнишке.

К совершеннолетию Иван Сытин дослужился до помощника заведующего лавкой в Нижнем Новгороде. Здесь и проявил он свой талант коммерсанта: пришла идея создать сеть коробейников-офеней торговцев продукцией вразнос. Риск был - ведь товар отдавали в долг и за все убытки, пропади вдруг офеня, отвечал молодой заведующий. Набрал честных, практичных людей из местных водоливов - бедных, но желавших заработать. В первый же год эксперимент принес прибыль, на следующий - пришло много новых желающих торговать «святыми» картинками. О книгах тогда не помышляли: покупатели - крестьяне из окрестных деревень в большинстве своем были неграмотны. Успех торговли во многом зависел от подбора картин в коробке офени: нужно было хорошо знать вкусы и понимать психологию народа. Хозяину лавки идея нравилась, он часто говаривал: «Работай, хлопочи, все твое будет» - своих детей у старика не было, и он очень привязался к смышленому парню.

В 1876 году Сытин женился на купеческой дочке Евдокии Ивановне Соколовой. Получив в приданное 4.000 рублей и заняв у П.Н.Шарапова 3.000 рублей, приобрел литографию для печатания лубочных картинок. 7 декабря 1876 г. Сытин открыл литографическую мастерскую на Воронухиной горе в Дорогомилове, но и продолжил работать в лавке хозяина. Именно тогда, с одной литографской машины - началось первое книгоиздательское дело И.Д.Сытина. В маленьком помещении «работали» исключительно народные картинки, молодой владелец сразу понял, что от качества зависит очень многое и старался даже нехитрую продукцию делать лучше других, не жалея денег, нанимал художников. Иван Дмитриевич, обладая предпринимательской сметкой, моментально реагировал на покупательский спрос, умело используя любой случай: «В день объявления русско-турецкой войны 1877 года я побежал на Кузнецкий мост, - вспоминал он, - купил там карту Бессарабии и Румынии и велел мастеру в течение ночи скопировать часть карты, где наши войска перешли через Прут. В пять часов карта была готова и пущена в машину с подписью: «Для читателей газет. Пособие». Литографические картинки шли нарасхват. Купцы торговались не в цене, а в количестве. Товара на всех не хватало ».

Через шесть лет упорного труда и поиска Сытин получил серебряную медаль за свою продукцию - лубки, выставленные на Всероссийской промышленной выставке в Москве. Этой первой своей наградой он очень гордился и почитал выше остальных. А было их немало: к 1916 году - 26 медалей и дипломов. Среди них - золотые медали, полученные на Всемирных парижских выставках в 1889 и 1900 годах; диплом, подтверждающий право изображения Государственного герба, присужденный на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896-м; золотая медаль, врученная в Бельгии в 1905-м, и многие, многие другие...

К 1879 году Сытин полностью отдаёт кредит Шарапову, становится полновластным владельцем своей литографии, а так же покупает собственный дом на Пятницкой и оборудует литографию на новом месте. В начале января 1883 г. Сытин открыл свою первую книжную лавку на Старой площади, а в феврале, после объединения с другими предприятиями на базе литографии, основал «Товарищество на вере И.Д.Сытин и К°», включающее книжную торговлю, которая велась в маленькой лавке в пять аршин в ширину и десять в длину. Основной капитал Товарищества составлял 75 тысяч рублей, половину из которых внес Сытин. В 1884 г. Сытин открывает второй книжный магазин на Никольской улице в Москве.

«Эпопеей» в издательском деле Сытина стали календари - в конце 1884 года был отпечатан первый сытинский «Всеобщий календарь на 1885 год», ставший незаменимым справочником все случаи жизни для многих российских семей. В следующем году тираж «Всеобщего календаря» составил 6 миллионов экземпляров, а к 1916 году превысил 21 миллион. Впервые Сытинские народные календари появились на Нижегородской ярмарке, они были общедоступными и по цене, и по содержанию - «Всеобщий Русский», «Малый Всеобщий», «Общеполезный», «Киевский», «Народный-сельскохозяйственный», «Царь-колокол», «Старообрядческий» и другие. «В наших календарях , - писал Сытин, - впервые появились статьи по разным отраслям знаний. Они выгодно отличаются яркой внешностью и обилием рисунков в тексте... ».

В 1884 году Сытин познакомился с В.Г.Чертковым - другом и поверенным Л.Н.Толстого. Он предложил издателю выпустить серию книг для народа, куда бы вошли лучшие произведения писателей России. Чертков признался, что обращался ко многим, но идея его никого не заинтересовала - много ли заработаешь на дешевых книгах? Издательство «Посредник » было создано незадолго до этого по инициативе Л.Н.Толстого и Сытин взял на себя всю работу по печати и распространению его книг. Иван Дмитриевич просто загорелся этой идеей: «Это была не работа, а священнослужение, - вспоминал Сытин, - Л.Н. Толстой принимал самое близкое участие в деле печатания, редакции и продажи книг ». Содружество это продолжалось 15 лет.

Интересные, познавательные и доступные книги, изданные «Посредником », имели небывалый успех. Современники свидетельствовали: «Книги его дешевы, портативны, и потому они легко могли проникнуть туда, где нет ни лекций, ни лабораторий, ни музеев, ни университетов... ». Успех своего замысла сам Сытин объяснял тем, что выпускал книги не «одиночкой», а группами, сериями, библиотеками, считая, что отдельная книжка, даже самая интересная, может затеряться среди массы других - при выпуске группами читатель скорее заметит ее. «Чем шире развивалась моя издательская работа, тем больше созревала у меня мысль, что в России издательское дело безгранично и что нет такого угла в народной жизни, где русскому издателю совсем нечего было бы делать! », - считал Сытин. Огромная его заслуга состоит в том, что он первым выпустил самые дешевые издания собраний сочинений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других великих писателей; первые издания Народной, Детской, Военной энциклопедий, крупнейших трудов по истории, географии. Эти книги были доступны по цене массовому читателю и доходили до него благодаря широкой сети многочисленных отделений издательства. Через них Сытин расширял сеть мелкой книготорговли, предоставляя значительные скидки и постоянные кредиты, чего никогда не делали другие издатели.

В 1889 году учреждено книгоиздательское Товарищество под фирмой И.Д.Сытина с капиталом 110.000 рублей. Издательская деятельность расширялась: печатались произведения Пушкина, Крылова, народные былины, стихи Кольцова, литература для детей - «Хижина дяди Тома», «Робинзон Крузо», сказки Афанасьева... В 1891 г. у братьев М.А. и Е.А. Вернеров фирма приобрела права на издание журнала «Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море» . Для работы в нем Сытин пригласил цвет русских писателей (среди них - К.М. Станюкович, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие), известных художников. Начальный тираж журнала был менее пяти тысяч, через год он утроился. В качестве приложений к журналу выходил ежемесячный иллюстрированный сборник «На суше и на море» (1911-1914), издавались собрания сочинений русских и зарубежных писателей (Ж. Верн, В. Гюго, М.Н. Загоскин, И.С. Никитин, М. Рид, Г. Сенкевич, В. Скотт, Л.Н. Толстой).

В 1893 году обороты Товарищества достигли почти миллиона рублей, Сытин становится купцом Второй гильдии. Было построено новое здание типографии на Валовой улице, открыты магазины в Москве в доме «Славянского базара», в Киеве - в Гостином дворе на Подоле, в 1895 году - в Варшаве, в 1899-м - в Екатеринбурге и Одессе. Вместо прежнего было образовано новое - «Высочайше утвержденное Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина» с основным капиталом 350 тысяч рублей. В его каталоге было зарегистрировано 896 названий книг и число их стремительно росло. Заказы по почте из любой точки Российской империи выполнялись в течение 2-10 дней. Сытину принадлежала идея непосредственной доставки книг и журналов на заводы и фабрики.

Случай свел Сытина с А.П. Чеховым, который попросил издать небольшой сборник своих рассказов. Встреча эта переросла в дружбу. Именно Чехов подал Сытину идею об издании газеты. В 1902 году начало выходить «Русское слово» - газета, ставшая одной из самых популярных в России. В разное время с «Русским словом» сотрудничали А.А. Блок, П.Д. Боборыкин, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Толстой. Редакция «Русского слова» первой стала держать собственных корреспондентов в различных городах страны, имела соглашение с крупнейшими западноевропейскими газетами об обмене информацией. Современники называли её «фабрикой новостей» и «Левиафаном русской прессы». Редакция и типография располагались на Тверском бульваре. Портрет Чехова украшал комнату редакционных совещаний в знак благодарности за идею и помощь в ее воплощении. По словам сотрудников газеты, в Москве случались только происшествия, а события происходили в Петербурге, поэтому в столице было организовано крупное отделение редакции со штатом в сто человек. Оперативность «Русского слова» по тем временам была поразительной. «Такой быстроты собирания сведений нет даже у правительства » - поражался министр финансов граф С.Ю.Витте. Первоначальный тираж газеты - 13 тысяч - в 1916 году перевалил за 700 тысяч.

Современники называли Ивана Дмитриевича Сытина - крупнейшего книгоиздателя-просветителя, давшего России сотни миллионов дешевых учебников, общеобразовательных и школьных пособий, популярных книг для народного чтения, библиотек и библиотечек по самообразованию, освоению ремесел и искусств, развитию сельского хозяйства и промышленности, - «русским Фордом», «фактическим министром просвещения», «художником книгоиздательского дела», «русским самородком»... В.И. Немирович-Данченко в юбилейном приветствии к 50-летию Сытина назвал его «сам себе предок», поскольку он не имел ни влиятельных родственников, ни наследственного имущества - всего в жизни добился сам благодаря живому, пытливому уму, практической сметке, чутью ко всему новому, полезному.

В 1903 году Сытин создал при типографии художественную школу. Все пять лет обучения ее питомцы содержались на полном обеспечении Товарищества, основной капитал которого достиг к тому времени миллиона рублей. В 1904 г. по проекту А.Э.Эриксона на Пятницкой было выстроено большое 4-х этажное здание типографии с современным оборудованием. Открылись торговые отделы в Иркутске, Ростове-на-Дону. Сытин получил разрешение на издание детского журнала «Друг детей», с которым сотрудничали Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И. Куприн, профессор А.М. Никольский и другие. Расширялась и торговля: в 1909 фирма приобрела контрольный пакет акций «Контрагентства А.С.Суворина », став владельцем большой сети киосков на железнодорожных станциях страны, у Московской городской управы Сытин откупил лучшие места для продажи газет, а 1911 году открылись новые магазины - в Софии и Саратове. Торговый оборот достиг 12 миллионов рублей.

Большое значение придавал он изданию учебников, спрос на которые постоянно рос. Народная школа и учительство составляли предмет его особого внимания, в 1911 году он выстроил на Малой Ордынке, 31 «Учительский дом» с педагогическим музеем, кабинетами, библиотекой, большим зрительным залом.

В 1914 году издательство выпускало свыше четверти всей книжной продукции России. В 1916 году Сытин приобрел контрольный пакет акций петербургского Товарищества издательского и печатного дела «А.Ф.Маркс» , в т.ч. популярный русский журнал «Нива»; в том же году купило Московское товарищество издательства и печати Н.Л. Казецкого. Товариществу Сытина принадлежал контрольный пакет акций петербургского Промышленного и торгового товарищества «М.О.Вольфа ». Иван Дмитриевич обдумывал новые планы: собирался построить собственную писчебумажную фабрику под Москвой с городком для печатников, школами, больницами, театром, церковью, телеграфом... Планам не суждено было сбыться - близился 1917-й.

В октябре 1918 году «Товарищество И. Д. Сытина» было национализировано, деятельность типографии на Валовой улице приостановлена, в 1919 типография передана Госиздату . Сытинскую типографию назвали Первой Образцовой. В 1921 году Сытин пытался возобновить дело и зарегистрировал в Мосгубиздате «Товарищество И.Д.Сытина» , в 1922 утвердил устав «Книжного товарищества 1922 года» , просуществовавшего только до 1924.

Но Иван Дмитриевич продолжал работать в издательском деле: был уполномоченным своей бывшей типографии - используя личные связи и авторитет, доставал бумагу за границей. Организовал художественную выставку в США. Ему даже предложили возглавить Госиздат РСФСР , но он отказался, сославшись на «малограмотность». Согласился, правда, быть консультантом В.В. Воровского, который занял эту должность.

В 1928 году правительство назначило И.Д. Сытину персональную пенсию. До самой своей кончины в 1934 году он жил на Тверской, 38 и писал «Воспоминания». Они увидели свет благодаря усилиям его сына только в 1960-х годах под названием «Жизнь для книги», которое как нельзя лучше отражает смысл всей жизни Ивана Дмитриевича Сытина. Похоронен И.Д.Сытин на Введенском кладбище.

© (по материалам сети)

Новинский бульвар получил имя по Введенскому Богородицкому монастырю, также называвшемуся Новинским. Название Новинского монастыря происходит от новин - холстов, изготавливавшихся монахинями, и от названия пророка Иисуса Навина.

Широкая улица была местом народных гуляний с балаганами, каруселями, зверинцами, а в 1841г. здесь появилась настоящая увеселительная железная дорога с паровой тягой. Гуляния открывались на Пасху; первые 3 дня отводились простонародью, а с четвертого дня его посещала и «приличная» публика. При этом в течение XIX столетия бульвар оставался аристократическим районом. После посадки деревьев народные гуляния перенесли в самый центр города, на Красную площадь и Болотную площадь, а также на Девичье Поле.

Именно здесь коллекционер, художник-любитель, член-попечитель Императорского исторического, Румянцевского музеев, Третьяковской галереи князь Сергей Щербатов поставил свой особняк, в котором он мечтал открыть музей частных собраний. У Щербатова уже была большая коллекция работ современных русских художников, и фамильное собрание предметов европейского искусства. Также в 1909 году князь начал собирать коллекции древних русских икон.

П-образный особняк князя Щербатова - постройка известного архитектора Александра Таманяна, которая завоевала первое место на конкурсе городских фасадов, построенных в 1913 году. После покупки участка, князь сразу «выписал» из Петербурга Таманяна и заказал ему проект дома-дворца, сочетающего обычный доходный дом и жилище богатого собственника. Условия были поставлены жестко: доходные квартиры, особняк хозяина, классический стиль. Щербатов даже ставил в пример английские, норвежские и шведские интерьеры, как самые уютные.

Архитектор блестяще справился с задачей: в центре двора устроили курдонер, за ним возвышалась шестиэтажная часть с покоями хозяина на последнем этаже и трехэтажные корпуса по бока, позади дома были устроены конюшня и гараж. Особняк Щербатова прославился необычным планировочным решением, богатой лепниной, живописной отделкой. Анфилада комнат выходила окнами на парадный уличный двор. Всего в особняке насчитывалось 39 помещений, включая гобеленную, две библиотеки, портретную. Со двора в особняк Щербатова вели отдельная лестница и лифт. У входа были каменные львы и железные фонари с изысканным рисунком, которые были проданы на слом Московским Университетом.

В своем доме Сергей Щербатов разместил собрания книг, картин, икон. Он предполагал завещать все здание под городской музей частных собраний. Но грянула революция, и Щератов эмигрировал, а его коллекцию разделили между разными музеями.
А в особняке князя Щербатова поселились ткачи Трехгорной мануфактуры.


Дом С.А. Щербатова на Новинском бульваре - одно из самых величественных зданий русского неоклассицизма ХХ века. По масштабу замысла и качеству воплощения оно может сравниться с такими замечательными постройками, как дворец Половцева И.А. Фомина в Петрограде и особняком Тарасова в Москве И.В. Жолтовского. Дом Щербатова принёс архитектору Александру Таманяну золотую медаль на конкурсе Городской управы на лучшее здание Москвы в 1914 г. За эту постройку и за заслуги в области искусства А.И. Таманян был избран академиком архитектуры по представлению академиков А. Щусева, О. Бернштама и Л. Бенуа.

"Главный фасад, - писал о доме художник Михаил Нестеров, - был обращён к Новинскому бульвару, задний - к берегам Москвы-реки, с перспективой на далёкие Воробьёвы горы. Стиль дома - модный тогда ампир... Тут был и дворик со львами, и античные статуи, и трельяж с вьющимся диким виноградом, и княжеский герб над аркой во внутренний дворик".


Хозяин дома князь Щербатов намеревался возвести дворец для размещения музея личных коллекций. С другой стороны, как писалось в советской литературе, "нищавшая знать стремилась найти практическое приложение для своих быстро оскудевших наследственных капиталов". Поэтому особняк решено было совместить с доходным домом. Это продиктовало композицию здания, состоящую из трёх частей, - центральной пятиэтажной и двух боковых трёхэтажных.


На верхнем этаже располагались покои владельца, включавшие 39 комнат и две террасы. Сдаваемые внаём квартиры (всего их было 28 по 8 комнат каждая) были расположены в четырёх нижних этажах; над ними находились приёмные комнаты. Для пластического обогащения фасада Таманян использовал ионический ордер внизу и коринфский наверху. Небольшие окна низа контрастируют с крупными окнами и остеклёнными террасами верха. Стена третьего и четвёртого этажей как раз объединяет контрастные элементы здания в единое целое.


В планировке здания Таманян был стеснён размерами участка, которые не позволяли ему развернуть широкий открытый двор, выходящий на бульвар. И всё же даже в трудных условиях заданного участвка архитектору удалось разместить объёмы так, чтобы создать два двора.