Хорь и калиныч. Рассказ «Хорь и Калиныч Урок внеклассного чтения хорь и калиныч

Стройный мальчик. Oxoтник. Какой иcтoрии не было в рассказах мальчиков. Что делали мальчишки ночью на лугу. Волосы всклокоченные. Описания героев расскaзa. Лицо невелико. События в рассказе. Что поразило автора в детях. Бежин луг. Мальчику было всего лет семь. Ильюша. Белые волосы. Автор.

«Базаров и Кирсанов» - Крестьянство. Базаров. Образование. Воспитание. П.П. Кирсанов. История жизни Павла Петровича. Отцы и дети. Споры героев романа «Отцы и дети». Отношение к окружающим. Основные линии спора. Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших. Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым. Идеологический конфликт. Тест по роману И.С.Тургенева. Сбор материала по героям. Задание по тексту. Нигилизм. Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым.

«Герасим и герои повести» - Барыня. Нравственное превосходство. Гаврила. Герасим. Нравственное превосходство Герасима над другими героями повести. Творчество писателя. Создание повести «Муму». Детство Тургенева. Капитон. Мнение потомка. Русский прозаик. Татьяна. Физический недостаток.

«Книга «Бежин луг»» - Бесчисленные золотые звёзды. Луг. Сила. Охотничье снаряжение Тургенева. Рассказ о Тришке. Мальчик лет десяти. Рассказ. Истории, рассказанные мальчиками. Лицо. Художественные средства. Поле. Тургенев на охоте с Дианкой. Летний вечер. Художник Е. Бем. И.С.Тургенев «Бежин луг». Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и. «С любовью и нежностью рисует Тургенев в рассказе «Бежин луг».

«Темы «Стихотворений в прозе» Тургенева» - Стихотворения в прозе. Стихотворения. К уроку литературы. Темы стихотворений. Лаконизм и свобода. Иван Сергеевич Тургенев «Стихотворения в прозе». Буживаль. Мысли и чувства. Полина Виардо. Иллюстрация к стихотворению «Порог». Иван Сергеевич Тургенев. Иллюстрация к стихотворению «Старик». Творчество И.С.Тургенева. Цикл, объединённый общей тональностью.

«Герасим» - Герасим и Татьяна. Герасим около дома барыни. Победа или поражение Герасима. Герасим везет воду. Почему Герасим повиновался барыне. План характеристики героя. Стал бегать, искать, кликать. Поединок в душе Герасима. Муму в гостиной барыни. Обучать элементам характеристики главного героя. Черты характера. Выставка рисунков. Иван Сергеевич Тургенев. Герасим и дворня.

«Центр России» - Палех. Центральный район беден природными ресурсами. Способствуют развитию отраслей: … Ростов. Москва-столица России. Москва - крупный речной порт, имеющий выход к пяти морям. Соседское положение. Центральная Россия. Сделать вывод: Визитная карточка Центрального района: Бурый уголь (Подмосковье), торф.

«Природа Мордовии» - Более 156 тыс. га занимают березняки. Рогоз – типичный представитель водной растительности. Заповедник создан 5 марта 1936 года. Фотоальбом фауны Мордовии. Зяблик. Общие сведения о Мордовии: Флора и фауна. Бобр. Чамзинский район. Администрация заповедника находится в посёлке Пушта. Самой крупной рыбой наших водоемов является сом.

«Город Орёл» - В 1863 г. через город прошла железная дорога. Памятник Тургеневу. Вокзал. Расстояние от Москвы - 382 км. Орёл - резиденция Лжедмитрия II. Ахтырская (Никитская) церковь. Город Орел. На воле из 7-10 самцов самка выбирает себе избранника. Церковь была закрыта в 1938 году, а вновь открыта в 1942 году. Немного истории.

«Центральный экономический район» - Образ Ирландии. Знакомство с областными центрами. «-» Нет выхода к морю Беден полезными ископаемыми… Образ Исландии. Создаем образ экономическому району. Аргентина. "+" и "-" Ф.Г.П. данного экономического района. Ещё одна слабость аргентинцев – жареное мясо. 3 шаг. 5 шаг. Является культурным центром.

«Охрана культурного наследия Тверской области» - Распространение видов, занесенных в Красную книгу Тверской области. Российская федерация федеральный закон об особо охраняемых природных территориях. Природное наследие Тверской области. Федеральных законов от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ). Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года (в ред.

«Образование Тульской области» - 6. Меры социальной поддержки работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Губернаторский совет тульской области. Финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта «Образование».

Всего в теме 33 презентации

Урок в 7 классе

И. С. Тургенев «Хорь и Калиныч»

1. Ознакомить учащихся с биографией писателя и основными вехами творчества.

2. Рассказать об интересных фактах из жизни писателя.

3. Дать общую характеристику произведения «Хорь и Калиныч»

Ход урока

Организационный момент.Проверка домашнего задания. Беседа по прочитанной дома статье об Иване Сергеевиче Тургеневе.- Посмотрите на портрет Ивана Сергеевича и попробуйте описать его характер, манеры, попробуйте представить каким он был в молодости и каким был его образ жизни.

А знали ли вы такие факты из жизни писателя?

Иван Тургенев с дыркой в голове

Тургенева по праву можно было бы назвать «самой большой головой русской литературы». Во всяком случае, как установили анатомы, его мозг - 2000 грамм - превышает по весу мозг других знаменитых людей. Быть может именно поэтому, как выразился Боткин, «на такую большую голову у творца просто не хватило материала»: кость на темени у писателя была столь тонка, что через нее, по словам Тургенева, можно было прощупать мозг. Из-за этой особенности при ударе по голове рукой Тургенев терял сознание или впадал в полуобморочное состояние. Когда впоследствии его обвиняли в мягкотелости, он говорил: «Да и какой ждать от меня силы воли, когда до сих пор даже череп мой срастись не мог. Не мешало бы мне завещать его в музей академии... Чего тут ждать, когда на самом темени провал!»

Легкомысленная молодость Тургенева

В молодости Тургенев был весьма легкомысленной личностью, если не сказать больше. Мог, например, наприглашать к себе на обед кучу гостей, а потом «случайно» об этом забыть. На следующий день гости, разумеется, высказывали свое крайнее недовольство нерадивому хозяину. Тургенев начинал заламывать себе руки и отчаянно извиняться, ссылаясь на разные причины. Затем тотчас же приглашал к себе на обед, обещая при этом искупить вину неслыханным пиром. Гости смягчались, но когда в назначенный день и час они вновь съезжались к Тургеневу, хозяина... опять не оказывалось дома! Далее все повторялось: горячие извинения и новые приглашения на обед... За эти и другие «шалости» Белинский называл Тургенева не иначе как «мальчишкой».

Иван Сергеевич любил пофрантить. Ему нравилось щеголять в синем фраке с золотыми пуговицами, изображающими львиные головы, в светлых клетчатых панталонах, в белом жилете и цветном галстуке. Александр Герцен после первой встречи с Тургеневым назвал его Хлестаковым.

В Германии, куда он приехал пополнить свое образование, Тургенев и вовсе сорвался с тормозов: участвуя едва ли не во всех студенческих пирах и сомнительных похождениях, он принялся транжирить родительские деньги налево и направо, при этом забывая писать матери письма. Мать отправляла блудному сыну деньги и продукты, а сын все проматывал и даже не благодарил. Наконец, денежные посылки прекратились. Это заставило его на время остепениться. Однажды Тургеневу пришла из России неоплаченная посылка необыкновенной тяжести. За ее пересылку он отдал последние гроши, распечатал... и ахнул: матушка набила посылку кирпичами!

Большие странности Тургенева

«Тургенев - это женская душа в грубом обличье циклопа», - так охарактеризовал Ивана Сергеевича французский писатель Доде. Писемский называл его «ласковым гигантом, с глазами умирающей газели». Несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком.

У Тургенева был тонкий, почти женский голос. Это несоответствие между высоким тенорком и его богатырской грудью сразу бросалось в глаза. Будучи совершенно лишенным музыкального слуха, он, тем не менее, очень любил петь. И хотя у него не получалось взять ни одной верной ноты, слушатели приходили в восторг от этого комического зрелища. «Да что же мне делать? Ведь я и сам знаю, что у меня не голос, а просто свинья!» - сокрушался Тургенев.

Как у всякого выдающегося человека, у Ивана Сергеевича были свои странности. Взять, к примеру, его манеру смеяться. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и... ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.

Следует отметить также и его чрезвычайную чистоплотность и почти маниакальную любовь к порядку. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе, и даже вставал ночью, вспомнив, что ножницы лежали не на том месте, на котором должны быть. У него портилось настроение, если оконные шторы были неаккуратно задвинуты. Не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.

По утрам Тургенев долго занимался своим туалетом и особенно тщательно причесывался. «Смотри, - говорил он Полонскому, - я начинаю справа этим гребнем... пятьдесят раз, потом налево... пятьдесят раз; затем другим, более частым гребнем - сто раз. А потом - щеткой. Ты удивлен, не правда ли? Но, понимаешь ли, хорошо причесываться и быть безукоризненно приглаженным всегда было моей страстью с самого детства».

Вот такой он наш Иван Сергеевич Тургенев.

Но, не смотря на такой образ жизни и свои причуды, он является талантливейшим человеком. Он написал огромное множество стихотворений в прозе, повестей и рассказов, которые сейчас изучаются в школе. Чья вина Щи, Эгоист, Я встал ночью..., Я шел среди высоких гор..., Без гнезда, Близнецы. Повести и рассказы: , (Записки охотника, Бурмистр (Записки охотника), Ермолай и мельничиха (Записки охотника), Живые мощи (Записки охотника), Муму, Хорь и Калиныч (Записки охотника).

В данном списке мы видим рассказы, рядом с которыми стоит помета в скобочках «Записка охотника». Как вы думаете что это?

- «Записки охотника» - это цикл рассказов И. С. Тургенева, состоящий вначале из 22 очерков. Страстно любивший природу, Тургенев широко пользовался в произведении описаниями природы, которые составляют лучшие страницы в истории русского литературного пейзажа. Тургенев относился к природе, как к стихийной силе, живущей самостоятельной жизнью. Пейзажи Тургенева поразительно конкретны и вместе с тем овеяны переживаниями рассказчика и действующих лиц, они динамичны и тесно связаны с действием. Чтобы обмануть подозрительную цензуру, Тургенев пользовался двусмысленным выражением, тонко употребленным намеком, подчас даже композиционной перестановкой событий. Замечательным образцом такой «обманной» манеры является новелла «Ермолай и мельничиха» , в которой история несчастной Арины намеренно «запрятана» в середину, казалось бы, обыкновенного очерка на охотничью тему. «Эзоповская манера» письма помогла «Запискам охотника» пройти сквозь цензуру. Тем большим было ее бешенство после выхода «Записок» в свет.Автор «Записок охотника» - нашел новый типологический принцип, создал характеры, которые в дальнейшем образовали как бы внутренний психологический стержень героев его прославленных идеологических романов. Это типы рационалиста, мыслителя-скептика близкого к природеХудожественное новаторство Тургенева с наибольшей силой проявилось в образах крестьян. Никогда ранее они в таком изобилии не выводились на страницах реалистических произведений. Тургенев приближает своих «мужиков» к читателям, он делает их главными героями всего цикла. Крестьян и дворовых в «Записках охотника» истязают за ненагретое вино, их ссылают в дальние деревни, выселяют с плодородных земель, обрекают на все ужасы двадцатипятилетней николаевской солдатчины. Но, хотя Тургенев много говорит о разнообразных формах притеснения крестьян, не это является главным предметом его внимания как художника. В отличие от Гоголя, запечатлевшего в «Мертвых душах» тлетворное влияние крепостного права на крестьян (тупость Петрушки, рабская покорность Селифана) , Тургенев со всей силой утверждает в «Записках охотника» тему духовного величия русского крестьянства. Он показал крестьян одаренными, порой глубоко талантливыми русскими людьми. Он с сочувствием оттенил ум, любознательность, трудолюбие, практическую сметку Хоря и наряду с этим - романтическую чистоту и мечтательность Калиныча, художественную артистичность Якова, неутомимое правдолюбие Касьяна. С особой симпатией изображал Тургенев крестьянских девушек - самоотверженную любовь Матрены, доверчивость и поэтичность Акулины, силу духа заживо погребенной Лукерьи.В рассказе «Бежин луг» Тургенев одним из первых русских писателей реалистически нарисовал крестьянских детей.Всей совокупностью своих крестьянских образов Тургенев утверждал, что в его стране существуют не только «мертвые души» помещичье-крепостнической России, но и «живые души» простого русского народа.В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, жизнь помещиков и духовный мир образованного сословия. Главный пафос этого цикла - изображение задавленных крепостничеством народных сил, безграничной талантливости, нравственной и духовной красоты народа. Белинский писал, что автор здесь «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил» , то есть со стороны нравственно-этической.В этом прежде всего и заключался могучий протест Тургенева против крепостного права.Для Тургенева природа - главная стихия, она подчиняет себе человека и формирует его внутренний мир. Русский лес, в котором «лепечут статные осины» , «могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы» , да необозримая степь - это главные стихии, определяющие в «Записках охотника» национальные черты русского человека.

Послушайте историю создания данного произведения.

Рассказ «Хорь и Калиныч» в цикле «Записки охотника» раскрывает внутренние силы русского человека, перспективы его дальнейшего роста и становления, раскрывает их одаренность, талантливость, их высокие духовн...

18.12.2017 12:24

Урок внеклассного чтения. "Характеристика героев рассказа "Хорь и Калиныч"


«открытый урок»

Тема . И.С.Тургенев. «Записки охотника». «Хорь и Калиныч».

Цели: проверить понимание самостоятельно прочитанного рассказа; определить отношение писателя к простому русскому мужику, дать сравнительную характеристику главных героев; определить место «Записок охотника» в творчестве И.С.Тургенева и русской литературе; вырабатывать навыки аналитического чтения.

Оборудование: интерактивная доска; презентация; тексты, запись на доске.

Ход урока

(1 слайд)

(слайд 2,3)

Основная часть

    Слово учителя

Действительно, несмотря на то, что Тургенев был помещиком, он критически относился к крепостному праву. Достаточно вспомнить рассказ «Муму», где на примере дворника Герасима показано всё бесправие крепостного права. Сегодня же мы познакомимся с ещё одним произведением, которое входит в цикл рассказов «Записки охотника» и называется «Хорь и Калиныч».

(слайд №4)

История цикла «Записки охотника».

    Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»? (Тургенев был заядлым охотником, у охотников всегда припасено много интересных историй)

(слайд №5)

Итак, первым появился очерк «Хорь и Калиныч» (1747г), который произвёл огромное впечатление на читателей.

Целеполагание: Как вы думаете, какой результат мы должны получить в конце нашей встречи? Чего достичь? (определить авторскую характеристику героев, понять смысл произведения)

СЛАЙД 6

    Слайд 7-8

    Сравнительная характеристика Хоря и Калиныча. Работа с текстом.

(слайд №9)

А теперь обратимся к главным героям рассказа.

Дайте развернутую сравнительную характеристику Хоря и Калиныча. Подтвердите свое мнение текстом.

А)1 группа ХОРЬ

Выступление ученика: Хорь – один из главных героев рассказа. Он – человек положительный, практический, административная голова, рационалист. Поселившись на болоте, Хорь сумел разбогатеть. Он обстроился, «накопил деньжонки», ладил с барином и прочими властями, расплодил большое семейство, покорное и единодушное Хорь говорил мало, посмеивался про себя, он видел насквозь своего хозяина. Хорь стоял ближе к людям, к обществу, его занимали вопросы административные и государственные. Познания его были довольно, по-своему, обширны, но читать он не умел. Хорь не мог жить без работы, он постоянно чем-нибудь занимался: то телегу чинил, то забор подпирал, то сбрую пересматривал. Жил он в усадьбе, которая возвышалась посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне.

Вот как Тургенев даёт нам описание Хоря: На пороге избы встретил меня старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный - сам Хорь. Я с любопытством посмотрел на этого Хоря. Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.

Сравнение - высокая характеристика умственных способностей крепостного крестьянина.

Сообщение учащегося о Сократе.

Сократ (Sokrates) (470/469 до н. э., Афины, - 399, там же), древнегреческий философ. Сын ваятеля; проповедовал на улицах и площадях, ставя своей целью борьбу с софистами и воспитание молодёжи. Был казнён (принял яд цикуты), как гласило официальное обвинение, за введение новых божеств и за развращение молодёжи в новом духе. Сократ не оставил после себя каких-либо сочинений; важнейшими источниками сведений о его жизни и учении являются сочинения его учеников - Ксенофонта и Платона, в большинстве диалогов которого Сократ выступает как главное действующее лицо.

Сократ был одним из родоначальников философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи бесед, т. е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них.

В поведении Хоря нет зависимости, и он не выкупается из крепостных по каким-то практическим соображениям.

Сообщение «историка».

«Попал Хорь в вольные люди... кто без бороды живет, тот Хорю набольший».

Речь идет о драматическом положении крестьянина, решившегося путем выкупа освободиться от крепостной зависимости. «Вольный» мул попадал в зависимость от «безбородой» чиновничьей братии, разорявшей его вымогательствами и поборами. Чиновники по указу Николая I не имели права носить бороду, за что и получили в народе прозвание безбородых.

Выразительное чтение от слов «Хорь молчал, хмурил густые брови…» до слов «Его познания были обширны, но читать он не умел».

Какой смысл в контексте рассказа приобретает фраза: «Петр Великий был по преимуществу русский человек, русский именно в своих преобразованиях. Что хорошо - то ему и нравится, что разумно - того ему и подавай, а откуда оно идет - ему все равно»?

Это сопоставление, как и сравнение внешности Хоря с наружностью Сократа, придает особую значимость образу Хоря.

Так за сюжетом, взаимоотношениями героев возникают вопросы, чрезвычайно волнующие автора, - о человеке и обществе, о народном характере и истории, человеке и государстве, и проявляются они и в особенностях изображения персонажей, и в подробных описаниях обстановки, места действия, биографии действующих лиц.

Какое начало преобладает в образе Хоря - рациональное или идеальное? Найдите в тексте ответ на вопрос.

«Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист». В основе характера героя находится рациональное начало.

Важнейшее средство характеристики героя - параллель с другим персонажем, Калинычем. Они четко противопоставлены как рационалист и идеалист. Однако в отношениях с Калинычем герой проявляет себя с иной стороны.

Б) Калиныч

2 группа

Выступление ученика: Калиныч тоже главный герой рассказа, но он вовсе не похож на своего приятеля Хоря. Калиныч принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Он ходил в лаптях и перебивался кое-как. У него была когда-то жена, которой он боялся, а детей не было: Калиныч в отличие от Хоря, благоговел перед своим господином, объяснялся с жаром, «хотя и не пел соловьем, как бойкий фабричный человек». Калиныч был одарен такими преимуществами, которые признавал сам Хорь: «он заговаривал кровь, испуг, бешенство, выгоняя червей; пчелы ему дались, рука у него была легкая». Калиныч стоял ближе к природе, его более трогали описание гор, водопадов, чем административные и государственные вопросы. Жил в низенькой избе и не мог содержать хозяйство. Он умел читать, недурно пел и поигрывал на балалайке. Только музыка нравилась и Хорю, и Калинычу, она их объединяла. Хорь очень любил песню «Доля, ты моя, доля!» и это хорошо знал Калиныч. Только он начнет играть, как Хорь начинает подтягивать жалобным голосом. Здесь впервые заявляет о себе тема музыкальной одаренности русского народа.

Вот как описывает Тургенев Калиныча: Это был Калиныч. Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами, мне понравилось с первого взгляда. Калиныч (как узнал я после) каждый день ходил с барином на охоту, носил его сумку, иногда и ружье, замечал, где садится птица, доставал воды, набирал земляники, устроивал шалаши, бегал за дрожками; без него г-н Полутыкин шагу ступить не мог. Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой.

В какой форме зависимости от своего хозяина были Хорь и Калиныч. Ведь оба они были крепостными. Хорь - платил хозяину оброк, а Калиныч отрабатывал барщину. Давайте вспомним, чем отличаются эти формы повинностей.

Чем выгодна был оброк для Хоря? Но как говорится, до боженьки высоко , до царя –батюшки далеко.

Образ Калиныча открывает в «Записках охотника» целый ряд «вольных людей» из народа: они не могут постоянно жить на одном и том же месте, занимаясь одним и тем же делом. Такой тип с его поэтичностью, душевной мягкостью, чутким отношением к природе не менее важен для Тургенева, чем разумный и практичный герой: они оба представляют различные, но дополняющие друг друга стороны натуры русского человека. Это единство гармоничное, это счастливое соединение в русском характере общественного и естественно-природного.

    Отношения главных героев. Дружба крестьян.

А) слово учителя.

Нам понятно, что произведение построено на противопоставлении. Перед нами два разных крестьянина, по характеру, внешности, отношению к своему хозяину. На чём же строилось их взаимное уважение? Где мы можем увидеть взаимоотношения Хоря и Калиныча.

Б) Зачитывание отрывка

(от слов «Оба приятеля нисколько не походили друг на друга… до слов Он много видел, много знал.)

Тургенев специально показывает этих героев, выражая в них лучшие качества русского мужика. Они словно дополняют друг друга, составляя одно целое. Давайте найдём в тексте подтверждение любви автора к своим героям.

    «Я с удовольствием слушал их и наблюдал за ними»

    «Толкуя с Хорем, я в первый раз услышал простую, умную речь русского мужика»

    «Жаль мне было расставаться со стариком»

    «Меня занимали новые мои знакомцы»

    «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперёд»

3 группа Полутыкин

В произведении мы знакомимся с одним мелким помещиком Полутыкиным.

    Неспроста о Полутыкине говорится мимоходом: так незначителен, так пуст этот человек по сравнению с полнокровными характерами крестьян. «Отличный человек» звучит иронично. В финале рассказа звучит фраза: «Стреляй себе тетеревов да старосту меняй почаще». Устами крепостного мужика Тургенев дает отрицательную оценку культурно-хозяйственным возможностям русского дворянина. Крестьянин относится к помещику с пренебрежением, считая его человеком пустым, совершенно не приспособленным к полезной, практической деятельности.

Слово учителя В «Записках охотника» в образе Хоря нашел отражение определенный тип русского национального характера, свидетельствующий о жизнеспособности рационального, твердого, делового начала.

Прототипом Полутыкина послужил помещик Н.А. Голофеев, который узнал себя и очень обиделся на писателя.

 Почему он обиделся?

Каким предстает рассказчик в «Хоре и Калиныче»?

Рассказчик вызывает симпатию у героев, поскольку с уважением относится к людям. Он доискивается сути виденного и слышанного, приходит к обобщениям и выводам, словом, «исследует» интересующую его жизнь.

    Игра «Кто это?»

Все вы, ребята, прекрасно ознакомились с текстом рассказа, осталось выяснить н, насколько правильно вы разобрались в образах главных героев.

(Слайды № 10, 11)

«Синквейн».

(слайд №12)

V . Заключительная часть урока.

    Итог урока

За неприглядной внешностью крестьян, их простыми, а часто и скудными формами бытия писатель сумел рассмотреть многие истинно человеческие, прекрасные по своей сути качества. И не случайно уже по первому очерку «Хорь и Калиныч» Белинский сделал вывод о том, что Тургенев подошел к народу «с такой стороны, к какой до него к нему еще никто не заходил». Это было новаторство, имевшее важные последствия для всей русской литературы.

Заполнение диагностических карт

(Слайд №13)

Слайд 14

Просмотр содержимого документа
«Викторина»

    «…мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти…» О каком мужике идёт речь?

А) калужском

Б) орловском

В) пензенском

Г) тульском

    «…деревня (мы говорим о восточной части …ской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага, кое-как превращенного в грязный пруд. Кроме немногих ракит, всегда готовых к услугам, да двух-трех тощих берез, деревца на версту кругом не увидишь; изба лепится к избе, крыши закиданы гнилой соломой…». О деревне какой губернии упоминает автор?

А) о Калужской

Б) об Орловской

В) о Тульской

Г) о Пензенской

    «… деревня, напротив, большею частью окружена лесом; избы стоят вольней и прямей, крыты тесом; ворота плотно запираются, плетень на задворке не разметан и не вывалился наружу, не зовет в гости всякую прохожую свинью…» О деревне какой губернии упоминает автор?

А) о калужской

Б) об орловской

В) о тульской

Г) о пензенской

    «В качестве охотника посещая Жиздринский уезд, сошелся я в поле и познакомился с одним калужским мелким помещиком, … страстным охотником и, следовательно, отличным человеком». Фамилия помещика:

А) Хорь

Б) Калиныч

В) Полутыкин

    Имя и отчество господина Полутыкина.

А) Порфирий Иванович

Б) Панкратий Сысоевич

В) Николай Кузьмич

Г) Иван Сергеевич

    Кличка собаки господина Полутыкина.

А) Гастроном

Б) Агроном

В) Астроном

Г) Метроном

    Чья это усадьба? « Посреди леса, на расчищенной и разработанной поляне, возвышалась одинокая усадьба... Она состояла из нескольких сосновых срубов, соединенных заборами; перед главной избой тянулся навес, подпертый тоненькими столбиками».

А) Хоря

Б) Калиныча

В) Полутыкина

    Чья это изба? « Ни одна суздальская картина не залепляла чистых бревенчатых стен; в углу, перед тяжелым образом в серебряном окладе, теплилась лампадка; липовый стол недавно был выскоблен и вымыт; между бревнами и по косякам окон не скиталось резвых прусаков, не скрывалось задумчивых тараканов ».

А) Хоря

Б) Калиныча

В) Полутыкина

    Сколько детей было у Хоря?

А) 6

Б) 7

В) 8

Г) 9

    Какой оброк поначалу был назначен Хорю?

А) 36 пудов зерна

Б) 50 рублей

В) 36 рублей

Г) 50 пудов зерна

    О ком идёт речь? «… был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривал свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду. Ходил он нескоро, но большими шагами, слегка подпираясь длинной и тонкой палкой».

А) о Хоре

Б) о Калиныче

В) о Полутыкине

    Имя неженатого сына Хоря.

А) Андрей

Б) Захар

В) Иван

Г) Фёдор

    О чьей жене идёт речь? «Жена его, старая и сварливая, целый день не сходила с печи и беспрестанно ворчала и бранилась; сыновья не обращали на нее внимания, но невесток она содержала в страхе Божием».

А) Хоря

Б) Калиныча

В) Полутыкина

    Кто из персонажей повести «…пел довольно приятно и поигрывал на балалайке»?

А) Хорь

Б) Калиныч

В) Полутыкин

    Любимая песня Хоря в исполнении Калиныча.

А) «Ой, мороз, мороз…»

Б) «Ой, цветёт калина»

В) «Доля ты моя, доля!»

Г) «Дубинушка»

    В каком году было написано произведение «Хорь и Калиныч»?

А) 1848

Б) 1845

В) 1847

Г) 1846

Просмотр содержимого документа
«Диагностическая карта»

Диагностическая карта

Фамилия, имя

Оценка группы

Оценка учителя

Комментарий

Диагностическая карта

Фамилия, имя

Оценка группы

Оценка учителя

Комментарий

Диагностическая карта

Фамилия, имя

Оценка группы

Оценка учителя

Комментарий

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ»

САМОАНАЛИЗ урока литературы в 6Б классе

Тип урока : комбинированный

Тема: Характеристика героев рассказа «Хорь и Калиныч» И.С.Тургенева.

Методы обучения: аналитическая беседа, выразительное чтение, проблемный вопрос, синквейн, поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая.

Основное содержание урока

Урок литературы проведён в 6Б классе 04.12.2017г..
Раздел «Из русской литературы 19 века».
Целью данного урока является: создание условий для формирования навыков анализа текста как целостного художественного произведения на примере рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».

Для достижения цели были определены задачи:

Проанализировать проанализировать рассказ И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию писателя, рассмотрев композицию, позицию автора и характеры героев, формирование познавательных УУД;

-

- воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

По типу урока-это комбинированный урок, с использованием технологии АМО.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Подготовка к уроку: индивидуальные сообщения, чтение рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч»
6Б класс, в классе 14 человек, в классе доброжелательные межличностные отношения, дети разного уровня развития, большинство класса – дети визуалы. Учащиеся умеют работать в группах, умеют слушать друг друга и фронтально взаимодействовать.

Владеют навыками самооценивания себя и взаимооценивания друг друга. В классе присутствует дух соперничества. Большинство детей включается в учебную деятельность активно. У 2/3 учащихся класса преобладает низкий и средний темп техники чтения, что затрудняет восприятия произведений.

Урок по данной теме является пятым, уроком внеклассного чтения.

Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и детьми.

На организационном этапе урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (разрезанные предложения для деления на группы). При определении темы урока использовала поисково-исследовательский метод, применяя познавательные УУД. При формулировке цели урока учениками- регулятивные УУД.

На начальном этапе изучения темы проводилась словарная работа, способствующая развитию абстрактного и логического мышления (оброк, барщина, Сократ).

Проводилась на уроке работа в группах, как важный аспект развития коммуникативных УУД.

При работе с произведением предусматривала следующие приемы: осмысление текста, сравнение и характеристика героев.

На заключительном этапе урока ребята отвечали на вопросы викторины, что способствовало развитию личностных и коммуникативных УУД.

При закреплении темы написание синквейна группами использовала для развития умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.

Поставленные задачи удалось реализовать на уроке. Большинство детей справились со всеми заданиями, выявили трудности в работе, оценили свою деятельность и деятельность одноклассников на уроке, что является важным компонентом регулятивных УУД.

Цель урока достигнута.

Учитель ______________________________________________

Просмотр содержимого документа
«таблица»

Герой

Портрет

Социальный статус

Черты характера

Отношения с другими героями

Полутыкин

Просмотр содержимого документа
«технологическая карта урока Хорь и Калиныч»

Технологическая карта урока литературы в 6Б классе

Тема урока: Характеристика героев рассказа «Хорь и Калиныч» И.С.Тургенева

Цель урока:

    создание условий для формирования навыков анализа текста как целостного художественного произведения на примере рассказа И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».определить отношение писателя к простому русскому мужику, дать сравнительную характеристику главных героев выявить активную гражданскую позицию автора в стихотворении.

Задачи:

    проанализировать проанализировать рассказ И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч» как целостное художественное произведение в единстве формы и содержания; проникнуть в творческую лабораторию писателя, рассмотрев композицию, позицию автора и характеры героев, формирование познавательных УУД;

    развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать умение выразительного чтения, навыков поисковой работы, ассоциативного мышления, работы с текстом; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;

    воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение, гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД.

Планируемые результаты:

    познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

    личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

    регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

    коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I . Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята! При входе в класс каждый из вас получил небольшую часть предложения с описанием одного из героев произведения. Сейчас я прошу вас сложить предложения, находя друг друга, вы сможете определить свою группу.

С творчеством великого русского писателя 19 века И.С.Тургенева мы встречаемся уже не первый год. Давайте вспомним, с какими из его произведений мы уже знакомы? (на слайдах- иллюстрации к рассказам «Муму» и «Бежин луг» - дети называют эти произведения).

Делятся на группы.

Называют произведение и героя.

Внимание, уважение к сверстникам (Л) ; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К) ; мобилизация сил и энергии (Р).

II . Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Раннее творчество И.С Тургенева - это стихотворения, поэмы, несколько повестей и пьес. В конце 40-х годов 19 века Тургенев был уже довольно известным писателем. Но настоящий успех пришёл вместе с публикацией рассказов «Записки охотника».

Великий русский критик В.Г.Белинский объяснил повышенное читательское внимание к произведению, сказав: «неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». Все рассказы цикла «Записки охотника» повествуют о крепостных, которые по своим нравственным качествам изображаются выше их бессердечных господ.

    Как вы думаете, почему цикл рассказов был назван Тургеневым «Записки охотника»?

В центре рассказа «Хорь и Калиныч» два крестьянских характера. Тургенев создавал образ Хоря под впечатлением встречи с реальным крестьянином, «с натуры» и даже послал ему свой очерк, чем тот был очень польщен. И.С. Тургенев дает точную характеристику образа жизни и духовного облика крестьян различных губерний России. К началу XIX в. существовали две формы крепостной зависимости: барщина и оброк.

Давайте вспомним, что означают данные слова.

Викторина на знание содержания рассказа.

Выступают докладчики

Поиск и выделение необходимой информации (П).

Побуждение к деятельности (Л). Анализ объектов с целью выделения признаков (П), изложение и аргументация мнения (К).

Овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П)

. «Открытие нового знания»

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися.

Рассказ “Хорь и Калиныч” начинается с пространного авторского рассуждения о том, чем отличается мужик Орловской губернии от мужика Калужской губернии. Кажется, уже в самом начале рассказа писатель хочет проникнуть в тайну народного русского характера.

Тургенев специально сопоставляет два психологических типа: рассудительного, практичного Хоря и мечтательного, поэтичного Калиныча. Это как бы две стороны одной медали, две составляющие части единого русского характера.

Хорь и Калиныч - две стороны единого национального русского характера, в котором сосуществуют трезвое отношение к жизни - и мечтательность, деловитость, предприимчивость и пренебрежение к материальному благополучию. Калиныч ближе к природе, Хорь - к людям, к обществу. Весь рассказ построен на антитезе - изображении двух противоположных, но дополняющих друг друга русских характеров.

Какой смысл вкладывает рассказчик в сравнение Хоря с Сократом?

Почему Хорь не хочет освободиться от крепостной неволи?

Каким изображен помещик Полутыкин в рассказе? Какой смысл приобретает оценка автора - «отличный человек»?

Сравнительная характеристика Хоря, Калиныча и Полутыкина. Работа с текстом.

Группы заполняют таблицы.

Презентация работы групп.

Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Побуждение к деятельности (Л).

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (Лог). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск необходимой информации (П).

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста (П).

Анализ, обобщение, определение понятия; построение логически обоснованных рассуждений; представление информации в разных формах (П). Понимание позиции другого, выраженного в явном и неявном виде (диалог с автором текста); переработка, систематизация информации (К). Осознание целостности мира и многообразие взглядов на него, вырабатывание собственных мировоззренческих позиций (Л)

V .Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

«Синквейн».

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

В чём новаторство И.С.Тургенева? Как И.С.Тургенев показывает простой народ? Какое место в литературе 19 века занимают эти рассказы?

За неприглядной внешностью крестьян, их простыми, а часто и скудными формами бытия писатель сумел рассмотреть многие истинно человеческие, прекрасные по своей сути качества. И не случайно уже по первому очерку «Хорь и Калиныч» Белинский сделал вывод о том, что Тургенев подошел к народу «с такой стороны, к какой до него к нему еще никто не заходил». Это было новаторство, имевшее важные последствия для всей русской литературы.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Заполнение диагностических карт

Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л).

V . Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру. После такой активной работы с текстом, нам необходимо подвести итог. Он и выльется у нас в небольшую письменную работу: напишите, что узнали по теме урока, задайте вопрос, на который ответа не получили.

Записывают домашнее задание

Просмотр содержимого презентации
«открытый урок»




«…неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил».

В.Г.Белинский



Характеристика

героев рассказа

«Хорь и Калиныч»


Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами.


Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.



ХОРЬ

… высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос.

… заливался смехом, причем его маленькие глазки исчезали совершенно.

… старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный

(Его) занимали вопросы административные и государственные

… расплодил большое семейство, покорное и единодушное


КАЛИНЫЧ

Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами

(Его) более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов

… не любил рассуждать и всему верил слепо…

… пел довольно приятно и поигрывал на балалайке.

… была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе.


Рефлексия "Синквейн".

1-я строка – очерк «Хорь и Калиныч»;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.С.Тургенев. «МУМУ»

И.С.Тургенев «Бежин луг»

«…неудивительно, что маленькая пьеса «Хорь и Калиныч» имела такой успех: в ней автор зашёл к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто не заходил». В.Г.Белинский

Василий Григорьевич Перов. «Охотники на привале»

Работа с текстом

Калиныч пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. Хорь слушал, слушал его, загибал голову набок и начинал подтягивать жалобным голоском.

Обро́к - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате помещику продуктами или деньгами.

Барщина - даровой принудительный труд крепостного крестьянина, работающего собственным инвентарем в барском (помещичьем) хозяйстве.

… высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. (Его) занимали вопросы административные и государственные …заливался смехом, причем его маленькие глазки исчезали совершенно. …старик - лысый, низкого роста, плечистый и плотный …расплодил большое семейство, покорное и единодушное КТО ЭТО? ХОРЬ

КТО ЭТО? КАЛИНЫЧ Его добродушное смуглое лицо, кое-где отмеченное рябинами (Его) более трогали описания природы, гор, водопадов, необыкновенных зданий, больших городов …не любил рассуждать и всему верил слепо… …пел довольно приятно и поигрывал на балалайке. …была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало вовсе.

Кто из героев рассказа мне понравился? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Конспект урока. Разработка урока внеклассного чтения. Урок - путешествие «По шолоховским местам».

Цели: углубить представления о личности писателя, о жизненных истоках его произведений; дать понять, как в своем творчестве он достиг таких высоких вершин; на примере жизни и творчества М. Шолохова во...

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...